Налоговый кодекс госпошлина за регистрацию права собственности

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2019 год: Статья 32 «Обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд» ЖК РФ
(В.Н. Трофимов)Суд разъяснил, что согласно данному в п. 2 ст. 15 ГК РФ определению убытков в состав реального ущерба включаются как понесенные потерпевшим лицом расходы на восстановление его нарушенного права, так и расходы, которые это лицо будет вынуждено понести для такого восстановления. С учетом этого к реальному ущербу, причиняемому собственнику жилого помещения изъятием этого помещения, на основании п. 7 ст. 32 ЖК РФ можно отнести убытки, связанные с изменением места проживания и переездом (оплата услуг транспортировки грузов), временным пользованием иным жилым помещением до приобретения другого жилья (оплата найма жилого помещения), поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него (оплата риелторских услуг) и оформлением права собственности на другое жилое помещение (оплата юридических услуг по оформлению договора приобретения жилого помещения и государственной пошлины по регистрации права собственности на это помещение). Кроме того, к числу убытков, причиненных собственнику изъятием жилого помещения, подлежащих учету при определении выкупной цены жилого помещения, суды относят суммы компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Любая сделка, связанная с недвижимостью, должна быть зарегистрирована в Росреестре. К таковым относятся: купля-продажа, мена, дарение, долевое участие в строительстве, рента, аренда и субаренда, уступка прав, ипотека и многие другие. В соответствии с действующим законодательством за государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина. Размер госпошлины определен в Налоговом Кодексе и зависит от вида предстоящей процедуры, от объекта недвижимости, от юридического статуса лица, обратившегося в Росреестр. Не все действия, связанные с операциями с недвижимостью подлежат обложению государственной пошлиной. Так, прежний правообладатель не уплачивает госпошлину при переходе права на недвижимость к новому правообладателю, так как его право прекращается. Например, при заключении договора купли-продажи недвижимости госпошлину уплачивает только покупатель. Госпошлина не уплачивается и при регистрации ранее возникшего права, если оно регистрируется одновременно с переходом права или сделкой об отчуждении недвижимости. Также госпошлина не уплачивается при регистрации арестов недвижимости и их прекращения, ипотеки в силу закона, погашения записи об ипотеке, прекращения прав, в том числе при ликвидации объекта недвижимости, преобразовании (реконструкции) недвижимости, прекращении ограничений (обременений) прав на недвижимость.
Вопросов по уплате госпошлины возникает множество. В данной статье ограничимся основными моментами.
Действующим законодательством утвержден принцип экстерриториальности подачи документов. Это означает, что заявление о государственной регистрации и прилагаемые к нему документы могут быть представлены независимо от места нахождения объекта недвижимости. В случае подачи документов по экстерриториальному принципу государственная пошлина уплачивается по реквизитам принимающего подразделения кадастровой палаты либо МФЦ.
Срок уплаты пошлины зависит от способа подачи документов на государственную регистрацию:
— до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте;
— после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.
Если на момент приема документов госпошлина не уплачена, вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить госпошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
Распределяется госпошлина между заявителями в случае необходимости следующим образом. Если объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность одновременно несколькими собственниками, в том числе договоров купли-продажи, дарения, мены либо судебного акта, с заявлением о регистрации права общей долевой собственности должны обратиться одновременно все собственники объекта недвижимости и каждым из них должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном Налоговым Кодексом, умноженном на размер доли в праве собственности.
В полном размере, независимо от причитающейся доли, придется оплатить пошлину, когда доля в праве приобретается одним лицом, то есть когда правообладатель отчуждает принадлежащую ему долю в праве общей долевой собственности одному лицу, а не нескольким лицам, либо на основании судебного акта возникает право общей долевой собственности одного лица.
Если подача заявителем заявления о государственной регистрации прав не состоялась, уплаченная госпошлина подлежит возврату. Также может быть возвращена сумма, внесенная в большем размере, чем предусмотрено законодательством. Половина уплаченной госпошлины подлежит возврату при прекращении государственной регистрации прав по инициативе заявителя. Заявление о возврате может быть подано в течение трех лет со дня ее уплаты. Для возврата пошлины заявителю необходимо обратиться в любой офис МФЦ или в Управление Росреестра по Иркутской области по адресу: г. Иркутск, ул. Академическая, 70.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 333.33 «Размеры государственной пошлины за государственную регистрацию, а также за совершение прочих юридически значимых действий» главы 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ
(Юридическая компания «TAXOLOGY»)Учитывая норму п. 5 ст. 3 Федерального закона от 21.12.2013 N 367-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», при заключении договоров ипотеки после 01.07.2014 государственной регистрации в ЕГРП подлежит ипотека как обременение, оплачиваемая организациями государственной пошлиной в соответствии с подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ в размере 4000 рублей (по 2000 рублей для каждой из сторон договора). На основании дополнительных соглашений к договору об ипотеке (залоге) в залог были переданы новые недвижимые объекты (земельные участки, прошедшие государственный кадастровый учет), не являвшиеся предметами договоров об ипотеке, заключенных до 01.07.2014. Суд пришел к выводу, что в данном случае регистрационным действием в целях исчисления государственной пошлины является внесение в ЕГРП новой записи об ипотеке. Дополнительные соглашения порождают новые обременения прав, внесение изменений в существующие записи об ипотеке в данном случае невозможно, поскольку такие записи в ЕГРП отсутствуют, а ипотека на новые объекты регистрируется впервые, следовательно, регистратор правомерно в ЕГРП зарегистрировал ипотеку и внес в ЕГРП запись об ипотеке как обременении недвижимого имущества. За указанные регистрационные действия общество (залогодатель) обоснованно уплатило государственную пошлину в размере 2000 рублей по правилам подп. 28 п. 1 ст. 333.33 НК РФ.

Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение по вопросу уплаты государственной пошлины за совершение юридически значимых действий, связанных с государственной регистрацией передачи земельных участков в доверительное управление, и сообщает следующее.

В соответствии с частью 1 статьи 1012 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) по договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя управления или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему.

Частью 2 статьи 1017 ГК РФ установлено, что договор доверительного управления недвижимым имуществом должен быть заключен в форме, предусмотренной для договора продажи недвижимого имущества. Передача недвижимого имущества в доверительное управление подлежит государственной регистрации в том же порядке, что и переход права собственности на это имущество.

Согласно второму предложению части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Федеральный закон N 218-ФЗ) в случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.

Частями 2 и 4 статьи 14 Федерального закона N 218-ФЗ определено, основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, в частности, являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости (далее — ЕГРН) сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Согласно пункту 2 части 3 статьи 15 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учета осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости и (или) лица, в пользу которого устанавливается ограничение права или обременение объекта недвижимости.

Государственная регистрация договоров доверительного управления Федеральным законом N 218-ФЗ не предусмотрена.

Таким образом, государственная регистрация передачи недвижимого имущества в доверительное управление в ЕГРН осуществляется в отношении каждого объекта недвижимости (земельного участка), указанного в договоре доверительного управления, на основании заявления его правообладателя.

Статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) определено, что плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 Кодекса.

Согласно подпунктам 22 и 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на недвижимое имущество, уплачивается государственная пошлина физическим лицом в размере 2000 рублей, организацией — в размере 22 000 рублей.

За государственную регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, сделок, на основании которых ограничиваются (обременяются) права на них, — в размере 350 рублей.

С учетом изложенного, за государственную регистрацию передачи недвижимого имущества (земельных участков) в доверительное управление, как обременения этого имущества, должна уплачиваться государственная пошлина физическим лицом (правообладателем) в размере, установленном подпунктами 22 или 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса за каждый объект недвижимого имущества (земельный участок), указанный в договоре доверительного управления.

Что касается государственной регистрации дополнительного соглашения к договору доверительного управления недвижимого имущества, то необходимо учитывать следующее.

В силу частей 1 и 2 статьи 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.

Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (часть 1 статьи 452 ГК РФ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 453 ГК РФ при изменении договора обязательства сторон сохраняются в измененном виде.

Если дополнительное соглашение к ранее зарегистрированному договору доверительного управления предусматривает изменение количества объектов недвижимого имущества, указанных в договоре (включение дополнительного объекта в договор), то, по мнению Департамента, за государственную регистрацию такого соглашения должна уплачиваться государственная пошлина в размере, установленном подпунктами 22 или 25 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, в отношении объекта недвижимого имущества, включаемого в договор доверительного управления.

В случае исключения из договора доверительного управления объекта недвижимого имущества (земельного участка), то полагаем, что за совершение данного действия должна уплачиваться государственная пошлина физическим лицом в соответствии с подпунктом 27 пункта 1 статьи 333.33 Кодекса, как за внесение изменений в записи ЕГРН, в размере 350 рублей.

Заместитель директора Департамента Р.А. Саакян

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *