Нормы расхода ГСМ 2018

УДК 630*383.7

Ф.А. Павлов, В.В. Казанцев, М.А. Мясоедов

Павлов Фридрих Алексеевич родился в 1934 г., окончил в 1957 г. Архангельский лесотехнический институт, кандидат технических наук, старший научный сотрудник по специальности «Автомобильные дороги», профессор кафедры промышленного транспорта Архангельского государственного технического университета, член-корреспондент РАЕН, изобретатель СССР, засл. работник лесной промышленности РФ. Имеет около 100 печатных работ по проблемам создания эффективной лесо-транспортной сети, ленточных дорожных покрытий.

РАЗРАБОТКА НОРМ РАСХОДА ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА НА ПРОБЕГ ЛЕСОВОЗНОГО АВТОПОЕЗДА

Разработаны нормы расхода дизельного топлива на вывозке древесины автопоездами при различных условиях эксплуатации.

Ключевые слова: топливо, нормы, расход, транспортная работа, сортименты, автопоезд, магистраль, ветка, ус.

Лесозаготовительные предприятия являются крупнейшими потребителями топлива и смазочных материалов. Топливо затрачивается на заготовку древесины, ее вывозку и различные перевозки. Наибольшее количество топлива потребляет автомобильный транспорт на вывозке древесины из лесосек.

Цель наших исследований — разработать нормы расхода топлива при вывозке в ОАО «Усть-Покшеньгский ЛПХ». В леспромхозе только на топливо для лесовозных автомобилей в 2002 г. на вывозке затрачено 5318,3 тыс. р. Снижение расхода на 10 % дает экономию более 500 тыс. р. Одним из путей экономии топлива является повышение уровня его нормирования, т.е. разработка для каждого маршрута вывозки (перевозки) технически обоснованных индивидуальных норм расхода с учетом имеющихся дорожных условий, типа подвижного состава и базисных норм расхода. Однако базисные нормы учитывают усредненные условия вывозки леса на предприятии. Кроме того, их нельзя применять к модифицированным автомобилям. Например к тем, у которых проведена замена двигателя, как это сделано в Усть-Покшеньгском леспромхозе: практически на всех лесовозных автомобилях МАЗ-5434 двигатель ЯМЗ-236 заменен на ЯМЗ-238 и др.

Для разработки более обоснованных норм расхода с учетом условий данного предприятия сотрудниками кафедры промышленного транспорта АГТУ были проведены хронометражные наблюдения* и контрольные замеры расхода дизельного топлива лесовозными поездами на базе автомобилей МАЗ. Замеры проводили в летних и зимних условиях эксплуатации. Окончательно нормы расхода топлива устанавливали на основе фактических за-

* В проведении хронометражных наблюдений и замеров топлива принимал участие учебный мастер кафедры промышленного транспорта В.В. Прокин.

меров и теоретических расчетов за счет сопоставления и вывода уточняющих коэффициентов.

На первом этапе для расчета расхода было применено уточненное уравнение Н.Я. Говорущенко , которое устанавливает зависимость удельного расхода топлива (л/100 км) от типа дорог и состояния дорожного покрытия, скорости движения автопоезда.

На втором этапе была использована методика нормированного расхода топлива и ГСМ по Р3112194-0366-03, которая является основным нормативным документом и согласно которой производится расчет норм удельного расхода топлива на автопоезд.

На третьем этапе проведено сравнение результатов, полученных по двум выше перечисленным методикам, с фактическим удельным расходом топлива. Выведены коэффициенты повышения (снижения) удельного расхода топлива в зависимости от дорожных условий. Проверена зависимость расхода топлива от полезной нагрузки.

На четвертом этапе рассчитаны удельные нормы расхода топлива (л/100 км) и сверены с фактическими данными.

На пятом этапе рассчитаны нормы расхода топлива (л/м3) при работе гидроманипулятора.

Аналитически удельный расход топлива Qт автопоездом рассчитывают по формуле

,

Ч I ,—> I ¿-т-г \ I (1 НС /1г»,й>а

Qт = ■

т 36-103 ц тр р т

Qн = 0,011ИшпБ + НКЖ\1 + 0,010), (1)

где Нап — норма расхода топлива на пробег автопоезда, л/100 км,

Н^ = Н + Hg Ыр; Н — базовая норма расхода топлива, л/100 км;

Н% — норма расхода топлива на дополнительную массу прицепа или

полуприцепа, л/100 т-км;

Ыр — собственная масса полуприцепа, т;

И — норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 т-км;

Ж — объем транспортной работы, т-км, Ж = Отр8тр;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Gгp — масса груза, т;

^ — пробег с грузом, км;

В — поправочный коэффициент, суммарная относительная надбавка (или снижение) к норме, %.

Результаты расчетов для летнего периода приведены в табл. 1.

Обработка фотохронометражных наблюдений и контрольных замеров расхода топлива позволила установить средние значения расхода топлива и скорости движения автопоездов на вывозке как с грузом, так и без него для различных грунтовых условий и удельного сопротивления качению (табл. 1).

Анализ результатов хронометражных наблюдений показал, что для автопоездов, эксплуатируемых в летних условиях, скорость в порожняко-

Таблица 1

Средние значения удельного расхода топлива в зависимости от сопротивления качению

Тип лесовозной Удельное Расход топлива, л/100 км

дороги сопротивление Аналитический РЗ112194 Фактические

(покрытия) качению, Н/т метод замеры

Автопоезд № 1

Магистраль 260 32,7 32,5 33,2

— 53,9 54,4

Ветка 350 38,0 39,0 46,8

— 64,7 62,4

Ус 500 49,4 43,9 59,7

— 72,7 73,8

Автопоезд № 2

Магистраль 260 41,2 37,0 42,2

— 61,3 67,1

Ветка 400 50,4 44,4 52,4

— 73,6 73,9

Примечания. 1. Здесь и далее, в табл. 2 — 5, № 1 — автопоезд на базе ав-

томобиля МАЗ-5551 для вывозки хлыстов; № 2 — МАЗ-4329-020 для вывозки сортиментов. 2. В числителе приведены данные для порожнего хода автопоезда, в знаменателе — для грузового хода с нагрузкой на рейс 20,6 (№ 1) и 23,4 м3 (№ 2).

автопоездов получены такие же значения скорости движения, что и в летних условиях.

Основными причинами снижения скорости движения автопоезда и, следовательно, увеличения расхода топлива на временных дорогах по сравнению с магистралью является их низкое техническое состояние, вынуждающее автопоезд двигаться по ним на низших передачах.

По полученным результатам выведен поправочный коэффициент повышения (снижения) норм расхода топлива в зависимости от удельного

сопротивления качению по уравнению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

D = —^ 100,

где Нм,в,у — удельный расход дизельного топлива соответственно на магистрали, ветке или усе, л/100 км; Нд — удельный расход топлива на дороге, л/100 км. Результаты приведены в табл. 2.

Таблица 2

Значения поправочных коэффициентов (%) в зависимости от дорожных условий

Тип лесовозной Поправочный коэффициент, %, для автопоезда

дороги № 1 № 2 № 3

(покрытия) Порожний Грузовой Порожний Грузовой Порожний Грузовой

ход ход ход ход ход ход

Лето

Дорога(маги-

страль) 0 0 0 0 — —

Ветка 16/41 15 22/24 10 — —

Ус 51/80 36 — — — —

Зима

Магистраль -15/8 -10 -18/18 -7 -19/14 -9

Дорога 0 0 0 0 0 0

Ветка 19/15 16 — — 17/18 —

Примечание. 1. № 3 — автопоезд МАЗ -4329 — 020, оборудованный гид-

романипулятором. 2. В числителе приведены расчетные коэффициенты, в знаменателе — фактические.

По полученным результатам приняты следующие поправочные коэффициенты: летом при движении автопоезда по веткам расход топлива повышается на 20 %, по усам — на 35 %; зимой при движении по автомагистрали — снижается на 10 %, по веткам и усам — повышается на 18 % .

Расхода топлива в зависимости от полезной нагрузки на рейс определяют линейным уравнением

Нт = Нп + И» Р,

где Нг и Нп — расход топлива соответственно при движении автопоезда с

грузом и без него, л/100 км; Р — нагрузка на рейс, т,

И — Н

Н м -■

г п

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р

Результаты расчетов приведены в табл. 3.

Из результатов расчетов следует Им = 1,3 л/100 т-км, что соответствует нормативному значению.

Расход топлива при движении автопоезда по дороге определяют по уравнению

н ,-_.

‘ 1 + 0,01В

Таблица 3

Определение удельного расхода топлива на транспортную работу

Показатель Значение показателя для автопоезда

№ 1 № 2 № 3

Нп, л/100 км 35,6/38,9 42,6/43,0 -/43,4

Нг, л/100 км 55,1/62,4 67,5/67,5 -/69,3

Р, т 16,48/16,32 18,72/18,56 -/18,08

Н», л/100 т — км 1,2/1,3 1,4/1,5 -/1,4

Примечание. Здесь и далее, в табл. 4, в числителе приведены данные для летнего периода, в знаменателе — для зимнего.

где

И^ — расход топлива при движении по дороге, л/100 км; V £ V

а — а + а —+а — — а м

£

£

£ ‘

Д — коэффициент надбавок за работу в зимнее время, Д =18 %;

Д — коэффициент надбавок при движении по веткам, Д = 20 %;

Д — коэффициент надбавок при движении по усам в период сезонной распутицы, Д = 35 %;

Д — коэффициент снижения при движении по накатанной снежной магистрали, Д = 10 %; £, £в, £у, £м — пробег автопоезда соответственно общий, по веткам, по усам, по снежной магистрали, км.

Удельный расход топлива на пробег автопоезда по дороге приведен в табл. 4.

Сравним фактический удельный расход топлива с результатами, полученными аналитическим методом и по нормативной методике:

1. Для автопоезда № 1 различие фактического расхода топлива по сравнению с аналитическим составило 1,5 %, с нормативным — 2,2 %. Принимаем норму расхода топлива Hsan = 33,0 л/100 км.

2. Для автопоезда № 2 различие составило соответственно 1,5 и 10,5 %. Принимаем Hsan = 40,0 л/100 км.

Таблица 4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Удельный расход топлива (л/100 км) на пробег автопоезда по дороге

Показатель Значение показателя для автопоезда

№ 1 № 2 № 3

Нп, л/100 км 35,6(33,7)/38,9 42,6/43,0 -/43,4

S, км 415,9/393,0 327,2/219,5 -/227,9

км (Di = -10 %) -/185,4 -/201,9 -/183,7

Sв, км (D5 = 20 %) 36,4/102,3 18,4/17,6 -/1,7

Sy, км (D6 = 35 %) 22,6/- — —

Di, % -/18,0 -/18,0 -/18,0

Hs, л/100 км 34,3(32,5)/32,8 42,1/38,9 -/39,4

Средний расход Hs, л/100 км 33,2 40,3 39,4

Примечание. Данные в скобках получены при ходе автопоезда с грузом.

Таблица 5

Показатели расхода топлива, затрат времени автопоездом при погрузке сортиментов манипулятором*

Показатель Значение показателя для автопоезда

№ 1 № 2 № 3 Среднее

Расход топлива, л 4,5 3,7 5,7 4,63

Затраты времени, с 3320 2595 3850 3255

Объем воза, м3 22,9 21,9 23,1 22,6

Удельный расход топлива, л/м3 0,196 0,168 0,246 0,204

Часовой расход топлива, л/ч 4,88 5,13 5,33 5,12

* Норма расхода топлива при погрузке манипулятором Нм = 0,20 л/м3.

3. Для автопоезда № 3 различие составило соответственно 15,0 и 0,3 %. Принимаем Ишп = 39,5 л/100 км.

Нормированный расход топлива по данным хронометражных наблюдений определяем по формуле (1):

для автопоезда № 1 — = 65,95 л; фактический расход топлива за рейс 65,3 л, т.е. различие составило 0,20 %, что вполне приемлемо;

для автопоезда № 2 — Qн = 69,15 л; фактический расход топлива за рейс 71,4 л, т.е. различие составило 3,25 %, что вполне приемлемо;

для автопоезда № 3 — Qн = 87,40 л; фактический расход топлива за рейс 86,7 л, т.е. различие составило 0,80 %, что вполне приемлемо.

Результаты обработки материалов фотохронометражных наблюдений и контрольных замеров расхода топлива автопоездом на погрузке сортиментов манипулятором приведены в табл. 5.

Разработанные нормы и надбавки к ним (D) позволяют определять расход топлива на вывозке при различных условиях эксплуатации, что важно при нормировании расхода горюче-смазочных материалов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Архангельский государственный технический университет

Поступила 01.02.04

Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 27 апреля 2011 года N 125

Об утверждении Порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

____________________________________________________________________
Утратил силу с 21 мая 2018 года на основании
приказа Минтранса России от 29 марта 2018 года N 119
____________________________________________________________________

И.о.Министра
С.Аристов

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
1 июня 2011 года,
регистрационный N 20903

Порядок осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств, в том числе порядок организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств

УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 27 апреля 2011 года N 125

2. При весовом и габаритном контроле:

2.1. на федеральных автомобильных дорогах:

2.1.1. Федеральной службой по надзору в сфере транспорта (далее — Ространснадзором):

2.1.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.1.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;

2.1.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии); габариты транспортного средства: длина (м), ширина (м), высота (м). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание и (или) измерение габаритов транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

2.1.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее — специальное разрешение), а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.1.2. в отношении российских перевозчиков, участвующих в перевозке грузов по территории Российской Федерации, на стационарных контрольных пунктах осуществляется:

2.1.1.2.1. взвешивание транспортных средств;

2.1.1.2.2. составление акта по результатам взвешивания транспортного средства.
В акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства;

2.1.1.2.3. сравнение весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.1.2.4. в случае установления расхождения весовых параметров транспортного средства с весовыми параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установление несоблюдения установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства, акт по результатам взвешивания транспортного средства направляется в территориальное подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России и Федеральное дорожное агентство;

2.1.2. Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД России (далее — Госавтоинспекцией):

2.1.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения осуществляется:

2.1.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов;

2.1.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.1.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.2. на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения:

2.2.1. Ространснадзором:

2.2.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и (или) габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.2.1.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.2.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.2.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства в соответствии с положениями подпункта 2.1.1.1.3;

2.2.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.2.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.1.1.1.6. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.2.2. Госавтоинспекцией:

2.2.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:

2.2.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля.
Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.2.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов. Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.2.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.2.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.2.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.3. на автомобильных дорогах местного значения:

2.3.1. Ространснадзором:

2.3.1.1. в отношении перевозчиков, участвующих в международной автомобильной перевозке, в целях весового и (или) габаритного контроля в стационарных и передвижных контрольных пунктах осуществляется:

2.3.1.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 127-ФЗ «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения».
Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.3.1.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.3.1.1.3. составление акта по результатам взвешивания и (или) измерения габаритов транспортного средства в соответствии с положениями подпункта 2.1.1.1.3;

2.3.1.1.4. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.3.1.1.5. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.3.1.1.6. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.3.2. Госавтоинспекцией:

2.3.2.1. в отношении всех групп перевозчиков в рамках предоставленных полномочий по государственному контролю (надзору) за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения осуществляется с использованием специальных и технических средств для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения:

2.3.2.1.1. остановка транспортных средств и проверка наличия у водителя документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации, в целях осуществления весового и габаритного контроля.
Решение об остановке транспортного средства в целях осуществления весового и (или) габаритного контроля на стационарном контрольном пункте может быть принято на основании предварительных результатов, полученных с использованием автоматизированных систем весового и габаритного контроля транспортных средств в движении;

2.3.2.1.2. взвешивание транспортных средств и измерение их габаритов.
Взвешивание транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, обеспечивается владельцами автомобильных дорог;

2.3.2.1.3. сравнение весовых и габаритных параметров транспортного средства с весовыми и габаритными параметрами, установленными на территории Российской Федерации или указанными в специальном разрешении, а также установленного в специальном разрешении маршрута движения с фактическим маршрутом следования транспортного средства;

2.3.2.1.4. проверка выполнения особых условий движения, указанных в специальном разрешении, а также срока действия специального разрешения;

2.3.2.1.5. в случае выявления нарушений применяются меры, предусмотренные Федеральным законом от 30 декабря 2001 года N 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;

2.4. На частных автомобильных дорогах общего пользования весовой и габаритный контроль осуществляется органами исполнительной власти в рамках предоставленных полномочий и организациями, уполномоченными собственником частной дороги.

3. Осуществление весового и габаритного контроля транспортных средств не должно создавать помех в дорожном движении.

4. Допускается расхождение весовых параметров транспортного средства, определенных по результатам взвешивания, от установленных на территории Российской Федерации или указанных в специальном разрешении, если оно не превышает 2%.

5. При предъявлении водителем транспортного средства международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств взвешивание транспортного средства не осуществляется, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанного в г.Чолпон-Ата 16 апреля 2004 года.
_______________
Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля 2006 года N 427 «О реализации на территории Российской Федерации Соглашения о введении международного сертификата взвешивания грузовых транспортных средств на территориях государств — участников Содружества Независимых Государств» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 30, ст.3393).

6. Организация, проектирование, строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание стационарных контрольных пунктов, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. При организации контрольных пунктов участки автомобильных дорог на подходах к стационарным контрольным пунктам, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должны быть оборудованы техническими средствами организации дорожного движения в соответствии с проектом организации движения на данном участке автомобильной дороги для обеспечения заблаговременного перестроения транспортных средств и заезда на контрольный пункт.

8. Участки автомобильных дорог, где установлены автоматизированные системы весового и (или) габаритного контроля транспортных средств, позволяющие определять весовые и габаритные параметры без снижения установленной скорости движения транспортного средства, оборудуются техническими средствами организации дорожного движения, позволяющими в случаях, когда показания автоматизированных систем весового и (или) габаритного контроля транспортных средств превышают весовые и габаритные параметры, установленные на территории Российской Федерации, направлять транспортное средство на взвешивание и измерение габаритов.

9. Стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, размещается в пределах полосы отвода автомобильной дороги и должен обеспечивать возможность контроля весовых и (или) габаритных параметров транспортных средств в двух направлениях движения.

10. Весовое оборудование, применяемое на стационарном контрольном пункте, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, должно соответствовать установленным метрологическим и техническим требованиям.

11. Стационарные контрольные пункты, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, указанные в настоящем Порядке, включают:
дополнительную полосу движения с переходно-скоростной полосой с параметрами и типом покрытия, соответствующими требованиям, предъявляемым к автомобильной дороге, на участке которой размещается стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок, имеющей размеры и уклоны в соответствии с паспортом размещенного на ней весового оборудования;
стационарные динамические весы;
систему видеоконтроля;
площадку для взвешивания и замера габаритов транспортных средств, временной их стоянки, а также специализированную стоянку для хранения задержанного транспортного средства до устранения причин задержания;
весовое оборудование для взвешивания транспортных средств и измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;
наружное освещение территории, на которой расположен стационарный контрольный пункт, в том числе за осуществлением международных автомобильных перевозок;
помещение, предназначенное, оборудованное для работы персонала в круглосуточном режиме и оснащенное:
системой жизнеобеспечения;
средствами связи, в том числе доступом в Интернет;
автоматизированной системой сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;
необходимым комплектом нормативной правовой, технической и справочной литературы, рабочей документацией;
терминал для приема электронных платежей.

12. Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок и передвижные посты Госавтоинспекции в целях осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств размещаются на площадках, расположенных в полосе отвода и (или) придорожных полосах автомобильных дорог и отвечающих следующим требованиям:
наличие переходно-скоростных полос;
соответствие параметров и типа покрытия площадки, размеров и уклонов паспорту применяемых средств измерения;
наличие наружного освещения переходно-скоростных полос и площадки.
Передвижные контрольные пункты за осуществлением международных автомобильных перевозок, указанные в настоящем Порядке, включают:
переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям;
измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;
автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;
комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Передвижные посты Госавтоинспекции, указанные в настоящем Порядке, включают:
переносное весовое оборудование, соответствующее установленным метрологическим и техническим требованиям;
измерительные приборы для контроля габаритов транспортных средств;
автоматизированную систему сбора, анализа, накопления, хранения и передачи информации в специализированные центры;
комплект необходимых технических средств организации дорожного движения.
Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
Российская газета,
N 122, 08.06.2011

Нормы расхода топлива — это показатели, ежегодно утверждаемые Министерством транспорта РФ. Со списанием ГСМ сталкивается практически каждая вторая организация: даже компании, не занимающиеся транспортными перевозками, как правило, имеют на балансе автотранспорт или арендуют его. Неизбежно возникает вопрос: каким образом учесть затраты на списание бензина и иных ГСМ. Разъяснения контролирующих органов противоречивы и часто изменяются. Покажем, как рассчитать нормы, расскажем, какие сейчас нормативные акты регулируют этот вопрос и что об учете таких затрат сейчас говорят налоговики.

Нормативное регулирование

Документом, которым устанавливаются нормативы топливных расходов, является распоряжение от 14.03.2008 № АМ-23-р. Утверждает рекомендуемые нормы расхода топлива на 2020 год Минтранс РФ, последняя редакция методических рекомендаций была издана в сентябре 2018 г. Изменения были внесены распоряжением Минтранса РФ от 20.09.2018 № ИА-159-р.

Минтранс рекомендует объем израсходованного бензина считать следующим образом:

— расход топлива.

— базовая ставка расхода ГСМ (устанавливается в л/100 км).

S — пробег автомобиля.

D — поправочный коэффициент.

Распоряжение устанавливает для большинства моделей автомашин базовые показатели. Таблица норм расхода ГСМ по маркам автомобилей дифференцирована по типам автотранспорта (легковой, грузовой и т. д.) и содержит тысячи наименований. Ее начало выглядит так.

Поправочный коэффициент рассчитывается исходя из надбавок к базовому тарифу, устанавливаемых в связи с условиями эксплуатации.

С какого числа применяются зимние нормы расхода топлива на 2020 год

При понижении температуры ниже +5 °С применяется зимняя надбавка, продолжительность применения которой зависит от региона. Переход на зимние нормы расхода топлива в 2020 году осуществляется в зависимости от климатической зоны. От климата места эксплуатации зависят и зимние, и летние нормы расхода топлива — с какого месяца вводятся. В центральной части России зимняя надбавка составляет до 10% и вводится она на пять месяцев: с 1 ноября по 31 марта. В северных районах надбавка достигает 20% и применяется до 7 месяцев в году.

Субъект Российской Федерации или его часть

Количество месяцев и срок действия зимних надбавок

Предельная величина зимних надбавок, не более, %

Москва

01.11–31.03

Белгородская область

15.11–15.03

Брянская область

01.11–31.03

Владимирская область

01.11–31.03

Воронежская область

01.11–31.03

Ивановская область

01.11–31.03

Калужская область

01.11–31.03

Костромская область

01.11–31.03

Курская область

01.11–31.03

Липецкая область

01.11–31.03

Полный перечень уровней зимних коэффициентов по климатическим зонам и срокам их введения представлен в приложении 2 к методическим рекомендациям установления нормативов расходования ГСМ.

Для перехода на зимние коэффициенты рекомендуется издать приказ.

Иные виды надбавок к базовым нормативам

Кроме сезонных условий эксплуатации, распоряжение АМ-23-р устанавливает следующие причины увеличения базовых тарифов расходования ГСМ:

Базовые нормативы могут понижаться. Например, при эксплуатации на равнинной местности за пределами населенных пунктов.

Что говорит налоговое законодательство

Базовая норма расхода топлива, установленная Минтрансом, не является обязательной. Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости нормирования расходования ГСМ. Расходы на топливо для автотранспорта организация вправе списать в размере фактических затрат. Это правило действует и для ОСНО при расчете налога на прибыль, и для УСН.

Этой позиции на сегодняшний день придерживается и Минфин (письмо от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875). Контролирующие органы указывают, что затраты на ГСМ должны быть экономически оправданны и документально подтверждены, а каких-либо требований об их нормировании в НК РФ не установлено. Но налогоплательщик вправе установить объемы списания, опираясь на приказ Минтранса о нормах расхода топлива ГСМ на 2020 год (точнее, на методические рекомендации Минтранса, утвержденные распоряжением от 14.03.2008).

Достаточно длительное время контролирующие органы придерживались противоположной точки зрения. Еще в 2010 году в письме от 03.09.2010 № 03-03-06/2/57 Минфин указывал на обязанность налогоплательщика применять нормативы расходования топлива, установленные Минтрансом. Но затем под влиянием судебной практики точка зрения Минфином была изменена. И теперь для применения иных нормативов списания налогоплательщику необходимо документально обосновать правомерность списания ГСМ в том объеме, в котором они были фактически израсходованы.

Как разработать собственные нормы

Организации не обязаны руководствоваться нормативами, установленными Минтрансом в распоряжении № АМ-23-р (таблица норм списания ГСМ 2020 Минтранса РФ является рекомендательной). В своих внутренних нормативных документах компания вправе установить учет ГСМ в затратах в фактически израсходованных объемах. И использовать в качестве подтверждающих документы на приобретение топлива и путевые листы, указывающие на эксплуатацию автомобиля.

Тем не менее, в целях внутреннего контроля за расходованием ГСМ организация вправе разработать и установить собственные нормы. Для этого опираются:

  • на нормативы Минтранса;
  • на рекомендации производителя;
  • на собственные контрольные цифры, утвержденные специальной комиссией на основе контрольных измерений.

В этом же приказе говорится, когда переходят на летнюю норму расхода топлива, какие еще поправочные коэффициенты применяются в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.

Скачать нормы расхода топлива на 2020 год Минтранса РФ

Скачать таблицу зимних коэффициентов

Скачать образец приказа

Утверждены приказом Министерства транспорта Украины от 10.02.98 г. № 43

(с изменениями и дополнениями, последние из которых внесены приказом Министерства инфраструктуры Украины от 24.01.2012 г. № 36)

Общие положения

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для планирования потребности предприятий, организаций и учреждений (далее — предприятия) в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходованием, ведения отчетности, введения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Нормирование расхода топлива — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные по моделям (модификациям) автомобилей, и система нормативов и корректировочных коэффициентов, позволяющих учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

Нормирование расхода моторных масел и смазочных материалов осуществляется пропорционально расходу топлива согласно установленным нормативам.

1. Виды норм расхода топлива и смазочных материалов

1.1. Для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расхода топлива:

— базовая линейная норма на пробег автомобиля — на 100 км;

— норма на выполнение транспортной работы (учитывает дополнительный расход топлива при движении автомобиля с грузом) — на 100 тонно-километров (т·км);

— норма на тонну снаряженной массы Hg (учитывает дополнительный расход топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа);

— норма на одну ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций погрузки и разгрузки) — на одну ездку;

— норма на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км;

— норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию;

— базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя — на один час его работы.

1.2. Базовая линейная норма Hs устанавливается:

— для грузовых автомобилей (за исключением самосвалов) — в снаряженном состоянии;

— для легковых автомобилей и автобусов (полная масса которых не превышает 3,5 т) и самосвалов — с половиной нагрузки;

— для автобусов (полная масса которых превышает 3,5 т) — с полной нагрузкой (полной массой);

— для грузопассажирских автомобилей — в снаряженном состоянии с половиной массы пассажиров.

Базовые линейные нормы по типам автомобилей приведены в таблицах приложений А и Б в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавитам).

В связи с тем, что большинство современных автомобилей имеет многовариантное конструктивное исполнение (комплектация одной модели автомобиля различными моделями двигателя, коробки передач, главной передачи и т. п.), вновь разработанные и пересмотренные начиная с 1997 года базовые линейные нормы приведены в отдельных таблицах с указанием технических данных и особенностей конструктивного исполнения моделей (модификаций) транспортных средств, позволяющих их идентифицировать. Эти нормы распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в следующих единицах измерения:

— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

— для газодизельных автомобилей нормы расхода сжатого природного газа приведены в таблицах в м3/100 км, а дизельного топлива — рядом в л/100 км.

Нормы расхода дизельного топлива отмечены индексом «д», поставленным после цифрового значения норм, сжиженного нефтяного газа — индексом «снг», а сжатого природного газа — индексом «спг». Для газобаллонных автомобилей (ГБА) в скобках указана норма при работе на бензине, для газодизельных (ГДА) — на дизельном топливе.

Из перечня моделей автомобилей исключены те, производство которых прекращено 25 и более лет назад. При необходимости расчета нормативного расхода топлива на автомобили данных моделей применяются корректировочные коэффициенты и формулы расчетов согласно данному нормативному документу, а базовые линейные нормы — согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса Украины от 03.05.95 г. № 179.

1.3. Норма на выполнение транспортной работы Hw применяется для бортовых грузовых автомобилей и седельных тягачей в составе автопоездов, автомобилей-фургонов и грузопассажирских автомобилей, которые выполняют работу, учитываемую в тонно-километрах (может применяться для легковых автомобилей и автобусов с прицепами, которые выполняют транспортную работу, учитываемую в тонно-километрах).

Предельно допустимые (максимальные) нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 2,0 л/100 т∙км;

— дизельное топливо — 1,3 л/100 т∙км.

При работе за пределами города на дорогах с твердым покрытием (дорогах из асфальтобетона, цементобетона) в условиях, не подпадающих под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3 — 3.1.8, 3.1.15, предельно допустимые нормы на выполнение транспортной работы Hw в зависимости от вида топлива составляют:

— бензин — 1,4 л/100 т∙км;

— дизельное топливо — 0,9 л/100 т∙км.

Примечание 1. При питании двигателя другими видами топлив, в частности сжиженным нефтяным газом (СНГ), сжатым природным газом (СПГ), в том числе в случае газодизельного питания, к приведенным в этом пункте нормам применяются переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4.

Примечание 2. При осуществлении магистральных перевозок современными грузовыми автомобилями рекомендуется применять норму на транспортную работу в пределах 0,55…0,7 л дизельного топлива на 100 т∙км.

Фактические расходы топлива на выполнение транспортной работы увеличиваются в условиях эксплуатации, включающих осуществление большого количества остановок и фаз разгона-выбега-торможения на единицу пути, повышенное сопротивление качению (некачественное дорожное покрытие, дороги из щебня (гравия), грунтовые дороги и т. п.), холмистый рельеф местности.

Примечание 3. Большие значения норм на выполнение транспортной работы (подпадающие под применение корректирующих коэффициентов, указанных в пп. 3.1.1.2, 3.1.2, 3.1.3, 3.1.5 — 3.1.8, 3.1.15) при работе за пределами города используются на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах).

Примечание 4. Право установления конкретных величин норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в регламентированных рамках предоставляется руководителям предприятий.

Определенный предприятием порядок установления и использования норм расхода топлива на выполнение транспортной работы утверждается приказом (распоряжением) по предприятию.

Рекомендовано дифференцированное использование норм расхода топлива на выполнение транспортной работы в зависимости от условий осуществления перевозок и технологического уровня (топливной экономичности) подвижного состава и в соответствии с фактическими потребностями.

1.4. Норма на одну тонну снаряженной массы Hg (автопоезда, автомобиля, прицепа или полуприцепа и т. п.) применяется в случае изменения снаряженной массы автомобиля. Нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т∙км) в зависимости от вида топлива равняются соответствующим нормам на выполнение транспортной работы согласно п.п. 1.3 и используются так же, как и нормы на выполнение транспортной работы.

1.5. Норма на маневрирование в местах загрузки и разгрузки и выполнение операции по разгрузке Hz применяется для автомобилей-самосвалов и автопоездов с самосвальными кузовами и учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием в местах загрузки и разгрузки и выполнением операции по разгрузке. Hz установлена на каждую ездку с грузом, и ее максимально возможное значение рассчитывается в зависимости от грузоподъемности автомобиля следующим образом:

Hz = 0,02 х Gв , (1)

где:

Hz — норма на ездку с грузом, литров дизельного топлива;

Gв — грузоподъемность автомобиля (т).

Примечание. При питании двигателя бензином эта норма увеличивается на 25 %. При питании двигателя СПГ, СНГ и другими видами топлива (в том числе в случае газодизельного питания) применяются переводные коэффициенты в соответствии с п.п. 2.1.4.

1.6. Норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, Hоб применяется для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время стоянки (автокраны, компрессорные, буровые установки и т. п.). Нормы на работу специального оборудования в литрах на час работы оборудования или в литрах на одну технологическую операцию приведены в таблице Б.1 приложения Б.

1.7. Норма на пробег при выполнении специальной работы Hsc применяется для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы во время движения (снегоочистители, поливомоечные и т. п.). Нормы на пробег при выполнении специальной работы по моделям спецавтомобилей приведены вместе с линейными нормами на пробег без выполнения специальной работы в таблице Б.2 приложения Б.

1.8. Норма расхода топлива на работу автономного (независимого) обогревателя Hон применяется для автомобилей и другой техники на колесном шасси, оборудованных автономными обогревателями. В приложении Г приведены базовые нормы расхода топлива автономными обогревателями на один час работы обогревателя.

Нормативный расход топлива на работу автономного обогревателя устанавливается в процентах от базовой нормы расхода на один час работы обогревателя (соответствующей его номинальной мощности) в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды в холодное время года (процент использования мощности обогревателя):

ниже чем +15 °C и до +5 °C включительно — до 20 %;

ниже чем +5 °C и до -5 °C включительно — до 40 %;

ниже чем -5 °C и до -15 °C включительно — до 60 %;

ниже чем -15 °C и до -25 °C включительно — до 80 %;

ниже чем -25 °C — до 100 %.

Расход топлива на работу обогревателя учитывается в общем нормативном расходе топлива согласно п.п. 4.2.

При условии отсутствия в приложении Г нормы на работу автономного обогревателя применяется корректирующий коэффициент согласно п.п. 3.1.13 или, при необходимости, устанавливается соответствующая норма согласно п.п. 2.2.

1.9. Нормативный расход топлива Qн — расход топлива автомобилем (оборудованием, различной техникой на колесном шасси и т. п.) при осуществлении пробега, выполнении транспортной или специальной работы и т. п. в определенных условиях эксплуатации.

Нормативный расход топлива для каждого конкретного автомобиля (оборудования) рассчитывают по приведенным в разделе 4 формулам в зависимости от типа автомобиля (оборудования) и его назначения с применением указанных в разделах 1 и 2 норм расхода топлива, а также коэффициентов их корректировки, приведенных в разделе 3.

Указанные в разделах 1 и 2 нормы расхода топлива и в разделе 3 коэффициенты их корректировки устанавливают (по их предельным значениям) предельно допустимые нормативы расхода топлива.

Конкретные значения нормативного расхода топлива устанавливаются предприятиями в зависимости от фактической потребности (но не выше предельно допустимых значений) в соответствии с определенными условиями эксплуатации и при условии, что:

выполняются рекомендации завода — производителя автомобиля (оборудования) по его эксплуатации (включая режимы использования, надлежащее техническое обслуживание и т. п.);

автомобиль (оборудование) находится в удовлетворительном техническом состоянии;

соблюдаются требования по рациональному использованию автомобиля (оборудования) в соответствии с его эксплуатационной документацией, а также безопасному и приемлемому экономному методу его эксплуатации (вождение с соблюдением Правил дорожного движения и т. п.).

Предприятие на основании анализа причин отклонений фактического расхода топлива, который может изменяться во времени или при определенных условиях, от установленного им нормативного расхода может изменять установленный нормативный расход в соответствии с изменением условий эксплуатации или, при необходимости, принимать меры по устранению причин увеличения фактического расхода топлива сверх установленного предприятием нормативного расхода топлива. Таким образом, можно заблаговременно выявить и устранить технические неисправности автомобиля (оборудования) или принять меры по внедрению (соблюдению водителями) безопасных и приемлемых экономных методов управления транспортными средствами, обеспечению рационального использования техники и т. п.

1.10. Нормативы расхода смазочных материалов, приведенные в приложении В, установлены на 100 литров (100 м3 СПГ) нормативного расхода топлива Qн, рассчитанного для данного автомобиля:

— нормативы расхода масел — в л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

— нормативы расхода смазочных материалов — в кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн.

Нормативы расхода масел и смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации до трех лет (кроме автомобилей, отмеченных в приложении В знаком (*)).

Нормативы увеличиваются до 20 % для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет.

Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата.

1.11. Временные, временные индивидуальные и постоянные базовые нормы расхода топлива для колесных транспортных средств и оборудования, устанавливаемого на колесных транспортных средствах, включая транспортные средства общего назначения, специализированного назначения и специального назначения, которые, в частности, участвуют в транспортном процессе на дорогах общего пользования (в том числе легковые и грузовые автомобили, фургоны, автобусы, автомобили с прицепами, самосвалы и т. п., специальное оборудование, устанавливаемое на шасси колесных транспортных средств и другую технику, указанную в приложении Б), вместе с системой корректирующих коэффициентов и норм дополнительного потребления, учитывающих влияние на расход топлива различных эксплуатационных условий, разрабатываются ведущим институтом Министерства инфраструктуры Украины в сфере автомобильного транспорта — Государственным предприятием «Государственный автотранспортный научно-исследовательский и проектный институт» (далее — ГП «ГосавтотрансНИИпроект»).

Нормы устанавливаются на основе централизованно собранных данных с применением механизмов предварительной апробации в различных природно-климатических, дорожных и иных условиях.

Нормы расхода топлива дорожно-строительными машинами, техникой сельскохозяйственного назначения и т. п. распространяются исключительно на выполнение специальных технологических операций, не связанных с осуществлением транспортного процесса на дорогах общего пользования колесными транспортными средствами общего, специализированного и специального назначения.

2. Временные нормы расхода топлива и смазочных материалов

2.1. Временные линейные нормы расхода топлива

2.1.1. Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий (модель двигателя и конструкция трансмиссии) и не отличающихся от базовой модели снаряженной массой и габаритными размерами, временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели.

2.1.2. Для моделей и модификаций автомобилей, не имеющих существенных конструктивных отличий (существенными считают отличия в модели (модификации) двигателя, его основных систем и элементов трансмиссии), но отличающиеся от базовой модели снаряженной массой (установка фургонов, кунгов, дополнительного оборудования, бронировка и т. п.) и не являющихся серийными, временная линейная норма расхода топлива устанавливается в том же размере, что и для базовой модели, а разница в потреблении топлива учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т∙км) в соответствии с п.п. 1.4.

2.1.3. Для автомобилей, на которых установлено специальное оборудование, увеличение потребления топлива (без выполнения специальной работы) учитывается путем применения нормы на одну тонну снаряженной массы Hg (л/100 т∙км) в соответствии с п.п. 1.4.

2.1.4. Временные линейные нормы расхода топлива, а также нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы для газобаллонных (ГБА) и газодизельных (ГДА) модификаций автомобилей и автомобилей, использующих другие виды альтернативного или смесевого топлива (в частности, топливо, содержащее компоненты из восстанавливаемых источников энергии, — биотопливо), не вошедших в настоящий нормативный документ, устанавливаются следующим образом:

линейная норма расхода жидкого топлива базового автомобиля корректируется с учетом разницы снаряженных масс ГБА (ГДА) и базового автомобиля (аналогично расчетам нормы расхода топлива на выполнение транспортной работы) и применяется в случае работы ГБА (ГДА) на жидком топливе;

норма расхода газового топлива определяется путем корректировки рассчитанной линейной нормы расхода жидкого топлива (или нормы жидкого топлива на выполнение транспортной работы) с применением переводных коэффициентов:

бензин — сжатый природный газ (СПГ) — 1:1;

бензин — сжиженный нефтяной газ (СНГ) — 1:1,25 (для автомобилей с системой впрыскивания СНГ рекомендовано применять меньшие значения переводного коэффициента в соответствии с фактическими потребностями);

в случае газодизельного питания: дизтопливо (дизель) — СПГ — 1:0,92.

Переводной коэффициент для расчета расхода дизтоплива (запальной дозы) при газодизельном питании устанавливается при расчете линейной нормы расхода дизтоплива на 100 км пробега: дизтопливо (дизель) — дизтопливо (запальная доза газодизеля) — 1:0,19. Указанная запальная доза дизтоплива не применяется при расчетах нормы дополнительного потребления топлива на выполнение транспортной работы.

Примечание. Для газобаллонных и газодизельных модификаций новых конструкций автомобилей, а также для автомобилей, использующих другие виды альтернативного или смесевого топлива, при необходимости, на запрос (по заказу) заводов-производителей или предприятий — собственников автомобилей временные нормы устанавливаются в соответствии с п.п. 2.1.5, в зависимости от свойств топлива и особенностей конструкции автомобилей, и с учетом, при необходимости, дополнительного потребления топлива на запуск в зависимости от климатических условий и т. п.

2.1.5. Для новых моделей (модификаций) автомобилей и автомобилей оригинальной конструкции, не вошедших в настоящий документ, оборудование, устанавливаемое на колесных транспортных средствах, технологических машин и механизмов, автомобилей при выполнении специальной работы или осуществлении перевозок в специфических условиях эксплуатации, выполнении технологических операций устанавливаются временные и временные индивидуальные, базовые, базовые линейные и дифференцированные нормы расхода топлива с уточнением, при необходимости, коэффициентов их корректировки, которые разрабатываются главным институтом Министерства инфраструктуры Украины (далее — Министерство) ГосавтотрансНИИпроект по заявкам заводов-производителей или предприятий — собственников автомобилей на договорных принципах (форма заявки на разработку — согласно приложению Е).

Временные индивидуальные нормы действуют для конкретного предприятия (субъекта хозяйствования), которое заказало их разработку для использования в период апробации в определенном регионе и условиях эксплуатации транспортных средств (оборудования), без права распространения на транспортные средства (оборудование) других предприятий, организаций (субъектов хозяйствования), в том числе субъектов хозяйствования, входящих в состав одного учреждения, ведомства и т. п. При этом собираются данные по специфическим условиям эксплуатации техники каждым предприятием (субъектом хозяйствования) в определенных условиях для получения статистически значимого количества независимых и непредвзятых данных по апробации временных индивидуальных норм в зависимости от всего разнообразия условий эксплуатации, технического состояния техники, особенностей ее конструктивного исполнения (комплектации) и т. п.

Временные индивидуальные нормы устанавливают на определенный ГП «ГосавтотрансНИИпроект» период апробации, продолжающийся до одного года. После окончания установленного периода апробации разработанной для предприятия временной индивидуальной нормы и предоставления предприятием разработчику по определенной ГП «ГосавтотрансНИИпроект» форме данных по ее апробации с приведением эксплуатационных условий срок действия нормы продолжается, при этом устанавливается следующий период апробации с возможной ее корректировкой при обоснованной необходимости с учетом централизованно собранных данных по апробации временных индивидуальных норм в различных природно-климатических, дорожных и других условиях различных предприятий и учреждений (субъектов хозяйствования).

Временные индивидуальные нормы теряют силу в случае утверждения Министерством инфраструктуры Украины (далее — Министерство) по представлению ГП «ГосавтотрансНИИпроект» временных норм, разработанных по заявкам заводов-производителей с проведением полного комплекса испытаний обоснованного количества образцов техники и соответствующих исследований, и постоянных норм (устанавливаемых по позитивным результатам широкомасштабной апробации в различных регионах страны и в условиях эксплуатации различных предприятий ранее разработанных временных норм или временных индивидуальных норм).

2.2. Временные нормы на работу специального оборудования и на пробег при выполнении специальной работы

2.2.1. Для работы специального оборудования, устанавливаемого на автомобиле, нормы расхода топлива для которого не вошли в настоящий нормативный документ, допускается применять технологические нормы, приведенные в документации завода — изготовителя оборудования, или рассчитывать их с использованием технических данных, приведенных в этой документации. Возможность установления временной нормы расхода топлива рассматривает комиссия, создаваемая не менее чем из трех специалистов предприятия и представителя вышестоящей организации, являющегося куратором по вопросам энергопотребления. Результаты рассмотрения оформляются актом (по форме согласно приложению Ж).

2.2.2. Если в технической документации завода — изготовителя оборудования отсутствуют нормы или технические данные, необходимые для их расчета, комиссией проводятся контрольные замеры расхода топлива. Для испытаний отбираются три технически исправных автомобиля (если предприятие имеет такое количество автомобилей одной модели, в противном случае допускается проводить испытание на меньшем количестве автомобилей). Замеры расхода топлива проводятся при температуре окружающей среды не ниже 10 °C (кроме автомобилей, предназначенных для выполнения рабочих операций только в зимнее время — снегопогрузочные автомобили, снегоочистители и т. п.). Количество замеров расхода топлива на одну технологическую операцию (л), на час работы оборудования (л/час) или на пробег спецавтомобиля при выполнении специальной работы (л/100 км) должно быть не менее трех. Результаты замеров оформляются актом (по форме согласно приложению И), усредняются и предлагаются для применения как временная норма расхода топлива.

2.2.3. Один заверенный экземпляр акта (по формам, приведенным в приложениях Ж или И) направляется на рассмотрение в ГосавтотрансНИИпроект, регистрируется и возвращается на предприятие. Временная индивидуальная норма расхода топлива вступает в силу после ее регистрации и утверждения приказом руководителя предприятия.

2.3. Временные нормативы расхода смазочных материалов

Для автомобилей и их модификаций, для которых нормативы расхода смазочных материалов не вошли в настоящий нормативный документ, устанавливаются временные нормативы расхода смазочных материалов в следующих размерах:

— для дизельных и газодизельных грузовых автомобилей и автобусов с полной массой свыше 3,5 т:

моторное масло — до 2,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,4 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,1 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,3 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн;

— для остальных автомобилей и автобусов:

моторное масло — до 1,8 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

трансмиссионное масло — до 0,15 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

специальные масла — до 0,05 л/100 л (л/100 м3 СПГ) Qн;

пластичные (консистентные) смазки — до 0,1 кг/100 л (кг/100 м3 СПГ) Qн.

Примечание 1. Временные нормы расхода топлива и смазочных материалов, определенные согласно пп. 2.1 — 2.3, вводятся в действие приказом руководителя предприятия, имеют силу только для автомобилей этого предприятия и теряют силу при введении в действие в Украине постоянных норм расхода топлива и смазочных материалов на соответствующие модели (модификации) автомобилей, спецавтомобилей или специального оборудования.

Примечание 2. Приведенные в этом подпункте предельно допустимые значения временных нормативов расхода смазочных материалов уменьшаются на 50 % для всех автомобилей, находящихся в эксплуатации не более трех лет, и могут быть увеличены до 20 % (с предоставлением соответствующего обоснования) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет или имеющих пробег свыше 150 тыс. км.

Примечание 3. Временные нормативы расхода смазочных материалов включают в себя замену смазочных материалов при техническом обслуживании и периодическое их добавление в процессе эксплуатации и соответствуют предельно допустимому расходу, который может быть значительно выше, чем обычный расход смазочных материалов транспортными средствами, находящимися в удовлетворительном техническом состоянии, особенно для транспортных средств современных конструкций. Предельные значения приведенных в этом пункте временных нормативов расхода смазочных материалов не могут быть установлены одновременно на все автомобили (оборудование) предприятия и на весь период их (его) эксплуатации.

Примечание 4. Рекомендуется применять минимально возможные значения нормативов расхода смазочных материалов в соответствии с конструктивными особенностями и техническим состоянием транспортного средства и фактическими потребностями с документальным подтверждением обоснованности этого расхода в соответствии с рекомендациями завода-производителя, периодичностью и технологией проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и ремонту и т. п.

3. Коэффициенты корректировки норм расхода топлива

3.1. Нормы расхода топлива повышаются в следующих случаях:

3.1.1. Работа в холодное время года.

3.1.1.1. В зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2 %;

ниже чем -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %;

ниже чем -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

ниже чем -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %;

ниже чем -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %;

ниже чем -25 °C — до 12 %.

Примечание 1. Надбавка, указанная в этом подпункте, применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных.

Температура, которая принимается в расчет, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

Отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководства предприятия.

Для всего автотранспортного парка предприятия может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Для расчетов может браться значение среднесуточной температуры, или, при необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), приходящееся на время эксплуатации техники.

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Реклама

Полный текст норм, утверждeнныx приказом №43 oт 10.02.1998г со всеми изменениями смотрите здесь.

01. Принципы применения норм

02. Корректирующие коэффициенты

03. Временные нормы расхода топлива

04. Базовые нормы расхода топлива на конкретные автомобили:

• Автобусы (прилoжения А.3, А.4);

• Грузовые бортовые автомобили (пpиложения А.5, А.6);

• Тягачи (А.7, А.7.1);

• Самосвалы (А.8, А.8.1);

• Автомобили-фургоны, грузопассажирские автомобили (А.9, А.10);

• Специальные автомобили (прил. Б.1, Б.2);

• Контейнеровозы (приложение Б.3);

• Автомобилевозы (приложение Б.4);
Автомобили-эвакуаторы (Б.5);

• Базовые нормы расхода топлива нa автономные (независимые) обогреватели.
Нормы расхода смазочных материалов (таблица В);

05. Отдельные вопросы использования норм:

05.1. Надбавки к раcходу топлива в холодное вpeмя года: практическое применение,

05.2. Как списать топливо во время международных пеpевозок, если у нас плюсoвая температура, а за границей — минусовая,

05.3. Командировка на авто за пределы города: корpектировать ли норму расхода,

05.4. Автомобилю больше 5 лет: как обосновать документально повышение норм расхода топлива,

05.5. Какой пробег автомобиля брать для расчета норм расхода тoпливa с повышенным коэффициентом 5%.

Принципы применения

Линейная норма расхода топлива нa конкретный автомобиль может быть определена по таблицам в приложениях (смотритe в предыдущем разделе этoй страницы).

Далее рассмотрим принципы применения норм, т.к. приведенные в приложениях таблицы не охватывают всех марок автомобилей, всех условий эксплуатации …

Нормы № 43 первоначально были разработаны в прошлом веке. Поэтому их обновили Приказом № 36, который осовременил методику расчета норм расхода ГСМ и сделал ее гибче.

Под нормированием расхода топлива понимается «установление допустимой меры егo потребления в определенныx условиях эксплуатации автомобилей, для чeго применяются базовые линейные нормы, установленныe по моделям (модификaциям) автомобилей, и системa нормативов и корректирующих коэффициентов, которыe позволяют учесть выполненную транспортную рaботу, климатические, дорожные и другиe условия эксплуатации». Нормирование расхода моторныx масел и мастик осуществляется «пропорционально расходам топлива в соответствии с установленными нормативами».

В разделе 4 Норм приведены формулы расчета нормативного расхода топлива нa разные виды автотранспорта: автобусов и легковых автомобилей (c прицепaми в т.ч.), бортовых грузовых автомобилей, седельныx тягачей в составe автопоездов, автомобилей-фургонoв, грузопассажирских автомобилей, автомобилей-самосвалов, автопоездов с самосвальными кузовами, специализированных и специальных автомобилей).

Допoлнительно: Справочник «Автомобиль на предприятии»

Нормативный расход определяется на основании базовой линейной нормы на пробег автомобиля конкретной модели (иногда- конкретной модификации) на 100 км, которая корректируется с учетом дополнительного расхода топлива, связанного с выполнением автомобилем той или иной работы или функционированием дополнительного оборудования. Такая корректировка проводится с применением соответствующиx норм расхода топлива. Полученная базовая норма расхода повышается или снижается в зависимости от ряда условий (дорожных, климатических, эксплуатационных факторов). Такое повышение или снижение базовых норм расхода топлива проводится с применением соответствующих корректирующих коэффициентов.

Базовые линейные нормы пo типам автомобилей как и ранее приведены в таблицах приложeний A и Б к Нормам N43 в разрезe моделей автомобилей (модификаций) в алфавитном порядке. Приложение Б осталось в ранее действующей редакции. А приложение А дополнено новыми таблицами, в которых указаны базовые линейные нормы расхода топлива нa пробег транспортных средств моделей (модификаций), ранее в Нормах не упомянутых (т.е. для новых моделей, которые появились с момента появления норм).

В новых таблицах развернуто, указаны идентификационные данные транспортных средств (например, приведена развернутая колесная формула, облегчающая идентификацию того или иного автомобиля). Описание того, как эта колесная формула определяется, а также примеры таких формул приведены в разделе 5 Норм N43 — новом разделе, появившемся в этом документе в связи со вступлением в силу Приказа № 36.

Приказ №36 изменил порядок определения большинства норм расхода топлива, связанных с выполнением автотранспортным средством дополнительной работы или установкой дополнительного оборудования (описанные в разделe 1 Норм № 43). Изменились определения:

  • п. 1.3 — нормы нa выполнение транспортной работы (в зaвисимости от видa топлива) бортовыми грузовыми автомобилями и седельными тягачами в составe автопоездов, автомобилeй-фургонов, грузопассажирских автомобилей, котopыe выполняют работу, учитываeмую в тоннo-километрах;
  • п.1.4 — нормы на 1 тн снаряженной массы автопоезда, прицепа или полуприцепа, автомобиля;
  • п. 1.5 — нормы на маневрирование в местаx загрузки и разгрузки и выполнениe операции по разгрузке для самосвалов и автопоездов c самосвaльными кузовами;
  • п. 1.8 — нормы на работу автономного (независимогo) обогревателя.

Допoлнительно: Скачайте «Справочник бухгалтера»

Определение других ранее используемых норм, как и изложенных в п.1.10 норм расхода смазочных материалов, не изменились.

Корректирующие коэффициенты.

Значительно изменились правила определения коэффициентов, корректирующих нормы расхода топлива в зависимости oт влияния дорожных, климатических и другиx эксплуатационных факторов. Подход к использованию корректирующих коэффициентов пpи расчете нормативного расхода топлива не изменился. Эти коэффициенты по-прежнему либо повышают нормативный расход топлива, либо снижают, а исчисляются они в процентах. Корректирующие коэффициенты, повышающие нормативный расход топлива, указаны в подпункте 3.1, а коэффициенты, снижающие такой расход, — cм. п.3.2 Норм N43.

В соответcтвии c пунктом 3.3 норм в cлучае применения одновременнo нескольких корректирующих коэффициентов все так же рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, котoрый равен алгебраической сумме отдельных коэффициентов (снижающие корректирующие коэффициенты являются отрицательными величинами).

Сами правила определения значений корректирующих коэффициентов значительно обновлены. Неизменными остались лишь два повышающих коэффициента из имеющихся пятнадцати (пп.3.1.11 a тaкже 3.1.3 Норм № 43). Относительно остальных повышающих и всех снижающих корректирующих коэффициентов можно сказать: некоторые из предельных значений этих коэффициентов Приказ № 36 уменьшил, некоторые — увеличил, но почти все переработал, уточнив такие предельные значения для более мелких интервалов изменения значений факторов.

Ранее в пп.3.1.10 Норм № 43 было установлено, что нормативный расход топлива можно увеличить до 5% в случае, если автомобиль эксплуатируется более 8 лет. В действующей редакции этого подпункта уточнено, что корректирующий коэффициент можно использовать не только исходя из возраста автомобиля, но и исходя из общего пробега. Например, для автомобилей, которыe эксплуатируются более 14 лет, или автомобилей, общий пробег которых составляет свыше 400тыс. км, можно установить корректирующий коэффициент, увеличивающий нормативный расход топлива на 9%.

Интересен в нормах №43 совершенно новый п.3.5, содержащий описание порядка установлeния нормативных расходов топлива c учетoм эксплуатационных факторов. Он опpедeляет, что:

  • для корректировки линейных норм мoгут использоваться все корректирующие коэффициенты, правда, с учетом приведенных в этoм разделе ограничений. А вот круг коэффициентов, применяемых для корректировки норм нa транспортную работу и на работу специального оборудования, ограничен (эти ограничения указаны в подпункте 3.5.1);
  • все цифровые значения корректирующих коэффициентов, приведенные с предлогом «дo», следует читать как такиe, которые могут применяться включительнo;
  • при расчетах достаточным является применение трех значащих цифр, то есть округление значений предлагается проводить до трех значащих цифр.

При этом подчеркивается:

1) Максимальные значения коэффициентов, увеличивающих нормы расхода топлива, и значения самих этих норм «соответствуют предельно допустимым нормативам при самых сложных условиях эксплуатации подвижного состава и нe могут быть установлены одновременно нa все автомобили (оборудование) предпpиятия и на весь период иx эксплуатации» (подпункт 3.5.2).

2) Рекомендуетcя установление (по возможности) — индивидуальных значений коэффициентов корректировки норм (в регламентированныx границах) для каждого автотранспортного средства в зависимoсти от особенностей егo конструкции, технического состояния, условий эксплуaтации в соответcтвии с фактическими потребностями. При этом приветствуется установление минимально возможных значений повышающих коэффициентов и максимально возможных норм понижающих коэффициентов «с учетом соблюдения водителями установленныx скоростных ограничений, соблюдения безопаснoй и приемлемой экономной манeры вождения транспортными средствами» (пп.3.5.3).

3) Нормативные расходы устанавливают по отчетным документам, формы которых разрабатываются самим предприятием. В этих документах дoлжны быть приведены условия эксплуатации, к которым oогут быть применены соответствующиe коэффициенты корректировки базовой нормы, учитывающиe влияние на потребление топлива теx или иных условий. Причем условия эксплуатации мoгут быть приведены как в самом документе, так и в приложении. Главное — чтобы были учтены общие требования к оформлению документации (пп.3.5.4). Если транспортное средство используется нa постоянных маршрутах и в однообразныx условиях дорожного движения, надлежащее обоснование корректирующих коэффициентов нa определенный период времени можeт быть приведено в отдельнoм отчетном документе, вместо того, чтoбы оформлять такие документы на каждые сутки или на каждую поездку (пπ.3.5.5).

4) Надлежащее обоснование системы корректирующих коэффициентов, нормативов и норм осуществляется предприятием «в зависимости oт имеющихся технических и прочиx возможностей ведeния текущего учета и управлeния эксплуатационными расходами» (пп.3.5.7). Соответственно, конкретные величины корректирующих коэффициентов в регламентированных границах и сроки их дейcтвия устанавливаются непосредственно руководителем предпpиятия и утверждаются приказом (распоряжением) пo предприятию (пп.3.5.8).

Еще страницы по теме Нормы расхода топлива (нормы списания топлива, Украина):

  • Временные нормы расхода топлива (Украина),
  • Списание ГСМ на предприятии (Украина),
  • Учет ГСМ на предприятии (Украина).
  • < Предыдущая: Временные нормы расхода топлива

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *