Обязательный аудит критерии 2016

В 2019 году изменятся критерии для обязательного аудита отчетности

В ряде случаев организации должны проходить обязательную аудиторскую проверку. Основания для проведения проверки содержатся в ФЗ №307 «Об аудиторской деятельности» от 30.12.08. Одним из таких оснований является превышение лимита выручки. В 2019 году этот лимит будет увеличен.

Изменения на 2019 год

Опубликован проект №273179-7. Согласно ему, увеличивается лимит выручки, а также стоимости активов. Эти значения используются для установления необходимости проведения обязательного аудита отчетности. Напомним, что основания для проведения этого аудита содержатся в ФЗ №307. В частности, это следующие обстоятельства:

  • Отчетность ведется акционерными обществами.
  • Отчетность составляется банковскими и страховыми учреждениями.
  • Выручка в прошлом году составила более 400 000 000 рублей. При определении этого значения не учитывается НДС, акцизы и пошлины. В 2019 году этот показатель возрастет до 600 000 000 рубл. В 2020 году лимит составит 800 000 000 рублей.
  • Сумма активов баланса на завершение прошлого года составляет 60 000 000 рублей. В 2019 году этот показатель составит 200 000 000 рублей. В 2020 году значение будет равняться 400 000 000 рубл.

Обязательный аудит проводится тогда, когда присутствует хотя бы одно из приведенных условий.

В 2018 году значения останутся на прежнем уровне.

Обязательный аудит в 2019 году: критерии

Актуально на: 3 декабря 2019 г.

Для того, чтобы получить квалифицированное независимое мнение о достоверности своей бухгалтерской (финансовой) отчетности, организация может привлекать к проверке этой отчетности специализированную аудиторскую организацию или индивидуального аудитора. Но в некоторых случаях проведение годового аудита – обязанность, а не право организации. О том, какие для обязательного аудита критерии действуют в 2019 году, расскажем в нашей консультации.

Общие критерии проведения обязательного аудита 2018

Основные критерии и субъекты обязательного аудита предусмотрены Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ. В общем случае организация обязана проводить годовой аудит бухгалтерской отчетности за 2018 год, если она удовлетворяет любому из условий, приведенных в ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

Так, критерием обязательного аудита являются:

  • организация имеет организационно-правовую форму АО;
  • ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 N 290-ФЗ), акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации за 2018 год превысил 400 миллионов рублей;
  • сумма активов бухгалтерского баланса на 31.12.2018 превышает 60 миллионов рублей;
  • организация представляет или раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Таким образом, например, организационно-правовая форма АО обязывает организацию проводить обязательный аудит независимо от соответствия иным критериям, а для обязательного аудита ООО критерием может быть, к примеру, объем выручки или сумма активов.

Иные случаи обязательного аудита, установленные федеральными законами

Помимо основных критериев обязательного аудита, перечисленных выше, существуют условия, при которых организация обязана проводить аудит в силу требований федеральных законов.

Так, напрмер, обязательный аудит проводится в отношении бухгалтерской отчетности:

  • государственных компаний (п. 8 ст. 7.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • государственных корпораций (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • жилищных накопительных кооперативов (ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ);
  • застройщиков (ч. 5 ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (п. 1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ);
  • саморегулируемых организаций (ч. 4 ст. 12 Федерального закона от 01.12.2007 № 315-ФЗ).

Обязательный бухгалтерский аудит: куда сдавать аудиторское заключение?

Начиная с отчетности за 2019 год бухгалтерская отчетность представляется только в ИФНС (за некоторым исключением). Причем по общему правилу отчетность нужно будет сдавать в электронном виде (отчетность за 2019 год субъекты малого предпринимательства могут представить на бумаге). Организациям, отчетность которых подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение нужно подавать либо вместе с бухгалтерской отчетностью, либо не позднее 10 рабочих дней, следующих за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря (ч.5 ст.18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ (в ред., действ. с 01.01.2020).

обязательный аудит

В сферу ответственности Банка России перейдут компании, оказывающие услуги обязательного аудита, напоминает РБК. Поручение передать часть полномочий Мифина и казначейства к Центробанку было дано 29 марта на совещании у первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова. ЦБ РФ рассчитывают начать работать в качестве регулятора на этом рынке с 1 января 2018 года.
В настоящий момент согласно закону «Об аудиторской деятельности» обязательному аудиту подлежат акционерные общества, фирмы, торгующиеся на бирже, все финансовые организации, подконтрольные ЦБ (банки, страховщики, негосударственные пенсионные фонды и пр.), компании с годовой выручкой от 400 млн руб. или активами от 60 млн руб., гос- и квазигосструктуры. Минфину останется контроль за аудиторами, оказывающими услуги необязательного аудита.

Каким планирует взаимодействовать регулятор с новыми подопечными, рассказало агентство РБК, корреспонденты которого побывали на пресс-конференции директора департамента корпоративных отношений ЦБ Елены Курицыной.

Для начала ЦБ предлагает сузить круг компаний, подлежащих обязательному аудиту. По словам Курицыной, речь идет об исключении из закона пункта об обязательном аудите предприятий с определенной величиной выручки и активов вне зависимости от их статуса. «Мы так и не выявили, кто является потребителем такого аудита, если компания не является общественно значимой: публичной, торгующейся, финансовой или государственной. К сожалению, отсутствие мотивированного заказчика приводит к формированию на рынке аудита в кавычках, который осуществляется за небольшую плату и является не проведением нормальных аудиторских услуг, а продажей подписи под аудиторским заключением», — пояснила она предложенное нововведение.
Также ЦБ собирается ужесточить требования ко входу на аудиторский рынок. Сейчас работать на нем можно при включении аудиторской компании в реестр одной из действующих на рынке саморегулируемых организаций. «Сейчас аудиторская организация имеет право быть включенной в реестр СРО, если она предоставит информацию, что у нее есть три аудитора с аттестатами, которые работают по трудовому договору. Но эти аудиторы могут работать в нескольких аудиторских организациях. Это приводит к тому, что аудиторы числятся в 15–20 компаниях, что позволяет всем им получить свой статус», — пояснила Курицына. ЦБ же предлагает зафиксировать, что аудитор со своим аттестатом может работать только в одной аудиторской организации и только там он может подписывать аудиторское заключение.
Еще одно ужесточение затронет аудиторов, которые планируют заверять отчетность банков и прочих поднадзорных ЦБ организаций. Вместо трех аудиторов с аттестатами ЦБ потребует у аудиторской компании иметь 12 таких специалистов, рассказала представитель ЦБ.
Допускать аудиторов к подтверждению отчетности общественно-значимых компаний ЦБ намерен не сразу, как сейчас, а последовательно, в два этапа. ​»Сначала аудиторская организация попадает в реестр одной из СРО, потом, набрав необходимый опыт, она имеет право обратиться в Банк России, чтобы быть допущенной к аудиту общественно значимой организации (через включение в отдельный реестр, который, как предполагается, будет вести сам ЦБ. — РБК)», — говорит Курицына. По ее словам, сейчас ЦБ предлагает аудиторским компаниям подать заявки на​ добровольное тестирование по прохождению в реестр ЦБ.
Еще одним пунктом будут идти квалификационные и репутационные требования к организациям, которые допустят в реестр ЦБ. Такие организации должны иметь опыт работы с компаниями, поднадзорными ЦБ, не менее трех лет и не иметь в течение этого периода случаев, когда подписанная ими отчетность была признана Банком России недостоверной. «Естественно, не должно быть фактов признания аудиторского заключения заведомо ложным, несоблюдения кодекса профессиональной этики или требований независимости аудиторов за последние три года», — пояснила Елена Курицына. Руководителям таких организаций необходим будет опыт работы не менее пяти лет с поднадзорными ЦБ компаниями, говорит она. — Также им предстоит постоянно проходить повышение квалификации».
Кроме того, ЦБ планирует ввести ротацию аудиторов из реестра при работе с одним клиентом. По словам Курицыной, лицо, которое подписывает аудиторское заключение, не сможет работать с одной компанией более семи лет. После этого срока оно должно сделать перерыв на два года.
ЦБ также думает об изменении модели саморегулирования на финансовом рынке, потому что «она не отвечает вызовам, которые стоят перед саморегулированием». Сейчас СРО должна объединять не менее 2 тыс. аудиторских организаций и не менее 10 тыс. аудиторов-физлиц. «Эти цифры загоняют СРО в регуляторную ловушку — там понимают, что некоторые организации не соблюдают стандарты, но, чтобы выжить, берегут каждого члена», — поясняет проблему Курицына.
ЦБ считает, что количественные требования для СРО должны быть относительными, например привязанными не к числу аудиторов — членов СРО, а к доле услуг, которые члены СРО совместно оказывают на рынке. Также ЦБ думает о создании отдельной саморегулируемой организации, которая будет включать в себя компании из будущего реестра Банка России.

В каких случаях проведение аудита обязательно

Некоторые организации обязаны ежегодно проводить аудит (проверку) бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Критерии обязательного аудита говорят о том, что аудит проводится, если организация является:

  • акционерным обществом;
  • профессиональным участником рынка ценных бумаг либо ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • страховой компанией;
  • негосударственным пенсионным фондом (или его управляющей компанией);
  • кредитной организацией.

Для всех остальных компаний (за исключением органов власти, а также государственных (муниципальных) учреждений) аудит обязателен, если, например:

  • организация предоставляет (публикует) консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность (кроме государственного внебюджетного фонда);
  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за предшествующий отчетному год превышает 400 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • сумма активов баланса на конец предшествующего отчетному года превышает 60 000 000 руб. (кроме сельхозкооперативов и их союзов, а также государственных (муниципальных) унитарных предприятий);
  • такая обязанность закреплена другими федеральными законами (например, для эмитентов ценных бумаг обязанность проводить аудит установлена пунктом 9 статьи 22 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, а для организаторов азартных игр частью 12 статьи 6 Закона от 29 декабря 2006 г. № 244-ФЗ).

Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит организации, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Сводная таблица, содержащая полный перечень случаев обязательного аудита бухгалтерской отчетности за 2015 год, с указанием вида аудируемой отчетности и возможных проверяющих приведена в информационном сообщении Минфина России.

Ситуация: нужно ли проводить обязательный аудит ООО за первый год деятельности? Финансовые показатели (выручка, сумма активов) превысили допустимые лимиты.

Нет, не нужно.

Дело в том, что для решения вопроса об обязательном аудите организации оценивают показатели выручки и активов не за отчетный год, а за предыдущий.

Так, для ООО аудит обязателен, если:

  • объем выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год, предшествующий отчетному, превышает 400 000 000 руб.;
  • сумма активов баланса на конец года, предшествующего отчетному, превышает 60 000 000 руб.

Об этом сказано в пункте 4 части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Полный перечень случаев, когда необходимо проводить обязательный аудит, приведен в части 1 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

В рассматриваемом случае компания работает только первый год. Соответственно, в предыдущем году у нее никаких финансовых показателей не было, поскольку самой организации еще не существовало. Следовательно, обязательный аудит бухгалтерской отчетности проводить не нужно.

Возможно, обязательный аудит придется проводить в следующем году – если активы или выручка превысят установленные лимиты. Но это будет зависеть еще и от того, когда именно была зарегистрирована организация.

Дело в том, что для вновь созданных организаций действуют особые правила определения отчетного периода. А именно первым отчетным годом для вновь созданной организации является период:

  • с даты государственной регистрации по 31 декабря этого же года включительно, если организация создана до 30 сентября;
  • с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно, если организация создана после 30 сентября.

Это следует из частей 2 и 3 статьи 15 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Например, организация была зарегистрирована 1 июля 2013 года (т. е. до 30 сентября). Соответственно, первым отчетным годом для нее будет период с 1 июля по 31 декабря 2013 года включительно. Обязательный аудит в этом случае необходимо будет провести по итогам 2014 года в 2015 году, если финансовые показатели за 2013 год (с июля по декабрь включительно) превысят максимальные значения.

Теперь предположим, что организация была зарегистрирована 1 ноября 2013 года (т. е. после 30 сентября). Первым отчетным годом для нее будет период с 1 ноября 2013 года по 31 декабря 2014 года включительно. Соответственно, по итогам 2014 года обязательный аудит не потребуется, поскольку у организации еще не будет периода, предшествующего отчетному. А вот по итогам 2015 года (в 2016 году) аудит придется провести, если финансовые показатели с ноября 2013 года по декабрь 2014 года включительно превысят допустимые лимиты.

Внутренний контроль

Если бухгалтерская отчетность организации подлежит обязательному аудиту, она обязана организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухучета и составления бухгалтерской отчетности. Исключение из этого порядка составляет случай, когда руководитель организации принял ведение бухучета на себя.

Об этом сказано в части 2 статьи 19 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Кто проводит обязательный аудит

Обязательный аудит могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только для:

  • компаний, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
  • кредитных и страховых организаций;
  • негосударственных пенсионных фондов;
  • компаний, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов;
  • государственных корпораций и компаний;
  • компаний, формирующих консолидированную отчетность.

Проведение обязательного аудита у них осуществляют аудиторские организации.

Эти правила предусмотрены частью 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

При выборе аудиторской организации (индивидуального аудитора):

  • убедитесь в том, что она является членом саморегулируемой организации аудиторов. В противном случае аудиторская организация (индивидуальный аудитор) не вправе проводить аудит, оказывать сопутствующие аудиту услуги (ч. 2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • убедитесь в ее независимости (ч. 1 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Совет: чтобы убедиться в том, что аудиторская организация является членом саморегулируемой организации, можно запросить у нее документы, свидетельствующие о членстве в одной из них. С государственным реестром саморегулируемых организаций аудиторов можно ознакомиться на официальном сайте Минфина России (ч. 7 ст. 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Кроме того, в законодательстве предусмотрены особенности обязательного аудита в:

  • государственных и муниципальных унитарных предприятиях;
  • государственных корпорациях и компаниях;
  • организациях, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов.

Заключение договоров на проведение аудита для них возможно только по итогам размещения заказа на оказание этих услуг на торгах в форме открытого конкурса (в порядке, предусмотренном Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). Это правило установлено в части 4 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Представление аудиторского заключения в Росстат и налоговую инспекцию

Если организация обязана проводить аудит, то она должна представить аудиторское заключение вместе с бухгалтерской отчетностью в территориальное подразделение Росстата. Сделать это нужно:

  • либо одновременно с подачей бухгалтерской отчетности;
  • либо отдельно, но не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, и не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.

Об этом сказано в части 2 статьи 18 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.

Внимание: если не сдать в Росстат аудиторское заключение (представить с опозданием), будет взыскан административный штраф.

За то, что статистическая информация в Росстат не сдана (или представлена с нарушениями, в т. ч. не вовремя), предусмотрен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. для должностного лица организации (руководителя). Организацию же могут оштрафовать на сумму от 20 000 до 70 000 руб.

Повторное нарушение обойдется дороже: должностное лицо оштрафуют на сумму от 30 000 до 50 000 руб., организации грозит штраф в размере от 100 000 до 150 000 руб.

Такие санкции предусмотрены статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Подавать аудиторское заключение в налоговую инспекцию не требуется, так как аудиторское заключение не входит в состав бухгалтерской отчетности, обязательной для представления в инспекцию. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 30 января 2013 г. № 03-02-07/1/1724 и УФНС России по г. Москве от 31 марта 2014 г. № 13-11/030545, от 20 января 2014 г. № 16-15/003855.

Опубликование аудиторского заключения

Если бухгалтерская отчетность, подлежащая обязательному аудиту, публикуется, то вместе с ней должно быть опубликовано и аудиторское заключение (ч. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Пресса о страховании, страховых компаниях и страховом рынке

Аудиторские ведомости, 1 июля 2010 г.
Страховые компании и обязательный аудит
2955 просмотров

Разъясняются особенности обязательного аудита в контексте страховых организаций. Анализируются направления независимого актуарного аудита в сфере страхования.

В настоящее время перед руководителями страховых компаний особенно остро стоит вопрос о сокращении расходов. Однако существуют статьи затрат, избежать которых невозможно, и одна из таких статей — обязательный ежегодный аудит. Возникает вопрос о необходимости аудита в контексте страховой деятельности, возможностях и последствиях сокращения расходов на аудит, а также о том, есть ли реальная польза от обязательного аудита для клиентов-страховщиков, учитывая складывающуюся экономическую ситуацию в отрасли. Специфика деятельности страховщиков состоит в ее направленности на предварительный, за счет страховых взносов, сбор средств со значительного количества страхователей, чтобы в дальнейшем при наступлении страховых случаев произвести гарантированные выплаты страховых возмещений и обеспечений. От того, как страховые организации распоряжаются данными средствами, зависит их способность своевременно выполнить свои обязательства перед страхователями. На решение задачи определения финансовой устойчивости страховой организации, соответствия совершенных ею финансовых и хозяйственных операций действующему законодательству, на подтверждение правильности и обоснованности отражения в учете и отчетности финансовых результатов деятельности и направлен внешний аудит страховых организаций. Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» страховщики подлежат обязательному аудиту, который проводится один раз в год. Заключение, выдаваемое аудитором, является неотъемлемой частью бухгалтерской отчетности страховых организаций (п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.96 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», в ред. от 23.11.09 г.). Обязанность обращаться к аудитору возложена на страховщиков вследствие наличия в их деятельности двойного риска: помимо риска предпринимательской деятельности, присущего всем экономическим субъектам на рынке, страховщики принимают на себя дополнительный риск от страхователей. Поэтому как государство, так и потенциальные страхователи, а также собственники проявляют повышенное внимание к устойчивости финансового состояния страховой организации, подтверждением которой в том числе служит и наличие положительного аудиторского заключения. Внешний аудит призван быть более независимой, нежели внутренние контролирующие службы, инстанцией в ходе оценки производимых страховщиком финансовых операций, что позволяет собственникам, контрагентам, а также прочим заинтересованным пользователям отчетности получить достоверную информацию о результатах деятельности организации и ее текущем имущественном положении. Цели и задачи проведения внешнего аудита строго регламентированы действующим законодательством об аудиторской деятельности. Согласно Федеральному закону от 30.12.08 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудит — это независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности. Целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. Однако необходимо осознавать, что рассматриваемые в Законе цели внешнего независимого аудита в целом и страхового аудита в частности являются во многих случаях декларативными, закрепленными законодателем, однако далекими от реального исполнения. Нередки случаи, особенно в периоды экономической нестабильности, когда независимость внешнего аудитора уступает свои позиции в борьбе за клиентов, что может привести к снижению цен ниже себестоимости, т.е. фактически к демпингу, а также к подчиненности аудиторов целям руководства проверяемой организации. В подобной ситуации роль аудита для предприятия может быть сведена к формальной выдаче положительного заключения, попытка же настоять на модификации даже при сохранении положительного характера заключения приводит к отказу клиента в дальнейшем взаимодействовать с данным аудитором. Угроза независимости присутствует в деятельности как небольших российских, так и крупных международных аудиторов, при этом, естественно, в различной степени. Специалисты в области аудиторской деятельности могут возразить, что, выдавая заключение, противоречащее законодательству (таковым согласно Закону № 307-ФЗ является заведомо ложное заключение, т.е. выданное без проведения проверки или противоречащее ее результатам), риску подвергаются как аудиторские организации, так и сами проверяемые. Это действительно так. Первым в случае выдачи ложного заключения грозит исключение из саморегулируемой организации (фактически выход из профессии), а аудитору, подписавшему такое заключение, — аннулирование аттестата, а, возможно, и имущественная ответственность. Аудируемые лица будут иметь риск налоговой претензии в отношении расходов на аудит, так как расходы, уменьшаемые налогооблагаемую прибыль, должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ). Однако все эти последствия грозят сторонам аудиторского договора лишь в случае явного, вопиющего нарушения законодательства. Для того чтобы оценить, в какой степени проведенная проверка и ее результаты соответствуют действительному положению дел в компании, все ли существенные риски выявлены, необходима система контроля качества такого уровня детализации, что будет представлять собой фактически повторную проверку и вызовет вопрос об эффективности подобного контроля. Можно привести примеры, когда требования соблюдены лишь де-юре. Так, клиент может отказываться заключать договор с аудитором, пока цена не будет снижена до некоего приемлемого для клиента уровня. Цена проверки складывается из стоимости затрат рабочего времени специалистов-аудиторов на ее проведение и всех расходов компании. При этом аудитор должен иметь хотя бы минимальную прибыль. Естественно, что из года в год, учитывая одну только инфляцию, цена аудита должна расти. Однако в период кризиса клиенты требуют не только оставления цены договора на прошлогоднем уровне, но и зачастую настаивают на существенном ее снижении. Одной из распространенных мер, направленных на снижение расходов, которые несет аудиторская организация, является сокращение числа специалистов, направляемых на проверку, а также уменьшение периода ее проведения. Таким образом, де-юре проверка имела место, аудиторы действительно проводили тесты средств внутреннего контроля, процедуры по существу и т.д. Однако уровень существенности выбирается настолько высокий — для сокращения числа элементов аудиторской выборки — что де-факто велика вероятность ненахождения крупных нарушений, существенных для клиента и могущих повлечь налоговые санкции. Клиент делает выбор между ценой и качеством, однако последствия решения могут быть весьма серьезными. Страховщик может полагать, что работа его бухгалтерии поставлена таким образом, что вероятность ошибок, негативно влияющих на деятельность, практически исключается. Данная категория клиентов также воспринимает расходы на ежегодный внешний аудит как лишнюю трату денег и времени сотрудников. Довольно распространено заблуждение, что аудитор — это некий ревизор, призванный «наказать» провинившихся сотрудников проверяемой организации. При этом сотрудники бухгалтерии, операционных подразделений, а иногда и руководство клиента воспринимают в штыки любое мнение аудитора, отличное от их собственного. Следующим вариантом развития событий может оказаться ситуация, в которой страховщик прямо указывает аудитору, что писать в аудиторском заключении. Так как заключение служит частью отчетности, представляемой всем заинтересованным лицам (к примеру, в банки при рассмотрении заявок на получение кредитов), страховой компании невыгодно иметь какое либо иное заключение, кроме безоговорочно положительного. Крупные организации, особенно поддерживаемые государством и имеющие связи, не очень опасаются налоговых претензий, что позволяет им с легкостью закрывать глаза на некоторые нарушения. Таким образом, роль аудитора как независимого арбитра в данном случае полностью нивелируется. Теперь обратимся к формулировкам законодательства. Закон № 307-ФЗ в качестве единственной цели аудита признает независимую проверку бухгалтерской отчетности клиента для выражения мнения о ее достоверности. В прошлой редакции Закона содержалось следующее определение достоверности в данном конкретном случае (п. 2 ст. 1 Федерального закона от 7.08.01 г. № 119-ФЗ). Достоверность — это степень точности информации, содержащейся в отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении клиентов и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Таким образом, в новой редакции Закона из определения конечной цели аудита был удален важный смысловой акцент — вывод аудитора о финансовом положении клиента для облегчения принятия решений пользователями отчетности. Теоретически отчетность клиента может быть составлена безупречно, все хозяйственные операции — отражаться в строгом соответствии с буквой Закона, тем более что российское законодательство имеет множество узких мест и оставляет зачастую простор для манипуляций. Однако финансовое положение компании при этом все же может быть различным. Могут существовать некие риски, наступление которых вызовет значительные изменения в положении клиента, однако в настоящий момент нереализованные. Так, для страховых организаций законодатель запланировал с начала 2012 г. четырехкратное увеличение минимального уставного капитала — с 30 млн до 120 млн руб. Согласно прогнозам экспертов страхового рынка, за столь небольшой срок многие страховые компании просто не успеют выполнить данное требование. При этом, руководствуясь лишь формальными критериями, аудитор может в 2011 г. смело выдавать такому проверяемому лицу безоговорочно положительное заключение, не рискуя лицензией, особенно если на отсутствии оговорок настаивает сам клиент. В подобной ситуации возникают вопросы, каков реальный смысл так называемого независимого внешнего аудита; существуют ли для клиентов какие-либо выгоды от расходов на проверку помимо получения формального заключения. Ответы на эти вопросы, безусловно, положительны. В первую очередь потому, что аудиторская проверка в отличие от проверок со стороны налоговых органов или службы страхового надзора не призвана в обязательном порядке наказать, оштрафовать или каким-либо иным способом призвать к ответственности нарушителей законодательства. Аудитор по роду своей профессии сталкивается с деятельностью многих компаний и имеет возможность даже в такой узкой области, как страхование, изучить большое количество часто встречающихся ошибок, а также вникнуть в разнообразные методы и варианты решения возникающих проблем. Кроме того, необходимо помнить, что внешнее аудиторское заключение как и письменная информация — отчет, составляемый по результатам проверки и содержащий все выявленные нарушения и риски, предназначаются в большой степени собственникам страховщика, акционерам, которые могут не подозревать о реальном положении дел в компании. Генеральный директор является руководителем исполнительного органа, по сути наемным работником, получающим вознаграждение от собственников за эффективное управление компанией. Недобросовестный руководитель страховой организации может проводить недальновидную политику, всемерно наращивая страховой портфель, зачастую путем демпинга тарифов с целью произвести впечатление на собственников значительным ростом собранной премии и показным расширением деятельности. Однако подобная стратегия не может быть эффективной в долгосрочной перспективе, так как ввиду специфики деятельности страховщиков за видимым ростом последует неизбежное падение. Внешний независимый аудит может позволить собственникам принять действенные меры и предотвратить наступление указанных негативных последствий, руководствуясь вновь поступившей информации об эффективности действующего менеджмента. Для страховых организаций, их собственников и контрагентов-пользователей отчетности (в том числе для страхователей) оказывается особенно важной функция внешнего независимого аудита, направленная на выяснение реального финансового и имущественного положения данного страховщика. И нередко, для того чтобы обоснованно делать подобные выводы, одной проверки достоверности бухгалтерской отчетности недостаточно. Аналогичного мнения придерживаются некоторые американские ученые, в частности профессор Д. Робертсон дает следующее определение аудита: «Аудит — это процесс уменьшения до приемлемого уровня информационных рисков для пользователей финансовых отчетов»(1). Из данного определения следует, что конечной целью аудиторской деятельности является все же снижение предпринимательских рисков проверяемой организации.
(1) Робертсон Дж. Аудит/Пер. с англ. — М.: KPMG, 1993.
В связи с этим, по мнению экспертов страхового рынка, в настоящее время на первый план вышла необходимость создать систему независимого актуарного аудита страховых операций. В Стратегии развития страхования в Российской Федерации на 2008-2012 гг. указывается, что актуарный контроль положен в основу современного международного подхода к стандартам платежеспособности и ведения бухгалтерского учета. Согласно Закону Российской Федерации от 27.11.92 г. № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (в ред. от 30.10.09 г.) актуарии являются субъектами страхового дела и подлежат аттестации. Актуарии могут являться сотрудниками страховщика либо взаимодействовать с ним по гражданско-правовому договору, рассчитывая страховые тарифы, страховые резервы и оценивая инвестиционные проекты компании. Страховые организации обязаны по итогам каждого финансового года проводить актуарную оценку принятых страховых обязательств — страховых резервов (п. 2 ст. 8.1 Закона № 4015-1). Сбалансированные страховые тарифы являются одним из условий стабильного функционирования страховщика на рынке, т.е. без подтверждения их обоснованности информация, представляемая собственникам компании о ее финансовом положении, будет неполной. Однако согласно стандартам аудиторской деятельности аудитор в ходе проверки должен ограничиться подтверждением отсутствия в отчетности страховщика существенных искажений. Предметом изучения аудитора при проверке страховых операций является отражение в учете страховых премий и выплат, а также страховых резервов — как основных видов доходов и расходов страховщиков. Величина обязательств перед страхователями выражается через страховые суммы, но предметом обязательного аудита они, по сути, не являются, так как не находят отражение в бухгалтерском учете. Учитывая это, оценка достаточности сформированных страховых резервов без анализа принятых на себя компанией обязательств представляется малоэффективной. Для наиболее комплексного понимания финансового положения компании необходимо сочетание результатов работы внешнего и актуарного аудиторов либо (при отсутствии разработанной правовой базы актуарного аудита) включение данного направления анализа в обязательную методику проверки страховых организаций.
А.Д. ЖИЛЬЦОВА, аудитор

Вся пресса за 1 июля 2010 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Учет и отчетность
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *