Содержание
- ИП и обособленное подразделение
- Может ли ИП иметь обособленное подразделение
- Предприниматель применяет ОСН или УСН
- Предприниматель платит ЕНВД
- Предприниматель купил патент
- Регистрация Обособленного Подразделения
- Организация на УСН открыла обособленное подразделение: как не перепутать с филиалом
- «Упрощенка» и обособленное подразделение: что говорит суд
- Правила налоговой безопасности для компаний на УСН при наличии обособленных подразделений
- О создании обособленного подразделения направляется сообщение.
- Можно ограничиться штрафом в 200 руб.
- Но есть риск гораздо большего ущерба.
- Справедливость восторжествовала.
Добавить в «Нужное»
Обновление: 19 декабря 2019 г.
Предприниматель, расширяющий свой бизнес, может открыть новый офис, кафе или магазин по адресу, отличному от того, где он изначально работает. Будет ли это новое место ведения бизнеса являться обособленным подразделением у ИП? Может ли у ИП быть обособленное подразделение в принципе?
ИП и обособленное подразделение
Для начала посмотрим, что входит в понятие «обособленного подразделения». Обособленное подразделение – это любое территориально обособленное подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. При этом Налоговый кодекс говорит об обособленном подразделении организации, а не просто налогоплательщика (п. 2 ст. 11 НК РФ). Иными словами, НК допускает создание обособленного подразделения именно организацией. И обязанность вставать на учет по месту нахождения обособленного подразделения предусмотрена только для организаций (п. 4 ст. 83 НК РФ).
То есть понятие «обособленное подразделение», вводимое Налоговым кодексом, неприменимо к предпринимателю. Означает ли это, что ИП не может открыть обособленное подразделение?
Может ли ИП иметь обособленное подразделение
Изначально ИП встает на учет в ИФНС по месту своего жительства (п. 3 ст. 83 НК РФ). Впоследствии ИП, конечно же, может открыть дополнительные точки ведения бизнеса в других муниципальных образованиях или даже в другом субъекте РФ – магазины, торговые палатки, кафе, склады и т.д. И там могут быть организованы стационарные рабочие места, то есть на постоянной основе работать сотрудники, с которыми заключены трудовые договоры. Но ставить на учет такую точку как обособленное подразделение не нужно.
Правда, это вовсе не означает, что предпринимателям никогда не нужно вставать на учет по новому месту ведения бизнеса. Все зависит от применяемой предпринимателем системы налогообложения.
Предприниматель применяет ОСН или УСН
При применении общего или упрощенного режима налогообложения у предпринимателя нет обязанности вставать на учет в налоговой инспекции по месту открытия новой точки (по месту создания новых рабочих мест). Предприниматель продолжает стоять на учете в ИФНС по месту жительства, туда сдает всю отчетность и платит налоги по всей деятельности в целом.
Предприниматель платит ЕНВД
В большинстве случаев предпринимателю придется дополнительно встать на учет по месту открытия новой точки в другом муниципальном образовании. Речь идет обо всех видах деятельности, кроме (п. 2 ст. 346.28 НК РФ):
- перевозка пассажиров и грузов;
- развозная и разносная розничная торговля;
- размещение рекламы с использованием внешних и внутренних поверхностей транспортных средств.
К примеру, если ИП откроет кафе, магазин или автомастерскую не в том муниципальном образовании, где он зарегистрирован по месту жительства, то ему придется встать «вмененный» учет по месту нахождения новой точки ведения бизнеса. Подать заявление для постановки на учет необходимо в течение 5 рабочих дней со дня начала ведения деятельности (п. 3 ст. 346.28 НК РФ).
Или предприниматель может платить налоги в соответствии с иным режимом налогообложения по месту нахождения новых рабочих мест.
Предприниматель купил патент
Патент действует на всей территории субъекта РФ или же на территории определенных муниципальных образований (в зависимости от того, как сформулирован региональный закон). Территория действия патента указывается в самом патенте (п. 1 ст. 346.45 НК РФ). И если предприниматель откроет новый бизнес в регионе, который не указан в его патенте, то ему придется встать на учет в другой налоговой инспекции и там приобрести новый патент. Или же по новому месту ведения бизнеса он может применять иной режим налогообложения (например, ЕНВД или УСН, если ИП подавал заявление о переходе на упрощенку).
Регистрация Обособленного Подразделения
Регистрация Обособленного подразделения Организации.
Федеральным законом от 27.07.10 №229-ФЗ (п.4,30, 31 ст.1, ст.10) внесены поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ) и упрощена процедура открытия и закрытия обособленного подразделения Организации.
Обособленное подразделение Организации — это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (пункт 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ).
К оформлению обособленного подразделения гражданское законодательство не предъявляет каких-либо специальных требований. Не нужно ни вносить изменения в учредительные документы организации, ни разрабатывать положение о подразделении. Создание новой структуры оформляется только приказом руководителя, обособленное подразделение не выделяется на отдельный баланс, и ему не открывается расчетный счет.
1. Открытие обособленного подразделения
- Для открытия обособленного подразделения необходимо, в течение одного месяца со дня его создания, подать форму в налоговый орган по месту основной регистрации Организации (по юридическому адресу) – Форму № С-09-3-1 (о создании на территории РФ обособленного подразделения российской организации). При этом документы, подтверждающие создание обособленного подразделения, организацией не представляются.На основании полученного сообщения налоговый орган самостоятельно передает данные о подразделении в инспекцию по его местонахождению (п.4 ст.83, п.2 ст.84 НК РФ).
- Для открытия нескольких обособленных подразделений одновременно, предусмотрена Форма 1-6-Учет (о выборе налогового органа российской организацией для постановки на учет нескольких обособленных подразделений). Срок открытия обособленного подразделения составляет от 2 недель до 1 месяца.
- Кроме того, необходимо внести изменения в:
- учетную политику Организации (касательно того, как будет отражаться в учете деятельность обособленного подразделения – согласно Положению об учетной политике, которая формируется главным бухгалтером и утверждается руководителем Организации)
- штатное расписание и организационную структуру (отразить появление новой должности – приказом/распоряжением руководителя Организации).
2. Изменение места нахождения обособленного подразделения
Ранее требовалось закрыть обособленное подразделение по старому адресу, открыть по новому, и затем, встать на учет в налоговом органе по новому местонахождению.
С вступлением в силу изменений в НК РФ, достаточно в течение трех рабочих дней со дня изменения адреса места нахождения подразделения (пп.3 п.2 ст.23 НК РФ), направить в налоговую инспекцию по месту нахождения Организации сообщение по Форме № С-09-3-1 о новом адресе. Следует отметить, что данная поправка касается и иных сведений об обособленных подразделениях (наименование подразделения, сведения о его руководителе и т.п.).
На основании поступившего сообщения, налоговый орган внесет изменения в данные о подразделении и при необходимости самостоятельно поставят организацию на учет в инспекции по новому местонахождению обособленного подразделения (п.4 ст.83, п.2 ст.84 НК РФ).
3. Закрытие обособленного подразделения
При закрытии обособленного подразделения, Организация обязана, в течение трех рабочих дней со дня прекращения деятельности через обособленное подразделение (пп.3.1 п.2 ст.23 НК РФ), представить в налоговый орган по своему местонахождению, сообщение по Форме № С-09-3-2 (о прекращении деятельности обособленного подразделения).
Отметим еще раз, что данные документы подаются в налоговую инспекцию по юридическому адресу Организации, а не как это было ранее по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Уведомление фондов о создании обособленного подразделения
- С 01.01.2010 действует Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (ред. от 16.10.2010) «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации…», согласно которому Фонд социального страхования (ФСС) и Пенсионный фонд РФ (ПФР) уведомляются в обязательном порядке в течение месяца с момента создания обособленного подразделения. Датой создания подразделения является дата, указанная в Форме С-09-3-1 (при постановке на налоговый учет). Сообщения подаются в свободной форме в ПФР и ФСС по месту нахождения Организации.
- Согласно, Приказу Минздравсоцразвития от 7 декабря 2009 г. N 959н «О порядке регистрации и снятия с регистрационного учета страхователей и лиц, приравненных к страхователям», необходимо встать на учет в территориальный ФСС (по месту нахождения самого обособленного подразделения), путем подачи:
- заявления по установленной ФСС форме;
- документов (предоставленных в оригиналах с приложением простых не заверенных копий):
1. Свидетельства о государственной регистрации организации (ОГРН);
2. Свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе (ИНН);
3. Уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения;
4. Документов, подтверждающих создание подразделения (приказ о создании обособленного подразделения);
5. Извещения о регистрации в качестве страхователя Организации;
6. Документов, выданных территориальными органами Федеральной службы государственной статистики и подтверждающих виды экономической деятельности (код по ОКВЭД, наименование вида деятельности), осуществляемой Организацией по месту нахождения обособленного подразделения.
Срок подачи – 30 дней с момента создания подразделения.
ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ СООБЩЕНИЙ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПРИКАЗ
от 9 июня 2011 г. N ММВ-7-6/362@
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ И ФОРМАТОВ СООБЩЕНИЙ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ ПУНКТАМИ 2 И 3 СТАТЬИ 23 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМ СООБЩЕНИЙ И ПОРЯДКА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СООБЩЕНИЙ В ЭЛЕКТРОННОМ ВИДЕ ПО ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ КАНАЛАМ СВЯЗИ
(в ред. Приказа ФНС РФ от 21.11.2011 N ММВ-7-6/790@)
1. Утвердить:
форму N С-09-3-1 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях» согласно приложению N 3 к настоящему Приказу;
Порядок заполнения формы «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях» согласно приложению N 13 к настоящему Приказу;
Приложение N 13
к Приказу ФНС России
от 09.06.2011 N ММВ-7-6/362@
ПОРЯДОК
ЗАПОЛНЕНИЯ ФОРМЫ «СООБЩЕНИЕ О СОЗДАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ (ЗА ИСКЛЮЧЕНИЕМ ФИЛИАЛОВ И ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ) РОССИЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В РАНЕЕ СООБЩЕННЫЕ СВЕДЕНИЯ О ТАКИХ ОБОСОБЛЕННЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ»
I. Общие положения
1. Настоящий Порядок заполнения формы «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях» (далее — сообщение) разработан в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 и пунктом 7 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации.
2. Общие требования к порядку заполнения формы сообщения указаны в пунктах 2 — 4 Порядка заполнения формы «Сообщение об открытии (закрытии) счета (лицевого счета)» (приложение N 11).
II. Порядок заполнения страницы 0001 «Сообщение о создании на территории Российской Федерации обособленных подразделений (за исключением филиалов и представительств) российской организации и об изменениях в ранее сообщенные сведения о таких обособленных подразделениях»
3. В полях «ИНН» и «КПП» организацией указываются идентификационный номер налогоплательщика (ИНН) и код причины постановки на учет (КПП), присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.
4. В поле «код налогового органа» указывается код налогового органа по месту нахождения организации, в который представляется сообщение.
5. При заполнении наименования организации указывается полное наименование организации, соответствующее наименованию, указанному в ее учредительных документах.
6. В поле «ОГРН» указывается основной государственный регистрационный номер организации (ОГРН).
7. В поле «Количество обособленных подразделений» указывается количество обособленных подразделений, в отношении которых представляется сообщение.
8. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
«1» — о создании обособленного подразделения;
«2» — о внесении изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении.
9. В поле «Данное сообщение составлено на» указывается количество страниц сообщения.
Например, в случае, если сообщение составлено на двух страницах, то в поле, состоящем из четырех знакомест, проставляется соответствующая цифра следующим образом: «2—«.
10. В поле «с приложением копии документа на» указывается количество листов копий документов, подтверждающих полномочия представителя.
11. В разделе «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем сообщении, подтверждаю»:
1) при указании лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении, в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
«3» — руководитель организации;
«4» — представитель организации;
2) в поле «фамилия, имя, отчество полностью» указываются построчно фамилия, имя и отчество (при наличии) руководителя организации либо представителя, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении;
3) в поле «ИНН» указывается ИНН физического лица, указанного в подпункте 2 настоящего пункта, при наличии у него документа, подтверждающего постановку на учет в налоговом органе (Свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, отметки в паспорте гражданина Российской Федерации), и использующего ИНН наряду с персональными данными;
4) в поле «Номер контактного телефона» указывается номер контактного телефона, по которому можно связаться с лицом, подтверждающим достоверность и полноту сведений в сообщении (с указанием телефонных кодов, требующихся для обеспечения телефонной связи). Номер телефона указывается без пробелов и прочерков;
5) в поле «E-mail» указывается адрес электронной почты при осуществлении взаимодействия налоговых органов с лицом, подтверждающим достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении, в электронном виде;
6) в месте, отведенном для подписи, проставляются подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении;
7) указывается дата подписания сообщения;
8) в поле «Наименование документа, подтверждающего полномочия представителя» указывается наименование документа, подтверждающего полномочия представителя.
12. Раздел «Заполняется работником налогового органа» содержит сведения о коде способа представления сообщения (согласно приложению N 2 к приложению N 11), количестве страниц сообщения, количестве листов копий документов, приложенных к сообщению, дате его представления, номере регистрации сообщения, фамилии и инициалах имени и отчества работника налогового органа, принявшего сообщение, его подпись.
III. Порядок заполнения страницы «Сведения об обособленном подразделении»
13. В случае, если в сообщении одновременно указывается о создании нескольких обособленных подразделений или об изменении сведений о нескольких обособленных подразделениях российской организации, по каждому из них заполняется отдельная страница, содержащая сведения об обособленном подразделении.
14. В полях «ИНН» и «КПП» указываются ИНН и КПП организации, присвоенные ей при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения.
15. В поле «Стр.» указывается номер страницы.
16. При указании вида сообщения в поле, состоящем из одного знакоместа, проставляется соответствующая цифра:
«1» — об изменении места нахождения;
«2» — об изменении наименования;
«3» — об изменении места нахождения и наименования.
17. В поле «КПП» в случае внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении указывается КПП, присвоенный налоговым органом по месту нахождения обособленного подразделения.
18. В поле «Наименование (при наличии)» указывается наименование обособленного подразделения при наличии.
При сообщении сведений об изменении наименования обособленного подразделения указывается новое наименование обособленного подразделения.
19. При сообщении сведений об изменении адреса места нахождения обособленного подразделения указывается новый адрес места нахождения.
При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения указываются: почтовый индекс, код региона, район, город, населенный пункт, улица (проспект, переулок и т.д.), номер дома (владения), номер корпуса (строения), номер квартиры (офиса). Цифровой код региона указывается в соответствии со справочником «Субъекты Российской Федерации» (приложение N 1 к приложению N 11).
При заполнении сведений о месте нахождения (адресе) обособленного подразделения для городов Москва и Санкт-Петербург поля «Район» и «Город» не заполняются.
20. В поле «Дата создания (внесения изменений в ранее сообщенные сведения)» указывается дата создания обособленного подразделения или дата внесения изменений в ранее сообщенные сведения о нем.
21. В поле «Достоверность и полноту сведений, указанных на данной странице, подтверждаю» проставляется подпись лица, подтверждающего достоверность и полноту сведений, указанных в сообщении.
22. Раздел «Сведения о постановке на учет (внесении изменений, снятии с учета) в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения организации» содержит следующие сведения:
1) должность, фамилия и инициалы имени и отчества работника налогового органа, осуществившего постановку на учет (снятие с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения, внесение изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, его подпись;
2) в поле «Присвоен код причины постановки на учет» при постановке на учет работником налогового органа проставляется КПП организации по месту нахождения обособленного подразделения;
3) дата осуществления постановки на учет (внесения изменений в ранее сообщенные сведения об обособленном подразделении, снятия с учета) российской организации по месту нахождения обособленного подразделения.
Необходимо быть осторожней при открытии обособленного подразделения при УСН, то есть у организации, применяющей упрощенную систему налогообложения. Существует риск утратить возможность применения данного спецрежима и доначисления налогов по общей системе.
Более того, «упрощенка» и обособленное подразделение у налоговиков сразу вызывает подозрение о применении схемы с целью получения необоснованной налоговой выгоды (т.е. ухода от налогов). Давайте разберемся, с чем это может быть связано.
Применение «упрощенки» позволяет снизить налоговую нагрузку на бизнес, а также облегчить и упростить ведение налогового и бухгалтерского учета. Однако есть ряд ограничений на применение УСН, среди которых, в частности, – наличие у организации филиалов.
Сложности связаны с тем, что в Налоговом кодексе РФ нет такого понятия как «филиал». Следовательно, у ИФНС есть простор для воображения, – что же можно отнести к этому понятию.
Важно!
Возможность применять «упрощенку» ограничена рядом критериев (по численности сотрудников, выручке, стоимости основных средств и т.д.).
«Переход на УСН: ограничения для перехода на «упрощенку», рекомендации по применению и изменения по УСН в 2018 году»
Сейчас налоговики активно ищут все новые и новые схемы незаконного занижения налогов. В последнее время появился интерес к организациям, зарегистрированным в регионах с пониженной ставкой УСН и имеющим обособленные подразделения в других регионах. Такой интерес связан с тем, что пониженную ставку УСН применяет вся организация в целом, включая обособленное подразделение.
Риском является ситуация, когда открывается обособленное подразделение при УСН, и по факту все основные функции и деятельность компании осуществляет именно это обособленное подразделение. А головная организация существуют только для получения права на применение пониженной ставки.
Справочно
Региональными законами РФ могут быть установлены различные ставки налога для компаний и ИП, работающих на упрощенной системе налогообложения:
- Для УСН-6 (объектом налогообложения являются доходы) ставка «упрощенного налога составляет от 1 до 6% в зависимости от вида деятельности.
- Для УСН-15 (объектом налогообложения является разница между доходами и расходами) ставка налога может варьироваться от 5 до 15% в зависимости от вида деятельности.
- Для вновь созданных ИП, работающих в производственной, социальной или научной сферах (льгота действует два года с момента регистрации ИП) – 0%.
Для более наглядного понимания ситуации и возникающих рисков рассмотрим два примера с одинаковым условием и разными обстоятельствами (когда ООО на УСН открывает обособленное подразделение).
Условие: Головная организация зарегистрирована во Владимире. Занимается разработкой программного обеспечения и консультированием в этой области. Законом Владимирской области на данный вид деятельности установлена пониженная налоговая ставка – 5%. Организация имеет обособленное подразделение в Москве, которое, как мы уже знаем, применяет ту же ставку, что и головная организация.
Пример № 1. Весь штат компании оформлен в обособленном подразделении. На сайте в разделе «Контакты» указаны московские телефоны и адрес, нет никакого упоминания о том, что компания также представлена во Владимире. По факту, все сделки, которые были совершены от этого юридического лица, заключены в Москве, а соответственно, и вся выручка получена именно обособленным подразделением.
Очевидно, что такая структура организации бизнеса организована с одной целью – получение налоговой выгоды. Очень высок риск, что налоговая также «раскусит» такую схему.
Пример № 2. Весь управляющий и административный персонал компании оформлен в головной организации. Маркетологи, менеджеры, разработчики ПО и т.д. могут быть оформлены как в головной организации, так и в подразделении, в зависимости от реальных потребностей бизнеса.
На сайте в разделе «Контакты» указаны телефоны и адреса, как Владимирского, так и Московского офисов. Сделки совершаются в обоих офисах юридического лица, но от лица головной организации.
Так выглядит структура реально работающего бизнеса, когда организация на УСН имеет обособленное подразделение – обособленное подразделение открывается в связи с производственной необходимостью.
Итак, чтобы исключить риск подозрений в создании схемы для получения необоснованной налоговой выгоды в отношении компании, имеющей обособленное подразделение при УСН в другом городе, необходимо руководствоваться следующими правилами:
- Головная организация должна осуществлять реальную деятельность: заключать договоры, иметь необходимые ресурсы для выполнения своих задач (офис, оборудование, сотрудников и т.д.).
- Выручка, полученная в результате сделок, заключенных обособленным подразделением, может превышать выручку головной организации. Однако головная компания должна также активно учувствовать в коммерческой деятельности. Вне зависимости от того, где заключена сделка, она оформляется от лица головной организации (место заключения договора должно совпадать с местом нахождения головной организации), т. к. обособленные подразделения не являются самостоятельными юридическими лицами.
- Количество сотрудников в обособленных подразделениях может превышать количество сотрудников в головной организации, но весь управляющий персонал должен быть оформлен по месту нахождения головной организации.
Примеры регионов с пониженными ставками для организаций и ИП, применяющих УСН «доходы-расходы»:
- Ставка 7% – установлена в Санкт-Петербурге (). Также есть возможность применять ставку 0% при соблюдении следующих условий:
— ИП впервые зарегистрировано с 1 января 2016 года;
— средняя численность работников не больше 15 человек;
— осуществление видов деятельности, предусмотренных следующими разделами Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД): «Обрабатывающая промышленность», «Деятельность профессиональная, научная и техническая», «Деятельность в области здравоохранения и социальных услуг» (есть исключения). - Ставка 5% – действует в Севастополе по видам деятельности, связанным с образованием, сельским хозяйством, отдыхом и развлечениями и др. При этом выручка по этим видам деятельности должна быть не менее 70% (см. ).
- Ставка 10% – действует в Москве по видам деятельности связанным со спортом, научными исследованиями и разработками, управлением эксплуатацией жилого/нежилого фонда и др. При этом выручка по этим видам деятельности должна быть не менее 75%. Подробнее о льготниках по «упрощенке» – в .
Организация на УСН открыла обособленное подразделение: как не перепутать с филиалом
Теперь разберемся, в чем же разница между филиалом и обособленным подразделением.
Понятие «обособленное подразделение» раскрывается в статье 11 Налогового кодекса РФ. По сути – это любое подразделение, которое находится по иному адресу, чем адрес организации, указанный в ЕГРЮЛ, по месту нахождения которого создано хотя бы одно стационарное рабочее место на срок более 1 месяца и туда нанят сотрудник.
Понятие «филиал» разъясняется в статье 55 Гражданского кодекса РФ. Филиалом считается обособленное подразделение юридического лица, осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства (представление интересов и осуществление их защиты). Филиалы наделяются имуществом создавшим их юридическим лицом и действуют на основании утвержденных им положений.
Лайфхак: Как быстро понять, что у вас именно филиал, а не другое обособленное подразделение
- Филиал прямо назван таковым в ЕГРЮЛ.
- В КПП филиала 5-я и 6-я цифры имеют значение 02, 03 или 43. КПП – присваивается каждой организации при постановке на налоговый учет ИФНС.
Пример
КПП организации – 770601001.
Он означает, что компания находится в Москве (77) и ИФНС России № 6 по г. Москве (06) поставила ее на учет в качестве налогоплательщика по месту нахождения (код 01). Последние 3 цифры КПП – порядковый номер постановки на учет.
Таким образом, КПП Московского филиала – 770143101.
Как видим, налоговое определение понятия «обособленное подразделение» значительно шире, чем «гражданское» понимание понятий «филиал» и «представительство». Проще говоря, филиал и представительство всегда являются обособленными подразделениями, но не все обособленные подразделения – это представительства и филиалы.
«Упрощенка» и обособленное подразделение: что говорит суд
Существует судебная практика по вопросу: можно ли открыть обособленное подразделение при УСН и не утратить при этом право на применение спецрежима.
Так, к примеру, Постановлением от 29.12.2014 № Ф09-8604/14 Арбитражный суд Уральского округа встал на сторону компании и подтвердил, что она имела обособленные подразделения, а не филиалы, а, соответственно, может и дальше применять «упрощенку». Также он постановил, что блокировка счета и требование налоговиков платить налоги по общей системе налогообложения незаконны.
Спор разгорелся, потому что, по мнению ИФНС, компания создала обособленные подразделения, которые осуществляли функции головной организации и, соответственно, являлись филиалами. А это значит, что налогоплательщик утратил право на применение упрощенки и должен был представить налоговые декларации по общей системе налогообложения.
Однако суд пришел к выводу, что в уставе налогоплательщика отсутствуют сведения о филиалах, а из представленных доказательств не следует, что созданные обособленные подразделения обладают признаками филиалов, определенными статьей 55 Гражданского кодекса. Следовательно, налоговиками не представлены достаточные доказательства, подтверждающие создание и наличие у компании филиалов.
Правила налоговой безопасности для компаний на УСН при наличии обособленных подразделений
Даже при наличии положительной судебной практики ООО с обособленным подразделением на УСН не стоит пренебрегать вопросами безопасности, чтобы в дальнейшем не пришлось тратить время и нервы на споры с налоговой о законности применения компанией УСН.
Чтобы избежать переквалификации «обособки» в филиал с утратой права на УСН и доначислением налогов, важно соблюдать несколько правил:
- В уставе должны отсутствовать сведения о создании обособленного подразделения.
- В названии обособленного подразделения употребляйте понятия «отделение», «пункт», «центр» и т.д. Избегайте формулировки «филиал».
- Оформите приказом руководителя создание стационарных рабочих мест вне места нахождения организации (не разрабатывайте положение о структурном подразделении).
- Укажите в приказе о создании обособленного подразделения, что фактическое руководство им осуществляет генеральный директор головной организации.
- Выдайте доверенность руководителю обособленного подразделения с указанием четкого перечня должностных обязанностей. Укажите в ней ограниченный список полномочий.
- А также соблюдайте рекомендации, рассмотренные нами выше, чтобы обособленное подразделение не выглядело инструментом в схеме, созданной для уменьшения налоговой нагрузки.
***
Подведем итог вышесказанному.
Организация вправе открыть обособленное подразделение при УСН в любой форме, кроме филиала, не утратив при этом права на применение специального режима налогообложения. Однако необходимо соблюдать ряд правил, чтобы исключить риск претензий со стороны налоговых органов. Наличие какого-либо признака филиала, само по себе, без исследования обстоятельств его создания и фактической деятельности не свидетельствует о том, что это созданное структурное подразделение однозначно филиал.
К тому же создавать обособленное подразделение при УСН следует в связи с реальной потребностью бизнеса. Например, для расширения географии представления своих интересов. А не ради получения налоговой выгоды, благодаря возможности применения пониженных налоговых ставок при «упрощенке».
Связаться с экспертом
М. В. Подкопаев
Журнал «Бухгалтер Крыма» № 7/2017
По какой статье налогоплательщику назначается штраф за непостановку обособленного подразделения на учет? Что по этому поводу решил ВС РФ?
Налоговые органы придают большое значение учету налогоплательщиков, их своевременной регистрации как плательщиков налогов. Только так налоговый контроль эффективен, никакой налогоплательщик не избежит своих обязанностей.
Налоги делятся на федеральные, региональные и местные. Каждый из них пополняет соответствующий бюджет. Поэтому если налогоплательщик работает на территории, подведомственной иному налоговому органу, нежели тот, в котором он зарегистрировался первоначально, то он должен встать на учет и там, заявив об открытии обособленного подразделения.
Нередко налогоплательщики забывают об этой обязанности. Какое наказание их ждет? Ведь по месту нахождения обособленного подразделения бюджет может недополучить положенных ему налогов. Данная ситуация стала предметом рассмотрения ВС РФ.
О создании обособленного подразделения направляется сообщение.
Ответственность за нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе обозначена в ст. 116 НК РФ. Данная статья содержит два основания для взыскания штрафа за нарушение указанного порядка, и размеры соответствующих штрафов существенно различаются:
Вид нарушения |
Штраф |
---|---|
Нарушение налогоплательщиком установленного НК РФ срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 1 ст. 116 НК РФ) |
10 тыс. руб. |
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ (п. 2 ст. 116 НК РФ) |
10 % от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб. |
Согласно пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом.
В подпункте 3 п. 2 данной статьи отдельно указана обязанность налогоплательщика сообщить в налоговый орган обо всех своих обособленных подразделениях, созданных на территории РФ (за исключением филиалов и представительств).
То есть во втором случае речь не идет о том, что организация должна осуществить какую-либо постановку на учет. Это совершает сам налоговый орган по сообщению организации.
В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого из ее обособленных подразделений.
В пункте 4 ст. 83 НК РФ сказано, что постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно.
Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения.
Можно ограничиться штрафом в 200 руб.
В Письме ФНС России от 27.02.2014 № СА-4-14/3404 была отражена благоприятная для налогоплательщиков позиция, из которой следовало, что, по мнению налоговиков, за непредставление сведений о создании обособленного подразделения организация подлежит ответственности всего лишь по п. 1 ст. 126 НК РФ, то есть в виде штрафа в размере 200 руб., что, конечно, намного меньше, чем санкция, предусмотренная п. 1 ст. 116 НК РФ.
Важно также другое замечание налоговиков в этом письме: налогоплательщик подлежит привлечению к ответственности, предусмотренной п. 2 ст. 116 НК РФ, если ведет свою деятельность без постановки на учет в налоговом органе самого налогоплательщика (иначе говоря – не обособленного подразделения).
Подобную позицию изложил и Минфин в Письме от 17.04.2013 № 03-02-07/1/12946.
В Постановлении АС УО от 28.12.2015 № Ф09-10484/15 по де-лу № А60-4800/2015 отмечено, что положения ст. 23, 83 и 84 НК РФ предусматривают информирование налогового органа лишь о создании обособленного подразделения, а не о действиях налогоплательщика по постановке обособленного подразделения на налоговый учет. Несообщение о создании обособленного подразделения диспозицией ст. 116 НК РФ не охватывается, и указанное нарушение образует состав налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ (см. также Постановление АС УО от 19.10.2015 № Ф09-7309/15 по делу № А76-2261/2015).
Отметим, что в Постановлении АС МО от 30.10.2014 № Ф05-11191/14 по делу № А40-130227/2013 судьи, не согласившись с применением в данном случае ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, сочли, что налогоплательщик должен быть оштрафован по п. 1 ст. 129.1 НК РФ, то есть за неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, – в размере 5 тыс. руб.
Но есть риск гораздо большего ущерба.
Однако на практике территориальные налоговые органы, озабоченные, очевидно, пополнением, прежде всего, местного бюджета, часто квалифицируют данное нарушение по п. 2 ст. 116 НК РФ. Более того, нередко их в этом до сих пор поддерживали и суды.
Так, в Постановлении АС ЗСО от 27.01.2017 № Ф04-5897/2016 по делу № А70-2645/2016 указывается, что объективная сторона состава правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ, характеризуется неисполнением налогоплательщиком установленной законом обязанности представить налоговому органу документы, необходимые для налогового контроля, тогда как налогоплательщик привлечен к ответственности именно за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленных подразделений.
Суд согласился с налоговиками и определил, что в таком случае применяется п. 2 ст. 116 НК РФ. Из чего, собственно, следует, что за несообщение о создании обособленного подразделения только эту норму и можно применять, ведь обособленное подразделение для того и создается, чтобы через него вести деятельность.
Именно в соответствии с этой логикой и принимались аналогичные решения в ряде других случаев (см., например, Постановление АС ЗСО от 10.05.2017 по делу № А70-6845/2016). Один из примеров – Постановление АС ДВО от 12.12.2016 № Ф03-5024/2016 по делу № А04-12175/2015.
Налоговая инспекция установила, что организация фактически создала вне места своего нахождения два обособленных подразделения, осуществляла деятельность через них, но не встала на налоговый учет по месту их нахождения, поскольку не считала, что у нее появились обособленные подразделения.
Контролеры привлекли организацию к ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ, с чем судьи согласились. Они подтвердили, что обособленные подразделения были созданы.
Арбитражный суд заявил также, что наличие признаков правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 126 НК РФ (за не представление сведений (сообщения) о создании обособленных подразделений), не свидетельствует об отсутствии признаков другого вмененного налогоплательщику правонарушения – ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом (п. 2 ст. 116 НК РФ).
Справедливость восторжествовала.
Налогоплательщик оспорил этот вывод в ВС РФ, и такой шаг оказался правильным. ВС РФ в Определении от 26.06.2017 № 303-КГ17-2377 по делу № А04-12175/2015 изложил более обоснованную позицию, которой теперь и должны руководствоваться суды.
Судебная коллегия по экономическим спорам признала, что п. 2 ст. 116 НК РФ установлена ответственность за ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе как за один из видов нарушений порядка постановки на налоговый учет.
Но при этом арбитры установили: взаимосвязанные положения пп. 2 п. 1 и пп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ позволяют сделать вывод о том, что законодатель различает обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговых органах и обязанность сообщить в налоговый орган обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории РФ.
Непредставление же налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля образует событие правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 126 НК РФ. То есть когда допущенное организацией нарушение порядка постановки на налоговый учет выражается в неисполнении обязанности по сообщению налоговому органу сведений о созданных на территории РФ обособленных подразделениях, такие действия подлежат квалификации по ст. 126 НК РФ.
Что касается предусмотренного в п. 2 ст. 116 НК РФ изъятия соответствующей части дохода налогоплательщика, то оно сопряжено с отсутствием у налогового органа возможности идентифицировать налогоплательщика в рамках налогового контроля и, соответственно, определить, какие налоги и в каком размере должен уплатить налогоплательщик в связи с ведением сокрытой от налогообложения деятельности.
Судьи подчеркнули, что, конечно, в рамках налоговой проверки инспекция установила величину доходов, полученных налогоплательщиком через обособленные подразделения, но при этом организацией не было допущено неполной уплаты налогов от деятельности, осуществляемой через названные обособленные подразделения.
Поэтому у налоговиков не было оснований для применения санкции в виде изъятия части дохода налогоплательщика, как это предусмотрено п. 2 ст. 116 НК РФ. ВС РФ отменил это решение налоговиков.
То есть, по сути, налогоплательщик избежал каких-либо санкций за то, что не сообщил налоговикам о создании обособленных подразделений. Поэтому пока понятно, что в этом случае нельзя применять п. 2 ст. 116 НК РФ, но остается неясным, какая санкция должна быть вместо этой (а она должна быть, ведь нарушение налицо) – по п. 1 ст. 116, п. 1 ст. 126 или п. 1 ст. 129.1 НК РФ.
Сообщение подается по форме С-09-3-1, утв. Приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@.
Форма 1-6-Учет, утв. Приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.
Определением ВС РФ от 17.02.2016 № 309-КГ15-19568 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.
В Постановлении АС СКО от 21.07.2015 № Ф08-4287/2015 по делу № А32-29169/2014 судьи согласились с налоговиками, которые привлекли налогоплательщика к ответственности за данное нарушение одновременно по п. 1 и 2 ст. 116 НК РФ. Более того, ВС РФ не нашел оснований, чтобы отменить такое решение и передать его на рассмотрение в коллегию по экономическим спорам (Определение от 02.11.2015 № 308-КГ15-13591).