Операционная эффективность бизнеса

Анализ добавленной ценности процесса

Осуществление любого процесса компании можно разделить на две составляющие – те, которые добавляют ценности продукту и те, которые не увеличивают его потребительскую ценность. Критерий добавления ценности процесса является основой для оптимизации процессов компании. Более того, этот критерий является определяющим принципом при упрощении любого бизнес-процесса. Что же представляет собой анализ добавленной ценности процесса?

Когда продукт (товар) проходит через компанию по цепочке бизнес-процессов, то с его ценностью происходят две вещи:

  1. продукт вбирает в организации стоимость труда, материалов, энергии и других затрат. Однако, добавленная ценность продукции не зависит от этих затрат
  2. при добавлении в продукцию таких качеств как функциональность, эстетичность, фирменный бренд и других — ценность продукта увеличивается. Это дает возможность продавать его по цене более высокой, чем суммарные затраты, которые были потрачены на продукт.

Основная проблема организаций заключается в том, что ценность продукта, выраженная в цене, по которой ее готов приобрети рынок, должна быть выше, чем произведенные затраты. Таким образом, добавленная ценность, — является теоретической концепцией, выражающей соотношение рыночной стоимости и фактически понесенных затрат на продукт. Величину добавленной ценности (AV) можно получить из формулы:

AV = Va – Vb
Где: Va – ценность после обработки
Vb – ценность перед обработкой

Для оценки бизнес-процессов добавляющих экономическую ценность (затраты) на отдельном бизнес – процессе, эту добавленную ценность можно выразить в виде удельного показателя.

Так, к примеру, затраты на маркетинг бренда составили 10 000 грн. Соотнеся эту затрату с полученной добавленной ценностью бренда можно оценить эффективность маркетинга.

Осуществляя свою деятельность компании необходимо производить постоянную оценку бизнес-процессов и осуществлять их оптимизацию.

Каким образом осуществить оценку бизнес-процессов и операционных результатов?

Для оценки бизнес процессов компании необходимо составить таблицу, в которую занести показатели деятельности компании, в которой будут оценены:

  • Оценивается длительность цикла всех ключевых процессов
  • Оценивается время и затраты для всех ключевых процессов
  • Определяются все ключевые показатели производительности для основных процессов, происходящих в компании
  • Для каждого подразделения определяются ключевые процессы. Для каждого ключевого процесса определяются свои процессные показатели
  • Процессные показатели связываются с теми характеристиками услуги (товара), которые представляют особую значимость для клиента
  • Для всех ключевых процессов устанавливаются стандарты и целевые показатели, основанные на опыте конкурентов и требованиях клиентов
  • Отслеживаются долгосрочные показатели, наиболее важные в стратегической перспективе

Книга «Бюджетирование от стратегии до бюджета: пошаговое руководство»
Авторы: Немировский И., Старожукова И.
При использовании материалов статьи обязательа ссылка на сайт «Академия развития Лидеров» http://beleader.com.ua

Операционная эффективность предприятия – это достижение наилучшего соотношения между задействованными ресурсами и конечными результатами работы. Компания, функционирующая подобным образом, выполняет одинаковые действия быстрее, результативнее и с меньшим количеством ошибок, затрат, нежели конкуренты. При этом речь не идет о простой экономии ресурсов, а об оптимальном их использовании.

Часто данное понятие путают со стратегией. На самом деле это не так: стратегия разрабатывается самостоятельно, в ней определяются сферы деятельности, основные целевые показатели, пути их достижения, направления развития. Операционная эффективность – тактический инструмент, без которого, тем не менее, невозможна нормальная повседневная работа и завоевание устойчивой позиции на рынке. Особенно значима эта область для малого бизнеса. Только максимальное усовершенствование всех бизнес-операций позволяет небольшой фирме конкурировать с гигантами рынка, которые могут себе позволить сосредоточиться на стратегических направлениях.

Принципы операционной эффективности

Операцию можно назвать хорошо отлаженной в том случае, если ее регламент и практическая реализация соответствуют следующим принципам:

  • Совершенствование бизнес-процессов компании. Достигается это выстраиванием оптимальной последовательности действий, позволяющей достичь лучший результат с минимальными расходами материальных и человеческих ресурсов. За это должны отвечать конкретные люди в компании.
  • Рациональное использование штата. За каждое дело должен отвечать конкретный сотрудник, все несут нагрузку не больше и не меньше допустимого уровня, функции не дублируются, организационная структура четко соотносится с наиболее удачными схемами взаимодействия персонала.
  • Бережное отношение к ресурсам. Нужно снижать процент брака, добиваться разумного использования материалов и оборудования, не создавать ненужных запасов (которые к тому же могут занимать место на складах), но в то же время иметь резервы при реальной необходимости.
  • Постоянное отслеживание внутренних и внешних перемен. Руководитель обязан вовремя получать информацию как обо всех изменениях в компании, так и, например, о редактировании законодательства, изобретении перспективных технологий или о банкротстве конкурента. Все перемены находят отражение в работе.
  • Грамотно выстроенная сфера контроля и учета. С одной стороны, необходимость заполнять документы и составлять отчеты не должна мешать непосредственно исполнению операций. С другой стороны, рабочий процесс не следует пускать на самотек – всегда должно иметься документальное отражение ключевых моментов, которое можно при необходимости изучить и проанализировать.

Управление операционной эффективностью

Перед любым руководителем стоят такие задачи, как постановка целей, дальнейшее управление их достижением и оценка достигнутых результатов. Для профессиональных руководителей разработаны специальные инструменты – в частности, система сбалансированных показателей (Balanced Scorecard, BSC). Она дополняет традиционную методику финансовой оценки бизнеса новыми, внефинансовыми аспектами – в том числе анализом операционной эффективности.

Для успешности всех операций необходимо обращать внимание на три момента – создание качественной операционной системы, выстраивание организационной структуры и корпоративная культура.

Операционная система – это рациональная рабочая среда на всех уровнях: управление активами, механизмы финансирования, модели транспортировки, организация офисного и производственного пространства, подбор и налаживание оборудования, внедрение информационных технологий.

Организационная структура – это «заселение» созданной среды персоналом, пока что в абстрактном виде. Определяются необходимые должности, для каждой из них прописывается круг полномочий, налаживаются пути взаимодействия между ними.

Корпоративная культура подразумевает общий стиль работы в компании, заинтересованность всех работников в успешных результатах, их информированность о поставленных целях и принятых методах. Пусть основные принципы операционной эффективности будут понятны каждому сотруднику. К этому вопросу нельзя подходить формально, речь идет скорее об отслеживании и развитии неформальных связей.

Таким образом, при совершенствовании некоей конкретной операции следует, прежде всего, ответить на три вопроса. Как улучшить материальные условия исполнения операции? Какие штатные единицы в ней задействованы, и как они контактируют друг с другом? Достаточно ли эти люди компетентны и мотивированы, готовы ли они помогать изменениям или, наоборот, попытаются им противодействовать? Если учесть, что деятельность средней организации состоит из сотен операций – можно понять, что менеджеру приходится отвечать на эти вопросы фактически ежедневно.

Отдельные операции в деятельности организации складываются в бизнес-процессы, на описании и оптимизации которых сосредотачивается современная наука об управлении бизнесом. Принятый сегодня процессный подход отличается от функционального гибкостью и настроенностью на конкретные результаты. При функциональном подходе предприятие воспринимается как набор подразделений, в процессном – как совокупность процессов. При этом именно операции и их качество оказываются тем фундаментом, на котором строится вся работа.

Управление операционной эффективностью изучается обычно на программах бизнес-образования, профессиональной переподготовки. Даже опытному руководителю важно своевременно знакомиться с новыми методиками и наработками в своей сфере. Наука об управлении не стоит на месте, она развивается вместе с рынком и технологиями.

Необходимые знания можно получить, например, в ВШБИ НИУ ВШЭ на программе профессиональной переподготовки «Операционная эффективность бизнеса и совершенствование бизнес-процессов», а также на программе повышения квалификации «Оптимизация бизнес-процессов».

← Назад к списку

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *