Содержание
Органы общей компетенции
Определение 1
К органам общей компетенции относят Президента Российской Федерации, Правительство РФ, а ещё правительства и администрации субъектов РФ.
Президент Российской Федерации в согласовании с положениями ст. 80 Конституции считается не только главой государства, гарантом выполнения конституционных прав и свобод человека и гражданина, в том числе экологических, но и описывает главные направления внутренней и внешней политики государства, включая и область охраны находящейся вокруг среды и природопользования.
Систему исполнительной власти в Российской Федерации возглавляет Правительство Российской Федерации, которое в соответствии с Конституцией Российской Федерации гарантирует реализацию единой государственной политики в области экологии в Российской Федерации (п. «в» Части 1 статьи 114).
Правительство РФ согласно статье 18 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»:
- проводит единую муниципальную политику в области защиты окружающей среды и экологической безопасности;
- организует мероприятия по охране и оптимальному применению природных ресурсов, регулировании природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
- координирует работу по предотвращению стихийных бедствий, ДТП и катастроф, сокращению их угрозе и ликвидации результатов.
Органы специальной компетенции
К органам специальной компетенции относятся федеральные министерства, федеральные службы, федеральные агентства и их территориальные органы, исполняющие государственное управление в области защиты окружающей среды и природопользования в качестве ведущей цели собственной работы. Кроме того, к органам специальной компетенции следует относить специально уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
На протяжении своего эволюционного развития с древнейших времен до наших дней человек всегда пользовался дарами природы – благами, которые ему даровал мир. Самые первые исторически подтвержденные типы природопользования, осуществленные предками человека миллионы лет назад, были охота и собирательство. С тех пор способы и средства получения природных товаров изменились, они стали более изощренными, но человеческое желание получить их осталось неизменным.
Замечание 1
Бесспорно, что природопользование не всякий раз считается оптимальным. Каждый хозяйствующий субъект, занимающийся производственной деятельностью, связанной с использованием природных ресурсов, должен соблюдать природоохранное законодательство, а соответствующие государственные органы должны управлять и контролировать такую деятельность. Об этих государственных органах и пойдет речь в этом разделе.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации считается федеральным органом исполнительной власти, ответственным за разработку государственной политики и законодательного обеспечения в сфере:
- исследования, применения, воспроизводства и охраны природных ресурсов, охватывая недра, водные объекты, леса, находящиеся на территориях наиболее охраняемых природных земель, объекты животного мира и среды их обитания;
- охоты;
- земельных отношений, которые связаны с переводом земель водного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в частности, которые касаются земель наиболее охраняемых природных территорий федерального значения) в земли иной категории;
- гидрометеорология и смежные области, мониторинг окружающей среды и загрязнение окружающей среды, в том числе в области рационального контроля и мониторинга;
- разработка и реализация государственной политики и правового регулирования в области охраны окружающей среды, в том числе вопросов, касающихся обращения с отходами производства и потребления, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной оценки воздействия на окружающую среду.
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации координирует и контролирует деятельность Росгидромета, Росприроднадзора, Росводресурсов, Роснедра и Рослесхоза, которые находятся в его ведении.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) исполняет функции по контролю за природопользованием, кроме того в границах собственной компетенции в области защиты окружающей среды, включая в части, касающейся ограничения отрицательного техногенного действия, в области обращения с отходами (кроме радиоактивных отходов) и государственного экологического экспертного исследования, в частности:
- в области охраны применения и воспроизводства объектов животного мира, которые находятся на наиболее охраняемых природных землях общегосударственного значения, также среды их обитания;
- в области организации и деятельности наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
- за геологическим исследованием, оптимальным внедрением и охраной недр;
- за выполнением условий законодательства в области охраны окружающей среды (также и в области охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами);
- общегосударственного муниципального контроля за внедрением и службой охраны водных объектов;
- муниципального лесного контроля на территориях наиболее охраняемых природных земель федерального значения;
- за оптимальным внедрением минеральных и живых ресурсов во внутренних морских водах, территориальном море и в исключительной финансовой зоне, на континентальном шельфе Российской Федерации.
Слишком сложно? Не парься, мы поможем разобраться и подарим скидку 10% на любую работу Опиши задание
Росприроднадзор проводит государственное регулирование в области:
- охраны озера Байкал;
- выдает в установленном порядке лицензии (разрешения), на внедрение объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную Книгу РФ, также оказавшихся на наиболее охраняемых природных землях федерального значения;
- оборота одичавших животных, занесенных в Красную книгу РФ;
- исполняет ведение Красной книги Российской Федерации.
Федеральная служба по гидрометеорологии и прогнозу окружающей среды (Росгидромет) выполняет функции управления государственным имуществом и предложения государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, прогноза состояния и загрязнения окружающей среды, а также государственного наблюдения за выполнением метеорологических и иных геофизических работ.
Росгидромет ведет Единый государственный фонд данных о состоянии находящейся вокруг среды и ее загрязнении; государственный мониторинг атмосферного воздуха, водных объектов (в пересчете на поверхностные водные объекты), континентального шельфа, прогноз состояния исключительной экономической зоны Российской Федерации.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) выполняет функции по оказанию государственных услуг и управлению государственной собственностью в сфере недропользования, организуя:
- государственное геологическое исследование недр;
- экспертное плановое геологическое исследование недр;
- проведение геолого-экономической и стоимостной оценки месторождений нужных исследований и участников недр;
- проведение тендеров и аукционов на право пользования недрами;
- государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, геолого-экологическая информация о недрах, предоставляемых в пользование;
- организационная поддержка государственной системы лицензирования использования недр, в частности:
- учет поступающих заявок на получение лицензий, принятие решений о предоставлении права пользования участками недр;
- выдача, регистрация лицензий на недропользование;
- внесение изменений и дополнений в них, их переоформление;
- принятие решения о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр;
- рассмотрение и утверждение проектно-технической документации на разработку месторождений полезных ископаемых.
Федеральное агентство водных ресурсов (Росводресурсы) выполняют функции по предложению государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере водных ресурсов, осуществляя:
- ведение государственного водного реестра, охватывая государственную регистрацию договоров водопользования, заключения о предоставлении водных объектов в использовании, перехода прав и обязательств по соглашению водопользования, окончания контракта водопользования, Российского регистра гидротехнических сооружений;
- ведение, использование и распоряжение водных объектов, отнесенными к федеральной собственности;
- разработка и внедрение схем комплексного использования и охраны водных объектов;
- государственный мониторинг водных объектов и его организации;
- предоставление информации из государственного водного реестра в установленном порядке заинтересованному лицу либо отправка ему в письменной форме мотивированного отказа в предоставлении такой информации.
Реализация государственной политики
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) осуществляет функции по разработке и реализации государственной политики и правового регулирования в сфере лесных отношений:
- по контролю и надзору в сфере лесных отношений;
- в предоставлении государственных услуг и управлении государственным имуществом в сфере лесных отношений.
Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), которое находится в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, выполняет функции:
- согласно федерационному муниципальному контролированию (надзору) в сфере рыболовства и сбережения аква биоресурсов во внутренних водах Российской Федерации, исключая внутренние морские воды Российской Федерации, равно как Каспийского и Азовского морей до определения их статуса, государственный надзор за торговым судоходством в части обеспечения безопасности мореплавания рыболовного флота в районах промысла при осуществлении рыболовства;
- предоставление государственных услуг, управление государственным имуществом в области рыболовства, охраны, рационального использования, изучения, сохранения, воспроизводства водных биологических ресурсов и их среды обитания, а также рыбоводства (аквакультуры), коммерческого рыболовства, производства рыбной и иной продукции из аква биоресурсов;
- обеспечения безопасности мореплавания судов рыболовного флота и проведения спасательных операций в рыболовных районах при осуществлении рыболовства, а также в сфере деятельности на судах рыболовного флота и в морских портах для морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания рыболовных судов.
Всё ещё сложно? Наши эксперты помогут разобраться
- Авторы
- Файлы
Соколова Ю.А. 114 KB Нормотворчество органов исполнительной власти можно считать самостоятельным видом государственного нормотворчества, результатом которого является принятие нормативно-правового акта правотворческим органом исполнительной ветви власти. Государственное управление как процесс требует принятия управленческих решений, и нормотворчество органов исполнительной власти направлено на нормативное обеспечение действия закона, то есть на его исполнение.
Изучение вопросов правотворчества государственных органов основано на ряде теоретических категорий, таких как «компетенция», «правотворческая компетенция», «право на правотворчество», «правовые основания нормотворчества». Представляется необходимым рассмотреть их содержательные характеристики применительно к правотворческой деятельности органов исполнительной власти.
Право на правотворчество, принадлежащее органу исполнительной власти, — это важнейший элемент его компетенции, характеризующий государственно-властную природу исполнительного органа.
Не останавливаясь на анализе различных трактовок понятия «компетенция государственного органа», существующих в отечественной правовой теории, отметим, что наиболее предпочтительным является понимание компетенции как совокупности предметов ведения и полномочий (прав и обязанностей), которыми государственный орган наделен в отношении данных предметов ведения.
Теория правотворчества оперирует понятием «правотворческая компетенция», которое производно от понятия «компетенция государственного органа». Если компетенция органа исполнительной власти представлена комплексом властных полномочий, то нормотворческая компетенция характеризует лишь правотворческое полномочие государственного органа. При этом правотворческое полномочие представляет собой право издавать (принимать, изменять, отменять) нормативно-правовые акты, непосредственно реализуемое исполнительным органом, который обладает этим правом.
Таким образом, нормотворческая компетенция органа исполнительной власти — это совокупность предметов ведения (сфера общественных отношений), которые в рамках своих полномочий вправе урегулировать данный орган исполнительной власти путем издания (принятия, изменения, отмены) нормативных правовых актов.
Издание нормативно-правовых актов исполнительными органами регулируется совокупностью законов и подзаконных актов, которые можно назвать правовыми основаниями нормотворческой деятельности (нормотворческой компетенции) органов исполнительной власти. Правовые основания предоставляют нормотворческие полномочия, закрепляя материальное право издания нормативно-правового акта, а также регламентируют процедуру реализации этого права — правотворческий процесс.
Правотворчество высшего органа исполнительной власти — Правительства РФ основано на нормах Конституции РФ и Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Правительство РФ как исполнительный орган общей компетенции вправе издавать постановления и распоряжения по широкому кругу вопросов, входящих в его компетенцию, а нормы отдельных федеральных законов и указов Президента РФ уточняют характер его правотворческих полномочий, содержат предписания о принятии постановлений по конкретным вопросам. Реализация Правительством своих полномочий в различных сферах предполагает принятие не только «вторичных» по отношению к закону и указам Президента РФ актов, но и установление новых норм права (прямо не предусмотренных законом), в пределах его компетенции.
Границы нормотворческих полномочий федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (федеральных министерств, служб и агентств) определены в положениях о конкретных органах, которые утверждаются указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. При этом следует иметь ввиду важную новеллу в регламентации правового статуса федеральных служб и агентств: согласно действующему Указу Президента РФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» указанные органы не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ. Таким образом, полномочие на издание нормативных актов, по общему правилу, не входит в компетенцию федеральных служб и агентств, однако на основании отдельных предписаний Президента или Правительства эти органы вправе осуществлять нормотворческую деятельность.
Библиографическая ссылка
Соколова Ю.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НОРМОТВОРЧЕСТВА ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ // Фундаментальные исследования. – 2005. – № 3. – С. 77-78;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=5881 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI