Остаток бензина в баке

Содержание

Что такое путевой лист

Путевой лист — первичный документ, в котором фиксируется пробег автомобиля. На основании этого документа можно определить расход бензина.

Организации, для которых использование транспортных средств является основным видом деятельности, должны применять форму ПЛ с реквизитами, которые указаны в разделе II приказа Минтранса от 18.09.2008 № 152.

Сомневаетесь в правильности оприходования или списания материальных ценностей? На нашем форуме можно получить ответ на любой вопрос, вызывающий у вас сомнения. Например, в этой ветке можно уточнить какая базовая норма расхода ГСМ, рекомендуемая Минтрансом.

О последних требованиях Минтранса к обязательным реквизитам в путевых листах читайте в материалах:

  • «Расширен перечень обязательных реквизитов путевого листа»;
  • «С 15.12.2017 дня путевой лист оформляем по новой форме»;
  • Путевые листы: с 1 марта 2019 порядок выписки меняется.

Для организаций, которые используют автомобиль для производственных или управленческих нужд, возможна разработка ПЛ с учетом требований закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

С примером приказа об утверждении ПЛ можно ознакомиться .

На практике организации часто используют ПЛ, которые были утверждены еще постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 № 78. В этом постановлении есть формы ПЛ в зависимости от вида автомобиля (например, форма 3 — для легкового автомобиля, форма 4-П — для грузового).

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов представлены .

О недавних изменениях в форме путевого листа вы можете узнать из наших обсуждений в группе «ВК».

Путевые листы должны регистрироваться в журнале регистрации путевых листов. Учет путевых листов и ГСМ взаимосвязан. В организациях, которые по роду деятельности не являются автотранспортными, ПЛ могут составляться с такой регулярностью, которая позволяет подтвердить обоснованность расхода. Так, организация может оформлять ПЛ 1 раз в несколько дней или даже месяц. Главное — подтвердить расходы. Такие выводы содержатся, например, в письме Минфина России от 07.04.2006 № 03-03-04/1/327, постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2009 № А38-4082/2008-17-282-17-282.

О путевых листах для ИП читайте в статье «Какие особенности у путевого листа для ИП (бланк)?».

Учет расхода ГСМ в путевом листе

Если мы проанализируем формы ПЛ, содержащиеся в постановлении № 78, то увидим, что в них есть специальные графы, предназначенные для отражения оборота ГСМ. Здесь указывается, сколько горючего в баке, сколько выдано и сколько осталось. Путем несложных вычислений выясняется количество использованного горючего.

Если же обратиться к приказу Минтранса № 152, то среди обязательных реквизитов ПЛ в нем не встретится требование отражать движение горючего. При этом в документе должны быть приведены показания спидометра на начало и конец пути, что позволит определить количество пройденных транспортным средством километров.

Когда ПЛ разработан организацией самостоятельно и в нем нет информации об использовании ГСМ, а содержатся только данные о количестве километров, нормативный объем использованных ГСМ можно рассчитать, используя распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. В нем есть нормы расхода топлива для разных марок транспортных средств и формулы для расчета расхода.

Таким образом, на основании ПЛ производится расчет либо фактического, либо нормативного списания ГСМ. Рассчитанные таким образом данные используются для отражения в бухгалтерском учете.

Однако применение ПЛ для учета расхода ГСМ в некоторых случаях невозможно. Например, когда бензином заправляются бензопилы, мотоблоки и др. аналогичная спецтехника. В этих случаях применяется акт на списание ГСМ.

Образец акта на списание ГСМ можно посмотреть на нашем сайте.

Скачать образец акта о списании ГСМ

Бухгалтерский учет ГСМ

Как и все материально-производственные запасы, учет ГСМ в бухгалтерии ведется по фактической стоимости. Расходы, которые входят в фактическую стоимость, указаны в разделе II ПБУ 5/01.

Принятие к учету ГСМ может осуществляться на основании приложенных к авансовому отчету чеков АЗС (если ГСМ приобретал водитель за наличный расчет) или на основании корешков талонов (если бензин приобретался по талонам). Если же водитель приобретает бензин по топливной карте, то учет ГСМ по топливным картам ведется на основании отчета компании — эмитента карты. Списание ГСМ может производиться следующими методами (раздел III):

  • по средней себестоимости;
  • по себестоимости 1-х по времени приобретения запасов (ФИФО).

В ПБУ 5/01 есть еще один способ списания — по себестоимости каждой единицы. Но на практике для списания ГСМ он неприменим.

Самый распространенный способ списания ГСМ — по средней себестоимости, когда стоимость остатка материала складывается со стоимостью его поступления и делится на суммарное количество остатка и поступления в натуральном выражении.

Списание бензина по путевым листам (налоговый учет)

Если со списанием ГСМ в бухгалтерском учете все достаточно просто, то признание этих расходов в налоговом учете вызывает вопросы.

1-й вопрос: в составе каких расходов учитывать ГСМ? Здесь возможны 2 варианта: материальные или прочие расходы. Согласно подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ ГСМ включаются в состав материальных расходов, если они используются для технологических нужд. В прочие расходы ГСМ попадают, если они используются для содержания служебного транспорта (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

ВАЖНО! Если основная деятельность организации связана с перевозкой грузов или людей, то ГСМ — материальные затраты. Если транспортные средства используются в качестве служебных, то ГСМ — прочие расходы.

Второй вопрос: нормировать или нет расходы на списание ГСМ в рамках налогового учета? Ответ на него можно найти, связав реквизиты путевого листа и законодательные нормы:

  1. В ПЛ рассчитывается фактическое использование ГСМ. НК РФ не содержит прямых указаний на то, что расходы на ГСМ должны приниматься в налоговом учете только по фактическим нормам.
  2. ПЛ содержит информацию только о фактическом пробеге. Однако ГСМ могут рассчитываться по распоряжению № АМ-23-р, в п. 3 которого есть указание, что установленные им нормы предназначены в том числе и для расчетов по налогообложению. Минфин России в своих письмах (например, от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097) подтверждает, что распоряжение № АМ-23-р можно использовать для установления обоснованности затрат и определять расходы на ГСМ в налоговом учете по нормам, умноженным на пробег.

ВАЖНО! В налоговом учете ГСМ можно принимать как по фактическому использованию, так и по рассчитанному исходя из норм количеству.

На практике возможна ситуация, когда организация использует транспорт, нормы расхода топлива для которого в распоряжении № АМ-23-р не утверждены. Но в п. 6 этого документа есть разъяснения, что организация или ИП могут индивидуально (с помощью научных организаций) разработать и утвердить необходимые нормы.

Позиция Минфина России (см., например, письмо от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61) такова, что до разработки норм списания ГСМ в научной организации юридическое лицо или ИП могут руководствоваться технической документацией.

В самом НК РФ разъяснений, как действовать в подобной ситуации, нет. В тех случаях, когда организация самостоятельно установила нормы списания ГСМ и, превысив их, учла в налоговом учете сумму сверхнормативного использования топлива, налоговая инспекция может не признать это расходом. Соответственно, возможно доначисление налога на прибыль. При этом суд вполне может поддержать позицию инспекции (см., например, постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.2015 по делу № А53-24671/2014).

О величине штрафов за отсутствие путевого листа читайте в этой статье.

Пример списания ГСМ по путевым листам

Один из самых распространенных видов ГСМ — бензин. Рассмотрим пример закупки и списания бензина.

ООО «Первый» (находится в Московской области) в сентябре 2018 года закупило бензин в количестве 100 л по цене 38 руб. без НДС.

При этом на начало месяца у ООО был запас бензина этой же марки в количестве 50 л по средней себестоимости 44 руб.

Бензин в количестве 30 л был использован для заправки автомобиля марки ВАЗ-11183 «Калина». Организация использует автомобиль для служебных перевозок управленческого персонала.

В организации применяется оценка материалов по средней себестоимости.

Учет ГСМ при поступлении

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

3 800

Оприходован бензин (ТОРГ-12)

Отражен НДС (счет-фактура)

Рассчитываем среднюю себестоимость списания за сентябрь: (50 л × 44 руб. + 100 л × 38 руб.) / (50 л + 100 л) = 40 руб.

Вариант 1. Учет ГСМ при списании по факту

В ПЛ сделаны отметки: горючее в баке на начало рейса — 10 л, выдано — 30 л, осталось после рейса — 20 л.

Рассчитываем фактическое использование: 10 + 30 – 20 = 20 л.

Сумма к списанию: 20 л × 40 руб. = 800 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет)

Вариант 2. Учет ГСМ при списании по нормам

В ПЛ сделаны отметки о пробеге: на начало рейса — 2 500 км, в конце — 2 550 км. Значит, было пройдено 50 км.

В п. 7 раздела II распоряжения № АМ-23-р есть формула для расчета расхода бензина:

Qн= 0,01 × Hs × S × (1 + 0,01 × D),

где: Qн — нормативный расход топлива, л;

Hs — базовая норма расхода топлива (л/100 км);

S — пробег автомобиля, км;

D — поправочный коэффициент (его значения приведены в приложении 2 к распоряжению № АМ-23-р).

По таблице в подп. 7.1 по марке автомобиля находим Hs. Он равен 8 л.

По приложению 2 коэффициент D = 10% (для Московской области).

Считаем расход бензина: 0,01 × 8 × 50 × (1 + 0,01 × 10) = 4,4 л

Сумма к списанию: 4,4 л × 40 руб. = 176 руб.

Дт

Кт

Сумма, руб.

Операция (документ)

Списание бензина (бухгалтерская справка-расчет)

Так как автомобиль используется в качестве служебного, расходы на учет ГСМ в налоговом учете ГСМ будут признаны прочими расходами. Величина расходов будет равна суммам, зафиксированным в бухгалтерском учете.

Особенности учета ГСМ на предприятии в 2019 году

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль. Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации. Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.

Понятие ГСМ

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

★ Книга-бестселлер «Бухучет с нуля» для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓
Бесплатная юридическая консультация
Москва, Московская область звоните: +7 (499) 288-17-58

Звонок в один клик

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 317-60-16

Звонок в один клик

Из других регионов РФ звоните: 8 (800) 550-34-98

Звонок в один клик

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра. Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе. Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет. В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета. Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Образцы путевого листа:

  • легкового автомобиля;
  • грузового автомобиля.

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.

В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.

Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: http://buhland.ru/osobennosti-ucheta-gsm-na-predpriyatii/

Берем автомобиль в аренду, а бензин — взаймы

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 22 сентября 2017 г.

Содержание журнала № 19 за 2017 г.Е.О. Калинченко,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Условия договора аренды автомобиля обычно предусматривают его передачу арендатору и последующий возврат с определенным количеством топлива в баке. На практике применяют три варианта учета этого топлива. Но, строго говоря, право на жизнь имеет лишь один из них.

Отражаем имущественный заем

Справка

По договору товарного займап. 1 ст. 807 ГК РФ:

•заимодавец передает в собственность заемщику вещи, определенные родовыми признаками;

•заемщик возвращает заимодавцу равное количество других полученных им вещей того же рода и качества.

По умолчанию товарный заем считается беспроцентнымп. 3 ст. 809 ГК РФ.

Сразу оговоримся, в этой статье речь пойдет только о договорах аренды, в которых прописано, что арендодатель передает автомобиль с бензином в баке, а арендатор обязан вернуть машину с тем же количеством топлива. Такие договоры по своей сути смешанные. Ведь, помимо собственно отношений по аренде автомобиля, они регулирует отношения товарного займа бензина.

Конкретное количество топлива, как правило, в самом договоре аренды автомобиля не указывается. Такие данные приводят в акте приемки-передачи транспортного средства, а потом — в акте возврата транспортного средства. Стоимость бензина, находящегося в баке, может быть также оговорена в акте, оформленном при передаче автомобиля арендатору.

Налоговый учет заемного бензина

Арендатору не нужно признавать в налоговом учете:

•доходом — стоимость бензина, полученного в баке автомобиляподп. 10 п. 1 ст. 251 НК РФ;

•расходом — затраты на приобретение топлива, которое необходимо будет залить в бак при возврате машинып. 12 ст. 270 НК РФ;

•доходом или расходом — разницу между стоимостью приобретения возвращаемого топлива и стоимостью бензина, указанной в договоре аренды. Такая разница возникает из-за того, что купить бензин для возврата по той же цене, которая указана в договоре с арендодателем, обычно не получается. Возвращаемый арендодателю бензин оказывается дороже или дешевлеПисьма Минфина от 08.02.2011 № 03-03-06/1/83, от 13.02.2007 № 03-03-06/1/82.

Бензин, который одолжил арендодатель автомобиля, нельзя считать полученным безвозмездно, ведь арендатор должен будет вернуть такое же топливо в том же количестве. А значит, у него фактически возникают затраты, связанные с получением топлива. Поэтому арендатор сможет учитывать полученный взаймы бензин в расходах по мере его использования на основании путевых листов. И стоимость принятого к налоговому учету топлива нужно определять, руководствуясь общим правилом: исходя из цены, оговоренной с арендодателем автомобиляподп. 5 п. 1, п. 2 ст. 254 НК РФ.

НДС-последствия имущественного займа

Получение бензина от арендодателя автомобиля и возврат ему бензина в рамках договора товарного займа сопровождаются переходом права собственности на топливоп. 1 ст. 807 ГК РФ. А значит, эти операции облагаются НДСп. 1 ст. 39, подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ.

Следовательно, арендодатель должен выставить счет-фактуру на передаваемый бензинп. 1 ст. 168, п. 3 ст. 169 НК РФ. А арендатор, если будет использовать бензин для облагаемых НДС операций, сможет применить НДС-вычетподп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Однако арендодатель может и не предъявить счет-фактуру, и не указать НДС в акте приемки-передачи. А возможно, что у себя в учете арендодатель и вовсе не отражает остаток бензина в баке как переданный взаймы. Но если арендатор — плательщик НДС, то на его обязанность начислить налог на стоимость возвращаемого бензина действия арендодателя никак не влияют.

Определять налоговую базу арендатору нужно исходя из рыночной стоимости топливап. 2 ст. 154 НК РФ. И таковой можно считать стоимость, указанную в договоре с арендодателем (в акте приемки-передачи автомобиля)ст. 105.3 НК РФ.

Бухучет бензина, который одолжил арендодатель автомобиля

Бензин учитывают на счете 10-3 «Топливо». При этом фактическую стоимость бензина, полученного взаймы от арендодателя автомобиля, определяют исходя из указанной в договоре ценып. 10 ПБУ 5/01.

Получение и последующий возврат бензина необходимо отражать по стоимости, указанной в договоре, с использованием счета 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам» (67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» — если срок аренды больше года)пп. 2, 5 ПБУ 15/2008.

Пример. Учет бензина в баке арендованного автомобиля как полученного взаймы

Условие. Организация арендовала для общехозяйственных целей автомобиль на период с 22.05.2017 по 16.06.2017. По договору арендодатель передает, а арендатор, в свою очередь, возвращает автомобиль с полным баком топлива. В акте приемки-передачи транспортного средства от 22.05.2017 указано, что в баке переданного автомобиля содержится 60 литров бензина марки АИ-95 стоимостью 2033,90 руб. (без НДС). Арендатор не выставил организации счет-фактуру на стоимость бензина в баке.

По данным путевых листов за период с 22.05.2017 по 31.05.2017 расход бензина составил 35 литров, а за период с 01.06.2017 по 15.06.2017 — 20 литров. Предположим, что фактический расход бензина не превышает нормативный. В налоговом и бухгалтерском учете бензин списывается на расходы по средней (скользящей) стоимости.

Организация вернула автомобиль арендодателю с 60 литрами бензина в баке. Для этого 16.06.2017 автомобиль был заправлен до полного бака 55 литрами бензина на сумму 2227,50 руб. (в том числе НДС 339,79 руб.). Предположим, что организация приняла к вычету НДС по приобретенному бензину.

На стоимость возвращаемого бензина, указанную в акте, организация начислила НДС.

Решение. Данные учета бензина представим в таблице.

Дата операции Приход Расход Остаток
Коли­чество, л Стоимость, руб. Коли­чество, л Стоимость, руб. Коли­чество, л Стоимость, руб. Цена за 1 л, руб.
22.05.2017 60 2 033,90 60 2 033,90 33,90
31.05.2017 35 1 186,50 25 847,40 33,90
15.06.2017 20 678,00 5 169,40 33,88
16.06.2017 55 1 887,71
(2227,50 – 339,79)
60 2 057,11 34,29
60 2 057,11

В бухучете организация-арендатор отразит операции по получению, использованию и возврату бензина следующим образом (бухучет расчетов по договору аренды не приводится).

Дт Кт Сумма, руб.
На дату получения автомобиля в аренду (22.05.2017)
Принят к учету бензин, находящийся в баке полученного автомобиля 10-3 66 2 033,90
На дату списания топлива на расходы (31.05.2017)
Учтен в расходах бензин 26 10-3 1 186,50
На дату списания топлива на расходы (15.06.2017)
Учтен в расходах бензин 26 10-3 678,00
На дату приобретения топлива и возврата автомобиля арендодателю (16.06.2017)
Принят на учет приобретенный бензин 10-3 60 1 887,71
Отражен НДС, предъявленный поставщиком 19 60 339,79
Принят к вычету предъявленный НДС 68
субсчет «Расчеты по НДС»
19 339,79
Возвращен бензин, полученный взаймы от арендодателя автомобиля 66 10-3 2 033,90
Начислен НДС при возврате бензина
(2033,90 руб. х 18%)
91-2 68
субсчет «Расчеты по НДС»
366,10
Отнесена на прочие расходы разница между стоимостью покупки возвращаемого бензина и стоимостью, указанной в договоре
(2057,11 руб. – 2033,90 руб.)
91-2 10-3 23,21
Отражено ПНО
((366,10 руб. + 23,21 руб.) х 20%)
99 68
субсчет «Расчеты по налогу на прибыль»
77,86

Для целей налогообложения прибыли организация учла такие расходы следующим образом.

Дата Сумма, руб.
31.05.2017 Списан на затраты бензин, израсходованный по данным путевых листов за период с 22.05.2017 по 31.05.2017 1 186,50
15.06.2017 Списан на затраты бензин, израсходованный по данным путевых листов за период с 01.06.2017 по 15.06.2017 678,00

Бензин — не подарок!

Нередко арендаторы предпочитают не отражать получение бензина взаймы, а учитывать топливо в баке арендованного автомобиля как безвозмездно полученное. А затем отражать остаток бензина в баке возвращаемого автомобиля как безвозмездно переданный.

Внимание

Безвозмездная передача какой-либо вещи в собственность — дарениеч. 1 ст. 572 ГК РФ. В отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено, если стоимость подарка превышает 3000 руб.п. 4 ч. 1 ст. 575 ГК РФ

Однако такой учет нельзя назвать корректным. Ведь очевидно, что если по договору арендатору нужно вернуть арендодателю автомобиль с топливом, то ни о какой безвозмездной передаче бензина в баке речь не идет.

Строго говоря, передача бензина не предполагается безвозмездной, даже если в договоре аренды прямо про возврат топлива ничего не сказано, но в акте было зафиксировано количество бензина в баке. Ведь арендатор должен вернуть автомобиль в том состоянии, в котором его получил (с учетом нормального износа), или в состоянии, обусловленном договоромст. 622 ГК РФ. Выходит, даже по умолчанию в баке возвращаемого автомобиля должно быть такое же количество топлива.

Если же вы все-таки решили отразить бензин как безвозмездно полученный, обратите внимание на некоторые особенности налогообложения.

Бензин, который арендодатель «дарит» арендатору, то есть безвозмездно передает ему, в налоговом плане на подарок совсем не тянет

НДС. Даже если у вас есть счет-фактура от арендодателя на бензин в баке переданного автомобиля, принять к вычету НДС вы не cможете. Ведь вычеты применяются в отношении предъявленного налогап. 2 ст. 171 НК РФ. А в случае безвозмездной реализации передающая сторона не предъявляет НДС получателю имуществаПисьмо Минфина от 13.12.2016 № 03-03-05/74496. Счета-фактуры на безвозмездно полученное имущество не регистрируют в книге покупокподп. «а» п. 19 Правил ведения книги покупок, утв. Постановлением Правительства от 26.12.2011 № 1137.

Для целей НДС передача товаров на безвозмездной основе признается реализацией. Поэтому при безвозмездной передаче арендодателю остатка бензина в баке возвращаемого автомобиля нужно будет начислить НДС с рыночной стоимости топливаподп. 1 п. 1 ст. 146, п. 2 ст. 154 НК РФ. Ее вы можете рассчитать, скажем, исходя из цены приобретения бензина.

Налог на прибыль. Стоимость безвозмездно полученного бензина признается в налоговом учете внереализационным доходом. Размер такого дохода определяют исходя из рыночной стоимости бензина, но не ниже затрат на его покупкуподп. 8 ст. 250, ст. 105.3 НК РФ.

В дальнейшем вы сможете отнести на затраты стоимость израсходованного бензина, равную величине учтенного внереализационного доходап. 2 ст. 254 НК РФ.

В то же время стоимость бензина, безвозмездно переданного арендодателю при возврате автомобиля, а также начисленный НДС нельзя учесть в расходах по налогу на прибыльп. 16 ст. 270 НК РФ.

За балансом бензину не место!

Рассмотрим еще один неправильный способ учета остатка бензина, полученного в баке арендованного автомобиля.

Имущество, которым организация пользуется временно, учитывают на забалансовых счетах. Скажем, полученный от арендодателя автомобиль вы совершенно справедливо покажете именно за балансом — на счете 001 «Арендованные основные средства».

Но вот учитывать бензин в баке арендованной машины на забалансовом счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» нет никаких оснований. То, что договором аренды предусмотрен возврат автомобиля с таким же количеством бензина, какое было в баке на момент получения вами авто, вовсе не означает, что топливо вы получили временно, на хранение. Ведь вернете вы вовсе не то же самое топливо, что получили, а другое. Просто такого же вида, марки и в том же количестве. Полученное же топливо вы израсходуете. Чего никак не может быть с ТМЦ, учтенными на счете 002.

* * *

Получение определенного количества бензина в баке арендованного автомобиля может быть никак не упомянуто в договоре и входящих документах. Как в таком случае учесть этот остаток топлива, мы рассмотрим в следующей статье.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Автомобиль»:

Источник: https://glavkniga.ru/elver/2017/19/3146-berem_avtomobili_v_arendu_a_benzin_vzajmi.html

Определение количества и снятие остатков ГСМ в резервуарах

горючий смазочный материал резервуар

Количественный учет ГСМ в резервуарах ведется в килограммах. Количество горючего определяется путем измерения массы (массовый метод) или объема и фактической плотности горючего при температуре измерения объема с последующим пересчетом в единицы массы (объемно-массовый метод).

При определении количества ГСМ массовым методом масса горючего в таре или в транспортных резервуарах (автомобильных и железнодорожных цистернах и других) определяется как разница между массой тары (транспортного средства) с ГСМ в килограммах и массой пустой тары (транспортного средства) в килограммах.

Нередко в процессе получения, учета, хранения и выдачи ГСМ возникают проблемы, как правильно переводить одни единицы измерения в другие, например из литров в тонны или килограммы. Разберемся в этом вопросе.

При учете ГСМ чаще всего используется перевод литров в тонны или в килограммы, а точнее, объема в массу. Это связано с тем, что поставка ГСМ в основном производится в емкостях фиксированного объема (цистерны), а учет происходит в массовых единицах. Для того чтобы определить плотность партии бензина или дизельного топлива, можно воспользоваться Техническим регламентом Республики Беларусь «Автомобильный бензин и дизельное топливо. Безопасность» (ТР 2008/011/BY), утвержденным Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 04.12.2008 N 1855; ГОСТ 1510-84 «Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение»; ГОСТ 2517-85 «Нефть и нефтепродукты. Методы отбора проб».

В Республике Беларусь реализуются автомобильные бензины и дизельное топливо следующих марок: «Нормаль-80» — ГОСТ 31077-2002; АИ-92, АИ-95 — ТУ 38.001165-2003; топливо дизельное автомобильное (EN 590) — ТУ 38.401-58-296-2005; топливо биодизельное — ТУ BY 500036524.121-2007.

Например, предельное значение плотности при 15 град. С бензина марки «Нормаль-80» — от 700 до 750 кг/куб.м; бензина марки АИ-92 — от 720 до 775 кг/куб.м; дизельного топлива — от 820 до 845 кг/куб.м.

Таким образом, для того чтобы узнать массу в килограммах, необходимо плотность умножить на объем вещества в литрах.

Для того чтобы перевести литр в тонну, или, точнее говоря, вычислить массу жидкости в тоннах, зная ее объем в литрах, необходимо разделить количество литров на 1000, а затем умножить на плотность вещества, измеренную в граммах на сантиметр кубический.

При использовании внесистемной единицы измерения плотности «тонн на метр кубический» (т/куб.м) числовое значение плотности совпадает с плотностью, измеренной в граммах на сантиметр кубический (г/куб.см). То есть т/куб.м идентично г/куб.см.

Снятие остатков горючего на складе заключается в определении фактического наличия (в единицах массы) всех марок горючего, находящегося в резервуарах, технологических трубопроводах, средствах заправки и транспортирования горючего, мелкой таре и других емкостях, а также в сопоставлении данных о наличии, полученных при замере, с учетными данными.

Для снятия остатков и определения количества горючего приказом руководителя предприятия назначается комиссия.

Документы по приходу и расходу ГСМ обрабатываются, и данные разносятся по книгам и карточкам учета по сортам и маркам. Остатки ГСМ по сортам и маркам выводятся в книгах и карточках учета на день их снятия.

Снятие остатков горючего и определение его количества проводятся в присутствии и с обязательным участием материально ответственного лица.

При применении объемно-массового метода масса ГСМ измеряется с помощью зондов, счетчиков, технических мерников, транспортных мер полной вместимости, а также по уровню горючего индивидуально в градуированных резервуарах с последующим пересчетом в единицы объема по градуировочным таблицам. Средства измерения ГСМ должны быть проверены в порядке и сроки, установленные законодательством Республики Беларусь. Каждое средство измерения должно иметь клеймо и документ, удостоверяющие прохождение им поверки.

При снятии остатков горючего в резервуарах осуществляется контроль за величиной высотного трафарета. При наличии разницы между фактической величиной высотного трафарета и его величиной по техническому паспорту резервуара выясняется причина расхождения (наличие внутри резервуара льда или постороннего предмета), которая затем устраняется. Если это не удается, то измерение проводится в другой точке, в которой величина высотного трафарета совпадает с его постоянным значением или близка к нему, о чем делается отметка в акте измерений.

Уровень горючего необходимо измерять дважды. Измерительную ленту (рулетку с лотом) или метршток следует опускать медленно, не допуская волн на поверхности продукта и ударов о днище резервуара. Лента рулетки должна находиться все время в натянутом состоянии, а метршток — в строго вертикальном положении. Измерения проводят при установившемся уровне продукта и отсутствии пены.

Показание рулетки или метрштока отсчитывается с точностью до 1 мм сразу по появлении смоченной части рулетки или метрштока над измерительным люком.

Если расхождения между последовательными измерениями превышают 1 мм, измерения необходимо повторить.

Замеряя уровень светлых нефтепродуктов для определения границ смачивания, ленту рулетки или шкалу метрштока рекомендуется натирать мелом. После покрытия мелом лента или шкала метрштока должна быть протерта так, чтобы на ней остался тонкий слой мела.

Источник: https://studbooks.net/2532802/tovarovedenie/opredelenie_kolichestva_snyatie_ostatkov_rezervuarah

Основные моменты

Путевой лист – это официальный документ, регламентированный соответствующими подзаконными актами и подлежащий учету.

В путевом листе отражаются следующие показатели:

Рабочая поездка

  • номер документа
  • дата документа
  • данные о ТС
  • сведения о его собственнике
  • информация о водителе авто
  • расход горючего
  • текущий пробег автомобиля
  • точный маршрут движения автомобиля
  • место отправления (откуда выехал) и место приезда (куда поехал)
  • время выхода и время возврата авто в гараж
  • данные спидометра на начало и окончание рабочего дня
  • подпись диспетчера, подтверждающая время отбытия и прибытия авто
  • дата и время предрейсового осмотра
  • подпись медработника, проводившего предрейсовый медосмотр
  • количество рейсов
  • номера ТТН, по которым осуществлялась перевозка

Путевой лист состоит из двух частей. Первая – это основной лист, в котором отражен расчет расходования ГСМ. Вторая часть – это отрывной талон, являющийся основным документом, по которому заказчику работ выставляется счет за оказанные услуги. К первой части должна обязательно прилагаться ТТН. Водитель получает путевой лист минимум на один день, а максимальный срок выдачи составляет один месяц. Срок хранения у путевых листов такой же, как и у других бухгалтерских документов – пять лет.

Правила расчета

На основании данных о километраже, времени и расходе горючего производится расчет потраченного за рабочее время горючего. Полученные данные расхода ГСМ по факту сравниваются с показателем нормативного расхода топлива. Исходя из полученных цифр, фиксируется либо экономия топлива, либо его перерасход.

Расчет путевого листа

Существует стандартная формула расчета нормы затрат горючего — величину пробега автомобиля умножают на норму расхода топлива, и полученную сумму делят на сто км пути. Норма расхода горюче-смазочных материалов для конкретного вида автомобиля можно посмотреть в приложении к приказу Минтранса России под № АМ-23-р, которое называется методическими рекомендациями. Если нужной марки автомобиля в приложении не оказалось, то за основу для расчетов нужно брать автомобиль с похожими техническими характеристиками.

Расход по факту определяется таким способом – от суммы остатка горючего перед поездкой и объема заправленного топлива отнимается остаток ГСМ на момент возвращения автомобиля на его место в гараж. Экономия получается при меньшем объеме расхода топлива по сравнению с нормативом, а перерасход – при большем.

При расчете движения топлива могут вводиться дополнительные поправочные коэффициенты – расход повышается при работах во время зимы, в неблагоприятных условиях, в горах, при поездке на совершенно новом авто или машине после капремонта, а также в городах с населением свыше 1 миллиона и поселках.

Данные о километраже от ворот предприятия до места погрузки товара, а также от места разгрузки товара до ворот гаража в расчет не включаются – они фиксируются отдельно как нулевой пробег в строке путевого листа. В том числе в расчете не участвуют сведения о расходе топлива при простое машины и работе навесного спецоборудования.

Пример расчета путевого листа

Для примера возьмем автомобиль марки ГАЗ 3307, который осуществлял перевозку грузов по городу Москве. Базовая величина расхода топлива для этого автомобиля равняется 21 л на 100 км пути, поправочный коэффициент для городов-миллионников равен 10% или 0,01.

В путевом листе указаны следующие параметры:

  • величина пробега авто на начало работы – 20 000 км
  • цифра пробега на конец рабочего дня – 20 170 км
  • остаток горючего перед выездом – 15 литров
  • заправлено во время поездки – 60 литров
  • остаток топлива на конец рабочего дня – 30 литров

Пробег за рабочее время равен 20 170 км — 20 000 км = 170 км.

Теперь переходим к расчету нормы затрат топлива:

  • (21 л * 170 км) / 100 * 1,1 = 39,27 литра

Фактический расход топлива:

  • (15 + 60) — 30 = 45 литров

Разница между двумя величинами составляет:

  • 45 литров — 39,27 литра = 5,73 литра

Фактически было израсходовано больше топлива, соответственно, получился перерасход. Это еще не окончательная цифра, для ее корректировки следует проверить, был ли расход топлива при холостой работе двигателя, например, при погрузочно-разгрузочных работах или прогреве в зимнее время.

Чтобы получить сумму затрат по горючему, нужно рассчитанную норму затрат топлива умножить на его стоимость.

Для каждого типа ТС имеется утвержденная унифицированная форма путевого листа. Кроме того, существует форма под названием 4-с. применяемая при сдельной оплате труда, и 4-п – при оплате за рабочее время. Правила и схема заполнения путевых листов для учреждений и индивидуальных предпринимателей отражены в приказе Минтранса России под № 152.

Источник: http://PravoDeneg.net/buhuchet/primary/kak-rasschitat-putevoj-list.html

Как определить количество топлива

Результаты оформляются актом.Градуировка резервуаров производится специалистами, освоившими методы градуировки и требования количественного учета горючего.Градуировка резервуаров, применяемых для учетно-расчетных операций (береговые резервуары на перевалочных водных и водно-железнодорожных базах, при перевозке горючего водным транспортом, резервуары приема и выдачи горючего на стационарном трубопроводе и др.), производится организациями, зарегистрированными в порядке , устанавливаемом Госстандартом.

Градуированные стационарные резервуары должны быть в исправном состоянии, оснащены полным комплектом оборудования в соответствии с документацией на резервуар (в том числе люком для измерения количества горючего), окрашены и пронумерованы. На видном месте у люка для измерения уровня горючего в резервуаре должна быть указана базовая высота резервуара (высотный трафарет) Плотность топлива в отобранных

Если и этот вариант действий не представляется возможным, то посмотрите на официальном сайте производителя, однако в этом случае стоит проявить осторожность и перепроверить полученные сведения на нескольких интернет-ресурсах.

2 Заполните топливный бак. Если вы опасаетесь, что топлива в вашем баке осталось незначительное количество, то лучше не рисковать и долить в бак несколько литров из канистры. Далее вам следует доехать до АЗС и заполнить бак вашего автотранспортного средства до максимального уровня, а также заново заполнить вашу канистру, которая пригодится вам позже.

3 Спишите показания одометра. Лучше всего это сделать непосредственно во время заправки топливного бака или сразу после, не выезжая с автозаправочной станции. Эти сведения понадобятся вам в дальнейшем, для того, чтобы определить количество топлива. Перепишите пробег автомобиля и сохраните вашу запись.

4 Израсходуйте топливо.

Hyundai Sonata Gold Devil � › Бортжурнал › Как рассчитать расход топлива ⛽ (калькулятор)

Формула расчета, по которой работают калькуляторы расхода, очень простая: (залитые литры бензина делим на пройденный на эти литры путь и умножаем на 100)Подавляющее большинство современных автомобилей оборудованы бортовым компьютером, который позволяет водителям не мучиться с бортовыми журналами и вычислениями, и выводит на экран следующую информацию: общий расход топлива (в литрах на 100 километров пути), мгновенный расход топлива (также в литрах на 100 км во время движения, а, в случае стоянки, в литрах в час). Запас хода до следующей заправки, измеряющийся в километрах, время и среднюю скорость в пути.

Если необходимо измерить расход на автомобиле с бортовым компьютером, достаточно просто обнулить статистику.Почему важно рассчитывать расход по возможности после большого пробега?Потому что так можно минимизировать влияние ошибки.

например, из за разных причин (разная точность счётчиков бензоколонок, либо более ранний «отстрел», и т.д.)

Как рассчитать расход топлива

В повседневной жизни принимают во внимание прогрев авто в морозные дни, частые остановки перед светофором, езда порожняком и с большими грузами для грузового транспорта, пробег автобуса в час пик и вождение с малым наполнением пассажирами. Нормы расхода на предприятии устанавливают с учетом техпаспорта автомобиля от завода-изготовителя. А как рассчитать расход топлива, если на автомашине установлено специальное оборудование?

Тогда нормативы утверждаются на предприятии самостоятельно, но учитывая для спецтехники. Фактический учет и списание ГСМ происходит в бухгалтерии на основании предоставляемых путевых листов.

Поэтому знать, как рассчитать расходтоплива, должен и водитель.

Он заполняет путевой лист, показания спидометра, пробег и за поездки.

Toyota Corolla БМВ -Боевая Машина Влада › Бортжурнал › Калькулятор топлива в Excel (Можно Google docks)

Всем привет!Вот не могу понять, брешет бортовик по поводу расхода, или нет… Поискал приложение на андроид по расчету расхода — ничего подходящего не нашел.

А самое главное, он указывает остаток бензина в баке до выезда, количество заправленного топлива и остаток на конец дня. Чтобы не допускать необоснованного перерасхода топлива, водитель обязан знать, как определить расход топливадля своего автомобиля.

Одно считает только если полный бак залил, другое остаток в баке не учитывает.

На бумажку писать — то забыл, то бумажку потерял, да и в конце концов мы с вами в какое время живем?!Короче я вот что подумал… Аккаунт на гугле есть, мобильник на андрюшке, всегда со мной. Так а почему бы не пользоваться прямо во время заправки гугл онлайн Excel`ем? За 7 минут накидал калькулятор, который устраивает меня по всем параметрам. Представляю на ваш суд! Вот ссыль на скачивание в Excel формате: пароль для скачивания 111111.

Вот ссыль на гугл докс: Если берете с гугла — Выделить все — Скопировать — создать документ в своем аккаунте — вставить.Что мы там увидим? (Достоверно введена только первая строка — остальные числа пока вымышлены)Нужно заполнить поля, выделенные серым цветом: №заправки п/п, дата, Марка бензина, пробег по одометру на момент заправки, остаток бензина в баке, заправка (прим. Лукойл на северном), Сколько залил литров, сколько заплатил.

«Бенза в баке всего» считается автоматически по формуле: «Остаток» + «Сколько залил», Цена за 1л — тоже считается сама.Далее — таблица справа вся считается автоматом.

ВНИМАНИЕ и ВЫНИМАНИЕ! Корректные показания во второй таблице будут считаться на предыдущую заправку ТОЛЬКО после следующей! Т.е. первая строка таблицы корректно расчитается, когда ты уже заполнил вторую в первой таблице! Т.е. во второй всегда на одну строку меньше, чем в первой.Тож ничего сложного:Параметр — вычисление(«сколько залил2» — значит значение из 2 строки колонки сколько залил) — примечаниеПроехал — «пробег2» минус «пробег1» (т.е. расстояние от заправки до заправки)Сжег литров — «Бенза в баке всего1» минус «остаток бенза 2″Сжег рублей — «Сжег литров» * «Цена за 1л.

1″Расход на 100км — «Сжег литров1» * 100 / «Проехал1″Стоимость 1 км пути — «Сжег рублей1» / «Проехал1».Из плюсов:-онлайн доступ при наличии смартфона хоть за 600р.-автоматический расчет-бесплатно-своими руками-можно добавить любой интересующий вас параметр, хоть остаточная стоимость бенза в баке!Минусы:-душа требует эстетики… :)Спасибо за внимание, надесь кому-то будет полезным.Внимательного вам ангела хранителя!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *