Налоговое бремя

Что такое налоговое бремя?

Налоговое бремя, обременение подразумевают под собой определенную нагрузку, тяжесть. На кого она ложится и что собой представляет, разберемся в данной статье.

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Налоговое бремя в России в 2016 году

Итоги

Понятие налогового бремени

Налоговое бремя — экономические ограничения, которые возникают у хозяйствующих субъектов в результате отчисления средств на уплату налогов. Это значит, что налоги отбирают у юридических лиц и ИП определенную долю доходов, которые они могли бы потратить на свое развитие.

Понятие «налоговое бремя» должно определяться на макро- и микроэкономическом уровнях. Так как одно дело — это налоги в рамках государства, и совсем другое — налоги организаций и физических лиц.

В рамках страны налоговое бремя равно доле общей суммы налоговых платежей за конкретный год в валовом национальном продукте за этот же год.

Точной методики расчета данного показателя для юридических лиц нет. В научной литературе предлагается рассчитывать этот показатель как долю налогов к выручке, прибыли (балансовой или чистой). Предлагается включать в этот показатель и расходы, связанные с уплатой налогов (например, на содержание сотрудников, занимающихся формированием отчетности в налоговые органы, судебные издержки и т. п.).

С физическими лицами ситуация тоже непростая, поскольку население платит не только прямые налоги, но и косвенные.

О налогах в 2015 году читайте в статье «Федеральные, региональные и местные налоги в 2015 году»

Налоговое бремя и налоговая нагрузка

Несмотря на схожесть этих понятий, налоговая нагрузка все-таки не является синонимом налогового бремени. Налоговая нагрузка — сумма денежных средств, которую заплатил налогоплательщик в ходе исполнения своих обязанностей по уплате налогов. Тогда как налоговое бремя — это прямые и косвенные обязанности по уплате налогов.

Важно! Налоговое бремя — обязанность по уплате. Налоговая нагрузка — свершившийся факт уплаты налогов.

Показатель «налоговая нагрузка» используется ФНС России как 1 из критериев оценки налогоплательщиков при отборе кандидатов для выездной налоговой проверки.

Такие критерии общедоступны, они утверждены приказом ФНС России от 30.07.2007 № ММ-3-06/333@.

Так, поводом для проверки может стать налоговая нагрузка налогоплательщика меньшая, чем у других хозяйствующих субъектов в этой же отрасли или виде деятельности (п. 1 приложения 2 к приказу № ММ-3-06/333@).

Расчет налоговой нагрузки достаточно прост:

Нн = Ну / В,

где: Нн — уплаченные налоги (по данным налоговых органов);

В — выручка (по данным Росстата).

Избыточное налоговое бремя и его последствия

У налогоплательщиков в РФ существует обязанность по уплате достаточно большого количества налогов. Даже физические лица платят не только НДФЛ, но и транспортный, земельный налоги, налог на имущество. У организаций этот список гораздо больше.

Помимо налогов, есть еще и страховые взносы во внебюджетные фонды. Это прямо не относится к налоговому бремени, но тоже обязанность со всеми вытекающими из нее последствиями.

Об изменениях законодательства относительно страховых взносов читайте в статье «Налоговый кодекс и страховые взносы: изменения 2015 года»

Рост величины налогов теоретически должен повышать доходы бюджета. Но в жизни получается так, что избыточное налоговое бремя способно задушить любую деятельность. А значит, налоги в бюджет платить будет некому. Следовательно, доходы бюджета, скорее всего, уменьшатся.

Ярким примером того, как увеличение бремени обязательных платежей приводит не к росту доходов, а к сворачиванию деятельности предпринимателей, является попытка увеличения страховых взносов для ИП в 2014 году. После такого маневра многие ИП формально закрылись. При этом они продолжали свою деятельность, но неофициально. В результате запланированного увеличения доходов бюджетов не получилось.

Налоговое бремя в России в 2016 году

Озвучивая свои планы в «Основных направлениях налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов», Минфин России обозначил, что больших изменений в налоговой политике не будет.

Важно! Увеличения налоговых ставок в 2016 году не произойдет.

Некоторые виды деятельности планируется поддержать особо, например:

  1. Новые производства, которые подпадают под критерии региональных инвестиционных проектов (ст. 288.2 НК РФ). Для них может быть установлена ставка 0 % по налогу на прибыль в части, уплачиваемой в федеральный бюджет, снижена до 10 % ставка налога, зачисляемого в региональный бюджет.
  2. Малое предпринимательство. Для некоторых видов деятельности, перечень которых предполагается расширить, планируется ввести патентную систему налогообложения. Для «упрощенцев» и тех, кто находится на патентной системе и работает в сфере бытовых услуг, могут быть установлены 2-летние налоговые каникулы.
  3. Самозанятых физических лиц. Для них планируется упростить процедуру регистрации и уплаты налогов. Это делается для того, чтобы лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью и не встающие на учет как ИП, все-таки зарегистрировались и платили налоги. В результате бюджет получит дополнительный доход, а физические лица — гарантию того, что их не привлекут к ответственности за ведение деятельности без регистрации.

Итоги

Налоговое бремя несут все хозяйствующие субъекты во всем мире. Без уплаты налогов невозможно существование тех сфер, которые финансируются за счет бюджета. Самое главное при установлении налоговых ставок и правил уплаты налогов — выдержать баланс между обременением и возможностью существования коммерческих организаций.

Избыточное налоговое бремя может поставить под вопрос ведение деятельности многими организациями и ИП. Если хозяйствующие субъекты будут отдавать львиную долю государству, у них не останется средств на развитие.

В настоящее время политика Минфина России направлена на то, чтобы наполнять бюджет не за счет увеличения налогов, а благодаря развитию производства и поддержке малого и среднего предпринимательства. Организациям и ИП дают возможность работать, чтобы они, в свою очередь, могли платить налоги и тем самым формировать доходную часть бюджетов всех уровней.

Налоговое бремя: Ключевые особенности и расчет

Игорь Бажин 06.06.2016 226 Просмотры 0 ЭкономияSavedRemoved 0

Налоговое бремя – финансовое ограничение на макроэкономическом уровне, которое создается для отчисления определенной суммы на уплату налогов. В отношении определенного налогоплательщика – доля его дохода, которая изымается в бюджет государства.

Данный показатель на каждом предприятии устанавливается индивидуально. К примеру, в строительном производстве он намного ниже, чем на винно-водочных и транспортных предприятиях.

Если ставка налога понижается, тогда увеличивается заработная плата сотрудников, появляется мотивация к дальнейшей работе, что в целом привод к тому, что и эффективность производства вместе с доходами увеличивается. А это приводит к росту государственного бюджета.

Если ставка налога, наоборот, увеличивается, тогда бюджет государства уменьшается, поскольку сумма доходов меньше, инвестиции и заработная плата тоже снижается, а у персонала пропадает мотивация работать эффективнее.

Налоговое бремя и нагрузка

Налоговое бремя и налоговая нагрузка – в принципе, два очень схожих понятия, однако налоговая нагрузка является показателем фактической уплаты налога. То есть это сумма средств, которая уже уплачена налогоплательщиком.

Чем выше уровень развития экономики в стране, тем выше уровень налоговой нагрузки. Так, в России этот показатель составляет 40%.

Согласно Приказу ФНС от 30,05,2007 «Об утверждении Концепции системы планирования выездных проверок» существует ряд критериев, на которые обращается внимание при проведении проверки уплаты налогового бремени, с которыми можно ознакомиться в п.2 данного документа.

Рассмотрим несколько способов расчета налоговой нагрузки. По стандартной схеме высчитывают данный показатель следующим образом: отчисления в НС делят на показатель выручки налогоплательщика.

Но существует еще несколько простых и более сложных способов, которые предусматривают вычисление на основании разных показателей.

По налогу на прибыль

1 способ по НДС

2 способ по НДС

Для ИП

Для УСН

Для ЕСХН

Для ОСНО

Все вышеприведенные формулы для расчета установлены согласно Письму № АС-4-2/12722.

Кроме этого, есть некоторые примечания. Для произведения расчета для ИП, УСН, ЕСХН и ОСНО учитываются и другие налоги, которые уплачиваются плательщиком.

back to menu

Примеры расчета

Теперь давайте наглядно рассмотрим применение формул на примерах.

Пример 1

ООО «Мой дом» осуществляет свою деятельность в строительной индустрии. В 2015 г. в «Отчете о прибылях и убытках» в форме №2 строке 10 отражена выручка от реализации товара, составляющая 553 000 р.

В форме №2 строке 060 указаны проценты к получению, которые составляют 5 000 р.

Теперь рассчитаем весь доход, полученный за 2015 г. 553 000 + 5 000 = 558 000 р.

Сумма налоговой нагрузки в 2016 году составляет 15 000, налог, возвращенный на расчетный счет, имеет показатель в размере 3 000 р.

Из этого следует, что в 2015г. у предприятия «Мой дом» была следующая налоговая нагрузка:

15 \ 558 х 100% = 2,2.

Однако, в данной отрасли средний показатель нагрузки составляет 12,2%, а у рассматриваемого предприятия данный показатель меньше, поэтому необходимо обратиться в НС для уточнения своих обязательств и рассмотрению порядка вычислений.

Пример 2

ООО «Конфетка» осуществляет свою деятельность в рамках оптовой торговли.

В 2015 г. выручка от реализации товара предприятием составила 1 356 000 р.

Проценты к получению составили 5 000 р.

Прочие доходы, которые были получены внереализационным путем, составили 19 000 р.

Теперь подсчитаем общую сумму доходов, которые получало предприятие «Конфетка» за 2015г.:

1 356 000 + 5 000 + 19 000 = 1 380 000 р.

В 2014г. компания уплатила налоги в размере 63 000р. НС возвратила сумму размером 4 000.

Налоговая нагрузка фирмы «Конфетка» за 2015г.:

59\ 1380 х 10% = 4,3%.

Налоговая нагрузка в данной отрасли в среднем имеет показатель 2,4, что является меньшим от того, что получило рассматриваемое предприятие.

back to menu

Избыточное налоговое бремя и его последствия

Если вы хотите рассчитать показатель налоговой нагрузки по вышеприведенным формулам и использовать его для оценки риска проверки, то рекомендуется выполнить следующий ряд действий:

  1. Определить свою налоговую нагрузку.
  2. Рассчитать показатель по налогу на прибыль в соответствии с данными: менее 3% для производственных предприятий, менее 1% для торговых компаний.
  3. Согласно Письму № АС-4-2/12722 полученный показатель не должен превышать 89%.

Если вы получили показатель, который является для вашего бизнеса невыгодным и берет слишком большую долю от вашего дохода, то перепроверьте свои расчеты на наличие ошибок.

Налогоплательщик в РФ обязан уплачивать все налоги, которые начисляются касательно его деятельности и получаемых доходов. Есть также дополнительные взносы, которые на прямую не влияют на налоговое бремя, но все же относятся к нему и учитываются при расчетах.

Если рассматривать с точки зрения теории, то рост налога должен, прежде всего, увеличивать доходы бюджета.

Но с практической стороны мы видим, что избыточное налоговое бремя, наоборот, затормаживает развитие производства и не дает шансы для развития определенной деятельности. Поэтому гражданин уже не сможет выплачивать в полной мере налоги, что приводит к уменьшению бюджета.

К примеру, возьмем 2014 год, когда страховые взносы для ИП увеличились. Ожидалось, что бюджет увеличится, а это привело лишь к тому, что большинство ИП закрылись. Что в итоге не оправдало ожидания.

Поэтому увеличение налогового бремени приводит не к росту бюджета, как ожидалось, а к закрытию предприятий.

back to menu

Налоговое бремя в России в 2016 году

Минфин России утверждает, что существенных изменений на 2016г.не предусмотрено. Планируется лишь выделить некоторые сферы деятельности:

  • Производства, которые соответствуют критериям региональных инвестиционных проектов. Для данной категории предприятий планируется установить ставку 0% по налогу на прибыль в отношении фед. бюджета, 10% в отношении регионального бюджета.
  • Малое предпринимательство – может быть введена патентная система для определенных видов деятельности. Также может быть установлено освобождение на 2 г. на уплату платежей.
  • Самозанятые физ. лица. Будет упрощена система уплаты платежей и, в целом, процесс регистрации. Данные действия направлены на мотивацию к регистрации ИП и уплату всех платежей в полном объеме, что приведет к увеличению бюджета.

Налоговое бремя учитывается для всех лиц во всем мире. Это необходимо для того, чтобы важные сферы деятельности для государства, финансируемые за счет бюджета, продолжали свою работу.

Избыточное налоговое бремя может привести к закрытию многих предприятий. В данный момент Минфин РФ сосредоточен на том, чтобы бюджет пополнялся не за счет увеличенных платежей, а за счет развития организаций. Это дает возможность развиваться и параллельно уплачивать налог в полном объеме.

Налоговое бремя

Смотреть что такое «Налоговое бремя» в других словарях:

  • НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Общие затраты в экономике по уплате налогов. Включают не только сумму реально собранных налогов, но и издержки мертвого долга , а также дополнительные затраты, связанные с соблюдением законов и правил по начислению и сбору налогов… … Экономический словарь

  • НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — (tax burden) Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени… … Словарь бизнес-терминов

  • налоговое бремя — Сумма налога, уплаченного физическим лицом или организацией. Эта сумма может не совпадать с фактически выплаченным налогом, так как существуют возможности перекладывания налога либо нормального распределения налогового бремени (incidence of… … Справочник технического переводчика

  • Налоговое бремя — выраженное в процентах отношение суммы налогов, взятых за определенный период, к величине доходов, полученных за тот же период … Словарь терминов антикризисного управления

  • налоговое бремя — 1) мера, степень, уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение налогового бремени между налогоплательщиками опирается на два… … Словарь экономических терминов

  • НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — уровень экономических ограничений, создаваемых отчислением средств на уплату налогов, отвлечением их от других возможных направлений использования. Распределение Н.б. между налогоплательщиками опирается на два принципа: а) увязка налога с… … Энциклопедический словарь экономики и права

  • Налоговое бремя — TAX BURDEN 1. Общая сумма налогов, уплачиваемых налогоплательщиками в виде подоходного налога, налога на прибыль, налога на добавленную стоимость и т.д. Показатель выражается как отношение совокупных доходов государства от налогообложения к… … Словарь-справочник по экономике

  • НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, налоговый пресс, налоговая тяжесть, податнуе давление, бремя обложения, налоговая нагрузка — (англ. tax burden) – обобщенная характеристика налоговой системы страны, указывающая: на действие (как правило, негативное), которое налоги оказывают на положение налогоплательщиков или на народное хозяйство в целом; на количественную оценку… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

  • ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря для общества чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный… … Экономический словарь

  • ИЗБЫТОЧНОЕ НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ — потеря обществом чистой выгоды, обусловленная введением или увеличением налогов, приводящих к снижению уровня производства и потребления товаров ниже оптимального, рационального … Энциклопедический словарь экономики и права

Актуально на: 14 апреля 2017 г.

Мы рассказывали в отдельных консультациях о налоговой системе государства, ее структуре и функциях.

Одним из ключевых вопросов развития любой налоговой системы является определение оптимальной величины налогового бремени. О том, что понимается под налоговым бременем, расскажем в нашем материале.

Понятие налогового бремени

Действующее налоговое законодательство не содержит определения налогового бремени. Это категория скорее общеэкономическая, которая характеризует влияние уплачиваемых налогов, сборов и иных обязательных платежей на налогоплательщика. Воздействует налоговое бремя и на государство, которое должно обеспечить такое распределение налогового бремени, которое обеспечивало бы необходимый уровень доходов бюджета и одновременно было бы справедливым. Однако, как правило, интересы налогоплательщиков и государства в лице фискальных органов разнонаправлены. Если налогоплательщики заинтересованы в максимальном снижении налогового бремени, то государство стремится поддерживать необходимый уровень налоговых поступлений и склонно скорее лишь к переложению налогового бремени с одних групп налогоплательщиков на другие.

Уровень налогового бремени: формула

Термин «налоговое бремя» близок к понятию «налоговая нагрузка», которые часто рассматриваются как синонимы. Под налоговой нагрузкой понимается отношение уплачиваемых налогоплательщиком налогов к величине его дохода.

К примеру, разделив НДФЛ работника на его заработную плату за определенный период, мы получим ответ на вопрос, чему равно налоговое бремя на работника за этот период. Именно относительные, а не абсолютные показатели налоговой нагрузки могут подтверждать наличие избыточного налогового бремени. Ведь, к примеру, 100 000 рублей удержанного налога без связи с величиной дохода, из которой он был удержан, не указывает на то, высокая или низкая налоговая нагрузка. И только отнеся сумму налога к доходу, можно сделать вывод о соразмерности налогообложения.

Показатели налоговой нагрузки (НН) в целом по видам экономической деятельности, которые рассчитывает ФНС, определяются по формуле (п. 1 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = НУ / В,

где:

НУ – сумма уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов;

В – выручка организаций по данным Росстата.

Как оценить предприятию вероятность выездной проверки по уровню налоговой нагрузки

Приведенный выше показатель рассчитывается в целом по виду экономической деятельности и используется налоговыми органами для выбора претендентов на выездную налоговую проверку. Организация же может в отношении себя рассчитать такой показатель, сравнить его со среднеотраслевым и тем самым самостоятельно оценить риск проведения в отношении нее выездной налоговой проверки:

НП = НУ / ВП,

где:

НП – величина налоговой нагрузки конкретного предприятия;

НУ – сумма уплаченных им налогов за отчетный период;

В – выручка предприятия по данным бухгалтерского учета за этот же отчетный период.

Избыточное налоговое бремя

Избыточное налоговое бремя — это потери эффективности в производстве или потреблении, связанные с введением налога.

Рассмотрим потери эффективности, связанные с введением налога, на і гримере специфического налогообложения на конкурентном рынке с абсолютно пластичным предложением (рис 4.10)

Рис 4 10 Избыточное налоговое бремя на конкурентном рынке с абсолютно эластичным предложением

Введение специального налога Н увеличит продажную цену с Ро до Р| и снизит объем продаж с Q0 до Q,; при этом бремя уплаты полностью лежит на потребителе До введения налога эффективность использования производимых продуктов для потребителя характеризовалась потребительским избытком — площадью Д DPqN,,. После введения налога потребительский избыток сократится до площади Д P]N|D — потребители потеряют часть излишка, равную площади фигуры P0NoM|P|. Общество в форме налить приобретет доход, равный площади фигуры P0MN,Р, Чистые потери для общества от введения налога составят плоіпапь іаигтеихован ного AMNijNi ,

Избыточное налоговое бремя характеризует меру искажающего действия налога. В нашем примере при условии, что предложение абсолютно эластично, избыточное налоговое бремя, измеряемое плошалью AMN|Nq, тем больше, чем более полого располагается кривая спроса, то есть чем выше эластичность спроса. Поэтому, в частности, государство, использующее косвенное налогообложение товаров, должно в целях минимизации избыточного налогового бремени избирать тля целей налогообложения конкурентные рынки с абсолютно эластичным {индивидуаленьгм) предложением и неэластичным спросом.

Оценка избыточного налогового бремени должна учитывать потребительский избыток от поставки общественных благ за счет собираемых налогов. Если этот потребительский избыток превышает потерю полезности на рынке частных благ, введенный налог окажет в большей мере стизіулирующее и компенсирующее, чем искажающее, дей сгвие на экономику

Рассмотрим теперь подробно, в чем выражается искажающее действие специфического налога на производство отдельного товара {рис. 4.11).

Рис. 4.11. Воздействие специального налога ва благосостояние потребителя

По горизонтальной оси изображено количество налогооблагаемого товара Q. которое потребитель может купить на свой ограниченный доход; іго вертикальной оси — то количество денег, которое потребитель тратит на все остальные товары. DHQo — бюджетная линия потребителя при некотором уровне налогообложения товара

Q и некотором уровне доходов потребителя. |А — кривая безразличия, показывающая равнозначащий для потребителя выбор между товаром Q и всеми остальными товарами (затратами денег на них)

А — точка касания этой кривой безразличия и бюджетной линии D0Qo Соответственно QA — оптимальное количество товара Q, Da — денег, потраченных на все остальные товары, обеспечивающие наиболее полное улоалетворение потребностей потребителя в рамках данного бюджета D0DA — количество денег, потраченных на приобретение товара Q в размере QA.

Если вводится дополнительный налог на товар Q, это удорожает товар для потребителя, бюджетная линия поворачивается из положения DoQo в положение DoQi

ІВ — кривая безразличия, имеющая точку касания В — с новой бюджетной линией; соответственно QB и DB — новое оптимальное количество товара Q и денег, которьге потребитель может истратить на все прочие товары D0Db — количество денег, потраченных на приобретение товара Q в размере QB при новом налоге.

В результате введения налога потребление налогоплательщика фактически сократилось, Попытоемся определить роль эффекта замещения и эффекта дохода в этом сокращении.

Проведем бюджетную линию D2Q2 параллельно C^Qi таким образом, чтобы она имела точку касания (точку С) с кривой безразличия 1д. Новая бюджетная линия покажет, какое количество товара Q и прочих товаров потребитель мог бы купить, если бы в результате введения дополнительного налога его потребление не снизилось, но при этом сохранилось бы такое соотношение цен, как при введении дополнительного налога (бюджетная линия D2Q2 параллельна DuQi). Qc — то количество товаров Q, которое потребитель смог бы купить при новом соотношении йен. если бы ему компенсировали уменьшение его покупательной способности вследствие введения налога (те. обеспечили бы переход на новую бюджетную линию DjQi, на которой он мог бы покупать тоетры в комбинации, доетижимой на первоначальной кривой безразличия Ід) Тогда QAQc — это уменьшение покупок товара Q вследствие фактического изменения соотношения иен при введении налога при условии сохранения прежнего уровня потребления (до введения налога). QAQc — уменьшение покупок товара Q вследствие действия эффекта замещения, то есть вследствие увеличения предпочтения другим товарам, которые при повышении цен на Q стали стоить относительно дешеале, чем раньше. Тогда QbQc — это результат уменьшения потребления товара Q вследствие сокращения покупательной способности потребителя от фактического удорожания товара Q при введении налога

Переход с бюджетной линии DoQo на D2Q2 означал бы фактическую выплату компенсации потребителю за удорожание товара Q. Отсутствие этой компенсации, уменьшившее потребление товара Q c Q(_ до Q в. и есть следствие эффекта дохода, то есть сокращение покупательной способности потребителя из-за удорожания цены.

Если продолжить линию QBB вверх до пересечения с бюджетной линией DnQ0, получим точку М. Линия МН перпендикулярна вертикальной оси До введения налога при покупках товара Q на уровне QB на все прочие товары трчтнпось ОН денег, после введения налога — ODB. Следовательно, DBH — это потеря дохода, равная уплате налога.

Если продолжить линию QBB до пересечения с бюджетной линией D2Q2. получим точку N Линия NF перпендикулярна вертикальной оси. Тогда OF — уровень затрат на покупку прочих товаров при условии, что товар Q приобретается в размере QB и потребителю скомпенсирована потеря дохода от введения налога. На самом деле потребитель тратит DB денег на прочие товары, DBH — налог, который получвет государство {то есть доход, перемещенный от потребителя), a HF — потеря дохода для потребителя и общества, то есть избыточное налоговое бремя

Разность дохода D0D2 (Dj здесь точка пересечения бюджетной линии D2Qj с вертикальной осью), которая необходима, чтобы обеспечить индивиду прежний уровень потребления после введения налога (она равна DBF), называется компенсирующим изменением Компенсирующее изменение оказывается больше, чем налоі, получаемый государством. Разность между ними образует потерю доходов аля индивида и общества — избыточное налоговое бремя Таким образом, теперь мы можем уточнить понятие чистых потерь — избыточного налогового бремени Первоначально (см. рис 4 10) избыточное налоговое время было равно некомпенсируемому уменьшению потребительского излишка в результате сдвига кривой предложения (предельных издержек) вверх вследствие введения налога и формирования новой точки равновесия на прежней кривой спроса — перемещения точки равновесия из положения N0 в положение N|.

Предположим, что государство, которое аккумулировало налоговые доходы в бюджет, использует их для оказания населению различного рода услуг, например, на основе организации производства дополнительного количества общественных благ Предположим также, что перераспределение финансовых ресурсов на основе введения дополнительного налогообложения совершается в условиях достигнутого по Линдалю равновесия в распределении ресурсов между двумя секторами экономики — рыночным и общественным. Тогда предельная полезность уплаченного потребителями дополнительного налога, равная площади фигуры P0NN|P|, равна предельной полезности оказанных населению дополнительных услуг.

Следовательно, в этом случае государство фактически компенсировало налогоплэтепьщикам потерю благосостояния, равную величине уплаченного налога Но сделанное предположение может и не соблюдаться. Возникает вопрос несет ли в этом случае налогоплательщик чистые потери благосостояния, и если да, то какова их величина? Есть еще один вопрос. Выше, в начале этого раздела, было установлено, что величина чистых потерь потребителя в результате введения налога равна суммарной потере потребительского излишка. Полностью ли величина этих потерь устранима или нет? Чему равна максимально возможная сумма потерь, которой можно избежать’

В рамках первоначальной упрощенной интерпретации избыточного налогового бремени мы предположили, что кривая предложения налогооблагаемых товаров абсолютно эластична, В этом случае, как мы знаем, налоговое бремя полностью перелагается на покупателя. Однако данный случай — скорее исключение из практики.

В большинстве случаев кривая предложения имеет показатель эластичности по цене больше нуля, но меньше бесконечности. В таких случаях, как мы это уже выяснили ранее, налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем.

Рассмотрим теперь величину чистых потерь с учетом этих уточняющих обстоятельств. Выясним, как возникают чистьіе потери налоговых доходов в этом общем случае, когда эластичности кривых спроса и предложения больше нуля, но меньше бесконечности {по абсолютной величине) На рис. 4.12 S и D — первоначальное положение кривых предложения и спроса до налогообложения А — первоначальная точка равновесия. Соответственно, QA — первоначальный равновесньій объем производства, РА — первоначальная равновесная цена. Предположим, что введен специфический налог в размере Н и обязанности по его уплате возложены на производителя. Тогда кривая предложения сдвинется вверх по вертикали на сумму налога в положение S|, равновесие установится в точке В. Соответственно, QB — новый равновесный объем производства, Рв — новая равновесная цена, Р$ — доход производителя на единицу товара после уплатьі налога

Тогда PgPA — сумма удорожания товара для покупателя, или его налоговое бремя, a PAPs — сумма уменьшения дохода производителя с каждой единицы товара, или налоговое бремя производителя:

PBPa+PAPs=H

Суммарное налоговое бремя покупателя в расчете на все приобретенные им товары составит площадь фигуры PACBPg. Предположим, что государство компенсирует налогоплательщику потерю благосостояния в результате уплаты налога за счет того, что за счет собранных налогов будут произведены дополнительные общественные блага и преяостааяены населению в виде услуг

Рис 4.12 Чистые потери от налогообложения с учетом частичной компенсации государством уменьшения реальных доходов нал огоплателыцикам

Тогда в точке В благосостояние покупателя при более вьісоких ценах на товар и меньшем объеме его потребления будет примерно таким же, что и в первоначальной точке равновесия А с учетом реальной полезности услуг, прелостааленных государством населению. Если же эти услуги не будут в достаточной степени полезны, то есть если адекватного (уменьшению богатства в рыночном секторе) прироста благосостояния за счет общественного сектора не произойдет, тогда на самом деле чистые потери благосостояния в результате увеличения налогов будут еще больше. Эти потери могут быть связаны с ошибочными и недостаточно эффективными действиями государства в сфере упрааления, с чрезмерными, избыточными затратами на саму организацию государственного управления. Такого рола потери, поскольку они превышают неизбежный уровень потерь, присущий странам с наиболее эффективной организацией государственного упрааления. можно назвать дополнительным налоговым бременем

Как известно, движение вдоль кривой спроса при изменении цены объясняется действием двух эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения Предположим, что покупатель находится в точке В после введения налога. Поскольку часть налогового бремени теперь переложена на покупателя, покупатель будет располагать фактически меньшими доходами, чем прежде Эффект дохода выразится в том, что при цене Рд, поскольку покупатель потеряет часть своих доходов вслеаствие перемещения на него части налогового бремени, он может приобрести меньше товаров, чем прежде, до введения налога

Сокращение потребления товара при цене Рд с величины QA до Qf вследствие уменьшения доходов потребителя по сравнению с доналоговьгм периодом — это эффект дохода. Уменьшение потребления товара с величины QF до величины QB при переходе от цены Рд к цене Рв — это результат эффекта замещения, то есть того, что покупатель замещает потребление товара, ставшего вследствие налогообложения более дорогим потреблением относительно более дешевых товаров

Эффекта дохода, то есть сокращения потребления товара при уменьшении доходов покупателя вследствие роста цен налогооблагаемых товаров, избежать нельзя, не прибегая к компенсациям за счет финансовой помощи государства. Но финансирование уменьшения благосостояния за счет государственных доходов лишает смысла введение дополнительных налогов.

Эффекта замещения в принципе избежать можно, если, например, заменить косвенный специфический налог паушальным налогом, который устлноален в виде фиксированной суммы для всех налогоплательщиков. Такой налог не оказывает искажающего воздействия на выбор товаров, поскольку он не оказывает искажающего влияния на товарные цены.

Если оценивать чистые потери покупателя от введения налогов относительно тех возможных потерь, которых избежать нельзя, то есть неизбежных потерь при введении паушального налога, то такие потери равны части потерь потребительского излишка Эта часть ограничена внутри потерянного потребительского излишка (равного плошади ДАВС) кривой компенсированного спроса D| и равна площади flBCF, характеризующей эффект замещения при переходе от доналоговых равновесных иен к равновесным иенам с учетом налогов.

Помимо потерь потребителей в результате введения налога потери несут и производители: они теряют часть излишка производителя, равную плошади ДАСЕ. При этом плошадь ДАСЕ, то есть избыточное налоговое бремя производителя, будет тем меньше, чем меньше сторона СЕ треугольника. Она будет тем меньше, чем более полого расположена кривая предложения, то есть чем выше ее эластичность. Таким образом, суммарные потери производителей и потребителей от избыточного налогового бремени будут тем меньше, чем ниже эластичность кривой компенсированного спроса и чем выше эластичность кривой предложения.

Поэтому, чтобы уменьшить бремя чистъгх потерь налогов, целесообразно в рамках одной и той же суммы налоговых доходов государства относительно уменьшать налоговые ставки для товаров с высокоэластичным спросом и низкоэластичным предложением и относительно увеличивать ставки налога для товаров с низкоэла- стичным спросом и высокоэластичным предложением

Второй позитивный принцип налогообложения так важен, что «оброс» несколькими названиями: избыточное налоговое бремя (ИНБ), мертвый груз налогообложения, налоговые издержки благосостояния, искажающий эффект налогообложения. Смысл один: ИНБ возникает из-за того, что люди не только платят налоги, но и меняют свое поведение в ответ на налогообложение. ИНБ — потеря обществом чистой выгоды из-за введения или увеличения налогов, приводящих к сокращению производства и потребления ниже оптимального, рационального уровня.

От введения налога на сигареты налогоплательщики теряют дважды. Они платят налог всякий раз, когда покупают сигареты. Это формальное налоговое бремя. Они сокращают потребление подорожавшего товара (если спрос достаточно эластичен по цене). Это неформальное ИНБ.

Налог не только пополняет государственную казну, но и искажает (оптимальную до введения налога) структуру потребления. Это искажение накладывает ИНБ на потребителей, так как они теперь потребляют меньше любимого продукта, а значит, полезность жизни для них снижается. Курильщики вынуждены сокращать потребление привычных сигарет или переходить на дешевые, но низкосортные сигареты.

Налог плох тем, что препятствует реализации чистой выгоды на конкурентном рынке (рис. 5.7). Для потребителя чистая выгода — это стоимость того, что он мог бы потребить, не будь налога (верхняя часть треугольника ИНБ), а для продавца — это стоимость того, что он мог бы продать, не будь налога (нижняя часть треугольника ИНБ). Если С — граница чистой выгоды потребителя, а II — граница чистой выгоды поставщика, то ИНБ — весь треугольник, именуемый «треугольником Хаберлера» (назван по имени американского экономиста, внесшего большой вклад в эмпирическое исследование ИНБ).

Рис. 5.7. Избыточное налоговое бремя

Рассчитать ИНБ можно по следующей формуле:

где Н — ставка налога; ДК — негативное изменение (сокращение) количества товара.

Два основных позитивных принципа налогообложения — переложение и ИНБ — показывают, как «работает» реальный мир налогов. В США ИНБ оценивается в 13—24 цента на каждый доллар государственных доходов, или 5% ВВП, а в Канаде — в 30—50 центов на каждый дополнительный доллар налоговых поступлений. В США общее увеличение ставок личного подоходного налога создает мертвый груз налогообложения в размере 76 центов на каждый доллар доходов.

Беда еще в том, что ИНБ растет быстрее налоговых ставок. Для простоты оставим на рынке только потребителя сигарет, т.е. зафиксируем предложение. При удвоении ставки налога (с Ц* -I- Н до Ц* + 2Н) ИНБ учетверяется (рис. 5.8). В общем ИНБ прямо пропорционально квадрату ставки налога. Эта зависимость именуется «правилом квадрата». Чем выше ставка, тем неэффективнее ее следующий прирост с точки зрения получения доходов и тем разрушительнее его влияние на экономику. Следует избегать высоких ставок, особенно на узкий набор товаров. Этот вывод имеет фундаментальное значение для теории налоговой политики.

Рис. 5.8. «Правило квадрата»

Общее налоговое бремя есть сумма справедливого бремени (величины налога) и ИНБ. С ростом ставки налога оно растет, но его состав меняется. Доходы растут снижающимся темпом, а затем, когда ставка достигает максимума, падают. ИНБ растет нарастающим темпом в соответствии с «правилом квадрата». При Н* доходы и равновесный объем купли-продажи падают до нуля (рис. 5.9).

Рис. 5.9. Как избыточное налоговое бремя бьет по доходам

Налоги искажают стимулы к инвестициям, производству, труду и потреблению. В результате многие виды деятельности не так развиты, как хотелось бы обществу. Кроме того, уклонение от уплаты налогов масштабнее при высоких ставках, чем при низких, а значит, и ресурсов теряется больше. Собираемость налогов снижается с ростом ставок. Все это именуется искажающим эффектом налогообложения. 98% налогов являются искажающими.

Искажающий эффект транслируется в ИНБ. «Вызванное налогами снижение экономической эффективности известно как мертвый груз налогообложения или избыточное налоговое бремя, — пишут Алан Ауэрбах и Джеймс Хайнс. — С ростом доходов от налогообложения налогоплательщик и общество несут дополнительные потери, искажающие экономические решения… Оптимальной является такая налоговая система, которая сводит искажения от налогов к минимуму при ограничениях, налагаемых необходимостью для государства получать доходы и поддерживать справедливое налоговое бремя».

С точки зрения экономической эффективности лучший налог — это налог с минимальным ИНБ, так как он оборачивается наименьшими социальными потерями в расчете на 1 руб. доходов. Поэтому неизменная цель налоговой политики — минимизировать ИНБ. ИНБ можно ослабить, облагая повышенными налогами товары с пониженной эластичностью предложения (спроса). Налог на товар с более эластичным спросом вызывает большее сокращение объема сделки, чем налог на товар с менее эластичным спросом. Когда предложение эластично на «все сто», налог не влияет на объем купли-продажи, и ИНБ отсутствует.

Налог, начисто лишенный ИНБ, — это разовый налог. Его называют также паушальным, подушевым, налогом с избирателей. Величина этого налога не меняется, что бы ни делал налогоплательщик. Он не может изменить свое поведение так, чтобы не платить налог.

Простейший разовый налог — это сумма, которую нужно заплатить в момент введения налога. Такой налог называют еще аккордным. Например, государство объявляет, что завтра все граждане без исключения должны заплатить ему по 1000 руб. Поскольку уйти из-под такого налога невозможно, поведение людей не изменится, а значит, ИНБ не возникнет.

С точки зрения экономической эффективности аккордный налог — идеальный налог. Однако трудно представить себе, как он может сработать на практике. Если продолжить пример с 1000 руб. так, что теперь все должны платить налог раз в год, то он превращается в налог на детей, ибо граждане-дети не имеют дохода.

Налог на рынке с неэластичным предложением (спросом) по цене может служить разовым налогом, если он означает, что люди никогда не изменят объема купли-продажи, т.е. предложение (спрос) фиксировано при любых обстоятельствах. Опять-таки трудно вообразить вечно фиксированное предложение (спрос). Многие товары, например медицинские услуги, продукты питания, имеют весьма неэластичный спрос, но государство неохотно облагает их налогами из-за боязни показаться несправедливым.

В общем, товары, именуемые предметами первой необходимости, имеют весьма неэластичный спрос, но участвовать в экспериментах с разовым налогообложением они не могут из-за такой щекотливой проблемы, как социальная справедливость. Предметы роскоши, наоборот, имеют весьма эластичный спрос, но облагаются высокими налогами по той же причине. Таким образом, попытки снизить ИНБ во имя экономической эффективности часто идут вразрез с попытками выстроить справедливую налоговую систему.

Государство взимает налоги, чтобы производить продукцию, предположительно имеющую социальную ценность. Издержки производства этой продукции включают в себя ИНБ.

Задача №57. Расчёт налогового бремени покупателя и продавца и чистых общественных потерь

Кривые спроса на магнитофоны и предложения магнитофонов фирмы «Электрик» марки А-2000 имеют линейный вид и заданы формулами:

где

Р измеряется в долларах,

Q – в тысячах штук.

Правительство ввело акциз, равный пяти долларам за каждый проданный магнитофон.

а) Определите сумму налога, которую соберёт налоговая служба.

б) Вычислите налоговое бремя покупателей.

в) Вычислите налоговое бремя продавцов.

г) Найдите чистые общественные потери.

Решение:

а) Найдём параметры равновесия до введения акциза.

Qd = Qs1

300 – 2 * Р = 3 * Р – 200

500 = 5 * Р

Р1 = 100 рублей,

Q1 = 100 тыс. штук.

После введения акциза, равного пяти долларам за каждый проданный магнитофон график функции предложения сдвинется на пять единиц вверх, что приведёт к изменению функции предложения:

Qs2 = 3 * (Р – 5) – 200

Найдём параметры равновесия после введения акциза.

Qd = Qs2

300 – 2 * Р = 3 * (Р – 5) – 200

5 * Р = 515

Р2 = 103 рубля

Q2 = 300 – 2 * 103 = 94 тыс. штук

Таким образом, продавцы продадут только 94 тысячи штук магнитофонов, и с каждого магнитофона налоговая служба соберёт 5 долларов. Общая сумма налога, которую соберёт налоговая служба будет равна:

Q2 * T = 94 * 5 = 470

Эта сумма соответствует площади прямоугольника ABCE2.


Найдём координаты точки А.

Возможны два способа определения:
Способ I: Подставим в первоначальную функцию предложения равновесный объём Q2 = 94

94 = 3 * Р – 200

Откуда:

Р = 98.

Способ II: Так как каждая точка графика функции сдвинулась вверх на величину налога Т = 5 единиц, следовательно, и точка А сдвинулась на 5 единиц вверх. И её координата по оси 0Р стала равна, как нам известно, 103. Значит ордината точки А равна:

103 – Т = 103 – 5 = 98.

б) После введения акциза предложение уменьшилось. Теперь покупатель за каждый купленный магнитофон вынужден заплатить больше, а это значит, что выгода от покупки для покупателя снизилась. Кроме того, все вместе покупатели магнитофонов сокращают объём потребления. Это и считается потерями или бременем, которое несёт покупатель в связи с введением акциза.

Налоговое бремя покупателя выражается уменьшением излишка покупателя.

Вычислим налоговое бремя покупателей.

Решим задачу графически.
Налоговое бремя покупателя на графике – это трапеция СE2Е1F. Найдём её площадь.

в) Продавцы после введения акциза тоже несут потери. Они получают за каждый проданный магнитофон меньше, чем до введения налога. И ко всему этому сокращается объём продаж. Эти потери показаны на рисунке в виде трапеции ABFЕ1.

Налоговое бремя продавца выражается уменьшением излишка продавца.

Вычислим налоговое бремя продавцов:
Найдём площадь трапеции ABFЕ1:

г) Найдём чистые общественные потери (Dead Weight Losses), то есть разницу между общей суммой налогового бремени покупателей и продавцов и суммой налоговых поступлений (194 + 291 – 470 = 15 тыс. долл).

То есть это площадь треугольника АЕ1Е2.

Распределение налогового бремени

Налоговое бремя — финансовое понятие, характеризующее в относительной форме ту часть стоимости общественного продукта (добавленной стоимости), которая распределяется (перераспределяется) в доход государства посредством механизмов налогообложения. Будучи продуктом обмена и распределения (перераспределения), оно само подлежит распределению в соответствии с выработанными мировой теорией и практикой подходами для построения рациональной системы налогообложения и налоговой системы страны. Совокупное налоговое бремя распределяется по видам налогов, элементам добавленной стоимости, по сферам, отраслям и отдельным группам налогоплательщиков на основе определенных принципов.

Обычно выделяют два основных подхода к распределению налогового бремени в экономике: принцип полученных благ (услуг) и принцип платежеспособности.

1. Принцип полученных благ {услуг). Этот подход в свою очередь предусматривает два способа распределения налогового бремени: налогообложение, зависимое от объема получаемых благ конкретным налогоплательщиком; равного налогообложения, независимо от объема полученных благ конкретным налогоплательщиком.

Первый из названных способов предполагает, что предприниматели и домашние хозяйства должны приобретать общественные блага (услуги) так же, как продаются обычные товары и услуги. Поэтому непосредственно, в зависимости от объема потребляемых общественных благ {услуг), должно распределяться и налоговое бремя среди налогоплательщиков. Лица, получающие большую выгоду от таких благ и услуг, должны уплачивать большие налоги. На этом способе распределения налогового бремени строится обложение целевыми налогами, налогами и другими обязательными платежами за пользование природными ресурсами, транспортным налогом, таможенной и государственной пошлинами. Некоторые из названных налоговых платежей могут быть напрямую привязаны к конкретным видам публичных расходов (так называемые целевые налоги и сборы, поступающие в специальные фонды в составе или за пределами бюджетов).

Однако значительная часть общественных благ (услуг) не может быть индивидуализирована, распределяется равномерно между всеми членами общества. Поэтому невозможно установить и использовать на практике прямую эквивалентную зависимость между массой уплаченных отдельным лицом конкретных налоговых платежей и объемом полученных им конкретных общественных благ (услуг). Например, как непосредственно применить прямой рыночный принцип получения благ отдельными физическими или юридическими лицами от национальной безопасности и обороны, деятельности служб государственной правовой защиты, пожарной охраны и т.п.? Понятно, что он не может быть использован в отношении основной массы подобного рода благ, отдельных налоговых платежей и отдельных налогоплательщиков.

В таких ситуациях применяется способ равного {равномерного) распределения налогового бремени между налогоплательщиками, т.е. равного по отношению к установленной налоговой базе (выручке, прибыли, оплате труда, имуществу) участия всех налогоплательщиков в финансировании публичных расходов. В этом порядке распределяется бремя многих общих налогов (за исключением вышеназванных), составляющих основную массу всех налоговых платежей в бюджет (НДС, акцизы, налог на прибыль, налоги на имущество, НДФЛ). Бремя этих налогов не привязывается к конкретным видам бюджетных расходов и (или) общественных благ (услуг). Однако не следует забывать, что на макроуровне за финансовый год совокупный налогоплательщик приобретает совокупные публичные услуги (блага) в денежной оценке совокупных публичных расходов по цене совокупного налога в относительной форме совокупного налогового бремени. В данном случае остается справедливым утверждение о приобретении публичных услуг (благ) способом, близким к обычным рыночным сделкам (с учетом специфики и монопольного характера данного «рынка»),

2. Принцип платежеспособности. Предполагает, что тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость от финансовых возможностей, величины получаемых доходов и уровня благосостояния налогоплательщиков, т.е. от их реальной возможности оплатить в полном объеме и в установленные сроки причитающиеся по закону налоги и сборы. Ведь с какой бы стороны ни рассматривался принцип полученных благ (услуг) при распределении налогового бремени, его применение в большей или меньшей степени «упирается» в платежеспособность налогоплательщиков. К примеру, бессмысленно облагать налогами малоимущие слои населения, учитывая, что государство должно финансировать из бюджета расходы на их социальную поддержку, или облагать подоходным налогом пособия по безработице, которые выплачивает само государство из бюджета.

На принципе платежеспособности в большей степени строятся налоговые системы стран, в которых преимущественное положение занимают прямые налоги подоходного типа, например налоговая система США. Считается, что «ценность» суммы, изъятой в виде налогов, для бедного человека выше «ценности» такой же суммы налогов для богатого, поскольку первый тратит свой доход в основном на товары первой необходимости, а второй — не только на необходимые товары для жизнедеятельности, но и на предметы роскоши. Поэтому с целью выравнивания доходов бедных и богатых и обеспечения социальной справедливости применяется принцип распределения налогового бремени, учитывающий степень материального благосостояния и величину получаемых налогоплательщиками доходов.

Такой подход непосредственно реализуется при подоходном налогообложении (налог на прибыль, НДФЛ и др.) путем установления необлагаемого минимума, налоговых вычетов из дохода социальной направленности, минимальной налоговой ставки и шкалы прогрессивных налоговых ставок, освобождения от уплаты налогов с государственных пенсий и пособий, а также при поимущественном налогообложении посредством учета в налоговых ставках условной доходности имущества (недвижимости) и применения необлагаемого минимума его стоимости. Кроме того, ставки и всех прочих налогов, включая косвенные, будучи важнейшим критерием оптимальности размера налоговых ставок, в конечном счете хотя бы опосредованно также должны учитывать платежеспособность типичного налогоплательщика. Неразумно устанавливать такие налоговые ставки (и не только подоходных налогов), при которых налогоплательщики будут вынуждены отдавать большую часть своих доходов, не имея возможности осуществлять текущую хозяйственную и инвестиционную деятельность (напомним, что конечным источником уплаты любого налога является доход).

Теоретически распределение налогового бремени на основе принципа платежеспособности выглядит обоснованным и справедливым. Однако на практике при его применении возникает множество вопросов: как определить степень богатства и во сколько раз богатый должен платить больше бедного, какой мерой пользоваться для оценки дифференциации налогов и т.д. Однозначных и единственно правильных ответов на эти и другие вопросы, касающиеся оценки возможностей индивидуумов платить налоги, не найдено до сих пор. Поэтому на практике решение названных проблем обычно основано на эмпирическом подходе, учитывающем приоритеты социально-экономической политики государства, расклад политических сил в стране и остроту потребностей правительства в финансовых ресурсах.

Таким образом, при распределении налогового бремени для обеспечения равенства и справедливости в практике налогообложения развитых стран в большей или меньшей мере используются оба рассмотренных основополагающих принципа. Согласно принципу полученных благ, уплачиваемые совокупные налоги соответствуют совокупным выгодам, которые получают налогоплательщики от оказания им публичных услуг. Это позволяет увязать равенство и справедливость налогообложения со структурой публичных расходов. Принцип платежеспособности не привязывает налоги к структуре публичных расходов, но обязывает каждого налогоплательщика вносить в бюджет справедливую долю своего дохода в зависимости от его возможности заплатить установленные налоги.

Определенное своеобразие присуще распределению бремени традиционных косвенных налогов (НДС, налог с продаж, акцизы, таможенные пошлины). В отличие от прямых подоходных налогов бремя косвенных налогов распределяется между покупателем (потребителем) и продавцом (производителем) товаров или полностью ложится на покупателя в силу свойства перелагаемости этих налогов. В основе такого распределения налогового бремени лежат также теории рыночного равновесия и ценовой эластичности спроса и предложения.

Введение косвенного налога нарушает равновесие на рынке товаров. Их цена увеличивается, но, как правило, не на всю сумму налога, а на ту ее часть, которая приводит к новому ценовому равновесию.

Пример. Если цена одной бутылки вина до введения акциза составляла 4 условные единицы (у.е.), то после установления налога в размере 1 у.е. цена для потребителя может повыситься до 4,5 у.е. и снизиться для производителя до 3,5 у.е. В результате, налоговое бремя распределится поровну между потребителем и производителем, т.е. первый заплатит 0,5 у.е. налога сверх цены товара, а второй — 0,5 у.е. в счет потери на цене товара (потери дохода, прибыли)1. Это лишь один из вариантов. Цена бутылки вина может повыситься до 5 у.е., и тогда вся тяжесть акциза ляжет на покупателя (наиболее распространенный случай).

Эластичность спроса и предложения облагаемых товаров влияет на распределение бремени косвенных налогов следующим образом:

  • 1) чем меньше эластичность спроса на товар, тем большая часть налога ложится на потребителя при условии, что предложение товара является постоянным;
  • 2) чем меньше эластичность предложения товара, тем большую часть налога уплачивает производитель при условии, что спрос является постоянным.

Описанные закономерности распределения налогового бремени между потребителями и производителями под влиянием фактора ценовой эластичности наиболее отчетливо проявляются на момент введения и изменения ставок косвенных налогов. В последующем, по истечении определенного периода времени, потери производителей на цене товаров (потери потенциальных доходов) принимают характер нормального устойчивого ценового равновесия спроса и предложения. Поэтому основным фактическим плательщиком (носителем бремени косвенных налогов) становятся, как правило, конечные потребители товаров (преимущественно население и государственные учреждения, оказывающие бесплатные услуги населению и поэтому не имеющие возможности дальше переложить налоги). Например, в России бремя косвенных налогов в 2010 г. распределилось в следующих пропорциях (по доле в конечном потреблении): население (домашние хозяйства) — около 70%; государственные учреждения и организации, оказывающие бесплатные услуги населению, — 12—15%; производители (предприятия) — 15—17%.

С распределением налогового бремени при косвенном налогообложении связано понятие «избыточное налоговое бремя».

Избыточное налоговое бремя — потеря эффективности (чистой выручки) для общества (налогоплательщиков, населения, государства) вследствие введения косвенных налогов и установления завышенного (избыточного) совокупного налогового бремени.

Потеря для общества чистой выручки происходит по причине падения потребления и производства облагаемого налогом товара ниже прежнего равновесного уровня.

Пример. При цене без налога 4 у.е. за бутылку вина равновесное предложение составляло 15 млн бутылок. С введением налога в размере 1 у.е. рыночная цена, повысившаяся до 4,5 у.е., уменьшает равновесное потребление вина до 12,5 млн бутылок. Налоговые поступления также составят не 15 млн у.е., а лишь 12,5 млн у.е. В результате недопотребления и недопроизводства из-за введения налога общество теряет 2,5 млн у.е. чистой выручки, хотя оно готово заплатить за недопотре- бленные 2,5 млн бутылок вина, но по цене 4 у.е. за бутылку.

На самом деле негативное влияние избыточного налогового бремени на экономику более существенно. Совокупные потери для общества в целом в приведенном примере должны составить не 2,5 млн, а 10 млн у.е. (2,5 млн бутылок по 4 у.е.). Если бы было произведено и потреблено 15 млн бутылок вина по цене 4 у.е., то предельная выручка общества составила бы 60 млн у.е., а при новой цене с налогом 4,5 у.е. и предложении вина в объеме 12,5 млн бутылок — только 56,25 млн у.е. В таком случае потери потенциальной предельной выручки составят 3,75 млн у.е., в том числе потери потенциальной чистой налоговой

выручки — 2,5 млн у.е. Избыточное налоговое бремя характеризуется обоими видами названных потерь. Избыточным оно является потому, что влечет за собой потери обществом потенциальной предельной и потенциальной чистой выручки.

Однако обычно избыточное бремя исчисляется по потерям чистой выручки. В нашем примере потенциальное бремя введенного косвенного налога, которое несет общество (15 млн у.е.), больше его фактических налоговых поступлений в бюджет (12,5 млн у.е.) на величину потерь чистой выручки в сумме 2,5 млн у.е. Таким образом, избыточное налоговое бремя представляет собой разницу между потенциальным бременем косвенного налога и его фактическими поступлениями в бюджет:

Избыточное налоговое бремя можно рассматривать и более широко, не только в отношении косвенных налогов, но и всей совокупности налогов. В этом случае, оно будет составлять разницу между суммой потенциальных, начисленных налогов и суммой фактически уплаченных, поступивших в бюджетную систему налогов (отдельных их видов или общей их совокупности). Такое избыточное налоговое бремя также будет характеризовать потери доходов для общества в целом (налогоплательщиков, населения, государства).

Итак, избыточное совокупное налоговое бремя в абсолютной и относительной формах можно представить в следующем виде:

1) в абсолютной форме:

2) относительной форме:

где НН — потенциальные налоги, начисленные по установленным

ставкам к соответствующим налоговым базам;

ФН — фактические налоговые поступления в бюджетную систему;

БП — базовый показатель, относительно которого исчисляется налоговое бремя (ВВП, добавленная стоимость);

— потенциальное (начисленное) и фактическое (условно равновесное) налоговое бремя соответственно.

Избыточное налоговое бремя в значительной мере зависит от степени налоговой эластичности. При относительной эластичности избыточное бремя значительно больше, чем при относительной неэластичности. Поскольку избыточное бремя создают налоги с различной степенью эластичности спроса на налоговые ресурсы и предложения источников уплаты налогов и объектов налогообложения, постольку налоги, дающие равные поступления в бюджет, несут различное избыточное налоговое бремя и потенциальное бремя начисленных налогов. Этот факт следует учитывать при налоговом реформировании и построении рациональной системы налогообложения.

Налоговое бремя в экономике распределяется по видам платежей в составе системы налогов и сборов. При этом для принятия правительством взвешенных, экономически обоснованных решений в области управления экономикой, публичными финансами и фискальноналоговой системой необходимо рассчитывать в целом и по структурным элементам общую фискальную нагрузку на экономику (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Доля доходов и налоговых доходов (платежей) бюджета расширенного Правительства РФ в 2005—2010 гг., % ВВП

Показатель

Год

Доходы всего

39,7

39,5

39,9

38,8

35,1

35,3

Налоговые доходы и платежи, в том числе:

36,5

36,1

36,2

36,2

31,0

31,7

Налог на прибыль организаций

6,2

6,2

6,5

6,1

3,3

4,0

Налог на доходы физических лиц

3,3

3,5

3,8

4,0

4,3

4,0

Налог на добавленную стоимость

6,8

5,6

6,8

5,2

5,3

5,6

Акцизы

1,2

1,0

0,9

0,8

0,9

Таможенные пошлины

7,5

8,3

7,0

8,4

6,5

6,4

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2

4,3

3,6

4,1

2,7

3,2

Единый социальный налог и страховые взносы

5,5

5,4

5,6

5,5

5,9

5,2

Прочие налоги и сборы*

1,9

1,9

2,0

1,9

2,2

2,2

Источник: Основные направления налоговой политики РФ на 2012 г. и плановый период 2013—2014 гг.: URL : www.minfm.ru

* Налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ)), государственная пошлина, таможенные сборы.

В таблице приведены данные о доле и структуре доходов в ВВП расширенного Правительства Российской Федерации (входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005—2010 гг. Мы видим, что доля налоговых доходов в ВВП, рассчитываемых как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих обязательных платежей, на протяжении рассматриваемого периода снизилась на 1,2%. По итогам 2010 г наибольшую нагрузку на экономику несли в себе таможенные пошлины, НДС и страховые взносы.

Существенную долю названных налоговых доходов и платежей в бюджет составляли доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами при добыче и экспорте нефти и нефтепродуктов (табл. 2.3).

Таблица 2.3

Доля налоговых доходов и платежей бюджета расширенного Правительства РФ от налогообложения добычи нефти и экспорта нефти и нефтепродуктов в 2005—2010 гг., % ВВП

Показатель

Год

Налоговые доходы и платежи, всего:

36,5

36,1

36,2

36,2

31,0

31,7

Доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти и нефтепродуктов,

9,2

10,0

8,1

9,7

6,0

8,3

из них:

НДПИ на нефть

3,7

3,9

3,2

3,8

2,1

2,8

Акцизы на нефтепродукты

0,6

0,5

0,4

0,3

0,3

0,4

Вывозные таможенные пошлины на нефть

4,0

4,5

3,5

4,3

2,7

3,8

Вывозные таможенные пошлины на нефтепродукты

0,9

1,2

1,0

1,3

0,9

1,4

Доходы от налогов и прочих платежей, не связанных с обложением нефти и нефтепродуктов

27,2

26,2

28,1

26,5

25,0

23,4

Налоговое бремя распределяется также по элементам добавленной стоимости, сферам, отраслям и объектам налогообложения. Поэтому требуется его количественная оценка в целом и структурно, а также проведение сравнительного анализа для принятия стратегических решений в области налоговой политики.

  • Макконнелл К., Брю С. Экономикс : Принципы, проблемы и политика. Т. 1. М.: Республика, 1993. С. 124—125; Налоговые системы зарубежных стран: учебник для вузов / подред. В. Г. Князева, Д.С. Черника. М.: ЮНИТИ, 1998. С. 5.
  • Точнее такой показатель следует называть не «избыточное налоговое бремя», а «избыточное налогообложение», так как налоговое бремя — это относительный показатель,исчисляемый к какому-либо базовому экономическому показателю. Но для целей настоящего параграфа применяется уже принятая терминология.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *