О международных договорах

Содружество Независимых Государств (СНГ) – региональная международная организация. 8 декабря 1991 г. Республика Белоруссия, Российская Федерация и Украина подписали Соглашение о его создании.

21 декабря 1991 г. в Алма-Ате главы одиннадцати государств подписали Протокол к данному Соглашению. В нем зафиксировано, что Азербайджанская Республика, Республика Армения, Республика Белоруссия, Республика Казахстан, Киргизская Республика, Республика Молдова, Российская Федерация, Республика Таджикистан, Туркменистан, Республика Узбекистан и Украина на равноправных началах образуют Содружество Независимых Государств. Грузия стала членом СНГ в 1993 г. и вышла из его состава 18 августа 2009 г. Украина с 2014 г. фактически не участвует в деятельности Содружества, не направляя при этом официального уведомления о выходе из организации.

22 января 1993 г. был принят Устав Содружества. Его не подписали Туркменистан и Украина, которые тем самым де-юре не являются государствами-членами, а считаются государствами – участниками СНГ.

Рабочий язык СНГ – русский.

Содружество Независимых Государств является самым крупным по составу участников региональным интеграционным объединением на постсоветском пространстве, авторитетной площадкой для равноправного диалога и углубления взаимодействия между государствами-участниками.

Совместная работа в рамках СНГ осуществляется через уставные органы: Совет глав государств (СГГ), Совет глав правительств (СГП), Совет министров иностранных дел (СМИД), Совет министров обороны (СМО), Совет командующих Пограничными войсками (СКПВ), Экономический суд, Межпарламентскую ассамблею (МПА), а также через систему органов отраслевого сотрудничества. Создана сеть базовых организаций, занимающихся главным образом подготовкой и повышением квалификации кадров в различных отраслях.

Принятие решений в СНГ осуществляется на основании консенсуса, при этом государства-участники самостоятельно определяют степень своей вовлеченности в те или иные области сотрудничества.

10 октября 2008 г. принято Положение о национальных координаторах государств – участников СНГ, подписанное всеми странами Содружества кроме Азербайджана, Туркменистана и Украины. Распоряжением Президента Российской Федерации В.В.Путина от 30 марта 2020 г. национальным координатором Российской Федерации по делам СНГ назначен Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации А.Л.Оверчук.

10 октября 2008 г. также утверждено Положение о председательстве в СНГ, в котором зафиксирован принцип сквозного председательства государств-участников в течение года в Совете глав государств, Совете глав правительств, Совете министров иностранных дел, Экономическом совете, Комиссии по экономическим вопросам и Совете постоянных полномочных представителей государств – участников СНГ при уставных и других органах Содружества на основании ротации в порядке русского алфавита названий стран. В связи с неурегулированностью нагорно-карабахского конфликта Азербайджан и Армения не председательствуют в Содружестве и не проводят на своей территории заседания Совета глав государств, Совета глав правительств и Совета министров иностранных дел СНГ.

С 1 января 2020 г. функции страны-председателя в Содружестве осуществляет Узбекистан. Сопредседатели – Туркменистан (предыдущее председательство) и Республика Белоруссия (следующее председательство). В Концепции председательства Узбекистана в СНГ в 2020 г. в качестве основных приоритетов выделены укрепление и наращивание торгово-экономических связей, военного и военно-технического сотрудничества, взаимодействие в области науки и инноваций, продвижение на различных международных площадках общей позиции по внешнеполитическим вопросам, противодействие терроризму, экстремизму, наркотрафику, оргпреступности и киберугрозам, укрепление культурно-гуманитарных связей, обеспечение информбезопасности стран СНГ.

Под председательством Узбекистана в формате видеоконференции состоялись заседания Совета министров иностранных дел (12 мая 2020 г.) и Совета глав правительств (29 мая 2020 г.). Во втором полугодии 2020 г. в Ташкенте запланировано проведение заседаний Совета глав государств (16 октября), Совета глав правительств (6 ноября) и Совета министров иностранных дел (15 октября).

Единым постоянно действующим исполнительным, административным и координирующим органом СНГ является Исполнительный комитет со штаб-квартирой в Минске и Отделением в Москве. Председатель Исполнительного комитета – Исполнительный секретарь СНГ утверждается Советом глав государств Содружества на трехлетний срок. В настоящее время эту должность занимает Сергей Николаевич Лебедев. Решением Совета глав государств СНГ от 11 октября 2019 г. его полномочия продлены до 31 декабря 2022 г.

Документом, определяющим основные направления взаимодействия в рамках Содружества, является Концепция дальнейшего развития СНГ, принятая 5 октября 2007 г. В целях адаптации СНГ к современным реалиям в настоящее время завершается работа по актуализации Концепции и разработке Плана основных мероприятий по ее реализации.

Особое значение в рамках СНГ придается выработке единых позиций по актуальным мировым проблемам. Эффективным инструментом на данном направлении является принятие и распространение в ООН, ОБСЕ и других международных организациях совместных заявлений глав государств и министров иностранных дел Содружества.

В 2018 г. были приняты заявления глав государств – участников СНГ по случаю 70-летия со дня принятия Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 года, о Всемирных играх кочевников, Заявление министров иностранных дел государств – участников СНГ о недопущении размывания принципа невмешательства во внутренние дела суверенных государств. Также были подписаны заявления глав государств и министров иностранных дел стран СНГ в связи с 90-летием Чингиза Айтматова.

В 2019 г. были приняты Обращение министров иностранных дел стран СНГ о необходимости сохранения и надлежащего ухода за воинскими памятниками и воинскими захоронениями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., Совместное заявление государств – участников СНГ «О поддержке практических шагов по предотвращению гонки вооружений в космическом пространстве», Обращение глав государств – участников СНГ к народам стран Содружества и мировой общественности в связи с 75-летием Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Дальнейшему укреплению внешнеполитической координации в рамках Содружества призвана способствовать Программа действий по активизации партнерства между внешнеполитическими ведомствами государств-участников СНГ, принятая на заседании СМИД СНГ в Ашхабаде 10 октября 2019 г. и подписанная всеми странами Содружества, кроме Азербайджана и Молдавии.

На торгово-экономическом направлении в рамках Договора о зоне свободной торговли от 18 октября 2011 г. продолжается работа по открытию рынков и созданию равных условий для осуществления хозяйственной деятельности экономических субъектов государств – участников СНГ, предпринимаются шаги по стимулированию взаимной торговли, гармонизации норм, стандартов СНГ и Евразийского экономического союза, устранению барьеров на пути движения товаров и услуг.

На саммите Содружества 11 октября 2019 г. в Ашхабаде была принята Декларация о стратегическом экономическом сотрудничестве государств – участников СНГ. Документ призван более полно использовать социально-экономический потенциал каждого государства и Содружества в целом, расширять равноправное, взаимовыгодное и комплексное сотрудничество, наращивать экономические связи, повышать конкурентоспособность национальных экономик.

В рамках реализации поставленных задач на заседании СГП СНГ 29 мая 2020 г. в формате видеоконференции была утверждена Стратегия экономического развития СНГ на период до 2030 г., определяющая основные пути и механизмы достижения поставленных на данном направлении целей.

Активно развиваются контакты стран Содружества в культурно-гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ в Казани 26 августа 2005 г. заключено Соглашение о гуманитарном сотрудничестве государств – участников СНГ, которое охватывает вопросы науки, культуры, образования, информации, туризма, спорта, включая принципы и формы взаимодействия в этих областях на перспективу.

На заседании СГГ СНГ в Минске 28 ноября 2006 г. подписано Соглашение о создании Совета по гуманитарному сотрудничеству государств – участников СНГ (СГС). Совет ведет работу по координации деятельности СНГ в гуманитарной сфере.

На заседании СГП СНГ 25 мая 2006 г. в Душанбе подписан Договор о создании Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств – участников СНГ (МФГС). Его участниками являются Азербайджан (с июня 2008 г.), Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия (с июля 2014 г.), Россия, Таджикистан и Узбекистан.

При поддержке СГС и МФГС проводятся крупные культурные и общественные мероприятия, реализуются совместные издательские, молодежные и образовательные проекты.

Положительно зарекомендовала себя практика объявления в Содружестве тематических годов в гуманитарной сфере. На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи принято решение об объявлении 2019 года Годом книги, 2020 года – Годом 75-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В ходе саммита Содружества 28 сентября 2018 г. в Душанбе принято Решение об объявлении в СНГ 2021 г. Годом архитектуры и градостроительства.

Важным механизмом укрепления взаимодействия являются организуемые на ежегодной основе форумы творческой и научной интеллигенции государств – участников СНГ. XIV Форум прошел 15-16 мая 2019 г. в Ашхабаде.

В культурной сфере между государствами-участниками действуют соглашения о сотрудничестве: в области культуры (15 мая 1992 г.); в области кинематографии (10 февраля 1995 г.); в области книгоиздания, книгораспространения и полиграфии (16 апреля 2004 г.).

26 мая 1995 г. было подписано Соглашение о создании Совета по культурному сотрудничеству государств – участников СНГ.

Продолжается работа в рамках Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества». На заседании СГГ СНГ 11 октября 2017 г. в Сочи было утверждено решение «О реализации Межгосударственной программы «Культурные столицы Содружества» в 2018 году в Республике Армения (г. Горис), в 2019 году – в Республике Беларусь (г. Брест), в 2020 году – в Республике Казахстан (г. Шымкент)». На заседании СГГ СНГ 28 сентября 2018 г. (г. Душанбе) принято Решение о реализации межгоспрограммы в 2021 г. в Таджикистане, объявив Культурной столицей Содружества в 2021 г. Душанбе. На очередном заседании СГГ СНГ предполагается принять решение о реализации в 2022 г. Межгоспрограммы в Киргизской Республике (г.Каракол).

В научно-техническом сотрудничестве особая роль отводится развитию взаимодействия в сфере инноваций. Координацией этого направления работы занимается приступивший к практической деятельности в 2010 г. Межгосударственный совет по сотрудничеству в научно-технической и инновационной сферах. 19 мая 2011 г. учрежден Совет по сотрудничеству в области фундаментальной науки государств – участников СНГ.

В связи с истечением в 2020 г. срока исполнения Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств – участников СНГ на период до 2020 г. ее участниками было признано целесообразным разработать проект аналогичной программы до 2030 г.

Соглашение о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. определило вектор развития многостороннего взаимодействия в этой сфере, особо акцентировав стремление государств-подписантов к осуществлению согласованной образовательной политики. В качестве инструмента реализации достигнутых договоренностей в 1997 г. был учрежден отраслевой Совет по сотрудничеству в области образования государств – участников СНГ.

Соглашение о формировании единого (общего) образовательного пространства Содружества подписано в Москве 17 января 1997 г. Оно предусматривает создание механизма координации деятельности в области образования, подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров; разработку необходимой правовой базы по вопросам взаимодействия в области образования, установления требований к документам об образовании и механизма взаимного признания эквивалентности дипломов, ученых степеней и званий.

В рамках СНГ действуют 32 базовые организации в гуманитарной сфере.Перспективным проектом на образовательном треке стало инициированное РУДН в 2008 г. создание Сетевого университета СНГ (СУ) в форме консорциума ведущих вузов стран Содружества. На июнь 2020 г. в него входят 38 вузов из девяти стран. 29 мая 2020 г. подписано Соглашение об учреждении и функционировании СУ СНГ.

Важную роль в формировании единого информационного пространства в Содружестве играют отраслевые органы СНГ – Совет руководителей информационных агентств, Совет руководителей государственных и общественных телерадиоорганизаций государств – участников СНГ, Межгосударственный совет по сотрудничеству в области периодической печати, книгоиздания, книгораспространения и полиграфии, Межгосударственный совет по научно-технической информации.

Значительную роль в информационном поле Содружества играет работа Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» (МТРК «Мир»). На заседании Совета глав правительств СНГ 28 сентября 2012 г. в Ялте была утверждена Концепция информационного телеканала «Мир 24», который с 1 января 2013 г. перешел из тестового режима на полноформатное вещание.

На заседании Совета глав правительств СНГ 25 ноября 2005 г. в Москве подписано Соглашение государств – участников СНГ о сотрудничестве в сфере работы с молодежью. Создан и функционирует Совет по делам молодежи государств – участников СНГ. В рамках заседания СГП СНГ 1 июня 2018 г. в Душанбе был принят Международный молодежный проект «100 идей для СНГ», который нацелен на расширение участия молодежи в интеграционных процессах.

Одним из востребованных направлений сотрудничества в рамках организации остается взаимодействие на правоохранительном треке. Государства – участники СНГ рассматривают борьбу с терроризмом и экстремизмом, организованной преступностью, незаконным оборотом наркотиков и их прекурсоров, коррупцией, киберугрозами, отмыванием финансовых средств, полученных преступным путем, как одну из важнейших задач обеспечения стабильного развития наших стран. Серьезное внимание уделяется совместной работе государств Содружества по обеспечению безопасности внешних границ. Наращивается интенсивность многостороннего взаимодействия правоохранительных органов не только по борьбе с преступностью, но и по её предупреждению.

Активно задействуется потенциал соответствующих органов отраслевого сотрудничества СНГ: Совета министров внутренних дел и руководимого им Бюро по координации борьбы с организованной преступностью и иными опасными видами преступлений на территории государств – участников СНГ, Координационного совета генеральных прокуроров, Координационного совета руководителей органов налоговых (финансовых) расследований, Межгосударственного совета по противодействию коррупции, Совета руководителей подразделений финансовой разведки, Совета руководителей пенитенциарных служб, а также Совета руководителей органов безопасности и специальных служб под общим руководством которого действуют Антитеррористический центр СНГ и его отделение по Центрально-Азиатскому региону в Бишкеке.

Важное место во взаимодействии Российской Федерации со странами Содружества отводится ежегодно проводимым с 2013 года встречам секретарей советов безопасности государств – участников СНГ. Подобные мероприятия, ставшие уже регулярными, являются одной из востребованных площадок для обмена мнениями и выработки совместных действий по острым проблемам, касающимся обеспечения безопасности и противодействия терроризму на пространстве СНГ.

Системность и согласованность деятельности компетентных органов государств Содружества обеспечивается благодаря целевым среднесрочным программам. В 2018 году Совет глав государств СНГ одобрил Межгосударственную программу совместных мер борьбы с преступностью на 2019-2023 годы, впервые объединившую пять специализированных программ, в 2019 году – Программу сотрудничества государств – участников СНГ в борьбе с терроризмом и иными насильственными проявлениями экстремизма на 2020-2022 годы. Продолжает развиваться и совершенствоваться договорно-правовая база в правоохранительной сфере.

На заседании СГГ СНГ в Ашхабаде 11 октября 2019 года подписана Конвенция государств – участников СНГ о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы, которая будет регулировать отношения сторон по исполнению данных типов наказаний и тем самым способствовать созданию необходимых механизмов для эффективного возвращения осужденных к нормальной жизни в обществе.

На заседании СГП СНГ в Москве 25 октября 2019 года был подписан Протокол о внесении изменений в Соглашение о сотрудничестве государств – участников СНГ в борьбе с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от 30 ноября 2000 года в целях совершенствования взаимодействия компетентных органов государств – участников СНГ в борьбе с наркопреступностью (актуализация используемого в Соглашении понятийного аппарата, внедрение новых форм сотрудничества практической направленности), а также одобрена Стратегия обеспечения информационной безопасности государств – участников СНГ, которая должна сформировать системную основу для совершенствования государственной политики обеспечения информационной безопасности на пространстве Содружества, определить направления принятия партнерами по СНГ совместных первоочередных мер в данной сфере.

Важной составляющей в противостоянии преступным действиям является подготовка высококвалифицированных кадров. Для реализации этой цели более десяти учебным заведениям государств – участников СНГ (Россия, Белоруссия, Казахстан) придан статус базовых организаций Содружества, в которых каждый год проходит обучение по различным направлениям несколько тысяч сотрудников правоохранительных органов. На заседании Совета министров иностранных дел СНГ в Москве 5 апреля 2019 года федеральному государственному казенному образовательному учреждению высшего образования «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.Я.Кикотя» придан статус базовой организации государств – участников СНГ по подготовке кадров в сфере борьбы с преступлениями, совершаемыми с использованием информационных технологий, по образовательным программам высшего образования и дополнительным профессиональным программам.

Развивается взаимодействие государств – участников Содружества в военной сфере, фундамент которого составляет деятельность Совета министров обороны (СМО) СНГ и его рабочих органов. Основные усилия сконцентрированы на выполнении Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2020 года и других основополагающих документов, определяющих отношения стран в военной сфере. На заседании СМО СНГ 30 октября 2019 г. в Баку одобрен проект Концепции военного сотрудничества государств – участников СНГ до 2025 г., документ планируется принять осенью 2020 г. 4 сентября 2020 года состоялась первая совместная встреча министров обороны государств – участников СНГ, государств – членов ШОС и государств – членов ОДКБ.

В настоящее время функционирует ряд совместных систем военного назначения стран СНГ (противовоздушной обороны, контроля и оценки радиационной, химической и биологической обстановки, совместная система связи и автоматизации и др.). Ключевым элементом взаимодействия является проведение совместных мероприятий (более 70-ти в 2019 г.).

Большое внимание уделяется межпарламентскому взаимодействию на пространстве СНГ. Межпарламентская Ассамблея (МПА) государств – участников СНГ учреждена соответствующим соглашением, подписанным в Алма-Ате 27 марта 1992 года. Минская конвенция об МПА СНГ от 26 мая 1995 года придала учреждению полноценный статус межгосударственного органа с местом пребывания в Санкт-Петербурге. Государствами – участниками МПА в настоящее время являются: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Россия, Таджикистан, Узбекистан, Украина (с 2014 года Киев фактически приостановил свою деятельность в МПА; Грузия с 2009 года официально прекратила участие в МПА; Туркменистан к вышеуказанным документам не присоединялся). Статус наблюдателя при МПА СНГ 16 ноября 2006 года предоставлен Волеси Джирге (нижней палате парламента) Афганистана. МПА поддерживает контакты с большинством международных организаций своего профиля: ПАСЕ, ПА ОБСЕ, Европарламентом, Межпарламентским союзом, структурами ООН и др.

Ассамблея формируется из парламентских делегаций стран СНГ. Организацию деятельности МПА осуществляет Совет Ассамблеи, состоящий из руководителей парламентских делегаций. Председатель Совета – представитель России В.И. Матвиенко (с 2011 года). Постоянно действующим рабочим органом Совета Ассамблеи является Секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем (c 2019 года – представитель России Д.А. Кобицкий). Работа МПА включает пленарные заседания парламентских делегаций, а также заседания органов Ассамблеи. Последнее пленарное заседание Ассамблеи состоялось 21-22 ноября 2019 года.

МПА учреждает профильные комиссии, состоящие из представителей парламентских делегаций. По предложению комиссий создаются рабочие группы для разработки конкретных модельных законодательных актов. Подготовка этих документов составляет основу законотворческой деятельности Ассамблеи, которая нацелена на создание единого правового пространства путем сближения и гармонизации национальных законодательств: модельные акты носят рекомендательный характер и после их принятия на заседании МПА направляются для использования в национальные парламенты. Всего Ассамблеей принято около 600 международных правовых актов. Кроме того, МПА осуществляет мониторинг выборов и референдумов в государствах Содружества и (реже) за его пределами.

Наблюдение за избирательными процессами в целом является важным направлением сотрудничества в рамках Содружества. Правовым фундаментом осуществления наблюдения за выборами по линии СНГ являются Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках СНГ (принята на сессии СГГ СНГ 7 октября 2002 года) и Положение о Миссии наблюдателей от СНГ на президентских и парламентских выборах, а также референдумах в государствах – участниках СНГ (утверждено Решением СМИД СНГ от 26 марта 2004 года). 10 февраля 2006 года решением Совета МПА СНГ создан Международный институт мониторинга развития демократии, парламентаризма и соблюдения избирательных прав граждан (МИМРД). Институт оказывает содействие МПА в процессе наблюдения за выборами в государствах – участниках Содружества, проводит обучение международных наблюдателей из стран СНГ. Дирекция МИМРД находится в Санкт-Петербурге, филиалы расположены в Бишкеке, Баку, Ереване и Кишиневе. Деятельность филиала в Киеве с 2014 года фактически «заморожена».

По приглашению государства, проводящего выборы, Исполком СНГ формирует мониторинговые миссии, в состав которых входят представители МПА, национальных избирательных комиссий и органов государственного управления, депутаты парламентов и дипломаты стран Содружества. Всего с 1994 года организовано около 130 миссий наблюдателей. За это время сложилась собственная методика наблюдений, не уступающая методикам ведущих международных организаций.

С марта 1994 г. СНГ имеет статус наблюдателя при Генеральной Ассамблее ООН. Аналогичный статус предоставлен Содружеству в ЮНКТАД (19 апреля 1994 г.). 24 мая 1996 г. Устав СНГ был зарегистрирован в Секретариате ООН. Каждые два года в рамках сессии Генеральной Ассамблеи ООН принимается резолюция о сотрудничестве между ООН и СНГ. 26 ноября 2018 г. принята очередная резолюция по данному вопросу, внесенная таджикским председательством в Содружестве.

Исполком СНГ поддерживает отношения с исполнительными структурами более 20 международных организаций, с 15 из которых заключены соглашения о сотрудничестве (Управление ООН по наркотикам и преступности, Отделение ООН в Женеве, секретариаты ЮНКТАД, ЕЭК ООН, ЮНЭЙДС, ОДКБ, ШОС, Генсекретариат Латиноамериканской ассоциации интеграции, Администрация МОМ, Евразийская экономическая комиссия и др.).

ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
от 24 мая 2017 года
Международные договоры о взаимном признании документов об образовании

— Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики, Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 24 ноября 1998 года)
— Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов о среднем (общем) образовании, начальном профессиональном и среднем профессиональном (специальном) образовании (Астана, 15 сентября 2004 года)
— Соглашение государств-участников Содружества Независимых Государств о взаимном признании документов о высшем/высшем профессиональном образовании (Минск, 31 мая 2013 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Москва, 23 сентября 2002 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Ереван, 15 сентября 2001 года)
— Соглашение между Правительством Республики Молдова и Правительством Российской Федерации о взаимном признании документов об образовании (Кишинев, 3 марта 2003 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Туркменистана о взаимном признании документов государственного образца об образовании (Москва, 25 марта 2009 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях (Москва, 26 мая 2000 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Албании о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Москва, 8 июня 2000 года)
— Соглашение о взаимном признании эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Венгерской Народной Республике (Москва, 11 октября 1974)
— Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Испанией об эквивалентности и взаимном признании документов об образовании и ученых степеней (Мадрид, 26 октября 1990 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Македонии о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (19 июня 2012 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Румынии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Москва, 25 ноября 1999 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Финляндской Республики о взаимном признании равноценности документов о высшем образовании, ученых степеней, а также документов, дающих право поступления в высшие учебные заведения (Москва, 7 декабря 1979 года)
— Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых или присваиваемых в СССР и Чехословацкой Социалистической Республике от 6 июня 1972 г.
— Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Союзным Исполнительным Вече Скупщины Социалистической Федеративной Республики Югославии о взаимном признании документов об образовании и ученых степеней (Белград, 15 марта 1988 года)
— Протокол об эквивалентности документов о среднем, среднем специальном и высшем образовании и ученых степеней Союза Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Афганистан (Кабул, 19 июня 1978 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Бангладеш о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Дакка, 14 июня 1987 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 15 марта 2010 года)
— Протокол между правительством Союза Советских Социалистических Республик и правительством Республики Индии об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и дипломов, выдаваемых университетами и другими учебными заведениями и научными организациями Союза Советских Социалистических Республик и Республики Индии (Нью-Дели, 24 ноября 1987 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Демократической Республики Йемен об эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 3 ноября 1981 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Кампучия об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Пномпень, 15 января 1988 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном признании документов об образовании и ученых степенях (Москва, 26 июня 1995 года)
— Протокол об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Лаосской Народно-Демократической Республике (Москва, 23 мая 1978 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Монголии о взаимном признании документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях (Москва, 1 июля 2003 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Королевства Непал об эквивалентности дипломов и ученых степеней, присуждаемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Королевстве Непал (Катманду, 9 января 1970)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Пакистан об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Москва, 4 июня 1979 года)
— Протокол о приравнивании свидетельств о высшем образовании в Союзе Советских Социалистических Республик и Сирийской Арабской Республике (Дамаск, 28 сентября 1966 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Шри-Ланка об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Москва, 30 ноября 1982 года)
— Протокол об эквивалентности дипломов об образовании и ученых степеней между Союзом Советских Социалистических Республик и Алжирской Народной Демократической Республикой (Москва, 12 мая 1969 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Ангола о признании и эквивалентности документов об образовании (Луанда, 21 апреля 1986 года)
— Соглашение об эквивалентности дипломов и ученых степеней, выдаваемых, присуждаемых и принятых в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Бурунди (Бужумбура, 5 апреля 1972 года)
— Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Верхняя Вольта (6 сентября 1976 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Гана о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Аккра, 8 ноября 1985 года)
— Протокол об эквивалентности дипломов и ученых степеней, присваиваемых в Советском Союзе и в Гвинейской Республике (Конакри, 9 апреля 1968 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Гвинея-Бисау об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Бисау, 1 февраля 1979 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Замбия о признании дипломов об образовании и ученых степеней (Лусака, 7 марта 1973 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Камерун о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Яунде, 14 апреля 1989 года)
— Протокол об эквивалентности дипломов и ученых званий, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Народной Республике Конго (Браззавиль, 5 августа 1970)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Маврикия об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Порт-Луи, 24 января 1977 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Исламской Республикой Мавритания об эквивалентности документов об образовании и ученых степеней и званий (Нуакшот, 27 ноября 1979 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Малагасийской Республики об эквивалентности степеней, дипломов и свидетельств, выдаваемых и присуждаемых учебными заведениями в СССР и Малагасийской Республике (Антананариву, 27 августа 1973 года)
— Протокол о приравнивании дипломов об образовании и ученых степеней, принятых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Республике Мали (Москва, 30 октября 1967 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Народной Республики Мозамбик о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании (Мапуту, 2 июня 1983 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Намибия о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Виндхук, 12 июня 1998 года)
— Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Нигер (Ниамея, 26 декабря 1975 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Федеральным Военным Правительством Федеративной Республики Нигерия об эквивалентности степеней, дипломов и свидетельств, выдаваемых и присуждаемых учебными заведениями обеих стран (Лагос, 18 мая 1973 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Республикой Острова Зеленого Мыса об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Прая, 16 июля 1976 года)
— Соглашение об эквивалентности дипломов и свидетельств об образовании, выдаваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Руандийской Республике (Кигали, 16 сентября 1972 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Демократической Республикой Сан-Томе и Принсипи об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Сан-Томе, 5 марта 1982 года)
— Протокол об эквивалентности свидетельств, дипломов и ученых степеней в Союзе Советских Социалистических Республик и в Сомалийской Республике (Магадишо, 3 октября 1968 года)
— Протокол о приравнивании свидетельств о высшем образовании в Союзе Советских Социалистических Республик и Республике Судан (Хартум, 22 января 1968 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Сьерра Леоне о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Фритаун, 1 июня 1988 года)
— Протокол об эквивалентности дипломов о среднем, среднем специальном и высшем образовании, ученых степеней Союза Советских Социалистических Республик и Центральноафриканской Республики (Москва, 6 июля 1970 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Чад о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Нджамена, 7 апреля 2000 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Экваториальная Гвинея об эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Малабо, 23 декабря 1985 года)
— Протокол между Союзом Советских Социалистических Республик и Социалистической Эфиопией о признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий (Москва, 24 мая 1978 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Южно-Африканской Республики о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Дурбан, 26 марта 2013 года)
— Протокол об эквивалентности дипломов об образовании и ученых степеней между Республикой Боливия и Союзом Советских Социалистических Республик (Ла Паса, 13 марта 1971 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Боливарианской Республики Венесуэла о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, аттестатов (титулов), дипломов и сертификатов об образовании (Каракас, 2 апреля 2010 года)
— Соглашение между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Колумбия о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степеней (Богота, 23 июня 1986 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Куба о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и об ученых степенях (Гавана, 8 февраля 2010 года)
— Протокол между Правительством Союза Советских Социалистических Республик и Правительством Республики Никарагуа об эквивалентности документов об образовании (дипломов, профессиональных званий) и ученых степеней (Манагуа, 2 декабря 1982 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Перу о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях (Москва, 29 мая 2012 года)
— Протокол об эквивалентности и взаимном признании документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых и присваиваемых в Союзе Советских Социалистических Республик и в Республике Суринам (Парамарибо, 21 ноября 1987 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях (Москва, 27 февраля 1996 года)
— Соглашение о механизме взаимного признания и установления эквивалентности документов об ученых степенях в государствах-членах Евразийского экономического сообщества (Душанбе, 27 сентября 2005 года)
— Протокол об эквивалентности ученой степени кандидата наук, присваиваемой в Союзе Советских Социалистических Республик, и ученой степени доктора философии (Ph.D), признанной в Иракской Республике от 12 февраля 1972 г.
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Сербии о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых степенях от 10 апреля 2013 г.
— Соглашение между Министерством транспорта Российской Федерации и Комитетом по морским делам при Правительстве Турецкой Республики о взаимном признании дипломов членов экипажей морских судов от 25 февраля 2004 г.
— Протокол об эквивалентности документов об образовании, ученых степеней и званий, выдаваемых или присваиваемых в СССР и Чехословацкой Социалистической Республике от 6 июня 1972 г.
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 21 июня 2002 г.
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о порядке установления эквивалентности документов об ученых степенях и сотрудничестве в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации от 6 мая 1998 г.
— Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки и Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения от 11 июля 2014 г.
Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Французской Республики о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 29 июня 2015 года)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 21 октября 2016)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мальта о взаимном признании образования, квалификаций и ученых степеней (Москва, 15 ноября 2016)
— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Южная Осетия о взаимном признании образования и (или) квалификаций (Москва, 12 апреля 2017 года)
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
файл-рассылка

Конвенции

Конвенция Организации Объединенных Наций по борьбе с опустыниванием в тех странах, которые испытывают серьезную засуху и/или опустынивание, особенно в Африке (1994)

Рамочная конвенция об охране окружающей среды для устойчивого развития в Центральной Азии (2006)

Декларации

Повестка дня на XXI век, Глава 12. Рациональное использование уязвимых экосистем: борьба с опустыниванием и засухой (1992)

Многосторонние соглашения

Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли (Бишкек, 9 октября 1992 года)

Протокол о внесении изменений в Соглашение о взаимодействии государств — участников Содружества в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли от 9 октября 1992 года (Ашхабад, 30 мая 2012 года)

Соглашение о сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств в подготовке, переподготовке и повышении квалификации специалистов в области геодезии, картографии, кадастра и дистанционного зондирования Земли (Казань, 26 мая 2017 года)

Соглашение о приграничном сотрудничестве в области изучения, освоения и охраны недр (Минск, 31 мая 2001 года)

Соглашение об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте (1998)

Соглашение об информационном сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей природной среды (Москва, 11 сентября 1998 г.)

Соглашение о взаимодействии в области экологии и охраны окружающей природной среды (Москва, 8 февраля 1992 г.)

Соглашение о сотрудничестве в области экологического мониторинга (Саратов, 13 января 1999 года)

Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о сотрудничестве в области охраны окружающей среды и рационального природопользования (Бишкек, 17 марта 1998 г.)

Соглашение между Правительством Республики Казахстан, Правительством Кыргызской Республики и Правительством Республики Узбекистан о межреспубликанской аренде земель на 1996-2000 гг. (Ташкент, 5 апреля 1996 года)

Двусторонние соглашения

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Туркменистана о возмездном землепользовании (Ашгабат, 17 апреля 1996 г.)

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Туркменистана о сотрудничестве в области геодезии, картографии, землеустройства, кадастра и дистанционного зондирования Земли (Чарджев, 16 января 1996 г.)

Соглашение между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Республики Таджикистан о сотрудничестве в области геодезии, картографии, землеустройства, кадастра и дистанционного зондирования земли (Ташкент, 17 августа 2018 года)

Модельное законодательство

Типовое соглашение о приграничном или межтерриториальном сотрудничестве по использованию земель вдоль пограничных рек

Выходить на мировой рынок и работать с иностранцами — престижно, и это факт. Но где гарантии, что ваш партнер по ту сторону мира на самом деле честный? Зная о том, что должно быть в договоре с иностранным партнером, а чего быть просто не должно, вы сбережете свои деньги, нервы и время

#1. Береженного закон бережет

Юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Марина Суткович отмечает: первое, на что стоит обратить внимание при заключении международных контрактов, — это наши украинские законы. Именно в них можно найти основные правила и нормы по сотрудничеству с иностранным бизнесом. Поскольку страна должна защищать своих граждан где угодно, и в частности, на международном уровне.

Бизнесменам, которые готовятся к подписанию договора с компаниями-иностранцами, следует знать, что, например, есть отдельная конвенция о договорах международной купли-продажи товаров. Договорные отношения мирового уровня регулируют еще и международные правила Инкотермс и принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА.

Если вы уверены в своих силах и в том, что умеете точно трактовать все юридические тонкости, вы можете ознакомиться с этими документами самостоятельно. Однако желательно побеспокоиться заранее о своей репутации и деньгах и обратиться к юристу еще до подписания договора.

В соглашении необходимо прописать и порядок предъявления претензий, и штрафные санкции за невыполнение контракта. С точки зрения юриста, одним из наиболее весомых пунктов соглашений является описание арбитража, что может значительно удешевить процедуру разрешения спора.

Проконсультируйтесь, как построить плодотворные и законные отношения с международным контрагентом, какие риски в этой отрасли являются самыми распространенными и каким должен быть договор с иностранной компанией.

#2. Что обязательно должно быть в договоре

Во-первых, вы и ваш потенциальный партнер можете определиться, правом какого государства будет регулироваться конкретно ваша сделка. Нормальная практика — оговорить право отдельного государства относительно отдельных пунктов контракта.

Ни один договор не может обойтись без его существенных условий: предмета, срока, перечня услуг и их стоимости и тому подобное. Если это сделка на поставку товара, пропишите в тексте положения правил Инкотермс. Эти правила помогут определить способ распределения расходов и рисков, связанных с транспортировкой товара от продавца до покупателя. Но заметьте одну деталь: необходимо учитывать возможные нюансы иностранного коммерческого права.

Обратите внимание на то, какая именно компания фигурирует в договоре, кто от ее имени подписывает договор, какие у этого лица полномочия, кем они предоставлены, и кто наконец будет нести ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение условий. При наличии открытых государственных реестров доступным для вас языком, стоит собрать информацию о вашем контрагенте, — рассказывает Марина Суткович

Какими бы надежными и проверенными не были ваши партнеры, всегда продумывайте и худшие варианты. К примеру, то, как будет разрешаться спор. Довольно часто бывает, что партнеры не выполняют своих обязательств, и возникают проблемы.

Следовательно, желательно обсудить также язык производства, процедуру и порядок назначения арбитров (их количество), и как право будет применяться во время рассмотрения дела.

#3. Для тех, кто не хочет остаться в дураках

Настаивайте на том, чтобы порядок приема-передачи товаров или услуг регулировался украинским законодательством. А также укажите правила поставки в соответствии с Инкотермс.

Кроме этого, обязательно укажите порядок оплаты, перечень и стоимость каждой услуги. А также определите порядок разрешения спора.

Очень часто понять, что вас обманывают, можно лишь тогда, когда вам уже поступили платежки. Если в платежных документах указаны как минимум другие чем в соглашении реквизиты, — скорее всего, вас пытаются обмануть.

#4. Как найти общий язык

Вопрос языка договора — один из важнейших. От того, на каком языке будет составлен текст контракта зависит и удобство его толкования, и его понятность на любом этапе сотрудничества с партнером.

Именно поэтому составляйте договор на двух языках: украинском, и, к примеру, английском. Настаивайте, чтобы было отмечено, что языком оригинала и употребляемым языком является украиноязычный и англоязычный варианты или только украиноязычный, если ваш партнер не отрицает. Но ни в коем случае — не только один иностранный.

Кстати, языковой вопрос касается не только языка текста соглашения как такового, но и того, одинаково ли вы с партнером понимаете требования контракта, его содержательные и этические нюансы.

Развитые страны более лояльно относятся ко всем формам контрактов. Например, обмен инвойсами практически приравнивается к полноценной сделке. Обнародовал предложение – считается, что это уже оферта. Если кто сделал заказ по этому предложению – это уже акцепт. У нас же некоторые из этих понятий еще являются новинкой, поэтому убедитесь, что и вы, и ваш партнер это понимаете.

#5. Немного об уязвимых местах международных контрактов

Традиционно самым слабым местом договоров с иностранцами является порядок оплаты. Обратите на это внимание, если хотите, чтобы средства за предоставленные вами услуги или товары поступали вовремя, – рассказывает юрист

Если в платежных документах указываются лишние подробности, или такие, что не соответствуют условиям договора, — требуйте полного соответствия соглашении. В противном случае вы можете остаться обманутым.

Сейчас очень популярны расчеты с аккредитивами-видами банковских счетов, по которым осуществляются безналичные платежи. Но перед тем, как ими пользоваться, изучите специализированное законодательство. Опять же, помните, что избежать обмана в сделке почти невозможно — гарантий того, что ваш партнер будет придерживаться всех условий контракта нет никогда. Зато могут быть гарантии ответственности сторон, которые не выполнили условия. Поэтому детально прописывайте процедуру рассмотрения споров.

#6. Суд и разрешение споров

К примеру, если в соглашении не прописано, где будут решаться споры, то ваш партнер может выбрать наиболее удобный для него вариант. Иностранным бизнесменам гораздо проще обратиться в арбитраж на территории их страны, где дела рассматриваются, конечно, на их родном языке.

К вопросу выбора арбитража нужно подготовиться еще на этапе заключения сделки. После возникновения конфликтной ситуации вряд ли вы достигнете согласия. Если орган, который будет рассматривать спор, не определен, то он определяется согласно положениям избранного права. Если и оно не выбрано — согласно праву стороны, осуществляющей выполнение по Договору.

Лучше заранее проанализировать наличие разнообразных учреждений и выбрать ту, что больше подходит вам по качеству, стоимости услуг и месту нахождения. Если вы достигнете согласия в этом вопросе со своим партнером и пропишете арбитраж в договоре, то сможете сохранить и нервы, и время, и свои деньги.

Кроме места и языка арбитражных споров, в контракте можно прописать, по какой процедуре это будет происходить (полной или сокращенной) и какое количество арбитров будет рассматривать дело. Чем подробнее вы согласуете и задокументируете эти аспекты, тем меньше неожиданностей получите в случае разногласий с партнером, – отмечает Марина Суткович

Помните, что только юридически правильное соглашение с учетом всех тонкостей и нюансов — залог успешного бизнеса на международном уровне. Не бойтесь обращаться за помощью к юристам — лучше немного потратиться на компетентную правовую помощь, чем остаться обманутым иностранным партером.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *