Нмц тендер

Содержание

Об оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области

УПРАВЛЕНИЕ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
от 19 августа 2016 года N 102 о/н
Об оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области

(с изменениями на 15 ноября 2018 года)

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 N 42 «Об управлении по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области» и в целях совершенствования правового регулирования отношений, связанных с закупками товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области, приказываю:

1. Утвердить Порядок оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области согласно приложению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель управления
Е.Н.ГОНЧАРОВ

Приложение. Порядок оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области

Приложение
к приказу
управления по регулированию
контрактной системы в сфере
закупок Воронежской области
от 19.08.2016 N 102 о/н

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

Общие положения

1.1. Настоящий Порядок оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области (далее — Порядок) разработан в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 N 42 «Об управлении по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области» в целях повышения качества закупок идентичных товаров, работ, услуг для обеспечения нужд Воронежской области, эффективности использования бюджетных средств.

1.2. Настоящий Порядок применяется при осуществлении государственными заказчиками Воронежской области, бюджетными учреждениями Воронежской области и государственными унитарными предприятиями Воронежской области (далее — заказчики) закупок идентичных товаров, работ, услуг в соответствии с Каталогом, сформированным в программном комплексе для автоматизации государственных (муниципальных) закупок (WEB-Торги-КС) (далее — ПК «WEB-Торги-КС»), и устанавливает регламент работы управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области (далее — управление) и заказчиков.

(п. 1.2 в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

1.3. Для целей настоящего приказа используются следующие основные понятия:

Заказчик-координатор — один из заказчиков, заключивших соглашение о проведении совместного конкурса (аукциона), которому другие заказчики передали на основании соглашения часть своих полномочий по организации и проведению совместного конкурса (аукциона).

Каталог — перечень товаров, работ, услуг, сформированный в ПК «WEB-Торги-КС».

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

Идентичные товары, работы и услуги — товары, работы и услуги, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

1.4. В Порядке используются также иные термины и определения, которые применяются в значениях, определенных в законодательстве Российской Федерации и Воронежской области.

Порядок работы управления по оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг

2.1. С целью анализа актуальности сведений в сводном плане-графике закупок, размещенном в ПК «WEB-Торги-КС», и оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг управление:

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

2.1.1. В срок до 1 февраля текущего года проводит анализ планов-графиков заказчиков в единой информационной системе в сфере закупок на предмет наличия неразмещенных заказчиками планов-графиков закупок товаров, работ, услуг.

2.1.2. Направляет уведомление заказчикам в течение 3 рабочих дней с момента выявления неразмещенного плана-графика.

2.1.3. Обеспечивает ведение Каталога.

(пп. 2.1.3 в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

2.1.4. Рассматривает в течение 3 рабочих дней с момента поступления предложения от заказчика о необходимости обновления Каталога и принимает решение.

(пп. 2.1.4 в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

2.1.5. Ежемесячно до 20-го числа соответствующего месяца на основании сводного плана-графика, размещенного в ПК «WEB-Торги-КС», выявляет потребности заказчиков в закупках идентичных товаров, работ, услуг и определяет возможность проведения совместных конкурсов (аукционов) такими заказчиками.

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

2.1.6. В целях оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг и проведения совместных конкурсов (аукционов) ежемесячно не позднее 30-го числа соответствующего месяца направляет заказчикам рекомендации о внесении изменений в планы-графики в части сроков осуществления закупок, требований к товарам, работам, услугам, условий закупок, сформированные на основании информации, полученной в соответствии с пунктом 2.1.5 раздела 2 настоящего Порядка.

2.1.7. При направлении рекомендаций, предусмотренных пунктом 2.1.6 раздела 2 настоящего Порядка, учитываются следующие требования:

— объединение в одну закупку потребностей заказчиков в одних и тех же товарах, работах, услугах;

— наличие технологической и функциональной связи товаров, работ, услуг, входящих в одну закупку (их единого целевого назначения, сходной специфики, сходных способов применения);

— соблюдение принципов расширения конкуренции и наличие сложившегося товарного рынка (следует избегать как излишнего дробления, так и излишнего укрупнения закупки);

— объединение в состав закупки не менее чем квартальной потребности заказчиков, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Воронежской области.

2.1.8. Ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, на основании данных ПК «WEB-Торги-КС» проводит анализ сводных планов-графиков закупок на предмет внесенных изменений и соответствия товаров, работ, услуг сведениям, содержащимся в Каталоге.

(в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

2.1.9. Проводит анализ эффективности мероприятий по оптимизации закупок идентичных товаров, работ, услуг, о результатах которого уведомляет контрольное управление правительства Воронежской области в следующие сроки:

— за первое полугодие — до 15 июля текущего года;

— за второе полугодие — до 25 января следующего года.

Порядок работы заказчиков по оптимизации закупок идентичных товаров

3.1. В целях объединения в одну закупку идентичных товаров, работ, услуг и организации проведения совместных конкурсов (аукционов) заказчики:

3.1.1. Формируют планы-графики закупок и вносят в них изменения в соответствии с Каталогом в порядке и в сроки, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и Воронежской области.

3.1.2. Вносят изменения в планы-графики закупок на основании рекомендаций, полученных от управления в соответствии с пунктом 2.1.6 раздела 2 настоящего Порядка, не позднее 5 рабочих дней с момента их получения.

3.1.3. В случае невозможности оптимизации закупок и внесения изменений в план-график на основании рекомендаций, полученных от управления в соответствии с пунктом 2.1.6 раздела 2 настоящего Порядка, в течение 5 рабочих дней со дня их получения направляют в управление уведомление о невозможности (нецелесообразности) оптимизации закупок с аргументированным обоснованием, согласованным с соответствующим главным распорядителем бюджетных средств.

3.1.4. Направляют в управление предложения по внесению изменений в Каталог.

3.1.5. Заключают соглашение о проведении совместного конкурса (аукциона).

3.1.6. При заключении соглашения о проведении совместного конкурса (аукциона) определяют заказчика-координатора как заказчика, имеющего наибольшую потребность в закупаемых товарах, работах, услугах, или иным образом по соглашению сторон.

3.1.7. Ведут работу по организации совместных конкурсов (аукционов) в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от 27.01.2014 N 42 «Об управлении по регулированию контрактной системы в сфере закупок Воронежской области».

(пп. 3.1.7 в ред. приказа УРКС Воронежской области от 15.11.2018 N 152 о/н)

Определить НМЦ заказчик должен уже в плане-графике закупок. Если к моменту публикации цена закупки корректируется, изменения вносят и в план-график.

Обосновать нужно и цену конкурентных закупок, и закупок у единственного поставщика. В ст. 22 44-ФЗ описано несколько методов определения НМЦ:

  1. Метод анализа рынка,
  2. Нормативный метод,
  3. Тарифный метод,
  4. Проектно-сметный метод,
  5. Затратный метод.

Посмотрим на них внимательнее.

Метод анализа рынка для расчета НМЦ

Это приоритетный метод. Заказчик должен применять его всегда, если 44-ФЗ не предусматривает другое. Заказчик сопоставляет цены на аналогичные товары или услуги, а если таких нет, то на однородные. Для расчета НМЦ методом анализа рынка заказчик может:

  • Использовать информацию из интернета,
  • Запрашивать цены в ЕИС,
  • У потенциальных поставщиков.​

Нужно отправить не меньше пяти запросов, а для расчета использовать не менее трех ценовых предложений, чтобы определить НМЦ аналогичной закупки.

Если заключать контракт с единственным поставщиком, необязательно придерживаться уровня средней цены, определенного методом анализа рынка. Можно заключить контракт по меньшей из предложенных цен.

Пример обоснования НМЦ договора на оптовую поставку нефтепродуктов методом анализа рынка

Поставщик Цена (руб. за тонну) Кол-во тонн Источник получения информации
1 Поставщик 1 45000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
2 Поставщик 2 45500,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016
3 Поставщик 3 46000,00 65,9 Коммерческое предложение от 24.08.2016

Средняя цена за тонну бензина — 45 000 руб., значит НМЦ всей закупки — 2 млн. 998 тыс. 450 руб.

Нормативный метод определение НМЦ

Есть отдельные виды товаров, закупки которых нормированы (например, канцелярия, мебель, расходные медицинские материалы). Заказчик закупает их по предельным ценам. Постановления, в которых есть нормы затрат на разную продукцию для тех или иных организаций, размещаются в ЕИС. Нормативный метод можно применять вместе с методом анализа рынка, но полученная НМЦ не должна превышать цены, установленной в нормативе.

Тарифный метод расчета НМЦ

Заказчик применяет его, если цену товара регулирует государство или муниципальный орган. В этом случае НМЦ определяют по тарифам, утвержденным в постановлениях, приказах и т.д. В обосновании НМЦ заказчик ссылается на регулирующий документ.

Проектно-сметный метод расчета НМЦ

Используется при расчете цен на:

  • Строительство и реконструкцию зданий,
  • Капитальный ремонт и обычный ремонт помещений,
  • Проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, кроме научно-методического руководства, технического и авторского надзора.

Затратный метод определение НМЦ

Когда нужно уточнить сумму, полученную одним из перечисленных методов, или другие способы не подходят, заказчики применяют затратный метод расчета НМЦ. Для этого перечисляют и суммируют все возможные затраты на выполнение работ или услуг, например:

  • Затраты на производство или приобретение,
  • Реализацию, транспортировку, хранение,
  • Страхование и другие затраты.

Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности заказчик может взять из контрактов, размещенных в ЕИС или других источниках.

Вот пример расчета НМЦ затратным методом из закупки на переподготовку медперсонала:

Наименование статьи расходов Сумма, руб.
Оплата труда 14412,72
Заработная плата, в том числе: 11270, 50
— заработная плата ППС 7889,35
— заработная плата АУП 3361,15
Прочие выплаты 211,89
Начисления на выплаты по оплате труда 2930,33
Оплата работ или услуг 5231,77
Услуги связи 67,62
Транспортные услуги 705,53
Коммунальные услуги 142,01
Работы или услуги по содержанию имущества 2211,27
Прочие работы, услуги 2105,33
Прочие расходы 193,85
Поступление нефинансовых активов 2702,67
Увеличение стоимости основных средств 2098,57
Увеличение стоимости материальных запасов 604,10
ИТОГО 22541,00

Можно использовать и другие методы, обосновав, почему нельзя использовать стандартный. Рекомендации по обоснованию и применению других методов может устанавливать правительство РФ в своих постановлениях.

Например, в этой закупке заказчику не удалось найти пять поставщиков, чтобы отправить им запросы. Он обосновал, почему не может применить метод анализа рынка, и рассчитывает НМЦ по трем запросам.

Что делать, если предложенная НМЦ выше или ниже рыночной?

Если НМЦ определена корректно, то к закупке не будет вопросов от контролирующих органов. Она состоится, а участвовать в такой закупке выгодно для участников. Если НМЦ занижена или завышена, возникают спорные ситуации.

Если цена занижена

Есть два варианта:

  • Проигнорировать такую закупку. Скорее всего, она не состоится, потому что не будет участников. Заказчик может занизить НМЦ, если использовал старые цены или не учел инфляцию.
  • Поучаствовать. Конкурентов будет немного, но можно сделать ставку не на заработок, а на репутацию. Качественно выполненные контракты — плюс в карму при участии в других конкурсах.

Если цена не соответствует рынку, можно подать запрос разъяснений или обжаловать в ФАС.

Например, в сентябре 2016 ГБПОУ «Воробьевы горы» закупало почти 50 000 воздушных шаров шести наименований. За самые простые из них (латекс, 9 дюймов, ассорти) методом анализа рынка заказчик установил НМЦ 2,66 руб. за штуку. В цену входит доставка партии шаров по запросу и работа оформителя.

Один из поставщиков подал запрос разъяснений. Он посчитал, что заявленная цена ниже оптовой в полтора раза и «взята с потолка». Заказчик ответил, что цена основана на анализе рынка и он имеет право не раскрывать поставщиков.

Мы провели собственный экспресс-анализ рынка, запросив у московских и екатеринбургских поставщиков цену на 2 000 шаров). Но без работы оформителя.

Поставщик № 1 (Москва) — 2, 82 руб. за воздушный шар

Поставщик № 2 (Москва) — 2,42 руб. за воздушный шар

Поставщик № 3 (Москва) — 3,45 руб. за воздушный шар

Видно, что поставщик прав. Указанная заказчиком цена занижена, потому что поставщики предлагают сопоставимую цену только за шары с единовременной поставкой всей партии, без оформления.

Эта закупка все равно состоялась. Общая цена на все позиции снизилась на 23%. Видимо, победитель будет экономить на других видах шаров.

Что, если заказчик завысил НМЦ?

Такая закупка привлечет большое количества участников, которые снизят установленную цену до среднерыночной. Но при этом на закупку может обратить внимание контролирующий орган. Если заказчик не обоснует цену перед ФАС, ему придется объявить новую закупку с корректной ценой.

Если в результате торгов НМЦ снизилась на 25% и больше

Если НМЦ больше 15 млн. рублей, а участник снизил ее на 25% и ниже, обеспечение контракта будет в 1,5 раза больше, чем предусмотрено контрактом.

Если НМЦ — 15 млн рублей или меньше, а участник закупки предложил цену ниже на 25%, он может предоставить на выбор:

  • Увеличенное в 1,5 раза обеспечение контракта,
  • Сведения, подтверждающие добросовестность участника (например, несколько контрактов, исполненных без штрафов и пеней).

В следующей статье мы подробнее расскажем про антидемпинговые меры в госзакупках и как подтвердить свою добросовестность.

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ
  • Отличие твердой цены контракта от НМЦК
  • О судебной практике в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ
  • Когда цена контракта не является твердой
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком
  • О твердой цене контракта по 44-ФЗ при УСН

Что значит твердая цена контракта по 44-ФЗ? Когда есть возможность отойти от данного правила? На чью сторону встанет суд в случае нарушения договора? Все эти вопросы не являются незначительными и тем более риторическими.

Только полностью разобравшись в теме, можно заключать контракты с организациями на определенных условиях. В противном случае возможны ситуации, когда дело дойдет до судебного разбирательства. А это совершенно точно потеря времени и – вполне вероятно – денег.

Что такое твердая цена контракта по 44-ФЗ

В соответствии со статьей 709 ГК РФ твердой ценой называют сумму, которую придется заплатить за исполнение условий предварительно составленного контракта, если стороны не пришли к другому решению по оплате. Такая стоимость считается фиксированной, поэтому не подвергается изменениям.

Основные требования к проведению госзакупок устанавливает закон 44-ФЗ от 2013 года. Стоимость услуг для всех договоров, оплачиваемых из бюджета, является фиксированной на протяжении установленного документом срока. Любые корректировки допускаются исключительно в случаях, указанных в постановлении Правительства РФ, ст. 34 закона 44-ФЗ.

Стоимость соглашения по 44-ФЗ может быть установлена одним из следующих способов:

  1. Твердая цена строго регламентируется и не может изменяться, даже если для этого существуют действительно серьезные причины.
  2. Фиксируется ориентировочная стоимость, на основе которой производятся итоговые расчетные мероприятия, при этом допускаются погрешности и отклонения.

Заказчик и исполнитель наделены правом вносить любые корректировки в условия соглашения, например, менять твердую цену контракта по 44-ФЗ. Если им удалось договориться, поправки реализуются через государственный контракт, договор купли-продажи, соглашение на оказание работ/услуг, дополнительные соглашения, пр.

Чаще всего цена контракта является твердой по 44-ФЗ, когда для нее установлено определенное значение и срок. Если стороны не выбрали определенную дату, за последнюю принимается день вступления договора в силу.

Твердая стоимость договора может быть зафиксирована в иностранной валюте в проектной документации или в фактически заключаемом госконтракте. Но нужно понимать, что для оплаты приобретенных товаров заказчик должен сформировать порядок перевода валюты в рубли.

Читайте также: «Что такое конкурентная закупка: основные требования и этапы проведения»

Применение фиксированной стоимости является достаточно неудобным и рискованным условием – в первую очередь для самого исполнителя. Поскольку никто не может гарантировать отсутствие рисков в процессе оказания услуг. Особенно такой подход рискован, когда речь идет о длительном сроке выполнения условий контракта. Дело в том, что исполнитель не может в одностороннем порядке отказаться от своих обязанностей при изменении обстоятельств. Если клиент не согласен пересмотреть прайс на работы, подрядчик вынужден будет опираться на изначально зафиксированные положения договора.

Условие о применении фиксированных расценок не влияет на объем работ и понесенные в связи этим расходы. Иными словами, исполнитель не имеет права на повышение стоимости, а заказчик не может рассчитывать на ее уменьшение.

Это все ключевые условия, касающиеся договоров с твердой стоимостью. Любые изменения могут вноситься лишь при достижении договоренности между сторонами либо если соответствующее условие присутствует в закупочной документации и в положениях госконтракта.

Отличие твердой цены контракта от НМЦК

НМЦК или начальная максимальная цена контракта представляет собой предельную стоимость, рассчитанную и указанную в извещении о закупочной процедуре и в прилагаемых к извещению документах. НМЦК фиксируется в процессе выбора победителя тендера, рассчитывается заранее и прописывается в плане-графике.

В отличие от НМЦК цена госконтракта является фактической величиной, сформированной после завершения закупок. Нередко случается, что итоговая цифра оказывается значительно ниже начальной.

Для определения фактической стоимости проводят анализ заявки победителя тендера, после чего с ним подписывается соглашение. Одним из условий последнего является использование твердой цены, включенной и в проектную документацию и в заключаемый сторонами договор.

Судебная практика в спорах о твердой цене контракта по 44-ФЗ

В течение всего срока исполнения государственного контракта недопустимы любые изменения стоимости. Заказчик обязан оплатить работу исполнителя по заранее установленной цене.

Поскольку данное требование является очень строгим, достаточно часто приходится сталкиваться с завышением стоимости. Именно это является причиной для большого количества судебных разбирательств в Федеральных арбитражных судах на всей территории нашей страны.

Чтобы составить более точную картину относительно существующих способов экономии бюджетных средств, рассмотрим несколько примеров:

  1. Государственный заказчик принял работу, после оплатил ее в соответствии с твердой ценой, указанной в соглашении. Однако выяснилось, что стоимость была противозаконно завышена. Государственная сторона была вынуждена обратиться в суд, чтобы вернуть средства – ее требования были полностью удовлетворены.
  2. В рамках государственного контракта исполнитель организовал перевозку физических лиц. Однако их оказалось меньше, чем устанавливалось соглашением, в результате подрядчик получил меньшую оплату. Суд отказался удовлетворить требования перевозчика, так как расчет изначальной стоимости зависит от объема мер, который оказался ниже предполагаемого значения.

Нужно понимать, что данный подход может использоваться только во время разбирательств по делам, имеющим отношения к государственным контрактам. Также есть несколько вариантов, при которых твердая цена контракта по 44-ФЗ может подвергаться изменениям.

Когда цена контракта не является твердой

Существует несколько исключений из правил, касающихся установки твердой стоимости. С 01.07.2019 г. заказчики получили возможность проводить закупки по цене за единицу товара, работы и услуги (ТРУ).

Допустим, необходимо подписать договор на оказание услуг по проведению бактериологических исследований – выявить антитела к вирусу эпидемического паротита. Заказчик не может сказать, какое количество анализов для этого потребуется, поскольку он не знает, будут ли в новом году вспышки инфекций. Поэтому он может при расчете НМЦК обозначить стоимость одного анализа и общую сумму.

Например, один анализ стоит 300 рублей, при этом нужно провести пять видов различных анализов. Тогда стоимость единицы ТРУ рассчитывается таким образом: 5 × 300 = 1500 рублей. Именно этот показатель будет снижаться во время аукциона. Заказчик должен прописать НМЦК всего контракта – допустим, 50 тысяч рублей. При этом НМЦК не должна быть кратной стоимости ТРУ.

Вторым типом закупок без установления твердого размера оплаты являются закупки, где используется формула стоимости контракта и максимальное значение данного показателя. Именно такой подход используют, допустим, при поставке автомобильного топлива. Тогда обоснование НМЦК происходит аналогично тому, как это делается для обычной закупки товара, то есть на основе коммерческих предложений участников или по данным реестра контрактов. Для расчета итогового показателя используют формулу, при этом результат не может превышать цену контракта, предложенную исполнителем электронного аукциона.

Закупка топлива не может проводиться на основе стоимости единицы ТРУ, поскольку заказчик не знает объема топлива. В данном случае допускается использование формулы цены и максимального значения. Любые закупки, для которых применяю такой подход, зафиксированы в постановлении Правительства РФ.

О твердой цене контракта по 44-ФЗ с единственным поставщиком

Если в договоре с единственным поставщиком нет пункта, устанавливающего твердую стоимость, то административная ответственность не предусматривается. Поставщику-монополисту разрешается прописать в соглашении не твердый, а примерный размер оплаты, несмотря на положения ч. 2 ст. 34 44-ФЗ.

Рассмотрим сказанное на примере. В компании не смогли прийти к соглашению по условиям договора на поставку электроэнергии. Поэтому одной из организаций пришлось обратиться с иском в арбитражный суд. Сторонам требовалось установить порядок определения цены договора. По мнению истца, необходимо было зафиксировать конкретный объем энергоресурса и твердую цену договора по 44-ФЗ на весь срок оказания услуг. Ответчик настаивал на необходимости указания ориентировочного объема электроэнергии и предварительной цены.

Читайте также: «Описание объекта закупки по 223-ФЗ: что нужно знать заказчику на подготовительном этапе»

Верховный суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ приоритетны над № 44-ФЗ, то есть стоимость договора устанавливается в соответствии с законодательством об электроэнергетике. Суд пояснил, что окончательный размер оплаты за электричество за месяц устанавливают после окончания расчетного периода. Дело в том, что на момент подписания соглашения нельзя определить твердую стоимость данного ресурса. А значит, невозможно установить твердую цену договора на обеспечение электричеством. Точно такого же мнения суды придерживаются, когда речь идет о договорах на поставку тепла и воды.

Отказывая в удовлетворении требований, суды отталкивались от соответствия спорных положений договора действующим законам.

В ходе разбирательства было определено, что сумма оплаты не может считаться существенным условием договора энергоснабжения. Поскольку установление на оптовом рынке средневзвешенной стоимости единицы электроэнергии имеет свободный характер, окончательная цена за месяц устанавливается по итогам расчетного периода. При этом учитываются предельные уровни нерегулируемых цен. Поскольку отсутствует возможность до окончания расчетных периодов определить твердую стоимость электрической энергии, твердая цена контракта также не может быть установлена.

Суд указал, что нормы Закона № 35-ФЗ являются специальными по отношению к № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013. Поэтому условия о количестве, стоимости товара, договора и ответственности за нарушение срока оплаты в данном случае определяются с учетом законодательства в сфере электроэнергетики.

Твердая цена контракта по 44-ФЗ при УСН

Во время подписания договора в рамках закона 44-ФЗ роль заказчика играет государство. Стоимость контракта определяется в процессе закупочной процедуры, и ее размер сохраняется на протяжении срока действия договора.

НМЦК формируется заказчиком на основе предложений рынка, далее сумма прописывается в извещении и закупочной документации. Отметим, что расчет ведется с учетом НДС.

Согласно статье 3 закона 44-ФЗ, принять участие в госзакупках могут любые юридические и физические лица, в том числе исполнителями становятся компании, работающие с упрощенными системами налогообложения. При этом заказчик не имеет права требовать пересчета цены контракта из-за отсутствия НДС.

Во время подготовки договора заказчик просчитывает размер НДС. Для компаний на ОСНО из суммы оплаты контракта вычитается 18 %, и полученная цифра вносится в сам документ. Далее именно она выставляется в счетах-фактурах поставщика. В случаях с компаниями на УСН в тексте соглашения должна быть фраза «НДС не облагается».

Таким образом, организации, которые используют в своей работе «упрощенку», оказываются в более выгодных условиях. Поэтому Минфин РФ посчитал, что сумма контракта для них должна устанавливаться за вычетом НДС. Но с такой позицией не согласились в Министерстве экономики и развития и напомнили, что система налогообложения исполнителя не может влиять на твердую сумму контракта.

По данному вопросу судьи разделились во мнениях. Так, в судебной практике есть случаи, когда решение принималось в пользу заказчиков, перечислявших поставщикам средства без суммы НДС. Однако были и ситуации, когда суд принимал сторону исполнителя. Нужно понимать, что в целом тема фиксированной стоимости контракта не так проста.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *