Отличие коллективного договора от соглашения

Понятие коллективного договора

Определение 1

Коллективным договором принято считать правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации и заключается между работником или работодателем в лице их представителей. Коллективный договор содержит взаимные обязательства сторон в данной организации с учетом особенностей и условий труда.

Представителями работников могут быть профсоюзы и их объединения, а также иные профсоюзные организации, а также иные представители, которые избираются работниками в соответствии с трудовым законодательством.

Стороны коллективного договора вправе устанавливать правила, касающиеся всего коллектива, например: систему оплаты труда в организации, ее регулирование, вопросы профессионального обучения работников, организации охраны труда на предприятии, социального обеспечения, предоставления отпусков, а также льготы и гарантии для работников.

Замечание 1

Коллективный договор – всегда двусторонний акт договорного характера. Он может быть заключен как в организации, так и в ее филиалах и представительствах.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Коллективные договоры и соглашения 460 руб.
  • Реферат Коллективные договоры и соглашения 220 руб.
  • Контрольная работа Коллективные договоры и соглашения 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Стороны, содержание и порядок заключения коллективного договора

Определение 2

Сторонами коллективного договора являются представители работников и работодатель лично или уполномоченные им представители. Другими словами, сторонами коллективного договора являются с одной стороны – трудовой коллектив организации, а с другой – работодатель в лице собственника предприятия или уполномоченного им представителя – директора, генерального директора и т.д.

Содержание коллективного договора составляют его условия, которые могут быть:

  • нормативными;
  • обязательными;
  • организационными.

В коллективный договор могут включаться следующие вопросы:

  • форма и система оплаты труда, ее размер, а также размер денежных вознаграждений, компенсаций, пособий и доплат;
  • регулирование оплаты труда в соответствии с ростом цен, уровнем инфляции;
  • вопросы занятости, переобучения, высвобождения работников, а также анализ выполнения показателей;
  • продолжительность рабочего времени, времени отдыха и отпусков;
  • улучшение условия охраны труда на предприятии, а также экологической безопасности на производстве и охраны здоровья;
  • вопросы добровольного и обязательного медицинского страхования;
  • льготы работникам, совмещающим работу с учебой;
  • контроль за выполнением условий коллективного договора, ответственность сторон и социальное партнерство;
  • отказ от забастовок на основании включенных в коллективный договор условий.

Перед заключением коллективного договора издается его проект, который должен быть доведен до работников организации и в случае поступивших замечаний обязательно дорабатывается и дополняется. Доработанный проект должен быть утвержден на общем собрании трудового коллектива и должен быть подписан всеми участниками представительного органа со стороны работников и работодателем.

Замечание 2

Коллективный договор может быть заключен не более чем на 3 года и вступает в силу с момента его подписания. Возможно продление действия коллективного договора не более, чем на 3 года.

Своё действие коллективный договор распространяет на всех работников организации, индивидуального предпринимателя. Если коллективный договор заключен в филиале или представительстве, то его действие распространяется на всех работников данного подразделения.

Коллективный договор продолжает действовать, даже если произошло изменение названия организации, ее реорганизация в форме преобразования, а также расторжение трудового договора с руководителем организации.

Изменение и дополнение коллективного договора производится в установленном трудовым законодательством порядке.

Понятие, виды и участники коллективного соглашения

Определение 3

Соглашением является правовой акт, который устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых и экономических отношений, тесно с ними связанных. Соглашение заключается между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом и территориальном уровнях.

Замечание 3

Соглашение, как и коллективный договор, — это форма социального партнерства. Но сфера его применения и характер несколько отличаются от коллективного договора. Разница заключается в том, что коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия, а соглашение – на федеральном уровне.

Существует пять видов соглашений (рис. 1):

  • генеральное (регулирует социально-трудовые отношения на федеральном уровне);
  • региональное (на уровне субъекта РФ);
  • отраслевое (социальные льготы и гарантии работникам отрасли);
  • профессиональное тарифное соглашение (нормы оплаты труда, льготы и гарантии для работников определенных профессий);
  • территориальное соглашение – условия труда, льготы и гарантии для конкретных административно-территориальных образований.


Рисунок 1. Виды коллективных соглашений в трудовом праве

Помимо этого соглашения могут быть двухсторонними и трехсторонними. Состав заключаемых соглашений зависит от уровня заключаемого соглашения.

В соответствии с законодательством участниками соглашения могут быть:

  • генеральные: общероссийские объединения профсоюзов, работодателей, Правительство РФ;
  • отраслевые: общероссийские профсоюзы и объединения, общероссийские объединения работодателей, Министерство труда и социального развития РФ;
  • профессиональные: соответствующие профсоюзы и объединения работодателей, соответствующий орган по труду;
  • региональные: профсоюзы, объединения работодателей, орган исполнительной власти субъекта РФ;
  • отраслевые: соответствующие профсоюзы, объединения работодателей, орган по труду субъекта РФ;
  • территориальные: профсоюзы и их объединения, объединения работодателей и иные уполномоченные работодателями представительные органы, соответствующий орган местного самоуправления.

Порядок заключения соглашения и сроки его разработки определяются на заседании комиссии по ведению коллективных переговоров. Издается проект соглашения, который должен быть подписан представителями сторон.

Подготовкой генеральных соглашений и ведением коллективных переговоров занимается специально образованная на федеральном уровне и постоянно действующая Российская трехсторонняя комиссия по урегулированию социально-трудовых отношений.

Соглашение считается вступившим в силу с момента его подписания и срок его действия не может превышать 3 лет.

Контроль за выполнением коллективных договоров и соглашений возложен на представителей и соответствующие органы по труду. Для осуществления контроля они представляют друг другу информацию о финансово-экономическом состоянии дел и о выполнении условий договора.

Замечание 4

Сходство коллективных договоров и соглашений заключается в том, что они оба являются нормативными актами договорного характера и выступают правовыми институтами трудового права.

Зачем нужен коллективный договор?
Прежде чем мы рассмотрим процедуру заключения коллективного договора, следует понять, для чего нужен коллективный договор и так ли он необходим?
Коллективный договор заключается обычно по инициативе работников с целью улучшения условий труда, повышения социальной защищенности и т. д. Для работодателя заключение такого договора может быть также выгодным. Так, заключая коллективный договор, работодатель имеет возможность в нем конкретизировать законодательство и защититься от непредсказуемых требований и поведения работников.
Коллективный договор — документ, регулирующий социально-трудовые отношения в организации между работниками и работодателем. При его заключении работодатель должен учитывать, что прописанные в нем условия не должны ухудшать положение работников, снижать уровень их прав и гарантий, установленных законодательством. В период действия договора он не имеет права изменять его условия в одностороннем — приказном — порядке (ст. 43 ТК РФ). Основное отличие коллективного договора от других локальных нормативных актов состоит в том, что это двустороннее соглашение, в то время как основная масса внутренних документов принимается в одностороннем порядке — только работодателем.
Трудовое законодательство содержит прямое предписание о закреплении в коллективном договоре ряда нормативных положений организации (около 70 статей Кодекса). Так как коллективный договор является важнейшим внутренним локальным нормативным актом, содержащим обязательства работодателя и коллектива, следует четко понимать, зачем он нужен работодателю, какова процедура его подготовки и принятия, подлежит ли он регистрации и т.д. Для чего заключать коллективный договор?
Инициатива заключения коллективного договора может исходить от любой из сторон социального партнерства. Так, если работники захотят, чтобы им ввели более благоприятные условия труда по сравнению с установленными законами или иными нормативными правовыми актами, или же они захотят ясности и стабильности в отношениях с работодателем, то будут настаивать на том, чтобы существующие, но не прописанные нигде условия труда были закреплены на бумаге.
Некоторые работодатели полагают, что коллективный договор заключается только для работников, чтобы установить им дополнительные гарантии, компенсации и льготы.
Но такое мнение ошибочно!
Рассмотрим положительные стороны заключения коллективного договора.
Работодатели также получают немалые преимущества при заключении коллективного договора. Он позволяет руководству организации, не только улучшить некоторые условия трудовых отношений, но и о себе позаботиться, так как довольно часто в нормативных актах имеются ссылки, позволяющие учесть расходы при исчислении некоторых налогов, если они предусмотрены именно коллективным договором. Дело в том, что согласно ст. 255 Налогового кодекса РФ расходы на премии и любые социальные выплаты, прописанные в коллективном договоре, а не во внутренних документах, относятся на себестоимость как необходимые расходы и работодатель не платит с них налоги. Получается, что коллективный договор нужен как доказательство обоснованности затрат. Ведь если все включать в состав трудового договора, то он станет необъятным.
Наличие коллективного договора позволяет работодателю оптимизировать решение сразу нескольких проблем.
Во-первых, он помогает стабилизировать отношения с трудовым коллективом. Установление показателей премирования, системы доплат и надбавок усиливает мотивацию работников. Через коллективный договор можно решать вопросы повышения производительности труда, ответственности коллектива и др.
Во-вторых, коллективный договор позволяет существенно сократить объем кадрового документооборота. В небольшом медицинском учреждении работодатель может оговорить все аспекты трудовых отношений в трудовом договоре с каждым сотрудником. У работодателя нет возможности контактировать непосредственно с каждым из работников. В этом случае взаимодействие с работниками он осуществляет посредством коллективного договора. А в трудовых договорах даются ссылки на общие правила, распространяющиеся на всех сотрудников.
В-третьих, коллективный договор для работодателя — это инструмент управления налоговой нагрузкой по налогу на прибыль. В соответствии со статьей 255 главы 25 Налогового кодекса РФ расходы на оплату труда уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. В расходы налогоплательщика (работодателя) на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами.
Кроме того, перечень расходов по оплате труда не является закрытым, так как согласно п. 25 ст. 255 НК РФ в их состав можно включать другие расходы, произведенные в пользу работника и предусмотренные трудовым и (или) коллективным договорами, которые и уменьшают налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Это могут быть, например, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство, премии за высокие достижения в труде, более высокие доплаты за совмещение, за работу в выходные и праздничные дни; оплата проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования и специальными маршрутами (п. 26 ст. 270 НК РФ).
Многочисленные вопросы возникают в связи с выплатой сверхнормативных суточных. Например, как их учесть при исчислении налога на прибыль? Даже если учреждение предусмотрит в коллективных договорах выплату суточных в размерах, превышающих установленные нормативными актами, то учесть их при исчислении налога на прибыль оно не сможет. Включению в расходы подлежат суточные, установленные Постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 N 93 «Об установлении норм расходов организаций на выплату суточных или полевого довольствия, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией». Бюджетные учреждения вправе закрепить в коллективных договорах повышенные размеры суточных только за счет внебюджетных средств, но учесть их при расчете налоговой базы по налогу на прибыль нельзя.
Расходы на предоставление сотрудникам бесплатного или льготного питания по разъяснению Минфина России можно учесть, если работодатель обязан обеспечивать работников едой в соответствии с трудовыми и (или) коллективным договорами (Письмо Минфина России от 08.11.2005 N 03-03-04/1/344). Или если выплата выходного пособия при увольнении сотрудника предусмотрена в трудовом и (или) коллективном договоре по основанию, не прописанному в Трудовом кодексе РФ, то расходы на него можно учесть при формировании базы по налогу на прибыль (Письмо Минфина России от 13.05.2008 N 03-03-06/1/305).
Таким образом, налоговое законодательство поощряет работодателей, заключивших коллективные договоры.
К сожалению, коллективный договор зачастую рассматривается как чисто формальный акт. Это происходит из-за неумения использовать имеющиеся возможности.
Важно не введение в коллективный договор для работников как можно большего числа дополнительных по сравнению с законодательством гарантий и компенсаций, а их правильный подбор с учетом реальных социальных проблем в данном регионе, в данной организации.
У работодателя может быть заключен только один, удовлетворяющий всех работников коллективный договор, выявляющий общие интересы у работников и работодателей.
Стороны коллективных переговоров должны в обязательном порядке подписать коллективный договор. Если согласие между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора не достигнуто, стороны в трехмесячный срок со дня начала коллективных переговоров должны подписать договор на согласованных условиях. Одновременно составляется протокол разногласий.
Максимальная продолжительность коллективных переговоров составляет 3 месяца. После истечения этого срока коллективный договор должен быть подписан.
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров (при уже действующем коллективном договоре) в порядке, предусмотренном для разрешения коллективных трудовых споров. Неурегулированные разногласия не могут быть оставлены без рассмотрения или существовать как дополнение к коллективному договору.
Коллективный договор может быть заключен как у работодателя в целом, так и в филиалах, представительствах и обособленных подразделениях. Филиалы и представительства не обладают правами юридического лица. При заключении коллективного договора руководитель филиала или представительства должен быть надлежащим образом уполномочен как на ведение коллективных переговоров, так и на заключение коллективного договора. Если в доверенности руководителя филиала отсутствует такое право, работникам филиала необходимо обращаться к самому работодателю.
Коллективные переговоры
Подготовка, заключение и изменение коллективного договора, продление его действия, внесение в него изменений и дополнений являются предметом переговоров представителей работников и работодателей.
Проявить инициативу по проведению коллективных переговоров вправе любая сторона.
Представители стороны, получившие письменное уведомление с предложением о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение 7 календарных дней со дня получения уведомления.
Днем начала коллективных переговоров считается день, следующий за днем получения инициатором коллективных переговоров ответа от другой стороны с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем окончания коллективных переговоров является дата подписания коллективного договора или протокола разногласий по нему.
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников:
1) лицами, представляющими интересы работодателей (администрация);
2) организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями (юридические лица, учредителем которых является работодатель, его аффилированные лица);
3) органами исполнительной власти;
4) органами местного самоуправления;
5) политическими партиями.
Участие профсоюзных организаций
При наличии в организации двух или более первичных профсоюзных организаций ими может быть создан единый представительный орган, который формируется на основании принципа пропорционального представительства в зависимости от численности членов профсоюза.
В том случае, если первичные профсоюзные организации не договорились о создании единого представительного органа, то первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины всех работающих, вправе принять решение о направлении работодателю предложения о начале коллективных переговоров от имени всех работников без создания единого представительного органа.
Кроме того, может быть избран непрофсоюзный представитель — при наличии одного из следующих условий:
1) если ни одна первичная профсоюзная организация не объединяет более половины работающих у данного работодателя;
2) если работники не определили, какая первичная профсоюзная организация из имеющихся, будет представлять их интересы;
3) если работники не объединены в первичные профсоюзные организации.
До вступления в переговоры первичная профсоюзная организация, единый представительный орган либо иной представитель, избранный работниками, должны объединиться и в течение 5 рабочих дней после направления работодателю уведомления о начале коллективных переговоров создать единый представительный орган для ведения коллективных переговоров, в который могут войти представители всех заинтересованных первичных профсоюзных организаций.
В том случае, когда какая-либо первичная профсоюзная организация отказывается от участия в работе такого единого представительного органа, коллективные переговоры начинаются без ее участия.
При ведении коллективных переговоров стороны должны предоставлять друг другу не позднее 2 недель со дня получения запроса имеющуюся у них необходимую информацию. Какая именно информация должна быть предоставлена — определяют стороны.
Содержание и структура коллективного договора
В коллективный договор включаются:
• положения, содержащие локальные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения в организации;
• обязательства работников и работодателя.
Важен раздел коллективного договора, определяющий порядок функционирования представительных органов работников, предоставления им гарантий и компенсаций за счет работодателя, создание условий для их эффективной работы.
В коллективном договоре может быть определен перечень локальных актов, принимаемых работодателем с учетом мнения представительных органов работников, а также предусмотрена возможность принятия локальных нормативных актов организации по согласованию или совместно с представительными органами работников.
Порядок разработки проекта
и заключение коллективного договора
До начала переговоров стороны должны составить соглашение о порядке работы комиссии по ведению коллективных переговоров, в котором могут быть определены следующие вопросы:
• регулярность заседаний;
• ведение протокола;
• круг обсуждаемых тем;
• порядок сбора предложений;
• порядок принятия решения;
• порядок передачи согласованного варианта коллективного договора в филиалах и представительствах, а также работникам организации.
Отступление от согласованной процедуры возможно по совместному решению переговаривающихся сторон. Если же одна из сторон нарушает достигнутые договоренности, ее действия могут быть предметом коллективного трудового спора.
Действие коллективного договора
Коллективный договор заключается на срок не более 3 лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны по взаимному соглашению сторон имеют право продлевать действие коллективного договора многократно, на срок не более 3 лет.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации (в том числе тех, которые будут приняты на работу в организацию после его заключения), ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения.
После того как стороны подпишут договор, он считается вступившим в силу. В то же время дату вступления его в действие можно оговорить в содержании соглашения. Так что указать, что он действует неограниченное время, нельзя. По истечении этого срока договор можно продлить еще на три года.
А вот если в организации произошла реорганизация (например, слияние или присоединение) — в этом случае договор действует до того, пока не будет завершен процесс реорганизации. После чего коллективный договор прекращает свое действие. Если организация меняет организационно-правовую форму — то договор действует в течение трех месяцев с этого момента.
Если же дело дошло до ликвидации организации, то коллективный договор будет действовать, пока запись о ней не будет внесена в государственный реестр. Причем существует мнение, что если даже на момент начала ликвидации срок действия коллективного договора истек, то он все равно продолжает действовать до того, пока она не будет завершена (ст.43 ТК).
Штрафы, которые могут быть наложены на организацию или ее руководителя, в настоящее время невелики. Если руководитель организации уклоняется от коллективных переговоров о заключении коллективного договора, об изменении или о дополнении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного законом срока проведения переговоров, а равно необеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами его могут оштрафовать не больше чем на три тысячи рублей (ст. 5.28. КоАП). До пяти тысяч рублей штрафа могут наложить на работодателя по факту уклонения от участия в переговорах о заключении коллективного договора (ст. 5. 30 КоАП).
При приеме на работу работодатель обязан ознакомить работника с условиями действующего в организации коллективного договора.
Гарантии и компенсации лицам, участвующим в коллективных переговорах
Лица, участвующие в коллективных переговорах:
1) представители работников (за исключением освобожденных членов профсоюзных организаций, для которых ведение коллективных переговоров есть их обязанность в соответствии с заключенным с ними трудовым договором);
2) представители работодателя, которым приказом руководителя организации поручено участвовать в проведении коллективных переговоров;
3) эксперты, специалисты и посредники, привлекаемые для участия в коллективных переговорах сторонами,
освобождаются от основной работы для участия в процессе коллективных переговоров. Срок такого освобождения ограничивается 3 месяцами, то есть максимальным сроком ведения коллективных переговоров. За работниками, участвующими в коллективных переговорах, сохраняется средний заработок.
Регистрация и действие коллективного договора
Коллективный договор в течение 7 дней со дня подписания направляется представителем работодателя на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду.
Вступление коллективного договора в силу не зависит от факта его уведомительной регистрации.
Органы по труду, осуществляющие регистрацию, проводят правовую экспертизу заключенных коллективных договоров, выявляют нормы, ухудшающие положение работников по сравнению с действующим законодательством. Наличие в коллективном договоре подобных норм не является мотивом к отказу в уведомительной регистрации.
Стороны коллективного договора, включившие в эти документы нормы, не соответствующие требованиям законодательства, в установленном порядке вносят в них изменения. До внесения изменений противоречащие законодательству нормы не применяются.
Контроль за выполнением коллективного договора
Стороны самостоятельно в коллективном договоре могут определить механизмы контроля, уровень и объем необходимой информации.
Правом осуществления контроля за исполнением коллективных договоров наделены его стороны, органы по труду, осуществляющие регистрацию, а также органы социального партнерства, которые должны обобщать всю имеющуюся у них информацию, выявлять причины нарушений и обеспечивать принятие соответствующих санкций.
В настоящее время органом по труду является Федеральная служба по труду и занятости, которая проводит уведомительную регистрацию коллективных договоров и соглашений.
Для уведомительной регистрации коллективного договора необходимо обратиться в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по соответствующему субъекту Российской Федерации. Информацию о месте нахождения данного территориального органа можно получить в местном центре занятости населения.

Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работниками и работодателем в лице их представителей. Роль и значение коллективного договора в регулировании трудовых отношений неоднократно менялись в зависимости от изменения экономических и социальных условий. Становление и развитие рынка труда в современной России и новых по своему характеру общественных связей в кооперации труда обусловили очередное изменение содержания и сущности коллективного договора. Он становится основной разновидностью социально-партнерского регулирования трудовых отношений непосредственно в организациях.

В условиях перехода к рыночным экономическим отношениям правовая сущность коллективного договора неоднозначна. Она построена на двух началах: на идее автономии, управленческой суверенности организации в сфере труда, осуществляемой ее главой (собственником, предпринимателем), и на участии профсоюза или иного защитника профессиональных и социальных интересов наемных работников в урегулировании трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений между работодателем и работниками. Коллективный договор является нормативным соглашением, т.е. актом, заключающимся в договорном порядке, но наряду с конкретными обязательствами содержащим нормы права.

Следовательно, коллективный договор – это не только правовой акт, но и акт сознательного партнерства работников и работодателя конкретной организации, а в нормативной его части и источник локальных норм трудового права. Основная задача такого договора – регулирование социально-трудовых отношений.

При недостижении согласия между сторонами по отдельным проектам коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.

Неурегулированные разногласия после подписания коллективного договора могут быть предметом дальнейших коллективных переговоров или разрешаться в соответствии с ТК, иными федеральными законами.

Вопрос о выборе способа урегулирования разногласий должен решаться сторонами. Если стороны не достигли соглашения либо работодатель (его представители) уклоняется от продолжения коллективных переговоров, необходимо перейти к примирительным процедурам. Коллективный договор может заключаться в организации в целом, в ее филиалах, представительствах и иных обособленных структурных подразделениях.

При заключении коллективного договора в филиале, представительстве, ином обособленном структурном подразделении организации представителем работодателя является руководитель соответствующего подразделения, уполномоченный на это работодателем.

Коллективный договор обособленного структурного подразделения не должен содержать норм, ухудшающих положение работников по сравнению с коллективным договором всей организации.

Сторонами коллективного договора выступают работники в лице их представителей и работодатель, представляемый руководителем организации или другим полномочным в соответствии с уставом организации (или правовым актом) лицом. Заключенный коллективный договор, являясь регулятором социально-партнерского регулирования трудовых отношений на уровне организации, выражает интересы работников и работодателей. Поэтому условия и нормы коллективного договора для них обязательны и не должны ухудшать положение работников по сравнению с действующим законодательством. В противном случае они признаются недействительными. Коллективный договор снижает социальную напряженность в коллективе, он нужен для достижения баланса интересов сторон, для мобилизации партнеров при решении производственных задач, однако на практике зачастую наблюдается пассивность работодателя в вопросе заключения коллективных договоров по причине их обязательного для исполнения характера.

Согласно действующему законодательству предусматривается обязательная процедура разработки и заключения коллективных договоров, которая определяется сторонами. Начальной стадией такой процедуры являются коллективные переговоры. Их проведение предусмотрено ст. 37 ТК.

В этой статье предусматриваются общие правила проведения переговоров. Стороны могут установить и дополнительные процедуры согласования и утверждения коллективного договора. Этим занимается комиссия по ведению коллективных переговоров, которая определяет регламент работы, порядок обсуждения вопросов и принятия решений. Достигнутое комиссией по ведению коллективных переговоров решение о порядке разработки и заключения коллективного договора является обязательным для сторон. Порядок ведения коллективных переговоров и урегулирование разногласий были рассмотрены нами ранее. и структура коллективного договора определяются сторонами. Содержанием коллективного договора являются согласованные сторонами условия, которые призваны урегулировать социально-трудовые отношения в данной организации.

В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работников и работодателя по следующим вопросам:

  • • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • • выплата пособий, компенсаций;
  • • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • • рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
  • • улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
  • • соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
  • • экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
  • • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • • оздоровление и отдых работников и членов их семей;
  • • частичная или полная оплата питания работников;
  • • контроль за выполнением коллективного договора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
  • • отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
  • • другие вопросы, определенные сторонами.

Указанные элементы представляют примерный перечень вопросов, обязательств, которые могут включаться в коллективный договор, и носят рекомендательный характер. В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями. На практике эти вопросы реализуются в практические нормы рассматриваемого локального нормативного акта. Так, например, коллективный договор среди таких норм может предусматривать: увеличение отпуска на один календарный день работникам, которые в течение года не допускали пропуска в работе по болезни; дополнительные выплаты женщинам (работникам) пособия при рождении ребенка; оплату путевок в детские оздоровительные лагеря (для детей работников) и др.

При осуществлении коллективно-договорного регулирования необходимо соблюдать общие требования к содержанию коллективного договора, определяющие его соотношение с иными нормативными актами.

В коллективный договор включаются нормативные положения, если в законах и иных нормативных правовых актах содержится прямое предписание об их обязательном закреплении в коллективном договоре. Например, к таковым относятся: ст. 135 (установление заработной платы), ст. 144 (стимулирующие выплаты), ст. 178 (расширение случаев выплаты выходных пособий, а также установление их повышенных размеров) и т.д.

Реализация коллективного договора – это осуществление на практике тех условий, которые составляют его содержание. Она призвана соединить интересы работников и работодателей и создать правовой климат для существования их социально-партнерских отношений, нейтрализовать угрозу социального конфликта. Кроме того, коллективный договор своими нормами усиливает охрану труда, укрепляет дисциплину труда, предусматривает меры морального и материального поощрения за высокопроизводительный и качественный труд, бережное отношение к имуществу работодателя и в то же время закрепляет меры воздействия к нарушителям трудовой дисциплины. Может предусматривать поощрение уже не работающих ветеранов данной организации, улучшать медицинское и культурно-бытовое обслуживание работников и их семей, оказывать помощь семьям с малолетними детьми, особенно многодетным, и т.д. Реальное действие условий коллективного договора ведет к устранению конфронтации и установлению социального мира в организации, что способствует развитию производства, трудовых, социально-экономических и профессиональных отношений.

Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором. Стороны имеют право продлить действие коллективного договора на срок не более трех лет.

Действие коллективного договора распространяется на всех работников данной организации, ее филиала, представительства и иного обособленного структурного подразделения. Коллективный договор распространяется также на лиц, поступивших на работу после его заключения.

Изменение наименования организации, увольнение руководителя, подписавшего от имени работодателя коллективный договор, не влияет на его судьбу. Действие коллективного договора сохраняется.

При реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.

При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.

При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.

При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации.

Особенностью современного рыночного гражданского оборота является переход государственной собственности в собственность частную посредством приватизации. Так, например, ОАО, созданные в процессе приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий, соблюдают условия и отвечают по обязательствам, которые содержатся в коллективных договорах, действовавших до приватизации имущественных комплексов унитарных предприятий. По истечении трех месяцев со дня государственной регистрации ОАО, созданного в процессе приватизации имущественного комплекса унитарного предприятия, его работники (представители работников), совет директоров (наблюдательный совет) или исполнительный орган ОАО могут предложить пересмотреть положения действующего коллективного договора или заключить новый коллективный договор.

Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном ТК для его заключения, т.е. в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила могут быть определены сторонами в коллективном договоре.

Появившиеся в переходный к рыночной экономике период социально-партнерские соглашения на более высоком, чем предприятие, уровне – это новый в российском трудовом праве вид правовых актов. Понятие его легально дано в ст. 45 ТК. Соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях в пределах их компетенции.

Как и коллективный договор, соглашение является правовой формой социального партнерства. Однако сфера и характер его применения отличаются от коллективного договора. Коллективный договор регулирует отношения работников и работодателей на уровне предприятия (организации), соглашение регулирует социально-партнерские отношения на более высоком уровне. Как и коллективный договор, соглашения занимают по отношению к трудовому законодательству подчиненное место, так как условия соглашений не могут противоречить трудовому законодательству и ухудшать по сравнению с ним положение работников, иначе они недействительны. Более того, они призваны повышать социальные гарантии, условия труда и быта работников.

Целью заключения генерального соглашения является установление общих принципов регулирования социально трудовых отношений на федеральном уровне. Региональное соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ. Например, Генеральное соглашение между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011–2013 годы предусматривает в числе приоритетных целей проведение в предстоящий период социально-экономической политики, обеспечивающей право граждан на достойный труд, повышение качества жизни работников и их семей, сокращение масштабов бедности на основе устойчивого развития экономики, повышения се конкурентоспособности и увеличения доходов организаций, роста производительности труда, стабильной занятости и гибкости рынка труда, безопасности рабочих мест, расширения возможностей профессионального и карьерного роста работников.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам отрасли (отраслей).

Территориальное соглашение устанавливает общие условия труда, трудовые гарантии и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Соглашения по договоренности сторон, участвующих в коллективных переговорах, могут быть двусторонними и трехсторонними.

Иные соглашения могут заключаться сторонами на любом уровне социального партнерства по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Характер конкретных участников соглашений определяется уровнем регулируемых отношений.

Как и при заключении коллективных договоров, первой стадией процедуры заключения соглашений является ведение коллективных переговоров и формирование соответствующей комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей. Порядок, сроки разработки и заключения соглашения определяются комиссией и оформляются ее решением.

Заключение и изменение соглашений, требующих бюджетного финансирования, по общему правилу осуществляются сторонами до подготовки проекта соответствующего бюджета на финансовый год, относящийся к сроку действия соглашения.

Генеральное соглашение, отраслевые тарифные соглашения по отраслям, организации которых финансируются из федерального бюджета, должны заключаться по общему правилу до внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в Государственную Думу.

Региональные и территориальные соглашения должны заключаться по общему правилу до внесения проектов соответствующих бюджетов в представительные органы субъектов РФ и органов местного самоуправления. Соглашение подписывается представителями сторон. и структура соглашений определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение.

В соглашение могут включаться взаимные обязательства по следующим вопросам:

  • • оплата труда;
  • • условия и охрана труда;
  • • режим труда и отдыха;
  • • развитие социального партнерства;
  • • иные вопросы, определенные сторонами.

Перечисленный перечень положений, составляющих содержание соглашений, следует рассматривать как примерный. Соглашения могут устанавливать и дополнительные льготы по социально-трудовым вопросам для работников, на которых оно распространяется. Вместе с тем, определяя содержание соглашения, необходимо учитывать общие правила соотношения различных источников трудового права, т.е. существует ряд вопросов, которые в соответствии с Конституцией и ТК решаются на федеральном уровне органами государственной власти путем принятия федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Это установление порядка разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров, единого порядка расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и др.

Нельзя не учитывать и того, что согласно ст. 8 ТК соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленных трудовым законодательством. Если такие условия включены в коллективный договор, то они не могут применяться.

Далее рассмотрим вопрос о действии соглашения. Соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Соглашение является актом срочного действия, срок его действия определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Сторонам предоставлено право на продление действия соглашения на срок не более трех лет. Действие соглашения распространяется на работников и работодателей, которые уполномочили своих представителей на коллективные переговоры, на органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств, а также на работников и работодателей, присоединившихся к соглашению после его заключения.

Соглашение распространяется на всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение. Прекращение членства в объединении работодателей не освобождает работодателя от выполнения соглашения, заключенного в период его членства. Работодатель, вступивший в объединение работодателей в период действия соглашения, обязан выполнять обязательства, предусмотренные этим соглашением.

В тех случаях, когда на работников в установленном порядке одновременно распространяется действие нескольких соглашений, действуют наиболее благоприятные для них условия соглашений.

В тех случаях, когда на федеральном уровне заключено отраслевое соглашение, руководитель федерального органа исполнительной власти по труду имеет право предложить работодателям, не участвовавшим в заключении данного соглашения, присоединиться к этому соглашению.

Если работодатели в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования предложения о присоединении к соглашению не представили в федеральный орган исполнительной власти по труду письменный мотивированный отказ присоединиться к нему, то соглашение считается распространенным на этих работодателей со дня официального опубликования этого предложения. Порядок опубликования соглашений определяется сторонами соглашений.

Соглашение любого вида изменяется и дополняется в процессе проведения коллективных переговоров. Дополнительные правила изменений и дополнений могут быть определены сторонами в соглашении (ст. 48 ТК).

Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду. Соглашения, заключенные на федеральном уровне, направляются на регистрацию в Минтруда России, другие соглашения и коллективные договоры – в региональные и территориальные органы по труду. Коллективный договор, соглашение вступают в действие с момента, определенного сторонами, и не зависят от факта их уведомительной регистрации. Порядок регистрации коллективного договора может определяться правовыми актами субъектов РФ и органов местного самоуправления. Так, например, процедура такой регистрации на территории г. Волгограда определяется Положением о регистрации коллективных и трудовых договоров, утвержденным постановлением главы Волгограда от 30.04.2008 № 830.

Регистрация производится в целях выявления информации, которая необходима органам исполнительной власти по труду для выявления тенденций коллективно-договорного регулирования трудовых отношений и условий, коллективных договоров и соглашений, ухудшающих положение работников по сравнению с действующим законодательством. Выявив такие условия, орган по труду сообщает об этом представителям работодателей и работников, заключивших соответствующий коллективный договор, соглашение, чтобы внести необходимые изменения, и в соответствующую государственную инспекцию труда, которая может выдать предписание об устранении нарушения трудовых нрав работников.

Условия коллективных договоров, соглашений, ухудшающие положение работников по сравнению с законами, иными нормативными правовыми актами о труде, недействительны с момента их принятия и не подлежат применению.

Контроль за выполнением коллективного договора, соглашения осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. Для контроля они обязаны предоставлять друг другу информацию о выполнении условий договорного акта, финансово-экономическом состоянии и т.д.

Единство коллективных договоров и соглашений проявляется в том, что они оба являются нормативными актами договорного характера, выступают элементами социального партнерства и правовым институтом трудового права.

В то же время рассматриваемые акты имеют и различия, которые проявляются в следующем.

Действие в пространстве: нормы коллективных договоров носят локальный характер и действуют только в пределах организации (индивидуального предпринимателя); нормы соглашения в зависимости от его вида распространяются на всю территорию действия соглашения: Российская Федерация, субъект РФ, отрасль, территория муниципального образования и т.д.

Действие по кругу лиц. нормы коллективного договора распространяют свое действие только на работников и работодателя одной организации (индивидуального предпринимателя); соглашение в зависимости от вида действует в отношении всех его сторон.

Действие по количеству сторон: сторонами коллективного договора выступают представители работников и работодателя (одной организации или индивидуального предпринимателя); сторонами соглашения – представители работников, представители работодателей (в том числе объединения работодателей) и органы власти (как государственной, так и местного самоуправления).

Действие по содержанию: содержанием коллективного договора выступают конкретные нормы, регулирующие социально-трудовые отношения и улучшающие положение работников в отдельной организации (индивидуального предпринимателя); в основу соглашения заложены принципы не только социально-трудовых, но и экономических отношений.

Действие по характеру правового регулирования: правовое регулирование отношений по коллективному договору носит локальный характер, поскольку осуществляется в форме локальных нормативных актов; в зависимости от сторон соглашения правовое регулирование может осуществляться нормативными правовыми актами, как входящими в трудовое законодательство (федеральные законы, законы субъектов РФ), так и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (постановления Правительства РФ, акты органов исполнительной власти субъекта РФ, местного самоуправления и т.д.).

Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 31 (169). Право. Вып. 21. С. 82-83.

С. В. Макарова

соотношение коллективного договора с иными

ЛОКАЛЬНЫМИ НОРМАТИВНЫМИ АКТАМИ

Рассматриваются содержание коллективного договора и его соотношение с другими локальными нормативными актами.

Ключевые слова: локальный нормативный акт, коллективный договор.

При соотношении централизованного и локального регулирования трудовых отношений необходимо исходить из тех задач, которые поставлены законодателем в основном кодифицированном акте — Трудовом кодексе Российской Федерации (далее — Трудовой кодекс РФ, ТК РФ) и являются ориентирами при разработке и принятии как законодательных, так и локальных актов.

Одной из основных задач трудового законодательства является создание правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений (ст. 1 ТК РФ). Договоренности работников и работодателей на уровне организации могут быть закреплены в локальных нормативных актах, отражающих участие в их создании сторон трудовых отношений и выражающих их согласованную волю. Примером совместного локального нормотворчества Трудовой кодекс РФ называет коллективный договор. С помощью других локальных актов это сделать невозможно, так как они принимаются лишь с учетом мнения представительного органа работников, т. е. находятся полностью во власти работодателя и отражают его интересы1.

Коллективный договор и иные локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, представляют собой две разные модели регулирования трудовых отношений на уровне организации1. Коллективный договор основан на согласовании интересов работодателя и работников, он отражает демократические начала управления производством. Локальные нормативные акты представляют интересы работодателя в управлении делами организации. Коллективный договор носит комплексный характер, его принятие, содержание, срок действия зависят от согласованности воли сторон. Иные локальные акты имеют ограниченную сферу регулирования и применяются работодателем в порядке единоначалия. Коллективный договор первичен по отношению к другим локальным актам.

Локальные нормативные акты должны находиться в строгой зависимости друг от друга.

Трудовой кодекс РФ выстроил иерархию локальных источников трудового права. На первое место он выдвинул коллективный договор, это обусловлено договорным порядком его принятия, широким кругом социально-трудовых отношений, составляющих предмет его регулирования. В современной литературе по трудовому праву ученые по-разному рассматривают место коллективного договора в системе локальных нормативных актов организации. Общепризнанной является трактовка коллективного договора как нормативного акта, имеющего договорную природу, или нормативного соглашения2, нормативно -договорного соглашения3.

По мнению многих авторов, вследствие особой правовой природы иные локальные нормативные акты следует отличать от коллективного договора4. Действительно, коллективный договор является локальным нормативным соглашением: нормативным потому, что содержит нормы права, соглашением потому, что заключается между сторонами, локальным потому, что заключается и действует в пределах отдельной организации, филиала, представительства обособленного структурного подразделения5. Н. И. Дивеева считает, что коллективный договор, заключая в себе конституционные признаки договора как средства согласованной организации общественных отношений, является нормативным соглашением локального характера, имеющим публично-правовую природу6.

Коллективный договор во многих организациях становится базой для нормативного регулирования социально-трудовых отношений. Локальные нормативные акты являются в основном приложениями к коллективному договору. Именно в силу этого он становится ведущим локальным правовым актом, содержащим локальные нормы трудового права7. «Верховенство» коллективного договора должно означать, что работодатель и работники обязаны действовать на основе и во исполнение его, а иные локальные акты строго соответствовать ему.

Главенствующее положение коллективного договора в системе локальных источников кажется бесспорным. Так, в соответствии с Трудовым кодексом РФ он выступает единственным источником совместного творчества работодателя и работников, что характеризует его как пример высшей степени взаимодействия сторон трудового договора. Коллективный договор закрепляет компромиссные начала между интересами работников и работодателя, совмещает черты нормативного договора и локального источника права. Также свидетельством приоритетности коллективного договора перед иными локальными актами является детальная проработанность вопросов его принятия, действия, структуры и содержания.

Только в отношении коллективного договора Трудовой кодекс РФ установил его взаимосвязи с иными нормативными актами работодателя. Такой вывод следует из анализа ст. 8 ТК РФ, посвященной локальным источникам трудового права, в которой говорится о том, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работника по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашением, не подлежат применению. То есть коллективный договор является своеобразным юридическим ограничителем нормативной власти работодателя. Иначе говоря, работодатель вправе в одностороннем порядке принимать локальные нормативные акты только по тем вопросам, которые не урегулированы коллективным договором8.

Таким образом, локальные акты работодателя должны соответствовать коллективному договору, так как он является первым в ряду равных локальных нормативных актов. Как отмечает Г. В. Хныкин, не со всеми концептуальными положениями нового Трудового кодекса РФ, касающимися коллективного договора, можно согласиться. В них, в частности, наблюдается чрезмерная увлеченность законодателя коллективнодоговорным регулированием и умаление роли иных локальных актов, способных обеспечить эффективное функционирование трудовых отношений и достаточно полную защиту трудовых прав работников. Приоритет коллективного договора в основном трудовом законе фактически сводит локальное регулирование условий труда к коллективно-договорному методу посредством противопоставления коллективного договора иным локальным актам или через их поглощение им9.

Автор согласен с тем, что ограничение взаимосвязей партнеров по труду лишь рамками коллективного договора не является правильным. Необходимо расширить формы социального сотрудничества. Думается, что сторонам трудовых отношений необходимо предоставить право самим определять, в каком локальном документе фиксировать те или иные формулы паритетности при принятии локальных нормативных актов.

Необходимо учитывать и тот факт, что коллективный договор является необязательным локальным актом (в отличие, например, от правил внутреннего трудового распорядка). И если следовать указаниям законодателя о закреплении определенных условий труда только в коллективном договоре, то почти в половине организаций России, не заключивших их в первом полугодии 2003 г.10, реализовать многочисленные требования закона не представляется возможным. Мы согласны с Г. В. Хныкиным, который предлагает «предоставить право работодателю самому решать, в каком локальном нормативном акте он будет реализовывать предоставленные ему ТК РФ возможности»11.

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что только гармоничное взаимодействие коллективного договора и иных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, может создать необходимые условия для достижения оптимального сочетания интересов сторон трудовых правоотношений.

Примечания

2 См.: Антонова, Л. И. Локальное правовое регулирование. Теоретическое исследование. Л., 1985. С. 99.

3 См.: Толкунова, В. Н. Трудовое право России / В. Н. Толкунова, К. Н. Гусов. М., 1995. С. 33.

4 См.: Веселова, Е. Р. Локальные нормы трудового права : дис. … канд. юрид. наук. Томск, 2004. С. 138.

6 См.: Дивеева, Н. И. Договорные основы трудового права России. Барнаул, 1999. С. 48.

7 См.: Веселова, Е. Р. Указ. соч. С. 139.

8 См.: Трудовое право России : учебник / под ред. С. П. Маврина, Е. Б. Хохлова. М., 2002. С. 201.

9 См.: Хныкин, Г. В. Указ. соч. С. 111.

11 Хныкин, Г. В. Указ. соч. С. 115.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2.11. Коллективный договор и соглашение по охране труда

Коллективные договоры и соглашения регулируют трудовые и связанные с ними отношения, позволяют обеспечить учет и согласование интересов и потребностей всех участников трудовых отношений в системе социального партнерства в сфере труда.

Коллективный договор – локальный нормативный акт, регулирующий трудовые и социально-экономические отношения между нанимателями и работающими у него работниками (ст. 361 Трудового кодекса).

Соглашение – нормативный акт, содержащий обязательства сторон по регулированию отношений в социально-трудовой сфере на уровне определенной профессии, отрасли, территории.

Соглашения заключаются на республиканском (генеральное соглашение), отраслевом (тарифное соглашение) и местном (местное соглашение) уровнях.

Генеральное соглашение является основой для тарифных и местных соглашений, коллективных договоров.

Сторонами коллективного договора выступают работники организации в лице их представительного органа (профессиональные союзы и иные представительные органы) и наниматель (руководитель) или уполномоченные лица (ст. 354, 355 Трудового кодекса). При этом руководитель организации и его заместители не могут осуществлять представительство интересов работников.

Коллективный договор обязывает нанимателя регламентировать нормы предоставления определенных льгот и преимуществ (увеличение выплат, установление системы поощрений за достижения в труде, регламентирование рабочего времени и др.) отдельным категориям работников.

Трудовой договор – соглашение между работником и нанимателем (нанимателями), в соответствии с которым работник обязуется выполнять работу по определенной одной или нескольким профессиям, специальностям или должностям соответствующей квалификации согласно штатному расписанию и соблюдать внутренний трудовой распорядок. А наниматель обязуется предоставлять работнику обусловленную трудовым договором работу, обеспечивать условия труда, предусмотренные законодательством о труде, локальными нормативными актами и соглашением сторон, своевременно выплачивать работнику заработную плату.

Трудовой договор заключается в письменной форме, составляется в двух экземплярах и подписывается сторонами. Один экземпляр передается работнику, другой хранится у нанимателя (ст. 8 ТК).

Трудовой договор должен содержать в качестве обязательных следующие сведения и условия:

· данные о работнике и нанимателе, заключивших трудовой договор;

· место работы с указанием структурного подразделения, в которое работник принимается на работу;

· трудовая функция (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией). Наименование профессий, должностей, специальностей должно соответствовать квалификационным справочникам, утвержденным в порядке, определенном Правительством Республики Беларусь;

· основные права и обязанности работника и нанимателя;

· срок трудового договора (для срочных трудовых договоров);

· режим труда и отдыха (если он в отношении данного работника отличается от общих правил, установленных у нанимателя);

· условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки (оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты) (ст. 19 ТК).

· При заключении трудового договора наниматель обязан потребовать, а гражданин должен предъявить нанимателю:

· паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; документы воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на воинскую службу);

· трудовую книжку, за исключением впервые поступающего на работу и совместителей;

· диплом или иной документ об образовании и профессиональной подготовке, подтверждающий наличие права на выполнение данной работы;

· направление на работу в счет брони для отдельных категорий работников в соответствии с законодательством;

· заключение медико-реабилитационной экспертной комиссии (МРЭК) о состоянии здоровья (для инвалидов);

· декларацию о доходах и имуществе, страховое свидетельство, медицинское заключение о состоянии здоровья и другие документы о подтверждении иных обстоятельств, имеющих отношение к работе, если их предъявление предусмотрено законодательными актами.

Прием на работу без указанных документов не допускается. Запрещается требовать при заключении трудового договора документы, не предусмотренные законодательством (ст. 26 ТК).

После заключения в установленном порядке трудового договора прием на работу оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) объявляется работнику под роспись (ст. 25 ТК).

После приема на работу впервые поступившего работника, если он проработал у нанимателя свыше 5 дней, на работника заводится трудовая книжка, если работа в этой организации является для работника основной (ст. 50 ТК).

Трудовые договоры могут заключаться на:

· неопределенный срок;

· определенный срок не более 5 лет (срочный трудовой договор);

· время выполнения определенной работы;

· время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с настоящим Кодексом сохраняется место работы;

· время выполнения сезонных работ.

Срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или с условиями ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Трудовой договор на время выполнения определенной работы заключается в случаях, когда время завершения работы не может быть определено точно.

Трудовой договор на время выполнения сезонных работ заключается в случаях, когда работы в силу природных и климатических условий могут выполняться только в течение определенного сезона.

Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, договор считается заключенным на неопределенный срок (ст. 17 ТК).

С целью проверки соответствия работника поручаемой ему работе трудовой договор по соглашению сторон может быть заключен с условием предварительного испытания.

Срок предварительного испытания не должен превышать трех месяцев, не считая периода временной нетрудоспособности и других периодов, когда работник отсутствовал на работе.

Предварительное испытание при заключении трудового договора не устанавливается для:

· работников, не достигших 18 лет;

·молодых рабочих по окончании профессионально-технических учебных заведений;

·молодых специалистов по окончании высших и средних специальных учебных заведений;

· инвалидов;

· временных и сезонных работников;

· при переводе на работу в другую местность либо к другому нанимателю;

·при приеме на работу по конкурсу, по результатам выборов;

· в других случаях, предусмотренных законодательством.

Заключение трудового договора допускается с лицами,

достигшими 16 лет.

С письменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовой договор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет, для выполнения легкого груда, не причиняющего вреда здоровью и не нарушающего процесса обучения (ст. 21 ТК).

Правовой формой реализации права на труд преподавателя является трудовой договор, заключаемый непосредственно между ним и отделом образования или директором лицея. Существенными условиями трудового договора с преподавателем является поручаемая ему учебная дисциплина, соответствующая его специальности, объем недельной нагрузки, а также возлагаемые на него дополнительные обязанности (классное руководство, заведование кабинетом и т. п.).

Большую роль в вопросах соблюдения трудового законодательства играют профсоюзные организации учреждений образования. На них возложен контроль за соблюдением порядка приема, увольнения работников, их совместительства, перевода на другую работу, а также за правильностью ведения их трудовых книжек.

Преподаватели, как и все трудящиеся, пользуются правом на отдых: ежедневным отдыхом, еженедельными выходными днями, праздничными днями и отпуском. Продолжительность очередного отпуска для преподавателей установлена 56 календарных дней.

Одно из важнейших достижений в нашей республике – создание государственной системы материального обеспечения трудящихся в старости, в случае болезни и потери трудоспособности. Осуществляется материальное обеспечение за счет страховых взносов предприятий, учреждений и организаций и дотаций за счет государственного бюджета.

Правовые основы энергосбережения изложены в Законе Республики Беларусь «Об энергосбережении», принятом в 1998 г. Их мы рассмотрим ниже.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *