служб.
План лекции (2 часа):
1. Экономический статус социальных работников, его нормативное
обеспечение и материальная мотивация труда.
2. Единая тарифная система и её характеристика.
3. Гарантии и льготы работникам государственной и муниципальной
системы социальных служб.
Обособление сферы социальной защиты населения в самостоятельный
институт поставило перед государством острую проблему насыщения новой
отрасли квалифицированными кадрами.
В настоящее время профессиональная подготовка осуществляется в
различных формах: очная, вечерняя, очно-заочная, заочная, экстернат.
Утвердился многоступенчатый уровень образования: дополнительное,
профессиональное,
переподготовка кадров.
послевузовское,
повышение
квалификации,
Желающие стать профессионалами в области социальной работы
имеют возможность получать различную профессионально-уровневую
квалификацию и специализацию в средних специальных учебных заведениях
(училищах, техникумах, лицеях, колледжах), в вузах, аспирантуре.
Кадры социальной работы – это люди, работающие в системе
социальной защиты, выполняющие должностные задачи и наделенные для
этого определенными обязанностями, правами и ответственностью.
В системе социальной защиты населения различают «социальных
работников» и «специалистов по социальной работе».
В соответствии с должностными обязанностями специалист по
социальной работе:
— выявляет на предприятии (в объединении, организации, учреждении), в
курируемом микрорайоне (округе, муниципалитете) семьи и отдельных
лиц,
нуждающихся
в
социально-медицинской,
психолого-
педагогической, социально-экономической, социально-бытовой и иной
помощи, в охране нравственного, физического и психического
здоровья, и осуществляет их патронаж;
— устанавливает причины возникших трудностей, конфликтных или
кризисных ситуаций (по месту жительства, работы, учебы и т.д.),
оказывает содействие в их разрешении и социальную защиту;
— содействует интеграции деятельности различных государственных и
общественных организаций и учреждений по оказанию необходимой
социально-экономической помощи населению;
— проводит среди населения работу по пропаганде здорового образа
жизни, планированию семьи, соблюдению общественных норм жизни в
социуме, предупреждению правонарушений и т.д.;
— оказывает
консультативную
помощь
семьям,
помогает
в
трудоустройстве несовершеннолетних, инвалидов, пенсионеров;
— проводит индивидуальную работу с детьми, подростками, лицами
асоциального поведения, а также с теми, кто испытывает негативное
воздействие социального окружения;
— выявляет и оказывает содействие лицам, нуждающимся в опеке и
попечительстве, получении материальной, социально-бытовой и иной
помощи;
— участвует в работе по созданию центров социального обслуживания и
социальной помощи семье, социальной реабилитации, приютов,
подростковых и семейных центров, ассоциаций;
— организует и координирует работу по социальной адаптации и
реабилитации выпускников детских домов и лиц, вернувшихся из
специализированных учебно-воспитательных учреждений и мест
лишения свободы.
Социальная работа – сложная многофункциональная деятельность, в
которой группа социально-экономических методов по существу объединяет
все те способы, с помощью которых специалисты оказывают воздействие на
интересы и потребности клиентов.
Вопросы оплаты труда занимают особое место в трудовых отношениях.
Оплата труда – основной инструмент возбуждения и непрерывного
поддержания интереса работника к высокопроизводительной отдаче своих
трудовых усилий.
Оплата труда работников государственной и муниципальной системы
социальной защиты населения основана на тарифной системе. Тарифная
система – это совокупность нормативов, с помощью которых государство
регулирует уровень заработной платы по отраслям в зависимости от
квалификационных признаков, характера и условий труда работников.
Контрольные вопросы:
1. В чем сущность единой тарифной системы оплаты труда.
2. Какие гарантии и льготы существуют для работников государственной
и муниципальной системы социальных служб.
3. Какие пути совершенствования оплаты труда существуют в сфере
социальной работы.
РИАМО — 22 апр. Среднемесячная заработная плата работников организаций Московской области за январь-февраль составила 50,992 тысячи рублей, что на 7,6% больше, чем за аналогичный период 2018 года, говорится в сообщении пресс-службы Мособлстата.
«Самая высокая среднемесячная заработная плата сложилась в организациях, занимающихся деятельностью финансовой и страховой, – 74108 рублей, профессиональной, научной и технической – 65,049 тысячи рублей – и транспортировкой и хранением – 64217 рублей», – говорится в сообщении.
Больше всего среднемесячная зарплата повысилась в организациях, занимающихся деятельностью финансовой и страховой, – на 27,1%, деятельностью в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений – на 17,6%, деятельностью по операциям с недвижимым имуществом – 16,5% – и в строительстве – на 14,6%.
«Среднемесячная заработная плата работников организаций Московской области, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, за январь-февраль 2019 года составила 56548 рублей и, по сравнению с аналогичным периодом 2018 года, увеличилась на 7,1%», – добавляется в сообщении.
Наиболее высокая среднемесячная заработная плата за январь-февраль 2019 года оказалась в организациях Лобни – 113,168 тысячи рублей, Химок – 78,534 тысячи рублей, Долгопрудного – 69,301 тысячи рублей. Самая низкая среднемесячная зарплата в Зарайске – 31,933 тысячи рублей.
Наибольшими темпами по отношению к аналогичному периоду прошлого года среднемесячная заработная плата выросла в организациях Мытищ – 116,6%, Звенигорода – 116,4%, Балашихи – 114,2%.
Средняя зарплата в РФ через 6 лет может достигнуть 63,4 тыс рублей>>
Малое предприятие становится ключевым звеном развивающегося предпринимательства. На упрощение форм государственного контроля, регулирования хозяйственной и иной деятельности направлены меры государственной поддержки малого предпринимательства.
Предприятия малого бизнеса – это коммерческие организации, в уставном капитале которых доля собственности РФ и субъектов РФ, муниципальной собственности, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%; доля принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимися субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных уровней: В промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; В сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; В розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; В оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 человек (ТК РФ от 30.06.2016) .
В отличие от крупных производственных структур с большой численностью персонала, на регулирование труда которых рассчитана основная масса норм трудового законодательства, на малых предприятиях затруднительно применение норм, регулирующих, например, перемещения и переводы на другую работу, замену отсутствующих работников, предоставление легкого труда, продвижение по работе и пр. Законодатель не делает исключения для работников малых предприятий в части более гибкого использования рабочего времени, времени отдыха, сверхурочных работ, режима выплаты заработной платы. Весьма ограничен на этих предприятиях договорный метод регулирования трудовых отношений.
Понятие «оплата труда» наполнилось новым содержанием и охватывает все виды заработков (а также различных видов премии, доплат, надбавок и социальных льгот), начисленных в денежных и натуральных формах (независимо от источников финансирования), включая денежные суммы, начисленные работникам в соответствии с законодательством за не проработанное время (ежегодный отпуск, праздничные дни и тому подобное).
Таким образом, трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом, с учетом конечных результатов работы предприятия, регулируется налогами и максимальными размерами не ограничиваются. Минимальный размер оплаты труда работников всех организационно – правовых форм устанавливаются законодательством.
Согласно теории систем малые предприятия обладают специфическими свойствами: им присуща свобода поиска и поощрение инициативы, отсутствие бюрократизма при разрешении организационно-управленческих вопросов; готовность к риску; ускоренная апробация выдвигаемых прогрессивных решений. Малые предприятия отличает также простота организационной структуры, личное участие и заинтересованность всех работников в делах компании, возможность гибко реагировать на внешние изменения, быстро приспосабливаться к меняющимся экономическим требованиям и ситуациям.
Для успешной работы, при отсутствии ряда служб управления персоналом, характерных для более крупных структур, малые предприятия чаще прибегают к изменению штатов, корректировке штатного расписания, маневрированию персоналом, более широко привлекают труд заемных работников, совместителей, работников, занятых неполный рабочий день.
На каждом предприятии — большом или маленьком — есть наемный труд, т.е. работник продает свою рабочую силу и знания и получает за это оплату.
Предприятие малого бизнеса само выбирает формы, системы и размеры оплаты труда своих работников, а также все виды дополнительных выплат: надбавки, премии, повышенные командировочные средства, дивиденды по акциям и т.д. на основе законодательства.
Постановление системы оплаты труда фиксируются в коллективном договоре, Положении об оплате труда или трудовых договорах с определенными сотрудниками.
Постановление об оплате труда утверждается приказом руководителя предприятия и согласовывается с подходящим профсоюзом.
Роль малого бизнеса в развитии экономики Российской Федерации
Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует, что важнейшим условием качественного развития страны является одновременное функционирование крупных, средних, малых предприятий, а также осуществление деятельности, базирующейся на личном труде.
Доступность малого бизнеса как сферы деятельности для широкого круга людей обусловлена тем, что его функционирование не предполагает крупных финансовых вложений, не требует больших материальных и трудовых ресурсов. В масштабе экономики страны положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места.
На 10.09.2016 г. в России насчитывалось 270 540 (4,77%) тыс. малых предприятий и 5,7 (94,87%) млн. индивидуальных предпринимателей. Их вклад в формирование ВВП страны оценивался в 10—12%. Доля трудоспособного населения, занятого в сфере малого бизнеса, составила 17—19% . Однако по численности занятых и по удельному весу в ВВП малое предпринимательство России существенно отстает от экономически развитых стран. Темпы роста этих показателей в последние годы невелики. Всероссийский центр изучения общественного мнения обнародовал результаты крупномасштабного исследования, посвященного условиям работы малого бизнеса в России.
В согласовании со ст. 3 Федерального закона от 14.06.95 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» субъектами малого предпринимательства считаются коммерческие предприятия, в уставном капитале которых доля участия собственности Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, социальных и религиозных предприятий, благотворительных и иных фондов не выше 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не выше 25% и у которых средняя численность сотрудников не превышает пределов.
Организации, удовлетворяющие названным критериям, принято называть малыми предприятиями.
Вывод: В российском законодательстве при отнесении предприятия к малому нужно принимать во внимание два критерия: численность работников и участие других организаций в уставном капитале предприятия. Ограничения по обороту капитала законодательством не устанавливаются.
На практике зачастую встречаются предприятия, удовлетворяющие вышеприведенным критериям численности и имеющие колоссальные обороты. Такие предприятия, формально подпадая под критерий малых, могут претендовать на государственную поддержку (льготное кредитование и т.п.), адресованную малому бизнесу.
Многопрофильные организации, осуществляющие несколько видов деятельности, относятся к малым предприятиям по критериям того вида работы, доля которого считается большей частью в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Законодательством определено, что средняя за отчетный этап количество сотрудников малого предприятия определяется с учетом всех его служащих, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом возможно отработанного времени, а также сотрудников представительств, отделений и иных обособленных подразделений указанного юридического лица.
С точки зрения принадлежности собственности малые предприятия могут быть муниципальными, акционерными, кооперативными, частными. Независимо от формы собственности, их работа должна носить выраженный частный предпринимательский характер.
Состав и классификация субъектов малого предпринимательства:
-
Юридические лица, удовлетворяющие установленным государством: численность работников; участие других организаций в уставном (государственные, кооперативные, акционерные, частные).
-
Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица (ООО, ИП).
Малые предприятия пользуются поддержкой государства во всех развитых странах. В России поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Федеральной программой государственной поддержки малого предпринимательства, с региональными (межрегиональными), отраслевыми (межотраслевыми) и муниципальными программами развития и поддержки малого предпринимательства, разрабатываемыми соответственно Правительством РФ, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Предполагается создание зон промышленно-производственного и технико-внедренческого типа. В сравнении с крупными компаниями малый бизнес более мобильный: его легче закрыть и снова открыть.
Организация труда на предприятиях малого бизнеса
Организация труда или организационные отношения — это форма, в которой реализуются экономические результаты трудовой деятельности.
Составляющими системы организации труда являются:
-
иерархия подчиненности в коллективе;
-
разделение и кооперация труда для выполнения функциональных обязанностей работников;
-
квалификация;
-
нормирование труда;
-
условия труда;
-
состояние трудовой дисциплины.
Основными видами разделения труда на предприятиях малого бизнеса являются:
-
функциональное (руководители, специалисты, рабочие);
-
технологическое (введение стадий технологического процесса и видов работ, создание цеха и участки предприятия);
-
предметное (изготовление определенных видов продукции: изделия, узлы, детали) .
Организация оплаты труда на предприятиях малого бизнеса.
В основу организации оплаты труда на многих российских предприятиях малого бизнеса положены следующие принципы:
-
Осуществление оплаты в зависимости от количества и качества труда.
-
Дифференциация заработной платы в зависимости от квалификации работника, условий труда, отраслевой и региональной принадлежности предприятия малого бизнеса.
-
Систематическое повышение реальной заработной платы, то есть превышение темпов роста номинальной заработной платы над инфляцией;
-
Превышение темпов роста производительности труда над темпами роста средней заработной платы;
-
Справедливость, то есть равная оплата за равный труд;
-
Учет вредных условий труда и тяжелого физического труда;
-
Стимулирование за качество труда и добросовестное отношение к труду;
-
Материальное наказание за допущенный брак и безответственное отношение к своим обязанностям, приведшим к каким-либо негативным последствиям.
Организация оплаты труда непосредственно на предприятии малого бизнеса состоит из следующих основных элементов:
-
Формирование фонда оплаты труда.
-
Нормирование труда.
-
Определение формы и системы заработной платы.
Большое значение для функционирования предприятия малого бизнеса уделяется роли предпринимателя. Он сталкивается в своей деятельности с тем, что любой фактор, вовлекаемый в производства, должен быть оплачен. С одной стороны, оплата должна компенсировать расход физических и интеллектуальных сил работника, с другой стороны, работник не должен чувствовать себя ущербным, сравнивая оплату своего труда с оплатой аналогичного труда на родственном предприятии малого бизнеса. Однако предпринимателей ограничивает ряд факторов внешнего характера:
-
Установленные государством размеры налогов от уровня заработной платы.
-
Требования профсоюзных комитетов.
-
Условия договора между нанимателем и коллективом работающих.
При организации оплаты труда предприниматель должен:
-
Определить форму и систему оплаты труда работников своего предприятия.
-
Разработать систему окладов для служащих, специалистов, управленческого персонала.
Фонд оплаты труда
В современных условиях предприятие малого бизнеса вправе выбирать вид, систему оплаты труда, условия премирования, но в пределах заработанных на эти цели средств и с соблюдением установленного в отрасли соотношения между квалифицированным и неквалифицированным трудом по одной профессии (специальности).
Основным источником выплат заработной платы всем категориям работающих является фонд оплаты труда (ФОТ).
В ФОТ включаются любые начисления работникам в денежной и натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления.
ФОТ должен быть обоснованным и достаточным для нормального функционирования предприятия. Излишек ФОТ ложится на себестоимость продукции, сокращает прибыль, снижает рентабельность. В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров.
Плановая величина (ФОТ) может быть определена двумя способами.
Метод прямого счета:
ФОТ = ЧСП х ЗПЛ (ср), (1)
где Чсп – средняя плановая численность работающих;
Зпл (ср) – средняя заработная плата одного работающего в плановом периоде с доплатами и начислениями.
Нормативный метод:
ФОТ = Q х Нзп, (2)
где Q — общий объем выпускаемой продукции в плановом периоде;
Нзп — норматив заработной платы на 1 руб. выпускаемой продукции.
Заработная плата сотрудникам малого предприятия может начисляться в различных формах. Для оплаты труда управленческого персонала, как правило, используются должностные оклады.
При сдельной форме оплаты труда заработная плата определяется исходя из установленного размера оплаты труда за каждую изготовленную единицу продукции, выполненных работ и количества произведенной продукции.
Малые предприятия обязаны вести аналитический учет расчетов с персоналом по оплате труда.
Основной документ, подтверждающий трудовой стаж работника, — это трудовая книжка. Обязанность ее ведения возложена на работодателя. Записи в трудовых книжках, как правило, производятся главным бухгалтером предприятия.
ДЕПАРТАМЕНТ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ (ДЕПНЕДРА И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ЮГРЫ)
ПРИКАЗ
от 5 марта 2018 года N 14-нп
О ПОРЯДКЕ РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ, В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
В соответствии со статьей 349.5 Трудового кодекса Российской Федерации, статьей 3.4 Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 9 декабря 2004 года N 77-оз «Об оплате труда работников государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, иных организаций и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций», учитывая распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 1 июля 2016 года N 365-рп «О ведомственной принадлежности государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры и признании утратившими силу некоторых распоряжений Правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры», приказываю:
Утвердить прилагаемый порядок размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, подведомственных Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Исполняющий обязанности
директора Департамента
Е.П.ПЛАТОНОВ
Приложение
к приказу
Департамента недропользования
и природных ресурсов Ханты-Мансийского
автономного округа — Югры
от 05.03.2018 N 14-нп
ПОРЯДОК РАЗМЕЩЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ О СРЕДНЕМЕСЯЧНОЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЕ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ИХ ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ И ГЛАВНЫХ БУХГАЛТЕРОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ДЕПАРТАМЕНТУ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ И ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА — ЮГРЫ, В ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
1. Настоящий Порядок устанавливает правила размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров (далее — Информация) государственных учреждений Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, подведомственных Департаменту недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — подведомственное учреждение), рассчитываемой за календарный год, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — сеть Интернет).
2. Руководитель подведомственного учреждения ежегодно в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, направляет Информацию за отчетный календарный год по форме согласно приложению к настоящему Порядку в отдел бюджетного планирования Финансово-экономического управления Департамента недропользования и природных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа — Югры (далее — Департамент).
3. Расчет среднего заработка руководителя, его заместителей и главного бухгалтера подведомственного учреждения осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года N 922 «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», с учетом всех финансовых источников.
4. Руководитель подведомственного учреждения несет персональную ответственность за достоверность представляемой Информации.
5. На основании Информации, представленной руководителем подведомственного учреждения, отдел бюджетного планирования Финансово-экономического управления Департамента размещает Информацию в сети Интернет на официальном сайте Департамента в разделе «Подведомственные учреждения» в доступном режиме для всех пользователей сети Интернет не позднее 15 марта года, следующего за отчетным.
6. В составе Информации, размещаемой на официальном сайте, указывается полное наименование подведомственного учреждения, фамилия, имя, отчество, занимаемая должность и среднемесячная заработная плата руководителя, его заместителей и главного бухгалтера.
7. В составе Информации, размещаемой на официальном сайте, запрещается указывать данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации лиц, в отношении которых размещается Информация, а также сведения, отнесенные к государственной тайне или к сведениям конфиденциального характера.
Приложение
к Порядку
размещения информации о среднемесячной
заработной плате руководителей, их заместителей
и главных бухгалтеров государственных учреждений
Ханты-Мансийского автономного округа — Югры,
подведомственных Департаменту недропользования
и природных ресурсов Ханты-Мансийского
автономного округа — Югры,
в информационно-телекоммуникационной
сети Интернет
N п/п |
Должность лица, в отношении которого представляется информация |
ФИО |
Среднемесячная заработная плата, рассчитываемая за календарный год, рублей |
Руководитель учреждения ____________ ________________
Главный бухгалтер учреждения ____________ ________________
«___» ____________ _____ года
Исполнитель __________________________, тел. ___________
(должность, ФИО)