Оформление ДТП без полиции

Содержание

При каких условиях происшествие оформляется

Оформить дорожно-транспортное происшествие можно без вызова инспекторов ГИБДД, как самостоятельно так, и при помощи аварийных комиссаров. Однако сделать это можно в случае соблюдения определенных условий.

Аварийным комиссаром

ДТП может быть оформлено аварийным комиссаром. Это – соответствующий специалист, который имеет определенную квалификацию и получил разрешение на осуществление подобной деятельности.

В качестве аварийных комиссаров на практике в основном выступают представители страховых компаний, которые приехали на место происшествия по звонку участников дорожно-транспортного происшествия.

Но на сегодняшний день все большую популярность приобретают услуги частного аварийного комиссара, который не является сотрудником страховой компании и по сути, действует независимо от участников ДТП. Многие водители предпочитают позвонить именно частному аварийному комиссару.

Аварийный комиссар может предоставлять различные услуги, вплоть до психологической помощи пострадавшим в результате ДТП. При необходимости он также может позвонить в скорую помощь.

К числу предоставляемых аварийным комиссаром услуг можно отнести следующие:

  • осмотр места происшествия;
  • проведение опроса участников и очевидцев ДТП;
  • оценка размера причиненного вреда и т.д.

При необходимости аварийный комиссар сделает фотографии места происшествия и составит ее схему, которую, как правило, составляют сотрудники ГАИ. Аварийный комиссар также поможет в оформлении и заполнении необходимых бумаг.

Самостоятельно

Участники ДТП также могут самостоятельно оформить все бумаги и не вызвать на место происшествия сотрудников ГАИ.

Но необходимо соблюдение следующих условий:

  • если во время аварии участвовало не более чем два транспортных средства. В противном случае обязательно нужно будет вызывать сотрудников Госавтоинспекции;
  • если при ДТП урон был причинен только транспортному средству. В случае если пострадали люди, то оформление аварии происходит исключительно лишь в присутствии инспекторов ГИБДД. Также вызов сотрудников Госавтоинспекции потребует и при нанесении вреда другому человеку;
  • когда оба участника ДТП имеют страховой полис ОСАГО;
  • в случае когда размер ущерба в результате аварии не превышает размер в 50 тысяч рублей. Однако при этом следует учитывать, что если оформление ОСАГО произошло ранее 02. 08. 2014, то в этом случае размер ущерба не должен превышать 25 тыс. рублей;
  • если участники ДТП пришли к взаимопониманию и не имеют разногласий, которые касаются обстоятельств происшествия и полученных в результате этого повреждений транспортных средств.

Стоит учесть, что оформление ДТП без привлечения инспекторов Госавтоинспекции возможно также и тогда, когда один из участников столкновения не является собственником транспортного средства.

Но при этом обязательно, чтобы он был вписан в страховой полис и имел право управлять транспортным средством, на котором он попал в аварийную ситуацию.

При обнаружении других деформаций, которые были произведены в результате данного ДТП, и которые при этом не были указаны в соответствующей документации, страховщик имеет право в соответствии с законодательством не выплачивать за это страховое возмещение.

Каким регламентируется законом

У водителей, которые попали в ДТП, есть возможность не вызывать инспекторов Госавтоинспекции. Данная возможность у них появилась относительно недавно, ввиду внесения в законодательство определенных поправок.

В частности, подобное право появилось у владельцев транспортных средств с 2015 года. При этом этот порядок оформления ДТП практикуется довольно успешно.

Данное нововведение дает возможность существенно сократить время на разбирательство, а также препятствовать возникновению пробок.

Однако это возможно лишь в том случае если оба участника столкновения автомобилей, между собой не имеют каких-либо разногласий.

В противном случае даже в случае небольшого ущерба, когда один из участников аварии не признает свою вину, необходимо будет вызвать сотрудников ГИБДД, которые во время разбирательства смогут вынести свое определение по поводу виновности того или иного участника аварии.

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу правоотношений, является ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности». Кроме того также необходимо учитывать утвержденные Правила дорожного движения.

Как обжаловать справку о ДТП в суде, объясняется в статье: как обжаловать справку о ДТП.

Какое наказание за ДТП со смертельным исходом в нетрезвом виде, читайте здесь.

Порядок действий при автоаварии без жертв

Если участники ДТП пришли к общему согласию и решили сделать все самостоятельно без вызова сотрудников ГАИ, то им в первую очередь необходимо осмотреть повреждения транспортных средств.

В частности, подобной возможностью можно воспользоваться только в тех случаях, когда сумма причиненного транспортному средству вреда не превышает 50 000 рублей.

Даже если водители самостоятельно зафиксировали факт ДТП, и потом выяснилось, что сумма ущерба превышает 50 000 рублей, пострадавшая сторона может получить только указанную сумму денег.

Следующий шаг – фиксация факта причинения вреда транспортному средству. Сделать это можно с помощью фото/видеокамеры.

Но необходимо знать о том, что съемка должна быть осуществлена в течение часа с момента ДТП: это- обязательное законодательное требование.

Кроме того на фото или видео должны быть видны:

  • транспортные средства, которые попали в ДТП, в том числе и номерные знаки;
  • место происшествия;
  • места повреждений;
  • взаимно расположенность транспортных средств.

Фото/видеосъемку нужно выполнять очень тщательно, так как в дальнейшем материал будет использован в качестве доказательства факта происшествия.

После окончания съемки можно убрать транспортные средства из проезжей части. До съемки и фиксации факта ДТП нарушение расположенности транспортных средств не допускается.

Следующий шаг – проверка всех необходимых документов. В частности, боа водителя должны иметь оформленный и действующий полис страхования. Это- обязательное законодательное требование.

Участники ДТП должны сообщить друг другу данные о страховщике и о страховом полисе. При этом каждый из них может проверить достоверность и правильность предоставленных данных, а также тот факт, что срок действия полиса еще не истек.

После выполнения всех указанных действий можно перейти непосредственно к документарному оформлению факта ДТП. Для этого необходимо заполнить соответствующий бланк извещения.

Это – документ единой формы, который выдается во время приобретения полиса ОСАГО.

После извещение о ДТП участники ДТП могут свободно разойтись, а пострадавшая сторона может предъявить соответствующее заявление для получения страхового возмещения.

При этом оно может быть предъявлено как в страховой компании виновника ДТП, так и непосредственно к своему страховщику.

Вместе с заявлением нужно предъявить надлежащим образом заполненное и оформленное извещение, а также результаты фото/видеосъемки.

После рассмотрения предъявленных документов страховая компания принимает соответствующее решение.

Если водители сделали все правильно и оформили документы надлежащим образом, то пострадавшая сторона сможет получить сумму страхового возмещения, которая не может превышать 50 000 рублей.

Заполнение извещения

Извещение о ДТП – документ, который должен быть оформлен и составлен в обязательном порядке, даже если участники ДТП решили не вызывать сотрудников ГАИ. В этом случае извещение заполняется непосредственно участниками происшествия.

Бланк извещения предоставляется страхователю непосредственно во время заключения договора страхования ОСАГО.

Соответственно, желательно держать данный документ непосредственно в машине, чтобы в дальнейшем не возникли какие-либо проблемы.

В данном бланке должна быть заполнена следующая информация:

  • данные об участниках ДТП;
  • данные о транспортных средствах;
  • информация о страховщиках каждого участника ДТП;
  • обстоятельства происшествия;
  • схема ДТП и т.д.

Ниже приведен образец заполнения данного документа.

Правильное заполнение данного документа играет важное значение при получении суммы страхового возмещения. Если водители неправильно заполнили извещение о ДТП, велика вероятность того, что страховая компания откажет в произведении выплаты.

Также необходимо знать о том, что возможно оформление ДТП без ГИБДД с последующим обращением в ГИБДД.

Подобная ситуация возникает в тех случаях, когда размер ущерба превышает 50 000 рублей, и участникам транспортного средства приходится в дальнейшем ехать в отделение ГАИ для документарного оформления факта происшествия.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что водители транспортных средств наделены возможностью самостоятельного оформления факта ДТП, а порядок действий при оформлении ДТП без ГИБДД в 2018 году получил свое четкое законодательное регулирование.

Про административное наказание за оставление места ДТП показано в статье: наказание за оставление места ДТП.

Какой срок исковой давности по ДТП к виновнику без пострадавших, смотрите на странице.

Сумму компенсации за средний вред здоровью при ДТП узнайте из этой информации.

Источник: http://autocarmy.ru/poryadok-oformleniya-dtp-bez-uchastiya-sotrudnikov-gibdd/

Порядок оформления ДТП без участия ГИБДД

Более пяти лет в России существует возможность оформления мелких ДТП без вызова сотрудников ГИБДД – по так называемому европротоколу. С августа 2014 года была проведена реформа процедуры оформления аварий в упрощенном порядке и повышены суммы страхового возмещения. Например, в два раза, до 50 тыс. руб., была увеличена максимальная сумма выплат по европротоколу, а при соблюдении особого порядка оформления ДТП, случившегося на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и Ленинградской области, можно получить выплату до 400 тыс. руб.

Так, оформить ДТП без участия сотрудников ГИБДД можно, если:

  • ДТП произошло с участием двух транспортных средств;
  • в нем не погибли и не ранены люди;
  • в результате аварии не повреждено какое-либо имущество, кроме автомобилей участников ДТП;
  • у обоих участников происшествия есть действующий полис ОСАГО;
  • оба участника ДТП одинаково оценивают его обстоятельства и повреждения автомобилей, не имеют разногласий по виновности в аварии и согласны оформить происшествие в упрощенном порядке.

При этом следует иметь в виду, что оформлять по европротоколу имеет смысл только действительно мелкие ДТП, поскольку сумма страхового возмещения при таком порядке оформления сильно ограничена и составляет 50 тыс. руб. (25 тыс. руб., если гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована до 2 августа 2014 года). Это ограничение не применяется и страховое возмещение может быть выплачено в полном объеме (400 тыс. руб.) при соблюдении следующих условий:

  • ДТП произошло на территории Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области или Ленинградской области;
  • гражданская ответственность обоих участников ДТП была застрахована после 1 сентября 2014 года;
  • участники ДТП имеют возможность зафиксировать (с помощью технических средств контроля, обеспечивающих некорректируемую регистрацию информации) и представить страховщику данные об обстоятельствах причинения вреда транспортному средству в результате аварии.

Следует обратить особое внимание на соблюдение сроков передачи информации о происшедшем ДТП в свою страховую компанию. И потерпевший, и виновник аварии обязаны сделать это в течении пяти рабочих дней с момента аварии. Кроме того, в течение 15 календарных дней (за вычетом нерабочих праздничных дней) запрещено ремонтировать или утилизировать пострадавшие автомобили без разрешения страховщика. При нарушении виновником ДТП этих условий страховая компания получит право взыскать с него всю сумму выплаты в полном объеме.

В каких случаях можно оформить ДТП без вызова сотрудников полиции, какие документы при этом потребуется оформить и какую сумму страхового возмещения можно получить, узнайте из нашей инфографики.

Нажмите на картинку, чтобы увеличить

Документы по теме: Новости по теме:
  • Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Постановление Правительства РФ от 1 октября 2014 г. № 1002 «Об утверждении Правил представления информации о дорожно-транспортном происшествии страховщику и требований к техническим средствам контроля, обеспечивающим некорректируемую регистрацию информации»
  • Постановление Совета Министров – Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правилах дорожного движения»
  • Положение Банка России от 19 сентября 2014 г. № 431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств»
  • Утверждены справочники расчета расходов на восстановительный ремонт автомобиля – ГАРАНТ.РУ, 16 октября 2014 г.
  • Участникам ДТП окажут консультационную помощь по вопросам оформления аварий без участия полиции – ГАРАНТ.РУ, 14 октября 2014 г.
  • Определены правила представления информации о ДТП страховщику – ГАРАНТ.РУ, 3 октября 2014 г.
  • Утвержден новый порядок оформления ДТП – ГАРАНТ.РУ, 15 сентября 2014 г.
  • Банк России разработал методику расчета выплат по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 29 августа 2014 г.
  • За незаконный отказ страховщика от заключения договора ОСАГО могут установить ответственность – ГАРАНТ.РУ, 18 июня 2014 г.
  • Общественников не устраивают предлагаемые Правительством РФ поправки в закон об ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 28 марта 2014 г.
  • Компенсацию за утрату товарной стоимости автомобиля хотят включить в страховую выплату по ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 20 февраля 2014 г.
  • Автомобилистов могут обязать брать справку из налоговой об отсутствии задолженности для заключения договора ОСАГО – ГАРАНТ.РУ, 19 ноября 2013 г.
  • Первое чтение прошел законопроект о возможности заключения договоров страхования в электронном виде – ГАРАНТ.РУ, 24 октября 2013 г.
  • Вопрос о разработке методики оценки ущерба в рамках ОСАГО может быть вынесен на рассмотрение Госдумы – ГАРАНТ.РУ, 25 сентября 2013 г.
  • Нормы об учете износа комплектующих при возмещении убытков по договорам ОСАГО могут быть отменены – ГАРАНТ.РУ, 18 января 2013 г.
  • Минфин РФ предлагает дополнить систему возмещения в ОСАГО ремонтом машины – ГАРАНТ.РУ, 9 сентября 2011 г.

6 важных изменений в ОСАГО
Так, с 1 августа за необоснованный отказ в заключении договора ОСАГО на страховщика налагается штраф, а с 1 сентября по ОСАГО можно не только получить деньги, но и отремонтировать автомобиль.

Упрощенное оформление ДТП: эксперимент с европротоколом продолжается
Лимит страхового возмещения по ДТП, оформленному без участия сотрудников Госавтоинспекции, со 2 августа увеличен с 25 тыс. до 50 тыс. руб., но распространяется это нововведение не на всех водителей.

Смогут ли водители сами рассчитать расходы на ремонт автомобиля после ДТП?
Утверждена единая методика определения размера этих расходов для расчета страховой суммы по договору ОСАГО и справочники средней стоимости запчастей и работ по ремонту популярных в России автомобилей.

Что ждет сферу ОСАГО в ближайшее время?
Увеличение лимитов страховых выплат, электронный страховой полис, штрафы за навязывание дополнительных услуг страховыми компаниями – далеко не полный перечень изменений в этой области.

ОСАГО: конфликты и пути их разрешения
Многие вопросы в сфере ОСАГО сегодня нуждаются в пересмотре, поскольку, по мнению экспертов, взаимное недопонимание страховых компаний и владельцев автомобилей со временем только нарастает. Автолюбители недовольны низким размеров страховых выплат и отказами в их получении, страховщики же уверены в необходимости существенного повышения базовых страховых тарифов. О том, в чью пользу складывается судебная практика последних лет, применяется ли к отношениям в сфере ОСАГО законодательство о защите прав потребителей, обязаны ли страховые компании компенсировать утраченную товарную стоимость автомобиля, на сколько планируется увеличить размеры страховых сумм и какие нововведения в возмещении вреда жизни и здоровью могут появиться в ближайшем будущем, читайте в нашем материале.

Мнение:

Возможен ли ремонт после реформы ОСАГО, или В какую сторону реформировать ОСАГО?

25 июня 2014 года Комитет Госдумы по финансовым рынкам одобрил поправки в Федеральный закон от 25 апреля 2002 г. № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации». О том, какие поправки готовятся к принятию, и как они повлияют на рынок ОСАГО, — в моем материале.

Афанасьев Илья,
Управляющий партнер компании «Антистраховщик»

Инфографика:

ОСАГО в России: вчера, сегодня, завтра
Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств действует в России с 1 июля 2003 года. Какова статистика рынка страховых услуг по ОСАГО за период с 2007 по 2014 годы, какое количество страховых случаев фиксируется страховыми компаниями, какими темпами растет количество исковых заявлений к страховым компаниям и сколько из них удовлетворяется, узнайте из нашей инфографики.

Исследование:

Только 6% опрошенных довольны работой страховых компаний в сфере ОСАГО
Сегодня многие эксперты отмечают кризис системы ОСАГО, влекущий взаимное недовольство автовладельцев и страховых компаний. По результатам нашего опроса только 6% пользователей портала garant.ru довольны работой страховщиков в этой области, а 62% по различным причинам остались не удовлетворены качеством оказания страховых услуг.

Источник: https://www.garant.ru/infografika/588129/

Данную памятку советуем всегда иметь в бардачке, поскольку в случае ДТП человек обычно находится в состоянии шока и не всегда может адекватно действовать. Между тем, неправильные показания участников ДТП, незаполнение нужных документов и т.п. нюансы могут сильно повлиять на последствия ДТП. Новые правила оформления ДТП вступили в силу в 2015 году.

Итак, согласно п. 2.5 ПДД водитель в случае ДТП обязан остановится, оказать помощь пострадавшим, потом сообщить о ДТП в ГАИ, записать фамилии очевидцев, обозначить положение ТС на дороге и дожидаться прибытия машины ГАИ.

2.5. При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Дальнейшие действия водителей, участвующих в ДТП, прописаны в пунктах 2.6.1 и 2.6 ПДД. Чтобы не быть голословными, процитируем пункты закона, и ниже разберем их подробнее.

2.6.1 Если в результате дорожно-транспортного происшествия вред причинен только имуществу, водитель, причастный к нему, обязан освободить проезжую часть, если движению других транспортных средств создается препятствие, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия или характер и перечень видимых повреждений транспортных средств вызывают разногласия участников дорожно-транспортного происшествия, водитель, причастный к нему, обязан записать фамилии и адреса очевидцев и сообщить о случившемся в полицию для получения указаний сотрудника полиции о месте оформления дорожно-транспортного происшествия. В случае получения указаний сотрудника полиции об оформлении документов о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции водители оставляют место дорожно-транспортного происшествия, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств.

Если обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением имущества в результате дорожно-транспортного происшествия, характер и перечень видимых повреждений транспортных средств не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию. В этом случае они могут оставить место дорожно-транспортного происшествия и:

  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии с участием уполномоченных на то сотрудников полиции на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств;
  • оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия;
  • не оформлять документы о дорожно-транспортном происшествии — если в дорожно-транспортном происшествии повреждены транспортные средства или иное имущество только участников дорожно-транспортного происшествия и у каждого из этих участников отсутствует необходимость в оформлении указанных документов.

Итак, пункт 2.6.1 предписывает действия по оформлению ДТП, если нет пострадавших лиц. Если же какому-либо человеку причинен физический вред здоровью, оформлять такое ДТП следует согласно п. 2.6 Правил дорожного движения (ниже).

Оформление ДТП без пострадавших по новым правилам 2017 г.

В отличие от ранее действующих правил, теперь первым делом следует зафиксировать на фотоаппарат или камеру мобильного телефона положение автомобилей и причастных к происшествию предметов со всех возможных ракурсов, и освободить проезжую часть. Таким образом, теперь не должно быть ситуаций, когда два слегка соприкоснувшихся автомобиля собирают за собой многокилометровую пробку, так как перегораживают проезд. Не убирать автомобили с дороги можно только в том случае, если они не создают никаких помех движению других транспортных средств. В противном случае приехавший наряд ГИБДД оштрафует обоих водителей за невыполнение ПДД.

Далее, водителям следует выяснить, сходятся ли их взгляды в обстоятельствах ДТП, повреждениях автомобилей. Если они согласны друг с другом — они записывают очевидцев проишествияи либо отправляются в ГИБДД для оформления ДТП, либо оформляют извещения для страховой компании (если выполнены требования к ДТП, по которым допускается оформление так называемого европротокола, без справки ГИБДД), либо договариваются о возмещении ущерба «на месте», без ГИБДД. Как видите, обязанность обязательно сообщать о ДТП в ГИБДД теперь отсутствует. Ранее водители боялись покидать место даже мелкого ДТП без вызова ГИБДД, т.к. за оставление места ДТП предполагалось лишение прав. Теперь же можно договориться в соответствии с п. 2.6.1. ПДД и разъехаться, все будет законно. Если виновник передает пострадавшему деньги на ремонт, это обязательно должно фиксироваться распиской.

Если взгляды водителей в обстоятельствах ДТП или повреждениях автомобилей не сходятся, им надлежит связаться с ближайшим отделением полиции, где они получат инструкции, куда им следует прибыть для оформления ДТП. Определять виновного и ущерб будет уже группа разбора ДТП ГИБДД.

Оформление ДТП с пострадавшими по новым правилам 2017 г.

Оформление дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими производится в соответствии с п. 2.6 ПДД РФ.

2.6. Если в результате дорожно-транспортного происшествия погибли или ранены люди, водитель, причастный к нему, обязан:

  • принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию;
  • в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшую медицинскую организацию, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и возвратиться к месту происшествия;
  • освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно, предварительно зафиксировав, в том числе средствами фотосъемки или видеозаписи, положение транспортных средств по отношению друг к другу и объектам дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, и принять все возможные меры к их сохранению и организации объезда места происшествия;
  • записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.

Как видите, порядок оформления ДТП с ранеными иной: первым делом, оказываем помощь пострадавшим, или даже отправляем их на попутке в больницу, или даже отвозим на своей машине. Далее: убирать с проезжей части транспортные средства можно только если объезд участвующих в ДТП машин невозможен, не забыв при этом зафиксировать на фото и видео положение авто и всех причастных предметов. Если есть свободная полоса или обочина для движения — оставляем машины неподвижными до приезда ГИБДД.

Иногда вызывать и ждать сотрудников на месте ДТП не представляется возможным (отдаленность места ДТП, отсутствие свободных экипажей ГАИ). Рассмотрим вариант самостоятельного оформления ДТП без пострадавших.

Как самому составить схему ДТП

Не нужно, наверное, объяснять. что от правильности и понятности схемы ДТП будет зависеть решение ГАИ о виновности того или иного участника. Поэтому:

  • Рисуем схему понятную и четкую.
  • Обязательна привязка положения ТС к объектам на местности (перекресткам, километровым столбам и т.п.)
  • Указываем длину тормозного пути
  • Обязательно указание даты и времени ДТП
  • Если участник ДТП только один (вид ДТП — наезд на препятствие и т.п.), необходимо указать двух свидетелей ДТП, они должны подписать схему.

На схеме следует обязательно зафиксировать:

  • ширину проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожным движением; ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газона, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положения транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным дорожным объектам, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления

Если ДТП оформляется сотрудниками ГАИ, они фиксируют следующие сведения:

Сотрудник ГИБДД должен подготовить:

  • Сведения о водителях и автомобилях, участвующих в ДТП;
  • объяснения участников и свидетелей ДТП;
  • перечень повреждений автомобилей в ходе ДТП;
  • рапорт, в котором указываются дополнительные сведения, которые могут иметь значение для выяснения обстоятельств ДТП и принятия решения по делу;
  • всем участникам ДТП должна быть выдана справка об участии в ДТП, вне зависимости от наличия вины;
  • если имело место административное правонарушение — возбуждается производство по делу об административном правонарушении (выносится определение или составляется протокол);
  • в некоторых случаях сразу может быть вынесено постановление об административном нарушении.

К материалам дела должны быть приложены путевой лист и/или договор аренды автомобиля, доверенность — если автомобилем управлял не собственник.

Добавим, что обычно экипаж приезжает к месту ДТП и составляет схему ДТП, затем участники отправляются в ведомственный отдел ГИБДД, где в спокойной обстановке фиксируются их объяснения, чуть позже (иногда на следующий день) на руки выдается справка о ДТП.

Не лишним будет самостоятельно записать данные свидетелей происшествия, даже если второй участник ДТП признает свою вину. Также запишите все возможные данные об участниках ДТП: ФИО, адреса и телефоны, номера ОСАГО и наименования страховых компаний.

Изменения в законодательстве

Рассмотрим, как оформить ДТП без вызова ГИБДД согласно новому порядку, вступившему в силу с 1 июля 2017 года.

Если нет пострадавших водители должны:

  • остановиться, не менять положение транспорта или элементов аварии;
  • включить фары аварийной сигнализации;
  • расставить на дороге аварийный знак на расстоянии 15 м.

Инспекторы ГИБДД не будут выезжать на место ДТП без пострадавших. Если в результате ДТП никто не пострадал, можно не ехать в ДПС.

Можно самостоятельно решить вопросы по заполнению извещения. Вызов инспектора ГИБДД нужен, если возникнут спорные моменты между участниками ДТП.

Также необязательно участие очевидцев. Фотографий или видео с места аварии будет достаточно.

Водители могут обеспечить себе самостоятельное оформление бланка извещения, в котором нужно прочертить схему и самостоятельно обратиться в страховую компанию за денежной компенсацией ущерба.

Случаи, при которых можно обойтись без ГИБДД

Если у участников нет друг к другу претензий, если никто не пострадал, вызов ГИБДД необязателен.

Тогда водителям нужно действовать следующим образом:

  • зафиксировать все на видео или фото;
  • съехать с места аварии;
  • самостоятельно оформить извещение о случившемся;
  • если бланка с собой нет, можно приехать в ближайшее отделение ДПС и составить все документы, а сотрудники помогут в этом;
  • можно обойтись без оформления документации, если ущерб незначителен, а стороны пришли к согласию о покрытии расходов на ремонт.

Автотранспортное средство убирают с дороги, если оно мешает проехать другим участникам дорожного движения, если нет разногласий, а инцидент можно решить мирным путем.

Рассмотрим подробнее порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД.

Что такое Европротокол?

Это процедура оформления документов о ДТП без сотрудников ГИБДД. Это бланк извещения об аварии. На его основании можно получить компенсацию по страховому полису.

Оформление по европротоколу — это возможность своими силами задокументировать случившееся и оперативно разъехаться, при этом не создавать заторов на дороге, минимизировать риск возникновения новых столкновений. Такая возможность доступна во всех регионах РФ.

Условия, позволяющие оформить ДТП по европротоколу:

  1. В ДТП участвовали только два автотранспортных средства, и оба участника имеют действующий полис ОСАГО.
  2. Пострадали только автомобили и прицепы к ним. Нет пострадавших, погибших, вред иному имуществу не причинен.
  3. У участников нет разногласий в связи с повреждениями авто. Если стороны обвиняют друг друга в произошедшем, придется вызвать ГИБДД.
  4. Размер ущерба не превышает 50 000 рублей. Если автовладелец уверяет, что такая сумма не покроет расходы по ремонтным работам автомобиля, следует вызвать сотрудников ГИБДД.

Если обстоятельства аварии не удовлетворяют этим условиям, оформлять ДТП придется в общем порядке.

Если ТС-участник аварии зарегистрирован на территории другого государства, у его владельца нет ОСАГО или КАСКО, но есть международный страховой полис «Зеленая карта», фиксировать ДТП также можно без сотрудников ГИБДД или предварительно позвонить в Информационный центр «Зеленая карта» РСА по номеру + 7 (495) 641 27 87 и проконсультироваться.

Узнаем, как правильно оформить ДТП без ГИБДД, чтобы получить страховку.

Видео: Как оформить ДТП по европротоколу?

Бланк Европротокола

Бланк должен быть оформлен правильно. Его выдают в страховой компании автовладельцу, когда тот оформляет полис ОСАГО или КАСКО.

Если его нет, можно обратиться в ближайший офис компании или посмотреть на официальном сайте компании. Также можно воспользоваться услугами справочно-правовых систем «Гарант», «Консультант».

Как правильно заполнить извещение о ДТП по ОСАГО без вызова ГИБДД? Европротокол при ДТП обязательно должен составляться бланке под названием «Извещение о дорожно-транспортном происшествии».

Документ состоит из основного листа и вкладыша, на который копируются сведения, вносимые на первый лист. После оформления лицевой стороны основной бланк отделяют от дополнительного. Каждый из этих листов обладает равной юридической силой.

Соблюдение правил оформления европротокола при аварии минимизирует риск возникновения разногласий со страховщиком при рассмотрении документов на денежную компенсацию:

  • заполняется бланк простой шариковой ручкой, разборчиво, печатными буквами;
  • не допускаются помарки и исправления;
  • заполняются все графы и поля.

На лицевой стороне указывают:

  • информацию о месте, дате аварии (если это трасса, фиксируется ее наименование, километр), времени (должно быть точным до минуты);
  • количество поврежденных машин (2), отсутствие пострадавших (другого быть не должно, иначе следует вызвать сотрудников ГИБДД);
  • данные по свидетелям аварии (если они есть);
  • точные сведения поврежденных авто, автовладельцев, лиц, которые управляли ТС в момент аварии;
  • информация о страховщике участника, номер действующего страхового полиса, срок его действия;
  • список поврежденных деталей и узлов машины;
  • схема ДТП (пункт 17).

Нет единых правил, по которым составляется схема. Но рисунок должен быть понятен, чтобы у страховщика не появилось дополнительных вопросов.

На бумагу нужно нанести положение участка дороги, где произошло ДТП, указать наименование соседних улиц, номеров домов, которые расположены поблизости, или торговых центров и иных ориентиров, светофоров, дорожных знаков, разметок и прочее.

На изображение участка схематично наносят положение ТС в момент аварии (обычно машины изображают в виде прямоугольников), обозначают их кодами «А», «В». Направление движения обозначают стрелками.

Место удара — Х. Под графическим изображением дают расшифровку условных обозначений.

В пункте 14 бланка указывают характер и перечень видимого нанесенного ущерба. Сведения следует описывать кратко и точно. Нужно следить, чтобы другой участник не добавил в этот пункт повреждений, которые не относятся к данному ДТП.

Употребляются термины: царапина, вмятина (деформация), разрыв (трещина). Скрытые повреждения выявляются на экспертизе.

В пункте 16 водители отмечают обстоятельства ДТП. Правильно отражайте маневры авто с учетом того, что:

  1. Стоянка — это не остановка. Если машина остановилась на светофоре, отмечается, что ТС «остановился на запрещающий сигнал светофора», а не «на стоянке».
  2. При обгоне одного авто другим, если машина перестраивалась с полосы, отмечается что водитель «менял полосу» и «обгонял».

В пункте 15 «Замечания» можно внести дополнительную информацию об аварии, которая не была указана в пункте с обстоятельствами ДТП.

После составления лицевой стороны ставятся подписи обеих сторон, страницы разделяют, чтобы самостоятельно оформить оборотную сторону.

На оборотной стороне каждый из водителей может описать свое видение аварии, указать, кто управлял автомобилем в момент ДТП.

В «Примечаниях» можно указать сведения о наличии дополнительной информации об аварии, которая была получена после фото- и видеосъемки.

Если бланк будет испорчен, порван, сведения на нем трудно прочитать, документ оформляется на другом банке. Все внесенные в бланк после подписания и разъединения корректировки и дополнения визируются подписями обоих участников.

Если имеются противоречия в данных, которые изложили участники ДТП, значит, характер, перечень повреждений и обстоятельства аварии вызвали разногласия.

Значит, нужно вызывать ГИБДД. Если нельзя определить обстоятельства ДТП и виновника на основании изложенного, страховщик может отказать в денежной компенсации.

ДТП с пострадавшими

В случае ДТП водитель в обязательном порядке:

  • останавливается, не перемещает ТС;
  • включает аварийную сигнализацию;
  • выставляет знак аварийной остановки;
  • не меняет положение предметов, которые имеют отношение к аварии;
  • определяет наличие пострадавших.

Если есть пострадавшие или погибшие, водитель:

  • оказывает первую помощь;
  • вызывает скорую помощь;
  • вызывает ГИБДД;
  • фиксирует ФИО, адрес, контакты очевидцев;
  • если случай экстренный, отправляет пострадавших на попутном авто в медицинскую организацию;
  • если доставить пострадавших в больницу можно только на автомобиле участника ДТП, нужно отправить их в медучреждение, показать медработникам свои документы, вернуться на место аварии на своей же машине.

Если из-за аварии транспортный поток встал, участник:

  • фиксирует место ДТП, положение авто, следы, повреждения с помощью фото-или видеосъемки;
  • записывает данные очевидцев, если они есть;
  • убирает автомобиль с проезжей части;
  • ждет сотрудников ГИБДД.

Сотрудники полиции, прибывшие на место происшествия, фиксируют:

  • информацию об участниках аварии;
  • объяснения участников и свидетелей;
  • дополнительные сведения, которые имеют значение для выяснения обстоятельств аварии;
  • выдают справки о ДТП участникам;
  • возбуждают производство по делу о правонарушении, если таковое имеет место.

Документы для обращения в страховую

В течение пяти рабочих дней нужно обратиться к страховщику со следующими документами:

  • паспортом (если водитель — иностранный гражданин, то следует предъявить нотариально заверенный перевод паспорта (или перевод, заверенный в посольстве));
  • доверенность на автомобиль, если водитель — не собственник авто;
  • документы на право собственности имущества (свидетельство о регистрации, паспорт ТС), договор, если авто находится в лизинге/аренде;
  • справка о ДТП (форма №154), приложение к справке, если есть пострадавшие (документ должен содержать: угловой штамп, ФИО сотрудника ГИБДД, составившего справку, данные о месте, дате, обстоятельствах ДТП, номер полиса, название страховой компании, сведения об автомобилях-участниках, сведения о водителях ТС и виновнике, контакты участников, перечень повреждений);
  • протокол об административном нарушении;
  • извещение о ДТП.

Справки не нужны, если ДТП было оформлено по европротоколу.

Важная информация:

  • не подписывайте чистые бланки документов!
  • информация о свидетелях должна присутствовать в протоколе;
  • если водитель не соглашается с определением факта нарушения ПДД или размером штрафа, инспектор составляет протокол;
  • если водитель не согласен с изложенными сведениями, ему следует отметить свою точку зрения в специальной графе, зачеркнуть слово «нарушитель», подписать «водитель», дописать, что не считает себя виновником аварии.

Теперь вызывать сотрудников ГИБДД на место аварии необязательно. Если нет пострадавших, у участников нет друг к другу претензий, оформить ДТП можно самостоятельно.

Если авария отвечает определенным условиям, то оформить ее можно по европротоколу. Благодаря подробной инструкции по заполнению извещения в указанной статье, трудностей в оформлении бланка возникнуть не должно.

Источник: http://pravo-auto.com/oformlenie-dtp-bez-gibdd-poryadok-dejstvij/

В августе 2017 года был принят новый Административный Регламент, сильно изменивший процедуру оформления ДТП. Теперь сотрудники ГИБДД не обязаны выдавать справку о ДТП. Внесение корректив запутало водителей и страховщиков. Вследствие этого появилась актуальная необходимость разбираться в том, как происходит процедура оформления ДТП с учетом новых правил.

Когда нужно вызывать ГИБДД

Потребность в вызове сотрудников ГИБДД присутствует не всегда. Порядок действий при ДТП регламентирует п. 2.6.1 ПДД РФ. В нем говорится, что водитель может:

оформить документы о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции, заполнив бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии в соответствии с правилами обязательного страхования, — если в дорожно-транспортном происшествии участвуют 2 транспортных средства (включая транспортные средства с прицепами к ним), гражданская ответственность владельцев которых застрахована в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, вред причинен только этим транспортным средствам и обстоятельства причинения вреда в связи с повреждением этих транспортных средств в результате дорожно-транспортного происшествия не вызывают разногласий участников дорожно-транспортного происшествия.

Если все вышеуказанные условия выполняются, оформление ДТП может быть осуществлено по Европротоколу. Его бланк обычно прилагается к полису ОСАГО вместе с извещением о ДТП. Не стоит загружать бланк из непроверенных источников. Его форма не всегда соответствует установленным требованиям. Заполнить документ можно самостоятельно или обратиться за помощью к аварийному комиссару. Его услуги могут быть включены в купленный пакет страхования или предоставляться отдельно.

Если у участников аварии присутствуют разногласия, в происшествии пострадали люди, стороны не могут разобраться, кто является виновником случившегося, или в результате ДТП нанесли ущерб госимуществу, без вызова сотрудников ГИБДД не обойтись. Водитель должен связаться с представителями уполномоченного органа, не покидая места аварии.

Порядок оформления ДТП по новым правилам в 2019 году

23 августа 2017 года МВД РФ утвердило новый Административный регламент. Он зафиксировал обязанности сотрудников ГАИ при оформлении аварии. Принятие нового регламента изменило порядок действий, который должны соблюдать представители ГИБДД, получив сообщение о ДТП. В частности, исчезла потребность в составлении справки о дорожно-транспортном происшествии.

Теперь документ отдельно не предоставляется. А правильное оформление ДТП сотрудниками ГИБДД по новому регламенту происходит по следующей схеме:

  1. Участник происшествия вызывает ГИБДД – для этого необходимо позвонить по телефону в отделение службы. В зависимости от мобильного оператора номер может меняться. Если водитель является клиентом Билайн, нужно позвонить по номеру 002; МТС, U-tel, ТЕЛЕ2 и Мегафон – 020; Skylink и Мотив – 902. Существует и общий номер, позволяющий вызвать полицию, скорую помощь, пожарных или спасателей. Для этого необходимо позвонить по номеру 112 (911 для абонентов Билайн). Плата за звонок не взимается. Вызвать вышеуказанные службы можно даже при отрицательном балансе.
  2. Прибыв на место происшествия, инспекторы ГИБДД обязаны осмотреть его, попытавшись учесть все детали аварии. Если требуется, площадка, на которой произошло ДТП, ограждается.
  3. Представители уполномоченного органа определяют количество пострадавших, оказывают им первую помощь, если требуется, и организовывают доставку раненых в медицинские учреждения. Инспектор имеет право остановить проезжающий мимо автомобиль и потребовать отвезти пострадавшего в больницу.
  4. Представитель ГИБДД определяет, кто является участниками аварии, и записывает личные данные водителей. Дополнительно выявляется наличие свидетелей. Если они присутствуют, осуществляется опрос. Показания и личные данные свидетелей записываются.
  5. Проводится фото- и видеосъемка места аварии и автомобилей.
  6. Если один из участников аварии скрылся, устанавливается вероятное направление движения, а также информация об автомобиле. Сведения незамедлительно передаются в дежурную часть.
  7. Производятся необходимые замеры. На их основании составляется схема ДТП.
  8. Осуществляется заполнение протокола. Документ предоставляется участникам происшествия для ознакомления. Если водители согласны с указанными сведениями, они проставляют подписи.
  9. Каждый из водителей сообщает свою версию произошедшего. Информация фиксируется в письменном виде.

Если в результате аварии никто не пострадал, один из водителей не отрицает своей вины, и госимущество не повреждено, сотрудник ГИБДД может зафиксировать только факт возникновения аварии. В этом случае документы не оформляются, однако участники ДТП должны будут посетить отделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения для того, чтобы оформление аварии осуществила группа разбора. Такой порядок нередко применяется для того, чтобы пострадавшие в аварии автомобили не мешали движению других транспортных средств.

Если человек стал участником ДТП, ему предстоит пройти процедуру освидетельствования на наличие алкогольного опьянения. В п.2 Постановления Правительства РФ №475 от 26.06.2008 говорится:

Освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения, медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения подлежит водитель транспортного средства, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, а также водитель, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процедура может быть выполнена непосредственно на месте аварии. Для этого сотрудники ГИБДД предложат участникам аварии «подышать в трубку». Если требуется более серьезная проверка, водителей направляют в медицинское учреждение. Если по каким-либо причинам проверка на наличие опьянения не была осуществлена сразу, ее проведут позднее.

Документы для оформления ДТП

Факт происшествия должен быть зафиксирован документально. Если оформлением ДТП занимаются представители ГИБДД, они подготовят большую часть бумаг самостоятельно. Все действия будут осуществляться в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем же отражен перечень документов, которые должны быть заполнены. Документация оформляется в присутствии водителя и при его непосредственном участии.

Участники происшествия также обязаны подготовить ряд бумаг. На их плечи ложится заполнение извещения о дорожно-транспортном происшествии. Такое правило закреплено в статье 7 ФЗ №40 от 25.04.2002 – этот нормативно-правовой акт фиксирует порядок действий при оформлении аварии по ОСАГО.

Схема ДТП

Прибыв на место правонарушения, сотрудники ГИБДД обязаны составить схему ДТП. Особенности ее заполнения закреплены в п. 280-282 Административного Регламента, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. Документ составляется в графическом виде. В соответствии с п. 280 Регламента, в схеме должны присутствовать следующие данные:

  • место ДТП (участок дороги, улицы, населенного пункта, территории или местности);
  • ширина проезжей части, количество полос движения для каждого из направлений, наличие дорожной разметки и дорожных знаков, действие которых распространяется на участок дороги, где произошло ДТП, а также технические средства регулирования дорожного движения;
  • ограждения, островки безопасности, остановки общественного транспорта, тротуары, газоны, зеленые насаждения, строения (при их наличии);
  • положение транспортных средств после ДТП, следы торможения и волочения, расположение поврежденных деталей и осколков транспортных средств, груза, осыпи грязи с автомобилей и других предметов, относящихся к ДТП, с их привязкой к стационарным объектам, дорожным и другим сооружениям, тротуарам, обочинам, кюветам и иным элементам дороги;
  • направление движения участников ДТП до момента его наступления, место столкновения со слов каждого из участников ДТП, очевидцев.

Схема составляется при помощи начертания линий. Дополнительно наносятся надписи. Они должны быть аккуратными и разборчивыми. Сотрудники ГИБДД имеют право использовать автоматизированную схему составления документа. Готовая бумага предоставляется на подпись участникам аварии. Если они не согласны с информацией, содержащейся в документе, осуществляется видеофиксация случившегося.

Протокол осмотра места происшествия

Документ оформляется в соответствии с нормами ст. 28.1.1 КоАП РФ. Он заполняется после того, как выявлен факт наличия административного правонарушения. Чтобы упростить составление протокола, был разработан образец. Он содержится в Приложении №17 к Административному Регламенту.

Осмотр места происшествия осуществляет сотрудник ГИБДД в присутствии двух понятых или с проведением видеосъемки. Протокол заполняется на основании собранной на месте происшествия информации. Когда осмотр завершен, в документ вносятся следующие данные:

  • действия сотрудника ГИБДД в том порядке, в котором они были выполнены;
  • состояние дороги;
  • наличие дорожной разметки;
  • освещенность участка, на котором произошла авария;
  • тип перекрестка;
  • наличие светофора и его исправность;
  • наличие знаков;
  • иные обстоятельства, способные оказать влияние на произошедшее.

Составляя протокол, сотрудник ГИБДД должен разъяснить лицам, участвующим в осмотре места ДТП, их права и обязанности. Этот факт отражается в документе. Дополнительно указывается, выполнялась ли фото- или видеофиксация места аварии. Записи и иные вещественные доказательства прилагаются к протоколу.

Когда оформление документа завершено, он заверяется подписями лиц, участвовавших в осмотре, и сотрудника ГИБДД, составившего бумагу. Копии протокола предоставляются гражданам, которые находились за рулем автомобилей в момент происшествия.

Документы, предоставляемые участникам аварии

Став участником аварии, гражданин, ранее купивший полис ОСАГО или КАСКО, может рассчитывать на возмещение. Однако человек должен будет подтвердить факт возникновения страхового случая. Для этого предстоит собрать и подготовить пакет бумаг. Потому для многих актуально ознакомиться с предметной информацией о том, какие именно документы составляют и выдают сотрудники ГАИ при оформлении аварии.

Представитель ГИБДД действует в соответствии с Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нем отражен перечень документов, обязательных к заполнению, однако не указывается, какие бумаги инспектор обязан предоставить участникам аварии. Если выявлен факт наличия административного правонарушения, составляется протокол. Документ должен быть оформлен в соответствии с требованиями ст. 28.1 КоАП РФ. А вот о том, когда выдается протокол о ДТП, конкретно говорится п.6 ст. 28.2 КоАП РФ:

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.

Ранее участники аварии могли получить справку о ДТП. Сейчас потребность в оформлении документа отсутствует.

Как быть со страховой

До августа 2017 года в дополнение к вышеуказанному перечню бумаг оформляясь справка о ДТП. Она не была документом строгой отчетности. Однако страховщики с охотой использовали бумагу. Справка о ДТП содержала всю значимую информацию о происшествии, включая сведения о наличии полиса у второго участника аварии.

Документ оформлялся в соответствии с приказом МВД РФ №154 от 01.04.2011. Получить готовую бумагу можно было, обратившись в подразделение ГИБДД.

После отмены справки процедура оформления ДТП по КАСКО или ОСАГО вызывает ряд вопросов. Единого подхода к оформлению аварии в подобной ситуации нет. Страховщиков заверили, что проблем не возникнет. Все данные, которые ранее содержались в справке, теперь будут отражены в приложениях процессуальных документов. При этом существует несколько нюансов, на которые стоит обратить внимание:

  1. Представители страховых компаний советуют автомобилистам оформлять извещение о ДТП на месте аварии. Оно заполняется в соответствии с нормами ФЗ № 40 от 25.04.2002. Обычно бланк документа предоставляется в качестве приложения к полису ОСАГО. Если бумага отсутствует, ее можно скачать на сайте РСА.
  2. Если произошло столкновение транспортных средств, каждый из участников происшествия должен заполнить бумагу. Оформление извещения осуществляется перекрестно – часть информации предстоит внести в чужой бланк. При этом предоставлять данные всегда нужно только в полном объеме. Если присутствуют разногласия, бумагу все равно придется заполнить. Однако подписи, подтверждающие отсутствие разногласий в сложившейся ситуации, не ставятся.
  3. Сценарии ДТП и поведение участников происшествия может быть очень разнообразным. Отсутствие четких критериев оформления заставляет страховщиков опасаться возможного всплеска мошенничества. Автомобилисты между тем не могут быть уверены, что предоставили документы в необходимом количестве. Потому эксперты рекомендуют предварительно обратиться к страховщику и узнать, какие бумаги требуются для получения выплаты.

Отсутствие обязанности в выдаче справки не означает, что представители ГИБДД не могут её предоставить. Принятие нового Регламента не отменило приказ МВД РФ №154 от 01.04.2011, утвердивший форму справки. Потому в отдельных случаях бумага все же может быть предоставлена. Если страховая компания отказывается выплачивать возмещение, гражданин имеет право обратиться в суд.

Сроки оформления ДТП в ГИБДД

На практике водители не всегда обращаются в ГИБДД незамедлительно. Обычно срок откладывают, если произошла небольшая авария без пострадавших. Хотя теоретически происшествие можно оформить и через несколько дней после ДТП, лучше не откладывать процедуру на потом. Срок обращения в ГИБДД после ДТП нигде не зафиксирован. Однако в п. 2.5 ПДД РФ говорится:

При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.

Покидая место происшествия без оформления ДТП, водитель нарушает вышеуказанную норму. За это его могут привлечь к ответственности. В ст.12.27 КоАП РФ говорится:

Оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.

Чтобы не столкнуться с проблемами, оформить аварию нужно в течение ближайших нескольких часов с момента её возникновения.

Отказ в оформлении

Сотрудники ГИБДД действуют строго в соответствии с Административным Регламентом, утв. Приказом МВД РФ №664 от 23.08.2017. В нормативно-правовом акте отсутствуют положения, позволяющие инспектору отказаться оформлять аварию. Если водитель вызвал ГИБДД, происшествие должно быть зафиксировано даже в случае нанесения незначительного ущерба. Представители уполномоченного органа не являются экспертами в области оценки и не могут определить точную стоимость повреждений. Так, незначительная вмятина может скрывать серьезные внутренние повреждения авто. Определить точный размер нанесенного ущерба способен только профессиональный оценщик.

Многие автомобилисты теряются и не знают, что делать, если ГАИ отказывается оформлять ДТП. Между тем в этой ситуации все предельно просто – давая отрицательный ответ, сотрудник уполномоченного органа нарушает Административный Регламент. Водитель в этом случае может написать жалобу на инспектора. Право на оформление бумаги отражено в ФЗ №59 от 02.05.2006. Форма документа законодательно не закреплена. Жалоба оформляется в письменном виде. Бумага направляется в адрес вышестоящего руководства сотрудника ГИБДД, отказавшегося оформлять ДТП. Жалоба будет рассмотрена в течение 30 дней с момента регистрации письменного обращения.

  • Источник: https://AvtoPravil.net/oformlenie-dtp-s-gibdd.html

    Когда можно использовать европротокол?

    Есть несколько обязательных условий:

    • В ДТП участвовали только два транспортных средства (ТС) и повреждены только они.
    • Ничья жизнь или здоровье не пострадали.
    • Участники происшествия имеют действующие страховые полисы ОСАГО. Полис должен содержать данные водителя, который был за рулем в момент аварии, или быть «без ограничений» (это значит, что транспортным средством может управлять любой обладатель водительских прав).
    • Размер ущерба транспортному средству визуально, по вашей оценке, не превышает 100 тыс. рублей — это максимальная страховая выплата по европротоколу в большинстве регионов.
      Размер возмещения для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей может достигать 400 тыс. рублей. Но чтобы получить выплату больше 100 тыс. рублей, нужно оформить происшествие через приложение «ДТП. Европротокол» ( , ). С 1 октября 2019 года лимит выплат в 400 тыс. рублей при тех же условиях будет действовать по всей стране.

    Если хотя бы одно из условий нарушено, европротокол не сработает. Звоните в ГИБДД. Сотрудники автоинспекции или прибудут на место аварии (если случай сложный), или посоветуют вам подъехать к ближайшему посту ДПС.

    Правила дорожного движения обязывают водителей освобождать проезжую часть, если в результате ДТП пострадали только транспортные средства. Тем, кто остается ждать сотрудников ГИБДД на дороге, мешая другим водителям, могут выписать штраф — 1000 рублей.

    Европротокол можно использовать, даже если участники ДТП не могут решить, кто из них виновник аварии, а кто — пострадавший. Предполагается, что страховщики могут определить степень вины каждого из водителей, но для этого хотя бы одна из машин должна быть оборудована системой мониторинга либо водители должны оформить происшествие с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол».

    На самом деле страховые компании зачастую не могут однозначно установить обстоятельства происшествия, а потому просто выплачивают каждому из водителей половину возмещения.

    Поэтому, если вы уверены в своей правоте и хотите получить полное возмещение, но второй водитель не признает вину, стоит отказаться от европротокола и дождаться сотрудников ГИБДД. Если же вы дорожите своим временем и готовы довольствоваться половиной возмещения, то можете воспользоваться европротоколом.

    Как оформить ДТП по европротоколу?

    Возможны два варианта.

    Первый вариант: разногласий нет и ущерб, по вашим оценкам, не превысит 100 тыс. рублей.

    В этом случае можно ограничиться всего одним шагом:

    1. Заполните извещение о ДТП (бланк европротокола). Бланк извещения вам выдает страховая компания в момент покупки полиса ОСАГО (пример бланка). Если вы потеряли или использовали свой бланк, нужно обратиться в любой офис своего страховщика и взять новый бланк европротокола. Он бесплатный.
      Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и чей это бланк — неважно. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно.
    2. Но лучше этот шаг дополнить еще двумя действиями:

    3. Сфотографируйте или сделайте видеосъемку места аварии до того, как убрать с дороги ТС. Это не обязательно, но желательно: так вы подстрахуете себя на случай, если второй водитель решит «творчески переосмыслить» произошедшее. Зафиксируйте положение ТС по отношению друг к другу, дорожной разметке и дорожным знакам, снимите повреждения ТС, следы от шин, отлетевшие запчасти или их детали (осколки). На кадрах должны быть видны номерные знаки обоих ТС.
    4. Если есть свидетели ДТП, попросите их дать письменные показания об обстоятельствах аварии и оставить свои контактные данные. Это тоже поможет вам, если у страховой компании возникнут сомнения в реальности аварии или второй водитель решит трактовать ситуацию в свою пользу.
    5. Второй вариант: вы оцениваете ущерб больше 100 тыс. рублей или у вас есть разногласия — кто виноват в аварии.

      В дополнение ко всем предыдущим пунктам нужно воспользоваться мобильным приложением «ДТП. Европротокол».

    6. Скачайте приложение в App Store или Google Play (если вы не сделали этого раньше). Это может сделать любой из участников аварии. В приложении нужно зарегистрироваться и указать данные своего транспортного средства и номер полиса ОСАГО.
    7. Зарегистрируйте аварию. Зайдите в раздел «Регистрация ДТП». Введите данные полисов ОСАГО обоих водителей. С помощью приложения сфотографируйте заполненный бланк европротокола, а также сделайте фотографии с места аварии. Вы увидите подсказки, какие снимки необходимо загрузить. Приложение также автоматически определит координаты места аварии и время заполнения формы.
    8. Дождитесь, пока приложение выдаст вам номер обращения. Этот номер вы должны будете сказать своему страховщику, когда привезете заполненный бланк европротокола.

    Когда вы и второй водитель подпишете бланк европротокола и внесете данные в приложение, можете покинуть место аварии.

    Как заполнить бланк европротокола (извещение о ДТП)?

    Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:

    1. Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП совершено не в населенном пункте, сообщите название трассы, километр и направление движения.
    2. Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.
    3. Количество поврежденных ТС. Для европротокола их должно быть только два.
    4. Количество раненых/погибших. В ДТП, по которому может быть оформлен европротокол, их быть не должно. В извещении в этой графе ставьте прочерки.
    5. Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. При оформлении европротокола не проводится. Ставьте галочку в графе «Нет».
    6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме А и В), может быть только нулевым. Иначе оформить европротокол нельзя.
    7. Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.
    8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД. Отметьте галочкой «Нет», так как европротокол не предполагает участия сотрудников автоинспекции.
    9. Дальше каждый участник аварии заполняет свою колонку — А или В:

    10. Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.
    11. Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
    12. Водитель. Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии. Это не обязательно собственник. Но этот человек должен быть вписан в полис ОСАГО (или полис должен быть без ограничений по количеству водителей). Иначе европротокол не действует.
    13. Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО. Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.
    14. Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.
    15. Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.
    16. Замечания. Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.
    17. Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.

    18. Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.
    19. Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:

    20. Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.
    21. Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:

    22. Подписи водителей. Сначала нужно отметить галочкой, есть ли у вас со вторым водителем разногласия относительно причин, обстоятельств и последствий аварии. Если разногласий нет, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие», если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись. Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.

    Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны.

    На оборотной стороне своего экземпляра каждый из водителей указывает обстоятельства ДТП. Если у вас со вторым водителем есть разногласия, подробно опишите их в пункте 7.

    Если места не хватает, продолжите описание на чистом листе бумаги и приложите его к бланку. При этом на бланке надо сделать отметку «С приложением». А на приложении укажите, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверьте его подписями обоих участников ДТП.

    Что делать с заполненными бланками?

    В течение 5 рабочих дней со дня происшествия вы должны передать в свою страховую компанию ваш экземпляр извещения о ДТП. Лучше прийти в офис страховой компании лично. Когда отдадите извещение, потребуйте себе копию с печатью компании и датой приема.

    Если доехать до страховщика не получается, можно послать извещение по почте. Оставьте себе копию извещения, а оригинал отправьте страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении. Сделайте опись вложения в двух экземплярах. На одном из них на почте поставят штамп — этот экземпляр нужно оставить себе. Когда письмо будет доставлено, вам придет уведомление о вручении — его нужно будет забрать на почте.

    Если вы застраховали свое транспортное средство от ущерба, можете передать европротокол страховщику, с которым вы заключили договор каско, а не ОСАГО. В этом случае тоже возьмите копию извещения с печатью и датой.

    В бланках старого образца рекомендуется передать европротокол страховщику в течение 14 календарных дней. Но сейчас действует новая норма — 5 рабочих дней.

    Обязательно сохраните все документы. Они понадобятся, если возникнут проблемы с выплатами. Ведь если пострадавший не направит документ вовремя, ему могут отказать в возмещении. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она имеет право взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.

    Как получить страховое возмещение по европротоколу?

    Обычно этот процесс занимает один-два месяца.

    1. В течение 5 дней вы должны предоставить в страховую компанию комплект документов:
      • заполненное извещение о ДТП;
      • полис ОСАГО;
      • паспорт и водительское удостоверение;
      • документы, подтверждающие право собственности на ТС;
      • если есть — электронный носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии: например, флешку с записью, сделанной на смартфон;
      • если есть — письменные показания свидетелей ДТП;
      • заявление о прямом возмещении убытков;
      • доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается не собственник;
      • банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит вам ущерб не в натуральном виде, отремонтировав ваше ТС, а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
    2. С документами, которые оформлены в рамках европротокола, также можно обращаться в страховую компанию за получением страховых выплат по полису добровольного страхования — каско.

    3. В течение 20 дней страховая компания рассмотрит ваши документы и определит размер возмещения.
      В большинстве случаев вам нужно будет представить свое ТС на осмотр. Страховщик или независимый эксперт проведут оценку ущерба.
      Виновник ДТП не может ремонтировать или утилизировать свое транспортное средство без согласия страховой компании в течение 15 дней со дня происшествия. Возможно, эксперты захотят осмотреть его. Если виновник в этот период проведет какие-то манипуляции с ТС, страховщик имеет право предъявить ему иск на сумму выплаченного возмещения.
      Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит ваше ТС на ремонт в одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) или выплатит вам деньги — наличными либо переводом на счет.
      Возмещение по европротоколу не может превышать 100 тыс. рублей (или в некоторых регионах — 400 тыс. рублей). Если ущерб будет оценен в большую сумму, вы можете доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис.
    4. В течение 30 дней с момента поступления вашего транспортного средства на СТО страховой компании оно должно быть отремонтировано.

    Подробнее о возмещении ущерба можно прочитать в статье об ОСАГО.

    Что делать, если я не согласен с размером выплаты?

    Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает вам деньги вовремя, вообще отказывает вам в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать вам ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.

    Если компания не ответит вовремя или ответ вас не устроит, еще один вариант — обратиться к . С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

    Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.

    Последняя инстанция — суд. Вы можете подать иск на страховую компанию с требованием выплатить возмещение. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения со штампом компании (или с уведомлением о вручении от почты) и отказ страховой компании (если она ответила).

    Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте .

    Источник: https://fincult.info/article/evroprotokol/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *