Независимость аудиторских организаций и аудиторов

Главная страница Правовые основы Кодекс судейской этики

Кодекс судейской этики (утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.) (утратил силу)
Справка к документу

Кодекс судейской этики(утв. VI Всероссийским съездом судей 2 декабря 2004 г.)

Правосудие не может существовать без честного и независимого судейского корпуса. Для обеспечения его честности и независимости судья обязан принимать участие в формировании, поддержании высоких норм судейской этики и лично соблюдать эти нормы.

Глава 1. Общие требования, предъявляемые к поведению судьи

Статья 1. Обязанность судьи соблюдать правила этического поведения

В своей профессиональной деятельности и вне службы судья обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, руководствоваться Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и другими нормативно-правовыми актами, правилами поведения, установленными настоящим Кодексом, общепринятыми нормами морали, способствовать утверждению в обществе уверенности в справедливости, беспристрастности и независимости суда.

Статья 2. Приоритет в профессиональной деятельности судьи

Исполнение обязанностей по осуществлению правосудия является основной задачей судьи и имеет приоритетное значение в его деятельности.

Статья 3. Требования, предъявляемые к званию судьи

Судья в любой ситуации должен сохранять личное достоинство, дорожить своей честью, избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, причинить ущерб репутации судьи и поставить под сомнение его объективность и независимость при осуществлении правосудия.

Глава 2. Правила поведения судьи при осуществлении профессиональной деятельности

Статья 4. Обязанности судьи при осуществлении правосудия

1. Судья при исполнении своих обязанностей по осуществлению правосудия должен исходить из того, что защита прав и свобод человека и гражданина определяет смысл и содержание деятельности органов судебной власти.

Судья должен добросовестно исполнять свои профессиональные обязанности и принимать все необходимые меры для своевременного рассмотрения дел и материалов.

2. Судья обязан быть беспристрастным, не допускать влияния на свою профессиональную деятельность со стороны кого бы то ни было.

При исполнении своих обязанностей судья не должен проявлять предубеждения расового, полового, религиозного или национального характера.

3. Общественное мнение, возможная критика деятельности судьи не должны влиять на законность и обоснованность его решений.

4. Судья должен быть терпимым, вежливым, тактичным и уважительным в отношении участников судебного разбирательства. Судье следует требовать аналогичного поведения от всех лиц, участвующих в судопроизводстве.

5. Судья не вправе разглашать информацию, полученную при исполнении своих обязанностей.

Статья 5. Правила поведения судьи при исполнении иных служебных обязанностей

1. Судья должен требовать от работников аппарата суда и своих непосредственных подчиненных добросовестности и преданности своему делу.

2. Судье, имеющему организационно-распорядительные полномочия в отношении других судей, следует предпринимать необходимые меры для обеспечения своевременного и эффективного исполнения ими своих обязанностей.

Статья 6. Правила поведения судьи во взаимоотношениях с представителями средств массовой информации

1. Судья не вправе делать публичные заявления, комментировать судебные решения, выступать в прессе по существу дел, находящихся в производстве суда, до вступления в законную силу принятых по ним постановлений. Судья не вправе публично, вне рамок профессиональной деятельности, подвергать сомнению постановления судов, вступившие в законную силу, и критиковать профессиональные действия своих коллег.

2. Судья не может препятствовать стремлению представителей средств массовой информации освещать деятельность суда и, если это не будет создавать помех проведению судебного процесса или использоваться для оказания воздействия на суд, должен оказывать им необходимое содействие.

Статья 7. Поддержание уровня квалификации, необходимого для осуществления полномочий судьи

Судья должен поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по осуществлению правосудия.

Глава 3. Правила поведения судьи во внеслужебной деятельности

Статья 8. Общие требования, предъявляемые к судье во внеслужебной деятельности

1. Внеслужебная деятельность судьи не должна вызывать сомнений в его порядочности и честности.

2. Судья вправе заниматься любым видом деятельности, не противоречащим требованиям Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и настоящего Кодекса.

3. Судья может участвовать в общественной деятельности, если она не наносит ущерба авторитету суда и надлежащему исполнению судьей своих профессиональных обязанностей.

4. Судья может взаимодействовать с органами законодательной, исполнительной власти и местного самоуправления по вопросам права, судебной системы, судопроизводства, судоустройства, избегая при этом всего, что может вызвать сомнение в его независимости и беспристрастности.

5. Судья не вправе принадлежать к политическим партиям и движениям, поддерживать их материально или иным способом, а также публично выражать свои политические взгляды, участвовать в шествиях и демонстрациях, имеющих политический характер, или в других политических акциях.

6. Судья должен избегать любых личных связей, которые могут причинить ущерб репутации, затронуть его честь и достоинство.

7. Судья должен воздерживаться от финансовых и деловых связей, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность или повлиять на исполнение им профессиональных обязанностей.

Статья 9. Особенности поведения судьи при реализации права на объединение, свободу мысли и слова

1. Судья пользуется свободой слова, вероисповедания, правом участия в ассоциациях и собраниях. При этом он должен всегда вести себя таким образом, чтобы не умалять уважения к своей должности и сохранять независимость и беспристрастность.

2. Судья обладает свободой создавать ассоциации судей или другие организации и правом вступать в них для защиты своих интересов, совершенствования профессиональной подготовки и сохранения своей судейской независимости.

3. Судья должен подать заявление о приостановлении своих полномочий в случае выдвижения кандидатом в депутаты органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации, органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, представительного органа местного самоуправления либо на иную выборную должность.

Статья 10. Особенности поведения судьи при осуществлении научной, преподавательской и иной творческой деятельности

Судья вправе не в ущерб интересам правосудия совмещать основную работу с научной, преподавательской, лекторской и иной творческой деятельностью, в том числе носящей оплачиваемый (возмездный) характер.

Глава 4. Ответственность судьи за нарушение требований настоящего Кодекса

Статья 11. Дисциплинарная ответственность судей

1. За совершение дисциплинарного проступка (нарушение норм Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» и положений настоящего Кодекса) на судью, за исключением судьи Конституционного Суда Российской Федерации, может быть наложено дисциплинарное взыскание в виде:

— предупреждения;

— досрочного прекращения полномочий судьи.

2. При решении вопроса о мере дисциплинарной ответственности судьи учитываются все обстоятельства совершенного проступка, ущерб, причиненный авторитету судебной власти и званию судьи, личность судьи и его отношение к совершенному проступку.

Глава 5. Порядок вступления в силу и пределы действия настоящего Кодекса

Статья 12. Пределы действия настоящего Кодекса

Настоящий Кодекс устанавливает правила поведения судьи в профессиональной и во внеслужебной деятельности, обязательные для каждого судьи Российской Федерации, независимо от занимаемой должности, а также для судей, находящихся в отставке, но сохраняющих звание судьи и принадлежность к судейскому сообществу.

Статья 13. Порядок вступления в силу настоящего Кодекса

Со дня утверждения настоящего Кодекса признать утратившим силу Кодекс чести судьи Российской Федерации, утвержденный постановлением Совета судей Российской Федерации от 21 октября 1993 года.

Страницы: | 1 |

Раздел 5. Аудит

Тема 1. Понятие, цели и организация аудиторской деятельности

Понятие аудиторской деятельности. Внешний и внутренний аудит. Обязательный и инициативный аудит. Пользователи информации бухгалтерской (финансовой) отчетности. Правовые основы аудиторской деятельности. Аттестация аудиторов. Лицензирование аудиторов и аудиторских организаций. Законодательные ограничения в занятии аудиторской деятельностью, в проведении аудиторских проверок конкретного клиента. Основные задачи и функции аудитора. Права, обязанности и ответственность аудитора. Этика аудитора. Система критериев обязательности аудиторских проверок.

Тема 2. Виды аудиторских услуг

Аудиторские проверки финансово — хозяйственной деятельности: цели и методы проведения проверок. Критерии выбора метода проверки (сплошной, выборочный метод, комплексная, целевая проверка, экспертная оценка и т.д.). Анализ финансовой отчетности и результатов хозяйственной деятельности, оценка платежеспособности и финансового состояния. Консультирование по вопросам налогообложения, налогового планирования, права, компьютерной обработки данных. Экспертные заключения. Экспертизы по поручению органа дознания, следователя, прокурора, суда и арбитражного суда. Особенности организации и методов их проведения.

Тема 3. Источники информации о финансово — хозяйственной деятельности экономического субъекта при осуществлении аудиторской проверки

Состав юридических документов клиента. Состав и экспертиза учредительных документов. Экспертиза заключенных хозяйственных договоров на соответствие действующему законодательству. Документы бухгалтерского учета и отчетности. Взаимосвязь и соответствие данных аналитического, синтетического учета и отчетности. Особенности оформления учетных регистров при применении автоматизированных систем учета. Третьи лица как источник информации о деятельности клиента.

Тема 4. Методология аудита и аудиторские стандарты

Основные принципы и терминология аудита. Понятие аудиторского стандарта. Цели стандартизации аудиторских процедур. Аудиторский риск. Основные международные аудиторские стандарты. Организации, участвующие в стандартизации аудита. Внутрифирменные аудиторские стандарты. Перспективы введения российских аудиторских стандартов.

Тема 5. Технологические основы аудита

Существенные условия договора на оказание аудиторских услуг. Формулировка предмета договора. Ответственность аудитора и клиента. Планирование аудита. Программа проведения аудиторской проверки, ее основные этапы. Оценка системы внутреннего контроля клиента как критерий для планирования проверки. Состав группы аудиторов и распределение обязанностей. Возможность привлечения внештатных экспертов. Требования к клиенту, связанные с предоставлением информации. Методы и порядок сбора информации. Оценка уровня существенности и расчет объема выборки. Рабочие документы аудитора. Состав рабочего дела клиента. Обобщение полученной информации и формирование выводов и рекомендаций по результатам проверки. Анализ юридических и финансовых рисков клиента. Понятия мошенничества и ошибки. Условия и события, увеличивающие риск мошенничества. Классификация ошибок. Финансовый анализ и прогнозирование как составная часть аудиторской проверки. Особенности аудита в системе электронной обработки данных. Экспертиза программных продуктов в области финансов и учета. Возможности внутреннего контроля в программной среде. Порядок подготовки, составные части и содержание аудиторского заключения. Пользователи различных частей аудиторского заключения. Виды аудиторских заключений. Документы, сопутствующие аудиторскому заключению. Обеспечение режима конфиденциальности при оказании аудиторских услуг.

Тема 6. Проверка учета операций с денежными средствами

Цели проверки и источники информации. Методы проверки кассовых операций и операций по счетам в банках. Проверка правильности документального отражения операций с денежными средствами. Проверка законности операций с наличными денежными средствами. Типовые нарушения действующих правил ведения операций с денежными средствами и их последствия.

Тема 7. Проверка учета расчетных и кредитных операций

Цели проверки и источники информации. Методы проверки расчетных взаимоотношений экономического субъекта, эффективности его работы с дебиторской и кредиторской задолженностью. Проверка долгосрочных и краткосрочных займов. Методы проверки кредитных взаимоотношений экономического субъекта. Анализ потребности экономического субъекта в кредитах, условий получения, источников покрытия, эффективности использования.

Тема 8. Проверка расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами

Цели проверки и источники информации. Проверка правильности начисления и срочности расчетов с бюджетом по видам налогов и внебюджетных платежей. Проверка соответствия данных бухгалтерского учета данным, отраженным в отчетности экономического субъекта. Проверка правомерности использования экономическими субъектами льгот по налогам и внебюджетным платежам.

Тема 9. Проверка операций с основными средствами и нематериальными активами

Цели проверки и источники информации. Проверка операций по движению основных средств. Проверка правильности документального отражения данных операций. Проверка правильности оценки и переоценки основных средств, начисления амортизации, проведения капитального и текущего ремонта. Проверка операций по приобретению и движению нематериальных активов. Особенности определения балансовой стоимости нематериальных активов. Экспертный метод оценки. Определение срока полезного действия нематериальных активов и их амортизация.

Тема 10. Проверка операций с производственными запасами, материальными ценностями и товарами

Цели проверки и источники информации. Проверка операций по движению производственных запасов, материальных ценностей и товаров. Правильность стоимостной оценки. Проверка правильности документального отражения данных операций.

Тема 11. Проверка соблюдения трудового законодательства и расчетов по оплате труда, начисления налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами

Цели проверки и источники информации. Проверка соблюдения положений законодательства о труде. Проверка документального оформления трудовых отношений. Проверка расчетов по оплате труда. Штатный и внештатный персонал. Проверка расчетов по прочим операциям с персоналом, в том числе по расчетам по возмещению материального ущерба и по операциям займа. Проверка правильности начисления и уплаты налогов и внебюджетных платежей по расчетам с физическими лицами.

Тема 12. Проверка учета затрат и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг)

Цели проверки и источники информации. Методы проверки правильности ведения учета затрат, относимых на себестоимость продукции (работ, услуг). Проверка правильности отнесения затрат на основное и вспомогательное производство, незавершенное производство. Проверка правильности документального оформления производственных процессов. Проверка правильности распределения общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Тема 13. Проверка реализации продукции и формирования финансовых результатов

Цели проверки и источники информации. Проверка правильности отражения реализации продукции в соответствии с принятой экономическим субъектом учетной политикой. Проверка документального подтверждения отгрузки и реализации продукции. Проверка порядка принятия и оформления экономическим субъектом учетной политики. Возможные сроки и причины пересмотра учетной политики. Проверка достоверности показателей финансовых результатов. Анализ суммы и структуры финансовых результатов.

Тема 14. Контроль качества аудиторской проверки

Ответственность аудитора за правильность выводов и рекомендаций по результатам проверки. Процедуры последующего контроля за качеством проведения проверки. Права экономического субъекта по возмещению ущерба, понесенного в связи с неквалифицированными действиями аудитора.

Независимость аудитора – один из принципов аудита, заключающийся в обязательном отсутствии при формировании мнения аудитора его финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности относительно аудируемого лица, превышающей договорные отношения на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьей стороны: собственников или руководителей аудиторской организации, в которой работает аудитор. В заключении или другом документе, составленном в результате оказанных профессиональных услуг, аудитор обязан сознательно и без каких-либо оговорок заявить о своей независимости в отношении клиента как по формальным, так и по фактическим обстоятельствам.

Требования к аудитору в части обеспечения независимости и определяющие ее критерии регламентируются нормативной базой аудиторской деятельности.

В соответствии со ст. 8 Закона об аудиторской деятельности аудит не может осуществляться:

  • 1) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 2) аудиторскими организациями, руководители и иные должностные лица которых состоят в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 3) аудиторскими организациями в отношении аудируемых лиц, являющихся их учредителями (участниками); в отношении аудируемых лиц, для которых эти аудиторские организации являются учредителями (участниками); в отношении дочерних обществ, филиалов и представительств указанных аудируемых лиц, а также в отношении организаций, имеющих общих с этой аудиторской организацией учредителей (участников);
  • 4) аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами, оказывавшими в течение трех лет, непосредственно предшествовавших проведению аудита, услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, а также по составлению бухгалтерской (финансовой) отчетности физическим и юридическим лицам, в отношении этих лиц;
  • 5) аудиторами, являющимися учредителями (участниками) аудируемых лиц, их руководителями, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • 6) аудиторами, состоящими с учредителями (участниками) аудируемых лиц, их должностными лицами, бухгалтерами и иными лицами, несущими ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, в близком родстве (родители, супруги, братья, сестры, дети, а также братья, сестры, родители и дети супругов).

Если систематизировать приведенные основания, не разрешающие проведение аудита, то при осуществлении обязательной аудиторской проверки аудиторы должны быть свободны от следующих зависимостей относительно аудируемого лица:

  • – финансовой (материальной);
  • – родственной (касательно лиц, несущих ответственность за организацию и ведение бухгалтерского учета и составление финансовой отчетности);
  • – должностной.

Порядок выплаты и размер денежного вознаграждения аудиторским организациям и индивидуальным аудиторам за проведение аудита (в том числе обязательного) и оказание сопутствующих ему услуг определяются договорами оказания аудиторских услуг и не могут быть поставлены в зависимость от выполнения каких бы то ни было требований аудируемых лиц относительно содержания выводов, которые могут быть сделаны в результате аудита.

В некоторых странах (например, в Великобритании) принято оценивать степень объективности и независимости аудитора со стороны общественности. Для защиты в глазах общественности своей объективности и независимости официальные аудиторы перед принятием решения о том, соглашаться ли на новый контракт или продолжать работу по существующему на данный момент назначению, должны рассмотреть определенные вопросы.

Аудитор обязан внимательно следить за тем, чтобы не нарушался принцип независимости на всех стадиях проведения аудита, и принимать необходимые меры для устранения возникших негативных обстоятельств. В случае установления фактов, свидетельствующих об утрате независимости и невозможности устранить соответствующие обстоятельства, следует отказаться от дальнейшего проведения аудита.

Советом по аудиторской деятельности при Минфине России одобрены Правила независимости аудиторов России, которые разработаны в соответствии с Кодексом этики аудиторов России и Рекомендациями комиссии Европейского Сообщества, закрепленными в Постановлении о независимости аудиторов в ЕС. Данные правила определяют совокупность фундаментальных принципов, соблюдение которых необходимо для обеспечения независимости аудиторов при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Данный документ содержит 28 правил независимости и приложение с перечнем ситуаций, наносящих ущерб независимости аудиторов. При этом под независимостью подразумевается самостоятельность мышления и поведения аудиторов. Такой стиль рассматривается как один из основополагающих принципов аудита, предполагающий отсутствие у аудитора при формировании его мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемого экономического субъекта какой-либо заинтересованности в результатах работы субъекта, а также зависимости от собственников, руководителей проверяемой организации или от третьей стороны, связанной с проверяемым субъектом.

Источник публикации

В данном виде документ опубликован не был.

Информацию о публикации документов, создающих данную редакцию, см. в справке к этим документам.

Примечание к документу

КонсультантПлюс: примечание.

Начало действия документа — 01.01.2014.

По информации, размещенной на сайте Минфина России http://www.minfin.ru/, данная редакция действует с 1 января 2014 года.

КонсультантПлюс: примечание.

Текст документа приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.minfin.ru/ по состоянию на 12.07.2013.

Название документа

«Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций»

(Одобрены Советом по аудиторской деятельности 20.09.2012, протокол N 6)

(ред. от 27.06.2013)

Одобрены

Советом по аудиторской деятельности

20 сентября 2012 г., протокол N 6;

с изменениями

от 27 июня 2013 г., протокол N 9

ПРАВИЛА НЕЗАВИСИМОСТИ АУДИТОРОВ И АУДИТОРСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Раздел 1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К СОБЛЮДЕНИЮ НЕЗАВИСИМОСТИ

Общие положения

1.1. Настоящие Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее — Правила независимости) разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Правила независимости устанавливают требования к независимости аудиторов и аудиторских организаций (далее вместе — аудитор) при выполнении заданий (аудит, обзорная проверка), в ходе которых аудитор выражает мнение о бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом либо отдельных ее частей (далее — задания, обеспечивающие уверенность).

1.2. Требования к независимости аудитора, содержащиеся в Правилах независимости, обязательны для применения участниками аудиторских групп, аудиторскими организациями, в том числе сетевыми, во всех случаях выполнения заданий, обеспечивающих уверенность, если Правилами независимости не предусмотрено иное.

1.3. Независимость аудитора подразумевает:

а) независимость мышления, т.е. такой образ мышления, который позволяет аудитору 1) выразить мнение, не зависящее от влияния факторов, способных скомпрометировать профессиональное суждение аудитора, и 2) действовать честно, проявлять объективность и профессиональный скептицизм;

б) независимость поведения, т.е. такое поведение, которое позволяет избежать ситуаций и обстоятельств, настолько значимых, что разумное и хорошо информированное третье лицо, взвесив все факты и обстоятельства, может обоснованно посчитать, что честность, объективность или профессиональный скептицизм аудитора были скомпрометированы.

1.4. Отдельные обстоятельства работы аудитора или их совокупность могут создавать угрозы независимости. Однако описать все ситуации, в которых могут возникнуть угрозы независимости, и определить все уместные меры предосторожности невозможно. Поэтому Кодекс профессиональной этики аудиторов и Правила независимости устанавливают концептуальный подход к соблюдению требований к независимости.

Концептуальный подход к соблюдению требований к независимости заключается в следующем: аудитор должен выявлять угрозы независимости, оценивать их значимость, предпринимать меры предосторожности.

Концептуальный подход способствует соблюдению аудитором этических требований Кодекса профессиональной этики аудиторов и Правил независимости. Он применим в любых обстоятельствах, которые могут создавать угрозы независимости, и не позволяет аудитору посчитать ту или иную ситуацию приемлемой только потому, что она прямо не определена Кодексом профессиональной этики аудиторов и Правилами независимости как недопустимая.

1.5. Принимая решение о том, следует ли принимать задание, или продолжать его, либо может ли определенное лицо быть участником аудиторской группы, аудиторская организация должна выявить угрозы независимости и оценить их.

В случае, когда оценка угроз независимости окажется выше приемлемого уровня и решение касается вопроса принятия задания или включения в аудиторскую группу определенного лица, аудиторская организация должна определить, могут ли меры предосторожности устранить угрозы независимости или свести их до приемлемого уровня.

В случае, когда решение касается продолжения задания, аудиторская организация должна определить, могут ли принятые меры предосторожности быть эффективными для устранения угроз независимости или сведения их до приемлемого уровня, или другие меры предосторожности должны быть приняты, или выполнение задания следует прекратить.

Когда в ходе выполнения задания становится известной новая информация об угрозе независимости, аудиторская организация должна оценить значимость такой угрозы в соответствии с концептуальным подходом.

В случае, когда аудитор устанавливает, что надлежащие меры предосторожности для устранения угроз или сведения их до приемлемого уровня не могут быть приняты или они вообще не существуют, аудитор должен устранить обстоятельства или взаимоотношения, создающие угрозу независимости, либо отказаться от задания на этапе его принятия или прекратить выполнение задания.

1.6. При следовании концептуальному подходу аудитор должен руководствоваться своим профессиональным суждением.

1.7. При оценке значимости угроз независимости аудитор должен принимать во внимание количественные и качественные факторы.

Информация предоставлена компанией «КонсультантПлюс»

Предоставленные документы включены в Системы КонсультантПлюс

Прикрепленный файл Размер
Приложение «Правила независимости аудиторов и аудиторских организаций» 356.5 кб

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *