Не подлежит зачету или возврату?

Содержание

Излишне уплаченный налог не подлежит зачету или возврату, если он не поступил в бюджет

Компания переплатила налоги и обратилась в налоговую инспекцию. Она просила зачесть излишне уплаченный налог за будущий период.

Инспекция отказала, так как деньги не поступили в бюджет из-за проблем с банком. Две судебные инстанции такое решение налоговой отменили, однако, кассация поддержала ФНС. Судьи пояснили: нельзя зачесть деньги, которые в бюджет не поступили.

В чем суть дела?

Компания уплатила НДС за IV квартал 2016 года, переплатив 1,546 млн руб. В январе 2018 года Компания обратилась в ИФНС с заявлением о зачете этого излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей за I квартал 2018 года.

ИФНС отказала:

«сумма налога, указанная как денежные средства, списанные с расчетного счета, но не зачисленные на счет по учету доходов бюджета хоть и отражаются в карточке лицевого счета налогоплательщика, но не являются переплатой. Указанные денежные средства в бюджет фактически не поступили и не могут быть признаны излишней уплатой. На основании вышеизложенного к зачету/возврату не подлежат».

Компания пожаловалась в Управление ФНС. Там в жалобе отказали, посчитав, что налоговая приняла обоснованное решение.

Компания обратилась в суд с заявлением о признании решения ИФНС недействительным.

Что решили суды?

Суд первой инстанции иск компании удовлетворил, а решение ФНС об отказе в зачете переплаченного налога отменил:

  • Компания своевременно перечислила налоги, то есть действовала добросовестно (что подтверждено представленными платежными поручениями);
  • Спорная сумма налога 1, 546 млн руб., не перечисленная банком в бюджет, отражена в журнале учета сумм обязательных платежей налогоплательщиков, не перечисленных банками в бюджетную систему Российской Федерации. Таким образом, переплата налога за IV квартал 2016 года составила 1, 546 млн руб.

Суд пришел к выводу, что Компания выполнила обязанность по уплате налога за I квартал 2018 года в размере 1, 546 млн руб. ФНС обязали зачесть деньги в счет предстоящих платежей за II квартал 2018 года.

ИФНС с решением не согласилась и обратилась в апелляционную инстанцию. Апелляция отказала в удовлетворении жалобы, согласившись с решением первой инстанции. Жалоба ушла в кассацию.

Что решила кассационная инстанция?

Кассация удовлетворила иск инспекции:

«<…> возврат и зачет налоговых платежей имеют однородное экономическое содержание, суть которого – изъятие из бюджета ранее уплаченных сумм налога, сбора и пеней на текущий либо будущий период.

Если сумма налогового платежа не поступила в бюджет вследствие обстоятельств недобросовестности либо неблагонадежности банковской организации, проводившей соответствующую банковскую операцию, зачет налогового платежа будет означать фактическую компенсацию за счет средств бюджета соответствующих потерь налогоплательщика и обусловит заведомо неравное положение публичного образования в данных взаимоотношениях (определение Верховного Суда РФ от 08 августа 2018 года № 307-КГ18-10845 по делу № А21-5034/2017)».

Суд указал, что в данном случае:

  • Денежная сумма в размере 1, 546 млн руб., перечисленная компанией для уплаты налога, не поступила в бюджет в связи с отсутствием на корсчете банка достаточных средств;
  • Поэтому, исходя из положений ст. 78 НК, «в данном случае в связи с фактическим непоступлением в бюджет спорная сумма налога зачету не подлежит»;
  • Инспекция признала, что компания выполнила обязанность по уплате налога. Однако, из этого не следует автоматически, что у компании появляется право на возврат этой суммы. В данном случае необходимо выяснить и дать оценку обстоятельствам о наличии переплаты налога на момент обращения Компании с заявлением о зачете в инспекцию. «Таким обстоятельством является повторная уплата налога в названной сумме за спорный налоговый период». Вместе с тем в деле отсутствуют доказательства того, что компания повторно перечислила спорную сумму налога; обстоятельство повторной уплаты налога судами не установлено.

Суд отменил решения двух инстанций и поддержал решение ИФНС.

ЕСЛИ ПРОПУЩЕН СРОК ДЛЯ ЗАЧЕТА ИЛИ ВОЗВРАТА НАЛОГОВОЙ ПЕРЕПЛАТЫ

На практике нередки ситуации, когда у компании возникает переплата (например, по налогу на прибыль). Согласно ст. 78 НК РФ суммы излишне уплаченного налога могут быть возвращены или зачтены в счет погашения недоимки по иным налогам, пеням или штрафам. На проведение указанных мероприятий налоговым законодательством отведено три года, отсчет которых начинается со дня уплаты этой суммы. Если по тем или иным причинам компания пропустила обозначенный срок, ее обращение о возврате или зачете суммы налоговой переплаты инспекторы оставят без рассмотрения. При таких обстоятельствах возникает вопрос: как быть с данной суммой, ведь затраты (иногда немалые) компанией по факту понесены? Существует вероятность (правда, небольшая), что инспекторы самостоятельно осуществят зачет налоговой переплаты. Как пояснил Минфин, налоговики могут (но, подчеркнем, не обязаны) произвести его даже за пределами трехлетнего срока. Но есть и другой путь — признать сумму налоговой переплаты безнадежным долгом и учесть ее в составе расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Однако данный путь тернист, поскольку, скорее всего, приведет к судебным спорам с контролерами. Какие аргументы позволят убедить судей? Подробности — далее.

Правила проведения зачета налоговой переплаты

Статьей 78 НК РФ установлен общий порядок возврата излишне уплаченного налога. На основании п. п. 2 и 7 названной статьи сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика, представляемому в налоговый орган по месту его учета в течение трех лет со дня уплаты вышеуказанной суммы.

Порядок определения срока, начиная с которого отсчитывается трехлетний период для подачи заявления о возврате (зачете) излишне уплаченных налогов, зависит от вида конкретного налога, а точнее, от того, предусмотрена ли порядком уплаты налога обязанность перечисления авансовых платежей или нет.

Обратите внимание! На основании положений ст. 78 НК РФ возврат излишне перечисленной налоговым агентом суммы налога на прибыль организаций может быть также произведен налоговым органом по месту учета налогового агента по письменному заявлению последнего (см. Письмо Минфина России от 20.08.2015 N 03-08-05/48127).

Между тем подача заявления на возврат или проведение зачета суммы налоговой переплаты в оговоренный п. 7 ст. 78 НК РФ трехлетний срок — это обязанность налогоплательщика, но не налоговой инспекции. Последняя едва ли будет оформлять подобное заявление для самой себя. Поэтому исходя из буквального прочтения обозначенного пункта требование о подаче заявления в установленный трехлетний срок распространено лишь на действия налогоплательщика.

В свою очередь, инициатором зачета наравне с налогоплательщиком может выступить и налоговый орган. Обратимся к положениям п. 5 ст. 78 НК РФ, которые определяют порядок и сроки для самостоятельного осуществления зачета сумм переплаты налоговым органом. Им, в частности, установлено, что решение о проведении зачета должно быть принято налоговой инспекцией в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда.

Как видим, названная норма определяет временные границы для принятия решения о проведении зачета и не устанавливает их для обнаружения (выявления) самого факта налоговой переплаты. На это обстоятельство обратили внимание чиновники Минфина в Письме от 22.04.2015 N 03-02-07/2/23112.

Зачет налоговой переплаты возможен и за пределами трех лет

Такой вывод следует из упомянутого Письма. Кто обратился за разъяснения и в чем состояла суть обращения — неизвестно, важно другое. Минфин признал правоту лица, обратившегося к нему, в части толкования налоговой нормы, определенной п. 5 ст. 78 НК РФ.

Иначе говоря, Минфин в Письме N 03-02-07/2/23112 отметил: поскольку данной нормой не установлено временное ограничение для реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет налоговой переплаты, он может быть осуществлен даже за пределами трехлетнего срока. (Со своей стороны добавим, что в случае принятия решения об осуществлении зачета налоговой переплаты в указанных обстоятельствах налоговики должны уведомить об этом факте налогоплательщика.)

В то же время авторы названного Письма напомнили, что зачет просроченной переплаты по инициативе налогового органа может быть осуществлен лишь в отношении той недоимки, которая подлежит взысканию во внесудебном порядке. Поясним сказанное.

Общеизвестно, что сроки, установленные ст. ст. 46 — 48, 69, 70 и 78 НК РФ, на принудительное взыскание налоговой недоимки являются пресекательными. Истечение этих сроков означает невозможность принудительного взыскания недоимки в любой форме, в том числе посредством проведения зачета имеющейся налоговой переплаты в счет задолженности по налогам, пени, штрафам. Получается, что в силу ст. 78 НК РФ зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки, по которой установлены сроки на принудительное взыскание, невозможен. Изначально данная позиция была изложена Президиумом ВАС в Постановлении от 15.09.2009 N 6544/09 по делу N А40-29363/07-143-140, а впоследствии поддержана Пленумом ВАС в Постановлении от 30.07.2013 N 57. Так, в п. 32 Постановления N 57 отмечено: зачет является особой формой принудительного взыскания налога, на него надлежит распространять общие положения Налогового кодекса, определяющие сроки реализации налоговыми органами права на принудительное взыскание налогов, пеней, штрафов. Следовательно, соответствующие положения ст. ст. 78 и 79 НК РФ не могут толковаться как допускающие проведение по инициативе налогового органа зачета излишне уплаченного (взысканного) налога, пеней, штрафа в счет погашения задолженности, возможность принудительного взыскания которой утрачена. Кроме того, принудительный (то есть по инициативе налогового органа) зачет указанных сумм не может быть осуществлен в счет погашения задолженности, которая в силу положений ст. 45 НК РФ подлежит взысканию в судебном порядке.

Резюмируем сказанное. Как видно из Письма N 03-02-07/2/23112, Минфин не возражает против реализации налоговым органом права на самостоятельный зачет сумм излишне уплаченной суммы налога в счет имеющей задолженности даже по истечении трех лет с момента уплаты данной суммы. Что это дает налогоплательщику? Во-первых, шанс, что подобная просроченная переплата «не повиснет» и будет зачтена в счет недоимки по инициативе налоговиков, хотя шанс на подобный зачет невелик, поскольку его осуществление — это право, а не обязанность налоговиков. Во-вторых, сам факт наличия подобной переплаты может стать своеобразной «защитой» пеней и штрафов при проверках. Ведь, как отмечено в Письме Минфина России от 05.06.2014 N 03-05-04-03/27098, Налоговый кодекс не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов (в том числе государственных пошлин), со дня уплаты которых прошло более трех лет.

Между тем (как упоминалось выше) сумма просроченной налоговой переплаты может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Аргументы за подобные действия и против них рассмотрим далее.

Можно ли признать безнадежным долгом просроченную налоговую переплату?

Представим кратко суть спорной ситуации.

Понятие безнадежного для целей налогообложения долга раскрыто в п. 2 ст. 266 НК РФ. Данным пунктом определены также условия (их несколько) для признания долга безнадежным. Причем для признания долга таковым вовсе необязательно выполнение всех условий, достаточно хотя бы одного из них. Но при наличии сразу нескольких оснований для квалификации долга безнадежным он признается таковым в периоде возникновения первого из них (см. Письмо Минфина России от 22.06.2011 N 03-03-06/1/373).

<*> Согласно п. 1 ст. 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ.

<**> Минфин считает: долг становится безнадежным, если на основании п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращено в связи со смертью должника — физического лица и оно не может быть исполнено без его личного участия либо иным образом неразрывно связано с личностью должника (см. Письмо от 19.04.2012 N 03-03-06/2/39).

<***> Невозможность исполнения обязательства должна быть подтверждена актом государственного органа, например постановлением пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства. Условиями признания долга безнадежным на основании постановления пристава-исполнителя являются (п. 2 ст. 266 НК РФ):

— невозможность установления места нахождения должника, его имущества либо получения сведений о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, вкладах или на хранении в кредитных организациях;

— отсутствие у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, при условии, что все принятые приставом-исполнителем меры по его отысканию оказались безрезультатными.

Формально положения п. 2 ст. 266 НК РФ можно применить и к суммам «просроченной» налоговой переплаты, а не только к долгам, возникшим в результате операций по реализации. По меньшей мере, никаких оговорок на этот счет в обозначенном пункте (в отличие от п. 1 названной статьи, в котором раскрыто понятие сомнительного долга) не содержится. Следовательно, независимо от статуса должника (будь то контрагент или бюджет) задолженность признается безнадежной при выполнении хотя бы одного из вышеперечисленных условий (например, при истечении срока исковой давности).

В то же время существует п. 4 ст. 270 НК РФ, в котором установлен запрет на учет в составе налоговых расходов сумм налогов. А это значит, что квалификация суммы налоговой переплаты в качестве безнадежной дебиторской задолженности в смысле п. 2 ст. 266 НК РФ может вызвать претензии контролеров. И, как показывает правоприменительная практика, подобные проблемы действительно возникают.

Налоговая переплата не может быть признана безнадежным долгом

Подобный вывод сделан финансистами в Письме от 08.08.2011 N 03-03-06/1/457. В данном Письме они рассуждают так. Пунктом 1 ст. 252 НК РФ предусмотрено, что расходами, уменьшающими облагаемую базу по налогу на прибыль, признаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

В силу п. 4 ст. 270 НК РФ суммы налога на прибыль вообще не могут учитываться в составе налоговых расходов.

Излишне уплаченные суммы налога возвращаются или засчитываются по заявлению налогоплательщика в порядке, установленном ст. 78 НК РФ. Подать подобное заявление он может в течение трех лет со дня уплаты налога. Если предоставленное законом право им не реализовано, то переплату по налогам нельзя считать дебиторской задолженностью и признавать безнадежной для целей налогообложения прибыли.

Иначе говоря, причиной возникновения «просроченной» налоговой переплаты является нерасторопность самого налогоплательщика, который своевременно не обратился с просьбой вернуть ее или зачесть в счет имеющейся недоимки по другим налогам (пеням, штрафам).

Какой же выход из сложившейся ситуации видят финансисты (ведь переплата в любом случае есть)? Ответ на поставленный вопрос содержится в Письме Минфина России от 11.02.2013 N 03-02-07/1/3225. Указав в нем на отсутствие в Налоговом кодексе специального порядка списания просроченной налоговой переплаты, чиновники рекомендовали налогоплательщикам в случае пропуска трехлетнего срока обращаться в инспекцию по месту нахождения с заявлением о списании соответствующей суммы переплаты. Полагаем, не нужно пояснять, что в данном случае речь идет о списании суммы переплаты из лицевого счета налогоплательщика (из так называемой карточки расчетов с бюджетом), а не списании сумм в расходы.

Итак, согласно официальной позиции (представленной, в частности, в Письме Минфина России N 03-03-06/1/457) суммы «просроченной» налоговой переплаты налогоплательщик не вправе признать безнадежным долгом и учесть в расходах, уменьшающих налогооблагаемую прибыль. Единственное, что ему рекомендовано в данной ситуации, — обратиться в инспекцию с просьбой о списании указанной переплаты.

В судебной практике в отношении обозначенной переплаты сформирован иной подход.

Положения п. 4 ст. 270 НК РФ на налоговую переплату не распространяются

Такого мнения по анализируемой ситуации придерживаются арбитражные суды. Оно обусловлено, в частности, позицией КС РФ, высказанной еще в Определении от 08.02.2007 N 381-О-П. В п. 2 данного Определения указано следующее. Налог — необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, поскольку иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. В случае допущения налогоплательщиком переплаты некой суммы налога в текущем налоговом периоде на данную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности, поскольку ее уплата в таком случае произведена при отсутствии законного на то основания.

Что из этого следует? То, что излишне уплаченная сумма налога по своей природе налогом (как он определен в ст. 17 НК РФ) как раз и не является. Значит, по истечении срока исковой давности ее можно признать безнадежным долгом на основании п. 2 ст. 266 НК РФ и признать в налоговых расходах.

Например, в Постановлении ФАС ВСО от 13.06.2012 по делу N А78-5404/2011 отмечено: довод налоговой инспекции о том, что сумма переплаты в отношении налога на прибыль не может быть зачислена в расходы на основании п. 4 ст. 270 НК РФ, не может быть признан состоятельным, поскольку при такой позиции к налогу неправомерно относится сумма переплаты, которая налогом не является.

Согласилась с приведенным выводом и коллегия судей ВАС, которая в Определении от 08.11.2012 N ВАС-12510/12 указала: в целях гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет также может быть признана безнадежным долгом, поскольку на названную сумму распространяются все конституционные гарантии права собственности ввиду того, что уплата налога в данном случае произведена при отсутствии законного основания.

Аналогичный вывод сделан арбитрами ФАС МО в Постановлении N Ф05-13700/2013 по делу N А40-155004/12-91-681 <1> в отношении переплаты по налогу на имущество. Суть его также состоит в том, что в целях применения гл. 25 НК РФ переплата налога в бюджет может быть признана безнадежным долгом и учтена в расходах по истечении трехлетнего срока, установленного п. 7 ст. 78 НК РФ для подачи заявления о возврате или зачете сумм переплаты.

<1> Определением ВАС РФ от 24.03.2014 N ВАС-2849/14 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС для пересмотра в порядке надзора.

Учитывая наличие сразу двух Определений ВАС с аналогичными суждениями, в основе которых лежит правовая позиция КС РФ, полагаем, можно сделать вывод об имеющейся положительной для налогоплательщиков тенденции при разрешении споров, возникших в схожих ситуациях.

Вместо заключения

Как следует из данной статьи, в судьбе «просроченной» налоговой переплаты могут поучаствовать обе стороны налоговых правоотношений.

Инспекторам, судя по Письму Минфина России N 03-02-07/2/23112, не возбраняется по собственной инициативе зачесть ее в счет имеющейся у налогоплательщика недоимки. Но проведение зачета налоговой переплаты за пределами трехлетнего срока — это право, а не обязанность налогового органа. Поэтому если последний все-таки не реализует данное право, налогоплательщик может учесть сумму переплаты (как безнадежный долг) во внереализационных расходах. Правомерность подобных действий инспекторы, скорее всего, попытаются оспорить (см. Письмо Минфина России N 03-03-06/1/457). Однако у налогоплательщиков (учитывая приведенные примеры судебных актов) есть весьма неплохие шансы выиграть спор в суде.

Но хотим предостеречь налогоплательщиков: изложенный подход к признанию «просроченной» налоговой переплаты не следует применять в отношении сумм НДС, которые компания не возместила из-за пропуска трехлетнего срока, установленного п. 2 ст. 173 НК РФ. И вот почему.

Во-первых, с 1 января 2015 г. вступил в силу п. 1.1 ст. 172 НК РФ, которым установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные п. 2 ст. 171 НК РФ, могут быть заявлены в налоговых периодах в пределах трех лет после того, как приняты на учет приобретенные на территории РФ товары (работы, услуги), имущественные права или товары, ввезенные на территорию РФ и территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Во-вторых, арбитры по данному вопросу, как правило, принимают сторону контролеров. Они считают, что сумма НДС, в возмещении которой было отказано по причине пропуска трехлетнего срока на заявление вычета, не может быть признана убытком, поскольку пропуск трехлетнего срока для заявления вычетов не трансформирует налог, в возмещении которого отказано, в задолженность перед налогоплательщиком. По правилам ст. 170 НК РФ принять «входной» налог в состав расходов по налогу на прибыль можно только в случае его учета в стоимости поименованных в названной статье товаров (работ, услуг), в том числе основных средств и нематериальных активов. Повторное включение НДС в состав расходов по налогу на прибыль на основании ст. 252 НК РФ в качестве затрат, понесенных при осуществлении деятельности, направленной на получение дохода, неправомерно. Таким образом, наличие абстрактного (ничем не подтвержденного) права на возмещение НДС не является доказательством наличия долга, который может быть признан в качестве безнадежного в целях гл. 25 НК РФ (см., например, Постановление АС МО от 26.11.2014 N Ф05-13465/2014 по делу N А40-11707/14 <2>).

<2> Определением ВС РФ от 24.03.2015 N 305-КГ15-1055 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства.

О.П.Гришина

«Пищевая промышленность: бухгалтерский учет и налогообложение», 2015, N 12

Что такое переплата по кредиту?

Перед тем, как оформить любой кредит вы должны знать, сколько вы за него отдадите в конечном счёте. Если вы думаете, что о переплате вам скажет только процентная ставка, то ошибаетесь.
Переплата по кредиту – это сумма всех платежей за использование банковского кредита. То есть заёмщик вместе с полной суммой долга должен вернуть плату за него и нести иные расходы, связанные с обслуживанием кредита. Именно поэтому нельзя ориентироваться только на процентную ставку. Кроме неё может быть комиссия за рассмотрение кредитной заявки, комиссия за внесение платежей при оплате через другие банки, необходимость страховки и так далее.
Переплата по кредиту зависит от его типа и может включать:

  • для кредитов наличными: процентную ставку + комиссию за внесение средств на счёт через другие банки;
  • для автокредитов и ипотеки: процентную ставку + комиссию за внесение средств на счёт через другие банки + страхование от различных рисков;
  • для займов через кредитные карты: плату за ежегодное обслуживание карты + процентную ставку + комиссию за снятие наличных через банкомат + комиссию за внесение средств на счёт через другие банки.

Также нельзя забывать, что дополнительные расходы могут возникнуть при нарушении сроков возврата долга – банк будет начислять штрафы, которые также нужно платить.
Как можно снизить величину переплаты?

  • Откажитесь от кредитов с комиссиями, либо используйте инструменты для их избегания. Например, выбирайте такие кредиты, где нет платы за оформление документов или возвращайте долг только через кассу/банкомат того банка, где оформлялся займ.
  • Досрочно погашайте кредит. Если ваш доход позволяет, то с каждой зарплаты отдавайте больше, чем это предусмотрено договором. Чем быстрее вернёте долг, тем меньше заплатите процентов за его использование.
  • Если занимаете по кредитным картам, то возвращайте деньги в льготный период. Большинство карт имеют грейс-период равный 50 дням, в течение которых банк не начисляет проценты за использование средств. Если соблюсти все условия, то деньги будут заимствованы бесплатно.

Как использовать просроченную налоговую переплату

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 сентября 2011 г.

Содержание журнала № 18 за 2011 г.Н.А. Мартынюк, эксперт по налогообложению

Заявление на возврат или зачет налоговой переплаты можно подать в инспекцию только в течение 3 лет со дня излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ. А если 3 года прошли? Все, деньги навсегда остаются в бюджете? Ничего подобного, вы по-прежнему можете их использовать. Есть несколько способов это сделать.

Проверяем, действительно ли истекли 3 года

Сроки для подачи в ИФНС заявления на возврат (зачет) налоговой переплаты такиепп. 7, 14 ст. 78, пп. 3, 9 ст. 79 НК РФ:

  • для излишне уплаченного налога — 3 года со дня уплаты налога;
  • для излишне взысканного налога — 1 месяц со дня, когда стало известно о факте излишнего взыскания налога, или со дня вступления в силу решения суда.

Но если вашу переплату сформировали авансовые платежи по налогу, то 3 года, отведенные для подачи в инспекцию заявления о возврате и зачете, исчисляются иначе. Недавно ВАС РФ указалПостановление ВАС РФ от 28.06.2011 № 17750/10, что в таких случаях 3 года отсчитывают не от даты перечисления суммы авансового платежа в бюджет, а от дня, на который приходится:

  • <или>дата подачи декларации по налогу за весь налоговый период, если она была сдана вовремя;
  • <или>крайний срок подачи такой декларации, если вы сдали ее с опозданием.

К примеру, переплату сформировали авансовые платежи по налогу на прибыль за I квартал 2008 г., уплаченные 28 апреля 2008 г. Если декларацию по этому налогу за 2008 г. вы сдали 28 марта 2009 г. (то есть за 2 дня до крайнего срока ее представления), то днем для отсчета 3 лет на подачу заявления о зачете или возврате будет именно 28 марта 2009 г. Таким образом, последний день для подачи заявления на возврат или зачет переплаты — 29 марта 2012 г., а вовсе не 29 апреля 2011 г., как склонны считать налоговики. И если инспекция вам откажет, то вы сможете обжаловать отказ в арбитражном суде в обычном порядке.

Если же вернуть налог через ИФНС действительно нельзя, действуем так.

ВАРИАНТ 1. Используйте переплату, не требуя ее возврата

Сначала нужно получить результаты сверки, в которых будет отражена переплата, и написать в инспекцию заявление на ее возврат, несмотря на то что 3 года с момента излишней уплаты налога уже прошлип. 7 ст. 78 НК РФ. Скорее всего, инспекция в возврате откажет. Однако, подав заявление и получив отказ, вы зафиксируете, что в инспекцию за возвратом денег вы обращались. Дальше у вас есть несколько путей.

Используйте переплату как «налоговую подушку»

Она избавит вас от пеней и штрафов в случае, если инспекция выявит возникшую после излишней уплаты налога недоимку по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в размере меньшем, чем сумма переплаты, или равном ейп. 42 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5; Постановления ФАС ВСО от 16.03.2010 № А58-7447/09; ФАС СЗО от 31.10.2008 № А42-1477/2008; Письмо Минфина России от 29.09.2005 № 03-02-07/1-251. То, что 3 года с момента излишней уплаты истекли, вовсе не означает, что переплата «сгорела», и не отменяет того факта, что бюджет получил денег больше, чем должен был. Поэтому казна от выявленной инспекторами недоплаты налога ничего не потеряла, а значит, не должно быть ни пеней, ни штрафа.

Из авторитетных источников

ПЕТРОВА Светлана Михайловна Судья Высшего арбитражного суда РФ, кандидат юридических наук, доцент

“Недоимка — это задолженность налогоплательщика перед соответствующим бюджетом по уплате конкретного налога. Если на момент возникновения недоимки у налогоплательщика имеется переплата по налогам, перечисляемым в те же бюджеты, в сумме большей, чем недоимка, или равной ей, то занижение налога не приводит к возникновению задолженности перед бюджетом.

Это правило применяется и тогда, когда такая переплата не может быть возвращена налогоплательщику по его заявлению из-за того, что пропущен трехлетний срок на его подачу. Соответственно, налогоплательщику не могут быть начислены пени, которые являются компенсацией потерь бюджета, и с него нельзя взыскать штраф по ст. 122 НК РФ”.

Используйте переплату для погашения недоимки

…по другим налогам, задолженности по пеням и штрафам, в том числе и задолженности по текущим платежам в бюджет.

Дело в том, что КС РФ указал: п. 7 ст. 78 НК РФ, который ограничивает срок подачи заявления на возврат и зачет переплаты 3 годами, «не определяет срок, за пределами которого налоговый орган не вправе произвести зачет суммы излишне уплаченного налога в счет… недоимки и задолженности по пеням»п. 3 мотивировочной части Определения КС РФ от 08.02.2007 № 381-О-П.

То есть зачет по заявлению налогоплательщикап. 4, абз. 3 п. 5, п. 7 ст. 78 НК РФ и зачет в счет имеющейся недоимки (пеней, штрафов), который инспекция обязана сделать самостоятельноабз. 1, 2 п. 5 ст. 78 НК РФ, — совершенно разные зачеты. Для первого срок подачи заявления ограничен 3 годами, для проведения второго срок не ограничен вовсе.

Таким образом, через 3 года после излишней уплаты налога вы лишаетесь не переплаченных в бюджет денег, а возможности указать инспекции, что с ними делать (вернуть, либо зачесть в счет будущих платежей по этому или другим налогам, либо зачесть в счет названных вами недоимки, пеней или штрафов). С этого момента переплата может идти только на погашение недоимок по другим налогам (причем только таких, сроки взыскания которых не истеклиабз. 2 п. 5 ст. 78 НК РФ). А какие из таких недоимок погашать переплатой, налоговики решают сами. Инспекция обязана закрывать задолженность переплатой самостоятельно. Срок — 10 рабочих дней с моментаПостановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009:

  • <или>составления акта сверки, в котором отражена недоимка;
  • <или>обнаружения переплаты;
  • <или>вступления в силу решения суда, которым подтверждено существование переплаты.

Но от инспекции ждать такого автоматического зачета, скорее всего, бесполезно. Поэтому все-таки письменно попросите провести зачет. Если инспекция переплату не зачтет, то придется дождаться требования на уплату недоимки и затем обращаться в суд, чтобы:

  • <или>признать недействительным требование;
  • <или>обязать инспекцию провести зачет.

Правда, обяжет ли суд сделать зачет переплаты, которой уже более 3 лет, неизвестно. По крайней мере, однажды суд поддержал именно налоговиковПостановление ФАС СЗО от 22.12.2009 № А05-10308/2009.

ВАРИАНТ 2. Попытайтесь вернуть переплату через суд

Вернуть переплату через суд можно, заявив иск о возврате излишне уплаченных в бюджет денег в течение 3 лет со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о переплате налогаст. 196, п. 1 ст. 200 ГК РФ; п. 3 ст. 79 НК РФ; Определение КС РФ от 21.06.2001 № 173-О; Постановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, от 08.11.2006 № 6219/06. И этот момент далеко не всегда совпадает с днем излишней уплаты налогап. 7 ст. 78 НК РФ. Но прежде нужно обратиться в инспекцию с заявлением о возврате переплаты, несмотря на почти стопроцентную вероятность получить отказ. Без этого суд может не принять ваш искп. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5.

“Если налогоплательщик пропустил срок на возврат налоговой переплаты через налоговую инспекцию, то обращение в суд с требованием вернуть излишне уплаченную сумму налога следует расценивать как заявление имущественного характера. Поэтому размер госпошлины будет исчисляться от суммы налогаподп. 1 п. 1 ст. 333.21 НК РФ.

Обычно такие дела рассматривают судьи налогового состава”.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна
ВАС РФ

Как показывает арбитражная практика, доказать, что организация узнала об излишней уплате налога позже момента его уплаты, непросто. Однако если есть желание, то побороться за возврат денег можно.

СИТУАЦИЯ 1. Вы узнали о переплате из акта сверки. Тогда вы можете настаивать, что именно день получения акта сверки является моментом, от которого должны отсчитываться 3 года для обращения в суд с иском о возврате налогаПостановления Президиума ВАС РФ от 13.04.2010 № 17372/09, от 08.11.2006 № 6219/06.

СИТУАЦИЯ 2. У вас есть документ, который подтверждает, что организация узнала о переплате меньше 3 лет назад (то есть что 3 года исковой давности начали течь не с момента излишней уплаты, а позже). Это может быть:

  • <или>составленное менее 3 лет назад заключение внешних аудиторов или налоговых консультантов, где они указывают вам на обнаруженную ими ошибку в расчете налога, которая привела к переплатеПостановление ФАС ЗСО от 29.12.2010 № А45-29759/2009;
  • <или>появившееся менее 3 лет назад постановление ВАС РФ по спорному вопросу, разрешающее его в вашу пользу. Например, вы в какой-то неоднозначной ситуации платили налог, а потом ВАС РФ пришел к выводу, что в таком случае платить налог не нужно. С даты судебного акта ВАС РФ и начинается отсчет трехлетнего срока исковой давностиПостановления ФАС УО от 14.02.2011 № Ф09-256/11-С3, от 21.12.2010 № Ф09-10010/10-С2; подп. 1 п. 1 ст. 304 АПК РФ;
  • <или>ваше заявление в инспекцию о возврате налогаПостановления ФАС УО от 18.12.2008 № Ф09-3027/08-С3, от 29.11.2010 № Ф09-9846/10-С3; ФАС ЦО от 23.09.2008 № А64-7140/07-13.

СИТУАЦИЯ 3. Вашу переплату инспекция некоторое время зачитывала в счет текущих налоговых платежей. В этом случае настаивайте, что вы узнали о переплате только тогда, когда инспекция начала ее зачитыватьПостановление ФАС УО от 15.12.2008 № Ф09-9393/08-С3. Это возможно, если есть какой-то документ от инспекции, подтверждающий зачет (например, решение или извещение инспекции о зачете в рамках п. 5 ст. 78 НК РФ).

Учтите, что бесполезно настаивать на том, что трехлетний срок исковой давности для возврата налога через суд — от какого бы момента он ни отсчитывался — прерывается и начинает течь заново, когда инспекция самостоятельно стала зачитывать переплату в счет других платежей либо отразила ее в акте сверкист. 203 ГК РФ; Постановления ФАС ВВО от 24.02.2009 № А28-5660/2008-155/21, от 16.02.2009 № А43-5795/2008-40-86; ФАС ПО от 11.02.2010 № А65-11889/2009; ФАС СКО от 04.03.2010 № А32-7594/2009-51/103; ФАС МО от 27.01.2011 № КА-А40/17087-10.

“Правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности не действуют в налоговых правоотношениях. Да и о самом сроке исковой давности в этих случаях говорить нельзя. Ведь в ст. 2 ГК РФ установлено, что гражданское законодательство к налоговым правоотношениям не применяется. Действительно, Конституционный суд указал, что пропуск трехлетнего срока для подачи в налоговый орган заявления о возврате излишне уплаченного налога не мешает налогоплательщику обратиться в суд с требованием о возврате этой переплаты в течение срока, равного общему сроку исковой давности. Но таким образом КС РФ просто очертил срок давности взыскания, срок обращения в суд в подобных случаях. И это вовсе не означает, что правила ГК РФ о прерывании срока исковой давности могут применяться к налоговым правоотношениям”.

ПЕТРОВА Светлана Михайловна
ВАС РФ

СИТУАЦИЯ 4. Инспекция письменно не сообщила вам о числящейся в карточке расчетов с бюджетом излишней уплате. Настаивайте, что срок давности не пропущен, поскольку налоговики не выполнили свою обязанность проинформировать вас о выявленной переплатеп. 3 ст. 78 НК РФ. Некоторые суды приходят к выводу, что и в таких случаях 3 года исковой давности должны отсчитываться с даты акта сверки, из которого налогоплательщик узнал о переплатеПостановления ФАС ДВО от 11.07.2011 № Ф03-2746/2011; ФАС СЗО от 08.04.2011 № А56-25060/2010; ФАС ПО от 21.04.2010 № А49-9726/2009.

Доказать, что 3 года исковой давности нужно отсчитывать с даты подачи вами уточненной декларации, в которой вы показали переплату, вряд ли получитсяПостановление Президиума ВАС РФ от 25.02.2009 № 12882/08.

ВАРИАНТ 3. Уменьшите налог текущего периода

Это возможно, если переплата — следствие ошибки, которая привела к завышению налоговой базы в прошлом периоде (например, вы занизили расходы или завысили доходы)п. 1 ст. 54 НК РФ. Вы можете сделать вид, что ошибку обнаружили только сейчас. А такие ошибки п. 1 ст. 54 НК РФ позволяет исправлять в периоде их выявления.

Увы, и этот способ, скорее всего, приведет вас в суд. Ведь в Минфине считают, что таким образом можно исправить ошибки не «старше» 3 летПисьма Минфина России от 05.10.2010 № 03-03-06/1/627, от 04.08.2010 № 03-03-06/2/139.

***

Еще один возможный способ использовать просроченную переплату — списать ее на «прибыльные» расходы как безнадежный долг. Однако без спора с налоговиками сделать это не получится. Этим летом Минфин разъяснил, что такую переплату нельзя считать безнадежной дебиторской задолженностью и списывать в налоговые расходы за истечением срока давности возвратаПисьмо Минфина России от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457.

Другие статьи журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» на тему «Зачет / возврат налогов»:

Бывают ситуации, когда уплаченная сумма налога превышает необходимую. Законодательство предусматривает возврат таких «излишков», но лишь до истечения установленного срока. Рассказываем про срок давности возврата переплаты по налогам.

Почему появляются «лишние» налоговые платежи

Излишне уплаченный налог далеко не всегда возникает из-за существенных недостатков в учете. Иногда к переплате приводят и банальные технические сбои или опечатки.

Основные причины перечисления в бюджет «лишних» средств следующие:

  1. Ошибка при расчете. Ситуации здесь могут быть самыми различными, в зависимости от вида платежа: завышение облагаемой базы, неправильное применение ставок, неиспользование положенных льгот и т.п.
  2. Ошибка при перечислении. Тут речь идет о технических опечатках при заполнении платежек.
  3. Переплата по авансам. Многие налоги с годичным периодом предусматривают ежеквартальную уплату авансов. Поэтому, если в конце года произошло существенное снижение облагаемой базы, то ранее перечисленные суммы могут превысить налог, рассчитанный за период в целом.

Теоретически переплата может возникнуть по любому налогу. Но на практике речь обычно идет об «оборотных» обязательных платежах: НДС, налог на прибыль, а для спецрежимов — УСН.

По налогам, которые платятся на основе физических показателей (земельный, транспортный, ЕНВД и т.п.), переплата возникает намного реже.

Это понятно — площадь зданий или количество транспортных средств учесть относительно несложно, да и меняются они далеко не так часто и существенно, как показатели выручки или затрат.

Возврат и зачет переплаты по страховым взносам

Как выявить переплату

Для обнаружения любых ошибок в учете необходима налаженная система внутреннего контроля.

Если речь идет о расчетах, то основным методом проверки их корректности является регулярная сверка с контрагентами, в данном случае — с налоговиками.

Сверять данные по обязательным платежам нужно не реже раза в квартал. А крупным компаниям, которые имеют «разветвленный» бизнес и платят множество налогов, лучше делать это ежемесячно.

Хотя закон и обязывает чиновников сообщать бизнесменам о выявленных переплатах (п. 3 ст. 78 НК РФ), но рассчитывать на это не следует. Ведь любой возврат из бюджета — это «минус» для отчетных показателей ИФНС. А каких-либо наказаний для налоговиков за несообщение этих сведений не предусмотрено.

Поэтому бизнесмену необходимо полностью брать процесс сверки в свои руки, не надеясь на чиновников.

Закон предусматривает два варианта «использования» налогоплательщиком переплаты — зачет и возврат.

Причем зачесть «лишние» платежи можно только в счет выплат, зачисляемых в тот же бюджет или внебюджетный фонд (п. 1 и 1.1 ст. 78 НК РФ).

Если же бизнесмен решил вернуть переплату живыми деньгами, то налоговики все равно имеют право сначала провести зачет имеющейся задолженности перед соответствующим бюджетом (п. 5 и 6 ст. 78 НК РФ).

По мнению Высшего Арбитражного Суда, такой зачет — вид принудительного взыскания. Поэтому чиновники должны выполнить всю соответствующую процедуру: направить налогоплательщику требование и, только в случае его неисполнения, вынести решение (определение ВАС РФ от 21.02.2008 г. № 1395/08).

Руководителю, желающему избежать судебных разбирательств, в первую очередь следует изучить результаты сверки расчетов и направить заявление о возврате уже с учетом имеющейся недоимки.

Указанное заявление можно подать в ИФНС как на бумаге, так и онлайн, заверив его усиленной квалифицированной электронной подписью.

При заполнении документов на возврат нужно использовать формы, утвержденные письмами ФНС РФ: на бумажном носителе — № ММВ-7-8/182@ от 14.02.2017, в электронном виде – от 18.03.2019.

На возврат средств закон отводит налоговикам месяц, причем в течение первых 10 дней они должны принять решения и еще через 5 дней — сообщить о нем заявителю (п. 6, 8, 9 ст. 78 НК РФ). При пропуске срока возврата начисляются пени по ставке рефинансирования ЦБ РФ.

Налоговая не возвращает переплату по налогу, что делать?

Бизнесмен должен заявить о своем желании зачесть или вернуть переплату в течение 3 лет с момента ее появления (п. 7 ст. 78 НК РФ). О том, как быть, если этот срок уже прошел — расскажем в следующем разделе.

Что делать, если срок для возврата пропущен

Предположим, что три года с момента появления переплаты уже истекли. Значит ли это, что шансов вернуть деньги уже не осталось? Давайте разбираться…

Во-первых, нужно определиться с самим моментом возникновения переплаты.

Многие налоги (например, на прибыль) исчисляются по авансовой схеме. При этом в течение года бизнесмен платит авансы, а окончательный расчет производится на основании годовой декларации.

Возникает вопрос: когда образуется переплата — в момент перечисления промежуточного платежа или при сдаче декларации, формирующей итоговую облагаемую базу за год?

Важно!

По мнению Верховного Суда РФ, точкой отсчета является дата сдачи декларации либо установленный законом срок, если отчет сдан позднее (определение от 03.09.2015 г. № 306-КГ15-6527).

Эту позицию ВС РФ можно распространить и на возврат других обязательных платежей с авансовой схемой уплаты: УСН, налога на имущество и т.п. Кроме того, по мнению судей, даже если три года прошло и с даты подачи декларации, это не исключает возможности вернуть переплату. Ведь нормы ст. 78 НК РФ являются специальными и позволяют налогоплательщикам получить излишне уплаченные средства без обращения в суд.

А если срок, установленный НК РФ, пропущен, то это не лишает бизнесмена права на защиту своих интересов в суде в общем порядке. В данном случае трехлетний срок давности по налоговой переплате будет исчисляться с даты, когда налогоплательщик узнал о ней (например, дата акта сверки).

Нужно отметить, что аналогичную позицию ранее высказывал и ВАС (п. 79 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57).

Важно!

Неполучение информации о переплате от налоговиков не является основанием для продления срока возврата (определение ВС РФ от 30.08.2018 № 307-КГ18-12491). Это еще один аргумент в пользу того, что налогоплательщику необходимо самому инициировать сверку расчетов с ИФНС.

Резюме

Переплата по налогам встречается довольно часто. Ее причиной могут быть как технические ошибки, так и особенности исчисления отдельных видов обязательных платежей.

Закон предоставляет налогоплательщику два варианта «закрытия» переплаты — зачет и возврат.

В обоих случаях НК РФ отводит на подачу заявления три года. С точки зрения высших судебных инстанций, если по налогу предусмотрены авансы, то указанный срок отсчитывается с даты сдачи годовой декларации.

Но даже если три года с этой даты уже прошли, но бизнесмен докажет, что узнал о переплате позднее, он может вернуть свои деньги через суд на общих основаниях.

Поэтому переплаты по техническим причинам исключены. Если же ошибся штатный бухгалтер клиента (еще до передачи учета на аутсорсинг), мы в кратчайшие сроки выявим отклонение и вернем средства в ваш бизнес.

Заказать услугу

Часто просроченную переплату по налогам, со слов ИФНС, нельзя отнести к расходам, уменьшающим базу по налогу на прибыль. Так ли это на самом деле, если вашу компанию в этом вопросе поддерживают налоговый юрист и бухгалтер, читайте в нашей публикации.

Почему у ИФНС и судов неоднозначный подход к просроченной переплате по налогам

В письме ФНС России от 01.11.2013 № НД-4-8/19645@ говорится, что Налоговый кодекс РФ «не определяет основания и порядок списания налоговыми органами излишне уплаченных сумм налогов, сборов, пеней и штрафов, со дня уплаты которых прошло более трех лет». В то же время кодекс никак не препятствует списанию излишне уплаченных в бюджет сумм, в отношении которых истек установленный законом срок для возврата или зачета.

Более того – в письме указано, что инспекция вправе списать переплату, даже если на руках есть вступившее в силу судебное решение об отказе налогоплательщику в восстановлении срока давности для возврата этой суммы. Но на практике налоговики не так лояльны.

Не секрет, что ИФНС предвзято относится к ошибкам в расчетах налогоплательщиков – пусть даже в результате в бюджет поступило больше средств, чем требуется. Списание налоговых переплат подразумевает для инспекторов дополнительную работу.

К тому же, на их взгляд, организации могут использовать заявление об излишнем перечислении денег в счет налогов как повод для необоснованного уменьшения налоговой базы. Поэтому организациям приходится в суде доказывать свое право документально подтверждать и обосновывать наличие переплаты сначала в налоговой, а потом, скорее всего, – в суде.

Инспекторы, как и Минфин в своем письме от 08.08.2011 № 03-03-06/1/457, полагают, что переплата по налогу, по которой истек срок подачи заявления на возврат, к учитываемым расходам не относится. И приводят две причины, по которым нет оснований учитывать во внереализационных расходах пропущенную переплату по налогу:

  1. Она не является дебиторской задолженностью и не признается безнадежным долгом (п. 2 ст. 266 НК РФ).
  2. Суммы налога компания не вправе учитывать в составе расходов (п. 4 ст. 270 НК РФ).

Однако тезисы в статье 266 НК РФ относительно рассматриваемой проблемы достаточно спорные. Например, в ней говорится, что невозможность взыскания долга должен подтвердить судебный пристав в постановлении об окончании исполнительного производства. Таким образом, ИФНС предвосхищает события и заранее решает: суда пока нет, и постановления, следовательно, тоже – а, значит, переплата не соответствует и данному пункту тоже.

Однако, судьи нередко встают на сторону налогоплательщиков. Вот некоторые аргументы, которые суд приводил в защиту своей позиции:

  • По факту переплата налогом не является, это обычная «дебиторка», по которой истек срок исковой давности. А значит, как безнадежный долг она уменьшает налогооблагаемую прибыль.
  • Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Следовательно, довод инспекции о том, что безнадежная задолженность должна быть списана исключительно только по истечении трехлетнего срока с момента уплаты налога, а позже это сделать нельзя, является ошибочной. (Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2013 № Ф05-13700/2013).
  • Неисполнение обязательств по проведению инвентаризации для «обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организации» (предусмотренных ФЗ РФ от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», на который ссылались налоговики) не является основанием для невключения просроченной дебиторской задолженности в состав внереализационных расходов того периода, в котором истек срок исковой давности. (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 июня 2012 г. по делу № А78-5404/2011).

Естественно, успешному завершению судебного производства должна предшествовать тщательная подготовка со стороны бухгалтерии и юристов компании. В частности, при необходимости придется провести аудит, спланировать подачу уточненных налоговых деклараций, пройти сверку, погасить недоимки по другим видам налогов.

Хорошо, если удастся доказать, что у организации не было фактической возможности обнаружить переплату в течение отведенных законодательством трех лет.

Преимуществом является тот факт, что суд оценивает временные обстоятельства выявления организацией переплаты в совокупности с другими условиями дела. Вынося решение, в суде как правило:

  • Устанавливают причину, по которой в бюджет было направлено больше средств, чем следовало. Например, компания перечислила налоги авансом, пока на расчетном счете были деньги, или допустила ошибку в платежном поручении, а обнаружилось это только во время аудита или сверки с налоговиками.
  • Определяют, была ли у организации возможность правильно исчислить налоги по данным первоначальной налоговой декларации.
  • Проверяют изменение законодательства за рассматриваемый налоговый период.
  • Выявляют другие обстоятельства, доказывающие, что организация пропустила установленный законодательством срок по объективным и независящим от нее причинам.

Поэтому лучше поручить эту работу экспертам на аутсорсинг, для которых возврат и списание переплаты налогов являются обычной практикой.

В каких случаях инспекция вправе списать переплату

Естественно, лучше вообще не допускать ошибок в расчетах и перечислении налогов, чем потом их исправлять. Но как вовремя обнаружить, что перечислили в бюджет больше, чем требовалось?

Переплата выявляется путем сравнения сумм налога, подлежащих уплате за определенный период, с платежными документами аналогичного периода, в которых в том числе содержатся сведения о расчетах с бюджетом.

Установить факт переплаты может как сама компания, так и инспекторы – они должны сообщить об этом организации в течение 10 рабочих дней (п. 3 ст. 78 НК РФ). Компания может сама инициировать совместную сверку расчетов с бюджетом – и налоговики обязаны пойти навстречу. Зато, если свериться предложили сотрудники ИФНС, участвовать в этой процедуре – право компании, а не обязанность. Конечно, разумнее не игнорировать предложение инспекторов.

Порядок проведения сверки расчетов установлен в разделе 3 Регламента, утвержденного Приказом ФНС от 09.09.2005 № САЭ-3-01/444@. Если расхождения между данными фирмы и налоговой отсутствуют, то в течение десяти рабочих дней оформляется акт. В случае выявления несоответствий все вопросы должны быть урегулированы не позднее, чем через 15 рабочих дней.

ИФНС вправе списать переплату, если будут соблюдены следующие условия:

  • Компания подала заявление с соблюдением установленных сроков.
  • Вступило в силу решение суда, по которому компании отказали в восстановлении срока давности для возврата переплаченной суммы.
  • Компания не ведет финансово-хозяйственную деятельность и не сдает отчетность. Т.е. переплату нельзя зачесть в счет предстоящих платежей. В этом случае необходимо соблюсти еще несколько условий:
    • У компании нет недоимки по другим налогам и сборам, на погашение которых можно направить переплату.
    • Компания не подавала заявление о возврате или зачете переплаты.

Что делать, если инспекторы отказали

После получения отказа от налоговой компания может попробовать отстоять свои интересы в суде.

На то, чтобы подать иск в суд, у компании есть три года со дня, когда было выявлено нарушение права на своевременный зачет или возврат переплаты. Подтверждением этому служат, например, постановления АС Северо-Кавказского округа от 14.06.2017 № Ф08-3157/2017, АС Московского округа от 18.01.2016 № Ф05-18975/2015 и пр.

Прежде чем начинать тяжбу с налоговиками, заручитесь поддержкой налоговых юристов. Человека, не знакомого со всеми тонкостями подобных дел, инспекторы без труда вынудят отказаться от своей позиции – ведь их цель пополнять бюджет, а не уменьшать налоговую базу, пусть даже и законно.

Налоговые эксперты 1C-WiseAdvice имеют опыт работы в налоговых органах и досконально знают все ходы и уловки, к которым может прибегнуть ИФНС в ходе разбирательства. Для каждого конкретного случая разрабатывается индивидуальная стратегия, которая не оставит налоговикам шансов на успех.

Мы учтем все мельчайшие обстоятельства дела, включая степень формализма в позиции ИФНС. К отстаиванию интересов наших клиентов мы подходим комплексно – поэтому добиваемся максимальных результатов.

Заказать услугу

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *