Оценка деятельности казначейства

Казначейство России в последние годы стало мощной платежной, учетной, контрольной системой с высоким уровнем информатизации и автоматизации работы в сфере финансовой деятельности. На сегодняшний день Федеральное казначейство является одним из самых развитых в части информационных технологий органов исполнительной власти.

Специалистами Федерального казначейства была разработана Стратегическая карта развития ведомства до 2015 года, включающая формирование таких базовых компонентов стратегирования, как: роль, миссия, видение перспективной модели его совершенствования, семь важнейших стратегических целей Казначейства России, декомпозированных на двенадцать ключевых задач

На сегодняшний день основными актуальными стратегическими задачами Казначейства России являются:

  • развитие и совершенствование механизмов управления ликвидностью единого казначейского счета;

  • развитие государственных информационных систем;

  • создание и развитие системы «Электронный бюджет»;

  • реформирование системы платежей бюджетной системы.

Рассмотрим в целом каждое из направлений.

Управление ликвидностью — относительно новое направление в работе Федерального казначейства. Начиная с 2008 года средства федерального бюджета стали размещаться на депозиты в коммерческих банках. Данный процесс является основным методом управления ликвидностью единого казначейского счета (ЕКС) бюджета.

Размещения средств бюджета на банковские депозиты позволило получить в бюджет дополнительно около 5 млрд. рублей в 2010 году, а в 2011 году — более 19 млрд. рублей, что является ярким показателем эффективности от концепции ЕКС федерального бюджета, где деньги не просто хранятся, а начинают «работать» — приносить дополнительный доход в бюджет.

Одним из методов управления ликвидностью также является находящийся в разработке механизм краткосрочного кредитования бюджетов субъектов Российской Федерации — замещение механизма предоставления субсидий бюджетам на предоставление средств поддержания ликвидности бюджетов по кредитным договорам.

В настоящее время, совместно с Минфином России рассматривается вопрос о механизмах размещения средств федерального бюджета по сделкам РЕПО (кредитования под залог государственных ценных бумаг).

Таким образом, не смотря на очевидную пользу, получаемую от применения текущих способов управления ликвидностью, у данного направления есть пути развития и совершенствования, которые позволят этому процессу работать с еще большей эффективностью для бюджетной системы государства.

Следующим направлением развития Казначейства России является развитие информационных систем.

Самый значимый результат развития информационных систем — внедрение Автоматизированной системы Федерального казначейства (АС ФК), которая стала центральным элементом исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Это результат слаженной работы Федерального казначейства с Министерством финансов России и Всемирным банком. Максимальное использование результатов внедрения АС ФК во всех сферах управления общественным финансами — является одной из важнейшей задачей Казначейства России.

В настоящее время Федеральное казначейство является владельцем двух информационных систем — АС ФК и Система ключевых показателей эффективности (КПЭ). Кроме того, Казначейство России является оператором следующих систем:

  • Официальный сайт для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (Портал ООС (www.zakupki.gov.ru);

  • Официальный сайт для размещения информации о государственных и муниципальных учреждениях Портал ГМУ (www.bus.gov.ru);

  • Система электронный бюджет;

  • Государственная информационная система о государственных и муниципальных платежах;

  • Государственная автоматизированная система (ГАС управление)

Внедрение и использование казначейских информационных систем привело к таким экономическим эффектам, как, сокращение транспортных и хозяйственных расходов клиентов за счёт предоставления им сервиса электронного документооборота, скорость обмена информации с внешними пользователями увеличилась в тридцать раз, оптимизация функциональных процессов (сокращено число счетов по учёту доходов с 4000 до 85).

Особое внимание заслуживает новый проект — «Электронный бюджет» — это безбумажные технологии, однократный ввод данных, быстрота обработки информации, единая база данных или несколько баз данных, которые сопряжены друг с другом, портальные решения, ориентированные на информированность граждан о состоянии государственных финансов.

Правительство опубликовало концепцию создания единого портала бюджетной системы («Электронный бюджет») — www.budget.gov.ru на котором будет размещаться информация о состоянии бюджетной системы Российской Федерации.

Концепция создания и развития системы «Электронный бюджет» предусматривает пятилетний срок.

На первом этапе (в 2012 году) переданы в опытную эксплуатацию шесть подсистем: ведения реестров, учета и отчетности, управления закупками, кадровыми ресурсами, нефинансовыми активами и информационно-аналитическая подсистема. Еще по трем подсистемам (бюджетного планирования, управления расходами и денежными средствами) предусмотрено провести проектирование. Также будет введен в эксплуатацию единый портал бюджетной системы Российской Федерации.

На втором этапе в 2013 году подсистемы первой очереди будут переданы в промышленную эксплуатацию в пилотные органы государственной власти России и ряд субъектов. По отдельному графику будет происходить внедрение системы «Электронный бюджет» в федеральных органах исполнительной власти.

С 2014 года планируется передача в промышленную эксплуатацию подсистем бюджетного планирования, управления, управления расходами и денежными средствами, а с 2015года подсистем управления доходами, долгом, финансовыми активами и финансового контроля.

По итогам внедрения системы «Электронный бюджет» Министерство финансов Российской Федерации надеется достичь следующих результатов:

  • выйти на интегральный показатель прозрачности информации о государственных финансах (Open Budget Index), составляющий не менее 70 баллов;

  • довести долю юридически значимого документооборота в общем объеме документооборота в финансово-хозяйственной деятельности федеральных организаций сектора государственного управления не менее чем до 70 %;

  • сократить время обработки финансовой и управленческой документации федеральных организаций сектора государственного управления на 30 %;

  • сократить сроки формирования всех видов финансовой и управленческой отчетности федеральных организаций сектора государственного управления в 1,5 раза;

  • довести долю информации, размещаемой на едином портале бюджетной системы Российской Федерации в режиме реального времени, до 100 %;

  • обеспечить возможность доступа к работе в системе «Электронный бюджет» всем субъектам Российской Федерации и не менее 50 % муниципальных образований.

Следующая стратегическая задача, касающаяся развития казначейской системы — выполнение полновесных расчетно-платежных функций для полного охвата всех необходимых операций с бюджетными средствами.

В настоящее время в Центральном банке России открыты многочисленные счета публично-правовым образованиям — около 60 тыс. счетов (счёта по бюджетам, по средствам переданным во временное распоряжение). В связи с вступлением в силу Федерального Закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» открываются счета по новым бюджетным и автономным учреждениям. Количество счетов — запредельное. Это с одной стороны.

С другой стороны, платёжные операции, которые совершаются между счетами, участниками и не участниками бюджетного процесса, с организациями государственного сектора, с внешними получателями или плательщиками, не являются достаточно эффективными. В связи с чем, Федеральное казначейство планирует совместно с Центральным банком России реализовать проект (условное название «Казначейский банк») — осуществив к 2017году переход всех открытых банковских счетов в учётную систему Казначейства России. Таким образом, Федеральное казначейство должно получить статус прямого участника платежной системы Банка России и свой банковский идентификационный код.

Реализация этого проекта задаст новый стандарт обслуживания клиентов. Это позволит упростить многие бизнес-процессы, которые сегодня кажутся в некоторой степени тяжеловесными. И как всегда лучшие стандарты банковской практики будут использованы в Казначействе России.

В декабре 2012 года исполнилось 20 лет со дня образования Федерального казначейства и на протяжении всего этого срока, Казначейство России всегда находилось на передовых позициях развития инновационных процессов. Основной задачей было и остается постоянное повышение качества выполняемых государственных функций через полную автоматизацию процессов и применения самых передовых технологий.

Литература:

Существует лишь то, что можно измерить.
Макс Планк

Два вида казначейства банка

В российской банковской практике одинаковым термином «казначейство» именуют два различных типа структурных подразделений.

«Внутреннее» казначейство осуществляет перераспределение ресурсов между другими подразделениями банка с использованием системы трансфертного ценообразования.

«Внешнее» казначейство представляет собой подразделение, работающее с активами денежного рынка (МБК, форекс, торговые ценные бумаги).

Однако как в первом, так и во втором случае одна из важнейших задач казначейства — обеспечение необходимого уровня ликвидности банка. Разница заключается лишь в средствах достижения данной цели.

В первом случае казначейство использует в качестве «инструмента» другие подразделения банка, управляя ими с помощью изменения трансфертных цен на продажу/приобретение ресурсов.

Во втором случае казначейство непосредственно выходит на рынок, привлекая недостающую ликвидность либо размещая избыточную.

Эффективность деятельности казначейства как первого, так и второго типа обычно оценивается абсолютно так же, как и эффективность деятельности других фронт-офисных подразделений банка. Однако при таком подходе за рамками рассмотрения остается один из главных источников заработка казначейства.

Типы доходов банка

Все типы доходов банка можно объединить в 3 группы:

  • торговые (процентные, дилинговые), источник которых — торговля активами;
  • комиссионные, источником которых является продажа услуг;
  • «структурные», источник которых — управление дисбалансом структуры активов и пассивов банка по срокам привлечения/размещения.

Трансформация краткосрочных (и более дешевых) пассивов в долгосрочные (и более дорогие) активы — одна из основных функций банка как финансового посредника. И подразделением, которое реализует данную функцию, получая дополнительный доход от управления дисбалансом ликвидности, чаще всего является именно казначейство.

Алгоритм количественной оценки эффективности работы казначейства Рассмотрим возможный алгоритм количественной оценки эффективности данного аспекта работы казначейства. Он состоит из трех этапов.

Первый этап

Определение принципов фондирования активов банка. Производится на основании здравого смысла и принципов наилучшей банковской практики, а также с учетом особенностей ресурсной базы банка (например, степени концентрации пассивов, стабильности остатков на расчетных счетах и т.п.). Конечный результат может быть представлен в виде таблицы (табл. 1).

Таблица 1

Вариант фондирования активов банка

Второй этап

Определение допустимой величины дисбаланса структурной ликвидности в процентах от актива баланса-нетто.

Данный этап необходим для того, чтобы ограничить риск структурной ликвидности. Величина лимита на дисбаланс зависит от величины общего лимита риска банка и степени его фактического заполнения, а также особенностей структуры его пассивов (некоторые из которых были перечислены выше). В качестве ориентира можно принять, что допустимая величина постоянно поддерживаемого дисбаланса составляет до 10% от общей суммы активов, а допустимая величина кратковременно поддерживаемого дисбаланса — до 15% от общей суммы активов.

Третий этап

Построение матрицы фондирования с целью определения фактических источников фондирования активов банка.

Матрица (табл. 2) строится по среднедневным остаткам за отчетный период (месяц, квартал) отдельно для разных видов валют.

Таблица 2

Матрица фондирования

Порядок заполнения столбцов матрицы — сверху вниз и слева направо. В серую зону попадают активы, фондируемые не подходящими по типу пассивами. В приведенном примере она пуста, то есть банк ничего не зарабатывает на управляемых дисбалансах структуры фондирования.

Четвертый этап

Определение экономического эффекта от поддержания управляемых дисбалансов в структуре фондирования заключается в определении стоимости замещения пассивов «серой зоны» минимально необходимым объемом пассивов большей срочности (и стоимости).

Стоимость замещения рассчитывается по данным о фактической стоимости привлечения отдельных типов пассивов банка за отчетный период.

Вышеприведенный алгоритм позволяет получить количественную оценку экономического эффекта деятельности казначейства по увеличению рентабельности операций банка за счет управления дисбалансом структуры фондирования активов.

Для казначейства «внешнего» типа это также единственный метод, позволяющий дать количественную оценку его деятельности тогда, когда банк практически не проводит активных операций на денежном рынке (т.е. испытывает дефицит ликвидности, закрываемый с помощью пассивов денежного рынка — МБК, операций прямого РЕПО).

Данная оценка достаточно точна и наглядна для того, чтобы использовать ее как базу для расчета показателей системы экономического стимулирования сотрудников казначейства.

И наконец, в том случае, если управление структурной ликвидностью баланса банка относится к прерогативе его правления или комитета по управлению активами и пассивами, описанная методика является практически единственным средством количественной оценки эффективности работы данных коллегиальных органов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *