Содержание
- Для каких целей используются нормы расходы топлива
- Порядок расчета нормы расхода топлива
- Документальное оформление списания топлива
- Порядок оформления путевого листа
- Порядок учета и списания топлива
- ГДЕ ВЗЯТЬ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА.
- Ошибки оформления путевых листов Срок оформления
- Общие требования
- Заполнение раздела «Движение горючего»
- Заполнение обратной стороны путевого листа
- Отметка о прохождении водителем медосмотра
- Внесение исправлений в путевые листы
- Порядок списания горюче-смазочных материалов
- Налоговый учет приобретения ГСМ
Чтобы верно списать расходы на ГСМ необходимо учитывать утвержденные нормы расхода топлива. Скачивайте последнюю редакцию Минтранса РФ по нормам расхода топлива на 2019 год.
Утвержденные объемы расходования горючки нужны компаниям и предпринимателям, которые экплуатируют транспортные средства. Их применяют как в статистических целях, так и в экономических. Например, для подсчета себестоимости грузовых перевозок или транспортных услуг. Помимо этого, нормы применяют для расчета налога на прибыль.
Утвердили новые способы рассчитать норму ГСМ
Компании могут рассчитывать величину потребления топлива на автомобили по-новому. Ориентироваться можно как на методические рекомендации Минтранса, так и данные завода-изготовителя. Это следует из правил распоряжения от 20.09.2018 № ИА-159-р.
Как правильно рассчитать норму ГСМ
Траты на содержание автотранспорта и приобретение горючки относят к прочим издержкам, связанным с производством и реализацией. Соответственно, такие затраты уменьшают налогооблагаемую прибыль. Эти издержки не нормированы, предприятие вправе тратить на горючку столько, сколько этого требует производственный процесс. При этом в целях списания расходов на ГСМ удобно руководствоваться методическими рекомендациями транспортного ведомства.
Новые нормы расхода топлива на 2019 год в последней редакции Минтранса РФ
Нормы расхода топлива обновлены Минтрансом РФ в 2018 году – распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р.
Напомним, объемы потребления горючки носят рекомендательный характер. Компании и ИП не обязаны их применять и могут установить свои собственные нормы.
Раньше траты на горючее инспекторы требовали нормировать. Если компания соблюдала рекомендации Министерства транспорта, претензий не возникало. Но потом Минфин признал, что нормировать лимиты не требуется (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097, подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Зато появились претензии у налоговиков. Чтобы избежать этого, безопаснее придерживаться утвержденных показателей.
В рекомендации ведомства добавлены новые модели отечественных легковых автомобилей, автобусов, грузовиков и фургонов. Ранее для них не было норм затрат на топливо. Лимиты на эти модели компании устанавливали самостоятельно — по итогам контрольных заездов и с учетом рекомендаций производителя.
Актуальные величины расхода топлива на 2019 год для всех видов транспортных средств можно посмотреть и скачать в последней редакции Минтранса РФ по ссылке выше.
Еще одна частая причина для претензий налоговиков – компенсация за использование машин сотрудников. Размеры компенсации установлены постановлением Правительства РФ от 08.02.2002 № 92. Для легковушек с объемом двигателя до 2 тыс. куб. см – 1200 рублей, с объемом двигателя свыше 2 тыс. куб. см – 1500 рублей. Нормы уже включают возмещение всех затрат: амортизацию, ремонт, бензин, масло, мойку.
Иногда компании сверх норм оплачивают бензин. Ведь устаревшие лимиты покрывают максимум одну заправку. Делать так рискованно. Чиновники запрещают списывать бензин (письмо Минфина России от 04.12.2015 № 03-03-06/70852). Поэтому налоговики наверняка снимут расходы.
Совет УНП:
Чтобы обезопасить расходы, составляйте максимально подробные путевые листы. В них должен быть подробный маршрут. Если его нет, защитить расходы удается только в суде (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.2016 № Ф08-626/2016).
Кстати, движение транспорта можно отслеживать с помощью gps-навигаторов или системы ГЛОНАСС. Распечатанная информация о маршрутах подтвердит расходы (письмо Минфина России от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354).
По личным машинам сотрудников тоже можно списать траты на бензин. Для этого с работником заключают договор аренды автомобиля (письмо Минфина России от 15.10.2010 № 03-03-06/1/649).
Утверждение норм расхода топлива в 2019 году
По НК РФ, расходы в целях расчета налога на прибыль должны быть оправданными. Организация может установить свои правила потребления топлива, которые могут отличаться от тех, которые были утверждены ведомством. Однако, если размеры будут сильно отличаться от рекомендованных, это может привести к спорам с налоговой инспекцией. Инспекторы могут признать расходы экономически необоснованными и доначислить налог на прибыль.
При разработке и утверждении в организации приказа о лимитах потребления топлива стоит придерживаться рекомендаций ведомства. Однако при этом можно повышать лимиты в зависимости от различных факторов. Например, с учетом сезона эксплуатации (летнее и зимнее время), численности населения в городе эксплуатации транспорта и возраста транспортных средств. Министерство разрешает повышать нормы расходования по автомобилям, которые эксплуатируются более 5 лет. При расчете лимитов могут учитываться особенности эксплуатации транспорта. Например, если машина вынуждена простаивать с включенным двигателем, вы вправе прибавить 10% от нормы за каждый час простоя.
Приказ можно не переутверждать каждый сезон. Проще сразу же указать в нем летние и зимние лимиты потребления горючки с периодами их действия. Дополнять документ нужно в таком случае только при обновлении транспортного парка и приобретении новых единиц.
Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ для служебного автотранспорта
Общество с ограниченной ответственностью «Персона»
ПРИКАЗ № 11об утверждении норм расхода ГСМ
г. Москва
24.12.2018
На период с 1 января по 30 июня 2019 года приказываю утвердить норму расхода бензина АИ-92 для автомобиля ВАЗ-2109, регистрационный знак К 406 КН 97, в размере 8,2 литра на 100 километров пробега.
Основание – акт о проведении контрольного заезда автомобиля ВАЗ‑2109, согласно которому при фиксированном пробеге в 100 километров фактический расход топлива составил 8,2 литра.
Генеральный директор ________Стеклов____________ В.В. Стеклов
Образец приказа об утверждении норм расхода ГСМ и поправочных коэффициентов (надбавок) к лимитам
Предприятие может применять повышающие коэффициенты. Если предприятие расположено в городе с численностью населения свыше 5 млн. человек, норму потребления ГСМ можно увеличить на 35%. В городах с численностью населения от 1 до 5 млн. человек, норму можно увеличить на 25% и т.д.
Потребление топлива также можно менять в зависимости от сезона эксплуатации. Надбавки к базовым значениям действуют с разных месяцев в зависимости от региона. К примеру, в Москве можно списывать на 10 % больше топлива, чем летом.
Минфин разрешает не нормировать потребление бензина (письмо от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Компания вправе списывать топливо по факту. Кроме того, можно установить собственные ограничения. Причем повысить свои лимиты компания вправе даже с октября, если погода резко испортилась.
При разработке приказа лучше сделать ссылку на то, что он был утвержден в соответствии с рекомендациями Минтранса. Сделайте в документе ссылку на Распоряжение от 06.04.2018 № НА-51-р.
Общество с ограниченной ответственностью «Персона»
ПРИКАЗ № 10об утверждении норм расхода ГСМ
г. Москва 27.05.2019
На период с 1 июня по 31 августа 2019 года приказываю утвердить:
1. Базовую норму расхода топлива на легковые служебные автомобили согласно разделу 2 распоряжения Минтранса России от 6 апреля 2018 г. № НА-51-р.
2. Поправочные коэффициенты (надбавки), учитывающие местные условия эксплуатации легковых служебных автомобилей (на основании раздела 1 распоряжения Минтранса России от 6 апреля 2018 г. № НА-51-р):
– надбавку за работу в городе с населением свыше 5 млн. человек – 35 процентов;– надбавку за работу в городе с населением от 1 до 5 млн. человек – 25 процентов;– надбавку за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн. человек – 15 процентов;– надбавку за работу в городе с населением от 100 тыс. до 250 тыс. человек – 10 процентов;– надбавку за работу в городе с населением до 100 тыс. человек (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – 5 процентов;– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более пяти лет, с общим пробегом более 100 000 км – 5 процентов;– надбавку для автомобилей, находящихся в эксплуатации более восьми лет, с общим пробегом более 150 000 км – 10 процентов;– надбавку за использование кондиционера в автомобиле – 7 процентов.
Генеральный директор
В.В. Стеклов
Документ заверяет подписью руководство предприятия и с его текста знакомят всех водителей, которые работают на предприятии.
Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 39.20 «Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение» ЗК РФ
(ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения»)Суд подчеркнул, что из смысла ст. 39.20 ЗК РФ следует, что приобретение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности гражданам и юридическим лицам, имеет целью обеспечение возможности эксплуатации таких объектов недвижимости. Согласно кадастровому паспорту земельного участка разрешенным использованием испрашиваемого ООО в собственность земельного участка является: инженерно-технические объекты, сооружения и коммуникации (электро-, водо-, газоснабжения, водоотведения, телефонизации и т.д.) (для которых не требуется установление санитарно-защитной зоны). В заявлении ООО о предоставлении земельного участка в собственность указана цель использования земельного участка: для эксплуатации нежилого строения и нежилого инженерно-технического сооружения для хранения ГСМ (склада ГСМ). Таким образом, в заявленной ООО цели использования земельного участка содержалось указание на инженерно-техническое сооружение — склад ГСМ, что, как верно отмечено судом первой инстанции, не противоречит разрешенному использованию земельного участка, указанному в кадастровом паспорте участка.
Норма расхода топлива — это величина, которая отражает среднюю потребность в горючем (бензине, газе или дизтопливе) для различных видов автотранспорта на конкретный километраж.
Норма расхода топлива, как правило, устанавливается из расчета литров горючего на 100 км пути.
Для каких целей используются нормы расходы топлива
Нормы расхода топлива для конкретного транспорта позволяют вести учет затрат на бензин, газ или дизтопливо, контролировать слив или перерасход топлива, а также списывать топливо со счетов компании согласно действующему законодательству Российской Федерации.
Данные показатели нормы расхода топлива необходимы для:
-
определения себестоимости конкретной перевозки и всех перевозок, совершенных служебным транспортом в течение определенного периода времени;
-
ведения отчетности;
-
ведения расчетов с сотрудниками организации, которые пользуются транспортными средствами в служебных целях.
-
учета затрат на топливо при налогообложении предприятий.
Порядок расчета нормы расхода топлива
При определении нормы расхода топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать методические рекомендации «Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте».
Чтобы выяснить нормативные величины расхода горючего для конкретного автомобиля, необходимо знать вид транспорта (легковой, грузовой, тягач или специального назначения).
После этого необходимо открыть нужную таблицу в нормах расхода топлива, утвержденных Минтрансом РФ и найти точную марку автомобиля.
В этой таблице приведены нормы расхода бензина для конкретного автомобиля.
Если предприятие использует автомобильный транспорт, который не прописан в нормативном акте, составленном Минтрансом РФ, предприятие может рассчитать для него нормы списания топлива самостоятельно.
Документальное оформление списания топлива
Как правило, на предприятиях, которые занимаются грузоперевозками, топливо списывается на расходы на основании нескольких документов:
-
путевого листа (указывается маршрут и пробег автомобиля, остаток топлива; периодичность составления путевого листа зависит от частоты использования транспорта — рекомендуется закрепить ее в учетной политике);
-
акта на списание ГСМ (на его основании можно списать смазочные материалы — например, масло).
Порядок оформления путевого листа
Бланк путевого листа должен быть утвержден руководителем предприятия в качестве приложения к учетной политике и содержать все обязательные реквизиты.
Эти реквизиты перечислены в части 2 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ:
-
наименование и дата составления документа;
-
наименование экономического субъекта, составившего документ;
-
содержание факта хозяйственной жизни;
-
величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
-
подписи, фамилии (с инициалами), а также должности лиц, совершивших сделку, операцию и ответственных за правильность ее оформления, либо лиц, ответственных за правильность оформления свершившегося события.
К обязательным реквизитам путевого листа относится следующая информация:
-
наименование и номер путевого листа;
-
сведения о сроке действия путевого листа;
-
сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе.
В числе прочего, в путевом листе указывают место назначения (поездки автомобиля), марку и количество горючего при выезде и возвращении, его расход, а также показания одометра при выезде и возвращении в гараж.
На основании данных путевых листов организация определяет количество и стоимость израсходованного топлива.
Порядок учета и списания топлива
Бухгалтерский учет топлива
Для ведения бухгалтерского учета топлива используется счет 10 «Материалы» с соответствующими субсчетами.
Для того, чтобы учесть приход топлива, данные о поступлении топлива отражают по дебету счета 10 «Материалы».
Когда производится списание топлива, то данные о списываемом топливе необходимо списать с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счетов учета затрат (счета 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы» или счет 44 «Расходы на продажу»).
При этом сумма списываемого топлива рассчитывается как норма (указанная в нормативе или рассчитанная самостоятельно), умноженная на сумму одного литра бензина.
Таким образом, для учета ГСМ на предприятии используется субсчет 3 «Топливо» счета 10 «Материалы».
В бухгалтерском учете проводки будут следующими:
Дебет счета | Кредит счета | Наименование операции |
10.3 «Топливо» | 60 «Расчеты с поставщиками» | Отражена операция по приобретению бензина у поставщика |
10.3 | 71 «Расчеты с подотчетными лицами» | Отражена операция по приобретению ГСМ через подотчетное лицо |
19 | 60,71 | Отражен НДС по покупке ГСМ |
20 (23, 25, 26, 44, 91) — счета учета расчетов | 10.3 | Списано расчетное (или фактическое) количество бензина |
Налоговый учет списания топлива
На данный момент Налоговый Кодекс РФ не содержит требований о нормировании расходов на бензин для целей расчета налоговой базы по налогу на прибыль.
Затраты на топливо считаются материальными расходами или включаются в прочие, связанные со служебным транспортом (подп. 11 п. 1. ст. 264 НК РФ).
То есть, в налоговом учете списание ГСМ можно отражать в составе в материальных расходов или учитывать в составе прочих расходов.
Если автомобильный транспорт выполняет транспортировку грузов, то расход дизтоплива/газа/бензина на него относится к материальным расходам.
Если же транспорт используется в служебных целях, то использование топлива на него отражается в составе прочих расходов.
При этом судебная практика подтверждает, что нормы для списания ГСМ не требуются, но налоговые инспекторы по-прежнему настаивают на наличии приказа на установление норм списания ГСМ, доначисляя налоги при его отсутствии.
Решать вопросы с налоговой инспекцией при отсутствии утвержденных внутрифирменных нормативов приходится в судебном порядке.
Поэтому при формировании учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету стоит определить, каким образом в компании будет вестись учет ГСМ.
Итак, для учета фактического расхода топлива компании требуется составить приказ, в котором необходимо прописать:
-
марки автомобилей,
-
рассчитанные лимиты по расходу.
При этом, разрабатывая собственные нормы, следует учитывать транспортные условия (состояние дорог везде разное), тип автомобиля (расход у грузовой машины явно будет отличаться от легковой), климатические условия.
Также стоит указать лимит расхода бензина в летнее и в зимнее время, так как зимой расход топлива будет выше.
ГДЕ ВЗЯТЬ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА.
В этой статье мы обсудим где же все-таки взять нормы расхода топлива на автомобили (а также на трактора, экскаваторы, спецтехнику и т.д.), основные ошибки при расчете нормы расхода топлива, а также «тонкие» моменты. Начнем с того, что основной документ для расчета норм топлива АМ-23Р, мягко говоря, не успевает наполняться необходимыми базовыми нормами. Количество марок автомобилей и их модификаций постоянно растет, а НИИАТ, который находится в г. Москва, редко балует нас новым пакетом базовых норм. «Редко» это тоже мягко говоря. Поэтому универсального и вечного документа «нормы расхода топлива 2012, 2013, 2014,» и т.д. не существует.
Нормы должны быть обоснованными для налоговой — это факт. Обоснованность нормам придает официальный документ. Это может быть АМ-23Р (откуда рекомендуется их брать), расчет специализированной организации или акт контрольного замера топлива, который организация может составить сама (определенная процедура). Последнюю точку ставит Приказ по организации об утверждении норм расхода топлива. Давайте поподробнее остановимся на этих официальных документах.
РАСЧЕТ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА по АМ 23 Р
1 К нормативному документу Минтранса АМ-23Р мы обратимся в любом случае, так как в нем находятся не только базовые нормы и корректировочные коэффициенты, но и методика расчета эксплуатационных норм расхода топлива. Если вы нашли базовую норму на ваш автомобиль именно в нем, это бесспорно 99%-е попадание. Хотя, увидев наименование своей марки авто, это еще не значит, что указанная базовая норма именно на ваш автомобиль. Автомобили одинаковой марки могут иметь разные характеристики двигателей, коробки передач, снаряженную массу, размер колес и т.д. И ваша реальная норма может не много отличаться от расчетной. И мы утверждаем, исходя из практического опыта, что расчет нормы расхода топлива на один и тот же автомобиль, может быть разный и базовых норм на один и тот же автомобиль может быть две. Базовая норма в АМ 23 р это не эталон в который вы обязаны укладываться, а всего лишь «средняя температура по больнице». Но это не беда. Если у вас все более или менее сходится, а у налогового инспектора вопросов нет, то это то что надо.
Базовые нормы на трактора не сведены в единый документ. Расчет на самоходные машины производится по установленной методике Госстроя России. К слову говоря, мы сделаем вам обоснованный расчет и на трактора, и на коммунальную и спецтехнику.
РАСЧЕТ НОРМ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ
2 Расчет норм расхода топлива в специализированной организации.
Минфин в своем письме (Письмо Минфина РФ от 10.06.11 № 03-03-06/4/67): …Минфин России продолжает настаивать, что расходы на ГСМ для служебного автомобиля учитываются в целях налогообложения прибыли в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России. Если же такие нормы для конкретной машины не установлены, компания должна обратиться за их разработкой в специализированные организации. В период их подготовки она может руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля…
А также (Письмо Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097):
…На основании подпункта 11 пункта 1 статьи 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на содержание служебного транспорта (автомобильного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта). Кодексом не предусмотрено нормирование указанных расходов.
Вместе с тем при определении обоснованности произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля налогоплательщик вправе учитывать Методические рекомендации, введенные в действие Распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14.03.2008 № AM-23-р…
В итоге если вы не нашли базовую норму в документе АМ 23 Р, то вы обращаетесь в специализированную организацию (например ООО «Транспортный консалтинг»), которая рассчитывает вам базовые, транспортные и эксплуатационные нормы в зависимости от заданных вами условий эксплуатации. Базовые нормы расхода топлива рассчитываются по специальной методике определения базовых норм НИИАТ (у нас есть лицензионное соглашение). Хочу отметить, что с индивидуальными нормами расхода топлива на трактора, комбайны, экскаваторы дело обстоит точно так же. В нормативном документе АМ-23Р их нет. Для расчета индивидуальных норм на эти средства существует своя методика, так как расход топлива у них измеряется не литрами на 100 км., а машиночасами (прошу не путать с моточасами — это не одно и то же). Это методика также описана в нормативных документах. Здесь ситуация такая же: обоснованность нормам придает официальный документ. Делается расчет по методике (опять же можно обратиться к нам) и закрепляется Приказом по организации.
АКТ КОНТРОЛЬНОГО ЗАМЕРА РАСХОДА ТОПЛИВА
3 Конкретного утвержденного образца в нормативном законодательстве нет, но он составляется и оформляется по общим принципам и требованиям к актам в целом. Указывается время, место, состав комиссии не менее трех человек и расписывается сама процедура замера. Для этого мы посвятили отдельную страницу, где очень подробно изложили об акте: где его взять, как составить, можно ли его применять для обоснованного списания топлива. А также предоставили вам возможность скачать его. Ссылка ниже, в конце этой статьи.
Про основные ошибки при расчетах норм топлива и «тонкие» моменты ООО «Транспортный консалтинг» напишет в отдельной статье.
ИТОГ:
- В любом случае работаем с Методическими рекомендациями АМ 23 Р, потому что там есть все поправочные коэффициенты. Базовые нормы расхода топлива берем оттуда же. Если базовые нормы вы там не нашли, то мы рассчитаем вам базовые нормы расходы топлива по методике определения базовых норм НИИАТ (все базовые нормы расхода топлива в АМ 23 Р рассчитаны именно по ней). У нас самые выгодные предложения по стоимости и срокам исполнения.
Расход бензина водитель организации при выполнении им служебных заданий подтверждает путевым листом, согласно которому производится списание выданного в подотчет израсходованного бензина (талонов на бензин). Безусловно, важно правильно заполнить данный документ, поскольку он является первичным учетным документом не только в бухгалтерском, но и налоговом учете. В статье рассматривается, как согласно нормам законодательства следует заполнять путевые листы легковых автомобилей, какие типичные ошибки встречаются при их оформлении и как на основании этого документа списать бензин бухгалтеру.
Заполнение путевых листов в бухгалтерском учете в рамках уставной и приносящей доход деятельности — подтверждение правомерности списания горюче-смазочных материалов (ГСМ). В налоговом учете, который осуществляется по приносящей доход деятельности, путевые листы подтверждают включение в состав расходов затрат по горюче-смазочным материалам при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Согласно п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ <1> все хозяйственные операции в бухгалтерском учете оформляются первичными учетными документами. Для того чтобы документ был принят к учету в качестве подтверждения совершения хозяйственной операции, он должен быть составлен по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации (п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 N 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте» (далее — Постановление N 78) утверждена форма путевого листа. Однако она разработана для автомобильных организаций. В связи с этим у бухгалтеров бюджетных учреждений часто возникает вопрос: должны ли они использовать форму путевого листа, приведенную в данном Постановлении, или им следует разработать свою?
<1> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России в Письме от 03.02.2006 N 03-03-04/2/23 (далее — Письмо N 03-03-04/2/23) разъяснил, что форма путевых листов, утвержденная Постановлением N 78, распространяется на юридические лица всех форм собственности, осуществляющие деятельность по эксплуатации автотранспортных средств (грузовых, легковых, в том числе служебных автомобилей, специализированных и такси), и носит обязательный характер только для автотранспортных организаций.
Остальные организации, в том числе и бюджетные, могут разработать свою форму путевого листа либо иного документа, подтверждающего произведенные расходы в виде оплаты горюче-смазочных материалов, в котором должны быть отражены все реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, а именно:
а) наименование документа;
б) дата его составления;
в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции;
д) измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
е) наименования должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;
ж) личные подписи указанных лиц.
Как показывает практика, бюджетные учреждения используют форму путевого листа, утвержденную Постановлением N 78, так как она содержит информацию, необходимую для списания израсходованных ГСМ. Использование установленной данным Постановлением формы путевого листа целесообразно еще и потому, что она привычна и не вызывает дополнительных вопросов у органов ГИБДД при проверке. Ведь путевой лист удостоверяет принадлежность транспортного средства юридическому лицу, осуществляющему перевозки, а также дает водителю право на выезд автомобиля из гаража (места стоянки) на дороги общего пользования для выполнения задания.
Ошибки оформления путевых листов Срок оформления
Прежде чем рассмотреть типичные ошибки при заполнении путевых листов, ответим на актуальный и часто задаваемый бухгалтерами вопрос: можно ли выдавать путевой лист не на каждый день, а на более длительный срок, например на неделю? Следует обратиться к Письму N 03-03-04/2/23, согласно которому, в случае если еженедельное (ежемесячное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени, расхода горюче-смазочных материалов, путевой лист может составляться на этот срок. Правильно оформленный путевой лист, даже если он составлен на неделю (месяц), также подтверждает расходы налогоплательщика на ГСМ. Заметим, что данное в Письме разъяснение касается налогового учета. Относительно заполнения путевых листов в рамках уставной деятельности бюджетных учреждений Минфин не дал рекомендаций.
Вместе с тем ответ на поставленный вопрос будет неполным, если не учитывать мнение Росстата, представленное в Письме от 03.02.2005 N ИУ-09-22/257. В соответствии с этим Письмом путевой лист выдается только на один день или смену. На более длительный срок он выдается в случае командировки, когда водитель выполняет задание в течение более одних суток (смены).
Таким образом, во избежание конфликтных ситуаций с контролирующими органами рекомендуем составлять путевой лист ежедневно.
Общие требования
В путевом листе должны быть проставлены порядковый номер, дата выдачи, штамп и печать организации, на балансе которой числится автомобиль. Необходимым условием оформления этого документа (впрочем, как и любого первичного документа) является заполнение всех соответствующих деятельности организации строк формы, что позволяет отразить множество важных сведений. Например, время выезда и возвращения имеет непосредственную связь с подтверждением продолжительности работы водителя, пункты назначения по маршрутам следования позволяют обосновать производственный характер поездки и подтвердить показания счетчика.
Заполнение раздела «Движение горючего»
Особое внимание следует обращать на оформление раздела «Движение горючего». Он заполняется исходя из фактических затрат, показателей приборов и нормы расхода бензина на 100 км пробега.
Примечание. Если водитель приобрел бензин за наличные денежные средства, выданные ему в подотчет, то количество приобретенных ГСМ, отраженное по графе «Выдано по заправочному листу N» путевого листа, должно соответствовать их количеству, указанному в контрольно-кассовых чеках, приложенных к авансовому отчету водителя и подтверждающих заправку автомобиля бензином в этот день.
Нередко при определении расхода бензина по норме и фактически бухгалтеры прибегают к правилам округления. Это неверно. Так, если при подсчете по норме и фактически было израсходовано 4,5 или 6,12 литра, в путевом листе следует указывать именно эти цифры, а не 5 и 6 литров. В данном случае округление приводит к искажению действительного расхода бензина. Применение правил округления, по мнению автора, может быть допустимо только при списании расхода бензина за месяц, а не по каждому путевому листу.
Расход бензина списывается на основании данных путевых листов. При его списании проверке подлежат обоснованность пробега, расчет расхода. При заполнении графы «Расход по норме» следует руководствоваться Нормами расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте N Р3112194-0366-03 <2>, утвержденными Минтрансом России, Департаментом автотранспорта, Федеральным государственным унитарным предприятием «Государственный научно-исследовательский институт» (далее — Нормы расхода топлива и смазочных материалов). Данный документ применяется всеми организациями любой формы собственности. Для каждой марки автомобиля им установлена базовая норма расхода топлива исходя из расчета на 100 км пробега, утверждены надбавки к Нормам расхода топлива при эксплуатации автомобиля в зимнее время и езде в горной местности, по дорогам со сложным планом и закруглениями, по городу (поселкам городского типа) при наличии светофоров и знаков дорожного движения.
<2> Действуют до 01.01.2008.
Примечание. По надбавкам Нормами расхода топлива и смазочных материалов установлено только их предельное значение, поэтому каждое учреждение самостоятельно должно определить размер соответствующей надбавки, который закрепляется в приказе руководителя. Контролирующие органы при проверке правильности указания норм расхода топлива в путевом листе сверяют их с Нормами, утвержденными этим Приказом.
Согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов организации вправе применять надбавки, увеличивающие норматив расхода топлива, с учетом следующих обстоятельств:
- времени года. Норма расхода топлива и смазочных средств в зимнее время увеличивается с 5 до 20%. В Приложении N 2 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов установлена предельная величина зимних надбавок по каждому региону, а также указано, в каком регионе какие месяцы считаются зимними. Исходя из Приложения N 2 к названным Нормам по учреждению издается приказ, устанавливающий размер нормы, применяемый в организации в зимнее время. Она может быть ниже или равна предельной. Например, организация во Владимирской области может установить зимнюю надбавку в размере, не превышающем 10% нормы расхода топлива по соответствующему транспортному средству;
- работы автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений (поворотов) радиусом менее 40 м (то есть на 100 км пути не менее 500). В этом случае размер надбавки не может превышать 10%;
- работы автотранспорта в городах с определенной плотностью населения. Чем выше плотность населения, тем больше надбавка к норме расхода топлива. Так, если плотность населения превышает 3 млн человек, размер надбавки, которую может установить организация, составляет до 25%, от 1 до 3 млн человек — до 20% и т.д. Причем в случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются;
- обкатки новых автомобилей. При пробеге первой тысячи километров новыми автомобилями (обкатке) и автомобилями, вышедшими из капитального ремонта, а также при централизованном перегоне таких автомобилей своим ходом в одиночном состоянии предполагается надбавка в размере до 10%; при перегоне автомобилей в спаренном состоянии — до 15%, в строенном — до 20%.
Кроме этого, в ряде случаев норма расхода топлива может снижаться, например, при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 м). В этом случае она может быть уменьшена не более чем на 15%.
Часто необходимо применить одновременно несколько надбавок (зимнюю, при езде по городу с соответствующей плотностью населения, в связи с обкаткой автомобиля и т.д.). В этом случае норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
Бухгалтеры при определении норм сталкиваются со следующей проблемой: какую норму расхода топлива установить для автомобиля, если она не утверждена ни одним из нормативных актов? Нормами расхода топлива и смазочных материалов предусмотрено, что в отношении новых моделей, марок и модификаций автомобильной техники, для которых Минтрансом не утверждены базовые нормы расхода топлива, руководители местных администраций регионов и предприятий вправе вводить в действие временные нормы, разработанные НИИАТ в установленном порядке (по индивидуальным заявкам организаций), действующие до их утверждения Минтрансом при переутверждении или дополнении данного руководящего документа. Таким образом, организации следует обратиться в НИИАТ, чтобы тот, в свою очередь, утвердил норму расхода топлива для данной марки автомобиля.
Как правило, показатели в графах «Расход по норме» и «Расход фактически» равны. В случае если расход по норме превышает расход фактический, списание бензина производится по фактическому расходованию бензина. Если расход фактический превышает расход бензина по норме, то бензин списывается по норме.
Заполнение обратной стороны путевого листа
На практике встречается также следующее нарушение правил заполнения путевых листов: при использовании автомобиля руководителем учреждения на обратной стороне путевого листа в графе «Подпись лица, пользовавшегося автомобилем» ставится факсимильное воспроизведение его подписи. Это недопустимо, поскольку путевой лист является первичным учетным документом, в котором согласно ст. 9 Закона N 129-ФЗ должна быть личная подпись лица, пользующегося автотранспортом, а не факсимильное ее воспроизведение.
Также нередко лицо, эксплуатирующее автомобиль в течение дня, ставит свою подпись не в каждой строке, в которой указаны место отправления и назначения, время выезда и возвращения, а одну внизу путевого листа, предполагая, что тем самым подтвердил использование автомобиля в течение этого дня по нескольким направлениям. Однако контролирующие органы при проверке признают это нарушением.
Кроме того, учреждения часто не указывают на оборотной стороне путевого листа конкретные пункты назначения, а делают запись: «Поездки по городу» или «Езда по городу». Контролирующие органы также при проверке путевых листов укажут на это нарушение, поскольку отсутствие данных о маршруте следования не позволяет судить о том, была ли автомашина использована именно в служебных целях. Эта информация является обязательной, поскольку отражает содержание хозяйственной операции. Поэтому такие записи в путевом листе, как «поездки по городу», «езда по городу» или «по заданию организации», не подтверждают производственный характер расходов учреждения (Письмо Минфина России от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129).
Отметка о прохождении водителем медосмотра
Перед выездом водитель должен пройти медосмотр. Из Письма Минздрава России и Минтранса России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» (далее — Письмо N 2510/9468-03-32) следует, что в каждой организации, имеющей автотранспорт, необходимо организовать и в обязательном порядке проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей автотранспортных средств. Статьей 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» установлено, что все юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны организовать проведение предрейсовых медицинских осмотров водителей. Результаты такого осмотра в обязательном порядке вносятся в журнал (Письмо N 2510/9468-03-32). Журнал должен быть пронумерован, прошнурован, скреплен печатью организации или учреждения здравоохранения. В нем записываются фамилия, имя, отчество, возраст, место работы водителя, дата и время проведения осмотра, заключение, принятые меры, фамилия и инициалы медицинского работника. Только после осмотра водителя и при отсутствии жалоб, объективных признаков заболеваний, нарушений функционального состояния организма, признаков употребления спиртных напитков, наркотических и других психоактивных веществ, нарушений режима труда и отдыха водитель допускается к работе, на путевой лист ставится штамп, в котором указывается дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование.
Штамп не ставится в случаях выявления симптомов заболевания, нахождения водителя в нетрезвом состоянии.
При этом все результаты предрейсового осмотра должны быть зафиксированы в журнале осмотров.
Согласно п. 1.4 Типового положения, приведенного в Письме N 2510/9468-03-32, предрейсовые медосмотры проводятся только персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а также медицинским учреждением при наличии лицензии. Данный порядок основывается на требованиях Приказа Минздрава России N 238 <3>, в котором предрейсовый медицинский осмотр рассматривается как вид медицинской деятельности, подлежащий обязательному лицензированию в соответствии с нормами Закона N 128-ФЗ <4> и Постановления N 499 <5>.
<3> Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26.07.2002 N 238 «Об организации лицензирования медицинской деятельности».
<4> Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
<5> Постановление Правительства РФ от 04.07.2002 N 499 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».
Медосмотр в данном случае как вид медицинской деятельности подлежит лицензированию и может проводиться медицинскими учреждениями или медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат. Эта позиция также подтверждается и судебной практикой (Постановление ФАС УО от 01.08.2005 N Ф09-3196/05-С7). Поэтому если медицинское учреждение, в котором работает водитель, имеет лицензию на осуществление указанного вида медицинской деятельности, то провести предрейсовый медицинский осмотр работника смогут специалисты данного учреждения. В противном случае один из медработников учреждения должен получить соответствующий сертификат.
Примечание. Отсутствие штампа о прохождении предрейсового осмотра может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение законодательства об охране труда и повлечь на основании ст. 5.27 КоАП РФ наложение на должностных лиц штрафа в размере от 1000 до 5000 руб.
Внесение исправлений в путевые листы
Поскольку путевой лист является первичным учетным документом, при внесении в него исправлений следует руководствоваться п. 5 ст. 9 Федерального закона N 129-ФЗ. Из него следует, что за исключением кассовых и банковских документов допускается вносить изменения в остальные первичные учетные документы, но лишь по согласованию с участниками хозяйственных операций, что должно быть подтверждено подписями тех же лиц, которые подписали документы, с указанием даты внесения исправлений. Поэтому исправление нормы расхода бензина должно быть подтверждено подписью водителя и механика (или иного уполномоченного лица).
Порядок списания горюче-смазочных материалов
Списание ГСМ бухгалтерия производит ежемесячно. На практике представление путевых листов в бухгалтерию может быть организовано по-разному. Например, ответственное лицо, регистрирующее выезд автомобилей из гаражей и въезд в них, выдачу ГСМ (денежных средств на приобретение ГСМ, талонов на бензин), представляет заполненные должным образом путевые листы в бухгалтерию организации в зависимости от установленного порядка документооборота (ежедневно, еженедельно либо в конце месяца за месяц). После того как бухгалтер получил путевые листы, он проверяет правильность их оформления и производит списание израсходованного водителем бензина.
Для списания ГСМ бухгалтер использует следующие документы:
- путевые листы;
- авансовые отчеты, в случае если бензин приобретался за наличные денежные средства; если же заправка автомобиля производилась по талонам — Журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов (ф. 0310003) (п. 97 Инструкции N 25н <6>);
- приказы руководителя учреждения, утверждающие:
а) месячный лимит километража пробега автомобиля <7>;
б) норму расхода топлива в зависимости от марки, модели и модификации автомобиля;
в) размер надбавок к норме расхода топлива в соответствии с Нормами расхода топлива и смазочных материалов;
г) зимний и летний периоды в соответствии с районом, в котором эксплуатируется автомобиль;
д) направление работника в командировку на служебном автомобиле;
- Акт о списании материальных запасов (ф. 0504230) (при списании масел, тормозных жидкостей, тосола и т.д.).
<6> Инструкция по бюджетному учету, утв. Приказом Минфина России от 10.02.2006 N 25н.
<7> С целью рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в организации приказом руководителя может быть установлен месячный лимит пробега по каждому автомобилю.
Первоначально бухгалтер проверяет правильность заполнения всех реквизитов путевого листа. Как следует оформлять данный документ и какие ошибки допускаются при его заполнении, мы рассказывали выше. После того как проверено заполнение путевых листов, бухгалтер сопоставляет сведения, указанные в этих документах, с данными, содержащимися в других документах — приказах руководителя организации. В частности, проверяется:
- Не превышен ли лимит километража пробега автомобиля за месяц. С целью рационального и эффективного использования бюджетных ассигнований и средств, полученных в рамках приносящей доход деятельности, в организации приказом руководителя может быть установлен месячный лимит пробега по каждому автомобилю. Списание ГСМ производится по норме и в пределах установленного лимита месячного пробега автомобиля. В случае превышения установленного лимита без уважительной причины, которой может быть, например, командировка, подтвержденная документально, бухгалтер при расчете расхода бензина использует лимит. При этом следует учитывать, что в данном случае одного приказа на направление работника в командировку на служебном автомобиле будет недостаточно, необходима еще виза руководителя, свидетельствующая о том, что он не против превышения лимита километража данного автомобиля.
- Соответствие применяемых надбавок к нормам расхода топлива, утвержденным приказом (приказами) руководителя, тем, которые использовались при расчете нормативного расхода топлива.
Далее расчетным путем определяется нормативный расход топлива по данному автомобилю с учетом проделанного километража.
Согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов нормативное значение расхода топлива для легковых автомобилей рассчитывается по следующей формуле:
Qн = 0,01 x Hs x S x (1 +0,01 x D),
где Qн — нормативный расход топлива, л;
Hs — базовая норма расхода топлива на пробег автомобиля, л/100 км;
S — пробег автомобиля, км;
D — поправочный коэффициент (суммарная относительная надбавка или снижение) к норме, %.
Приведем пример расчета нормативного расхода топлива.
Пример. Согласно путевому листу автомобиль ГАЗ-3110 (двигатель ЗМЗ-4026.10), по которому базовая норма расхода топлива составляет 13,0 л/100 км, проехал 332 км, из них:
- 178 — по городу;
- 154 — по области.
Автомобиль эксплуатировался в зимнее время. Согласно приказам руководителя организации применяются следующие надбавки:
- за эксплуатацию автомобиля в зимнее время — 10%;
- за эксплуатацию автомобиля в городе с плотностью населения 1,5 млн чел. — 10%.
Нормативный расход топлива составит:
- по городу — 27,77 л (0,01 x 13 x 178 км x (1 + 0,01 x 20%));
- по области — 22,02 л (0,01 x 13 x 154 л x (1 + 0,01 x 10%)).
Таким образом, по путевому листу было израсходовано 49,79 л бензина.
Данные по нормативному расходованию бензина суммируются по всем путевым листам, и списание бензина производится на общую сумму.
Примечание. Если согласно путевому листу автомобиль следовал из одного населенного пункта в другой, рекомендуем проверить, правильно ли указано расстояние между ними, воспользовавшись соответствующим справочником.
В бухгалтерском учете списание ГСМ в рамках уставной деятельности отражается так:
Дебет счета 1 401 01 272 «Расходование материальных запасов»
Кредит счета 1 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».
В рамках приносящей доход деятельности делается следующая запись:
Дебет счета 2 106 04 340 «Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»
Кредит счета 2 105 03 440 «Уменьшение стоимости горюче-смазочных материалов».
Хотелось бы обратить внимание читателей на то, что списание смазочных средств, а именно масел, тормозных жидкостей, тосола и др., происходит также по установленной норме. Исходя из Приложения N 1 к Нормам расхода топлива и смазочных материалов нормы эксплуатационного расхода смазочных средств (с учетом замены и текущих дозаправок) установлены из расчета на 100 л от общего расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля, причем нормы расхода масел установлены в литрах, нормы расхода смазок — в килограммах.
Нормы расхода масел увеличиваются до 20% для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет.
Расход смазочных материалов при капитальном ремонте агрегатов автомобилей устанавливается в количестве, равном одной заправочной емкости системы смазки данного агрегата. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей определяется в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.
В таблице названного нами выше Приложения приведены предельные значения норм эксплуатационного расхода смазочных материалов.
Налоговый учет приобретения ГСМ
Бюджетные учреждения эксплуатируют автомобиль не только в рамках уставной, но и приносящей доход деятельности, при этом возникает вопрос о признании в целях обложения налогом на прибыль затрат по приобретению ГСМ за счет средств, полученных в рамках ведения предпринимательской деятельности.
Согласно п. 1 ст. 252 НК РФ расходами организации, принимаемыми в целях налогообложения, признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. При этом под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 254 и пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ затраты налогоплательщика на приобретение ГСМ для обеспечения работы автомобилей в целях налогообложения прибыли могут быть отнесены в пределах фактически понесенных затрат на расходы при исчислении базы по налогу на прибыль.
Бухгалтеры часто задают вопрос: какими нормами расхода топлива в рамках приносящей доход деятельности следует руководствоваться при отнесении данного вида затрат на расходы при исчислении налога на прибыль? Налоговый кодекс, в частности пп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ, не содержит положений, позволяющих сделать вывод о том, что затраты на топливо нормируются. Следовательно, организация в рамках приносящей доход деятельности вправе принимать к учету расходы по горюче-смазочным материалам в полном объеме, при условии если они были осуществлены в рамках данной деятельности. Таким образом, норма расходования топлива на 100 км пробега в рамках приносящей доход деятельности может быть установлена выше общепринятой. Однако для того, чтобы избежать конфликтов с проверяющими органами, а также в целях устранения расхождений между уставной и приносящей доход деятельностью, рекомендуем пользоваться общепринятыми нормами расхода топлива.
Т.Сильвестрова
Зам. главного редактора журнала
«Бюджетные организации:
бухгалтерский учет
и налогообложение»