Ограничения пассивного избирательного права

Содержание

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Конституция РФ говорит, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (статья 32).

Принимая участие в муниципальных выборах, мы определяем, кто из кандидатов, на наш взгляд, способен представлять интересы населения (наши интересы) в выборных органах местного самоуправления наилучшим образом.

Муниципальные выборы, равно как и выборы на федеральном уровне, осуществляются на основе общих принципов избирательного права России. К числу таких принципов относятся: всеобщее избирательное право, равное избирательное право, прямые выборы, тайное голосование.

Право заявить о своем выборе (избирательное право) не может быть ограничено в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ст.4 федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» N55-ФЗ от 30.03.99 года).

1. Кто может участвовать в выборах (депутатов, глав муниципальных образований и др.)?

Во-первых, для того, чтобы получить право участвовать в выборах, гражданин России — избиратель — должен достичь 18 лет. Во-вторых, не имеют право избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2. Могут ли иностранные граждане избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования?

В соответствии с международными договорами Российской Федерации и соответствующими им федеральными законами, законами Калининградской области иностранные граждане, постоянно проживающие на территории соответствующего муниципального образования, имеют право избирать и быть избранными в представительные органы местного самоуправления, главой муниципального образования на тех же условиях, что и граждане Российской Федерации.

3. Кто может избираться депутатом в представительные органы местного самоуправления и главой муниципального образования?

Гражданин Российской Федерации, достигший 21 года, вправе избираться депутатом представительного органа местного самоуправления и главой муниципального образования.

Надо отметить, что гражданин вправе избираться депутатом или главой муниципального образования независимо от того проживает он или нет на территории муниципального образования.

4. На какой срок избираются депутаты представительных органов местного самоуправления?

Срок полномочий депутатов устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

Изменение (увеличение или уменьшение) срока полномочий действующего представительного органа местного самоуправления не допускается.

В городе Пионерском и Гурьевском районе этот срок составляет 4 года.

5. На какой срок избирается глава муниципального образования?

Срок полномочий главы муниципального образования устанавливается уставом муниципального образования в соответствии с Уставом (Основным Законом) Калининградской области, законами Калининградской области.

В муниципальных образованиях — городе Пионерском и Гурьевском районе главы избираются на 4 года.

6. Кто вправе выдвигать кандидатов в депутаты и кандидатов на пост главы муниципального образования?

Кандидаты могут быть выдвинуты отдельными избирателями, группами избирателей и в порядке самовыдвижения. Кандидаты могут быть также выдвинуты избирательными объединениями, избирательными блоками.

Выдвижение кандидатов непосредственно избирателями проводится путем самовыдвижения, а также по инициативе одного избирателя, группы избирателей, обладающих активным избирательным правом. О выдвижении уведомляется окружная избирательная комиссия (при выдвижении кандидата в депутаты), избирательная комиссия муниципального образования (при выдвижении кандидата на пост главы муниципального образования).

Избирательное объединение или избирательный блок вправе выдвигать одного кандидата по одномандатному округу, и только одного кандидата на пост главы муниципального образования.

Выдвижение кандидатов возможно при условии предоставления лицом письменного заявления о согласии баллотироваться.

7. Должен ли кандидат указывать в подписном листе неснятую или непогашенную судимость?

Кандидат, в случае наличия у него неснятой судимости или непогашенной судимости, должен в подписном листе указать номер (номера) и наименование статьи (статей) Уголовного кодекса.

8. Как узнать является ли кандидат иностранным гражданином?

В случае наличия у кандидата гражданства иностранного государства в подписном листе должно быть указано наименование соответствующего иностранного государства.

9. Может ли муниципальный служащий исполнять свои обязанности и одновременно баллотироваться кандидатом в депутаты?

Нет, зарегистрированные кандидаты, находящиеся на государственной или муниципальной службе либо работающие в средствах массовой информации, на время их участия в выборах освобождаются от выполнения служебных обязанностей.

10. Обладают ли кандидаты равными правами?

Да. Для обеспечения равноправия кандидатов в избирательном законодательстве содержатся нормы о недопустимости использования кандидатами преимуществ своего должностного или служебного положения, т. е. Кандидаты не вправе:

— привлекать подчиненных к выполнению в служебное время деятельности, способствующей выдвижению или избранию начальника;
— использовать помещений, занимаемых государственными органами или органами местного самоуправления, для таких мероприятий, как проведение собрания граждан в целях проведения агитации, если иные кандидаты либо зарегистрированные кандидаты не могут использовать эти помещения на таких же условиях;
— пользоваться телефонной, факсимильной и иными видами связи, информационных услуг, оргтехникой, обеспечивающих функционирование государственных учреждений или органов местного самоуправления, для проведения сбора подписей и предвыборной агитации (то есть, нельзя использовать казенный ксерокс для печати листовок);
— использовать бесплатно или на льготных условиях транспортные средства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для осуществления деятельности, способствующей выдвижению и (или) избранию кандидата. Данное положение не распространяется на лиц, пользующихся указанным транспортом в соответствии с федеральным законодательством о государственной охране;
— проводить сбор подписей, предвыборную агитацию через государственных или муниципальных служащих в ходе служебных (оплачиваемых за счет государственных или муниципальных средств) командировок;
— использовать преимущественный доступ (по сравнению с другими кандидатами) к средствам массовой информации.

Соблюдение перечисленных ограничений не должно препятствовать выполнению депутатами, выборными должностными лицами своих обязанностей перед избирателями.

11. Сколько нужно собрать подписей в поддержку кандидата для его регистрации?

Для регистрации кандидата в депутаты необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.

Для регистрации кандидата на пост главы муниципального образования необходимо собрать количество подписей равное 2% от числа избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования, но не более трех тысяч.

12. Могу ли я расписаться в подписных листах в поддержку 3 кандидатов?

В соответствии с избирательным законодательством Вы имеете право поставить свою подпись в подписных листах любого количества кандидатов. Однако голосовать можете только за одного кандидата.

13. Может ли руководитель принудить своих работников поставить подпись в подписном листе кандидата?

Не допускается участие администрации предприятий всех форм собственности, учреждений и организаций в сборе подписей, равно как и принуждение в процессе сбора подписей и вознаграждение избирателей за внесенные подписи. Равно как и администрация не может препятствовать сбору подписей, осуществляемому в законном порядке.

14. Что является подкупом избирателей?

В соответствии с избирательным законодательством запрещается осуществлять подкуп избирателей:

— вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, сбор подписей, агитационная работа);
— производить указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования;
— проводить льготную распродажу товаров;
— бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных материалов и значков, специально изготовленных для предвыборной агитации;
— предоставлять услуги избирателям безвозмездно или на льготных условиях.

15. Как можно агитировать?

Агитация при проведении выборов может проводиться:

— через средства массовой информации;
— путем проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с избирателями, публичных дебатов и дискуссий, митингов, шествий, демонстраций);
— путем выпуска и распространения агитационных материалов (печатных, аудиовизуальных и иных);
— в других установленных законом формах.

16. Может ли священнослужитель призывать своих прихожан голосовать за кандидата на пост главы муниципального образования?

Нет. Предвыборную агитацию запрещено проводить следующим организациям и лицам:

— органам государственной власти, органам местного самоуправления;
— депутатам, государственным и муниципальным служащим, военнослужащим при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения;
— благотворительным организациям и религиозным объединениям;
— членам избирательных комиссий с правом решающего голоса.

17. Можно ли агитировать за кандидата за день до выборов?

Нет. В день голосования и в предшествующий день любая предвыборная агитация запрещается. Агитационные печатные материалы, ранее размещенные вне зданий и помещений избирательных комиссий, сохраняются на прежних местах.

В течение 3 дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование в средствах массовой информации результатов опроса общественного мнения, прогнозов результатов выборов и иных исследований, связанных с выборами.

18. Что такое избирательный округ?

Избирательный округ — это территория, которая образована в соответствии с федеральными законами, законами Калининградской области и от которой непосредственно гражданами избирается один депутат.

При выборах главы муниципального образования избирательным округом является вся территория муниципального образования

Так, в городе Пионерском образуются 9 избирательных округов, для выборов 9 депутатов Городского Совета.

19. Что такое избирательный участок?

Избирательные участки образуются для голосования и подсчета голосов избирателей. Избирательные участки образуются с учетом следующих требований:

— из расчета не более 3000 избирателей на каждом избирательном участке;
— границы избирательных участков не должны пересекать границ муниципального образования.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, профилакториях, домах отдыха, больницах, иных стационарных лечебно-профилактических учреждениях и других местах временного пребывания избирателей, на судах, находящихся в день выборов в плавании и приписанных к порту на территории муниципального образования.

20. Можно ли образовывать избирательные участки в воинских частях?

Только в порядке исключения могут быть образованы избирательные участки в воинских частях, расположенных в обособленных и удаленных от населенных пунктов местностях.

21. Какие избирательные комиссии осуществляют подготовку и проведение местных выборов?

Подготовку и проведение местных выборов, защиту избирательных прав граждан осуществляют:

1. при выборах депутатов представительных органов:

— избирательная комиссия муниципального образования;
— окружные избирательные комиссии;
— участковые избирательные комиссии.

2. при выборах главы муниципального образования:

— избирательная комиссия муниципального образования;
— территориальные избирательные комиссии;
— участковые избирательные комиссии.

В подготовке и проведении местных выборов участвует избирательная комиссия Калининградской области в пределах полномочий, установленных законами Калининградской области.

22. Как можно стать членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса?

Участковые избирательные комиссии формируются представительным органом местного самоуправления на основе предложений избирательных объединений, избирательных блоков, общественных объединений, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Если Вас рекомендует одна из перечисленных выше организаций, то Вы можете быть включены в состав участковой избирательной комиссии.

Необходимо отметить, что государственные служащие и лица, замещающие должности муниципальной службы в органах местного самоуправления не могут составлять более одной трети от общего числа членов избирательной комиссии.

23. Каковы полномочия участковой избирательной комиссии (УИК)?

Основная тяжесть работы по организации и проведению голосования ложится на плечи членов участковой избирательной комиссии. Именно в обязанности УИК входит:

— информирование населения о телефонах и адресах избирательных участков и УИК,
— уточнение списка избирателей,
— подготовка помещения для голосования,
— непосредственно проведение голосования и подсчет голосов,
— иные полномочия, установленные законодательством.

24. Кто включается в списки избирателей?

В списки избирателей включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день проведения голосования активным избирательным правом (правом избирать). Избиратель может быть внесен в список избирателей только на одном избирательном участке.

Основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт его постоянного или преимущественного проживания на территории этого избирательного участка.

25. Могут ли военнослужащие, проходящие военную службу по призыву на территории муниципального образования включаться в списки избирателей?

В случае, если эти военнослужащие до призыва на военную службу постоянно или преимущественно не проживали на территории данного муниципального образования, при проведении местных выборов не включаются в списки избирателей и не учитываются при определении числа избирателей.

26. Где и когда можно ознакомиться со списком избирателей?

В течение 20 дней до голосования можно ознакомиться со списком избирателей в участковой избирательной комиссии.

27. Что делать, если Вы не обнаружили свою фамилию в списках избирателей, или заметили ошибку?

Вы вправе заявить в участковую избирательную комиссию о не включении в список избирателей, о любой ошибке или неточности в списке избирателей.

Участковая избирательная комиссия в течение 24 часов, а в день голосования — в течение 2 часов с момента обращения обязана проверить заявление, а также представленные документы и либо устранить ошибку или неточность, либо выдать письменный ответ с изложением мотивов отклонения заявления.

28. Кто такой наблюдатель?

Наблюдатель — лицо, назначенное при проведении выборов зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком, общественным объединением, группой избирателей.

Наблюдатель на выборах уполномочен вести наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью избирательной комиссии в период проведения голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, включая действия избирательной комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов.

29. Какое количество избирателей имеют право направить своего наблюдателя в участковую избирательную комиссию?

Наблюдатель от группы избирателей должен представить в свою участковую избирательную комиссию подписной лист (листы) с подписями 30 граждан Российской Федерации, имеющих право голосовать на данном избирательном участке, а также предъявить паспорт или замещающий его документ.

30. Когда начинается и заканчивается голосование?

Голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени в календарный выходной день.

31. Как можно получить избирательный бюллетень?

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта.

32. Что делать, если у Вас временно нет паспорта?

В этом случае Вы должны предъявить документ, его заменяющий (военный билет или удостоверение личности для лиц, которые проходят военную службу, справки установленной формы, выдаваемые органами внутренних дел, заграничный паспорта гражданина Российской Федерации — только для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации, паспорт моряка).

33. Что делать при получении бюллетеня?

При получении избирательного бюллетеня (избирательных бюллетеней) избиратель ставит в списке избирателей серию и номер паспорта или документа, его заменяющего и свою подпись за каждый полученный бюллетень. Избиратель может согласиться или попросить члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, чтобы тот внес в список серию и номер паспорта или заменяющего его документа. Без предъявления документа, удостоверяющего личность избирателя, он к голосованию не допускается.

34. Что делать, если Вы испортили избирательный бюллетень?

Если избиратель совершил ошибку при заполнении избирательного бюллетеня, он вправе получить другой, о чем делается отметка в списке избирателей. Испорченный бюллетень незамедлительно гасится, о чем составляется акт.

35. Можно ли проголосовать за своих родственников?

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей, в том числе и членов семьи не допускается.

36. Что делать, если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеня?

Если избиратель не может сам расписаться в получении бюллетеней, он вправе воспользоваться помощью другого лица, за исключением членов избирательной комиссии, зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений, блоков, наблюдателей. Лицо, оказавшее помощь избирателю, расписывается в графе «подпись избирателя о получении избирательного бюллетеня», указывая свои ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа.

37. Что можно предпринять, если Вы не можете самостоятельно заполнить бюллетень?

Избиратель лично заполняет избирательные бюллетени, если он не имеет возможности самостоятельно заполнить бюллетень, он может воспользоваться помощью другого избирателя, за исключением члена избирательной комиссии, зарегистрированного кандидата, его доверенного лица, уполномоченного представителя избирательного объединения, блока, наблюдателя.

Избиратель должен устно известить избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью при заполнении бюллетеня. Член избирательной комиссии указывает в списке избирателей в соответствующей графе ФИО, серию и номер паспорта или заменяющего его документа лица, оказывающего помощь избирателю.

38. Как можно проголосовать дома, если Вы не можете явиться в помещение для голосования?

В случае, если избиратель не может в день выборов прибыть в помещение для голосования и от него поступило заявление (письменно, устное, в т.ч. по телефону и переданное через других лиц), комиссия должна организовать его голосование на дому.

Заявление (обращение) может быть сделано избирателем в любое время после формирования участковой избирательной комиссии, но не позднее 16 часов дня. (Форма заявления — см. Приложение 1)

При прибытии членов участковой избирательной комиссии к избирателю устное обращение подтверждается письменным заявлением, с указанием причины, по которой избиратель не может прибыть в помещение для голосования.

39. Можете ли Вы проголосовать дома, если члены участковой избирательной комиссии пришли к Вашей больной бабушке?

Нет. Члены участковой избирательной комиссии, выехавшие по заявлениям (обращениям) избирателей, вправе выдавать избирательные бюллетени только тем избирателям, заявления (обращения) которых зарегистрированы участковой комиссией в соответствующем реестре.

40. Что делать, если в день голосования Вас не будет в городе?

За 15 дней до голосования на выборах депутатов и за 10 дней — на выборах главы образования Вы можете проголосовать досрочно в помещении окружной избирательной комиссии. За 3 дня — в помещении участковой избирательной комиссии. Для того, чтобы получить бюллетень для голосования, Вам нужно заполнить заявление по образцу, указанному в приложении к этой брошюре. Ваш бюллетень заклеивается в конверт. Вы должны расписаться на месте склейки, дабы гарантировать тайну голосования.

41. В каком случае выборы главы муниципального образования признаются несостоявшимися?

Выборы признаются несостоявшимися в случае:

— если в них приняло участие менее 25% от общего числа зарегистрированных избирателей;
— если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов, меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

42. В каком случае выборы депутата признаются несостоявшимися?

Выборы признаются несостоявшимися в случае, если число голосов, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем количество голосов избирателей, поданных против всех кандидатов.

43. В каких случаях избирательная комиссия признает результаты выборов недействительными?

— в случае, если допущенные при проведении голосования нарушения не позволяют с достоверностью установить результаты волеизъявления избирателей;
— в случае, если они признаны недействительными не менее, чем на одной четвертой части избирательных участков;
— по решению суда.

44. Что такое повторные выборы?

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными, назначаются повторные выборы. То есть, все начинается сначала, но сроки избирательных действий сокращаются на треть.

45. Что такое повторное голосование?

Если ни один из кандидатов на пост главы муниципального образования не получил более половины от общего числа голосов, отданных за всех кандидатов, проводится повторное голосование по 2-м кандидатам, получившим наибольшее количество голосов. Повторное голосование проводится в воскресенье через 2 недели после дня общих выборов.

46. Кто из кандидатов в депутаты признается избранным?

Кандидат, получивший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам (другому кандидату), признается избранным.

Если голосование проводилось по одному кандидату, избранным признается кандидат, получивший не менее 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если кандидат не будет избран, по данному округу проводятся повторные выборы.

47. Кто из кандидатов на пост главы муниципального образования признается избранным?

Кандидат, получивший более половины от общего числа голосов избирателей, отданных за всех кандидатов, признается избранным. Если ни один из кандидатов не получил более половины от общего количества голосов, отданных за кандидатов, проводится повторное голосование.

Кандидат, получивший наибольшее количество голосов избирателей при повторном голосовании, проводившемся по двум кандидатам, признается избранным.

Если кандидатами получено равное число голосов, избранным признается кандидат, зарегистрированный ранее.

48. Куда можно обжаловать решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан?

По общему правилу, решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд.

Решения и действия (бездействие) избирательной комиссии муниципального образования, территориальных и участковых избирательных комиссий обжалуются в районные, городские суды, либо в вышестоящую избирательную комиссию. Предварительное обращение в вышестоящую избирательную комиссию не является обязательным условием для обращения в суд.

Примерная форма жалобы на нарушение прав приведена в Приложениях.

«» Пред. | ОГЛАВЛЕНИЕ | След. «»

Силкина М.М.*

СИСТЕМА ОГРАНИЧЕНИЙ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ВЫБОРАХ В ОРГАНЫ И НА ДОЛЖНОСТИ МЕСТНОГО

САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И В МИРЕ

Ключевые слова: пассивное избирательное право, выборы, муниципальное право, кандидат, выдвижение кандидата, избирательные цензы.

Развитие института пассивного избирательного права и существующих избирательных цензов на местном уровне, их изменение происходит сообразно развитию и изменению политических, социальных, духовныгх и иных условий, устройства местного самоуправления. Исторический аспект разви-

* Соискатель Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафи-на.

тия пассивного избирательного права на местном уровне наглядно демонстрирует тесную взаимосвязь данного института с особенностями развития общества и государства на каждом этапе их развития: от Ивана Грозного до Великой Октябрьской Социалистической революции 1917 г и Советской власти на местах в послереволюционный период.

Вместе с тем, исследуя вопрос о гарантиях реализации права граждан быть избранными в органы и на должности местного самоуправления, нельзя обойти вниманием систему ограничений пассивного избирательного права на муниципальном уровне в современой России и мире.

Известно, что Конституция России 1993 г. гарантирует гражданам России право избирать и быть избранным в ораны государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32). Как указывает В.Н. Волченко: «Пассивное избирательное право относится к числу тех субъективных конституционных прав, которые нуждаются в стадии правоспособности, поскольку его реализация происходит в конкретных правоотношениях»1. При этом: «Население муниципального образования составляют жители Российской Федерации, обладающие различными видами правоспособности: гражданской правоспособностью (ст. 18 ГК РФ); избирательной правоспособностью; правоспособностью осуществлять местное самоуправление и обращаться в органы местного самоуправления и к их должностным лицам»2. Избирательная правоспособность является разновидностью общей правоспособности личности и выступает как абстрактная возможность обладать избирательными правами, участвовать в муниципальных выборах, осуществлять публичную власть на местном уровне. Однако наличие только правоспособности не позволяет говорить о реализации пассивного избирательного права, поскольку неразрывно связана с избирательной дееспособностью, т.е. возможностью субъекта своими действиями осуществлять принадлежащие ему избирательные права. Избирательная правоспособность и дееспособность в совокупности образуют избирательную правосубъектность. Субъект активного избирательного права, как отмечает В.Н. Волчен-ко, только при определенных условиях становится субъектом пассивного избирательного права, последний же всегда является одновременно субъектом пассивного и активного избирательного права 3. С данным выводом автора трудно согласиться. Так, например, гражданин России, проживающий на территории конкретного муниципального образования, обладает актив-

2 Усманова P.M. Население как субъект местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. 2006. № 5.

3 См.: Волченко В.Н. Указ. дис. С. 41.

ным избирательным правом только на территории данного муниципального образования. Вместе с тем данный субъект вправе баллотироваться в качестве кандидата в органы местного самоуправления на территории любого муниципального образования. В свою очередь, субъект пассивного избирательного права обладает активным избирательным правом при выборах в органы местного самоуправления только на территории муниципального образования, где он проживает. Активным избирательным правом наделяются дееспособные граждане России, достигшие 18-летнего возраста, а для наделения субъекта пассивным избирательным правом необходимо соблюдение специальных условий (например, достижение необходимого возраста). В этой связи вывод автора о безусловном наличии у субъекта пассивного избирательного права также активного избирательного права выглядит недостаточно обоснованным. Представляется, что субъект активного избирательного права только при определенных условиях становится субъектом пассивного избирательного права, равно как и субъект пассивного избирательного права может стать субъектом активного избирательного права при соблюдении ряда условий (ограничений), установленных избирательным правом.

Возможность установления системы таких ограничений предусмотрена Конституцией России 1993 г. (ч. 3 ст. 55). Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»1 (далее — ФЗ «Об основных гарантиях…») конкретизирует данную конституционную норму. Среди ограничений пассивного избирательного права можно выделить общие и специальные. К отдельной группе следует отнести ограничения, которые прямо не предусмотрены законом, но на практике становятся непреодолимым препятствием при реализации права быть избранным в органы местного самоуправления, среди которых административные, идеологические, финансовые цензы.

К общим ограничениям пассивного избирательного права при выборах в органы местного самоуправления относятся возрастной ценз и «ценз гражданства». В России депутатом представительного органа муниципального образования может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации и иными законами, — быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления 2. Указанный воз-

1 Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

2 Так, в соответствии со ст. 4 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» № 35-30 от 28 апреля 2008 г. гражданин Российской Федерации имеет право быть избранным главой муниципального образования по достижении возраста 21 года. Аналогичную норму содержит Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» № 101/2006-03 от 11 июля 2006 г.

раст был понижен. Ранее кандидатом в депутаты муниципального образования мог стать гражданин России, достигший 21 года 1.

Некоторые ученые отмечают важные моменты в понимании сущности «ценза гражданства». Анализируя динамику рассматриваемого ограничения сообразно развитию общества и государства, авторы отмечают, что ранее данный принцип основывался на двух основных положениях. Прежде всего это собственно законодательное определение субъектов права избирать и быть избранными, поскольку в качестве субъектов пассивного избирательного права назывались именно граждане РФ. Второе положение исходило из отрицания за иностранцами и лицами без гражданства права участвовать в выборах в органы власти любого уровня на территории России 2. В современных условиях возможность участия иностранных граждан и граждан России, обладающих гражданством иностранного государства, в муниципальных выборах не отрицается и должна быть прямо предусмотрена международным договором. На данный момент такие международные договоры заключены Россией с Казахстаном, Туркменистаном и Киргизией 3. Вместе с тем механизм такого участия остается весьма малоразработанным. В этой связи интересна позиция Конституционного Суда РФ, изложенная в определении № 797-О-О от 04 декабря 2007 г.4 в контексте выборов в органы государственной власти. Конституционный Суд обосновывает норму п. 3.1 ст. 4 ФЗ «Об основных гарантиях.» тем, что для гражданина России, обладающего также гражданством другого государства, «значение … гражданства Российской Федерации как политико-юридического выражения ценности связи с Отечеством объективно снижается. Волеизъявление такого лица … в процессе реализации депутатских полномочий может обуславливаться … требованиями, вытекающими из принадлежности к иностранному государству», что «не согласуется с конституционными принципами независимости депутатского мандата и государственного суверенитета»5.

1 Соответствующие изменения были внесены Федеральным законом от 9 ноября 2009 г. № 250-ФЗ «О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и статью 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»» // Собрание законодательства РФ. 2009. № 45. Ст. 5268.

2 См.: Кокотов А.Н. Муниципальное право России: учебник. М., 2005. С. 385.

3 См.: Лысенко В. И., Головин А.Г. Избирательное законодательство и выборы в современном мире / под общ. ред. В.Е. Чурова. М., 2009. С. 108.

4 Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 2007 г. № 797-О-О об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Кара-Мурзы Владимира Владимировича на нарушение его конституционных прав положением п. 3.1 ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 52. Ст. 6533.

5 Там же.

Насколько эта аргументация применима к выборам в органы местного самоуправления? ФЗ «Об основных гарантиях.» допускает наделение пассивным избирательным правом на местных выборах лиц, вовсе не имеющих гражданства Российской Федерации, в том случае, если это предусмотрено соответствующим международным договором. Между тем степень связи таких лиц с Российской Федерацией еще меньше, чем у граждан России, имеющих также иное гражданство (либо вид на жительство), и вероятность того, что их волеизъявление будет обусловлено принадлежностью к иностранному государству выше, чем в случае с двойным гражданством.

В свою очередь, в большей части государств — участников Европейского Союза (далее — ЕС), как отмечает В.И. Лафитский, предусмотрены единые конституционные нормы о равном и всеобщем избирательном праве для всех граждан, достигших возраста 18 лет 1. При этом об универсальности применения данного ценза говорит и А.О. Четвериков, подчеркивая, что «универсальное применение сохраняют лишь два «изъятия» из принципа всеобщего избирательного права, два избирательных ценза: возрастной ценз и ценз гражданства»2. Вместе с тем, как отмечает ученый, законодательство Великобритании содержит изъятия из общего правила и на сегодняшний день предоставляет избирательные права проживающим в этой стране гражданам Ирландии. Избирательные права иностранным гражданам предоставляются также в Венгрии, Финляндии и Испании 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Важнейшим документом, регулирующим институт пассивного избирательного права при выборах в органы местного самоуправления в ЕС, является Директива 94/80 4, которая закрепляет подробные положения в связи с осуществлением права голосовать и выступать кандидатом на муниципальных выборах иностранных граждан, но являющихся гражданами Европейского Союза. Согласно документу, членам ЕС предоставляется исключительное право установления избирательных цензов. В исключительных случаях допускается установление «ценза оседлости» для граждан других государств — участников ЕС, т.е. необходимого минимального срока проживания на соответствующей территории для приобретения пассивного избирательного права на муниципальных выборах 5. В отличие от России, государствами — членами ЕС возможно квотирование для своих граждан на муници-

1 См.: Лафитский Л.Ф. Выборы в Европейский парламент // Журнал российского права. 2005. № 4.

3 См.: Там же.

4 Official Journal no. L/329, 30.12. 1993. P. 34; Official Journal no. L/368, 31.12.1994. P. 38.

5 К исключительным случаям Директива 94/80 относит такие обстоятельства, при которых доля потенциальных избирателей — граждан ЕС, которые не являются гражданами данной страны, составляет более 20% избирательного корпуса.

пальном уровне должностей и постов, замещаемых посредством всеобщих выборов (п. 3 ст. 5 Директивы 94/80). Учитывая, что данная норма имеет целью обеспечение национальных интересов государства и доступа своих граждан к муниципальным должностям, целесообразность введения такой нормы в России должна отражать избирательную активность иностранных граждан на муниципальных выборах, прозрачный и понятный механизм такого участия и полноту законодательного регулирования на международном уровне. Вместе с тем, как отмечает А.О. Четвериков, «.такой ключевой институт непосредственной демократии, как выборы, в настоящее время продолжает оставаться преимущественно «национальным» вопросом; политическая активность граждан по-прежнему привязана к «родным государствам».»1.

Среди специальных ограничений пассивного избирательного права следует рассматривать цензы, связанные с признанием судом граждан недееспособными, а также запреты, связанные с применением к лицу мер административной или уголовной ответственности по приговору суда и последствий такого привлечения в виде судимости. Так, например, не имеют права быть избранными лица, подвергнутые административному наказанию за совершение административных правонарушений, имеющих нацистскую и экстремистскую направленность 2, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений, преступлений экстремистской направленности и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления. Причем в некоторых странах не обязательно наличие вступившего в силу приговора суда для ограничения пассивного избирательного права. Так, например, в Узбекистане для лишения пассивного избирательного права достаточно наличия возбужденного уголовного дела в отношении потенциального кандидата 3. Представляется, что такая норма существенно ущемляет права граждан, поскольку ограничивает пассивное избирательное право при отсутствии доказанной вины лица. При этом не исключены и злоупотребления данной нормой в отношении «нерадивых» кандидатов. В Беларуси лицо лишается пассивного избирательного права, если в отношении него приговором суда назначено наказание, в том числе не связанное с лишением свободы 4.

1 Четвериков А.О. Указ. соч.

2 Статьи 20.3 и 20.23 КоАП РФ предусматривают административную ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики, а также производство и распространение экстремистских материалов, при этом лицо не может быть избрано, если голосование на выборах состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

3 См.: Лысенко В.И., Головин А.Г. Указ. соч. С. 109.

4 См.: Там же. С. 200.

В некоторых странах предусмотрен религиозный ценз, согласно которому не могут быть зарегистрированы в качестве кандидатов представители духовенства, служители религиозных организаций (Узбекистан).

Вместе с тем вопрос ограничения пассивного избирательного права продолжает оставаться актуальным для исследования ученых. Согласно Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства. Определение же меры такой необходимости оставлено на усмотрение законодателя. В этой связи последние изменения избирательного законодательства, установившие дополнительные ограничения пассивного избирательного права, некоторые авторы рассматривают как введенные «под предлогом защиты основ конституционного строя, т.е. … общих предписаний, которые законодатели были склонны истолковать для обоснования ограничений прав и свобод человека и гражданина»1.

Такие негласные цензы, как имущественный и идеологический, весьма ярко проявляются при наличии установленной пропорциональной избирательной системы на муниципальном уровне. Статья 25 Федерального закона от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях»2 конкретизирует процедуру реализации гражданами пассивного избирательного права, не являющимися членами политической партии. В случае, если данное лицо будет включено в список кандидатов, выдвинутых соответствующей политической партией, для получения депутатского мандата существенное значение имеет «вес» такого кандидата, который зависит от порядкового номера в рассматриваемом списке кандидатов. С учетом порядка распределения депутатских мандатов в представительном органе местного самоуправления, как между списками политических партий, допущенных к участию в муниципальных выборах, так и внутри списка, наибольшие шансы у того кандидата, чья фамилия находится в начале списка кандидатов. Как точно отметил в своем выступлении В.И. Чиркин: «Есть и будут люди, желающие попасть в списки за финансовую поддержку партии. Человек приходит в партию и говорит: желаю в список. Ему говорят: пожалуйста, а как поддержите партию? Он говорит: вот столько-то могу. Ему отвечают: ну, тогда на 105-е место можем поставить, а если хотите выше, то и надо больше поддержать нашу партию!»3.

1 Алебастрова И.А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. 2007. № 7.

2 Собрание законодательства РФ. 2001. № 29. Ст. 2950.

3 Какая избирательная система нужна России? Интервью с В.Е. Чиркиным // Адвокат. 2005. № 1. С. 7.

Согласие на включение беспартийного кандидата в партийный список, по сути, означает его согласие с идеологией и программой политической партии, рассматривающей вопрос о включении его в список кандидатов. Фактически это принуждает лицо, выступающее с предвыборной программой, отличной от партийной, в том числе основанной на ее острой критике, к вступлению в политическую партию и отказу от своих политических убеждений, разделению идеологических и политических взглядов партии. Такая практика противоречит Конституции РФ, которая гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от принадлежности к общественным объединениям (ч. 2 ст. 19), а также идеологическое многообразие (ч. 1 ст. 13). Таким образом, законодатель косвенно установил идеологический ценз при пропорциональной избирательной системе, предоставляя возможность участвовать в выборах только лицам, разделяющим политические взгляды выдвинувшей их партии.

Представляется, что рассмотренные избирательные цензы, применяемые на местном уровне в России, должны, прежде всего, служить развитию демократического общества, требованиям эффективности и адекватного выражения политических взглядов большинства жителей муниципального образования. Вместе с тем рассмотренный ряд негласных цензов отстраняет граждан от участия в управлении делами муниципального образования посредством свободных и демократических выборов. Остаются не представленными в органе местного самоуправления граждане, не являющиеся членами партий, либо не разделяющие политические взгляды партий, выдвинувших единые списки кандидатов и не имеющие «толстого кошелька». Они остаются лишенными возможности участия в управлении делами муниципального образования, решения вопросов местного значения, формирования органом муниципального образования, а также контроля за их деятельностью.

В этой связи использование на местном уровне пропорциональной системы выборов возможно при наличии многообразия политических партий, программы которых могут удовлетворить потребности максимального количества жителей муниципального образования, а также законодательного закрепления на федеральном уровне дополнительных гарантий реализации гражданами права быть избранными вне зависимости от партийной или иной общественной принадлежности.

26. Принципы избирательного права в Российской Федерации

Основными принципами избирательного права в Российской Федерации являются принципы, составляющие основы конституционного строя России, — это принципы народовластия, приоритета прав и свобод, федерализма, единства системы государственной власти, признания и гарантирования местного самоуправления, идеологического и политического многообразия и др.

В принципы организации выборов входит проведение выборов избирательными комиссиями, территориальный принцип, заключающийся в проведении выборов в рамках избирательных округов, участков, а также принцип состязательности и альтернативности выборов, принцип гласности.

Принципы правового избирательного права граждан заключаются в участии граждан в выборах на основе всеобщего, равного, прямого избирательного права, тайны голосования.

Всеобщее избирательное право подтверждается тем, что все люди, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, должностного положения, места жительства, отношения к религии и иных обстоятельств, при минимуме ограничений имеют право принимать участие в выборах.

Специальные ограничения называются цензами, в России их два вида: возрастной ценз — это активное избирательное право, и право голосовать предоставляется гражданам, достигшим 18 лет; ценз оседлости — это проживание на соответствующей территории в течение определенного срока.

Принцип равного избирательного права трактуется в федеральном законе, что все участники выборов действуют на равных основаниях, т. е. имеют равные права и обязанности как избиратели. Прямое избирательное право означает, что все участники выборов голосуют на выборах за или против кандидата (списков кандидатов) непосредственно.

Тайное голосование также является принципом избирательного права в России, т. е. исключается возможность какого-либо контроля над волеизъявлением избирателя.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Юриспруденция

УДК 34

DOI 21661/r-119727

Ю.С. Королева, Ю.Н. Лебедева

Ограничение избирательных прав

Аннотация

В представленной авторами статье рассматривается вопрос ограничения избирательных прав. В данной работе исследователями подробно обосновывается сущность избирательного права, а также приводятся задачи имеющихся законодательных ограничений избирательного права.

| Ключевые слова: Федеральный закон, ограничение, избирательные права.

Yu.S. Koroleva, Yu.N. Lebedeva

Restriction on the electoral rights

I Keywords: Federal law, restriction, electoral rights.

Понятие «избирательное право» в правовой науке применяется в объективном и субъективном смысле. Объективное избирательное право представляет собой комплекс правовых норм, которыми регламентируется вся совокупность социальных отношений, возникающих в ходе проведения выборов. В современном мире именно посредством выборов осуществляется формирование большей части органов государственной власти. Посредством всеобщих выборов, являющихся важнейшим фактором общественно-политической жизни страны, легитимизируется существующая политическая система. Таким образом, объективным избирательным правом регламентируется важнейшая форма участия граждан в управлении государственными делами.

Существование объективного избирательного права предполагает и наличие и субъективного избирательного права гражданина. В распространенной классификации прав и свобод граждан (деление на политические, социально-экономические и культурные) субъективное избирательное право традиционно включается в группу политических прав граждан. Теория права определяет субъективное право как меру возможного поведения участника правоотношений. Реализация любого субъективного права осуществляется, таким образом, в рамках права объективного в зависимости от действующих нормативных правовых предписаний. Не является исключением и субъективное избирательное право.

В целом субъективным избирательным правом именуется возможность граждан избирать и быть избранными в органы государства и органы местного самоуправления. За гражданами в положениях ч. 2 ст. 32 Конституции РФ закреплено как пассивное (право избирать), так и активное (право быть избранным) субъективное избирательное право. Однако одновременно установлены и ограничения указанного субъективного избирательного права. Так, Конституция РФ устанавливает возрастной ценз, ценз гражданства и ценз оседлости (установлен ст. 81 для кандидатов на должность Президента РФ). Кроме того, пассивного и активного избирательного права в силу конституционных положений лишены две категории граждан: недееспособные граждане и граждане, отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы (ч. 3 ст. 32).

Дальнейшее развитие субъективное избирательное право получает в положениях федеральных законов, в частности, в положениях Федерального закона от 12.06.2002 №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» . Ст. 2 названного федерального закона к субъективным избирательным правам относит также право граждан выдвигать кандидатов на выборные должности, право участия в предвыборной агитации, право наблюдать за проведением выборов и право участвовать в иных мероприятиях, связанных с проведением выборов.

Legal studies

Одновременно с расширением и детализацией правомочий, составляющих субъективное избирательное право, Федеральный закон от 12.06.2002 №67-ФЗ уточняет территориальные пределы действия активного избирательного права и вводит дополнительные ограничения пассивного избирательного права. Так, активное избирательное право гражданина Российской Федерации ограничивается пределами избирательного округа, в котором данный гражданин имеет место жительства.

В отношении пассивного избирательного права закон вводит серьезные ограничения. В силу п. 3.1 ст. 4 ФЗ №67 пассивным избирательным правом не обладают: граждане России, имеющие гражданство другого государства, а также граждане России, постоянно проживающие за рубежом. Кроме того, пассивного избирательного права лишен ряд категорий граждан, а именно: граждане, которые имеют судимость за совершение тяжких, особо тяжких преступлений и преступлений экстремистской направленности; граждане, которые подвергнуты административному наказанию по ст. ст. 20.3 и 20.29 КоАП РФ за совершение соответствующих административных правонарушений; граждане, которые нарушили определенные предписания ФЗ №67, факт нарушений которых установлен соответствующим решением судебных органов.

Таким образом, действующим законодательством ограничение пассивного избирательного права осуществляется по двум направлениям. Во-первых, в ч. 3 ст. 32 Конституции РФ содержатся нормы, непосредственно устанавливающие запрет на занятие выборных должностей и лишающие активного избирательного права недееспособных и содержащихся в местах лишения свободы на основании приговора суда граждан. Во-вторых, используется возможность ограничения прав и свобод граждан федеральным законом на основании общей нормы, содержащейся в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, допускающей введение таких ограничений в целях определенных в ней основополагающих конституционных ценностей.

В этой связи следует отметить, что устойчивость демократической правовой системы находится в прямой зависимости от эффективности охранительного правового механизма, задаче которого является недопущение разного рода злоупотреблений и проникновения криминала в органы власти. Это связано с тем, что одним из основных факторов легитимности публичной власти является общественное доверие. Таким образом, устанавливая повышенные требования гражданам, претендующим на занятие выборных должностей в органах публичной власти, законодатель тем самым способствует повышению доверия граждан к формирующимся публичным властным институтам. В указанной связи ограничения пассивного избирательного права являются вполне оправданными.

Указанного рода ограничения пассивного избирательного права выглядят тем более оправданными в виду того, что Центральной избирательной комисси-

ей РФ, как отмечается в специальной литературе, регулярно фиксируются попытки криминалитета вступить в избирательные кампании на различных уровнях . Указанное обстоятельство обусловлено серьезными политическими и экономическими возможностями, которые открываются перед представителями преступного сообщества в случае проникновения в органы публичной власти, а также желанием получения представителями криминалитета определенных личных привилегий (депутатской неприкосновенности) в целях обеспечения собственной безопасности.

В последнее время большую значимость в области ограничения пассивного избирательного права приобрел и геополитический фактор. Это связано с тем, что международная практика последних лет показывает на существующие возможности одних государств (центров влияния) посредством использования демократических механизмов (в том числе и выборов) оказывать влияние на политику, как внешнюю, так и внутреннюю других государств. Целью такого влияния является изменение ориентиров развития другого государства в интересах глобального центра влияния. В последние годы о стороны ряда государств активизировались попытки перекроить геополитическую карту мира .

Безусловно для осуществления такого влияния могут использоваться различные, и не только демократические механизмы, однако зачастую именно выборы играют в этом ключевую роль. Анализ хода прошедших так называемых «цветных революций» показывает, что значительная их часть была связана с избирательным процессом. В указанной связи совершенно оправданным выглядит введение федеральным законодателем нормы, ограничивающей пассивное избирательное право для граждан, постоянным местом жительства которых являются иностранные государства.

Как известно, государственный суверенитет характеризуется верховенством государства на собственной территории и независимость в отношениях с другими государствами. Проникновение агентов влияния в органы государственной власти ведет к подрыву государственного суверенитета, что в свою очередь чревато серьезными социальными потрясениями. В связи с чем задача недопущения агентов влияния во власть является важнейшей задачей, которая и решается посредством введения соответствующих ограничений избирательных прав.

Таким образом, можно констатировать, что имеющиеся законодательные ограничения избирательного права решают две важнейшие задачи:

— во-первых, не допускают представителей криминала в органы публичной власти;

— во-вторых, препятствуют проникновению во власть агентов влияния зарубежных государств.

Тем самым достигается основная цель демократических механизмов: обеспечивается суверенитет и устойчивость российского государства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Interactive science | 4 (14) • 2017 177

Юриспруденция

Литература

В двадцатой статье Основного закона ФРГ прописано: «Вся государственная власть исходит от народа». И главным образом она осуществляется путем выборов и голосований.. Но вот кто имеет право голоса? Минимальный возраст избирателя — фактор, за который в истории уже не раз велась борьба. «Кто имеет право голосовать — это центральный вопрос для демократии. Исторически так сложилось, что на этот вопрос давали и дают разные ответы. Если раньше боролись за женское избирательное право, то сегодня требуют расширения этого права на более юную аудиторию и на людей, не имеющих немецкого гражданства», — отмечает в интервью DW политолог Арндт Ляйнингер (Arndt Leininger) из Берлинского свободного университета, соавтор исследования «Право голоса в 16 лет?», проведенного Фондом имени Отто Бреннера.

Только с 25 лет и только для мужчин

К тому моменту, когда была провозглашена Германская империя в 1871 году, общее избирательное право уже было закреплено. Но фактически голосовать могли только 20 процентов населения. Причин этому было две: во-первых, возрастное ограничение — с 25 лет и, во-вторых, по половому признаку — женщинам право голоса не давали. Кроме того, учитывая демографическую ситуацию в тот исторический период, когда треть населения была моложе 15 лет, а продолжительность жизни — ниже 40 лет, очевидно, что избирательным правом обладала довольно узкая прослойка населения.

И лишь Веймарская конституция, принятая в 1919 году, внесла существенные изменения, благодаря которым Германия оказалась в авангарде европейских стран, уравнявших женщин с мужчинами в политических правах. Еще одним изменением, принятым в те годы, стало снижение возраста до 20 лет. Численность населения, наделенная избирательным правом, в результате нововведений увеличилась сразу на миллионы. Впрочем, как показывает история, возрастной ценз не только снижали: после Второй мировой войны голосовать разрешили с 21 года. А вот правом избираться в немецкий парламент вплоть до 1970 года были наделены только лица старше 25 лет.

Больше демократии

Сегодня социал-демократы в Германии выступают за то, чтобы дать право голоса лицам, достигшим 16 лет. В своей аргументации они отсылают к историческому событию и лозунгу Вилли Брандта (Willy Brandt), первого социал-демократического канцлера Германии, — «Больше демократии» («Mehr Demokratie wagen»). В 1970 году были внесены изменения в Основной закон, и возраст избирателя был снижен до 18 лет. Социал-демократов тогда поддержали и члены Христианско-демократического союза.

Вилли Брандт выступал за право голоса с 18 лет

Косвенным образом было изменено и пассивное избирательное право: в 1970 году право граждан быть избранными в органы власти привязали к возрасту достижения совершеннолетия. На тот момент это был 21 год, а спустя пять лет возраст был снижен до 18 лет, в результате чего активное и пассивное избирательное право совпали. Впервые парламентские выборы в Германии с участием 18-19-летних избирателей прошли в 1972 году. Их было примерно пять миллионов. Участие избирателей в выборах достигло тогда рекордной отметки — 91,1 процента, что придало уверенности тем, кто активно выступал за снижение возраста.

На федеральном уровне это возрастное ограничение действует и сегодня. Некоторые земли и коммуны в Германии впоследствии не раз снижали возраст для своих избирателей. Так, в 1995 году Нижняя Саксония приняла решение дать право голоса на коммунальных выборах лицам, достигшим 16 лет. Ее примеру последовали и другие земли: в 2001 году — Бранденбург, в 2009 году — Бремен, в 2013 году — Гамбург и Шлезвиг-Гольштейн. Для пассивного избирательного права возраст остался прежним — с 18 лет.

Немецкая молодежь и политика

Призывы немецких социал-демократов, «зеленых» и политиков из Левой партии снизить возраст, наделяющий избирательным правом на федеральном уровне до 16 лет, звучат отнюдь не во имя прогресса — как и во времена Вилли Брандта или Веймарской республики, уверены эксперты. «Вопросы, связанные с правом голоса, — это всегда вопросы власти, — говорит исследователь демократии Роберт Веркамп (Robert Vehrkamp) из немецкого Фонда Бертельсмана. — И тогда, и сегодня партии руководствуются своими собственными интересами». Однако эксперт сомневается, что снижение возрастного порога поможет им в перспективе выиграть, поскольку поведение молодого избирателя сложно спрогнозировать, уж слишком много в нем заложено неопределенности.

И интересна ли молодежи в Германии политика? Арндт Ляйнингер приводит результаты последнего исследования Shell, которое регулярно проводится с начала 1950-х годов. Согласно данным за 2019 год, интерес молодых людей к политике стабилизировался — его проявляет около трети молодежи в Германии. Восемь процентов сильно интересуются событиями, происходящими в политической жизни страны. Это довольно высокие показатели, если принимать во внимание предыдущие годы.

Протесты в защиту климата говорят о росте активности молодежи в Германии

Исследователь демократии Роберт Веркамп также подтверждает, что интерес немецкой молодежи к политическим событиям вырос. Снижение возраста, дающего право голоса, могло бы стать дополнительным импульсом. «Участие в выборах не только предполагает наличие интереса, но и способствует его возникновению», — уверен эксперт.

Но вернемся к истории. В 1871 году населие Германии было очень молодым. Если бы на том этапе было разрешено голосовать в 16 лет, а не в 25, то это сильно повлияло бы на политический ландшафт страны. В наши дни ситуация совсем другая: население Германии стареет. Снизив возраст до 16 лет, партии получат дополнительный электорат численностью 1,5 миллиона человек, но не больше. Вот вам наглядный пример: в парламентских выборах 2017 года приняли участие около 13 миллионов избирателей старше 70. Влияние молодежи на результаты голосования при такой демографической структуре весьма обозримо.

Что касатеся актуальной ситуации, то Роберт Веркамп, поддерживающий идею снижения возраста, дающего право голоса, надеется, что история 1970 года повторится. «Большинство избирателей и тогда было настроено против нововведений. Но спустя всего несколько лет 18 лет как возраст, дающий право голоса, был принят в обществе», — рассказывает исследователь. Единственное, чего сегодня не хватает, так это смелости, по его мнению. В 70-е годы у политических деятелей хватило силы воли. Современным политикам следовало бы взять пример со своих предшественников, считает Веркамп.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *