Обязанности

Обучение, инструктаж и проверка знаний работающих (работников) по вопросам охраны труда.

Согласно статьям 13 Закона Республики Беларусь «Об охране труда» и 226 Трудового кодекса Республики Беларусь работодатель (наниматель) обязан осуществлять (обеспечить) подготовку (обучение), переподготовку, стажировку, инструктаж, повышение квалификации и проверку знаний работающих (работников) по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом.

Справочно.

Работающие — граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также привлекаемые к выполнению работ (оказанию услуг) юридическими лицами в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 1 Закона);

работодатели — юридические лица (включая юридические лица с иностранными инвестициями, осуществляющие деятельность на территории Республики Беларусь), их представительства, филиалы и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам и (или) гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее — гражданско-правовой договор), физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм, а также юридические лица, привлекающие граждан к выполнению работ (оказанию услуг) в порядке и на условиях, установленных законодательством (ст. 1 Закона);

наниматель – юридическое или физическое лицо, которому законодательством предоставлено право заключения и прекращения трудового договора с работником (ст. 1 Трудового кодекса);

работник;– лицо, состоящее в трудовых отношениях с нанимателем на основании заключенного трудового договора (ст. 1 Трудового кодекса).

Порядок подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда установлен Инструкцией о порядке подготовки (обучения), переподготовки, стажировки, инструктажа, повышения квалификации и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее – Инструкция), утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь 28.11.2008 № 175, в отношении всех работодателей и работающих граждан, в том числе:

работающих по трудовым договорам (далее – работники);

работающих по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ (оказание услуг) и создание объектов интеллектуальной собственности (далее – гражданско-правовые договоры);

работающих на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств;

обучающихся и воспитанников учреждений образования, привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению работ (оказанию услуг) в организациях, в том числе в период прохождения производственной практики;

военнослужащих Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войск и воинских формирований, привлекаемых к выполнению работ (оказанию услуг) и исполнению иных обязанностей, не обусловленных военной службой, в порядке и на условиях, установленных законодательством;

содержащихся в исправительных, лечебно-трудовых, воспитательно-трудовых учреждениях и привлекаемых в установленном законодательством порядке к выполнению оплачиваемых работ;

привлекаемых в установленном законодательством порядке к труду в процессе лечения (трудотерапии) в организациях здравоохранения;

привлекаемых в установленном законодательством порядке к ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Работающие, при совмещении нескольких профессий (должностей), проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда по основной и совмещаемым профессиям (должностям), а при замене временно отсутствующих работников – дополнительно проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда в объеме требований по замещаемым должностям (профессиям).

Перед проверкой знаний по вопросам охраны труда работодателем при необходимости организуются семинары, лекции, консультации и другие занятия. О дате и месте проведения проверки знаний по вопросам охраны труда работающие должны уведомляться не позднее, чем за 15 дней. Дата и место проведения проверки знаний по вопросам охраны труда вышеназванных лиц, за исключением работающих по трудовым договорам, устанавливаются по договоренности сторон до начала работ (оказания услуг).

Проверка знаний по вопросам охраны труда проводится в индивидуальном порядке путем устного опроса или с применением компьютерной техники в объеме требований нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, соблюдение которых входит в квалификационные (должностные) обязанности работающего.

Справочно.

Обучение, проверка знаний по вопросам охраны труда и допуск к работе лиц, занятых эксплуатацией и обслуживанием объектов, поднадзорных уполномоченным органам надзора, осуществляются в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами.

Лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях, созданных в порядке, установленном законодательством (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), проходят повторную проверку знаний по вопросам охраны труда в срок не более одного месяца со дня ее проведения. Проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу.

Справочно.

Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.

Лица, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).

Обучение рабочих

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда работающих по рабочим профессиям (далее – рабочие) проводятся при подготовке, переподготовке, повышении квалификации, на курсах целевого назначения.

Учебные планы и программы при подготовке рабочих по профессиям должны предусматривать теоретическое обучение по вопросам охраны труда (далее – теоретическое обучение) и производственное обучение безопасным методам и приемам труда (далее – производственное обучение).

Теоретическое обучение осуществляется в рамках специального учебного предмета «Охрана труда» и (или) соответствующих разделов специальных дисциплин в объеме не менее 10 часов. При обучении профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, предмет «Охрана труда» преподается в объеме не менее 60 часов в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, и не менее 20 часов;– при обучении непосредственно в организации.

Продолжительность производственного обучения профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, устанавливается не менее двенадцати рабочих дней, на других работах – не менее четырех рабочих дней.

Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации рабочих завершаются итоговой аттестацией в форме квалификационных экзаменов. В экзаменационные билеты включаются вопросы по охране труда. Обучение на курсах целевого назначения заканчивается сдачей зачета.

Справочно.

Обучение и проверка знаний по вопросам охраны труда при переподготовке рабочих осуществляются в том же порядке, что и при профессиональной подготовке.

Рабочие, имеющие перерыв в работе по профессии более трех лет, проходят стажировку на рабочем месте (далее – стажировка) перед допуском к самостоятельной работе. Рабочие, принятые или переведенные на работы с повышенной опасностью (имеющие перерыв в выполнении указанных работ более 1 года), к самостоятельной работе допускаются после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда.

Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации, мастеров, бригадиров, инструкторов и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.

Руководитель организации с учетом требований соответствующих нормативных правовых актов утверждает перечень профессий рабочих, которые должны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации рабочих и видов выполняемых ими работ.

Справочно.

При подготовке, переподготовке, повышении квалификации рабочих на производстве стажировка не проводится.

Рабочие, занятые на работах с повышенной опасностью, а также на объектах, поднадзорных уполномоченным органам надзора, проходят периодическую проверку знаний по вопросам охраны труда в сроки, установленные соответствующими нормативными правовыми актами, но не реже одного раза в год.

Справочно.

Перечень профессий рабочих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, утверждается руководителем организации на основании требований соответствующих нормативных правовых актов и с учетом типового перечня работ с повышенной опасностью согласно приложению 1 к Инструкции.

Проверку знаний рабочих по вопросам охраны труда в организациях проводит комиссия для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее – комиссия организации) или комиссия структурного подразделения. Запись о прохождении проверки знаний по вопросам охраны труда вносится в удостоверение по охране труда и личную карточку прохождения обучения по вопросам охраны труда (если она применяется).

Справочно.

Внеочередная проверка знаний по вопросам охраны труда рабочих проводится по требованию представителей уполномоченных органов надзора, руководителя организации (структурного подразделения) или должностного лица организации, ответственного за организацию охраны труда, при нарушении рабочими требований по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям.

Допуск рабочих к самостоятельной работе осуществляется руководителем организации (структурного подразделения) и оформляется приказом, распоряжением либо записью в журнале регистрации инструктажа по охране труда.

Справочно.

С обучающимися и воспитанниками учреждений образования вне учебных занятий (студенческие отряды, лагеря труда и отдыха, иные трудовые объединения, сельскохозяйственные, строительные и другие работы) перед началом трудовой деятельности проводится обучение по вопросам трудового законодательства и охраны труда в учреждениях образования.

Организации, которые привлекают к работам (оказанию услуг) обучающихся и воспитанников учреждений образования, проводят их обучение, инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с Инструкцией.

Обучение руководителей и специалистов

Обучение руководителей и специалистов осуществляется по учебным планам и программам, составленным на основании типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов (приложение 5 к Инструкции).

Принятые на работу (переведенные на другую должность) руководители и специалисты допускаются к самостоятельной работе после ознакомления их уполномоченным должностным лицом организации с должностными обязанностями, в том числе по охране труда, нормативными правовыми актами, техническими нормативными правовыми актами, локальными нормативными правовыми актами по охране труда, соблюдение требований которых входит в их должностные обязанности, условиями и состоянием охраны труда в структурных подразделениях (на объектах) организации.

При необходимости специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах, перед допуском к самостоятельной работе проходят стажировку по занимаемой должности. Стажировку проводит должностное лицо, назначенное приказом руководителя организации. Руководитель организации утверждает перечень должностей специалистов, которые должны проходить стажировку, и определяет ее продолжительность.

Не позднее месяца со дня назначения на должность и периодически в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, но не реже одного раза в три года, руководители и специалисты проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях для проверки знаний по вопросам охраны труда.

Справочно.

Руководитель организации на основании типового перечня должностей руководителей и специалистов, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, согласно приложению 6 к Инструкции утверждает соответствующий перечень.

Проверка знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов проводится с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности.

Справочно.

Перечень вопросов (экзаменационные билеты) для проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов разрабатываются с учетом специфики производственной деятельности на основе типового перечня вопросов для обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда руководителей и специалистов согласно приложению 5 к Инструкции.

Руководителям и специалистам, прошедшим проверку знаний по вопросам охраны труда, выдается удостоверение по охране труда.

Справочно.

Внеочередная проверка знаний руководителей и специалистов по вопросам охраны труда проводится:

при переводе руководителя или специалиста на другое место работы или назначении его на должность, где требуются дополнительные знания по охране труда;

при принятии актов законодательства, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности. При этом осуществляется проверка знаний только данных актов законодательства;

по требованию уполномоченных органов надзора;

по решению руководителя организации или другого должностного лица, ответственного за организацию охраны труда, при выявлении нарушений требований по охране труда или незнании норм нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда, которые могут привести или привели к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

при перерыве в работе в данной должности более одного года.

Справочно

Специалисты, выполняющие работы по профессиям рабочих, проходят обучение, инструктаж и проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствии с главой Инструкции «Обучение и проверка знаний работающих по рабочим профессиям по вопросам охраны труда».

Инструктаж по охране труда

По характеру и времени проведения инструктаж по охране труда подразделяют на: вводный; первичный на рабочем месте; повторный; внеплановый; целевой.

Вводный инструктаж по охране труда (далее – вводный инструктаж) проводится с вышеназванными лицами при:

приеме их на постоянную или временную работу в организацию;

участии в производственном процессе, привлечении к работам (оказанию услуг) в организации или на ее территории, выполнении работ (оказании услуг) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).

Справочно.

Вводный инструктаж проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации.

Вводный инструктаж проводится по утвержденной руководителем организации программе (инструкции), которая разрабатывается с учетом специфики деятельности организации на основании типового перечня вопросов программы вводного инструктажа по охране труда согласно приложению 7 к Инструкции. Его проводит инженер по охране труда или специалист организации, на которого возложены эти обязанности. Регистрация вводного инструктажа осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по охране труда.

При территориальной удаленности структурного подразделения руководителем организации могут возлагаться обязанности по проведению вводного инструктажа на руководителя данного структурного подразделения. Регистрация вводного инструктажа в этом случае осуществляется в журнале регистрации вводного инструктажа по месту его проведения.

Справочно.

При наличии в организации пожарной, газоспасательной и медицинской служб вводный инструктаж по соответствующим разделам программы вводного инструктажа может быть дополнен инструктажем, проводимым работниками указанных служб.

Первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте (далее – первичный инструктаж на рабочем месте) до начала работы проводят с вышеуказанными лицами:

принятыми на работу;

переведенными из одного подразделения в другое или с одного объекта на другой;

участвующими в производственном процессе, привлеченными к работам (оказанию услуг) в организации или выполняющими работы (оказывающими услуги) по заданию организации (по заключенному с организацией договору).

Справочно.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится также с работниками других организаций, в том числе командированными, при участии их в производственном процессе или выполнении работ на территории организации. С работниками других организаций, выполняющими работы на территории организации, данный инструктаж проводит руководитель работ при участии руководителя или специалиста организации, на территории которой проводятся работы.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится индивидуально с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Допускается его проводить с группой лиц, обслуживающих однотипное оборудование и в пределах общего рабочего места.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится по утвержденной руководителем организации программе, составленной с учетом особенностей производства (выполняемых работ, оказываемых услуг) и требований нормативных правовых актов по охране труда, или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ (услуг) и регистрируется в журнале регистрации инструктажа по охране труда или личной карточке прохождения обучения (в случае ее применения).

Повторный инструктаж по охране труда (далее – повторный инструктаж) проводится с вышеназванными лицами, не реже одного раза в шесть месяцев по программе первичного инструктажа на рабочем месте или по инструкциям по охране труда для профессий и видов работ (услуг).

Справочно.

Первичный инструктаж на рабочем месте и повторный инструктаж могут не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).

Перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа, составляется службой охраны труда с участием профсоюза и утверждается руководителем организации.

Внеплановый инструктаж по охране труда (далее – внеплановый инструктаж) проводится при:

принятии новых нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, или внесении изменений и дополнений к ним;

изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приборов и инструмента, сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

нарушении указанными выше лицами нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, которое привело или могло привести к аварии, несчастному случаю на производстве и другим тяжелым последствиям;

перерывах в работе по профессии (в должности) более шести месяцев;

поступлении информации об авариях и несчастных случаях, происшедших в однопрофильных организациях.

Справочно.

Внеплановый инструктаж проводится также по требованию представителей уполномоченных органов надзора, вышестоящих государственных органов или государственных организаций, должностного лица организации, на которого возложены обязанности по организации охраны труда, при нарушении нормативных правовых актов, технических нормативных правовых актов, локальных нормативных правовых актов по охране труда.

Внеплановый инструктаж проводится индивидуально или с группой лиц, работающих по одной профессии (должности), выполняющих один вид работ (услуг). Объем и содержание инструктажа определяются в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

Целевой инструктаж по охране труда (далее – целевой инструктаж) проводят при:

выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузка, разгрузка, уборка территории и другие);

ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф;

производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск;

проведении экскурсий в организации.

Первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктаж проводит непосредственный руководитель работ (начальник производства, цеха, участка, мастер, инструктор и другие должностные лица). Инструктаж по охране труда завершается проверкой знаний устным опросом или с помощью технических средств обучения, а также проверкой приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы лицом, проводившим инструктаж. Проведение первичного, повторного, внепланового, целевого инструктажа и стажировки подтверждается подписями лиц, проводивших и прошедших инструктаж, стажировку, в журнале регистрации инструктажа по охране труда или в личной карточке прохождения обучения (в случае ее применения).

Справочно.

При регистрации внепланового инструктажа в журнале регистрации инструктажа по охране труда указывается причина его проведения.

Регистрация целевого инструктажа допускается в отдельном журнале.

В случае проведения целевого инструктажа с лицами, выполняющими работы по наряду-допуску, отметка о его проведении производится в наряде-допуске.

Журналы регистрации вводного инструктажа по охране труда, регистрации инструктажа по охране труда, регистрации целевого инструктажа по охране труда (в случае его применения) должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью. Журнал регистрации вводного инструктажа заверяется подписью руководителя организации или уполномоченного им лица. Журналы регистрации инструктажа по охране труда, регистрации целевого инструктажа по охране труда (в случае его применения) заверяются подписью руководителя организации или структурного подразделения организации.

Справочно.

Срок хранения названных журналов десять лет с даты внесения последней записи.

Практика показывает, что договоры в организациях составляются зачастую кем угодно: секретарем, бухгалтером, менеджерами и т.д.

Такому подходу способствует и широкое распространение баз договоров (как электронных, так и на бумажных носителях). Подход простой: зачем платить деньги юристу за составление договора, если договор можно «взять из базы», заполнить прочерки, подписать – и вперед. В итоге получается, что юриста подключают к работе с договором только тогда, когда с его исполнением возникают какие-то проблемы.

Поэтому может быть это и банально, но составление договоров лучше всего поручить юристу, наделив его в этом направлении тремя функциями:

1. отработка всего пакета договоров, постоянно применяемых в деятельности предприятия (написание шаблонов договоров «с нуля» либо вычитка имеющихся, внесение в них изменений/дополнений с целью приведения их в соответствие с законодательством и интересами предприятия).

2. проведение юридической экспертизы проектов договоров, предлагаемых к заключению контрагентами предприятия; при необходимости внесение в них изменений/дополнений для приведения договоров в соответствие с законодательством и интересами предприятия.

3. проведение юридической экспертизы изменений/дополнений в договор, предлагаемых (или вносимых) другими подразделениями (сотрудниками) организации.

  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки

Обязанность — это понятие, как бы уравнивающее содержание правового статуса личности

Тлеубаева З.А., юрист

Как известно, физические лица, находящиеся на территории определенного государства, с точки зрения их правового положения, делятся на 3 категории: граждане данного государства, иностранцы и лица без гражданства. К поведению данных физических лиц государство, на территории которого они находятся, предъявляют определенные требования. Эти требования называются обязанностями. На наш взгляд, обязанность — это понятие, как бы уравнивающее содержание правового статуса личности. Лицо не только наделяется определенными возможностями (права и свободы), но наряду с этим к его поведению предъявляются определенные притязания, требования.

Конституционные обязанности закреплены в статьях 34-38 Основного Закона Республики Казахстан. Их можно подразделить на обязанности человека и обязанности гражданина.

К обязанностям человека относятся:

а) соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц (п.1 ст.34);

б) уважение государственных символов Республики (п.2 ст.34);

в) уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35).

На гражданина Республики Казахстан наряду с указанными обязанностями возлагается также дополнительно:

а) обязанность защищать Республику Казахстан и нести воинскую службу в порядке и видах, установленных законом (пп.1 и 2 ст.36);

б) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст.37);

в) обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст.38).

Если рассматривать обязанности применительно к Республике Казахстан, то они закреплены в статьях 34-38 Основного Закона. Их можно подразделить на обязанности человека и обязанности гражданина. Обязанности человека — это обязанности, которые должны выполняться любыми физическими лицами, находящимися на территории Республики Казахстан. Вывод о том, что определенная обязанность относится к категории обязанностей человека, можно сделать из формулировки самой статьи, которая начинается словом «каждый». В данном случае эта обязанность распространяется и на граждан Республики Казахстан, и на граждан других государств, и на лиц без гражданства, находящихся на территории нашего государства. К таким обязанностям относятся: 1) соблюдение Конституции и законодательства Республики Казахстан, уважение прав, свобод, чести и достоинства других лиц; 2) уважение государственных символов Республики; 3) уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей. Применительно к гражданам нашего государства к перечисленным обязанностям добавляются еще три, которые возлагаются только на лиц, состоящих с Республикой Казахстан в особой политико-правовой связи, то есть в состоянии гражданства. Это такие обязанности, как: 1) защита Республики Казахстан и несение воинской службы в порядке и видах, установленных законом; 2) обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры; 3) обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам.

Вменение первых двух обязанностей только гражданам Республики Казахстан не вызывает никаких сомнений и споров. Действительно, было бы нелогичным требовать от иностранных граждан или лиц без гражданства нести воинскую службу или защищать Республику Казахстан от посягательств со стороны других государств. То же самое можно сказать и о такой обязанности как обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории культуры. Историческое и культурное наследие, доставшееся нам от предков, памятники истории и культуры нашего государства — кому как не гражданам Республики Казахстан заботиться об их сохранении.

Определенные сомнения вызывает третья обязанность, которая относится только к гражданам Республики Казахстан. Это — обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам. Почему сохранение природы и бережное отношение к природным богатствам как обязанность возлагается только на граждан Республики Казахстан. Согласно п.1 ст.31 Конституции Республики Казахстан, государство ставит целью охрану окружающей среды, благоприятной для жизни и здоровья человека. Заметим, человека, а не гражданина. То есть государство, создавая благоприятные условия для человека, не делает разграничений физических лиц на граждан и неграждан. Они создаются для всех людей, о чем мы делаем вывод из формулировки п.1 ст.31 Конституции Республики Казахстан. Получается, что государство создает благоприятные для жизни и здоровья условия для всех людей, а сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам должны только граждане Республики Казахстан. Думается, что здесь законодатель не совсем удачно сформулировал данную статью, тем самым, закрепляя эту обязанность только за гражданами Республики Казахстан. Для сравнения можно привести ст.58 Конституции Российской Федерации, которая гласит: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам» (1). Или же, согласно ст. 53 Конституции Эстонии каждый обязан бережно относиться к жизненной и природной среде и возмещать нанесенные им окружающей среде ущерб. (2).

Теперь рассмотрим расположение статей Конституции об обязанностях. Сначала расположены статьи, закрепляющие обязанности человека. Это обязанность соблюдать Конституцию, законодательство Республики Казахстан, уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц (п.1 ст.34 Конституции Республики Казахстан), обязанность уважать государственные символы Республики (п.2 ст.34 Конституции Республики Казахстан), а также уплата законно установленных налогов, сборов и иных обязательных платежей (ст.35 Конституции Республики Казахстан). Далее располагаются обязанности гражданина. И, если мы отнесем обязанность сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам к обязанностям человека, то после статьи 35 статьей 36 необходимо расположить данную обязанность. Соответственно будут сдвинуты и следующие обязанности. Воинская обязанность будет закреплена в ст.37, а обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, соответственно, в ст.38 Конституции Республики Казахстан.

1 — Конституция Российской Федерации. — Москва: Проспект, 2000 г., с. 17

Чтобы понимать, как правильно составлять должностную инструкцию, рассмотрим, что представляет собой данный документ, какое значение имеет должностная инструкция для работодателя, и предложим неформальный подход к ее составлению. Так как в Трудовом кодексе понятие «должностная инструкция» не раскрывается, обратимся за разъяснениями к этимологическим словарям.

Должностная инструкция представляет собой документ, который указывает круг поручений, обязанностей, работ, которые должно выполнить лицо, занимающее данную должность в компании, на предприятии, фирме. Из данного определения видно, что основной акцент делается на определение круга трудовых обязанностей, которые возлагаются на конкретную должностную единицу.

Должностная инструкция — это письменный организационно-нормативный документ, четко регламентирующий вопросы управления, взаимодействия, отчетности, обеспечения и регулирования деятельности конкретного должностного лица предприятия и устанавливающий порядок применения указанными лицами в своей деятельности как положений соответствующих законодательных актов, так и внутренних нормативных актов предприятия (приказов, распоряжений).

Должностные инструкции отнесены к группе документов организационно-нормативного регулирования деятельности предприятия. Они являются частью унифицированной системы организационно-распорядительной документации, то есть комплекта документов, в котором фиксируются вопросы управления, взаимодействия, обеспечения и регулирования деятельности отдельных должностных лиц или категорий должностных лиц.

В Письме Роструда от 09.08.2007 №3042-6-0 сказано, что должностная инструкция – это не просто формальный документ. Он призван регламентировать организационно-правовое положение работника, его должностные обязанности, права, ответственность, предъявляемые к нему квалификационные требования, порядок приема, увольнения, замещения.

В должностной инструкции определены обязанности, права и ответственность каждого работника, занимающего конкретную должность, начиная с заместителей руководителя подразделения. Круг прав и обязанностей руководителя, директора организации и их заместителей определен в Уставе, а руководителей подразделений-специальными положениями. Такой порядок позволяет работодателю эффективнее распределить обязанности между работниками.

Правильно разработанные, согласованные между собой должностные инструкции обеспечивают:

  • рациональное разделение труда между работниками предприятия;
  • равномерную загрузку работников;
  • оптимальное распределение работ (заданий, поручений) между работниками с учетом квалификации последних и в зависимости от их сложности;
  • возможность своевременного и эффективного контроля работников;
  • понимание работниками своей ответственности за конкретные обязанности;
  • существенно ускоренное обучение вновь принятых на предприятие работников, а также работников предприятия, перемещенных на новые должности.

Очень важным характерным признаком должностной инструкции является ее тесная взаимосвязь с документами, относящимися к другим группам документации-в частности, с трудовым договором, а также с документами по оформлению дисциплинарных взысканий. Трудовой договор может и сам содержать основные положения должностной инструкции, и многие руководители довольствуются лишь этим документом.

Однако если в трудовом договоре, при описании обязанностей работника, имеется ссылка на то, что ему могут быть поручены не только обязанности, прямо указанные в договоре, но и иные, отнесенные к его компетенции должностной инструкцией и прочими локальными нормативными актами,-в таком случае наличие должностной инструкции в системе документации предприятия-это необходимость.

В случае трудовых споров (как решаемых внутри предприятия, так и в судебном порядке), при определении степени виновности в совершении дисциплинарного проступка, помимо прочего, как правило, принимается во внимание то, насколько полно и точно работник выполнял соответствующие положения должностной инструкции.

Должностная инструкция, являясь локальным нормативным актом предприятия, подразумевает наличие специфических требований к содержанию, структуре, стилю изложения и оформлению.

Содержание должностной инструкции

Основные требования, предъявляемые к содержанию должностной инструкции:

  • ясность (достигается предельно точным формулированием-как отдельных предложений, так и всего текста в целом);
  • информационная емкость (обеспечивается включением в текст предложений, сочетающих минимальное количество слов с максимальной смысловой нагрузкой);
  • убедительность (зависит от того, насколько последовательно расположены в тексте его смысловые компоненты и насколько логически обоснованным выглядит построение всего текста документа).

Оформление должностной инструкции

Существуют и общепринятые форматы должностных инструкций. В общем случае должностная инструкция должна максимально емко, однозначно и понятно освещать следующие вопросы, касающиеся деятельности работника:

  • наименование должности и ее место в организационной структуре предприятия;
  • задачи, возлагаемые на работника;
  • статус работника, порядок его назначения на должность и освобождения от должности;
  • основные квалификационные требования, предъявляемые к работнику;
  • основные требования, предъявляемые к работнику в отношении специальных знаний, положений законодательных и иных нормативно-правовых актов;
  • трудовые функции, порученные работнику;
  • виды работ или операции, выполняемые работником в рамках порученных ему функций;
  • основные требования по охране труда, соблюдение которых является обязательным для работника;
  • полномочия работника, их краткая характеристика;
  • трудовые отношения работника с другими должностными лицами предприятия;
  • меры ответственности, применение которых предусмотрено в отношении работника в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением его трудовых функций;
  • порядок внесения изменений и дополнений в должностную инструкцию.

Функции должностной инструкции

Должностная инструкция выполняет две основные функции:

  • структурирует производственные процедуры;
  • регулирует деятельность сотрудника, занимающего соответствующую штатную единицу.

Должностная инструкция, в которой права, обязанности и границы ответственности работника четко и в полном объеме зафиксированы документально помогает предотвратить многие конфликтные ситуации, ведущие к применению необоснованных взысканий, что невыгодно ни работнику, ни работодателю.

Должностная инструкция находится в основании иерархии локальных нормативных актов, принимаемых работодателем. С помощью этого документа руководитель может донести до работника свои ожидания и критерии оценки его деятельности. Отметим, что традиционно должностная инструкция составляется для конкретной должности, то есть речь идет об описании не трудовых обязанностей конкретного сотрудника, а функционала определенной должности.

Задачи должностной инструкции

Рассмотрим задачи, которые поможет решить должностная инструкция в рамках трудовых отношений:

  • четко сформулировать трудовую функцию работника;
  • скоординировать действия работников, избегая дублирования;
  • равномерно распределить нагрузку на работников;
  • определить необходимую квалификацию персонала;
  • обоснованно привлечь сотрудника к дисциплинарной ответственности за невыполнение возложенных на него трудовых обязанностей;
  • эффективно проводить аттестацию рабочих мест и персонала;
  • при необходимости-обосновать затраты организации на привлечение сторонних специалистов.

ООО «Олимп» воспользовалось услугами стороннего бухгалтера, имея при этом в штате своего. При расчете налога на прибыль ООО «Олимп» учло расходы на оплату данных услуг. Налоговые органы не согласились с таким расчетом, и обратились в суд, ссылаясь на то, что вышеуказанные расходы экономически не обоснованны.

Должностная инструкция, в которой подробно расписаны обязанности штатного бухгалтера, поможет доказать, что спорные затраты являются обоснованными. Из нее будет ясно, что сторонний бухгалтер выполнял задания, не входящие в компетенцию штатного сотрудника.

Многие руководители не понимают, для чего нужна должностная инструкция, и формально относятся к ее составлению. Некоторые компании совсем не составляют этот документ, ограничиваясь ознакомлением работников с их обязанностями в устной форме, оправдывая такое положение вещей попыткой избежать бюрократических проволочек.

Как видно из примера, такое мнение ошибочно, так как должностная инструкция – один из важнейших рабочих документов, который может уберечь работодателя и работника от многих неприятностей и конфликтных ситуаций.

СТ 21 ТК РФ.

Работник имеет право на:

  • заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором;
  • рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
  • своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы;
  • отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
  • полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда;
  • подготовку и дополнительное профессиональное образование в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
  • участие в управлении организацией в предусмотренных настоящим Кодексом, иными федеральными законами и коллективным договором формах;
  • ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
  • защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
  • разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами;
  • обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Работник обязан:

  • добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать трудовую дисциплину;
  • выполнять установленные нормы труда;
  • соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
  • бережно относиться к имуществу работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
  • незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у работодателя, если работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

Комментарий к Ст. 21 Трудового кодекса РФ

1. Комментируемая статья 21 ТК РФ наполняет общий трудоправовой статус работника конкретными правами и обязанностями, которыми в обязательном порядке и в равном объеме наделяются все без исключения работники, занятые на условиях трудового договора у любого работодателя. Поскольку эти права работника прямо вытекают из Конституции РФ, международного гуманитарного и трудового права, а также из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений (см. ст. 2 ТК РФ и комментарий к ней), постольку все они имеют основополагающий и общеобязательный характер. При этом следует отметить, что в данной статье приведены не только индивидуальные права собственно работника, но и коллективные права объединений работников, реализуемые через их представителей.

К числу индивидуальных трудовых прав работника относятся: права на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, установленных ТК РФ и иными федеральными законами; рабочее место, соответствующее условиям, предусмотренным стандартами организации и безопасности труда и коллективным договором; своевременная и в полном размере выплата заработной платы в соответствии с квалификацией, сложностью труда, его количеством и качеством; объединение, включая право создания профессиональных союзов и вступления в них для защиты своих трудовых прав, и др. Данные права предоставляются работникам в основном как субъектам индивидуальных трудовых отношений. Однако некоторыми из них работники наделяются как субъекты иных отношений. К такого рода правам необходимо отнести: права на заключение трудового договора при трудоустройстве на работу; подготовку и дополнительное профессиональное образование; разрешение индивидуальных трудовых споров; возмещение вреда и компенсацию морального вреда (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней).

2. В буквальном смысле коллективные трудовые права принадлежат не отдельно взятому работнику, а представителям работников, которые выступают от имени объединения работников, созданного ими в результате реализации каждым своего индивидуального права на объединение. Тем не менее они указаны в составе прав работника. В число таких прав включены права: на участие в управлении организацией в формах, предусмотренных ТК РФ, иными федеральными законами и коллективным договором; ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора и соглашений.

3. Коллективными являются также права на защиту трудовых прав работников профессиональными союзами; коллективную самозащиту и защиту прав работников (см. ст. 352 ТК РФ и комментарий к ней); разрешение коллективных трудовых споров; забастовку. Данные права предоставляются представителям работников в связи с тем, что они выступают в качестве субъектов отношений по организации труда и управлению трудом; социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений; участию работников и профессиональных союзов в установлении условий труда и применении трудового законодательства; профсоюзному контролю за соблюдением законодательства о труде (включая законодательство об охране труда); разрешению коллективных трудовых споров (см. ст. 1 ТК РФ и комментарий к ней).

4. Детализированная характеристика названных индивидуальных трудовых прав, обязанностей и гарантий их реализации содержится в других частях, разделах и главах ТК РФ. Например, нормы, посвященные заключению, изменению и расторжению трудового договора, а также предоставлению физическому лицу работы, обусловленной трудовым договором, помещены в гл. 10 — 13 ТК РФ. Правомочия работника, связанные с предоставлением ему рабочего места, отвечающего государственным нормативным требованиям безопасности труда, раскрываются в статьях об охране труда и обеспечении прав работника на охрану труда (см. ст. ст. 209 — 231 ТК РФ и комментарии к ним). Их гарантией является право работника отказаться в целях самозащиты своих трудовых прав от выполнения работы, непосредственно угрожающей его жизни и здоровью (см. ст. 379 ТК РФ и комментарий к ней). Правомочия работника по своевременной и в полном объеме выплате заработной платы обеспечиваются: а) введением запрета принудительного труда, к которому относится нарушение установленных сроков выплаты заработной платы или ее выплата не в полном размере (см. ст. 4 ТК РФ и комментарий к ней); б) отсутствием максимальных пределов для оплаты труда; в) установлением федеральным законом минимального размера оплаты труда (см. ст. ст. 129 — 158 ТК РФ и комментарии к ним). Право работника на отдых детализируется в статьях, содержащихся в гл. 15 — 19 ТК РФ. Право работника на полную и достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте дополняется нормами, устанавливающими требования к содержанию ряда условий трудового договора (см. статью 57 ТК России и комментарий к ней). Право работника на подготовку и дополнительное профессиональное образование реализуется в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами (см. ст. ст. 196 — 208 ТК РФ и комментарии к ним). Право на объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав и законных интересов, закрепленное и ст. 30 Конституции РФ, обеспечивается нормами Федерального закона от 12 января 1996 г. N 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который предоставляет каждому работнику, достигшему возраста 14 лет, право вступать в профсоюз. Право на участие в управлении организацией отнесено ТК РФ к формам социального партнерства (см. ст. 27 ТК РФ и комментарий к ней). Это право реализуется через представительные органы работников (см. ст. 52 ТК РФ и комментарий к ней). Конкретные формы и порядок осуществления права на участие в управлении организацией регламентируются нормами ТК РФ (см. ст. 53 и комментарий к ней) и содержанием конкретных коллективных договоров. Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений, а также право на информацию о выполнении коллективного договора или соглашения реализуются через представителей работников в рамках их социального партнерства с работодателем (см. ст. ст. 27, 36 — 51 ТК РФ и комментарии к ним).

В числе основных прав работника названо право на защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами. Осуществлению этого права ТК РФ уделяет особое внимание. В ст. 352 ТК РФ предусмотрены четыре способа защиты трудовых прав работников: 1) самозащита работниками трудовых прав; 2) защита трудовых прав профессиональными союзами; 3) государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права; 4) судебная защита. Порядок реализации этих способов защиты определен в гл. 57 — 62 ТК РФ.

Право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и на компенсацию морального вреда осуществляется посредством привлечения работодателя к материальной ответственности. В отличие от прежнего Кодекса, который не уделял данной проблеме большого внимания, ТК РФ обязывает каждого работодателя возмещать своему работнику материальный ущерб в следующих случаях: 1) при незаконном лишении работника возможности трудиться (см. ст. 234 ТК РФ и комментарий к ней); 2) причинении ущерба имуществу работника (см. ст. 235 ТК РФ и комментарий к ней); 3) задержке выплаты заработной платы (см. ст. 236 ТК РФ и комментарий к ней); 4) причинении работнику морального вреда неправомерными действиями или бездействием работодателя (см. ст. 237 ТК РФ и комментарий к ней).

Право на обязательное социальное страхование в буквальном смысле не относится к трудовым правам работника, поскольку оно реализуется вне сферы общественных отношений, составляющих предмет правового регулирования собственно трудового законодательства. Однако в силу ст. 2 ТК РФ обеспечение права на обязательное социальное страхование признается одним из основных принципов правового регулирования социально-трудовых отношений. Согласно Федеральному закону от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» каждый работник подлежит обязательному социальному страхованию применительно к определенным видам страховых рисков. В качестве страхователей выступают работодатели, обязанные уплачивать страховые взносы (страховые платежи), а в качестве страховщиков — государственные внебюджетные фонды.

5. Наряду с основными трудовыми правами комментируемая статья 21 Трудового кодекса РФ приводит перечень трудовых обязанностей работников. С точки зрения источника все обязанности работника, включенные в этот перечень, подразделяются на собственно трудовые обязанности работника, которые возложены на него трудовым договором, и иные обязанности работника, вытекающие из правил внутреннего трудового распорядка, норм охраны и безопасности труда, использования имущества работодателя и проч. Практическое значение этой классификации состоит, в частности, в том, что согласно ч. 1 ст. 192 Трудового кодекса РФ работник несет дисциплинарную ответственность в первую очередь за нарушение своих трудовых обязанностей, к которым согласно формулировке абз. 1 ч. 2 ст. 21 ТК РФ относятся обязанности, предусмотренные заключенным с ним трудовым договором.

Это, впрочем, не означает, что за нарушение других обязанностей работник не несет никакой ответственности. Например, он может нести материальную ответственность за нарушение обязанности по бережному отношению к имуществу работодателя (см. ст. ст. 238, 239 ТК РФ и комментарии к ним). Вместе с тем в случае нарушения работником формально не предусмотренной трудовым договором обязанности, за неисполнение которой трудовое законодательство прямо не предусмотрело конкретных мер ответственности, он в принципе не должен нести дисциплинарную ответственность, поскольку в буквальном смысле факт нарушения трудовых обязанностей в этой ситуации отсутствует. Такой подход к определению состава трудовых обязанностей работника и мер ответственности за их невыполнение означает, с одной стороны, стремление законодателя реально повысить регулирующую роль и правовое значение трудового договора, а с другой — отказ государства от излишнего публично-правового вмешательства в регулирование отношений, возникающих у конкретного работодателя в сфере организации и управления трудом, включая такой их аспект, как дисциплина труда, обеспечение которой является в настоящее время частным делом каждого самостоятельно хозяйствующего работодателя.

6. Перечень прав и обязанностей работников, приведенный в ст. 21 ТК РФ, носит статутный и в этом смысле обобщенный характер. Реальный же объем конкретных прав работников устанавливается в индивидуально-договорном и локально-нормативном порядке: а) трудовым договором; б) коллективным договором; в) локальными нормативными правовыми актами работодателя. Все они не могут содержать положения, снижающие уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (см. ст. 9 ТК РФ и комментарий к ней), а локальные нормативные акты работодателя не должны, кроме того, ухудшать положение работников в сравнении не только с трудовым законодательством, но и с коллективными договорами и соглашениями (см. ст. 8 ТК РФ и комментарий к ней).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *