Официальный источник информации

Подписан закон об официальной публикации законов на интернет-портале правовой информации. Президент Дмитрий Медведев подписал Федеральный закон от 21 октября 2011 г. N 289-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания». В связи с этим для того, чтобы выяснить дату вступления в силу закона, юристам в большинстве случаев теперь нужно будет сопоставить даты публикации в официальном печатном издании и на официальном сайте.

Мы уже писали, что согласно новому закону официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете», «Собрании законодательства Российской Федерации» или в электронном виде на официальном интернет-портале правовой информации.

Таким образом, если на интернет-портале www.pravo.gov.ru документ будет опубликован раньше, чем в печатном издании (а скорее всего, это будет именно так), то и датой официального опубликования, от которой зачастую зависит дата вступления в силу законов, будет считаться день его размещения на этом сайте. Напомним, что согласно ст. 6 того же документа законы вступают в силу по истечении 10 дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен иной порядок вступления их в силу.

Изменениями также установлено, что в порядке, который может быть установлен Президентом РФ, на этом портале (www.pravo.gov.ru) могут официально публиковаться:

  • правовые акты Правительства РФ и других органов государственной власти РФ;
  • законы и иные правовые акты субъектов РФ;
  • муниципальные правовые акты.

База данных «Законодательство Российской Федерации» содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке.

Органы официального опубликования Российской Федерации

Согласно Закону России «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации.

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации».

Федеральные конституционные законы, федеральные законы направляются для официального опубликования Президентом Российской Федерации. Акты палат Федерального Собрания направляются для официального опубликования председателем соответствующей палаты или его заместителем.

Согласно Указу Президента России «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» и Собрании законодательства Российской Федерации в течение десяти дней после дня их подписания.

Официальным опубликованием актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в «Российской газете» или в Собрании законодательства Российской Федерации.

Официальными являются также тексты актов Президента Российской Федерации и актов Правительства Российской Федерации, распространяемые в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

Акты Президента Российской Федерации и акты Правительства Российской Федерации могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения по телевидению и радио, разосланы государственным органам, органам местного самоуправления, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, подлежат обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература» Администрации Президента Российской Федерации, который должен издаваться начиная со второго полугодия 1996 г. не реже двух раз в месяц, а с 1998 года — еженедельно. Официальным также является указанный Бюллетень, распространяемый в машиночитаемом виде научно-техническим центром правовой информации «Система».

В соответствии с Законом России «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» решения Совета директоров по вопросам изменения процентных ставок, размера резервных требований, размеров обязательных нормативов для кредитных организаций и банковских групп, прямых количественных ограничений, участия (членства) Банка России в капиталах организаций (организациях), обеспечивающих деятельность Банка России, его организаций и служащих, выпуска банкнот и монеты Банка России нового образца, изъятия из обращения банкнот и монеты Банка России старого образца, порядка формирования резервов кредитными организациями подлежат обязательному официальному опубликованию в официальном издании Банка России — «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия этих решений.

Постановления и заключения Конституционного Суда Российской Федерации подлежат незамедлительному опубликованию в официальных изданиях органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, которых касается принятое решение. Решения Конституционного Суда Российской Федерации публикуются также в «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации», а при необходимости и в иных изданиях (Закон Росси «О Конституционном Суде Российской Федерации» ).

Согласно Закону России «О международных договорах Российской Федерации» вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры, решения о согласии на обязательность которых для Российской Федерации приняты в форме федерального закона, подлежат официальному опубликованию по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации в Собрании законодательства Российской Федерации.

Вступившие в силу для Российской Федерации международные договоры (за исключением договоров межведомственного характера) официально опубликовываются по представлению Министерства иностранных дел Российской Федерации также в Бюллетене международных договоров.

Международные договоры Российской Федерации межведомственного характера опубликовываются по решению федеральных органов исполнительной власти, от имени которых заключены такие договоры, в официальных изданиях этих органов.

«Парламентская газета» является официальным периодическим изданием Федерального Собрания. Федеральные конституционные законы, федеральные законы подлежат обязательному опубликованию в «Парламентской газете». Обязательному опубликованию в «Парламентской газете» подлежат те акты палат Федерального Собрания, по которым имеются решения палаты, принявшей эти акты, об обязательном их опубликовании.

Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубликованы также в виде отдельного издания.

Газета зарегистрирована в Государственном комитете Российской Федерации по печати 10 декабря 1997 года.

Учредители: Совет Федерации, Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Регистрационный №016893.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

«Собрание законодательства Российской Федерации» состоит из пяти разделов:

  1. в первом разделе публикуются федеральные конституционные законы, федеральные законы;
  2. во втором разделе публикуются акты палат Федерального Собрания;
  3. в третьем разделе публикуются указы и распоряжения Президента Российской Федерации;
  4. в четвертом разделе публикуются постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;
  5. в пятом разделе публикуются решения Конституционного Суда Российской Федерации о толковании Конституции Российской Федерации и о соответствии Конституции Российской Федерации законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Второй раздел подразделяется на две части: в первой части публикуются постановления палат Федерального Собрания, принятые по вопросам, отнесенным к ведению палат статьями 102 и 103 Конституции Российской Федерации; во второй части — иные акты палат Федерального Собрания. Третий и четвертый разделы также подразделяются на две части: в первой части помещаются нормативные акты, во вторую часть включаются акты ненормативного характера.

Публикуемые в «Собрании законодательства Российской Федерации» акты помещаются в статьях, имеющих соответствующие порядковые номера. Приложения к актам помещаются в тех же статьях, что и сами акты.

При публикации федерального конституционного закона и федерального закона указываются наименование закона, даты его принятия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должностное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистрационный номер. При публикации иного акта палаты Федерального Собрания указываются его наименование, место и дата его принятия, регистрационный номер.

Федеральный конституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания, в который были внесены изменения или дополнения, может быть повторно официально опубликован в полном объеме. Журнал издается еженедельно.

«Российская газета» — издание нового российского государства, учреждена Правительством Российской Федерации, первый номер газеты вышел 11 ноября 1990 года.

«Российская газета» является официальным изданием — после публикации в газете вступают в силу государственные документы. При этом «Российская газета» — издание для читателя, в ней есть все: от новостей, репортажей и интервью государственных деятелей до компетентных комментариев к документам. Тираж газеты — более 400 тысяч экземпляров.

«Российская газета» имеет 32 корреспондентских пункта, она печатается в 44 городах страны, выпуски газеты сопровождаются региональными вкладками, а также тематическими приложениями. «Библиотечка РГ» издает серии книг с государственными документами и комментариями к ним.

Газета зарегистрирована 1 ноября 1990 года и затем перерегистрирована 28 сентября 1993 года в Министерстве печати и информации Российской Федерации под номером 302.

Города, в которых печатается «Российская газета»:

Региональные представительства «РГ» работают в городах России и СНГ:

Научно-технический центр правовой информации «Система» Федеральной службы охраны Российской Федерации cоздает и поддерживает эталонный банк правовых актов высших органов государственной власти Российской Федерации, а также издает и распространяет официальные издания «Собрание законодательства Российской Федерации» и «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» в машиночитаемом виде.

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти» является официальным изданием. В нем в полном объеме публикуются принятые федеральными органами исполнительной власти нормативные акты, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации Электронная версия зарегистрирована в Комитете Российской Федерации по печати, №015540 от 3 декабря 1996 года.

Статья подготовлена специалистами ООО «СоюзПравоИнформ».

© СоюзПравоИнформ. При перепечатке ссылка на источник обязательна.

В этой статье я подробно расскажу о том, где ищут законы юристы, и поделюсь полезными ссылками. Расскажу, что такое источники официального опубликования, зачем они нужны и почему искать законы в специальных программах легче.

Я всегда улыбаюсь, когда слышу: «Этот закон в Интернете есть!» Как будто глобальная сеть – это высшая инстанция в одном лице, и она точно не подведет. На деле за каждым сайтом стоят живые люди, и где-то они обновляют информацию, а где-то выкладывают ее однажды и больше не вносят изменений. Так и получаются казусы, когда люди ссылаются на законы, которые в Интернете есть, но уже не действуют.

«Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются». Cтатья 15 Конституции РФ

Выложить текст нового закона на каком-нибудь случайном сайте или развесить плакаты в фойе районной библиотеки не получится. У официального опубликования есть свои строгие источники. Эти источники указаны в Федеральном законе от 14. 06. 1994 № 5-ФЗ и в Указе Президента РФ от 23.05.1996 № 763. Таких официальных публикаторов в России всего 4.

Источники официального опубликования нормативных правовых актов РФ

1. «Собрание законодательства РФ» – название этого издания говорит само за себя — здесь публикуются и законы, и акты Президента РФ, и акты Правительства РФ, и решения Конституционного суда РФ, и другие важные документы. «Собрание законодательства» издается с 1994 года еженедельно в виде выпусков. По сути – это сухое издание актов. Не глянцевый журнал с новостями. Посмотреть, как выглядят выпуски «Собрания законодательства», и что там печатают, Вы всегда можете на официальном сайте – www.szrf.ru

2. «Парламентская газета» – совсем другое издание. Здесь есть и законодательство, и новости, и картинки. «Парламентская газета» — это издание нашего законодательного органа – Федерального собрания РФ, который состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Поэтому в «Парламентской газете» мы не встретим ни актов Президента РФ, ни актов Правительства РФ. Здесь публикуют законы – федеральные конституционные (ФКЗ), федеральные (ФЗ), а еще другие акты самого Федерального Собрания РФ, плюс новости: о политике, экономике, культуре, происшествиях и тому подобном. Газета издается с 1997 года и выходит еженедельно. У «Парламентской газеты» тоже есть официальный сайт – www.pnp.ru. Там можно купить свежий или архивный номер газеты в формате pdf.

3. «Российская газета» — как правило, известна людям чаще. Подозреваю, что Вы о ней точно слышали. Это издание Правительства РФ. Первый номер «Российской газеты» вышел в 1990 году. С тех пор газета печатается и ежедневно, и еженедельно, в зависимости от города России – Москва, Новосибирск, Иркутск, Калининград и т.д. Кроме новостей о жизни в России и в мире, «Российская газета» — это официальный публикатор законов, других актов парламента, актов Президента РФ и Правительства РФ, решений Конституционного суда РФ, актов Центральной избирательной комиссии РФ и других значимых документов. У газеты тоже есть официальный сайт – www.rg.ru.
«Российская газета» — это хороший инструмент, чтобы проверять достоверность новостей в духе «приняли недавно такой закон…» Чтобы узнать, действительно ли его «приняли», воспользуйтесь поиском по сайту газеты – он находится в верхнем правом углу на главной странице. Для поиска достаточно использовать ключевые слова.

4. Официальный интернет-портал правовой информации – www.pravo.gov.ru. Этот ресурс только электронный. Портал стал официальным публикатором актов с 2011 года. Здесь публикуют законы, другие акты парламента, акты Президента РФ и акты Правительства РФ, международные договоры, а также другие значимые документы.

На этом источники официального опубликования документов закончились. Возникает логичный вопрос: а как же все остальные – сайты, газеты, сборники – они публикуют законы (и другие акты) незаконно? Законно. Просто над остальными источниками не висит обязанность быть официальным публикатором и обнародовать документ в установленный законодательством срок. Поэтому публиковать тексты законов в других (дополнительных) источниках можно. Все это сказано в статье 5 Федерального закона от 14.06.1994 № 5-ФЗ и в пункте 3 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763.

Справочные правовые системы в России или г де ищут законы юристы

Система «Законодательство России»

Двигаемся дальше и рассматриваем негосударственные СПС — «Консультант Плюс» и «Гарант». Коммерческие системы отличаются хорошими связями между документами. На языке программистов — перелинковкой. Это не сухая публикация текстов законов (и других актов), это человекопонятный инструмент для чтения правовой информации. Можно сравнить старую и новую редакцию, посмотреть комментарий к нужной статье закона, найти судебную практику, просто узнать ответ на вопрос, получить правовую инструкцию и много чего еще.

И «Гарант», и «КонсультантПлюс» в своих полных версиях работают офлайн и платно. Именно здесь юристы нашей необъятной Родины черпают свои знания. Зачем это неюристам? – спросите Вы. Объясню. У каждой этой системы есть бесплатная онлайн-версия с самыми популярными документами, то есть не вся база целиком, но очень много всего нужного в открытом доступе есть. Искать документы под силу даже первокласснику. Сейчас покажу, как это работает.

Система «Консультант Плюс»

Полное название — справочная правовая система «Консультант Плюс». Онлайн-программа доступна по ссылке: www.consultant.ru. Сайт «Консультанта» появился в 1997-м, а сама система еще раньше — в 1992. Для будущих правозащитников мир «Консультанта» открылся в 2004-м, когда компания стала рассылать по юридическим факультетам страны свои диски с небольшими, но качественными базами документов, которые собирали специально для студентов. За год было 2 диска (документы обновлялись). Эти диски мы брали в деканате, устанавливали на свои домашние компьютеры и радовались, что, наконец-то, все «правильные» документы под рукой. Вот так грамотно была выстроена маркетинговая стратегия «Консультанта».

Если вы читали книгу Максима Батырева «45 татуировок продавана. Правила для тех, кто продает и управляет», то наверняка помните собственную историю автора — о том, как он продавал программу «КонсультантПлюс» и какие уроки получил от этого опыта. О самой программе в книге, конечно, ничего не написано. Поэтому перейдем от историй — к делу и посмотрим, как работает бесплатная онлайн-версия «Консультанта» и, чем отличается поиск документов здесь от рассмотренной выше системы «Законодательство России».

Используем уже знакомый поисковый запрос и найдем «закон об ООО». Сделаем поиск сразу с главной страницы:

Подозреваю, что полученный результат в комментариях не нуждается:

Документы, которые открыты, отмечены зеленой галочкой. Если документ закрыт в бесплатной версии, Вы увидите «красный кирпич». Здесь есть #лайфхак: больше документов открыто в вечернее время и по выходным дням.

Другая коммерческая система, также доступная в бесплатной версии, называется «Гарант».

Система «Гарант»

Бесплатная версия системы доступна на сайте www.garant.ru. «Гарант появился в 1990-м. Группа студентов МГУ создала компьютерный справочник по Кодексу законов о труде. Потом появилась небольшая справочная система с небольшим числом обновляемых документов, первые продажи этой системы сделали в том же 1990-м. А дальше пути студентов разошлись и получилось два коммерческих бренда — «Гарант» и «КонсультантПлюс»

Сегодня сайт «Гаранта» больше похож на юридический портал – здесь и новости, и документы, и даже рекламные баннеры. Проверим поиск документов по кючевой фразе «закон об ООО». Слова вводим в строку поиска тоже на главной странице:

Здесь отличается интерфейс выдачи, поэтому выбирайте ту программу, корая Вам покажется удобнее.

Поиск по фразе «закон об ООО» я сделала в качестве примера. Искать в этих системах вы можете не только законы, но и другие документы. Например, бланк заявления о регистрации индивидуального предпринимателя, официальные правила заполнения этого зявления и много чего еще.

Один небольшой #лайфхак по делу: перекрестный поиск в разных системах. Например, если Вы ищете документ на сайте «Консультанта», а там он «закрыт», попробуйте поискать его в «Гаранте». Если и там недоступен, вооружайтесь точными реквизитами (и «Консультант», и «Гарант» их обязательно покажут) и отправляйтесь на www.pravo.gov.ru, чтобы найти документ в системе «Законодательство России».

Есть и другие СПС. Например, Кодекс и ТехЭксперт. В «ТехЭксперте» много разных ГОСТов, СанПинов, СНИПов и так далее (но вцелом документов гораздо меньше, чем в том же «Консультанте»). Перекрестный поиск к этим системам тоже относится.

Помните, в самом начале статьи я рассказывала Вам про официальных публикаторов — «Собрание законодательства РФ», «Парламентская газета», «Российская газета» и портал www.pravo.gov.ru? Теперь пазл замыкаем — «Консультант» и «Гарант» сюда не относятся. Эти системы публикуют документы очень удобно для пользователей, делают профессиональные инструкции и обзоры, но источниками официального опубликования не являются. Миллионы юристов доверяют этим системам исходя из сложившейся практики и репутации. Поэтому у каждого документа и в «Гаранте», и в «Консультанте» есть справка с указанием источников публикации.

На этом мой обзор завершён. Удачных Вам поисков и точных правовых документов.
И до встречи на Праводоксе!

Сначала ликбез. Источники бывают опубликованные и неопубликованные. Последние это обычно материалы из фондов архивов, реже – музеев. Обращается к неопубликованным источникам мизерная часть Студентов (особенно заочников), тем не менее, приходится показывать, как эти источники оформляются в списке. Указывается полное название архива (в скобках – сокращенное), номер и название использованного фонда (каждый фонд отдельно). Номера конкретных описей и дел можно указать только в сносках. Подробнее оформление ссылок на архивные материалы см. по адресу http://biblio.narod.ru/sodeistv/arhiv-spravka.htm.

Примеры описания двух главных архивов РБ:

Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. И-9. Уфимское губернское правление.

Центральный исторический архив Республики Башкортостан (ЦИА РБ). Ф. Р-2. Уфимский губернский Совет рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

Центральный архив общественных объединений Республики Башкортостан (ЦАОО РБ). Ф. 122. Башкирский обком РКП(б) (Большая Башкирия).

Гораздо чаще студенты используют опубликованные источники. Это:

— различные сборники материалов и документов, извлеченных публикаторами по большей части из тех же архивов,

— хрестоматии,

— статистические сборники,

— текущие издания законодательных актов,

— публикации работ политических деятелей рассматриваемой эпохи (книги/статьи/письма В.И. Ленина, Л.Д. Троцкого и т.д.)

— мемуары,

— географические карты,

— альбомы рисунков, фотографий и т.п.

Правила оформления опубликованных источников те же, что и оформления использованной литературы. Смотрите их в следующем разделе.

Подсказки Студентам:

1) Не путайте источники и литературу.

2) Не засовывайте в список источников саму хрестоматию. По существу хрестоматия не источник, а сборник опубликованных источников. Поэтому оформляйте все документы, извлеченные из сборников и хрестоматий, как самостоятельный источник. Так у вас список источников будет выглядеть гораздо солиднее.

3) Не может быть источником все Полное собрание сочинений В.И. Ленина и даже один, отдельно взятый том, как любят указывать Студенты. Источник – конкретная(ое) книга/статья/письмо В.И. Ленина с указанием тома и страниц.

Литература

Чтобы составить список литературы, нужно сначала эту литературу найти. Для этого нужно обратиться к имеющимся в библиотеках систематическим каталогам (в которых библиографические карточки расположены по областям знаний), предметным каталогам (содержат названия книг по конкретным проблемам и специальностям) или алфавитным каталогам (карточки расположены в алфавитном порядке, прямо как в вашем списке литературы). Правда последний каталог обычно используется при поиске работ уже конкретно нужного автора. Помогут при поиске литературы библиографические указатели. Если таковые есть в библиотеке. Тем, кто пишет по истории Башкирии, очень пригодится двухтомный «Библиографический указатель по истории Башкирской АССР», изданный в 1988-1989 годах. И не забывайте: кроме библиотеки нашего университета есть еще библиотеки БГУ, Уфимского научного центра РАН (пр. Октября, д. 71) и, главное, Национальная библиотека РБ им. З. Валиди (ул. Ленина, д. 4). В последнюю должен быть записан каждый уважающий себя Исследователь и даже Студент.

При работе с книгами и статьями выписывайте все упоминаемые в сносках публикации. Это один из важнейших источников литературы. Пусть не все, но какую-то часть этих публикаций вы найдете.

Оформление списка литературы, или библиографии, достаточно канительная работа. Но ее качество сразу сказывается на качестве всей контрольной/курсовой/ВКР/диссертации.

Работы в списке помещаются строго в алфавитном порядке по первым буквам фамилий авторов / первого автора или названий работ, если автор(ы) не указан(ы). Это кажется элементарным, но приходится напоминать, как и то, что инициалы авторов ставятся ПОСЛЕ фамилии.

Каждое описание начинается с абзаца и нумеруется. Список литературы имеет отдельную нумерацию от списка источников.

Указание места издания работы безусловно обязательно. Названия всех городов пишутся полностью (Уфа, Екатеринбург и т.п.), кроме Москвы – М., Ленинграда – Л., Санкт-Петербурга – СПб., Киева – К.

В публикациях начала ХХ века, особенно брошюрах, место издания может быть не указано. Тогда вместо него придется писать , т.е. «без места».

Так же обязательно указание издательства. Особенно вот почему – если Студент публикацию в руках держал, то название издательства он, как правило, зафиксировал. Но если это содранное откуда-то название работы (обычно из ссылки), то поскольку издательство там не указывается, то его и взять неоткуда. Так что если в списке литературы ВКР подавляющее число работ указано без названия издательства, сразу становится понятным – содрано все, самих работ Студент в глаза не видел и реально написал свой опус по двум-трем живым книгам, а то и с Инета все скачал.

Опять же, в публикациях начала ХХ века, особенно брошюрах, издательство часто не указано. Тогда вместо названия издательства придется писать , т.е. «без издательства». Но писать все равно надо!

Подробно рассказывать об обязательных и факультативных элементах библиографического описания я не буду. Остановлюсь лишь на тех минимальных требованиях, которые предъявляю в своим студентам. Особо любознательных и «правильных» Исследователей (диссертантов – обязательно) отсылаю к ГОСТ 7.1-2003, который можно найти в Инете, например, по адресу http://ru.wikisource.org/wiki/ГОСТ_7.1—2003. Можно посмотреть примеры библиографического описания, вывешенные в сети разными вузами. Например: http://www.vgavt-nn.ru/library/examples/.

Обратите внимание: помещенные ниже примеры описаний работ сделаны в размере шрифта 12. Но это только для облегчения восприятия текста читателем. В ВКР размер шрифта 14 – не забудьте! Теперь конкретнее.

© Курышева Юлия Владимировна

кандидат политических наук, доцент кафедры международной журналистики Института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» СПбГУ (г. Санкт-Петербург, Россия), j.kurysheva@spbu.ru

Аннотация

В статье систематизируется представление об источниках зарубежной информации в работе национальных СМИ в контексте глобализации повестки дня и развития новых способов информационного взаимодействия. Сформулирован подход к анализу информационных источников, предопределяющих достоверность и объективность журналистского текста. Выделены новые типы источников зарубежной информации, их взаимосвязь с географическим фактором, с типом публикации и – в особенности − использования.

Ключевые слова: источники зарубежной информации, глобализация повестки дня.

Обзор литературы

Несмотря на значимость источников информации в профессиональной журналистской деятельности, в качестве объекта исследования в научной сфере данный элемент встречается не часто. В русскоязычном научном поле существует ряд исследований, затрагивающих вопросы профессиональной работы с источниками информации. В учебно-профессиональной литературе изложена методика работы с источниками информации, их типы и функциональные особенности, профессиональные нормы и правила взаимодействия (Колесниченко, 2013; Лазутина, 2006; Лозовский, 2002), изучена взаимосвязь источника информации и качественных показателей журналистского произведения (Фролова, 2015; Ушникова, 2007). Существует ряд публикаций, затрагивающих особенности использования новых медиа в качестве источников информации в журналистике (Павлушкина, 2014; Georgios (ed.), 2014). Специфика источников зарубежной информации в условиях глобализации и экономического кризиса рассматривается в работах российских и зарубежных исследователей (Зегонов, 2009; León-Gross, Rivera-Hernández, Redondo-Escudero, 2018; Belair-Gagnon, Agur, Frisch, 2016; Haubrich, 2005; Salaverría, 2014).

Источники информации в журналистике: типологический подход

Значимость источника информации сложно переоценить. С профессиональной точки зрения, он является ключевым средством деятельности журналиста, предопределяет качественные характеристики журналистского произведения, так как достоверность текста напрямую зависит от достоверности источника информации. Указание источника информации является обязательным требованием и в рамках профессиональных стандартов в российской и зарубежной практике, и в теории журналистской деятельности, так как ссылка на источник представляет собой основной показатель достоверности сообщаемого факта. Совокупность источников информации определяет не только достоверность сообщения, но и качество самого СМИ. С научной точки зрения, источник информации как единица анализа позволяет определить достоверность и объективность отражения действительности, особенности массмедийного дискурса, выявить специфику и изменения в профессиональной деятельности журналиста. Источник информации – значимый показатель оценки деятельности СМИ и качественного уровня профессии на том или ином этапе развития.

Правила работы с источниками информации определяются законодательными нормами, этическими обязательствами и профессиональными стандартами. Подходы к классификации источников информации в журналистике разноплановы. Можно выделить несколько видов источников с точки зрения различных критериев.

Общий подход предполагает выделение трех основных типов источников на основании их материальной природы: документ, человек, предметно-вещественная среда (Фролова, 2015: 58).

В зависимости от типа искомой информации журналист будет обращаться к тому или иному типу источника или к их совокупности. Выбор вида информационного ресурса во многом зависит от целей публикации и характера публикуемой информации, информационные источники для новостных текстов и аналитических текстов будут различными. Новостные сообщения представляют собой оперативную информацию и требуют более официальных источников. Аналитические и авторские тексты представляют собой контекстную информацию и предполагают большую свободу в выборе источника. Источники информации могут нести разную функциональную нагрузку. В аналитическом тексте ссылки на источник информации «служат не только одним из параметров истинности сообщения, но и помогают автору при аргументации тезиса, акцентируют внимание читателя на определенных фрагментах статьи» (Ушникова, 2007: 121).

Достоверность/недостоверность информации зависит не только от вида источников, но и от надежности. С точки зрения качественных характеристик можно выделить параметр «официальный/неофициальный источник». Так, документ, может иметь официальный или неофициальный характер, человек может иметь полномочия, опыт и знания, а может являться случайным свидетелем, данные предметно-вещественной среды могут быть объективным фактом или субъективным наблюдением. В профессиональной практике такое разделение тесно связано со способом получения информации. В частности, в «Этическом кодексе» (El Pais Code of Ethics) испанской газеты El Pais выделяют три таких способа: присутствие на месте события (событие), сообщение третьей стороны (люди), анализ документов. Только первый способ – присутствие на месте события – позволяет говорить о работе с первичной информацией. Но даже при таком способе корреспондент обращается за дополнительными фактами к официальным или неофициальным лицам, включая в работу вторичную информацию.

С этой точки зрения следует выделять собственные источники информации издания: первоисточник (журналист работает напрямую с субъектами, непосредственно связанными с событиями или наделенными профессиональным правом давать комментарии по поводу события) и опосредованное получение информации – вторичный источник (обращение к информации, полученной и обработанной другими субъектами). Этот критерий позволяет определить также уровень эксклюзивности информации, авторитетность и качество самого издания, определение значимости событий в повестке дня.

Важным показателем являются качественные характеристики вторичного источника информации. В кодексе профессиональной этики BBC данный способ называется «обращением к третьим лицам». В качестве достоверных источников вторичной информации BBC рассматривает информационные агентства, «если это обосновано выбором корреспондента или если речь идет об информационном агентстве с высокой репутацией» (BBC Editorial Guidelines1), информация официальных рейтингов, финансовых организаций, служб безопасности, благотворительных фондов, организаций по охране окружающей среды. В числе ненадежных значатся пресс-релизы и другие материалы отделов по связям с общественностью.

По способу указания источника информации можно выделить открытый и скрытый источники. Ссылка на источник информации в журналистском тексте является обязательным компонентом. Профессиональный стандарт предполагает необходимым уважительное отношение к источнику информации и соблюдение права аудитории на знание о том, какой из источников стоит за сообщаемыми фактами. В профессиональном стандарте в зарубежной практике прописана необходимость обязательного указания источника информации в случае отсутствия журналиста на месте события и недопустимость сообщения мнения в форме отсылки к скрытым источникам (El Pais Code of Ethics). Скрытые источники обычно обозначаются с помощью формулировок «согласно экспертам», «как заявили политические аналитики», «по словам источника издания в …».

Попытка обобщенной классификации источников информации в журналистике по типу субъекта, предоставляющего информацию, выглядит следующим образом: учреждения (органы власти, госинституты, экономические образования, научные институты, социологические службы), общественные организации (негосударственные объединения граждан во всех сферах социальной деятельности), справочно-информационные системы любого типа (Интернет, СМИ, архивы, библиотеки, фонотеки, базы данных, справочники, энциклопедии, каталоги и др.), специальные мероприятия (выставки, круглые столы, научные конференции, семинары, форумы, пресс-конференции), частные лица («собственные контакты»: информаторы, эксперты, участники, очевидцы событий и др.), личный круг общения (профессиональный круг, друзья, родственники, частные коммуникативные среды), окружающая среда обитания, культурно-бытовые условия, транспорт и др.) (Фролова, 2015: 59).

Важным показателем также является количество источников информации, используемых при подготовке публикации, они демонстрируют достоверность факта (подтверждение факта) и объективность отражения (наличие второй точки зрения). Чем более значимый факт, тем более достоверным должен быть источник информации, чем более спорный факт, тем большее количество источников информации необходимо для его верификации.

Источники информации в контексте развития интернет-коммуникаций

Появление новых медиа увеличило количество участников массовой коммуникации и способов ее реализации. Новые информационные технологии позволили частным лицам (не профессиональным журналистам) сообщать информацию аудитории напрямую. Очевидцы, политические деятели и активисты в обход СМИ получили возможность оперативно сообщать обширной аудитории факты, мнения, взгляды, комментарии. Появление новых возможностей по поиску и сбору информации привело к возникновению новых разновидностей источников информации. Разнообразие коммуникационных онлайн-технологий меняет типологическую картину источников информации в профессиональной практике журналиста. Каждый из ресурсов в сети Интернет имеет свою функциональную характеристику, напрямую зависящую от того, кто использует эти ресурсы. Так, социальная сеть для редакции СМИ и для государственного органа будет иметь разное значение. В целом они позволяют донести информацию до аудитории наиболее удобным путем. Но если для СМИ социальная сеть представляет новые возможности по всему спектру профессиональной деятельности от поиска до распространения информации, то представители правительства, неправительственных организаций и отдельные лица получили возможность взаимодействия с массовой аудиторией в обход СМИ и профессиональных принципов, выработанных в рамках данной профессии. В новой коммуникативной схеме СМИ перестали быть единственным источником информации и единственным информационным посредником между аудиторией и ньюсмейкерами. На современном этапе любой человек или организация может стать ньюсмейкером, а создаваемый ими информационный ресурс может стать источником информации для журналистского текста. Интернет изменил понимание источника информации и профессиональные стандарты по работе с ними. Благодаря интернет-технологиям у журналистов и аудитории появился доступ к альтернативным источникам информации, многие из которых являются источниками первичной информации. Общий подход к классификации источников на основании их материальной природы может быть уточнен таким образом: документ, человек, предметно-вещественная среда, интернет-ресурс.

В качестве базовых характеристик любого интернет-ресурса как источника информации можно выделить следующие: открытый доступ (возможность обращения к источнику напрямую со стороны любого участника коммуникации при наличии соответствующего оборудования и доступа в Интернет), вторичность информации (информация представляет собой текст как результат осмысления действительности). Журналист находит информацию без обращения к ее непосредственному автору, он обращается к тексту, к осмыслению факта, к интерпретации факта ньюсмейкером. К источникам такого рода этическое руководство BBC предлагает относиться предвзято. «Работа с контентом, созданным пользователями, требует особого внимания. Априорно нельзя принимать материал как достоверный» (BBC Editorial Guidelines2), информация, полученная из интернет-источников, требует анализа на предмет целей публикации и на предмет того, является ли автор текста первоисточником.

Качественные характеристики интернет-источников будут зависеть от множества факторов. Критерием оценки достоверности интернет-источника по-прежнему остается коммуникатор (автор ресурса) и разновидность платформы. Точно так же по статусу они могут быть официальными и неофициальными. По типу автора они могут подразделяться на информационные порталы учреждений, общественных организаций, официальных лиц, экспертов, частных лиц, справочно-информационных систем. Официальное лицо принято считать наиболее достоверным источником информации. В случае невозможности указать два источника информации, согласно этическому руководству BBC, «предпочтительнее использовать официальное лицо»3. Интернет-ресурсы, создаваемые официальными лицами, принято считать априорно достоверными в современной журналистской практике, независимо от типа платформы, на которой этот ресурс функционирует. С точки зрения ценности источника, не делается различия между официальным порталом и аккаунтом официального лица в социальных сетях. Статус автора ресурса считается достаточным условием для указания его как достоверного. Так как наличие информационных ресурсов ньюсмейкеров «создает иллюзию возможности доступа к публичному лицу напрямую» (Павлушкина, 2014), то ссылка на подобного рода источники придает тексту значимость и эксклюзивность. Все чаще контент, созданный официальными лицами в новых медиа, становится источником информации и основой для журналистского произведения.

Наличие гиперссылки на источник информации в Интернете позволяет проверить наличие факта в первоисточнике, подтверждает достоверность и позволяет переложить ответственность на изначальный источник.

Новые информационные технологии и источники информации в контексте глобализации

Динамичные изменения социальной действительности ломают устоявшуюся систему журналистики. Развитие и усложнение международных отношений, технологические возможности в сфере информации − все это оказывает влияние на глобализацию социального контекста. Зарубежные события все чаще приобретают международное значение и являются неотъемлемой частью глобальной картины мира.

Глобализация контекста социальной действительности влияет на глобализацию повестки дня в СМИ. Это справедливо как для международных и глобальных массмедиа, так и для национальных. Любое СМИ в условиях глобализации становится потенциально международным. Если сравнить современную повестку дня и десятилетней давности, будет очевидным увеличение количества зарубежных, международных и глобальных тем.

Принято выделять две основные формы глобальной журналистики с точки дискурсного подхода: адаптация глобальной повестки дня под интересы национальной аудитории (изучение зарубежных новостей через призму национального дискурса) и глобализация фрейма повестки дня (выход за национальный контекст во взгляде на международные события) (Clausen, 2004: 28). Большинство новостей, распространяющихся глобально, формируются крупными организациями, которые управляются из одной страны, что позволяет предположить, что их деятельность ограничена узкими рамками коммерческих целей и национального восприятия мира (Löffelholz, Weaver (eds.), 2008). В подготовке новостей и аналитических материалов международного значения участвуют не только глобальные и международные массмедиа, но и те СМИ, которые ориентируются на национальную аудиторию. При сохранении национальными медиа лидирующих позиций для национальной аудитории «именно они остаются преобладающим источником глобальных новостей, которые по-прежнему создаются в контексте национально-ориентированного мышления» (Altmeppen, 2010: 570).

Средства массовой информации России прошли долгий путь от времен, когда единственным источником зарубежной информации для отечественной аудитории и для большинства советских газет было информационное агентство ТАСС, до времен, когда федеральные ежедневные издания самостоятельно формируют международную повестку дня.

Международная повестка дня качественно и количественно зависит от источников информации, используемых СМИ. В теории представление об источниках зарубежной информации ограничивается изучением особенностей работы зарубежных корреспондентов. В научных исследованиях источник информации как единица измерения встречается не часто, несмотря на значимость этого компонента журналистского произведения.

Характеристики источников зарубежной информации представляют особый интерес, так как обладают рядом особенностей. Международная повестка дня требует внимательного обращения, так как затрагивает тонкие вопросы международных отношений. Основные особенности связаны со способом получения информации. Удаленность от события предполагает затруднения в процессе оперативного сбора информации. Присутствие на месте события чаще всего оказывается невозможным или неоправданным. Зарубежный корреспондент как средство получения информации из первоисточника традиционно играет важную роль в международной журналистике, но его присутствие в штате экономически оправдано только в крупных СМИ, нацеленных на формирование международной повестки дня. Кризис прессы в совокупности с международным экономическим кризисом, начавшийся в 2008 году, сократил количество корреспондентов и их возможности.

Новые технические возможности по поиску информации трансформируют профессиональные подходы к работе с международной информацией. Подготовка новостей на международные темы все больше включает «кабинетную» работу: поиск, фильтрацию, управление информацией из новых цифровых источников, верификацию информации, полученной из вторых рук (León-Gross, Rivera-Hernández, Redondo-Escudero, 2018: 815). Согласно анализу профессиональной практики, скорость передачи информации, удаленность от события снижают значение журналиста-международника в новостной журналистике и делают его работу значимой в работе над материалами в менее оперативных жанрах (Sambrook, 2010: 8).

Специфика источников зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru»

Основу для анализа составили 720 публикаций, формирующих международную повестку дня издания «Коммерсант.ru» в январе 2018 г. Временной фактор − специфика хронологических рамок − в данном исследовании принципиально не учитывалась. Международная повестка дня формируется изданием ежедневно в 24-часовом формате с регулярной периодичностью обновления, количество публикаций в сутки в среднем составляет 50 текстов. Общая характеристика международной повестки дня определяется перечнем и частотностью упоминания стран и предмета отражения. В 47,7% новостных публикаций указываются две страны, в 42,7% случаев публикация посвящена лишь одной стране, в 9% случаев сообщение затрагивало три и более страны. В 6,2% новостные сообщения маркировались как «мировые».

Количество источников информации в статье редко превышает один (84,1% публикаций), два и более источника информации встречаются в 8% случаев. Процент публикаций без указания источника информации − 7,9%.

В международной повестке дня в «Коммерсант.ru» преобладают вторичные источники. В числе источников информации, обращающихся к первоисточнику, – собственные корреспонденты. С опорой на них подготовлено лишь 8,3% новостных сообщений. Вторичные источники – СМИ и информационные агентства (66,4%), сайты/аккаунты официальных лиц/организаций (17,4%).

Качество вторичных источников зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru» следует оценивать как высокое. Предметом отражения часто становится не событие, а комментарий по поводу события. Поэтому сквозь призму достоверности оценивается не факт действительности, а источник информации. В силу специфики предмета, неоднозначности интерпретации и оценки в рамках различных национальных контекстов, подтверждение достоверности сообщаемого факта происходит за счет обращения преимущественно к официальным источникам. В числе источников, которые сложно отнести к официальным, − сайты общественных организаций, исследовательские организации, результаты социологических опросов и ряд скрытых источников (с указанием рода занятий или организаций, к которым он имеет отношение) – 4,2%.

Международная повестка дня «Коммерсант.ru» формируется с помощью информации других СМИ (66,4%), преобладающее большинство из них являются крупными авторитетными представителями своего вида.

Интернет-источники представлены преимущественно официальными представителями – 80,2%, неофициальные интернет-источники составили 19,7%. Официальные источники − сайты государственных учреждений (46%), официальные страницы политических деятелей в социальных сетях: аккаунты в Twitter – 46% всех ссылок, аккаунты в Facebook− 15,8%, менее 5% − остальные виды новых медиа. В числе источников информации фактически не встречаются общественные организации, редко используются специальные мероприятия как способ получения информации, в числе анонимных (скрытых) источников встречаются частные лица с упоминанием их достаточной авторитетности в вопросе (12,4%). Окружающая среда, личный круг общения в международной повестке дня в качестве источника информации не выявлены.

Анализ источников первого уровня (тех, к которым идет отсылка о получении информации) показывает, что в 81% случаев источники информации являются открытыми. И лишь в 12,4% случаев источник информации анонимный. Но следует учитывать, что ссылка на авторитетный вторичный источник не гарантирует максимальной достоверности. Так, при анализе первоисточников информации, используемых СМИ, на которые ссылается «Коммерсант.ru», выявлено 24% случаев ссылки на анонимные источники в том или ином ведомстве (источники в Белом Доме, эксперты в политической сфере, источники редакции в организации и т.д.).

СМИ являются основным источником зарубежной информации для формирования международной повестки дня «Коммерсант.ru». Лидирующую позицию сохраняют информационные агентства. При подготовке международных информационных сообщений регулярно задействовано 12 информационных агентств из 8 стран, 6 телевизионных каналов, 6 газет. 36 иных медийных источников из 11 стран упоминаются в качестве источника однократно. Основными источниками информации при формировании международной повестки дня за исследуемый период стали информационные агентства России: «РИА Новости» (22,8%), ТАСС (17,6%), «Интерфакс» (10,4%). Наиболее часто используемым из мировых информационных агентств стало Reuters (14%). Также встречаются отсылки к информационному агентству Турции Anadolu (4,8%), AFP (2,6%), Bloomberg (2,9%) и информационному агентству Республики Корея Yonhap News (2%). Отсылка к информационным ресурсам арабского и латиноамериканского мира составляет менее одного процента, среди них: информационные агентства Республики Иран FARS News Agency и IRNA (The Islamic Republic News Agency), сирийское информационное агентство SANA.

Печатные издания в качестве источника зарубежной информации в исследуемый период фактически не используются, частота отсылок к ним оставляет менее 3% от общего числа источников. Наиболее заметным стало издание Washington Post (3%). При этом отсылка к The Wall Street Journal чаще всего выносилась в заголовок новостного сообщения.

Ссылки на телевизионные каналы однократны, чаще всего это арабские медиа – такие, как Al Jazeera, Al Mayadeen, Al Arabia, также встречаются эпизодические ссылки на BBC – менее 1% от общего числа.

Зависимость количества и разнообразия массмедийных источников от частотности упоминания страны в повестке дня прослеживается лишь частично. Большинство источников зарубежной информации российские. Второе место по частотности и разнообразию занимают источники информации, принадлежащие лидеру международной повестки дня − США. Помимо основных – информационных агентств Associated Press и Bloomberg, телекомпании NBC, газет The New York Times, The Wall Street Journal, Washington Post и Financial Times – используется 12 иных СМИ с общим количеством ссылок на них 25. Среди них традиционные СМИ и онлайн-медиа разной степени официальности: Huffington Post, The Hill, Defence News, Axios, BuzzFeed, El Politico. Источники информации из Украины, занимающей третье место в списке наиболее часто встречающихся стран, представлены двумя местными СМИ. Турецкие источники информации четыре национальных СМИ и одно информационное агентство, источники информации из Великобритании представлены четырьмя изданиями, помимо указанных − Reuters и BBC. При формировании международной повестки дня задействовано также семь немецких СМИ, помимо Deutche Welle и Die Welt.

Со ссылкой на электронные информационные ресурсы − 64,3% публикаций. Гиперссылками из них сопровождаются 262 источника, 202 не имеют гиперссылки, не позволяя удостовериться в достоверности.

Выводы

Источники зарубежной информации в повестке дня «Коммерсант.ru» преимущественно вторичные. Обращение к первоисточникам напрямую не многочисленно и составляет менее 10%. Уровень эксклюзивности зарубежной информации – незначительный за счет обращения к вторичным источникам и опосредованному получению информации. Наиболее частыми вторичными источниками зарубежной информации являются российские информационные агентства и СМИ. Разнообразие зарубежных источников информации непропорциональное: так, наиболее разнообразные по виду и наиболее часто цитируемые источники имеют американское происхождение. Значительную долю информации составляют интернет-источники. Большая часть из них представлена сетевыми версиями традиционных массмедиа и официальными порталами и аккаунтами государственных органов и политических деятелей. Наблюдается активное использование официальных интернет-источников как стремление избежать опосредованного получения информации. При подготовке новостных сообщений фактически в качестве источников информации фактически не используются неофициальные источники информации. В то же время присутствует достаточное количество публикаций, не имеющих указания источника и содержащих отсылки к анонимным источникам информации.

Примечания

Библиография

Зегонов О.В. Роль «глобальных» СМИ в мировой политике: дис. … канд. полит. наук. М, 2009.

Колесниченко А.В. Настольная книга журналиста. М.: Аспект Пресс, 2013.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. М.: Аспект Пресс, 2006.

Georgios T. (ed.) (2014) Mapping Foreign Correspondence in Europe. London: Routledge.

Законы (в том через 10 дней после Национальный реестр
числе — кодексы) официального правовых актов Республики
опубликования, если Беларусь, «Звязда»,
в них не установлен «Народная газета»
иной срок
Декреты Президента через 10 дней после
Республики Беларусь официального опуб-
ликования, если в
них не установлен
иной срок
Указы Президента со дня включения в Национальный реестр
Республики Беларусь, Национальный реестр правовых актов Республики
не касающиеся прав, правовых актов, если Беларусь,
свобод и в них не установлен «Советская Белоруссия»
обязанностей граждан иной срок
Указы Президента с момента официальногo Национальный реестр
Республики Беларусь, опубликования, если правовых актов Республики
касающиеся прав, включение в Националь- Беларусь,
свобод и обязан- ный реестр правовых «Советская Белоруссия»
ностей граждан актов не произошло
позднее опубликования
или если в них
не установлен более
поздний, чем дата
опубликования, срок
Постановления Совета со дня включения Национальный реестр
Министров Республики в Национальный правовых актов
Беларусь, не касаю- реестр правовых Республики Беларусь,
щиеся прав, свобод актов, если в них «Рэспублiка»
и обязанностей не установлен иной
граждан срок
Постановления Совета с момента официальногo Национальный реестр
Министров Республики опубликования, если правовых актов
Беларусь, касающиеся включение в Националь- Республики Беларусь,
прав, свобод и ный реестр правовых «Рэспублiка»
обязанностей граждан актов не произошло
позднее опубликования
или если в них не
установлен более
поздний, чем дата
опубликования, срок
Решения Конституци- со дня включения Национальный реестр
онного суда в Национальный правовых актов
Республики Беларусь, реестр правовых Республики Беларусь,
не касающиеся прав, актов, если в них «Звязда»,
свобод и обязаннос- не установлен иной «Народная газета»
тей граждан срок
Решения Конституци- с момента официальногo Национальный реестр
онного суда Респуб- опубликования,если правовых актов
лики Беларусь, включение в Националь- Республики Беларусь,
касающиеся прав, ный реестр правовых «Звязда», «Народная
свобод и обязанностей актов не произошло газета»
граждан позднее опублико-
вания или если в них
не установлен более
поздний, чем дата
опубликования, срок
Постановления со дня включения Национальный реестр
пленумов Верховного в Национальный правовых актов
суда Республики реестр правовых актов, Республики Беларусь,
Беларусь, Высшего если в них не «Советская Белоруссия»
хозяйственного суда установлен иной срок
Республики Беларусь,
не касающиеся прав,
свобод и обязанно-
стей граждан
Постановления с момента официальногo Нацинальный реестр
пленумов Верховного опубликования, если правовых актов Республики
суда Республики включение в Националь- Беларусь, «Советская
Беларусь, Высшего ный реестр правовых Белоруссия»
хозяйственного суда актов не произошло
касающиеся прав, позднее опубликования
свобод и обязанно- или если в них не
стей граждан установлен более
поздний, чем дата
опубликования, срок
Акты республиканских со дня включения в Национальный реестр
органов государствен- Национальный реестр правовых актов
ного управления не правовых актов, если Республики Беларусь,
касающиеся прав, в них не установлен «Рэспублiка»
свобод и обязанностей иной срок
граждан
Акты республиканских с момента официальногo Национальный реестр
органов государствен- опубликования, если правовых актов
ного управления включение в Нацио- Республики Беларусь,
касающиеся прав, нальный реестр «Рэспублiка»
свобод и обязанностей правовых актов
граждан не произошло позднее
опубликования или если
в них не установлен
более поздний, чем
дата опубликования,
срок
Постановления палат с момента принятия, Национальный реестр
парламента если в них правовых актов
Республики Беларусь, не установлен Республики Беларусь,
не касающиеся иной срок «Звязда», «Народная
прав, свобод и газета»
обязанностей граждан
Постановления палат с момента официальногo Национальный реестр
Парламента Республики опубликования, если правовых актов
Беларусь, касающиеся в них не установлен Республики Беларусь,
прав, свобод и обязан- более поздний, чем «Звязда», «Народная
ностей граждан дата опубликования, газета»
срок
Акты областных и со дня включения в Национальный реестр
Минского городского Национальный реестр правовых актов
Советов депутатов, правовых актов, если Республики Беларусь,
областных и в них не установлен издания, определяемые
Минского городского иной срок этими органами в
исполнительных соответствии с
комитетов законодательством
Республики Беларусь
Акты областных и с момента официальногo Национальный реестр
Минского городского опубликования, если правовых актов
Советов депутатов, включение в Нацио- Республики Беларусь,
областных и нальный реестр издания, определяемые
Минского городского правовых актов этими органами в
исполнительных не произошло позднее соответствии с
комитетов опубликования или законодательством
если в них не Республики Беларусь
установлен более
поздний, чем дата
опубликования,
срок
============================================================

Поделиться статьёй:

Получение информации в журналистской работе считается наиболее важным аспектом всей журналистской деятельности, виду того что для создания репортажа необходимо обязательно иметь соответствующий первоначальный источник информации. Да, действительно добыть новую информацию и при этом правдивую в настоящее время достаточно сложно, так как на поприще средств массовой информации работает огромное количество журналистов и новостных агентств.
Именно поэтому журналисты в своей работе используют всё больше официальные источники информации, которые хоть и предоставляют проверенную информацию, но однобоко. Именно поэтому каждый журналист получивший информацию от официального источника должен обязательно подвергнуть её тщательной проверке и рассмотреть такую информацию с разных ракурсов.

Да, действительно новости использующие официальные источники информации всегда являются сенсационными, но если их рассматривать с той точки зрения, которую предоставляют официальные чиновники или органы управления, то это уже не информационные новости, а констатирование фактов. В то же время подробный анализ полученной новостной информации от официального источника позволяют новостным СМИ отразить все аспекты полученной информации для общественности. Ведь всестороннее рассмотрение полученной информации способно не только смотреть в корень полученной информации, но и раскрыть её более скрытые мотивы официальной публикации её в СМИ. Так как в большинстве случаев официальные представители администраций и политических сил достаточно часто искажают информацию, дабы повысить свой рейтинг, а порой и ввести в заблуждение не только общественность, но и журналистов.

Именно поэтому при получении достаточно интересной информации, в которой задействованы официальные источники информации, её обязательно необходимо поддать критической оценки и постараться докопаться до истинных причин её оглашения. Ведь не всегда поверхностные причины и факты, изложенные в информации от официального источника, направлены на открытие реальной информации, которая действительно заинтересует общественность, а журналист обязан их различить.

Да, действительно на планете и в нашей стране огромное количество журналистов, но самостоятельно и беспристрастно публиковать новостные блоки в состоянии небольшое количество из них. Так как цензура, а порой и личные мнения или влияния третьих лиц, способно непосредственно повлиять на журналиста относительно беспристрастного изъяснения фактов в информационной новости. В то время как право на анализ изложенных фактов необходимо передать непосредственно общественности, для информирования которой и создаются все СМИ, независимо от того работают они на телевизионном рынке, радио рынке или в сети Интернет.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *