Отдых между сменами

П.п.10.24 «Продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее 8 часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы).»
Данное требование является чрезмерно жёстким и во многих случаях — невыполнимым, что ставит работодателя в положение «вечного правонарушителя». Так, правонарушениями при работе на полную ставку (стандартные по ТК РФ 40 часов в неделю) оказываются:
— Практически любая сверхурочная работа. Поскольку работники ходят в отпуска, болеют, отпрашиваются и прогуливают, и их нужно кем-то подменять, такие «правонарушения» неизбежны.
— Наличие обеденного перерыва, так как обед отнимает время у междусменного отдыха, делая его меньше двукратной продолжительности рабочего времени.
Уменьшение же смены как таковой приводит к временному отсутствию работника на рабочем месте. Для предприятий с непрерывным трудовым процессом* это крайне нежелательно.
Нужно заметить, что во внерабочее время, в том числе и в обеденный перерыв, работник на своём рабочем месте является посторонним частным лицом. Вернуться к работе он может (но — не «обязан») лишь на свой страх и риск, неся полную ответственность вплоть до уголовной за свои, в качестве постороннего лица, действия. В том числе и в случае нештатной ситуации.
* Здесь понятие «непрерывный трудовой процесс» включает в себя «ведение непрерывного технологического процесса», но не ограничивается этим. К примеру, работа диспетчеров круглосуточных служб тоже в него войдёт, только процесс будет не «технологический», а «организационный», и т.п..
— Любой график с пересменкой** аналогично нарушает либо требование СанПиН, либо требование ст. 110 ТК РФ «Продолжительность еженедельного непрерывного отдыха не может быть менее 42 часов», так как пересменка отнимает время от междусменного и еженедельного отдыха.
** Пересменка — период рабочего времени при непрерывном трудовом процессе, когда работают одновременно те, чьё рабочее время подходит к концу, и вновь пришедшие. Нужен, чтобы дать последним возможность (а также — обязать их) ознакомиться с ситуацией на рабочих местах до начала основной части своего рабочего времени. Характерная продолжительность 10-30 минут, иногда составляет до часа.
— При наличии непрерывного трудового процесса — противопожарные, противоаварийные и прочие тренировки персонала, так как их невозможно провести без отрыва от основной деятельности, и нужно дополнительное, вне основного графика смен, рабочее время.
В дополнение к вышеуказанному, жёсткость указанного требования СанПиН сильно ограничивает возможности составлять графики работы с удлинённым рабочим днём.
Так, под запретом оказываются варианты вроде «2 смены по 12 часов — 2 выходных», которые за большее утомление к концу смены дают работнику чистую экономию времени на проезд на/с работы и больше выходных «одним куском», удобным для организации досуга. А для погоднозависимых работ и деятельности, связанной с обслуживанием населения (и смежной с ней), являются фактической нормой и более длинные рабочие дни.
У работодателя здесь 3 возможности:
— работать с «вечным нарушением» СанПиН, при проверках контролирующими органами по первому требованию выплачивая штрафы (или откупаясь). Раз он и так «нарушитель» — мотивация к исполнению прочих требований данного СанПиН сильно падает, что на условиях труда сказывается не лучшим образом.
— использовать «серую» схему оплаты труда с различающимися «документальным» и реальным временем работы персонала, в отдельных случаях вовсе отказаться от официального найма. Повсеместно распространённая ситуация. Защищённость работников ещё ниже, так как, по крайней мере, часть времени они работают полулегально.
— если отсутствует понуждение к сменному графику какими-либо нормативными актами (обычно, отраслевыми), можно удлинить рабочий день до суток или более. Не факт, что персоналу будет легче, зато график работы перестанет считаться «сменным», и правонарушение пропадёт.
Таким образом, чрезмерная строгость требования СанПиН 2.2.2.1327-03 п.п. 10.24 во многих случаях приводит вместо повышения защищённости работника — к вреду для него самого, его работодателя и, поскольку с «серых» частей зарплат налоги не взять — для госбюджета.
Имеется и проблема подстройки режима отдыха под биоритмы работников.
Так, при 12-часовых сменах замена междусменного отдыха с 12- на 24-часовой для большинства людей не даёт облегчения из-за очень резкого сдвига режима сна. В основном люди будут спать перед 2-й сменой уже не полные 8, а лишь 3-4 часа, некоторые не смогут заснуть вовсе.
Оптимальное решение тут неоднозначно: есть небольшой процент людей, хронотип которых позволяет спать в произвольное время суток через произвольные периоды времени — такие люди могут выспаться 7-8 часов и после 1-й, и перед 2-й сменой. Увы, СанПиН и ТК РФ одновременно соответствует только один такой график: 12 часов работы — 24 отдыха — 12 работы — 48 отдыха.
Подстройка графика под местные условия и имеющийся в наличии персонал фактически запрещена, хоть и предусмотрена п.п. 10.22 того же СанПиН.
Практичнее будет позволять работникам и работодателю самим, совместно, выбирать продолжительность рабочего дня и междусменного отдыха в некоторых пределах, исходя из физиологических особенностей персонала (выносливости, хронотипа), сменных нагрузок и времени проезда на/с работы. В сложных и спорных случаях дополнительно оптимизировать график способны медики.

Статья 107 ТК РФ. Виды времени отдыха

1. Предусмотренные данной статьей виды времени отдыха различаются в зависимости от времени и цели его предоставления.

3. Ежедневный (междусменный) отдых — это время с момента окончания работы и до ее начала на следующий день (смену). Его продолжительность определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности и зависит от длительности ежедневной работы и обеденного перерыва.

Трудовой кодекс не устанавливает минимальную продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха. По сложившейся практике режим работы в организации устанавливается, как правило, таким образом, чтобы минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва была не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день (смену). Аналогичное правило установлено Санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.05.2003 N 100. В них предусмотрено, что продолжительность ежедневного отдыха между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. Меньший отдых (но не менее восьми часов) допустим только при чрезвычайной ситуации (аварийные работы) (п. 10.24).

Для отдельных категорий работников некоторых отраслей минимальная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха регламентируется в специальных нормативных правовых актах, устанавливающих особенности режима рабочего времени и времени отдыха.

Так, в соответствии с п. 16 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников рыбохозяйственного комплекса, имеющих особый характер работы, утв. Приказом Госкомрыболовства России от 08.08.2003 N 271, плавающему составу предоставляется ежедневный отдых продолжительностью 12, 16, 17 или 18 часов в сутки в зависимости от установленной продолжительности смены (вахты).

Конкретная продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха предусмотрена в соответствующих нормативных правовых актах и для работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств. Согласно п. 18 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2003 N 133, ежедневный отдых указанных работников не может быть менее 12 часов (см. также коммент. к ст. 329).

В соответствии с п. 12 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации, утв. Приказом Минтранса России от 30.01.2004 N 10, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

Согласно п. 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов. На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах оборота или в промежуточных пунктах не может быть менее продолжительности времени предшествующей смены, а если экипаж автомобиля состоит из двух водителей — не менее половины времени этой смены с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после возвращения к месту постоянной работы.

4. Еженедельный непрерывный отдых (выходные дни) предоставляется работникам продолжительностью не менее 42 часов. Конкретная продолжительность этого вида отдыха зависит от вида рабочей недели и режима труда в организации (см. коммент. к ст. ст. 110, 111).

5. Нерабочие праздничные дни — это установленные ТК свободные от работы дни, посвященные выдающимся событиям или памятным традиционным датам (см. коммент. к ст. 112).

6. Отпуск как вид времени отдыха представляет собой определенное число свободных от работы календарных дней (помимо праздничных нерабочих дней), предоставляемых работникам для непрерывного отдыха и восстановления работоспособности с сохранением места работы (должности). Различаются ежегодные оплачиваемые отпуска (см. коммент. к ст. 114) и отпуска без сохранения заработной платы (см. коммент. к ст. 128).

Добавить в «Нужное»

Обновление: 31 октября 2019 г.

В Трудовом кодексе в качестве одного из видов отдыха назван ежедневный междусменный отдых. Что это такое и какова должна быть продолжительность междусменного отдыха?

Междусменный отдых по ТК РФ

На самом деле Трудовой кодекс не раскрывает понятие междусменного отдыха и не говорит, сколько должен составлять междусменный перерыв (ст. 107 ТК РФ). Но, исходя из логики, междусменный перерыв можно определить как время, отсчитываемое от окончания одной смены до начала следующей смены. Посмотрим, в каких же нормативно-правовых актах определено время отдыха между сменами.

Санитарно-эпидемиологические правила

Во исполнение Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ) было принято Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 N 100, вводящее в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03. Согласно п. 10.24 этих Правил продолжительность ежедневного перерыва между сменами должна быть вдвое больше продолжительности работы. То есть если, к примеру, смена работника составляет 24 часа, то междусменный отдых должен составлять не менее 48 часов. Но нельзя забывать и о том, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормальное число рабочих часов.

Меньший отдых допустим только при чрезвычайной ситуации. Но и в этом случае он не может быть менее 8 часов.

Междусменный отдых при суммированном учете рабочего времени

При таком режиме также действует вышеприведенное правило: время отдыха между сменами должно быть, как минимум, вдвое больше продолжительности работы в предыдущую смену.

Время отдыха при сменном графике работы у водителей

Время ежедневного междусменного отдыха водителей регулируется специальным документом. Так, перерыв между сменами вместе с временем перерыва для отдыха и питания должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). А при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов (п. 25 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15). Особые правила действуют на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении, а также на междугородных перевозках (п. 25 Положения, утв. Приказом Минтранса от 20.08.2004 № 15).

Отметим, что с 1 ноября 2019 г. установлены штрафы за нарушение режима труда и отдыха водителей и за несоблюдение норм времени управления транспортным средством и отдыха (ст. 11.23 КоАП РФ).

На кого штраф Размер штрафа в рублях
Компания 20 000 – 50 000
Предприниматель 15 000 – 25 000
Руководитель компании 7 000 – 10 000
Водитель 1 500 – 2 000

Часть 5 статьи 103 ТК РФ:

Работа в течение двух смен подряд запрещается.

Пункт 25 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (утв. Приказом Минтранса России от 20.08.2004 N 15):

25. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — иным представительным органом работников.

На междугородных перевозках при суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха в пунктах промежуточных остановок или стоянок не может быть менее 11 часов. Этот отдых может быть сокращен до девяти часов не более трех раз в течение одной недели при условии, что до конца следующей недели ему предоставляется дополнительный отдых, который должен быть суммарно равен времени сокращенного ежедневного (междусменного) отдыха. В те дни, когда продолжительность отдыха не сокращается, он может быть разбит на два или три отдельных периода в течение 24 часов, один из которых должен составлять не менее восьми часов подряд. В этом случае продолжительность отдыха увеличивается не менее чем до 12 часов. Если в течение каждых 30 часов автомобилем управляли, по крайней мере, два водителя, каждый водитель должен был иметь период отдыха продолжительностью не менее восьми часов подряд.

Пункт 13 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей трамвая и троллейбуса» (утв. Приказом Минтранса России от 18.10.2005 N 127):

13. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), но не менее 12 часов.

При суммированном учете рабочего времени на регулярных перевозках в городском и пригородном сообщении продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть сокращена с 12 часов не более чем на три часа, с учетом удаленности места отдыха работника, с предоставлением ежедневного (междусменного) отдыха не менее 48 часов непосредственно после окончания рабочей смены, следующей за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом, по письменному заявлению работника, по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при его отсутствии — с иным представительным органом работников.

Пункты 17 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха специалистов по техническому обслуживанию и ремонту воздушных судов в гражданской авиации» (утв. Приказом Минтранса России от 07.07.2011 N 181):

17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смене) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности).

При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.

Пункты 16 и 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах» (утв. Приказом Минтранса России от 27.06.2013 N 223):

16. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

В случаях производственной необходимости работодателем с учетом мнения представителей работников, занятых на погрузочно-разгрузочных работах в морских и речных портах, при составлении графиков работы (сменности), продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до 12 часов, с соответствующим увеличением времени отдыха непосредственно после окончания рабочего дня (смены), следующего за уменьшенным ежедневным (междусменным) отдыхом.

18. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для работника графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 12 часов.

Пункты 17 и 19 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного унитарного предприятия «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса России от 16.05.2013 N 183):

17. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

19. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 19 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха морских лоцманов и кандидатов в морские лоцманы» (утв. Приказом Минтранса России от 14.03.2012 N 61):

19. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

21. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, лоцман может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для лоцмана графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, не установленные для лоцмана графиком работы (сменности) как рабочие дни. При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 20 и 22 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации», имеющих особый характер работы» (утв. Приказом Минтранса РФ от 09.12.2011 N 308):

20. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха с учетом времени перерыва для отдыха и питания в предшествующий отдыху рабочий день (смену) должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену).

22. В случаях, предусмотренных статьей 113 Трудового кодекса Российской Федерации, работник может быть привлечен к работе в выходные дни, установленные для работника графиком работы (сменности), или в нерабочие праздничные дни, работа в которые не предусмотрена графиком работы (сменности). При этом минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха перед привлечением к работе в выходной день или в нерабочий праздничный день должна быть не менее 24 часов.

Пункты 54-59 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»(утв. Приказом Минтранса РФ от 21.11.2005 N 139):

54. Отдыху ежедневному (отдых между полетными сменами) соответствует непрерывный период времени, предоставляемый члену экипажа для восстановления работоспособности после выполнения очередной полетной смены.

55. Нормальная продолжительность времени отдыха между полетными сменами должна составлять не менее двойной продолжительности завершенной полетной смены и устанавливаться с учетом:

а) продолжительности времени завершенной полетной смены;

б) разницы во времени между базовым и внебазовым аэропортами по всемирно-скоординированному времени;

в) продолжительности дорожного времени во внебазовых аэропортах.

56. При разнице во времени по всемирно-скоординированному времени между базовым и внебазовым аэропортами четыре часа и более продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на 30 минут за каждый час разницы во времени с базовым аэропортом.

57. После пребывания в часовых поясах с разницей во времени по всемирно-скоординированному времени с базовым аэропортом четыре часа и более в течение 48 часов и более время отдыха после возвращения в базовый аэропорт должно составлять не менее 48 часов.

58. Если дорожное время во внебазовом аэропорту превышает 60 минут, то продолжительность отдыха между полетными сменами должна быть увеличена на продолжительность дорожного времени, соответствующего периоду с момента убытия члена экипажа после окончания полетной смены до момента его размещения на отдых, а также время с момента убытия члена экипажа от места отдыха до момента начала предполетной подготовки.

59. По согласованию с представителями работников в базовом и внебазовых аэропортах продолжительность ежедневного отдыха, в зависимости от продолжительности завершенной полетной смены, может быть сокращена до значений минимального ежедневного времени отдыха, указанных в приложении N 6 Положения, с соблюдением норм, установленных пунктами 56, 58 настоящего Положения.

Пункты 6, 13, 39 — 42, 43, 46, 50 — 51 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов» (утв. Приказом МПС РФ от 05.03.2004 N 7):

6.Время непрерывного отдыха между сменами должно составлять не менее 12 часов.

13. На непрерывных сменных работах работникам не разрешается оставлять рабочее место, не дождавшись смены. Работодатель должен принять все зависящие от него меры для смены работника. При этом междусменный отдых вызываемого работника должен быть не менее 12 часов.

39. Продолжительность ежедневного непрерывного отдыха не может сокращаться, если по расчету она получается больше установленной. Дни еженедельного непрерывного отдыха указываются в графиках сменности (нарядах). Дни еженедельного отдыха работникам локомотивных и кондукторских бригад предоставляются только в основном пункте работы и объявляются в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

40.Число дней еженедельного непрерывного отдыха должно быть равно числу воскресений (при шестидневной рабочей неделе) по календарю в течение учетного периода.

41. Предоставление, как исключение, дней еженедельного непрерывного отдыха в суммированном виде может допускаться:

а) с согласия работников локомотивных и кондукторских бригад, обслуживающих грузовые и пассажирские поезда, — за период не более чем две рабочих недели. При этом продолжительность сдвоенного выходного дня определяется путем добавления 24 часов к выходному дню, определяемому в порядке, предусмотренном пунктом 39 настоящего Положения;

б) для работников пассажирских поездов дальнего следования и беспересадочных вагонов (проводников пассажирских вагонов, приемосдатчиков груза и багажа, поездных электромехаников, начальников и механиков-бригадиров пассажирских поездов) — за период не более чем две недели, а при потурном учете — за все время туры;

в) проводникам служебных и специальных вагонов и работникам, постоянная работа которых протекает в пути, — за период не свыше месяца, а при продолжительности поездки свыше месяца — за время поездки;

г) бригадам рефрижераторных секций и АРВЭ — за время поездки.

42. Работникам локомотивных и кондукторских бригад после каждой поездки в оба конца в основном пункте работы (основное депо, пункт подмены локомотивных бригад по месту жительства членов бригады) предоставляется междусменный отдых. Допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха в основном пункте работы, но не более чем на четверть от полагающегося по расчету, с соответствующим увеличением междусменного отдыха после последующих поездок в учетном периоде. После двух ночных поездок подряд не допускается предоставление сокращенного междусменного отдыха. Междусменный отдых менее 16 часов (для бригад пригородных поездов — 12 часов) не допускается.

Продолжительность междусменного отдыха определяется следующим образом:

Пример 1. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 20 часов, отдых в пункте подмены бригады составляет 10 часов. Включаемое в рабочее время число часов за поездку в оба конца умножается на коэффициент 2,6 и из полученного произведения вычитаются часы отдыха в пункте подмены локомотивных бригад за время поездки (коэффициент 2,6 образуется путем деления недельной нормы часов отдыха за неделю в рабочие дни на недельную норму часов рабочего времени 104 : 40 = 2,6). Расчетный междусменный отдых составляет 20 х 2,6 — 10 = 42 часа. Минимально допустимый отдых, уменьшенный на четверть, составляет 42 х 3 : 4 = 31,5 часов.

Пример 2. Время работы локомотивной бригады за поездку составляет 8 часов, отдых в пункте подмены локомотивных бригад составляет 4 часа. Расчетный междусменный отдых составляет 8 х 2,6 — 4 = 16,8 часа. Уменьшенный на четверть междусменный отдых составит 16,8 х 3 : 4 = 12,6 часа. Предоставляемый в этом случае междусменный отдых должен быть не менее 16 часов.

С учетом мнения представительного органа работников при сменном графике работы допускается предоставление междусменного отдыха в основном пункте постоянной работы работникам локомотивных бригад продолжительностью не менее 12 часов.

43. При обслуживании пригородных поездов с продолжительностью работы работников локомотивных бригад до конечного пункта следования до четырех часов предоставляется междусменный отдых в основном пункте работы в соответствии с графиком сменности продолжительностью, определенной в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения.

46. Общее время полагающегося междусменного отдыха в основном пункте для работников, постоянная работа которых осуществляется в пути, следует определять так же, как и работникам локомотивных и кондукторских бригад в порядке, предусмотренном пунктом 42 настоящего Положения, за вычетом отдыха в пути следования с прибавлением приходящихся по календарю воскресений и нерабочих праздничных дней за поездку (туру). При этом дни еженедельного непрерывного отдыха за время поездки предоставляются в суммированном виде сразу после поездки.

Междусменный отдых работнику должен быть предоставлен после каждой поездки полностью. В отдельных случаях, определенных правилами внутреннего трудового распорядка, допускается предоставление проводникам пассажирских вагонов междусменного отдыха после обслуживания состава в течение 2 — 5 поездок общей продолжительностью не более 15 суток, рассматриваемых, в данном случае, как одна поездка.

В исключительных случаях, когда междусменный отдых после данной поездки не может быть предоставлен полностью, неиспользованное количество часов междусменного отдыха за данную поездку присоединяется к причитающемуся количеству часов междусменного отдыха за следующие 1 — 2 поездки (туры). Междусменный отдых может быть уменьшен не более чем на четверть от полагающегося по расчету.

Если в течение 1 — 2 последующих поездок (тур) неиспользованная часть междусменного отдыха за предыдущую поездку (туру) не будет предоставлена полностью, эквивалентное количество рабочих часов считается сверхурочной работой.

50. В период массовых пассажирских перевозок (июнь — сентябрь) работодателем, с учетом мнения представительного органа работников, может устанавливаться особый режим времени отдыха работников бригад пассажирских поездов, кассиров билетных железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств, при котором междусменный отдых по месту постоянной работы, с их письменного согласия, предоставляется в размере не менее половины времени отдыха, определяемого в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения. Указанное сокращенное время междусменного отдыха не может составлять менее: у работников бригад пассажирских поездов — 2 суток, кассиров билетных — 12 часов.

Особый режим времени отдыха устанавливается в порядке, определенном правилами внутреннего трудового распорядка.

Неиспользованное время междусменного отдыха, определяемое в порядке, предусмотренном пунктом 46 настоящего Положения, должно быть компенсировано работникам бригад пассажирских поездов, кассирам билетным железнодорожных вокзалов (станций), городских железнодорожных агентств предоставлением дополнительного времени отдыха по окончании периода массовых пассажирских перевозок, но не позднее 1 мая следующего календарного года или присоединено к ежегодному отпуску в те же сроки, с оплатой в установленном порядке.

51. В период летних путевых работ для работников путевых машинных станций и машинистов железнодорожно-строительных машин дистанций пути, в отдельных случаях, с их письменного согласия, и с учетом мнения представительного органа работников, допускается уменьшение продолжительности междусменного отдыха, но не более чем на четверть от полагающегося по графику сменности и не более чем на 24 часа в месяц.

Пункты 22, 27, 28 и 30 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников метрополитена» (утв. Приказом Минтранса РФ от 08.06.2005 N 63):

22. На работах, не допускающих перерыва, работники (за исключением работников локомотивных бригад) должны продолжать работу до явки сменяющего работника. В этих случаях работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником.

Порядок вызова другого работника на работу устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка организации. При этом продолжительность использованного ежедневного (междусменного) отдыха этого работника не может быть менее 12 часов, а предшествующий вызову рабочий день (смена) не должен включать работу в ночное время.

27. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену). Минимально допустимая продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.

28. В случае, если продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников локомотивных бригад составляет более двойной продолжительности времени работы в предшествующий рабочий день (смену), допускается соответствующее уменьшение продолжительности ежедневного (междусменного) отдыха после следующих смен в данном учетном периоде. При этом после работы в течение двух смен подряд, включающих работу в ночное время, сокращение ежедневного (междусменного) отдыха не допускается.

30. Для работников локомотивных бригад продолжительность еженедельного непрерывного отдыха определяется суммированием 24 часов с продолжительностью непосредственно предшествующего ежедневного (междусменного) отдыха, при этом общая продолжительность времени отдыха не может быть менее 42 часов.

Пункт 12 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников, осуществляющих управление воздушным движением гражданской авиации Российской Федерации» (утв. Приказом Минтранса РФ от 30.01.2004 N 10):

12. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха диспетчера УВД не может быть менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). В отдельных случаях продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха может быть уменьшена до продолжительности предшествующей рабочей смены с соответствующим увеличением времени отдыха в течение текущего месячного периода.

Пункт 8 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников оперативно-производственных организаций Росгидромета, их структурных подразделений, имеющих особый характер работы» (утв. Приказ Росгидромета от 30.12.2003 N 272):

8. Продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха не может быть менее 12 часов.

Пункт 18 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха работников плавающего состава судов внутреннего водного транспорта» (утв. Приказом Минтранса РФ от 16.05.2003 N 133):

18. Продолжительность периодов времени между временем несения вахт и выполнения судовых работ (далее — время ежедневного отдыха) не может быть менее 12 часов. При этом один из перерывов в работе должен быть не менее 8 часов непрерывного отдыха; при работе экипажей по бригадному методу обслуживания судов — не менее 6 часов. Продолжительность остальных перерывов перед заступлением на ходовую вахту должна составлять не менее 4 часов.

При бригадном методе обслуживания судов с непрерывным несением работниками плавсостава вахт (смен) продолжительностью 12 часов непрерывный отдых между вахтами должен составлять не менее 24 часов.

Пункты 20 и 21 Положения «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей (гражданского персонала) судов обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации» (утв. Приказом Министра обороны РФ от 16.05.2003 N 170):

20. Временем ежедневного отдыха членов экипажей судов считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

21. Каждый член экипажа должен иметь один непрерывный 8-часовой отдых в течение суток.

Пункты 3.3 — 3.4 Положения «О рабочем времени и времени отдыха работников плавающего состава судов морского флота» (утв. Постановлением Минтруда РФ от 20.02.1996 N 11):

3.3. Временем ежедневного отдыха членов экипажей считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ.

Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов.

3.4. Каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов), по крайней мере, один непрерывный 8-часовой отдых.

Пункт 13 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей из числа гражданского персонала пограничных патрульных судов, катеров (утв. Приказом ФСБ РФ от 07.04.2007 N 161):

13. Временем ежедневного отдыха членов экипажа считаются промежутки между вахтами или периодами выполнения судовых работ. Продолжительность ежедневного отдыха не может быть менее 12 часов. При выполнении работ по графику сверх нормальной продолжительности рабочего времени каждый член экипажа должен иметь в течение суток (24 часов) как минимум один непрерывный 8-часовой отдых.

Данное положение не распространяется на случаи несения суточных дежурств, предусмотренных пунктом 8 настоящего Положения.

Показать больше

Эксперты правовой системы Гарант проанализировав действующее трудовое законодательство, пришли к выводу, что установление 12-часовой рабочей смены при графике 2 дня работаешь, 2 дня отдыхаешь, нарушает право работника на отдых.

Как известно, в Трудовом кодексе нашей страны официально закреплено право работодателя на установление режима рабочего времени по своему усмотрению, но при этом для него существует ряд ограничений, введенных законодателями в интересах трудящихся. К таким ограничениям в частности относится ограничение продолжительности рабочей недели и рабочего дня, а также обязательное время для отдыха – период, в течение которого работник волен не исполнять свои трудовые обязанности.

Статья 107 ТК РФ относит к таким периодам перерывы в течение рабочего дня (смены), например, обеденный перерыв или перерывы для обогрева и отдыха; ежедневный отдых (отдых между сменами); выходные дни (еженедельный непрерывный отдых); нерабочие праздничные дни; отпуска. Интересен тот факт, что ТК РФ дает подробное разъяснение по всем видам отдыха кроме ежедневного (междусменного) отдыха. Продолжительность же отдыха между рабочими днями или сменами Трудовой кодекс не устанавливает. Вероятно, именно из-за этого и возникло неоднозначное толкование данной правовой нормы.

Вместе с тем действующее по сей день постановление Совета Народных Комиссаров СССР от 24 сентября 1929 г. «О рабочем времени и времени отдыха в предприятиях и учреждениях, переходящих на непрерывную производственную неделю» п.11 определяет, что «продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе со временем обеденного перерыва должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену)». Судебные решения уже наших дней подтверждают актуальность данной правовой позиции.

Если посчитать, то получается, что работник, отработав 12 часов, следующие 24 часа должен отдыхать. Что никак не соблюдается при графике 2 через 2. В этом случае перерыв между сменами составляет лишь 12 часов. Соответственно, право работника на ежедневный отдых можно считать нарушенным.

Причем тот факт, что работник соглашается на такой трудовой распорядок, не снимает с работодателя ответственности и не может служить основанием для закрепления такого режима работы.

Стоит заметить, что как правило в таком графике работы и работодатель и работник заинтересованы обоюдно и если вслед за этим «открытием» экспертов последует соответствующая реакция компетентных органов, то и тем и другим, вероятно, придется искать нестандартные пути входа из сложившейся ситуации.

Куда как острее стоит несколько иная проблема – понуждение работников задерживаться на рабочем месте дольше, чем длится их официальный рабочий день. Ведь часто бывает, что работник задерживается «после работы» отнюдь не из-за низкой эффективности своего труда, а в силу непродуманности организационного процесса или умышленного установления объективно невозможных для исполнения периодов трудовой деятельности. Например, у продавца, обязанного прийти в магазин задолго до его официального открытия, а уйти значительно позже, рабочий день может официально начинаться и заканчиваться по графику работы магазина. Ровно в такой же ситуации может оказаться и мастер лесопильного цеха, которому перед началом своей смены нужно еще собрать команду, поскольку часть сотрудников может попросту не явиться (или еще хуже – явиться) на работу после бурной пьянки. В такой ситуации работник фактически становится ее заложником и о соблюдении его права на отдых речь даже не идет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *