Общественное обсуждение закупок

Содержание

Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Орловской области

ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 5 октября 2017 года N 2149-ОЗ
Об обязательном общественном обсуждении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Орловской области

(с изменениями на 5 ноября 2019 года)

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

Принят
Орловским областным
Советом народных депутатов
29 сентября 2017 года

Статья 1. Предмет правового регулирования настоящего Закона

1. Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон) устанавливает в дополнение к случаям, установленным Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом, иные случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд Орловской области (далее — обязательное общественное обсуждение закупок) и порядок обязательного общественного обсуждения закупок в таких случаях.

2. Термины, понятия и сокращения, используемые в настоящем Законе, применяются в значениях, определенных Федеральным законом.

Статья 2. Случаи проведения обязательного общественного обсуждения закупок

1. Обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случаях осуществления закупок при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей:

от 300 млн. рублей до 1 млрд. рублей включительно — при закупке работ по строительству автомобильных дорог;

от 100 млн. рублей до 1 млрд. рублей включительно — при закупке работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства (за исключением работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту автомобильных дорог);

от 50 млн. рублей до 1 млрд. рублей включительно — при закупке продуктов питания.

2. Обязательное общественное обсуждение закупок, указанных в части 1 настоящей статьи, проводится в случаях осуществления закупок с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением случаев осуществления закупок:

с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения на основании части 4 статьи 71 Федерального закона без изменения объекта закупки), запроса предложений;

путем проведения запроса котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера в соответствии со статьей 82 Федерального закона.

Статья 3. Лица, осуществляющие обязательное общественное обсуждение закупок

1. Обязательное общественное обсуждение закупок осуществляют:

государственные заказчики Орловской области;

бюджетные учреждения Орловской области, осуществляющие закупки в соответствии с частью 1 статьи 15 Федерального закона;

государственные унитарные предприятия Орловской области, осуществляющие закупки в соответствии с частью 2.1 статьи 15 Федерального закона;

автономные учреждения Орловской области, осуществляющие закупки в соответствии с частью 4 статьи 15 Федерального закона;

юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, при осуществлении закупок за счет бюджетных инвестиций, предоставленных из средств областного бюджета в соответствии с частью 5 статьи 15 Федерального закона;

бюджетные учреждения Орловской области, автономные учреждения Орловской области, государственные унитарные предприятия Орловской области, осуществляющие закупки в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона;

уполномоченные органы Орловской области, уполномоченные учреждения Орловской области, на которые в соответствии со статьей 26 Федерального закона возложены полномочия по планированию и осуществлению закупок, включая определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключение государственных контрактов, их исполнение, в том числе с возможностью приемки поставленных товаров, выполненных работ (их результатов), оказанных услуг, обеспечение их оплаты для соответствующих заказчиков.

2. Обязательное общественное обсуждение закупок осуществляют учреждения и предприятия, указанные в абзаце седьмом части 1 настоящей статьи, от лица соответствующих органов государственной власти Орловской области, органов управления государственными внебюджетными фондами, передавших этим учреждениям и предприятиям полномочия государственного заказчика Орловской области.

Статья 4. Участники обязательного общественного обсуждения закупок

В обязательном общественном обсуждении закупок принимают участие на равных условиях любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, органы государственной власти Орловской области, государственные органы Орловской области и органы местного самоуправления муниципальных образований Орловской области (далее — участники).

Статья 5. Извещение о проведении обязательного общественного обсуждения закупки

1. Лицо, указанное в части 1 статьи 3 настоящего Закона, в случаях, предусмотренных статьей 2 настоящего Закона, в течение одного рабочего дня со дня размещения плана-графика в единой информационной системе в сфере закупок размещает извещение о проведении обязательного общественного обсуждения закупки в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок» автоматизированной информационной системы «Государственный заказ Орловской области» в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее — специализированный раздел).

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

2. Извещение о проведении обязательного общественного обсуждения закупки должно содержать информацию о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению, а именно:

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

наименование лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение закупки, адрес электронной почты, а также сведения о контактном лице и номере телефона;

наименование и описание объекта закупки;

сведения о начальной (максимальной) цене контракта;

срок обязательного общественного обсуждения закупки.

Статья 6. Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок

1. Обязательное общественное обсуждение закупки начинается с даты размещения в специализированном разделе извещения о проведении обязательного общественного обсуждения закупки и заключается в обсуждении в специализированном разделе информации о закупке, включенной в план-график, а также проведении очных публичных слушаний.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

2. Обязательное общественное обсуждение закупок проводится в том числе в отношении соблюдения лицами, указанными в части 1 статьи 3 настоящего Закона (далее — лица, осуществляющие обязательное общественное обсуждение закупок), соответствия закупок:

требованиям законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, в том числе о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

целям и мероприятиям, предусмотренным государственными программами Орловской области, иными документами стратегического планирования Орловской области;

решениям и поручениям Губернатора Орловской области, Правительства Орловской области;

требованиям актов о нормировании в сфере закупок;

приоритету обеспечения государственных нужд Орловской области путем закупок инновационной и высокотехнологичной продукции.

3. Срок обсуждения в специализированном разделе информации о закупке составляет пятнадцать рабочих дней с даты размещения в специализированном разделе извещения о проведении обязательного общественного обсуждения закупок.

4. В течение пятнадцати рабочих дней с даты размещения в специализированном разделе извещения о проведении обязательного общественного обсуждения закупки участники обязательного общественного обсуждения закупок вправе направить на адрес электронной почты лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение закупки, свои замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению, с указанием адреса электронной почты, на который должен быть направлен ответ.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

5. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, в течение трех рабочих дней с даты получения замечаний или предложений по информации о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению, размещает в специализированном разделе поступившие замечания и предложения, а также ответы на них и направляет ответы участникам на указанный ими адрес электронной почты.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

6. В течение десяти рабочих дней со дня истечения срока, указанного в части 3 настоящей статьи, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, проводит очные публичные слушания по обсуждению информации о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

7. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, не менее чем за пять рабочих дней до дня проведения очных публичных слушаний размещает в специализированном разделе информацию о дате, времени и месте их проведения, а также порядок участия в очных публичных слушаниях.

8. Информацию, указанную в части 7 настоящей статьи, лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, не позднее рабочего дня, следующего за датой размещения в специализированном разделе информации о проведении очных публичных слушаний, направляет всем участникам, принявшим участие в обсуждении информации о закупке, на указанные ими адреса электронной почты.

9. Очные публичные слушания являются открытыми. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, не имеет права ограничить доступ к участию в нем лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона.

10. Очные публичные слушания не проводятся в нерабочие выходные и праздничные дни, установленные законодательством Российской Федерации.

11. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, обязано проводить очные публичные слушания по месту своего нахождения.

12. В очных публичных слушаниях обязательным является участие руководителя лица, осуществляющего обязательное общественное обсуждение закупок, или его заместителей, руководителей контрактных служб либо лиц, исполняющих их обязанности.

13. Участники очных публичных слушаний вправе высказывать свои замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению, задавать лицам, осуществляющим обязательное общественное обсуждение закупок, любые вопросы, относящиеся к закупке.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

14. В ходе проведения очных публичных слушаний лица, осуществляющие обязательное общественное обсуждение закупок, дают ответы на поступившие от участников таких слушаний вопросы или высказанные ими замечания и предложения по информации о закупке, включенной в план-график и подлежащей обязательному общественному обсуждению.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

15. Лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, осуществляет аудиозапись очных публичных слушаний.

16. В течение двух рабочих дней со дня проведения очных публичных слушаний лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, оформляет и размещает в специализированном разделе протокол обязательного общественного обсуждения закупок (далее — протокол).

Информация о результатах обязательного общественного обсуждения закупок направляется лицом, осуществляющим обязательное общественное обсуждение закупок, в орган исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, в течение двух рабочих дней со дня размещения протокола в специализированном разделе.

17. Протокол обязательного общественного обсуждения закупок составляется отдельно в отношении каждой закупки, подлежащей обязательному общественному обсуждению, и должен содержать следующую информацию:

наименование заказчика;

наименование объекта закупки;

идентификационный номер закупки;

способ закупки;

начальную (максимальную) цену контракта;

период проведения обязательного общественного обсуждения закупки;

количество и содержание поступивших замечаний и предложений, ответы на них;

решение, принятое по результатам обязательного общественного обсуждения.

18. По результатам обязательного общественного обсуждения закупок лицо, осуществляющее обязательное общественное обсуждение закупок, принимает одно из следующих решений:

отмена проведения закупки — в случае, если в ходе обязательного общественного обсуждения закупок выявлено несоблюдение соответствия закупок требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи, которое не может быть устранено в ходе подготовки к проведению закупки;

продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения — в случае, если в ходе обязательного общественного обсуждения закупок не выявлено несоответствие закупок требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи;

продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения закупок, в том числе при необходимости с внесением соответствующих изменений в план-график, — в случае, если в ходе обязательного общественного обсуждения закупок выявлено несоблюдение соответствия закупок требованиям, установленным частью 2 настоящей статьи, которое может быть устранено в ходе подготовки к проведению закупки.

(в ред. Закона Орловской области от 05.11.2019 N 2405-ОЗ)

Статья 7. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней со дня его официального опубликования.

Губернатор
Орловской области
В.В.ПОТОМСКИЙ

город Орел
5 октября 2017 года
N 2149-ОЗ

Об утверждении Порядка проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области

АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 мая 2017 года N 160
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРОВЕДЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НУЖД МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПАВЛОВСКИЙ РАЙОН» УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» администрация муниципального образования «Павловский район» постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области.
2. Признать утратившим силу постановление администрации муниципального образования «Павловский район» от 06.11.2015 N 718 «Об утверждении Порядка проведения обязательного общественного обсуждения товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области».
3. Настоящее постановление вступает в силу после официального опубликования.
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Главы администрации муниципального образования «Павловский район» Чернышева С.Н.

Глава администрации
муниципального образования
«Павловский район»
А.А.ТУЗОВ

Порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области

Утвержден
постановлением
администрации МО «Павловский район»
от 19 мая 2017 года N 160

1. Настоящий Порядок определяет правила проведения обязательного общественного обсуждения закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области (далее — обязательное общественное обсуждение закупок), которые планируется осуществить путем проведения электронного аукциона в электронной форме (далее — электронный аукцион), открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, объектами которых являются:
1) строительство, реконструкция объектов капитального строительства (за исключением автомобильных дорог), если начальная (максимальная) цена контракта (лота) составляет 100 млн. рублей и более;
2) строительство, реконструкция автомобильных дорог муниципального значения, если начальная (максимальная) цена контракта (лота) составляет 20 млн. рублей и более.
В случае признания несостоявшимся открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, электронного аукциона, при проведении повторного открытого конкурса, повторного конкурса с ограниченным участием, повторного электронного аукциона обязательное общественное обсуждение закупок не проводится, если оно было проведено ранее.
2. Проведение обязательного общественного обсуждения проводится заказчиками муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, муниципальными бюджетными учреждениями муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, муниципальными унитарными предприятиями муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области, а также иными юридическими лицами, осуществляющими закупки в соответствии с частями 4 и 5 статьи 15 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — заказчик).
3. В обязательном общественном обсуждении закупок могут на равных условиях принимать участие любые юридические лица вне зависимости от организационно-правовой формы, места нахождения, любые физические лица, в том числе зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, государственные органы и органы местного самоуправления (далее — участники обязательного общественного обсуждения закупок).
4. Обязательное общественное обсуждение закупок проводится с даты размещения в единой информационной системе планов закупок, содержащих информацию о закупках, подлежащих обязательному обсуждению, до направления заказчиком технического задания в орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков. Обязательное общественное обсуждение закупок начинается с даты размещения заказчиком объявления о проведении обязательного общественного обсуждения закупки (далее — объявление) и завершается в день проведения очных публичных слушаний, указанный в объявлении.
5. Заказчик размещает объявление на своем сайте. В случае отсутствия сайта у заказчика объявление размещается на сайте Администрации муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области.
6. Заказчик вправе дополнительно опубликовать объявление в средствах массовой информации.
7. Объявление должно содержать следующую информацию:
— наименование заказчика;
— наименование объекта закупки;
— начальная (максимальная) цена контракта;
— фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона контактного лица заказчика;
— адрес электронной почты заказчика для направления сообщений, указанных в пункте 10 настоящего Порядка (далее — сообщения);
— срок окончания приема сообщений, при этом указанный срок должен составлять не менее 10 рабочих дней со дня размещения объявления;
— дата, время и место проведения очных публичных слушаний, при этом дата проведения очных публичных слушаний должна быть не ранее 3 и не позднее 15 рабочих дней с даты окончания срока приема сообщений.
8. Объявление должно содержать ссылку на проект технического задания заказчика на осуществление закупки, размещенный на сайте заказчика (в случае отсутствия сайта у заказчика — на сайте Администрации муниципального образования «Павловский район»). Проект технического задания должен содержать информацию, определенную Порядком взаимодействия заказчиков с уполномоченным органом, утвержденным Советом депутатов муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области от 25 декабря 2013 года N 25 «Об уполномоченном органе на определение поставщика товаров, работ, услуг для муниципальных нужд».
9. Объявление либо активная ссылка на указанное объявление должны быть размещены на главной странице сайта заказчика (в случае отсутствия сайта у заказчика — на сайте Администрации муниципального образования «Павловский район») и сохраняться до окончания срока приема обращений.
10. В течение срока, установленного объявлением, участники обязательного общественного обсуждения закупок вправе направлять на адрес электронной почты заказчика, указанный в объявлении, сообщения, содержащие замечания, предложения и комментарии по следующим аспектам закупки:
— целесообразность закупки;
— соответствие проекта технического задания на осуществление закупки требованиям законодательства Российской Федерации (в том числе наличие факторов, необоснованно ограничивающих конкуренцию, невыполнимых или необоснованно затрудняющих выполнение контракта условий, некорректных технических требований, избыточных функциональных или качественных характеристик и др.);
— обоснованность начальной (максимальной) цены контракта.
11. Сообщения должны содержать фамилию, имя, отчество физического лица, фирменное наименование юридического лица и номера контактных телефонов.
12. Заказчик готовит ответ по существу каждого сообщения и направляет его на адрес электронной почты участника обязательного общественного обсуждения закупок в срок не позднее 3 рабочих дней со дня поступления сообщения. В случае если сообщение поступило в выходной или праздничный день, днем поступления сообщения считается первый следующий за ним рабочий день.
13. Ответ на сообщение участника обязательного общественного обсуждения закупок не направляется, если сообщение не содержит информацию, указанную в пункте 11 настоящего Порядка, содержит высказывания, нарушающие общепринятые нормы (жаргонизмы, высказывания оскорбительного характера, ненормативную лексику и т.д.), не относится к предмету обязательного общественного обсуждения закупки.
14. После окончания срока, установленного для направления сообщений, в день и время, указанные в объявлении, заказчик проводит очные публичные слушания по месту своего нахождения.
15. Заказчик обязан направить приглашения принять участие в очных публичных слушаниях участникам обязательного общественного обсуждения закупок, направлявшим сообщения, на которые заказчиком давался ответ. Приглашения направляются на адреса электронной почты участников обязательного общественного обсуждения закупок.
16. Очные публичные слушания являются открытыми, заказчик не имеет права ограничить доступ к участию в них всех заинтересованных лиц, представителей государственных органов, органов местного самоуправления.
17. Очные публичные слушания не могут проводиться в праздничные и выходные дни.
18. В очных публичных слушаниях обязательно участие руководителя заказчика или его заместителя.
19. Заказчик осуществляет регистрацию участников очных публичных слушаний.
20. В начале очных публичных слушаний заказчик оглашает информацию об обсуждаемой закупке и информацию о количестве и содержании поступивших обращений участников обязательного общественного обсуждения закупок и направленных ответов, после чего участники очных публичных слушаний вправе высказывать свои предложения и замечания, касающиеся информации о закупке, задавать представителям заказчика любые вопросы, относящиеся к закупке.
21. В ходе проведения очных публичных слушаний представители заказчика дают ответы на все поступившие от участников таких слушаний вопросы или высказанные ими замечания, предложения.
22. При проведении очных публичных слушаний заказчик осуществляет аудиозапись.
23. По результатам обязательного общественного обсуждения закупки заказчиком принимается одно из следующих решений:
— отмена осуществления закупки;
— продолжение подготовки к проведению закупки без учета результатов обязательного общественного обсуждения;
— продолжение подготовки к проведению закупки с учетом результатов обязательного общественного обсуждения, в том числе с внесением соответствующих изменений в план-график закупок (при необходимости) и проект технического задания.
24. Не позднее 5 рабочих дней со дня проведения очных публичных слушаний заказчик формирует и размещает на своем сайте (в случае отсутствия сайта у заказчика — на сайте Администрации муниципального образования «Павловский район»), протокол обязательного общественного обсуждения закупки (далее — протокол). Протокол подписывается руководителем либо заместителем руководителя заказчика.
25. Протокол должен содержать следующую информацию:
— наименование заказчика;
— наименование объекта закупки;
— начальная (максимальная) цена контракта;
— дата размещения объявления;
— дата проведения очных публичных слушаний;
— количество и содержание поступивших сообщений, количество и содержание ответов заказчика;
— замечания и предложения участников очных публичных слушаний;
— решение, принятое заказчиком по результатам обязательного общественного обсуждения закупки.
26. Копия протокола в течение 3 рабочих дней со дня его размещения на сайте направляется заказчиком в орган, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок муниципального образования «Павловский район» Ульяновской области.
27. Копия протокола представляется заказчиком в орган, уполномоченный на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в составе технического задания на проведение закупки, требующей обязательного общественного обсуждения.

Обязательное обсуждение закупок

17.12.2019

C 1 января 2020 года вступил в силу новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок, проводимых по Закону № 44-ФЗ. Он установлен постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635, разбору и рассмотрению которого посвящена настоящая статья. Нужно отметить, что в сравнении с предыдущим порядком общественного обсуждения (прим.: был установлен постановлением Правительства РФ от 22.08.2016 г. № 835) новый порядок претерпел значительные изменения. В статье мы не будем сравнивать два указанных порядка между собой, а сразу разберем новый документ.

Принятие постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 обусловлено изменениями, внесенными в Закон № 44-ФЗ Федеральным законом от 01.05.2019 № 71-ФЗ в части планирования закупок: с 01.01.2020 планирование закупок осуществляется заказчиками только путем составления плана-графика, без формирования плана закупок. Соответственно потребовалось внести изменения в ст. 20 Закона № 44-ФЗ, прошлая редакция которой (до 01.10.2019) предусматривала начало течения срока обязательного общественного обсуждения закупок со дня размещения в ЕИС плана закупок, который в настоящее время уже не формируется. Под новую редакцию ст. 20 Закона № 44-ФЗ адаптировали и новый порядок обязательного общественного обсуждения закупок.

Случаи обязательного общественного обсуждения закупок

Согласно ст. 20 Закона № 44-ФЗ случаи и порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупок устанавливаются Правительством РФ. В дополнение к таким случаям региональные органы власти и органы местного самоуправления вправе установить иные случаи обязательного общественного обсуждения закупок и порядок проведения такого обсуждения для данных случаев. Иными словами, Правительство РФ устанавливает случаи общественного обсуждения, обязательные для заказчиков всех уровней бюджетной системы. Субъекты РФ и муниципальные образования вправе расширить их, в том числе снизить «планку” по сумме НМЦк, при превышении которой закупка подлежит обязательному общественному обсуждению. Однако, при расширении случаев обязательного общественного обсуждения закупок они коснуться только заказчиков соответствующих субъектов РФ или муниципальных образований. Закупки федеральных заказчиков, в том числе территориально расположенных в том или ином субъекте РФ, в части обязательного общественного обсуждения будут регулироваться только постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635.

Рассмотрим случаи общественного обсуждения закупок, обязательные для всех заказчиков. В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635:

Общественное обсуждение проводится в случае осуществления закупок путем проведения конкурсов и аукционов при начальной (максимальной) цене контракта, составляющей или превышающей 1 млрд. рублей, за исключением закупок, осуществляемых:

а) с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);

б) в рамках государственного оборонного заказа;

в) при выполнении работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства в случае, предусмотренном ч. 2 ст. 63 Закона № 44-ФЗ;

г) путем проведения повторного конкурса, электронного аукциона (в случае его проведения в соответствии с ч. 4 ст. 71 Закона № 44-ФЗ).

Как видно из указанного выше, обязательное общественное обсуждение закупок проводится только при осуществлении конкурентных процедур закупок и не осуществляется при осуществлении закупки у единственного поставщика, даже если сумма таких закупок превышает 1 млрд. рублей. Второе, на что следует обратить внимание читателя, это закупки в сфере строительства. Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 полностью не исключает проведение обязательного общественного обсуждения в отношении таких закупок, а лишь поднимает «планку”, с которой осуществляется обсуждение по ним до 2 млрд. рублей.

Проведение обязательного общественного обсуждения

Постановление Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 предусматривает, что обязательное общественное обсуждение закупок начинается со дня размещения информации о закупке в плане-графике и заканчивается за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ст. 36 Закона № 44-ФЗ). По мнению экспертов Консультационного центра в сфере закупок «Закон.гуру” особого смысла начинать общественное обсуждение со дня размещения информации о закупке в плане-графике нет, т.к. в планах-графиках (особенно в тех, которые начались вестись с 2020 года) подробная информация о проводимых закупках фактически отсутствует. Так, например, в планах-графиках отсутствует техническое задание, проект контракта, проект документации, а с 2020 года также отсутствует и обоснование НМЦк. В связи с этим, до размещения заказчиком в ЕИС извещения о проведении конкурса или аукциона обсуждать просто нечего.

Принять участие в общественном обсуждении может любое лицо. Для этого необходимо зарегистрироваться в ЕИС и в разделе «Обязательное общественное обсуждение закупок” оставить свои замечания и предложения. Все замечания и предложения в ЕИС проходят модерацию перед размещением в открытой части сайта. На поступившие замечания и предложения заказчик обязан реагировать в течение 2 рабочих дней путем размещения в ЕИС соответствующего ответа и, при необходимости, внесением изменений в документацию (отменой процедуры закупки). Никакие отдельные протоколы по результатам обязательного общественного обсуждения закупок заказчиком не составляются.

Кто проводит обязательное общественное обсуждение?

Обязательное общественное обсуждение должны проводить не только заказчики, но иные лица, применяющие положения Закона № 44-ФЗ. Так, например, заказчик, работающий по Закону № 223-ФЗ (прим.: не является заказчиком по Закону № 44-ФЗ) и не исполнивший обязанность по осуществлению закупок у субъектов МСП в объеме, предусмотренном постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352, при осуществлении своих закупок с 1 февраля до 31 декабря года, следующего за отчетным, будет применять положения Закона № 44-ФЗ (ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ).

На закупки такого заказчика в полной мере применяются положения ст. 20 Закона № 44-ФЗ и постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635. Однако, чтобы соблюсти все требования постановления Правительства РФ от 11.12.2019 № 1635 такому заказчику придется начать планировать свои закупки по Закону № 44-ФЗ, что не предусмотрено ч. 8.1. ст. 3 Закона № 223-ФЗ, которая оставляет обязанность планировать закупки, проводимые по Закону № 44-ФЗ, в рамках Закона № 223-ФЗ. Привязывать функционал обязательного общественного обсуждения в ЕИС к планированию закупок по Закону № 223-ФЗ врят ли кто будет. В этом мы видим небольшую недоработку авторов рассматриваемого постановления. При этом, таких случаев будет крайне мало, если они вообще будут иметь место быть.

Остались вопросы? Получите ответы на них прямо сейчас в закрытой группе WhatsApp!

Удачных закупок!

Когда проводится

Открытые обсуждения осуществляются не всегда. Слушания являются обязательными для некоторых конкурентных заказов. Вот какие закупки подлежат обязательному общественному обсуждению:

  • начальная (максимальная) цена контракта составляет более 1 млрд рублей;
  • определение поставщика (подрядчика, исполнителя) происходит с помощью конкурентного способа;
  • проведение не подпадает под исключения.

Получается, что обязательное общественное обсуждение закупок проводится в случае, когда заказ является конкурентным и открытым для рассмотрения другими пользователями ЕИС. Но есть и определенные исключения. Вот когда обязательное обсуждение не проводится:

  1. Закупка осуществляется с применением закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
  2. Торги ведутся в рамках государственного оборонного заказа.
  3. Заказчик организовывает повторный конкурс или электронный аукцион (в случае его проведения на основании ч. 4 ст. 71 44-ФЗ без изменения объекта).
  4. Выполняются работы по реконструкции, строительству, капитальному ремонту или сносу объекта. Актуально для случаев, регулируемых ч. 2 ст. 63 44-ФЗ.

И если для обычных заказов процедура проводится, только если НМЦК больше либо равна 1 миллиарду рублей, то для тендеров по строительству минимальный лимит составляет 2 миллиарда рублей — вот с какой суммы общественное обсуждение закупок по 44-ФЗ проводится для строительных и капитальных работ.

Процесс общественного анализа доступен только для конкурентных заказов. Это значит, что заключение контракта с единственным поставщиком не подлежит обязательному обсуждению, даже если его цена превышает 1 миллиард рублей.

Как проводится

Процедура строго регламентирована. Обновленный порядок проведения общественных слушаний по 44-ФЗ утвержден постановлением правительства № 1635 от 11.12.2019. Законодательные правила установлены и в ст. 20 44-ФЗ.

Коррективы обязательных слушаний понадобились после реформирования процесса планирования государственных и муниципальных заказов. В 2020 году план закупок не понадобится, вся информация о тендере теперь представлена только в плане-графике. В связи с эти возникла необходимость изменить основные правила общественных слушаний и утвердить новый правительственный распорядительный документ (ПП РФ № 835 от 22.08.2016 утрачивает свою силу).

Представим алгоритм, по которому проводятся обязательные слушания.

Шаг 1. По законодательным нормам обязательное общественное обсуждение закупки начинается со дня размещения в ЕИС плана-графика с информацией о заказе, требующем открытого анализа.

Шаг 2. В течение всего срока открытого анализа закупки участники оставляют комментарии, направляют вопросы, запрашивают уточнения. Участники слушаний — это любые юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели, государственные и территориальные органы власти. Вопросы и комментарии они оставляют в соответствующем разделе Единой информационной системы.

Все замечания и предложения проходят проверку в закрытой части ЕИС. После успешной проверки комментарии публикуют в открытой части информационной системы не позднее следующего рабочего дня. Заказчики обязаны дать ответ на предложение участника в течение двух рабочих дней после размещения комментария. Общение участника и заказчика производится не только в специализированном разделе ЕИС, но и посредством электронной почты — представитель заказчика дублирует ответ на указанный электронный адрес.

Шаг 3. По правилам обязательное общественное обсуждение закупок заканчивается не позднее срока, до окончания которого заказчик вправе отменить конкурентный тендер (ст. 36 44-ФЗ).

Проводят слушания заказчики федерального и муниципального уровней. Региональные власти вправе изменять нормативы, установленные правительством РФ, например снижать ценовой порог. Все заказчики муниципального уровня руководствуются не только правительственными указаниями, но и местными законами. Если заказчик федерального уровня расположен в регионе, он обязан подчиняться федеральным нормативным актам, то есть ПП РФ № 1635. В итоге результатом общественного обсуждения закупки могут быть коррективы плановой документации. Если замечания оказались необоснованными, заказчики ничего не меняют.

Как оформляются результаты

После рассмотрения и анализа замечаний и предложений заказчик принимает решение о корректировке плановой и закупочной документации. Отдельные протоколы и иные документы не формируются и не размещаются в ЕИС. В п. 9 правил, утвержденных ПП РФ № 1635, закреплено, что по результатам обязательного общественного обсуждения закупок организация-заказчик вносит необходимые изменения в план-график, извещение и техническую документацию заказа или отменяет процедуру определения поставщика.

Ответственность

Когда нарушен порядок проведения обязательного общественного обсуждения закупки, устанавливается ответственность по Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии со статьей 7.29.3 КоАП РФ, ответственность заключается в наложении административного штрафа на должностных лиц в размере 30 000 рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *