Содержание
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О свободе совести и о религиозных объединениях
Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года
Одобрен Советом Федерации 24 сентября 1997 года
Федеральное Собрание Российской Федерации,
подтверждая право каждого на свободу совести и свободу вероисповедания, а также на равенство перед законом независимо от отношения к религии и убеждений,
основываясь на том, что Российская Федерация является светским государством,
признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры,
уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России,
считая важным содействовать достижению взаимного понимания, терпимости и уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания,
принимает настоящий Федеральный закон.
Глава I. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений, в том числе особенности их гражданско-правового положения. (В редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 80-ФЗ)
Статья 2. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях
1. Законодательство о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Права человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания регулируются федеральным законом. Законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания, а также деятельность религиозных объединений, должны соответствовать настоящему Федеральному закону. В случае противоречия настоящему Федеральному закону нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации по вопросам защиты права на свободу совести и свободу вероисповедания и по вопросам деятельности религиозных объединений действует настоящий Федеральный закон.
3. Ничто в законодательстве о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях не должно истолковываться в смысле умаления или ущемления прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, гарантированных Конституцией Российской Федерации или вытекающих из международных договоров Российской Федерации.
Статья 3. Право на свободу совести и свободу вероисповедания
1. В Российской Федерации гарантируются свобода совести и свобода вероисповедания, в том числе право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, осуществлять обучение религии и религиозное воспитание, свободно выбирать и менять, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними, в том числе создавая религиозные объединения. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории Российской Федерации, пользуются правом на свободу совести и свободу вероисповедания наравне с гражданами Российской Федерации и несут установленную федеральными законами ответственность за нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
2. Право человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания может быть ограничено федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов человека и гражданина, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
3. Установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается.
4. Граждане Российской Федерации равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозной принадлежности. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. (В редакции Федерального закона от 06.07.2006 № 104-ФЗ)
5. Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.
6. Воспрепятствование осуществлению права на свободу совести и свободу вероисповедания, в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии, с пропагандой религиозного превосходства, с уничтожением или с повреждением имущества либо с угрозой совершения таких действий, запрещается и преследуется в соответствии с федеральным законом. Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещаются.
7. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди.
Статья 4. Государство и религиозные объединения
1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.
2. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство:
не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания;
не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит настоящему Федеральному закону;
обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
3. Государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает финансовую, материальную и иную помощь религиозным организациям в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры, а также в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных организациях, созданных религиозными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица органов государственной власти, других государственных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.
5. В соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение:
создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно соответствующим условиям и требованиям и в порядке, предусматриваемом своими внутренними установлениями; (В редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 119-ФЗ)
не выполняет функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного самоуправления;
не участвует в выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления;
не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь.
6. Отделение религиозных объединений от государства не влечет за собой ограничений прав членов указанных объединений участвовать наравне с другими гражданами в управлении делами государства, выборах в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, деятельности политических партий, политических движений и других общественных объединений.
7. По просьбам религиозных организаций соответствующие органы государственной власти в Российской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих территориях.
Статья 5. Религиозное образование
1. Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими.
2. Воспитание и образование детей осуществляются родителями или лицами, их заменяющими, с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания.
3. Религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами и с законодательством Российской Федерации создавать образовательные организации. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
4. По письменной просьбе родителей или лиц, их заменяющих, и с согласия детей, обучающихся в государственных или муниципальных образовательных организациях, указанные образовательные организации на основании решения коллегиального органа управления образовательной организации по согласованию с учредителями могут предоставлять религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
5. Религиозные объединения вправе осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в формах, определяемых внутренними установлениями религиозных объединений. Обучение религии и религиозное воспитание не являются образовательной деятельностью. (Пункт введен — Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
Глава II. Религиозные объединения
Статья 6. Религиозные объединения
1. Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
вероисповедание;
совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
2. Религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.
3. Создание религиозных объединений в органах государственной власти, других государственных органах, государственных учреждениях и органах местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях запрещается.
4. Запрещаются создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых противоречат закону.
Статья 7. Религиозная группа
1. Религиозной группой в настоящем Федеральном законе признается добровольное объединение граждан, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры, осуществляющее деятельность без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица. В религиозную группу входят граждане Российской Федерации, а также могут входить иные лица, постоянно и на законных основаниях проживающие на территории Российской Федерации Помещения и необходимое для деятельности религиозной группы имущество предоставляются в пользование группы ее участниками. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
2. Руководитель (представитель) религиозной группы или руководящий орган (центр) централизованной религиозной организации в случае, если религиозная группа входит в ее структуру, в письменной форме уведомляет о начале деятельности религиозной группы орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, по месту осуществления деятельности религиозной группы.
В уведомлении о начале деятельности религиозной группы указываются сведения об основах вероисповедания, о местах совершения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, руководителе (представителе), гражданах, входящих в религиозную группу, с указанием их фамилий, имен, отчеств, адресов места жительства. Уведомление о начале деятельности религиозной группы составляется по форме, утвержденной органом, уполномоченным принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
Религиозная группа представляет уведомление о продолжении своей деятельности не реже одного раза в три года со дня последнего уведомления органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации.
(Пункт в редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
3. Религиозные группы имеют право совершать богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.
Статья 8. Религиозная организация
1. Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Вопросы участия учредителей и иных юридических или физических лиц в деятельности религиозных организаций определяются уставом и (или) внутренними установлениями религиозных организаций. Учредитель (учредители) религиозной организации может выполнять функции органа религиозной организации или членов коллегиального органа религиозной организации в порядке, установленном уставом и внутренними установлениями религиозной организации. (В редакции Федерального закона от 06.04.2015 № 80-ФЗ)
2. Религиозные организации в зависимости от территориальной сферы своей деятельности подразделяются на местные и централизованные.
3. Местной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из десяти участников, достигших возраста восемнадцати лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.
4. Централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из трех местных религиозных организаций.
5. Централизованная религиозная организация, структуры которой действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет на момент обращения указанной религиозной организации с заявлением о государственной регистрации, вправе использовать в своих наименованиях слова «Россия», «российский» и производные от них. (В редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
6. Религиозной организацией признается также учреждение или организация, созданные централизованной религиозной организацией в соответствии со своим уставом, имеющие цель и признаки, которые предусмотрены пунктом 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, в том числе руководящий либо координирующий орган или учреждение, а также духовная образовательная организация. (В редакции Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)
7. Органы государственной власти при рассмотрении вопросов, затрагивающих деятельность религиозных организаций в обществе, учитывают территориальную сферу деятельности религиозной организации и предоставляют соответствующим религиозным организациям возможность участия в рассмотрении указанных вопросов.
8. Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании. Религиозная организация обязана указывать свое полное наименование при осуществлении деятельности.
81. Порядок образования органов религиозной организации и их компетенция, порядок принятия решений этими органами, а также отношения между религиозной организацией и лицами, входящими в состав ее органов, определяются уставом и внутренними установлениями религиозной организации. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ)
9. Религиозная организация обязана информировать орган, уполномоченный принимать решение о государственной регистрации религиозной организации, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»), за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней с момента таких изменений. Решение о направлении соответствующих документов в уполномоченный в соответствии со статьей 2 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» федеральный орган исполнительной власти (далее — уполномоченный регистрирующий орган) принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации религиозной организации. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
Неоднократное непредставление религиозной организацией в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, уполномоченного принимать решение о государственной регистрации религиозной организации , в суд с требованием о признании данной организации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении ее из единого государственного реестра юридических лиц. (В редакции Федерального закона от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
(Абзац утратил силу — Федеральный закон от 13.07.2015 № 261-ФЗ)
Сведения о местных религиозных организациях могут представляться в порядке, установленном настоящим пунктом, соответствующей централизованной религиозной организацией.
(Пункт в редакции Федерального закона от 21.03.2002 № 31-ФЗ)
10. В отношении религиозных организаций положения пункта 5 статьи 50 и статьи 531 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяются. (Пункт введен — Федеральный закон от 06.04.2015 № 80-ФЗ)
×
Правила поведения пользователей на сайте
Правила использования сервисов и информации
пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф»
Правила использования сервисов и информации пользователями (далее – Правила) системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» (далее – Система) относятся ко всем без исключения электронным сервисам Системы, доступ к которым осуществляется через разделы и страницы Интернет-портала http://онлайнинспекция.рф (далее – Портал). Настоящие Правила регулируют поведение всех без исключения зарегистрированных в Системе пользователей и не зарегистрированных посетителей Портала.
1. Термины и понятия, используемые в настоящих Правилах
1.1 В настоящих Правилах используются следующие термины и понятия:
Система – система электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф».
Сервисы – основные и дополнительные инструменты, предлагаемые Пользователю для взаимодействия с органами власти.
Портал – информационный ресурс, созданный с целью взаимодействия граждан с Системой, находящийся в сети Интернет по адресу: http://онлайнинспекция.рф.
Администрация портала – должностные лица Федеральной службы по труду и занятости и представители исполнителя работ по государственному контракту на осуществление технического сопровождения Портала, осуществляющие оперативное управление Порталом.
Пользователь – лицо, зарегистрированное на Портале, которому предлагается использовать услуги и сервисы, предоставляемые Порталом.
Модератор – представитель Администрации портала, обрабатывающий сообщения пользователей.
Модерация – процесс обработки и анализа соответствия сообщения Пользователя положениям настоящих Правил использования сервисов и информации пользователями системы электронных сервисов «Онлайнинспекция.рф» и Пользовательского соглашения.
2. Общие правила
2.1. Для доступа к публикации сообщений на Портале (обсуждения, комментарии, вопросы и использование любых других способов взаимодействия Пользователя с Системой), каждый Пользователь Портала обязан ознакомиться и согласиться с настоящими Правилами.
2.2. После ознакомления с текстами Правил пользования и Пользовательского соглашения, подтвердив согласие с ними на странице регистрации или отправки сообщения, каждый Пользователь указанными действиями заключает с Администрацией Портала соглашение о регулировании их взаимоотношений.
2.3. Администрация Портала обладает правом осуществлять модерацию через представителей Администрации Портала – модераторов.
2.4. Настоящие Правила могут быть изменены путем внесения изменений соответствующим приказом Федеральной службы по труду и занятости.
3. Регистрация пользователей
3.1. На Портале существует система регистрации пользователей. Только зарегистрированные пользователи имеют возможность интерактивного взаимодействия с сервисами Системы.
3.2. Для регистрации на Портале Пользователь указывает действующий адрес электронной почты – на него будут направляться уведомления о текущем статусе опубликованных сообщений (обращений), выбирает условное имя Пользователя («ник»).
3.3. При регистрации Пользователя Система запрашивает пароль к регистрируемому логину. Этот пароль должен быть известен только Пользователю и не должен сообщаться третьим лицам. Используемый пароль может быть изменён Пользователем в специальном разделе Портала – Профиле Пользователя.
3.4. При регистрации Пользователя Система инициирует процесс авторизации посредством отправки смс-сообщения с кодом активации на телефон Пользователя, указанный при регистрации. Полученный пароль необходимо ввести в специальное поле в открывшемся окне. Только после ввода пароля учётная запись активируется.
3.5. Для пользователей, имеющих учётную запись на Портале государственных услуг (http://www.gosuslugi.ru/), предоставлена возможность авторизации посредством логина и пароля от данной учётной записи. В случае осуществления регистрации данным способом верификация посредством смс-сообщения исключена.
4. Публикация обращений
4.1. Каждый зарегистрированный Пользователь может публиковать обращение.
4.2. Обращения публикуются в соответствии с предложенным классификатором категорий проблем.
4.3. Для создания обращения необходимо заполнить форму обращения. В форме обращения Пользователь должен указать свои настоящие данные.
4.4. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о себе, как о заявителе:
— адрес проживания заявителя;
— фамилия, имя, отчество (при наличии) заявителя;
— номер мобильного телефона заявителя (в случае отсутствия мобильного телефона, необходимого при регистрации в Системе, заявитель вправе подать обращение напрямую на адрес электронной почты территориального органа Роструда. Перечень территориальных органов Роструда размещён на едином информационном портале Федеральной службы по труду и занятости в сети «Интернет» (http://rostrud.ru/). В случае если Пользователь не был зарегистрирован ранее на Портале, на данный указанный номер телефона поступит код активации, который необходимо ввести в специальное поле в появившемся окне с целью активации учётной записи Пользователя и его обращения;
— электронный адрес, на который будут поступать уведомления о ходе решения проблемы.
Администрация Портала обеспечивает неразглашение третьим лицам всех введённых в процессе регистрации пользовательских данных, за исключением случаев, оговоренных Пользовательским соглашением.
4.5. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о месте работы:
— регион, город и точный фактический адрес организации, сотрудником которой он является (-лся);
— данные об организации: название, организационно-правовая форма, юридический адрес, данные о руководителе;
— сведения о своей должности и периоде работы;
— сведения о третьих лицах, упоминание которых требуется для полного описания проблемы.
4.6. Пользователю необходимо заполнить следующие поля о своей проблеме:
— пояснения к сложившейся ситуации;
— фотоматериалы.
Информация, внесённая в поле «Пояснения к сложившейся ситуации», становится публичной и должна носить общий характер. В данном поле запрещается упоминание персональных данных третьих лиц. В случае если заявитель нарушает данный пункт правил, за публикацию информации несёт ответственность сам Пользователь.
Фотоматериалы являются закрытой информацией по умолчанию и могут быть опубликованы в публичном доступе по решению Пользователя.
4.7. Перед отправкой заявления Пользователь соглашается с настоящими Правилами использования сервисов и информации пользователями Системы и принимает соглашение об обработке персональных данных. В случае несогласия с данными условиями каждый Пользователь вправе отказаться от использования ресурса и воспользоваться другими предложенными на официальных ресурсах ведомства видами связи.
4.8. На Портале применяется пост-модерация сообщений. Сообщения публикуются сразу после размещения пользователями и, если они нарушают настоящие Правила, удаляются, или модератором направляется письмо Пользователю с просьбой устранить нарушение.
4.9. Причины отказа в публикации сообщения или предложения внести коррективы:
— игнорирование правил правописания и ненормативная лексика, сообщение написано не на государственном языке Российской Федерации или содержит большое количество орфографических и синтаксических ошибок, написан заглавными буквами, содержит ненормативную лексику, в том числе в завуалированной форме;
— отсутствие логической связи между предложениями в обращении, которое не позволяет понять общий смысл описываемого случая;
— коммерческие цели и реклама – если, по мнению модератора, публикуемые сведения прямо или косвенно нацелены на извлечение прибыли;
— недостаточность описания либо безосновательные обвинения – модератор оставляет за собой право отклонить случай, если сведения, указанные в нём, не позволяют сделать вывод об имеющемся правонарушении;
— не проходят модерацию случаи, в которых нет конкретного указания на проблему, присутствуют вопросы риторического характера;
— не проходят модерацию случаи, которые не соответствуют выбранной Пользователем категории;
— не проходят модерацию сообщения, которые дублируют ранее опубликованные сообщения (текст сообщения полностью повторяет текст предыдущего сообщения, то есть не несёт новой информации).
4.10. Пользователь может ознакомиться с ответом по опубликованному обращению в своем личном кабинете, предварительно пройдя авторизацию на Портале.
28 ноября 2015 года Президент Российской Федерации подписал Федеральный закон № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации». Какие религиозные организации должны сдавать в органы юстиции отчеты (начиная с отчетности за 2015 год), разъясняет руководитель Юридической службы Московской Патриархии, канд. юрид. наук игумения Ксения (Чернега). Текст разъяснения опубликован в журнале «Приход» (№ 1, 2016).
Федеральный закон от 28 ноября 2015 № 341-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и иные законодательные акты Российской Федерации» изменяет порядок контроля органов юстиции за деятельностью религиозных организаций.
Ранее такой контроль осуществлялся в порядке, предусмотренном ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях», согласно которой все религиозные организации, имеющие в течение года поступления в размере от 3-х млн руб., были обязаны сдавать в органы юстиции ежегодные отчеты, с указанием общей суммы средств религиозной организации, израсходованных за год.
В результате большинство религиозных организаций сдавали отчеты в органы юстиции, которые, в свою очередь, имели право проверять и иным образом контролировать финансово-хозяйственную деятельность религиозных организаций путем запроса финансово-хозяйственной документации, проведения проверок.
Новый закон изменил прежний порядок контроля.
Главные изменения заключаются в следующем:
1. Религиозные организации выведены из-под действия ст. 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Порядок контроля за их деятельностью будет определяться Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» и, частично, Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
2. Отчеты в органы юстиции теперь будут сдавать только те религиозные организации, которые финансируются из международных или иностранных источников. Остальные религиозные организации освобождаются от сдачи данной отчетности (начиная с отчетов за 2015 год).
3. Возможности органов юстиции по проверке финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций существенно ограничиваются. Такая проверка будет проводиться только в одном из трех случаев:
- религиозная организация имела в течение года поступления из международных или иностранных источников;
- от государственных или муниципальных органов в органы юстиции поступила информация о нарушении религиозной организацией законодательства в сфере ее деятельности;
- от указанных органов поступила информация о наличии в деятельности религиозной организации признаков экстремизма (терроризма).
Документы о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций будут запрашиваться органами юстиции только у религиозных организаций, удовлетворяющих хотя бы одному из трех перечисленных условий. У остальных религиозных организаций органы юстиции не вправе запрашивать и получать финансово-хозяйственную документацию.
4. Новый закон ограничил перечень тех структур, у которых органы юстиции вправе получить информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций. Такая информация может быть получена исключительно у органов государственного контроля и надзора, в том числе у Росфинмониторинга, ФНС, органов статистики. Банки и иные кредитные и финансовые организации исключены из данного перечня, поэтому у них органы юстиции не вправе запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности религиозных организаций.
Федеральный закон № 341-ФЗ вступил в силу с 09.12.2015 г.
- Авторы
- Файлы
Современные исследователи определяют религиозную ситуацию как разновидность социальной ситуации, понимая под этим такое положение дел в обществе, регионе, которое характеризуется наличием, типом и интенсивностью религиозных проявлений, динамикой и направленностью их изменений, характером и степенью их воздействия на общество и регион. В структуре религиозной ситуации можно выделить две основных составляющих: общее состояние религиозности (религиозных проявлений) и факторы, влияющие на религиозную ситуацию .
Из показателей, характеризующих религиозную ситуацию, рассмотрим динамику и факторы развития конфессиональной структуры населения г. Сочи.
По количеству зарегистрированных религиозных организаций Краснодарский край занимает 4-е место в РФ, по количеству конфессий — первое . В Краснодарском крае 691 религиозная организация и 32 конфессии. В Сочи, по данным отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города, зарегистрированы и функционируют 72 религиозные организации по 14 конфессиям.
В таблице 1 отражена динамика развития конфессиональных структур в районах города (Центральном, Адлерском, Хостинском и Лазаревском) за двадцать лет.
Таблица 1 Динамика развития конфессиональных структур в городе Сочи
Примечание: Ц, А, Х, Л — Центральный, Адлерский, Хостинский, Лазаревский районы города Сочи
Приведенные данные позволяют выделить в промежутке с 1985 по 2006 год три этапа формирования и развития деятельности конфессиональных организаций на территории города Сочи. Первый период (с 1985 года) является логическим следствием атеистического характера советской государственности, когда религиозные организации находились под тотальным контролем государственных органов. В Сочи действовало всего 4 зарегистрированных организации, принадлежащие трем конфессиям. Православные приходы были в Центральном районе в Михайло-Архангельский соборе и в Лазаревском — в храме Рождества Богородицы. На территории Центрального района была зарегистрирована организация Евангельских Христиан Баптистов, в Хосте — община Адвентистов Седьмого Дня. Незарегистрированных организаций, по официальным источникам, в этот период не было .
Лидирующей по количеству прихожан и религиозных обрядов была, безусловно, Православная Церковь.
Таблица 2 Динамика обрядности в религиозных организациях города Сочи в 1985 году
№ |
Название религиозной организации |
Крещение |
Венчание |
Отпевание |
|
очное |
заочное |
||||
Православная Церковь |
|||||
Евангельские Христиане Баптисты |
|||||
Адвентисты Седьмого Дня |
Количество прихожан в православных приходах не фиксировалось, отмечалось, что в Центральном районе в обычные дни посещало церковь 70 человек, а в Лазаревском районе — 25-30. Сведения по другим конфессиям более точные: в организации ЕХБ в 1985 — 250, в общине АСД — 103, но летом на молитвенных собраниях присутствовало по 150-160 человек .
Второй период развития государственно-конфессиональных отношений начался с принятия в 1990 году Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий». В 1991 году зарегистрировано пять приходов РПЦ (в том числе и ранее существовавшие), одна организация Евангельских Христиан, одна организаций АСД. Также появляются приходы Армянской Апостольской Церкви Сурб Саргис в Адлере и Сурб Хач в Центральном районе на ул. Пластунской. В последующие годы, включая 1999 год, количество зарегистрированных религиозных организаций и конфессий существенно выросло: кроме православных храмов зарегистрированы приходы Римской католической церкви, организации Христиан Веры Евангельской (ХВЕ, пятидесятники), Евангельских Христиан, Свидетелей Иеговы, две исламские организации и т.д.
Следующий, третий период связан, очевидно, со вступившем в силу с 1 октября 1997 году Федеральным Законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ).
В отличие от ранее действовавшего закона, данный федеральный закон закрепил ряд новых положений. Право учреждать местную религиозную организацию было предоставлено только российским гражданам, иностранные граждане и лица без гражданства могут быть отныне только членами религиозной организации, и то только при условии их постоянного проживания на территории РФ. Появилось новое понятие — религиозная группа, ее преобразование в религиозную организацию обусловлено пятнадцатилетним сроком деятельности на соответствующей территории либо подтверждением о вхождении в структуру действующей централизованной организации. Таким образом, Закон существенно ограничил права религиозных организаций, возникших до его вступления в силу, но не имеющих подтверждающего документа.
Сложности с регистрацией были преодолены с появлением в городе Сочи Союза Общественных Организаций. Это позволило некоторым религиозным группам (которые имеют право не уведомлять государственные органы о своей деятельности и не регистрироваться, но одновременно ограничены в своих действиях в связи с тем, что не являются юридическим лицом), а также ряду пограничных организаций, в учениях которых преобладают религиозные компоненты, но по тактическим соображениям (чтобы избежать 15 летнего срока и пристального внимания со стороны органов юстиции) регистрирующихся в качестве не религиозных, а общественных, войдя в Союз Общественных Организаций на правах коллективных членов, получить юридический адрес, счет, просветительский центр и другие реквизиты юридического лица.
К концу 90-х годов в Союз Общественных Организаций вошло 37 общественных организаций, в их числе Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика», Фонд Духовного Возрождения, Центр исследований причинно-следственных связей «Дао», то есть, было создано большинство действующих сегодня религиозных групп. Данные таблицы 3 показывают дальнейший рост религиозных групп и некоторых общественных организаций на территории Большого Сочи с 2001 по 2006 год.
За исследуемый период появилось шесть новых групп, две перестали существовать.
Новые религиозные движения в Сочи, как и везде, инновационны, легко адаптируются к новым условиям, способны удовлетворить разнообразные запросы аудитории, причем не только людей пенсионного возраста, но и молодежи. Возрастающие экономические возможности края и повышающийся уровень жизни населения является притягательным для развития бизнеса от религии. Кроме НРД, официально зарегистрированных
(Общество Сознания Кришны, Свидетели Иеговы, мормоны), существуют и незарегистрированные новейшие религиозные объединения, действующие не более 10 лет (речь идет об объединениях «Нью Эйдж».
Таблица 3 Динамика развития религиозных групп на территории города Сочи
№ пп |
Название религиозной группы |
Конфессиональная принадлежность, или основы вероучения |
||
Независимая церковь Донская православная казачья Епархия Церковь Духа Света г. Сочи |
Автономная Христианская Церковь |
Ц1 |
||
Церковь ЕХБ |
ЕХБ |
Л2 |
Л2 |
|
Церковь ХБЕ СГОО «Исход» |
ХБЕ |
Ц1 |
Ц1 |
|
Церковь ЕХ «Дом Евангелия на курорте Адлер» «Благая весть» |
ЕХ |
А1 |
А1 |
|
«Славянское наследие» |
Язычество |
Л1 |
||
Центр «Возрождения Земли», «Анастасия» |
Неоязычество |
Ц2 |
Ц2 |
|
Центр исследования причинно-следственных связей «Дао» |
Восточно-мистическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
|
СФ Международной организации «Брахма Кумарис» |
Восточно-мистическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
|
Школа «Психология человеческих отношений» |
Восточно-западный синтез |
Ц1 |
Ц1 |
|
Фонд духовного возрождения |
Восточно-западный синтез |
Ц1 |
Ц1 |
|
Ассоциация Чжун Юань Цигун и рейки |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
|
Ассоциация Кришна Мурти» |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
|
Центр «Сахаджа Йога» (Шри Ауробинда Гхош) |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
Ц1 |
|
Филиал ККОО «Йога-путь всестороннего развития человека». |
Восточная мистика и практика |
Ц1 |
||
Эзотерическая группа «Свет» |
Оккультно-теософское учение |
Ц1 |
Ц1 |
|
Сочинское городское Рериховское общество «Живая Этика» |
Теософия, учение Е.Блаватской — Н.Рериха |
Ц1 |
Ц1 |
|
Союз «Хранители пламени |
Теософия, учение Алис Бейли |
Ц1 |
Ц1 |
|
Центр нового мышления «Наука разума» |
Синтетическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
|
Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук» |
Синтетическое учение |
Ц1 |
||
Религиозная группа «Власть над временем» |
Синтетическое учение |
Ц1 |
||
Центр ДЭИР — Дальнейшее энергоинформационное развитие |
психотехнология |
Ц1 |
||
Церковь Гробового ДРУГГ |
синтетическое учение |
Ц1 |
||
Русское общество «Собор» |
православие |
Ц1 |
||
Православное общество «Святая Русь» |
православие |
Ц1 |
||
Сочинское отделение Общества «Стержневая истина» |
Ц1 |
Ц1 |
||
Межконфессиональная благотворительная Миссия «Наследники Иисуса Христа» |
Ц1 |
Ц1 |
||
Открытый университет «Махариши» |
Восточное учение |
Ц1 |
Ц1 |
|
Центр духовной традиции «Троеперстие» |
язычество |
Ц1 |
Ц1 |
|
Клуб экзотерических мероприятий |
мистика |
Ц1 |
Ц1 |
|
Восточное Рериховское общество «Урусвати» |
теософия |
Ц1 |
Ц1 |
|
Клуб нейролингвистического программирования |
Синтетическое учение |
Ц1 |
Ц1 |
Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи
Вышеназванные религиозные объединения не связаны между собой теологически, но основаны на «околорелигиозной философии» и, несмотря на различные названия и эклектичность, имеют общие черты, импонирующие молодежной аудитории:
-уменьшение роли или вовсе отсутствие роли Церкви, профессиональных служителей, следовательно, обрядов, что привлекает молодежь, избегающую всякого консерватизма и оппозиционную ему;
-провозглашение принципа ненасилия и миролюбия к другим конфессиям;
-усиление в религиях функции успокоения, снятия стрессов, корректировки энергетических полей, курс на гармонизацию психологических взаимоотношений;
-акцентирование на личностном начале в религии, т.е. на самореализации, самосовершенствовании, самопознании;
-постулировании идеи всемогущества каждого человека, своего рода антропоцентризм, что очень важно в современных условиях, когда зачастую кажется, что общество вот-вот раздавит тебя, когда теряется смысл жизни .
Новые религиозные объединения в Сочи можно классифицировать по следующим видам или формам существования .
Первая форма существования — религиозные группы. Объективная сложность учета таких организаций в том, что они могут не уведомлять органы местного самоуправления о своей деятельности ( п.2.ст.7 Федеральный Закон «О свободе совести и о религиозных объединений» от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ). Это затрудняет изучение истории появления этих организаций и мониторинг религиозной ситуации. Уведомили о своем существовании Сочинскую администрацию СФ Международной организации «Брахма Кумарис», «Власть над временем» и Донская православная казачья епархия Церковь Духа Света.
Вторая форма существования — это приобретение статуса общественной организации, например, Рериховское общество «Живая Этика», школа «Психология человеческих отношений», Сочинская городская общественная организация «Духовная Академия наук», другие «пограничные» организации. В их деятельности, однако, можно проследить:
-обожествление лидера;
-эсхатологизм;
-синкретичность, обещающая своим последователям освобождение от страданий.
Третья форма — восточные практики, обучающие магии, оккультизму, корректирующие энергетическое поле человека, работающие по системе Гробового, рейки, предлагающие свою методику лечения. В Сочи деятельность таких НРД представлена Клубом нейролингвистического программирования, эзотерической группой «Свет», ассоциацией Чжун Юань, Цигун и рейки и т.п. Деятельность большинства центров лицензирована, но многие формы их деятельности до конца не изучены и способны оказать сильное и непредсказуемое воздействие на психику.
Таблица 4 Численность прихожан некоторых конфессий в г. Сочи на 2006 год
Название организации |
Адлер |
Центр |
Хоста |
Лазаревское |
Итого прихожан |
РПЦ |
|||||
ААЦ |
|||||
РКЦ |
|||||
ЕХ |
|||||
ЕХБ |
420+20 |
||||
ХВЕ |
1010+30 |
||||
ХНАЦ |
|||||
Мормоны |
|||||
ХАСД |
|||||
Свидетели Иеговы |
|||||
Исламские организации |
|||||
Иудаизм |
|||||
Вайшнавизм |
|||||
ВМУ |
|||||
ВЗС |
|||||
Язычество |
|||||
Теософия |
|||||
Синтез |
|||||
ВМиП |
|||||
Психотехнологии |
Примечание: использованы данные отдела по взаимодействию с общественными и религиозными организациями при Администрации города Сочи; знак + означает прихожан незарегистрированных организаций
С представителями большинства объединений органами муниципального самоуправления установлены контакты, отношения выстраиваются в рамках существующего законодательства и носят урегулированный характер.
Лидирующие позиции по-прежнему сохраняет РПЦ, о чем свидетельствуют данные о численности прихожан на 2006 год.
Также крупными конфессиями являются евангельские Христиане (1330 членов), Свидетели Иеговы (1100 членов), и Христиане Веры Евангельской (более 1000 человек).
Численность новых религиозных движений (НРД) небольшая — от 3 до 10 человек, за исключением Церкви Евангельских христиан — 200 человек и Рериховского общества «Живая этика» — 150 человек. До 30 человек входят в религиозную группу «Исход», до 20 — в Рериховское общество «Урусвати».
Большая часть прихожан традиционных религиозных организаций и НРД базируется в Центральном и Адлерском районах города, что вызвано определенными причинами, о которых будет сказано ниже.
Анализируя развитие религиозных объединений в Сочи с 1985 по 2006 годы, можно сделать некоторые выводы. Налицо две тенденции: рост религиозных организаций различной конфессиональной принадлежности и появление множества религиозных групп и общественных организаций религиозной направленности.
В настоящее время религиозная ситуация стабильна, но на основании статистических данных можно предположить дальнейшее увеличение численности разнообразных религиозных и околорелигиозных групп, небольших по составу.
Чем же обусловлена поликонфессиональность Сочи и тенденция к ее дальнейшему усилению? Увеличение роли религиозного фактора в Краснодарском крае (в том числе и в г. Сочи) складывается под влиянием трех составляющих: общемировой, российской, региональной.
Первая связана с явлением, которое отражено в концепции «столкновения цивилизаций» С. Хантингтона, «конца истории» Ф. Фукуямы, «столкновения фундаментализмов» Тарика Али, «начала третьей мировой войны» (Ф. Энгельхард), деления мира на «зону мира» и «зону конфликта» (Х.-Х. Хольм и Г. Соренсен) и пр. В каждой из этих концепций религия играет дифференцирующую роль маркера цивилизации.
Еще в 1990 году Э. Тоффлер писал о возвращении в мировую политику глобальных воителей (транснациональные корпорации, мировые религии — прежде всего, ислам и католицизм), что может привести к возрождению гетерогенной мировой системы (системы, существовавшей еще в доиндустриальную эпоху, когда политическая власть не была распределена между национальными государствами) только в новых условиях глобальных возможностей — мире высоких технологий, Интернета и ядерного оружия .
Но кроме «новых старых игроков» — традиционных религий, появляются и новые религиозные движения (НРД). Вместо концентрированных религиозных традиций возникает плюралистическое поле размытой религиозности. Появившиеся в современных условиях, новые религиозные движения вступают в конкуренцию с традиционными религиями, чему способствуют и такие завоевания секулярного мира, как свобода совести и плюрализм ценностей — в том числе религиозных.
Кроме данных общемировых тенденций, для России характерна и специфическая российская составляющая — преодоление атеистического прошлого. После Октябрьской революции 1917 года наша Родина оказалась страной воинствующего атеизма, т.е. страной, где секуляризация проходила не постепенно и закономерно, а насильственно. Это иллюстрируют и документы 20-х-30-х годов XX века, хранящиеся в сочинском архиве: «О передаче бывшей Хлудовской церкви в ведение треста общественного питания для размещения склада», «О передаче церквей в с. Ахштырь и Верхней Николаевке под школы», «О закрытии лютеранского молельного дома в с. Навагинское» и даже — «О запрещении в Сочи церковного звона» .
В 90-е годы XX века наше государство встало на путь приобщения к мировому сообществу, построения правового государства и создания предпосылок для гражданского общества. Поэтому, с одной стороны, конфессии в России пережили десятилетия явных и скрытых репрессий, с другой стороны, процессы демократизации и гласности, начавшиеся в нашей стране с конца 80-х — начала 90-х годов, позволили им получить то, чего оказались уже почти лишены к этому времени традиционные религии во многих странах западной демократии — институциональность, возможность участвовать в оформлении новой национальной (государственной) идеологии, активно и вполне легитимно влиять на общественное развитие и общественные устои.
Однако процесс ресекуляризации в РФ протекает стихийно, в отсутствие выработанной и твердо проводимой вероисповедной политики, отношения между государством и конфессиями складываются вслед за развитием ситуации, в результате активности религиозных объединений или вследствие других общественных явлений, имеющих отношение к религии, в частности современного международного терроризма.
Законодательство РФ, регулирующее взаимоотношения конфессий и государства, включающее в себя около ста нормативных актов, несовершенно и нуждается во внесении изменений. Например, практика применения ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» показывает, что необходимо упорядочить деятельность религиозных групп без регистрации, определить, что навязывание гражданам по месту жительства либо в иных местах религиозной литературы и убеждений против их воли является нарушением прав граждан, конкретизировать термины «вблизи объектов религиозного почитания» (п.6, ст.3), «государство уважает внутренние установления религиозных организаций» (п.2.ст. 15) и т.д.
Определенный интерес у религиозных объединений, особенно НРД, вызывают и специфические особенности Краснодарского края, и города Сочи в том числе. Речь идет о выгодном экономико-географическом положении; благоприятном климатическом режиме, позволяющем проводить миссионерскую работу на улице в течении практически всего года; большом количестве приезжих, т.к. речь идет об одной из наиболее важных рекреационных зон РФ.
Как и в любом другом городе-курорте, в Сочи царит «курортная атмосфера»: некоторая нестабильность заработков местного населения (сезонный характер доходов), отсутствие у части молодого поколения позитивного отношения к труду, привычка к «легким деньгам» (которые, как известно, не только приходят, но и уходят легко), большим количеством игровых залов и развлекательных заведений вообще. Все это способствует стремлению молодого поколения жить в условиях «вечного праздника», а так как это невозможно, то возникают неизбежные стрессы, одним из средств преодоления которых является религия.
Молодые люди ищут истину, добро, любовь и, не находя их в обществе, обращают взгляды на религию, причем часто не на традиционные православие, ислам, а на нетрадиционные конфессии.
В Сочи имеется значительное количество людей с высшим образованием, выпускников местных вузов (вузы сосредоточены в основном в Центральном и Адлерском районах), людей грамотных, но часто невостребованных по специальности. Это одна из предпосылок для успешного действия разнообразных восточно-мистических, саентологических учений, а также новых, «энерго-информационных психотехнологий».
Исходя из анализа религиозной ситуации в городе Сочи ( типичной для ЮФО и, с некоторыми оговорками, для РФ), можно уверенно утверждать, что в будущем религиозный фактор станет одним из инструментов политической мобилизации в области удовлетворения экономических, социальных и культурно-нравственных, идеологических амбиций. Отсюда насущная необходимость в последовательной и продуманной государственной вероисповедной политике, в выработке четких принципов взаимодействия государства и религиозных организаций, усовершенствовании законодательства, регулирующего взаимоотношения между ними.
Известно, что существуют две модели взаимоотношений государства и религиозных объединений. Первая — сепарационная, когда упор делается на секулярный характер государства и государство абстрагируется от любой религии, не предоставляя ни одной конфессии политических и иных преференций. В большинстве стран сложилась кооперационная модель взаимоотношений государства и религиозных объединений. Понятие традиционная конфессия обладает там необходимой юридической определенностью, государство финансирует процесс обучения основам данного вероисповедания на факультативной основе в государственных школах, предоставляет ряд социальных и правовых льгот.
В России с середины 90-х годов XX века внедряются элементы кооперационной модели. Прежде всего, в практике сотрудничества органов исполнительной власти и субъектов РФ с религиозными организациями, в первую очередь с РПЦ.
РПЦ считает правильным отделение церкви от государства, но предполагает углубить сотрудничество государства и церкви для нравственного, культурного, патриотического воспитания граждан. Администрация Краснодарского края совместно с Екатеринодарской и Кубанской епархией проводит большую работу в области охраны, восстановления, развития исторического и культурного наследия Краснодарского края: принята «Краевая целевая программа восстановления и реставрации православных храмов в Краснодарском крае на 2005-2010 годы», которая предусматривает реставрацию и сочинских храмов; в 1996 году был подписан рамочный договор между администрацией края Екатеринодарской и Кубанской епархией о сотрудничестве в области образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности; в общеобразовательный процесс краснодарских и сочинских школ вводится курс «Основы православной культуры». В 2006 году в Сочи прошли курсы повышения квалификации для преподавателей этого курса, сертификат получили 27 человек. В школах №3, №4, №6, №8 города, по заявлению и с согласия родителей, этот курс уже читается (на факультативной основе). В начале июня 2007 года преподаватели ОПК из Краснодара проводили в Сочи мастер-класс, после чего совершили паломничество по православным святыням города-курорта.
Слишком активное взаимодействие РПЦ с властью вызывает недовольство представителей иных конфессий, но необходимо учитывать объективные предпосылки такого социального партнерства.
Кубань имеет давние корни христианства. В средневековье для византийских и европейских купцов наибольшее значение имел путь через перевал Псеашхо в Красную Поляну и далее к сочинскому побережью. Вдоль него возникла целая цепь системы укреплений и найдено около двух десятков христианских храмов и крепостей . Возможно, наиболее древние православные храмы — это храм Бзыбский и в Лоо. Давид Чачхалиа датирует их XI веком .
В 1860 г. в Санкт-Петербурге было учреждено Общество по Восстановлению православного христианства на Кавказе . В 1885 г. учреждается самостоятельная Сухумская епархия, в которую вошли и нынешняя Абхазия и прибрежная часть Черноморской губернии, включая и Новороссийск.
Православная Церковь в Сочи появилась «вследствие отсутствия отправлений религиозных треб», «необходимых во вновь заселяемом крае» в 1874 на пожертвованные средства . Церковь освятили во имя Святого Архистратига Михаила, т.е. в напоминание Великого Князя Михаила, наместника Кавказского.
По данным на 01.01.1893 в Черноморской губернии имелось 10 часовен и молитвенных домов, 7 каменных и 6 деревянных церквей и монастырей православного вероисповедания и только одно культовое сооружение неправославного вероисповедания. Это объясняет, почему РПЦ и некоторые другие традиционные организации сегодня более влиятельны, активнее взаимодействуют с органами власти и пользуются принадлежащими им правами. Учитывая вышесказанное, а также демократический характер современного российского общества, можно сделать вывод, что определенные религиозные организации неизбежно, при равенстве прав религиозных объединений, в силу большей привлекательности и большего признания в обществе, будут лидировать в межконфессиональной конкурентной борьбе.
Таким образом, традиционные религиозные организации в рамках действующего законодательства имеют все необходимые правовые возможности стать влиятельными позитивными силами в обществе без приобретения особого правового статуса. Более того, особый статус может принести им вред, исказить их специфику как уникальных социальных институтов, обострить межконфессиональные споры.
Очевидно, при совершенствовании ГВП и законодательства в области государственно-конфессиональных отношений надо учитывать всю неоднозначность и сложность конфессиональной ситуации. Это процесс не должен сопровождаться установлением дискриминационных, противоречащих конституциональным нормам о равенстве религиозных объединений перед законом.
Религиозные организации активно интегрируются в правовое поле РФ и оказывают значительное влияние на социальные процессы в нашей стране. Но сегодня ни религиозные организации, ни муниципальные органы власти не готовы в полной мере осуществлять свои права и обязанности как субъекты правоотношений. Обращаясь за помощью, некоторые руководители религиозных организаций с удивлением узнают, что государство не вправе вмешиваться в деятельность юридических лиц, они сами обладают всеми правами и несут ответственность за свою деятельность. Отсутствие юридической подготовки не редко свойственно не только многим религиозным деятелям, но взаимодействующим с ними чиновникам государственных и муниципальных органов. Однако высшие учебные заведения не готовят специалистов в сфере правовых отношений с религиозными организациями, хотя стремительная смена правовой базы диктует, наряду с изучением религиоведения, освоение будущими специалистами представлений о церкви и религии не только как о феноменах, но и как о субъектах права.
Введение спецкурса «Религия и право» в некоторых вузах страны, в том числе в СФ РУДН, таким образом, вызвано объективными причинами, в том числе и потребностями формирующегося в РФ гражданского общества. Этот курс будет способствовать также формированию у молодежи более широкого и углубленного взгляда на мир, на историю взаимоотношений народов нашей страны. В этом же контексте необходимо знакомить молодежь с основами знаний о религиях, причем преподавание должно исключить мировоззренческий конфликт в сознании студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Библиографическая ссылка
Ионова З.Н. ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ СИТУАЦИИ В СОЧИ НА РУБЕЖЕ XX-XXI ВЕКОВ // Успехи современного естествознания. – 2007. – № 12-1. – С. 102-108;
URL: http://www.natural-sciences.ru/ru/article/view?id=11871 (дата обращения: 30.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Problems of civil-legal status of a religious organization as a subject of commercial activity Shkuropatov D.1, Gavrilov V.2 Проблемы гражданско-правового статуса религиозной организации как субъекта коммерческой деятельности Шкуропатов Д. М.1, Гаврилов В. Н.2
‘Шкуропатов Дмитрий Михайлович / Shkuropatov Dmitry — студент;
2Гаврилов Владимир Николаевич / Gavrilov Vladimir — кандидат юридических наук, доцент, кафедра гражданского и семейного права, Институт прокуратуры Российской Федерации Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов
Аннотация: статья посвящена проблемам гражданско-правового статуса религиозной организации как субъекта коммерческой деятельности. Приведен анализ законодательства и судебной практики по данному вопросу. Обосновывается необходимость внесения поправок в Федеральный закон от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», а именно закрепления в статье 17 права религиозных организаций на реализацию предметов религиозного назначения. Abstract: the article is devoted to problems of civil-legal status of a religious organization as a subject of of commercial activity. An analysis of the legislation and judicial practice on this issue. The necessity of amendments to the Federal Law of 26 September 1997 «On Freedom of Conscience and Religious Associations», namely consolidation in article 17 the right of religious organizations to the implementation of the religious articles.
Ключевые слова: гражданско-правовой статус, религиозная организация, пожертвование, продажа, реализация, распространение.
Keywords: civil status, religious organization, donation, sale, distribution.
Правовое положение религиозных организаций определено рядом нормативно—правовых актов, придающих им статус некоммерческих организаций, не преследующих извлечение прибыли в качестве основной цели деятельности и не распределяющих полученную прибыль между участниками.
Современные реалии способствуют стремительной коммерциализации религиозных организаций, а законодательная база создает благоприятную почву для развития религиозного предпринимательства.
Часть 4 ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) гласит, что некоммерческие организации могут осуществлять приносящую доход деятельность, если это предусмотрено их уставами, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы, и если это соответствует таким целям .
Статья 23 ФЗ от 26 сентября 1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (с изм. на 30.03.2016) (далее — Закон «О свободе совести») закрепляет право религиозных организаций осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации .
Также религиозные организации освобождены от налогообложения на реализацию производимых ими предметов религиозного назначения и религиозной литературы (подп. 1 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ) .
Неопределенность в определении понятия «пожертвование» возникает при анализе статьи 123.28 ГК РФ, в соответствии с которой религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе имущества, приобретенного или созданного ими за счет собственных средств, а также пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям.
Согласно частям 1 и 2 ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях .
Встречная передача вещи или права либо встречного обязательства делает пожертвование ничтожным (ст. 572 ГК РФ). В данном случае должны применяться правила, предусмотренные пунктом 2 статьи 170 ГК РФ (притворная сделка).
Когда распространение предметов религиозного назначения в магазинах, лавках религиозных организаций определяется «бесплатной раздачей» этих предметов верующим, которые взамен
осуществляют пожертвование, это явно противоречит определению понятия «пожертвование», содержащемуся в ГК РФ.
В соответствии со ст. 17 Закона «О свободе совести» религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять предметы религиозного назначения.
Однако понимать распространение предметов религиозного назначения в качестве торговой деятельности религиозной организации тоже некорректно. При этом, в 2012 г. Хамовнический районный суд г. Москвы вынес неоднозначное решение по иску Межрегиональной общественной организации Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль в действии» к Религиозной организации «Подворье Патриарха Московского и всея Руси Кафедральный соборный Храм Христа Спасителя Русской Православной Церкви (Московский Патриархат). По мнению суда, Ответчиком предметы религиозного назначения не продаются, а «распространяются» .
Считаем необходимым рассмотреть правовую семантику понятий «продажа», «реализация» и «распространение».
Определение понятия «продажи» содержится в приказе Минфина РФ от 31 октября 2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» . Исходя из смысла счета 90 «Продажи», под продажами понимаются являющиеся обычным предметом деятельности организаций и направленные на получение доходов хозяйственные операции, предполагающие куплю-продажу (обмен) организацией товаров, выполнение ею работ, оказание организацией услуг, а также предоставление или эксплуатацию прав .
Пункт 1 ст. 39 Налогового кодекса РФ даёт определение понятия «реализации», под которой признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу .
Исходя из данных определений, мы делаем вывод о том, что понятия «реализация» и «продажа» схожи по правовой семантике и предполагают возмездный характер осуществляемых действий.
Согласно ст. 23 Закона «О свободе совести» религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.
Под предпринимательской деятельностью ГК РФ понимает самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п.3 ч.1 ст.2).
Понятие «распространение» не содержится в определении понятия «предпринимательская деятельность» и не закрепляется в российском законодательстве.
При вынесении решения Хамовнический районный суд г. Москвы пришел к выводу, что «распространение ответчиком религиозной литературы, печатных, аудио — и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения не является торговой деятельностью, поскольку имеет своей целью достижение уставных задач, связанных с реализацией гражданами права на совместное исповедание и распространение веры» .
Представитель ответчика указал, что ответчиком на предоставленных площадях осуществляются богослужения, а также имеются места распространения предметов религиозного назначения в соответствии с предоставленным перечнем на основе добровольных пожертвований.
Однако трудно предположить безвозмездный характер распространения предметов религиозного назначения, то есть их бесплатную передачу прихожанам на основе добровольных пожертвований, т.к. это, как мы уже отмечали выше, подпадает под правила притворной сделки (ст. 170 ГК РФ).
Остается догадываться, намеренно ли законодатель оставил без разграничения понятия «реализация» и «распространение»? Под реализацией, в данном контексте, нужно понимать именно возмездную передачу предметов. То есть, религиозная организация в данном случае выступает в качестве продавца товаров религиозного назначения, а соответственно, должна подпадать под действие ФЗ «О защите прав потребителей».
В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (ред. от 08.03.2015) (далее — Закон «О применении ККТ»), обязанность по применению ККТ при реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы у религиозных организаций отсутствует .
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Также данным ФЗ не предусмотрено использование религиозными организациями бланков строгой отчетности, утвержденных Минфином РФ .
Следовательно, мы делаем вывод о том, что изначально отсутствует документальное подтверждения совершаемой сделки (кассовый чек, товарный чек, бланк и т.д.) и прихожане при обнаружении недостатков приобретаемых товаров заведомо лишаются возможности обменять или вернуть их.
В целях решения данной проблемы и обеспечения защиты прав потребителей товаров религиозного назначения, необходимо закрепить в ФЗ «О применении ККТ» обязанность религиозных организаций использовать бланки строгой отчетности при реализации товаров религиозного назначения.
Также в ст. 17 Закона «О свободе совести» в принципе отсутствует право религиозных организаций на реализацию, поэтому считаем необходимым внести в данную статью поправки и, тем самым, разграничить понятия «реализация» и «распространение».
Предлагаем вариант ч. 1 статьи 17 Закона «О свободе совести» с необходимым, на наш взгляд, дополнением:
Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения.
I. Религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать, реализовывать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио — и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения.
Также мы предлагаем законодательно закрепить понятие «распространение» в ФЗ «О свободе совести», а в частности дополнить ст. 17 частью 1.1:
«Распространение — бесплатная передача прихожанам религиозной литературы, печатных, аудио — и видеоматериалов и иных предметов религиозного назначения на основе добровольных пожертвований и в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации».
Литература
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ (с изм. на
01.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10 апреля 2016 г.).
3. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 31 июля 1998 № 146-ФЗ (ред. от
05.04.2016) // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 10 апреля 2016 г.).
6. Федеральный закон от 22 мая 2003 № 54-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 15 апреля 2016 г.).
7. Информационное письмо Минфина РФ от 22 августа 2008 «О порядке утверждения форм бланков строгой отчетности» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 15 апреля 2016 г.).
8. Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово — хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 15 апреля 2016 г.).
9. Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 10 июля 2012 по делу № 2-1933/12. // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 11 апреля 2016 г.).
10. Апелляционное определение Московского городского суда от 14 сентября 2012 по делу № 1120491/2012 // СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения 11 апреля 2016 г.).
11. Российская Газета. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». Часть