Содержание
- Массовая маркировка товаров: история вопроса
- Единая информационная система маркировки товаров
- Как будет работать информационная система маркировки
- Сроки введения обязательной маркировки для отдельных товаров
- Какие сведения будут вноситься в информационную систему маркировки
- Повышение нагрузки на бизнес и штрафы
- Зачем государство вводит чипирование товаров?
- Чипирование товаров в 2018 году
- Как будет осуществляться чипирование товаров?
- Вырастут цены на все товары с чипированием?
- Обязательная маркировка или чипирование товаров в 2019 году
- Зачем нужно участвовать в экспериментах по маркировке?
Запуск единой информационной системы мониторинга за оборотом товаров приведёт к повышению нагрузки на бизнес
1 января вступил в силу федеральный закон № 488-ФЗ о единой информационной системе маркировки товаров с использованием контрольных (идентификационных) знаков. Рассказываем, что из себя представляет информационная система маркировки товаров, и как изменится жизнь бизнеса в связи с её появлением.
Массовая маркировка товаров: история вопроса
До настоящего времени система маркировки продукции работала в формате эксперимента. В эксперименте участвовали меховые изделия (с 12 августа 2016 года), лекарства (с 1 февраля 2017 года), алкоголь и табачная продукция (с 1 июля 2018 года).
В соответствии с постановлением правительства РФ от 28 апреля 2018 года № 792-р в 2019 году перечень товаров, подлежащих маркировке, будет расширен. В частности, обязательная маркировка распространится на духи и парфюмерию, предметы одежды и фотокамеры. И это только начало. В дальнейшем маркировку распространят и на другие товары.
Правовые основы для массовой маркировки товаров заложил федеральный закон от 25 декабря 2018 года № 488-ФЗ, который наделил правительство РФ правом утверждать перечни товаров, подлежащих обязательной маркировке, а также особенности маркировки отдельных товаров средствами идентификации.
При разработке перечней продукции, подлежащей обязательной маркировке, правительство РФ будет ориентироваться на ранее утвержденную Стратегию по противодействию незаконному обороту промышленной продукции. Согласно этому документу, за период с 2020 по 2025 год обязательную маркировку распространят на ювелирную, пищевую, легкую, автомобильную, авиационную, топливную и химическую продукцию. Кроме того, обязательной маркировке будет подлежать электронная продукция, производство строительных материалов, индустрия детских товаров и машиностроение.
Чтобы иметь возможность реализовывать вышеперечисленную продукцию, её производители, поставщики и розничные продавцы обязаны будут зарегистрироваться в единой информационной системе маркировки товаров.
Единая информационная система маркировки товаров
В ближайшем будущем в России появится единая государственная информационная система мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке. Напомним, в настоящее время уже действует ряд подобных информационных систем для отдельных видов продукции.
Например, для алкогольной продукции используется ЕГАИС, для лекарств — Система мониторинга движения лекарственных препаратов для медицинского применения, для меховых изделий — Информационный ресурс маркировки. Для товаров, маркировка которых вводится в 2019 году, станет использоваться Информационный ресурс оператора Центра развития перспективных технологий.
Новая система объединит существующие системы мониторинга в единый информационный ресурс. На нём будет размещаться информация обо всех маркируемых товарах. Исключение составят лекарственные препараты. Обработка информации об их обороте будет осуществляться в особом порядке.
Оператор будущей системы еще неизвестен. Его назначит правительство РФ.
С помощью системы мониторинга можно будет отследить движение товаров от производителя до конечного потребителя. Это обеспечит поставки качественных и безопасных товаров, а также исключит возможность оборота фальсифицированных и контрафактных товаров.
Любой потребитель, купивший товар, сможет проверить его легальность при помощи информационной системы. Для этого потребуется лишь мобильное приложение, позволяющее считать код маркировки с приобретённого товара и сверить его с кодами, внесёнными в систему производителями/поставщиками.
Если приложение не сможет идентифицировать код товара, система получит сообщение о нарушении, а продавец будет привлечён к ответственности.
Как будет работать информационная система маркировки
Конкретный порядок работы информационной системы маркировки товаров (мониторинга) пока не определен. Позднее его установит правительство РФ. Оно же утвердит порядок предоставления информации участниками рынка, а также раскрытия этой информации для покупателей.
Между тем, общие принципы и механизмы работы системы уже утверждены в соответствии со ст. 20.1 федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ». Согласно закону, система мониторинга создаётся в целях сбора и обработки информации об обороте товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, хранения, предоставления и распространения такой информации. Конечная цель функционирования системы – обеспечение прозрачности производства и реализации продукции.
Добиться этого предполагается за счёт:
- обязательной маркировки продукции средствами идентификации;
- раскрытия информации о присвоенных продукции кодах маркировки;
- организации обмена информацией о кодах, нанесённых на продукцию и кодах, содержащихся в информационной системе.
На стадии производства продукции ей будет присваиваться код идентификации. Он представляет собой уникальный номер экземпляра товара. Этот код выдаётся по запросу производителя, который сообщает системе мониторинга о произведённой продукции и необходимом количестве кодов.
Получив код, производитель наносит его на каждый экземпляр продукции и сообщает его системе мониторинга. Система генерирует проверочный код, который также наносится на каждый экземпляр продукции. Код проверки позволит покупателям и контролёрам выявить фальсификацию кода идентификации.
Немаркированные товары, подлежащие обязательной маркировке средствами идентификации, будут изыматься из оборота и уничтожаться как контрафакт.
Передача сведений о товаре в систему мониторинга, а также их сверка будут происходить на каждом этапе движения товара от производителя к конечному покупателю.
Когда товар реализован оптовому поставщику, в систему мониторинга будет сообщаться о смене собственника товара. Розничные торговые точки также станут информировать о приобретении товара, а в момент продажи товара конечному покупателю в систему мониторинга поступит информация о конечной реализации. Уникальный код будет выводиться из оборота и уничтожаться.
Сроки введения обязательной маркировки для отдельных товаров
- Табачная продукция — с 1 марта 2019 года;
- Обувь — с 1 июля 2019 года;
- Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек — с 1 декабря 2019 года;
- Духи и туалетная вода — с 1 декабря 2019 года;
- Новые шины и покрышки пневматические резиновые — с 1 декабря 2019 года;
- Предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композиционной кожи — с 1 декабря 2019 года;
- Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия — с 1 декабря 2019 года;
- Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки — с 1 декабря 2019 года;
- Бельё постельное, столовое, туалетное и кухонное — с 1 декабря 2019 года.
Какие сведения будут вноситься в информационную систему маркировки
Обязательному раскрытию участниками рынка подлежит следующая информация:
- сведения об участниках оборота товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации;
- сведения о маркируемых товарах;
- сведения о средствах идентификации, нанесённых на товары;
- сведения о технических средствах, используемых для обмена информацией с информационной системой мониторинга.
Кроме того, в системе будут содержаться сведения обо всех нарушениях требований об обязательной маркировке товаров, выявленных потребителями товаров.
Обязанность по раскрытию вышеуказанной информации распространяется на производителей, поставщиков и розничных продавцов маркируемой продукции. Они станут нести административную ответственность за невнесение или внесение в систему недостоверной информации.
Позднее правительство РФ определит, какие именно сведения о маркируемых товарах являются информацией ограниченного доступа, а какие – общедоступной информацией. Общедоступная информация будет публиковаться в интернете для использования любым заинтересованным лицом.
Повышение нагрузки на бизнес и штрафы
На период проведения эксперимента по внедрению обязательной маркировки продукции производители бесплатно получают коды идентификации. С созданием и запуском единой системы мониторинга за генерацию и выдачу проверочных кодов будет взиматься плата. Размер данной платы по каждой категории товаров будет утверждён правительством РФ.
Также не исключено, что плата будет взиматься и за регистрацию в системе мониторинга. Причем для регистрации производителям и поставщикам потребуется усиленная квалифицированная электронная подпись.
Кроме того, производители обязаны приобрести и специальное оборудование для нанесения кодов маркировки на произведённую продукцию. Со своей стороны, поставщикам придется купить сканеры, позволяющие считывать и сверять нанесённые коды. В рознице маркированная продукция станет контролироваться при помощи онлайн-касс.
Конкретное оборудование, которое потребуется участникам рынка маркированных товаров, определит опять же правительство РФ.
Помимо прочего производителей, поставщиков и розничных продавцов обяжут платить административные штрафы за внесение в информационную систему мониторинга недостоверной информации, а также за невнесение такой информации. Размер штрафов пока что не определён. Позднее Госдума примет специальный закон, который внесёт соответствующие изменения в КоАП РФ.
При этом сейчас уже действуют штрафы за несоблюдение требований об обязательной маркировке товаров. Так, производство немаркированной продукции, подлежащей обязательной маркировке, влечет наложение штрафа на ИП в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а на юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей. Причём вся немаркированная продукция подлежит конфискации (ч. 1 ст. 15.12 КоАП РФ).
Продажа продукции без маркировки грозит ИП штрафом в размере от 5 000 до 10 000 рублей, а юридическим лицам — от 50 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции. Такие же санкции предусмотрены за хранение, перевозку либо приобретение в целях сбыта немаркированной продукции.
Вас также могут заинтересовать материалы:
Масштабная маркировка товаров в 2020 году
Маркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут новые расходы https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png243 67 https://www.retail.ruМаркировка товаров в 2019 году: предпринимателей ждут новые расходы https://www.retail.ru/local/templates/retail/images/logo/login-retail-big.png
Чипирование товаров в 2018-2019 году это процесс перехода на обязательную маркировку с целью создание «прозрачного» рынка. Такой рынок означает прослеживаемость всех товаров с момента производства до момента покупки.
Регистрация в системе маркировки со скидкой
Зарегистрируйтесь в системе Маркировки со скидкой! Выгода —1500 руб.
ПОЛУЧИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В КАТАЛОГЕ ОНЛАЙН-КАСС
- Зачем государство вводит чипирование товаров?
- Чипирование товаров в 2018 году
- Как будет осуществляться чипирование товаров?
- Вырастут цены на все товары с чипированием?
- Обязательная маркировка или чипирование товаров в 2019 году
- Как будет осуществляться продажа маркированных товаров?
- Рекомендуемые популярные модели сканеров работающих с DataMatrix уже сегодня
- Зачем нужно участвовать в экспериментах по маркировке?
Зачем государство вводит чипирование товаров?
В первую очередь, вводя маркировку на различные группы товаров, государство надеется сократить обороты нелегальной продукции мимо кассы. Реализации такого товара не приносит налогов в казну, сокращает доходы легальных производителей и вредит потребителю. Зачастую контрафакт — это низкокачественные подделки, которые часто могут быть вредными или опасными для здоровья потребителя. Например, вспомним нашумевшую историю с боярышником, когда много людей пострадали в результате покупки вредной настойки, были и летальные исходы.
Государство ввело онлайн-кассы с целью отслеживания всего потока продукции. Маркировка же позволит узнать где произведен продукт, где он сейчас, когда реализован и многое другое. С помощью такой системы можно безошибочно выявлять контрафакт.
Чипирование товаров в 2018 году
Товары подлежащие обязательному чипированию в 2018 году:
- алкогольная продукция (реализуется с ЕГАИС),
- меховые изделия.
Запущены в экспериментальном режиме в 2018 году:
- маркировка лекарственных препаратов,
- чипирование сигарет и табака,
- маркировка обуви.
В ближайшем времени будет запущено чипирование:
- духи, туалетная вода,
- пиво и пивные напитки,
- шины и покрышки,
- легкая промышленность (одежда, белье),
- фотокамеры.
Планируется ввести чипирование товаров на большинство сфер бизнеса с целью контроля продуктовых и финансовых потоков.
Как будет осуществляться чипирование товаров?
Чипирование или маркировка подразумевает под собой нанесение определенной метки-идентификатора на товар и его упаковку. Планируется использовать в качестве такой метки коды DataMatrix. В чем плюс такой метки? кодировка DataMatrix — двумерная кодировка, защищенная криптоключем. Это значит такой код не подделать и не скопировать. Товар без такой чипировки нельзя будет продавать.
Код Datamatrix будет содержать всю необходимую информацию для отслеживания товара. Отсканировав такой код даже простой покупатель сможет получить всю необходимую информацию. Уже создано и доступно для скачивания специальное приложение «маркировка». Планируется, что инструмент общественного контроля поможет эффективно бороться с «левым» товаром. Нашел подделку — сообщи.
Техническую сторону чипирования осуществляет частная компания Центр Развития Перспективных технологий, которая сотрудничает с государством. Такой тип сотрудничества позволяет снизить нагрузку на государственные органы и снизить материальные издержки. Маркировка будет платной. Каждый уникальный код будет платным. То есть производители понесут дополнительные расходы на маркировку.
Вырастут цены на все товары с чипированием?
Прогнозы показывают, что введение чипирования товаров не повысит цены на рынке, а снизит их.
Почему так происходит:
- увеличится доля легального рынка, сократится доля нелегалов;
- увеличится прибыль легальных производителей;
- произойдет рационализация ресурсов и оптимизация бизнес-процессов за счет отслеживания всего выпущенного на рынок товара, уменьшится количество простоев.
Таким образом произойдет снижение цен на рынке на 10-15%. Но так ли это, увидим в ближайшее время.
Обязательная маркировка или чипирование товаров в 2019 году
Экспериментальное чипирование товаров было запущенно с целью корректировки и отладки всей системы, выявления слабых мест, сбоев в работе. Сначала к проекту были подключены крупные производители и лидеры на рынке, постепенно к эксперименту подключались и обычные розничные продавцы.
В 2019 году все экспериментальные проекты будут свернуты, государство подготовит законодательную базу за счет первых участников пробных проектов. Будет запущено обязательное чипирование или, правильнее говоря, — маркировка товаров.
Как будет осуществляться продажа маркированных товаров?
Кассир пробивая товар будет сканировать код datamatrix вместе с обычным товарным. Вся информация об операции через онлайн-кассу будет отправляться оператору фискальных данных, а от него уже в Честный знак.
Чтобы сканировать DataMatrix понадобится 2D штрих-код. всем тем, кто еще не приобрел такой сканер, рекомендуем приобрести заранее и стать участником пробных проектов по маркировке товара на сайте ЦРПТ.
Рекомендуемые популярные модели сканеров работающих с DataMatrix уже сегодня
Атол SB 2108
3 700 руб.
Купить
Honeywell 1450g
6 900 руб.
Купить
Winson WNL-6023B беспроводной
12 000 руб.
Купить
Зачем нужно участвовать в экспериментах по маркировке?
Обычному розничному продавцу это необходимо по нескольким причинам:
- Успеть подготовиться к обязательной маркировке, когда будет соответствующая система штрафов за нарушение.
- Научиться и обучиться сотрудников работать по новой системе.
- Закупить и установить новое оборудование, необходимое программное обеспечение.
- Быть в курсе событий и на волне топовых розничных сетей.
Если вы все еще не установили онлайн-кассу для работы с новой системой, то вы можете приобрести ее в Мультикас. Смотреть каталог онлайн-касс.
Как пройти регистрацию в системе Честный Знак
Также для регистрации в пилотном проекте по маркировке вам понадобится ключ электронной подписи, без которого в системе вас не зарегистрируют. Получить ЭП вы также можете в Мультикас. Минимальные наценки и приятные акции для наших клиентов. Мультикас — бренд, который выбирают сегодня тысячи предпринимателей России.
КАТАЛОГ НОВЫХ ОНЛАЙН-КАСС
Нужна помощь в регистрации в системе Маркировки?
Не теряйте время, мы окажем бесплатную консультацию и поможем зарегистрироваться.
Получить помощь
Понравилась статья? Поделись ею в соцсетях.
-
Онлайн кассы до 2021 года
Онлайн кассы до 2021 года не обязательны для всех предпринимателей, кому повезло получить отсрочку. Всем остальным категориям бизнеса установка и использование онлайн касс в 2020 и 2021 годах обязательны. Рассмотрим кому и на каких условиях государством предоставлена отсрочка. Пройти тест»Узнайте, какая онлайн-касса нужна вашему бизнесу» Специальные предложения на онлайн-кассы Большой выбор оборудования по 54 ФЗ. Все кассы по ценам производителя…
444 Узнать больше
ЕГАИС торговля— розничные продажи в 2020 году
ЕГАИС торговля — это оборот алкогольной и алкоголесодержащей продукции через единую информационную базу. Система ведет контроль и учет всех напитков, содержащих спирт, которые производятся и реализуются на территории РФ. ЕГАИС была введена еще в 2006 году, однако до 2018 обязывала взаимодействовать только крупных производителей и поставщиков. Сейчас, по новым правилам, передавать данные о товарообороте этой категории товара должны все предприниматели,…
416 Узнать больше
Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО
Нужен ли кассовый аппарат для ИП и ООО— вопрос, который до сих пор волнует многих предпринимателей. Постоянные изменения и поправки в законодательстве некоторых владельцев бизнеса запутали окончательно. Все, кто хочет работать легально и оставаться в правовом поле, пытаются разобраться самостоятельно или изучают последние издания закона. В нашей статье мы собрали максимум полезной и актуальной информации, которая касается всех форм налогообложения….
633 Узнать больше
Джакарта ЕГАИС обзор ключа jacarta SE 2.0
Криптоключ Джакарта ЕГАИС является одним из ключевых инструментов для участия в системе, его нужно использовать как производителям, так ритейлерам. Кроме него, потребуется ПО по учету товаров ЕГАИС, компьютер со стабильным выходом в интернет на скорости не менее 256 мб/с, универсальный транспортный модуль для передачи данных. С начала 2016 года введены новые правила, касающиеся оборота алкогольной продукции. Теперь производители и реализаторы…
1014 Узнать больше
Внимание!
C 1 октября маркировка станет обязательной для духов и фотоаппаратов, а с 1 ноября для шин и покрышек
Фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки
• 1 октября 2020 г. — вступает в силу запрет на оборот немаркированных средствами идентификации фототоваров;
• до 1 ноября 2020 г. осуществляется маркировка средствами идентификации фототоваров, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 октября 2020 г., но приобретенных до 1 октября 2020 г., и предоставление соответствующих сведений в ГИС МТ;
• до 1 декабря 2020 г. осуществляется маркировка средствами идентификации фототоваров, произведенных или ввезенных на территорию Российской Федерации до 1 октября 2020 г., и предоставление соответствующих сведений в ГИС МТ.
Обязательной маркировке средствами идентификации подлежат товары,
Правила маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. №2 1953 «Об утверждении Правил маркировки фотокамер (кроме кинокамер), фотовспышек и ламп-вспышек средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении фототоваров».
Шины
• 1 ноября 2020 г. — вступают в силу требования об обязательной маркировке шин средствами идентификации, а также о передаче сведений в ГИС МТ о всех операциях с маркированными средствами идентификации шинами производителями и импортерами, о приемке маркированных средствами идентификации шин у производителей и импортеров и выводе таких шин из оборота предприятиями оптовой торговли, а также о выводе из оборота маркированных средствами идентификации шин предприятиями розничной торговли;
• до 15 декабря 2020 г. осуществляется маркировка средствами идентификации шин, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 ноября 2020 г., но приобретенных до 1 ноября 2020 г., и предоставление соответствующих сведений в ГИС МТ;
• 15 декабря 2020 г. вступает в силу запрет на оборот немаркированных средствами идентификации шин;
• до 1 марта 2021 г. осуществляется маркировка шин, нереализованных на 15 декабря 2020 г., но введенных в оборот до 1 ноября 2020 г., и предоставление соответствующих сведений в ГИС МТ (всеми участниками оборота шин)
Правила маркировки шин средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1958 «Об утверждении Правил маркировки шин средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении шин».
Товары легкой промышленности
Правила маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2019 г. № 1956 «Об утверждении Правил маркировки товаров легкой промышленности средствами идентификации и особенностях внедрения государственной информационной системы мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в отношении товаров легкой промышленности».
Обязательной маркировке средствами идентификации подлежат:
• предметы одежды, включая рабочую одежду, изготовленные из натуральной или композитной кожи, соответствующие коду 14.11.10 ОКПД 2 и подсубпозиции 4203 10 000 ТН ВЭД ЕАЭС;
• блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек, соответствующие коду 14.14.13 ОКПД 2 и позиции 6106 ТН ВЭД ЕАЭС;
• пальто, полупальто, накидки, плащи куртки (включая лыжные), ветровки, штормовики и аналогичные изделия, соответствующие кодам 14.13.21 и 14.13.31 ОКПД 2 и позициям 6201 и 6202 ТН ВЭД ЕАЭС;
Этапность вступления в силу требований об обязательной маркировке:
• 1 января 2021 г. — вступает в силу запрет на оборот немаркированных средствами идентификации товаров легкой промышленности;
• до 1 февраля 2021 г. осуществляется маркировка средствами идентификации товаров легкой промышленности, введенных в оборот до 1 января 2021 г., а также товаров, ввезенных на территорию Российской Федерации после 1 января 2021 г., но приобретенных до 1 января 2021 г., и предоставление соответствующих сведений в ГИС МТ.
На сегодняшний день существует довольно широкое разнообразие лакокрасочных материалов. Каждый вид имеет свое предназначение. Некоторые из них могут использоваться для наружного применения, другие – для внутреннего, а есть и универсальные, которые можно расходовать в независимости от условий.
Знающие люди легко могут подобрать соответствующий для их целей продукт, так как они могут читать маркировку. Если посмотреть на нее, с точки зрения не разбирающегося человека, то можно увидеть только цифры и буквы. Но, понимающий человек, легко разбирается в этом.
Маркировка российских ЛКМ, согласно установленным стандартам ГОСТ, разделяются на 5 групп, где каждый индекс, указывает на характеристики, свойства вещества. Важно отметить, что на импортном сырье, маркировка совершенно другая и подчиняется другим требованиям и нормам.
1 группа – это наименование вида сырья. Она указывается словесно, то есть, на упаковке указано, к какому продукту относится. Разделяют на следующие вещества:
- грунтовка;
- краска;
- лак;
- шпатлевка;
- эмаль.
2 группа маркировки основывается на том, какое вяжущее вещество используется в составе лакокрасочных материалов. Их очень много, но они легко запоминаются за счет индексов, которые записываются в виде двух заглавных букв. Сегодня их существует огромное множество, но основными и востребованными являются следующие:
- АК – краска на акриловых смолах;
- АУ – алкидно-уретановое вещество;
- БТ – битумная краска;
- ВА – поливинилацетатное сырье;
- ВС – вещество на основе сополимеров винилацетата;
- ГФ – глифталевая краска;
- КО – кремнийорганические лаки;
- МА – масляная краска (олива);
- МЛ – вещество на основе меламиновой смолы;
- МС — масляно- и алкидостирольное сырье;
- НЦ – нитроцеллюлозная краска;
- ПВА – на основе поливинилацетата;
- ПФ – пентафталевая краска;
- УР – полиуретановое вещество;
- ФА – фенолоалкидные лаки или как их еще называют масляно-фенольные;
- ХВ – поливинилхлоридное вещество;
- ХС – винилхлоридный материал;
- ЭП – эпоксидное сырье;
- ЭЦ – этилцеллюлозная краска.
3 группа маркировки указывает на преимущественное назначение лакокрасочных материалов. Обозначается это на упаковке цифрами. Каждый индекс расшифровывается однозначно. А именно:
- 0 – грунтовка или же лаки полуфабрикатного типа;
- 00 – практичная и эффективная шпатлевка;
- 1 – атмосферостойкие вещества – используются такие краски при работе снаружи, на свежем воздухе и отличаются стойкостью к атмосферным явлениям;
- 2 – ограниченно атмосферостойкие – это отличный вариант вещества для покрытия поверхностей в холодных, неотапливаемых помещениях или же под навесами;
- 3 – консервационные, их еще называют защитными. Данные вещества послужат прекрасной защитой поверхности предметов при транспортировке, в процессе хранения изделий;
- 4 – водостойкие краски, подходящие для нанесения на основу, которая будет постоянно находиться под воздействием влаги, паров, воды;
- 5 – специальные – уникальное сырье. Оно перенесет воздействия рентгеновского и какого-либо иного излучения. Более того, такое вещество терморегулирующие, противообрастающие, подходят для пропитки самых разных материалов;
- 6 – маслобензостойкие вещества. Такой продукт перенесет воздействия любых нефтепродуктов, начиная со смазок, заканчивая керосином или бензином;
- 7 – химические стойкие. ЛКМ с такой индексацией стойко перенесут попадание кислоты, щелочей и других веществ на поверхности;
- 8 – термостойкие краски, которые не утратят все свои качества, свойства даже при высоких температурных воздействиях;
- 9 – электроизоляционное сырье спокойно перенесет воздействие электрического тока, напряжения и поверхностных разрядов.
4 группа маркировки ЛКМ указывает на порядковый номер, присвоенный ему. У масляных продуктов указывается она цифрами после дефиса. Они обозначают следующее:
- 1 – натуральная олифа;
- 2 – оксоль;
- 3 – глифталевая олифа;
- 4 – пентафталевое вещество;
- 5 – комбинированный тип олифы.
Если же это не масляная краска, то на упаковке, после дефиса, в индексе не цифры, а буквы. Они указывают на уникальные особенности лакокрасочного материала. А именно:
- ГС – горячий способ сушки;
- М – краска матовой текстуры;
- НГ — негорючий состав;
- ПМ – вещество полуматовой текстуры;
- ПН – сырье пониженной горючести;
- ХС – холодный способ сушки.
5 группа маркировки определяет цвет лакокрасочного покрытия. Указывается он словесно.
В целях обеспечения экономической безопасности государства, защиты интересов граждан Республики Беларусь, а также предотвращения вовлечения в теневой оборот товарно-материальных ценностей на территории Республики Беларусь с 2005 года введена маркировка контрольными (идентификационными) знаками отдельных групп товаров. Одним из основополагающих документов в данной сфере является Указ Президента Республики Беларусь от 10.06.2011№ 243 «О маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками» (далее – Указ № 243).
В целях реализации Указа № 243 постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2011 № 1030 «О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 10.07.2011 № 243» утверждены:
перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, за исключением товаров, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров»:
Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
Краткое наименование товара
Из 1507 – 1517
масло растительное, разлитое в упаковку любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу
Из 1604
в герметичной потребительской упаковке: икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы; консервы рыбные в жестебанке
Из 2009
соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской упаковке
Из 2202
воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или других подслащивающих или вкусо-ароматических веществ, и прочие безалкогольные напитки, в потребительской упаковке
Из 2203 00
пиво солодовое, разлитое в упаковку любой вместимости
Из 2204 – 2206 00,
из 2208
слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов
Из 2710 19,
из 3403
масло моторное, разлитое в упаковку любой вместимости
Из 3402
моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской упаковке, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в упаковке любой вместимости
Из 0901
кофе, жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке
Из 0902
чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке
Из 0903 00 000 0
мате, или парагвайский чай, нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке
Из 2101
кофе растворимый нетто-массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке; растворимый чай нетто- массой не менее 25 граммов в потребительской упаковке
Из 3820 00 000 0
антифризы (в том числе тосолы) и жидкости антиобледенительные готовые в упаковке любой вместимости
Из 8443 32 100 9
принтеры для вычислительных машин, за исключением
принтеров, бывших в употреблении
Из 8471 30 000 0,
из 8471 41 000
вычислительные машины (ноутбуки, планшетные компьютеры), за исключением бывших в употреблении
Из 8517 12 000 0
мобильные телефоны в потребительской упаковке, за исключением бывших в употреблении
Из 8523
материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской (упаковке)
Из 8528
мониторы (в том числе дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин, за исключением бывших в употреблении
Из 8528
телевизоры, за исключением телевизоров, бывших в употреблении
Из 9101, из 9102,
из 9105
часы, за исключением часов, бывших в употреблении
Из 3824 99
жидкости для использования в электронных системах курения
<*> Для целей маркировки контрольными (идентификационными) знаками товаров, включенных в вышеуказанный перечень, термин «упаковка» применяется в значениях, установленных техническими нормативными правовыми актами.
перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о производстве и (или) ввозе на территорию Республики Беларусь которых подлежит внесению в межведомственную распределенную информационную систему «Банк данных электронных паспортов товаров», которые и определяют товарные группы, подлежащие маркировке:
Код товара по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза
Краткое наименование товара
4303 10 901 0 — 4303 10 906 0, 4303 10 908 0
предметы одежды из меха
В силу норм Указа № 243 на территории Республики Беларусь запрещены приобретение, хранение, использование, транспортировка и реализация юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями товаров, указанных в перечне, без контрольных (идентификационных) знаков либо с нанесенными на них контрольными (идентификационными) знаками в нарушение установленного законодательством порядка о маркировке контрольными (идентификационными) знаками.
Данные требования не распространяются на:
транспортировку товаров при их вывозе за пределы Республики Беларусь, за исключением вывоза товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров, в рамках трансграничной торговли;
транспортировку товаров, ввозимых на территорию Республики Беларусь с территории государств — членов Евразийского экономического союза для размещения и (или) хранения на территории складов, перечень которых определяется Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, а также хранение таких товаров на указанных складах;
транспортировку товаров, находящихся под таможенным контролем;
транспортировку и хранение проб и образцов товаров, предназначенных для проведения испытаний в целях оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, в необходимых количествах, установленных техническими нормативными правовыми актами;
транспортировку, хранение, реализацию и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь организаторами и участниками международных выставок и ярмарок в качестве образцов и экспонатов;
транспортировку, хранение и использование товаров, предназначенных для официального пользования дипломатическими представительствами, консульскими учреждениями, иными официальными представительствами иностранных государств, представительствами либо органами международных организаций, межгосударственных образований;
транспортировку, хранение, реализацию и использование товаров, ввезенных на территорию Республики Беларусь, на воздушных, морских и речных судах, выполняющих международные рейсы, а также в вагонах-ресторанах, купе-буфетах, купе-барах поездов, выполняющих международные рейсы, формируемых за пределами Республики Беларусь;
транспортировку, хранение и использование товаров, являющихся иностранной безвозмездной помощью, зарегистрированной в порядке, установленном законодательством;
транспортировку и хранение товаров, возвращенных продавцам покупателями, осуществляемые в порядке, определяемом Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, при условии наличия документов, подтверждающих возврат товаров;
хранение и использование товаров их производителями;
хранение товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах, приобретение и реализацию предназначенных для вывоза за пределы Республики Беларусь (за исключением вывоза товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров, в рамках трансграничной торговли) товаров, находящихся под таможенным контролем в зонах таможенного контроля, в том числе на складах временного хранения и таможенных складах;
хранение товаров юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими комиссионную торговлю непродовольственными товарами, на основании заключенных с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, договоров комиссии, осуществляемое в порядке, определяемом Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, до предложения таких товаров для продажи, в том числе до их выставления в месте продажи, демонстрации их образцов или предоставления сведений о них в месте продажи;
хранение и реализацию товаров в магазинах беспошлинной торговли;
приобретение, хранение, использование, транспортировку и реализацию товаров, изъятых, арестованных, конфискованных либо обращенных в доход государства иным способом, и товаров, взыскание на которые обращено в счет неисполненного налогового обязательства, неуплаченных пеней;
розничную торговлю товарами в розлив или вразвес из тары, маркированной контрольными (идентификационными) знаками;
использование товаров, находящихся под таможенным контролем в свободной таможенной зоне;
транспортировку, хранение и использование товаров (за исключением товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров), полученных в качестве международной технической помощи в соответствии с законодательством;
транспортировку товаров, произведенных на территории Республики Беларусь и предназначенных для вывоза с территории Республики Беларусь (за исключением товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, информация о которых подлежит внесению в Банк электронных паспортов товаров), от мест производства до складов, перечень которых определяется Министерством антимонопольного регулирования и торговли по согласованию с Министерством по налогам и сборам, а также хранение таких товаров на указанных складах.
С учетом требования Указа № 243 юридические лица и индивидуальные предприниматели ежеквартально представляют в налоговый орган по месту постановки на учет отчет об использовании контрольных (идентификационных) знаков и отчет об объемах производства, ввоза, реализации, использования товаров, промаркированных контрольными (идентификационными) знаками, формы которых установлены постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 09.08.2011 № 32 «О некоторых вопросах маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». Отчеты заполняются в натуральных и стоимостных показателях в разрезе товаров, маркированных контрольными (идентификационными) знаками, и позволяют осуществлять контроль за использованием плательщиками контрольных (идентификационных) знаков при нанесении на товары при их производстве, ввозе, реализации и использовании. Обязанность представлять отчеты возложена на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, обязанных осуществлять маркировку товаров, включенных в перечень, а именно: производителей (в том числе субъектов хозяйствования, осуществляющих переупаковку), импортеров маркируемых товаров, субъектов торговли, реализующих остатки вновь включаемых в перечень товаров, либо возращенные покупателями товары без контрольных (идентификационных) знаков, а также комиссионеров, принявших подлежащие маркировке товары без нанесенных контрольных (идентификационных) знаков для последующей их реализации.
За нарушения требований законодательства о маркировке товаров контрольными (идентификационными) знаками, порядка использования контрольных (идентификационных) знаков и представления (заполнения) установленной отчетности должностные лица организаций и индивидуальные предприниматели несут административную ответственность, предусмотренную Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В целях усиления контроля за оборотом товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками, Министерством по налогам и сборам совместно с Расчетным центром Национального банка Республики Беларусь принято решение о размещении информации о реализации и признании недействительности (включая списание и уничтожение) контрольных (идентификационных) знаков в сети Интернет. Данная мера позволяет посредством указанного информационного ресурса проверять достоверность контрольных (идентификационных) знаков, нанесенных на приобретаемый товар. Информацию о принадлежности контрольного (идентификационного) знака можно получить, посетив интернет страницу официального сайта Расчетного центра Национального банка Республики Беларусь www.bisc.by/uslugi/asbdb.html.
Кроме указанных нормативных документов, важными актами законодательства в данной сфере являются:
Так, по состоянию на 01 января 2019 года стоимость контрольных (идентификационных) знаков составляет:
Стоимость контрольного (идентификационного) знака
Наименование товара
— 1 белорусская копейка
соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской упаковке вместимостью до 0,25 литра включительно
— 2 белорусские копейки
моющие средства для стирки изделий из различных видов тканей порошкообразные, жидкие и пастообразные в потребительской упаковке, стеклоомывающие, моющие и чистящие средства для стекол в упаковке любой вместимости;
масло растительное, разлитое в упаковку любой вместимости и предназначенное для употребления в пищу;
пиво солодовое, разлитое в упаковку вместимостью до 1,0 литра включительно;
воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или другие подслащивающие или вкусо-ароматические вещества, и прочие безалкогольные напитки в потребительской упаковке вместимостью до 0,25 литра включительно
— 3 белорусские копейки
соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской упаковке вместимостью свыше 0,25 литра до 1,0 литра включительно
— 4 белорусские копейки
пиво солодовое, разлитое в упаковку вместимостью свыше 1,0 литра до 2,0 литра включительно
— 5 белорусских копеек
в герметичной потребительской упаковке: икра осетровых и ее заменители, изготовленные из икринок рыбы; консервы рыбные в жестебанке;
слабоалкогольные напитки с объемной долей этилового спирта не более 7 процентов;
материальные носители (аудиокассеты, видеокассеты, компакт-диски и др.), содержащие фонограммы и (или) аудиовизуальные произведения, в потребительской упаковке;
соки фруктовые (включая виноградное сусло) и соки овощные, несброженные и не содержащие добавок спирта, с добавлением или без добавления сахара или других подслащивающих веществ в потребительской упаковке вместимостью свыше 1,0 литра;
воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или другие подслащивающие или вкусо-ароматические вещества, и прочие безалкогольные напитки в потребительской упаковке вместимостью свыше 0,25 литра до 1,5 литра включительно
— 7 белорусских копеек
воды, включая минеральные и газированные, содержащие добавки сахара или другие подслащивающие или вкусо-ароматические вещества, и прочие безалкогольные напитки в потребительской упаковке вместимостью свыше 1,5 литра
— 10 белорусских копеек
антифризы (в том числе тосолы) и жидкости антиобледенительные готовые в упаковке любой вместимости;
часы, за исключением часов, бывших в употреблении;
масло моторное, разлитое в упаковку любой вместимости;
пиво солодовое, разлитое в упаковку вместимостью свыше 2,0 литра;
жидкости для использования в электронных системах курения
— 15 белорусских копеек
чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке; растворимый чай нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке; мате, или парагвайский чай, нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке
— 20 белорусских копеек
кофе жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина, нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке; кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке; заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке; кофе растворимый нетто-массой от 25 граммов до 250 граммов включительно в потребительской упаковке
— 30 белорусских копеек
чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке; растворимый чай нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке; мате, или парагвайский чай, нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке
— 35 белорусских копеек
кофе жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина, нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке; кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке; заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке; кофе растворимый нетто-массой свыше 250 граммов до 500 граммов включительно в потребительской упаковке
— 45 белорусских копеек
чай со вкусо-ароматическими добавками или без них нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке; растворимый чай нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке; мате, или парагвайский чай, нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке
— 50 белорусских копеек
кофе жареный или нежареный, с кофеином или без кофеина, нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке; кофейная шелуха и оболочки зерен кофе нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке; заменители кофе, содержащие кофе в любой пропорции, нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке; кофе растворимый нетто-массой свыше 500 граммов в потребительской упаковке
— 1 белорусский рубль
принтеры для вычислительных машин, за исключением принтеров, бывших в употреблении;
вычислительные машины (ноутбуки, планшетные компьютеры), за исключением бывших в употреблении;
мобильные телефоны в потребительской упаковке, за исключением бывших в употреблении;
мониторы (в том числе дисплеи, видеомониторы) для вычислительных машин, за исключением бывших в употреблении;
телевизоры, за исключением телевизоров, бывших в употреблении
— 2 белорусских рубля
предметы одежды из меха