Особенности учетной политики

Содержание

> Учетная политика в 2013 году. Изменения в учетной политике 2013

Пример (образец) учетной политики на 2013 год вы можете скачатьздесь Изменения выделены красным шрифтом.

Основные изменения

На просторах интернета начали появляться статьи об изменениях в учетной политике в 2013 году. Как правило, в этих статьях море умной информации, но нет главного: какие же все-таки нужно внести изменения в учетную политику в 2013 году?

Некоторые статьи я с трудом осилила до конца.

Итак, что же надо поменять в учетной политике 2013 года?

С 1 января 2013 вступает в силу Федеральный закон от 06.12.2011г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», соответственно, с этого момента закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.1996г. утрачивает силу и его положения больше не применяются.

Поэтому если в Вашей старой учетной политике вы даете ссылки на этот документ, необходимо указать новый вариант вместо старого.

Принципиальное изменение заключается в том, что начиная с 2013 года нет освобождений от ведения бухгалтерского учета (ранее ИП и компании на УСН были освобождены).

Поэтому с 1 января 2013 года ИП и предприятия УСН обязаны вести бухгалтерский учет. Следовательно, им необходимо составить учетную политику, где нужно будет утвердить свои правила и принципы бухгалтерского учета. Правда, я сомневаюсь в том, что для ИП и микропредприятий на УСН составлять учетную политику — дело первостепенной важности.

Я советую Вам не забивать голову бумажной волокитой и скачать типовой образей учетной политики, который подошел бы для Вашей компаниию.

Однако, если учетную политику запросили на проверку банк или налоговая, следует отнестись к этому серьезно.

Второе изменение в новом законе, касающееся учетной политики, заключается в том, что в новом законе отсутствует упоминание унифицированных форм первичных документов.

Формы первичных документов с 2013 года не будут утверждаться учетной политикой организации как было раньше.

Теперь их будет утверждать руководитель (кроме организаций госсектора, руководствующихся бюджетным законодательством) по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (п.4 ст.9 №402-ФЗ).

Однако данное «нововведение» тоже весьма сомнительно. По сути что оно означает? Раньше при составлении учетной политики мы прикрепляли унифицированные формы первичных документов в качестве приложения, а сейчас необходим такой порядок:

  • 1) разработать формы первичных документов и утвердить руководителем,
  • 2) затем приложить их к учетной политике организации.

По сути — ничего не поменялось. Когда я читаю бухгалтерское законодательство, мне часто вспоминается фраза персонажа Оскара Уайльда: «Мечта о форме в век рассудка».

Теперь несколько умных фраз из нового закона, которые вы, в принципе, можете пропустить.

По новому закону учетная политика в 2013 должна составляться в соответствии с п.6 ПБУ 1/2008. Это значит, что учетная политика организации в 2013 году должна отвечать 6 основным требованиям и обеспечивать:

  • 1. Полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности (требование полноты).
  • 2. Своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности).
  • 3. Большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности).
  • 4. Отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой).
  • 4. Тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости).
  • 5. Рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Третье изменение в учетной политике касается начисления резервов

В учетной политики организации 2013 году необходимо отразить:

  • -порядок формирования резервов под снижение стоимости МПЗ,
  • -метод определения величины резерва.

Также в учетной политике в 2013 году необходимо отразить оценочные обязательство по выплате отпускных.

Возможность создания резервов на выплату отпусков была предусмотрена законодательством и раньше.

Теперь предстоящие расходы на выплаты отпускных перешли в обязательные оценочные обязательства.

В соответствии с Трудовым Кодексом РФ, организации обязаны предоставлять своим сотрудникам оплачиваемые отпуска, а в случае увольнения — выплачивать компенсацию за неиспользованный отпуск.

В связи с этим, в учетной политике организации необходимо отразить:

  • -выбранный метод оценки и расчета всех признаваемых оценочных обязательств,
  • -состав и форму расчетов, подтверждающих величину оценочного обязательства.

В соответсвии с п. 16 ПБУ 8/2010 величина оценочного обязательства определяется организацией на основе:

  • -имеющихся фактов хозяйственной жизни организации,
  • -опыта в отношении исполнения аналогичных обязательств,
  • -а также, при необходимости, мнений экспертов.

Компания должна иметь документарное обоснованности такой оценки.

Учётная политика — совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.

Основы формирования (выбора и обоснования) и раскрытия (придания гласности) учётной политики предприятия впервые были раскрыты в ПБУ 1/94 «Учётная политика предприятия», утверждённом Приказом Минфина России от 28.07.1994 № 100. Вследствие реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами впоследствии указанное Положение было заменено на ПБУ 1/98 (Приказ Минфина России от 09.12.1998 N 60н), а в 2008 г. — на ПБУ 1/2008 «Учётная политика организации».

Понятие «учётная политика» в данных нормативных актах тождественно. Под учётной политикой организации понимается «принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учёта — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности».

В соответствии с утверждённой Правительством РФ в 1998 году Программой реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с международными стандартами финансовой отчётности, целью реформирования системы бухгалтерского учёта является приведение национальной системы бухгалтерского учёта в соответствие с требованиями рыночной экономики и международных стандартов финансовой отчётности.

За период реформирования не претерпели изменения допущения, используемые при формировании учётной политики организации, к которым относятся:

  • · допущение имущественной обособленности: активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств собственников этой организации и активов и обязательств других организаций;
  • · допущение непрерывности деятельности: организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, и у неё отсутствуют намерения и необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности, и следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке;
  • · допущение последовательности применения учётной политики: принятая организацией учётная политика применяется последовательно от одного отчётного года к другому;
  • · допущение временной определённости фактов хозяйственной деятельности: факты хозяйственной деятельности организации относятся к тому отчётному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Почти не изменились требования, предъявляемые к качеству информации, полученной в бухгалтерском учёте в результате применения учётной политики организации (в ПБУ 1/98 по сравнению с ПБУ 1/94 добавлено требование своевременности).

ПБУ 1/2008 предъявляет следующие требования к качеству информации:

  • · требование полноты (полнота отражения в бухгалтерском учёте всех фактов хозяйственной деятельности);
  • · требование своевременности (своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учёте и бухгалтерской отчётности);
  • · требование осмотрительности: учётная политика организации должна обеспечивать бомльшую готовность к признанию в бухгалтерском учёте расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • · требование приоритета содержания перед формой: отражение в бухгалтерском учёте фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования;
  • · требование непротиворечивости: тождество данных аналитического учёта оборотам и остаткам по счетам синтетического учёта на последний календарный день каждого месяца;
  • · требование рациональности: рациональное ведение бухгалтерского учёта исходя из условий хозяйствования и величины организации.

Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ «все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учётными документами, на основании которых ведётся бухгалтерский учёт». Таким образом, требование приоритета содержания перед формой неприменимо в российских организациях, так как положения федерального закона имеют приоритет над ведомственными нормативными актами. Следовательно, требование, предъявляемое к ведению бухгалтерского учёта, — следование юридическому оформлению сделки, а не её экономическому содержанию.

Принятая во вновь созданной организации учётная политика должна применяться из года в год. Если:

  • · изменилось законодательство
  • · вводятся новые способы ведения бухгалтерского учёта
  • · происходит смена собственника и т. д.,

то учётную политику можно дополнить или изменить. В частности с 1 января 2013 года в России действует новый закон о бухгалтерском учёте от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Согласно этому закону унифицированные формы первичных документов перестают быть обязательными. То есть, компания как и прежде может их использовать в своей деятельности, но для этого она должна их утвердить в учётной политике[

Виды учётной политики

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей налогового учёта

Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

  • · Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ
  • · Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

  • 1. Рабочий план счетов.
  • 2. Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.
  • 3. Способ учёта приобретения и заготовления материалов.
  • 4. Способ начисления амортизации :
    • · линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);
  • 5. Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:
    • · по средней себестоимости; по себестимости единицы запасов; ФИФО.
  • 6. Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:
    • · в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;
  • 7. Способ учёта товаров организациями розничной торговли:
    • · по покупным ценам (без учёта наценки);
  • 8. Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:
    • · доходы от обычных видов деятельности;
  • 9. Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):
    • · по мере готовности работы, услуги, продукции;
  • 10. Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:
    • · как материалы.

>Учетная политика организации на 2018

Налоговая учетная политика на 2018 год

Изменения, вступающие в силу с 2018 года незначительны. Принять их во внимание необходимо тем налогоплательщикам, деятельности которых коснулись новые положения НК РФ. Нововведения следующие.

Учет расходов на приобретение основных средств

На период 2018–2022 годов расширен (за счет объектов водоснабжения и водоотведения) список объектов, для которых может применяться ускоренная амортизация со специальным коэффициентом, но не выше 3 (Федеральный закон от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Но повышающий коэффициент может применяться к тем объектам, которые будут введены в эксплуатацию после 1 января 2018 года и только в отношении объектов, включенных в соответствующий перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ (пп. 4 п.2 ст. 259.3НК РФ в ред. с 01.01.2018, п.3 ст.5 Федерального закона от 30.09.2017 N 286-ФЗ). Если у компании есть такие объекты и она собирается применять специальный коэффициент при их амортизации, данное право следует закрепить в учетной политике.

С 1 января 2018 года в главу 25 НК РФ введено понятие «инвестиционный налоговый вычет» (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ). Порядок его применения установлен новой ст. 286.1 НК РФ.

С 2018 года налогоплательщики вправе уменьшить налог на прибыль (авансовый платеж) на инвестиционный налоговый вычет (расходы на покупку (модернизацию) основных средств, относящихся к 3 — 7 амортизационным группам).

Указанные расходы можно будет вычитать полностью: до 90% из региональной части, до 10% — из федеральной части налога.

Но максимальный размер вычета по региональной части налога не может превышать разницы между исчисленной суммой налога без применения вычета и налогом, исчисленным по ставке 5% (если иная ставка не установлена субъектом РФ), т. е. 5% в бюджет субъекта РФ необходимо будет заплатить. Если вычет окажется больше налога, то неиспользованная часть переходит на следующие годы.

Инвестиционный вычет применяется к налогу, начиная с периода, в котором введен в эксплуатацию объект ОС, либо изменена его первоначальная стоимость.

Вместе с тем, объекты ОС в отношении которых налогоплательщик применил инвестиционный вычет не подлежат амортизации.

В случае продажи имущества, в отношении которого применялся инвестиционный вычет, после истечения срока его полезного использования доходом будет вся причитающаяся по договору сумма. Если же основное средство, по которому был применен инвестиционный налоговый вычет будет реализовано до истечения срока его полезного использования, налогоплательщику придется восстановить суммы налога, не уплаченного в связи с применением вычета, а также уплатить соответствующие пени. При этом в расходах будет учтена первоначальная стоимость такого основного средства.

Принимая решение об использовании инвестиционного налогового вычета необходимо учесть, что при камеральной проверке декларации налоговый орган вправе требовать пояснения и документы, касающиеся применения вычета (новый пункт 8.8 статьи 88 НК РФ).

Кроме того, сделки организации, которая применяет вычет, со своим взаимозависимым лицом будут признаваться контролируемыми при превышении доходов по сделкам за календарный год суммы в 60 млн рублей (подпункт 9 пункта 2 статьи 105.14 НК РФ).

Новой нормой установлено, что категории налогоплательщиков, имеющих право на налоговый вычет, будут определяться региональным законодательством. Субъекты РФ смогут определять и другие особенности предоставления инвестиционного налогового вычета.

Учитывая, что такие нововведения улучшают положения налогоплательщиков, субъекты РФ смогут принять соответствующие законы и распространить их действие на период с 1 января 2018 г. Однако, решение об использования вычета должно быть закреплено в учетной политике для целей налогообложения. Поскольку его применение — право налогоплательщика, а не обязательная норма.

Учет расходов на НИОКР

Произошли дополнения в правилах учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 N 166-ФЗ). В частности, перечень затрат на НИОКР будет дополнен новыми видами расходов. Уточнен порядок признания расходов на НИОКР по Перечню, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 24.12.2008 N 988, которые разрешено учитывать при налогообложении с повышающим коэффициентом 1,5 (п. 7 ст. 262 НК РФ).

Сейчас такие затраты можно включать в состав прочих расходов того отчетного (налогового) периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы работ. Однако с 01.01.2018 расходы по Перечню с коэффициентом 1.5 будут также формировать первоначальную стоимость амортизируемых НМА — исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, полученных в результате выполнения НИОКР. В налоговой учетной политике необходимо закрепить выбранный порядок признания расходов.

Правило 5% при раздельном учете входного НДС

С 1 января 2018 года вступают в силу поправки, касающиеся компаний, у которых есть облагаемые и не облагаемые НДС операции. Изменения в НК РФ внесены Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ.

Как известно, при осуществлении облагаемых и необлагаемых операций налогоплательщик обязан вести раздельный учет входного НДС. Но если расходы на необлагаемые операции в общей сумме расходов не превышают 5%, налогоплательщик вправе не вести раздельный учет и всю сумму НДС принять к вычету.

Выполнение «правила 5%» в налоговом периоде больше не позволит налогоплательщикам не вести раздельный учет входного НДС при осуществлении облагаемых и освобождаемых от налогообложения операций. Сохраниться лишь возможность принимать к вычету весь «общехозяйственный» НДС, т. е. НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования одновременно и в облагаемых и необлагаемых операциях.

Напомним, что в настоящее время налоговые органы и Минфин РФ дают аналогичные разъяснения применения «правила 5%», опираясь на определение ВС РФ от 12.10.2016 N 305-КГ16-9537 по делу N А40-65178/2015. Верховный Суд РФ указал, что по товарам (работам, услугам), приобретенным исключительно для необлагаемых операций принять к вычету НДС нельзя, даже при соблюдении «правила 5%». С 1 января 2018 года позиция ВС РФ будет официально закреплена в п.4 ст.170 НК РФ.

Поэтому положения учетной политики для целей налогообложения на 2018 год в части ведения раздельного учета НДС нужно привести в соответствии с новой нормой статьи 170 НК РФ.

В завершении добавим, что по общему правилу изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения и оформляется приказом, распоряжением, стандартом организации, датированным декабрем 2017г.

При этом нет смысла переписывать в учетную политику то, что и так сказано в Налоговом кодексе или ПБУ. Вносить надо только те условия, в которых вы выбираете один из предложенных законодателем способов учета. Это справедливо и для изменений. Вписывать их в учетную политику необходимо, если поправки касаются способов учета, которые применяет ваша организация.

12 декабря 2019 в 09:00 Москва, Измайловское шоссе, д. 71, корп. 5>Особенности и задачи учетной политики

Особенности учетной политики организации

При формировании учетной политики в организации, необходимо учитывать особенности ее формирования. Таких особенностей несколько:

  1. Содержание учетной политики.

    Особенность содержания учетной политики заключается в наличии обязательных элементов. Так, учетная политика должна содержать такие разделы как:

    • организационно-технический;
    • методологический для бухгалтерского учета;
    • методологический для налогового учета.
    • Организационно-технический раздел включает информацию:
    • о рабочем плане счетов в разрезе синтетического и аналитического учета;
    • о формах и составе первичной документации и бухгалтерских регистров;
    • о составе бухгалтерской службы;
    • о форме ведения бухгалтерского учета;
    • о графике документооборота;
    • о проведении инвентаризации;
    • и т.д.

    Методологический раздел для бухгалтерского учета должен обязательно содержать регламент учета отдельных операций. Методологический раздел для налогового учета должен обязательно содержать регламент учета отдельных операций, влияющих на налогообложение в организации.

  2. Правовая обоснованность.

    Данная особенность заключается в том, что каждый элемент учетной политики в обязательном порядке должен быть подкреплен нормами действующего законодательства. Необходимо учитывать действующую редакцию и уровень нормативно-правового документа.

  3. Вариативность выбора отдельных элементов.

    Данная особенность заключается в том, что некоторые элементы в учетной политике, организация может выбрать на свое усмотрение. Например, это касается выбора метода амортизации или распределения косвенных расходов. При выборе таких элементов, в организации учитывают специфику деятельности, а также рассчитывают оптимальный вариант для оптимизации расходов и налогообложения.

  4. Полнота.

    Данная особенность учетной политики заключается в полном отражении всех возможных событий на предприятии на будущий год. Важно предусмотреть и отразить в учетной политике регламент всех хозяйственных операций, которые могут иметь место в организации.

  5. Единство требований.

    Данная особенность учетной политики заключается в том, что ее нормы распространяются на структурные единицы предприятия (подразделения, филиалы). Это обеспечивает точный учет по единым правилам и единым измерителям по предприятию – в общем.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Замечание 1

Таким образом, на основании приведенных особенностей формирования учетной политики, производится ее утверждение на предприятиях всех форм собственности.

Задачи учетной политики организации

Учетная политика организации выполняет определенные задачи.

  1. Учетная политика отражает все факты деятельности организации. Данная задача состоит в том, что учетная политика в утверждении различных элементов и объектов учета – должна охватывать все аспекты деятельности предприятия.
  2. Содержание учетной политики должно отвечать эффективному управлению на предприятии. Данная задача состоит в том, что при разработке учетной политики – необходимо ставит задачу оптимизации учетных работ в организации.
  3. Единый регламент. Данная задача заключается в единстве требований, изложенных в учетной политике для всех подразделений организации. Поэтому при разработке учетной политики, необходимо учитывать специфику деятельности каждой единицы хозяйствования.

В общем, выполняя основную задачу – установление правил и норм учета, принимают во внимание несколько обязательных допущений:

  • Имущественная обособленность. Имущество организации учитывается отдельно от имущества собственников.
  • Непрерывность. Учетные работы осуществляются в непрерывном ритме.
  • Последовательность. Учетная политика издается ежегодно, с учетом всех изменений в деятельности или учетном процессе.
  • Непротиворечивасть. Все аспекты учета, которые указаны в учетной не должны противоречить, ни друг другу, ни нормам законодательства на государственном уровне.

Согласно учетной политике ПАО «ВымпелКом» бухгалтерский учет ведется с использованием специализированной ERP-системы «ORACLE E-Business Suite». Аналитические и синтетические регистры бухгалтерского учета формируются автоматизировано и распечатываются для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Хранение осуществляется в электронном виде.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей и в денежном выражении сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного отражения.

Величина многих показателей финансово- хозяйственной деятельности зависит от формируемой учетной политики на предприятии. Учетная политика является основным документом, который регулирует порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии.

В результате принятия нового Федерального закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ , были изменены многие вопросы порядка ведения бухгалтерского дела на отечественных предприятиях. Это коснулось и учетной политики, что подчеркивает важность рассмотрения ее элементов по учету основных средств.

Так, объекты основных средств являются, одним из существенных вопросов, учитываемых в учетной политике. Прежде всего, это вопросы, связанные с движением и использованием основных средств в производстве, их оценкой и способом перенесения стоимости на себестоимость изготавливаемой продукции (оказываемых услуг).

Следует отметить, что согласно ФЗ № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учетная политика предприятий должна соответствовать федеральным стандартам по бухгалтерскому учету. Однако при отсутствии таких федеральных стандартов учетная политика формируется самостоятельно предприятием в соответствии с законодательством.

В учетной политике предприятий по части основных средств отражаются следующие элементы:

  • — порядок принятия к учету объектов основных средств;
  • — порядок начисления амортизации основных средств;
  • — порядок переоценки основных средств;
  • — порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;
  • — порядок учета лизинговых операций с основными средствами;
  • — перечень счетов и субсчетов Плана счетов предприятия, используемых для учета основных средств;
  • — порядок списания объектов основных средств и т.д.

Вся информация об основных средствах, которая содержится в первичных документах, учитываемых в специальных регистрах, должна быть отображена на бумажном и (или) электронном носителе. Регистры в обязательном порядке должны содержать реквизиты по представлению лица, но которого возложена ответственность за ведения бухгалтерского учета на предприятии.

Важным моментом в составлении учетной политике в отношении объектов основных средств является определение порядка их оценки и переоценки. Так, первоначальная стоимость поступивших активов не может быть изменена по воле экономического субъекта, за исключением внесения изменений в положения по бухгалтерскому учету Сайфутдинова Л.Р., Аюпова А.И. Формирование учетной политики организации в части основных средств в связи с изменениями в законодательстве // Перспективы и закономерности модернизации современного общества: новый взгляд (экономические, социальные, философские, политические, правовые общенаучные аспекты). — Саратов. — 2014. — С.359-361. Решение о переоценке объектов основных средств должно быть оформлено в приказе об учетной политике организацией по состоянию на начало года.

Что касается начисления амортизации основных средств в организациях, то согласно ПБУ 6/ 2001 следует указать один из способов ее начисления из имеющихся: линейный, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) .

В учетной политике также следует отразить применяемый в организации порядок проведения инвентаризации. Согласно ст.11 ФЗ- 402 «О бухгалтерском учете» порядок и сроки проведения инвентаризации определяются экономическим субъектом самостоятельно, но обязательное ее проведение установлено в законодательстве, федеральных и отраслевых стандартах . С вступлением в силу нового закона установлено, что результаты по инвентаризации должны быть представлены в бухгалтерской финансовой отчетности на начало отчетного периода.

Как нами говорилось ранее, в процессе эксплуатации основные средства изнашиваются или выходят из строя. Для их восстановления необходимо осуществлять их ремонт. Учет затрат на проведение ремонта основных средств может осуществляться с использованием счета 97 «Расходы будущих периодов» Сайфутдинова Л.Р., Рыцева А.В. Учет основных средств в МУСП: теория и практика. — Уфа: Издательство «Нефтегазовое дело», 2010. — 60с.. Также затраты можно включить в себестоимость продукции, списав их единовременно, или создать ремонтный фонд.

Следует подчеркнуть, что организациям предоставляется самостоятельность в выборе различных оптимальных методов по ведению бухгалтерского учета. Это позволяет учитывать специфику деятельности экономического субъекта и наиболее подходящих им. Что в свою очередь, дает возможность повысить качество организации и ведения бухгалтерского учета, обеспечить соблюдение его важнейших принципов: ясность, понятность, упрощенность, достоверность предоставляемой информации. Несомненно, все это позволяет нам перейти на новый, более совершенный уровень ведения бухгалтерском учета, в том числе и основных средств.

Подробнее рассмотрим выдержки из учетной политики ПАО «ВымпелКом» по части учета основных средств. К основным средствам относятся активы ПАО «ВымпелКом» при единовременном соблюдении следующих условий:

  • ? объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;
  • ? объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
  • ? организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;
  • ? объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств (ПБУ 6/01)», утвержденным приказом Минфина РФ от 30.03.2001г. № 26н. Актив не является инвестиционным, если продолжительность формирования первоначальной стоимости объектов капитального строительства не превышает трех лет. Стоимость основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев достройки, дооборудования, реконструкции, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Расчет амортизации по объектам основных средств производится линейным способом, исходя из первоначальной стоимости или текущей (восстановительной) стоимости (в случае проведенных переоценок) объекта основных средств и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта.

Срок полезного использования объектов определяется по нормам, совпадающим с нормами принятыми для налогового учета (Постановление Правительства РФ № 1 от 01.01.2002г. «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы»). Начисление амортизации производится со следующего месяца после ввода основного средства в эксплуатацию.

Объекты основных средств стоимостью менее 40 тыс. руб. включительно, за исключением объектов, входящих в состав сетей связи и объектов транспортной сети, а также приобретенные книги, брошюры и тому подобные издания учитываются в составе материально-производственных запасов (МПЗ) и списываются на затраты производства по мере их отпуска в производство или эксплуатацию.

Особенности учетной политики на 2013 год

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 23 ноября 2012 г.

Содержание журнала № 23 за 2012 г.Л.А. Елина, экономист-бухгалтер

Изучаем, что нужно изменить в учетной политике на следующий год

Наверняка все в курсе, что с 1 января следующего года вступит в силу новый Закон о бухучетеЗакон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (далее — Закон № 402-ФЗ). И многие задаются вопросом: потребуется ли в бухгалтерскую учетную политику вносить изменения или можно оставить все так, как есть?

Кроме того, вести бухучет в следующем году должны будут все организации независимо от режима налогообложения. Поэтому упрощенцам, которые в этом году бухучет не вели, понадобится «бухучетная» политика на 2013 г. А может, вы решили поменять способы ведения бухучета? Тогда до конца декабря 2012 г. надо закрепить новшества в учетной политике. Обо всем этом — наша статья.

Изменения в бухучетную политику, касающиеся всех организаций

Неунифицированная первичка

С 2013 г. организации будут вправе не применять унифицированные формы первичных документовч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ. Вам нужно определиться, будете ли вы по-прежнему использовать формы, предложенные Госкомстатом (и если да, то какие), или разработаете свои. И закрепить свой выбор в учетной политике:

Формы первичных учетных документов.

В случаях когда организация может выбрать, по какой форме ей составлять тот или иной первичный документ, она использует:

— самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов;

  • <или>

— унифицированные формы, а при их отсутствии — самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов;

  • <или>

следующие унифицированные формы:

(перечислить списком).

Для составления других первичных учетных документов организация использует самостоятельно разработанные формы.

Вести первичную документацию по унифицированным формам будут обязаны только учреждения государственного секторач. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ.

Однако учтите, что такая свобода выбора касается не всех унифицированных форм. А для самостоятельной разработки первичных документов надо учесть определенные требования. Подробнее об этом вы можете узнать на с. 28 этого номера журнала.

Разбираемся, что такое внутренний контроль

Еще одно правило нового Закона о бухучетеч. 1 ст. 19 Закона № 402-ФЗ гласит: организация должна организовать внутренний контроль, причем не только за ведением бухучета и составлением отчетности, но и за самими фактами хозяйственной жизни.

В старом Законе о бухучете было перекликающееся требованиеп. 3 ст. 6 Закона от 21.11.96 № 129-ФЗ: учетная политика организации должна включать в себя порядок контроля за хозяйственными операциями. Однако не все понимали, что собой представляет подобный порядок, и на эту норму просто не обращали внимания.

Сейчас некоторые бухгалтеры опасаются, что вопросы внутреннего контроля надо будет довольно детально расписывать во внутрифирменных документах, в том числе и в учетной политике. Не пугайтесь: в любой нормально работающей организации внутренний контроль был, есть и будет по определению. Даже если в вашей организации нет особого локального акта, посвященного внутреннему контролю. Общее руководство и контроль лежат на руководителе, в должностных инструкциях других работников прописано, кто и за что отвечает.

А к примеру, в АО и некоторых ООО могут быть созданы ревизионные комиссии или избран ревизор по требованию устава или законаст. 85 Закона от 26.12.95 № 208-ФЗ; ст. 47 Закона от 08.02.98 № 14-ФЗ; ст. 18 Закона от 08.05.96 № 41-ФЗ. Но это тоже лишь один из элементов системы внутреннего контроля.

ОБМЕН ОПЫТОМ

РАЖКОВСКИЙ Дмитрий Николаевич Главный бухгалтер ОАО «Российские коммунальные системы»

“Конечно, новый Закон о бухучете обязывает компании наладить внутренний контроль фактов хозяйственной жизни (сделок, событий, операций). В зависимости от размеров организации этим может заниматься руководитель компании лично (это актуально для микропредприятий и малых предприятий) или специально созданное подразделение (подразделения) с соответствующими функциями (например, отдел внутреннего контроля и аудита). Функции внутреннего контроля могут быть прописаны в должностных инструкциях отдельных работников, в положениях о структурных подразделениях, а также в иных локальных документах.

Законодатель не описывает, как и в каком объеме должен проводиться внутренний контроль. Однако важно понимать, что он должен быть достаточным для обеспечения достоверности фактов хозяйственной жизни и бухгалтерской (финансовой) отчетности организации. Как правило, у организаций уже существуют подобные регламенты (процедуры, порядки и т. п.), поэтому если они максимально охватывают все хозяйственные операции (сделки), то можно считать, что экономический субъект выполняет требования ст. 19 нового Закона о бухучете, и в преддверии 2013 г. дополнительно в этом направлении предпринимать ничего не нужно”.

Если же вы хотите отразить в своей учетной политике отдельные элементы внутреннего контроля, на сегодняшний день формально в ней будет вполне достаточно:

  • утвердить формы первичных учетных документов;
  • утвердить формы регистров бухгалтерского учета. Кстати, по правилам нового Закона о бухучете их теперь также должен утверждать руководительч. 5 ст. 10 Закона № 402-ФЗ;
  • прописать порядок инвентаризации, когда она проводится исключительно по решению руководства.

Кстати, в планах Минфина на 2012—2015 гг. по развитию бухучета и отчетности — разработка рекомендаций, посвященных внутреннему контролюПриказ Минфина от 30.11.2011 № 440. В качестве одной из составляющих системы внутреннего контроля названо выявление рисков (финансовых, правовых, репутационных, страновых, региональных) и управление имипп. 6, 39 ПБУ 4/99. И по ним Минфин уже успел выпустить разъяснения о том, как раскрывать информацию о них в годовой отчетностиИнформация Минфина № ПЗ-9/2012. Надо сказать, что Минфин адресует свои рекомендации прежде всего тем организациям, которые публикуют свою отчетностьп. 13 Информации Минфина № ПЗ-9/2012. Ведь далеко не все организации захотят включить в свою пояснительную записку отчет о рисках.

Вот, пожалуй, и все, что нужно предусмотреть в учетной политике в связи с требованиями нового Закона о бухучете.

У кого еще нет бухгалтерской учетной политики — подходи!

Как мы уже сказали, в следующем году вести бухучет будут абсолютно все организации. Только предпринимателей минула чаша сияп. 1 ч. 2 ст. 6 Закона № 402-ФЗ; ст. 346.24, п. 12 ст. 346.25.1 НК РФ; Порядок, утв. Приказом Минфина № 86н, МНС № БГ-3-04/430 от 13.08.2002; Письма Минфина от 17.07.2012 № 03-11-10/29, от 26.07.2012 № 03-11-11/221, от 08.08.2012 № 03-11-11/233.

Тем небольшим организациям, которые впервые сталкиваются с необходимостью разработки учетной политики, можно сказать следующее. Такая политика нужна, прежде всего, самой организации. Для того чтобы каждый сотрудник бухгалтерии вел учет операций по единым правилам, выбранным главным бухгалтером и одобренным руководителем. Кроме того, учетная политика объяснит сторонним пользователям (к примеру, проверяющим), какие способы и методы учета использованы.

Каждая организация разрабатывает учетную политику с учетом специфики своей деятельности. Но есть и общие правила. Действуйте следующим образом.

ШАГ 1. Учтите требования «профильного» ПБУ 1/2008, посвященного учетной политике. В частности, в учетной политике должны быть утвержденыПБУ 1/2008:

  • рабочий план счетов бухучета. Проще всего сделать из вашей бухгалтерской программы распечатку применяемых вами счетов бухучета с расшифровкой субсчетов к ним. Можете назвать эту распечатку «Приложение № 1 к учетной политике» и предусмотреть в ней строки для утверждения документа руководителем «Утверж­даю __________ (ф. и. о., дата, подпись)»;
  • формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также внутренней бухгалтерской отчетности. Это тоже может быть отдельное приложение к учетной политике. Также удобно использовать формы, предлагаемые в бухгалтерской программе;
  • порядок и сроки проведения добровольной инвентаризации активов и обязательств. Если вы не планируете проводить инвентаризации по собственной инициативе, можете ничего в учетной политике не фиксировать. Не нужно ничего писать про обязательные инвентаризации (проводимые в случаях, перечисленных в нормативных актах по бухучету, — перед сдачей годовой отчетности, при смене материально-ответственных лиц и т. д.);
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации. Их можно вынести в отдельное приложение.

ШАГ 2. Определитесь, от применения каких ПБУ вы можете отказаться, и пропишите свое решение в учетной политике. Для этого, прежде всего, вам надо проверить, относится ли ваша организация к малым предприятиям.

Как известно, малые предприятия освобождены от применения следующих положений:

  • ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»;
  • ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»;
  • ПБУ 12/2010 «Информация по сегментам»;
  • ПБУ 16/02 «Информация по прекращаемой деятельности»;
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций».

ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» могут не применять организации, которые не публикуют свою отчетность — в эту группу организаций попадают многие небольшие фирмы.

Есть и отдельные бухгалтерские льготы для малых предприятий. Им можно:

  • не переоценивать финансовые вложения (например, купленные акции, векселя, выданные займы)п. 19 ПБУ 19/02;
  • не отражать обесценение финансовых вложений и не создавать резерв под это в случаях, когда посчитать величину обесценения трудно. Хотя ПБУ 19/02 не дает такой возможности, так разрешает делать Минфинп. 10 Информации Минфина № ПЗ-3/2012;
  • не переоценивать основные средства (правда, это могут не делать и более крупные организации)п. 7 Информации Минфина № ПЗ-3/2012;
  • если ваша организация не является эмитентом публично размещаемых ценных бумаг, можно признавать все расходы по займам прочими расходамип. 7 ПБУ 15/2008;
  • малые предприятия (не эмитирующие публично размещаемые ценные бумаги) могут принять решение об использовании кассового метода учета доходов и расходовп. 12 ПБУ 9/99; п. 18 ПБУ 10/99. Кстати, некоторые упрощенцы намереваются закрепить в учетной политике именно кассовый метод учета с целью сближения бухгалтерского учета с налоговым (для целей расчета «упрощенного» налога). Однако кассовый бухгалтерский метод учета расходов вовсе не равнозначен правилам, применяющимся для расчета размера расходов, которые можно учесть в «упрощенной» налоговой базе. К примеру, посмотрим на различия в учете сырья и материалов, необходимых для производства продукции. По правилам налогового «упрощенного» учета затраты на покупку оприходованных материалов надо признавать в том периоде, в котором они оплаченыподп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ. А в бухгалтерском учете, даже при применении кассового метода, стоимость полученных и оплаченных материалов надо списать на счет 20 «Основное производство», только когда они отпущены в это производствоп. 20 Типовых рекомендаций, утв. Приказом Минфина от 21.12.1998 № 64н. На финансовый результат стоимость материалов повлияет опосредованно — в составе себестоимости выпущенной продукции и только после ее реализации. Поэтому в бухучете лучше остановиться на привычном для всех методе начисления.

Кстати, для малых предприятий недавно были разработаны упрощенные формы бухгалтерской отчетности. Если вы хотите отчитываться именно по ним, это можно прямо зафиксировать в своей учетной политике.

ШАГ 3. Просмотрите все оставшиеся ПБУ, которыми ваша организация должна руководствоваться. Нужно выяснить, в отношении каких способов или методов учета положения дают право выбора. Затем выберите один из этих способов/методов и закрепите его в учетной политике.

К примеру, основные средства и/или сырье и материалы есть практически у всех организаций. Поэтому нужно заглянуть в ПБУ 6/01 и ПБУ 5/01, выбрать и закрепить в учетной политике:

  • лимит для отнесения имущества к материально-производственным запасам (он может быть не более 40 000 руб.)п. 5 ПБУ 6/01;
  • способ амортизации основных средств;
  • применение специальных коэффициентов к норме амортизации (при начислении амортизации способом уменьшаемого остатка);
  • способы оценки (по средней, ФИФО, по стоимости единицы) при списаниипп. 16, 18 ПБУ 5/01 сырья и материалов;
  • способы отражения скидок при покупке товаров, работ, услуг;
  • правила для списания транспортно-заготовительных расходов.

Если каких-то операций или объектов учета у вас нет и не предвидится, вы можете ничего не писать про них в учетной политике. Когда они у вас появятся, тогда и дополните учетную политику.

Кстати, аналогичное правило лучше применять и при составлении учетной политики для целей налогового учета.

ШАГ 4. Посмотрите, какие вопросы учета по имеющимся у вас операциям остались непрописанными. Так, к примеру:

  • надо прописать особенности формирования резерва по сомнительным долгам (его надо создавать обязательно, если есть сомнительные долги);
  • для исправления ошибок, обнаруженных в бухучете, в учетной политике надо установить критерий существенности. Ведь порядок исправления существенных и несущественных ошибок разныйпп. 3, 5—11, 14 ПБУ 22/2010;
  • если вы применяете ПБУ 8/2010, нужно установить правила формирования основных оценочных значений, к примеру резерва на оплату отпусков работникам.

ШАГ 5. Учетную политику должен утвердить руководитель организации. Причем не нужно называть ее «Учетная политика на 2013 г.». Пусть это будет просто «Учетная политика». Ведь этот документ вы будете применять последовательно из года в год. При необходимости вы будете вносить в него изменения и дополнения.

Представлять вашу учетную политику в налоговую инспекцию не надо — такого требования нет ни в старом, ни в новом Законе о бухучете.

Самостоятельно меняем учетную политику

Вы можете решить применять с нового года новый способ учета. Но обратите внимание: просто так менять свою учетную политику нельзя. Новый способ должен помогать формировать более достоверную отчетностьп. 10 ПБУ 1/2008; ч. 2 ст. 8 Закона № 402-ФЗ. К тому же вы должны доказать, что этот способ дает более достоверные результаты, чем применяемый ранее.

Например, торговая организация списывала товары по способу средней себестоимости. Однако с 2012 г. она решила перейти на списание товаров по способу ФИФО, поскольку сочла его более достоверным. Ведь при применении этого способа оставшиеся в организации товарные запасы оцениваются по стоимости последних закупок. А следовательно, информация в балансе максимально приближена к текущей рыночной стоимости.

Учтите, что в балансе и отчете о прибылях и убытках за 2012 г. ничего менять не нужно. Но потом, возможно, придется пересчитать отчетные данные за этот и предыдущие годы, как если бы новый способ применялся с самого начала.

Такой ретроспективный пересчет показателей прошлых отчетных периодов нужно делать, если одновременно выполняются два условия:

  • последствия таких изменений могут оказать существенное влияние на финансовое положение организации (то есть на ее активы, обязательства и финансовые результаты), результаты ее деятельности и/или движение денежных средств;
  • можно дать надежную денежную оценку таких последствий в отношении периодов, предшествующих отчетномуп. 15 ПБУ 1/2008.

Конкретный порядок такого пересчета правилами бухучета не регламентирован. В ПБУ 1/2008 сказано лишь, что изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной запискеп. 25 ПБУ 1/2008. Также приведен перечень данных, которые нужно раскрывать в случае изменения учетной политикип. 21 ПБУ 1/2008.

Когда приводить эти данные ретроспективного пересчета: в отчетности за год, предшествующий году изменения учетной политики, или в отчетности за год, в котором впервые стали применяться новые методы? ПБУ 1/2008 четкого ответа на этот вопрос не дает, поэтому есть разные точки зрения. Но в любом случае такие пересчеты делать придется. Причем они понадобятся уже для того, чтобы правильно сформировать входящее сальдо (в нашем примере, прежде всего, счета 41 «Товары») на 1 января 2013 г.

Предположим, организация решила отразить в годовой отчетности за 2012 г. (в пояснительной записке) лишь то, какой именно метод бухгалтерского учета меняется, и объяснить, почему из-за нового метода повышается достоверность отчетностип. 21 ПБУ 1/2008. Тогда результаты ретроспективного пересчета надо будет раскрыть в пояснительной записке к отчетности за 2013 г. (напомним, что со следующего года обязательной промежуточной бухгалтерской отчетности уже не будет), а также отразить в отчете об изменениях капитала. В пояснениях надо привести данные по меняющимся положениям учетной политики за последний отчетный год и 2 предыдущих, которые получились бы, если бы организация изначально применяла новые способы учета. Изменятся и показатели строки «Себестоимость продаж» отчета о прибылях и убытках, и финансовые результаты за эти годы, а также остатки товаров за 2012 и 2011 гг. и нераспределенная прибыль в балансе. Данные за 2013 г. корректировать нет нужды — ведь они уже будут сформированы с учетом нового метода/способа учета.

Для ретроспективного пересчета бухгалтеры часто поступают так. Копируют данные бухгалтерской программы и в сохраненной копии делают пересчеты. В итоге выходят на новые данные остатков по счетам на 1 января следующего года, сформированные с учетом нового способа или метода бухгалтерского учета. Далее можно либо вести бухучет в этой исправленной версии, либо вручную исправить входящие данные на новый год в старой версии бухгалтерской базы проводок.

Если вы будете также делать ретроспективный пересчет, обязательно сохраните бухгалтерскую базу данных, по которым ранее вы сдавали отчетность (то есть без учета ретроспективных корректировок). Они могут вам понадобиться.

Для всех скорректированных показателей в пояснительной записке надо указать их суммы до корректировок, а также их суммы после корректировок. Легче сделать это в табличной форме. Например, шапка пересчетной таблицы с данными, указываемыми в балансе, может в пояснительной записке к отчетности 2013 г. выглядеть так:

Наименование показателя На 31 декабря 2012 г. На 31 декабря 2011 г.
до корректировки после корректировки до корректировки после корректировки

Учитывая сложность ретроспективного пересчета, многие организации (если им не требуется аудиторское заключение) предпочитают его не делать. В пояснительной записке к отчетности они просто указывают, что изменение применяемого способа учета не оказывает существенного влияния на финансовые показатели организации и/или не могут без существенных трудозатрат быть «произведены с достаточной надежностью».

Некоторые бухгалтеры, отказываясь делать ретроспективный пересчет, ссылаются еще на требование рациональности бухгалтерского учетап. 6 ПБУ 1/2008.

Налоговые инспекторы не уделяют подобным тонкостям особого внимания. Пожалуй, лишь в одном случае налоговики могут проявить интерес к изменениям в учетную политику: когда такие изменения влияют на расчет налогов. Но если речь идет о бухгалтерской учетной политике, то это довольно редкие случаи. Поэтому получается, что лишь аудиторы могут поставить под сомнение правильность отражения в отчетности изменений, внесенных в учетную политику. Если у вас есть аудиторы, заранее обсудите с ними планируемые изменения. Чтобы потом не было сюрпризов в виде модифицированного аудиторского заключения.

Налоговая учетная политика

Никаких кардинальных налоговых поправок, из-за которых нужно было бы вносить изменения в налоговую учетную политику, пока не предвидится.

Если же вы решили по собственной инициативе поменять что-либо в налоговой политике, то обратите внимание вот на что. Есть ограничения по изменению некоторых принципов учета, к примеру:

  • порядок распределения прямых расходов для целей налогообложения можно менять не чаще чем раз в 2 годап. 1 ст. 319 НК РФ;
  • переходить с нелинейного метода начисления амортизации на линейный можно не чаще одного раза в 5 летп. 1 ст. 259 НК РФ.

В налоговом учете ретроспективные пересчеты не предусмотрены.

***

И конечно, следите за появлением новых ПБУ, которые обещал утвердить Минфин (по аренде, о выплате вознаграждений работникам и другие). О них мы уже рассказывали вам раньше (см. , 2012, № 21, с. 85). Когда их утвердят, возможно, понадобится внести в бухгалтерскую учетную политику изменения уже в середине годапп. 10, 14 ПБУ 1/2008.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Бухгалтерский учет / бухгалтерская отчетность»:

2019 г.

  1. Ответы на «бухотчетные» вопросы, № 8
  2. Управленческий ОФР, № 6
  3. Учетная политика — 2020, № 23
  4. «Валютное» ПБУ 3/2006 подправили, № 2
  5. Новый профстандарт для бухгалтеров, № 12 Бухотчетность: вопросы после сдачи, № 12 Памятка по профстандарту «Бухгалтер», № 12
  6. Предоставление акционерам бухотчетности, № 10

>Как составить учетную политику? Образец формы

Пример учетной политики организации на 2013 год

БУХУЧЁТ 2015: как составить учетную политику? образец формы.

Приводим пример грамотно составленной учетной политики предприятия, на который можно ориентироваться при выработке своего собственного документа. Надеемся, что приведенный образец поможет руководителям и главным бухгалтерам организаций правильно составить свою политику для учетных целей на 2013 год. Напоминаем, что для плательщиков налога на прибыль и НДС рекомендуется разработать еще одну форму документа, которая называется «Учетная политика для целей налогообложения». Данный образец взять из архива реальной фирмы (названия и фамилии должностных лиц изменены).

ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО «ПРОМЕТЕЙ»
Приказ N ….
город Москва, 1 января 2013 года
генеральный директор Ковалев С.Г.

О принятии учетной политики предприятия на 2013 год

В соответствии с федеральным законом от 21.11.1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерским учете» в целях соблюдения на предприятии в течение отчетного года единой политики отражения в бухгалтерском учете отдельных хозяйственных операций и оценки имущества, руководствуясь положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика предприятия» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина РФ от 06.10.2008 года № 106н,

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Установить форму и методы бухгалтерского учета на основании действующих нормативных документов, перечисленных в приложении к приказу об учётной политике.

2. Руководителю предприятия обеспечить неукоснительное выполнение всеми подразделениями и службами, работниками предприятия, имеющими отношение к бухучету, требований главного бухгалтера в части порядка оформления и предоставления для учета документов и сведений.

3. Документооборот и техническую обработку документов вести, руководствуясь «Положением о документах и документообороте в бухгалтерском учете», утвержденном Минфином СССР 29.07.1983 № 105, постановлением Госкомстата РФ от 30 октября 1997 N 71а «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, основных средств и нематериальных активов, материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, работ в капитальном строительстве» (с изменениями от 25 января, 2 июля, 11 ноября 1999 года ,29 декабря 2000 года, 6 апреля 2001 года), постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 года N 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (с изменениями от 27 марта, 3 мая 2000 года).

4. Установить компьютерную технологию обработки учетной информации на предприятии. Утвердить в качестве рабочего план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации, утвержденный приказом Минфина от 31.10.2000 года № 94н. Установить, что типовые и специализированные формы бухгалтерской отчетности должны соответствовать формам, разработанным и утвержденным Минфином РФ. Предприятие предоставляет в обязательном порядке квартальную и годовую бухгалтерскую отчетность в сроки, предусмотренные законодательством.

5. В целях обеспечения достоверности данных учета и отчетности производить обязательную инвентаризацию имущества:
— при передаче имущества в аренду, выкупе, продаже;
— перед составлением годовой бухгалтерской отчетности (4 квартал);
— при смене материально ответственных лиц;
— при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества;
— в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;
— при реорганизации или ликвидации организации.

При каждой инвентаризации формировать инвентаризационную комиссию в количестве трех человек, состав которой должен утверждаться руководителем предприятия. Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемой при каждой из них, устанавливаются руководителем организации, кроме случаев обязательного проведения инвентаризации.

6. При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве Основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:
— использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг или для управленческих нужд организации;
— срок полезного использования свыше 12 месяцев;
— не предполагается последующая перепродажа данных активов;
— способность приносить доход в будущем.

Аналитический учет по счету 01 «Основные средства» вести по отдельным инвентарным объектам основных средств.

7. Начислять амортизационные начисления на основные средства линейным способом в течение всего срока полезного использования объекта. Срок полезного использования объекта основных средств определять при принятии объекта к бухгалтерскому учету исходя:
— из ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью;
— ожидаемого физического износа;
— нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта.

Улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств в результате проведения достройки, дооборудования, реконструкции или модернизации учитывать на счете учета основных средств обособленно и в этом случае открывать отдельную инвентарную карточку на сумму произведенных затрат.

Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы определять, исходя из постановления правительства РФ от 1 января 2002 года №1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» с изменениями и дополнениями. Основные средства, права на которые подлежат государственной регистрации, включать в состав соответствующей амортизационной группы с момента документального подтверждения факта подачи документов на регистрацию указанных прав. Активы, в отношении которых выполняются условия, предусмотренные в пункте 6 настоящей учетной политики, стоимостью не более 40000 рублей за единицу, отражать в бухгалтерском учете в составе материально-производственных запасов и учитывать на учётном счете 10.6.или 10.9.

Не начислять амортизацию на объекты основных средств, находящиеся в запасе, на складе, в резерве, а также бывшим в эксплуатации и временно выведенным из сферы производства на консервацию на срок более 3-х месяцев. Затраты на ремонт основных средств по фактическим затратам включать в издержки обращения по мере их возникновения, ремонтный фонд не создавать. Считать, что инвестиционный актив – это объект основных средств, на строительство или на покупку которого требуется более шести месяцев. Переоценку основных средств не осуществлять. Срок полезного использования приобретенных основных средств, бывших в эксплуатации, определяется с учетом уменьшения на количество месяцев его эксплуатации предыдущим собственником.

8. Амортизацию объектов нематериальных активов начислять ежемесячно начиная со следующего месяца после месяца введения их в эксплуатацию линейным способом, исходя из срока их полезного использования с применением счета 05 «Амортизация НМА». Срок полезного использования определяет назначаемая приказом комиссия.

9. Расходы на выполнение научно-исследовательских работ, по которым получены результаты, подлежащие правовой охране, но не оформленные в установленном законодательством порядке или получены результаты, не подлежащие правовой охране в соответствии с нормами действующего законодательства, списывать равномерно в течение одного года. В течение отчетного года списание расходов на НИОКР на расходы по обычным видам деятельности осуществлять равномерно в размере 1/12 годовой суммы. Расходы на НИОКР подлежат учету на счете 04 «Нематериальные активы» в сумме фактических затрат. Аналитический учет на счете 04 вести по отдельным объектам НМА, а также по видам расходов на НИОКР.

10. Материально-производственные запасы (МПЗ) учитывать на счете 10 «Материалы» с их оценкой по фактической себестоимости приобретения без применения счетов 15 и 16. Аналитический учет по счету 10 организовать по отдельным наименованиям материалов и местам их нахождения. Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением МПЗ, и их доставкой в организацию, включать в первоначальную стоимость МПЗ. При наличии отдельного счета-фактуры на Транспортно-заготовительные расходы, связанные с приобретением МПЗ, и их доставкой в организацию, учитывать такие расходы на счета затрат (с применением 26 и 44.3 балансовых счетов).

На участках и в бухгалтерии организовать одновременно количественный и суммовой учет по номенклатурным номерам ценностей. Отражать в учете все операции по поступлению и движению товарно-материальных ценностей на момент их совершения, относить на затраты стоимость списанных ценностей в момент их фактического расходования. При отпуске МПЗ в производство и ином выбытии их оценку производить по средней себестоимости. При отпуске МПЗ в производство готовой продукции, учитываемой на 43 счете, требования-накладные формы М-11, установленные постановлением Госкомстата от 30.10.1997 № 71а с изменениями и дополнениями, не формировать. Выбытие МПЗ подтверждается актами списания (приложение 1). Стоимость материалов, отпущенных для производства работ и общехозяйственных нужд, признается в расходах на основании требования-накладной формы М-11.

11. Передачу давальческого сырья на доработку и переработку отражать на счете 10.7 «Передача сырья в переработку»

12. Спецодежду принимать к бухгалтерскому учету по фактической себестоимости, учитывать в составе оборотных средств на счете 10 «Материалы» субсчет 10.10 «Спецодежда», при передаче в эксплуатацию отражать на счете 10.11 «Спецодежда в эксплуатации». Аналитический учет спецодежды вести по наименованию, по количеству и фактической себестоимости, по материально-ответственным лицам.

13. На основании норм выдачи, утвержденных генеральным директором, спецодежду списывать единовременно при выдаче ее работникам.

14. К общепроизводственным расходам и расходам основного производства, отражающимся на счетах 20, 25 относить:
— стоимость материалов, используемых в производстве готовой продукции и выполнении работ, услуг, включая стоимость спецодежды;
— расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства продукции, выполнения работ, оказания услуг;
— расходы в виде страховых взносов и прочих обязательных начислений на указанные суммы расходов на оплату труда;
— суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг;
— расходы, связанные с приобретением работ и услуг производственного характера выполняемых сторонними организациями.

15. Расходы, собранные на счете 25, распределять между объектами калькулирования (реализация продукции, работ, товаров) пропорционально выручке от реализации данных объектов.

16. Расходы на продажу, собранные в течение отчетного периода на счете 44, списывать в дебет счета 90 «Продажи» полностью. Распределение расходов на продажу осуществлять ежемесячно.

17. Товары учитывать по покупной стоимости. Расходы по заготовке и доставке товаров учитывать в составе покупной стоимости товаров. Списывать стоимость реализованных товаров по стоимости единицы товара.

18. Готовую продукцию отражать по фактической производственной себестоимости.

19. Общехозяйственные расходы, собранные на счете 26, признавать полностью в себестоимости продаж, включая расходы на арендованные площади, в том числе представляемые в субаренду. Доходы от сдачи арендованных площадей в субаренду относить к доходам от обычных видов деятельности, в том числе в силу их несущественности в общем объеме доходов.

20. Незавершенное производство отражать по стоимости фактических затрат на основании данных первичных учетных документов. Расходы по заработной плате, начисленным страховым взносам и прочим обязательным отчислениям, учитываемые на 20 и 25 балансовых счетах, относящиеся к конкретному производственному процессу, определяются расчетным путем, на основании бухгалтерских регистров и списка сотрудников, занятых на производстве продукции, работ, услуг по данному контракту. Список предоставляется техническим директором.

Расходы на амортизацию оборудования и прочих основных фондов, учитываемые на 20 и 25 балансовых счетах, относящиеся к конкретному производственному процессу, определяются на основании бухгалтерских регистров и на основании списка основных средств, применяемых на производстве продукции, работ, услуг по данному контракту. Список предоставляется техническим директором. В случае частичной реализации производственного заказа (работ, услуг) включение НЗП в состав производственных расходов производится в процентном отношении к общей сумме НЗП по конкретному договору (заказу), соответственно проценту реализации в отчетном периоде по данному договору. Сумма и состав НЗП за отчетный квартал утверждается руководителем предприятия.

21. Расходы будущих периодов (РБП) списывать на себестоимость равномерно в течение периода, к которому эти расходы относятся.

22. Резервы по сомнительным долгам и на выплату отпускных сотрудникам формировать на основании приказа руководителя организации. В резерв по сомнительным долгам включать платежи, явно просроченные по договору и не обеспеченные никакими гарантиями. Величину резерва определять по каждому сомнительному долгу в зависимости от сроков задержки оплаты — если долг просрочили более чем на 90 календарных дней, в резерв включить всю сумму оплаты. Если оплату задержали менее чем на 90 календарных дней, в резерв не включать. Безнадежную задолженность в резерв не включать.

Величину резерва по оплате отпускных определять раз в квартал. Резерв считать отдельно по каждому работнику на основании данных, предоставляемых менеджером по персоналу в форме служебной записки. Основная сумма резерва включает выплату сотрудникам и НДФЛ, и увеличивается на сумму страховых взносов до того момента, пока зарплата работника, начисленная нарастающим итогом с начала года, не достигнет уровня, при котором взносы не начисляются. Компенсацию за неиспользованный отпуск за счет резерва не начислять. Резервы на другие цели, предусмотренные законодательством РФ, не создавать.

23. Финансовые вложения принимать к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости — суммой фактических затрат организации на их приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах). При выбытии финансовых вложений использовать способ списания по первоначальной стоимости каждой единицы бухгалтерского учета финансовых вложений.

24. Доходы по финансовым вложениям признавать прочими поступлениями в соответствии положением по бухгалтерском учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.

25. Расходы, связанные с предоставлением организацией другим организациям займов, признавать прочими расходами организации.

26. Не осуществлять перевод долгосрочной задолженности по заемным средствам в краткосрочную до истечения срока действия договора.

27. Дополнительные расходы по обслуживанию заемных средств учитывать в составе прочих расходов в том отчетном периоде, в котором они были произведены.

28.Суммы процентов по выданным векселям учитывать в составе прочих расходов в тех отчетных периодах, к которым относятся данные начисления.

29. При реализации готовой продукции допускается изменение наименования измерения единицы продукции согласно спецификации (например, объединение нескольких штук в один комплект и наоборот). При этом первичные документы (ТОРГ-12 и прочие) оформляются и передаются заказчику согласно спецификации.

30. Расходы по участию в конкурсах на проведение работ, поставке оборудования и прочих услуг учитывать в составе прочих расходов и отражать на счете 76 либо 60 в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы» единовременно.

31. Признавать выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности работы, услуги, продукции.

32. Расходы по начислению налога на имущество организации учитывать в составе прочих расходов и отражать на счете 68.8 «Налог на имущество» в корреспонденции со счетом 91.2 «Прочие расходы».

33. Уровень существенности считать равным 5 процентам.

34. Учет курсовой разницы, возникающей в ходе проведения операций с валютными ценностями, вести на балансовом счете 91 «Прочие доходы и расходы».

35. Прибыль или убыток, выявленные в отчетном году, но относящиеся к операциям прошлых лет, включать в результаты хозяйственной деятельности отчетного года как прочие расходы (доходы).

36. Прибыль, оставшуюся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других платежей в бюджет, распределять по решению участников общества согласно уставу.

37. Данная учетная политика предприятия является не исчерпывающей и при внесении в законодательные акты, регулирующие порядок ведения бухгалтерского учета, значительных изменений может дополняться отдельными приказами по предприятию с доведением внесенных изменений до налоговых органов.

Список нормативных документов, используемых при выработке политики

Документы и нормативные акты, на которые опирается учетная политика компании:
— ПБУ и отчетности в РФ, утвержденное приказом Минфина от 29.07.1998 № 34н;
— план счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия и инструкция по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 №94н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте», (ПБУ 3/2006), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.11.2006 № 154н;
— положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99), утвержденное приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» (ПБУ6/01), утвержденное Приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н;
— положение о бухгалтерском учете «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ5/01), утвержденное приказом Минфина России от 09.06.2001 № 44н;
— положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» (ПБУ 10/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 33н;
— положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» (ПБУ 9/99), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.05.1999 № 32н;
— ПБУ «Учет нематериальных активов» (ПБУ 14/2007), утвержденное приказом Минфина РФ от 27.12.2007 № 153н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 107н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» (ПБУ 19/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 10.12.2002 № 126н;
— положение по бухгалтерскому учету «Информация по прекращаемой деятельности» (ПБУ 16/02, утвержденное приказом Минфина РФ от 02.07.2002 № 66н;
— положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов на НИОКР» (ПБУ 17/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 115н;
— положение о бухгалтерском учете «Учет расчетов по налогу на прибыль» (ПБУ 18/02), утвержденное приказом Минфина РФ от 19.11.2002 № 114н;
— положение по бухгалтерскому учету «Изменения оценочных значений» (ПБУ 21/2008), утвержденное приказом Минфина РФ от 06.10.2008 № 106н;
— приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 » Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»
— федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» с изменениями от 23.07.1998.
— приказ Минфина РФ от 13.06.1995 № 49 «Об утверждении методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств»;
— методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н.
— методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 № 135н;
— методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н.

Подписи ответственных лиц:
Генеральный директор Ковалев С.Г.
Главный бухгалтер Виталева И.В.

Приказ о внесении изменений в учетную политику

Приказ о внесении изменений в учетную политику – документальный толчок для редактирования одного из основных нормативных положений компании.

ФАЙЛЫ
Скачать пустой бланк приказа о внесении изменений в учетную политику .docСкачать образец приказа о внесении изменений в учетную политику .doc

Что такое учетная политика

Под термином «учетная политика» понимаются способы ведения бухгалтерского учета на предприятии, в том числе создание разного рода документации, порядок отношений с надзорными, налоговыми органами, установление внутренних связей между подразделениями организации с точки зрения финансового взаимодействия и т.д.

Учетная политика включает в себя ряд локальных нормативных актов, которые разрабатываются на стадии образования компании на основе соответствующих законодательных норм, положений и инструкций.

Ключевые стандарты и правила учетной политики формируются на федеральном уровне и имеют свои нюансы и тонкости в зависимости от вида деятельности предприятий.

В организации учетную политику разрабатывает обычно либо директор, либо главный бухгалтер, утверждается она отдельным распоряжением руководителя и только после этого вступает в законную силу.

После утверждения она обязательна к исполнению.

Кто обязан соблюдать учетную политику

Учетную политику должны соблюдать все организации, зарегистрированные как юридические лица, обязанностью которых является ведение бух. учета.

Индивидуальные предприниматели от соблюдения норм учетной политики освобождены ровно как и подразделения иностранных предприятий – для них существует другая нормативно-правовая документация.

Следует отметить один важный момент: не нужно путать бухгалтерский учет (который определяется в соответствии с положениями учетной политики) и налоговый – если для первого есть исключения, то второй обязаны вести все, вне зависимости от области работы и системы налогообложения.

Как менять учетную политику

Учетная политика – система правил, избираемая единовременно на длительное время.

Действовать она начинает в начале каждого календарного года.

Вносить в нее изменение в течение отчетного периода можно только в крайних случаях, например,:

  • когда это требуется для предоставления наиболее правдивых сведений об объекте учета;
  • при редактировании закона об учетной политике;
  • когда само предприятие меняет направление деятельности.

Для того, чтобы внести в учетную политику необходимые правки или дополнения, в организации должен быть выпущен соответствующий приказ.

Кто подготавливает приказ о внесении изменений в учетную политику

Руководители организаций не часто сами пишут распоряжения. Обычно эта функция входит в должностные обязанности кого-либо из их подчиненных – секретаря, начальника структурного подразделения, юрисконсульта.

В данном случае приказ о внесении изменений в учетную политику часто пишется главным бухгалтером – поскольку именно этот работник применяет в своей работе вышеозначенные нормы и правила.

Кто подписывает документ

Независимо от того, кто именно формирует приказ, документ должен быть подписан высшим должностным лицом предприятия – директором или сотрудником, временно находящимся на его месте.

Это связано с тем, что все приказы всегда издаются от имени главного руководителя компании — это установлено в законе, т.е. без его подписи документ не будет считаться действительным.

Кроме того, под приказом должны расписаться и все работники, в нем указанные, а также те, кто обязаны контролировать его исполнение. Таким образом все эти лица обозначают то, что прочли приказ и готовы к его выполнению.

Оформление приказа

На сегодняшний день единого стандарта приказа нет. Это значит, что его можно писать в свободной форме. Исключение составляют те ситуации, когда внутри компании разработан собственный унифицированный шаблон распоряжения – тогда, конечно, приказ надо делать по его образцу.

Также свободно можно выбрать бланк: он может быть фирменным (с напечатанными реквизитами и логотипом) или же обычным чистым листом бумаги.

Написать от руки или напечатать

Формат документа тоже может быть произвольным. То есть его можно набрать на компьютере или написать собственноручно. Правда в первом случае его надо будет распечатать – это нужно для того, чтобы все сотрудники компании, чьи фамилии есть в документе, могли поставить под ним свои автографы.

Как зарегистрировать приказ о внесении изменений в учетную политику

Сформированный приказ обязательно должен быть зафиксирован в специальном журнале учета, который обычно находится у секретаря – это надо для того, чтобы удостоверить сам факт его создания, а также при необходимости быстро и легко его отыскать. Для регистрации достаточно вписать в журнал название приказа, номер и дату его составления.

Условия и срок хранения

Любой изданный и обнародованный приказ подлежит обязательному хранению. Для этого бланк необходимо положить в папку с другими такими распоряжениями.

Длительность периода хранения обозначается либо в локальных актах фирмы, либо определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

Образец приказа о внесении изменений в учетную политику

Если вы ознакомились с приведенной выше информацией, значит, вы, скорее всего, нуждаетесь в создании приказа о внесении изменений в учетную политику. Ниже приведен его пример – на его основе вы без проблем сделаете собственное распоряжение.

Первым делом внесите в бланк:

  • название своей компании;
  • номер документа (по внутреннему документообороту), локацию формирования приказа (место) и дату;
  • основание для создания распоряжения – поставьте ссылку на нужную статью закона РФ.

После этого идет основной блок. Сюда по порядку включите:

  • собственно указание на внесение изменений в учетную политику и дату, с которой это необходимо сделать;
  • ранее действующий пункт учетной политики, подлежащий правкам и его новую редакцию;
  • ответственного за исполнение приказа сотрудника (обычно это бухгалтер или главный бухгалтер).

Если надо, эту часть можно дополнить и другими нужными вам сведениями. В заключение отдайте распоряжение на подпись всем лицам, в нем указанным.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *