Нарушения договоры аренды лесных насаждений прокуратура

Природоохранная прокуратура разъясняет: права и обязанности арендаторов лесных участков

Статьей 72 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусмотрено, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и прошедшие государственный кадастровый учет.

Постановлением Правительства РФ от 21.09.2015 № 1003 утвержден типовой договор аренды лесного участка.

Частью III указанного типового договора определены права и обязанности сторон.

Так, арендодатель имеет право и обязан: осуществлять осмотр арендованного лесного участка для оценки соблюдения Арендатором выполнения условий Договора в части использования лесного участка по назначению, предоставлять арендованный лесной участок или его часть третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), (за исключением когда одновременное многоцелевое использование лесного участка невозможно), а также выдавать разрешение на выполнение работ по геологическому изучению недр, после завершения Арендатором работ по заготовке древесины проводить осмотр и оценку состояния лесосек и иные. Обязан передать лесной участок Арендатору по акту приема-передачи лесного участка, в течение 5 рабочих дней со дня заключения Договора; информировать в письменной форме в течение 15 дней со дня принятия решения о предоставлении арендованного лесного участка или его части третьим лицам для иных видов использования лесов, предусмотренных лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), уведомить Арендатора о времени и месте проведения проверки соблюдения Арендатором условий настоящего Договора и проекта освоения лесов за 3 дня до проведения проверки; принять от Арендатора в день окончания срока действия настоящего Договора лесной участок по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на день окончания срока действия настоящего Договора и иные.

Арендатор имеет право и обязан приступить к использованию лесного участка в соответствии с условиями Договора аренды после заключения Договора, подписания сторонами акта приема-передачи лесного участка, получать от Арендодателя информацию о возможности и местах приобретения районированного посевного и посадочного материала и иные. Обязан принять лесной участок от Арендодателя по акту приема-передачи лесного участка, форма которого предусмотрена приложением № 6 к настоящему Договору, в течение 5 рабочих дней со дня заключения настоящего Договора; вносить арендную плату, в соответствии с приложением № 5 к настоящему Договору; в случае обнаружения лесного пожара на арендованном лесном участке немедленно сообщить об этом в специализированную диспетчерскую службу и принять все возможные меры по недопущению распространения лесного пожара и иные

Разделом IV типового договора предусмотрена ответственность сторон.

Так, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Договором, Арендодатель и Арендатор несут ответственность согласно законодательству Российской Федерации (включая обязанность возместить в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации убытки, причиненные таким неисполнением или ненадлежащим исполнением) и настоящему Договору.

Кроме того, типовой договор предусматривает неустойку за нарушение условий Договора.

В соответствии с п. 14 указанного Типового договора аренды лесного участка, за рубку лесных насаждений, предусмотренную проектом освоения лесов, без подачи лесной декларации — 25-кратная стоимость заготовленной древесины, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации (пп. «г» п. 14 Типового договора); за все количество срубленных или поврежденных до степени прекращения роста деревьев за пределами лесосек на смежных с ними 50-метровых полосах — 10-кратная стоимость срубленных или поврежденных деревьев, определенная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, установленным Правительством Российской Федерации для древесины лесных насаждений по первому разряду такс во всех лесотаксовых районах (пп. «е» п. 14).

Неустойка, предусмотренная типовым договором за совершенные правонарушения, не освобождает лицо от уплаты ущерба, а также привлечения виновного лица к административной или уголовной ответственности.

Согласно существующей правоприменительной практике рубка и (или) повреждение деревьев за пределами лесосеки, либо без оформления лесной декларации, либо в объеме, превышающем установленный лесной декларацией объем, либо с нарушением установленного лесной декларацией породного состава влечет ответственность по ст. 8.28 КоАП РФ (незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан), а незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере влечет уголовную ответственность, предусмотренную ст. 260 УК РФ.

Пунктом 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» незаконной является рубка лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников и лиан с нарушением требований законодательства, например рубка лесных насаждений без оформления необходимых документов (в частности, договора аренды, решения о предоставлении лесного участка, проекта освоения лесов, получившего положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы, договора купли-продажи лесных насаждений, государственного или муниципального контракта на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов), либо в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.

Указанным Постановлением обращено внимание судов на то, что рубка лесных насаждений арендатором лесного участка считается незаконной в тех случаях, когда у такого лица отсутствуют документы для рубки лесных насаждений на арендованном участке (например, проект освоения лесов, получивший положительное заключение государственной или муниципальной экспертизы) либо были вырублены деревья, рубка которых не предполагалась проектом освоения лесов или произведена с нарушением сроков.

Дополнительно разъясняем, что федеральным законодательством определено, что согласно ч. 1 ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ч. 1 ст. 1068 ГК РФ).

Более того, статьей 100 ЛК РФ установлено, что лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке. Таксы и методики исчисления размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, утверждаются Правительством Российской Федерации. Привлечение к ответственности за нарушение лесного законодательства не освобождает виновных лиц от обязанности устранить выявленное нарушение и возместить причиненный этими лицами вред (ч. 2 ст. 99 ЛК РФ).

В силу п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», лица, совместно причинившие вред окружающей среде, несут солидарную ответственность. Суд вправе возложить на указанных лиц долевую ответственность, исходя из степени вины каждого из них, а при невозможности определить степень вины — исходя из равенства долей (ст. 1080 ГК РФ, п. 2 ст. 1081 ГК РФ). Необходимо учитывать, что при причинении вреда окружающей среде несколькими лицами они несут солидарную ответственность за причиненный вред лишь в тех случаях, когда установлено их совместное участие. О совместном характере таких действий могут свидетельствовать их согласованность, скоординированность и направленность на реализацию общего для всех действующих лиц намерения.

Более этого, в соответствии п. 43 названного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в случае, если вред окружающей среде причинен совместными действиями нескольких лиц, суд в силу статьи 40 ГПК РФ обязан привлечь к участию в деле всех лиц, совместными действиями которых причинен вред окружающей среде.

Таким образом, в случае привлечения к работам по рубке лесных насаждений подрядчиков, арендаторы должны учитывать правовую позицию указанного Постановления Пленума ВС РФ, в том числе солидарную меру ответственности за вред причиненный окружающей среде.

Кроме того, законодатель Лесным кодексом РФ ориентирует арендодателя и арендатора на своевременное принятие (передачу) лесосеки с момента окончания срока действия Договора, поскольку ответственность за нарушение лесного законодательства до момента закрытия лесосеки возложена на арендатора. Таким образом, выявленные на лесном участке лесонарушения до принятия лесосеки департаментом лесного хозяйства Приморского края в лице КГКУ «Примлес» возлагаются на арендатора лесного участка.

Дополнительно сообщаю, в случае выявления в лесной сфере нарушения закона в деятельности департамента лесного хозяйства Приморского края, работников КГКУ «Примлес», либо иных лесопользователей необходимо информировать Приморского межрайонного природоохранного прокурора по адресу: г.Владивосток, ул.Фокина, 2, либо на электронный адрес: priroda@prosecutor.ru, либо по телефону: 241-41-34.

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, либо совершенные в лесопарковом зеленом поясе, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на должностных лиц — от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения или без таковой.

3. Приобретение, хранение, перевозка или сбыт заведомо незаконно заготовленной древесины, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц — пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

См. все связанные документы >>>

1. Статья является традиционной — ответственность за лесное браконьерство имеет многовековую историю. Цель статьи — охрана древесно-кустарниковой и иной лесной растительности. Сфера ее действия распространяется на широкий круг лиц-лесопользователей. Статья содержит несколько простых материальных составов административных правонарушений, различающихся между собой по предмету посягательства и объективной стороне (ч. 1), и квалифицированные составы, сформулированные по признаку средств совершения правонарушения (ч. 2).

2. Предметами правонарушения являются различные виды лесной растительности как естественного, так и искусственного происхождения, произрастающие на землях лесного фонда, находящиеся в естественном состоянии — на корню.

Лесное законодательство и законодательство о семеноводстве дают определения лесного сеянца, лесного саженца, молодняка естественного происхождения, самосева, подроста. Все они — предметы данного правонарушения.

Отметим, что Правительством РФ принято Постановление от 18 марта 2007 г. N 162 «Об утверждении перечня видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается». Не являются предметом данного правонарушения: деревья и кустарники, образующие защитные лесные насаждения, произрастающие на землях сельскохозяйственного назначения, а также защитные лесные насаждения на полосах отвода железных, автомобильных дорог и каналов и озеленительные насаждения и группы деревьев в городах и других населенных пунктах, произрастающие на землях, не отнесенных к городским лесам; деревья на приусадебных, дачных и садовых участках; деревья и древостой, поваленные с корнями ветром, буреломные деревья, сломанные ветром (обычно ниже расположения кроны), валежник, деревья и кустарники, заготовленные и складированные в процессе заготовки древесины.

3. Объективная сторона основных составов правонарушений, предусмотренных данной статьей, выражается в активных действиях, в ряде случаев содержится указание на средства совершения правонарушения как обязательный признак.

4. По ч. 1 данной статьи незаконной является рубка, совершенная без заключения договора, либо до истечения срока действия ранее выданного документа, либо при наличии надлежащего договора или разрешения рубка, совершенная с нарушением условий места (отведенного для заготовки древесины участка), объема, сорта вырубленных деревьев, кустарников, их возраста и с иными нарушениями условий лесопользования. Рубка — отделение ствола дерева, стебля кустарника от корня. Способами рубки могут быть срубание, спиливание, подрезание и т.п.

5. Второй основной состав — повреждение лесных насаждений, т.е. деревьев, кустарников или лиан, по объективной стороне может выражаться в раздроблении, смятии, уничтожении части дерева или кустарника (корневой системы, ветвей и т.п.) до прекращения роста или не влекущих прекращение роста. Степень повреждения не имеет значения для решения вопроса об административной ответственности. Способы повреждения могут быть разными: при рубке других деревьев, перемещении заготовленной древесины, устройстве стоянок для туристов и т.п.

Повреждение может происходить в результате проезда транспорта, ведения строительных работ, лесозаготовительных работ, прогона скота и пр.

6. Самовольное выкапывание означает изъятие деревьев, кустарников и т.п. механическим способом без повреждения корневой системы с целью пересадки, осуществляемое без разрешения либо вопреки установленному запрету. Правонарушение считается оконченным с момента извлечения дерева, лианы и т.п. из почвы.

7. Субъективная сторона незаконной рубки лесных насаждений — деревьев, кустарников и лиан, а также самовольное выкапывание их, — умышленная вина, повреждение лесных насаждений — вина в форме умысла или неосторожности.

8. Федеральным законом от 22 июля 2008 г. N 145-ФЗ значительно усилена административная ответственность за совершение действий, перечисленных в комментируемой статье, с применением механизмов, автотранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния (см. ст. 260 УК РФ). Установлена подлежащая обязательному применению дополнительная мера административного наказания в виде конфискации орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования.

По сравнению с санкциями ч. 1 данной статьи в ч. 2 значительно увеличены размеры административных штрафов.

9. Дела об административных правонарушениях по ч. 1 данной статьи рассматриваются должностными лицами федеральных органов, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор, и соответствующих органов исполнительной власти субъектов РФ (в пределах своих полномочий в соответствии с лесным законодательством — ст. ст. 23.24 и 23.24.1), органов, осуществляющих функции по контролю в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий федерального значения (ст. 23.25), а по ч. 2 — судьями (ст. 23.1).

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А72-10730/2017
20 ноября 2017 года
г. Ульяновск
Резолютивная часть решения объявлена 15.11.2017, полный текст решения изготовлен 20.11.2017.
Арбитражный суд Ульяновской области в составе судьи Черлановой Е.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лушиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление
Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (ОГРН 1077325000257, ИНН 7325067064)
к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» (ОГРН 1087325007505, ИНН 7325083235)
о расторжении договора, обязании передать лесной участок
при участии:
от истца — Тимохин И.Н., паспорт, доверенность от 09.01.2017
— Фомин А.С., паспорт, доверенность от 09.01.2017
от ответчика – Куликаев Д.В., паспорт, доверенность от 14.11.2017
от заместителя прокурора Ульяновской области – Данилов Е.В., удостоверение
УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (далее – Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ЛесПроект» (далее – Общество), в котором просит:
— расторгнуть договор аренды лесного участка от 10.12.2008 № 178, заключенный между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области и ООО «ЛесПроект»
— обязать ООО «ЛесПроект» передать лесной участок площадью 51761,6 га, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером 160-2008-09, расположенный: Ульяновская область, Муниципальное образование «Карсунский район», Карсунское лесничество, Карсунское участковое лесничество, кварталы 1-132, Вальдиватское участковое лесничество кварталы 1-99, Суховское участковое лесничество кварталы 1-111, Беловодское участковое лесничество кварталы 1-85, Сосновское участковое лесничество кварталы 1-126, Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области по акту приёма-передачи согласно приложению № 5 к договору аренды.
18.09.2017 в дело вступил заместитель прокурора Ульяновской области Шерстнев Д.А.
В судебном заседании представители истца поддержали исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признал.
Прокурор представил пояснения, в которых исковые требования Министерства поддержал.
Изучив материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
В силу ст. 83 Лесного кодекса РФ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации осуществление полномочий в области лесных отношений, в том числе, предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организациям, и проведение соответствующих аукционов.
Согласно постановлению Правительства Ульяновской области от 03.12.2008 г. № 98 Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области переименовано в Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
Согласно постановлению Губернатора Ульяновской области от 01.07.2013 г. № 127 Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области упразднено с 15.10.2013 г., и создано Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области.
Согласно п. 2.1. Положения о Министерстве сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области, утвержденного постановлением Правительства Ульяновской области от 02.10.2013 N 452-П Министерство в пределах своей компетенции осуществляет функции и полномочия в сфере использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов и ведения лесного хозяйства, в том числе, осуществляет предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование, а также заключение договоров купли-продажи лесных насаждений, в том числе организует и проводит соответствующие аукционы.
Согласно п. 1.2 Положения Министерство является правопреемником Министерства лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области.
10.12.2008 между Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ульяновской области (правопредшественник истца) (Арендодатель) и ООО «ЛесПроект» (Арендатор) оформлен договор аренды лесного участка № 178, согласно которому Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 72-74 Лесного кодекса Российской Федерации, на основании протокола заседания аукционной комиссии по проведению аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной собственности, от 03 декабря 2008 года, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный в пункте 2 настоящего Договора (далее — лесной участок), для использования лесов в целях заготовки древесины (п. 1).
Лесной участок площадью 51761,6 га, предоставляемый в аренду по настоящему договору, зарегистрированный в государственном лесном реестре под номером 160-2008-09, имеет местоположение: Ульяновская область, МО «Карсунский район», Карсунское лесничество, Карсунское участковое лесничество кварталы 1-132, Вальдиватское участковое лесничество кварталы 1-99, Суховское участковое лесничество кварталы 1-85, Сосновское участковое лесничество кварталы 1-126 (п. 2 договора).
Согласно п. 19 договора срок действия договора устанавливается с 10 декабря 2008г. по 10 декабря 2057 г.
По акту приема-передачи от 10.12.2008 лесной участок был передан Арендодателем Арендатору.
В соответствии ст. 606 Гражданского кодекса РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
Согласно статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом. Порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Согласно п.п. 5, 6 договора арендная плата по договору составляет 17 800 000 руб. в год. Арендатор вносит арендную плату ежеквартально равными долями до 10-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
Мотивируя свои исковые требования тем, что ответчик более двух раз подряд нарушил сроки внесения арендной платы, что истец обратился в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ст. 74.1 Лесного кодекса РФ изменение и расторжение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В силу пункта 1 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации аренда земельного участка прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации досрочное расторжение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя возможно только на основании решения суда при существенном нарушении договора аренды земельного участка его арендатором.
Таким образом, досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, допускается по инициативе арендодателя только в судебном порядке и только в случае существенного нарушения условий договора.
Пунктом 3 статьи 619 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случаях, когда арендатор более двух раз подряд по истечении установленного договором срока платежа не вносит арендную плату.
Согласно п. 18 договора аренды лесного участка № 178 от 10.12.2008 расторжение договора по решению суда по требованию одной из сторон осуществляется по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе в случае просрочки платежа по арендной плате два и более раза.
Согласно пункту 23 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» при применении арбитражными судами пункта 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации, допускающего досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, по требованию арендодателя только на основании решения суда при существенном нарушении условий договора арендатором, необходимо руководствоваться следующим. В отличие от общих оснований и порядка прекращения договора аренды, предусмотренных статьей 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статьями 450, 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 9 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает специальные основания и порядок досрочного прекращения договора аренды земельного участка: арендодатель должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие существенное нарушение договора аренды земельного участка со стороны арендатора.

Обстоятельства, указанные в статье 619 Гражданского кодекса Российской Федерации, могут служить основанием для досрочного расторжения договора аренды земельного участка лишь в том случае, когда они могут быть квалифицированы как существенные нарушения договора аренды земельного участка.
Не может служить основанием для удовлетворения требования арендодателя о досрочном расторжении договора аренды земельного участка сам факт существенного нарушения договора, если такое нарушение (его последствия) устранено арендатором в разумный срок.
Из материалов дела усматривается, что в период с 2010 года по 2017 год Министерство несколько раз обращалось в арбитражный суд с исковыми заявлениями о взыскании с ООО «Леспроект» задолженности по арендной плате и пеней /л.д. 63-77/. Производство по всем делам (за исключением дела № А72-6676/2016, в котором взыскана неустойка) было прекращено.
По делу № А72-16263/2015 Министерство обращалось в арбитражный суд с исковым заявлением о взыскании с ООО «Леспроект» задолженности по арендной плате и пеней, расторжении договора и обязании возвратить земельный участок. Производство по данному делу также было прекращено определением суда от 01.02.2016, в связи с отказом истца от иска. При этом Министерство и суд исходили из того, что отказ от иска не противоречит закону и не нарушает права других лиц /л.д. 70/.
Из представленного в материалы дела расчета задолженности и пеней за период с 10.07.2014 по 10.10.2017 следует, что у ответчика отсутствуют факты невнесения арендной платы, а имеется просрочка внесения арендной платы в полном объеме. Ответчик вносил арендную плату регулярно, но частями. Период внесения арендного платежа в полном объеме составляет 2 — 3 месяца.
Просрочку внесения арендной платы ответчик объясняет сложной финансовой ситуацией на рынке, задержкой оплаты товара покупателями. При получении денежных средств от контрагентов ответчик немедленно перечисляет их в счет арендной платы.
Доводы истца о том, что ответчик погашал задолженность по арендной плате только после обращения Министерства в арбитражный суд, опровергается представленным расчетом, из которого усматривается, что периодичность платежей после обращения истца в арбитражный суд не менялась. Как до подачи исковых заявлений Министерством в арбитражный суд, так и после принятия их судом, платежи в погашение задолженности вносились ответчиком с одинаковой периодичностью, что свидетельствует о том, что на способность ответчика оплачивать арендную плату влияет ситуация на рынке, а не действия Министерства.
Ответчик полностью погашал не только задолженность по арендной плате, но и начисленную неустойку. На момент настоящего судебного разбирательства задолженность по арендной плате и пеням отсутствует.
В пункте 8 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров» разъяснено, что требование о расторжении договора аренды не подлежит удовлетворению, если в разумный срок устранены нарушения, послужившие основанием для обращения в арбитражный суд.
Довод истца о неоднократном невнесении ответчиком арендной платы более двух раз подряд по истечении установленного срока, не является основанием для расторжения договора аренды, поскольку досрочное расторжение договора аренды земельного участка, заключенного на срок более чем пять лет, допускается только в случае существенного нарушения условий договора, которое повлекло негативные последствия для арендодателя.
Таких обстоятельств арбитражным судом не установлено.
Расторжение договора аренды и понуждение возвратить арендованное имущество являются крайними мерами гражданско-правовой ответственности, когда применение иных мер ответственности не привело к восстановлению баланса интересов сторон.
Как указывалось выше, задолженность по арендной плате и пеням у ответчика отсутствует. Ответчик, оплатив пени, компенсировал истцу (и соответственно федеральному бюджету) все убытки, связанные с просрочкой внесения арендной платы.
Доказательств того, что Министерство лишено того, на что было вправе рассчитывать при заключении договора аренды лесного участка № 178 от 10.12.2008, что сохранение договорных отношений является нецелесообразным и невыгодным для Министерства, что в случае расторжения договора аренды интересы Министерства будут реализованы в большей степени, суду не представлено.
На основании вышеизложенного исковые требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по государственной пошлине возлагаются на истца, но не взыскиваются, поскольку истец в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче искового заявления.
Руководствуясь статьями 110, 167-171 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в порядке и сроки, установленные ст.ст. 257-260 АПК РФ.
Судья Е.С. Черланова

Суд:

АС Ульяновской области

Истцы:

Министерство сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области

Ответчики:

ООО «Леспроект»

Иные лица:

Прокуратура Ульяновской области

20 марта отмечается международный День леса. В связи с этим полиция напоминает гражданам об ответственности за нарушения в сфере лесопользования.

Уничтожение леса путем его незаконных порубок, нарушения правил противопожарной безопасности при нахождении в лесу и повышенное потребление леса и лесной продукции, превышающее воспроизводительные силы природы, наносят огромный ущерб лесному хозяйству, влекут невосполнимую потерю лесов, гибель диких животных и птиц.

Лесное законодательство и иные регулирующие лесные отношения нормативные правовые акты основываются на принципе обеспечения охраны и защиты лесов, лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

В соответствии с лесным законодательством все леса подлежат охране от пожаров, незаконных порубок, нарушений установленного порядка лесопользования и других противоправных действий, а также защите от вредителей и болезней. Мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

Уголовная ответственность

предусмотренная за незаконную рубку леса,

уничтожение или повреждение лесных насаждений, нарушение правил пожарной безопасности в лесах и правил санитарной безопасности в лесах

Статья 260 УК РФ. Незаконная рубка лесных насаждений

1. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены в значительном размере, —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до двух лет, либо лишением свободы на срок до одного года.

2. Незаконная рубка, а равно повреждение до степени прекращения роста лесных насаждений или не отнесенных к лесным насаждениям деревьев, кустарников, лиан, если эти деяния совершены:

а) группой лиц;

б) утратил силу

в) лицом с использованием своего служебного положения;

г) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч рублей до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо лишением свободы на срок от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех до пяти лет либо лишением свободы на срок от трех до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечание. Значительным размером в настоящей статье признается ущерб, причиненный лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам, исчисленный по утвержденным Правительством Российской Федерации таксам, превышающий пять тысяч рублей, крупным размером — пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером — сто пятьдесят тысяч рублей.

Статья 261 УК РФ. Уничтожение или повреждение лесных насаждений

1. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений в результате неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности —

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уничтожение или повреждение лесных насаждений и иных насаждений путем поджога, иным общеопасным способом либо в результате загрязнения или иного негативного воздействия —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере от десяти тысяч до ста тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного месяца до одного года либо без такового.

Административная ответственность

предусмотренная за незаконную рубку леса,

уничтожение или повреждение лесных насаждений, нарушение правил пожарной безопасности в лесах и правил санитарной безопасности в лесах

Статья 8.26 КоАП РФ. Самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов

1. Сенокошение и выпас сельскохозяйственных животных на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, а равно выпас сельскохозяйственных животных без пастуха на неогороженных пастбищах или без привязи либо с нарушением сроков или норм выпаса сельскохозяйственных животных —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

2. Самовольные заготовка и сбор, а также уничтожение мха, лесной подстилки и других недревесных лесных ресурсов —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

3. Размещение ульев и пасек, а также заготовка пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов) и сбор лекарственных растений на землях, на которых расположены леса, в местах, где это запрещено, либо неразрешенными способами или приспособлениями, либо с превышением установленного объема или с нарушением установленных сроков, а равно сбор, заготовка и реализация указанных ресурсов, в отношении которых это запрещено, —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Статья 8.27 КоАП РФ. Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства

Нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей; на юридических лиц — от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Статья 8.28 КоАП РФ. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан

1. Незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до трех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Постановлением Конституционного Суда РФ 25 апреля 2011 г. N 6-П часть 2 статьи 8.28 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой ее положения во взаимосвязи с частью 1 статьи 3.7 настоящего Кодекса допускают в качестве административного наказания конфискацию орудия совершения административного правонарушения, принадлежащего на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в законной процедуре виновным в его совершении.

2. Те же действия, совершенные с применением механизмов, автомототранспортных средств, самоходных машин и других видов техники, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, —

влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч пятисот до четырех тысяч пятисот рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой; на юридических лиц — от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей с конфискацией продукции незаконного природопользования, а также с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.

Статья 8.28.1 КоАП РФ. Нарушение требований лесного законодательства об учете древесины и сделок с ней

Часть 1 стать 8.28.1 вступает в силу с 1 января 2016 г.

1. Непредставление или несвоевременное представление декларации о сделках с древесиной, а также представление заведомо ложной информации в декларации о сделках с древесиной —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от семи тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Часть 2 стать 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 г.

2. Непредставление или несвоевременное представление должностными лицами уполномоченных органов государственной власти, органов местного самоуправления информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней, а также представление заведомо ложной информации в единую государственную автоматизированную информационную систему учета древесины и сделок с ней —

влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Часть 3 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 г.

3. Нарушение порядка учета древесины —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати пяти тысяч до тридцати пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.

Часть 4 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 июля 2015 г.

4. Нарушение требований лесного законодательства в части обязательной маркировки древесины —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией древесины либо без таковой.

Часть 5 статьи 8.28.1 вступает в силу с 1 января 2015 г.

5. Транспортировка древесины без оформленного в установленном лесным законодательством порядке сопроводительного документа —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой; на юридических лиц — от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей с конфискацией древесины и (или) транспортных средств, являющихся орудием совершения административного правонарушения, либо без таковой.

Статья 8.29 КоАП РФ. Уничтожение мест обитания животных

Уничтожение (разорение) муравейников, гнезд, нор или других мест обитания животных —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от трехсот до пятисот рублей.

Статья 8.30 КоАП РФ. Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ

Уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Статья 8.31 КоАП РФ. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах

1. Нарушение правил санитарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от двух тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от двадцати тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

3. Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, совершенные в защитных лесах и на особо защитных участках лесов,

— влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от сорока тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Статья 8.32 КоАП РФ. Нарушение правил пожарной безопасности в лесах

Нарушение правил пожарной безопасности в лесах —

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *