При пожаре возможны:
наличие на станциях большого количества подвижного состава с пассажирами и различными грузами;
наличие развитой сети железнодорожных путей, занятых составами, затрудняющими подъезд пожарной техники и прокладку рукавных линий к горящему составу;
быстрое распространение огня внутри пассажирских и грузовых вагонов, переход огня на соседние поезда, здания и сооружения;
наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;
взрывы и интенсивное горение железнодорожных цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;
растекание легковоспламеняющихся, горючих, ядовитых и токсичных жидкостей из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах горящего и соседних поездов, персоналу и населению станции, возникновение паники;
непрекращающееся движение поездов и локомотивов;
сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цистернах) веществ, материалов;
отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное противопожарное водоснабжение;
наличие электроконтактных сетей, находящихся под высоким напряжением;
разрушение тоннельной отделки в начале развитой стадии пожара;
неприспособленность тоннеля для вынужденной эвакуации большого количества пассажиров и значительная протяженность маршрута эвакуации;
выход из строя технических средств обеспечения эвакуации (аварийного освещения, вентиляции и др.);
удаленность очага пожара от открытого участка трассы;
ограниченность пространства, задымление и высокая температура в зоне боевых действий подразделений;
трудность доступа к месту проведения работ из-за возможных завалов внутри тоннеля;
наличие оборудования и кабельных сетей, находящихся под напряжением.
При ведении боевых действий необходимо:
установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного подвижного состава;
приступать к тушению только после установления вида и количества перевозимого груза, а в отдельных случаях при получении разрешения санэпидемнадзора, наличия подъездов к нему, номера его аварийной карточки по транспортным документам;
принять все меры по спасанию и эвакуации людей из опасной зоны пожара, поражения отравляющими и взрывчатыми веществами;
потребовать у энергодиспетчера до начала тушения выдачи письменного подтверждения или объявления по радиосвязи с указанием номера приказа и времени снятия напряжения в районе прохождения контактной электросети и заземления;
установить время отправки к месту пожара бригады для снятия остаточного напряжения, аварийно-спасательных формирований и ремонтно-восстановительных поездов;
выяснить принятые меры по расцепке и эвакуации горящих или соседних вагонов (цистерн, платформ), поездов;
установить возможность перевода горящего вагона (вагонов) на крайние пути;
установить уклон местности, состояние ливневой канализации, куда попадают стоки, какие меры необходимо предпринять для предотвращения попадания ЛВЖ, ГЖ, СДЯВ в городскую канализацию или в водоемы;
определить возможность вывода подвижного состава из тоннеля;
определить направление движения продуктов горения, границы зоны задымления;
поддерживать постоянную связь с поездным диспетчером отделения дороги, привлекая его для выяснения обстановки и консультации по вопросам эвакуации подвижного состава и передвижения поездов;
организовать разведку водоисточников для подачи воды в перекачку путем подвоза или затребовать подачу железнодорожных цистерн с водой;
использовать пути и способы прокладки рукавных линий с учетом движения поездов, в подземных пешеходных переходах, по пешеходным и автомобильным мостам, под рельсами или вдоль путей, в разрывах между вагонами. В исключительных случаях допускается прокладка магистральных рукавных линий под путями (&а исключением главных);
подавать огнетушащее вещество только после выяснения вида груза и обеспечения личного состава ГПС СИЗОД защитной одеждой;
взаимодействовать с местным железнодорожным техническим персоналом и аварийно-спасательными формированиями;
организовать защиту и отвод негорящих вагонов состава и со смежных путей из опасной зоны, в первую очередь вагонов со взрывчатыми, радиоактивными и отравляющими грузами, цистерн с ЛВЖ, ГЖ и СУГ.
Запрещается вагоны (цистерны) со взрывоопасными грузами проводить через зону пожара, при невозможности эвакуации организовать непрерывное охлаждение с двух сторон;
принимать неотложные меры по эвакуации цистерн с СУГ при горении их на железнодорожной станции под прикрытием 3-4 порожних платформ, не прерывая их охлаждения;
производить тушение грузов в контейнерах через вскрытые механизированным инструментом отверстия, проемы;
производить тушение хлопковой продукции распыленными струями с добавками ПАВ, подачу стволов осуществлять через верхние и боковые люки, а в цельнометаллических вагонах открывать дверные проемы;
организовать устройство обваловки или лотков для стока в безопасное место при растекании горючей жидкости и невозможности устранить течь из поврежденных цистерн, а также запретить их эвакуацию;
организовывать при горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов охлаждение ходовой части подвижного состава и рельсов для предотвращения их деформации;
назначить ответственных из должностных лиц станции за обеспечение охраны труда.
На перегоне (в пути следования):
потребовать у соответствующих служб железной дороги отправки к месту пожара маневровых локомотивов, пожарных и восстановительных поездов, платформ для погрузки пожарной техники, доставки ее и цистерн с водой к месту пожара, обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения с контактных проводов.
К осуществлению всех мероприятий, связанных с ликвидацией горения или эвакуацией вагонов с опасными (разрядными) или нерасшифрованными грузами, должны привлекаться в обязательном порядке сопровождающие их лица.
В тоннеле необходимо:
осуществить проникновение к зоне горения со стороны свежего вентиляционного потока, со стороны параллельного тоннеля через сбойки;
производить проникновение к зоне пожара в теплозащитных костюмах и под защитой водяных распыленных струй;
выбирать решающее направление боевых действий в средней части тоннеля со стороны свежего вентиляционного потока, для невентилируемых тоннелей — со стороны портала с нижней высотной отметкой;
организовать по возможности вывод подвижного состава, вагонов, цистерн из тоннеля.
При невозможности тушения следует принять меры к изоляции зоны горения возведением в тоннеле перемычек из негорючих материалов.
Тушение пожаров в подземных сооружениях метрополитена
Боевые действия по тушению пожаров в метрополитене связаны с необходимостью проведения сложных работ по спасанию и эвакуации людей, привлечению большого количества средств и сил ГПС, а также сложностью управления ими.
При пожаре возможны:
наличие большого количества людей на станциях, переходах, в вагонах электропоездов, ограниченное количество выходов на поверхность и возникновение паники;
быстрое распространение огня и нагретых до высокой температуры продуктов горения в направлении движения газовых потоков;
трудность доступа к очагу горения и сложность подачи огнетушащих веществ, потеря ориентации и связи в задымленных помещениях и сооружениях;
ограниченность зоны действия в тоннелях и числа ствольщиков на боевых участках;
наличие оборудования, находящегося под высоким напряжением.
В тоннелях:
при загорании подвагонного оборудования или аппаратного отсека начало распространения горения по салону вагона начинается через 5-15 мин и на весь вагон за 10-15 мин. Скорость распространения пламени по салону зависит от скорости вентиляционного потока в тоннеле и достигает 1,5 м/мин;
быстрое распространение горения по кабелям, проложенным по стенам тоннеля;
после распространения горения на 1-2 вагона развитие пожара регулируется поступлением в тоннель вентиляционного воздуха. Горение поезда может продолжаться от 3 до 7 ч;
доступ к очагу пожара возможен только со стороны свежей вентиляционной струи при скорости потока не менее 0,75 м/мин. При скорости вентиляционного потока 1,5 м/мин задымление прекращает распространяться ему навстречу;
высокая температура в зоне за очагом пожара по ходу вентиляционной струи может привести к снижению скорости подаваемого воздуха и в определенных условиях — к «опрокидыванию» воздушного потока в тоннеле;
продолжение движения поездов по соседнему пути способствует распространению задымления на значительном участке трассы.
На станциях при пожаре электропоезда:
интенсивное задымление объема станции происходит в течение 7-12 мин;
объемная температура на противоположной платформе и у входа на эскалатор достигает опасных величин через 10-25 мин развития пожара;
время достижения опасных концентраций окиси углерода у входа на эскалатор зависит от режима вентиляции и составляет 6-17 мин.
В служебных помещениях:
при вскрытии этих помещений горение интенсифицируется, задымление прилегающих помещений происходит за 1-5 мин;
к моменту обнаружения очагов в подплатформенных помещениях и коммуникациях они бывают полностью задымлены;
быстрое распространение горения по кабельным коллекторам станций со скоростью 0,2-0,3 м/мин приводит к отключению питания части эскалаторов, освещения, вентиляции, устройств управления движением поездов, осложняя процесс эвакуации и поиск очага пожара.
В сооружениях эскалаторного комплекса:
высокая линейная скорость распространения огня по эскалаторному тоннелю (4-6 м/мин);
очень высокая среднеобъемная температура (80-930 °С) создается через 6-7 мин после развития пожара;
при пожаре в подфундаментном кабельном коллекторе эскалатора задымления эскалаторного тоннеля не происходит;
обрушение армоцементного водозащитного зонта, деформация металлоконструкций и обрыв тяговых цепей полотна эскалатора в случае продолжительного пожара эскалатора;
интенсивное выделение токсичных продуктов.
В подземных электроподстанциях:
высокая линейная скорость распространения огня в кабельном коллекторе (0,2-0,3 м/мин), высокая среднеобъемная температура (280-580 °С);
интенсивное выделение токсичных продуктов горения в смежные подземные сооружения горения;
в случае развившихся пожаров возможны отключение электрической тяги и остановка поездов в тоннелях, отключение рабочего и аварийного освещения, эскалаторов, части тоннельной вентиляции, устройств обеспечения безопасности движения и связи.
При ведении боевых действий необходимо:
немедленно связаться с ответственным дежурным по объекту или представителем администрации метрополитена, получить данные о развитии аварийной ситуации, письменное разрешение (допуск) на проведение работ по тушению и спасанию. Согласовывать с дежурным персоналом или администрацией объекта действия по тушению и спасанию людей. Участвовать в работе штаба аварийно-спасательных работ, в котором руководит представитель администрации метрополитена;
проводить разведку одновременно несколькими звеньями ГДЗС, как со стороны аварийной станции, так и со стороны соседних (смежных) станций в составе не менее пяти человек, под руководством опытного командира, использовать СИЗОД с большим временем защитного действия;
выставлять на посту безопасности одно звено ГДЗС в полной боевой готовности для оказания экстренной помощи личному составу, находящемуся в непригодной для дыхания среде;
создать КПП (посты безопасности), резерв сил и средств ГДЗС;
установить место нахождения подвижного состава и наличие в нем людей, степень угрозы, способы и первоочередность эвакуации и спасания;
организовать освещение на путях эвакуации и спасания, а также вещание с помощью громкоговорящих средств;
организовать эвакуацию и спасание людей, используя для этого путевые, эскалаторные, вентиляционные и переходные тоннели, в первую очередь расположенные ниже уровня (отметки) помещений, где происходит горение;
организовать по возможности доставку горящего состава из тоннеля на станцию;
выяснить, обесточены ли электроустановки, кабели и контактный рельс, потребовать письменное подтверждение (допуск) снятия напряжения и наличия заземления;
использовать для ориентации в тоннеле путевые знаки и обозначения;
выяснить границы зоны задымления, направление удаления дыма и способы снижения температуры;
определить и организовать совместно с электромеханической службой метрополитена необходимый режим аварийной работы вентиляции, используя для этих целей тоннельную вентиляцию, дымососы и автомобили дымоудаления, а также перемычки из брезента для изоляции распространения дыма;
установить возможность обрушения несущих конструкций тоннеля;
определить наличие угрозы выхода огня из подземных сооружений метрополитена в наземные;
определить возможность использования внутреннего противопожарного водопровода, специальных устройств и систем вентиляции для предотвращения распространения огня и продуктов горения;
разместить оперативный штаб пожаротушения у вестибюля станции, ближайшей к месту пожара. Для обеспечения координации всех служб создать группы штаба вспомогательных направлений на смежных (соседних) станциях и назначить начальника связи;
в качестве средств связи в зависимости от обстановки использовать местную связь и установки громкоговорящего оповещения метрополитена, средства связи, имеющиеся на вооружении пожарной охраны, в том числе и мегафоны;
выставить наблюдателей возле киосков вентиляционных шахт для оценки границ задымления;
в исключительных случаях — для проникновения в подземные сооружения, боевого развертывания и спасания — использовать стволы вентиляционных шахт;
использовать для проведения разведки и тушения пожаров в подземных сооружениях (путевых тоннелях, тупиках и т. д.), как правило, изолирующие противогазы со сроком защитного действия 4 ч;
изолирующие противогазы со сроком защитного действия 2 ч и дыхательные аппараты на сжатом воздухе могут использоваться в пределах станций и пристанционных сооружениях метрополитена;
оснастить разведывательно-спасательные группы помимо средств связи, индивидуальной защиты, освещения, страховки и инструмента средствами громкоговорящего оповещения (для вещания с целью предупреждения паники) и резервными аппаратами защиты органов дыхания;
использовать внутренний противопожарный водопровод. При прокладке магистральных линий организовать боевые участки для подачи воды, для прокладки рабочих линий и работы со стволами;
прокладывать магистральные линии по балюстраде или ступеням одного из эскалаторов с закреплением их через 3-4 рукава рукавными задержками, используя другие эскалаторы для эвакуации пассажиров и передвижения личного состава;
применять рукава повышенной прочности, для предотвращения разрыва рукавов снижать давление на автонасосе в соответствии с глубиной заложения станции, а также использовать на нижней сходной площадке эскалатора один ход разветвления с присоединенным рукавом, работающим на излив в путевой лоток;
подавать ручные стволы со стороны движения вентиляционного потока под защитой водяных завес;
организовать расцепку и отвод негорящих вагонов из опасной зоны;
использовать водяные распыленные струи (завесы) для защиты ствольщиков и охлаждения несущих конструкций;
применять распыленную воду, пену средней кратности для объемного тушения;
использовать при пожаре на станции с одним эскалаторным выходом на поверхность, блокированным пожаром, путевые тоннели и стволы вентиляционных шахт для доступа к очагу горения.
В сооружениях эскалаторного комплекса:
применять для ликвидации пламенного горения компактные струи из стволов с большим расходом;
использовать для охлаждения конструкций тоннеля распыленную воду из стволов с большим расходом;
использовать распыленную воду рекомендуется также для охлаждения продуктов горения на путях эвакуации и ввода огнетушащих веществ;
использовать стволы с малым расходом для тушения помещений эскалаторных станций, а также в подбалюстрадном пространстве как наиболее маневренные;
использовать пену средней кратности для объемного тушения эскалаторных тоннелей и машинных залов;
использовать для подачи пены в машинный зал эскалатора следует вход в демонтажную шахту, расположенный с тыльной стороны наземных вестибюлей.
Генераторы пены должны быть установлены на свежем воздухе или в зоне действия воздушной струи, создаваемой автомобильным или переносным дымососом.
В подвижном составе:
использовать распыленную воду из стволов с малым расходом для тушения на станции и в тоннеле;
применять тушение пеной средней кратности при горении в кабине машиниста и в подвагонном оборудовании;
при малой скорости вентиляционного потока проникновение к зоне горения возможно только в теплозащитных костюмах и под защитой распыленных струй;
подавать стволы с правой и левой стороны поезда, в дверные и оконные проемы, дотушивание конструкций вагонов проводить вслед за продвигающимися ствольщиками, с проникновением внутрь салона;
применять распыленную воду для защиты конструкций тоннеля.
В кабельных сооружениях:
использовать пену средней кратности, а также пеногенераторные установки к дымососам;
проводить подачу пены через люки в полу распределительного зала и платформы;
предотвращать растекание пены в торцах коллектора установкой перемычек;
подавать пену в кабельные подвалы электроподстанций через люки в полу 1-го этажа и через проемы, выходящие в перегонные тоннели;
производить изоляцию зоны горения при невозможности тушения в коллекторе возведением из негорючих материалов герметичных перемычек как можно ближе к очагу пожара.
Тушение пожаров летательных аппаратов на земле
При пожаре возможны:
быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топливных систем, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;
угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате заклинивания дверей и люков;
быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летательном аппарате;
интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;
взрывы баллонов со сжатым газом;
быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок самолета;
при пожаре вне территории аэродрома — значительное удаление от водоисточника, трудность доставки к месту аварии пожарных автомобилей и огнетушащих веществ. При ведении боевых действий необходимо:
сосредоточить требуемое количество сил и средств у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства индивидуальной защиты личного состава (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуации и спасания, медицинский персонал на автомобилях скорой помощи;
организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых случаях — обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эвакуации и спасания людей;
осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и аварийно-спасательной службой аэропорта, согласовывать с ними действия по тушению пожара;
ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь в районе эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водяные струи, и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;
подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распространения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (двигатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;
производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью углерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гондолу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколькими стволами одновременно;
ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специально проделанные в обшивке отверстия;
ликвидировать горение шасси компактными струями воды со смачивателями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, необходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;
развернуть по возможности летательный аппарат с помощью тягачей, в целях ограничения распространения огня по ветру.
При сильном ветре — ликвидировать горение топлива под летательным аппаратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в ливневую канализацию. При отсутствии ветра — покрывать поверхность разлившегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.
Тушение летательных аппаратов на стоянках а в ангарах:
организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая водяными струями соседние летательные аппараты;
задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, подавать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;
использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные лестницы.
Тушение пожаров на морских и речных судах в портах, на судостроительных и судоремонтных заводах
При пожаре возможны:
возникновение паники среди пассажиров;
быстрое распространение огня по сгораемым материалам внутренней отделки и коммуникационным пустотам и системам вентиляции;
быстрое блокирование огнем и высокотемпературными, токсичными продуктами горения судовых помещений и путей эвакуации;
сложная планировка, стесненность, ограниченное количество входов и выходов, затрудняющих эвакуацию и спасание людей на пассажирских судах;
сложность проникновения к очагу пожара и введения средств для его тушения;
незначительная огнестойкость и хорошая теплопроводность конструктивных элементов судна;
сосредоточение на ограниченной площади большого количества груза, имеющего различные физико-химические свойства, требующего определенных веществ и средств для тушения;
ограниченная площадь сосредоточения сил и средств;
наличие значительного количества горючих материалов, в том числе высокотоксичных;
большое количество механизмов, работающих при высоких температурах и давлениях, на жидком топливе и масле;
образование взрывоопасных концентраций с воздухом продуктов пиролиза при неполном сгорании или под действием высоких температур;
выход из строя пожарных насосов, силовой и осветительной сети при пожаре в машинном отделении;
наличие на отдельных судах энергетических ядерных установок или оборудования для их технологического обслуживания.
При ведении боевых действий необходимо:
установить количество и место нахождения людей, степень угрозы их жизни, пути, способы и порядок эвакуации и спасания;
выявить место возникновения очага пожара и вид горящего материала;
потребовать от капитана судна, руководства порта, судостроительного или судоремонтного завода план-схему устройства горящего судна;
выяснить наличие на судне опасных грузов, их наименование, количество и места складирования, способ упаковки и способы их защиты, рекомендуемые вещества для тушения, наличие индивидуальных средств для защиты личного состава от возможных опасных факторов;
установить возможность использования имеющихся на судне стационарных систем пожаротушения, средств и судовых механизмов для эвакуации людей и грузов, а также портальных кранов дока или других судов;
определить целесообразность отвода горящего судна от других судов или береговых сооружений, учитывая, что непосредственное сообщение с судном будет затруднено;
поддерживать постоянную связь с диспетчером порта (завода), капитаном, оперативным штабом и задействованными судами, согласовывать свои действия с администрацией порта, пароходства, объекта;
развернуть судно так, чтобы предотвратить распространение горения и обеспечить благоприятные условия для тушения пожара и эвакуации;
перекрыть все краны и клапаны на топливопроводах;
перекрыть (по возможности) доступ воздуха к очагу пожара путем задраивания дверей, люков, иллюминаторов и отключения вентиляции;
производить постоянно охлаждение водяными струями запасных и расходных топливных цистерн, цистерн с маслом, пусковых баллонов с воздухом и металлических переборок;
установить постоянное наблюдение за остойчивостью судна (возможен крен или дифферент), организовать откачку воды из отсеков;
работать ствольщикам при наличии угрозы поражения электрическим током в резиновых ботах и перчатках, а стволы и генераторы пены соединить с корпусом судна;
производить прокладку рукавных линий по трапам и грузовым лифтам, подачу огнетушащих веществ осуществлять через световые, загрузочные, вентиляционные люки или специально проделанные отверстия;
держать действующий водяной ствол у места вскрытия конструкций судна;
применять при недостаточной видимости средства освещения привлекаемых сил и средств;
производить в крайних случаях затопление судна, с посадкой его на мель.
При тушении целесообразно применять:
внутри помещений — водяные стволы с малым расходом с распылителями;
в небольших помещениях — тонкораспыленную воду, в том числе и с ПАВ;
в надстройке и наружных помещениях — водяные стволы с большим расходом;
если нельзя проникнуть к очагу пожара — объемное тушение воздушно-механической пеной средней и высокой кратности;
при пожаре в трюме, машинно-котельном отделении -компактные и распыленные струи воды или пену различной кратности;
при ликвидации горения топлива под котлами — пар и тонкораспыленную воду из стационарных систем судна;
в сухогрузных трюмах — компактные водяные струи со смачивателями, пену.
На нефтеналивных судах (танкерах) кроме этого необходимо:
выяснить вид наливного груза, уровень заполнения танков и степень опасности;
остановить все виды работ по наливу или откачке груза, удалить сливоналивные устройства, задраить люки негорящих танков;
установить характер повреждения палубы, если был взрыв, количество вскрытых танков и их уровень заполнения, определить площадь горения;
выбрать средства тушения и способы их подачи с учетом конструктивных особенностей танкера и характера повреждений;
расположить силы и средства тушения вверх по течению от горящего судна;
организовать охлаждение горящих танков, палубы и бортов судна распыленными струями из водяных стволов с большим расходом;
заполнить по возможности пустые танки водой или инертным газом;
смывать и отсекать в случае выброса или вылива горючего на поверхность воды мощными водяными струями от других судов и береговых объектов;
установить боновые заграждения для предотвращения растекания ГЖ и ЛВЖ по акватории;
оставлять на боевых позициях только личный состав, непосредственно связанный с тушением пожара;,
производить тушение последовательно, при недостатке сил и средств начиная с наиболее опасного танка, огонь которого больше всего угрожает соседним;
при достаточном количестве сил и средств допускается тушить сразу несколько танков.
При пожаре на судах с ядерными энергетическими установками и оборудованием для их технологического обслуживания необходимо получить допуск на тушение, а также постоянно производить замер уровня радиации, а при повышенном уровне создавать отдельные боевые участки, соблюдая требования статьи 96 БУПО.
Тушение пожаров в гаражах, троллейбусных и трамвайных парках
При пожаре возможны:
наличие в гаражах автомобилей, заправленных бензином (сжиженным газом), взрывы топливных баков и баллонов с газом;
наличие в троллейбусных и трамвайных парках электросетей под высоким напряжением;
беспорядочная и плотная парковка транспортных средств на территории гаража, парка и на подъездных путях, особенно в ночное время суток;
наличие большого количества ГСМ;
быстрое задымление и распространение горения в многоэтажных зданиях гаражей;
потеря несущей способности и обрушение строительных конструкций из-за воздействия на них опасных факторов пожара;
выделение токсичных продуктов при горении полимерных материалов;
горение покрытий большой площади с горючими элементами.
При ведении боевых действий необходимо:
установить количество, местонахождение и степень угрозы людям, пути эвакуации и способы спасания;
выяснить число единиц подвижного состава, находящихся под угрозой, их состояние, исправность, возможность защиты или эвакуации;
установить места складирования ГСМ, баллонов с газом;
организовать через энергослужбу объекта отключение электроэнергии;
использовать средства громкоговорящей и диспетчерской связи для согласованности действий подразделений ГПС с персоналом гаража;
организовать перекрытие движения на проезжей части в местах эвакуации техники;
подать стволы одновременно с тушением здания на защиту расположенных рядом транспортных средств, конструкций здания, бензобаков, баллонов со сжиженными газами, производить эвакуацию и подачу средств тушения пеной;
прокладывать магистральные и рабочие рукавные линии в трамвайных депо вдоль путей или под рельсами, так чтобы не повредить их при эвакуации подвижного состава;
начинать подачу огнетушаших средств в трамвайном или троллейбусном парке только после снятия напряжения с электролиний;
организовать эвакуацию транспортных средств из помещений при помощи водителей, обслуживающего персонала, используя тягачи, тракторы, или своим ходом;
устраивать обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ;
исключить попадание топлива в канализацию, в противном случае подавать воздушно-механическую пену через открытые люки колодцев.
В подземных гаражах:
выяснить возможность и место нахождения людей у дежурного, а также планировку и количество уровней гаража;
задействовать стационарные установки пожаротушения, дымоудаления и вентиляции, а при их отсутствии автомобили дымоудаления;
проводить интенсивное охлаждение водяными стволами с большим расходом несущих конструкций, особенно перекрытий и колонн;
начинать тушение с верхнего горящего этажа и по мере ликвидации горения продвигаться в нижерасполрженные этажи;
одновременно с тушением организовать с помощью персонала эвакуацию автотранспорта.
Действия при возникновении пожара в автобусе
1. Немедленно сообщите о пожаре водителю, попробуйте остановиться и открыть двери (используйте кнопку аварийного открывания). Попробуйте применить для тушения очага пожара огнетушитель и подручные средства. БУДЬТЕ ОСТОРОЖНЫ! В троллейбусах и трамваях металлические части могут оказаться под напряжением в результате обгорания защитной изоляции проводов.
2. При заблокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами (либо твердым предметом). Если Вы удачно, без серьезных травм освободились, то по мере возможности помогите оставшимся и, в первую очередь, детям и престарелым.
3. В любом транспорте имеются материалы, выделяющие при горении ядовитые газы, поэтому покидайте салон быстро, закрывая рот и нос платком или рукавом. Выбравшись из салона, отойдите подальше, т.к. могут взорваться баки с горючим или произойти замыкание высоковольтной электрической сети.
4. По телефону или через водителей проезжающих машин сообщите о пожаре в дежурную службу МЧС по телефону «101». Окажите помощь пострадавшим.