Общественная защита

Источниками правового регулирования отношений в области защиты прав потребителей являются Гражданский кодекс Российской Федерации, Закон «О защите прав потребителей» и другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Федеральные законы регулирующие отношения по правам потребителей: ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»; ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; ФЗ «О лекарственных средствах»; ФЗ «О почтовой связи» и т.д.

Важным источником правового регулирования отношений с участием потребителей является ФЗ «О техническом регулировании», который регулирует отношения, возникающие:

– при разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

  • при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
  • при оценке соответствия обязательным техническим регламентам.

ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» определяет требования к качеству и безопасности пищевых продуктов, материалов при их изготовлении, расфасовке, упаковке, маркировке, хранении, перевозке и реализации, а также порядок государственного регулирования, надзора и контроля в области обеспечения качества и безопасности пищевых товаров.

Права потребителей регулируются также нормами уголовного и административного права. Кодекс РФ об административных правонарушениях определяет административную ответственность за нарушение работниками предприятий торговли и общественного питания правил обслуживания покупателей, обман покупателей и заказчиков и т.д.

Ст. 200 УК РФ устанавливает ответственность за обмеривание, обвешивание, обсчет, введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качеств товаров или иной обман потребителей.

По отдельным вопросам применения Закона РФ «О защите прав потребителей» необходимо следовать разъяснениям, утвержденным Приказом Государственного антимонопольного комитета РФ (в настоящее время ФАС РФ) от 20.05.1998 N 160 «О некоторых вопросах, связанных с применением Закона РФ «О защите прав потребителей», письмам Роспотребнадзора, постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека».

По делам о защите прав потребителей необходимо также учитывать Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.1994 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей», а при предъявлении требования о взыскании компенсации морального вреда – Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.1994 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда». По этим вопросам Верховным Судом РФ опубликован Обзор судебной практики «Некоторые вопросы практики применения Закона РФ «О защите прав потребителей». Многие важные вопросы также рассмотрены в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ (по гражданским делам).

К источникам регулирования отношений с участием потребителей можно отнести также и подзаконные нормативные акты.

Правительству РФ предоставлено право издавать для потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) правила, обязательные при заключении и исполнении публичных договоров (договоров розничной купли-продажи, энергоснабжения, договоров о выполнении работ и оказании услуг).

Нормативные акты Правительства РФ, регулирующие перечисленные виды договоров, распространяются на отношения, связанные с защитой прав потребителей, и, следовательно, нарушение требований указанных актов будет однозначно расцениваться как нарушение прав потребителей.

Кроме того, в соответствии с п. 4 ст. 3 ГК РФ Правительство РФ вправе принимать постановления, содержащие нормы гражданского права на основании и во исполнение ГК РФ и иных законов, а также указов Президента Российской Федерации. Существует большое количество постановлений Правительства, которые в основном касаются вопросов защиты прав потребителей в области обеспечения качества и безопасности товаров (работ, услуг). Так, Правительством РФ утверждаются правила продажи отдельных видов товаров и правила оказания отдельных видов услуг, перечни различных товаров и правила торговли.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила о защите прав потребителей, чем те, которые предусмотрены настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Принцип верховенства норм международного права над национальными нормами закреплен в ст. 15 Конституции РФ. Приведенная формулировка является стандартной для гражданского законодательства, по содержанию она аналогична содержащейся в ст. 7 ГК РФ.

Закон, защищающий права потребителей, касается каждого жителя России, потому что все люди выполняют функции потребителей даже в том случае, если они в настоящий момент относятся к производителям, поставщикам, продавцам или исполнителем. Всех этих лиц закон объединяет в единую цепочку взаимной ответственности, несмотря на то, что формально защищает только права одного звена цепочки.

Обязанности и права сторон

Если закон посвящён защите потребителей, то следует знать о том, какими именно правами они обладают, и от кого их следует защищать. Если проанализировать все положения закона, то можно определить права потребителей на:

Основными правами, требующими защиты, следует считать, конечно, право на безопасную и качественную продукцию. Именно при данных нарушениях необходимо возмещать причинённый данному лицу вред. Для обеспечения основных прав производится обмен товара, осуществляется информирование о юридических возможностях взаимодействующих сторон.

Понятие обязанностей распространяется преимущественно на производителе, поставщиков и прочих лиц, которые по роду своей деятельности предоставляют продукцию и услуги. Они обязаны:

  • нести ответственность за допущенные недостатки (ст. 5);
  • устанавливать сроки годности или эксплуатации товара (ст. 5);
  • обеспечить потребителей запчастями к реализуемому товару (ст. 8);
  • создать условия для производства ремонтных работ по данному виду продукции (ст. 8);
  • нести ответственность за недостоверную информацию.

Закон даёт производителям права на определение гарантийного основного или дополнительного срока. Такое же право даётся продавцу, если производитель не определил свою гарантию.

Товары

Торговля – это вид взаимодействия потребителя и производителя, в котором посредником выступает организация торговли. В ФЗ N 2300-1 этой теме посвящена вторая глава, в которой защищаются права физ- и юрлиц на качественный товар, информацию о нём и его производителе.

Права нуждаются в защите с момента выявления дефектов в приобретённом, если, конечно, они не были заранее оговорены продавцом или производителем. В этом случае покупатель может (ст. 18):

  • потребовать снижения цены, замены вещи на такую же или аналогичную;
  • отказаться от выполнения договора поставки;
  • настаивать на устранении дефектов;
  • требовать компенсации убытков в полном объёме.

Все претензии по качеству могут быть направлены продавцу или непосредственно производителю. По товару, реализуемому в розничной продаже, претензии всегда направляются продавцу, который уже может переадресовать их поставщику или производителю.

Если претензии потребителя вызывают спор, то продукция может быть отправлена на экспертизу. Производится это за счёт предоставляющей стороны. Если в результате исследования выяснилось, что вещь приобрела недостатки не по вине продавца, поставщика, производителя или импортёра, то оплата услуг по экспертизе ложится на потребителя.

Услуги и работы

В главе третьей эти термины используются в виде синонимов. Однако между ними есть разница. Работа – это, безусловно, действие, имеющее признаки услуг. Однако работа может быть незавершённой, в то время как услуга может быть таковой только в том случае, если она доведена до своего логического конца.

В части оказания услуг ФЗ № 2300-1 регламентирует:

Роль государства и общественности в защите прав потребителей

Этой теме посвящена четвёртая глава, большая часть которой содержит статьи, регламентирующие деятельность органов государственной и муниципальной власти по проведению потребительского надзора. Правам и обязанностям общественных организаций посвящена только одна статья – 45-я.

Общественные организации, независимо от целей их создания, могут защищать права потребителей с помощью:

  • инициирования экспертизы;
  • участия в разработке требований;
  • выявления фактов нарушения прав;
  • передачи информации о нарушениях в органы госконтроля;
  • обращения в суды с исками.

У государственных и муниципальных органов прав и полномочий больше. Федеральные органы госнадзора в сфере защиты прав потребителей обязаны (ст. 40):

  • проводить проверки соблюдения нормативных требований, предъявляемых к качеству продукции и услуг;
  • осуществлять профилактические мероприятия по предупреждению нарушений;
  • проводить учёт и анализ случаев причинения вреда экологической среде, жизни и здоровью человека и домашним животным;
  • давать оценку эффективности проводимых мероприятий.

Обязанности региональных и местных органов власти в этой области не столь обширны. Однако все компетентные органы любого иерархического положения имеют право и обязаны защищать права потребителей в судах, рассматривать жалобы населения, в рамках своих полномочий принимать меры по недопущению нарушений.

Таким образом, ФЗ № 2300-1 представляет собой юридический документ, направленный на оптимизацию взаимоотношений двух сторон одной цепи – производителей и потребителей. Продавцы, импортёры, не производящие поставщики в данном случае находятся на стороне производителя, хотя могут быть и потребителем. Ведь розничные магазины, закупившие товар, так же с юридической точки зрения могут выступать в роли потребителя, поскольку ФЗ № 2300-1 регулирует не всю цепочку перемещения товаров, а лишь взаимоотношения тех, кто передаёт и тех, кто принимает товары или услуги.

Оглавление ЗоЗПП

  • Преамбула Закона РФ «О защите прав потребителей»
  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Правовое регулирование отношений в области защиты прав потребителей
    • Статья 2. Международные договоры Российской Федерации
    • Статья 3. Право потребителей на просвещение в области защиты прав потребителей
    • Статья 4. Качество товара (работы, услуги)
    • Статья 5. Права и обязанности изготовителя (исполнителя, продавца) в области установления срока службы, срока годности товара (работы), а также гарантийного срока на товар (работу)
    • Статья 6. Обязанность изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара
    • Статья 7. Право потребителя на безопасность товара (работы, услуги)
    • Статья 8. Право потребителя на информацию об изготовителе (исполнителе, продавце) и о товарах (работах, услугах)
    • Статья 9. Информация об изготовителе (исполнителе, продавце, владельце агрегатора)
    • Статья 10. Информация о товарах (работах, услугах)
    • Статья 11. Режим работы продавца (исполнителя)
    • Статья 12. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, владельца агрегатора) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге)
    • Статья 13. Ответственность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за нарушение прав потребителей
    • Статья 14. Имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги)
    • Статья 15. Компенсация морального вреда
    • Статья 16. Недействительность условий договора, ущемляющих права потребителя
    • Статья 16.1. Формы и порядок оплаты при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)
    • Статья 17. Судебная защита прав потребителей
  • Глава 2. Защита прав потребителей при продаже товаров потребителям
    • Статья 18. Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков
    • Статья 19. Сроки предъявления потребителем требований в отношении недостатков товара
    • Статья 20. Устранение недостатков товара изготовителем (продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером)
    • Статья 21. Замена товара ненадлежащего качества
    • Статья 22. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 23. Ответственность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за просрочку выполнения требований потребителя
    • Статья 23.1. Последствия нарушения продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю
    • Статья 24. Расчеты с потребителем в случае приобретения им товара ненадлежащего качества
    • Статья 25. Право потребителя на обмен товара надлежащего качества
    • Статья 26. Утратила силу.
    • Статья 26.1. Дистанционный способ продажи товара
    • Статья 26.2. Правила продажи отдельных видов товаров
  • Глава 3. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг)
    • Статья 27. Сроки выполнения работ (оказания услуг)
    • Статья 28. Последствия нарушения исполнителем сроков выполнения работ (оказания услуг)
    • Статья 29. Права потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 30. Сроки устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 31. Сроки удовлетворения отдельных требований потребителя
    • Статья 32. Право потребителя на отказ от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг)
    • Статья 33. Смета на выполнение работы (оказание услуги)
    • Статья 34. Выполнение работы из материала исполнителя
    • Статья 35. Выполнение работы из материала (с вещью) потребителя
    • Статья 36. Обязанность исполнителя информировать потребителя об обстоятельствах, которые могут повлиять на качество выполняемой работы (оказываемой услуги) или повлечь за собой невозможность ее завершения в срок
    • Статья 37. Порядок и формы оплаты выполненной работы (оказанной услуги)
    • Статья 38. Утратила силу.
    • Статья 39. Регулирование оказания отдельных видов услуг
    • Статья 39.1. Правила оказания отдельных видов услуг, выполнения отдельных видов работ потребителям
  • Глава 4. Государственная и общественная защита прав потребителей
    • Статья 40. Федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей
    • Статья 41. Обязанность изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера, владельца агрегатора) по предоставлению информации органу государственного надзора
    • Статья 42. Утратила силу.
    • Статья 42.1. Полномочия высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области защиты прав потребителей
    • Статья 42.2. Передача осуществления полномочий органа государственного надзора органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации
    • Статья 42.3. Подача и рассмотрение обращений потребителей
    • Статья 43. Ответственность за нарушение прав потребителей, установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
    • Статья 44. Осуществление защиты прав потребителей органами местного самоуправления
    • Статья 45. Права общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов)
    • Статья 46. Защита прав и законных интересов неопределенного круга потребителей

Официальный сайт «Общества защиты прав потребителей 2020» (ОЗПП)
Последняя редакция Гражданского Кодекса РФ 2020

Для многих жителей нашей страны понятие защиты прав потребителей является достаточно новым и неопознанным. В настоящее время для многих еще остается неизвестным, куда нужно обращаться за помощью, в случае если покупатель стал жертвой обмана или мошенничества. Во многих европейских странах данный вопрос является главным элементом успешного развития экономики. К огромному сожалению, в России можно очень часто встретить недобросовестных продавцов, которые ежедневно продают некачественную продукцию и услуги. В данном материале речь пойдет о тех действенных и законных способах, с помощью которых потребитель все же имеет возможность восстановить и защитить свои права.

Почему так необходимо знать свои права?

Очень часто, совершая какие-то покупки, человек сталкивается с такими неприятными моментами, как: испорченный товар, низкое качество обслуживания, пренебрежительное отношение персонала и другие негативные факторы. Практически все юристы соглашаются с той мыслью, что огромное количество правонарушений происходит именно по той причине, что большинство жителей нашей страны с юридической стороны являются неподготовленными к реагированию на подобные ситуации. Они не имеют представления о том, что такое самостоятельная защита прав, и как можно добиться решения возникшей проблемы, опираясь на законные основания.

Для большего понимания вопроса, стоит обозначить, в чем же заключается суть самого понятия. Защита потребительских прав – это комплекс мероприятий, направленный на урегулирование отношений между покупателем и продавцом, посредством определения характера нарушения и выработки механизма защиты прав потребителя. Стоит отметить, что в сложных правовых случаях без помощи квалифицированного специалиста трудно обойтись. Юрист поможет не только в оформлении документов, к примеру, в составлении претензий, но и при необходимости будет вести дело до момента его успешного завершения.

Механизм защиты осуществляется посредством использования гражданско-правовых способов. Разработку стратегии восстановления прав субъекта можно доверять лишь квалифицированным и опытным юристам, которым знакомы все тонкости и подводные камни этого непростого дела.

Самостоятельная защита прав

С момента, когда покупатель обнаруживает нарушение исполнителем или продавцом своих потребительских прав, посредством покупки товара или пользования услугой, у него есть выбор, каким из способов защиты прав ему выгоднее и удобнее всего воспользоваться. Гражданин может составить претензию самостоятельно или с помощью юриста. В случае если продавец или исполнитель не идет на уступки, и не желает возмещать материальный или моральный ущерб, потребитель может составить исковое заявление и подать его на рассмотрение в суд.

Какие требования может предъявить покупатель в случае приобретения некачественного товара или оплаты некачественной услуги?

  • Расторжение договора купли –продажи или оказания услуг.
  • Замена некачественного товара на аналогичный продукт.
  • Требование безвозмездно устранить все недостатки товара или услуги.
  • Требование соразмерного снижение стоимости товара или услуги.

Способы защиты прав

Для того чтобы противостоять незаконным действиям отдельных продавцов, каждый гражданин должен быть осведомлен о своих потребительских правах. В случае если эти права нарушаются третьей стороной, и меры самостоятельной защиты прав не дают никакого результата, то стоит обратиться к юристу, и с его помощью составить претензию.

В настоящее время в нашей стране действует больше десятка механизмов защиты потребительских прав граждан. Все эти способы осуществляются посредством принятия следующих решений:

  • признание сделки недействительной;
  • полное соглашение и признание нарушителем в составе причиненного преступления;
  • прекращение правовых отношений между сторонами;
  • возмещение нанесенных материальных или моральных убытков;
  • уплата неустойки по сделке;
  • присуждение ответной стороне к исправлению проблемной ситуации;

Порядок защиты прав

Можно выделить следующие этапы, которые предусмотрены законодательством для защиты потребителями своих прав:

  • непосредственное обращение к продавцу с предъявлением к нему требований и претензий;
  • если продавец не идет на контакт, составляется претензия на имя руководителя;
  • если и это не помогает урегулировать спорные отношение, то остается только обращаться в суд.

Стоит сделать ударение на том, что все эти положения четко прописаны в законодательстве РФ. Поэтому, любой гражданин нашей страны, который стал жертвой мошенничества или обмана, имеет все шансы восстановить свои права, ведь на его стороне закон. Вооружившись знаниями законодательства, можно смело начинать процедуру по защите своих потребительских прав.

Заслушав информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации отмечает следующее.

Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» определены органы федерального, регионального и муниципального уровней, которые во взаимодействии с общественными объединениями потребителей формируют национальную систему защиты прав потребителей.

Документами, устанавливающими государственную политику Российской Федерации в области защиты прав потребителей, являются Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2017 года № 1837-р, и план мероприятий по реализации Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 года № 481-р.

В Российской Федерации сформирована многоуровневая национальная система защиты прав потребителей.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, является Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (далее – Роспотребнадзор).

В целях защиты прав потребителей Роспотребнадзором создана сеть консультационных центров и пунктов, которые оказывают бесплатную помощь потребителям.

Важное место в рамках национальной системы защиты прав потребителей занимают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года предусмотрена разработка региональных программ по защите прав потребителей во всех субъектах Российской Федерации. В настоящее время такие программные документы утверждены и реализуются в 83 субъектах Российской Федерации.

Мероприятия по защите прав потребителей на муниципальном уровне осуществляются в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Особую роль в национальной системе защиты прав потребителей призваны играть общественные объединения потребителей (ассоциации, союзы), являющиеся ее важнейшим составным и одновременно связующим элементом.

Для решения вопросов защиты прав потребителей на международном уровне по инициативе Роспотребнадзора созданы консультативные органы по защите прав потребителей государств – участников Содружества Независимых Государств, а также государств – членов Евразийского экономического союза. В Договоре о Евразийском экономическом союзе указанные вопросы регулируются разделом XII «Защита прав потребителей» и приложением № 13 к Договору (Протокол о проведении согласованной политики в сфере защиты прав потребителей).

В целом национальная система защиты прав потребителей позволяет гарантировать надлежащий уровень защиты потребительских прав граждан, выполняет цели и задачи государственной политики в указанной области.

Вместе с тем для потребительского рынка остается актуальной задача противодействия недобросовестным практикам, связанным в том числе с реализацией фальсифицированной продукции.

Не решены вопросы защиты прав социально уязвимых категорий потребителей, а также потребителей в сфере электронной торговли, осуществляемой хозяйствующими субъектами посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в частности, отсутствует правовая основа для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров.

Важную роль играет своевременное проведение актуализации, гармонизации и последующей кодификации законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей.

Учитывая изложенное, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

1. Принять к сведению информацию руководителя Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека о национальной системе защиты прав потребителей.

2. Рекомендовать Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации ускорить принятие следующих проектов федеральных законов:

№ 456502–7 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления административной ответственности за несоблюдение запрета на оборот в Российской Федерации отдельных категорий товаров»;

№ 654742–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения ионизирующего излучения при проведении специальной обработки сельскохозяйственной продукции»;

№ 674572–7 «О внесении изменения в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»;

№ 744029–7 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О персональных данных» в части обработки биометрических персональных данных»;

№ 797249–7 «О внесении изменений в Федеральный закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и статью 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в части совершенствования правового регулирования вопросов обеспечения качества пищевой продукции».

3. Рекомендовать Правительству Российской Федерации:

1) ускорить рассмотрение и внесение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации следующих проектов федеральных законов:

«О внесении изменений в статью 16 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (в части установления запрета для продавца (исполнителя) отказывать в заключении, изменении, расторжении или исполнении договора в связи с отказом потребителя предоставить персональные данные, а также перечня условий договоров, ущемляющих права потребителей (недопустимых и несправедливых условий), и перечня недобросовестных практик на потребительских рынках)»;

«О внесении изменений в статью 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления дополнительных мер административной ответственности за понуждение потребителя к предоставлению персональных данных»;

«О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и Федеральный закон «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» в части создания правовой основы для развития системы альтернативных онлайн-механизмов урегулирования споров»;

«О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту фальсифицированной пищевой продукции»;

2) учесть при разработке проекта нового Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все аспекты защиты прав потребителей, в том числе при проникновении на потребительский рынок фальсифицированной пищевой продукции;

3) рассмотреть вопрос об увеличении числа контрольных закупок в целях повышения собираемости налогов и доли расчетов с использованием электронных средств платежа при приобретении товаров (работ, услуг) у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг потребителям, а также выявления фактов непринятия электронных средств платежа при осуществлении расчетов за товары, работы и услуги;

4) рассмотреть возможность:

разработки проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации»

в части усиления контроля за оборотом фальсифицированной

и контрафактной упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, в торговых сетях;

внесения изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2018 года № 792-р в части введения группы товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, – «Воды, включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ» по результатам анализа учтенных объемов производства и потребления минеральной воды, проведенного до 31 декабря 2019 года;

принятия постановления Правительства Российской Федерации «О проведении эксперимента по маркировке средствами идентификации вод (включая природные или искусственные минеральные, газированные, без добавления сахара или других подслащивающих или вкусоароматических веществ)»;

введения процедуры государственной регистрации для всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду;

формирования базы данных эталонных образцов и системы идентификации всех видов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, а также обязательной актуализации указанной базы данных;

определения порядка предоставления и хранения эталонных образцов упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, для создания банка эталонных образцов продукции, в том числе образцов воды с использованием географического указания в наименовании питьевой воды;

подготовки справочной информации по действующим скважинам для добычи минеральных вод, объему добываемой воды, поступающей на потребительский рынок, а также по объему импорта питьевой воды, включая природную минеральную воду, в Российскую Федерацию в разрезе стран-импортеров;

создания реестра производителей, осуществляющих розлив и бутилирование питьевой воды, включая природную минеральную воду (с указанием в том числе объема и ассортимента выпускаемой продукции), по субъектам Российской Федерации и определения федерального органа исполнительной власти, ответственного за ведение реестра;

составления балансов производства и потребления питьевой воды, включая природную минеральную воду, в целях определения объемов производства и потребления фальсифицированной и контрафактной продукции;

организации комплексных проверок потребительского рынка упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, на наличие фальсифицированной и контрафактной продукции, проводимых Роспотребнадзором совместно

с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Федеральной антимонопольной службой, Следственным комитетом Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;

разработки методических инструкций и рекомендаций по выявлению в сельскохозяйственной и пищевой продукции генно-инженерно-модифицированных организмов, полученных с использованием современных методов редактирования генома;

разработки «дорожной карты» по совершенствованию контроля за наличием генно-инженерно-модифицированных организмов в семенах сельскохозяйственных культур при их ввозе на территорию Российской Федерации и использовании на посев при проведении агротехнологических работ с учетом взаимодействия Роспотребнадзора и Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору в части применения лабораторной базы;

5) проработать вопрос о целесообразности проведения мониторинга посевов сельскохозяйственных культур на наличие генно-инженерно-модифицированных организмов;

6) подготовить изменения в соответствующие технические регламенты Таможенного союза в части включения показателя содержания глицидиловых эфиров жирных кислот в пересчете на глицидол в том числе в растительных маслах, установленного решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 6 августа 2019 года № 132.

4. Обратиться к Евразийской экономической комиссии с предложением рассмотреть возможность внесения изменений:

1) в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) в части включения определения ионизирующего излучения как инновационной технологии обработки пищевой и сельскохозяйственной продукции;

2) в технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (ТР ТС 021/2011) и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части введения обязательной оценки соответствия в форме государственной регистрации всех видов упакованной питьевой воды;

3) в технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части допустимых норм и уровней содержания:

марганца в составе лечебно-столовых и лечебных природных минеральных вод;

природных радионуклидов в составе столовых, лечебно-столовых, лечебных природных минеральных вод;

фторидов в составе столовых природных минеральных вод;

4) в технический регламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» (ТР ТС 022/2011) и технический регламент Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017) в части установления требований к маркировке пищевой продукции, в том числе питьевой воды (включая природную минеральную воду), касающихся размера шрифта, который наносится на потребительскую упаковку и (или) этикетку, и (или) листок-вкладыш, и (или) листок-вкладыш, помещаемый в каждую упаковочную единицу либо прилагаемый к каждой упаковочной единице.

5. Рекомендовать Министерству промышленности и торговли Российской Федерации совместно с Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии рассмотреть возможность:

1) разработки национальных стандартов природной минеральной воды, используемой в целях обеспечения деятельности санаторно-курортных организаций;

2) актуализации национальных стандартов, характеризующих основные физико-химические, микробиологические и органолептические свойства и иные приемлемые критерии идентификации для питьевой воды, включая природную минеральную воду, и приведение их в соответствие с требованиями технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду» (ТР ЕАЭС 044/2017).

6. Рекомендовать Роспотребнадзору:

1) организовать мониторинг эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей в целях выявления и распространения лучших практик;

2) продолжить работу:

по совершенствованию практики организации и осуществления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, консультирования и информирования потребителей, а также по обобщению практики участия в судебной защите прав потребителей;

по развитию государственной информационной системы в сфере защиты прав потребителей, включая создание мобильного приложения указанной системы, в целях предоставления потребителям новых информационных сервисов;

3) проработать дополнительно меры по противодействию распространению фальсифицированной продукции, прежде всего используя систему маркировки товаров средствами идентификации, в том числе электронными;

4) разработать предложения по маркировке средствами идентификации детской игровой продукции в целях обеспечения ее безопасности;

5) увеличить в два раза к 1 января 2021 года количество лабораторий, оснащенных современным оборудованием, в целях увеличения объемов и скорости проводимых лабораторных исследований пищевой продукции, в том числе по определению наличия токсичных веществ и их элементного состава (включая незаявленные вещества), а также расширить возможности лабораторной базы по проведению многоэлементного анализа различных видов пищевой продукции и проб объектов внешней среды;

6) подготовить предложения, направленные на:

повышение контроля за организацией питания обучающихся в образовательных организациях;

совершенствование нормативно-правового регулирования порядка государственной регистрации предприятий, производящих пищевую продукцию;

7) проработать вопрос о возможности обеспечения прослеживаемости пальмового масла при производстве, обороте и перемещении молочной продукции по территории Российской Федерации в рамках действия автоматизированной информационной системы «Меркурий».

7. Рекомендовать Роспотребнадзору совместно с Евразийской экономической комиссией продолжить проработку общих подходов к обеспечению защиты прав и интересов потребителей государств – членов Евразийского экономического союза.

8. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации:

1) обеспечить комплексную реализацию региональных программ по защите прав потребителей;

2) провести анализ и оценку эффективности реализации региональных программ по защите прав потребителей;

3) оказывать содействие органам местного самоуправления в принятии и реализации муниципальных программ по защите прав потребителей;

4) внедрять лучшие практики регионального государственного контроля (надзора) в сфере защиты прав потребителей;

5) внедрять дополнительные профессиональные программы для подготовки специалистов многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг по вопросам защиты прав потребителей;

6) повысить эффективность работы соответствующих комиссий по противодействию незаконному обороту промышленной продукции в субъектах Российской Федерации в целях обеспечения защиты потребителей от проникновения на потребительский рынок фальсифицированной продукции.

9. Предложить Правительству Российской Федерации проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в период осенней сессии 2020 года о ходе реализации предложений, содержащихся в настоящем постановлении.

10. Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности проинформировать палату в период осенней сессии 2020 года о реализации настоящего постановления.

11. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности.

12. Настоящее постановление вступает в силу со дня его принятия.

Председатель
Совета Федерации
Федерального Собрания
Российской Федерации
В.И. МАТВИЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *