Особенности труда педагогических работников

Содержание

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения (ст. 331 ТК РФ).

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы Ученого совета – на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

  • должностей декана факультета и заведующего кафедрой;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;
  • должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ст. 332 ТК РФ).

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей статьи 332 ТК РФ, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 ТК РФ.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей статьи 332 ТК РФ, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (ч. 2 ст. 81 ТК РФ). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению Ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени, не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения (ст. 335 ТК РФ).

Помимо оснований, предусмотренных ТК РФ и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

  1. повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;
  2. применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
  3. достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 ТК РФ;
  4. неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ).
  5. совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы (ст. 81 ТК РФ).

Труд работников образовательных учреждений, как и труд любого иного работника, регулируется нормами Трудового кодекса РФ, но трудовые отношения с работниками данной категории имеют свои особенности, описанные и другими федеральными законами, содержащими нормы трудового права. Этим особенностям и будет посвящена данная статья.

Кого относят к работникам образовательных учреждений?

Прежде всего, к таким работникам относят педагогический состав образовательного учреждения. Кроме того, как и любая организация, данные учреждения имеют в своем штате и директора, и специалиста, занимающегося материальным обеспечением учреждения (завхоз), и технических работников (уборщиц), и обслуживающий персонал (повара), и медицинского работника, а также, в зависимости от вида образовательного учреждения, вожатых, воспитателей и пр. Однако в статье мы рассмотрим особенности трудовых отношений исключительно с лицами, замещающими должности, основные обязанности которых связаны с учебно-воспитательным процессом, педагогической, научно-преподавательской работой. Лица, которые работают в образовательном учреждении на должностях обслуживающего персонала, но их работа не связана с педагогической деятельностью, не подпадают под рассматриваемую категорию работников.

Например, статьей 20 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 02.08.2009) к числу работников высших учебных заведений помимо должностей научно-педагогического состава (профессорско-преподавательского состава, в числе которых должности декана факультета, заведующего кафедрой, профессора, доцента, старшего преподавателя, преподавателя, ассистента; а также научных работников) отнесены и инженерно-технический, административно-хозяйственный, производственный, учебно-вспомогательный и иной персонал.

Таким образом, разграничением того, какую должность в штате образовательного учреждения отнести к педагогам, служит содержание должностных обязанностей, в числе которых должна быть педагогическая, воспитательная, преподавательская работа.

Особенности регулирования труда педагогических работников

Особенности труда педагогических работников урегулированы главой 52 ТК РФ. В частности, к ним относят:

  • образовательный ценз, только при соответствии которому работник допускается к педагогической деятельности;

  • особенности рабочего времени и времени отдыха;

  • требование об обязательном периодическом повышении квалификации, прохождении аттестации;

  • обязательное прохождение медосмотров;

  • особенности состава оплаты труда;

  • особенности заключения и прекращения трудового договора с педагогическими работниками;

  • льготы и меры социальной поддержки, устанавливаемые государством для педагогических работников.

Рассмотрим каждую из указанных особенностей.

Образовательный ценз для замещения должностей педагогического профиля

Образовательный ценз определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 1 ст. 331 ТК РФ).

Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников

1. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543).

2. Типовое положение об образовательном учреждении начального профессионального образования (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.07.2008 № 521).

3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) (утверждено постановлением Правительства РФ от 14.02.2008 № 71).

4. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утверждено постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 196, в ред. от 10.03.2009).

Для негосударственных образовательных учреждений вышеперечисленные типовые положения являются примерными, то есть необязательными.

Указанными типовыми положениями установлено, что к педагогической деятельности допускаются:

  • в среднем специальном учебном заведении — лица, имеющие высшее профессиональное образование;

  • в образовательном учреждении начального профессионального образования — лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование;

  • в вузе — лица, имеющие высшее профессиональное образование;

  • в общеобразовательном учреждении — лица, имеющие необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности.

Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности НЕ допускаются лица:

  • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

  • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

  • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

  • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

Особенности рабочего времени и времени отдыха

Сокращенная продолжительность рабочего времени

Педагогические работники в соответствии с трудовым законодательством имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени, установленную статьей 333 ТК РФ, статьей 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 17.07.2009; далее — Закон об образовании) и типовыми положениями о каждом виде образовательного учреждения (см. «Нормативная база, устанавливающая образовательный ценз для педагогических работников» на с. ), которая составляет не более 36 ч в неделю.

Продолжительность рабочего времени в зависимости от учебной нагрузки

Продолжительность рабочего времени педагогических работников зависит от учебной нагрузки педагогического работника, которая в соответствии с типовыми положениями, как правило, ограничена верхним пределом, который оговаривается в трудовом договоре.

Так, учебная нагрузка на учебный год для педагогических работников средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования оговариваемая в трудовом договоре, не должна превышать 1 440 академических часов, а учебная нагрузка педагогических работников вузов — не более 900 ч.

Объем учебной нагрузки педагогических работников общеобразовательных учреждений (школ, гимназий и пр.) устанавливается исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам, обеспеченности кадрами, других условий работы в данном общеобразовательном учреждении.

В соответствии со ст. 333 ТК РФ в зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени в настоящее время устанавливается постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников» (в ред. от 18.08.2008). Согласно данному акту, например, воспитателям дошкольных учреждений и работникам из числа профессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшего профессионального образования продолжительность рабочего времени установлена на уровне 36 ч в неделю; а учителям 1–4 классов общеобразовательных учреждений, учителям-дефектологам и учителям-логопедам — 20 ч в неделю.

Предоставление выходных дней с учетом режима деятельности

Согласно Положению об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений (утверждено приказом Минобрнауки России от 27.03.2006 № 69; далее — Положение об особенностях режима рабочего времени педагогических работников) режим рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений, включающий предоставление выходных дней, определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения (круглосуточное пребывание обучающихся, воспитанников, пребывание их в течение определенного времени, сезона, сменности учебных занятий и других особенностей работы образовательного учреждения) и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с Трудовым кодексом РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Однако следует учитывать, что специфический режим работы образовательных учреждений (с наличием каникул, включая длительные летние каникулы, работы учреждения по шестидневной рабочей неделе, то есть и в субботние дни) установлен, прежде всего, для обучающихся или воспитанников учреждения. Работников учреждения он касается только в части! Например, периоды отмены учебных занятий для обучающихся, воспитанников по санитарно-эпидемиологическим (например, при установлении карантина в учреждении), климатическим (как правило, в зимний период при понижении температуры воздуха ниже установленного значения) и другим основаниям являются рабочим временем педагогических и других работников образовательного учреждения.

Обратите внимание! Согласно п. 4.1 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников периоды осенних, зимних, весенних и летних каникул, установленные для обучающихся, воспитанников образовательных учреждений и не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками работников, являются для работников рабочим временем. Режим рабочего времени всех работников в каникулярный период регулируется локальными актами образовательного учреждения и графиками работ с указанием их характера.

Отсутствие установленного перерыва для приема пищи

Согласно п. 1.4 Положения об особенностях режима рабочего времени педагогических работников для педагогических работников, выполняющих свои обязанности непрерывно в течение рабочего дня, перерыв для приема пищи не устанавливается. Работникам образовательного учреждения обеспечивается возможность приема пищи одновременно вместе с обучающимися, воспитанниками или отдельно в специально отведенном для этой цели помещении.

Предоставление удлиненного ежегодного основного оплачиваемого отпуска

Статьей 334 ТК РФ предоставлено право педагогических работников на ежегодный удлиненный основной оплачиваемый отпуск. Постановлением Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам» (в ред. от 16.07.2009) педагогическим работникам образовательных учреждений установлен удлиненный основной ежегодный отпуск, который в зависимости от занимаемой должности и образовательного учреждения составляет 42 и 56 календарных дней.

Ежегодный отпуск продолжительностью 56 календарных дней установлен для педагогических работников:

  • общеобразовательных учреждений;

  • межшкольных учебных комбинатов;

  • учебно-производственных мастерских;

  • образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

  • вузов и образовательных учреждений дополнительного образования специалистов (повышения квалификации);

  • психологических служб системы образования;

  • учреждений здравоохранения (в части определенных должностей, связанных педагогической деятельностью).

Ежегодный отпуск продолжительностью 42 календарных дня установлен для лиц, занимающих должности педагогического работников следующих видов образовательных учреждений:

  • дошкольные образовательные учреждения;

  • образовательные учреждения дополнительного образования детей;

  • учебно-методические кабинеты;

  • другие организации, осуществляющие образовательный процесс.

Возможность использования годового неоплачиваемого отпуска

Статьей 335 ТК РФ и статьей 55 Закона об образовании установлено право педагогических работников на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы. Указанный отпуск предусмотрен законодателем в целях обеспечения педагогическим работникам эффективного отдыха от учебного процесса, постоянной психической и физической нагрузки и пр.

Порядок и условия предоставления такого отпуска определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения. В отношение педагогических работников образовательных учреждений, учредителем которых является Минобразование России или в отношении которых Минобразование России осуществляет полномочия учредителя, действует Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года (утверждено приказом Минобразования России от 07.12.2000 № 3570).

Годовой неоплачиваемый отпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время при условии, что это не отразится отрицательно на деятельности образовательного учреждения. Как правило, начало такого отпуска приурочивается к началу учебного года, а его окончание — к окончанию учебного года. Такой порядок предоставления неоплачиваемого отпуска позволяет найти временного педагогического работника для замещения работника, находящегося в длительном отпуске, и поэтому такой отпуск практически не отражается на учебном процессе. В случае предоставления отпуска в течение учебного года вероятность сбоев в учебном процессе повышается в несколько раз и отражается, прежде всего, на прохождении программы обучения.

Очередность и время предоставления годового неоплачиваемого отпуска, продолжительность, присоединение к ежегодному оплачиваемому отпуску и другие вопросы, не урегулированные законодательством, определяются уставом образовательного учреждения. Кроме того, несмотря на то что длительный отпуск педагогических работников сроком до одного года является неоплачиваемым отпуском, устав образовательного учреждения может предусматривать возможность оплаты длительного отпуска за счет внебюджетных средств. Однако на практике таких случаев очень мало.

Гарантии, которые закреплены законодательством за работниками, находящимися в длительном отпуске

Во-первых, за педагогическим работником сохраняется место работы (должность), а также педагогическая нагрузка при условии, что за это время не уменьшилось количество часов по учебным планам и программам или количество учебных групп (классов).

Во-вторых, во время длительного отпуска не допускается перевод педагогического работника на другую работу, а также увольнение его по инициативе администрации, за исключением полной ликвидации образовательного учреждения.

В-третьих, педагогическому работнику, заболевшему в период пребывания в длительном отпуске, длительный отпуск продлевается на число дней нетрудоспособности, удостоверенных больничным листком, или по согласованию с администрацией образовательного учреждения переносится на другой срок.

Подробнее о том, работники каких учебных заведений имеют право на ежегодный отпуск той или иной продолжительности, см. постановление Правительства РФ от 01.10.2002 № 724 «О продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, предоставляемого педагогическим работникам».

В настоящее время — Минобрнауки России.

Статья 331. Право на занятие педагогической деятельностью

К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

(в ред. Федерального закона от 01.04.2012 N 27-ФЗ)

имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 23.12.2010 N 387-ФЗ)

Статья 332. Особенности заключения и прекращения трудового договора с работниками высших учебных заведений

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Трудовые договоры на замещение должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок, определенный сторонами трудового договора.

Заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности.

Конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет.

В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в высшем учебном заведении без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые высшие учебные заведения до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу.

Не проводится конкурс на замещение:

должностей декана факультета и заведующего кафедрой;

должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами;

должностей научно-педагогических работников, занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Если работник, занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса, предусмотренного частью третьей настоящей статьи, не избран на должность или не изъявил желания участвовать в указанном конкурсе, то трудовой договор с ним прекращается в соответствии с пунктом 4 статьи 336 настоящего Кодекса.

При избрании работника по конкурсу на замещение ранее занимаемой им по срочному трудовому договору должности научно-педагогического работника новый трудовой договор может не заключаться. В этом случае действие срочного трудового договора с работником продлевается по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

При переводе на должность научно-педагогического работника в результате избрания по конкурсу на соответствующую должность срок действия трудового договора с работником может быть изменен по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, на определенный срок не более пяти лет или на неопределенный срок.

До истечения срока избрания по конкурсу, предусмотренному частью третьей настоящей статьи, или в течение срока срочного трудового договора в целях подтверждения соответствия работника занимаемой им должности научно-педагогического работника может проводиться аттестация (часть вторая статьи 81 настоящего Кодекса). Положение о порядке проведения аттестации работников, занимающих должности научно-педагогических работников, утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Должности декана факультета и заведующего кафедрой являются выборными. Порядок проведения выборов на указанные должности устанавливается уставами высших учебных заведений.

В государственных и муниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше шестидесяти пяти лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста шестидесяти пяти лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации.

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста семидесяти лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

(в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

С проректорами высшего учебного заведения заключается срочный трудовой договор. Срок окончания срочного трудового договора, заключаемого с проректором, не может превышать срок окончания полномочий ректора.

(в ред. Федерального закона от 10.11.2009 N 260-ФЗ)

По представлению ученого совета государственного или муниципального высшего учебного заведения ректор имеет право продлить срок пребывания в должности проректора, руководителя филиала (института) до достижения ими возраста семидесяти лет.

Статья 333. Продолжительность рабочего времени педагогических работников

Для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Учебная нагрузка педагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, может ограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положением об образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, — типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

В зависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Статья 334. Ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск

Педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

Статья 335. Длительный отпуск педагогических работников

Педагогические работники образовательного учреждения не реже чем через каждые 10 лет непрерывной преподавательской работы имеют право на длительный отпуск сроком до одного года, порядок и условия предоставления которого определяются учредителем и (или) уставом данного образовательного учреждения.

Статья 336. Дополнительные основания прекращения трудового договора с педагогическим работником

Помимо оснований, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником являются:

(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава образовательного учреждения;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности в соответствии со статьей 332 настоящего Кодекса;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (часть седьмая статьи 332 настоящего Кодекса).

(п. 4 введен Федеральным законом от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения», 2014, N 8

ОСОБЕННОСТИ ТРУДА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Педагоги не только дают учащимся новые знания, умения, но и занимаются воспитанием, развитием личности, создавая условия для самоопределения и социализации на основе принятых в обществе культурных, духовно-нравственных ценностей и правил и норм поведения. В связи с этим педагоги являются особой категорией работников, их труд отдельно регулируется Трудовым кодексом. Прочитав статью, вы узнаете, каковы особенности их труда, и получите ответы на следующие вопросы: кто имеет право преподавать; какова продолжительность рабочего времени педагогических работников; каковы нюансы предоставления им отпуска; в каких случаях, помимо общих оснований, может быть расторгнут трудовой договор?

Нормативное регулирование

Первым делом стоит сказать, что регулирование труда педагогических работников осуществляется гл. 52 ТК РФ. А особенности самой педагогической деятельности определены Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон об образовании). Отметим, что в связи с принятием Закона об образовании утратили силу многие нормативные акты в сфере образования, в том числе и Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», и постановления Правительства РФ, определяющие регулирование деятельности образовательных учреждений в зависимости от вида и типа, и еще более 70 документов в сфере образования.

Полагаем, это связано с тем, что основную массу вопросов урегулировали Законом об образовании, а то, что не урегулировали, будут дорабатывать. Так, Минобрнауки Приказом от 19.12.2013 N 1367 утвердило Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, специалитета, магистратуры.

На локальном уровне актами, объединяющими общие и специальные нормы правового регулирования каждого образовательного учреждения, являются устав и коллективный договор.

Кто может работать педагогом?

В соответствии с ч. 1 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется ст. 46 Закона об образовании. В частности, согласно данной норме заниматься педагогической деятельностью вправе лица:

— имеющие среднее профессиональное или высшее образование;

— отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.

Отметим, что требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности, конкретизированы в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов, служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования») <1>, причем не только к квалификации и стажу работы, но и к профилю полученной специальности. Например, учитель или преподаватель (за исключением профессорско-преподавательского состава вузов) должен иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а образование соответствующего уровня по направлению подготовки «Образование и педагогика», а социальный педагог в дополнение к названному направлению должен иметь среднее или высшее образование по направлению «Социальная педагогика».

———————————

<1> Утвержден Приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 N 761н.

Обратите внимание! Уровень образования и квалификация работников образовательных учреждений определяются на основании документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации: дипломов, аттестатов и др.

Между тем некоторые граждане, проходящие по образовательному цензу, все-таки не смогут работать педагогами. Так, согласно ч. 2 ст. 331 ТК РФ к педагогической деятельности не допускаются лица:

— лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;

— имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;

— имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;

— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;

— имеющие заболевания, препятствующие занятию педагогической деятельностью <2>.

———————————

<2> Перечень социально значимых заболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 N 715. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 N 377. Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н.

Понятно, что медицинские противопоказания выявляются в ходе медицинских осмотров, которые проводятся за счет работодателя (ст. ст. 69, 212, 213 ТК РФ).

Заключение трудового договора

Трудовые отношения педагогического работника с образовательной организацией осуществляются на основании трудового договора, правила заключения которого установлены гл. 10, 11 ТК РФ. Условия, подлежащие включению в трудовой договор с педагогом, определены ст. 57 ТК РФ.

К сведению. Наименование должности педагогического работника необходимо указывать в соответствии с Номенклатурой должностей педагогических работников и руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 08.08.2013 N 678.

А вот для работников образовательных организаций высшего образования ст. 332 ТК РФ установлены особенности заключения трудового договора.

Так, непременным условием заключения трудового договора с научно-педагогическими работниками является проведение конкурса <3>. При этом трудовой договор может быть как срочным, так и бессрочным.

———————————

<3> Положение о порядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебном заведении Российской Федерации, утв. Приказом Минобразования России от 26.11.2002 N 4114.

Отметим, что конкурс может проводиться не только при приеме на работу, но и в течение трудовой деятельности. Так, конкурс на замещение должности научно-педагогического работника, занимаемой работником, с которым заключен трудовой договор на неопределенный срок, проводится один раз в пять лет (ч. 3 ст. 332 ТК РФ).

Обратите внимание! Допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника без избрания по конкурсу при приеме на работу по совместительству или в создаваемые образовательные организации высшего образования до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника — до выхода этого работника на работу.

В силу ч. 5 ст. 332 ТК РФ не проводится конкурс на замещение должностей декана факультета и заведующего кафедрой (они являются выборными); должностей научно-педагогических работников, занимаемых беременными женщинами и занимаемых по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, женщинами, имеющими детей в возрасте до трех лет.

Важным моментом является предельный возраст, позже которого заключение трудового договора запрещено. Так, в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров. После достижения данного возраста лица, занимающие указанные должности, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Все же возможно продление трудовых договоров до 70 лет для проректоров или руководителей филиала (института), но только по представлению ученого совета.

Продолжительность рабочего времени

педагогических работников

По общим правилам, установленным ст. 91 ТК РФ, продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Однако для педагогов предусмотрена сокращенная продолжительность рабочего времени — не более 36 часов в неделю (ст. 333 ТК РФ).

Примечание. Периоды каникул обучающихся, воспитанников, не совпадающие с ежегодными оплачиваемыми основными и дополнительными отпусками преподавателей, являются рабочим временем.

В зависимости от должности или специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку зарплаты), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки педагогических работников определены Приказом Минобразования России от 24.12.2010 N 2075. Например, норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы (нормируемая часть педагогической работы):

1. 18 часов в неделю — устанавливается:

— учителям 1 — 11-х (12-х) классов образовательных учреждений, реализующих общеобразовательные программы;

— преподавателям образовательных учреждений, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования педагогической направленности (за исключением преподавателей таких образовательных учреждений, которым установлена норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы 720 часов в год);

— преподавателям специальных дисциплин 1 — 11-х (12-х) классов музыкальных, художественных общеобразовательных учреждений;

— преподавателям 3 — 5-х классов школ общего музыкального, художественного, хореографического образования с пятилетним сроком обучения, 5 — 7-х классов школ искусств с семилетним сроком обучения (детских музыкальных, художественных, хореографических и других школ), 1 — 4-х классов детских художественных школ и школ общего художественного образования с четырехлетним сроком обучения;

— педагогам дополнительного образования, старшим педагогам дополнительного образования;

— тренерам-преподавателям, старшим тренерам-преподавателям образовательных учреждений дополнительного образования детей спортивного профиля;

— учителям иностранного языка дошкольных образовательных учреждений;

— логопедам учреждений здравоохранения и социального обслуживания.

Обратите внимание! Норма часов педагогической и (или) преподавательской работы за ставку заработной платы педагогических работников установлена в астрономических часах. Для учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, старших педагогов дополнительного образования, тренеров-преподавателей, старших тренеров-преподавателей норма часов преподавательской работы за ставку заработной платы включает проводимые ими уроки (занятия) независимо от их продолжительности и короткие перерывы (перемены) между ними.

2. 20 часов в неделю — учителям-дефектологам, учителям-логопедам, логопедам.

3. 24 часа в неделю — музыкальным руководителям и концертмейстерам.

Режим рабочего времени и времени отдыха педагогов определяется с учетом режима деятельности образовательного учреждения и устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка учреждения, графиками работы, коллективным договором, разрабатываемыми в соответствии с ТК РФ и иными нормативными правовыми актами (Приказ Минобрнауки России от 27.03.2006 N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений»).

Обратите внимание! Продолжительность рабочего времени педагогических работников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а также другую педагогическую работу, предусмотренную квалификационными характеристиками по должностям и особенностями режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

Отпуск педагогов

На основании ст. 334 ТК РФ педагогическим работникам полагается удлиненный оплачиваемый отпуск. Продолжительность такого отпуска определена в Постановлении Правительства РФ от 01.10.2002 N 724. Например, воспитателям, музыкальным руководителям, инструкторам по физкультуре, учителям-логопедам, учителям-дефектологам, работающим полный рабочий день в дошкольных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, полагается основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 56 календарных дней, а директоры, их заместители, методисты и педагоги-психологи учебно-методических кабинетов (центров) могут рассчитывать на 42 дня такого отпуска.

Отдельно скажем о длительном отпуске (до года), на который педагогические работники имеют право не реже чем через каждые 10 лет. Раньше порядок и условия предоставления такого отпуска определялись учредителем и (или) уставом образовательного учреждения. После внесения изменений в Трудовой кодекс Законом N 185-ФЗ <4> порядок и условия предоставления такого отпуска стали определяться в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Пока такой документ не принят, поэтому необходимо руководствоваться Приказом Минобразования России от 07.12.2000 N 3570, которым утверждено Положение о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска сроком до одного года.

———————————

<4> Федеральный закон от 02.07.2013 N 185-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Конечно, кроме названных отпусков педагогам полагаются и иные отпуска — неоплачиваемые и дополнительные оплачиваемые.

Нюансы увольнения педагогов

Помимо общих оснований расторжения трудового договора, установленных ст. 77 ТК РФ, основаниями прекращения трудового договора с педагогическим работником в силу ст. 336 ТК РФ являются:

1) повторное в течение одного года грубое нарушение устава организации, осуществляющей образовательную деятельность. Для увольнения по данному основанию необходимо, чтобы в уставе образовательного учреждения был закреплен перечень грубых нарушений, которые могут стать основанием для расторжения трудового договора, и педагогический работник повторно совершил такое нарушение в течение года. Помните, что увольнение по данному основанию относится к дисциплинарным взысканиям, поэтому необходимо выполнить требования ст. ст. 192, 193 ТК РФ;

2) применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника. К физическому насилию можно отнести побои или иные телесные повреждения, истязание различными способами, в результате которого обучающемуся могут быть причинены мучения и нанесен вред здоровью. А психическим насилием можно считать такое воздействие на обучающегося, которое причиняет ему душевное страдание или понижает его нравственный или социальный статус, — угрозы, оскорбления, унижение достоинства, демонстративное негативное личное отношение и др.;

3) достижение предельного возраста для замещения соответствующей должности согласно ст. 332 ТК РФ. В основном данное основание применяется к ректорам, проректорам и руководителям филиалов государственных и муниципальных вузов, возраст которых не должен превышать 65 лет (с возможным продлением срока договора — до достижения работником 70 лет). Напомним, что перед увольнением по достижении возраста 65 лет педагогическим работникам должна быть предложена вакантная должность, соответствующая их квалификации, и если они согласны на перевод, увольнение не производится;

4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу (ч. 7 ст. 332 ТК РФ). В силу этой нормы, если занимающий должность научно-педагогического работника по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, по результатам конкурса не избран на должность или не изъявил желания участвовать в конкурсе, трудовой договор с ним прекращается по п. 4 ст. 336 ТК РФ.

Обратим внимание еще на одно основание для увольнения педагога — совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, не совместимого с продолжением данной работы (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).

Данное взыскание применяется только к работникам, осуществляющим воспитательную деятельность, большинство которых составляют, конечно, педагоги. Причем не имеет значения, где совершен аморальный проступок — по месту работы или вне его. Но работодателю необходимо провести служебное расследование, соблюдая процедуру, установленную ст. ст. 192, 193 ТК РФ.

* * *

В статье мы рассмотрели основные особенности регулирования труда педагогических работников. А в заключение хотелось бы сказать, что работники данной категории имеют право не только на сокращенное рабочее время, удлиненный оплачиваемый отпуск, но и на досрочную пенсию. Так, согласно пп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.



Настоящая статья посвящена проблемам правового регулирования требований к образовательному цензу, квалификации педагогических работников вуза и его влиянию на качество образовательных услуг в высшем образовании.

Ключевые слова: педагогическая деятельность, кадровое обеспечение вузов, педагогические работники вузов, образовательный ценз, профессиональное образование, профессиональный стандарт педагога профессионального образования.

Для успешного развития общества необходимо учить и учиться. Образование должно быть качественным, и в этой связи государство посредством издания нормативных правовых актов пытается управлять образованием и контролировать качество предоставления образовательных услуг. Одним из важных составляющих качественного образования является образование самого преподавателя.

Часть 1 статьи 331 Трудового кодекса Российской Федерации императивно гласит «К педагогической деятельности допускаются лица, имеющие образовательный ценз, который определяется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в сфере образования». Образовательный ценз для педагогического работника установлен в п. 1 ст. 46 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (далее- ФЗ «Об образовании»), где указано, что «право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам». Так что же такое «образовательный ценз»? С. А. Авакьян в своем терминологическом словаре дает такое определение: Образовательный ценз — предоставление избирательного права гражданам данного государства при наличии определенного образования либо образовательного уровня, проверяемого через его способность понимать и толковать конституцию государства . В словаре по педагогике Коджаспировой Г.М: Образовательный ценз — определенный уровень образования, достижение которого удостоверяется соответствующим документом .

Под образовательным цензом педагогического работника ВУЗа следует понимать требование федерального закона, в соответствии с которым право на занятие педагогической деятельностью предоставляется только тем гражданам, которые имеют определенный уровень образования, подтверждаемый соответствующим документом. Общие требования к образовательному цензу лиц, допускаемых к педагогической деятельности в образовательных учреждениях, конкретизируются и дополняются требованиями к квалификации работника, в т. ч. к стажу работы, которые содержатся в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих (далее — ЕКС). При этом под квалификацией работника следует понимать степень его профессиональной обученности: уровень подготовки; опыт работы; наличие знаний и навыков, необходимых для выполнения конкретного вида работы.

В Трудовом кодексе особенности регулирования труда педагогических работников регулируются главой 52. Педагогические работники — лица которые в силу положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации относятся к категории работников, осуществляющих на основе трудовых договоров педагогическую деятельность в образовательных и иных учреждениях, реализующих образовательные программы.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2015 года, регистрационный N 38993), который предусматривают не только наличие у педагогических работников определенного уровня профессионального образования, но и определенные требования к профилю полученной специальности по образованию. Так, лицо, занимающее должность доцента, должно иметь: высшее образование — специалитет, магистратура, аспирантура (адъюнктура), ординатура, ассистентура-стажировка, направленность (профиль) которого, как правило, соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) и дополнительное профессиональное образование на базе высшего образования (специалитета, магистратуры, аспирантуры (адъюнктуры), ординатуры, ассистентуры-стажировки) — профессиональная переподготовка, направленность (профиль) которой соответствует преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Так же рекомендуется обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. Что касается требований к опыту практической работы, то при несоответствии направленности (профиля) образования преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) — опыт работы в области профессиональной деятельности, осваиваемой обучающимися или соответствующей преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю) стаж научно-педагогической работы не менее трех лет. При наличии ученого звания — без предъявления требований к стажу работы. Систематические занятия научной, методической, художественно-творческой или иной практической деятельностью, соответствующей направленности (профилю) образовательной программы и (или) преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю). Срок вступления в силу Профессионального стандарта педагога — 1 января 2017 года. Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности» предписано завершить переход на профессиональные стандарты не позднее 1 января 2020 года. Это значит, что с 1 января 2020 года требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции в государственных организациях должны соответствовать утвержденным профессиональным стандартам. Статьей 195.3 Трудового кодекса РФ так же установлена обязательность применения профессиональных стандартов работодателями в случаях, если федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции. Таким образом, установление образовательного ценза делает обязательным предъявление лицом, претендующим на занятие педагогической деятельностью, документа об образовании, квалификации или о наличии специальных знаний при заключении трудового договора (ч. 1 ст. 65 Трудового кодекса РФ). Если правила заключения трудового договора были нарушены по вине работника вследствие представления им подложных документов об образовании, то трудовой договор с таким работником расторгается по п. 11 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ.

Возникает резонный вопрос: как же установить соответствие (несоответствие) между документом об образовании и требованиями к образованию и обучению, установленными профессиональным стандартом? В данном случае необходимо руководствоваться следующими приказами Минобрнауки России:

− от 18 ноября 2013 г. N 1245 (в части высшего образования);

− от 5 июня 2014 г. N 6322(в части среднего профессионального образования).

Данные документы содержат таблицы соответствия (так называемые перечни соответствия новых и прежних перечней профессий, специальностей и направлений подготовки). Использование этих таблиц позволяет, к примеру, установить, соответствуют ли специальность или направление подготовки, указанные в дипломе об образовании работника, укрупнѐнным группам направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки». Кроме того, пп. 7 п. 1. ст. 48 ФЗ «Об образовании» предусмотрена обязанность педагогических работников систематически повышать свой профессиональный уровень, данная норма перекликается с их правом на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года, закрепленные пп. 2 п. 5. ст. 47 ФЗ «Об образовании». Всё это согласуется со ст. 196 Трудового кодекса РФ, согласно которой в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Помимо вышеперечисленного одним из специальных требований к педагогическим работникам является наличие у них специальной подготовки (что должно быть подтверждено документом об обучении по соответствующей программе) для работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами. Это обусловлено ст. 79 ФЗ «Об образовании» и ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов, принятой Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/1062, ст. 24 которая обязывает Российскую Федерацию обеспечивать инклюзивное образование на всех уровнях и обучение инвалидов в течение всей жизни; принимать надлежащие меры для привлечения на работу учителей с соответствующей подготовкой, в т. ч. учителей-инвалидов, владеющих жестовым языком и/или азбукой Брайля, и для обучения специалистов и персонала, работающих на всех уровнях системы образования.

Следует также учитывать, что вне зависимости от того, что лицо обладает требуемым образовательным цензом, в связи со спецификой содержания и особенностями выполнения педагогической деятельности Профессиональный стандарт педагога предусматривает особые условия допуска к работе. Это: отсутствие ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации. Данные ограничения приведены и в ч. 2 статьи 331 Трудового кодекса РФ.

Первое ограничение — лишение права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда. Данный вид ограничения подробно регламентирован в статье 47 Уголовного кодекса РФ. Статья предусматривает в т. ч., что лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Особенной части Уголовного кодекса РФ, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок до 20 лет в качестве дополнительного вида наказания. Необходимо учитывать, что руководители образовательного учреждения в соответствии со ст. 5.27 Кодекса РФ «Об административных правонарушениях» за нарушение трудового законодательства и по другим основаниям могут быть подвергнуты дисквалификации, которая заключается в лишении физического лица права осуществлять управление юридическим лицом. Административное наказание в виде дисквалификации назначает судья, оно устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет.

Второе ограничение — наличие судимости, уголовного преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.

Третье ограничение — наличие неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления. Согласно ч. 4,5 ст. 15 Уголовного кодекса РФ тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание не превышает десяти лет лишения свободы; особо тяжкими преступлениями — умышленные деяния, за совершение которых предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание. В соответствии с ч. 3 ст. 86 Уголовного кодекса РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных: к лишению свободы за тяжкие преступления, — по истечении шести лет после отбытия наказания; за особо тяжкие преступления, — по истечении восьми лет после отбытия наказания. Если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока ее погашения. Подтвердить факт отсутствия судимости, ее снятия или погашения гражданин может соответствующей справкой.

Четвертое ограничение — признание недееспособным в установленном федеральным законом порядке. Ограничение на занятие педагогической деятельностью распространяется на лиц, признанных судом недееспособными. Гражданин, который вследствие психического расстройства не может понимать значения своих действий или руководить ими, может быть признан судом недееспособным. Над ним в этом случае устанавливается опека. Судья назначает для определения его психического состояния судебно-психиатрическую экспертизу. При явном уклонении гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу. Если основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным, отпали, суд по заявлению опекуна, члена семьи, психиатрического или психоневрологического учреждения, органа опеки и попечительства на основании соответствующего заключения судебно-психиатрической экспертизы принимает решение о признании гражданина дееспособным. На основании решения суда отменяется установленная над ним опека.

Пятое ограничение — наличие заболевания, предусмотренного перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти. Сюда относят хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями в том числе хронический алкоголизм, наркомания и токсикомания (в каждом случае рассматривается индивидуально); выраженные дефекты речи и заикания в тяжелой форме; острые и хронические заразные заболевания, в том числе туберкулез (открытая форма) и сифилис (на период лечения); выраженные расстройства функции органов зрения и слуха (кроме специальных образовательных учреждений); хронические заболевания глотки и гортани (в каждом случае рассматриваются индивидуально). Перечень работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) включает в себя: работы в образовательных организациях всех типов и видов (п. 22). В соответствии с п. 5 ст. 34 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» данные о прохождении медицинских осмотров (обследований) вносятся в личные медицинские книжки.

Таким образом, государство требует от вузов соблюдения многочисленных требований, как в части образовательного ценза преподавателей, так и в части допуска к работе таких лиц. Всё это, безусловно направлено на повышение качества образования в Российской Федерации. Но, к сожалению, требования Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» нуждаются в основательной доработке т. к. данная норма ограничивает работу педагогов, не имеющих ученую степень, так называемых педагогов-практиков, что в свою очередь может повлечь отток ценных кадров и снижение качества обучения в целом.

Литература:

  1. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 дек. 2001 г. № 197-ФЗ Консультант Плюс.
  2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации — 17 июня 1996 г. — № 25 — Ст. 2954.
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 21.07.2014). Ч. 5 ст. 10, ч. 1 ст. 46, ч. 7 ст. 60 Консультант Плюс.
  4. Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» Электронный ресурс] Консультант Плюс.
  5. Постановление Правительства РФ от 27 июня 2016 г. N 584 «Об особенностях применения профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности»
  6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 8 сентября 2015 года N 608н утвержден профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24 сентября 2015 года, регистрационный N 38993)
  7. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. —: ИЦ «МарТ», 2005. — 448 с.
  8. Конституционный лексикон: Государственно-правовой терминологический словарь/ С. А. Авакьян — М.: Юстицинформ, 2015–640 с.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *