Обжалование результатов торгов

Содержание

Екатерина Черкасова

Юрист консалтинговой группы G3

специально для ГАРАНТ.РУ

Закупка товаров, работ и услуг государственными заказчиками попадает под регулирование следующих законов:

  • Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ);
  • Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Согласно их положениям, от заказчика в первую очередь зависит набор условий заключенного в будущем контракта и критериев отбора исполнителя. Таким образом, заказчик занимает главенствующее положение при инициировании закупочной процедуры. Соответственно, именно им зачастую применяются различные «схемы» злоупотребления, направленные на ограничение конкуренции.

Учитывая, что грань между необходимыми условиями контракта и ограничением конкуренции достаточно тонка, заказчик имеет возможность манипулировать количеством участников закупок, а также ценой. Проблема ограничения конкуренции наиболее актуальна в сфере государственных закупок.

Перед тем как опубликовать извещение о закупке и закупочную документацию заказчик определяет, что закупать и каким способом. Уже на данном этапе заказчик может ограничить конкуренцию.

К способам ограничения конкуренции, используемым заказчиками, можно отнести, в частности:

  • выдвижение жестких требований к товару или компаниям, которым заведомо удовлетворяет малое количество потенциальных исполнителей;
  • манипулирование информацией в ходе проведения процедуры.

Выдвижение жестких требований к товару или компаниям как способ ограничения конкуренции

Под жестким требованиями к товару или компаниям могут пониматься указание излишне подробных характеристик товара, сводящих выбор в пользу единственного поставщика, укрупнение предмета контракта даже при закупке типового товара, включение технологически и функционально не взаимосвязанных между собой товаров, работ или услуг, установление в качестве обязательного критерия отбора наличие успешного опыта оказания услуг государственным или муниципальным компаниям или непосредственно заказчику. При этом логичным представляется, что чем более жесткие требования устанавливает заказчик, тем меньше компаний участвуют в государственных закупках.

Так, например, п. 10 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с применением Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 16 мая 2018 г.) устанавливает, что включение в документацию о закупке требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики такого товара, его использования является ограничением конкуренции. При этом в обзоре указано следующее: «Указание конкретного товарного знака или требований к закупаемому товару, свидетельствующие о его конкретном производителе приводят к созданию необоснованных препятствий для участников закупки, влекут сокращение их количества, что является признаком ограничения конкуренции».

В п. 3 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) рассматривается также ситуация, когда заказчик объединил технологически и функционально не взаимосвязанные между собой работы. В рассмотренном в указанном обзоре деле арбитражный суд указал на неправомерность действий заказчика по объединению в одном лоте работ по подготовке проектно-сметной документации и выполнению строительно-монтажных работ. Как указал суд, результатом такого объединения является необоснованное ограничение количества участников конкурса ввиду того, что проектные и строительные работы представлены на разных товарных рынках, на каждом из которых имеется круг потенциальных участников торгов, готовых выполнить эти работы.

Известны также и случаи ограничения заказчиками круга потенциальных участников закупки путем включения требования о допуске к дальнейшему участию в закупке организаций, имеющих опыт оказания услуг организации –заказчику, разместившей извещение о закупке.

Например, из решения Управления ФАС России по Оренбургской области от 25 мая 2016 г. по делу № 07-16-61/2016 следует, что «комиссия установила, что к дальнейшему участию в закупке допускаются организации, имеющие опыт оказания охранных услуг на объектах дочерних обществ и организаций ПАО «Г.» (не менее пяти организаций) в строгом соответствии с «Концепцией охраны объектов ПАО «Г.» и его дочерних обществ и организаций и имеющие положительные отзывы дочерних обществ и организаций ПАО «Г.». Участники, имеющие опыт работы и положительные отзывы от иных организаций, к дальнейшему участию в закупке не допускается». По данному делу УФАС России вынесло решение о выдаче предписания об отмене требования о допуске к участию в закупке только организаций, имеющих опыт оказания услуг заказчику.

В Определении ВС РФ от 14 августа 2018 г. № 308-КГ18-11230 по делу № А32-42845/2017 указано буквально следующее: «Отменяя судебные акты, суд округа исходил из того, что установленный в конкурсной документации в качестве критерия оценки заявок показатель о наличии у участника закупки опыта по выполнению строительных работ (по строительству, реконструкции, капитальному ремонту) автомобильных дорог общего пользования по государственным (муниципальным) контрактам не может быть признан объективным и правомерным, поскольку наличие в документации такого критерия влечет нарушение принципа обеспечения конкуренции, предусмотренного статьей 8 Закона № 44-ФЗ, приводит к ограничению свободного доступа участников, создает неравные стартовые условия, ставит в преимущественное положение хозяйствующих субъектов, имеющих опыт выполнения указанных работ для государственных нужд, перед хозяйствующими субъектами, которые такого опыта не имеют».

Таким образом, устанавливая жесткие требования к поставляемому товару или компаниям, заказчики осознанно идут на ограничение круга участников закупки, в нарушение основополагающих принципов добросовестности и равноправия, используемых при осуществлении закупок для государственных и муниципальных нужд.

Конечно, у заказчика могут быть различные мотивы – от желания обеспечить поставку качественного товара в нужное время до желания извлечь дополнительную выгоду, однако необходимо в первую очередь руководствоваться положениями законодательства о закупках, не допускающих ограничение конкуренции.

Ограничение конкуренции в форме манипулирования информацией в ходе проведения процедуры закупки

Не только установление жестких требований к предмету закупки и компаниям является способом ограничения конкуренции. Манипулирование информацией в ходе проведения процедуры также является действенным способом, позволяющим ограничить круг участников закупки. При этом подобное манипулирование может проявляться в различных формах. Но наиболее часто встречается сокрытие информации о предмете закупки.

Для целей информационного обеспечения закупки в документации о закупке должны содержаться достаточные сведения, в том числе, об объекте закупки, позволяющие потенциальному участнику сформировать свое предложение. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).Пожалуй, это самое важное условие, формирующие представление потенциального участника о предмете закупки.

Зачастую, заказчики целенаправленно не размещают полный комплект закупочной документации, особенно в отношении поставки технически сложных товаров или оказания работ, сопряженных со сложным технологическим процессом. Не каждый потенциальный участник проявляет настойчивость и направляет в адрес заказчика запрос о даче разъяснений, что дает заказчику возможность сформировать узкий круг лиц, изначально знающий обо всех условиях закупки, в том числе о тех документах, которые к закупочной документации не приложены.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 5 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. Президиумом ВС РФ 28 июня 2017 г.) при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства проектно-сметная документация подлежит размещению в составе документации о закупке на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В вышеуказанном обзоре указаны приведен пример одного из дел, где суд указав, что в соответствии с ч. 7 ст. 50 Закона № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса при наличии необходимости, вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. Указанный вывод последовал после рассмотрения требований о признании незаконным неразмещение заказчиком проектно-сметной документации.

Арбитражный суд апелляционной инстанции отменил решение суда по рассматриваемому делу, указав на следующее.

Отсутствие в документации информации о технических характеристиках работ, требованиях к их безопасности, результату работ, в том числе отсутствие проектной документации в полном объеме, не позволяет определить потребности заказчика и приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.

Помимо указанной ситуации, достаточно часто встречаются случаи, когда заказчик размещает информацию технического характера (например, чертежи) в нечитаемом или плохо читаемом формате. Такого рода отклонения позволяют заказчику одновременно выполнить условие об обязательном размещении необходимой информации, и в то же время повлиять на количество претендентов на участие в закупке.

***

Таким образом, ограничение конкуренции весьма неоднозначный способ злоупотребления. Достаточно тонкая граница между потребностями заказчика, описанными посредством включения условий исполнения контракта и требований, предъявляемых к участникам закупки, позволяет заказчикам находить новые способы ограничения конкуренции.

Неудивительно, что практика ФАС России, арбитражных судов и ВС РФ содержит небольшое количество примеров выявления фактов ограничения конкуренции, так как зачастую заказчики манипулируют тем, что участники закупки не проявляют достаточной активности на стадии приема заявок. В частности, речь идет о не направлении запроса о даче разъяснений относительно закупочной документации. В связи с этим, для защиты своих прав, в случае применения заказчиками механизмов ограничения конкуренции, потенциальным участникам следует проявлять инициативу, не дожидаясь принятия решения комиссией в пользу другого участника.

Как не пропустить срок обжалования результатов торгов в банкротстве и сколько он вообще составляет в рамках дела по одному аукциону? От грамотного составления жалобы и своевременной ее подачи зависит конечный успех тендера. Ведь если права были нарушены, обязательно следует добиваться их восстановления.

Основания и причины для отмены результатов аукциона

Существует несколько оснований, по которым можно обжаловать как действия организатора или арбитражного управляющего, так и конечный исход торгов в целом. Причины признать торги несостоявшимися либо недействительными, были описаны в пункте 71 Постановления Пленума ВС № 50 от 2015 года. Все эти ситуации стоит разобрать подробнее:

  1. Недопущение организатором некоторых или всех граждан к участию в аукционе. Сюда относятся ситуации, когда организатор сознательно допускает ошибки в предоставляемой информации, например, публикует неактуальные банковские реквизиты, из-за чего никто не может внести задаток. Если потенциальный участник считает, кто организатор специально опубликовал неверные данные либо ввёл в заблуждение, и это привело к недопуску к участию в аукционе, то это повод обратиться в ФАС или суд.
  2. Незаконное отстранение от участия в аукционе. Например, когда лицо выполнило все установленные законом требования, но организатор всё равно не позволил участвовать в торгах.
  3. Договор купли-продажи заключается заранее, до прекращения тендера, иногда в обход других участников.
  4. Существенное отклонение от максимальной стоимости объекта, а также любые причины, из-за которых цена продажи объекта была определено неправильной.
  5. Ненадлежащее уведомление о будущих торгах, в том числе случаи, когда информация о них была опубликована в неподходящем издании, либо если опубликованные данные были неполными. Или же если организатор нарушил установленный срок публикации.
  6. Злоупотребление правом. Например, в том случае, когда один из участников подает фиктивные заявки, чтобы создать видимость конкуренции. Иногда подобное происходит и в результате сговора с организатором. Такие аукционы другие заинтересованные участники легко могут оспорить в суде, поскольку нарушены их права.

Как обжаловать незаконный аукцион в УФАС

Ранее существовал только один способ оспаривания торгов – судебный. Однако с 2014 года существует возможность подать жалобу в ФАС. Внесудебный порядок возможен только в том случае, если организатор ещё не успел заключить договор купли-продажи с победителем. Если это произошло, значит, спор нужно рассматривать в суде.

После подачи жалобы происходит приостановка тендера. Его проведение возобновится только после того, как рассмотрят обращение. Конечно, в том случае, когда нет оснований для его отмены. Заключать договор в этот момент организатор не имеет права, так как он сразу будет признан недействительным.

Решение ФАС обязательно для исполнения. Если организатор проигнорирует его, участник торгов вправе приложить текст обращения, а также предписание, если оно было выдано, к перечню документов, подаваемых с иском. Это станет отличным официальным доказательством и может значительно повлиять на позицию суда.

После принятия в работу жалобы, УФАС вправе наложить ограничение на публикацию информации об аукционе, то есть, по сути приостановить его.

Образец жалобы в ФАС на организатора

Составить жалобу можно в карточке лота на официальном сайте торгов – torgi.gov.ru. Доступны электронные способы подачи документа при помощи сайта ФАС, а также Портала госуслуг. Обращение, посланные таким способом, рассматриваются в тот же срок, что и направленные заказным письмом. Ответ на обращение направят по электронной почте.

Перед тем как направить жалобу, необходимо заполнить обязательные поля. Первым делом необходимо отметить подразделение УФАС, которое будет рассматривать его. Следует выбирать отделение по месту нахождения реализуемого имущества.

Далее указываются личные данные. Если обращение направляется от юридического лица либо фирмы, следует указать полное наименование. Установленного образца документа не существует, однако есть рекомендации по изложению сути жалобы. После заполнения личных данных на сайте УФАС появится форма «Содержание», где необходимо изложить суть своих претензий. Для подтверждения доводов к жалобе можно прикрепить различные файлы. Далее останется пройти и оставить согласие для обработки данных. В тексте обращения можно сослаться на законы и НПА, способные подтвердить позицию, а также те положения, которые, по мнению участника, были нарушены.

Важно очень точно изложить суть жалобы, поскольку в противном случае могут оставить без рассмотрения.

Отстранение участника

Если потенциальный участник считает, что организатор нарушил его права и отстранил его от аукциона неправомерно, значит необходимо подать обращение в территориальный орган ФАС. Правила оформления жалобы общие. В самом тексте необходимо понятно изложить суть своих претензий, а также обосновать их, ссылаясь на ФЗ «О банкротстве», ГК или иные акты.

В случае если организатор принял заявку от третьего лица, поданную с нарушениями, то обращаться следует в ФАС, если аукцион не завершился. В таком случае тендер приостановится. А если по результатам проверки информация подтвердится, то такого участника отстранят. Торги в дальнейшем будут проходить без него.

Суд

В судебном порядке можно оспорить оконченный аукцион, по которому уже были заключены договора купли-продажи. То есть существует 2 главных правила, согласно которым результат торгов аннулируется через судебную инстанцию:

  • подача искового заявления заинтересованным лицом;
  • факт проведения тендера (он окончен, несмотря на нарушения).

Само по себе наличие нарушений не является законной причиной для оспаривания результата торгов через суд. Аннуляция возможна в рамках статьи 449 ГК. Здесь четко сказано, что недействительным можно признать аукцион только при подаче заинтересованным лицом иска. То есть если сторонний наблюдатель, который не принимал участия в тендере, заметит нарушение, аннулировать результат невозможно.

В п. 1 абз. 1 ст. 449 ГК не указан точный перечень заинтересованных лиц. Однако по судебной практике, а также по толкованию нормативных актов, можно выделить их самостоятельно. И к ним относятся не только граждане, непосредственно подававшие заявки. К заинтересованным лицам можно отнести:

  • приставов-исполнителей;
  • граждан, которые не имели возможности принять участие вследствие допущенных организатором нарушений;
  • стороны, которые принимали участие в исполнительном производстве;
  • кредиторы;
  • должник;
  • приобретатели имущества;
  • другие граждане, которые обосновали свои интересы в участии в аукционе.

Определить статус заинтересованного лица можно по трём критериям:

  1. Интересы либо права были нарушены в результате данного тендера.
  2. Оспаривание результатов аукциона приведет к восстановлению нарушенных прав.
  3. Заинтересованное лицо может вернуть незаконно отобранные права либо имущество, если торги аннулируют.

Срок обжалования

Стандартный срок исковой давности составляет 3 года. Однако для торгов по банкротству действуют специальные сроки. Если участник аукциона считает результат противоречащим закону, он может опротестовать его в суде в течение одного лишь года. Отсчет даты начинается с момента завершения торгов. Когда договор купли-продажи уже был заключён с другим лицом и требуется его оспорить, то отсчитывается давность с момента его заключения.

Если указанный период будет пропущен, изменить решение будет невозможно. Суд попросту не примет исковое заявление.

Что касается подачи жалобы в ФАС, то сделать это возможно на любом этапе тендера, пока он не завершен. Если гражданин не согласен с полученным ответом, то в течение 3 месяцев у него есть возможность оспорить его через суд.

Судебная практика

Согласно сложившейся практике, большая часть споров возникает со ссылкой на нарушения в правилах публикации информации о торгах либо из-за указания неполных данных в извещении. По закону организатор обязан опубликовать данные о предстоящих торгах за 30 дней или раньше. Если этот срок нарушен, то можно считать, что произошло необоснованное ограничение круга покупателей.

Второй случай, часто встречающийся в арбитражной практике по делам об оспаривании аукционов по банкротству – жалобы на нарушения при внесении задатка, а также случаев принятия заявок не по правилам, установленным в ФЗ «О банкротстве». Например, при открытом аукционе он не может быть признан состоявшимся, если была подана только одна заявка. Однако в судебной практике бывали дела, в которых для признания торгов действительными участвовали супруги. В результате договор аннулировали из-за недобросовестной конкуренции. Поэтому не стоит пользоваться подобным способом.

При оспаривании результатов тендера можно ссылаться на уже рассмотренные дела, чтобы повысить шансы выиграть дело. Вот несколько важных тезисов, которые можно выделить, изучив судебную практику:

  1. Организатор обнаружил ошибки в предоставленной заявке и принял ее, не сообщив о них и не дав возможности устранить. А после отказался подписывать договор купли-продажи с победителем, ссылаясь на неправильно оформленную заявку. На основании данного факта можно аннулировать аукцион, согласно постановлению Президиума ВАС РФ № 18346/13 от 2014 года.
  2. Согласованные действия нескольких лиц в аукционе с целью не допустить иных лиц к участию признается недобросовестным манипулированием стоимостью. Заключённый в таком случае договор купли-продажи можно отменить. Этот факт закреплен в постановлении Президиума ВАС РФ № 3894/14 от 2014 года.
  3. Если один из участников превысил установленный шаг аукциона, это не является поводом к тому, чтобы признать его недействительным (То же постановление).
  4. Если земля под зданием находилась в собственности должника, а дом построен либо куплен в ипотеку, то сооружение реализуется вместе с участком. Причём даже в том случае, когда сама земля не является предметом залога. Установлено в определении ВС РФ № 306-ЭС14-60 от 2014 года.
  5. Когда собрание кредиторов было признано недействительным, существует возможность оспорить и тендер.
  6. Слишком высокая сумма задатка, как и необоснованно резкое снижение стоимости на этапе публичного предложения, является возможностью признать недействительными торги. Решение вынесено определением ВС РФ № 306-ЭС14-3497 от 15 года.
  7. Если организатор допускает произвольное снижение стоимости на этапе публичного предложения, игнорируя установленный график снижения цен, это является прямым основанием для оспаривания заключённого договора и признания результатов недействительными. Установлено определением ВС РФ № 308-ЭС14-9028 от 16 года.
  8. Размер задатка не может составлять полную начальную стоимость, а должен определяться в проценте от назначенной цены (определение ВС РФ № 305-ЭС16-3457 от 2016 года).

Судебная практика постоянно пополняется новыми делами, поэтому перед тем как составлять иск, обязательно стоит изучить новые категории дел об оспаривании результатов аукционов по банкротству. Ссылаться на них можно в тексте искового заявления. Если права действительно были нарушены, стоит обратиться к юристу, чтобы грамотно обосновать свои требования и добиться положительного решения по делу.

И самое главное, не всегда аннулирование торгов одним участником означает его победу. Если они будут признаны недействительными, то в таком случае имущество может вернуться к должнику (в случае если были нарушения со стороны пристава при аресте, оценке или изъятии) или по объекту будут назначены повторные торги.

Президент РФ Владимир Путин подписал 65-страничные поправки в закон о госзакупках, которыми предусматривается, в частности, упрощенная процедура повторного определения победителя при отказе первого победителя от исполнения контракта (об этом документе читайте также на Legal.Report ).

Изменениями, которые внесены в закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в частности, существенно упрощается подача заявок для участников аукциона. Первая часть заявки на участие в аукционе должна будет содержать только согласие исполнителя на выполнение работ на условиях, предусмотренных закупочной документацией. При этом сроки начала проведения аукциона сокращаются с 2 дней после окончания подачи заявки до 4 часов.

Предусматривается возможность расторжения контракта заказчиком с последующим заключением нового контракта с участником, занявшим второе место, без повторного проведения закупочной процедуры. Объем и цена нового контракта должны быть уменьшены на размер уже выполненных работ и оплаченных обязательств. Если контракт был расторгнут заказчиком в одностороннем порядке, заключение нового контракта со вторым участником закупки возможно только после принятия ФАС России решения о включении первого участника в реестр недобросовестных поставщиков. При этом срок рассмотрения информации на предмет включения в реестр недобросовестных поставщиков уменьшается с 10 до 5 дней. Предполагается, что эти положения снизят риски длительной остановки исполнения контракта при отказе первого победителя от выполнения обязательств.

Сокращаются сроки, в течение которых допускается обжалование действий заказчика и других участников закупки, с 10 дней до 5 дней с даты размещения в единой информационной системе итоговых документов. При этом для рассмотрения жалобы не требуется предоставления информации и документации, в случае если они уже размещены в единой информационной системе.

В качестве антидемпинговой меры предусматривается, что в случае снижения начальной максимальной цены на 25% и более выплата аванса по контракту запрещается.

Суды нижестоящих инстанций исходили из того, что срок исковой давности по требованиям об оспаривании торгов по продаже имущества должника начинает течь с даты публикации в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ) информации о результатах торгов. Однако ВС РФ решил, что данный подход базировался на неверном понимании стандарта разумности поведения обычного кредитора.

Карточка дела

Реквизиты судебного акта

Определение ВС РФ от 11.02.2019 № 305-ЭС16-20779 (32) по делу № А40-154909/2015

Истец

ООО «Индустрия ЛКМ» и ООО «ТрансФорвардингВосток»

Ответчик

ОАО КБ «Пробизнесбанк»

Суть дела

Агентство по страхованию вкладов, осуществляющее функции конкурсного управляющего ОАО КБ «Пробизнесбанк» (далее — банк), в качестве организатора торгов выставило на продажу имущество должника — акции ОАО КБ «ПОЙДЕМ!». Первоначальные и повторные торги, проведенные в форме закрытого аукциона 22.06.2016 и 15.08.2016 соответственно, с начальной продажной ценой 772 млн руб. признаны несостоявшимися. Начальная цена лота на торгах в форме публичного предложения равнялась 695 млн руб. В результате поэтапного снижения цены по состоянию на 22.11.2016 она составила 382 млн руб. Протоколом от 22.11.2016 о результатах проведения торгов победителем признано ПАО «Совкомбанк» (далее — Совкомбанк) с предложением, соответствующим минимальной границе ценового диапазона этапа торгов на указанную дату.

Полагая, что торги проведены с нарушением норм действующего законодательства, кредиторы должника — ООО «Индустрия ЛКМ» и ООО «ТрансФорвардингВосток» — обратились в суд с требованиями о признании недействительными торгов по продаже имущества должника и заключенного по их итогам договора купли-продажи от 29.11.2016.

Позиция судов

Суды трех инстанций признали требования не подлежащими удовлетворению. Они исходили из того, что заявителями был пропущен срок исковой давности по требованиям об оспаривании торгов, так как информация об их завершении и результатах была опубликована в Едином Федеральном реестре сведений о банкротстве 22.11.2016. Об обстоятельствах, положенных в основание иска, заявителям должно было стать известно с момента оформления и публикации протокола (22.11.2016). При этом заявление направлено в арбитражный суд только 24.11.2017, то есть с пропуском срока исковой давности.

Кроме того, суды отметили, что и по существу не имеется оснований для признания торгов недействительными. Так, вопрос о реализации имущества банка был утвержден протоколом собрания кредиторов от 15.04.2016. Никто из кредиторов, в том числе и заявители, не предлагали иного порядка реализации имущества, не обращались в суд с ходатайством об утверждении иного положения о его реализации.

Согласно опубликованному в ЕФРСБ сообщению от 19.04.2016 (в тексте которого изложено Положение о продаже имущества должника) в рамках торгов в форме публичного предложения заявки на участие принимались до 14:00 часов по московскому времени за пять календарных дней до даты окончания соответствующего периода понижения цены. Суды сделали вывод, что заявки на участие в торгах принимались до 14:00, 22.11.2016. Поскольку единственным лицом, подавшим заявку на участие в торгах в обозначенное время, являлся Совкомбанк, организатор торгов правомерно признал его победителем и заключил с ним договор купли-продажи акций.

Позиция ВС РФ

ВС РФ отменил акты нижестоящих судебных инстанций и отправил спор на новое рассмотрение в суд первой инстанции. При этом он исходил из следующего.

Со ссылкой на свои определения по другим делам (от 29.01.2018 № 310-ЭС17-13555, от 12.02.2018 № 305-ЭС17-13572, от 06.08.2018 № 308-ЭС17-6757 (2, 3), от 19.11.2018 № 301-ЭС18-11487 и др.) ВС РФ отметил, что исковая давность не может начать течь ранее момента возникновения у истца права на иск и объективной возможности для его реализации, то есть момента, начиная с которого истец должен был узнать о нарушении своих прав, об основаниях для предъявления иска и о личности надлежащего ответчика.

Суды сочли, что таким моментом является дата публикации в ЕФРСБ результатов торгов и размещения соответствующего протокола (22.11.2016). Фактически данный вывод основан на предположении, что у кредиторов банка имеется обязанность по ежедневному мониторингу данных, размещаемых в ЕФРСБ, без учета конкретных условий проведения торгов. Однако, по мнению ВС РФ, с этим нельзя согласиться. Указанный подход базируется на неверном понимании стандарта разумности поведения обычного кредитора. Суды определили начало течения исковой давности не с момента, когда истец должен был узнать о нарушении его прав, а с момента, когда он мог это сделать, что противоречит положениям п. 2 ст. 181 ГК РФ.

Установление правильного дня начала течения давности должно быть сделано с учетом конкретных обстоятельств дела. В частности, кредиторы ссылались на то, что этап публичного предложения, в который были завершены торги, длился с 21.11.2016 по 28.11.2016. По мнению ВС РФ, вменение кредитору обязанности озаботиться получением сведений о результатах торгов на следующий день после их начала и за шесть дней до окончания (22.11.2016) являлось бы чрезмерным. Разумно было бы предположить, что момент начала течения давности не должен был наступить ранее предполагаемой даты окончания периода публичного предложения.

Кроме того, ВС РФ предложил судам более внимательно подойти к анализу требований кредиторов. Данные требования основывались в том числе и на том, что заключенный по итогам торгов договор от 29.11.2016 носил притворный характер и наряду с последующими сделками прикрывал продажу имущества не Совкомбанку, а иным лицам, которые не имели права принимать участие в торгах. Согласно п. 2 ст. 170 ГК РФ притворная сделка, то есть сделка, которая совершена с целью прикрыть другую сделку, в том числе сделку на иных условиях, ничтожна. Срок исковой давности по требованиям о признании недействительной ничтожной сделки составляет три года (п. 1 ст. 181 ГК РФ). Таким образом, с точки зрения притворности срок исковой давности в рамках настоящего обособленного спора в любом случае не был пропущен, так как требование заявлено кредиторами 24.11.2017.

Не поддержал ВС РФ и выводов нижестоящих судов об отсутствии условий для признания торгов и договора купли-продажи акций от 29.11.2016 недействительными по существу. При рассмотрении спора истцы обращали внимание на необоснованное проведение первоначального и повторного аукционов в закрытой форме в отсутствие к тому каких-либо законных оснований. Согласно абз. 2 п. 4 ст. 110 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» продажа имущества должника, по общему правилу, осуществляется путем проведения открытых торгов. Закрытые торги могут быть проведены только в случае, если на продажу выставляется ограниченно оборотоспособное имущество, право на приобретение которого имеется только у отдельной категории лиц, определенной федеральным законом. В отношении акций кредитной организации законодательные ограничения оборотоспособности не предусмотрены.

Наконец, по мнению ВС РФ, нижестоящим судам следовало оценить довод заявителей о том, что организатором на стадии публичного предложения были установлены недопустимо короткие сроки для подачи заявок. ВС РФ отметил, что шаг снижения начальной цены, периодичность такого снижения, промежуток времени для подачи заявок и другие условия торгов должны определяться организатором исходя из наибольшего благоприятствования конкуренции для выявления максимально возможной цены соответствующего лота в конкретной ситуации.

КАК ИСПОЛНИТЬ ПРЕДПИСАНИЕ ФАС ПРИ ЗАКУПКЕ ПО 223-ФЗ

Как исполнить предписание, зависит от того, что требует ФАС. Антимонопольный орган может предписать изменить извещение и документацию, отменить протоколы, аннулировать закупку, не учитывать положения документации при рассмотрении заявок. Действуйте по тексту предписания. Соблюдайте сроки, которые ФАС указала в предписании, иначе заплатите штраф до 500 000 руб. Читайте подробно, кто, как и в какие сроки обязан исполнить предписание антимонопольного органа.

Кто обязан исполнять предписания ФАС

Предписания ФАС обязаны исполнять заказчик, комиссия по закупкам, оператор электронной площадки, а также организатор торгов, например, при совместной закупке. На действия этих субъектов принимает и рассматривает жалобы ФАС согласно части 10 статьи 3 Закона № 223-ФЗ и части 1 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: субъекты контроля в предписании ФАС

ФАС рассмотрела жалобу участника закупки и выдала предписание заказчику, аукционной комиссии и оператору электронной площадки.

Заказчику и аукционной комиссии – отменить протокол закупки.

Заказчику – назначить новую дату аукциона, а также сообщить оператору электронной площадки о том, что необходимо:

  • отменить протокол;

  • назначить время аукциона и разместить информацию на сайте площадки;

  • сообщить участникам об отмене протокола и о новой дате аукциона.

Аукцион оператор будет проводить с минимальной цены в торгах, протокол по которым обязан отменить (решение, предписание ФАС от 08.02.2018 № 17/8284/18).

ФАС направит предписание заказчику или другим субъектам контроля, а также опубликует в ЕИС или на сайте антимонопольного органа. Срок – три рабочих дня с даты, когда примет решение по жалобе. Порядок установлен в части 22 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Как изменить извещение или документацию по предписанию

Чтобы изменить извещение или документацию, войдите в личный кабинет и найдите нужную закупку. Откройте вкладку «Изменения и разъяснения», нажмите «Внести изменения в извещение и документацию».

Если проводите многолотовую закупку, система отобразит окно с выбором:

Поставьте отметку в зависимости от того, отменяете лоты или нет. Если доступных лотов для отмены нет, система сразу откроет проект изменений извещения.

Измените поля на вкладках извещения согласно предписанию. Заполните поле «Причина внесения изменений» – укажите дату, номер предписания, наименование контрольного органа. Например, напишите так:

В разделе «Документация» прикрепите новую версию документации и проекта договора при необходимости.

Проект изменений отобразится на вкладке «Изменения и разъяснения» в блоке «Проекты изменений извещения». В выпадающем меню нажмите «Разместить».

Если выбрали пункт «Проект изменений с отменой лотов», система откроет форму со списком лотов, которые возможно отменить.

Выберите лоты, нажмите «Далее», откроется форма ввода сведений отмены лотов.

Выберите основание для отмены лотов. Для этого поставьте отметку в одном из полей:

  • «Различные причины отмены лотов»;
  • «Общая причина отмены лотов».

Если основание для отмены лотов общее, укажите его в блоке «Сведения об отмене лотов закупки».

Если для отдельных лотов разные основания – в блоке «Список отменяемых лотов закупки».

В блоке «Документы» прикрепите файлы. Например, решение об отмене лотов закупки. После того как заполните все необходимые сведения и прикрепите документы, нажмите «Разместить».

Как отменить протокол по предписанию

Чтобы отменить протокол, откройте вкладку «Протоколы» и нажмите кнопку «Отменить протокол».

Система откроет вкладку, на которой необходимо ввести сведения об отмене протокола. В основании отмены укажите предписание антимонопольного органа. Прикрепите документы, например решение об отмене протоколов. Нажмите кнопку «Разместить».

Опубликовать сведения можно также из контекстного меню на вкладке «Протоколы».

Как отменить закупку по предписанию

Чтобы отменить закупку по предписанию ФАС, на вкладке «Изменения и разъяснения» формы просмотра сведений о закупке нажмите кнопку «Сформировать отмену закупки».

Заполните форму отмены закупки.

В поле «Основание принятия решения» напишите название контрольного органа, дату и номер предписания.

Нажмите кнопку «Сохранить» или «Разместить», если хотите сразу опубликовать извещение об отмене закупки. Сведения об отмене закупки смотрите на вкладке «Изменения и разъяснения».

В какие сроки исполнить предписание

Срок, в который необходимо исполнить предписание, ФАС напишет в самом предписании. Кроме того, укажет срок, в который нужно предоставить в антимонопольный орган доказательства, что исполнили предписание. Об этом сказано в пункте 3.159 Административного регламента, который ФАС утвердила приказом от 25.05.2012 № 339 (далее – Административный регламент № 339).

Антимонопольный орган может установить один срок на то, чтобы исполнить предписание и уведомить ФАС:

Отдельного регламента, чтобы рассматривать жалобы на заказчиков в рамках Закона № 223-ФЗ, у ФАС нет. Поэтому антимонопольный орган применяет Административный регламент № 339, который регулирует порядок возбуждения и рассмотрения административных дел о нарушениях антимонопольного законодательства. На возможность применять данный регламент указал Минфин в письме от 22.12.2017 № 24-02-06/87601. Вывод подтверждает практика ФАС. Например, решение Новгородского УФАС от 30.08.2018 по делу № А-15/18.

Исполнять ли предписание, если подали жалобу в суд

Когда обжалуете предписание ФАС в суде, изменения в извещение и документацию вносить не нужно. Причина – на время обжалования предписание приостановлено. Однако уточните позицию суда, чтобы не заплатить штраф. Есть две позиции судебных органов по действию предписания при жалобе заказчика.

Первая позиция. Если суд принял заявление об обжаловании предписания к производству, исполнение предписания приостанавливается до тех пор, пока решение суда вступит в законную силу. Действие предписания приостанавливается автоматически. Вывод следует из части 2 статьи 52 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ, а также из пункта 3.188 Административного регламента № 339. Позицию подтвердил Арбитражный суд Свердловской области в определении от 17.04.2014 № А60-12516/2014.

Внимание: действие предписания приостанавливается с момента, когда суд принял заявление об обжаловании к производству, а не когда подали заявление. Вывод следует из части 2 статьи 52 Закона № 135-ФЗ.

Судья решает, принимать заявление к производству или нет, в течение пяти календарных дней с даты, когда заявление поступило в суд. Допустим, подали заявление 5 октября. Судья примет решение до 11 октября. Если обязаны исполнить предписание до 11 числа включительно, то можете не успеть выполнить требования ФАС. В этом случае заплатите штраф. Срок в пять календарных дней прописан в части 1 статьи 127 АПК.

На обжалование предписания – три месяца с даты, когда ФАС выдала предписание. Однако трехмесячный срок не означает, что в течение этих месяцев заказчик вправе бездействовать. Пока суд не принял заявление, предписание действует и его необходимо исполнять. Вывод подтверждает судебная практика. О сроках обжалования сказано в части 23 статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ.

Пример: заказчик нарушил срок исполнения предписания

Антимонопольная служба вынесла предписание заказчику. Исполнить требования обязала до 10 августа 2015 года. Заказчик подал жалобу в арбитражный суд. Суд принял заявление к производству 3 сентября 2015 года. ФАС оштрафовала заказчика за то, что тот в срок не исполнил предписание.

Заказчик обжаловал штраф в суде. Однако судья признал штраф законным и пояснил, что право на обжалование нельзя рассматривать как способ уйти от исполнения требований контрольного органа (решение Арбитражного суда города Москвы от 18.07.2016 № А40-99918/2016).

Такую же позицию высказал Девятый арбитражный апелляционный суд: право на обжалование предписания в течение трех месяцев «не свидетельствует о том, что в течение названного срока заявитель имеет право бездействовать и не исполнять требования уполномоченного органа» (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 № 09АП-23177/2015, А40-187426/2014).

Специалисты региональных управлений ФАС иногда штрафуют за нарушение сроков предписания, даже если заказчик обжаловал предписание в суде. Антимонопольный орган высказывает позицию, что положения статьи 52 применяют только к главе 9 Закона № 135-ФЗ. То есть при нарушении антимонопольного законодательства, а не законодательства о закупках. Арбитражный суд Самарской области считает такую трактовку ошибочной. Суд указал, что положения статьи 18.1 Закона № 135-ФЗ регламентируют порядок обжалования торгов до момента, когда ФАС принимает решение по жалобе. А обжалование решений и предписаний ФАС проходит согласно статье 52 Закона № 135-ФЗ (постановление от 07.12.2016 № А55-15798/2016).

На законность приостановки срока действия предписания в порядке статьи 52 Закона № 135-ФЗ также указали Арбитражный суд города Москвы в решении от 24.11.2016 № А40-185044/2015, Арбитражный суд Оренбургской области в определении от 30.11.2016 № А47-11850/2016, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в постановлении от 28.06.2017 № 13АП-10457/2017, А42-2314/2017. Позицию поддержала комиссия ФАС по контролю в сфере закупок (решение ФАС от 22.03.2017 № 17/18473/17, 223ФЗ-207/17).

Вторая позиция. Предписание не приостанавливается автоматически, когда суд принял заявление об обжаловании к производству. Это связано с тем, что положения статьи 52 Закона № 135-ФЗ к обжалованию предписания по результатам торгов не применяют. Например, вывод сделал Ленинский районный суд г. Чебоксары Чувашской Республики (решение от 17.10.2017 № 12-620/2017).

Когда суд считает, что предписание не приостанавливается автоматически, можете подать ходатайство принять обеспечительные меры – приостановить действие ненормативного правового акта ФАС. Если суд удовлетворит ходатайство, то приостановит действие предписания согласно части 3 статьи 199 АПК. Если откажет, исполняйте предписание, чтобы не заплатить штраф.

Как накажут, если не исполнить предписание

Если не исполните предписание или исполните с нарушением срока, ФАС оштрафует. Штраф для должностного лица – от 30 000 до 50 000 руб., для юридического – от 300 000 до 500 000 руб. Наказание предусмотрено частью 7.2 статьи 19.5 КоАП.

Пример: заказчика оштрафовали на 400 000 руб. за неисполнение предписания

Заказчик объявил открытый конкурс на строительные работы. Рабочую документацию в ЕИС не опубликовал. ФАС проверила закупку и вынесла предписание – полностью указать сведения об объеме работ.

Заказчик внес правки, но рабочую документацию не приложил. На этом основании ФАС посчитала, что заказчик предписание не исполнил, и оштрафовала организацию на 400 000 руб.

Заказчик обжаловал постановление о штрафе в суде, но судья признал наказание законным (решение Арбитражного суда города Москвы от 29.10.2015 № А40-159691/2015).

Внимание: антимонопольная служба подготовила поправки в КоАП. Право штрафовать заказчиков получат новые должностные лица. Перечень нарушений расширят. Подробнее читайте в материале.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *