Образование в трудовой книжке

Содержание

Средне специальное и средне профессиональное образование — в чем разница

Система среднего образования возникла в СССР в 20−30 гг. прошлого века. Интеграция понятия в современное обучение оставила «белые пятна», многие нюансы не разъяснены. Разница в среднем специальным (ССО) и профессиональным образованием (ПСО), после детального изучения предмета, остается неоднозначной.

В чем заключается среднее специальное образование, где можно получить

В советское время ССО получали в техникумах и училищах по сотням профессий. После развала СССР многие учебные учреждения этого типа сменили название на колледжи. Какие учебные заведения дают среднее специальное образование? Но и эта классификация неоднозначна, сегодня обрести диплом доступно:

  1. В техникумах реализованы образовательные профессиональные программы, обеспечивающие необходимые основы к подготовке специалистов.
  2. Технические лицеи, здесь уровень учебы несколько выше, чем в техникумах.
  3. Колледжи, реализующие программы ПСО и ССО.

Что такое профессиональное образование определение? Этот тип обучения назван промежуточной ступенью между школой и высшими заведениями. Поступать на учебу этого типа можно после 9 класса, значительная часть первых курсов дублирует программу 10−11 классов школы. Преимущество состоит в сокращении срока дальнейшей учебы в ВУЗе. К тому же, данный тип диплома дает ряд возможностей для практики и выбора профессий, востребованных на рынке труда сегодня.

Большинство специальностей ССО пользуется большим спросом, чем высшее экономическое. Дело в некогда большей популярности, вызвавшей кризис нахождения свободных мест работы.

ССО дает возможность освоения программы обучения дистанционно и заочно — эти варианты подойдут для работающих студентов, а также при проблемах со здоровьем.

Суть среднего профессионального образования, где можно получить

Самая распространенная возможность получения диплома — колледжи высших учебных заведений. Они бывают определенного круга специальностей даже в классических университетах. Освоить его реально в частных колледжах и просто автономных учреждениях. Поступать можно с аттестатом об окончании основного или полного общего образования.

Если речь идет о технических профессиях колледжа, конкурс там невысок: низкие проходные баллы на аналогичные профессии в ВУЗы привлекают большое внимание абитуриентов. Срок обучения составляет 2−3 года, если же система с углублением — 4 года. Льгот по сокращению срока учебы в высших учебных заведениях не предусмотрено — существенное отличие от ССО.

Целью СПО становится появление специалиста среднего звена. Это ниже, чем ступень начального профессионального статуса, но найти работу с таким дипломом вполне реально. Если по окончанию учебы поступить на заочную систему в ВУЗ, к которому был прикреплен колледж, учиться будет проще.

Чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального

Главное отличие для большинства людей — престиж. При поверхностном изучении вопроса сложится мнение о лидерстве СПО. Руководствуясь этим принципом, человек скорее поступит в колледж. Хотя при детальном рассмотрении ССО его преимущества в плане экономии нескольких лет могут оказаться полезнее. Глубина знаний находится на относительно одинаковом уровне, многое зависит от вовлеченности студента в учебный процесс.

Сравнить все различия между двумя ступенями образования легко по таблице:

Категория Среднее специальное Среднее профессиональное
Срок обучения 3−4 года 2−3 года обычно, углубленно — 4 года
Выбор профессий Более 400 Более 300
Льготы Специальности от больших предприятий могут иметь систему поощрений: льготы на питание, проезд и другое Нет
Дальнейшее обучение в ВУЗ Уменьшение срок учебы на 1−2 года Нет
Вероятность трудоустройства Высокая

Отдельно стоит отметить особенность: диплом о ССО вкупе со стажем более 5 лет приравнивается к ВО. Если будущая работа связана с деятельностью на промышленных предприятиях, производственная практика бесплатна.

В отечественной системе нечетко прописаны различия между типами данного образования: точки соприкосновения, по которым сложно дать точные различия, не исчерпаны. Например, исключительно теоретическая подготовка зависит только от конкретного учебного заведения, в общем случае описанию не поддается.

Рекомендуем прочитать: положение и регламент — что это такое простыми словами, определение, в чем разница?

Чем отличается импорт и экспорт и что это такое — разница в понятиях. Смотрите информацию .

Мирамистин и хлоргексидин: gderaznica.ru/med/miramistin-i-xlorgeksidin.html

ССО котируется выше, если в приоритетах скорейшее получение работы и накопление стажа. В случае же последовательного получения знаний в обход ЕГЭ, ПСО представляется подходящим вариантом. План последовательного освоения степеней учебы позволит получить полноценный багаж знаний по интересующей специальности.

Смотрите видео, что делать, если у человека среднее специальное образование:

>Запись об образовании в трудовой книжке повышает шансы для успешной карьеры

Общая информация

Для работодателя также важно, какое образование имеет работник.

Согласитесь, не может экономист стать врачом, равно также как и наоборот.

Именно поэтому многие работодатели уделяют большое внимание бумагам об образовании устраивающегося на работу специалиста.

В трудовой книжке имеется титульный лист, куда вносится образование работника.

В нашей статье мы поговорим о том, какие виды специализаций и уровня образования могут быть в нашей стране, установим их отличия друг от друга, а также подробно рассмотрим что и как записать в трудовой книжке в графе образование.

Виды образования

Рассмотрим подробнее какие существуют виды образования в трудовой книжке. Как мы знаем, образованием считается окончание четырех классов в школе. Это образование называется начальным и представляет собой лишь первую маленькую ступень в огромной пирамиде знаний.

Сегодня только ленивый не имеет хотя бы среднего образования. В нашем мире, который быстро развивается просто необходимо владеть какими-то знаниями для того, чтобы успевать за развитием, да и просто для того чтобы выжить.

Учеба, записанная в вашей трудовой книжке имеет огромное значение для дальнейшей карьеры. Так или иначе, но образование в нашей стране приветствуется и люди, имеющие хорошие корочки практически всегда находят себе хорошую работу.

Давайте рассмотрим виды образования, которые могут быть прописаны на титульном листе трудовой книжки и как выполняется изменение образования в этом документе при необходимости.

Высшее

Высшее образование характеризуется обучением в образовательном учреждении по программе специалистов.

Высшее образование означает вашу способность глубоко знать конкретную сферу деятельности, а значит хорошо разбираться.

Обучение в вузе приветствуется работодателями потому, что сразу становится ясно, что человек обучаем, а значит, его можно отправлять на повышение.

Так или иначе, но высшее образование в трудовой книжке это своеобразная путевка в мир трудовых отношений.

Среднее

Среднее образование вы получаем, выходя из школы. Гражданин со средним образованием уже не является кандидатом на приличные должности, но может претендовать на рабочие специальности.

Ввиду перехода экономики нашей страны на импортозамещение, можно сделать вывод о том, что граждане владеющие средним образованием пригодятся на работе, связанной с производством, в виде рабочей силы.

Также граждане имеющие среднее образование всегда могут получить высшее, стоит только этого захотеть.

ПТУ

Отвечая на вопрос какое это образование в трудовой книжке, заметим, что образование в училище называется средним специальным.

Так и пишется в трудовой книжке в графе образование.

Почему такое образование называется специальным? На базе школьных знаний учащиеся углубленно изучают одну сферу деятельности, и после могут устраиваться на работу. Как правило, ПТУ готовит также рабочие специальности, способствуя расширению кадров на заводах и производствах.

Другие

Помимо этих четырех групп образования существует масса других записей, которые можно вписать в трудовую книжку. К сожалению, они уже не относятся к классической русской системе обучения, но все же имеют место быть. Но наша задача рассмотреть правильное заполнение графы образование, не оставляя места и времени на редкие исключения.

Внесение записи об образовании (учебе)

Как оформляется образование в трудовой книжке? Для того чтобы этот важный документ не пришлось переделывать или же не вносить исправления нужно внимательно относиться к внесению в трудовую записей.

Именно поэтому нашей основной задачей является рассказать как происходит внесение образования в трудовую книжку.

Итак, как внести запись в трудовую книжку об образовании? Она должна быть четкой и лаконичной. Вноситься она должна понятным и аккуратным почерком, такой же пастой, как и другие данные с титульного листа. Запись должна быть максимально понятной, ведь возможно, что работодатель, который примет работника на следующую должность не сможет понять предложение.

Сведения об образовании в трудовой книжке (образец):

ПТУ является учебным заведение, которые готовят специалистов на рабочие специальности. Не редко для того, чтобы перейти на обучение в высшее учебное заведение, выпускник ПТУ просто пишет заявление, и его переводят на второй курс института.

Таким образом, можно сделать вывод, что назвать ПТУ средним образованием никак нельзя, ведь это уровень знаний выше чем у ребят, обучающихся в школе.

Уже давно учащиеся ПТУ пишут в своих трудовых, то что они являются обладателями среднего специального образования и они абсолютно правы. Именно так называется их специальность.

Поэтому в трудовой книжке в строке образование мы пишем фразу – среднее специальное.

Как внести запись в трудовую книжку об образовании после ПТУ (образец):

Училище

Училище также является учебным заведением, куда поступают выпускники девятых классов школ.

В училище уделяют внимание только одному конкретному предмету для того, чтобы выпустить готовых работников.

Поэтому на вопрос «Училище — это какое образование для трудовой книжки?» можно ответить, что училище также является средним специальным образованием, так как считается, что выпускники имеют больший уровень знаний, чем те же школьники.

Техникум

Технические учебные заведения являются мечтой для молодых людей которые не хотят дальше учиться в школе, но очень хотят работать руками и зарабатывать деньги. Технические специальности сейчас в цене, именно поэтому многие стремятся попасть на них.

Если вас волнует вопрос «Какое образование писать в трудовой книжке, если работник закончил техникум?», то смело можете указать что он является обладателем среднего специального образования.

Нужно заметить, что выпускники техникума имеют полное право поступить сразу на третий курс технического высшего учебного заведения и продолжить обучение, став через два года специалистом с высшим образованием.

Совсем недавно в нашей стране стали переходить на Болонскую систему образования, что вызвало бурю негодования у ведущих профессоров и у многих студентов.

Кто такие бакалавры? Что означает запись в трудовой книжке об образовании бакалавр?

По факту это специалисты с начальным уровнем высшего образования. Из-за недопонимания и недоверия людей к такой системе образования работодатели отказываются брать бакалавров на работу, а сами студенты не понимают, куда им применить свои знания.

Между тем, в случае если вы закончили бакалавриат какого-либо вуза вы все равно считаетесь обладателем высшего образования.

Теперь вашей основной задачей является найти работу по специальности.

Запись об образовании в трудовой книжке после института (образец):

Внесение изменений

Часто требуется изменение записи об образовании в трудовой книжке, образец которой мы приводим ниже. Если гражданин получил какое-либо образование, но с годами получил более высшую ступень, например, после училища закончил высшее учебное заведение, то нужно внести изменение записи об образовании в его трудовой книжке на основании того, что теперь этот специалист повысил уровень своих знаний.

Как внести изменения в трудовую книжку об образовании? Запись о прошлом образовании аккуратно зачеркивается, а на противоположной стороне разворота на белом листе вносится запись об изменении образования.

Пишется информация о том, что получено высшее образование на основании диплома номер такой-то.

Также не забываем о том, что ставится дата, когда в трудовую книжку была внесена запись об изменении образования.

Запись в трудовой книжке об изменении образования (образец):


Очень важно, чтобы изменение образования было оформлено надлежащим образом. Речь идет об аккуратности, понятности почерка и старании не допускать ошибки.

Наверняка, многим сотрудникам отдела кадров не впервой ставить такие записи, но не смотря на то, опытный ли вы специалист или же новичок, вы все равно должны сделать все возможное для того, чтобы аккуратно и правильно заполнить свою трудовую книжку, не допуская различного рода ошибок.

Теперь вам известны все правила, которые помогут вам внести запись в трудовую книжку об учебе, понять как при необходимости исправить в ней образование, а также в общем и целом научиться определять какое образование получено у выпускника определенного заведения.

Эта информация будет полезна и сотрудником отдела кадров, и работодателям и работникам. В конце статьи хочется пожелать лишь аккуратности, внимательности кадровикам и работодателям, а работником новых учебных успехов и открытий на своем пути.

Поиск ответа

Всего найдено: 28

Вопрос № 238203

Подскажите, как правильно пишется: средне-специальное или среднеспециальное? Речь идет об учебном заведении. Спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: среднее специальное учебное заведение.

Вопрос № 235912

Добрый день! Срочно в номер! Средне-эффективный или слитно? СПАСИБО!!!

Ответ справочной службы русского языка

Корректно слитное написание.

Вопрос № 233446

Здравствуйте! Если ввести в окно поиска в вашей Службе слово «среднеспециальное», выпадет ряд ответов на вопросы о его написании. Все ответы однотипны: «Верно: среднее специальное образование», пишете вы. Вопрос: чем обоснованы эти ответы? Какими нормами и правилами языка? Сам я считаю, что есть слово «средне-специальный», которое пишется через дефис. Спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

В словарях Ваш вариант не зафиксирован. Ответы основаны на рекомендациях словарей.

Вопрос № 232595

Подскажите, пожалуйста, как правильно писать: средне-специальное/среднеспециальное (образование); механо-сборочные/механосборочные (работы)? Заранее спасибо.

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _среднее специальное, механосборочные_.

Вопрос № 228249

Как правильно: средне-специальное или среднеспециальное образование?

Ответ справочной службы русского языка

Верно: _среднее специальное образование_.

Вопрос № 228102

Здравствуйте, как правильно: работники средне-специальных учреждений или работники средних специальных учреждений?

Ответ справочной службы русского языка

Верен второй вариант.

Вопрос № 225941

среднее специальное или средне-специальное образование?

Ответ справочной службы русского языка

Верен первый вариант.

Вопрос № 221199

Очень срочно! Скажите, пожалуйста, как правильно писать: «средне-специальное образование» или «средне специальное образование»? Спасибо заранее

Ответ справочной службы русского языка

См. ответ № 199699 .

Вопрос № 216695

1. Объясните, пожалуйста, как пишутся сложные прилагательные слитно или через дефис: а. Конноспортивный б. материально-правовой в. средне-специальное (образование) 2. Какой части речи является слово несудимый?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _конноспортивный, материально-правовой, среднее специальное образование_. Это слово может быть как причастием (при наличии пояснительного слова со значением действующего лица), так и прилагательным (в остальных случаях).

Вопрос № 206008

обращаюсь к вам уже не знаю в который раз… расскажите пожалуйста, почему аббревиатура ПТУ (профтехучилище) пишется прописными буквами, а ссуз (средне-специальное учебное заведение) — строчными? какая между ними принципиальная разница, и как объяснить различное их написание, если две эти аббревиатуры в тексте находятся на одной строчке?

Ответ справочной службы русского языка

Практически все аббревиатуры пишутся с прописной, _ссуз, загс, вуз_ явлются исключениями.

Вопрос № 205145

Как будет правильнее: среднее профессиональное образование или средне-профессиональное?

Ответ справочной службы русского языка

Правильно: _среднее профессиональное_.

Вопрос № 204597

Скажите, пожалуйста, правильно ли сказать об образовании «средне-теническое»? Или это всего лишь не совсем корректный вариант «среднее техническое»? Спасибо

Ответ справочной службы русского языка

Правильно только: _среднее техническое образование_.

Вопрос № 202595

День добрый! Как правильно написать: среднетяжелое течение заболевания или средне-тяжелое течение? Заранее благодарю, Зимовкина Лариса

Ответ справочной службы русского языка

Корректно: _среднетяжелое_. Страницы: первая 1

Бакалавр

У этого термина существуют и другие значения, см. Бакалавр (значения).

Бакала́вр — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе.

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра.

Этимология

В русском языке слово «бакалавр» известно с XVIII века — впервые оно упоминается в форме «бакалаврей» в 1757 году в «Московских ведомостях». Происходит от средневекового лат. baccalaureus < baccalarius — «бедный или молодой рыцарь, владелец поместья». Латинское слово некоторые филологи (такие как Брюкнер, Младенов, Фасмер) выводили из лат. baccalaureatus — «украшенный лавром», от bacca laurea — «лавровая ветвь». Другие филологи (в частности, Блох и Доза) ставили под сомнение возможность перехода baccalarius в baccalaureus и считали такую трактовку народной этимологией.

Несмотря на большое количество версий происхождения, слово бакалавр в русском языке используется как официальный юридический перевод с английского языка «bachelor’s degree» — степень бакалавра. И в современном русском языке слово бакалавр используется как международная степень о высшем образовании.

Диплом бакалавра

  • Диплом бакалавра при поступлении на работу даёт право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование.
  • Диплом бакалавра даёт также право продолжить обучение в магистратуре.

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования и является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального образования.

В Российской Империи

В дореволюционной России применялась учёная степень бакалавр, но она имела другие значения по сравнению с современной степенью высшего образования — бакалавр. Академическая степень бакалавр в Российской империи была первой учёной степенью. Учёная степень бакалавр присваивалась в Московском университете в XVIII веке по аналогии с европейскими университетами вне уставных законоположений. Звание бакалавра философии Московского университета впервые в 1764 году было дано младшему преподавателю университетской гимназии Ивану Фёдоровичу Яковлеву. В 1779 году была открыта Учительская семинария для подготовки учителей университетской гимназии. Семинария содержалась на средства благотворителей. Переходившим на её содержание студентам университета присваивалось звание бакалавров. В ходе реформ начала XIX века опыт педагогической семинарии был учтён при создании в российских университетах Педагогических институтов. Место бакалавров в Московском университете по Уставу 1804 года заняли казённокоштные кандидаты Педагогического института.

В Российской Федерации

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году. Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавра» в России — это свидетельство о высшем профессиональном образовании. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование. Лица со степенью бакалавра могут быть допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, согласно постановлению правительства Российской Федерации «О порядке присуждения учёных степеней» и решению министерства образования и науки Российской Федерации.

Подготовка бакалавров в России началась с 22 августа 1996 года, но после 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.

В Европейском союзе и англоязычных странах

В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет. Срок обучения зависит от особенностей школьной и довузовской подготовки в различных странах, а также от сложности получаемой специальности. В Европейском союзе, Канаде и США — 4 года на большинстве специальностей, но на медицинских направлениях подготовки обычно от 5 до 6 лет. После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также имеет право продолжить обучение по желанию в магистратуре. Большинство выпускников высших учебных заведений в странах Европейского союза и Северной Америки после бакалавриата не продолжает обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования.. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе. В Канаде, Ирландии, Великобритании и других странах степень бакалавра подразделяется на Pass Degree (простая степень) и Honours Degree (почётная степень).

Во Франции слово «бакалавриат» (фр. baccalauréat, разг. bac) имеет иное значение — в этой стране оно означает аттестат о среднем образовании. Тем не менее, поскольку Франция участвует в Болонском процессе, в её образовательной системе существует понятие лиценциата (фр. licence), соответствующее бакалавру в других странах. В иноязычных (прежде всего — англоязычных) источниках лицензиат иногда называется «бакалавриатом» (англ. bachelor’s degree).

В Казахстане

Лица, завершившие обучение по профессиональной учебной программе высшего образования с присуждением академической степени «бакалавр», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования. Содержание профессиональных учебных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям. Каждый цикл дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. Дисциплины из компонента по выбору обучающегося в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины обязательного компонента. Университеты вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, содержащие новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения. Срок освоения профессиональных учебных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования и должен составлять не менее 4 лет.

В Грузии

Бакалавр — обладатель той академической степени, которая присуждается лицу в результате освоения им количества кредитов, установленных для первой ступени академической высшей образовательной программы — бакалавриата. Бакалавриат — образовательная программа первой ступени академического высшего образования, предусматривающая изучение теоретических основ соответствующей специальности, необходимых для работы лица по полученной квалификации и дальнейшей учёбы в магистратуре.

В Азербайджане

Бакалавр — высшая профессионально-квалификационная степень, присваиваемая лицам, закончившим бакалавриат. Бакалавриат — первый уровень высшего образования, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля по соответствующим специальностям. На образовательном уровне бакалавриата готовятся специалисты с высшим образованием широкого профиля по образовательным программам отдельных специальностей на базе полного среднего образования и среднего специального образования. Лицо, завершившее образование в бакалавриате, признается лицом с высшим образованием. Выпускникам, закончившим бакалавриат, присваивается высшая профессиональная квалификационная степень «бакалавр». Сфера трудовой деятельности выпускников охватывает все сферы деятельности за исключением научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности в высших образовательных учреждениях. Содержание и порядок организации образования в бакалавриате устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти.

См. также

  • Степень специалиста
  • Магистратура
  • Докторантура

В Викисловаре есть статья «бакалавр»

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (недоступная ссылка). Минобрнауки РФ (1 марта 2012). Дата обращения 18 июля 2019. Архивировано 10 мая 2012 года.
  2. 1 2 3 Закон Республики Казахстан от 27 июля 2007 года № 319-III «Об образовании» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 03.12.2015 г.). Zakon.kz. Дата обращения 8 июня 2018.
  3. Этимологический словарь русского языка Московского университета / Автор-составитель Н. М. Шанский. — М.: Издательство Московского университета, 1965. — Т. I, выпуск 2. — С. 13—14. — 272 с. — 20 000 экз.
  4. Бакалавр. Русско-английский юридический словарь. Дата обращения 8 июня 2018.
  5. 1 2 Письмо Министерства образования и науки России от 04.04.2012 № 09-484 «О требованиях к уровню образования соискателей учёных степеней»
  6. 1 2 3 Bachelors degrees (англ.). Education and learning. Дата обращения 8 июня 2018. Архивировано 15 октября 2012 года.
  7. Андреев А. Ю. БАКАЛАВР (рус.) // Императорский Московский университет: 1755—1917 : энциклопедический словарь. — М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2010. — С. 46. — ISBN 978-5-8243-1429-8.
  8. Федеральный закон от 22.08.1996 N 125-ФЗ. www.russia.edu.ru. Дата обращения 8 июня 2018.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2013 г. № 842 О порядке присуждения учёных степеней
  10. Bachelor’s degree or higher (англ.)
  11. Postgraduate qualifications (англ.)
  12. Bachelor’s Degree — Степень Бакалавра. Петролингва. Дата обращения 8 июня 2018.
  13. Baccalauréat (фр.). Dictionnaire de français Larousse. Дата обращения 19 марта 2016.
  14. Licence (фр.). Dictionnaire de français Larousse.
  15. National Institution for Academic Degrees and University Evaluation. Overview of the Quality Assurance System in Higher Education: France. — 2012. — С. 5.
  16. The French Education System (англ.)
  17. Закон Грузии О высшем образовании (21.07. 2010 N 3528)
  18. Закон Азербайджанской Республики об Образовании (недоступная ссылка). Министерство образования Азербайджанской Республики. Дата обращения 8 июня 2018. Архивировано 12 июня 2018 года.

Квалификации, степени, звания и должности в науке и образовании

Выпускники вузов

Учёные степени

  • Кандидат наук
  • Доктор наук
  • Доктор философии (PhD)
  • Хабилитированный доктор (Dr. habil.)

Учёные звания

  • Заслуженный профессор
  • Профессор
  • Доцент
  • Эмерит

СССР научный сотрудник (младший, старший) ассистент

Преподавательские
должности

Российская империя Ординарный профессор Экстраординарный профессор Адъюнкт Доцент Приват-доцент

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4721473-9

Образование в резюме

07 фев 2018

Заполняя резюме, вы обязательно встретите раздел «образование» и «дополнительное образование» которое необходимо заполнить коротко и ясно. Оценивая ваше образование, рекрутер должен понять, что оно соответствует представленной должности.

Несмотря на то, что дипломы государственных вузов имеют больший вес в вопросах найма, он никак не повлияет на финальное решение потенциального работодателя.

При заполнении раздела об образовании важно учесть пять важных моментов:

В данном разделе следует указать: диплом, специальность, школу, год окончания заведений.

• Начать стоит с того образования, по профессии которого вы работаете;

• Перечислять другие дипломы необходимо в обратном хронологическом порядке;

• Среднее образование не стоит указывать, если вы окончили колледж;

• Даты окончания не ставятся, если это было более пяти лет назад.

Где стоит размещать информацию об образовании?

Рекрутер не должен выискивать необходимые ему данные. Если у вас нет трудового стажа, и вы только закончили высшее учебное заведение/колледж то данную информацию стоит указать сразу после графы «вакансия», на которую вы претендуете.

Если вы обладаете стажем работы и немалым, то информацию об образовании необходимо указать после графы «опыт работы».

Совет: в первую очередь стоит указать наиболее важную для рекрутера информацию.

Шаблон:

Дата:

Учебное заведение:

Факультет, специальность:

Как указать образование в резюме, пример

  • Профессиональное училище (техникум)
  • Профессиональное техническое училище имени Павлова, Саратов
  • Техник по ОВК, годы обучения, 2014- 2017 год
  • 2014-2016 гг. Техникум государственного делопроизводства

Неоконченное высшее образование

Если вы не окончили ВУЗ по какой-либо причине, то данную информацию можно также включить в резюме. Стоит указать дату начала и окончания учебы.

  • Университет имени Ломоносова, Москва, годы обучения — 2015-2017

Специальность: экономист

Неполное высшее образование

Данная информация указывается, когда вы продолжаете учебу, дату окончания ставить не надо.

Московский институт информатики и вычислительной техники, год поступления — 2017

Специальность: программист

Форма обучения: дневная

Форма обучения

Некоторые сайты по поиску работы предлагают соискателям указывать в резюме форму обучения: дневную, вечернюю или заочную. Эта информация будет полезной как студентам, так и работодателям, что понять какой график наиболее подойдет кандидату. В связи с введением болонской системы образования работодатели отмечают что им требуются не просто специалисты с высшим образованием, но и какого оно должно быть уровня, магистры и специалисты.

Образование

  • 2011г.-2016 г. Институт экономики, управления и права г. Кишинев

Экономический факультет

Специальность: Экономика и управление на предприятии

2017 г. Уральский центр бизнес решений

Тренинг «Формирования навыка активных продаж»

  • 2010г-2015 г. Российский государственный социальный университет

Социально-гуманитарный факультет

Кафедра социальной философии

Специальность: педагог

  • сентябрь 2012 г. – июль 2017 г. Московский национальный политехнический институт, факультет информационных систем, специальность «Программирование», диплом магистра (дневное отделение).
  • Образование высшее

1997 –2002 гг. Московский педагогический университет.

Специальность: преподаватель английского языка.

  • Образование:

2004 — 2009 гг. Высший Институт Управления

Факультет: экономический

Специальность: экономист

  • Московский государственный университет, 2010—2015 г.г.,

Специальность: бухгалтер (бакалавр)

  • Московский государственный университет, 2011—2016 г.г.,

Специальность: технический переводчик (бакалавр)

Дополнительное образование в резюме, пример

Дополнительное образование:

01-07.2010г. Курсы английского языка, школа Языков

05.2011г. Тренинг «Навыки эффективных продаж»

Данный раздел вашего резюме следует после основного образования.

В данном разделе стоит указать:

• персональные курсы по специализации;

• повышение квалификации: тренинги, курсы, семинары и т.д.;

• компьютерные курсы по каким программам;

• языковые курсы.

Сначала необходимо указать период обучения (год, месяц), название учебного заведения и тему курсов/семинаров/тренингов и т.д.

Указывайте только те тренинги, которые повысили ваш профессиональный уровень.

Повышение квалификации в резюме пример

— УМЦ бухгалтеров и аудиторов, 2015-2016 гг. Повышение квалификации – семинар «Новое налогообложение НДС»

— август 2016 г. – октябрь 2017 г. Курсы по повышению квалификации «Бухгалтерский учет», «Современное ведение дел»;

— сентябрь 2015 г. – октябрь 2016 г. Тренинги «Эффективное управление финансами»;

— июль 2017 г. Присвоена высшая квалификационная категория;

— июнь 2017 г. – сентябрь 2017 г. Семинары о ведении бухгалтерского учета.

При поступлении на государственную гражданскую службу РФ каждый человек в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ) представляет в кадровую службу государственного органа собственноручно заполненную и подписанную анкету, форма которой утверждена Распоряжением Правительства РФ от 26.05.2005 N 667-р. В каком порядке она должна быть заполнена, расскажем в настоящей статье.

Анкета должна быть заполнена собственноручно гражданином, поступающим на государственную службу, разборчивым почерком, а не напечатана на компьютере. Не допускается в анкете ставить прочерки, ответы «да» или «нет», необходимо на все вопросы дать развернутые ответы. Все сведения, указанные в анкете, заверяются подписью лица, заполнившего анкету. К анкете прилагается фотография гражданина.

Работник кадровой службы проверяет данные анкеты по документам, удостоверяющим личность гражданина, его трудовую деятельность, образование, отношение к воинской службе. В случае отсутствия замечаний — заверяет данные в анкете своей подписью и печатью государственного органа. Впоследствии анкета приобщается к личному делу гражданского служащего (пп. «б» п. 16 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента РФ от 30.05.2005 N 609).

Для проверки анкеты кадровику необходимы следующие документы:

1. Паспорт гражданина РФ.

2. Заграничный паспорт.

3. Свидетельство о перемене имени (если изменялись фамилия, имя, отчество).

4. Документ воинского учета.

5. Трудовая книжка.

6. Страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования.

7. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

8. Документы об образовании.

Рассмотрим порядок проверки анкеты.

Пункт 1. Фамилия, имя, отчество.

Они записываются полностью (без сокращений и замены имени и отчества инициалами) на основании документа, удостоверяющего личность гражданина РФ.

Основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории России, является паспорт гражданина РФ <1>. Образец бланка и Описание паспорта гражданина РФ утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 N 828.

<1> Указ Президента РФ от 13.03.1997 N 232 «Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации».

Правильная запись п. 1: «Приходько Марина Викторовна».

Неправильная запись: «Приходько М. В.».

Пункт 2. Если изменяли фамилию, имя или отчество, то укажите их, а также когда, где и по какой причине изменяли.

Если фамилия, имя и отчество не изменялись, пишете: «Фамилию, имя и отчество не изменял(а)». Если фамилия изменена, следует указать прежнюю фамилию, настоящую фамилию и причину ее изменения. Например: «Фамилия Конева изменена на Приходько 08.09.1984 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Имя и отчество не изменяла».

В случае, когда фамилия изменяется несколько раз, указываются все фамилии. Например: «Фамилия Дмитриева изменена на Павлову 10.01.2000 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Фамилия Павлова изменена на Дмитриеву 05.10.2003 отделом загса г. Энска в связи с расторжением брака. Фамилия Дмитриева изменена на Иванову 03.12.2009 отделом загса г. Энска в связи с регистрацией брака. Имя и отчество не изменяла».

Аналогично следует поступать при изменении имени (отчества). Сначала указывается прежнее имя (отчество), затем — настоящее и причина, в связи с которой проведены данные изменения. Например: «Отчество Славикович изменено 25.08.2000 отделом загса г. Энска на отчество Вячеславович в связи с неправильной записью имени отца» или «Имя Искра изменено 15.03.1998 отделом загса г. Энска на имя Людмила в связи с неблагозвучностью». Документом, подтверждающим факт перемены фамилии, имени, отчества, может быть свидетельство о регистрации (расторжении) брака или о перемене имени.

Пункт 3. Число, месяц, год и место рождения (село, деревня, город, район, область, край, республика, страна).

Дата рождения указывается на основании паспорта или свидетельства о рождении цифровым способом (день и месяц указываются двухзначным числом, год — четырехзначным числом) или буквенно-цифровым способом.

Правильная запись: «01.05.1957» или «5 мая 1957 года».

Место рождения указывается полностью, без сокращения, с указанием наименования республики, края, области, города, населенного пункта (город, поселок, село, деревня) в соответствии с наименованиями, Действовавшими на момент рождения, на основании паспортных данных.

Правильная запись: «Село Саврасово Лукояновского района Нижегородской области».

Неправильная запись: «Село Саврасово Нижегородской области».

Пункт 4. Гражданство (если изменяли, то укажите, когда и по какой причине, если имеете гражданство другого государства — укажите).

В этой графе указывается: «Гражданин Российской Федерации». Лица двойного гражданства, без гражданства или иностранные граждане на государственную гражданскую службу РФ не принимаются <2>.

<2> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (п. 1 ст. 21).

В случае изменения гражданства делается запись: «В 2000 году гражданство Республики Беларусь изменил на гражданство Российской Федерации в связи с переездом на жительство в Россию».

Пункт 5. Образование (когда и какие учебные заведения окончили, номера дипломов).

Образование заполняется в соответствии с документами работника о профессиональном образовании (свидетельство, диплом, справка).

В разделе «Образование» не требуется указывать уровень образования, например среднее профессиональное или высшее профессиональное. Следует записать лишь дату окончания учебного заведения, его наименование и номер диплома. Однако при заполнении п. 6 разд. I «Общие сведения» личной карточки N Т-2ГС(МС) работник кадровой службы должен указать образовательный уровень госслужащего.

На практике работники часто сами указывают свой образовательный уровень, а кадровику остается лишь проверить его на соответствие п. 5 ст. 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании».

Уровень │ Учебное заведение │ Документ,

образования │ │ выданный по

│ │ окончании

│ │ учебного

│ │ заведения

─────────────────┼──────────────────────────────────────────┼──────────────

Среднее (полное)│Средняя школа, гимназия, лицей (10, │Свидетельство

общее │11 классов) │

образование │ │

─────────────────┼──────────────────────────────────────────┼──────────────

Начальное │Профессионально-техническое училище │Свидетельство

профессиональное│ │

образование │ │

─────────────────┼──────────────────────────────────────────┼──────────────

Среднее │Среднее специальное учебное заведение │Диплом

профессиональное│(техникум, колледж, училище) │

образование │ │

─────────────────┼──────────────────────────────────────────┼──────────────

Неполное высшее │Гражданин, окончивший три и более курсов │Справка 1

образование │высшего учебного заведения (института, │

│университета, академии) и прервавший │

│обучение или обучающийся в настоящее время│

─────────────────┼──────────────────────────────────────────┼──────────────

Высшее │Высшее учебное заведение (институт, │Диплом

образование │университет, академия) │бакалавра,

│ │специалиста,

│ │магистра

Если работник имеет незаконченное образование, необходимо указать, сколько курсов он окончил или на каком курсе в настоящее время обучается. Например: «В 2000 году окончил два курса Энского государственного технического университета», «В текущем 2009 году обучается на 3-м курсе Энского государственного технического университета».

Наименование учебного заведения повторяет запись в документе об образовании. Если работник имеет два или более образований, то указываются все в хронологической последовательности, например: «1) 1980 год, Московский авиационный институт, диплом серии ЖК N 345678; 2) 2000 год, Российская академия государственной службы и управления, диплом серии ВА N 123456».

В настоящее время учебные заведения выпускают бакалавров, специалистов и магистров.

Для квалификаций «бакалавр» и «магистр» в графе «Направление или специальность» указывается направление, а для квалификации «специалист» — специальность. Например: «Специальность — «Авиационное электрооборудование», квалификация по диплому — «Инженер».

Пункт 6. Послевузовское профессиональное образование: аспирантура, адъюнктура, докторантура (наименование образовательного или научного учреждения, год окончания).

Правильная запись: «Окончила аспирантуру в 2009 году в Энском государственном университете».

Ученая степень — доктор наук, кандидат наук, ученые звания — академик, доцент, профессор, старший научный сотрудник. Если у работника есть ученая степень или ученое звание, то данный пункт заполняется на основании диплома кандидата наук или доктора наук. Если звания нет, пишется: «Ученой степени и ученого звания не имею».

Пункт 7. Какими иностранными языками и языками народов РФ владеете и в какой степени (читаете и переводите со словарем, читаете и можете объясняться, владеете свободно).

Правильная запись: «Владею немецким языком: читаю и могу объясняться. Свободно владею татарским языком» или «Иностранными языками не владею. Языками народов Российской Федерации не владею».

Неправильная запись: «Нем. яз., перевожу со словарем».

Владение иностранными языками и языками народов РФ записывается в соответствии с разд. 4 Общероссийского классификатора информации о населении ОК 018-95, утвержденного Постановлением Госстандарта России от 31.07.1995 N 412 (далее — ОКИН), без сокращений, например «английский», «татарский», но не «англ.», «тат.».

Раздел 5 ОКИН предусматривает три степени знания иностранных языков: читает и переводит со словарем; читает и может объясняться; владеет свободно.

Пункт 8. Классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, классный чин правоохранительной службы, классный чин гражданской службы субъекта РФ, квалификационный разряд государственной службы (кем и когда присвоены).

Классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, классный чин гражданской службы субъекта РФ, квалификационный разряд государственной службы указываются согласно записи в трудовой книжке. Запись в трудовой книжке необходимо проверить на соответствие нормативным документам, устанавливающим классный чин федеральной гражданской службы, дипломатический ранг, воинское или специальное звание, классный чин правоохранительной службы, классный чин гражданской службы субъекта РФ, квалификационный разряд государственной службы.

Виды классных чинов государственной гражданской службы указаны в ст. 11 Закона N 79-ФЗ:

— действительный государственный советник РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

— государственный советник РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

— советник государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

— референт государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса;

— секретарь государственной гражданской службы РФ 1-го, 2-го или 3-го класса.

Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы субъекта РФ, классные чины присваиваются в соответствии с законом субъекта РФ.

Правильная запись: «Референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса, присвоен Приказом Минтруда России от 01.09.2005 N 218» или «Классного чина федеральной гражданской службы, дипломатического ранга, воинского звания, классного чина правоохранительной службы, классного чина гражданской службы субъекта Российской Федерации, квалификационного разряда государственной службы не имею».

Неправильная запись: «Референт государственной гражданской службы РФ 1-го класса».

Пункт 9. Были ли Вы судимы (когда и за что).

При отсутствии судимости необходимо написать: «Судим(а) не был(а)».

Подтверждением отсутствия судимости является справка, выданная гражданину в соответствии с Инструкцией о порядке предоставления гражданам справок о наличии (отсутствии) у них судимости, утвержденной Приказом МВД России от 01.11.2001 N 965.

Пункт 10. Допуск к государственной тайне, оформленный за период работы, службы, учебы, его форма, номер и дата (если имеется).

В случае отсутствия допуска указывается: «Допуска к государственной тайне не имею». Если ранее допуск был оформлен, то пишется: «Имел(а) допуск к государственной тайне, оформленный в период работы в научно-исследовательском институте приборостроения, формы N 2-0307 с 01.09.1982».

Пункт 11. Выполняемая работа с начала трудовой деятельности (включая учебу в высших и средних специальных учебных заведениях, военную службу, работу по совместительству, предпринимательскую деятельность и т. п.).

Данный пункт заполняется в хронологической последовательности. В него включается не только трудовая деятельность, но и время учебы в высших и средних учебных заведениях, а также военная служба. Сведения о военной службе следует записывать с указанием должности и номера воинской части.

Наименования должности и организации указываются так, как они назывались в свое время, полностью, без сокращений, согласно записям в трудовой книжке. В случае переименований или преобразований организации необходимо отразить этот факт в анкете.

При наличии перерывов в работе указывается причина перерывов с предъявлением соответствующих документов (например, справки из службы занятости).

Правильно: «Студентка Московского авиационного института», «Инженер-технолог федерального государственного унитарного предприятия «Гидравлика».

Неправильно: «Студентка МАИ», «Инженер-технолог ФГУП «Гидравлика», «ФГУП «Гидравлика», «инженер-технолог».

Пункт 12. Государственные награды, иные награды и знаки отличия.

В случае отсутствия наград записывается: «Государственных наград, иных наград и знаков отличия не имею». Если гражданин имеет государственные награды, то наименование каждой из них указывается полностью, без сокращений, в соответствии с наименованиями, установленными законами РФ, указами Президента РФ, при наличии степени государственной награды указывается степень.

Правильная запись: «Медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени, почетное звание «Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации».

Неправильная запись: «Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени, Заслуженный работник нефтяной и газовой промышленности Российской Федерации».

Пункт 13. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие.

Если родственники изменяли фамилию, имя, отчество, необходимо также указать их прежние фамилию, имя, отчество.

При заполнении п. 13 необходимо указывать не только ныне живущих родственников, но и умерших. В этом случае указываются степень родства, фамилия, имя, отчество, год, число и месяц рождения, дата смерти и место захоронения. Например:

Степень
родства

Фамилия, имя,
отчество

Год, число,
месяц
и место
рождения

Место работы
(наименование
и адрес
организации),
должность

Домашний адрес
(адрес
регистрации,
фактического
проживания)

Отец

Конев Виктор
Максимович

09.05.1939,
г. Минск
Республики
Беларусь

Умер в 1999 г., похоронен в
г. Минске Республики Беларусь

При изменении фамилии, имени, отчества необходимо записать как настоящие, так и прежние данные. Например:

Степень
родства

Фамилия, имя,
отчество

Год, число,
месяц
и место
рождения

Место работы
(наименование
и адрес
организации),
должность

Домашний адрес
(адрес
регистрации,
фактического
проживания)

Муж

Приходько
(Шилоносов)
Владимир
Станиславович
(Алексеевич)

03.03.1954,
г. Иркутск

Генеральный
директор ОАО
«Союз»

Г. Уфа,
ул. Ленина,
д. 162, кв. 18

Если имеются бывшие супруг или супруга, информация о них также отражается в анкете. В случае отсутствия сведений о супругах делается запись: «Сведений о бывшем муже (жене) не имею. Связи с ним (ней) не поддерживаю». Например:

Бывший
муж

Соколов Иван
Андреевич

01.01.1955,
г. Воронеж

Брак расторгнут в 1982 г. Сведений
о бывшем муже не имею. Связи с ним
не поддерживаю

Пункт 14. Ваши близкие родственники (отец, мать, братья, сестры и дети), а также муж (жена), в том числе бывшие, постоянно проживающие за границей и (или) оформляющие документы для выезда на постоянное место жительства в другое государство.

Этот пункт перекликается с п. 13, в котором уже отражается домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания) всех родственников. Тем не менее законодатель выделил в отдельный пункт информацию о пребывании родственников за границей.

Если родственников, постоянно проживающих за границей, нет, правильной записью считается: «Близких родственников, постоянно проживающих за границей, не имею». Неправильно ставить в графе прочерк, писать «нет» или «не имею».

Пункт 15. Пребывание за границей (когда, где, с какой целью).

В этом пункте отражаются сведения о поездках за границу, например по туристической путевке, на летние языковые курсы, в рамках студенческого обмена или служебной командировки.

Пункт 16. Отношение к воинской обязанности и воинское звание.

Этот пункт заполняется на основании:

— военного билета или временного удостоверения, выданного взамен военного билета на граждан, пребывающих в запасе;

— удостоверения гражданина, подлежащего призыву на военную службу для призывников.

Пункт 17. Домашний адрес (адрес регистрации, фактического проживания), номер телефона (либо иной вид связи).

В данном пункте пишут адрес места жительства в соответствии с данными регистрации по паспорту с указанием индекса и адрес фактического проживания. Если адреса совпадают, то делается запись: «Фактически проживаю по тому же адресу». В графе «Номер телефона» указывается домашний и сотовый телефон работника. В качестве иного вида связи можно предоставить адрес электронной почты.

Правильная запись: «Адрес регистрации: 450000, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Ленина, д. 162, кв. 18. Фактически проживаю по тому же адресу», «Домашний телефон 272-22-22, рабочий 248-55-55, сотовый 8-917-34-00001».

Пункт 18. Паспорт или документ, его заменяющий.

Указываются данные паспорта гражданина РФ. В случае отсутствия паспорта кадровику необходимо выяснить причину.

Правильная запись: «Паспорт гражданина Российской Федерации, серия 8402, номер 555200, выдан отделом УФМС России в Октябрьском районе г. Энска 12.12.2007 (код подразделения 020-006)».

Пункт 19. Наличие заграничного паспорта (серия, номер, кем и когда выдан).

Данные заграничного паспорта указываются в соответствии с заграничным паспортом: «Заграничный паспорт 62 N 2545513 МВД 400 27.12.2005».

Пункт 20. Номер страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования (если имеется).

Номер страхового свидетельства государственного пенсионного страхования (которое при приеме на работу работник должен представить в кадровую службу) указывается в соответствии со страховым свидетельством обязательного пенсионного страхования.

Если страховое свидетельство отсутствует, то работник получает его по месту работы. В случае, когда страховое свидетельство государственного пенсионного страхования утрачено, работник должен получить дубликат.

Пункт 21. ИНН (если имеется).

Идентификационный номер налогоплательщика содержит 12 знаков и заполняется в соответствии со свидетельством о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории РФ.

Свидетельство применяется во всех предусмотренных законодательством случаях и предъявляется вместе с документом, удостоверяющим личность физического лица и место его жительства на территории РФ.

Свидетельство подлежит замене в случае переезда физического лица на новое место жительства на территорию, подведомственную другой государственной налоговой инспекции, изменения приведенных в нем сведений, а также в случае порчи или утери.

Пункт 22. Дополнительные сведения (участие в выборных представительных органах, другая информация, которую желаете сообщить о себе).

Вся информация, представленная в этом пункте, должна подтверждаться документально, например соответствующими удостоверениями. В случае отсутствия дополнительных сведений делается запись: «Дополнительных сведений не имею».

Пункт 23. Мне известно, что заведомо ложные сведения, сообщенные о себе в анкете, и мое несоответствие квалификационным требованиям могут повлечь отказ в участии в конкурсе и приеме на должность. На проведение в отношении меня проверочных мероприятий согласен (согласна).

В соответствии с пп. 16 п. 1 ст. 44 Закона N 79-ФЗ кадровые работники проводят проверку достоверности представляемых гражданином персональных данных и иных сведений при поступлении на гражданскую службу. Выявление недостоверности представленной работником информации (например, наличие судимости или подложного диплома об образовании) может послужить основанием для расторжения служебного контракта по п. 11 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (за представление подложных документов или заведомо ложных сведений при заключении трудового договора).

В. Л.Аминов

Эксперт журнала

«Отдел кадров

Бюджетного учреждения»

Подписано в печать

Подготовка кадров высшей квалификации

Поделиться:

С 1 сентября 2013 г. вступает в силу новый закон «Об образовании». Вся информация в этом разделе дана в соответствии с новым законом.
См. также сравнительный анализ старого и нового законов об образовании, подготовленный экспертами компании «Гарант».

Дата актуализации раздела — 06 марта 2014 г.

Гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного профессионального образования в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

Послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре, ординатуре, адъюнктуре, ассистентуре-стажировке и докторантуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях.

Аспирантура — основная форма подготовки в России научных и научно-педагогических кадров при вузах, научных учреждениях или организациях.

Аспирантом является гражданин, имеющий высшее профессиональное образование, обучающийся по программе подготовки научно-педагогических кадров и подготавливающий диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук.

В аспирантуру высших учебных заведений, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование (специалитет или магистратура).

Допущенным к вступительным испытаниям в аспирантуру предоставляются отпуска продолжительностью 30 календарных дней с сохранением средней заработной платы по месту работы.

Лица, ранее прошедшие полный курс обучения в аспирантуре, не имеют права вторичного обучения в аспирантуре за счет средств бюджета.

Адъюнктура — одна из основных форм подготовки научных и научно-педагогических кадров в учреждениях Вооруженных сил и других военизированных формирований России.

Адъюнкты — лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел, службу в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров.

Ординатура — одна из форм повышения квалификации врачей и фармацевтов.

К освоению программ ординатуры допускаются лица, имеющие высшее медицинское образование и (или) высшее фармацевтическое образование.

Программы ассистентуры-стажировки] направлены на обеспечение подготовки творческих и педагогических работников высшей квалификации по творческо-исполнительским специальностям и реализуются в образовательных организациях высшего образования в области искусств, в очной форме обучения.

К освоению программ ассистентуры-стажировки допускаются на конкурсной основе лица, имеющие высшее образование в области искусств, подтвержденное дипломом специалиста или дипломом магистра.

Докторантура — подготовка научно-педагогических кадров высшей квалификации. Докторантура открывается в высших учебных заведениях и научных учреждениях, организациях, имеющих, как правило, профильные диссертационные советы по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук.

В докторантуру принимаются граждане, имеющие ученую степень кандидата наук. Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. Срок пребывания в докторантуре не может превышать 3 лет.

Соискателями ученой степени кандидата наук могут являться лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Соискателями ученой степени доктора наук могут являться лица, имеющие ученую степень кандидата наук.

Соискатели, работающие над кандидатскими диссертациями, прикрепляются для сдачи кандидатских экзаменов и подготовки диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим аспирантуру, по соответствующим научным специальностям и располагающим научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более 2 лет и для подготовки кандидатской диссертации — на срок не более 3 лет.

Соискатели, работающие над докторскими диссертациями, прикрепляются для подготовки диссертаций на соискание ученой степени доктора наук к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям, имеющим докторантуру по соответствующим научным специальностям и располагающими научно-исследовательской, экспериментальной базой и научными кадрами высшей квалификации.

Прикрепление соискателей для подготовки докторской диссертации может проводиться на срок не более 4 лет.

Лица, не полностью использовавшие срок пребывания в качестве соискателей, могут быть прикреплены к высшим учебным заведениям и научным учреждениям, организациям на оставшееся время.

С 1 сентября 2012 г. для аспирантов федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, образовательных учреждений дополнительного профессионального образования и научных организаций, подготавливающих диссертации по специальностям научных работников технических и естественных отраслей наук, перечень которых устанавливается Министерством образования и науки РФ, стипендия выплачивается в размере 6 000 руб. Стипендия докторантам составляет 10 000 руб.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры и программы ассистентуры-стажировки по заочной форме обучения, имеют право на:

  • ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка. При этом к ежегодному дополнительному отпуску работника добавляется время, затраченное на проезд от места работы до места обучения и обратно с сохранением среднего заработка. Указанный проезд оплачивает работодатель;
  • один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой заработной платы. Работодатель вправе предоставлять работникам по их желанию на последнем году обучения дополнительно не более 2 свободных от работы дней в неделю без сохранения заработной платы.

Работники, осваивающие программы подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), а также лица, являющиеся соискателями ученой степени кандидата наук, имеют также право на предоставление им по месту работы ежегодного дополнительного отпуска продолжительностью 3 месяца для завершения диссертации на соискание ученой степени кандидата наук с сохранением среднего заработка.

Аспирантам-заочникам при наличии соответствующего специализированного жилищного фонда у образовательной организации предоставляются места в общежитии на период сдачи экзаменов и выполнения работ по диссертации.

Гражданам, обучающимся по очной форме в образовательных и научных организациях по имеющим государственную аккредитацию программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программам ординатуры или ассистентуры-стажировки, предоставляются отсрочки от призыва на военную службу на период установленных федеральными государственными образовательными стандартами сроков освоения соответствующих программ и защиты квалификационной работы (диссертации) — не более одного года после завершения обучения. См. также раздел Военная служба — Отсрочки и освобождение от призыва.

Проблемы подготовка кадров высшей квалификации в российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

in Russia. The socio-economic situation defines the need for change within the framework.

The higher education is significantly transforming, affecting both the form and the content.

The authors describe the main trends in the expert training in Russia.

Key Words: expert training.

Система подготовки кадров высшей квалификации призвана осуществлять расширенное воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Для университетской науки, так же, как и для науки России в целом, характерна тенденция старения научных кадров. В 1996 году основной возрастной группой преподавателей были люди в возрасте 40—49 лет, а на втором месте люди в возрасте 30—39 лет (это возраст наибольшей творческой активности исследователя, период расцвета творческих и физических сил человека), к 2008 году ситуация меняется. Наиболее наполненными группами оказываются интервалы 50—59 и 40—49 лет. Очевидно, что это те же люди, только ставшие старше на 12 лет. Можно предположить, что они ведут исследования по тем же направлениям, с учетом сложившихся традиции и накопленного опыта, что, безусловно, является положительным моментом. В то же время нельзя отрицать необходимости обновления и «освежения мозгов» для каждого исследовательского процесса и для поступательного развития науки в целом.

Старение кадров вузовской науки представляется парадоксальным, поскольку именно в высших учебных заведениях ежегодно подготавливается подавляющее большинство высококвалифицированных научных кадров. Становится ясно, что существующая система подготовки кадров для науки и образования через систему аспирантуры и докторантуры не выполняет свою основную функцию.

Необходимость преобразований в существующей системе подготовки специалистов высшей квалификации назрела в связи с явно неудовлетворительной ее организацией и низкой эффективностью. Традиционно проблемы низкой эффективности работы высшей школы и науки связывают с низким уровнем финансирования. Однако в современных условиях эта причина кажется нам не актуальной. Средства, выделяемые вузам и научным организациям на оборудование, текущие и капитальные ремонты и пр. нужды (кроме оплаты труда) кажутся вполне адекватными их нуждам.

Причины, на наш взгляд, кроются несколько в иной плоскости. Рассмотренные ниже причины выделены на основе наблюдений авторов, но могут быть нетипичными для некоторых специальных вузов. Поэтому было бы целесообразно поднять указанную тему для широкого обсуждения на специализированной конференции или симпозиуме.

Первая причина — мотивация. Никто специально не изучал мотивы молодых людей, которые после окончания высших учебных заведений стремятся поступить в аспирантуру. К сожалению, это практически невозможно сделать, потому что исследователь не получит правдивого ответа. Но ряд простых наблюдений показывают, что среди поступающих абсолютное большинство юношей (вне зависимости от специальности), между тем в период обучения в вузе усидчивость, прилежание и интерес к науке проявляют многие девушки. Таким образом, основной мотив — отсрочка от службы в армии. Еще одним мотивом служит возможность проживания в общежитии. Причем далеко не все поступающие тешат себя надеждой, что они будут писать диссертационную работу. Многие вполне осознанно стремятся получить отсрочку только на 3 года обучения, а потом решать проблему армии другим путем. С этим связан «странный» с позиции разумного человека выбор специальностей при поступлении в аспирантуру. Некоторые поступающие выбирают специальности, не связанные с той, которую они получили в вузе. «Технари» выбирают историю, «информационщики» — экономику и т.д. Видимо, им кажется, что они выбирают более легкий путь. В этой связи заметно изменилось распределение

аспирантов и докторантов по отраслям наук. За последние годы значительно более высокими темпами растет прием по экономическим и социально-гуманитарным дисциплинам.

Вторая причина — наличие аспирантуры значительно повышает статус высшего учебного заведения. Наличие аккредитационных показателей, касающихся такого «тонкого» дела, как наука, по нашему мнению, привело к целому ряду негативных последствий. В частности, расширение аспирантур нередко обусловлено стремлением подтвердить или повысить статус образовательного учреждения.

Государство декларирует, что целью подготовки кадров высшей квалификации является воспроизводство кадрового потенциала науки и высшей школы. Однако кто подсчитал, что для данного процесса требуется 4 аспиранта на 100 студентов (аккредитационный показатель для вузов) с учетом того, что число студентов в настоящее время практически ничем и никем не регламентируется и постоянно растет? Регламентирование числа аспирантов по отношению к количеству студентов снижает требования при их приеме. Исследования по удельному весу склонных к научной деятельности людей в общем количестве получивших высшее образование не проводились, а если и проводились, они не подтверждают соотношения 4 к 100. Данное соотношение не подкреплено никакими научными исследованиями.

Федеральное агентство по образованию ставит в жесткую зависимость процент защит «в срок» и выделяемое число бюджетных мест для поступающих в аспирантуру. Необходимость выполнить показатель по числу защит диссертационных работ в период обучения в аспирантуре приводит к снижению их качества, что очень заметно в последнее время. Число аспирантов вузов Рособразования, окончивших обучение с защитой диссертации, в 2005 году составило 34,9%, в 2006 году — 38,2% от фактического выпуска аспирантов. В 2002 году данный показатель был равен 25,1%. При этом в научных организациях РАН, на которые не распространяются требования Федерального агентства по образованию, завершили обучение с защитой диссертации в 2005 году 16,9% аспирантов и 23,4 % докторантов.

На наш взгляд, изложенные выше требования являются взаимоисключающими.

Кроме того, нет механизма закрепления выпускников аспирантуры в вузах и научных организациях. В современной России разрыв в оплате труда работников

науки и реального сектора экономики значителен, что способствует стремлению молодых людей попробовать свои силы в сферах промышленности, услуг, финансов и т.п. И на последнем месте в рейтинге приоритетов на «крайний случай» или на глубокое будущее оставляется возможность преподавания или научных исследований.

Однако имеет право на существование мнение, что можно рассматривать обучение в аспирантуре как повышение квалификации для будущих инженеров и топ-менджеров крупных и средних компаний. Любому кандидату и доктору наук известно как повышается общий и специальный уровень человека, написавшего и защитившего диссертацию. Обучение в аспирантуре — это нужное для страны и общества дело. Но при этом, во-первых, мы не приближаемся к решению основной задачи аспиранты -воспроизводству педагогических и научных кадров и, во-вторых, бизнес вполне платежеспособен, и может оплачивать данную форму повышения квалификации самостоятельно, если он в ней заинтересован. А это далеко не везде так. Ряд компаний в качестве повышения квалификации предпочитают краткосрочные тренинги и не приветствуют обучение в аспирантуре своих сотрудников, считая получаемые там знания «лишними» и далекими от реальности. В этом случае следует, на наш взгляд, разделить аспирантов на две группы: будущих преподавателей и ученых и

менеджеров или инженеров, повышающих квалификацию. Первые обучаются за счет государства с достойной стипендией и имеют жесткий учебный план, куда включаются такие предметы как педагогика, психология. Тематика их научных исследований соответствует приоритетам государства, и они параллельно работают в вузе или научной организации. Государство должно рассчитать потребность в таких специалистах и от этого формировать заказ на их подготовку и разработать систему оценки эффективности потраченных денег. Возможно и создание системы самоподготовки вузами и научными организациям за счет собственных внебюджетных средств кадров на вакантные штатные преподавательские и исследовательские должности (внутренняя целевая подготовка). При условии, что вуз или научное учреждение — государственные, контроль за этой деятельность должен быть такой же, как и при подготовке по заказу государства. Если учреждение не относится к рангу государственных, эффективность такого рода подготовки оно должно контролировать самостоятельно.

Вторая группа аспирантов повышает свою квалификацию за собственный счет или за счет организации, их направившей. В данном случае тематика научных исследований может формироваться исходя из интересов организаций, нуждающихся

в повышении квалификации. Таким образом, может решиться, по крайней мере, две задачи — подготовка высококвалифицированного специалиста для компании и разработка научного решения важных для нее задач или проблем. Вмешательство государства должно ограничиваться защитой прав потребителей образовательных услуг.

Третья причина — отсутствие системы подготовки к научной деятельности на стадии обучения в вузе. Изменения, которые под влиянием западной системы обучения, проникают в методику преподавания (тестирование, письменные экзамены, дистанционное обучение и т.п.) снижают индивидуализацию обучения. Преподаватель отделяется и отдаляется от студента. Его роль как личности в формировании молодого человека и с воспитательной и с научной точки зрения уменьшается. Мы все больше передаем «кубик» знания, а не учим учиться. И все существующие пока в вузах студенческие научные конференции и другие научные мероприятии скорее вопреки этому процессу, а не благодаря ему.

Принципиально важно обеспечить непрерывность своего рода цепочки: найти талантливого школьника, принять его в число студентов, обучить его по новым методикам на современном оборудовании, и, выявив у него склонность к научной деятельности, привлечь в аспирантуру, а затем на работу в вуз или научное учреждение. Реализация этих мероприятий возможна через систему олимпиад, которая должна быть закреплена законодательно на уровне государства и путем финансирования школ-интернатов для талантливых детей при крупнейших университетах. Соответствующий опыт есть в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Екатеринбурге. Необходим пересмотр системы финансирования этих учреждений и создание новых в других городах, где формируются национальные университеты.

Второй причиной снижения эффективности аспирантур, по мнению ряда ученых, с которым трудно не согласиться, является их «повсеместность». По сути, аспирантура открывается по «заявительному» принципу. Главное — правильно оформить документы. Аспирантура должна быть там, где есть известные научные школы и ведущие научные центры. Те же рекомендации применимы и к диссертационным советам. Но требований к такого рода структурам не разработано. Понятие «научная школа» каждое учебное заведение трактует по-своему.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Решение этой проблемы может быть обеспечено за счёт реализации программ подготовки кадров высшей квалификации в рамках двусторонних соглашений,

совместных научно-исследовательских проектов и программ вузов и научных организаций, а также при создании совместных диссертационных советов.

Предлагается создание широких межвузовских аспирантских исследовательских сообществ также по принципу общности изучаемых проблем. В этой связи целесообразно возродить традицию проведения Школ молодых учёных для создания среды научной кооперации аспирантов, докторантов и научных руководителей из различных регионов страны. Может быть предложена организация специального фонда под условным названием «Молодые исследователи» для финансовой поддержки научной деятельности молодых учёных. Необходимо создание единой базы данных по ученым — руководителям по направлениям науки с финансированием их наставнической деятельности.

Актуальной проблемой является разработка моделей многосторонней финансовой поддержки целевой аспирантуры и докторантуры в соответствии с реальной стоимостью затрат. Необходимо разработать механизмы целевого финансирования научных школ в ведущих вузах и организациях, осуществляющих подготовку аспирантов и докторантов по региональным заказам. В этой связи предлагается механизм, основанный на опыте республики Беларусь.

Заказчики — научные учреждения и вузы, представляют в Министерство образования и науки обобщенные заявки на подготовку научных работников высшей квалификации за счет средств федерального бюджета по соответствующим отраслям науки и специальностям научных работников с необходимыми обоснованиями. Заявки подаются заказчикам под конкретные рабочие места. В них указываются организации, с которой согласованы вопросы о возможности подготовки заявленных специалистов (далее — организация-исполнитель). Такая же заявка подается и в том случае, когда организация, имеющая потребность в подготовке научных работников высшей квалификации и организация-исполнитель представлены в одном лице. Заявки обобщаются в разрезе отраслей науки. Обобщенные заявки содержат проект плана приема в аспирантуру, адъюнктуру и докторантуру и предложения по финансированию мероприятий, связанных с подготовкой научных работников высшей квалификации, содержанием аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры в учреждениях образования, который рассматривается и утверждается в установленном порядке. Таким образом, на основе предложений заказчиков и с учетом обобщенных заявок формирует и утверждает сводный план на подготовку научных работников высшей квалификации в целом и по отраслям науки по формам обучения на долгосрочный (5—10 лет) и

краткосрочный (1 год) периоды (устанавливает контрольные цифры приема соискателей, аспирантов, адъюнктов, докторантов и объемы финансирования).

Темы диссертаций до их утверждения учеными советами организаций-исполнителей должны согласовываться с организациями, имеющими потребность в подготовке научных работников высшей квалификации. Соответствующие диссертационные исследования должны выполняться, как правило, в рамках государственных программ всех уровней, заданий и плановых тем, которые утверждены для организации, имеющей потребность подготовки научных работников высшей квалификации, или организации-исполнителя в соответствии с приоритетными направлениями научной и научно-технической деятельности.

Организации, имеющие потребность в подготовке научных работников высшей квалификации, в установленном порядке принимают на себя обязательства по трудоустройству специалистов после окончания аспирантуры, адъюнктуры и докторантуры.

С аналогичными предложениями неоднократно выступали сотрудники атомной отрасли. В данном случае фактически речь идет о наличии у организации ключевого партнера по научно-производственной кооперации. Они хотят добиться финансирования «Программы развития единой образовательной системы подготовки квалифицированных кадров всех уровней для Минатома России» или сформулировать новую, увеличить число стипендий для студентов и аспирантов профильных вузов, способствовать укреплению связей вузов, научных учреждений и предприятий.

Все предложенные меры могут быть реализованы при условии наличия координирующего органа, который будет в числе других функций определять политику финансирования подготовки кадров высшей квалификации. Есть предложения создать Научно-координационный совет, в состав которого войдут не только представители государственных заказчиков, но и ведущие ученые, представители вузов Российской Федерации. Кроме того, возможно создание Учебно-методического объединения по подготовке и аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации Министерства образования и науки РФ, которое могло бы обеспечить решение следующих актуальных задач:

— включение научно-педагогической общественности в процедуры разработки и принятия нормативно-правовой базы подготовки и аттестации научных и научнопедагогических кадров высшей квалификации;

— организацию процесса проектирования образовательных программ системы подготовки кадров высшей квалификации;

— проведение конкурсных и экспертных процедур в отношении научно-методического обеспечения современной аспирантуры и докторантуры;

— построение системы повышения квалификации для научных руководителей, обеспечивающих реализацию программ подготовки кадров высшей квалификации;

— организацию Школ молодых учёных в рамках системы подготовки педагогических кадров высшей квалификации;

— участие в аттестации и экспертизе образовательных учреждений, предполагающих реализацию программ подготовки кадров высшей

квалификации.

Алгоритм его работы можно представить в следующей последовательности:

1 этап — определение приоритетов в науке и образовании;

2 этап — количественное определение потребности в кандидатах и докторах наук;

3 этап — выделение головных вузов по направлениям;

4 этап — определение вузов — партнеров реализации подготовки кадров высшей квалификации;

5 этап — распределение заказа на подготовку головному вузу и вузам — партнерам.

Все перечисленные меры, конечно, не исчерпывают возможности решения указанных проблем, необходимо целенаправленно вырабатывать меры по изменению существующей ситуации в сфере подготовки кадров высшей квалификации.

Литература

1. Баранова Е.В., Бендюкова Т.С., Богословский В.И. Информационная модель управления подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре. //Проблемы подготовки и аттестации кадров высшей квалификации. Материалы зонального научнопрактического семинара. СПб.: «Книжный дом», 2002.

2. Калинина О. В. Проблемы аспирантуры как организации // Организация в фокусе социологических исследований: В 2-х т. Том I / Под общ. ред. проф. З.Х. Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *