Новое в налогообложении в 2019 году

Содержание

Учет основных средств при УСН «доходы»

«Упрощенцы», выбравшие объект налогообложения «доходы», никаких расходов для целей налогообложения не учитывают (п. 1 ст. 346.18 НК РФ), поэтому каким-либо образом уменьшить налог за счет расходов, связанных с приобретением основных средств, не могут. Однако это не значит, что объекты ОС можно игнорировать. Вести учет основных средств при УСН «доходы» все же придется.

Дело в том, что остаточная стоимость основных средств важна как критерий, позволяющий перейти на УСН и применять именно этот спецрежим. Соблюдать же его в равной мере должны все «упрощенцы» (а также те, кто только собирается перейти на УСН), независимо от избранного объекта налогообложения. На это обратил внимание Минфин России в своем письме от 18.09.2008 № 03-11-04/2/140.

Напомним, что порог остаточной стоимости ОС, при превышении которого применение упрощенки невозможно, устанавливается в подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ. С 2017 года он составляет 150 млн руб. Рассчитывается показатель остаточной стоимости по данным бухгалтерского учета.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Данное ограничение по остаточной стоимости ОС распространяется как на организации, так и на индивидуальных предпринимателей (см., например, письмо Минфина от 02.11.2018 № 03-11-11/78908).

При продаже основных средств «доходные» «упрощенцы» учитывают соответствующие поступления в общеустановленном порядке.

Подробнее об этом — в материале «Порядок продажи ОС при УСН «доходы»».

Учет ОС при УСН «доходы минус расходы»

Налогоплательщикам, применяющим УСН с объектом «доходы, уменьшенные на величину расходов», при расчете единого налога разрешается учитывать расходы (подп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК РФ):

  • на приобретение, сооружение и изготовление основных средств;
  • их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение.

О порядке учета и особенностях налогообложения основных средств при УСН также читайте в этой статье.

Порядок учета основных средств при УСН «доходы минус расходы» прописан в подп. 3 и 4 ст. 346.16 НК РФ.

По какой стоимости вести учет ОС для УСН «доходы минус расходы»

Порядок определения стоимости в учете основных средств при УСН зависит от того, когда объекты ОС были приобретены и введены в эксплуатацию:

  1. Если это произошло после перехода на упрощенку, то ОС, которые приобретены/созданы в периоде нахождения на УСН, принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой в порядке, установленном законодательством о бухгалтерском учете (п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п. 3.10 Порядка заполнения КУДИР, утв. приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н).

Если у вас есть доступ к К+, проверьте правильно ли вы определили первоначальную стоимость основных средств. Если доступа к К+ нет, получите бесплатный пробный доступ и переходите в Путеводитель по УСН.

2. Если это произошло до перехода на УСН с объектом «доходы минус расходы» (п. 3 ст. 346.16, п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ), определение стоимости зависит от того, с какого режима был переход:

  • с ОСНО — по остаточной стоимости в виде разницы между ценой приобретения и суммой амортизации, начисленной по «прибыльным» правилам в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • ЕСХН — по остаточной стоимости, определяемой по остаточной стоимости ОС на дату перехода на уплату ЕСХН, уменьшенной на сумму расходов, учтенных в период применения сельхозрежима;
  • ЕНВД — по остаточной стоимости в виде разницы между ценой приобретения и суммой амортизации, начисленной по правилам бухучета за период применения ЕНВД;
  • при переходе с УСН «доходы» остаточная стоимость не определяется.

О том, расходы по ОС какого назначения могут быть учтены для УСН, читайте в материале «Для УСН учитываются расходы только на «производственные» ОС».

Срок списания ОС на расходы

Этот срок также зависит от периода несения расходов (п. 3 ст. 346.16 НК РФ):

  1. Если это произошло в период применения упрощенной системы, расходы на приобретение (сооружение, изготовление) ОС, а также достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение ОС учитываются с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию.
  2. Если расходы были понесены до перехода на упрощенную систему, стоимость основных средств со сроком полезного использования до 3 лет включительно полностью уменьшает упрощенный налог в течение первого календарного года применения УСН.

ОС со сроком полезного использования от 3 до 15 лет включительно списывают 3 года:

  1. 50% стоимости — в течение первого календарного года УСН;
  2. 30% стоимости — в течение второго;
  3. 20% — в течение третьего.

Основные средства со сроком полезного использования свыше 15 лет списываются в течение первых 10 лет применения упрощенной системы налогообложения равными долями их стоимости.

Сроки полезного использования ОС устанавливаются на основе классификации, утв. постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, или в соответствии с техническими условиями или рекомендациями организаций-изготовителей, если ОС в классификации не поименованы (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

Порядок списания ОС на расходы

Приобретенные средства труда при УСН, так же как и при ОСНО, для налоговых целей делятся на материально-производственные запасы, единовременно учитываемые в затратах, и собственно ОС. Ориентиром тут служит стоимость приобретенного ОС, значение которой для целей такого деления с 2016 года составляет 100 000 руб. (п. 1 ст. 256 НК РФ).

Учет основных средств при УСН осуществляется согласно следующим правилам:

  1. Расходы на приобретение ОС, а также их достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение принимаются в уменьшение налоговой базы за отчетные периоды равными долями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ, п.4 ст.5 закона «О внесении изменений» от 08.06.2015 № 150-ФЗ).
  2. Расходы на ОС отражаются в последнее число отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
  3. Если права на ОС подлежат государственной регистрации, их стоимость учитывается в расходах с момента документально подтвержденного факта подачи документов на регистрацию указанных прав (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).
  4. Учесть расходы можно только по основным средствам, используемым при осуществлении предпринимательской деятельности (подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

На практике это происходит так:

  • сумма, подлежащая учету в соответствующем году, делится на равные части по количеству отчетных периодов, оставшихся до конца года;
  • на конец каждого квартала полученная часть относится на расходы, о чем делается запись в книге учета доходов и расходов.

Подробнее об оформлении этого документа читайте в этом материале.

Пример

Организация, применяющая УСН, в июле приобрела и оплатила основное средство стоимостью 200 000 руб. Учесть его стоимость в расходах она может до конца текущего года. Поскольку с момента приобретения ОС до конца года остается 2 отчетных периода (III и IV кварталы), в каждом из них на расходы можно списать по 100000 руб. (на 30 сентября и 31 декабря соответственно).

Списание ОС, приобретенных с рассрочкой платежа

Пример

Организация в рассрочку приобрела основное средство стоимостью 555 000 руб. Сторонами был согласован следующий график платежей:

  • 30 апреля — 225 000 руб.;
  • 31 июля — 180 000 руб.;
  • 31 октября — 60 000 руб.;
  • 15 января — 90 000 руб.

В данном случае в расходы текущего налогового периода можно списать только ту часть стоимости ОС, которую организация оплатит в этом году, то есть 465 000 руб. (225 000 + 180 000 + 60 000).

Списание будет происходить в следующем порядке:

  • 225 000 руб. — равными долями во II, III и IV кварталах (по 75 000 руб. 30 июня, 30 сентября и 31 декабря);
  • 180 000 руб. — равными долями в III и IV кварталах (по 90 000 руб. 30 сентября и 31 декабря);
  • 60 000 руб. — в IV квартале (31 декабря).

Оставшиеся 90 000 руб. организация будет учитывать в следующем году — тоже равными долями по 22 500 руб. (90 000 руб. / 4) 31 марта, 30 июня, 30 сентября и 31 декабря.

Продажа ОС «упрощенцем»

В отдельных случаях при продаже основных средств учтенные расходы придется восстановить. Это необходимо сделать, если ОС реализуется:

  • до истечения 3 лет с момента учета расходов на его приобретение (для ОС со сроком полезного использования до 15 лет);
  • до истечения 10 лет с момента приобретения (для основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет).

При этом производится пересчет налоговой базы по единому налогу за весь период пользования такими основными средствами — с момента их учета в составе расходов до даты реализации (передачи) с учетом положений главы 25 НК РФ. Иными словами, из налоговой базы надо удалить расходы, учтенные по правилам УСН, и включить в нее амортизацию, рассчитанную по правилам налога на прибыль (письма Минфина России от 11.04.2016 № 03-03-06/3/20413, от 14.04.2014 № 03-11-06/2/16837).

Если вы используете линейный метод начисления амортизации, вы можете перепроверить правильность своих расчетов с помощью экспертов КонсультантПлюс. Получите пробный бесплатный доступ к К+ и переходите к расчетному примеру.

Дополнительная сумма налога уплачивается в бюджет вместе с пенями (п. 3 ст. 346.16 НК РФ), за соответствующие периоды подаются уточненные декларации.

Итоги

При учете основных средств при УСН нужно принимать во внимание особенности, рассмотренные в этой статье и связанные как с порядком определения стоимости, которую можно учесть в расходах, так и с порядком признания расходов. В случае реализации объекта основных средств до истечения 3 или 10 лет (в зависимости от срока полезного использования) с момента признания расходов важно не забыть пересчитать налоговую базу, подать уточненные декларации и уплатить пени.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Основные средства: какие объекты принимаем к учету

ПБУ 6/01 и ст. 256 НК РФ разрешают учесть как основное средство объект, который соответствует следующим критериям:

  • применяется для ведения деятельности;
  • будет использоваться более одного года;
  • его не планируют перепродавать;
  • приносит доход;
  • стоимость не ниже установленного лимита. До 1 января 2016 года стоимость основных средств была 40 тыс. рублей, но с 2016 года в налоговом учете лимит вырос до 100 тыс. рублей, а в бухучете пока остается на том же уровне.

Основные средства – это здания и сооружения, транспорт, вычислительная техника, инструмент, земля, природные объекты и т.д. Список всех объектов можно найти в классификаторе основных фондов (ОКОФ) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359).

Учесть затраты можно не по всем объектам, а лишь по амортизируемым с точки зрения Налогового кодекса (п. 4 ст. 346.16 НК РФ). Если критерии соблюдены не все, но такие расходы перечислены в ст. 254 НК РФ, то они включается в состав материальных затрат, иначе расходы учесть при расчете налога нельзя. Например, нельзя уменьшить налог на стоимость объекта недропользования или земельного участка, потому что они не амортизируются согласно п. 2 ст. 256 НК РФ.

Списание основных средств при УСН «доходы минус расходы»

Порядок списания основных средств зависит от того, когда вы это имущество приобрели: уже будучи «упрощенцем», или до того – находясь на общем или ином режиме.

Если основные средства купили в период применения УСН, то учесть их нужно по первоначальной стоимости. Это, собственно, цена объекта плюс все, что затрачено в процессе его покупки: расходы на изготовление, доставку, сборку, оплата консультаций и услуг посредников, таможенные сборы, госпошлины, невозмещаемые налоги. В состав стоимости включите и входящий НДС, так как «упрощенцы» не являются его плательщиком.

Прежде чем начать списание на расходы, имущество нужно оплатить, получить и ввести в эксплуатацию. Нужно подготовить акт о приеме-передаче объекта основных средств по форме № ОС-1 (если это здание, то по форме № ОС-1а), инвентарную карточку по форме № ОС-6 и издать приказ о вводе основного средства в эксплуатацию.


© фотобанк Лори

На некоторые объекты право собственности должно быть зарегистрировано в соответствующем госоргане. Например, купив автомобиль, списание стоимости можно начать только после его регистрации в ГИБДД. Для начала списания расходов на недвижимость (земельный участок, здание и т.п.) нужно иметь на руках расписку Росреестра как документальное подтверждение того, что документы поданы на госрегистрацию (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

В бухгалтерии стоимость основного средства амортизируется каждый месяц, пока не пройдет срок полезного использования. Налоговый учет позволяет списать ее гораздо быстрее – до окончания того года, когда имущество было приобретено. Расходы распределяются поровну на каждый квартал до конца года (письмо Минфина России от 17.11.2006 № 03-11-04/2\244). Начало списания – квартал, в котором основное средство введено в эксплуатацию или зарегистрировано в госоргане. Так, если имущество приобрели и ввели в эксплуатацию, или зарегистрировали в четвертом квартале, то вся его стоимость полностью будет списана 31 декабря.

Пример учета основных средств при УСН

Организация на УСН «доходы минус расходы» приобрела автомобиль стоимостью 800 тыс. рублей. Дата оплаты продавцу 20 июня 2016 г., дата госрегистрации в ГИБДД 5 июля 2016 г. Поскольку в июне автомобиль еще не был зарегистрирован, то списание его стоимости начнется только в 3 квартале. Ежеквартальная сумма списания составит 400 тыс. рублей (800 тыс. руб. делим на 2 квартала, оставшиеся до конца года). Списание делаем 30 сентября 2016 г. на 400 тыс. рублей и 31 декабря 2016 г. на 400 тыс. рублей. Так вся стоимость автомобиля в налоговом учете спишется до конца 2016 года.

Если автомобиль будет зарегистрирован в 4 квартале 2016 г., его стоимость можно полностью списать на расходы 31 декабря 2016 г. в сумме 800 тыс. рублей.

Если платить предстоит в рассрочку, то расходы признаются в размере оплаченных сумм. После оплаты и введения основного средства в эксплуатацию затраты распределяют равными долями на год. ФНС разрешает суммы уплаченных процентов за предоставление рассрочки тоже включать в состав затрат на приобретение имущества (Письмо ФНС от 06.02.2012 № ЕД-4-3/1818).

Пример

Организация-«упрощенец» с объектом «доходы минус расходы» купила и ввела в эксплуатацию в феврале 2016 г. основное средство. Оплата в рассрочку, неравномерными частями, срок рассрочки — 15 месяцев. Первоначальная стоимость объекта с учетом процентов 319 000 рублей.
В феврале и марте организация оплатила по 50 000 рублей. Эту оплату нужно распределить на четыре квартала 2016 г.: (50 000+50 000)/4 = 25 000 рублей.

Запись в КУДиР 31 марта 2016 г. на сумму 25 000 рублей.

В апреле оплачено 9 000 рублей, а в мае и июне оплатили по 30 000 рублей. Распределяем оплату на три квартала 2016 г.: (9 000+30 000+30 000)/3 = 23 000 рублей.

Запись в КУДиР 30 июня 2016 г. на сумму 48 000 рублей (25 000 + 23 000).

Запись в КУДиР 30 сентября 2016г. на сумму 63 000 рублей (25 000+23 000+15 000).

В октябре, ноябре и декабре оплачено по 15 000 рублей. Вся сумма списания будет в четвертом квартале: 15 000+15 000+15 000= 45 000 рублей.

Запись в КУДиР 31 декабря 2016 г. на сумму 108 000 рублей (25 000+23 000+15 000+45 000).

Запись в КУДиР 31 марта 2017 г. на сумму 15 000 рублей.

В апреле оплачен заключительный платеж в сумме 15 000 рублей. Распределение на три квартала 2017 г.: 15 000/3 = 5 000 рублей.

Запись в КУДиР 30 июня 2017 г. на сумму 20 000 рублей (15 000 + 5 000).

Аналогичные записи по 20000 рублей будут и на оставшиеся отчетные даты 30 сентября и 31 декабря 2017 года.

Порядок списания затрат, если основное средство купили до перехода на «упрощенку», зависит от того, как долго оно будет использоваться. Сроки полезного использования по всем категориям имущества можно найти в классификаторе, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1.

В расходах показывают ту стоимость имущества, которая была учтена на момент перехода — остаточную (п.2.1 ст. 346.25 НК РФ). Она зависит от того, с какого режима происходит переход на «упрощенку»:

  • с ОСНО — остаточная стоимость равна цене приобретения минус амортизация, начисленная в соответствии с гл. 25 НК РФ;
  • с ЕНВД — остаточная стоимость равна цене приобретения минус амортизация, начисленная по бухучету за весь период применения вмененки;
  • с ЕСХН — берется остаточная стоимость на дату перехода на ЕСХН за минусом расходов, принимаемых при расчете сельхозналога согласно пп. 2 п. 4 ст. 346.5 НК РФ за время его применения.

Напомним, что если остаточная стоимость основных средств будет больше 100 млн рублей, переход на упрощенную систему сейчас невозможен. С 2017 года остаточная стоимость ОС будет увеличена до 150 млн рублей.

Списать на УСН всю остаточную стоимость за один год получится не всегда. При переходе на «упрощенку», если срок полезного использования объекта:

  • до 3-х лет включительно – списание будет в течение первого года «упрощенки» равными долями на конец каждого квартала;
  • от 3-х до 15 лет включительно – списание в течение 3-х лет, в том числе:
    • 1-й год на УСН – 50% остаточной стоимости,
    • 2-й год на УСН – 30% остаточной стоимости,
    • 3-й год на УСН – 20% остаточной стоимости;
  • свыше 15 лет – списание равными долями в течение 10 лет применения «упрощенки».

Пример.

Организация приобрела автомобиль до перехода на «упрощенку». Это lV амортизационная группа, ему установлен семилетний срок использования. На момент перехода с ОСНО на УСН остаточная стоимость составляла 400 000 рублей. Списывать остаточную стоимость автомобиля на упрощенке нужно в течение 3-х лет следующими суммами:

При переходе на «упрощенку» с ОСНО есть существенный момент, который не стоит забывать – это НДС, принятый к вычету при покупке имущества. В последнем, перед переходом, квартале его нужно восстановить, но не полностью, а в пропорции к остаточной стоимости и учесть в прочих расходах (пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ).

Когда «доходный» объект упрощенки сменили на «доходы минус расходы», стоимость основных средств, купленных в период «доходов», тоже может уменьшить «упрощенный» налог, но только если оплата и ввод в эксплуатацию произошли уже на УСН «доходы минус расходы».

Списание основных средств при УСН «доходы»

При расчете налога УСН «по доходам», расходы налоговую базу не уменьшают. Поэтому, при «упрощенке по доходам» покупку основных средств нельзя учесть в налоговом учете.
К постановке на учет основных средств при УСН «доходы» применяются те же правила, что и при «доходно-расходном» объекте. А вот списывать их стоимость придется только по правилам бухучета – начисляя амортизацию до завершения срока полезного использования (п. 18 ПБУ 6/01).

Приняв основное средство к учету, начисляйте амортизацию с первого числа следующего месяца. Срок списания – ежемесячно, пока полностью не будет погашена его стоимость, или до списания его с учета.

Из трех способов начисления амортизации выбрать нужно один, указав его в учетной политике:

  • линейный (самый распространенный),
  • по сумме чисел лет срока полезного использования,
  • пропорционально объему продукции или работ.

Когда закончится амортизация объекта? С первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором полностью списалась первоначальная стоимость, или основное средство выбыло (например, было продано), либо более чем на 3 месяца переведено на консервацию или по нему начаты работы по модернизации или реконструкции длительностью более года (п. 22, 23 ПБУ 6/01).

Учет ОС, которые перешли с других налоговых режимов

Базой для признания стоимости ОС в расходах является остаточная стоимость актива. Ее определение зависит от того, с какого налогового режима бизнесмен перешел на упрощенку (п. 2.1 ст. 346.25 НК РФ):

  1. С общей системы налогообложения (ОСНО) — как разность между затратами на приобретение и «налоговой» амортизацией, начисленной по правилам гл. 25 НК РФ.
  2. С режима уплаты единого сельхозналога (ЕСХН) — как разница между остаточной стоимостью на момент перехода на ЕСХН и расходами по объекту, списанными по правилам ЕСХН.
  3. С единого налога на вмененный доход (ЕНВД) — как разница между затратами на приобретение и «бухгалтерским» износом за период применения ЕНВД.
  4. Учет основных средств при УСН по доходам никак не влияет на списание затрат при смене объекта налогообложения. Стоимость этих ОС не учитывается в дальнейшем в расходах.

Порядок списания «переходящей» стоимости объекта зависит от его вида, а точнее — от срока полезного использования (СПИ). Он определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1, а для нестандартных объектов — на основании информации изготовителя.

СПИ

Списание остаточной стоимости объекта

До 3 лет

В течение 1-го года

От 3 до 15 лет

За 3 года, долями: 50% в 1-й год, 30% во 2-й и 20% в 3-й

Свыше 15 лет

Равномерно в течение 10 лет

В пределах каждого года расходы списываются равномерно по кварталам.

Учет ОС, приобретенных во время использования УСН

Если объект приобретен уже в период применения упрощенки, то его признание в качестве ОС производится по правилам, применяемым при ОСНО.

  1. Объект должен использоваться для предпринимательской деятельности и приносить доход.
  2. Срок его использования должен превышать 12 месяцев, а стоимость — быть больше 100 тыс. руб.
  3. Объект не планируется к перепродаже.
  4. Если объект должен быть введен в эксплуатацию или подлежит государственной регистрации, то списание затрат возможно только после проведения указанных операций.

Если объект подвергался модернизации, достройке и другим подобным процедурам, то его стоимость возрастает. Порядок удорожания объекта в этом случае тоже должен соответствовать правилам, принятым для ОСНО (п. 2 ст. 257 НК РФ).

Если объект ОС при УСН на доходы минус расходы приобретен у поставщика — плательщика НДС, то сумма этого налога включается в первоначальную стоимость, а в дальнейшем — в затраты (п. 8 ПБУ 6/01, подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Если объект приобретен (построен) в период применения упрощенки 15%, то затраты списываются в течение 1-го налогового периода с равномерным распределением по кварталам (п. 3 ст. 346.16 НК РФ).

На практике сумма затрат списывается в последнюю дату каждого квартала, оставшегося с момента приобретения ОС до конца года.

Пример

Организация в мае 2018 года приобрела и оплатила станок стоимостью 300 тыс. руб. До конца года остается 3 незавершенных отчетных периода (2, 3 и 4 кварталы). Поэтому сумма делится на три части и в конце каждого из указанных кварталов на затраты списывается по 100 тыс. руб.

Особенности учета затрат на ОС при оплате в рассрочку

Говоря об учете ОС при УСН, не следует забывать об общем правиле учета при упрощенке — все затраты признаются по факту их оплаты. Не являются исключением и расходы, связанные с основными средствами (подп. 4 п. 1 ст. 346.17 НК РФ).

В частности, это означает, что нельзя списать на затраты стоимость объекта, полученного в качестве вклада в уставный капитал.

Если объект приобретается в рассрочку, то учитывать затраты можно только по мере их оплаты. В рассмотренном выше примере предполагалось, что оплата произведена в том же месяце, когда был приобретен станок.

Воспользуемся условиями предыдущего примера и предположим, что оплата произведена тремя равными долями — по 100 тыс. рублей в июле 2018 года, октябре 2018 года и январе 2019 года.

Тогда списание затрат будет происходить следующим образом:

Таким образом, хотя в стандартном случае стоимость объекта, приобретенного во время применения УСН, должна быть списана в первом году, на практике период списания может растянуться на 2 года, а при длительной рассрочке — и на более долгий срок.

Не знаете свои права? Подпишитесь на рассылку Народный СоветникЪ.
Бесплатно, минута на прочтение, 1 раз в неделю.

Нужно ли рассчитывать амортизацию ИП на УСН?

Сложнее с индивидуальными предпринимателями (ИП). Та же ст. 6 закона 402-ФЗ позволяет им не вести бухучет, если ведется налоговый учет в любом виде. Таким образом, формально учет ОС у ИП на УСН — доходы минус расходы — не является обязательным.

При буквальном прочтении указанная выше норма ст. 346.12 НК РФ относится только к организациям. Однако контролирующие органы в своих разъяснениях регулярно настаивают на том, что лимит по стоимости ОС распространяется и на ИП.

Примером может служить письмо Минфина РФ от 28.10.2016 № 03-11-11/63323. Чиновники ссылаются на п. 4 ст. 346.13 НК РФ, где указано, что при нарушении любых ограничений, в том числе и установленных ст. 346.12 НК РФ, налогоплательщик теряет право на использование УСН. Так как в понятие «налогоплательщик» входят и ИП, специалисты Минфина на этом основании распространяют на них ограничения по стоимости ОС.

Эта позиция Минфина является весьма спорной и нередко вызывает разногласия между налогоплательщиками и налоговиками. Однако на сторону чиновников в этом вопросе неожиданно встал Верховный суд РФ (апелляционное определение ВС РФ от 29.11.2016 № АПЛ16-489).

Поэтому те предприниматели, которые не хотят спорить с налоговиками (особенно с учетом позиции ВС РФ), ведут учет амортизируемого имущества.

Если ИП решил следовать рекомендациям чиновников, то он аналогично юридическим лицам должен вести в 2018-2019 годах учет ОС при УСН как на доходы, так и на доходы минус расходы.

Особенности продажи ОС при УСН

Продажа ОС на УСН — доходы минус расходы — может быть весьма невыгодна налогоплательщику. П. 3 ст. 346.16 НК РФ предписывает при определенных условиях скорректировать ранее списанные затраты и пересчитать налоговую базу.

Речь идет о ситуациях, когда объект реализуется до истечения определенного срока после его приобретения. Здесь также необходимо учитывать его СПИ.

Период с момента приобретения до реализации

СПИ

До 15 лет

Свыше 15 лет

До 3 лет

Пересчет нужен

Пересчет нужен

От 3 до 10 лет

Пересчет не нужен

Пересчет нужен

Свыше 10 лет

Пересчет не нужен

Пересчет не нужен

Если условия реализации таковы, что требуется пересчет, налогоплательщик должен сделать следующее:

  1. Рассчитать амортизацию по правилам гл. 25 НК РФ за весь период использования объекта. Если объект «переходящий» с других режимов, то амортизацию считают с даты перехода на упрощенку. Метод расчета износа может быть любым из предусмотренных гл. 25 НК РФ.
  2. Сравнить амортизацию со списанными за этот же период упрощенными затратами по данному объекту.
  3. Если затраты, исчисленные по правилам УСН, будут больше амортизации, то нужно скорректировать налоговую базу. Для этого следует «заменить» ранее списанные затраты на суммы амортизации.
  4. По итогам пересчета сдать уточненную декларацию, доплатить налог и пени.

Как видно из предыдущих разделов, списание затрат на внеоборотные активы по правилам УСН в большинстве случаев происходит быстрее, чем начисление «обычной» амортизации. Поэтому такая продажа, скорее всего, повлечет для бизнесмена дополнительные затраты. Это необходимо учитывать, принимая решение о реализации объектов, у которых еще не истек СПИ.

***

Налоговый учет ОС на УСН — доходы минус расходы — зависит, в первую очередь, от периода их приобретения и СПИ. Также необходимо иметь в виду, что списывать можно только ту часть затрат, которая была фактически оплачена.

Начисление амортизации по правилам бухучета, вне зависимости от выбранного объекта налогообложения, необходимо для контроля за соблюдением упрощенцами лимита стоимости ОС. Хотя в отношении ИП это положение НК РФ является спорным.

Продажа отдельных объектов до истечения их СПИ может привести к необходимости внести изменения в учет и отчетность, а также доплатить налог и пени.

Переходный период заканчивается

Основными собственными доходными источниками региональных и местных бюджетов являются имущественные налоги. Происходящая в настоящее время реформа имущественного налогообложения предусматривает переход с исчисления платежей от балансовой стоимости имущества организаций и инвентаризационной стоимости имущества физлиц на исчисление от кадастровой стоимости объектов недвижимости. Для того чтобы этот процесс прошел безболезненно, законодательством предусмотрен переходный период, в течение которого субъекты РФ должны утвердить законы об изменении порядка определения налогооблагаемой базы. В настоящее время эта работа проведена в 74 субъектах РФ, а 11 регионов в качестве налогооблагаемой базы еще используют балансовую стоимость и инвентаризационную стоимость объектов недвижимости.

В 2018 году переходный период в отношении налога на имущество физических лиц заканчивается. Поэтому уже в текущем году все оставшиеся регионы должны принять законы об установлении единой даты применения кадастровой стоимости на территории субъекта РФ, на основании которых органы местного самоуправления обязаны утвердить соответствующие нормативные правовые акты. В противном случае с 1 января 2020 года налог на имущество физических лиц не будет считаться установленным, поскольку инвентаризационная стоимость с указанной даты в соответствии с налоговым законодательством не применяется.

Проблемы перехода к налогообложению по кадастровой стоимости

Основную проблему перехода к применению кадастровой стоимости объектов недвижимости для целей налогообложения обозначил Президент РФ в Послании Федеральному собранию РФ в 2018 году, отметив, что в ряде случаев кадастровая оценка не соответствует реальной рыночной стоимости. Правительству РФ было поручено разработать и внести в законодательство РФ изменения, предусматривающие:

совершенствование порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в целях недопущения применения при налогообложении величины кадастровой стоимости объекта недвижимости, превышающей величину его рыночной стоимости;

уточнение параметров расчета налога на имущество физических лиц.

Во исполнение данного поручения Президента РФ 3 августа 2018 года был принят Федеральный закон № 334‑ФЗ, определяющий, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков налога на имущество физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим годом (по расчетам за 2017 год).

Аналогичная проблема была обозначена и в Послании Президента РФ Федеральному собранию в текущем году. Она касается уже физических лиц — плательщиков земельного налога. Поручение президента реализовано Федеральным законом от 15 апреля 2019 года № 63‑ФЗ, которым внесены изменения в Налоговый кодекс и введена норма, предусматривающая, что ежегодный рост налоговой нагрузки на плательщиков земельного налога — физических лиц не должен превышать 10% по сравнению с предыдущим налоговым периодом (по расчетам за 2018 год).

Федеральные законы «О государственной кадастровой оценке» и «О государственной регистрации недвижимости» предписывают субъектам РФ до 2020 года перейти на новый порядок проведения кадастровой оценки объектов недвижимости. При этом оценку должно осуществлять созданное регионом государственное бюджетное учреждение. Предполагается, что это позволит повысить достоверность оценки объектов недвижимости и тем самым уменьшить число обращений собственников в суд для оспаривания установленной кадастровой стоимости. Сегодня количество таких исков достаточно велико, а суды, как правило, встают на сторону истцов, что влечет за собой негативные последствия для бюджетов.

Необходимо отметить, что по результатам новой кадастровой оценки будет рассматриваться вопрос о возможности налогообложения по кадастровой стоимости не только объектов, значащихся в сформированных субъектами РФ перечнях, а всех объектов недвижимости организаций. На сегодняшний день сроки перехода на применение кадастровой стоимости в отношении всех объектов имущества организаций не определены, так как последствия такого решения еще должны быть детально проанализированы.

Не менее важной задачей для увеличения доходной базы региональных и местных бюджетов является расширение налоговой базы по имущественным налогам за счет вовлечения вновь вводимых, а также ранее не учтенных объектов недвижимого имущества в налоговый оборот путем постановки их на кадастровый учет и регистрации соответствующих прав. Для ее решения Правительство РФ поручило Минэкономразвития РФ подготовить проекты правовых актов:

по совершенствованию процедуры внесения в ЕГРН сведений о правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в объеме, необходимом для признания их объектами налогообложения по соответствующим налогам, в том числе с использованием межведомственного взаимодействия без дополнительного взаимодействия с правообладателями;

по наделению органов местного самоуправления полномочиями по выявлению правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости для целей внесения данных сведений в ЕГРН.

Критерии недвижимого имущества разработаны

С 1 января 2019 года вступили в силу изменения, внесенные в Налоговый кодекс, в части исключения движимого имущества из состава объектов имущественного налогообложения. Цель нововведения — стимулирование организаций к обновлению активной части своих фондов, что в конечном итоге направлено на повышение темпов роста экономики. Безусловно, отмена налога на движимое имущество организаций не может не повлиять на доходную часть бюджета субъектов РФ. По оценке Минфина России, в 2019 году регионы недополучат 183 миллиарда рублей, по оценке Совета Федерации, выпадающие доходы субъектов РФ составят 360 миллиардов рублей. Точная цифра станет известна только после того, как будет проанализирована налоговая отчетность за 2019 год.

Серьезная проблема, которую сегодня поднимают регионы, связана с квалификацией объектов. Понятие недвижимого имущества и его состав Налоговым кодексом не определяются, а Гражданский кодекс не содержит четких критериев разграничения движимого и недвижимого имущества, что создает правовую неопределенность в вопросах отнесения отдельных объектов к тому или иному виду. Например, спорным остается вопрос о буровых скважинах, доменных печах, сталеплавильных станках, трубопроводах и т. д. В целях законодательного урегулирования данного вопроса и определения более четких признаков объекта недвижимости Минэкономразвития России в соответствии с поручением Правительства РФ разработало проект федерального закона, предусматривающий внесение изменений в Гражданский кодекс, прежде всего в части установления критериев определения движимого и недвижимого имущества. В настоящее время законопроект дорабатывается в Аппарате Правительства РФ и вскоре будет внесен в Государственную думу.

Льготы для предпенсионеров и многодетных семей

Изменения 2019 года коснулись также и местных налогов — земельного налога и налога на имущество физических лиц. Коррективы были приняты в целях реализации поручений Президента РФ и носят социальную направленность. Напомню, что в соответствии с Федеральным законом от 30 октября 2018 года № 378‑ФЗ с 1 января 2019 года появилась новая льготная категория граждан — предпенсионеры. То есть теперь Налоговый кодекс предоставляет льготы физическим лицам, отвечающим условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством РФ, действовавшим на 31 декабря 2018 года, аналогичные льготам, которые есть у пенсионеров. По земельному налогу предпенсионеры имеют право на налоговый вычет в размере кадастровой стоимости шести соток, а по налогу на имущество физических лиц им предоставляется льгота на один объект соответствующего вида: дом, квартиру или гараж.

Упомянутый выше Закон № 63‑ФЗ предусматривает предоставление физлицам, имеющим трех и более несовершеннолетних детей, налогового вычета по земельному налогу в размере кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка. Кроме того, эти семьи получают дополнительный налоговый вычет по налогу на имущество физических лиц в размере пяти квадратных метров в отношении квартиры, части квартиры, комнаты и семи квадратных метров в отношении жилого дома, части жилого дома в расчете на каждого несовершеннолетнего ребенка.

Механизм «двух ключей»

Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов предполагают расширение практики применения механизма «двух ключей». Механизм «двух ключей» — это передача с федерального на региональный и местный уровни полномочий по установлению налоговых льгот по региональным и местным налогам. В прошлом году в Налоговый кодекс внесены изменения, предусматривающие передачу субъектам РФ полномочий по установлению налоговых льгот по налогу на имущество организаций в отношении энергоэффективного имущества, движимого имущества и имущества, расположенного в российской части дна Каспийского моря.

Также в 2018 году Минфин России подготовил законопроект, который предусматривал передачу регионам полномочий по установлению льгот по налогу на имущество организаций и земельному налогу в отношении резидентов особых экономических зон, управляющих компаний особых экономических зон и участников свободных экономических зон. Однако работа над указанным законопроектом приостановлена в связи с тем, что Минэкономразвития России разрабатывает проект федерального закона, устанавливающий единый механизм развития территорий. Этот механизм включает в себя также и меры налогового стимулирования. По решению Правительства РФ вопрос о целесообразности доработки первого законопроекта будет рассмотрен по итогам анализа законопроекта Минэкономразвития России о едином механизме развития территорий.

Справка

В 2014 году налог на имущество организаций исчислялся от кадастровой стоимости объектов торгового и административно-делового назначения в четырех субъектах РФ, в 2015 году — в 28 субъектах, в 2017 году — в 56 субъектах, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2019 году — в 74 субъектах РФ.

В 2015 году налог на имущество физических лиц исчислялся от кадастровой стоимости объектов недвижимости в 28 субъектах РФ, в 2017 году — в 61 субъекте РФ, в 2018 году — в 70 субъектах, в 2019 году — в 74 субъектах РФ.

Туристический сбор

В настоящее время в Российской Федерации проходит эксперимент по введению так называемого курортного сбора. Сейчас в нем участвуют четыре региона РФ, но ряд субъектов уже предложили расширить этот инструмент и сделать его не курортным, а туристическим. Инициатива поддержана Президентом РФ. Минфин России соответствующий законопроект подготовил. Предполагается, что в конце мая — начале июня этот документ будет внесен в Правительство РФ.

31 декабря 2018 года заканчивается срок применения пониженных тарифов страховых взносов для ряда организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения. Указанные льготы были ранее установлены лишь временно, и их продление в 2019 году действующим законодательством не предусмотрено. В настоящей статье разберем, какой же размер страховых взносов установлен с 01.01.2019 для УО/ТСЖ/ЖСК, работающих на упрощенной системе налогообложения (УСН).

Предыстория

Первоначально п. 3.4. Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — ФЗ № 212) было установлено, что в течение 2012–2018 годов для плательщиков страховых взносов, (в нашем случае, организаций, основной деятельностью которых является управление недвижимым имуществом, применяются пониженные тарифы страховых взносов, а именно: в Пенсионный фонд РФ — 20%, Фонд социального страхования РФ и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования — 0.

Однако ФЗ № 212 утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с принятием нового Федерального закона от 03 июля 2016 г № 250-ФЗ, все вопросы, связанные с регулированием страховых взносов, перешли в главу 34 НК РФ.

В соответствии с пп. 3 п. 1.1 ст. 427 НК РФ для плательщиков, основным видом деятельности, которых является управление недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, в течение 2017–2018 годов тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование устанавливаются в размере 20%, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование — 0%.

Таким образом, с 2012 г. по 2016 г. (ФЗ № 212) и с 2017 г. по 2018 г. (НК РФ) в отношении организаций, находящихся на упрощенной системе налогообложения (далее — УСН) и осуществляющим управление недвижимым имуществом, действовали пониженные тарифы страховых взносов. Продление пониженных страховых взносов для таких организаций на 2019 г. не предусмотрено.

В 2019 г. пониженные тарифы останутся еще на несколько лет для следующих категорий плательщиков (пп. 7 и 8 п. 1 ст. 427 НК РФ):

  1. социально ориентированных некоммерческих организаций (далее — НКО), применяющих упрощенную систему налогообложения (далее — УСН) и осуществляющих деятельность в области социального обслуживания граждан, научных исследований и разработок, образования, здравоохранения, культуры и искусства (деятельность театров, библиотек, музеев и архивов) и массового спорта (за исключением профессионального);
  2. благотворительных организаций, применяющих УСН.

Размер страховых взносов для УО и ТСЖ с 2019 года

Плательщиками страховых взносов признаются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (пп. 1 п. 1 ст. 419 НК РФ)

До конца 2018 года действует ст. 426 НК РФ, которая устанавливает общие тарифы страховых взносов, и которую мы могли бы применять в будущем для определения размера страховых взносов. Вместе с тем, она с 1 января 2019 года Федеральным законом от 03 августа 2018 г. № 303-ФЗ ст. 426 признается утратившей силу, соответственно, применить ее к ТСЖ, ЖСК и УО в 2019 г. мы не можем.

Вместе с тем, есть ст. 425, которая в связи с изменениями, вступающими в силу с 1 января 2019 г. устанавливает следующий размер страховых взносов:

«1) на обязательное пенсионное страхование:

в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 22 процента;

свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 10 процентов;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов по данному виду страхования — 2,9 процента;

на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в Российской Федерации — 1,8 процента;

3) на обязательное медицинское страхование — 5,1 процента».

Таким образом, с 2019 г. взнос в ПФ РФ увеличится с 20 до 22%, в ФСС РФ составит 2,9%, а ФФОМС — 5,1%, что в сумме составит 30%. То есть размер страховых взносов, отчисляемых в бюджетные фонды, увеличится на 10% с 1 января 2019 г.

С 1 января 2019 г. ТСЖ, ЖСК, УК, применяющее упрощенную систему налогообложения, не вправе применять пониженные тарифы страховых взносов, а должны руководствоваться ст. 425 НК РФ.

В своем Письме Минфин России от 01 августа 2018 г. № 03-15-06/54260 указал, что в соответствии с протоколом заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период от 12.07.2018 г. № 2 в основном одобрен проект основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, которым продление периода применения пониженных тарифов страховых взносов субъектами малого и среднего предпринимательства, занятыми в социальной и производственной сферах, не предусмотрено.

Таким образом, на настоящий момент продление пониженных тарифов страховых взносов не планируется, однако неизвестно, будут ли предприняты какие-то меры в дальнейшем, ведь нельзя исключать, что, опираясь на статистику, по прошествии времени законодатель сформирует иное мнение.

Очевидно негативным последствием складывающейся ситуации для УО/ТСЖ/ЖСК является недопустимость применения с 1 января 2019 года пониженных тарифов страховых взносов, что, разумеется, приведет к увеличению расходов по статье «Отчисления в страховые фонды».

Необходимо отметить, что с 01.01.2019 изменяются только страховые взносы, изменений (повышения, снижения) иных налогов и взносов, предусмотренных законодательством для организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, не вводится.

Хочется предостеречь специалистов жилищной отрасли от необоснованного предположения, якобы законодатель повышением страховых взносов ухудшает положение именно организаций жилищно-коммунального комплекса — ведь нововведение касается не только лиц, осуществляющих деятельность в сфере ЖКХ, но и всех прочих организаций (с учетом некоторых указанных ранее исключений).

УСН для ИП и юрлиц: условия применения в 2019 году

Чтобы иметь возможность применять УСН, предприниматели должны соответствовать следующим требованиям:

  • сотрудников должно быть не более 100 человек;
  • доход не должен превышать 150 млн руб.;
  • остаточная стоимость тоже не должна выходить за рамки лимита в 150 млн руб.

Для организаций установлены дополнительные условия:

  • согласно ст. 346.12 НК РФ по итогам девяти месяцев того года, в котором организация подает уведомление о переходе на УСН, ее доходы не превышают 112,5 млн руб.;
  • доля участия других организаций не превышает 25 %;
  • не могут применять УСН организации, которые имеют филиалы.

Применение УСН избавляет ИП от уплаты НДФЛ, налога на имущество физических лиц, НДС (исключение — НДС, уплачиваемый при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом).

Для организаций применение УСН заменяет налог на прибыль организаций (исключение — налог, уплачиваемый с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств), налог на имущество организаций, НДС.

Налоговые ставки для УСН зависят от объекта налогообложения. В случае если объект налогообложения — «доходы», ставка равна 6 % (налог уплачивается с суммы доходов). Объект налогообложения «доходы минус расходы» предполагает ставку 15 % (учитывается доход, уменьшенный на величину расхода).

Обратите внимание на то, что в 2019 году для ИП продолжают действовать налоговые каникулы.

УСН не освобождает от исчисления, удержания и перечисления НДФЛ с заработной платы сотрудников.

Новый коэффициент-дефлятор для УСН

В 2018 году коэффициент-дефлятор для УСН составлял 1,481. Но Минэкономразвития устанавливает его размер ежегодно, с учетом изменения потребительских цен на товары и услуги в предшествующем году. Поэтому Приказ Минэкономразвития РФ от 30.10.2018 № 595 утвердил новый коэффициент-дефлятор для УСН на 2019 год, его значение — 1,518.

Организации и ИП на УСН лишились права на пониженные тарифы

Некоторые «упрощенцы» до недавнего времени имели право платить страховые взносы по пониженному тарифу — в размере 20 % (в ПФР — 20 %, в ФСС России — 0 %, в ФФОМС — 0 %). Но льгота распространялась только на тех, кто ведет деятельность в производственной и социальной сферах. При этом доля доходов от такого вида деятельности должна была составлять не менее 70 % в общей сумме доходов, определяемой по правилам ст. 346.15 НК РФ. А доходы за текущий год не должны превышать 79 млн руб.

С 1 января 2019 года льгота на пониженные тарифы отменяется, и «упрощенцы» переходят на общие основания, то есть ставка взносов для них возрастает до 30 %.

Страховые взносы для ИП на УСН

В 2019 году предпринимателям придется платить больше страховых взносов, так как их размер увеличился.

Согласно п. 1 ст. 430 Налогового кодекса, размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование теперь составляет 29 354 руб., если доход ИП не превышает 300 000 руб.

Если доход ИП составил больше 300 000 руб., то фиксированный размер страховых взносов рассчитывается так: 29 354 руб. + 1 % от суммы дохода, превышающей 300 000 руб.

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в 2019 году составят 6 884 руб.

Лимиты по страховым взносам

Предельная величина базы для расчета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (ОПС) и обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в 2019 изменится. Согласно п.п. 3, 6 ст. 421 НК РФ, она ежегодно устанавливается Правительством РФ.

Величина базы для начисления страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлена на уровне 865 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 28.11.2018 № 1426).

Предельная величина базы для начисления страховых взносов на ОПС определена на 2019 год в размере 1 150 000 руб.

Онлайн-кассы для УСН

С 1 июля 2019 года юрлица и ИП на УСН, оказывающие услуги населению и выдающие БСО, должны будут перейти на онлайн-кассы.

Ранее это должны были сделать «упрощенцы» с сотрудниками, предоставляющие услуги общепита.

Вопросы и экспертные ответы по онлайн-кассам для УСН.

Еще не перешли на онлайн-кассы? Подключитесь к Контур.ОФД сейчас и 3 месяца бесплатно передавайте данные в ФНС.

С 1 января 2019 года кассы начинают работать на новых версиях форматов фискальных документов (ФФД)

С нового года возникли новые требования к ККТ (Приказ ФНС РФ от 21.03.2017 N ММВ-7-20/229@). Так, в частности, кассы теперь должны работать на новых версиях ФФД 1.05, 1.1, а также печатать чеки с указанием НДС 20 %. Поэтому налогоплательщикам нужно было заранее позаботиться о «перепрошивке» ККТ, обновлении ПО на кассе.

После «перепрошивки» ККТ касса формирует чеки с реквизитами, соответствующими ФФД 1.05 (1.1).

Декларация по УСН

В «Проекте основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» планируется отмена обязанности представления налоговой декларации налогоплательщиками, применяющими УСН с объектом налогообложения в виде доходов, которые используют ККТ и передают таким образом фискальные данные в налоговые органы в онлайн-режиме.

Справка 2-НДФЛ сдается по машиноориентированной форме

Приказ ФНС РФ от 02.10.2018 № ММВ-7-11/566@ утвердил две формы справки. Одна предназначена для работодателей, представляющих налоговую отчетность на бумаге (форма 2-НДФЛ) и имеет машиноориентированную форму. А другая — справка о доходах и суммах налога физического лица (выдается физическим лицам по заявлению для представления по месту требования).

Машиноориентированная форма 2-НДФЛ включает:

  • основной лист (на нем отражаются суммы дохода и налога на доходы физических лиц);
  • приложение (в нем указываются сведения о доходах и соответствующих вычетах с разбивкой по месяцам налогового периода с указанием кодов видов дохода и кодов видов вычетов).

Благодаря машиноориентированной форме налоговые органы теперь могут автоматизировать процесс сканирования, распознавания и оцифровки справок 2-НДФЛ, полученных на бумажном носителе.

ФНС предупредила, что на работодателя изменение формы 2-НДФЛ практически не скажется, поскольку XML-файлы формируются с помощью специальной программы.

Справки по новой форме будут представляться, начиная с отчетности за 2018 год.

Страхование счетов и вкладов малых предприятий

Согласно Федеральному закону от 3.08.2018 № 322-ФЗ, с 1 января 2019 года система страхования вкладов и счетов физлиц в российских банках распространилась на микропредприятия и малый бизнес. Право на получение страховой выплаты в случае отзыва у банка лицензии возникает в том случае, если на день возникновения страхового случая сведения о предприятии содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *