Налоговое планирование

Содержание

Значение налогового планирования

Планирование налогов на предприятии – это важнейшая составляющая практически любого бизнеса, существующего в современной, развивающейся стране. Так, оно позволяет структурировать бухгалтерию, пополнить бюджет, увеличить конкурентоспособность предприятия. Большинство теоретиков выделяют такие преимущества, как:

  • Обеспечение финансовой и налоговой стабильности в деятельности организации;
  • Правильное и эффективное распределение ресурсов;
  • Прогнозирование и анализ будущих условий, которые будут благоприятны для корпорации;
  • Выявление уже существующих проблем и др.

Проектирование необходимо, как правило, для крупных организаций. Однако, и многие частные фирмы осуществляют проектирование обязательных платежей и сборов. Это вполне обоснованно, так как грамотное распределение прибыли и выявление расходов позволяет субъектам мелкого предпринимательства устойчиво держаться на конкурентном рынке.

Принципы налогового планирования

Специалистами в области платежного права многие годы разрабатываются основные начала налогового планирования. В этом процессе удалось выделить несколько составляющих:

  1. Законность.

    Этот принцип распространяется на все сферы деятельности хозяйствующего субъекта. Он означает, что весь процесс бюджетного проектирования должен проистекать в рамках налогового законодательства и чтобы при этом не нарушались права и интересы других лиц. Например, не должно происходить уклонения от обязательных платежей.

  2. Оптимальность.

    Означает, что лицо, которому поручено спланировать налоги, обязано осуществить это способом, который принесет минимальные негативные последствия для деятельности компании в целом. Например, не рекомендуется слишком сильно снижать платную нагрузку в календарном году, так как в следующем периоде такая нагрузка может значительно увеличиться. Необходимо рационально распределять уплату обязательных платежей между периодами, тогда планирование будет эффективным.

  3. Оперативность.

    Принцип подразумевает, что все изменения, вносящиеся в учет доходов и расходов, должны быть динамичными, то есть при достаточной степени необходимости можно было бы вписать дополнительные позиции без ущерба для общего плана.

  4. Профессионализм.

    Это положение означает, что налоговое планирование на предприятие должно осуществляться только специалистами, которые имеют достаточные навыки и знания в области бюджетного контроля и бухгалтерского учета.

Выделяют и иные принципы, которые имеют уже второстепенное значение. Особое внимание необходимо уделить формам такой деятельности, так как наравне с принципами они имеют основополагающие значения.

Формы планирования

форма характеристика
Корпоративное планирование Оно происходит в рамках одной организации и направлено на обеспечение только ее устойчивости.
Системное Подойдет для предприятий, образующих консолидацию, то есть для группы фирм. Оно направлено на систематизацию и уменьшение не только расходов одной корпорации, но и других.
Индивидуальное Используется для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. В рамках предприятий и холдингов не используется.

Методы налогового планирования

Анализ денежного проектирования производится ежегодно в каждой конкретной фирме. В определенных случаях он может быть проведен ежеквартально или раз в полугодие. Это зависит от того, уплата какого налога или сбора оптимизируется и какой отчетный период для них предусмотрен.

Все решения, принимаемые в рамках планирования организации и деятельности предприятия, основываются на таких методах, как:

  1. Использование льгот.

    НК РФ предлагает налогоплательщикам множество льгот, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса. Если организация подпадает под какую-либо из категорий, то они имеют право собрать необходимые документы и подать заявление в налоговый орган для применения к ним льготных условий.

  2. Отсрочка платежа.

    Налоговый учет и планирование может осуществляться посредством отложения расходов на налоговые выплаты. Это возможно с помощью подачи заявления в налоговый орган в целях предоставления отсрочки или рассрочки платежа. Это предоставляет возможность заплатить по обязательству позже или по частям.

  3. Операции с объектом, облагаемым налогом.

    В этом случае речь идет об отчуждении объекта налогообложения или же заморозке операций с ним, с помощью чего возможно управлять общей массой выплат, подлежащих передаче налоговикам.

Внимание! При выборе того или иного метода необходимо учитывать его влияние на доходы и расходы фирмы. Например, отчуждая объект налогообложения нельзя допустить уменьшение доходности в данный налоговый период.

Правила налогового планирования

Осуществление налогового учета и планирования происходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляются различного рода мероприятия, направленные на сбалансирование организации деятельности конкретного вида предприятия.

Выявление рисков

Этот этап заключается в подробном изучении и анализе всех возможных негативных вариантов налогового планирования деятельности организации. Выявляются риски, к которым относятся:

  • риск бремени контроля, проводимого налоговыми органами;
  • риск возможного увеличения обязательных выплат в бюджет государства;
  • риск осуществления планирования вне рамок налогового законодательства и возможного привлечения к ответственности.

После осуществления действий в рамках этого этапа, лицо, осуществляющее финансовое и налоговое планирование переходит к анализу существующих проблем.

Выявление налоговой проблематики и построение принципиальных направлений деятельности

На этом этапе происходит детальный анализ деятельности хозяйствующего субъекта, рассматриваются сделки, которые он заключал на протяжении отчетного периода, а также ведется подсчет возможной прибыли. После чего составляется подробный список налогов, которые необходимо заплатить. Это и налог на прибыль, на имущество, НДС, акцизы и другие.

Выбор форм и методов планирования

На этом этапе рассматриваются все возможные варианты применения льготных условий налогообложения. Также выявляются возможные сокращения расходов на иного рода затраты и обязательства, изучаются практики и примеры налогового планирования в управлении иных организаций и корпораций. После выбора того или иного метода наступает завершающий этап планирования.

Выработка схемы

В этом случае, составляется единый документ, на котором отображены результаты всех предыдущих этапов и подводится общий итог процесса налогового планирования.

На ней обязательно указываются:

  • Доходы;
  • Расходы;
  • Налоги, которые необходимо уплатить;
  • Порядок и сроки выплат;
  • Бухгалтерские методы проводки;
  • Льготы;

Далее происходит указание на возможные сделки и личности предполагаемых контрагентов. Производятся необходимые расчеты и выводятся примерные итоги, где указывается предполагаемый объем выручки, расходов и общее число прибыли. Образец планирования в каждой организации свой, так как он является локальным актом.

Таким образом, налоговое планирование – это неотъемлемая часть выгодного ведения дел хозяйствующим субъектом. Как правило, если по итогам финансового года схема оказалась грамотно выверенной, то в следующем периоде она берется за основу нового планирования. В нее вносятся необходимые корректировки по поводу объемов денежных вливаний и подлежащих уплате налогов.

Налоговое планирование и совместная деятельность

Налоговое планирование на предприятии

Налоговое планирование для предприятий — составная часть стратегического финансового планирования предпринимательской деятельности и бизнес-плана. Одна из его главных целей — минимизация налоговых платежей путем использования всех особенностей налогового законодательства.

Налоговое планирование на уровне предприятия — это выбор между разными вариантами осуществления финансово-хозяйственной деятельности и размещения активов с целью достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств, которые при этом возникают.

Налоговое планирование представляет собой ряд мероприятий, направленных на уменьшение налоговых выплат. Эти мероприятия состоят, в первую очередь, в структурировании бизнеса и разработке юридических и налоговых схем по законной оптимизации НДС, налога на прибыль организаций, налога на имущества, ЕСН. В отличие от уклонения от уплаты налогов, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить заработанные деньги.

Налоговое планирование при его правильной организации дает возможность предприятию:

придерживаться налогового законодательства путем правильности расчета налогов, сборов и других платежей налогового характера;

свести к минимуму налоговые обязательства;

максимально увеличить прибыль;

разработать структуру взаимовыгодных соглашений с поставщиками и заказчиками;

эффективно руководить денежными потоками;

избегать штрафных санкций.

Налоговое планирование целесообразное всегда: и когда предприятие процветает, и когда оно балансирует на гране рентабельности или, что худшее, на гране банкротства. При грамотном подходе улучшение финансового состояния предприятия не будет связано с налоговыми нарушениями.

Налоговое планирование могут осуществлять как граждане — субъекты предпринимательской деятельности, так и юридические лица. В последнем случае особенности оптимизации налогообложения будут зависеть от того, к какой сфере деятельности принадлежит предприятие (так называемая отраслевая оптимизация имеет свои конкретные инструменты и методы, присущие конкретному виду деятельности, — производственное предприятие, торговое, посредническое, финансово-кредитное и т.п.), а также от размеров самого предприятия (маленькое, среднее, большое).

Налоговая схема деятельности каждого предприятия в общем, как и реализации каждого отдельного соглашения в частности, является индивидуальной и требует предварительного планирования и расчетов. Элементы налогового планирования, даже если оно специально не организовывается и не реализуется, присутствуют в деятельности каждого предприятия и каждого предпринимателя. Человек, который только-только становится на путь предпринимательской деятельности , и решает, в какой форме эту деятельность осуществлять — быть предпринимателем без создания юридического лица или регистрировать предприятие — уже занимается налоговым планированием, поскольку, просчитывая затраты, связанные с приобретением патента или регистрацией предприятия, он одновременно считает и налоги, которые будет платить в первом и во втором случаях.

Работы по налоговому планированию, которые осуществляют налоговые консультанты, предполагают следующие этапы работы:

Первый этап. Подготовка налогового плана деятельности предприятия: годового плана оптимальных налоговых платежей с точки зрения налоговой безопасности и экономической эффективности, учитывающего специфику предприятия;

Второй этап. Разработка и описание схем и иных мероприятий по легальной оптимизации налоговых платежей, адаптированных к специфике деятельности предприятия и существующей системе учета.

Третий этап. Осуществление юридического, бухгалтерского и налогового сопровождения при устранении выявленных налоговых проблем и реализации утвержденных заказчиком схем и иных мероприятий, направленных на легальную оптимизацию налогообложения (вплоть до разработки юридических документов, описания бухгалтерских проводок, согласования позиции предприятия с налоговыми органами и т.д.).

Механизмы оптимизации, предлагаемые налоговыми консультантами, основаны исключительно на положениях действующего законодательства и связаны с использованием тех льгот и преимуществ, которые уже предоставлены государством. При необходимости правильность применения тех или иных механизмов налоговой оптимизации может быть подтверждена соответствующими разъяснениями налоговых органов различных уровней, в том числе путем получения индивидуальных разъяснений для конкретного предприятия.

Рис.1.5 Схема налогового планирования на предприятиях

Последовательность налогового планирования (рис.1.5.):

  • 1. Текущее планирование в первую очередь предусматривает формирование налогового поля.
  • 2. Согласно уставу предприятия и на основе гражданского законодательства, формируется система договорных отношений (договорное поле).
  • 3. Подбираются типичные хозяйственные операции, которые предстоит выполнять предприятию.
  • 4. Разрабатываются различные ситуации с учетом налоговых, договорных и хозяйственных наработок.
  • 5. Выбираются наилучшие варианты, которые оформляются в виде блоков бухгалтерских и/или налоговых проводок.
  • 6. Из оптимальных блоков составляется журнал типовых хозяйственных операций, который служит основой ведения финансового и налогового учета.
  • 7. Оценивается получение максимального финансового результата с учетом налоговых рисков (возможных штрафных санкций), осуществляется наиболее рациональное с налоговой точки зрения размещение активов и прибыли предприятия.
  • 8. Определяются альтернативные способы учетной политики организации.

Если у предприятия нет средств на организацию службы налогового планирования, то даже при высокой налоговой нагрузке оно не сможет ее организовать. Поэтому каждое предприятие, формируя службу налогового планирования, должно исходить, во-первых, из того, какие средства оно может выделить на организацию такой деятельности, и, во-вторых, смогут ли эти затраты окупиться, а если окупятся, то за какое время. Конечно, на малых предприятиях, где кроме рабочих, есть только руководитель (директор) и бухгалтер, ни о какой специальной службе речь идти не может, а функции налогового планирования должны на себя взять они самостоятельно. На больших предприятиях, где, как структурные подразделения, уже организована бухгалтерия и планово-финансовый отдел, обязанности по выполнению таких функций целесообразно возложить на одного из работников этого отдела или сформировать группу налогового планирования.

Что касается крупных предпринимательских структур, то в их организационной структуре следует формировать специальные отделы налогового планирования.

В состав этих подразделений (групп или отделов) целесообразно вводить:

финансистов, которые разрабатывают схемы налогового планирования и оценивают их возможную эффективность;

бухгалтеров — анализируют возможность отображения таких схем в бухгалтерском учете в соответствии с нормами действующего налогового законодательства и положений (стандартов) бухгалтерского учета;

юристов — готовят необходимые документы для оформления и выполнения соглашений, а также анализируют схемы налогового планирования с точки зрения их правовой защищенности с учетом норм налогов, финансового, хозяйственного, гражданского и международного права.

В случае если отдел налогового планирования на предприятии не создается, к реализации отдельных схем по минимизации налоговых платежей целесообразно привлекать, кроме руководителя предприятия, юриста, бухгалтера и специалиста по налоговому планированию (рис.1.6.).

Рис.1.6. Организация налогового планирования

Каждый из участников оптимизации налоговых платежей выполняет четко определенные функции:

руководитель предприятия принимает решение относительно целесообразности определенной деятельности или схемы, дает юристу и бухгалтеру распоряжения относительно фактических условий реализации и ожидаемых результатов налоговой оптимизации

юрист анализирует правовые аспекты соглашения и его соответствие законодательству, согласовывает особенности реализации соглашения с контрагентами

бухгалтер осуществляет расчеты финансовых параметров, порядок их отражения в бухгалтерском учете и налоговой отчетности, расчет налогов, которые следует уплатить

специалист по налоговому планированию оценивает всю информацию, которая поступила от руководителя, юриста и бухгалтера и дает заключение относительно возможности и целесообразности реализации такой схемы.

Налоговое планирование предусматривает несколько уровней, каждый из которых требует определенных знаний и навыков (рис.1.7.)

Рис.1.7. Уровни налогового планирования

Уровень первый — выучить налоговые законы и научиться своевременно и правильно платить налоговые платежи. Для этого нужно знать только перечень всех налогов и сборов, их объекты налогообложения, ставки, источник и сроки уплаты. Вычислить базу налогообложения, умножить ее на ставку и отнести за счет соответствующего источника — это все, что нужно сделать, чтобы налог был начислен.

Уровень второй — научиться оптимально платить налоговые платежи (планировать соразмерность доходов и затрат в одном налоговом периоде, избегать дебиторской задолженности, то есть не платить лишнего), анализировать финансовое состояние предприятия.

Уровень третий — научиться платить минимально, используя законные методы уменьшения налогового давления.

Таким образом, эффективность налогового планирования значительно повышается при условии правильной и целенаправленной организации, которая предусматривает формирование коллектива людей, которые будут заниматься этой работой, разработкой плана, целей и задач налогового планирования, а также разработкой и реализацией схем минимизации налоговых платежей.

Налоговое планирование

Налоговое планирование — это активные и целенаправленные законные действия организации с целью уменьшения налоговых платежей (налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей).

Цели налогового планирования

Основные цели налогового планирования заключаются в следующем:

  • оптимизация налоговых платежей;

  • сокращение налоговых потерь по конкретному налогу или по группе налогов.

При минимизации налогов налогоплательщик использует все достоинства и недостатки существующего законодательства, в том числе его несовершенство, сложность и противоречивость.

При этом он реализует налоговые схемы, позволяющие применять такие формы экономических действий, налогообложение которых минимально.

Стратегическое и текущее налоговое планирование

На практике осуществляется стратегическое и текущее налоговое планирование.

Стратегическое налоговое планирование в реальной практике хозяйствующих субъектов может выглядеть следующим образом:

  • обязательный обзор проектов нормативных правовых актов и прогноз возможного развития событий;

  • обзор и прогноз обычаев делового оборота и судебной практики;

  • составление прогнозов налоговых обязательств фирмы;

  • нужно продумать варианты схем управления финансовыми, документарными, информационными и товарными потоками;

  • составление сетевого графика соответствия исполнения налоговых и финансовых обязательств организации;

  • обязательная оценка риска различных инструментов, проработка вариантов возможных причин резких отклонений от расчетных показателей деятельности организации;

  • составление прогноза эффективности применяемых инструментов налоговой оптимизации.

Текущее налоговое планирование может включать в себя следующие мероприятия:

  • еженедельный мониторинг нормативных правовых актов;

  • составление прогнозов налоговых обязательств организации и последствий планируемых сделок;

  • составление графика соответствия исполнения налоговых обязательств и изменения активов фирмы;

  • прогноз и исследование возможных причин резких отклонений от среднестатистических показателей деятельности организации и налоговых последствий инноваций или проводимой сделки.

Для проведения этих мероприятий хозяйствующим субъектам необходимо иметь правовые системы, которые должны обновляться хотя бы не реже одного раза в месяц, а также сопровождение специалистов и экспертов.

Этапы налогового планирования

Основными этапами налогового планирования являются:

  • выявление налоговых рисков;

  • анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы;

  • выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования;

  • разработка налоговой схемы;

  • осуществление деятельности в соответствии с разработанной налоговой схемой.

Выявление налоговых рисков

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с проведением налогового планирования.

Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации.

К налоговым рискам относятся:

  • риски контроля со стороны налоговых органов;

  • риски увеличения сумм налогов;

  • риски привлечения к уголовной ответственности за применение незаконных схем оптимизации.

В процессе оптимизации налоговых платежей следует придерживаться следующих принципов:

  • принцип разумности и экономической обоснованности. Выгода, получаемая от налоговой оптимизации, должна значительно превосходить затраты, которые необходимо осуществить для реализации данного решения;

  • принцип комплексного расчета экономии и потерь. Перед тем, как внедрить схему оптимизации налогов, необходимо сравнить потенциальную экономию и возможные расходы;

  • принцип документального оформления операций. Все хозяйственные операции налогоплательщика должны быть тщательно документированы. Это пригодится при проведении налоговой проверки и в качестве доказательств в суде;

  • принцип конфиденциальности;

  • принцип индивидуального подхода. Только зная все тонкости своего предприятия, можно рекомендовать тот или иной инструмент снижения налогов. Механически переносить одну и ту же схему с одного предприятия в другое нельзя;

  • принцип комплексной налоговой экономии (принцип многообразия применяемых способов минимизации налогов);

  • принцип заблаговременности. Налоговое планирование необходимо осуществлять не после проведения какой-либо хозяйственной операции или завершения налогового периода, а до него, то есть заблаговременно.

Анализ налоговых проблем и постановка задачи для разработки налоговой схемы

На этом этапе налогового планирования проводится анализ существующих налоговых проблем организации и ставится задача, для решения которой выбираются необходимые инструменты и вырабатываются схемы налогового планирования.

Налоговый анализ включает, например:

  • выявление особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации;

  • перечень налогов, ставки налогов и суммы налогов, которые необходимо перечислять в бюджет;

  • анализ заключенных договоров с контрагентами.

Примером задачи налогового планирования является достижение сокращения налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по группе налогов.

Выбор основных инструментов для осуществления налогового планирования

Действующее налоговое законодательство позволяет использовать инструменты налогового планирования.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие инструменты:

  1. Применение налоговых льгот, предусмотренных налоговым законодательством

  2. Оптимизация налоговых последствий при использовании различных форм договоров с контрагентами

  3. Оптимизация цены сделок

  4. Применение отдельных элементов налогообложения

  5. Использование специальных налоговых режимов, предусмотренных НК РФ, и особых систем налогообложения (например, организация может использовать упрощенную систему налогообложения)

  6. Применение льгот согласно соглашениям об избежании двойного налогообложения

  7. Использование определенных элементов бухгалтерского учета в целях налогообложения, формирование учетной политики в целях налогообложения

Для оптимизации налогового бремени имеет значение выбор следующих показателей:

  • начисление амортизации основных средств: линейный способ, способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • начисление амортизации нематериальных активов: линейный способ, способ уменьшаемого остатка, способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ);

  • списание товарно-материальных ценностей: по себестоимости каждой единицы, но средней себестоимости, по методу FIFO (по себестоимости первых по времени приобретения товарно-материальных ценностей);

  • порядок списания расходов;

  • определение выручки от реализации продукции (работ, услуг) для целей налогообложения.

Отметим, что в зависимости от применяемых инструментов налоговое планирование может базироваться на использовании:

  • налоговых льгот – полное или частичное освобождение субъектов предпринимательства от уплаты конкретных налогов, связанное с определенной деятельностью или производством определенной продукции;

  • «налоговых лазеек» – отдельных вопросов предпринимательской деятельности, не урегулированных налоговым законодательством;

  • специально разработанных схем оптимизации налоговых платежей, которые обычно и являются главным инструментом налогового планирования.

Разработка налоговой схемы

При осуществлении налогового планирования вырабатывается схема, в соответствии с которой предприятие планирует осуществлять свою деятельность.

При этом организация должна верно применить выбранные инструменты налогового планирования для реализации задачи налогового планирования эффективным и оптимальным образом.

При осуществлении налогового планирования следует учитывать возможные изменения налогового законодательства, которые могут быть связаны с установлением новых форм и режимов налогообложения, изменением налоговых ставок, отменой налоговых льгот или вводом новых налоговых льгот.

Поэтому в некоторых случаях надо внести необходимые изменения в учетную политику организации для целей налогообложения.

В заключение отметим, что способы законного (легального) уменьшения налогов всегда были и будут.

Во-первых, из-за законодательно установленных различных видов налоговых режимов и льгот.

Нестандартное применение различных налоговых режимов и льгот бывает полезным с точки зрения минимизации налогообложения.

Во-вторых, по причинам системного характера.

В современной динамичной и сложной экономике заранее просчитать все налоговые последствия самых разнообразных экономических действий налогоплательщика принципиально не представляется возможным, а значит, всегда будут существовать возможности таких действий, которые более выгодны налогоплательщику.

Таким образом, возможности применения различных налоговых схем позволяют вносить свои коррективы в процесс налогового планирования, минимизировать налоговые риски и, следовательно, повышать уровень экономической безопасности хозяйствующего субъекта.

Налоговое планирование — это целенаправленные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств, производимых им в виде налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Сущность налогового планирования

Налоговое планирование (НП) представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования (управления финансами) организации. Сущность НП заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет право использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. НП можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Оно может быть как индивидуально направленным и носить адресный характер, так и применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов.

Оптимизация является более широким понятием и включает в себя минимизацию. Термин «минимизация налогов» несколько неудачен в том смысле, что абсолютная минимизация налогов достигается при полном прекращении хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Оптимизация налогов предполагает увеличение финансовых результатов при экономии налоговых расходов, а также решает задачу не допустить большей динамики роста налоговых платежей по сравнению с динамикой роста выручки предприятия. При оптимизации налогов могут решаться и иные финансовые задачи, далекие от минимизации. Например, формирование в отчетном периоде существенной прибыли для привлечения новых кредитов и акционеров. Для указанного случая оптимизация налогов коснется не только отчетного периода, но и следующего за ним. В понятие оптимизации также входит работа по предотвращению чрезвычайно большого, по сравнению с обычным уровнем, налогообложения вследствие ошибок в оформлении сделок.

Цели

Основными целями НП являются оптимизация налоговых платежей, минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов, повышение объема оборотных средств предприятия и, как результат, увеличение реальных возможностей для дальнейшего развития организации, для повышения эффективности ее работы. За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и для дальнейшего эффективного развития производства.

Этапы

Составными частями (этапами) НП являются:

  • определение главных принципов;
  • анализ проблем и постановка задач;
  • определение основных инструментов, которые может использовать организация;
  • создание схемы;
  • осуществление финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с разработанной схемой.

Определение главных принципов

Под рисками налоговой оптимизации понимаются возможности понести финансовые потери, связанные с этим процессом. Общие риски минимизации налогов можно оценить как совокупность возможных прямых потерь (убытков) налогоплательщика при налоговом контроле, включая взыскание недоимок и штрафов, а также возможные предстоящие расходы на урегулирование негативной ситуации. Налоговыми рисками являются:

  • риски налогового контроля
  • риски усиления налогового бремени
  • риски уголовного преследования

Анализ проблем и постановка задач

Содержанием этого этапа НП являются изучение (анализ) налоговых проблем организации и постановка задачи, в соответствии с которой затем подбираются инструменты и разрабатываются схемы НП. Налоговый анализ включает, в частности, определение особенностей организации финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, формирование налогового поля (перечень основных налогов, которые надлежит уплачивать, их ставки, размеры, распределение между бюджетами различных уровней и льготы), анализ системы договорных отношений и типичных хозяйственных ситуаций (в том числе бухгалтерских записей), оценку суммы налоговых обязательств в текущих условиях хозяйствования и др.

В качестве задачи налогового планирования может выступать минимизация налоговых потерь организации по какому-либо конкретному налогу или сбору; по совокупности налогов, исчисляемых на базе одного и того же объекта налогообложения (например, оборотных налогов с выручки); по всей совокупности налогов и сборов, плательщиком которых является организация, и т. д.

Инструменты

Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации НП.

Инструменты НП — налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежании двойного налогообложения и т. д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

В качестве основных инструментов НП можно выделить следующие:

  1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50 %).
  2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).
  3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).
  4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).
  5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).
  6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, разработка схем международного налогового планирования — взаимодействия в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).
  7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации «по оплате» или «по отгрузке», оценка материально — производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Создание схемы налогового планирования

При осуществлении НП организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово — хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты НП с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи НП наилучшим образом. Схема НП представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям.

При осуществлении НП необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т. д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Обычно изменения, которым подвергается налоговое законодательство, вступают в силу не сразу после принятия соответствующих документов, а по истечении определенного периода времени (вплоть до нескольких лет). Таким образом, сотрудники организации, создающие схемы налогового планирования, могут заранее ознакомиться с нормативными правовыми актами и понять, какие налоговые выгоды можно извлечь из их применения.

Самый ответственный период для создания новых схем налогового планирования — последние недели перед началом нового года, так как большинство изменений, могущих выгодно оптимизировать налогообложение, вступают в силу с 1 января каждого года. В некоторых случаях требуется изменить те или иные положения учетной политики организации в целях налогообложения.

Литература

  • Д. Н. Тихонов, Л. Г. Липник. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков. М.: 2004.
  • Налоговая оптимизация (под редакцией А. В. Брызгалина) М.: 2007
  • Методы оптимизации налоговых платежей
  • Минимизация и оптимизация НДС
  • Международное налоговое планирование

Актуально на: 13 апреля 2017 г.

Налоговое планирование в широком смысле – это такая организация деятельности предприятия, при которой его налоговая нагрузка оказывается на минимальном уровне без каких-либо нарушений законодательства. В узком смысле под налоговым планированием организации подразумевается комплекс мероприятий или действий налогоплательщика, обеспечивающих своевременность расчетов с бюджетом и одновременно максимальную эффективность использования финансовых ресурсов. Таким образом, цель налогового планирования – это снижение налогового бремени компании в рамках действующего законодательства.

Базовые принципы налогового планирования следующие:

  • принцип законности. Предполагает использование только легальных методов для достижения цели налоговой оптимизации;
  • принцип оперативности. Означает, что налоговая политика компании подлежит корректировке в зависимости от изменяющихся экономических условий, требований налогового законодательства и др.;
  • принцип оптимальности. Заключается в том, что применяемые методы планирования не должны мешать интересам владельцев компании, а также деятельности самой компании.

Методология налогового планирования

Основными методами налогового планирования являются:

  • грамотная учетная политика предприятия;
  • прогнозирование налоговых отчислений в будущем в соответствии с ожидаемыми финансовыми показателями компании;
  • оценка возможности и целесообразности применения специальных налоговых режимов и др.

К инструментам налогового планирования относят заключение договоров разных типов с контрагентами, разные варианты ценообразования для реализуемых товаров (работ, услуг), использование налоговых преференций (налоговых вычетов, льгот, каникул).

В совокупности методы и инструменты также называют способами налогового планирования.

Налоговое планирование и прогнозирование в организации

Налоговое планирование в организации проходит в несколько этапов. В идеале начинается этот процесс еще при написании бизнес-плана, когда идея о создании фирмы только появилась, но еще не претворена в жизнь. Это, можно сказать, нулевой этап планирования. На нем решаются ключевые вопросы: где открывать организацию, какой вид деятельности она будет вести, в рамках какого налогового режима и т.д.

А если речь идет о действующей организации, то для нее этапы налогового планирования такие:

  • анализ налоговых отчислений компании и постановка задач;
  • установление основных инструментов, которые может использовать организация;
  • разработка плана (схемы действий);
  • ведение деятельности организации в соответствии с разработанным планом, то есть реализация его на практике.

Основные принципы и методы налогового планирования

Налоговое планирование позволяет плательщику налогов оптимизировать нагрузку на бизнес путем применения льгот, различных налоговых режимов и прочих законодательно предусмотренных возможностей. О принципах и методах планирования налогов читайте в данной статье.

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Общие принципы налогового планирования

Формы налогового планирования

Методы налогового планирования

Какое значение имеют налоговое планирование и прогнозирование?

Значение налогового планирования в современных условиях ведения бизнеса сложно переоценить. Используя налоговое планирование, можно вполне легально снизить налоговую нагрузку на бизнес, что обеспечит уменьшение расходов и повысит конкурентоспособность выпускаемой продукции.

Заниматься налоговым планированием можно уже на стадии регистрации бизнеса, ведь организационно-правовая форма, структура будущего предприятия и даже его месторасположение могут сыграть впоследствии решающую роль в налоговой оптимизации и уменьшении налогового бремени.

Советуем ознакомиться с информацией об оптимизации налогов на примере одного из используемых режимов — подробнее в нашей статье «Какие возможности оптимизации налогов при УСН?».

Суть налогового планирования заключается в признании фискальными и иными контролирующими органами за плательщиком налогов права применять все дозволенные действующим законодательством средства, способы, приемы с целью уменьшения налогового бремени. Налоговое планирование представляет собой целый комплекс мер, которые объединяют все сферы деятельности компании, при этом оно способствует выполнению уставных целей, снижению затрат и получению прибыли.

Самым действенным способом повышения доходности бизнеса является не просто снижение размера уплачиваемых налогов (этого можно добиться, снизив число операций и замедлив оборачиваемость капитала), а построение эффективного менеджмента и налоговое планирование. То есть снижение налогового бремени должно являться для предприятия не тактическим ходом, а грамотно выстроенной стратегией.

Для того чтобы определиться, необходимо ли что-то кардинально менять в системе управления компании, следует сначала высчитать налоговую нагрузку. Рассмотрим различные ситуации:

  • Если общая налоговая нагрузка не превышает 15% от чистого дохода компании по итогам года, то потребность в налоговом планировании и прогнозировании у предприятия минимальная. Для контроля за состоянием налоговых платежей может следить главный бухгалтер или его заместитель.
  • Если налоговая нагрузка составляет от 20 до 35% у предприятий малого и среднего бизнеса, то потребность в налоговом планировании актуальна. Для того чтобы прогноз и налоговое планирование осуществлялись эффективно и своевременно, необходимо ввести штатную единицу, которой следует поручить эти функции. Отдельный специалист, а в крупных компаниях — целая команда профи будет контролировать все налоговые обязательства и участвовать в составлении бизнес-планов на следующий год с целью осуществления бизнес-прогноза. Для реализации крупных или нестандартных проектов будет целесообразным привлекать специалиста по налоговому планированию на аутсорсинговой основе.
  • Если налоговая нагрузка превышает 40%, то предприятию жизненно необходимо уделить пристальное внимание налоговому планированию. Иначе оно просто станет неконкурентоспособным и в конечном счете может и вовсе обанкротиться. В такой ситуации налоговое планирование должно стать самым важным элементом работы топ-менеджмента. Для средних и крупных компаний предпочтительно создание отдела по налоговому планированию.

Для определения налогового бремени советуем изучить нашу статью «Расчет налоговой нагрузки в 2017-2018 годах (формула)».

В современной бизнес-среде сложились основные подходы к уменьшению налоговой нагрузки, что является главной целью налогового планирования:

  • применение всех возможных налоговых льгот, предусмотренных в Налоговом кодексе;
  • разработка правильной учетной политики, которая бы позволила использовать все имеющиеся пробелы в налоговом законодательстве в свою пользу;
  • контроль за тем, чтобы не были пропущены сроки уплаты налоговых платежей.

Различают следующие виды налогового планирования:

  1. корпоративное — проводимое в пределах одной отдельно взятой компании;
  2. партнерское — осуществляемое в ряде компаний, связанных друг с другом по форме управления или бизнес-сотрудничеством;
  3. национальное — реализуется в случае, если хоздеятельность компании ведется лишь в одной стране;
  4. международное — осуществляется в тех случаях, если бизнес ведется на территории нескольких стран.

Общие принципы налогового планирования

Применяя те или иные способы, методы и приемы налогового планирования, налогоплательщику надлежит придерживаться основных принципов, которые позволят ему добиться своих целей при минимальных усилиях и без нарушения законодательства. Принципы налогового планирования можно разделить на несколько основных групп:

  1. Принцип законности, что означает соблюдение всех налоговых норм при расчете и оплате налоговых платежей. Именно этот принцип и является основополагающим, он позволяет дистанцировать и отмежевать налоговое планирование от обвинений в уклонении от уплаты налогов.
  2. Принцип оперативности — подразумевает произведение своевременного налогового планирования. Это означает, что утвержденные учетная и налоговая политики компании должны вовремя пересматриваться для быстрого реагирования на изменение норм налогового законодательства, позволяющих снизить бремя по уплате налогов. Также изменения должны своевременно вноситься и в случае появления нового направления деятельности, расширения или другого переформатирования бизнеса.
  3. Принцип оптимальности, предполагающий использование таких механизмов, которые бы привели к уменьшению налоговой нагрузки без ущерба для бизнес-целей и интересов владельцев предприятия. Следует помнить, что налоговое планирование —это всего лишь средство для разрешения определенных задач, а не самоцель. Бизнесменам потребуется достичь равновесия между величиной налоговой нагрузки и размером ожидаемой прибыли, которая могла быть направлена на расширение бизнеса. Аналитикам необходимо заранее просчитывать, какой экономический эффект следует ожидать от внедрения того или иного метода налогового планирования, не покроют ли затраты на его внедрение всей ожидаемой доходности как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе. Необходимо своевременно просчитать, не приведет ли сокращение одного налога к росту других обязательных платежей.
  4. Принцип обоснованности предполагает, что налогоплательщик заранее подготовил необходимые аргументы для объяснения перед налоговыми инспекторами и защиты своей позиции в суде в случае применения непопулярных или спорных методов налогового планирования.
  5. Принцип комплексности, обозначающий, что при налоговом планировании учитываются не только нормы налогового законодательства, но и других правовых отраслей, особенно гражданского законодательства.
  6. Принцип профессионализма, говорящий о том, что к такой деятельности надлежит привлекать квалифицированных специалистов, что означает грамотное составление первичных документов, договоров, регистров, отчетности и пр.
  7. Принцип конфиденциальности, означающий, что налогоплательщик не должен афишировать посторонним лицам применяемые на предприятии методы налогового планирования.

Формы налогового планирования

Организация налогового планирования может быть облечена в такие формы:

  • систематизация сведений о налогообложении, постоянный мониторинг изменений в законодательстве;
  • реализация предусмотренных этапов планирования и постоянный контроль за выполнением всех налоговых обязательств;
  • анализ принимаемых решений под призмой соблюдения налогового законодательства;
  • выполнение ряда мероприятий по оптимизации налогообложения при росте налоговой нагрузки.

Налоговое планирование обычно имеет следующие направления:

  1. выбор перед проведением госрегистрации организационно-правовой формы;
  2. выбор подходящего налогового режима;
  3. определение объекта налогообложения и его изменение в случае возникновения необходимости;
  4. изменение направления хоздеятельности, реструктуризация (создание обособленных подразделений с иными формами налогообложения в зависимости от направления бизнеса);
  5. регистрация бизнеса в оптимальном для уплаты налоговом географическом месте (выбор ИФНС, близость к производственным активам, особые экономические зоны, особенности регионального налогового законодательства в виде льгот и сниженных ставок налогов и пр.);
  6. полноценное применение всех существующих налоговых льгот — с этой целью необходимо регулярно мониторить изменения налогового законодательства и анализировать их применимость к деятельности налогоплательщика;
  7. планирование распределения полученной прибыли с целью переформатирования бизнеса для возможности применения дополнительных налоговых льгот.

Методы налогового планирования

Налоговое планирование подразумевает использование комплекса методов, направленных на снижение налоговой нагрузки и повышение финансовой эффективности бизнеса. Налоговое планирование включает использование как внешних, так и внутренних методов. Внешние методы могут повлечь за собой наступление глобальных последствий для бизнеса, поэтому их использование достаточно ограничено. К ним можно отнести замены, которые могут повлиять на налоговую политику компании (группы компаний): налогового субъекта, налоговой юрисдикции и вида деятельности.

Перечислим основные внутренние методы налогового планирования:

  1. Выбор учетной политики, утверждаемой раз в год, — это самая важная часть планирования. Так, например, переоценка основных средств позволяет существенно и легально сэкономить на уплате налогов на имущество и прибыль.
  2. Аналитико-расчетный метод поможет произвести налоговое планирование на основании показателей за прошлые налоговые периоды. Благодаря этому методу можно в утверждаемый бизнес-план на следующий год заложить планы по изменению:
  • объемов работ (влияет на налог на прибыль, НДС);
  • среднесписочного состава служащих (влияет на уплату НДФЛ и взносов во внебюджетные госфонды);
  • размера (количества) используемых в хоздеятельности активов, в т. ч. и земельных участков (влияет на налоги на землю, имущество).
  • Балансовый метод применяется при разработке бухгалтерской модели какой-либо финансовой или хозяйственной ситуации. Например, рассчитывается потребность в финансах и анализируются всевозможные источники получения средств, исходя из балансовых показателей. Особенно данный метод актуален при построении взаимоотношений материнской компании с дочерними.
  • Нормативный метод используется при планировании будущих налогов путем расчета ожидаемых показателей с применением действующих налоговых ставок и норм.
  • Оптимизация планов и решений означает проработку нескольких вариантов прогнозов с целью выбора оптимального.
  • Метод создания налогового поля означает создание собственного перечня подлежащих уплате налогов и сборов в компании, статуса налогоплательщика, выбранной системы налогообложения, месторасположения, льгот и сроков уплаты налогов. Данный перечень разрабатывается на основе таких вводных данных, как организационно-правовая форма компании, виды хоздеятельности, сформированная учетная политика. На основании созданной индивидуальной налоговой базы прорабатывается каждый платеж.
  • Советуем ознакомиться со статьей по налоговой оптимизации «Какие существуют способы оптимизации налога на прибыль?».

    Ответы на часто задаваемые вопросы

    Прежде чем подписываться, хочу посмотреть издание. Как получить демодоступ?

    Чтобы получить демодоступ, вам нужно совершить несколько простых действий:

    1. Нажмите кнопку «Получить доступ» в правом верхнем углу главной страницы сайта.
    2. Введите логин и пароль, по которому вы входите на сайт журнала «Практическое налоговое планирование» или другого издания медиагруппы «Актион-МЦФЭР». Если вы еще не зарегистрировались на сайте, пожалуйста, пройдите эту процедуру – она займет несколько минут. Для этого пройдите по ссылке «Зарегистрироваться».
    3. После того как вы зарегистрируетесь, либо введете логин и пароль, Вы автоматически попадете на страницу получения демодоступа к изданию.
    4. Тут мы попросим вас уточнить, выписываете ли вы печатное издание. Также понадобится ваш мобильный телефон, чтобы прислать СМС с кодом доступа к изданию.
    5. Нажмите кнопку «Получить код». На сайте откроется окно, в которое надо ввести полученный по СМС код. Ввести код надо в течение 30 минут, иначе он устареет и не будет действовать.
    6. Как только вы ввели код, нажмите кнопку «Получить доступ». И три дня вы сможете свободно пользоваться всеми материалами электронного издания.

    В какой срок нужно активировать код доступа к электронному журналу?

    Все зависит от того, подписались вы на электронный журнал или пока просто хотите полистать его в демодоступе.

    Допустим, вы еще раздумываете и получили только код для демодоступа. Этот код нужно активировать в течение 30 минут после получения СМС.

    Если же вы уже подписались на издание, то можете активировать код доступа в любой момент, когда вам удобно. Но разумеется, пока не истек срок, на который оформлена ваша подписка!

    Обратите внимание: подписка действует строго в тот период, который назван в платежных документах. Например, у вас оплачена подписка с 01 июня 2013 года по 31 мая 2014 года (всего 12 месяцев). Если вы активируете код позже, допустим, в июле, то май все равно будет последнем месяцем, когда действует доступ по этой подписке.

    Конечно, лучше не затягивать с активацией, чтобы не пропустить какие-нибудь важные для работы новости.

    Как убедиться в том, что код доступа успешно активирован?

    Походите по электронному журналу, покликайте на статьи свежего номера – если они успешно открываются, значит, все в порядке.

    Также можно проверить информацию о ваших доступах в «Личном кабинете» – она появится там примерно через 45 минут после того, как вы активировали код доступа. Чтобы попасть в «Личный кабинет», войдите, пожалуйста, на сайт электронного издания, используя свои логин и пароль. Кликните на свое имя в верхнем правом углу экрана. Вы окажетесь в «Личном кабинете».

    В разделе «Подписки и доступы» будет вся информация о том, на какие издания вы подписаны и как долго можете ими пользоваться.

    Вы активировали код, но информация о подписках в «Личном кабинете» не обновилась? Или у вас проблемы с доступом к статьям? Пожалуйста, сообщите нам об этом – мы поможем в течение рабочих суток!

    Для связи пользуйтесь, пожалуйста, формой обратной связи.

    Ваш сайт можно улучшить, и я знаю как! Куда отправить мои предложения и пожелания?

    Будем очень рады узнать о вашем предложении. Удобнее всего вам будет воспользоваться формой обратной связи.

    Чем электронный журнал отличается от бумажного?

    Электронный журнал – это современный сервис, который сделает вашу работу проще и удобнее. В электронном журнале есть абсолютно все материалы бумажного издания, в том же объеме. Разница в том, что журнал вы читаете на специальном сайте. Свежий номер появляется на сайте в тот же день, когда бумажный журнал выходит из типографии. И тут же к вашем услугам – весь архив номеров за несколько лет со встроенной системой поиска.

    Преимущества электронного журнала:

    • не надо ждать, пока журнал вам доставят почтой или курьером;
    • возможность быстро найти в электронном архиве статьи по нужной теме;
    • в электронный журнал встроена полная, ежедневно обновляемая нормативно-правовая база. Она бесплатная!

    Также в электронном журнале есть специальные инструменты, которые позволяют работать с электронным журналом так же, как с бумажным. Например, можно листать журнал прямо на экране, делать закладки. Наконец, можно распечатать любую статью или весь номер.

    Как узнать о том, что поступил свежий номер электронного издания?

    О каждом свежем номере вам придет письмо на электронную почту, которую вы назвали при регистрации на сайте. Свежий номер появится на сайте издания автоматически, вам для этого ничего делать не надо.

    Обновляется ли правовая база, которая встроена в электронный журнал?

    Да, правовая база обновляется ежедневно и автоматически, вам для этого ничего делать не надо. Соответственно, все новые документы, необходимые для работы, будут в вашем распоряжении.

    Есть ли архив номеров электронного журнала?

    Конечно, вам доступен весь архив издания, на который вы подписаны. Чтобы найти нужный выпуск, зайдите в раздел «Номера».

    Придется ли мне самостоятельно искать официальные документы, которые упомянуты в статьях?

    Не придется. В любой документ, упомянутый в статье журнала, можно сразу перейти по ссылке.

    В правовой базе, которая встроена в издание, есть не только документы, о которых идет речь в статьях, а вообще все нормативные акты, необходимые для повседневной работы большинства компаний. Правовая база бесплатна для всех подписчиков электронного журнала.

    Можно ли читать электронный журнал дома или в командировке?

    Конечно, нужен только доступ в Интернет. Просто введите свои логин и пароль на сайте.

    В бумажном журнале можно делать пометки, закладки. А в электронном?

    В электронном журнале можно добавлять материалы в раздел «Полезное». Так статья будет всегда под рукой, и не придется искать ее в архиве. Нажмите на ярлычок «Добавить в полезное» справа от статьи. Он станет красным, а ссылка на статью появится в разделе «Полезное» на сайте журнала и в личном кабинете подписчика. Чтобы удалить ссылку, нужно повторно кликнуть на ярлык.

    Как подписаться на электронный журнал?

    Удобный для вас способ подписки можно выбрать здесь – Подписка

    Телефоны службы подписки: 8 800 550-07-98 .

    Нужно ли иметь специальное техническое или программное обеспечение, чтобы работать с электронным журналом?

    Нет, не нужно. Чтобы пользоваться электронным журналом, не надо ничего скачивать-устанавливать, ждать обновлений. Не нужно никаких специальных знаний или устройств. Компьютер с Интернетом — это все, что понадобится для работы с электронной версией журнала.

    Что необходимо для работы с электронным журналом на планшетном компьютере или смартфоне?

    Читать наш журнал на планшете или смартфоне вы можете без установки дополнительного приложения. Адаптированная версия включается автоматически при первом посещении сайта с мобильного устройства. А после — выбор за вами. Перейти в мобильную версию поможет кнопка «Мобильно» в левом верхнем углу на главной странице сайта.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *