социально-культурная деятельность
организация корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий на основе анимационных технологий
Галина Владимировна ОЛЕНИНА,
доктор педагогических наук, профессор кафедры социально-культурной деятельности Алтайской государственной академии культуры и искусств. e-mail: ustlama@mail.ru
Статья посвящена исследованию роли игры и театрализации в анимационных технологиях корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий с целью повышения культуры и качества данного типа досуга.
Ключевые слова: корпоративный досуг, коммерческие предприятия, анимация, театрализация, игра.
Key words: corporate leisure-time, business enterprises, animation, stage adaptation, game.
Коммерческие предприятия являются полноправными субъектами развития культурной политики своих территорий наряду с государственным сектором экономики и социально-культурного развития. Спецификой их социокультурной динамики в современной ситуации в россии является формирование гуманистических подходов к управлению персоналом, что предполагает заботу о приемлемом уровне здоровья и социально-культурного развития персонала, формирование отношения к персоналу как социальному и культурному капиталу фирмы, предприятия.
Это, в свою очередь, предполагает трату средств и специальных усилий руководителей бизнес-предприятий на формирование сильной организационной (корпоративной) культуры своей организации. оргкультура имеет специфическое сакрально-ценностное ядро и символически-знаковые формы его выражения, ин-
тегрирует персонал и позиционирует имидж фирмы в социуме. определяя место корпоративного досуга в структуре оргкультуры, мы предлагаем рассматривать корпоративный досуг как систему событийных форм общения, коммуникаций персонала. организованный корпоративный досуг в этом случае является значимой частью оргкультуры, поскольку реализует социокультурные потребности персонала в полноценном отдыхе, рекреации, сплочении коллектива, ощущении своей причастности к корпорации.
организация корпоративного досуга персонала бизнес-предприятий в современной социокультурной ситуации предполагает координацию коммерческих, имиджевых целей предприятия и рекреационно-развивающих, воспитательных целей совместной корпоративной досуговой деятельности персонала, поскольку между этими целями есть несоответствие. Педагогическими условиями решения данной проблемы являются несколько технологических методов и операций, определяющих развитие организованного корпоративного досуга персонала, его позитивное изменение.
Такой технологической операцией является необходимость проектирования специального корпоративного праздничного события, где совместная деятельность персонала построена вокруг его самостоятельной разработки, участия в бизнес-ритуалах, объединяющих персонал, гармонично соединяя рекреацию и развитие участников программы. Эти специальные технологические операции, использование сказочно-фольклорных сюжетов и театрализации повышают культуру корпоративного досуга персонала.
В организации активного отдыха персонала предприятий, в частности, корпоративных праздников с приглашением специалистов-аниматоров, тоже, по-нашему мнению, необходимо использовать анимационные технологии с применением игры для того, чтобы с помощью игрового механизма вовлечь и увлечь персонал в праздничное действие, активизировать творческий потенциал сотрудников в процессе отдыха и рекреации . В связи с этим необходимо дать краткую характеристику специфики игры как человеческой деятельности и общения (м.С. Каган), основных функций игры (Л.н. Столович) — для того, чтобы решить методическую задачу: как эффективно применять в ходе корпоративного праздника игры с правилами, командные игры, игры-конкурсы, игры-развлечения. именно эти разновидности игры дают, с одной стороны, эффект сплочения персонала определенного предприятия, с другой, — эффект его имиджевого позиционирования в ряду сотрудников других предприятий.
на основе теории игры как философского анализа человеческой деятельности, предпринятого м.С. Каганом в его монографии «человеческая деятельность (опыт системного анализа)» (м., 1974), исследователи различают игру в широком и узком смысле слова, выделяя игровую модальность любого вида деятельности и игру как конкретную форму деятельности человека . на основе этого м.С. Каганом классифицируются определенные разновидности игры как деятельности: игра-искусство (на основе роли и художественного образа) и чистая игра, т.е. игра с правилами, например, спортивная игра. игра как человеческая деятельность представляет собой определенную форму деятельности как ребенка, так и взрослого, в которой моделируются, воспроизводятся либо конкретные действия (детская игра в дочки-матери), либо общие принципы практической деятельности человека: противоборство либо сотрудничество; состязательность либо взаимодействие (например, в спортивных играх).
Специфика спортивных командных игр, часто применяемых в анимации, заключается в том, что в спортивной игре, как и в любой другой, информация не вырабатывается, а проверяется. Проверка эта выступает в форме оценки спортивных умений игроков, их опыта в определенном виде спорта. Основные принципы игрового взаимодействия в спортивных играх: принцип состязания с командой соперников и координации внутри команды. По нашему мнению, это основные педагогические принципы организации игрового взаимодействия персонала, повышающие его интеграцию. Но главное, что надо знать аниматору, применяющему командные игры, это то, что они повышают меру социальной общности (М.С. Каган) между командами как представителями разных страт, структурных подразделений предприятия (гендерных, возрастных, должностных и т.д.). Педагогической тактикой аниматоров корпоративных праздников в этом случае является умение оживить ситуацию проигрыша одной команды и выигрыша другой, так, чтобы это никого не обидело, разрядив обстановку поощрительными призами, шуткой, юмором.
М.С. Каган рассматривает игру в философии как специфическую форму общения . Определяя специфику игры как общения, философ отмечает, что в игре общение является общением ради общения, что не уменьшает значения победы, выигрыша как конкретного результата игры. Такой выигрыш существует не во всяком игровом общении (например, его нет в развлекательной беседе аниматора с отдыхающими, с персоналом, когда используются анекдоты, фокусы, розыгрыши). Но в тех играх, где выигрыш присутствует, есть зрелищность, интерес, активизация аудитории. В этом отношении, организуя корпоративный досуг персонала, аниматоры могут использовать конкурсы (интеллектуальные, спортивные) с учетом цели корпоративной праздничной программы и социально-демографических, а также статусных характеристик персонала.
Конструируя анимационные игровые программы, аниматорам не следует забывать об основном — на первый взгляд парадоксальном — назначении игры в человеческом обществе: игра способствует укреплению контактов между людьми на основе выявления людских различий. Поэтому, заботясь о сплочении команды персонала предприятия, аниматорам нужно инициировать сотрудников на самостоятельное создание художественно-творческой продукции, «работающей» на цели сплочения: песни-гимна команды либо гимна корпорации, фирмы; шуточных девизов-слоганов предприятия в целом или слоганов, обыгрывающих конкретную ситуацию в ходе праздника. Методическим приемом здесь может быть создание конкурсной ситуации, объявление аниматорами конкурса на создание подобной художественно-творческой продукции, чтобы, никого не обидев, номинировать победителей. При включении персонала в игровое действие в ходе праздничных программ аниматору необходимо уметь организовать первый и второй круг игровой общности. Первый круг — те, кто играет, второй круг — болельщики, т.е. соучастники, а не просто наблюдатели игрового действия.
Конструирование анимационных программ предполагает необходимость учета функций игры: гедонистической, рекреационной, эвристической. (Л.Н. Столович) . Гедонизм, то есть радость и удовольствие, необходим как психологическая атмосфера корпоративного праздничного события и одновременно — психологический механизм мотивации персонала, включенного в событие не на основе свободного выбора, а согласно корпоративным правилам: пропустить корпоратив-
ное событие равносильно прогулу в рабочий день. Цель анимации в этом случае состоит в том, чтобы в ходе празднично-игрового взаимодействия персоналу не было скучно, но обязательно — забавно и весело.
На основе использования рекреационного потенциала игры, связанного с отдыхом, аниматорами разрабатывается и применяется такая разновидность игровой деятельности, как развлечение, которое необходимо как психологическая компенсация, поскольку игра (спортивная, деловая, тренинговая) требует напряжения сил и воли, специальной подготовки. Развлечение — то, что в старину называлось забавами и увеселениями — это игры, не требующие от играющих специальной подготовки. В таких играх проверяются и оцениваются природные задатки, способности (быстрота реакции, смекалка и т.д., уже имеющиеся у людей умения и навыки, определенный опыт деятельности: спортивной, художественной, интеллектуальной и т.д.). Применение развлекательных конкурсов выгодно отличает празднично-игровую атмосферу от атмосферы труда, профессиональной деятельности персонала, обеспечивая позитивный физический и душевный настрой людей, что является целью рекреации. Эвристическая функция игрового общения в анимации предполагает, через механизм психологического заражения участников праздничной программы, пробуждение их творческой энергии: рождение совместных групповых идей, решений, возбуждение фантазии, воображения, активизацию художественно-эстетических действий — спеть, станцевать, сказать комплимент, показать пародию или фокус и т.д., соревнуясь с командой противника.
Таким образом, особенности игры как человеческой деятельности и общения, а также основные функции игры позволяют, используя игру в анимационных программах организации корпоративного досуга персонала коммерческих предприятий, создать рекреативно-творческую атмосферу: обеспечить персоналу активный, интересный отдых, переводя его с позиции зрителя в позицию активного, инициативного участника досуговой программы.
На основании вышеизложенного можно отметить большую значимость игры в организации досуговых программ разных категорий населения, в том числе и объединенного в группы по профессиональному признаку, в связи с тем, что игра является универсальной формой досуга, родовым методом культурно-досуговой деятельности. Игровые технологии выделяются Т.Г. Киселевой, Ю.Д. Красильниковым как отдельная разновидность рекреационных технологий социально-культурной деятельности наряду с технологиями социально-культурной анимации , где особо подчеркивается рекреативный и педагогический эффект игры. Последний, по мнению этих авторов, заключается в активизации и интенсификации деятельности участников игровых программ.
Более эвристичный момент в трактовке игровых программ мы находим у А.В. Соколова, предлагающего классифицировать игровые технологии в соответствии с поведенческими типами, т.е. различными типами поведения людей в зависимости от того, участвуют ли они в игре-соревновании (тип поведения — состязательность с партнером); играх с судьбой (азартные игры) — состязательность с судьбой, случаем; в игре-иллюзии, игре-сказке (игровой тренинг на улучшение самочувствия; участие в театрализованном представлении или цирковом зрелище; наконец, в игре-маскараде — где тип поведения основан на смене традиционных ролей из жизни на вымышленные роли с помощью маски, костюма, что предполагает иные, более свободные правила общения и поведения) .
Потребность в состязательности, играх с судьбой, в маскарадном переодевании, пребывании в сказочно-иллюзорном мире, отличающая досуг от быта и труда, реализуются через такой родовой метод культурно-досуговой деятельности, как театрализация.
основоположник теории и практики этого метода в культурно-просветительной работе, которую сменила социально-культурная деятельность, Д.М. Генкин отмечает, что театрализация — есть «особая художественная организация материала по законам театра, драматургии, …она представляет собой органический синтез …информации и искусства — и идейно-тематический и композиционный, .основанный на творческом образном решении.темы» . «Театрализация изменяет природу формы, создает форму нового качества, применяется не в любых, а только в особых условиях, когда есть желание выделить то или иное.событие, показать его особое значение в жизни, выразить и закрепить свои чувства к нему. Театрализация нужна, когда есть тяга к художественному осмыслению события, к символической, обобщающей образности, к организации деятельности, . поведения людей по законам театра» .
Деятельность аниматоров и использование метода театрализации на корпоративных праздниках персонала позволили активизировать персонал, тем самым оптимизировать его субъектную социально-культурную роль в процессе праздников, обеспечить высокое качество их ритуальной стороны так, чтобы у персонала было меньше возможностей и желаний для суррогатного досуга. Анимация и театрализация оптимально отрегулировали соотношение релаксационной, гедонистической и торжественной частей организованных корпоративных праздников, в чем заключается эффект развития корпоративного праздничного досуга персонала в аспекте его гуманизации. Об этом подробно изложено в монографии автора статьи, написанной в соавторстве с другим исследователем .
Литература
1. Каган, М.С. Мир общения. Проблемы межсубъектных отношений / М.С. Каган. -Москва : Политиздат, 1988.
2. Каган, М.С. Человеческая деятельность (опыт системного анализа) /М.С. Каган. — Москва : Политиздат, 1974.
3. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность / Т.Г. Киселева, Ю.Д. Кра-сильников. — Москва : МГУКИ, 2004. — 539 с.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
4. Клубоведение / под ред. С.Н. Иконниковой, В.И. Чепелева. — Москва : Просвещение, 1980. — 394 с.
6. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности / А.В. Соколов. -Санкт-Петербург : СПбГУП, 2003. — 204 с.
7. Столович, Л.Н. Жизнь — творчество — человек: Функции художественной деятельности. — Москва : Политиздат, 1985. — 416 с.
11. Ярошенко, Н.Н. Социально-культурная анимация и рекреация в системе вузовской подготовки бакалавров социально-культурной деятельности / Н.Н. Ярошенко // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. — 2010. — № 1. — С. 93 — 97.
Труд и досуг работника
СТАТИСТИКА СОЦИАЛЬНАЯ — раздел статистической науки, к которому относится обработка и изучение количественных показателей развития соц. сферы общества способы сбора, анализа и интерпретации соответствующих данных, позволяющие выявить закономерные зависимости протекания соц. процессов, формулировать определенные обобщения и выводы. Применение методов С.с. необходимо при осуществлении функций управления персоналом. Руководство соц. развитием организации не может быть эффективным без постоянного притока разносторонней информации, в т.ч. и статистической, о состоянии соц. среды, научно обоснованного анализа получаемых данных, характеризующих условия труда, быта и досуга работников, степень их удовлетворенности совместной работой.
Соблюдение принципов социальной справедливости предполагает, прежде всего, последовательную реализацию требований распределения по труду. Это означает, с одной стороны, установление общественно оправданной дифференциации в заработках работников, устранение элементов уравнительности, с другой — необходимость ликвидации условий для получения нетрудовых доходов. Социальная справедливость требует также преодоления территориальной неравномерности в потреблении и доступности отдельных видов материальных благ и особенно платных услуг. Наконец, она предполагает преодоление необоснованной дифференциации в уровне и качестве потребления, связанных с элементами ведомственности (межотраслевыми различиями в условиях труда, быта и досуга работников).
Рассмотрим оптимальный выбор между трудом и досугом при изменении ставки заработной платы. Допустим, ставка заработной платы растет, тогда с помощью модели потребительского выбора графически можно представить выбор работника следующим образом
Долгосрочное планирование выступает обычно в форме целевых комплексных программ. Комплексная программа «Кадры» предусматривает такие основные направления работы с кадрами совершенствование планирования и организации кадровой работы, создание комплексной системы управления персоналом на основе использования электронно-вычислительной техники совершенствование систем комплектования, подготовки и повышения квалификации кадров, улучшение их социально-демографической и профессионально-квалификационной структуры укрепление дисциплины труда и стабилизация производственных коллективов на основе всемерного сокращения потерь рабочего времени, текучести кадров и улучшения условий труда, быта и досуга работников. При разработке целевой программы «Кадры» учитываются основные положения современной кадровой политики, особенности демографической ситуации, связанные с балансом трудовых ресурсов, а также процессами высвобождения и перераспределения работников важнейшие тенденции научно-технического прогресса на производстве возрастающие требования к совершенствованию планирования и организации управления накопленный опыт реализации основных направлений совершенствования работы с кадрами в предыдущих периодах. Целью таких программ является создание условий для обеспечения производственных подразделений стабильными квалифицированными кадрами, постоянного роста производительности труда за счет реализации мероприятий программы, снижения уровня текучести кадров и потерь рабочего времени, а также улучшения структуры кадров в соответствии с требованиями развития современного производства.
Начнем с анализа простого решения о предложении труда, в процессе принятия которого домашнее хозяйство должно сделать выбор между предоставлением своего труда и продолжительностью свободного времени, другими словами, принять так называемое «решение о труде и досуге». В сутках только 24 часа, и каждый дополнительный час, отданный работе, уменьшает на час то время, которое можно посвятить досугу. Поэтому домашние хозяйства стоят перед необходимостью разделения времени суток на две части. В реальной жизни процесс принятия решения о предложении труда гораздо сложнее. Время работника может быть поделено не только между трудом и досугом, но также и между многими другими видами деятельности, в частности между производственным обучением, получением образования, поисками другого места работы.
Для анализа мы выбираем простую ситуацию, когда работник должен выбирать лишь между трудом и досугом, при этом объем его потребления равен полученной заработной плате, являющейся для него единственным источником доходов. Мы также делаем не вполне реалистичное, но удобное предположение о том, что данный работник имеет возможность выбрать любое количество часов работы. На практике рабочее время не является столь гибким. Рабочие, как правило, должны выбирать между стандартным 8-часовым рабочим днем, стандартным рабочим днем со сверхурочными часами, половиной рабочего дня или возможностью вообще не работать.
Совершенно особая роль принадлежит в Японии так называемым услугам фирм работникам. Учтены едва ли не все возможные потребности — в жилье, в проведении досуга, помощь в обучении детей и организации семейных торжеств. Но при этом услуги оказываются отнюдь не из филантропии, а продиктованы дальновидными расчетами. Организуя быт людей, можно ждать, что они станут принимать все более высокие требования на производстве, что проведение досуга не окажется в противоречии с производительным трудом и т.п.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА — составная часть жизни общества, непосредственно связанная с распределением материальных и духовных благ, удовлетворением специфических потребностей человека, качеством и уровнем его жизни, условиями труда, быта и досуга. Это и область деятельности значительного числа людей, занятых соц. обслуживанием населения, предоставлением соц. благ и услуг. Как неотъемлемая часть общественной жизни С.с. охватывает разнообразные отношения между личностями, соц. группами и слоями в том их виде, как они складываются на тот или иной конкретно-исторический момент. С.с. включает ряд отраслей народного хозяйства и основные элементы соц. инфраструктуры, в т.ч. учреждения здравоохранения, образования и культуры, санаторно-курортный комплекс, индустрию спорта и туризма, жилищный фонд и коммунальное хозяйство. С.с. вбирает в себя систему соц. защиты и гарантий населения, установленных законами государства и опирающихся на традиции, обычаи жителей данной страны. Как область предпринимательской деятельности С.с. характеризуется своим ресурсным потенциалом. Имеются в виду размеры материальных средств, вовлекаемых в ее развитие, состояние и возможности совершенствования объектов соц. инфраструктуры, количество занятых работников, качество их профессиональной подготовки и гуманистическая настроенность. По рекомендации ООН приемлемая доля расходов на соц. нужды должна быть не
Стимулы к труду. Сторонники экономики предложения убеждены, что длительность и интенсивность труда отдельных рабочих зависят от того, какой дополнительный посленалоговый доход они получат от этой дополнительной работы. Для того чтобы побудить людей больше работать — то есть увеличить совокупные затраты труда, — необходимо снизить предельные ставки налога на получаемый доход. Более низкие предельные ставки налогов усиливают привлекательность труда и увеличивают альтернативные издержки досуга. Следовательно, некоторые люди предпочтут работу отдыху и развлечениям. Этого наращивания производительных усилий можно добиться различными путями увеличением продолжительности рабочего дня или недели побуждением работников отложить выход на пенсию вовлечением большего числа людей в состав рабочей силы поощрением работников к более интенсивному труду формированием отрицательного отношения к длительным периодам незанятости.
На предложение труда в экономике влияют численность населения, доля экономически активного населения в общей его численности, продолжительность рабочего времени каждого работника. Каждый работник решает для себя проблему предложения труда на основе потребительского выбора между досугом и потреблением товаров и услуг. Более высокая заработная плата стимулирует людей больше трудиться, замещая досуг работой (эффект замещения). Однако рост доходов может привести и к вытеснению труда свободным временем (эффект дохода).
Может ли предприятие с помощью организации досуга работников повысить эффективность труда, улучшить их отношение к коллективу и предприятию Если да , то как именно оно должно действовать, что должно сделать
По различным данным, США около 90% неудач малых организаций связано с неопытностью руководства, их служебной некомпетентностью и служебным несоответствием. На степень риска очень велико влияние таких факторов, как отсутствие профессионального опыта, например, в области налогообложения, слабые знания конкурентной борьбы и общечеловеческих взаимоотношений при ведении совместного бизнеса, отвратительная организация труда и прежде всего в планировании рабочего времени и досуга, утечка конфиденциальной информации по вине работников организации и т.д.
Должностные обязанности. Проводит социологические исследования с целью разработки и внедрения мероприятий, направленных на создание в организации наиболее благоприятных социально-психологических условий, способствующих удовлетворению материальных и духовных потребностей работников и повышению производительности труда. Участвует в составлении планов экономического и социального развития, в планировании средств на социально-культурные мероприятия. Составляет программы социологических исследований и контролирует их выполнение. На основе проведенных исследований разрабатывает рекомендации по совершенствованию форм организации труда, его разделению и кооперации, улучшению условий. Участвует в работе по определению роста заработной платы работников, совершенствованию систем материального и морального стимулирования, изысканию возможностей более полного удовлетворения потребностей членов трудового коллектива в жилье и детских учреждениях, общественном питании и бытовом обслуживании, развития санаторно-курортной сети и обеспечения медицинской помощью. Совместно с психологом изучает наиболее актуальные вопросы социального характера и пути устранения причин текучести кадров, нарушения трудовой дисциплины и т. п. Разрабатывает мероприятия, направленные на решение социальных проблем с указанием конкретных сроков исполнителей и необходимых финансовых средств. Подготавливает предложения по укреплению трудовой дисциплины, совершенствованию социально-психологических условий труда, досуга и быта работников, повышению их общественной и творческой активности. Пропагандирует социологические знания, оказывает работникам методическую помощь при решении социальных вопросов.
Анализ организации досуга и разработка предложений по улучшению использования свободного времени, обеспечению более благоприятных условий отдыха работников и членов их семей, а также ветеранов труда и пенсионеров.
Так, в 1968 году в коллективе завода Электроаппарат сотрудники Научно-исследовательского института комплексных социальных исследований при Ленинградском университете провели комплекс социально-психологических исследований, охвативших 1920 человек, из них 182 административных работника низшего и среднего звена (мастера, начальники смен). Анализ результатов исследования показал, что существует разрыв между интенсивностью делового и неофициального общения. Этот факт положителен для производственной обстановки, однако, когда указанная тенденция переходит и в сферу досуга, она свидетельствует о недостаточной спаянности коллектива. В данном случае опрос показал, что 75 процентов работников общаются между собой по мотивам труда и только 47 процентов — по мотивам дружбы.
Исследованиями также отмечена положительная роль семьи в отношении работника к труду. Холостых среди нарушителей в 1,5 раза больше (37 %), чем среди добросовестных работников (25 %). Значительная часть холостых нарушителей проживает в общежитиях, где воспитательная работа и досуг организованы недостаточно хорошо. Поэтому на предприятиях начали создаваться заводские службы семьи, основными направлениями деятельности которых являются оказание практической помощи семьям, повышение эффективности работы заводских дошкольных учреждений, индивидуальные медико-психологические консультации по вопросам семейных отношений, воспитания подростков, подготовки молодежи к браку и др.
С разделением труда появилась необходимость в координации различных, иногда отделенных друг от друга действий, в результате которых производится продукт или услуга. Эту роль должен был взять на себя менеджмент. Разделение и специализация труда, с одной стороны, позволили повысить благосостояние общества и увеличить досуг работников. Но, с другой стороны, привели к потере связи человека с природой и результатами его труда. Промышленный рабочий, чья задача заключается в том, чтобы устанавливать колпак колеса на левой стороне автомобиля, движущегося по кажущейся бесконечной сборочной линии, не может что-либо сказать о качестве готового изделия. Это приводит к незаинтересованности, монотонности, невыходам на работу и, вполне возможно, стрессам на рабочем месте. В результате снижается удовлетворенность собственным трудом, а также производительность.
На самом деле выбор работниками объемов труда и потребления зависит как от функции полезности (в виде карты безразличия), так и от уровня реальной заработной платы. Мы можем устанавливать множество вариантов выбора между потреблением и досугом, доступных для данного работника, зная, что уровень его потребления просто задан величиной заработной платы С = (w/P)L. Таким образом, прямая Z с наклоном w/P иллюстрирует на рис. 3-56 множество доступных для работника альтернатив труда и потребления. Поскольку в том случае, когда семья имеет нулевое количество рабочих часов, у нее нет дохода и, следовательно, она не в состоянии потреблять ничего, прямая Z выходит из точки начала координат. Рост реальной заработной платы, очевидно, поворачивает линию Z, вызывая увеличение ее крутизны.
Индивидуумы принимают решение относительно предложения собственного труда на основе своих предпочтений, касающихся потребления и досуга. Функция их полезности позитивным образом связана с объемом потребления и негативным — с продолжительностью того времени, которое они посвящают работе. Равновесный объем предложения труда зависит как от предпочтений людей, так и от уровня реальной зарплаты. Рост реальной зарплаты может вызвать два эффекта эффект замещения, делающий досуг более дорогостоящим и тем самым ведущий к увеличению предложения труда, а также позитивный эффект дохода, стимулирующий работников к увеличению свободного времени (так же как и объема приобретения потребительских товаров) и приводящий к сокращению предложения труда. Мы предполагаем, что эффект замещения доминирует над эффектом дохода, вследствие чего кривая предложения труда является направленной вверх.
Японии на 500 часов превышает время труда в ФРГ или Франции и на 200 часов — в США. И хотя каждая отдельная компания все еще главную заботу видит в шм, чтобы добиться от рабочих длительного и интенсивного труда, на уровне предпринимательских ассоциаций, государства, не говоря уже о профсоюзах, мысль направлена на то, чтобы увеличить время досуга, без которого само производство потеряет смысл. Появилось даже нечто,прежде показавшееся бы неправдоподобным — конкурсы среди фирм с предоставлением государственных премий тем, кто разработает и внедрит лучшие Программы сокращения рабочего времени. Первый приз получила компания, производящая компьютерную технику, которая дала своим работникам право считать день рождения выходными в год, когда исполняется 10 или 20 лет работы в фирме, предоставила наряду с денежным поощрением еще и соответственно-5 и 20 дней разового отпуска. Казалось бы, что проще — сократить законодательную продолжительность рабочего времени. Тем не менее, государственные органы на этот шаг не идут, опасаясь протестов нанимающей стороны -ведь хотя Фактическая продолжительность в большинстве случаев ниже законодательной, высокий юридический «потолок» дает широкие возможности использовать сверхурочные. А они стали испытанным средством, не меняя численности занятых, регулировать в нужном для фирм направлении объем применяемого труда.
ЖИЗНЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА — условия, определяющие физ. и духовное состояние человека, проявление им своих природных и соц. качеств установившийся или складывающийся в повседневном существовании жизненно важный и общественно значимый порядок общения и труда, бытового устройства, досуга и т.п. Такого рода обстоятельства — составная часть жизненного уклада, образа жизни отдельного человека, семьи, коллектива работников организации, региональной общности, населения страны в целом.
Стало быть, собственники товара рабочая сила заинтересованы, во-первых, в том, чтобы этот товар попал в хозяйственное использование под контролем предпринимателя лишь на такое время, которое не подрывает жизненные силы человека. Во-вторых, собственник рабочей силы заботится о ее производительном применении при нормальных условиях труда, обеспечивающих ее сохранность. В-третьих, работник стремится к использованию своих природных и приобретенных созидательных способностей в соответствии со своими профессией (специальностью) и квалификацией. В-четвертых, первостепенной целью труженика является получение такой цены за свой товар, которая обеспечивает полное воспроизводство (восстановление) его рабочей силы, содержание нетрудоспособных членов семьи, получение образования и квалификации, возможностей для отдыха и культурного досуга.
На индивидуальном уровне каждый работник решает проблему предложения труда исходя из потребительского выбора между досугом и потреблением товаров и услуг. В пределах суток люди стремятся сбалансировать эти две цели, сравнивая предельную полезность 1 ч досуга с предельной полезностью благ, которые можно получить за доходы от 1 ч работы. Таким образом, часовая ставка заработной платы может рас-
Экономические концепции досуга рассматривают связь досуг — воспроизводство рабочей силы (посредством потребления материальных и духовных благ) — труд . Данная связь раскрывается в анализе трех взаимодополняющих вопросов. Первый из них — соотношение рабочего, внерабочего и свободного времени, т.е. бюджет времени работника.
Наконец, третий вопрос, позволяющий раскрыть взаимосвязь досуг — воспроизводство рабочей силы — труд , — это изучение индустрии досуга. В экономических концепциях этот вопрос имеет двоякую природу. С одной стороны, анализируется, насколько дешево и эффективно индустрия досуга восстанавливает силы работников, с другой — насколько эффективно она создает новые рабочие места, каковы размеры капитала и нормы прибыли, сколько еще можно заработать в этой отрасли. -,
Для нахождения оптимального сочетания труда и досуга выделим область доступных для индивида комбинаций доход — досуг . Этого можно доссгичь с помощью бюджетной линии, которая показывает величину ежедневного дохода индивида при любом возможном числе часов досуга. Ежедневный доход работника равняется произведению часовой ставки заработной платы (ш) на продолжительность рабочего дня (Н)
Предположим теперь, что номинальная зарплата, выплачиваемая какой-либо фирмой своим работникам, зафиксирована в трудовом соглашении на уровне w. Допустим также, что при данной фиксированной зарплате работники фирмы будут вынуждены предоставлять необходимое фирме количество своего труда, даже если оно превышает желательный (с точки зрения компромисса между трудом и досугом) уровень предложения7. Принципиальная идея простейшей кейнсианской модели заключается в том, что при фиксированном w уровень реальной зарплаты w/P изменяется обратно пропорционально уровню цен.
Социалистическая система воздействовала на человека через основные жизненные гарантии и удовлетворение потребностей. Труд рассматривался как обязанность человека в обмен на социальные гарантии. Важным было воспитание в человеке чувства долга перед обществом за предоставленные гарантии. Капиталистическая система воздействовала через возбуждение желаний увеличить потребление. Жизнь человека воспринималась разделенной на две части работу и досуг. Основное воздействие направлялось на досуг. Работа — как плата за досуг. Индивиду предлагалось все большее и более разнообразное количество удовольствий, которые он мог получить в обмен на свой труд. Размеры оплаты труда де-факто были в прямой зависимости от суммы предложений по досугу. Качество досуга при этом не могло быть связано с качеством труда. Эта связь слишком абстрактна для людей и не может ими восприниматься как реальность. Я произвожу больше, больше работаю, чтобы получить больше различных благ — это главная моральная ценность, которая являлась основой для самомотивации в капиталистической системе. Качество труда определялось совокупностью требований, которые работодатель устанавливал для наемных работников, выполнение которых стимулировалось возможными наказаниями, увольнениями и весьма искусственными системами поощрения. Самомотивация предпринимателя была направлена только на увеличение доходов, качество предлагаемых им товаров и услуг рассматривалось им как неизбежные потери, которые нужно нести, чтобы продать, на современном жаргоне — вставить , товар или услугу потребителю.
Соответственно общему положению о министерствах, утвержденному 10 июля 1967 г., прямым долгом центрального органа государственного управления является обеспечение предприятий, организаций и учреждений системы министерства квалифицированными кадрами, создание условий для наилучшего использования знаний и опыта работников, выдвижение на руководящую работу молодых хорошо зареко—мендовавших себя специалистов. Постоянную заботу должны проявлять министерства об условиях труда, о жилье, быте, здоровье и культурном досуге рабочих и служащих. Вопросы труда и быта министерство должно решать с учетом предложений советских и профсоюзных органов, а в случаях, предусмотренных действующим законодательством,— совместно или по согласованию с этими органами.
Чтобы понять суть теории реального бизнес-цикла, рассмотрим случай положительного технологического шока. Как только шок происходит, производительность труда повышается и фирмы увеличивают спрос на труд. При этом выпуск возрастет даже в том случае, если занятость не увеличится, просто из-за того, что объем продукции, производимый одним работником, увеличивается в результате технологического шока. Однако чтобы занятость увеличилась, необходимо стремление со стороны работников к увеличению предложения труда, т.е. наклон кривой предложения труда должен быть положительным. В гл. 3 мы видели, что повышение заработной платы приводит к двум различным эффектам имеющему положительный знак эффекту дохода, что ведет к увеличению времени досуга (а значит, уменьшает предложение труда), и к эффекту замещения, что делает досуг относительно дороже и таким образом стимулирует увеличение предложения труда. Кривая предложения труда имеет положительный наклон, если эффект замещения преобладает над эффектом дохода это подтверждают эмпирические данные30.
Не является объектом обложения также прибыль предприятий, учреждений и организаций, в которых инвалиды составляют не менее 50 % общего числа работников, при условии использования не меьее половины полученной прибыли на социальные нужды инвалидов. К социальным нуждам инвалидов, работающих на данном предприятии, относятся оказание медицинской помощи обеспечение лекарственными препаратами санаторно-курортное лечение обеспечение средствами передвижения, протезно-ортопедической помощью, теплотехникой, сурдотехникой и другими техническими средствами для труда, быта, обучения, досуга, физкультуры, спорта и иных сфер жизни социально-бытовое, транспортное и коммунальное обслуживание общеобразовательная и профессиональная подготовка и профессиональное образование создание новых рабочих мест создание оптимальных условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов обеспечение инвалидов транспортом для доставки к месту работы и с работы создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к социальной инфраструктуре (приспособление к потребностям инвалидов жилищ, улиц, транспорта, средств связи и массовой информации, зданий и сооружений культурно-бытового и отдельных зданий производственного назначения).
Поскольку при увеличении заработной платы каждый час отработанного времени лучше оплачивается, каждый час свободного времени воспринимается работником как возросший убыток, точнее, упущенная выгода. Это выгода могла бы быть реализована при превращении сводного времени в рабочее — отсюда стремление заместить свободное время дополнительной работой. Соответственно досуг замещается тем набором товаров и услуг, которые работник может приобрести на. возросшую заработную плату. Вышеописанный процесс получил название э ффекта замещения. На приведенном на рис. 3 графике эффект замещения проявляется до точки С, т.е. до начала движения кривой предложения труда влево, к оси ординат.
Другая особенность предложения труда объясняется эффектом дохода, изменение которого с ростом заработной платы и повышением благосостояния работника позволяет ему, отдавая предпочтение досугу, увеличивать потребление и других благ, но не за счет увеличения, а напротив — сокращения предложения труда, перехода на сокращенный рабочий день, полставки и т.д. Этот эффект дохода сопровождается уменьшением предложения услуг труда при повышении ставки заработной платы.
Все большее количество работников заявляют, что они хотели бы увеличить количество личного времени за счет рабочего. Под личным временем они подразумевают время на досуг, семью, домашние проблемы, образование и на собственные увлечения, чтобы насладиться плодами тяжелого труда. Драматически изменилась в течение последних десяти лет и структура семьи. Традиционная семья с мужем (кормильцем), женой (домохозяйкой) и двумя детьми уходит в прошлое. Лишь 7% из всех семей соответствуют этой модели. Во многих семьях работают оба супруга кроме того, существует множество неполных семей и большое количество одиноких людей. Многие из этих особенностей нашего времени становятся причиной возникновения конфликта между работой и домом (семьей, временем на досуг).