Организация работы экспедиции

|

Глава 5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА

5.16. Организация работы вспомогательных производственных помещений

К вспомогательным производственным помещениям относятся: экспедиция, моечная кухонной посуды, хлеборезка. Вспомогательные производственные помещения помогают правильно организовать технологический процесс на предприятиях общественного питания, улучшают условия труда, помогают соблюдать санитарные нормы и правила, утвержденные для предприятий общественного питания.

5.16.1. Организация работы экспедиции

Полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия реализуются на другие предприятия через экспедицию. Крупные заготовочные предприятия, как правило, имеют несколько экспедиций: экспедиция, реализующая полуфабрикаты (из овощей, мяса, рыбы, птицы, субпродуктов); экспедиция, реализующая кулинарную продукцию (при кулинарном цехе); экспедиция при кондитерском цехе.
Экспедиция размещается вблизи заготовочных, кулинарного и кондитерского цехов. Состав и площади помещений экспедиции зависят от мощности предприятий и ассортимента выпускаемой продукции. В состав экспедиции входят следующие помещения: стол приема заказов, охлаждаемые камеры для кратковременного хранения овощных, рыбных, мясных полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, кладовые кондитерских изделий, помещение приема и разборки транспортной тары, моечная тары для полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий, помещения для хранения тары, комната экспедитора.
В столе заказов принимаются заявки на полуфабрикаты, кулинарные и кондитерские изделия. Заказы принимаются по телефону и заносятся в бланки, где указываются наименование, заказанные изделия, количество и его стоимость.
Принятые заказы направляются в производственные цехи для выполнения. Отпуск каждой партии изделий из экспедиции оформляют расходными накладными. Экспедиционную тару с изделиями маркируют и пломбируют. На упаковочном ярлыке указывают наименование предприятия-изготовителя и его подчиненность, наименование и количество изделий, массу, дату выпуска и срок реализации.

5.16.2. Организация работы моечной кухонной посуды

Моечная кухонной посуды предназначена для мытья наплитной посуды (котлов, кастрюль, противней и др.), кухонного и раздаточного инвентаря, инструментов. Помещение моечной должно иметь удобную связь с производственными цехами (холодным, горячим). В помещении моечной устанавливают подтоварники для использованной посуды, стеллажи для чистой посуды и инвентаря, моечные ванны с тремя отделениями — для замачивания, мытья и дезинфекции использованной посуды и ее ополаскивания проточной водой не ниже 65°С.
Примерная планировка моечной посуды показана на схеме 21.


Схема 21. План моечной кухонной посуды:
1 — подтоварник; 2 — ванны моечные; 3 — стеллажи для чистой посуды; 4 — стол производственный

В зависимости от объема работ мытье посуды производится одной или двумя мойщицами кухонной посуды.
Для очистки посуды от остатков пищи используют деревянные лопатки, металлические щетки, скребки. Моют посуду травяными щетками, применяя моющие средства. После обработки инвентарь, кухонную посуду и внутрицеховую тару просушивают и хранят в специальном выделенном месте на стеллажах на высоте . не менее 0,5-0,7 м от пола. Удобное хранение кухонной посуды и инвентаря облегчает работу поваров и сокращает время, затрачиваемое на подбор посуды и инвентаря для той или иной производственной операции. Пример такого стеллажа показан на рис. 27.


Рис. 27. Комбинированный стеллаж для посуды и инвентаря

5.16.3. Организация работы хлеборезки

На предприятиях общественного питания хлебобулочные изделия реализуются через раздаточную и буфеты. Для хранения, нарезки и отпуска хлеба и хлебобулочных изделий на крупных и средних предприятиях предусматривается специальное помещение — хлеборез- ‘ ка, которая должна иметь удобную связь с торговым залом, раздаточной, буфетом и располагаться вдали от моечных. В помещении необходимо поддерживать температуру воздуха не более 18°С и относительную влажность до 70%. В ресторанах с обслуживанием официантами хлеборезку размещают вблизи торгового зала.
На небольших предприятиях около раздаточной выделяется небольшой участок для нарезки хлеба и его реализации. В помещении хлеборезки устанавливают два производственных стола, шкаф для хранения суточного запаса хлеба и стеллаж для лотков с нарезанным хлебом. На одном из столов размещают машину для нарезки хлеба МХР-200 (рис. 28).

Рабочее место резчика хлеба обеспечивается весами для контроля за выходом порций хлеба, разделочными досками, при отсутствии машины — хлебными ножами, лотками, щипцами, вилками для хлеба, а также щетками для уборки столов.
Хлеб нарезают по мере потребности в количестве, необходимом для реализации в течение 1 ч.

Введение

1. Организация работы транспортного обеспечения
1.1 Особенности видов транспорта, их преимущества и недостатки
1.2 Организационная структура транспортного обеспечения
1.3 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие работу транспорта

2. Оценка транспортного обеспечения ООО «Птицефабрика Любинская»
2.1 Организационно-экономическая характеристика ООО «Птицефабрика Любинская»
2.2 Определение необходимого количества транспортных средств «Птицефабрика Любинская»
2.3 Основные направления деятельности, цели и задачи автотранспортного цеха ООО «Птицефабрика Любинская»
2.4 Применение рациональных технологий и маршрутов перевозок «Птицефабрика Любинская»

3. Основные направления совершенствования организации транспортного хозяйства на ООО «Птицефабрика Любинская»
3.1 Разработка рекомендаций для улучшения коммерческой деятельности «Птицефабрика Любинская»
3.2 Расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий

Заключение

Список использованных источников

Введение

Транспортное хозяйство называют «артерией» предприятия,

связующей материальные потоки. и основными критериями

функционирования хозяйства предприятия является качественная и точная организация работы транспорта.

Актуальность темы курсовой работы обуславливается тем, что транспорту, как отрасти экономики, свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей материального производства. Во- первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Конечный результат производства реализуется у потребителя, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и сельском хозяйстве.

Во-вторых, продукцию транспорта нельзя накопить, нельзя создать ее запасы, так как она выражается самим перемещение грузов и людей. В- третьих, продукция транспорта не содержит сырья. Доля заработной платы в ее себестоимости намного выше, чем в промышленности. Затраты на амортизацию, топливо и электроэнергию составляют половину всех расходов предприятия. Следовательно, снижение себестоимости перевозок и обеспечение качественного транспортного хозяйства предприятия связано с увеличением производительности труда, сокращением расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы. Это позволит предприятию получить большую прибыль, обеспечить рациональность и ритмичность работы, сократит потери рабочего времени. Именно поэтому изучение организации транспортного хозяйства предприятия вызывает интерес, что подтверждает актуальность темы курсовой работы.

Целью курсовой работы является рассмотрение особенностей организации транспортного обеспечения и его совершенствование на предприятии.

в ходе работы следует выполнить ряд задач:

1) изучить особенности транспортного хозяйства и транспортного обеспечения
2) рассмотреть на практическом примере структуру транспортного хозяйства предприятия;
3) составить расчет необходимого количества транспортных средств на предприятии;
4) по результатам работы сделать соответствующие выводы и предложения по совершенствованию транспортного хозяйства на предприятии.

Объектом курсовой работы является ООО «Птицефабрика Любинская»

Предметом курсовой работы является анализ организации транспортного хозяйства предприятия.

В работе использованы методы анализа учебной и научной литературы, статистические, математические, а также аналитические методы, в качестве информационной базы использованы научная и учебная литература, материалы периодической печати, а также собственные разработки автора.

Организация работы транспортного обеспечения

1.1 Особенности видов транспорта, их преимущества и недостатки

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной. Каждый из данных видов транспорта выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико­экономическими особенностями, провозной способностью, географическими и историческими особенностями развития.

В условиях России железнодорожный транспорт наиболее эффективен для перевозки массовых видов грузов на средние и дальние расстояния с высокой концентрацией грузовых потоков, а также для перевозки пассажиров на средние расстояния и в пригородном сообщении.

Особенности железнодорожного транспорта:

Преимущества:

— быстрая доставка на большие расстояния; независимость от климатических условий;
— большая грузоподъёмность (3-4 тыс. тонн один состав); сравнительно низкие тарифы;
— при наличии подъездных путей для грузополучателя возникают дополнительные удобства (возможность организовать доставку «от двери до двери»);
— способность перевозить самую широкую гамму различных грузов.

Недостатки:

— необходимость прочной упаковки;
— благоприятные условия для хищения;
— зависимость от географического расположения железнодорожных путей; необходимость переформирования составов в пути .

Автомобильный транспорт не может составить конкуренции железнодорожному в массовых межрайонных грузовых перевозках прежде всего из-за его высокой удельной энергоемкости и себестоимости перевозок, большой дальности перевозок и отсутствия современной сети автодорог высокого технического уровня.

Сфера применения автомобильного транспорта в России — внутригородские, пригородные и внутрирайонные грузовые и пассажирские перевозки, в также перевозки на средние и дальние расстояния малотоннажных ценных и скоропортящихся грузов.

Особенности автомобильного транспорта:

Преимущества:

— маневренность — возможность концентрации транспорта там, где требуется; — срочность и регулярность доставки;
— возможность организации современных видов доставки (от двери до двери); — большая сохранность грузов;
— большая экономичность при перевозке на небольшие расстояния (до 600 км); применение автотранспорта позволяет ритмичность отправок.

Недостатки:

— зависимость от дорожной сети;
— малая грузоподъемность;
— относительно высокие тарифы;

Морской транспорт выполняет в основном внешние, экспортно­импортные перевозки (в том числе все грузовые перевозки в межконтинентальном сообщении). Велика его роль в каботажных (внутренних) перевозках для северных и восточных прибрежных регионов страны.

Внутренний водный (речной) транспорт предназначен для перевозок отдельных массовых видов грузов на средние и дальние расстояния, а также для пассажирского сообщения (особенно пригородного). Однако в последние десятилетия он не выдерживает конкуренции с другими видами транспорта и практически превратился в специфический вид технологического транспорта, предназначенного для перевозки минерально-строительных материалов.

Особенности морского транспорта;

Преимущества:

— низкие тарифы;
— высокая производительность (за счёт большой грузоподъёмности судов);
— непрерывность работы (24 часа в сутки);
— незначительная зависимость от погодных условий;
— мобильность в зависимости от спроса (морские суда можно направить в любую точку мира);
— практически неограниченная пропускная способность морских путей сообщения.

Недостатки:

— относительно низкая скорость (для грузовых судов — 18-20 узлов, узел — 1 миля в час, морская миля — 1837 м);
— сравнительно небольшая частота движения (могут перевозить только большое количество груза и только сразу);
— необходимость тщательной упаковки грузов.
Особенности речного транспорта:

Преимущества:

— высокая провозная способность по рекам;
— низкая себестоимость перевозок;
возможность перевозить значительные партии грузов;
— возможность использования в районах, где не развита автодорожная и железнодорожная сеть.

Недостатки:

— необходимость в строительстве гидротехнических сооружений;
— сезонность работы на большинстве рек мира;

необходимость считаться с естественным географическим расположением водных путей и частым несовпадением их с направлениями пассажиропотоков и грузопотоков .

Трубопроводный транспорт, в отличие от вышеописанных универсальных видов транспорта, пока остается узкоспециализированным, предназначенным для перекачки на дальние расстояния жидких и газообразных продуктов ограниченной номенклатуры.

По своим функциям воздушный транспорт также относится к узкоспециализированным: он осуществляет в основном пассажирские

перевозки на дальние и средние расстояния, хотя и имеют большое значение в транспортировке ряда ценных, скоропортящихся их срочных грузов.

Особенности воздушного транспорта:

Преимущества:

— высокая скорость доставки;
— спрямление пути;
— высокая сохранность груза в пути;
— самый высокий уровень сервиса;
— более простая упаковка;
— более низкие страховые затраты (из-за минимального времени перевозки).

Недостатки:

— высокие тарифы;
— зависимость от погодных условий;
— ограничения по размеру и весу;
— зависимость от наземных служб;
— удаленность аэропортов от предприятий.

Ведущее место по грузообороту среди универсальных видов транспорта принадлежит железнодорожному — 32,4%, а на долю автомобильного, морского и речного приходится менее 16% от общего грузооборота. Доля железнодорожного и речного транспорта в общем грузообороте последние десятилетия падает, в тоже время доля узкоспециализированного трубопроводного транспорта постоянно

увеличивается и в настоящее время составляет 52,5%. Доля воздушного транспорта в грузообороте крайне незначительна.

По объему перевозимых грузов лидирующее положение занимает автомобильный транспорт — 79%, на втором месте — железнодорожный — 10,6%, на третьем — трубопроводный — 8%. На остальные виды транспорта приходится менее трех процентов от общего объема перевозимых грузов.

Роль отдельных видов транспорта в пассажирских перевозках выглядит иначе.

В междугородном сообщении в пассажирообороте выделяются железнодорожный, воздушный и автобусный транспорт. На них приходится свыше 99% пассажирооборота. в перевозках пассажиров безусловным лидером является автомобильный транспорт. Доля водных и воздушного транспорта крайне незначительна.

В пригородном сообщении 99% пассажирооборота и перевозок пассажиров приходится только на два вида транспорта: железнодорожный и автобусный.

Во внутригородском сообщении ведущее место и по пассажирообороту (52,2%), и по перевозкам пассажиров (48,0%) занимают автобусы. На втором месте — городской электрический транспорт (трамвай, троллейбус, метрополитен) .

Технико-экономические особенности отдельных видов транспорта

Современный транспорт состоит из шести видов: морской,

железнодорожный, автомобильный, речной, воздушный и трубопроводный. Виды транспорта подразделяются на водный (морской, речной), наземный (железнодорожный, автомобильный, трубопроводный) и воздушный. Все виды транспорта, кроме трубопроводного, используются для перевозки грузов и пассажиров. Эти виды транспорта относятся к традиционным. Нетрадиционные виды транспорта включают в себя пультопроводы (навалочный груз измельчается и вместе с водой перекачивается по трубам), пневмотранспорт, транспорт на магнитной подушке .

1.2 Организационная структура транспортного обеспечения

предприятия

Работа предприятия, связана с перемещением значительного количества разнообразных грузов. На предприятия доставляются материалы, топливо, комплектующие изделия и другие материальные ценности, а с предприятия вывозятся готовая продукция и отходы производства.

Функции транспортного обеспечения не ограничиваются только перемещением грузов. Работа транспорта во многом определяет общую длительность производственного цикла, качество и себестоимость продукции.

На погрузочноразгрузочных и транспортноскладских работах занято обычно до трети рабочих предприятия; затраты на эти виды работ составляют от 3 до 10% в себестоимости продукции.

Основные задачи транспортного обеспечения предприятия:

1.Бесперебойная транспортировка грузов, обеспечивающая ритмичность хода производства.
2.Обеспечение сохранности перемещаемых предметов.
3. Полное использование транспортных средств.
4. Минимизация транспортных расходов.

Решение данных задач обеспечивается рациональной организацией транспортного обеспечения, четким планированием работы транспорта, обоснованным выбором транспортных средств, механизацией и автоматизацией погрузочноразгрузочных работ.

Транспортное хозяйство предприятия включает общезаводское и цеховое транспортное хозяйство .

Общезаводское транспортное хозяйство включает транспортные магистрали (рельсовые и безрельсовые пути со средствами оснащения, сигнализации и Т.Д.), объекты транспортной инфраструктуры (боксы для хранения техники, пункты технического обслуживания и ремонта, центры хранения и ремонта транспортной тары и Т.П.), подвижной состав и тяговые средства (прицепы и полуприцепы, буксировщики, электрокары, автомобили и др.).

Внешние перевозки осуществляются, главным образом, транспортом общего пользования, внутризаводские — транспортным хозяйством предприятия. Ввоз и вывоз грузов с территории предприятия через внешние подъездные пути осуществляется, как правило, большегрузным автомобильным и железнодорожным транспортом. При этом согласуются: тип, количество, порядок и сроки подачи автопоездов, железнодорожных составов и отдельных групп вагонов на подъездной путь завода; организация маневрирования, погрузочноразгрузочных работ и приемосдаточных операций. Точное соблюдение единого технологического процесса и графиков работы обеспечивает сокращение простоя подвижного состава под погрузкой и выгрузкой, ускорение обработки прибывающих и отправляемых грузов. Все внутризаводские и часть внешних грузоперевозок осуществляются транспортом предприятия. Для внешних грузоперевозок используется автомобильный транспорт большой и средней грузоподъемности. Для межцеховых грузоперевозок применяется рельсовый транспорт (обычно при производстве крупногабаритной и крупнотоннажной продукции), автомобильный транспорт малой (реже средней) грузоподъемности, средства безрельсового электротранспорта (электробуксировщики с прицепными тележками и электрокары) и специальный (технологический) транспорт. Для внутрицеховых грузоперевозок используются разнообразные средства безрельсового электротранспорта и подъемно-транспортные машины (электропогрузчики и мультикары) и специальный (технологический) транспорт. Виды используемых на предприятии транспортных и погрузочноразгрузочных средств зависят от типа и масштаба производства, а также от характера выпускаемой продукции .

В крупносерийном и массовом производстве широко применятся специальный (технологический) транспорт непрерывного действия. При условии равномерного грузопотока в течение рабочего дня и постоянных точек погрузкивыгрузки используются средства непрерывного транспорта в виде различных конвейеров и монорельсовых путей с электрическими тельферами, в поточном производстве в качестве средств межоперационного транспорта используются конвейеры различной конструкции. На автоматических поточных линиях (станочных и других) применяются специальные встроенные транспортные устройства (транспортные роторы и конвейеры, автооператоры, кантователи и Т.Д.).

На предприятиях единичного и серийного производства в обрабатывающих и сборочных цехах применяются электрические мостовые краны, кранбалки с тельферами, консольные краны, мультикары, в дополнение к универсальным подъемно-транспортным средствам для оснащения цехов со специфическим производством часто требуются специальные подъемно-транспортные устройства, приспособления и тара (например, в литейных цехах для перемещения формовочных земель, форм, жидкого металла), в гибких производственных системах создаются транспортнонакопительные подсистемы, в которых используются специальные автоматические устройства (промышленные роботызагрузчики, роботыштабелеры, роботокары, поворотные столыперегружатели, транспортеры и Т.П.).

Материальной базой транспортного хозяйства предприятия является транспортный цех, типичная структура которого описана ниже.

Грузовая и коммерческая служба курирует погрузочноразгрузочные операции, ведет учет поступающих и отправляемых грузов, оформляет перевозочные документы и расчеты с внешними перевозчиками .

Служба движения осуществляет приемку и отправку подвижного состава, подачу под погрузку и выгрузку на погрузочноразгрузочных пунктах.

Служба технического обслуживания и ремонта отвечает за содержание и ремонт подвижного состава и подъемно-транспортных средств, за обеспечение запасными частями и горючесмазочными материалами.

Служба дорожного хозяйства ведает содержанием и ремонтом заводского дорожного хозяйства, включая транспортные магистрали, инженерные сооружения, средства связи и сигнализации, дорожную разметку и указатели.

Оперативное управление работой транспортного хозяйства осуществляет дежурный диспетчер, взаимодействующий с дежурным диспетчером предприятия. При наличии на предприятии централизованной службы логистики (управления цепью поставок) транспортное хозяйство входит в ее состав .

На средних и крупных промышленных предприятиях обычно создается транспортный отдел, объединяющий несколько хозрасчетных единиц по видам транспорта и подчиняющийся заместителю генерального директора по общим вопросам или по маркетингу и сбыту.

Плановоэкономическое бюро разрабатывает план

производственнохозяйственной деятельности (транстехплан), определяет грузооборот по заводу и объем погрузочноразгрузочных работ, рассчитывает потребность в транспортных и погрузочноразгрузочных средствах, потребность в кадрах и фонд заработной платы, составляет смету затрат по транспортному хозяйству и калькуляцию себестоимости на отдельные виды услуг.

Техническое бюро ведет техническую подготовку производства; разрабатывает транспортнотехнологические схемы, обеспечивающие

стыковку отдельных звеньев транспортной сети предприятия и технологического оборудования; формирует альбомы чертежей по каждому виду подъемно-транспортного оборудования для изготовления запасных частей и проведения ремонтных работ.

Бюро учета ведет паспортизацию всех видов транспортных средств, бухгалтерский учет и отчетность работы транспортного хозяйства.

Диспетчерское бюро осуществляет оперативно-производственное планирование работы транспорта (составление квартальных, месячных и суточных планов перевозок, оперативное регулирование транспортных работ) .

1.3 Основные нормативно-правовые документы, регламентирующие

работу транспорта

Особенностью транспортного законодательства является то, что в новом ГК закреплены основные положения о регулировании перевозок, а детальная регламентация их содержится, как и прежде, в транспортных уставах и кодексах, принимаемых ныне на уровне федерального закона (п. 2 ст. 784 ГК).

Становление и развитие транспортного законодательства прошло как бы три этапа: административно-правовой, планово-договорный и

продолжающийся ныне договорно-правовой.

Первый этап охватывает период до принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. в этот период нормативное регулирование транспортных отношений осуществлялось преимущественно постановлениями правительства и административно­партийных органов. Второй этап занимает период до начала приватизации государственных и муниципальных предприятий, в эти годы возросла роль государственного планирования перевозок . в январе 1970 г. были утверждены Основные положения о годовом и квартальном планировании перевозок, в транспортные уставы и кодексы были включены самостоятельные разделы о планировании перевозок. На третьем этапе развития транспортного законодательства происходит смена приоритетов: императивное транспортное законодательство перестает быть звеном первой величины, поскольку приоритетное значение приобретает договорное право.

к числу основных актов транспортного законодательства относятся*(34):

— ГК РФ;
— Транспортный устав железных дорог Российской Федерации от 8 января 1998 г.;
— Воздушный кодекс РФ от 19 марта 1997 г.;
— Кодекс торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г.;
-Устав внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 15 октября 1955 г.;

Устав автомобильного транспорта РСФСР, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 8 января 1969 г.

На транспорте сохраняется ранее сложившаяся система законодательного регулирования: транспортные уставы и кодексы для отдельных видов транспорта, иные законы и издаваемые в соответствии с ними правила перевозок, в настоящее время в РФ действуют: УЖД 1964, УВВТ 1955, вк 1983, KTM 1968 и УАТ 1964. в дальнейшем в соответствии с п.2 СТ.784 ГК все транспортные уставы и кодексы должны получить статус федеральных законов.

Применение этих актов предусмотрено п.8 постановления Верховного Совета РФ о некоторых вопросах применения законодательства СССР на территории РФ от 3 марта 1993 (Ведомости РСФСР, 1993, N0.11, СТ.393). Все названные транспортные уставы и кодексы должны ныне применяться с учетом норм гл.40 ГК «Перевозка»

Правила перевозок на отдельных видах транспорта в соответствии с транспортными уставами и кодексами утверждаются соответствующими транспортными министерствами и публикуются в периодических сборниках правил перевозок и тарифов (издаются для железнодорожного и морского транспорта), а также в виде сборников таких правил, которые иногда именуются тарифами или тарифными руководствами .

Правила перевозок являются важным источником транспортного права.

|Выпуск 1

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НА ТРАНСПОРТЕ

УДК 656.073 Е. А. Королёва,

д-р экон. наук, проф.;

Е. В. Филатова,

канд. экон. наук, ст. преп.

ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В СФЕРЕ МОРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

QUALITY FORMATION ISSUES OF FREIGHT FORWARDING SERVICES IN SHIPPING

Выделены три группы проблем формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок. Первая группа — это проблемы, связанные с продукцией транспортно-экспедиционного обслуживания, включающие услуги по организации импортных операций, по оформлению документов в портах зарубежных стран, по продаже морских перевозок, хранением и транспортировкой грузов и оказанием иных услуг в области складского и транспортного обслуживания, а также оказание консультационных и информационных услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам; предоставление посреднических, юридических, маркетинговых и прочих услуг и выполнение работ для российских и иностранных юридических и физических лиц. Вторая группа — проблемы, связанные с организацией технологического процесса доставки груза: транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контейнерах; организация смешанных перевозок; организация сюрвейерской деятельности; страхование грузов; агентское обслуживание судов; операции по экспорту и импорту услуг; таможенное оформление грузов, перемещаемых через границу; котировка ставок и тарифов на транспортно-экспедиционные услуги клиентов и отслеживание их конкурентоспособности. Третья группа — это проблемы, связанные с формированием организационной культуры, определяющей взаимодействие потребителей с поставщиками, а именно проблемы, связанные с организацией курсов повышения квалификации, проведением семинаров и проведением социологических, конъюнктурных и иных анализов и исследований. Предложены способы решения проблем, возникающих при формировании качества транспортно-экспедиционного обслуживания, представлены мероприятия, позволяющие повысить качество транспортно-экспедиционного обслуживания.

Ключевые слова: транспортно-экспедиционное обслуживание, качество, проблемы формирования качества, транспортно-экспедиционные компании.

Key words: transport-forwarding service, quality, problems of quality formation, forwarding compa-

ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

МОРСКОГО VI РЕЧНОГО «ЛОГА ИМЕНИ АДМИРАЛА С. 0. МАКАРОВА,

РОБЛЕМЫ формирования качества транспортных услуг, в том числе транспортно-экспедиционного обслуживания (ТЭО), не являются новыми, однако эффективное их устранение требует тщательного анализа деятельности транспортно-экспедиционных ком-

паний. В настоящее время, по оценкам многих экспертов, транспортно-экспедиционный рынок России не отвечает международным требованиями — . Уровень развития транспортно-экспедиционной отрасли, конкурентоспособность российских компаний, их финансовое состояние и качество предоставляемых услуг отстают от среднемировых показателей. Такое положение приводит к финансовым потерям, а также оказывает отрицательное влияние на имидж российской транспортной системы в целом .

Анализ деятельности транспортно-экспедиционных компаний позволил выявить собственную классификацию проблем формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок (рисунок с. 132), состоящую из трех групп, а именно:

— проблемы, связанные с продукцией транспортно-экспедиционного обслуживания;

— проблемы, связанные с организацией технологического процесса доставки груза;

— проблемы, связанные с формированием организационной культуры, определяющей взаимодействие потребителей с поставщиками.

Рассмотрим подробно каждую из указанных групп.

1-я группа — проблемы, связанные с продукцией транспортно-экспедиционного обслуживания, к которым можно отнести услуги по организации импортных операций; услуги по оформлению документов в портах зарубежных стран, услуги по продаже морских перевозок, хранение и транспортировка грузов, а также оказание иных услуг в области складского и транспортного обслуживания, оказание консультационных и информационных услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам, оказание посреднических, юридических, маркетинговых и прочих услуг и выполнение работ для российских и иностранных юридических и физических лиц.

Услуги по организации импортных операций. Если рассматривать импортные операции, то необходимо отметить, что для транспортно-экспедиционных компаний, как правило, больший интерес представляет импорт операции, чем экспорт. Связано это с получением дополнительного дохода с какой-либо операции, связанной с процессом транспортно-экспедиционного обслуживания. Однако в процессе оформления груза компания сталкивается со следующими проблемами: задержка в обмене информации между отделами или между государственными органами, участвующими в процессе оформления груза; усиление таможенного контроля над импортными грузами, особенно в настоящее время, в связи с введенными санкциями России в отношении зарубежных стран (страны ЕС, Америка, Австралия и др.), а также слабое знание тенденций развития зарубежных рынков, что, в свою очередь, не позволяет принять своевременное верное решение в отношении обрабатываемых грузов компанией.

Услуги по оформлению документов в портах зарубежных стран. Транспортно-экспедиционные компании, осуществляющие транспортно-экспедиционное обслуживание, находятся в тесном сотрудничестве с иностранными партнерами, в том числе перенимая опыт их работы. Однако компании часто сталкиваются со следующими проблемами, которые негативно сказываются на качестве транспортно-экспедиционного обслуживания, а именно:

— задержка в оформлении иностранных документов на товар, что влечет за собой задержку при таможенном оформлении товара, при вывозе его из порта и др.;

— лимит информации о традициях и обычаях портов зарубежных стран;

— неспособность быстрого реагирования на запросы партнера;

— отсутствие атмосферы взаимопомощи и поддержки.

Выпуск 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^мВыпуск 1

ш

Проблемы формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания

■ ■ — —————————— ■ — ■■■

^ ^ Л

> услуги по организации импортных операций;

> услуги по оформлению документов в портах зарубежных стран;

> услуги по продаже морских перевозок;

> хранение н транспортировка грузов, оказание иных услуг в области складского и транспортного

оослужнЕ алия;

> оказание консультационных и информационных услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам:

> оказание посредниче-

ских, юридических, маркетинговых и прочих услуг и выполнении работ для российских н иностранных юридических и физических лиц.

> транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контейнерах:

> организация смешанных перевозок;

> организация сюрвейерской деятельности:

> страхование грузов:

> агентское обслуживание

судов;

> операции по экспорту и импорту’ услуг,

> таможенное оформление грузов, перемещаемых через границу;

> котировка ставок и тарифов на транспортно-

экспедиционные услуги клиентов и отслеживание их конкурентоспособности.

Ч___________________________________У

организация курсов по-

вышения квалификации, проведении

семннаров;

> проведение соцн алогических : конъюнктурных н иных анализов н исследований.

у

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О m

ЕЁ

Проблемы формирования качества транспортно-экспедиционного обслуживания в сфере морских перевозок

Услуги по продаже морских перевозок. Морские перевозки одновременно являются одним из наиболее сложных видов перевозки и одним из видов перевозки, характеризующихся высокими возможностями. Прежде всего, они связаны с географическими возможностями (доставка груза практически из любой точки мира) и стоимостью перевозки (один из самых дешевых), в то же время морские перевозки являются самым медленным видом перевозки. В связи с этим транспортно-экспедиционные компании завышают ставки на морскую перевозку (желают только перепродать ставку дороже), не способны своевременно доставить груз из-за нехватки оборудования (например, контейнеров) и транспортных средств (например, судов), не могут наладить быстрый контакт с новыми иностранными партнерами (например, незнание языка партнера).

Хранение и транспортировка грузов, оказание иных услуг в области складского и транспортного обслуживания. Анализ деятельности транспортно-экспедиционных компаний показал, что в настоящее время существует высокая потребность во временном хранении товара на складах как закрытого, так и открытого типа. В основном это связано с желанием клиента, который по тем или иным причинам желает «придержать» груз на складе. Однако в области складского обслуживания существуют такие проблемы, как лимит места для хранения, ограниченность транспортных средств, отсутствие желания работать с перевозками, предполагающими решение сложных проблем (например, складирование груза по марке, номенклатуре и т. д.).

Оказание консультационных и информационных услуг российским и иностранным юридическим и физическим лицам. Данная проблема является одной из важных, так как оказывает отрицательное влияние на формирование качества ТЭО, а именно:

— услуги предоставляются только частично, в силу ограниченности компетентности персо-

нала;

— слабое знание тенденций развития иностранных компаний;

— слабое знание иностранного языка и др.

Анализ транспортно-экспедиционных компаний, осуществляющих ТЭО, позволил выделить проблему оказания посреднических, юридических, маркетинговых и прочих услуг и выполнения работ для российских и иностранных юридических и физических лиц, а именно:

— слабо выражен информационный обмен;

— недостаточное знание международного морского права;

— низкий уровень знания таможенного законодательства;

— низкий уровень привлекательности (имиджа) компании.

2-я группа — проблемы, связанные с организацией технологического процесса доставки груза, к которым можно отнести транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контейнерах, организацию смешанных перевозок, организацию сюрвейерской деятельность, страхование грузов, агентское обслуживание судов, операции по экспорту и импорту услуг, таможенное оформление грузов, перемещаемых через границу, котировка ставок и тарифов на транспортноэкспедиционные услуги клиентов и отслеживание их конкурентоспособности.

Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов в контейнерах. Транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, в том числе в контейнерах, предполагает процесс, отражающий деятельность транспортно-экспедиционного обслуживания и включающий интегральное единство трех взаимосвязанных составляющих: продукции транспортно-экспедиционного обслуживания, организации технологического процесса доставки груза и организационной культуры, определяющей взаимодействие потребителей с поставщиками транспортно-экспедиционного обслуживания. При этом транспортно-экспедиционные компании сталкиваются со следующими проблемами:

— несовершенное взаимодействие с клиентом (отсутствие опыта, знания, этикета и т. д.);

— отсутствие задачи оптимизированного обслуживания клиентов;

— невозможность создания унифицированной схемы работы всех включённых в процесс субъектов;

Выпуск 1

— отсутствие скоординированных действии между отдельными подразделениями компании (не желание сотрудничать внутри своей компании, что приводит к задержке в оформлении товара и как следствие — дополнительным расходам для клиента).

Указанные проблемы также оказывают влияние на качество транспортно-экспедиционного обслуживания.

Организация смешанных перевозок. Под смешанными перевозками обычно понимается перевозка грузов или пассажиров при помощи нескольких видов транспорта, которые служат хорошей альтернативой в случаях, когда нужно ускорить процесс доставки груза и сэкономить на стоимости доставки. В то же время при организации смешанных перевозок транспортно-экспедиционные компании сталкиваются с проблемой большого количества требований (часто необоснованных) от компаний партнеров (например, агентские, таможенные и др.).

Организация сюрвейерской деятельности. В широком смысле под сюрвейерской деятельностью понимается экспертиза и проверка грузов. Изначально данная деятельность заключалась только в проверке судов, предназначенных для перевозок, и только для того, чтобы определить, насколько судно соответствует требованиям безопасности и надежности. В более узком смысле под сюрвейерской деятельностью понимаются действия юридического лица, официально уполномоченного государственными органами и направленные на официальное определение количества и качества товара . Сегодня сюрвейерская деятельность используется практически во всех сферах транспортного процесса с целью оценки качества груза, исходя из его биологического и физико-химического состояния, устранения и предотвращения спорных моментов в отношении заказчика и компании-перевозчика грузов.

Анализ деятельности компаний, осуществляющих транспортно-экспедиционное обслуживание, показал, что в них отсутствует собственный отдел, предоставляющий услуги сюрвейера, что влечет за собой дополнительные расходы, связанные с привлечением такого специалиста, а также расходы, связанные с необходимостью ожидания (потеря времени) инспекции сюрвейера (например, простой груза в порту).

Страхование грузов. Под страхованием обычно понимают отношения, складывающиеся между страхователем и страховщиком по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определённых событий (страховых случаев) за счёт денежных фондов (страховых фондов), формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов (страховой премии) .

Анализ транспортно-экспедиционных компаний показал, что собственного страхового отдела компании не имеют, возникает необходимость сотрудничества со страховой компанией, и страхование грузов осуществляется с помощью привлечения посредников на основе прямого письменного поручения клиента с указанием страховой суммы и покрываемых рисков. При этом компании не имеют никакой коммерческой выгоды от участия в таких сделках. Как правило, при отсутствии прямого письменного поручения транспортно-экспедиционная компания предполагает, что все риски в отношении экспедирования, перевозки и хранения груза клиентом застрахованы. Однако большинство клиентов, пытаясь сэкономить свои расходы, выбирают условия поставок, не предусматривающие страхование груза, и в случае порчи или утраты груза все претензии пытаются предъявить той компании, которая занималась доставкой его груза. Как следствие, обе стороны теряют время, ожидая решения проблемы или получают дополнительные расходы (например, простой груза, дополнительные погрузочно-разгрузочные работы с грузом, расходы, связанные с привлечением сюрвейера и др.), что, в конечном итоге, оказывает влияние на качество транспортно-экспедиционного обслуживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агентское обслуживание судов. Обычно под агентированием морских судов понимается комплекс услуг (обеспечение выполнения таможенных формальностей, предоставление буксиров, лоцманской проводки, обеспечение судна топливом, продовольствием, содействие в оперативном выполнении погрузочно-разгрузочных операций и др.), выполняемых морским агентом при заходе судна в торговый порт.

При агентском обслуживании возникают следующие проблемы, которые также оказывают отрицательное влияние на качество транспортно-экспедиционного обслуживания, а именно:

— недостаточный уровень культуры общения;

— несвоевременное информирование о местоположении и состоянии судна;

— слабое знание английского языка.

Операции по экспорту и импорту услуг. При организации данных услуг транспортно-экспедиционные компании сталкиваются со следующими проблемами, которые также оказывают влияние на предоставление качественного транспортно-экспедиционного обслуживания:

— проблемы с таможенным оформлением;

— частое изменение нормативных актов и отсутствие этих знаний у экспедиторов;

— большая текучесть кадров, низкий уровень компетентности.

Таможенное оформление грузов, перемещаемых через границу. Таможенное оформление грузов является неотъемлемой частью предоставления качественного транспортно-экспедиционного обслуживания. При таможенном оформлении товара транспортно-экспедиционные компании сталкиваются со следующими проблемами:

— несовершенное таможенное законодательство;

— препятствия для клиентов (очередность, коррупция, некомпетентность сотрудников);

— сложности с оформлением транзитных грузов.

Данного рода проблемы при таможенном оформлении груза влекут за собой дополнительные расходы для клиента, в том числе для транспортно-экспедиционной компании, либо потери клиента для компании.

Котировки ставок и тарифов на транспортно-экспедиционные услуги клиентов и отслеживание их конкурентоспособности. Данные проблемы предполагают:

— отсутствие гибкости руководства по вопросу снижения тарифных ставок;

— отсутствие информации по ставкам клиента;

— ошибочные управленческие решения из-за отсутствия информации по ставкам;

— неполное представление о себестоимости всех составляющих для котировок;

— несогласованность действий между отделами и компаниями.

3-я группа — проблемы, связанные с формированием организационной культуры, определяющей взаимодействие потребителей с поставщиками, к которым можно отнести организацию курсов повышения квалификации, проведении семинаров и социологических, конъюнктурных и иных видов анализа и исследований.

Организация курсов повышения квалификации, проведение семинаров. Вопросы кадровой политики в транспортно-экспедиционных компаниях стоят очень остро. Это связано с тем, что в компаниях практически отсутствует система подготовки и переподготовки персонала. Как правило, это сводится только к передаче опыта старшего работника в том или ином отделе компании. Транспортно-экспедиционные компании в погоне за минимизацией расходов не желают тратить деньги на курсы повышения квалификации или проведение семинаров, приглашая специалиста со стороны. В случае, если в бюджете компании предусмотрена такая статья расходов, то в основном отправляется на такие курсы высший руководящий состав. Специалисты, которые занимаются оперативной повседневной работой, набираются опыта и знаний, набивая свои собственные «шишки», и если нет никакого движения по карьерной лестнице, стараются поменять работу, подыскивая для себя оптимальный вариант. Более того, существует проблема «освободившегося вакантного места» — руководству проще принять на работу специалиста со стороны, предлагая заработную плату за еще не выполненную работу, чем подготовить своего же сотрудника в компании. В связи с этим в транспортно-экспедиционных компаниях существует проблема текучести кадров, что оказывает негативное влияние на качество транспортно-экспедиционного обслуживания, вследствие чего компания несет финансовые потери.

В большинстве случаев складывается две ситуации:

1) клиент покидает компанию и идет за «своим менеджером-экспедитором»;

Выпуск 1

2) клиент остается в компании, однако терпит дополнительные расходы из-за некомпетентности сотрудника и, как правило, просит скидку либо выдвигает финансовую претензию компании.

Проведение социологических, конъюнктурных и иных видов анализа и исследований. Транспортно-экспедиционные компании, как правило, не проводят социологических, конъюнктурных и иных видов анализа и исследований своей работы, что, в свою очередь, не позволяет своевременно выявить отрицательные стороны работы, оказывающие влияние на качество транспортно -экспедиционного обслуживания.

Способами решения ранее указанных проблем является выполнение следующих процедур :

1) определение потребности клиента в услуге или услугах;

2) подбор и оценка альтернативы возможных вариантов предоставляемой услуги;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) анализ и оценка качества предоставляемой услуги;

4) разработка мероприятий, позволяющих повысить качество и эффективность предоставляемой услуги, а также формирование алгоритма их прохождения.

При этом разработка мероприятий, которые позволяют повысить качество ТЭО, предполагает:

— взаимодействие с клиентами и партнёрами компании с целью улучшения качества ТЭО;

— контроль качества обслуживания клиентов компании и выдача рекомендаций по его улучшению;

— регулярное информирование клиентов компании по оперативным вопросам;

— разработка кадровой политики компании;

— разработка методических положений по работе компании (например, регламенты работы, специализированные электронные программы, кодекс компании и др.);

— внесение на рассмотрение руководства предложений по оптимизации работы, документооборота, совершенствование форм и методов труда и др.

Предоставление транспортно-экспедиционного обслуживания высокого качества является важным аспектом повышения конкурентоспособности транспортно-экспедиционной компании, достичь которой можно при условии соответствия определенным стандартам обслуживания. Данные стандарты могут быть индивидуальными для каждой конкретной компании и определяться в зависимости от её стратегических и оперативных целей. Они должны соответствовать техническим, информационным, кадровым, методическим, организационным и другим возможностям компании .

Усилия по развитию транспортно-экспедиционной деятельности в России должны быть направлены как на ускорение продвижения товаров от производителя к потребителю, которые обеспечивают соблюдение интересов участвующих в процессе сторон и создание равных и благоприятных условий для всех участников рынка транспортно-экспедиционных услуг, так и на повышение их качества. В этой связи своевременное выделение проблем, влияющих на формирование качества транспортно-экспедиционного обслуживания, выступает важным этапом оптимизации экспедиционной деятельности.

з Список литературы

Ш6

6. Филатова Е. В. Современный морской порт как составляющая транспортной системы / Е. В. Филатова. — Германия: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2014. — 72 с.

7. Об утверждении инструкции по осуществлению таможенного контроля за количеством и качеством товаров с использованием актов сюрвейерских экспертиз: . — Режим доступа: www.consultant.ru.

8. Википедия — свободная энциклопедия. — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Страхо-вая_премия.

10. Макашина Е. В. Идентификация проблем управления качеством транспортно-экспедиционных услуг как необходимый этап оптимизации экспедиционной деятельности // Сб. ст. 5-й Междунар. науч,-практ. конф. «Эволюция общественных отношений в процессе российской модернизации: социальный и региональный аспекты». — Пенза: Приволжский Дом знаний, 2012. — С. 87-89.

УДК 656

О. М. Вербило,

аспирант

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОПУСКНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПОРТОВЫХ КОНТЕЙНЕРНЫХ ТЕРМИНАЛОВ

POSSIBILITIES TO INCREASE PORT CONTAINER TERMINAL CAPACITY

Рассмотрен один из основных показателей эффективности работы портового контейнерного терминала — срок хранения контейнеров. Выявлено его влияние на эксплуатационную пропускную способность склада и всего терминала. Проанализирована ситуация, в которой оказались контейнерные терминалы Санкт-Петербурга в середине 2000-х годов. Выявлено, что основной причиной низкой пропускной способности порта стало длительное хранение контейнеров. В свою очередь это было следствием существовавшей практики внутрипортового экспедирования и сроков таможенных операций. В статье предложен анализ операций, осуществляемых с контейнером в порту. Приведены хронология и сроки этапов портового экспедирования в 2007 и 2013-2014 годах. Установлены организационные мероприятия, позволяющие значительно сократить сроки хранения контейнеров и тем самым увеличить пропускную способность склада и всего контейнерного терминала.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: пропускная способность контейнерного терминала, срок хранения, этапы внутрипортового экспедирования.

В перевозочном процессе встречаются операции, производящиеся в первоначальном и конечном пункте, выполнение которых в соответствии с действующими правилами, не относится к обязанностям главного перевозчика. Они получили название транспортно-экспедиционных операций. За их выполнение отвечают грузополучатели и грузоотправители, а также специализированные организации по их поручению.
Реализация транспортно-экспедиционных операций способна принимать разнообразные формы:

  • частичная или неполная экспедиция (выполнение или обеспечение только отдельных операций, оговоренных заранее);
  • местная экспедиция (реализация операций исключительно в пункте назначения, отправления по маршруту следования груза);
  • полное экспедиционное транспортное обслуживание (реализация всех функций, которые связаны с доставкой товара на всем маршруте следования от складского помещения отправителя до получателя).

Обзор основных разновидностей транспортно-экспедиционных операций

Представленные операции классифицируются на две разновидности:

  • вспомогательные;
  • основные.

Основные транспортно-экспедиционные операции считаются элементами перевозочного общего процесса. Сюда принято относить:

  • прием товара на складском помещении отправителя,
  • отправление до станции;
  • процедуру погрузки – выгрузки;
  • сопровождение; маркировку;
  • доставку на складские помещения получателя;
  • передачу груза получателю;
  • процесс оформления перевозочной документации;
  • выплату сборов и провозных платежей;
  • информирование клиента относительно времени прибытия товара на станцию, места нахождения и пр.

Что касается вспомогательных транспортно-экспедиционных операций, то они сопутствуют или предшествуют процедуре перевозки и предусматривают:

  • упаковку грузов,
  • консультации,
  • продолжительное хранение,
  • перемещение на иные виды транспорта,
  • снятие копий с документации,
  • составление справок и пр.

Однако на сегодняшний день транспортно-экспедиционные операции также делятся ещё и на такие виды:

  1. Транспортные (вывоз товаров со станции назначения и завоз на места отправления);
  2. Погрузочно-выгрузочные (осуществление погрузки товара на автомобили и в вагоны, а также их последующей выгрузки оттуда, упаковка, сортировка, комплектование контейнеров и пр.);
  3. Экспедиционные (раскредитование перевозочной документации, документальное оформление процедуры получения груза, оформление вывоза и выдачи груза, выплата провозных сборов и платежей и пр.).

Услуги по выполнению ТЭО – доверимся профессионалам!

В большинстве случаев компании, сталкивающиеся с потребностью в подобных услугах, стараются не прибегать к помощи профессионалов и пытаются решать имеющиеся проблемы собственными силами. Естественно, на первый взгляд трудного тут нет ничего, но не стоит забывать об огромном количестве деталей. Во-первых, перевозка товара – это не только процедура транспортирования товара из одного пункта в другой. Здесь требуется грамотно загрузить партию груза, укрепить, проконтролировать точность распределения по осям, должным образом выгрузить и оформить сопроводительную документацию. А, во-вторых, нельзя забывать о стыковании по времени функционирования терминалов и складов. Отдельного внимания заслуживают услуги по страхованию, включающие составление и заключение договора по страхованию; выплату страховых взносов; оформление документации в случае наступления страховой ситуации; процедуру получения страховых компенсаций. К списку услуг также могут добавляться и прочие услуги, которые связаны с организацией транспортирования грузов на железнодорожном транспорте, а также с реализацией изначально-конечных операций. Именно поэтому выполнение транспортно-экспедиционных операций рекомендуется доверять квалифицированным специалистам!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *