Органы валютного регулирования

80. Валютное регулирование в рф.

Валютное регулирование – это, с одной стороны процесс, а с другой стороны – порядок государственного управления валютной сферой в экономике России. Осуществляя валютное регулирование, государство регламентирует систему международных расчетов, выполняемых российскими участниками и устанавливает сферу и порядок проведения валютных операций; порядок формирования и использования валютного резерва страны; порядок создания и использования валютных фондов хозяйствующих субъектов; сферу и порядок осуществления валютного контроля.

В России действует Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (в ред. от 04.11.2014).

Основные цели Закона 173-ФЗ — это обеспечение реализации единой государственной валютной политики, устойчивости валюты Российской Федерации, стабильности внутреннего валютного рынка как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.

Валютное регулирование осуществляется на трёх уровнях:

1) национальном;

2) межгосударственном;

3) региональном (международном )

и делится на:

— Прямое, которое включает в себя законодательные акты и действия исполнительной власти;

— Косвенное, которое предполагает использование экономических, в частности валютно- кредитных, методов воздействия на поведение экономических агентов рынка;

— Рыночные — основано на конкуренции и порождает стимулы к развитию;

— Государственное – направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования.

Задачами валютного регулирования являются:

1) управление обращением валюты;

2) контроль, за валютными операциями;

3) воздействие на валютный курс национальной валюты;

4) ограничения использования валюты;

5) порядок проведения валютного контроля.

81. Органы валютного регулирования в рф.

К органам валютного регулирования, в соответствии с п.1 ст. 5, относятся Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Органы валютного регулирования издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования (акты органов валютного регулирования) только в случаях, предусмотренных Законом 173-ФЗ.

Также Центральный Банк Российской Федерации как орган валютного регулирования устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, готовит и публикует статистическую информацию по валютным операциям.

82. Валютные операции между резидентами и нерезидентами. Регулирование валютных операций движения капитала.

Валютные операции между резидентами и нерезидентами

Порядок проведения валютных операций установлен статьями 6, 9, 10, 11, 13, 15 Закона 173-ФЗ.

1. Возможны самые различные классификации видов валютных опе­раций. Применительно к участию в валютных отношениях кре­дитных организаций важно выделять два вида таких операций. Операции резидентов с иностранной валютой и ценными бума­гами в иностранной валюте подразделяются на: текущие валютные операции;

и валютные операции, связанные с движением капитала. Основное отличие этих двух видов операций заключается в следующем. Текущие валютные операции осуществляются без каких либо ограничений. В свою очередь, операции по движению капитала осуществляются в порядке, определяемом Правитель­ством РФ и ЦБ РФ. Не допускается установление органами валютного регулирова­ния требования о получении резидентами и нерезидентами ин­дивидуальных разрешений.

2. Валютные операции между резидентами и нерезидентами осу­ществляются без ограничений, за исключением тех, по которым закон устанавливает ряд ограничений в целях предотвращения сокращения золотовалютных резервов; резких колебаний курса валюты РФ; поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Ограничения носят не дискриминационный характер и отме­няются органами валютного регулирования по мере устране­ния обстоятельств, вызвавших их установление.

3. При регулировании валютных операций движения капитала между резидентами и нерезидентами ЦБ РФ может устанавли­вать только требование об использовании специального счета и резервировании. Требование об использовании специального счета резидентом мо­жет быть установлено ЦБ РФ при регулировании следующих ва­лютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в иностранной — валюте резидентами нерезидентам (от нерезидентов); операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций кредитных организаций, за исключением банковских операций. Требование об использовании специального счета нерезидентом устанавливается ЦБ РФ при регулировании следующих валютных операций между резидентами и нерезидентами: — расчетов и переводов при предоставлении и получении креди­тов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам (от нере­зидентов); — операций с внешними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внешних ценных бумаг; — исполнения резидентами обязательств по внешним ценным бумагам; — операций, связанных с приобретением нерезидентами у рези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг; — операций, связанных с приобретением резидентами у нерези­дентов прав на внутренние ценные бумаги, включая расчеты и переводы, связанные с передачей внутренних ценных бумаг, а также исполнением резидентами обязательств по внутренним ценным бумагам.

Расчеты и переводы при предоставлении кредитов и займов в валюте РФ резидентами нерезидентам осуществляются путем зачисления суммы кредита или займа на банковский счет не­резидента в валюте РФ, открытый в уполномоченном банке. Денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами осуществляются в валюте РФ, если иное не установлено ЦБ РФ в целом или применительно к отдельным видам внутренних ценных бумаг. Что касается денежных расчетов между резидентами и нерези­дентами по операциям с внешними ценными бумагами, то их можно осуществлять в валюте РФ и иностранной валюте, если иное не установлено ЦБ РФ. Без ограничений осуществляются валютные операции между физическими лицами — резидентами и нерезидентами с внеш­ними ценными бумагами, включая расчеты и переводы, свя­занные с приобретением и отчуждением внешних ценных бу­маг (прав, удостоверенных внешними ценными бумагами), на сумму до 150 тыс. долл. США в течение календарного года.

4. Валютные операции между резидентами запрещены, за исклю­чением: операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли, при реализации товаров и оказании услуг пассажи­рам в пути следования при международных перевозках; операций между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; операций по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчи­ком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимо­го из России или ввозимого в Россию груза, транзитной пере­возкой груза по территории РФ, а также по договорам страхо­вания указанных грузов; операций с внешними ценными бумагами, выпущенными от имени РФ, осуществляемых через организаторов торговли на рынке ценных бумаг РФ, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях; операций юридических лиц с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитари­ях, созданных в соответствии с законодательством РФ, и осу­ществления расчетов в валюте РФ;

операций, связанных с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта РФ, местный бюджет в иностранной валюте. Без ограничений осуществляются валютные операции между ре­зидентами и уполномоченными банками, связанные: — с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и санкций по соответствующим договорам; — внесением денежных средств резидентов на банковские счета (вклады) и получением денежных средств резидентов с банков­ских счетов (вкладов); — банковскими гарантиями, а также с исполнением резидентами обязательств по договорам поручительства и залога; — приобретением резидентами у уполномоченных банков вексе­лей, выписанных этими или другими уполномоченными бан­ками, предъявлением их к платежу, получением по ним плате­жа, взысканием по ним санкций, а также с отчуждением рези­дентами указанных векселей уполномоченным банкам; — с куплей-продажей физическими лицами наличной и безна­личной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, за валюту РФ и ино­странную валюту, а также с обменом, заменой денежных знаков иностранных государств, приемом для направления на инкассо в банки за пределами территории РФ наличной иностранной валюты и чеков, номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, не для целей осуществления физически­ми лицами предпринимательской деятельности; — с уплатой уполномоченным банкам комиссионного вознаграж­дения; иными валютными операциями, отнесенными к банковским операциям.

5. Нерезиденты вправе: • без ограничений осуществлять между собой переводы иностран­ной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами терри­тории РФ на банковские счета (в банковские вклады) в упол­номоченных банках или банковских счетов (банковских вкла­дов) в уполномоченных банках на счета (во вклады) в банках за пределами территории РФ или в уполномоченных банках; • осуществлять между собой валютные операции с внутренними ценными бумагами на территории РФ с учетом требований ан­тимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг в порядке, установленном ЦБ РФ, который мо­жет предусматривать требование об использовании специаль­ного счета при совершении таких операций. Валютные операции между нерезидентами на территории РФ в валюте РФ осуществляются через/банковские счета в России.

Статья 9. Валютные операции, связанные с движением капитала.

1. Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются международные валютные операции, не относящиеся в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона к текущим валютным операциям, включая любые платежи по таким операциям с использованием валютных ценностей, передачу права собственности и валютных ценностей в результате совершения сделок, указанных в настоящей статье.

К указанным валютным операциям относятся прямые инвестиции, портфельные инвестиции, кредитные операции, гарантийные операции, депозитные операции, неэкономические операции, другие валютные операции, указанные в настоящем пункте. 1) К прямым инвестициям относятся операции, заключающиеся в осуществлении вложений (несении расходов) в денежной и неденежной форме с целью установления постоянных и прямых экономических связей, проявляющихся в эксплуатации предприятия лицом, осуществившим такие вложения (несущим такие расходы), или в оказании этим лицом влияния на эксплуатацию предприятия другим лицом, а также в распоряжении активами, имеющимися во владении в результате эксплуатации предприятия или в результате сделанных вложений (понесенных расходов), за исключением операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, в том числе операций, предметом которых является: а) приобретение предприятия или его организованной части, создание или эксплуатация предприятия или осуществление расходов с целью расширения существующего предприятия; б) приобретение голосующих акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в голосующие акции, в том числе при учреждении компании, если количество приобретаемых акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные приобретаемые ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций; в) платежи, производимые учредителями от имени компании до ее регистрации, а также расходование средств компанией в форме вознаграждения в обмен на произведение таких платежей; г) осуществление дополнительных платежей и предоставление займов и кредитов компании акционерами, которые владеют голосующими акциями или иными ценными бумагами, конвертируемыми в голосующие акции, если количество таких акций или акций, в которые могут быть конвертированы иные ценные бумаги, составляет не менее 10% голосующих акций, а также привлечение таких займов и кредитов компанией и их погашение; д) приобретение права собственности и иных прав на недвижимость в связи с эксплуатацией предприятия; е) предоставление, получение и выплата кредитов и займов со сроком погашения не менее трех лет;

ж) получение доходов от: — ликвидации компании и отчуждения акций компании или их выкупа; — отчуждения предприятия или его организованной части, а также ликвидации предприятия; — отчуждения права собственности и иных прав на недвижимость, упомянутых в подпункте «д».

2) К портфельным инвестициям относятся операции с ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов, а также производными финансовыми инструментами (деривативами), за исключением операций с акциями и ценными бумагами, конвертируемыми в акции, указанных в подпункте «б» пункта 1) настоящей статьи, в том числе: а) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных ценных бумаг и производных финансовых инструментов (деривативов) на организованном рынке; б) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, которые были размещены или приобретены на организованном рынке; в) эмиссия, а также размещение, приобретение и отчуждение указанных в настоящем подпункте ценных бумаг и производных финансовых инструментов на внебиржевом рынке; г) выкуп паев паевых инвестиционных фондов, кроме указанных в подпункте «б». В целях настоящего Федерального закона: ценные бумаги — акции и облигации, а также другие ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, а также связанные с ними отчуждаемые права, за исключением паев паевых инвестиционных фондов и производных финансовых инструментов (деривативов); краткосрочные ценные бумаги — облигации и иные долговые ценные бумаги, выпущенные в соответствии с правилами страны, являющейся местом регистрации или местом нахождения эмитента, или страны, в которой осуществляется эмиссия, со сроком погашения менее одного года; федеральные ценные бумаги — ценные бумаги, выпущенные от имени Российской Федерации; пай в паевом инвестиционном фонде — право на долю активов фонда, управляемого лицом (управляющей компанией), имеющим право инвестировать доверенные ему деньги в ценные бумаги или иные активы в соответствии с правилами страны, в которой это лицо (управляющая компания) действует; производные финансовые инструменты (деривативы) — права, цена на которые прямо или косвенно зависит от цен на базовые активы: товары, ценные бумаги, иностранную или российскую валюту, драгоценные металлы и драгоценные камни, включая золото из состава золотовалютных резервов Российской Федерации, либо от значения индексов, рассчитываемых на основании совокупности цен на соответствующие базовые активы (фондовых и иных индексов); организованный рынок — биржевой или иной рынок, на котором ведется торговля ценными бумагами, паями паевых инвестиционных фондов и производными финансовыми инструментами (деривативами) в соответствии с правилами страны, в которой функционирует такой рынок. 3) К кредитным операциям относятся: предоставление и получение, а также выплата финансовых (банковских) кредитов и займов, за исключением операций кредитного характера, относящихся в соответствии с настоящей статьей к прямым или портфельным инвестициям, операциям неэкономического характера, а также кредитных операций, указанных в пункте 2 настоящей статьи; предоставление и получение, а также выплата целевых финансовых (банковских) кредитов и займов, а также предоставление и получение коммерческого кредита в форме отсрочки платежа или авансовых платежей по операциям, указанным в подпункте «а» пункта 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, на сроки, превышающие сроки, установленные названной нормой. 4) К гарантийным операциям относятся операции, предметом которых являются предоставление поручительства, в том числе в форме банковских гарантий, страхование по финансовым (банковским) кредитам и займам, в том числе страхование по экспортным кредитам, и по международным перевозкам, а также предоставление иных видов личного или имущественного обеспечения в отношении прав требования. 5) К депозитным операциям относятся операции, предметом которых являются сделки, относящиеся к вкладам и счетам, которые совершаются банками и иными уполномоченными финансовыми учреждениями. 6) К неэкономическим операциям относятся операции физических лиц, не являющиеся портфельными инвестициями, кредитными, гарантийными или депозитными операциями, которые никак не связаны с осуществляемой этими физическими лицами предпринимательской деятельностью, при условии, что сумма одной операции не превышает суммы, эквивалентной 1 млн. рублей, или предметом таких операций являются: а) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество на территории Российской Федерации; б) передача или приобретение права собственности либо иных прав на недвижимое имущество вне пределов Российской Федерации; в) наследование имущества по завещанию или по закону; г) предоставление и получение займов между членами семьи; д) ликвидация или передача активов в связи с изменением валютного статуса резидента или нерезидента. 7) К другим валютным операциям относятся валютные операции, связанные с движением капитала, не относящиеся к прямым или портфельным инвестициям, кредитным, гарантийным, депозитным или неэкономическим операциям, в том числе валютные операции, указанные в статье 10 настоящего Федерального закона. 2. Отношения, связанные с осуществлением прямых и портфельных инвестиций резидентов и нерезидентов в банковском секторе, а также получением и предоставлением, выплатой и погашением межбанковских кредитов и займов, регулируются федеральными законами о банках и банковской деятельности, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. 3. Валютные операции, связанные с движением капитала, совершаются с соблюдением правил валютного контроля, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, такие валютные операции осуществляются резидентами и нерезидентами в разрешительном или уведомительном порядке.

Правовой статус органов валютного регулирования

В соответствии со ст. 5 Закона № 173-ФЗ, органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк РФ и Правительство РФ.

Правовой статус указанных органов закреплен в ряде нормативных правовых актов. Правовой статус и полномочия Правительства РФ закреплены в Конституции РФ, Законе о Правительстве РФ. Деятельность по регулированию валютных операций Правительством РФ обусловлена спецификой его общей компетенции. Именно на главный исполнительный орган возложены полномочия по реализации внутренней и внешней валютной политики. В качестве высшего органа исполнительной ветви власти Правительство РФ курирует деятельность Федеральной налоговой службы, Федеральной таможенной службы, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Все это в совокупности определяет его компетенцию в вопросах валютного регулирования.

Статус и полномочия Банка России определены в Законе № 173- ФЗ, Законе о Банке России. Главный банк страны является мегарегулятором, т.е. в его ведении находится банковская система страны, финансовые рынки, система страхования, национальная платежная система.

Таким образом, можно сделать вывод, что компетенция данных органов четко разделена и не пересекается, охватывая весь процесс осуществления валютных операций. Необходимо обратить внимание, что в п. 2 ст. 5 Закона № 173-ФЗ содержится важное положение: в случае отсутствия норм, регулирующих совершение каких-либо валютных операций, законодатель дает право субъектам валютных отношений осуществлять такие валютные операции без ограничений.

Для реализации функций по валютному регулированию Банк России и Правительство РФ издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. При этом согласно п. 3 ст. 5 Закона № 173-ФЗ ни Банк России, ни Правительство РФ не обладают правом обязать резидентов и нерезидентов получать индивидуальные разрешения, а также осуществлять предварительную регистрацию.

Рассмотрим более детально полномочия каждого из органов валютного регулирования.

Правительство Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Правительства РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Правительстве РФ и другими федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ.

В соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:

  • обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;
  • осуществляет в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными указами Президента РФ валютное регулирование и валютный контроль;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 15 Закона о Правительстве РФ правительство:

  • принимает меры по регулированию рынка ценных бумаг;
  • осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом;
  • осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с действующим законодательством РФ;
  • руководит валютно-финансовой деятельностью в отношениях Российской Федерации с иностранными государствами.

Согласно ст. 23 названного Закона Правительство РФ принимает нормативные акты в форме постановлений. По оперативным и другим текущим вопросам Правительство РФ издает распоряжения. Все эти акты обязательны для исполнения и подлежат обязательному опубликованию в официальных изданиях.

Центральный банк Российской Федерации. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка РФ определяются Конституцией РФ, Законом о Банке России и Законом № 173-ФЗ.

Согласно ст. 3 Закона о Банке России целями деятельности Банка России являются:

  • защита и обеспечение устойчивости рубля;
  • развитие и укрепление банковской системы РФ;
  • обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
  • развитие финансового рынка РФ;
  • обеспечение стабильности финансового рынка.

Функции Банка России определены в ст. 4 названного Закона. Из анализа данных функций можно выделить следующие направления, которые подлежат регулированию главным банком страны:

  • порядок создания, регистрации, лицензирования и осуществления деятельности кредитных организаций с участием иностранного капитала, уполномоченных банков (банков, обладающих лицензией на осуществление банковских операций в иностранной валюте);
  • порядок осуществления расчетов в Российской Федерации;
  • определение правил проведения банковских операций (порядок открытия и ведения счетов, открытия банковских вкладов, предоставление банковских гарантий и иные);
  • установление и публикация официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю,
  • установление единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления;
  • порядок предоставления респондентам первичных статистических данных о прямых инвестициях в Россию и прямых инвестициях из России за рубеж, включая формы федерального статистического наблюдения.

Именно Центральный банк РФ осуществляет:

  • управление золотовалютными резервами;
  • регистрацию выпусков эмиссионных ценных бумаг (внутренние ценные бумаги) и проспектов ценных бумаг, регистрация отчетов от итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг;
  • расчеты с международными организациями, иностранными государствами, а также с физическими и юридическими лицами;
  • официальный статистический учет прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж;
  • формирование статистической методологии прямых инвестиций в Россию и прямых инвестиций из России за рубеж, перечень респондентов;
  • полномочия депозитария средств МВФ в валюте РФ, осуществляет операции и сделки, предусмотренные соглашениями и договорами с МВФ.

Банк России по вопросам, отнесенным к его компетенции законом, в том числе и в сфере валютного регулирования, издает нормативные акты в форме указаний, положений и инструкций, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц. Порядок принятия, вступления в силу нормативных актов Банка России определяется Законом о Банке России, а также Положением о порядке подготовки и вступления в силу официальных разъяснений Банка России (утв. Банком России 18.07.2000 № 115-П).

Нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России», за исключением случаев, установленных Советом директоров. Нормативные акты Банка России не имеют обратной силы.

Нормативные акты Банка России должны быть зарегистрированы в порядке, установленном для государственной регистрации нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Не подлежат государственной регистрации нормативные акты Банка России, устанавливающие: курсы иностранных валют по отношению к рублю; изменение процентных ставок; размер резервных требований; размеры обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп; прямые количественные ограничения; правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России; порядок обеспечения функционирования системы Банка России.

Банк России представляет интересы Российской Федерации во взаимоотношениях с центральными банками иностранных государств, а также в международных банках и иных международных валютно-финансовых организациях.

Центральный банк России готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Банк России обладает также правом на осуществление всех видов валютных операций без ограничений.

Таким образом, Банк России имеет двойственный статус. С одной стороны, он выступает как орган валютного регулирования, издавая обязательные для исполнения резидентами и нерезидентами нормативные акты, с другой стороны, сам непосредственно выступает как субъект валютных правоотношений, осуществляя валютные операции.

Понятие и значение валютного регулирования. Полномочия государственных органов, осуществляющих валютное регулирование

Валютное регулирование— деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющиеся резидентами Республики Беларусь в соответствии с законом, осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь в процентах от суммы выручки в иностранной валюте.

Выручка в иностранной валюте — денежные средства в иностранной валюте согласно перечню иностранных валют, подлежащих обязательной продаже на внутреннем валютном рынке, определяемому Национальным банком, поступающие юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на их счета в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь, в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь по сделкам.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели осуществляют обязательную продажу иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в размере 30 процентов от суммы выручки в иностранной валюте.

Одним из элементов валютного регулирования является законодательное регулирование порядка ввоза, вывоза, пересылки физическими лицами иностранной валюты, белорусских рублей, платежных документов в иностранной валюте, документарных ценных бумаг в белорусских рублях и иностранной валюте.

Ввоз и вывоз физическими лицами белорусских рублей разрешены в сумме, не превышающей на одно лицо 500 базовых величин, установленных в Республике Беларусь на дату осуществления ввоза (вывоза) белорусских рублей, и осуществляются без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Ввоз и вывоз белорусских рублей физическими лицами на (с) территорию государств-участников Таможенного союза осуществляются без ограничений суммы и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

Ввоз и вывоз физическими лицами документарных ценных бумаг в белорусских рублях и платежных документов в белорусских рублях производятся без ограничений по сумме и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Ввоз и вывоз физическими лицами документарных ценных бумаг в иностранной валюте и платежных документов в иностранной валюте производятся без ограничения суммы и без обязательного декларирования в письменной форме таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Ввоз в Республику Беларусь физическими лицами иностранной валюты осуществляется без ограничения суммы с соблюдением порядка таможенного оформления ввозимой иностранной валюты.

При ввозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления ввозимой иностранной валюты, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь.

При ввозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления ввозимой иностранной валюты, не осуществляется обязательное письменное декларирование ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

Вывоз физическими лицами иностранной валюты за пределы Республики Беларусь осуществляется с соблюдением порядка таможенного оформления вывозимой иностранной валюты, с определенными ограничениями. Так, на сумму, превышающую 10 000 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день таможенного оформления вывозимой иностранной валюты, вывоз иностранной валюты осуществляется при предъявлении в обязательном порядке в таможенные органы разрешительных документов. В сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, вывоз иностранной валюты осуществляется без предъявления разрешительных документов. Банковским документом, разрешающим вывоз иностранной валюты из Республики Беларусь, а также иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте из Российской Федерации, является справка ф. № 0406007.

При вывозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 3 000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь.

При вывозе физическими лицами иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 3 000 долларов США, обязательное письменное декларирование вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица.

При ввозе физическими лицами в Республику Беларусь с территории государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь отменены таможенный контроль и таможенное оформление. При ввозе физическими лицами в Республику Беларусь с территории государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 10 000 долларов США, обязательное письменное декларирование ввозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь на территорию государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, превышающей на одно лицо в эквиваленте 3 000 долларов США, осуществляется обязательное декларирование в письменной форме вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Республики Беларусь отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

При вывозе физическими лицами из Республики Беларусь на территорию государств-участников Таможенного союза иностранной валюты в сумме, не превышающей на одно лицо в эквиваленте 3 000 долларов США, обязательное письменное декларирование вывозимой иностранной валюты таможенному органу Республики Беларусь не осуществляется, за исключением случаев декларирования по собственному желанию физического лица, если в соответствии с законодательством Республики Беларусь не отменены таможенный контроль и таможенное оформление.

Пересылка в Республику Беларусь и из Республики Беларусь физическими лицами белорусских рублей и документарных ценных бумаг в белорусских рублях в письмах и иных видах международных почтовых отправлений запрещена.

Пересылка в Республику Беларусь иностранной валюты допускается в письмах с объявленной ценностью в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в почтовом учреждении страны его подачи.

Пересылка из Республики Беларусь иностранной валюты допускается в письмах с объявленной ценностью в сумме, не превышающей в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанной по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в организации почтовой связи (в том числе ее структурном подразделении). Пересылка иностранной валюты в письмах без объявления ценности запрещена.

Пересылка платежных документов в иностранной валюте (выраженные в иностранной валюте дорожные, банковские и иные чеки, эмитированные банками и иными кредитно-финансовыми организациями) и документарных ценных бумаг в иностранной валюте в Республику Беларусь допускается в письмах с объявленной ценностью без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в почтовом учреждении страны его подачи.

Пересылка из Республики Беларусь платежных документов в иностранной валюте и документарных ценных бумаг в иностранной валюте допускается в письмах с объявленной ценностью без ограничения суммы при условии, что объявленная ценность не будет превышать сумму, равную в эквиваленте 200 долларов США, рассчитанную по официальному курсу белорусского рубля к соответствующей иностранной валюте на день приема письма с объявленной ценностью в организации почтовой связи (ее структурном подразделении).

Органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк, если иное не определено Президентом Республики Беларусь.

Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного регулирования:

· устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

· регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях;

· устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь;

· устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

· устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой и платежных документов в белорусских рублях;

· устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

· устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

· определяет в соответствии с законом и актами Президента Республики Беларусь функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно-финансовые организации;

· привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства;

· выдает разрешения (лицензии) на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала, за исключением случаев, установленных законодательством;

· в случаях и пределах, предусмотренных законодательными актами, принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля;

· осуществляет другие полномочия, установленные законодательством.

Совет Министров Республики Беларусь, взаимодействуя с Национальным банком по вопросам валютного регулирования, в пределах своей компетенции:

· принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в случаях, предусмотренных законодательными актами;

· осуществляет другие полномочия, установленные иными законами Республики Беларусь и актами Президента Республики Беларусь.

Валютное законодательство Российской Федерации, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля

В системе источников валютного права выделяется особая группа нормативных правовых актов – валютное законодательство РФ, акты органов валютного регулирования и акты органов валютного контроля. Такое обособление правовых актов в валютной сфере осуществлено ст. 4 Закона о валютном регулировании, в которой определяется структура валютного законодательства, дается понятие акта валютного законодательства, определяется соотношение норм международных договоров и Закона о валютном регулировании, устанавливаются общие положения о действии во времени актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования, определяется предмет регулирования актами органов валютного контроля. Фактически Закон о валютном регулировании устанавливает систему источников валютного права в узком смысле.

В зависимости от субъектов правотворчества рассматриваемая статья выделяет три вида правовых актов, принимаемых в валютной сфере:

  • 1) акты валютного законодательства РФ;
  • 2) акты органов валютного регулирования;
  • 3) акты органов валютного контроля.

Наличие иных видов правовых актов, входящих в систему актов валютного законодательства, актов органов валютного регулирования и актов валютного контроля не допускается. Рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет прямое действие и часто применяется в судебной практике. Например, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в постановлении от 25.12.2007 № Α33-8805/07-Φ02-9375/07 указал, что в состав валютного законодательства РФ не входит Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, поскольку исчерпывающий перечень видов актов валютного регулирования дан в ч. 1 ст. 4 Закона о валютном регулировании.

Закон о валютном регулировании не содержит понятия валютного законодательства, но определяет структуру последнего. Так, согласно ч. 1 ст. 4 названного Закона валютное законодательство РФ состоит из Закона о валютном регулировании и принятых в соответствии с ним федеральных законов; Закон о валютном регулировании и соответствующие федеральные законы являются актами валютного законодательства РФ.

Включение в систему валютного законодательства только федеральных законов объясняется положениями п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому валютное регулирование относится к исключительной компетенции Российской Федерации.

В настоящее время в российской правовой системе нет федеральных законов, принятых в соответствии с Законом о валютном регулировании. Однако этот Закон содержит отсылочные нормы, которые должны найти развитие в иных федеральных законах. Например, федеральными законами могут вводиться правила осуществления валютного контроля (ч. 1 ст. 22 Закона о валютном регулировании).

Процессы интеграции Российской Федерации в международное экономическое пространство способствовали появлению в валютном законодательстве норм о приоритете норм международного договора РФ. В ч. 2 ст. 4 Закона о валютном регулировании содержатся правила действия международных договоров в сфере валютного регулирования и валютного контроля на территории РФ.

Названная норма является конкретизацией норм ч. 4 ст. 15 Конституции. Закрепленные в Конституции положения о верховенстве норм международного договора РФ над внутренним законодательством являются следствием проводимой в Российской Федерации политики вхождения в общемировые процессы, что, безусловно, предполагает унификацию норм валютного законодательства.

Международные договоры РФ непосредственно применяются к валютным отношениям, за исключением случаев, когда из международного договора РФ следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены Законом о валютном регулировании, то применяются правила указанного международного договора.

Изъятием из этого общего правила является случай, когда из самого международного договора РФ вытекает, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта валютного законодательства РФ.

Необходимо отметить что рассматриваемая норма Закона о валютном регулировании имеет не только декларативный характер, но и может подлежать частому применению, так как Российская Федерация является участницей многих международных договоров, нормы которых регулируют валютные операции. Например, в случае противоречия положений актов национального законодательства РФ требованиям Соглашения о Международном валютном фонде от 27 декабря 1945 г. должен быть применен соответствующий международно-правовой акт.

Правило приоритета международных договоров соответствует положениям ст. 5 Закона о международных договорах в правовой системе РФ:

  • – международные договоры РФ наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются в соответствии с Конституцией составной частью ее правовой системы;
  • – если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора;
  • – положения официально опубликованных международных договоров РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров РФ принимаются соответствующие правовые акты.

Таким образом, международные договоры РФ следует считать составной частью валютного законодательства РФ, причем такие договоры имеют приоритет перед актами внутреннего валютного законодательства РФ в случае возникновения коллизии между ними.

Органы валютного регулирования – Правительство РФ и Банк России – издают нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Соответственно, акты органов валютного регулирования являются подзаконными актами и обладают меньшей юридической силой по сравнению с названным Законом. Нормативные акты органов валютного регулирования занимают подчиненное положение по отношению к актам валютного законодательства РФ. Издание таких актов допустимо только в случаях, предусмотренных Законом о валютном регулировании. Иные федеральные законы не могут служить основанием для издания актов органов валютного регулирования.

В силу норм Закона о валютном регулировании и Закона о Банке России Банк России как орган валютного регулирования вправе издавать нормативные акты (в форме указаний, положений и инструкций), обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, а также всех юридических и физических лиц.

Определением Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 № 268-0 «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)”» подтверждено, что Банк России осуществляет полномочия, которые по своей природе относятся к функциям государственной власти, и нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительные права и обязанности по установлению обязательных для органов государственной власти, всех юридических и физических лиц правил поведения по вопросам, отнесенным к его компетенции и требующим правового регулирования.

В соответствии с валютным законодательством Банк России вправе принимать нормативные акты по большинству вопросов валютного регулирования, устанавливающие в частности:

  • – единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления (а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям);
  • – порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемых ими от своего имени и за свой счет;
  • – требования для кредитных организаций к оформлению документов при купле-продаже наличной иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте;
  • – порядок открытия уполномоченными банками счетов (вкладов) в банках за пределами Российской Федерации;
  • – порядок открытия и ведения открываемых на территории РФ банковских счетов (банковских вкладов);
  • – порядок открытия и ведения банковских счетов резидентов в иностранной валюте в уполномоченных банках, а также порядок перевода физическим лицом – резидентом валютных средств из Российской Федерации и в Российскую Федерацию без открытия банковского счета;
  • – единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.

При этом нормативные акты Правительства РФ могут устанавливать порядок представления резидентами (за исключением физических лиц, дипломатических представительств, консульских учреждений РФ и иных официальных представительств РФ, находящихся за пределами территории РФ, а также постоянных представительств РФ при межгосударственных или межправительственных организациях) налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам и вкладам в банках за пределами территории РФ с подтверждающими банковскими документами (по согласованию с Банком России).

Осуществляя нормотворчество, органы валютного регулирования не вправе вводить ограничения, не предусмотренные Законом о валютном регулировании. Если порядок осуществления валютных операций, порядок использования счетов (включая установление требования об использовании специального счета) не установлены органами валютного регулирования, валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по счетам проводятся без ограничений.

Относительно действия во времени актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования следует иметь в виду, что они применяются к отношениям, возникшим после вступления указанных актов в силу, за исключением случаев, прямо предусмотренных Законом о валютном регулировании или иными федеральными законами. К отношениям, возникшим до вступления в силу соответствующих актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования, указанные акты применяются в части прав и обязанностей, возникших после вступления их в силу. Таким образом, по общему правилу акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют.

Обратная сила актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования может быть предусмотрена лишь актами валютного законодательства, но не актами органов валютного регулирования (за исключением случая, предусмотренного в ч. 4 ст. 4 Закона о валютном регулировании, которой определена возможность придания обратной силы актам органов валютного регулирования самими такими актами).

В ч. 4. ст. 4 Закона о валютном регулировании перечисляются случаи, когда акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования обратной силы не имеют и когда они могут иметь обратную силу.

Так, акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, устанавливающие новые обязанности для резидентов и нерезидентов или ухудшающие их положение, обратной силы не имеют.

В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Как указал Конституционный Суд РФ в Постановлении от 30.10.2003 № 15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобами граждан С. А. Бунтмана, К. А. Катаняна и К. С. Рожкова», публичные интересы, перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают пределы и применение основного содержания соответствующих конституционных норм.

В отличие от этого правила акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования, отменяющие ограничения на осуществление валютных операций или иным образом улучшающие положение резидентов и нерезидентов, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Относительно действия нормативных актов Банка России следует учитывать, что в ст. 7 Закона о Банке России без каких- либо изъятий установлено, что нормативные акты Банка России не имеют обратной силы. Однако это правило имеет исключение для нормативных актов Банка России по вопросам валютного регулирования: такие акты могут иметь обратную силу при условиях, предусмотренных ст. 4 Закона о валютном регулировании.

Акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования подлежат официальному опубликованию. Акты валютного законодательства РФ – федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или Собрании законодательства Российской Федерации либо размещение на Официальном интернет-портале правовой информации (pravo.gov.ru) (ст. 4 Закона о вступлении в силу законов).

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания РФ, и федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в ней.

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу (ст. 6 Закона о вступлении в силу законов).

Собрание законодательства Российской Федерации также является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные законы (ст. 7 Закона о вступлении в силу законов).

Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования. Иные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания.

Согласно ст. 7 Закона о Банке России нормативные акты Банка России вступают в силу по истечении десяти дней после дня их официального опубликования в официальном издании Банка России – «Вестнике Банка России».

Неопубликованные акты валютного законодательства РФ и акты органов валютного регулирования не применяются. Исключением из этого правила являются акты или отдельные положения актов органов валютного регулирования, содержащие сведения, составляющие государственную тайну в соответствии с Законом РФ от 21.07.1993 № 5485-1 «О государственной тайне».

Органы валютного контроля могут издавать акты валютного контроля по вопросам, отнесенным к их компетенции, только в случаях и пределах, предусмотренных валютным законодательством РФ и актами органов валютного регулирования. Акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций.

Актами органов валютного контроля являются акты Банка России и Росфиннадзора. Но Банк России одновременно и является органом валютного регулирования, и вправе принимать нормативные акты в данной сфере, поэтому положение, согласно которому акты органов валютного контроля не должны содержать положения, касающиеся вопросов регулирования валютных операций, распространяется только на Росфиннадзор.

Поскольку в валютных правоотношениях Банк России имеет двойной статус – органа валютного регулирования и органа валютного контроля, то практически невозможно определить, в каком качестве выступал Банк России при издании того или иного нормативного акта.

Важно учитывать, что нормативные правовые акты по вопросам валютного регулирования издают органы валютного регулирования, а Росфиннадзор – орган валютного контроля – издает акты ненормативного характера в сфере валютного контроля, т.е. индивидуальные правовые акты (подп. «б» и «в» п. 4 Указа Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; п. 6 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 278), например:

  • 1) предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования (п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона о валютном регулировании; п. 5.14.3 Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора);
  • 2) акты, принимаемые в рамках производства по делам об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП, т.е. протоколы об административных правонарушениях (п. 80 ч. 2 ст. 28.3 КоАП; приказ Росфиннадзора от 17.11.2004 № 102 «О должностных лицах Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченных составлять протоколы в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»);
  • 3) постановления и определения по делу об административных правонарушениях (ст. 23.60 и 29.9 КоАП).

Нормативные акты в области валютного регулирования и валютного контроля должны иметь достаточную определенность, что закреплено ч. 6 ст. 4 Закона о валютном регулировании, согласно которой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности любых актов в области валютного регулирования и валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.

Данная норма является новеллой валютного законодательства и введена по аналогии с положением п. 7 ст. 3 НК о том, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Органы валютного регулирования

В соответствии с указанным выше Федеральным законом основным органом валютного регулирования являются Центральный Банк РФ (Банк России) и Правительство РФ. Для реализации функций в сфере валютного регулирования эти органы в пределах своей компетенции издают нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов.

Выступая в качестве органов валютного регулирования, Банк России и Правительство РФ обладают, как уже отмечалось, нормотворческой функцией, т. е. вправе издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты, обязательные для резидентов и нерезидентов. Закон различает исключительную компетенцию Банка России, исключительную компетенцию Правительства РФ и совместную компетенцию Банка России и Правительства РФ по принятию актов валютного законодательства. Так, например, нерезиденты на территории РФ вправе открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ только в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на российской территории, в том числе специальных счетов, устанавливает Банк России.

Акты валютного законодательства принимаются Банком России в форме инструкций, положений и указаний, а Правительством РФ — в форме постановлений и распоряжений. Акты валютного законодательства, принимаемые федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции, имеют форму главным образом приказов, инструкций и положений .

В сфере валютного регулирования Банк России вправе издавать нормативные правовые акты:

  • -устанавливающие порядок осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками, совершаемым ими от своего имени и за свой счет ;
  • -устанавливающие порядок открытия и ведения банковских счетов (банковских вкладов) нерезидентов, открываемых на территории РФ .

В качестве органа валютного регулирования Банк России реализует не только нормотворческие, но и контрольные функции. В частности, на него возложена обязанность по установлению единых форм учета и отчетности по валютным операциям, порядка и сроков их представления. В целях реализации этой обязанности Банк России принял указание от 6 января 2004 г. № 376-У «О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации» .

Банк России также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Особенностью правового статуса органов валютного регулирования является право осуществлять все виды валютных операций без ограничений. Однако в настоящее время такое право предоставлено не только органам валютного регулирования, но и специально уполномоченным на то Правительством РФ федеральным органам исполнительной власти (также служба внешней разведки России).

Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что Банк России вмешивается в операции на валютном рынке в целях воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Банк России проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.

В некотором занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией.

Наряду с валютной интервенцией Банк России предпринимает ряд административных мер, позволяющих адекватно осуществлять валютное регулирование. К таким мерам, в частности, относятся:

  • — лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается «открытая позиция». Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;
  • — разработка совместно с Федеральной таможенной службой;
  • — системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной;
  • — части валюты в иностранных банках .

Большое внимание Банк России уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты, поскольку этот вопрос имеет для России актуальное значение.

Законодательством РФ определены следующие правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка:

  • а) покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Банком России;
  • б) Центральному банку РФ в целях регулирования внутреннего валютного рынка РФ предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты;
  • в) при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны полученную иностранную валюту зачислять на свои счета в уполномоченных банках и затем репатриировать (возвращать) ее на территорию РФ .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *