Муниципальные правовые акты, наряду с федеральными и региональными правовыми актами, играют важную роль в организации деятельности органов местного самоуправления.
Муниципальное нормотворчество можно признать в качестве одного из приоритетных направлений деятельности органов местного самоуправления, ввиду того что при его посредстве претворяются в жизнь властные полномочия по управлению местным сообществом. Результатом подобного рода правотворчества становится появление общеобязательных правил поведения – общеобязательных норм, которые закрепляются в принимаемых местным самоуправлением актах.
Статей 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальный правовой акт – это решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер (статья 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Согласно статье 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования, правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.
В систему муниципальных правовых актов МО ГО «Сыктыкар” входят: 1) Устав муниципального образования городского округа «Сыктывкар»; 2) правовые акты, принятые на местном референдуме; 3) решения Совета городского округа; 4) постановления и распоряжения главы городского округа -руководителя администрации; 5) постановления и распоряжения председателя Совета городского округа; 6) постановления и распоряжения администрации городского округа; 7) распоряжения председателя Контрольно-счетной палаты городского округа; 8) правовые акты иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принимаемые в форме распоряжений и (или) приказов (статья 59 Устава МО ГО «Сыктывкар”).
Администрация Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар” и ее руководитель по вопросам, отнесенным в соответствии с Уставом МО ГО «Сыктывкар” к полномочиям администрации, издают правовые акт, принимаемые в форме распоряжений и (или) приказов (статьи 55, 59 Устава МО ГО «Сыктывкар”).
Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Муниципальные правовые акты подразделяются на нормативные правовые акты и индивидуальные правовые (ненормативные) акты.
Под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления, содержащий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Под индивидуальным правовым (ненормативным) актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного органа местного самоуправления или должностного лица органа местного самоуправления, носящий индивидуально-разовый, индивидуально определенный характер.
- Нормативные правовые акты, принятые администрацией Эжвинского района МО ГО «Сыктывкар”
- Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов
- Порядок обжалования муниципальных правовых актов
- Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими муниципальных правовых актов
В целях реализации подходов по созданию общего цифрового пространства для государственных органов в рамках подготовки документов с использованием технологий совместной работы и инструментов интеллектуализации основных бизнес-процессов нормотворчества с 2018 года Минэкономразвития России ведется работа по созданию единой национальной системы разработки и принятия регуляторных решений.
Планируемая к созданию платформа позволит снизить издержки федеральных органов исполнительной власти при разработке нормативных правовых актов, а также будет обеспечивать следующие возможности:
- Безбумажное межведомственное согласование и взаимодействие основных участников процессов подготовки проектов НПА.
- Осуществление «горизонтальных» коммуникаций между основными участниками процессов подготовки проектов НПА.
- Совместное редактирование текстов проектов НПА в режиме on-line, включая версионность такой работы.
- Создание проектов НПА в режиме визуального рецензирования действующих НПА (в случае внесения изменений в действующие акты).
- Создание панели управления для лиц, принимающих решения, позволяющей в режиме реального времени отслеживать ход работы над проектом НПА, а также текущий статус проекта НПА на разных стадиях нормотворческого процесса.
- Создание механизма мониторинга практической реализации регуляторных решений, в том числе с точки зрения автоматизации подготовки обоснования к их изменению, а также самого изменения.
- Решение вопросов полной прослеживаемости и обеспечения надлежащей открытости процесса разработки НПА.