Нормативное правовое регулирование

S:Каким основополагающим принципом бухгалтерского учета вызвана необ­ходимость составления бухгалтерской (финансовой) отчетности

-: Временной определенности фактов хозяйственной деятельности организа­ции

-: Приоритета содержания над формой

+: Непрерывности деятельности организации

S:Каким обобщающим термином, используемым в нормативном регулирова­нии бухгалтерского учета и отчетности, определяется все множество лиц, заинтересованных в получении информации о деятельности организации

-: Потребители

+: Пользователи

-: Инвесторы

S:Каким обстоятельством вызвано деление пользователей информации на внешних и внутренних

-: Принадлежностью субъекта к деятельности организации

-: Делением субъектов на физические и юридические лица

+: Осуществлением субъекта деятельности в рамках организационной структуры предприятия

S:Каким обстоятельством вызвано деление пользователей информации на заинтересованных и незаинтересованных в формировании данных бухгалтерского учета

+: Финансовым интересом

-: Служебными функциями

-: Коммерческой тайной

S:Какая основная целевая установка положена в основу составления бухгал­терской (финансовой) отчетности

+: Обеспечение информацией всех заинтересованных пользователей независимо от их возможностей получения данных отчетности

-: Обеспечение информацией всех внутренних пользователей независимо от их возможностей получения данных отчетности

-: Обеспечение информацией органов государственного управления

S:Какие качественные критерии должны быть обеспечены составителями бухгалтерской (финансовой) отчетности

-: Ценность для пользователя и надежность данных

-: Сопоставимость и постоянство

+: Совокупность указанных выше критериев

S:Формирование показателей бухгалтерской финансовой отчетности пред­ставляет собой

+: Этап бухгалтерской процедуры в виде итогового обобщения результатов хозяйственных операций за определенный период

-: Текущую группировку результатов хозяйственных операций за определен­ный период

-:Регистрацию результатов хозяйственных операций за определенный период

S:Содержание бухгалтерской финансовой отчетности представляет собой

+: Систему учетных показателей, заданных в интересах пользователей за определенный период

-: Типовую процедуру представления и утверждения отчетности

-: Данные счетов Главной книги

S:Данные бухгалтерского учета, используемые при составлении бухгалтер­ской отчетности, это

-: Качественно определенные величины, имеющие переменное количественное значение

-: Временной отрезок, за который показатели должны быть представлены в бухгалтерской отчетности

+: Показатели счетов Главной книги и данные регистров аналитического учета, группированные в целях формирования бухгалтерской отчетности

S:Необходимость использования дополнительных способов раскрытия ин­ формации вне рамок, предписанных нормативным регулированием бухгалтерской отчетности, предопределяется

+: Назначением бухгалтерской отчетности

-: Начислением причитающихся собственникам доходов

-: Установками органов государственного регулирования

S:Какое из нижеперечисленных обстоятельств диктует необходимость нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

+: Формирование показателей финансово-хозяйственной деятельности организации в рамках установленных допущений и требований, обеспечивающих достоверность, полноту и нейтральность данных

-: Интересы собственников организации

-: Интересы органов государственного управления

S:Чем вызывается необходимость создания многоуровневой системы нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности

-: Методологией бухгалтерского учета и отчетности

+: Формированием информации в интересах различных групп внешних и внутренних пользователей, порождающей определенную степень самостоятельности организации в выборе способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

-: Интересами органов государственного управления

S:Укажите количество уровней действующей системы нормативного регули­рования бухгалтерского учета и отчетности

-: Трехуровневая система

+: Четырехуровневая система

-: Двухуровневая система

S:Задачей первого уровня нормативного регулирования ведения бухгалтерского учета и составления отчетности является

+: Установление в законодательном поле основных объектов и правил организа­ции ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

-: Определение базовых принципов, способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

-: Методическое раскрытие базовых принципов, способов и приемов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности

S:Какие нормативные документы регулируют ведение бухгалтерского учета и составления отчетности на законодательном уровне

+: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»

-: Положения по бухгалтерскому учету

-: План счетов бухгалтерского учета

S:В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию ведения бухгалтерского учета и составления отчетности несут

-: Собственники организации

+: Руководители организаций

-: Территориальные органы государственного управлени

S:Состав бухгалтерской отчетности для внешних пользователей устанавливается

+: Централизованно

-: Децентрализованно

-: Решением руководителя организации

S:Каким нормативным документом устанавливается базовая система показателей, подлежащих раскрытию в бухгалтерской отчетности

-: Федеральным законом «О бухгалтерском учете»

+: Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99)

-: Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008)

S:Главными элементами бухгалтерской отчетности выступают

+: Бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках

-: Отчет об изменениях капитала и отчет о движении денежных средств

-: Пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках

S:В каком нормативном документе приводятся образцы форм бухгалтерской отчетности

-: В Федеральном законе «О бухгалтерском учете»

+: В Положении по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ4/99)

-: В Указаниях об объеме форм бухгалтерской отчетности

-: другой ответ

Национальные проекты

Национальный проект «Жильё и городская среда»

Градостроительная деятельность и архитектура

Нормативно–правовое регулирование Нормативно–техническое регулирование Ценообразование Саморегулирование в сфере строительства Экономически эффективная проектная документация повторного использования ЭКСПЕРТНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ Деятельность координационного совета (штаба) по мониторингу исполнения законодательства о градостроительной деятельности Промышленность строительных материалов Подтверждение пригодности новой продукции для применения в строительстве Государственный контроль Анкета. Состояние развития строительной отрасли в субъекте Российской Федерации Специальные технические условия Всероссийский конкурс на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» Открытый публичный конкурс на лучший архитектурный проект центральной районной больницы

Контрольная деятельность

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2019 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2018 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2017 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2016 году Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2015 году

Инициативные проекты

«Я – строитель Будущего!» Развитие сети общественного контроля в сфере ЖКХ Разработка и внедрение единых стандартов работы общественных советов при профильных региональных министерствах

Городская среда

Стратегическое направление развития «ЖКХ и городская среда» Проект Цифровизации городского хозяйства «Умный город»

Проверки, проведенные в пределах полномочий Минстроем России в 2020 году

Государственно-частное партнерство в ЖКХ Управление многоквартирными домами Капитальный ремонт в многоквартирных домах Ликвидация аварийного жилья Модернизация коммунального комплекса. Привлечение в отрасль частных инвестиций Внедрение целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов РФ Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в жилищно-коммунальной сфере Общественный контроль в сфере ЖКХ Информирование граждан об их правах и обязанностях в сфере ЖКХ Графики передачи в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства

Госуслуги

Аттестация экспертов Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию Выдача разрешения на строительство Выдача разрешения на проведение работ по созданию искусственного земельного участка в случае создания искусственного земельного участка на территориях двух и более субъектов Российской Федерации Подтверждение пригодности для применения в строительстве новой продукции, требования к которой не регламентированы нормативными документами полностью или частично и от которой зависят безопасность и надежность зданий и сооружений Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций в сфере теплоснабжения Специальные технические условия Видеоролики Формы обращений, заявлений и иных документов, принимаемых госорганом к рассмотрению Статистические и аналитические сведения о результатах мониторингов предоставления Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации государственных услуг Градостроительный конкурс Экспертиза проектной документации и результатов инженерных изысканий

Нормативно-правовая деятельность

Нормативная база Административный порядок обжалования действий (бездействия) Минстроя России, подведомственных организаций и должностных лиц Судебный порядок обжалования действий (бездействия) Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Судебный порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений Сведения о судебных постановлениях по делам о признании недействующими нормативных правовых актов Проекты нормативно-правовых актов Нормативно-правовые акты

Жилищная политика

Долевое строительство Ипотечное кредитование Мониторинг объемов жилищного строительства Информация о Межведомственной комиссии Методологическая поддержка органов власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по вопросам градостроительства Обеспечение жильем работников организаций оборонно-промышленного комплекса Федеральный проект «Жилье» Обеспечение жильем отдельных категорий граждан Арендное жилье

Реализация государственных программ

Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации Строительный контроль Непрограммная часть Федеральные целевые программы

Международные отношения

Международное сотрудничество

Нормативно-правовое регулирование управленческого учёта

В настоящее время в России сложилась четырехуровневая система регулирования учета и отчетности, на формирование которой огромное влияние оказали экономические преобразования в стране, необходимость для организаций работать в новых рыночных условиях, а также активное распространение международных стандартов финансовой отчетности.

Первый уровень наряду с другими законодательными актами образует Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2013г. «О бухгалтерском учете», принятый Государственной Думой 22 ноября 2013 г. и одобренный Советом Федерации 29 ноября того же года. Данным Законом, который является фундаментом системы регулирования бухгалтерского учета, установлены единые правовые методологические основы ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности в Российской Федерации. В соответствии с этими основами общее руководство бухгалтерским учетом осуществляет Правительство Российской Федерации, предоставившее право регулирования бухгалтерского учета Министерству финансов Российской Федерации, Центральному банку Российской Федерации, другим ведомствам и организациям. В качестве одной из основных задач бухгалтерского учета названный Закон предусматривает обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами.

В Законе N 402-ФЗ о бухгалтерском учете дается определение бухгалтерской отчетности как информации о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом Федеральный закон N 402-ФЗ от 6 декабря 2011г. «О бухгалтерском учете».

Несколько статей этого Закона непосредственно посвящены более конкретным вопросам состава и содержания отчетности.

В пункте 1 ст. 14 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлено, что годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

В одном ряду с Законом о бухгалтерском учете стоят другие законы, например, Закон «Об акционерных обществах», Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, которые прямо или косвенно регулируют ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важным нормативным актом первого уровня является Гражданский кодекс Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 октября 1995 г., в первой части которого законодательно закреплены многие вопросы учета и отчетности, в частности, наличие самостоятельного баланса как признака юридического лица, обязательность утверждения годового отчета, понятия дочерних и зависимых обществ.

Одним из важнейших методологических документов в области бухгалтерского учета является Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации» Приказ Минфина РФ от 29 июля 1998 года № 34н «Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1999 года, 24 марта 2000 года, 18 сентября 2006 г., 26 марта 2007 г., 24 декабря 2012 г.) в котором сформулированы важнейшие принципы учета в организациях. Многие статьи данного Положения были приняты в новой редакции в связи с введением в действие части первой ГК РФ и других нормативных актов. Заменив ранее действовавшие положения о бухгалтерских отчетах, главных бухгалтерах, законодатели учли в указанном Положении требования рыночной экономики. Однако, несмотря на всю важность данного документа, его нельзя однозначно отнести к документам первого уровня, поскольку оно утверждено не законодательным органом, а приказом Минфина России.

Второй уровень составляют Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ), которые были разработаны Минфином России согласно государственной программе перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики. В этих ПБУ рассматриваются отдельные методологические вопросы учета конкретных операций, например, учета основных средств и запасов. Перечень приоритетных вопросов, подлежащих регулированию, утвержден упомянутой выше Программой. Многие Положения по бухгалтерскому учету непосредственно связаны с составлением отчетности — это, прежде всего ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н Положение по бухгалтерскому учету ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина РФ от 6 июля 1999 г. N 43н. Данные Положения по бухгалтерскому учету утверждаются приказами Минфина России. Некоторые ПБУ претерпели изменения с момента их первой публикации. В настоящее время действуют 21 ПБУ.

После выхода ПБУ 4/99, организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы своей бухгалтерской отчетности. ПБУ 4/99 накладывает лишь ряд ограничений, определяя состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. В частности, закрепляет понятия отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности, что призвано обеспечить единство и сопоставимость показателей отчетных форм всех организаций, являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Кроме того, в п. 14 ПБУ 4/99 дан перечень обязательных реквизитов, которые должна содержать каждая составляющая часть бухгалтерской отчетности: наименование организации, отчетная дата или период и т. п. В остальном ПБУ 4/99 определяет назначение каждой составляющей бухгалтерской отчетности и основные числовые показатели, которые она должна содержать. Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях может допустить отступления от этих правил. Однако предоставляемая свобода не безгранична и не должна привести к неразберихе и несопоставимости отчетных показателей организации за разные периоды. Поэтому в п. 9 ПБУ 4/99 установлено, что организация при составлении бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и пояснений к ним должна придерживаться принятых ею их содержания и форм последовательно от одного отчетного периода к другому.

Также сюда необходимо отнести Приказ Минфина России

«Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ Настоящее Положение устанавливает правила формирования в бухгалтерском учете информации о расходах коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций), являющихся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «РАСХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ» ПБУ 10/99

Применительно к настоящему Положению некоммерческие организации (кроме государственных (муниципальных) учреждений) признают расходы по предпринимательской и иной деятельности

К числу документов второго уровня следует отнести также План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцию по его применению, являющиеся базовыми документами системы бухгалтерского учета в России. План счетов — документ общего порядка, является единым, обязательным к применению в организациях любых видов деятельности и всех отраслей народного хозяйства независимо от форм собственности, подчиненности, за исключением бюджетных организаций и банков.

Третий уровень объединяет документы рекомендательного характера: инструкции, указания, конкретизирующие общие методологические указания, изложенные в законах и ПБУ, в соответствии с отраслевой спецификой. Если документы второго уровня обязательны для всех организаций (например, План счетов), то документы третьего уровня регулируют конкретные операции. Так, если ПБУ 4/99 является документом второго уровня, то ежегодные приказы Минфина России, издаваемые в его развитие и конкретизирующие требования к отчетности текущего года, являются документами третьего уровня (например, приказ от 22 июля 2003 года. N 67н «О формах бухгалтерской отчетности организаций», или Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, принятые в развитие ПБУ 6/01 «Учет основных средств»).

Четвертый уровень включает приказы, указания, инструкции, выпускаемые самой организацией. Так, рабочий план счетов, составленный на основе единого Плана счетов, или учетная политика организации, принятая в соответствии с ПБУ 1/2008, являются документами четвертого уровня. ПОЛОЖЕНИЕ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ «УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ» (ПБУ 1/2008)

На современном этапе развития рыночной экономики за Министерством финансов Российской Федерации, работающим при активном участии бухгалтерской общественности, сохраняются функции регулирования и постановки бухгалтерского учета и составления отчетности. Вместе с тем все более активное участие в разработке методологических вопросов и подготовке профессиональных учетных кадров принимает организация — Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), имеющая разветвленную сеть во всех регионах России.

Формирование современной системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности в нашей стране происходит под активным влиянием процесса распространения во всем мире международных стандартов финансовой отчетности — МСФО, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности — КМСФО (International Accounting Standard Committee — IASC).

Таким образом, было рассмотрено нормативное регулирование составления финансовой отчетности.

Усиление информационной значимости данных бухгалтерского учета является важной задачей, решение которой позволит экономическим субъектам формировать актуальную учетную информацию для принятия рациональных управленческих решений. Реализовать данную задачу можно в системе управленческого учета. Хотя ведение управленческого учета в той или иной мере повысит трудоемкость учетного процесса, тем не менее при рациональном подходе к взаимодействию синтетического и управленческого учета можно снизить проявление данного негативного факта. (Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 №180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учёта и отчётности в РФ на среднесрочную перспективу»)

Практика показывает, что операции бухгалтерского и управленческого учета примерно в 80% случаев совпадают. Как правило, источником данных для управленческого учета является информация финансового учета. В связи с этим вполне объяснимо желание руководства использовать для организации управленческого учета бухгалтерские счета и регистры. Поэтому интегрированный подход к взаимодействию управленческого и финансового учета является наиболее оптимальным.

При разработке рабочего интегрированного плана счетов управленческого и финансового учета необходима значительная детализация данных.

Для обеспечения оптимальной организации управленческого учёта его деятельность регулируется нормативными документами:

«Годовой отчет- 2007. Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения» (Под общей редакцией Васильева Ю.А.) (Консалтинговая группа «АЮДАР», 2007);

Приказ Минфина РФ от 01.07.2004 № 180 «Об одобрении концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесуточную перспективу»;

Приказ Минфина РФ от 28.12.2001 № 119н (ред. от 26.03.2007 «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету материально- производственных запасов» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.02.2002 № 3245);

Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 21.11.2003 №5252);

Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н (ред. от 18.09.2006) «Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению»;

«Положение о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации» (утв. ЦБ РФ 05.12.2002 №205-П) (ред. от 26.03.2007) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 20.12.2002 № 4061);

Приказ Минфина РФ от 30.03.2001 » 26н (ред. от 27.11.2006) «Об утверждении положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01″ (Зарегистрировано в Минюсте РФ 28.04.2001 №2689);

«Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России» (одобрена Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине РФ 11.08.2008);

«Кодекс этики членов института профессиональных бухгалтеров России» (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгалтеров России Протокол № 08/03 от 24.09.2003)

В заключение данной главы можно отметить, что управленческий учет в организации — это система, обеспечивающая руководящее звено организации информацией, необходимой для принятия решений и эффективного управления. Правильно поставленный управленческий учет позволяет получить информацию, необходимую для расстановки приоритетов в деятельности организации и планирования дальнейшей работы, предоставляет базу для оценки перспективности открывающихся возможностей и снабжает механизмами контроля за исполнением принятых решений. Касательно российского бухгалтерского управленческого учета нельзя не заметить, что учет находится в стадии становления.

Система и специфика нормативного регулирования

Система социального регулирования представляет собой процесс закрепления социально необходимого позитивного поведения людей в целях обеспечения целостности общества и его развития. Делятся на нормативные и ненормативные. Ненормативная система — воздействие на поведение людей с целью достижения социально необходимого поведения, с помощью убеждения их в полезности, выгодности такого поведения, разумности подчинения определенным требованиям, авторитету, распределению ролей и функций. Такой способ регуляции называется побуждением. Однако принятие определенных стандартов поведения при этом возможно как на основе добровольного принятия ценностей, установок, стереотипов, директив (приказов), так и с помощью принуждения. Нормативной системе характерен способ регуляции, как принуждение. Смысл состоит в воздействие на поведение индивида, осуществляется с помощью насилия в форме санкций, наступающих за нарушение установленных в обществе социальных норм. Социальные нормы —правила поведения, принятые большинством общества, относятся нормы морали, традиции, обычаи, религиозные нормы, политические нормы, нормы права. Нормативная природа этих правил выражается в определении границ дозволенного, обязательного и запрещенного поведения, которые являются общепринятыми в данном обществе, группе, организации. При нарушении правил применяются санкций, предполагающие наступление неблагоприятных последствий для нарушителя, выражаются в осуществлении мер как общественного воздействия, например, замечание, порицание, отлучение от церкви, так и принуждения, например, арест, штраф, лишение свободы и т.д. Специфика нормативного регулирования — мононормы Жизнь первобытного человека, нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, на основе которых люди организуют и регулируют совместный труд, охоту, распределяют произведенный продукт, определяют порядок взаимоотношений между мужчиной и женщиной, процедуры разрешения возникающих споров и т.д. Наличие этих общеобязательных правил ограничивает эгоизм человека, делает его поведение предсказуемым. Более того, эти нормы касались правил взаимопомощи, взаимозащиты, поэтому способствовали выживанию человека. По этой причине человек стремился неукоснительно выполнять эти правила. Правила, которым следовали в своем поведении первобытные люди, называются мононормами (от. греч. monos — один и лат. norma — правило). Исторически они были первой разновидностью социальных норм. Мононормами называются потому, что были едиными и нерасчлененными, содержали внутри себя нормы морали, религиозные нормы, обычаи, традиции и нормы права. Это внутреннее единство морально-правовых и религиозных начал в мононорме обусловлено недифференцированностью жизни и деятельности первобытного человека, где личное и общественное, права и обязанности были слиты. Поэтому мононормы нельзя отнести ни к моральным нормам, ни к нормам права, они имели характер единого, нерасчлененного правила поведения, подходящего под все случаи. Главное назначение состояло, в помощи человеку приспособиться к природной среде, способствовать выживанию и воспроизводству человека как биологического вида. Мононормы складывались стихийно, методом проб и ошибок, при этом отсутствовали специальные органы, которые их вырабатывали и применяли. Древний человек присваивал готовые естественные формы регуляции, сохранял только те правила поведения, которые в лучшей степени способствовали выживанию рода, племени, обеспечению их целостности путем регуляции семейно-брачных отношений, совместной трудовой деятельности, взаимопомощи. Мононормы складывались на основе стереотипов, т.е. устойчивых ожиданий, формировавшихся на основе механизма имитативности, подражания, а также понимания человеком полезности этих правил и необходимости наказания тех, кто их нарушил. Среди мононорм с точки зрения обязательности их выполнения можно выделить нормы-запреты и нормы-ожидания. Нормы-запреты существовали в форме табу, и нарушение их каралось жестокими наказаниями. У многих первобытных народов были установлены строгие правила поведения, среди которых было много запретов, стремящихся ограничить произвол сильных, господство животного эгоизма первобытного человека. Запреты, т. е. недопустимость совершать те или иные поступки, основывались на религиозных верованиях. Считалось, что за нарушение установленных запретов духи или другие божества карали людей болезнями и смертью. Поскольку впервые такую систему запретов ученые обнаружили в Полинезии, то для обозначения слова «запрет» стали использовать полинезийское слово «табу». Табу играли значительную роль в жизни первобытного человека и касались различных сторон его деятельности. Например, в книге английского этнолога Дж. Фрэзера «Золотая ветвь» описаны табу на общение с иноплеменниками, табу на пищу и питье, которое было связано с особой опасностью: ведь в это время душа могла выскользнуть через рот; табу на обнажение лица, на остатки пищи, на людей, носящих траур, и даже на воинов, которые вступали на тропу войны. До и после воинских действий воины исполняли особые обряды и считались неприкосновенными. Наконец, табу на браки между кровными родственниками (запрет на инцест). Многие табу у некоторых народов сохраняются и до сих пор. Это касается табу на прикосновение к священным особам, вождям племен, императорам. Нарушение запретов приводило к неблагоприятным последствиям для нарушителя: изгнание из рода, телесные наказания, смерть. В отличие от норм-запретов, нормы-ожидания существовали в форме традиций, обычаев, обрядов, ритуалов, мифов и формировали у индивида установку на положительное поведение, не содержали строгих санкций. Среди норм-ожиданий особое место занимали мифы. Они в образной форме, часто мистической и религиозной, отражали окружающий мир и помогали человеку ориентироваться в нем. Мифы сообщали человеку информацию о хороших и плохих способах поведения и их последствиях, содержали накопленный предшествующими поколениями социальный опыт. В такой образной форме, как мифологические обряды и действия, первобытный человек лучше усваивал социальные нормы, опыт, знания природных и общественных явлений. В соответствии с познаниями человек осуществлял свое поведение, строил свои взаимоотношения с людьми. Следовательно, мифы выступали руководством к действию, являясь комплексом верований, формирующих смысл жизни человека. В ценностно-нормативном и информационном качестве мифы помогали первобытному человеку лучше приспособиться к окружающей среде и создать устойчивые правила поведения. Миф сформировал определенное представление о системе ценностей, на основе которой строятся взаимоотношения в племени яномаме. Главной среди ценностей считается жестокость, поэтому ожидание, что мужчина защитит свою честь в поединке, является нормой, соответствующей этой ценности. Наряду с мифами к нормам-ожиданиям, в соответствии с которыми первобытный человек «выстраивал» свое поведение, относятся нормы морали, религиозные нормы, ритуалы, традиции и обычаи. Например, обычай наносить на тело или лицо татуировку очень древний и у некоторых первобытных племен он сохранился до сих пор. Татуировки — это подкожное графическое или текстовое изображение, сделанное краской с помощью специального приспособления. Для первобытных племен татуировка — это не только незыблемая традиция, но и проявление магических сил. Полинезийское племя маорми, украшая татуировкой лицо, «предохраняется» от злых чар. Некоторые колдуны татуируют больного с целью излечения. В Древнем Китае татуировка была разновидностью символических наказаний (сян), когда отрезание ноги заменялось покраской тушью колена. Общество пыталось перевоспитать преступника, выставляя его на всеобщее осуждение и презрение. Древний обычай получил распространение в последнее время среди европейцев. Существуют целые каталоги «нательных» рисунков. Распространение этого обычая среди подростков — стремлением подражать рок-певцам, разукрашенным цветными татуировками. Татуировки в армии имеют практическую цель —солдаты обозначают группу крови и резус-фактор. Наряду с нормативными регуляторами в догосударственном обществе существовали ненормативные регуляторы, выраженные в форме стереотипов, половозрастного закрепления социальных ролей, кровнородственных связей, авторитета лидера. Например, в условиях отсутствия специальных институтов, осуществлявших судебную власть, кровное родство сокращало до минимума конфликты внутри племени. Более того, первобытный человек, который находился вне общины, терял право на ее защиту. Вследствие этого конфликты чаще возникали не между отдельными людьми внутри рода, а между родами внутри племени. Все перечисленные регуляторы упорядочивали отношения внутри общины или племени. Между общинами и племенами возникавшие споры разрешались либо с помощью третейского суда, либо принципа талиона (от лат. talio — возмездие, равное по силе преступлению). Принцип кровной мести — древний человек не был автономным, самостоятельным образованием, а был частью рода. Его желание выжить защищалось правилом талиона, смысл которого состоял в причинении виновному такого же вреда, который был нанесен им. Достаточно долгое время существовала личная, а не имущественная ответственность за нанесенный ущерб по принципу: «око за око, зуб за зуб».

В настоящее время сложилась четырехуровневая система нормативного регулирования налогового учета и отчетности:

  • 1) НК РФ;
  • 2) инструкции, утверждающие формы расчетов налогов и налоговых деклараций;
  • 3) официальные разъяснения ФНС России по применению налогового законодательства;
  • 4) внутренние документы налогоплательщика, регламентирующие организационно-методические процедуры ведения налогового учета.

Внутренними документами налогоплательщика является Учетная политика для налогового учета, с приложениями, разъясняющими применение методов налогового учета.

Понятие налогового учета. Цели ведения налогового учета и его отличие от бухгалтерского учета

Налоговый учет — это система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.

Целями ведения НУ являются:

  • • формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • • обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Объектами налогового учета является имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Бухгалтерский учет — формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются факты хозяйственной жизни, активы, обязательства, источники финансирования деятельности, доходы, расходы (ст. 1, 5 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Различия между указанными объектами учета — различия в оценке, по которой они применяются к учету (бухгалтерская оценка или налоговая оценка). При сопоставлении определений целей БУ и НУ можно увидеть сходства — формирование, документированной достоверной информации. Однако конечные цели формирования такой информации отличаются:

  • • в БУ — составление на ее основе достоверной бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • • в НУ — составление на ее основе достоверной налоговой отчетности.

Понятие и сущность НУ установлены в гл. 25 НК РФ, однако они могут

быть применены ко всем налогам и сборам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *