Обязанности обходчика ЖД путей

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением ОАО «РЖД»
18 .12.2009 N 2621р

(Наименование организации)

ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА
ДЛЯ ОБХОДЧИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ И МОНТЕРОВ ПУТИ, НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ОСМОТРА

г.

г.

УТВЕРЖДАЮ

(руководитель подразделения)

(Ф.И.О.)

«

«

г.

ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ ОБХОДЧИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПУТЕЙ, ИСКУССТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ
И МОНТЕРОВ ПУТИ, НАЗНАЧАЕМЫХ ДЛЯ ОСМОТРА

(В ред. распоряжения ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

Общие требования охраны труда

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает основные требования охраны труда при выполнении работ обходчиками железнодорожных путей и искусственных сооружений (далее — обходчик пути), а также монтерами пути, назначаемыми для осмотра железнодорожных путей (далее — осмотрщик пути).
В дистанциях пути на основе настоящей Инструкции с учетом местных условий разрабатываются инструкции по охране труда для обходчиков (осмотрщиков) пути.

1.2. К самостоятельной работе обходчика пути допускаются мужчины не моложе 18 лет, имеющие стаж работы по профессии, связанной с движением поездов, не менее шести месяцев, прошедшие обязательный (при поступлении на работу) предварительный медицинский осмотр, вводный инструктаж по охране труда, первичный инструктаж по охране труда на рабочем месте, инструктаж по пожарной безопасности, профессиональное обучение с получением соответствующего квалификационного удостоверения, стажировку, проверку знаний требований охраны труда и обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях.
Монтер пути, назначаемый для осмотра железнодорожных путей, должен пройти обучение по профессии обходчик пути и искусственных сооружений и иметь квалификационное удостоверение по этой — второй профессии.
Запрещается допускать к самостоятельной работе обходчиков пути и назначать для осмотра железнодорожного пути монтеров пути, первый год работающих (первозимников).

1.3. В процессе работы обходчик (осмотрщик) пути должен проходить повторные — не реже одного раза в три месяца, в установленном порядке внеплановые и целевые инструктажи по охране труда, не реже одного раза в год — обучение по оказанию первой помощи пострадавшим, в установленные сроки — проверку знаний (в объеме своих обязанностей) нормативных документов, указанных в пункте 1.4 настоящей Инструкции, и периодические медицинские осмотры.
При выполнении путевых работ на участке обхода обходчик пути по распоряжению дорожного мастера или бригадира пути может включаться в состав бригады в качестве сигналиста. В этом случае обходчик пути должен получить от мастера или бригадира пути целевой инструктаж по охране труда для исполняющего обязанности сигналиста и ознакомиться со схемой ограждения места производства работ.
Сигналистами могут назначаться обходчики пути, прошедшие обучение по профессии сигналиста в дорожных учебных центрах или дорожных технических школах и имеющие соответствующее удостоверение, выданное этими учебными заведениями.

1.4. Обходчик (осмотрщик) пути в объеме своих обязанностей должен пройти обучение и проверку знаний:
Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации;
Инструкции по сигнализации на железных дорогах Российской Федерации;
Инструкции по движению поездов и маневровой работе на железных дорогах Российской Федерации;
Положения о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской Федерации;
должностной инструкции и других нормативных документов, устанавливающих его обязанности;
правил и инструкций по охране труда;
обязанности сигналиста;
Правил по охране труда при обслуживании скоростных и высокоскоростных линий железных дорог ОАО «РЖД» (при проведении осмотров на скоростных и высокоскоростных линиях).
(Абзац введен Распоряжением ОАО «РЖД» от 14.09.2010 N 1923р)

1.5. При следовании на работу, с работы или передвижениях по территории железнодорожной станции (далее — станции), территории дистанции пути обходчик (осмотрщик) пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
переходить железнодорожные пути по специально оборудованным пешеходным мостам, тоннелям, дорожкам (настилам), переездам, путепроводам, по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями «Служебный проход», а при отсутствии специально оборудованных мест перехода переходить железнодорожные пути, соблюдая требования пункта 1.6 настоящей Инструкции;
соблюдать требования знаков безопасности, видимых и звуковых сигналов;
следить за передвижением локомотивов, вагонов, грузоподъемных кранов, автомобилей и другого транспорта.

1.6. При нахождении на железнодорожных путях обходчик (осмотрщик) пути должен соблюдать следующие требования безопасности:
проходить вдоль путей по обочине или по середине междупутья, обращая внимание на движущиеся по смежным путям локомотивы, вагоны и другой подвижной состав;
переходить пути под прямым углом, перешагивая через рельсы, не наступая на концы железобетонных шпал и масляные пятна на шпалах, и предварительно убедившись в том, что к месту перехода не приближается подвижной состав (локомотив, моторвагонный подвижной состав, вагоны), дрезина или другое транспортное средство;
при переходе пути, занятого стоящим подвижным составом, пользоваться переходными площадками вагонов, предварительно убедившись в исправности поручней, подножек и пола площадки. Прежде чем сойти с переходной площадки вагона на междупутье, необходимо осмотреть место схода и убедиться в исправности подножек, поручней, а также отсутствии движущегося по смежному пути подвижного состава, и нет ли на междупутье посторонних предметов, о которые можно споткнуться при сходе. При подъеме на переходную площадку вагона и сходе с нее необходимо держаться за поручни и располагаться лицом к вагону;

проходить между расцепленными вагонами, локомотивами и секциями локомотивов, если расстояние между их автосцепками не менее 10 м;
обходить группу вагонов или локомотивы, стоящие на пути, на расстоянии не менее 5 м от автосцепки;
обращать внимание на показания светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки.

1.7. При нахождении на железнодорожных путях запрещается:
становиться или садиться на рельсы, концы шпал, балластную призму, электроприводы, путевые коробки и другие напольные устройства;
подниматься в вагон, дрезину, мотовоз, автомотрису и другие подвижные единицы и сходить с них во время движения;
находиться на подножках, лестницах и других наружных частях вагона, дрезины, мотовоза, автомотрисы и других подвижных единиц при их движении;
переходить стрелки, оборудованные электрической централизацией, в местах расположения остряков и крестовин, ставить ногу между рамным рельсом и остряком, подвижным сердечником и усовиком, в желоб на стрелочном переводе;
переходить или перебегать через пути перед движущимся поездом, подвижным составом;
пролезать под стоящими вагонами, залезать на автосцепки или под них при переходе через пути, а также протаскивать под вагонами инструмент и материалы;
находиться в междупутье при безостановочном движении поездов по смежным путям;
находиться на территории железнодорожной станции, дистанции пути и других производственных подразделений в местах, отмеченных знаком «Осторожно! Негабаритное место», а также около этих мест при прохождении железнодорожного подвижного состава или специального самоходного подвижного состава.

1.8. Выходя на путь из помещения, а также из-за стрелочных постов, платформ, зданий, путевых и других сооружений, затрудняющих видимость пути, следует предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава.

1.9. После выхода из помещения в темное время суток необходимо остановиться и выждать некоторое время, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов.

1.10. Обходчик (осмотрщик) пути должен знать:

безопасные приемы выполнения работ;
видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения поездов, знаки безопасности и порядок ограждения возникшего препятствия для движения поездов и места производства путевых работ;
требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности;
действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы, и меры защиты от их воздействия;
сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре;
правила применения и использования первичных средств пожаротушения;
способы оказания первой помощи пострадавшим;
места хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами;
требования настоящей Инструкции.
Каждый тоннельный обходчик должен знать правила пользования противогазом и ухода за ним.

1.11. Обходчик (осмотрщик) пути должен:
выполнять только входящую в его должностные обязанности или порученную мастером (бригадиром) работу;
применять безопасные приемы выполнения работ;
содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инструмент, инвентарь, спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты;
при работе в составе бригады следить за сигналами и распоряжениями мастера (бригадира) и выполнять его команды;
выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков и надписей, объявлений по громкоговорящей связи, световых и звуковых сигналов, подаваемых машинистами локомотивов, моторвагонного подвижного состава, водителями специального самоходного подвижного состава, составителями поездов;
быть предельно внимательным в местах движения транспорта;
соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленный режим труда и отдыха;
соблюдать требования пожарной безопасности;
уметь оказывать первую помощь пострадавшему.

1.12. Обходчику (осмотрщику) пути запрещается:
приступать к выполнению новой, не связанной с его прямыми обязанностями работе, без получения от мастера (бригадира) инструктажа о безопасных приемах ее выполнения;

прикасаться к оборванным и оголенным проводам, контактам и другим токоведущим частям электрооборудования;
наступать на электрические провода и кабели;
находиться на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

1.13. Во время работы на обходчика (осмотрщика) пути могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы:
движущийся подвижной состав, путевые машины, специальный самоходный подвижной состав и другие транспортные средства;
повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны;
пониженная или повышенная температура поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и металлических частей верхнего строения пути;
недостаточная освещенность рабочей зоны в темное время суток и при работе в тоннелях;
повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;
неблагоприятные погодные условия — туман, метель, ливень;
нервно-психические перегрузки при выполнении работ на железнодорожных путях, мостах и тоннелях во время движения поездов.

1.14. Обходчик пути должен обеспечиваться следующими средствами индивидуальной защиты:
комплектом «Путеец-Л»;
сапогами юфтевыми на маслобензостойкой подошве или ботинками юфтевыми на маслобензостойкой подошве;
плащом для защиты от воды;
перчатками комбинированными или перчатками с полимерным покрытием;
очками защитными открытыми или щитком защитным лицевым;
жилетом сигнальным со световозвращающими полосами.
При выполнении работ на тоннельных участках дополнительно:
костюмом для защиты от воды прорезиненным или комплектом для защиты от воды;
каской защитной с фонарем шахтерским;
наушниками противошумными;

Путевой обходчик обязан регулярно осматривать железнодорожные пути и сооружения, и выполнять работу по уходу за ними, обеспечивать безопасность движения поездов, выявлять неисправности пути, устранять те из них, которые не требуют при выполнении работ участия более 1 человека, а об остальных случаях сообщать Начальнику Дороги или Инструктору работающей смены. Места, опасные для движения поездов, путевой обходчик должен ограждать сигналами остановки.

Путевой обходчик, находясь на железнодорожных путях, должен быть одет по установленной форме (сигнальный жилет, застёгнутый на все пуговицы), рабочая одежда должна быть застегнута и она не должна содержать цветов, которые могут быть приняты за сигналы. Путевой обходчик на дежурстве обязан иметь при себе выписку из расписания поездов, комплект сигнальных флажков, сигнальный рожок, рабочий инструмент (гаечный ключ, костыльный молоток, ключ-молоток, лом, лопата).

В светлое время суток, но при плохой видимости иметь зажженный фонарь.

Все неисправности обнаруженные при осмотре путей и сооружений обходчик должен заносить в журнал ДУ-46.

При порче или утере рабочего инструмента, сигнальных принадлежностей путевой обходчик должен сообщить начальнику дороги.

Путевой обходчик обязан при обнаружении неисправности пути и сооружений, угрожающих безопасности и непрерывности движения поездов, немедленно оградить опасное место сигналами остановки и принять меры для оповещения начальника дороги или инструктора. При осмотре состояния путей, стрелочных переводов и сооружений путевой обходчик должен обращать внимание на:

— гнилые шпалы

— отсутствие костылей

— ослабленные болты

— плохо забитые костыли

— большие зазоры в стыках (более 20 мм)

— отсутствие зазоров в стыках

— плотность прилегания подошвы рельсов к подкладкам

— ослабленные гайки

При осмотре земляного полотна, проверять нет ли:

— обвалов

— размывов

— осадок

— застоя воды на балластном слое, обочинах, кюветах

После весенних дождей и ливней прочищать заторы в кюветах, осматривать отверстия труб и т. д. Путевой обходчик обязан наблюдать за исправностью выставляемых на пути сигналов, путевых и сигнальных знаков и сообщать начальнику дороги или инструктору о локомотивных и поездных бригадах, не исполняющих требований выставляемых на пути сигналов.

Путевой обходчик должен наблюдать за состоянием линий связи, электропроводов и в случае обрыва или провисания проводов, поломки или большого наклона столбов, наброса на провода посторонних предметов сообщать начальнику дороги либо инструктору.

Встречая проходящий поезд, отдельный локомотив, дрезину, путевой обходчик обязан заблаговременно сойти с пути, когда поезд находится на расстоянии не ближе 500 м, подать сигнал духовым рожком

(один длинный звук при приближении нечетных поездов и два длинных при приближении четных поездов), отойти на обочину земляного полотна не ближе 2 м от крайнего рельса лицом к пути, показывать требуемый сигнал при свободном и исправном пути: днем – желтый свернутый флаг, при плохой видимости или ночью – прозрачно-белый огонь ручного фонаря.

Путевой обходчик должен внимательно следить за состоянием проходящего поезда, исправностью его сигналов. Он обязан подавать поезду сигнал остановки в следующих случаях:

— если будет обнаружено повреждение или загромождение пути, опасное для движения;

— если с поезда подаются машинисту сигналы остановки, а он не останавливает поезд;

— если в составе произошло заклинивание колесных пар, волочение деталей;

— в других случаях, угрожающих безопасности движения или жизни людей.

Если на пути обнаружены посторонние предметы, путевой обходчик должен убрать их на расстояние не ближе 2 м от крайнего рельса, а если своими силами убрать не может, он должен оградить опасное место сигналами остановки.

При перерывах в работе обходчик обязан сойти с пути.

Категорически запрещается садиться на рельсы с целью отдыха, концы шпал, внутрь рельсовой колеи. Не пользоваться неисправным инструментом.

При грозе, чтобы не быть пораженным молнией нужно прекратить работы на пути. Нельзя прятаться под деревьями, а также подходить к электрическим столбам ближе 10 м. Рекомендуется укрываться в помещениях и углублениях. При грозе нельзя держать при себе или нести инструмент и другие приспособления.

Путевой домкрат Шпалоподбойка ЭШП9М3 Ручной гайковёрт
Автономная электростанция Разгонщик стыков Р-25

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *