О безопасности гидротехнических сооружений

Содержание

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что гидротехнические сооружения подразделяются на следующие классы:

I класс — гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности;

II класс — гидротехнические сооружения высокой опасности;

III класс — гидротехнические сооружения средней опасности;

IV класс — гидротехнические сооружения низкой опасности.

2. Утвердить прилагаемые критерии классификации гидротехнических сооружений.

3. Установить, что если гидротехническое сооружение в соответствии с критериями, утвержденными настоящим постановлением, может быть отнесено к разным классам, такое гидротехническое сооружение относится к наиболее высокому из них.

4. Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2014 г.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев

Критерии классификации гидротехнических сооружений(утв. постановлением Правительства РФ от 2 ноября 2013 г. № 986)

1. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их высоты и типа грунта оснований:

Гидротехническое сооружение Тип грунта основания Высота гидротехнического сооружения
(метров)
I класс II класс III класс IV класс
1. Плотины из грунтовых материалов А более 80 от 50 до 80 от 20 до 50 менее 20
Б более 65 от 35 до 65 от 15 до 35 менее 15
В более 50 от 25 до 50 от 15 до 25 менее 15
2. Плотины бетонные, железобетонные; подводные конструкции зданий гидростанций; судоходные шлюзы; судоподъемники и другие сооружения, участвующие в создании напорного фронта А более 100 от 60 до 100 от 25 до 60 менее 25
Б более 50 от 25 до 50 от 10 до 25 менее 10
В более 25 от 20 до 25 от 10 до 20 менее 10
3. Подпорные стены А более 40 от 25 до 40 от 15 до 25 менее 15
Б более 30 от 20 до 30 от 12 до 20 менее 12
В более 25 от 18 до 25 от 10 до 18 менее 10
4. Морские причальные сооружения основного назначения А, Б, В более 25 от 20 до 25 менее 20
5. Морские внутрипортовые оградительные сооружения; береговые укрепления; струенаправляющие и наносоудерживающие дамбы и другие А, Б, В более 15 15 и менее
6. Ограждающие сооружения хранилищ жидких отходов А, Б, В более 50 от 20 до 50 от 10 до 20 менее 10
7. Оградительные сооружения; ледозащитные сооружения А, Б, В более 25 от 5 до 25 менее 5
8. Сухие и наливные доки; наливные док-камеры А более 15 15 и менее
Б, В более 10 10 и менее

Примечания: 1. Грунты подразделяются на: А — скальные; Б — песчаные, крупнообломочные и глинистые в твердом и полутвердом состоянии; В — глинистые водонасыщенные в пластичном состоянии.

2. Высота гидротехнического сооружения и оценка его основания определяются по данным проектной документации.

3. В позициях 4 и 7 вместо высоты гидротехнического сооружения принимается глубина основания гидротехнического сооружения.

2. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от их назначения и условий эксплуатации:

Гидротехническое сооружение Класс гидротехнического сооружения
1. Подпорные гидротехнические сооружения мелиоративных гидроузлов при объеме водохранилища, млн. куб. м:
свыше 1000 I
от 200 до 1000 II
от 50 до 200 III
50 и менее IV
2. Гидротехнические сооружения гидравлических, гидроаккумулирующих, приливных и тепловых электростанций установленной мощностью, МВт:
более 1000 I
от 300 до 1000 II
от 10 до 300 III
10 и менее IV
3. Гидротехнические сооружения атомных электростанций независимо от мощности I
4. Гидротехнические сооружения и судоходные каналы на внутренних водных путях (кроме гидротехнических сооружений речных портов):
сверхмагистральных II
магистральных и местного значения III
5. Гидротехнические сооружения мелиоративных систем при площади орошения и осушения, обслуживаемой сооружениями, тыс. га:
свыше 300 I
от 100 до 300 II
от 50 до 100 III
50 и менее IV
6. Каналы комплексного водохозяйственного назначения и гидротехнические сооружения на них при суммарном годовом объеме водоподачи, млн. куб. м:
свыше 200 I
от 100 до 200 II
от 20 до 100 III
менее 20 IV
7. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских каналов, морских портов при объеме грузооборота и числе судозаходов в навигацию:
свыше 6 млн. тонн сухогрузов (свыше 12 млн. тонн наливных) и свыше 800 судозаходов I
от 1,5 до 6 млн. тонн сухогрузов (от 6 до 12 млн. тонн наливных) и от 600 до 800 судозаходов II
менее 1,5 млн. тонн сухогрузов (менее 6 млн. тонн наливных) и менее 600 судозаходов III
8. Морские оградительные гидротехнические сооружения и гидротехнические сооружения морских судостроительных и судоремонтных предприятий и баз в зависимости от класса предприятия II, III
9. Оградительные гидротехнические сооружения речных портов, судостроительных и судоремонтных предприятий III
10. Гидротехнические сооружения речных портов при среднесуточном грузообороте (усл. тонн) и пассажирообороте (усл. пассажиров):
свыше 15000 усл. тонн и свыше 2000 усл. пассажиров (1 категория порта) III
3501 — 15000 усл. тонн и 501 — 2000 усл. пассажиров (2 категория порта) III
751 — 3500 усл. тонн и 201 — 500 усл. пассажиров (3 категория порта) III
750 и менее усл. тонн и 200 и менее усл. пассажиров (4 категория порта) IV
11. Морские причальные гидротехнические сооружения, гидротехнические сооружения железнодорожных переправ, лихтеровозной системы при грузообороте, млн. тонн:
свыше 0,5 II
0,5 и менее III
12. Причальные гидротехнические сооружения для отстоя, межрейсового ремонта и снабжения судов III
13. Причальные гидротехнические сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий для судов с водоизмещением порожним, тыс. тонн:
свыше 3,5 II
3,5 и менее III
14. Строительные и подъемно-спусковые гидротехнические сооружения для судов со спусковой массой, тыс. тонн:
свыше 30 I
от 3,5 до 30 II
3,5 и менее III
15. Стационарные гидротехнические сооружения средств навигационного оборудования I
16. Временные гидротехнические сооружения, используемые на стадиях строительства, реконструкции и капитального ремонта постоянных гидротехнических сооружений IV
17. Берегоукрепительные гидротехнические сооружения III

Примечания: 1. Класс гидротехнических сооружений гидравлических и тепловых электростанций установленной мощностью менее 1000 МВт, указанных в позиции 2, повышается на единицу в случае, если электростанции изолированы от энергетических систем.

2. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 6, повышается на единицу для каналов, транспортирующих воду в засушливые регионы в условиях сложного гористого рельефа.

3. Класс гидротехнических сооружений участка канала от головного водозабора до первого регулирующего водохранилища, а также участков канала между регулирующими водохранилищами, предусмотренных позицией 6, понижается на единицу в случае, если водоподача основному водопотребителю в период ликвидации последствий аварии на канале может быть обеспечена за счет регулирующей емкости водохранилищ или других источников.

4. Класс гидротехнических сооружений речных портов, указанных в позиции 10, повышается на единицу в случае, если повреждения гидротехнических сооружений речных портов могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

5. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позициях 13 и 14, повышается на единицу в зависимости от сложности строящихся или ремонтируемых судов.

6. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 16, повышается на единицу в случае, если повреждения таких гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

7. Класс гидротехнических сооружений, указанных в позиции 17, повышается на единицу в случае, если повреждения берегоукрепительных гидротехнических сооружений могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций федерального, межрегионального и регионального характера.

3. Классы защитных гидротехнических сооружений в зависимости от максимального напора на водоподпорное сооружение:

Защищаемые территории и объекты Максимальные расчётный напор
(метров)
I класс II класс III класс IV класс
1. Селитебные территории (населенные пункты) с плотностью жилого фонда на территории возможного частичного или полного разрушения при аварии на водоподпорном сооружении,
1 кв. м на 1 га:
свыше 2500 свыше 5 от 3 до 5 до 3
от 2100 до 2500 свыше 8 от 5 до 8 от 2 до 5 до 2
от 1800 до 2100 свыше 10 от 8 до 10 от 5 до 8 до 5
менее 1800 свыше 15 от 10 до 15 от 8 до 10 до 8
2. Объекты оздоровительно-рекреационного и санитарного назначения (не попадающие в позицию 1) свыше 15 от 10 до 15 менее 10
3. Объекты с суммарным годовым объемом производства и (или) стоимостью единовременно хранящейся продукции, млрд. рублей:
свыше 5 свыше 5 от 2 до 5 до 2
от 1 до 5 свыше 8 от 3 до 8 от 2 до 3 до 2
менее 1 свыше 8 от 5 до 8 от 3 до 5 до 3
4. Памятники культуры и природы свыше 3 до 3

4. Классы гидротехнических сооружений в зависимости от последствий возможных гидродинамических аварий:

Класс гидротехнического сооружения Число постоянно проживающих людей, которые могут пострадать от аварии гидротехнического сооружения (человек) Число людей, условия жизнедеятельности которых могут быть нарушены при аварии гидротехнического сооружения (человек) Размер возможного материального ущерба без учета убытков владельца гидротехнического сооружения (млн. рублей) Характеристика территории распространения чрезвычайной ситуации, возникшей в результате аварии гидротехнического сооружения
I более 3000 более 20000 более 5000 в пределах территории двух и более субъектов Российской Федерации
II от 500 до 3000 от 2000 до 20000 от 1000 до 5000 в пределах территории одного субъекта Российской Федерации (двух и более муниципальных образований)
III до 500 до 2000 от 100 до 1000 в пределах территории одного муниципального образования
IV менее 100 в пределах территории одного хозяйствующего субъекта

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ

О безопасности гидротехнических сооружений

Принят Государственной Думой 23 июня 1997 года

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, которые указаны в статье 3 настоящего Федерального закона и повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

Статья 2. Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений

Законодательство о безопасности гидротехнических сооружений состоит из настоящего Федерального закона и принимаемых в соответствии с ним законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения

Статья 3. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

гидротехнические сооружения — плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов;

эксплуатирующая организация — государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение;

собственник гидротехнического сооружения — Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое лицо или юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, имеющие права владения, пользования и распоряжения гидротехническим сооружением;

чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей;

безопасность гидротехнических сооружений — свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов;

декларация безопасности гидротехнического сооружения — документ, в котором обосновывается безопасность гидротехнического сооружения и определяются меры по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса;

критерии безопасности гидротехнического сооружения — предельные значения количественных и качественных показателей состояния гидротехнического сооружения и условий его эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска аварии гидротехнического сооружения и утвержденные в установленном порядке федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

оценка безопасности гидротехнического сооружения — определение соответствия состояния гидротехнического сооружения и квалификации работников эксплуатирующей организации нормам и правилам, утвержденным в порядке, определенном настоящим Федеральным законом;

допустимый уровень риска аварии гидротехнического сооружения — значение риска аварии гидротехнического сооружения, установленное нормативными документами;

территория гидротехнического сооружения — земельный участок и (или) акватория в границах, устанавливаемых в соответствии с земельным законодательством и водным законодательством;

обеспечение безопасности гидротехнического сооружения — разработка и осуществление мер по предупреждению аварий гидротехнического сооружения.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 4 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 4. Полномочия Правительства Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений

Правительство Российской Федерации:

разрабатывает и реализует государственную политику в области безопасности гидротехнических сооружений;

организует государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

организует и обеспечивает безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в федеральной собственности.

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 5 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 5. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области безопасности гидротехнических сооружений:

на основе общих требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, определенных в статье 8 настоящего Федерального закона, решают вопросы безопасности гидротехнических сооружений на соответствующих территориях, за исключением вопросов безопасности гидротехнических сооружений, находящихся в муниципальной собственности;

участвуют в реализации государственной политики в области обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

разрабатывают и реализуют региональные программы обеспечения безопасности гидротехнических сооружений;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений при использовании водных объектов и осуществлении природоохранных мероприятий;

принимают решения об ограничении условий их эксплуатации в случаях нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений;

участвуют в ликвидации последствий аварий гидротехнических сооружений;

информируют население об угрозе аварий гидротехнических сооружений, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;

обеспечивают безопасность гидротехнических сооружений, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ статья 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2005 г.

Статья 6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений

Государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации на осуществление функций надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (далее — органы исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений).

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ настоящий Федеральный закон дополнен статьей 6.1, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

Статья 6.1. Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений

Государственный надзор при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Статья 7. Российский регистр гидротехнических сооружений

Гидротехнические сооружения вносятся в Российский регистр гидротехнических сооружений (далее — Регистр).

Регистр формируется и ведется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава II. Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 8 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 8. Общие требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений

Обеспечение безопасности гидротехнических сооружений осуществляется на основании следующих общих требований:

обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений;

представление деклараций безопасности гидротехнических сооружений;

государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений;

непрерывность эксплуатации гидротехнических сооружений;

осуществление мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, в том числе установление критериев их безопасности, оснащение гидротехнических сооружений техническими средствами в целях постоянного контроля за их состоянием, обеспечение необходимой квалификации работников, обслуживающих гидротехническое сооружение;

необходимость заблаговременного проведения комплекса мероприятий по максимальному уменьшению риска возникновения чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях;

ответственность за действия (бездействие), которые повлекли за собой снижение безопасности гидротехнических сооружений ниже допустимого уровня.

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 9 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 9. Обязанности собственника гидротехнического сооружения и эксплуатирующей организации

Собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны:

обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации;

обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения;

обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения;

развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения;

систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения;

обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения;

создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения;

организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации;

поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях;

осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральный орган исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — население и организации в зоне возможного затопления;

содействовать федеральному органу исполнительной власти по надзору в области безопасности гидротехнических сооружений в реализации его функций;

совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений;

финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения) вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 10 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 10. Декларация безопасности гидротехнического сооружения

На стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения.

Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности.

Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения и порядок ее разработки устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения.

Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в орган надзора за безопасностью гидротехнических сооружений. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 11 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 11. Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений

Государственная экспертиза проектной документации гидротехнических сооружений, содержащей декларацию безопасности гидротехнических сооружений, проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности. Государственная экспертиза декларации безопасности гидротехнических сооружений, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнических сооружений, а также после их реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, проводится в соответствий с положениями настоящей статьи в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Для проведения государственной экспертизы деклараций безопасности гидротехнических сооружений могут привлекаться научно-исследовательские и проектные организации.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений проводится по инициативе собственников гидротехнических сооружений или эксплуатирующих организаций, в том числе в случае их несогласия с предписаниями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений.

Органами надзора за безопасностью гидротехнических сооружений на основании заключения государственной экспертизы могут быть приняты решения об утверждении декларации безопасности гидротехнического сооружения, о выдаче соответствующего разрешения или об отказе в выдаче такого разрешения.

В случае несогласия собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации с решением органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений решение может быть обжаловано в судебном порядке.

Государственная экспертиза деклараций безопасности гидротехнических сооружений осуществляется за плату.

Федеральным законом от 27 декабря 2009 г. N 374-ФЗ статья 11 настоящего Федерального закона дополнена частью 7, вступающей в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

За выдачу разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Федеральным законом от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ статья 12 настоящего Федерального закона исключена

Глава III. Надзор за безопасностью гидротехнических сооружений

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования указанного Федерального закона

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 13 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 13. Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений

Органы государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений осуществляют надзор и контроль за соблюдением собственниками гидротехнических сооружений и эксплуатирующими организациями норм и правил безопасности гидротехнических сооружений, за исключением гидротехнических сооружений, полномочия на осуществление надзора за которыми переданы органам местного самоуправления.

Полномочиями органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений являются:

согласование правил эксплуатации гидротехнических сооружений;

беспрепятственное посещение гидротехнических сооружений, ознакомление с материалами по вопросам безопасности гидротехнических сооружений и организации технического контроля;

организация проверки состояния гидротехнических сооружений и соответствия их состояния декларациям безопасности гидротехнических сооружений;

выдача предписаний об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений;

согласование использования территорий гидротехнических сооружений, водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины (за исключением предоставления земельных участков в водоохранных зонах) для осуществления хозяйственной или иной деятельности;

участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области безопасности гидротехнических сооружений.

Предотвращение негативного воздействия вод в виде разрушения гидротехнических сооружений и ликвидация его последствий осуществляются в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.

Выданные органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений предписания об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений обязательны для собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций и подлежат немедленному исполнению. Данные предписания могут быть обжалованы в судебном порядке.

Эксплуатация гидротехнического сооружения и обеспечение безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), а также гидротехнического сооружения, которое подлежит консервации или ликвидации, и гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника, осуществляются в соответствии с положением, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Статья 14. Проверка гидротехнических сооружений

Для проверки гидротехнических сооружений органы надзора за безопасностью гидротехнических сооружений могут формировать инспекционные комиссии.

При проверке гидротехнических сооружений осуществляется контроль за деятельностью собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций, а также подрядных организаций при эксплуатации гидротехнических сооружений, их восстановлении или консервации в целях оценки соблюдения норм и правил безопасности гидротехнических сооружений.

Проверка выполняемых работ при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте гидротехнических сооружений осуществляется уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Глава IV. Финансовое обеспечение безопасности гидротехнических сооружений

Риск гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии гидротехнического сооружения, подлежит обязательному страхованию на время строительства и эксплуатации данного гидротехнического сооружения.

Страхователем риска гражданской ответственности за причинение вреда является собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация.

Условия и порядок обязательного страхования риска гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения, регулируются федеральным законом.

Статья 16. Возмещение вреда, причиненного в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Вред, причиненный жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, подлежит возмещению физическим или юридическим лицом, причинившим такой вред, в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Статья 17. Финансовое обеспечение гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения

Собственник гидротехнического сооружения, а также эксплуатирующая организация в случае, если гидротехническое сооружение находится в государственной или муниципальной собственности, обязаны иметь финансовое обеспечение гражданской ответственности. Финансовое обеспечение гражданской ответственности в случае возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения (за исключением обстоятельств вследствие непреодолимой силы), осуществляется за счет средств собственника гидротехнического сооружения или эксплуатирующей организации, а также за счет страховой суммы, определенной договором страхования риска гражданской ответственности.

Порядок определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности устанавливает Правительство Российской Федерации.

Федеральным законом от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ действие статьи 17 настоящего Закона приостановлено с 1 января по 31 декабря 2002 г. в части финансирования за счет средств федерального бюджета организаций, по обязательствам которых Российская Федерация несет субсидиарную ответственность

Статья 18. Участие государства в возмещении вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения

В случае, если затраты, необходимые для возмещения вреда, причиненного в результате аварии гидротехнического сооружения, превышают сумму финансового обеспечения гражданской ответственности, определенного в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона, порядок возмещения вреда устанавливает Правительство Российской Федерации.

Глава V. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Федеральным законом от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения

Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 19 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 19. Нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений являются:

строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения;

невыполнение требований представления декларации безопасности гидротехнического сооружения или проведения государственной экспертизы проектной документации гидротехнических сооружений или государственной экспертизы декларации безопасности гидротехнических сооружений;

невыполнение предписаний органов надзора за безопасностью гидротехнических сооружений;

нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их проектировании, строительстве, приемке и вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации и выводе из эксплуатации;

непринятие мер по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при возросшем уровне вредных природных или техногенных воздействий, ухудшении показателей прочности и водонепроницаемости материалов, из которых возведены гидротехнические сооружения, и пород основания, неудовлетворительных условиях эксплуатации, технического оснащения гидротехнических сооружений и организации контроля (мониторинга) за их безопасностью;

отказ от передачи органам надзора за безопасностью гидротехнических сооружений информации об угрозе аварий гидротехнических сооружений или сокрытие такой информации от данных органов, искажение такой информации, а в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта — от органов государственной власти, органов местного самоуправления и от работников находящихся в аварийном состоянии гидротехнических сооружений, населения и организаций в зоне возможного затопления;

Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Должностные и иные лица за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, совершение действий (бездействие), приведших к снижению безопасности гидротехнических сооружений или к возникновению чрезвычайных ситуаций, несут ответственность в соответствии с законодательством.

Статья 21. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу настоящего Федерального закона, действуют в части, ему не противоречащей.

2. Гидротехнические сооружения, которые находятся в эксплуатации при вступлении в силу настоящего Федерального закона, вносятся в Регистр в безусловном порядке без представления деклараций безопасности гидротехнических сооружений.

3. Предложить Президенту Российской Федерации поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Федеральные
законы
Правила
безопасности
Руководящие
документы
Документы
Ростехнадзора
18+

Новости отрасли

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о введении классов опасности гидротехнических сооружений, подготовленное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Согласно тексту документа, опубликованного на сайте Правительства РФ, с 1 января 2014 года все гидротехнические сооружения будут разделены на 4 класса опасности: I класс — гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности; II класс — гидротехнические сооружения высокой опасности; III класс — гидротехнические сооружения средней опасности; IV класс — гидротехнические сооружения низкой опасности.

Среди критериев, определяющих принадлежность к определенному классу, выделяется назначение и условия эксплуатации гидротехнического сооружения, его высота, тип грунта его основания, максимальный напор на водоподпорные сооружения, а также последствия возможных аварий.

Постановление разработано для реализации необходимого уровня безопасности гидротехнических сооружений в рамках выполнения госпрограммы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах».

Информационный портал
«Вестник промышленной безопасности»

Последние Новости отрасли

29.09.2020
Более 400 нарушений обнаружено в филиале Россети

28.09.2020
Завод тугоплавких металлов оштрафовали за нарушения

25.09.2020
Объекты добычи газа работали без разрешительных документов

24.09.2020
Химпрому временно запретили эксплуатировать здание цеха

23.09.2020
Ростехнадзор завершил расследование ЧП на электрометаллургическом комбинате

1 Требования по декларированию безопасности ГТС в законодательстве Республики Казахстан Международный фонд спасения Арала 17 сентября 2014 Петраков Игорь Алексеевич – независимый эксперт по национальному водному праву и ИУВР

2 Петраков Игорь Алексеевич, независимый эксперт по национальному водному праву и ИУВР Политолог, юрист. Один из авторов Водного кодекса Республики Казахстан и нормативной правовой базы к нему. Постоянно привлекается к работе в различных проектах Международных организаций (ЮСАИД, Азиатский банк, ПРООН, Всемирный банк, Международный институт по управлению водными ресурсами, ТАСИС, Европейская комиссия) – юристом, национальным консультантом, юристом-тренером, юристом-исследователем, международным экспертом. Petrakov, Igor Alekseevich Apt. 30, 12 Tole bi, Kazakhstan, Almaty Tel.: (327) (home), Mob.: ,

3 Закон Республики Казахстан от 11 апреля 2014 года 188-V ЗРК «О гражданской защите» Настоящий Закон регулирует общественные отношения, возникающие в процессе проведения мероприятий по гражданской защите, и направлен на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, оказание экстренной медицинской и психологической помощи населению, находящемуся в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечение пожарной и промышленной безопасности, а также определяет основные задачи, организационные принципы построения и функционирования гражданской обороны Республики Казахстан, формирование, хранение и использование государственного материального резерва, организацию и деятельность аварийно-спасательных служб и формирований.

4 Промышленная безопасность — состояние защищенности физических и юридических лиц, окружающей среды от вредного воздействия опасных производственных факторов.

5 Промышленная безопасность направлена на соблюдение требований промышленной безопасности, установленных в технических регламентах, правилах обеспечения промышленной безопасности, инструкциях и иных нормативных правовых актах Республики Казахстан. (статья 69 ЗРК «О ГЗ»

6 Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта – документ, в котором отражены характер и масштабы опасности опасного производственного объекта, мероприятия по обеспечению промышленной безопасности и защите населения от вредного воздействия опасных производственных факторов на этапах ввода в эксплуатацию, функционирования и вывода из эксплуатации опасного производственного объекта;

7 Обязательному декларированию промышленной безопасности подлежат опасные производственные объекты, соответствующие критериям отнесения опасных производственных объектов к декларируемым, утвержденным Правительством Республики Казахстан.

8 Декларация промышленной безопасности опасного производственного объекта (далее – декларация) разрабатывается для проектируемых и действующих опасных производственных объектов. Разработка декларации осуществляется организацией, эксплуатирующей опасный производственный объект самостоятельно при наличии аттестата, предоставляющего право на разработку декларации, либо сторонней организацией, аттестованной на право разработки декларации.

9 Декларация утверждается руководителем организации, эксплуатирующей опасный производственный объект. Руководитель организации, эксплуатирующей опасный производственный объект, несет ответственность за своевременность представления, полноту и достоверность сведений, содержащихся в декларации, установленную законами Республики Казахстан.

10 Эксплуатация опасного производственного объекта без декларации, зарегистрированной уполномоченным органом, запрещается.

11 В случае изменения условий, влияющих на обеспечение промышленной безопасности, включая случаи модернизации или перепрофилирования опасного производственного объекта, декларация подлежит изменению. При внесении изменений в декларацию она подлежит повторной экспертизе и регистрации в срок не позднее трех месяцев после внесения изменений.

12 Содержание декларации промышленной безопасности 1) перечень опасных веществ (в том числе производных) и их характеристики; 2) опасные производственные факторы (каждый фактор в отдельности; во взаимодействии с другими факторами; во взаимодействии с окружающей средой); 3) технологические данные о распределении опасных производственных факторов; 4) анализ опасности и риска; 5) технические решения по обеспечению безопасности; 6) анализ условий возникновения аварийных ситуаций; 7) подготовку персонала к действиям в аварийных ситуациях; 8) схему вероятных сценариев возникновения и развития аварий; 9) план ликвидации аварий (систему оповещения; средства и меры по защите людей; резервные ресурсы для ликвидации аварий, чрезвычайных ситуаций; медицинское обеспечение по оказанию помощи пострадавшим).

13 Постановление Правительства Республики Казахстан от 12 мая 2009 года 690 Об утверждении Правил обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений Настоящие Правила обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений (далее — Правила) разработаны в соответствии со статьей 36 Водного кодекса Республики Казахстан от 9 июля 2003 года и определяют порядок обеспечения безопасности водохозяйственных систем и сооружений с учетом требований, обязательных для исполнения собственниками водохозяйственных систем и сооружений или эксплуатирующими лицами при строительстве, эксплуатации, ремонте и реконструкции водохозяйственных систем и сооружений.статьей 36

14 безопасность водохозяйственных систем и сооружений — свойства элементов водохозяйственных систем, сооружений, позволяющих обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды и хозяйственных объектов; критерии безопасности водохозяйственных систем и сооружений — предельные значения технических показателей состояния водохозяйственных систем и сооружений, условий их эксплуатации, соответствующие допустимому уровню риска возникновения аварий водохозяйственных систем и сооружений.

15 Приказ Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 31 марта 2009 года 186 Об утверждении критериев безопасности водохозяйственных систем и сооружений УТРАТИЛ СИЛУ 1. Настоящие Критерии безопасности водохозяйственных систем и сооружений (далее — Критерии) разработаны в соответствии со статьей 37 Водного кодекса Республики Казахстан и определяют предельные значения технических показателей состояния водохозяйственных систем и сооружений, в Республике Казахстан. 2. Критерии устанавливают контролируемые и диагностические показатели состояния водохозяйственных систем и сооружений и критериальные значения этих показателей. 3. Критерии определены на основе натурных (визуальных и инструментальных) наблюдений и разработаны с учетом характеристик водохозяйственных систем и сооружений, повреждения которых могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации.

16 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» Межпарламентская ассамблея стран СНГ Основы модельного законодательства стран СНГ

17 2. Общие требования безопасности гидротехнических сооружений 2.1. Общие положения 2.2. Назначение класса гидротехнических сооружений 2.3 Гидротехнические сооружения в сейсмических районах 2.4 Критерии безопасности гидротехнических сооружений ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ»

18 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» 3 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при проектировании 3.1 Общие требования 3.2 Требования по учёту нагрузок и воздействий на гидротехнические сооружения 3.3 Требования к расчетному обоснованию надежности и безопасности гидротехнических сооружений 3.4 Требования к обеспечению безопасности оснований гидротехнических сооружений 3.5 Требования к обеспечению безопасности бетонных и железобетонных конструкций гидротехнических сооружений 3.6 Требования к обеспечению безопасности бетонных и железобетонных плотин на нескальных основаниях 3.7 Требования к обеспечению безопасности бетонных гравитационных плотин на скальных основаниях 3.8 Требования к обеспечению безопасности контрфорсных и арочных плотин 3.9 Требования к обеспечению безопасности грунтовых насыпных плотин и дамб 3.10 Требования к обеспечению безопасности намывных плотин и дамб 3.11 Требования к обеспечению безопасности каменно-земляных и каменно-набросных плотин и дамб 3.12 Требования к обеспечению безопасности водопропускных (водосбросных, водоспускных и водовыпускных) гидротехнических сооружений 3.13 Требования к обеспечению безопасности зданий гидроэлектрических и насосных станций с подводящими и отводящими трактами 3.14 Требования к обеспечению безопасности водозаборных сооружений и отстойников 3.15 Требования к обеспечению безопасности водоводов замкнутого поперечного сечения и сооружений на них 3.16 Требования к обеспечению безопасности каналов 3.17 Требования к обеспечению безопасности причальных сооружений 3.18 Требования к обеспечению безопасности берегоукрепительных, защитных, регуляционных и оградительных сооружений 3.19 Требования к обеспечению безопасности судопропускных сооружений 3.20 Требования к обеспечению безопасности рыбопропускных и рыбозащитных сооружений 3.21 Требования к механическому оборудованию при обеспечении безопасности гидротехнических сооружений 3.22 Требования к обеспечению безопасности ограждающих сооружений золошлакоотвалов и хранилищ жидких отходов 3.23 Требования к мероприятиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера

19 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» 4 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при строительстве 4.1. Общие требования 4.2. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при пропуске строительных расходов воды и льда 4.3. Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при ведении строительных работ в зимний период 4.4. Требования к обеспечению безопасности окружающей среды при строительстве 4.5. Требования к техническому контролю безопасности гидротехнических сооружений при строительстве

20 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» 5 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при эксплуатации 5.1. Общие требования 5.2 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, эксплуатируемых в северной климатической зоне 5.3 Требования к обеспечению безопасности речных гидротехнических сооружений при пропуске максимальных расходов воды 5.4 Требования к эксплуатации механического оборудования для обеспечения безопасности водопропускных гидротехнических сооружений 5.5 Требования к обеспечению безопасности специальных гидротехнических сооружений (судоходных, портовых, оградительных, золошлакоотвалов, хранилищ и накопителей жидких отходов) 5.6 Требования к техническому контролю гидротехнических сооружений и их механическому оборудованию 5.7 Требования к обеспечению безопасности напорных водоводов при эксплуатации 5.8 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений в морозный период 5.9 Требования к безопасности гидротехнических сооружений на каналах и водохранилищах Требования к природоохранным мероприятиям при эксплуатации гидротехнических сооружений

21 ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ «О БЕЗОПАСНОСТИ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ» 6 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при реконструкции, консервации и ликвидации 6.1 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при реконструкции 6.2 Требования к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений при консервации и ликвидации

22 7.2 Декларация безопасности гидротехнических сооружений Соответствие гидротехнического сооружения нормам и правилам безопасности должно подтверждаться декларацией безопасности, оформляемой и утверждаемой согласно требований законодательства и правовых актов в сфере безопасности гидротехнических сооружений Декларирование безопасности гидротехнических сооружений, аварии которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, является обязательным при их проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации Декларация безопасности является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер и масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации Декларация безопасности эксплуатируемых гидротехнических сооружений, в том числе при их вводе в эксплуатацию, выводе из эксплуатации, а также после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации составляется их собственником или эксплуатирующей организацией, а проектируемых и строящихся гидротехнических сооружений — юридическим лицом или физическим лицом, выполняющим функции заказчика (далее — декларанты) Декларация безопасности представляется декларантом в орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий государственный надзор за безопасностью гидротехнических сооружений (далее — орган надзора).

23 — полнота и достоверность данных о гидротехническом сооружении и его безопасности; — всестороннее и полное выявление степени опасности и разработка сценариев возможных аварий и повреждений; — обоснованность применяемых методов анализа, достаточность выполненных оценок риска и уровня безопасности гидротехнического сооружения с учетом его класса; — полнота учета всех факторов, влияющих на результаты оценки безопасности; — эффективность и достаточность реализованных и планируемых мер по обеспечению безопасности, -соответствие содержания декларации безопасности законодательным и другим нормативным правовым актам, правилам и нормам При составлении декларации безопасности должны учитываться следующие требования:

24 7.2.7 Составлению декларации безопасности гидротехнических сооружений при их вводе в эксплуатацию после завершения строительства, реконструкции или капитального ремонта, а также эксплуатируемых и строящихся гидротехнических сооружений должно предшествовать обследование гидротехнических сооружений, которое организуется их собственником или эксплуатирующей организацией, с участием представителей органа надзора. 7.2 Декларация безопасности гидротехнических сооружений

25 — общую информацию, включающую данные о ГТС и природных условиях района их расположения; — меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора; — сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии ГТС; — основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации; — анализ и оценку безопасности ГТС, включая определение возможных источников опасности; — сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций; — порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и территориальных органов по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на ГТС аварийных ситуациях; — заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных ГТС и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности; — другие данные о безопасности ГТС. К декларации безопасности ГТС прилагаются: — сведения о ГТС, необходимые для формирования и ведения регистра ГТС, предусмотренные законодательством о безопасности гидротехнических сооружений; — акт преддекларационного обследования ГТС, составленный участниками обследования, по форме, утверждаемой органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения безопасности ГТС; — заключение органа по чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального отделения о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии ГТС. Декларация безопасности подписывается декларантом Декларация безопасности должна содержать:

26 7.2 9 Декларация безопасности эксплуатируемых ГТС представляется декларантом в орган надзора не реже одного раза в 5 лет с даты ввода ГТС в постоянную эксплуатацию. По решению органа надзора или по инициативе декларанта указанная декларация также представляется: — при изменении условий, влияющих на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, выявлении повреждений и аварийных ситуаций на гидротехнических сооружениях, ухудшении условий локализации или ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты от них населения и территорий — в течение 6 месяцев со дня обнаружения опасности; — при изменении нормативных правовых актов, правил и норм в области безопасности гидротехнических сооружений, локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, если гидротехнические сооружения не соответствуют требованиям указанных актов, правил и норм, — в течение года со дня вступления в силу соответствующих нормативных правовых актов, правил и норм; — после реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации гидротехнических сооружений — до приемки соответствующих строительно-монтажных работ Декларация безопасности проектируемых гидротехнических сооружений включается в состав проектной документации на строительство гидротехнических сооружений, подлежащей государственной экспертизе в соответствии с национальным законодательством о градостроительной деятельности. 7.2 Декларация безопасности гидротехнических сооружений

27 Требования по декларированию безопасности ГТС в законодательстве Республики Казахстан Спасибо за внимание! Петраков Игорь Алексеевич – независимый эксперт по водному законодательству и ИУВР Apt. 30, 12 Tole bi Kazakhstan, Almaty Tel.: (3272) (home) Mob.:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *