НДФЛ в Казахстане

>Какими налогами облагается заработная плата работника-нерезидента?

Вопрос

В ТОО (ОУР) в мае 2018 года принят на работу гражданин РФ. При оформлении кадровых документов, работник предоставил паспорт РФ, вида на жительство в РК нет.

Какими налогами, взносами и отчислениями будет облагаться начисленная заработная плата сотруднику-нерезиденту?

Ответ

ИПН сотрудника-нерезидента

В соответствии со статьей :

«Исчисление ИПН по доходам, подлежащим налогообложению у источника выплаты, с учетом положений, предусмотренных пунктом 2 статьи 319 настоящего Кодекса, производится налоговым агентом без осуществления налоговых вычетов путем применения ставки, установленной пунктом 1 статьи 320 настоящего Кодекса (прим. 10%), к сумме следующих доходов физического лица-нерезидента, включая доходы, определенные пунктом 1 статьи 322 настоящего Кодекса (прим. от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями)».

Таким образом, с дохода сотрудника-нерезидента производится удержания ИПН в размере 10% без предоставления налоговых вычетов.

ОПВ сотрудника-нерезидента

В соответствии со статьей 2 Закона от 21 июня 2013 года № 105-V:
«Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, пользуются правом на пенсионное обеспечение наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами».

Согласно статье 98 :
«Социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. Пенсионное обеспечение трудящихся государств-членов и членов семьи регулируется законодательством государства постоянного проживания, а также в соответствии с отдельным международным договором между государствами-членами».

Таким образом, с дохода сотрудника-нерезидента (без вида на жительство), ОПВ не удерживаются.

СО за сотрудника-нерезидента

В соответствии со статьей 8 Закона РК от 25 апреля 2003 года № 405.
«Обязательному социальному страхованию подлежат работники, самостоятельно занятые лица, включая иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Казахстан и осуществляющих деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан, за исключением лиц, достигших возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан.

Если международным договором, ратифицированным РК, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Согласно статье 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Таким образом, работодатель оплачивает за работника-нерезидента РК социальные отчисления в размере 3,5%, если такой работник является гражданином государства-члена ЕАЭС.

СН за сотрудника-нерезидента

В соответствии со НК РК:
«Объектом налогообложения .. являются расходы:
1) работодателя по доходам работника, указанным в пункте 1 статьи 322 настоящего Кодекса (в том числе расходы работодателя, указанные в подпунктах 20), 23) и 24) пункта 1 статьи 644 настоящего Кодекса)»;

» Доходы нерезидента из источников в Республике Казахстан
1. Доходами нерезидента из источников в Республике Казахстан признаются следующие виды доходов:
20) доход физического лица-нерезидента от деятельности в Республике Казахстан по трудовому договору (соглашению, контракту), заключенному с резидентом или нерезидентом, являющимися работодателями»

Таким образом, работодатель производит уплату за сотрудника-нерезидента СН в размере 9,5%.

Отчисления на ОСМС за сотрудника-нерезидента

В соответствии со статьей 2 Закона РК :
«2. Иностранцы и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан, а также оралманы пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

3. Иностранцы и члены их семей, временно пребывающие на территории Республики Казахстан в соответствии с условиями международного договора, ратифицированного Республикой Казахстан, пользуются правами и несут обязанности в системе обязательного социального медицинского страхования наравне с гражданами Республики Казахстан, если иное не предусмотрено законами и международными договорами».

Статья 3 «2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в настоящем Законе, то применяются правила международного договора».

Согласно статье 98 Договора о ЕАЭС социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства.

Таким образом, работодатель производит уплату за сотрудника-нерезидента отчислений на ОСМС в размере 1,5%.

Вывод

Налоги, взносы и отчисления по доходам работника-нерезидента, гражданина Российской Федерации, не имеющего вида на жительство:

  • ИПН — 10% без права на вычеты;

  • ОПВ — нет;

  • Социальный налог — 9,5%;

  • Соц отчисления — 3,5%;

  • Отчисления на ОСМС — 1,5%.

>Налоги за иностранного гражданина в Казахстане в 2018 г.

Налоги за работника-иностранца с видом на жительство

За работника-иностранца с видом на жительство работодатель платит те же налоги, что и за гражданина РК, и по тем же ставкам – индивидуальный подоходный налог, социальные отчисления, обязательные пенсионные взносы, отчисления в фонд медицинского страхования. Социальный налог выплачивается в зависимости от системы налогообложения. Так, если ТОО на общеустановленном режиме налогообложения и упрощенной системе налогообложения платит за работника-иностранца социальный налог по ставке 9,5%, то ИП на общеустановленном режиме – 1 МРП за каждого работника, а на упрощенке – не платит вовсе.

Налоги за работника-иностранца без вида на жительство

Иностранец без вида на жительство обязан получить ИИН в управлении госдоходов по месту своего проживания. Только в таком случае он может официально выполнять работы и оказывать услуги на территории РК, а работодатель сможет нанять его и платить за него налоги. В отличие от иностранцев с видом на жительство за таких работников не выплачивается ОПВ, и он не имеет права на льготу по ИПН, то есть не может использовать вычет 1 МЗП.

Ставка НДФЛ для работников из ЕАЭС зависит от резидентства?

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 16 сентября 2016 г.

Содержание журнала № 19 за 2016 г.Е.А. Шаронова, экономист

Договором о Евразийском экономическом союзе предусмотрено: если граждане Беларуси, Казахстана, Армении и Киргизии трудятся в России, их доходы с первого дня работы облагаются по той же ставке, что и для россиян, — 13%ст. 73 Договора о ЕАЭС (подписан в г. Астане 29.05.2014). То есть они по сравнению с иностранцами из других стран имеют привилегию, поскольку доходы нерезидентов облагаются по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ. Казалось бы, все однозначно. Однако контролирующие органы считают, что ставка НДФЛ у работников из стран ЕАЭС по итогам года все-таки зависит от их статуса.

Аргументы Минфина

В недавно выпущенных письмах Минфин разъяснил, что доходы граждан стран — членов ЕАЭС от работы по найму в РФ на основании ст. 73 Договора о ЕАЭС и п. 1 ст. 224 НК РФ с первого дня облагаются по ставке 13%. Но, кроме того, он указал, что по итогам года определяется окончательный статус физлица в зависимости от времени его нахождения в РФ в этом периоде. А это означает следующееПисьма Минфина от 10.06.2016 № 03-04-06/34256, от 14.07.2016 № 03-04-06/41639:

  • <если>по итогам календарного года сотрудники организации не приобрели статус налогового резидента (находились в РФ менее 183 днейп. 2 ст. 207 НК РФ), то их доходы, полученные в этом году, облагаются по ставке 30% и налоговые вычеты (на детей, на лечение, обучение, на приобретение жильяподп. 4 п. 1 ст. 218, п. 2 ст. 219, п. 8 ст. 220, п. 4 ст. 210 НК РФ) им не положены. Ведь на вычеты они вправе претендовать, только когда станут резидентами РФПисьмо Минфина от 09.04.2015 № 03-04-06/20223;
  • <если>по итогам года сотрудники организации стали резидентами РФ, то их доходы облагаются по ставке 13% и им предоставляются все вычеты.

А если гражданин из страны ЕАЭС устраивается на работу в организацию, например, в ноябре или в декабре, то как в этом случае применять норму Договора о ЕАЭС о том, что доходы работника с первого дня работы облагаются по ставке 13%?

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

“Действительно, ст. 73 Договора о ЕАЭС предусмотрено, что доходы граждан из стран ЕАЭС в связи с работой по найму в России облагаются с первого дня работы по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физлиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) в РФ. То есть изначально доходы нерезидентов из стран ЕАЭС должны облагаться по той же ставке, как и у российских граждан, — 13%п. 1 ст. 224 НК РФ. Но если россиянин сначала поработает в РФ, а потом выедет в другую страну, например в Германию, и пробудет там более полугода, а в конце года вернется в РФ, то он станет нерезидентом. И должен будет с доходов за весь календарный год платить НДФЛ по ставке 30%п. 3 ст. 224 НК РФ. При этом никакие налоговые вычеты ему не предоставляютсяп. 4 ст. 210 НК РФ.
А это значит, что гражданин страны — члена ЕАЭС в похожей ситуации окажется в более привилегированном положении по сравнению с гражданином России.
Чтобы уравнять режимы налогообложения граждан стран — членов ЕАЭС и граждан России, было принято соглашение, суть которого заключается в следующем. Если гражданин страны — члена ЕАЭС приехал работать в Россию, его доходы облагаются сразу по ставке 13%. Но при этом резидентом РФ он пока не является. А по истечении 183 дней в текущем календарном году он становится резидентом и эта ставка сохраняется.
Если такой гражданин приехал в Россию и устроился на работу в организацию в ноябре, то доходы за ноябрь облагаются по ставке 13%. Но по итогам года он не является резидентом РФ, поэтому его доходы за ноябрь и декабрь надо облагать по ставке 30%. То есть в декабре его доходы надо пересчитать. А с января следующего года его доходы нужно опять облагать по ставке 13%.
Если гражданин ЕАЭС приехал в Россию и устроился на работу в декабре, то его доходы за этот месяц надо сразу облагать по ставке 30%, поскольку он нерезидент.
Такой подход обусловлен следующим: чтобы наши граждане не были в худшем положении, чем граждане из стран — членов ЕАЭС”.

Аргументы ФНС

ФНС разделяет точку зрения Минфина, только обосновывает ее несколько иначе. Она считает: положение Договора о применении к доходам граждан стран ЕАЭС ставки, установленной для резидентов РФ (13%), вовсе не означает, что эти граждане автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Вопросы признания физлица налоговым резидентом какого-либо из государств — членов ЕАЭС Договором о ЕАЭС не регулируются. В этих целях используются положения национального законодательства соответствующего государства — члена ЕАЭС, в частности для нашей страны — НК РФПисьма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@, от 15.03.2016 № БС-4-11/4273@.

Поэтому, разъясняя порядок заполнения справок 2-НДФЛ за истекший год по таким работникам, ФНС указала, что в поле «Статус налогоплательщика» нужно отразить статус физлица, который определяется по итогам года с учетом положений ст. 207 НК РФ. А именноПисьма ФНС от 16.03.2016 № БС-3-11/1099@, от 15.03.2016 № БС-4-11/4272@, от 15.03.2016 № БС-4-11/4273@:

  • <если>на конец налогового периода работник из ЕАЭС является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 1;
  • <если>на конец года работник из ЕАЭС не является налоговым резидентом РФ, то в этом поле указывается цифра 2.

Что делать работодателям

Если следовать позиции контролирующих органов, то бухгалтеру со дня приема на работу сотрудников из ЕАЭС надо применять ставку 13%, а потом отслеживать их статус для того, чтобы начать применять вычеты с месяца, в котором эти работники станут резидентами РФ. Но в декабре месяце нужно установить их окончательный статус для определения налоговой ставки.

Если выяснится, что по итогам года такой сотрудник является нерезидентом, то с месяца принятия его на работу придется пересчитать налог по ставке 30% вместо 13%. Понятно, после пересчета окажется, что организация недоудержала НДФЛ с доходов работника за год. А при выплате зарплаты за декабрь может получиться так, что бухгалтер не сможет удержать весь долг по НДФЛ. Причем даже в том случае, если вся причитающаяся к выплате сумма пойдет на погашение долга по 30%-му налогу. Как разъяснил Минфин, с 01.01.2016 отменено 50%-е ограничение на удержание НДФЛ из выплачиваемых работнику денежных доходовПисьмо Минфина от 18.07.2016 № 03-04-05/42063.

И как быть с оставшейся суммой: доудерживать НДФЛ при выплате последующих доходов в следующем году или же передать налог на взыскание налоговикам? Вот что нам ответил специалист Минфина.

“В этом случае организация указывает в справке 2-НДФЛ сумму недоудержанного налога по строке «Сумма налога, не удержанная налоговым агентом»утв. Приказом ФНС от 30.10.2015 № ММВ-7-11/485@. И эту справку организация должна представить в свою налоговую инспекцию дважды: не позднее 1 марта — с признаком 2п. 5 ст. 226 НК РФ, а затем в общеустановленный срок, не позднее 1 апреля, — с признаком 1п. 2 ст. 230 НК РФ. А дальше взысканием НДФЛ с этого физлица будет заниматься ИФНС.
Поправками в гл. 23 Кодекса, вступившими в силу с 01.01.2016, предусмотрено, что налогоплательщики, получившие доходы, с которых работодатель не удержал налог (и представил об этом сведения в ИФНСп. 5 ст. 226 НК РФ), уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом уведомления об уплате налогап. 6 ст. 228 НК РФ”.

СТЕЛЬМАХ Николай Николаевич
Советник государственной гражданской службы РФ 1 класса

Ну что ж, можно только порадоваться, что организациям хотя бы не придется самим заниматься взысканием недоудержанного НДФЛ с работников из ЕАЭС.

Конечно, можно попытаться поспорить с проверяющими, доказывая, что 13%-я ставка должна применяться независимо от статуса работника на конец года. Ведь Договор о ЕАЭС — это международный договор, а значит, его нормы приоритетнее норм внутреннего российского законодательствач. 4 ст. 15 Конституции РФ; п. 1 ст. 7 НК РФ. Но стоит ли? Да, безусловно, перерасчет НДФЛ — это дополнительная работа для бухгалтера. Но налог-то все равно уплачивается из доходов физлица. И если он не согласен, то пусть тогда и доказывает ФНС неправомерность ее позиции.

***

Если организация не будет учитывать мнение контролирующих органов, то для нее это чревато штрафом за неправомерное неудержание налога — 20% от неудержанной и не перечисленной в бюджет суммы НДФЛст. 123 НК РФ.

Налоговики сообщили, какой статус налогоплательщика нужно указывать в справке 2-НДФЛ в отношении работников из стран ЕАЭС

Как известно, с 1 января 2015 года вступил в силу договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.14, заключенный республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией, к которому присоединились республика Армения и Киргизская республика. В статье 73 этого договора сказано, что доходы граждан из стран ЕАЭС с первого дня работы по найму облагаются по тем же ставкам, что и доходы физлиц — налоговых резидентов того государства, на территории которого эти иностранные граждане работают. С зарплаты работника — налогового резидента РФ работодатель удерживает НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ). Следовательно, доходы, полученные гражданами стран — участниц ЕАЭС, облагаются НДФЛ по ставке 13 процентов.

Вместе с тем, специалисты ФНС отмечают: применение к доходам граждан из стран — членов ЕАЭС 13-процентной ставки НДФЛ, не означает, что эти лица автоматически признаются налоговыми резидентами РФ. Поэтому, если в налоговом периоде физлицо не является налоговым резидентом РФ, то в справке 2-НДФЛ в графе «Статус налогоплательщика» указывается значение «2». Если же налогоплательщик признается резидентом, то указывается цифра «1» (кроме иностранцев, работающих по найму на основании патента).

Таким образом, если в организации работали сотрудники из стран ЕАЭС, то в поле «Статус налогоплательщика» формы 2-НДФЛ указывается статус, который определяется по итогам налогового периода.

НДФЛ с доходов работников — граждан Белоруссии, Армении, Казахстана

При налогообложении доходов иностранного работника следует учитывать положения международных соглашений между РФ и страной, гражданином которой является работник (ст. 7 НК РФ).

С 1 января 2015 вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года. Статьей 73 Договора предусмотрено, что в случае если одно государство-член (Армения, Беларусь, Казахстан, РФ) в соответствии с его законодательством и положениями международных договоров вправе облагать налогом доход налогового резидента (лица с постоянным местопребыванием) другого государства-члена в связи с работой по найму, осуществляемой в первом упомянутом государстве-члене, такой доход облагается в первом государстве-члене с первого дня работы по найму по налоговым ставкам, предусмотренным для таких доходов физических лиц — налоговых резидентов (лиц с постоянным местопребыванием) этого первого государства-члена. Положения этой статьи применяются к налогообложению доходов в связи с работой по найму, получаемых гражданами государств-членов. Таким образом, доходы в связи с работой по найму, полученные гражданами Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения, с 1 января 2015 года облагаются по налоговой ставке 13%, начиная с первого дня их работы на территории РФ. См. также письма Минфина России от 05.05.2015 N 03-04-05/25727, от 27.01.2015 N 03-04-07/2703.

Соглашение с Республикой Беларусь

Кроме того, между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен Протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года (Санкт-Петербург, 24 января 2006 г.) (далее — Протокол).

В соответствии с п. 1 ст. 1 Протокола вознаграждение, получаемое физическим лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве (в РФ или в Белоруссии) в отношении работы по найму, осуществляемой в другом Договаривающемся Государстве в течение периода нахождения в этом другом Договаривающемся Государстве, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, может облагаться налогом в этом другом Договаривающемся Государстве в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в этом Договаривающемся Государстве.

Следовательно, полученный от российской организации доход гражданина Республики Беларусь, находящегося в РФ не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней, начавшихся в предшествующем календарном году и истекающих в текущем календарном году, облагается по ставке 13%.

Для целей определения статуса налогового резидента в общее время нахождения на территории РФ включается также документально подтвержденное время нахождения белорусских граждан в России, не связанное с работой по найму (п. 4 ст. 1 Протокола). В качестве доказательства нахождения белорусского гражданина на территории РФ могут приниматься любые документы, свидетельствующие о фактическом количестве дней его пребывания в России (например трудовой договор с другим работодателем, копии авиа- и железнодорожных билетов, документы о регистрации гражданина Республики Беларусь по месту пребывания или месту жительства) (см. письма Минфина России от 28.09.2011 N 03-04-06/6-240, от 05.02.2008 N 03-04-06-01/31, письмо ФНС РФ от 16.05.2006 N 04-2-05/3). Вместе с тем, в письме Минфина России от 27.06.2012 N 03-04-05/6-782 разъяснено, что отметка о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства подтверждает право нахождения физического лица в РФ, но не подтверждает фактическое время его нахождения на территории страны. Поэтому для подтверждения времени нахождения на территории России в наличии должны иметься и другие документы, на основании которых можно установить длительность фактического нахождения физического лица в РФ. В письме Минфина России от 24.12.2012 N 03-04-05/6-1426 предлагается время фактического нахождения белорусских граждан в России определять по данным внутреннего учета организации, например, по табелю учета рабочего времени, путевым (маршрутным) листам, приказам и т.п.

В случае прекращения гражданином Республики Беларусь работы по найму до истечения 183 дней его нахождения в РФ, определяемых с учетом пунктов 3 и 4 ст. 1 Протокола, производится перерасчет налоговых обязательств указанного лица по ставкам и в соответствии с порядком, действующими в РФ. Обязанность по уплате уточненной в результате перерасчета суммы налога исполняется физическими лицами самостоятельно. Пени и штрафы в таких случаях не применяются (п. 5 ст. 1 Протокола).

На основании положений Договора о ЕАЭС с 1 января 2015 года не имеет значения, на какой срок был заключен трудовой договор с белорусским гражданином и был ли он прекращен ранее 183 дней. В любом случае трудовые доходы работников из Белоруссии облагаются НДФЛ по общей с российскими резидентами ставке 13%.

Отметим также, что в части налогообложения доходов от продажи имущества граждане Республики Беларусь имеют равные права с гражданами РФ. Налогообложение граждан Белоруссии, также как и российских граждан, зависит от времени их пребывания в РФ и, соответственно, резидентства (см. письмо Минфина России от 03.02.2014 N 03-04-05/4050).

По мнению ФНС России, изложенному в письме от 22.10.2014 N ОА-3-17/3584@, при определении налогового статуса в случае, если уплата НДФЛ производится налогоплательщиком самостоятельно (путем представления налоговой декларации), подсчет 183 дней производится за период с 1 января по 31 декабря календарного года, в котором были получены соответствующие доходы.

Также следует иметь в виду выводы Конституционного Суда РФ, сделанные в постановлении от 25.06.2015 N 16-П. Налоговый статус физического лица — исходя из критерия нахождения его в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев — точно определяется на начало налогового периода, однако в конце каждого налогового периода требует уточнения по итогам этого налогового периода: наличие статуса налогового резидента РФ, устанавливаемого в начале налогового периода на каждую дату выплаты дохода, носит предварительный характер и подлежит уточнению в конце налогового периода в зависимости от продолжительности пребывания физического лица на территории России в данном налоговом периоде, что является основанием для перерасчета НДФЛ, взимавшегося исходя из предварительного налогового статуса лица, который оно имело в начале текущего налогового периода.

Материалы, изученные Конституционным Судом РФ, свидетельствуют о том, что реализация положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995, предусматривающего отличные от установленных НК РФ правила налогообложения, оказывается затруднительной. В правоприменительной практике установленные Протоколом к Соглашению критерии понимаются как подлежащие применению во взаимосвязи с правилами о налоговом периоде — по аналогии с критериями, содержащимися в НК РФ, что приводит к их применению вопреки их действительному смыслу. Между тем, международным Соглашением установлено особое налоговое регулирование, не предусматривающее условия уточнения налогового статуса физического лица по итогам налогового периода и отличающееся тем самым от национальных правил, касающихся определения критериев резидентства физических лиц. Соответственно, и определение лиц, имеющих право воспользоваться таким налоговым регулированием, должно осуществляться на основании критериев, закрепленных в Протоколе, — вне связи с критериями, закрепленными в НК РФ. Иной подход противоречил бы целям и смыслу Соглашения и Протокола как его неотъемлемой части и фактически приводил бы к произвольному отказу России от взятых на себя международных обязательств.

Из этих рассуждений напрашивается вывод о том, что в отношении работников из Белоруссии налоговый статус не должен уточняться по итогам налогового периода.

Обратите внимание, что ФНС России письмом от 05.03.2013 N ЗН-4-13/3634@ для сведения и использования в работе направило письмо Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 11.02.2013 N 4-19/600 о компетентных органах и порядке подтверждения налогового резидентства в рамках применения Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.1995.

Соцстраховские пособия работникам из Беларуси, Казахстана и Армении выплачиваются наравне с россиянами

С 1 января 2015 года вступил в силу Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, участниками которого являются Россия, Республика Беларусь, Республика Казахстан и Республика Армения. Согласно данному Договору социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов их семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства (п. 3 ст. 98 Договора). Это значит, что граждане Республики Беларусь, Республики Казахстан и Республики Армения имеют право на получение всех видов пособий по обязательному соцстрахованию с первого дня их работы на территории РФ, а именно:

— пособия по временной нетрудоспособности;

— пособия по беременности и родам;

— единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности;

— единовременного пособия при рождении ребенка;

— ежемесячного пособия по уходу за ребенком;

— социального пособия на погребение.

При этом статус иностранного гражданина (постоянно или временно проживающий, временно пребывающий) значения не имеет. Работодатели должны уплачивать за них страховые взносы в ФСС в тех же размерах, что и за граждан России (письмо Минтруда России от 5.12.2014 N 17-1/10/В-8313).

Какие документы требовать при приеме на работу

Работники из стран ЕАЭС подают в отдел кадров те же документы, что и российские работники. Их список приведен в статье 65 Трудового кодекса. Дополнительно от граждан стран ЕАЭС нужны документы, подтверждающие законность нахождения на территории РФ. Какие именно, зависит от страны, из которой прибыл работник (см. табл. 1 ниже)

Таблица 1

Документы о законном нахождении в РФ

Наименование страны

Документ

Основание

Республика Беларусь

Паспорт гражданина Республики Беларусь. Миграционная карта не нужна

Приложение N 1 к Соглашению между РФ и Республикой Беларусь от 24.01.2006

Пункт 2 письма ФМС России от 21.01.2005 N МС-2/559

Республика Казахстан

Один из документов:

— вид на жительство;

— разрешение на временное проживание;

— миграционная карта

Пункт 1 статьи 2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ

Нужно ли вставать на миграционный учет

Работники из стран ЕАЭС освобождены от обязанности вставать на миграционный учет в течение первых 30 суток со дня въезда (п. 6 ст. 97 Договора о ЕАЭС). Потом им нужно встать на миграционный учет, или это сделает за них принимающая компания (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»).

Сколько времени работник из страны ЕАЭС может законно находиться в России

Работник из страны ЕАЭС может временно пребывать (проживать) в России столько, сколько действует трудовой или гражданско-правовой договор (п. 5 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Компания может заключить бессрочный или срочный трудовой договор с иностранцем из страны ЕАЭС (ст. 58 и 59 ТК РФ).

Если договор расторгнут досрочно, работнику не придется в срочном порядке покидать Россию, даже если со дня въезда прошло более 90 суток. Но ему нужно в течение 15 дней заключить новый трудовой или гражданско-правовой договор (п. 9 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

Если работник не успеет этого сделать, ему придется выехать из России. Иначе ему на три года со дня выезда будет запрещен въезд в РФ (подп. 12 ч. 1 ст. 27 Федерального закона от 15.08.96 N 114-ФЗ).

Примечание. 90 суток — срок временного пребывания в РФ безвизового иностранца в течение каждого периода в 180 суток (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ).

Нужно ли уведомлять ФМС России о заключении трудового договора

С 2015 года компании обязаны уведомлять миграционную службу о заключении или расторжении трудовых договоров с работниками-иностранцами, в том числе из стран ЕАЭС, по новым формам (п. 8 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ, далее — Закон N 115-ФЗ).

Форма уведомления о заключении трудового договора приведена в приложении N 19 к приказу ФМС России от 28.06.2010 N 147, а о расторжении — в приложении N 20.

Уведомление нужно подать в территориальное отделение ФМС России в течение трех рабочих дней с даты заключения или расторжения договора (п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ).

Если иностранец трудится в России по трудовому договору

Работники из стран ЕАЭС, заключившие трудовой договор, имеют право на те же виды пособий, что и россияне (п. 3 ст. 98 Договора о ЕАЭС), а именно:

— на пособие по временной нетрудоспособности;

— пособие по беременности и родам;

— ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

— единовременное пособие при рождении ребенка;

— единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

— социальное пособие на погребение.

Компания-работодатель обязана выплачивать им пособия (письмо Минтруда России от 05.12.2014 N 17-1/10/В-8313):

— с первого дня работы на территории РФ;

— независимо от миграционного статуса (временно пребывающий, временно проживающий или постоянно проживающий на территории РФ).

Для резидентов и нерезидентов РФ налоговым законодательством предусмотрены различные ставки НДФЛ. Приближается конец года. Организации, в которых работают иностранные работники, должны определиться с ставкой по НДФЛ. Для этого следует внимательно отследить срок пребывания иностранцев в России и учесть другие нюансы нормативно-правовых актов, в том числе международных. Договоры с иностранными государствами предусматривают различные налоговые преференции, а также правила социального страхования иностранных граждан. Рассмотрим особенности трудовых отношений с гражданами Белоруссии, которые не являются резидентами РФ.

Основные понятия и трудовые отношения с иностранцами

Кто же признается иностранцем в Российской Федерации с точки зрения отечественного законодательства? Статус иностранца определен в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Иностранным гражданином признается физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.

Исходя из выше изложенного, гражданин Республики Беларусь признается иностранным гражданином.

Статус иностранца в свою очередь может быть различным, и от этого зависит, какие нормы законодательства регулируют налоговые отношения с ним.

Временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин — это лицо, прибывшее на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство.

Трудовой деятельностью иностранного гражданина признается работа иностранца в Российской Федерации на основании трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг). Иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность, признается иностранным работником.

Согласно статье 11 Трудового кодекса нормы трудового законодательства распространяются в том числе на трудовые отношения с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, организаций, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организаций и иностранных юридических лиц. Следовательно, с иностранным работником из Белоруссии могут заключаться трудовые договоры как срочные, так и бессрочные.

Бессрочные трудовые договоры заключаются на неопределенный срок.

В срочных трудовых договорах предусматривается условие об определенном сроке действия, но не более пяти лет, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами. Срочный трудовой договор заключается, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а именно в случаях, предусмотренных частью 1 статьи 59 Трудового кодекса. В случаях, предусмотренных частью 2 статьи 59 Трудового кодекса, срочный трудовой договор может заключаться по соглашению сторон трудового договора без учета характера предстоящей работы и условий ее выполнения.

В статье 13 Федерального закона № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» приведены условия участия иностранных граждан в трудовых отношениях.

Однако указанные условия в отношении граждан Белоруссии не применяются согласно пункту 1 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий». Это подтверждают разъяснения налоговых и миграционных служб в письмах ФНС России от 22 октября 2008 г. № ШС-6-3/751, ФМС России от 20 декабря 2007 г. N МС-1/9-25552.

НДФЛ с нерезидентов граждан Республики Беларусь

Если физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, получают доходы от российских источников, то возникает доход, облагаемый НДФЛ (п. 1 ст. 207, п. 2 ст. 209 НК РФ).

Важно

При определении налогооблагаемой базы НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные в денежной, натуральной формах, право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 НК РФ.

Не уменьшают налоговую базу удержания из дохода по распоряжению налогоплательщика, по решению суда или иных органов.

В отношении доходов от источников в РФ, получаемых физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, налоговая ставка установлена в размере 30 процентов (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).

Однако, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Налоговым кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах, применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 Налогового кодекса). Между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь заключено Соглашение от 21 апреля 1995 г. «Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество». Следовательно, в рассматриваемой ситуации действуют нормы указанного Соглашения. Согласно подпункту «а» статьи 14, пункту 1 статьи 21 Соглашения доходы от работы по найму лиц с постоянным местожительством в Республике Беларусь не могут подвергаться более обременительному налогообложению, чем предусмотренное для заработной платы граждан РФ.

Вознаграждение, получаемое по договору найма гражданином Белоруссии с постоянным местожительством в Республике Беларусь, может облагаться налогом в России в порядке и по ставкам, предусмотренным в отношении лиц с постоянным местожительством в России. Такой порядок действует, если доход получен работником за время нахождения в России, составляющего не менее 183 дней в календарном году, либо непрерывно в течение 183 дней (п. 1 ст. 1 Протокола от 24 января 2006 г. «К Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 года»). Налоговый режим, установленный в пункте 1 статьи 1 указанного Протокола, применяется с даты начала работы по трудовому договору сроком не менее 183 дней.

Если с гражданином Белоруссии заключен срочный трудовой договор на более чем 183 дня или бессрочный трудовой договор, то срок его пребывания соответствует требованиям, установленным вышеуказанными пунктами 1, 2 статьи 1 Протокола от 24 января 2006 г.

Исходя из вышесказанного доход гражданина Республики Беларусь, временно пребывающего на территории России, облагается НДФЛ по ставке 13 процентов (п. 1 ст. 224 НК РФ).

Опасный момент

Если по итогам налогового периода гражданин Беларуси будет находиться в Российской Федерации менее 183 дней в календарном году, то условие пункта 1 статьи 1 Протокола не будет соблюдено и налог на доходы физических лиц с его доходов организация -налоговый агент должна удержать по ставке 30 процентов. На это указывают разъяснения в Письмах Минфина России от 21 февраля 2011 г. N 03-04-05/6-112, от 18 февраля 2011 г. N 03-04-06/6-32.

Организация, являясь налоговым агентом, обязана исчислить сумму НДФЛ, удержать ее из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить в бюджет (п. п. 1, 4, 6 ст. 226 НК РФ).

Официальное подтверждение

Для получения налоговых привилегий гражданин Белоруссии должен представить в налоговые органы официальное подтверждение того, что он является резидентом Республики Беларусь, а также документ о полученном доходе и об уплате им налога за пределами Российской Федерации, подтвержденный белорусским налоговым органом. Подтверждение может быть представлено как до уплаты налога или авансовых платежей по налогу, так и в течение одного года после окончания налогового периода, за который предполагается получить налоговые привилегии.

Особые правила

Возможно ситуация, когда сотрудник является гражданином Республики Беларусь, а местом его постоянного проживания является другое иностранное государство. Если с таким иностранным государством не заключен о соответствующее международное соглашение, то положения статьи 1 Протокола к доходам указанного физического лица не применяются и его налоговый статус определяется в общем порядке с учетом положений пункта 2 статьи 207 Налогового кодекса. То есть до момента признания налоговым резидентом доходы такого иностранного работника от источников в России подлежат обложению по ставке 30 процентов (см. письмо Минфина России от 28 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-240).

Страховые взносы

Взносы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование с суммы выплат по трудовым договорам заключенным с гражданами Белоруссии, временно пребывающими на территории Российской Федерации, не начисляются. На это указывает прямая норма пункта 15 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ, а также разъяснения в Информации ФСС РФ от 03 марта 2011 г. «О порядке обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию граждан Республики Беларусь, работающих на территории Российской Федерации».

А взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний следует начислить, поскольку действие Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации (п. 2 ст. 5 Закона № 125-ФЗ).

Алла Юхневич-Лелива, налоговый консультант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *