Законодательство о противодействии коррупции устанавливает дисциплинарную ответственность в виде увольнения в связи с «утратой доверия» за непредставление или представление заведомо недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее сведения) служащим (работником) на себя лично и членов семьи (супруг (супруга), несовершеннолетние дети).
В отношении служащих данная норма закреплена:
-п.9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «Опротиводействии коррупции»;
-п. 5 ст. 15 и п.2 ст. 27.1 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
В отношении работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, работников, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами принимаются требования п. 7.1. ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации, а также п. 9 ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Работодатель вправе применить к служащему (работнику) дисциплинарное взыскание в виде увольнения в связи с «утратой доверия» по результатам рассмотрения материалов проверки достоверности представленных сведений Комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее Комиссия). При этом, необходимым условием применения дисциплинарной ответственности является соразмерность взыскания содеянному (нарушению) и личности нарушителя. В этой связи при определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, Комиссией учитываются следующие критерии:
-характер и тяжесть совершенного нарушения;
-обстоятельства, при которых совершено нарушение;
-соблюдение служащим (работником) других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
-предшествующие результаты исполнения служащим (работником) своих должностных обязанностей;
-характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.
Таким образом применение меры дисциплинарной ответственности в » виде увольнения «в связи с утратой доверия» не является единственной и исключительной мерой дисциплинарной ответственности за непредставление, либо представление недостоверных и неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
В качестве обстоятельств смягчающих дисциплинарную ответственность могут послужить:
-представление служащим (работником) недостоверных и (или) неполных сведений впервые;
-безукоризненное соблюдение служащим (работником) в отчетном периоде других ограничений, запретов, исполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
-добровольное сообщение о предоставленных неполных и (или) недостоверных сведений в подразделение по профилактике коррупционных и иных правонарушений до начала проверки, предусмотренной Указом Президента РФ от 21 сентября 2009 г. № 1065;
-содействие служащего (работника) осуществляемым в ходе проверки мероприятиям, направленным на всестороннее изучение сведений, представленных в справке;
-положительная характеристика служащего (работника), которая давалась его непосредственным руководителем.
При наличии смягчающих обстоятельств целесообразно применять взыскание, предшествующее по степени строгости взысканию в виде увольнения «в связи с утратой доверия»: выговор или неполное должностное соответствие.
Так же необходимо иметь ввиду, что явные неточности, ошибки и описки, допускаемые служащими (работниками), которые в целом не искажают достоверность представленных сведений то есть не носят характер заведомого сокрытия (умышленного сокрытия сведений) не могут служить основанием дисциплинарной ответственности. Однако на недопустимость таких неточностей служащему должно быть указано в устной форме.
Разъясняет учебно-методический отдел прокуратуры Хабаровского края
В соответствии с п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст.8 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее Федеральный закон № 273-ФЗ), граждане, претендующие на замещение отдельных должностей, включённых в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также лица, замещающие указанные должности обязаны представлять сведения о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, об их обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера супругов и несовершеннолетних детей.
Согласно ч. 3 ст. 29 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее –Федеральный закон № 3-ФЗ) на сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и ст.ст. 17, 18 и 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 79-ФЗ), за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-розыскной деятельности.
Часть 1 ст. 15 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусматривает обязанность граждан, претендующих на замещение должностей муниципальной службы, включённых в соответствующий перечень, муниципальных служащих, замещающих указанные должности, представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Указанные сведения представляются в порядке, сроки и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 6 ст. 7 Федерального закона № 273-ФЗ одним из основных направлений деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является унификация прав и ограничений, запретов и обязанностей, установленных для государственных служащих, а также для лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона № 79-ФЗ гражданин, претендующий на замещение должности гражданской службы, включённой в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы, включённую в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным, представляет представителю нанимателя сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
Законом предусмотрена ответственность за предоставление заведомо неполных и недостоверных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера независимо от причины.
Конкретная мера ответственности за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений установлена Федеральным законом «О государственной гражданской службе РФ и иными законами, регламентирующими порядок привлечения к ответственности отдельных категорий служащих, на которых в соответствии с законом возложена обязанность предоставления указанных сведений.
Так, ст. 59.2 названного Федерального закона устанавливает, что за предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия.
Кроме того, Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ внесены поправки в Федеральный от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», направленные на дальнейшее совершенствование законодательства о противодействии коррупции.
В качестве дополнительного основания для досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации и полномочий депутатов всех уровней установлено непредставление или несвоевременное представление ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, супруги (супруга) и несовершеннолетних детей).
Федеральным законодательством, в частности, установлено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным «О противодействии коррупции», Федеральным от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами».
Соответствующие сведения должны представляться ежегодно, не позднее 1 апреля.
Указанные изменения вступили в силу с 4 ноября 2015 года.
22 ноября 2017
Государственный гражданский служащий в силу статьи 20 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязан представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей семьи.
Согласно части 6.1 статьи 20 Федерального закона № 79-ФЗ непредставление гражданским служащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в случае, если представление таких сведений обязательно, является правонарушением, влекущим увольнение гражданского служащего с гражданской службы.
На основании пункта 2 части 1 статьи 59.2 Федерального закона № 79-ФЗ гражданский служащий подлежит увольнению в связи с утратой доверия в случае непредставления гражданским служащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Таким образом, непредставление гражданским служащим указанных выше сведений является безусловным основанием для его увольнения с государственной гражданской службы в связи с утратой доверия.
В то же время, если государственный служащий по объективным причинам не смог в установленный срок представить указанные выше сведения, то ему необходимо заблаговременно обратиться с письменным заявлением в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов.
Если по результатам рассмотрения заявления комиссия признает причину непредставления сведений уважительной, то государственный служащий может избежать привлечения к дисциплинарной ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия.
Подготовлено отделом по надзору за исполнением
законодательства о противодействии коррупции
Вернуться к списку