Содержание
- ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
- Уровни административно-общественного контроля
- Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда
- Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
- Административно-общественный контроль за охраной труда
- Общественный контроль за охраной труда
- Общественный контроль за охраной труда
ОРГАНИЗАЦИЯ АДМИНИСТРАТИВНО-ОБЩЕСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
Одной из форм проведения оперативного контроля за состоянием безопасности и охраны труда на участках, в цехах (отделах) организаций является административно-общественный (трехступенчатый) контроль, который осуществляется представителями работодателей и профсоюзов.
Рекомендации по организации административно-общественного контроля за состоянием охраны труда в организациях.
Каждая ступень контроля за охраной труда осуществляется на определенном уровне управления в соответствии с установленной программой и в установленные сроки.
Результаты проведения контроля фиксируются в специальном журнале, форма которого приведена ниже.
Дата |
Отмеченные нарушения |
Мероприятия по устранению нарушений |
Сроки выполнения |
Лица, ответственные за выполнения |
Лица, проводившие контроль |
Отметка о выполнении |
Журнал трехступенчатого контроля хранится у мастера (журнал 1-й ступени), начальника цеха (журнал 2-й ступени), в отделе охраны труда (журнал 3-й ступени).
1. ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
1.1. Первую ступень контроля за охраной труда проводит мастер (начальник) участка и профгруппорг (уполномоченный по охране труда цехкома), которые ежедневно в начале и в течение рабочей смены проверяют состояние охраны и условия безопасности труда на участках.
1.2. Результаты проведения первой ступени контроля, включающие перечень установленных нарушений и предлагаемые мероприятия по их устранению, сроки и ответственные лица за выполнение намеченных мероприятий, а также информация по их выполнению — вносятся в журнал первой ступени контроля за состоянием охраны труда и подписываются мастером и профгруппоргом (уполномоченным по охране труда цехкома).
1.3. О нарушениях требовании охраны труда, для устранения которых требуются соответствующие решения руководства цеха и участие цеховых служб, информируется руководство цеха и делается также запись в журнал второй ступени контроля за охраной труда. Принятое руководством цеха решение и информация о его выполнении заносятся как в журнал первой ступени контроля, так и в журнал второй ступени контроля.
1.4. Проверке подлежат:
а) состояние рабочих мест (захламленность, загроможденность), проездов и проходов на участке;
б) состояние инструмента и приспособлений, их травмобезопасность;
в) наличие и правильность использования спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты;
г) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования (качество уборки оборудования, наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности);
д) состояние электробезопасности:
е) эффективность работы вытяжной вентиляции, пылегазоулавливающих устройств;
ж) состояние пожарной безопасности, наличие средств первичного пожаротушения.
2. ВТОРАЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
2.1. Вторую ступень контроля за охраной труда в цехе (отделе) еженедельно проводит начальник цеха (отдела) и уполномоченный цехового комитета профсоюза по охране труда с участием руководителей служб и специалистов цеха, определенных решением руководителя подразделения.
2.2. Результаты проведения второй ступени контроля, включающие перечень установленных нарушений и предлагаемые мероприятия по их устранению, сроки и ответственные должностные лица за выполнение намеченных мероприятий, вносятся в журнал второй ступени контроля за состоянием охраны труда и подписываются начальником цеха и уполномоченным по охране труда цехового комитета профсоюза.
2.3. Проверку качества проведения второй ступени контроля за состоянием охраны труда осуществляет один из руководителей предприятия, курирующий данное подразделение с соответствующей записью в журнале.
2.4. Проверке подлежат:
а) организация проведения первой ступени административно-общественного контроля обеспечения условий и охраны труда;
б.) выполнение мероприятий, предусмотренных в результате проведения второй и третьей ступени контроля;
в) выполнение приказов и распоряжений руководства завода, цеха (отдела), представлений уполномоченных по охране труда цехкома профсоюза;
г) выполнение предписаний органов надзора и контроля;
д) организация и проведение всех видов инструктажей по охране труда, обучение и проверка знаний требований охраны труда, стажировок, допуск к выполнению работ;
е) выполнение мероприятий по материалам расследования несчастных случаев на производстве;
ж) санитарно-гигиенические условия труда работающих цеха (метеоусловия, шум, вибрация, освещенность и т. д.);
з) состояние санитарно-бытовых помещений и устройств;
и) общая культура производства в цехе, состояние проходов и проездов;
к) состояние машин, механизмов и другого производственного оборудования цеха:
— соответствие оборудования (в том числе иностранного) требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, наличие сертификатов соответствия,
— исправность и укомплектованность оборудования,
— качество уборки оборудования,
— наличие и состояние требуемых оградительных и других устройств безопасности,
— наличие на оборудовании инвентарных номеров и надписей о назначении ответственных лиц за эксплуатацию оборудования,
— наличие предупредительных знаков и сигнальной окраски,
— размещение оборудования в соответствии с условиями и режимами, установленными паспортными данными,
л) энергохозяйство цеха (подразделения):
— наличие «Удостоверения о проверке знаний ПТЭЭП и ПОТ РМ» у персонала и своевременность проверки знаний (по журналу и удостоверению),
— выполнение требований безопасности при обслуживании электроустановок и производстве работ на электроустановках,
— состояние электроустановок и электропомещений на соответствие требованиям ПУЭ, ПТЭЭП и ПОТ РМ, СНиП и другим нормативным актам,
— регистрация и проверка переносного электроинструмента,
— правильность эксплуатации систем вентиляции обслуживающим персоналом,
— эффективность работы систем вентиляции.
м) проведение периодических медицинских осмотров;
о) соблюдение правил безопасности при работе с пожароопасными материалами;
п) наличие и состояние защитных, сигнальных и противопожарных средств и устройств КИП;
р) наличие и состояние наглядной агитации по охране труда, уголков и экранов по безопасности труда.
3. ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ КОНТРОЛЯ ЗА ОХРАНОЙ ТРУДА
3.1. Третью ступень контроля за состоянием охраны труда в организации осуществляет комиссия в составе главных специалистов и уполномоченного профкома организации, созданная в соответствии с приказом руководителя организации.
3.2. Комиссия ежемесячно, согласно графику, утвержденному руководителем организации, осуществляет проверки состояния условий и охраны труда в подразделениях организации.
3.3. Результаты контроля третьей ступени, помимо записей в журнале, оформляются актом с подписями лиц, участвующих в составе комиссии, который утверждается техническим директором, главным инженером организации.
В соответствии с актом, подписанным по результатам работы комиссии, разрабатываются соответствующим подразделением, согласовываются профкомом и утверждаются руководителем организации организационно-технические мероприятия, направленные на устранение выявленных нарушений требований охраны труда.
3.4. Контроль выполнения утвержденных мероприятий осуществляется в установленном в организации порядке и об их выполнении руководитель подразделения докладывает на ежемесячном совещании по охране труда, проводимом руководителем организации.
3.5. Проверке подлежат:
а) организация и результаты проведения первой и второй ступени административно-общественного контроля обеспечения условий и охраны труда в цехе (отделе);
б) выполнение мероприятий, предусмотренных в результате проведения третьей ступени контроля;
в) выполнение приказов и распоряжений вышестоящих организаций, постановлений и решений профсоюзных органов. Выполнение предписаний должностных лиц органов надзора и контроля за условиями и охраной труда и рассмотрение представлений органов общественного контроля за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, решений комитета (комиссии) по охране труда;
г) выполнение мероприятий по результатам расследования тяжелых несчастных случаев на производстве, групповых несчастных случаев на производстве, несчастных случаев на производстве со смертельным исходом;
д) выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективным договором и соглашением;
е) техническое состояние зданий, сооружений и прилегающих территорий, их травмобезопасность; состояние проезжей и пешеходной части дорог, тоннелей, переходов и галерей;
ж) санитарно-техническое состояние производственных зданий и помещений (состояние отделки, работа систем водоснабжения и канализации и т. д.);
з) санитарно-бытовое обслуживание работающих (состояние санитарно-бытовых помещений, обеспеченность санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическое питание и т. д.);
и) состояние работы цеха по охране окружающей природной среды от загрязнений (соблюдение нормативных выбросов и сбросов, работа пылегазоочистных установок, очистных сооружений, хранение и утилизация промотходов);
к) проведение аттестации рабочих мест по условиям труда;
л) соответствие технологического, грузоподъемного, транспортного, энергетического оборудования требованиям безопасности труда;
м) выполнение графиков планово-предупредительного ремонта производственного оборудования, наличие схем коммуникаций и подключения энергетического оборудования;
о) выполнение требований безопасности при эксплуатации теплопотребляющих установок, тепловых сетей, системы водоснабжения, холодильных установок, компрессорных установок;
п) соответствие проектной документации и техническое состояние систем вентиляции;
р) организация и качество проведения обучения работников по охране труда;
с) наличие, исправность и правильность применения спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, средств коллективной защиты (наличие сертификатов на спецодежду, спецобувь и другие средств индивидуальной защиты, выдача, хранение, организация стирки, чистки и ремонт спецодежды);
т) организация проведения предварительных и периодических медицинских осмотров;
у) соблюдение требований пожарной безопасности в соответствии со СНиП, стандартами и правилами, а также выполнение противопожарных Мероприятий, предложенных предписаниями, постановлениями должностных лиц пожарной охраны;
ф) подготовленность персонала цеха к работе в аварийных условиях и оказанию первой медицинской помощи;
х) соблюдение установленного режима труда и отдыха, трудовой дисциплины;
ц) состояние кабинета охраны труда и стендов по охране труда;
ч) другие вопросы по усмотрению руководителей комиссии.
Источник: https://pandia.ru/text/80/339/72436.php
Уровни административно-общественного контроля
ГОСТ Р 12.0.007-2009 «СУОТ. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию» говорит о трехступенчатой системе проверочных мероприятий:
- 1-я ступень: мастер вместе с представителем профсоюза ежедневно проверяет свой производственный участок и устраняет выявленные нарушения, а наиболее квалифицированные и ответственные работники делают это самостоятельно;
- 2-я ступень: начальник цеха (крупного производственного участка) вместе с представителями службы охраны труда предприятия обходит цех раз в неделю. Итоги проверки заносят в журнал административно-общественного контроля по охране труда, назначают ответственных лиц и мероприятия по устранению нарушений;
- 3-я ступень: комиссия организации рассматривает на ежемесячном заседании итоги работы за месяц, составляет акт о нарушениях, выносит рекомендации.
Образец журнала
Хотя в документе упомянуто участие профсоюзного уполномоченного только на первой ступени, это не запрещает профсоюзным инспекторам участвовать в проверках любого уровня.
Если же организация небольшая, она может ограничиться двухступенчатым уровнем проверочных мероприятий.
Источник: http://ppt.ru/art/ot/pereodichnost-instruktaja
Виды контроля и надзора за состоянием охраны труда
⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 33
Организация контроля за состоянием охраны труда – одно из основных направлений работы по профилактике несчастных случаев, аварий или других инцидентов на производстве. Для доказательства этого имеется простая очевидная формула: «Если своевременно проведен контроль, выявлены нарушения, которые могли привести к тяжелым последствиям, приняты соответствующие меры, то не будет травм или других несчастных случаев! Не проведен или несвоевременно проведен контроль, не выявлены нарушения, не приняты соответствующие меры – вероятны происшествия с различными последствиями».
Работодатель обязан обеспечить организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты.
Существуют следующие виды контроля и надзора за состоянием охраны труда.
1. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства (осуществляется: государственной инспекцией труда на железнодорожном транспорте; органами государственного энергетического и пожарного надзора, федеральными органами исполнительной власти, специально уполномоченными в области промышленной безопасности; учреждениями и организациями санитарно-гигиенического и эпидемиологического профиля, а также иными федеральными органами контроля и надзора за состоянием охраны труда, органами исполнительной власти по надзору в установленной сфере деятельности в соответствии с действующим законодательством РФ);
2. Общественный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, осуществляемый Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей и иными представителями, избранными работниками ОАО «РЖД» (Дорпрофсож дороги и теркомы отделений дороги, в том числе Техническая инспекция труда, председатели профсоюзных комитетов, уполномоченные по охране труда и другие представители профсоюзных комитетов структурных подразделений дороги).
3. Контроль за состоянием охраны труда в ОАО «РЖД» (ведомственный, корпоративный, производственный. В документах часто встречаются все эти наименования). Данный вид контроля является «внутренним», организованным работодателями соответствующего уровня ОАО «РЖД», дороги, отделения, предприятия.
Он организовывается и осуществляется:
– управлением охраны труда и промышленной безопасности, руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД»;
– руководителями дороги, служб, дирекций, центров, отделений, отделов и структурных подразделений;
– службами охраны труда и промышленной безопасности железных дорог, отделами охраны труда и промышленной безопасности отделений дороги.
Контроль за состоянием охраны труда в целом в ОАО «РЖД» и в частности на дороге осуществляется по следующим направлениям.
1. Комплексные и целевые проверки.Комплексные проверки проводятся согласно планам, утверждаемым на соответствующих уровнях. На железных дорогах комплексные проверки осуществляются Управлением охраны труда и промышленной безопасности не реже одного раза в пять лет. В отделениях и дирекциях железной дороги – службой охраны труда и промышленной безопасности дороги не реже одного раза в три года. В структурных подразделениях отделений дороги – отделом охраны труда и промышленной безопасности отделения дороги совместно с руководителями и специалистами отделов в установленные дорожным положением сроки (на данный момент – не реже одного раза в два года).
При проведении комплексной проверки проверяется организация работы по основным направлениям охраны труда в зависимости от уровня и объекта проверки, согласно Перечню основных вопросов для проверки состояния охраны труда (определяется дорожным положением). Комплексные проверки проводятся с целью установления действительного положения дел с организацией работы по охране труда и профилактике производственного травматизма в подразделении. Для проведения комплексных проверок на соответствующем уровне создаются комиссии (в составе не менее трех человек) из руководителей и специалистов охраны труда ипромышленной безопасности, в работе комиссий могут участвовать представители органов государственного и общественного контроля.
О проведении комплексной проверки (а также плановой целевой проверки) не позднее чем за две недели до ее начала издается распоряжение (или телеграфное указание), в котором определяются состав комиссии, объект и сроки проведения проверки.
Результаты комплексной (целевой) проверки оформляются актом. При оформлении акта проверки разрешается указывать только вскрытые недостатки.
Руководитель проверенного подразделения по результатам комплексной (целевой) проверки в течение двух недель проводит совещание по рассмотрению акта проверки, разрабатывает мероприятия по устранению выявленных недостатков, определяет сроки их выполнения, ответственных исполнителей, заслушивает ответственных работников и руководителей проверенных подразделений о принятых мерах и ходе устранения выявленных нарушений, издает приказ по итогам рассмотрения материалов проверки. Копии материалов представляются проверяющим. Отчеты о выполнении намеченных мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки недостатков представляются ежеквартально до полного выполнения мероприятий в адрес тех, кому направлялись все вышеперечисленные материалы.
Результаты комплексных и целевых проверок также рассматриваются у вышестоящих руководителей (компании, дороги, отделения дороги).
Целевые проверки в хозяйствах железных дорог, функциональных филиалах ОАО «РЖД» проводятся подразделениями аппарата управления ОАО «РЖД», структурными подразделениями ОАО «РЖД» по графикам, согласованным с Управлением охраны труда и промышленной безопасности и утверждаемым вице-президентом ОАО «РЖД», не реже одного раза в пять лет. Плановые целевые проверки не должны проводиться на дороге в один год с комплексной проверкой, проводимой Управлением охраны труда и промышленной безопасности.
Целевые проверки в структурных подразделениях дороги проводятся службами (отделами), дирекциями, центрами, отделениями дороги, отделами отделений дороги по графикам, утверждаемым соответствующим руководителям, или по его указанию.
Целевые проверки проводятся по наиболее важным вопросам охраны труда на основании результатов ежегодных статистических отчетов, анализа производственного травматизма и состояния охраны труда, а также по приказам, распоряжениям ОАО «РЖД», дороги, по указанию руководства дороги, служб, дирекций, отделений, центров, службы и отделов охраны труда и промышленной безопасности.
Целевые проверки в зависимости от их объема и характера могут проводиться комиссиями или отдельными руководителями и специалистами, которые прошли обучение и проверку знаний по охране труда.
Кроме целевых проверок, проводимых по графику, по указанию руководства ОАО «РЖД», руководства дороги, дирекции, центра, отделения дороги могут проводиться внеплановые целевые проверки на основании сведений (оперативных данных), поступающих от структурных подразделений дороги, по материалам расследований несчастных случаев, аварий, крушений, взрывов, пожаров и иным нарушениям требований охраны труда, приведшим к тяжким последствиям.
О проведении внеплановой целевой проверки сообщается руководству проверяемого подразделения в необходимые для организации проверки сроки телеграфным указанием или другими средствами связи.
Результаты целевой проверки подразделений дороги рассматриваются аналогичным порядком, как и комплексные проверки.
2. Оперативные проверки.Оперативные проверки проводятся руководителями и специалистами подразделений аппарата управления ОАО «РЖД», филиалов и других структурных подразделений ОАО «РЖД» (всех уровней) в подразделениях и на рабочих местах.
Основные задачи проведения оперативных проверок: выявление нарушений должностных обязанностей руководителями и специалистами в области охраны труда, состояния условий и охраны труда на рабочих местах, соблюдение работниками требований законов, нормативных правовых актов РФ, нормативных документов по охране труда ОАО «РЖД» и дороги, а также соответствия производственных процессов требованиям охраны труда.
Руководители служб, центров, отделов, дирекций дороги, отделений и отделов отделений дороги проводят оперативные проверки согласно порядку (регламенту), установленному Нормативами участия в работе по охране труда руководителей ОАО «РЖД» и должностными обязанностями по охране труда.
Руководители структурных подразделений дороги проводят оперативные проверки, согласно порядку, установленному соответствующими положениями (стандартами) о контроле и надзоре за состоянием охраны труда, разработанными в структурных подразделениях, в которых должен быть установлен регламент (не менее одной проверки в месяц для каждого руководителя структурного подразделения), порядок проведения, рассмотрения и оформления оперативных проверок.
Результаты оперативной проверки оформляются актом, один экземпляр которого передается руководителю проверяемого подразделения для устранения выявленных недостатков, а второй экземпляр остается для контроля у проверяющего. Также результаты оперативной проверки могут быть оформлены записью в журнале трехступенчатого контроля. Проверяющий в заключительной части акта в обязательном порядке указывает основные меры, которые необходимо принять по выявленным нарушениям, и порядок представления информации об устранении нарушений, а при необходимости и других материалов (в том числе протокол и приказ по итогам проверки при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Согласно установленному порядку в соответствующих подразделениях акты (или копии актов) должны быть переданы проверяющим инженеру (специалисту) по охране труда своего подразделения для учета и контроля. Инженер (специалист) по охране труда подразделения ведет учет и контроль за проведением оперативных проверок руководителями своего подразделения и представляет информацию о выполнении норматива проведения оперативных проверок первому руководителю для рассмотрения.
Результаты оперативной проверки рассматриваются у руководителя проверяемого подразделения (в том числе структурного подразделения), а при необходимости – у вышестоящего руководителя. Руководитель структурного подразделения рассматривает итоги оперативных проверок, проведенных руководителями и специалистами своего структурного подразделения, на ежемесячном итоговом совещании по охране труда или на внеочередном оперативном совещании (в том числе при выявлении грубых нарушений требований охраны труда). Об устранении недостатков, выявленных оперативной проверкой, и принятых мерах руководитель проверяемого подразделения информирует руководителя, проводившего проверку, в установленном порядке и согласно выводам и срокам, указанным в заключительной части акта. По всем выявленным нарушениям работниками требований охраны труда, если эти нарушения создали реальную угрозу наступления тяжелых последствий или привели к ним (несчастный случай на производстве, авария, крушение, взрыв, пожар, отравление), проводится внеплановый инструктаж персонала (перечень профессий работников определяет руководитель, проводивший проверку, и руководитель структурного подразделения).
Инженеры по охране труда (в том числе специалисты, ведающие вопросами охраны труда) в ходе всех видов проверок имеют право выдавать руководителям и другим должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению выявленных нарушений норм, требований охраны труда, отменить которые имеет право работодатель письменным распоряжением.
Оперативный контроль за соблюдением работниками путевого и других хозяйств требований безопасности при нахождении на пути при работе, приеме, отправлении и пропуске поездов осуществляется в соответствии с дорожным Положением по организации работы системы информации «Человек на пути» .
Источник: https://mydocx.ru/7-130264.html
Вопрос о соблюдении предписанных законодательством норм в соблюдении условий и охраны труда решается введением функций общественного контроля. Данная структура помогает анализировать ситуацию, проводить исследование, а также выявлять и устранять неполадки. Кроме данных действий возможно и проведение расследования в случае нарушения предписанных норм. Возникает вопрос, кто наделен данными полномочиями и может осуществлять подобные функции.
Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда?
Общественный и ведомственный контроль за охраной труда осуществляется в основном профессиональными союзами или уполномоченными специалистами. Данное положение предписано статьей 370 ТК РФ. Задача профсоюзов сводится к обеспечению и соблюдению следующих аспектов:
- технические и санитарные, направленные на проверку состояния оборудования и рабочих мест;
- организационные, по которым проводятся семинары и тренинги;
- социальные и реабилитационные, при которых обеспечивается взаимодействие в группе и оказание первой помощи.
Действия, направленные на решение данных вопросов, контролируются профсоюзами. Основной задачей руководителя организации является обеспечение соответствующих условий для проведения необходимых мероприятий.
Разделяют два основных вида общественного надзора за соблюдением предписанных нормативов: ведомственный и административно-общественный.
Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда
Ведомственный общественный контроль осуществляется по отношению к подчиненным структурам, а также со стороны государства. В данном случае проверяется соответствие установленным нормативным актам и соблюдение законодательства. Государственный надзор осуществляется полномочными структурами, которые проводят плановые проверки организаций, соответствие осуществляемых рабочих процессов предписанным нормам.
Исходя из поставленных задач, можно выделить следующие действия, которые предпринимаются государственными органами надзора:
- анализ условий, в которых осуществляется трудовая деятельность на предприятии;
- проведение расследования и обнаружение причин при несчастных случаях;
- организация учебных семинаров и информирование сотрудников о нормативах;
- проверка соответствия рабочих мест предписанным нормам, а также предоставление аттестатов.
Подобными функциями обладают и специалисты или отделы по охране труда. В случае государственного общественного надзора речь идет об аттестации компании на соответствие ее законодательным нормам.
Административно-общественный контроль за охраной труда
Административный общественный контроль осуществляется со стороны руководства организации в тесном взаимодействии с профсоюзами. Выполняется он для выявления и устранения тех моментов, которые не соответствуют предписанным нормам.
Это обусловлено тем, что основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасной трудовой деятельности. С этой целью и необходимо создание службы охраны труда или соответствующей должности, а также проведение мероприятий, контролирующих и повышающих качество их деятельности.
Имеется несколько основных уровней общественного надзора, по которым проводятся соответствующие проверки и профилактика:
- ежедневное соблюдение нормального состояния рабочего места;
- с периодичностью в месяц проводятся проверки технического состояния оборудования;
- раз в три месяца проводятся более серьезные мероприятия, проверяется знание сотрудников по технике безопасности.
В итоге основное назначение данного вида общественного контроля за охраной труда заключается в предупреждении и профилактике возникновения несчастных случаев на производстве. Особенно это актуально в тех организациях, условия работы которых тесно связано с рисками для жизни и здоровья сотрудников.
Положение об административно-общественном контроле за охраной труда
Для установления порядка в проведении мероприятий общественного надзора в компании должен иметься документ, отображающий основные положения данного вопроса. Данный норматив может учитывать следующие аспекты:
- утверждать инструкцию и предписанные нормы по трудовой деятельности;
- ссылаться на соответствующие журналы, по которым проводятся процедуры проверок и аттестации;
- предписывать график проведения требуемых мероприятий;
- обеспечивать рабочих специальными средствами индивидуальной защиты.
Составляется такое положение на основании производственной необходимости. К примеру положение об административно-общественном контроле за охраной труда в школе включает в себя порядок, по которому осуществляется соблюдение выполнения предписанных норм. Данные предписания касаются основных действий и мероприятий, которые касаются вопросов трудовой деятельности как учителей, так и учеников.
Журнал административно-общественного контроля по охране труда
Журнал административно-общественного контроля — это документ учета всех событий, связанных с нормами охраны труда. Выделяют несколько типов подобных журналов:
- учет проведенного инструктирования и соответствующего обучения персонала;
- записи о проверках теоретического и практического ознакомления сотрудников с предписанными нормами;
- фиксирование несчастных случаев;
- учет технического состояния оборудования, а также проведения его проверок.
В итоге основное назначение такого документа — это фиксирование и соблюдение всех аспектов, связанных с вопросами организации безопасности трудовой деятельности. Это помогает облегчить исполнение контролирующих функций как со стороны ведомственных, так и административных органов.
Общественный контроль за охраной труда
Согласно статье 370 ТК РФ общественный контроль за соблюдением трудового законодательства и законодательства об охране труда, выполнением условий коллективных договоров, соглашений работодателями и их представителями осуществляется профессиональными союзами.
Для этой цели общероссийские профессиональные союзы и их объединения вправе создавать правовые и технические инспекции труда, профсоюзов, которые наделяются полномочиями, предусмотренными положениями, утверждаемыми общероссийскими профессиональными союзами и их объединениями.
В свою очередь межрегиональное, а также территориальное объединение (ассоциация) организаций профессиональных союзов, которые действуют на территории субъекта Российской Федерации, вправе создавать правовые и технические инспекции труда профессиональных союзов, действующие на основании принимаемых ими положений согласно типовому положению соответствующего общероссийского объединения профессиональных союзов.
Этим правом также наделены уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов. Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда должны избираться открытым голосованием на общем профсоюзном собрании работников организации либо на общем собрании работников структурного подразделения.
Согласно части 6 статьи 370 ТК РФ профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов, имеют право:
«осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлять их самостоятельное расследование;
получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (работе);
предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников».
В соответствии с частью 2 статьи 370 ТК РФ работодатели обязаны в недельный срок со дня получения требования об устранении выявленных нарушений сообщить в соответствующий профсоюзный орган о результатах рассмотрения данного требования и принятых мерах.
«направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения».
Форма представления указана в Приложении №1 к Приложению Постановления Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 года №30 «Об утверждении рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива» (далее — Постановление №30):
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА
________________(число, месяц, год)_____________ №(рег. ном.)
Кому__________________________________________________________
(должность, Ф.И.О.)
(наименование структурного подразделения)
В соответствии с _____________________________________________
(наименование законодательных и иных нормативных правовых
актов по охране труда)
предлагаю устранить следующие нарушения требований:
№№п./п. | Перечень выявленных нарушений | Сроки устранения |
Уполномоченный
(доверенное) лицо
по охране труда ________________ __________________
(дата, подпись) (И.О. Фамилия)
Представление получил ________________________________________
(дата, подпись)
«осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями;
принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
обращаться в соответствующие органы с требованием о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве».
Статья 2 Федерального закона от 12 января 1996 года №10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дает понятие профсоюза:
«Профсоюз — добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов».
В соответствии со статьей 20 этого Закона профсоюзы вправе участвовать в формировании государственных программ по вопросам охраны труда.
Профсоюзы полномочны осуществлять общественный контроль за состоянием охраны труда через профсоюзные организации в своих структурных подразделениях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда, а также через подконтрольные им собственные инспекции по охране труда.
В соответствии с частью 7 статьи 370 ТК РФ профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, который уполномочен на осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и других нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, иными федеральными органами исполнительной власти, которые осуществляют функции по контролю и надзору в указанной сфере деятельности.
Для осуществления этих целей они имеют право беспрепятственно посещать организации вне зависимости от их организационно-правовой формы и подчиненности, структурные подразделения этой организации, рабочие места, где работают члены данного профсоюза и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
В том случае, когда профсоюзами, уполномоченными инспекторами по охране труда будут выявлены нарушения охраны труда, они имеют право обратиться к работодателю с требованием о немедленном устранении выявленных нарушений с одновременным обращением в Федеральную инспекцию труда.
При невыполнении требований по устранению нарушений в сфере охраны труда в случае создания непосредственной угрозы жизни и здоровью работников профсоюзы и уполномоченные инспектора по охране труда правомочны требовать от работодателя (его представителя, должностных лиц организации) приостановить выполнение работ до принятия окончательного решения Федеральной инспекцией труда.
Профсоюзные органы могут принимать участие в экспертизе безопасности условий труда на проектируемых, строящихся и эксплуатируемых производственных объектах. Аналогичными правами профсоюзы пользуются при экспертизах безопасности проектируемых и эксплуатируемых инструментов и механизмов.
Работодатель обязан учитывать мнение выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов. Порядок учета мнения профсоюзной организации регламентирован статьей 372 ТК РФ.
А порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя регламентируется статьей 373 ТК РФ.
Основные задачи, функции, права уполномоченных (доверенных) лиц, гарантии прав деятельности уполномоченных лиц установлены Постановлением №30.
Согласно части 8 статьи 370 ТК РФ уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов вправе беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Уполномоченные (доверенные) лица выбираются в организации для общественного контроля за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда в организациях всех форм собственности вне зависимости от сферы их хозяйственной деятельности, ведомственной подчиненности и численности работников.
В структурном подразделении может быть избрано несколько уполномоченных в зависимости от конкретных условий производства. Численность уполномоченных (доверенных) лиц, порядок их избрания и срок полномочий могут быть оговорены в коллективном договоре либо ином другом совместном решении работодателя и представительного органа работников.
Выборы уполномоченных в структурных подразделениях или в организации в целом осуществляют профсоюз(ы), либо иные уполномоченные работниками представительные органы или трудовые коллективы.
Эти выборы лучше всего проводить на общем собрании трудового коллектива подразделения со сроком избрания не менее двух лет. В случае если в организации имеется несколько профсоюзов или иных уполномоченных работниками представительных органов, то каждому из них должно быть предоставлено право выдвигать кандидатуры на выборы уполномоченных. По согласованию с работодателем уполномоченные (доверенные) лица могут быть избраны из числа специалистов, которые не работают в данной организации. Не следует избирать уполномоченными работников, несущих по занимаемой должности ответственность за состояние охраны труда в организации.
Как правило, уполномоченные (доверенные) лица входят в состав комитета (комиссии) по охране труда организации.
Уполномоченные лица при организации своей работы взаимодействуют с руководителями производственных участков, выборными профсоюзными органами либо иными уполномоченными работниками представительными органами, со службой охраны труда, другими службами организации, с государственными органами надзора за охраной труда и инспекцией профсоюзов.
В соответствии с пунктом 1.7 Постановления №30 уполномоченные лица в своей деятельности должны руководствоваться ТК РФ, законодательными и другими нормативными актами по охране труда Российской Федерации, коллективным договором либо соглашением по охране труда, нормативно-технической документацией организации.
Уполномоченные должны периодически отчитываться о проделанной работе на общем собрании трудового коллектива, избравшего их. В случае, если уполномоченные не выполняют возложенных функций или не проявляют необходимой требовательности по защите прав работников на охрану труда, то они могут быть отозваны до истечения срока действия их полномочий по решению избравшего их органа.
Работодатель обязан создавать необходимые условия для работы уполномоченных лиц, обеспечивая их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств организации.
Кроме того, согласно части 1 статьи 377 ТК РФ работодатель обязан безвозмездно предоставить выборным органам первичных профсоюзных организаций, объединяющих его работников, помещение для проведения заседаний, хранения документации, а также предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).
А в части 2 этой же статьи 377 ТК РФ сказано, что работодатель, численность работников которого составляет более 100 человек, обязан безвозмездно предоставить в пользование выборным органам первичных профсоюзных организаций как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицированное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы, и другие улучшающие условия для обеспечения деятельности указанных профсоюзных, предусмотренные коллективным договором.
Для работников, вновь избранных уполномоченным по охране труда, следует организовать обучение в территориальных органах по охране труда по специальной программе, либо организовать обучение в других организациях за счет средств работодателя.
Уполномоченным выдается удостоверение соответствующей формы (Приложение №2 к Приложению Постановления №30):
УДОСТОВЕРЕНИЕ УПОЛНОМОЧЕННОГО (ДОВЕРЕННОГО) ЛИЦА ПО ОХРАНЕ ТРУДА внутренняя сторона, левая часть
(наименование предприятия, учреждения, организации)
(фамилия,
имя, отчество)
является уполномоченным (доверенным) лицом по охране труда
(наименование должности и подпись руководителя предприятия или
общественного органа, выдавшего удостоверение)
__________________ 200 ____ года
внутренняя сторона, правая часть
┌───────────┐
│ Фото │ _____________________
└───────────┘ (личная подпись)
Печать Действителен до:
___________ 200 ____ года
Предъявитель удостоверения имеет право проверять состояние
охраны труда в ___________________________________________________
(наименование подразделения)
и выдавать их руководителям обязательные к рассмотрению представления об
устранении выявленных нарушений требований нормативных актов по охране труда
Примечания: 1. Рекомендуемый размер удостоверения в сложенном виде 90 х 65 мм.
2. Размер фотокарточки 3 х 4 см с уголком для печати.
Работники выборных коллегиальных органов профсоюзных организации могут быть освобождены от своей основной работы в связи с избранием его на выборную должность в выборный орган первичной профсоюзной организации. Гарантии этой категории работников предусмотрены в статье 375 ТК РФ. Что касается гарантий работников, входящих в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы, то они представлены в статье 374 ТК РФ.
Работодателям рекомендуется для выполнения возложенных на уполномоченных лиц обязанностей предоставлять им необходимое время в течение рабочего дня, устанавливать дополнительные социальные гарантии на условиях, которые определены коллективным договором или совместным решением работодателя и представительных органов работников.
В соответствии с частью 3 статьи 377 ТК РФ работодатель может предоставить согласно коллективному договору в бесплатное пользование выборному органу первичной профсоюзной организации принадлежащие работодателю или арендуемые им здания, сооружения, помещения и иные объекты, а также базы отдыха, спортивные и оздоровительные центры, необходимые для организации отдыха, ведения культурно-массовой, физкультурно-оздоровительной работы с работниками и членами их семей.
А согласно части 7 статьи 377 ТК РФ оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации может осуществляться за счет средств работодателя в размерах, которые установлены коллективным договором.
Более подробно с вопросами, касающимися обеспечения прав работников, обязанностей работодателя и работника по охране труда и виды ответственности за нарушение норм по охране труда в отдельных отраслях производства, Вы можете ознакомиться в книге авторов ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» «Охрана труда в Российской Федерации. Правовое регулирование. Практика. Документы».
Источник: https://www.audit-it.ru/articles/personnel/a134855/44433.html
Общественный контроль за охраной труда
Роль профессиональных союзов в контроле за соблюдением требований охраны труда. Технические и правовые инспекции профсоюза. Задачи комитета (комиссии) по охране труда.
***
Общественный контроль за охраной труда осуществляется в соответствии со следующими документами:
- Федеральный закон Российской Федерации от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
- Постановление Минтруда Российской Федерации от 8 апреля 1994 г. № 30 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда профессионального союза или трудового коллектива»;
- Приказ Минздравсоцразвития Российской Федерации от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда».
Общественный контроль за соблюдением прав и интересов работников в области охраны труда является важной частью социального партнерства. Он реализуется в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (ст. 31, 218, 370 ТК РФ).
Общественный контроль осуществляется:
- профессиональными союзами;
- иными представительными органами (представителями).
Наличие иного представителя не может являться препятствием для осуществления первичными профсоюзными организациями своих полномочий (ст. 31 ТК РФ).
Права членов комитета (комиссии) по охране труда:
- получать от работодателя информацию о состоянии условий труда на рабочих местах, производственного травматизма и профессиональных заболеваний, наличии опасных
- и вредных производственных факторах и мерах по защите от них, о существующем риске повреждения здоровья;
- заслушивать сообщения работодателя (его представителя), руководителей структурных подразделений и других работников организации о выполнении ими обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда на рабочих местах и соблюдению гарантий прав работников на охрану труда;
- участвовать в подготовке предложений к разделу коллективного договора по вопросам охраны труда;
- вносить работодателю предложения о поощрении работников за активное участие в работе по созданию условий труда, отвечающих требованиям безопасности и гигиены;
- содействовать разрешению трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, изменением условий труда, вопросами предоставления работникам, занятым во вредных и (или) опасных условиях труда, компенсаций.
Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Профессиональные союзы могут создавать технические и правовые инспекции труда.
Технические инспекции
- защита интересов и законных прав членов профсоюзов обслуживаемых предприятий на здоровые и безопасные условия труда;
- расследование отказов работников от выполнения работ в связи с неблагополучными условиями труда;
- разработка предложений по совершенствованию законодательства Российской Федерации и иных нормативных законодательных актов об охране труда;
- рассмотрение обращений членов профсоюза по вопросам охраны труда и др.
Правовые инспекции
- контроль за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства, коллективных договоров и соглашений;
- юридическая защита прав членов профсоюза (работников), а также организаций профсоюза от противоправных действий;
- информационно-методическая помощь, обучение профсоюзного актива, оказание консультационной поддержки членам профсоюза;
- взаимодействие с органами прокуратуры и исполнительной власти и др.
Профсоюзные инспектора труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право (ст. 370 ТК РФ):
- осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников;
- принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профзаболеваний;
- получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей информацию о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях;
- защищать права и законные интересы членов профсоюза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве;
- предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников;
- направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения;
- осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами или соглашениями;
- принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов;
- принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда;
- принимать участие в разработке проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права;
- принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства.
Постановлением Минтруда РФ № 30 от 8.04.1994 г. утверждены Рекомендации по организации работы уполномоченного (доверенного) лица по охране труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда ведут деятельность по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением требований охраны труда на предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых работают члены профсоюза.
Выборы уполномоченных проводят:
- на общем собрании трудового коллектива организации (цеха, участка);
- на срок не менее 2 лет.
Уполномоченные входят, как правило, в состав комитета (комиссии) по охране труда предприятия. Уполномоченные периодически отчитываются на общем собрании трудового коллектива. Они могут быть отозваны до истечения срока полномочий, если не выполняют своих функций.
Не рекомендуется избирать уполномоченными работников, которые по занимаемой должности несут ответственность за состояние охраны труда.
Основными задачами уполномоченных лиц по охране труда являются:
- содействие в создании на предприятии (в производственном подразделении) здоровых и безопасных условий труда, соответствующих требованиям норм и правил по охране труда;
- осуществление контроля за состоянием охраны труда и за соблюдением законных прав и интересов работников в области охраны труда;
- представление интересов работников в государственных и общественных организациях при рассмотрении трудовых споров, связанных с применением законодательства об охране труда, выполнением работодателем обязательств, установленных коллективными договорами или соглашениями по охране труда;
- консультирование работников по вопросам охраны труда, оказание им помощи по защите их прав на охрану труда.
Уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов имеют право беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями — индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда (ст. 370 ТК РФ).
Работодатель обязан:
- создавать необходимые условия для работы уполномоченных;
- обеспечивать их правилами, инструкциями, другими нормативными и справочными материалами по охране труда за счет средств работодателя.
Обучение уполномоченных рекомендуется организовывать за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика). Уполномоченным выдается соответствующее удостоверение.
Комитет (комиссия) по охране труда
Комитет — рабочий орган управления охраной труда в организации, обеспечивающий согласованные действия работодателя и работников, направленные на создание здоровых и безопасных условий труда в организации.
Комитет (комиссия) является:
- составной частью системы управления охраной труда;
- одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда (ст. 218 ТК РФ).
Члены комитета должны:
- проходить обучение по охране труда за счет средств работодателя, а также средств Фонда социального страхования Российской Федерации (страховщика) не реже одного раза в три года;
- информировать выборные органы или собрание работников о проделанной работе не реже одного раза в год.
Задачами комитета по охране труда являются:
- разработка программы совместных действий работодателя, профсоюзов и (или) иных уполномоченных работниками представительных органов по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма, профессиональных заболеваний;
- организация проведения проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, подготовка соответствующих предложений по решению проблем охраны труда на основе анализа состояния условий и охраны труда, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья и о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты.
Источник: http://okhrana-truda.com/proverka-po-okhrane-truda/obshchestvennyj-kontrol-za-okhranoj-truda.html
- Осуществлять контроль за соблюдением работодателями законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
- Проводить независимую экспертизу условий труда и обеспечения безопасности работников.
- Принимать участие в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
- Получать информацию от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей – индивидуальных предпринимателей о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях.
- Защищать права и законные интересы членов профессионального союза по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве.
- Предъявлять работодателям требования о приостановке работ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников.
- Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения.
- Осуществлять проверку состояния условий и охраны труда, выполнения обязательств работодателей, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.
- Принимать участие в работе комиссий по испытаниям и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.
- Принимать участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, а также с изменениями условий труда.
- Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов органов местного самоуправления, содержащих нормы трудового права.
- Принимать участие в разработке проектов подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих государственные нормативные требования охраны труда, а также согласовывать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
- Обращаться в соответствующие органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.
- Беспрепятственно проверять соблюдение требований охраны труда и вносить обязательные для рассмотрения должностными лицами организаций, работодателями – индивидуальными предпринимателями предложения об устранении выявленных нарушений требований охраны труда.
Профессиональные союзы, их инспекции труда при осуществлении указанных полномочий взаимодействуют с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, другими федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности.