Налоговая учетная политика

Содержание

Учетная политика для целей налогового учета

Как уже было отмечено в предыдущих статьях, при возникновении налоговых споров, решающим аргументом, подтверждающим правоту налогоплательщика в арбитражном суде, могут стать положения учетной политики. На что обратить внимание при формировании учетной политики для целей ведения налогового учета? Как учетная политика влияет на налоговый учет в компании?

НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ? ОБРАЩАЙТЕСЬ В ROSCO!

Учетная политика для целей налогового учета организации разрабатывается в соответствии с НК РФ и является документом, призванным обеспечить формирование полной и достоверной информации об объектах налогообложения и налоговых базах отчетных (налоговых) периодов, организацию единого учетного процесса в организации, осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты в бюджеты различных уровней налогов и сборов с учетом особенностей финансово-экономической деятельности организации.

По общему правилу, под налоговым учетом в целях исчисления налога на прибыль понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по этому налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, нормативными правовыми актами РФ.

УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА ОРГАНИЗАЦИИ: ПРИМЕР

Методы учетной политики.

Как должна выглядеть учетная политика в целях налогового учета по налогу на прибыль? Приведем фрагмент учетной политики:

«…1. Порядок признания доходов и расходов

Доходы и расходы в целях исчисления налога на прибыль признаются с применением метода начисления в соответствии со статьями 271 и 272 НК РФ.

Полученные доходы и понесенные расходы, стоимость которых выражена в иностранной валюте и в условных единицах, учитываются в совокупности с доходами (расходами), стоимость которых выражена в российских рублях.

Моментом признания доходов от оказания санаторно-курортных и оздоровительных услуг является дата заезда отдыхающих (дата начала действия путевки).

СОСТАВЛЕНИЕ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ


Расходы принимаются к налоговому учету в том подразделении (головное подразделение, филиал), в котором имели место хозяйственные операции, в результате которых возникли данные расходы.

2. Раздельный учет доходов и расходов

В целях исчисления налога на прибыль организация ведет раздельный учет доходов и расходов по следующим видам деятельности, по которым предусмотрен отличный от общего порядок учета прибылей и убытков:

  • по операциям обслуживающих производств и хозяйств, по которым убыток принимается для целей налогообложения;
  • по операциям обслуживающих производств и хозяйств, по которым убыток не принимается для целей налогообложения;
  • от реализации амортизируемого имущества (в том числе раздельно по основным средствам и нематериальным активам);
  • от реализации прав требования как финансовых услуг;
  • от реализации прав требования, в том числе:
  • до наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа;
  • после наступления предусмотренного договором о реализации товаров (работ, услуг) срока платежа;
  • по операциям хеджирования.

3. Расходы, связанные с производством и реализацией

Расходы на производство и реализацию продукции, работ, услуг в организации подразделяются на прямые и косвенные расходы.

К прямым расходам на производство и реализацию продукции относятся:

  • материальные затраты, определяемые в соответствии с пп.1,4 и 6 п.1 ст.254 НК РФ;
  • расходы на оплату труда персонала, участвующего в процессе производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, а также расходы на обязательное пенсионное страхование, на обязательное социальное страхование, на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, начисленные на указанные суммы расходов на оплату труда (учитываемые на счете 20 «Основное производство»);
  • суммы начисленной амортизации по основным средствам, используемым при производстве товаров, работ, услуг (учитываемые по статье «ОПР Амортизация производственного оборудования»).
  • К косвенным расходам относятся все иные суммы расходов, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со ст.265 НК РФ.

4. Порядок оценки незавершенного производства

Оценка остатков НЗП на конец текущего месяца производится на основании данных первичных учетных документов о движении и об остатках (в количественном выражении) сырья и материалов, готовой продукции по цехам (производствам и прочим производственным подразделениям налогоплательщика) и данных налогового учета о сумме осуществленных в текущем месяце прямых расходов.

АУДИТ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ! С ROSCO БЫСТРО И ЛЕГКО!

Организация осуществляет распределение прямых расходов на незавершенное производство (НЗП) и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы) пропорционально заработной плате производственного персонала, учитываемой на счете 20 «Основное производство».

5. Методы оценки сырья и материалов при списании их в производство

При определении размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых в производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), применяется метод оценки по средней стоимости.

При списании (отпуске) материалов, оцениваемых по средней стоимости, такая стоимость определяется в каждом подразделении организации по каждой группе (виду) запасов как частное от деления общей стоимости группы (вида) запасов на их количество (складывающихся соответственно из стоимости и количества по остаткам на начало месяца и по поступившим запасам в этом месяце).

При этом применяется взвешенная оценка средней стоимости, в расчет которой включаются количество и стоимость материалов на начало месяца и все поступления материалов за месяц.

6. Метод и порядок начисления амортизации

По всем амортизационным группам основных средств организация применяет линейный метод начисления амортизации.

Определение срока полезного использования объекта нематериальных активов производится исходя из срока действия патента, свидетельства и (или) из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством РФ или применимым законодательством иностранного государства, а также исходя из полезного срока использования нематериальных активов, обусловленного соответствующими договорами. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования объекта нематериальных активов, нормы амортизации устанавливаются в расчете на срок полезного использования, равный 10 годам (но не более срока деятельности организации).

Срок полезного использования принимаемого в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества подлежит определению приемочной комиссией в соответствии с требованиями НК РФ, оформляется актом и утверждается руководителем организации.

Специальные коэффициенты, учитывающие работу основных средств в условиях агрессивной среды и (или) повышенной сменности, не используются.

К норме амортизации основных средств, являющихся предметом договора лизинга и учитываемых на балансе, применяется коэффициент 3. Данный коэффициент не распространяется на основные средства, относящиеся к 1-3 амортизационным группам.

Пониженные нормы амортизации по объектам основных средств не применяются…».

Источник: https://rosco.su/press/uchetnaya-politika-dlya-tseley-nalogovogo-ucheta/

Список литературы диссертационного исследования кандидат экономических наук Артюшина, Марина Николаевна, 2008 год

1. Абдрашитов Р.Т., Влацкая И.В., Сергеев Г. Явлинский Г.А. Инвестиционная привлекательность Оренбургской области и пути ее повышения Регионология. 2001. №3. 220-229.

2. Агеева О.А. Учетная политика предприятия как элемент налогового планирования Налоговое планирование, 1997. 3. 5.

3. АнтошинаО.В. Учётная политика в целях налогообложения М. Бухгалтерский учет, 2 0 0 5 С П

4. Алборов Р.А. Выбор учетной политики предприятия в 1997 году. Принципы и практические рекомендации. М.: ДИС, 1997. 128 с.

5. Бакаев А.С., Шнейдман Л.З. Учетная политика предприятия. М. Бухгалтерский учет, 2004. 112.

6. Балацкий Е.В. Точки Лаффера и их количественная оценка Мировая экономика и международные отношения. 1997. №12.

7. Балацкий Е.В. Воспроизводственный цикл и налоговое бремя Экономика и математические методы. 2000. 11. 3-16.

8. Барышева Т.В. Как составить учетную политику сельхозорганизации Учет в сельском хозяйстве. 2006. №4. 84-87.

9. Брызгалин А.В. и др. Методы налоговой оптимизации. М. Аналитика-Пресс, 2001. Ю.Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2007 год. М. Налоги и финансовое право, 2006.

10. Бухгалтерский учет А.С. Бакаев, П.С.Безруких, Н.Д.Врублевский и др.; Под ред. П.С.Безруких. М. Бухгалтерский учет, 2004. 736 с.

11. Бухгалтерский учет: Учебник Под ред. П.С. Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2006. 719 с.

12. Бушуева И. Налоговое планирование». Учетная политика не препятствует экономии Учет. Налоги. Право. 2006. 35. Н.Верстина Н.Г. Налоговое планирование как элемент финансовой политики реструктурируемого предприятия Финансы. 2002. №4. 26.

13. Вильяме Ян. Справочник Miller GAAP с комментариями: Пер. с анг.; Науч.ред. Т.Б.Крылова. М ИНФРА-М, 1998. 149 с.

14. Восходова И.Н., Соловьева Н.А. Анализ действующих приказов по учетной политике Бухгалтерский учет. 1998. 10. 95-96.

15. Вылкова Е.С., Вендеревская А.С. Сравнение налоговых последствий и показателей эффективности финансово-хозяйственной деятельности при использовании договора дарения и договора безвозмездного пользования имуществом Налоговый вестник. 2002. 8,9.

16. Галимзянов Р.Ф. Приказ об учетной политике предприятия как элемент минимизации налогов www.cfin.ru.

17. Галимзянов Р.Ф. Управление налогами на предприятии, в 2-х тт./Том 1 Уфа: Эксперт, 1998.

18. Глухов В.В., Дольдэ И.В. Теория и практика. СПб. Специальная литература. 1997. 78-79.

19. Глушков И.Е., Киселева Т.В. Бухгалтерский учет на сельскохозяйственных, перерабатывающих и агропромышленных предприятиях. Эффективное пособие по финансовому и управленческому учету. М. «Кнорус»,2001.-508с.

20. Горбунов А. Налоговое планирование и снижение финансовых потерь. М.: Анкил, 1999.

21. Гришкина Н., Рожнова О.В. Формирование учетной политики в различных хозяйствующих субъектах: Учебное пособие. М. ФА, 2000. 128 с.

22. Данина И.Н.Налоговая нагрузка организации: показатели и методика оценки дис. к.э.н. ГНИЙ развития налоговой системы МНС РФ: Москва, 2005.-196 с.

23. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. М.: Эксмо, 2002. 736 с.

24. Джаарбеков С М Методы и схемы оптимизации налогообложения Книги Издательского Дома «МЦФЭР», 2002.

25. Евстигнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. М. г ИНФРА-М, 2000.

26. Елгина Е.Б. Первичные документы. М: ООО «Статус-Кво 97», 2005. -248с.

27. Завьялов Н.Ф. Налоговое планирование: мировой опыт и Россия. Бухгалтерский учет и налоговое планирование. 1998. 6. 308. 3О.Зайцева Н. Неясная политика www.raschet.ru.

28. Закон Оренбургской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Оренбургской области» от 17.08.2005 г. №2552/463-111-03 Южный Урал. 189-190 от 23.09.2005, 191-192 от 24.09.2005.

29. Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2001 год» от 09.01.2001 г. 764/229-03 (ред. от 29.12.2001) Южный Урал. 12 от 20.01.2001.-С.2-4, 6.

30. Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2002 год» от 28.12.2001 г. 420/349-П-ОЗ (ред. от 05.0L.2003) Южный Урал. 6-7 от 11.01.2002. 3-6, Южный Урал. 8-9 от 12.01.2002. 3-4.

31. Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2003 год» от 31.12.2002 г. 492/75-Ш-ОЗ Южный Урал. №5 от 14.01.2003. 2-8.

32. Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2004 год» от 31.12.2003 г. 731/99-Ш-ОЗ Южный Урал. 4 от 10.01.2004. З, Южный Урал. №5 от 13.01.2004. 2, Южный Урал. №8 от 16.01.2004.

33. Закон Оренбургской области «Об областном бюджете на 2005 год» Южный Урал. №7-8 от 15.01.2005, 9-10 от 18.01.2005, 13-14 от 21.01.2005, №15-16 от 22.01.2005, 17-18 от 25.01.2005.

34. Закон Российской Федерации «О бухгалтерском учете» 21.11.1996 г. 129-ФЗ.

35. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2002 год» от 30.12.2001г. №194-ФЗ.

36. Закон Российской Федерации- «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002 г. №176-ФЗ.

37. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2004 год» от 23.12.2003 г. №186-ФЗ.

38. Закон Российской Федерации «О федеральном бюджете на 2005 год» от 04.11.2005 г. №141-ФЗ.

39. Закон Российской Федерации «Об основах налоговой системы в РФ» от 27.12.1991г. №2118-1.

40. Закон Российской Федерации «О внесении изменений в главу 21 части второй Налогового кодекса РФ и о признании утратившими силу отдельных положений актов законодательства РФ о налогах и сборах» от 22.07.2005 №119-ФЗ.

41. Закон Российской Федерации «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 г. №264-ФЗ. 46.3арипов В: Законные способы налоговой экономии. М. ФБК-Пресс, 2003.-176 с.

42. Захарьин В:Р. Учетная политика 2006 дляцелей бухгалтерского и налогового учета. М. Омега-Л, 2006. 208 с.

43. Золотарева А.Б. Разграничение практики налоговой оптимизации и уклонения от налогообложения Финансы. 2006. №8. 19-22. 49.3релов А.ГГ, Краснов М.В. Современные возможности налогового планирования Налоговое планирование. 2003. №3. 22-35.

44. Иванова И. Изменения в главе 25: авторитетное мнение Практическая бухгалтерия. 2006. №2.

45. Кадушин А., Михайлова Н. Насколько посильно налоговое бремя (попытка количественного анализа) www.cfm.ru

46. Калинина Е.М. Договорная работа в организации как элемент налогового планирования Бухгалтерский учет. 1999. 6-9. 21- 28.

47. Карасева Е.П. Учетная политика 2007 www.berator.ru.

48. Коваленко Т.Ю.Технологические потери при производстве и транспортировке: налоговый и бухгалтерский учет Бухгалтерский бюллетень. 2006.-№11.

49. Коваль Л.С. Учетная политика организации. М. ЗАО Юстицинформ, 2007. 328 с.

50. Кожинов В.Я. Налоговое планирование. М. Первая Федеративная книготорговая компания, 2000.

51. Козенкова Т.А. Налоговое планирование на предприятии. М. АиН, 1999.

52. Круглова Н.К. Совершенствовать налогообложение сельхозтоваропроизводителей АПК: экономика и управление. 2005. 9. 15.

53. Кутер М.И. Теория бухгалтерского учета: Учебник. М. Финансы и статистика, 2002. 640 с.

54. Лазутина Д.В. Налоговая нагрузка и методы ее расчета Автореферат дис. к.э.н. Тюмень. 2005. 25 с. бЗ.Лисович Г.М. Бухгалтерский учет в сельскохозяйственных организациях. М. Финансы и статистика, 2004. 456 с.

55. Ложников И.Н. Учетная политика. Как избежать временных разниц? Главбух. Приложение «Учет в производстве». 2006. 4.

56. Луговая Н.Н. Премия…// Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. 2006. №19. бб.Маслова. Д.В(. Налогообложение и макроэкономические показатели Финансы. 2006. 9.

57. Медведев-А. Н. Как планировать налоговые платежи. Практическое руководство для предпринимателей. М.: ИНФРА-М; 2000.

58. Медведев, М.Ю. Учетная* политика: бухгалтерская и налоговая. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2003: 320 с.

59. Мельник Д. Ю. Налоговый, менеджмент ML Финансы и статистика, 1999. 70:Мельник Д.Ю:, Сосновский Н. Налоговое планирование: международныеаспекты Налоговый вестник. 1998. 6. 103.

60. Методические рекомендации, утвержденные приказом Минсельхоза России от 6.06.2003 г. 792.

61. Методология налоговой оптимизации: конкретные приемы Консультант, 1999.-№22.

62. Миронова Г.И.Кому нужно налоговое планирование? Налоговые известия Московского региона. 2002. 11.

63. Митюкова Э: Налоговый на основе бухгалтерского Расчет. 2006. 10.

64. Митюкова Э.С. Платите сельхозналог? Возместить НДС из бюджета нельзя Учет в сельском хозяйстве. 2006. 4. 17.

65. Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии www.cfm.ru

66. Наличие и движение основных фондов Оренбургской области за 20032005 годы: Стат.сб. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Оренбургской области. Оренбург, 2006. -60 с.

67. Налоги и налогообложение Под ред. Н.Г. Русаковой, В.А. Кашина. М.: ЮНИТИ, 2002.

68. Налоги. Словарь-справочник. М. ИНФРА-М, 2000.

69. Налоговая политика ведущих западных государств в системе экономического регулирования Законодательство и экономика. 1996. №17-18.

70. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 146-ФЗ (ред. от 27.07.2006).

71. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 117-ФЗ (ред. от 04.12.2006).

72. Нестеркина О.Н. Обновляем налоговую учетную политику на 2006 год Российский налоговый курьер. 2006. 1-2.

73. Никитина Е.В. Учетная полтика на 2002 год. М. ЗАО «Издательский Дом «Главбух», 2002. 224 с.

74. Николаева С Мнацаканова Т., Гнездилова М. Учетная политика для целей налогообложения Бухгалтерское приложение к «Экономика и жизнь», 2002.- 6

75. Николаева А. Учетная политика организации: Принципы формирования, содержание,

76. Областной статистический ежегодник: Стат.сб. Территориальный орган Фед. службы гос. статистики по Оренбургской области. Оренбург. 2006.- 462 с. 89.0гудин И. Вносим изменения:в<учетнукьполитику Практический бухгалтерский учет. -2006. 1 2 15-23.

77. Окладников-Д. Рационализация, учетной политики Проблемы Теории и Практики Управления. 1999. 5.

78. Пальмина Е. Налоговый учет мифы и реальность Расчет. 2006 №11.

79. Пансков В.Г. Налоговое бремя в российской налоговой системе Финансы. 1998. 1 1 18-23.

80. Паркинсон Н. «Закон и доходы», М.; ПКК «Интерконтакт», 1992.

81. Пестрякова Т.П. Система налогового планирования сельскохозяйственного предприятия Экономический анализ: теория и практика. 2007. 5. 24-28.

82. Петрова В.И., Барсукова И.В. Учетная политика в торговле Бухгалтерский учет. 2003. 12. 23-33.

83. План счетов бухгалтерского учета и финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкции по его применению, утвержденные приказом Минфина РФ от 31.10.2000 г. 94н.

84. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материальнопроизводственных запасов» ПБУ 5/01 утвержден приказом Минфина РФ от 09.06.2001 44н (ред. от 27.11.2006).

85. Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 утвержден приказом Минфина РФ от 16.10.2000 91н (ред. от 18.09.2006).

86. Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 утвержден приказом Минфина РФ от 30.03.2001 26н (ред. от 27.11.2006).

87. Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02 (утвержден приказом Минфина РФ от 19.11.2002 114н) Российская газета. 4 от 14.01.2003.

88. Положение по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений» ПБУ 19/02 утвержден приказом Минфина РФ от 10.12.2002 126н (ред. от 27.11.2006).

89. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/

90. Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 декабря 1998 г. 60н Российская газета. 10 от 20.01.1999.

91. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации Утверждено Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998 г. 34н (в ред. от 18.09.2006 116н).

92. Постановление Правительства Оренбургской области «О сценарных условиях социально-экономического развития Оренбургской области на 2007 год и на период до 2009 года» от 26.05.2006 182-п.

93. Постановление Правительства Оренбургской области «Об итогах исполнения консолидированного и областного бюджетов за 2005 год и задачах по выполнению бюджетных обязательств в 2006 году» от 08.05.2006 №158-п.

94. Приказ Минсельхоза России «О специализированных формах первичной учетной документации» от 16.05.2003 г. 750.

95. Проблемы налоговой системы России: теории, опыт, реформа Под редакцией М. Алексеева, Синельникова: М: Институт экономики переходного периода, Том 2,2000.-504 с. Ю

96. Пятов М.Л., Семенова М.В. Учетная политика организации Бухгалтерский учет. -2000. 1. С 3-13. Ю

97. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М. ИНФРА-М, 2000. ПО.Рекомендация МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса РФ» Экономика и жизнь. 2001. №52.

98. Решение Экономического совета СНГ «О проектах документов по методологии бухгалтерского учета и отчетности в государствах-участниках СНГ» (Вместе с «Основными принципами бухгалтерской (финансовой) отчетности», «Общими положениями формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности коммерческих организаций…», «Положением о координационном совете… при исполнительном комитете..») от 25.05.2000.

99. Рогозин Б.А. Налоговое планирование на предприятиях и в организациях (оптимизация и минимизация налогообложения), в 3-х тт. М., 1997. 67.

100. Сергеева Т.Ю. Методы и схемы оптимизации налогообложения. М. Издательство «Экзамен», 2005. 176 с.

101. Соколов Я.В., Пятов М.Л. Влияние учетной политики на финансовый результат Бухгалтерский учет. 2006. №21 43-48.

102. Сологуб Н. М. Налоговые преступления: методика и тактика расследования. М ИНФРА-М, 1998.

103. Сутырин Ф., Погорлецкий А.И. Налоги и налоговое планирование в мировой экономике Под ред. Сутырина Ф. СПб. Полиус, 1998.

104. Сутягин А. Оптимизация или уклонение: как не «оступиться» Практическая бухгалтерия. 2006. №10.

105. Титов А.А. Совершенствование механизма формирования налоговой базы и развитие регулирующей функции налога на прибыль организации Налоги. -2006. 2 14-21.

106. Титов В.В. Влияние налоговой системы на эффективность деятельности предприятия Финансы. 2006. №2. 42-46.

107. Тихонов Д.Н. Основы налогового планирования. М., 1999.

108. Управленческие аспекты анализа системы налогообложения сельскохозяйственных организаций В.П. Кулешова, Э.Ф. Нурдавлятова. Уфа БашГАУ,2005.-96с.

109. Учетная политика: Бухгалтерский учет. Налоговый учет Под ред. И.Д.Юцковской. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2002. 248 с.

110. Хабарова Л.П. Учетная политика. М. ООО «Бухгалтерский бюллетень-ББ»,2002.-288с.

111. Хадыева О.В. Стоит ли сближать бухгалтерский и налоговый учет прямых расходов Главбух. 2006. №3. 54-60.

112. Хендриксен Э.С., Ван Бреда М.Ф. Теория бухгалтерского учета: Пер. с англ./Под ред. Проф. Я.В.Соколова.- М. Финансы и статистика, 2000 576 с.

113. Хороший О.Д. В налоговом учете нужно руководствоваться теми же экономическими критериями, что и в бухучете Российский налоговый курьер.-2006.-№15.

114. Черник Д.Г., Починок А.П., Морозов В.П. Основы налоговой системы: Учеб. пособие для вузов Под ред. Д.Г. Черника. М. ЮНИТИ, 1998.

115. Шаталов Д. Приоритеты налоговой политики Финансы. 2006. №7.-С.З-15.

116. Энгель Е.А. Плюсы и минусы применения ЕСХН Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2005. №5. 23.

Источник: https://www.dissercat.com/content/formirovanie-uchetnoi-politiki-v-tselyakh-nalogooblozheniya-selskokhozyaistvennykh-organizat

Понятие учетной политики для целей налогообложения. Статьей 11 Налогового кодекса РФ (НК РФ) введено понятие «учетная политика для целей налогообложения».

Учетная политика для целей налогообложения — выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

Требования к формированию учетной политики. Требования к налоговой учетной политике разбросаны по разным главам части второй НК РФ. В п. 12 ст. 167 гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ содержатся следующие требования:

  • принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех обособленных подразделений организации;
  • учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, утверждается не позднее окончания первого налогового периода. Учетная политика для целей налогообложения, принятая вновь созданной организацией, считается применяемой со дня создания организации.

Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ обязывает налогоплательщиков вести налоговый учет в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль. Порядок ведения налогового учета разрабатывается организациями самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения, утверждаемой соответствующим приказом (распоряжением) руководителя (ст. 313 НК РФ).

В ст. ст. 313, 314 НК РФ установлены следующие требования к налоговой учетной политике:

  • учетная политика для целей налогообложения должна формироваться исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета (ст. 313 НК РФ). Выбранные организацией способы учета должны применяться последовательно от одного налогового периода к другому;
  • изменение порядка учета отдельных операций и (или) объектов в целях налогообложения осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Внесение изменений в учетную политику при изменении применяемых методов учета возможно только с начала налогового периода (года). При изменении законодательства о налогах и сборах изменения в учетную политику вносятся не ранее чем с момента вступления в силу соответствующих изменений законодательства;
  • в случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он также обязан определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности;
  • налоговая база по налогу на прибыль исчисляется на основании данных налогового учета. Для ведения налогового учета организация должна самостоятельно разработать формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных налогового учета. Вся эта информация оформляется приложениями к учетной политике.

Учетная политика утверждается руководителем организации и обязательна для применения всеми филиалами, представительствами и другими подразделениями организации.

Налоговое законодательство не содержит требования об обязательном представлении учетной политики для целей налогообложения в налоговые органы.

Налоговая инспекция имеет право потребовать учетную политику организации для целей налогообложения лишь при проведении налоговой проверки (выездной или камеральной).

Внесение дополнений. Согласно ст. 313 НК РФ при появлении новых видов деятельности организации предоставлено право вносить в налоговую учетную политику дополнения, регулирующие правила налогового учета новых операций.

Дополнения в учетную политику вносятся тогда, когда возникла соответствующая необходимость (не обязательно с начала года). Хотя в НК РФ это явно не сказано, но можно утверждать, что внесенные дополнения применяются сразу же с момента издания соответствующего приказа руководителя.

В течение года организация может дополнять учетную политику несколько раз. Никаких ограничений по количеству дополнений в нормативных документах нет.

В учетной политике нужно отразить только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности (к тем активам и обязательствам, которые есть в организации, к тем операциям, которые уже осуществляются). Если в организации нет операций с финансовыми инструментами срочных сделок, то нюансы налогового учета таких операций в учетной политике прописывать не нужно. Если в течение года появится что-то новое, чего раньше не было и о чем в учетной политике организации нет ни слова, то всегда в нее можно внести соответствующие дополнения.

Внесение изменений. Менять учетную политику, по общему правилу, можно только с начала следующего налогового периода (года). Изменения в учетную политику вносятся при изменении законодательства либо в связи с изменением применяемых методов учета.

При этом в отличие от бухгалтерской учетной политики организация, решившая изменить какой-то метод налогового учета, не должна обосновывать это решение. Словом, если организацию по какой-то причине перестал устраивать применяемый в текущем году способ учета, она может без каких-либо дополнительных обоснований со следующего года поменять его на другой.

При этом нужно учитывать, что по некоторым вопросам в отдельных статьях НК РФ установлены специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики (табл. 1).

Таблица 1

Специальные правила, ограничивающие возможность изменения учетной политики

Способ учета,
закрепляемый в учетной
политике
Порядок изменения учетной
политики
Норма НК РФ
Метод начисления
амортизации по объектам
амортизируемого
имущества
Налогоплательщик вправе перейти
с нелинейного метода на линейный
метод начисления амортизации
не чаще одного раза в пять лет
Пункт 1 ст. 259
Порядок распределения
прямых расходов
на незавершенное
производство и на
изготовленную в текущем
месяце продукцию
(выполненные работы,
оказанные услуги)
Порядок распределения прямых
расходов (формирования стоимости
незавершенного производства),
закрепленный в учетной политике,
подлежит применению в течение
не менее двух налоговых периодов
Пункт 1 ст. 319
Порядок формирования
стоимости приобретения
товаров
Порядок формирования стоимости
приобретения товаров,
закрепленный в учетной политике,
применяется в течение не менее
двух налоговых периодов
Статья 320

Измененный способ налогового учета начинает применяться с начала следующего года. При этом пересчитывать данные прошлых лет (как это требуется при изменении бухгалтерской учетной политики) не нужно.

Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера), аналитические регистры налогового учета, расчет налоговой базы. В учетной политике должны быть утверждены:

— первичные учетные документы, включая справку бухгалтера, являющиеся основанием для перенесения из них данных в регистры налогового учета. В общем случае это те же первичные документы, на основании которых ведется бухгалтерский учет;

— аналитические регистры налогового учета. Если организация пользуется каким-либо программным обеспечением, которое позволяет вести налоговый учет, перечисляются используемые регистры налогового учета. Если организация использует аналитические регистры, разработанные самостоятельно, то их формы нужно утвердить в учетной политике;

— расчет налоговой базы. Эта форма разрабатывается организацией самостоятельно и приводится в приложении к учетной политике.

Структура учетной политики. Никаких особых требований к порядку составления и оформления учетной политики для целей налогообложения нет.

Можно разрабатывать учетную политику для каждого налога отдельно (отдельно для налога на добавленную стоимость (НДС), отдельно для налога на прибыль и т.д.), утверждая каждую из них отдельным приказом руководителя. Можно оформить единый документ, в котором будут закреплены правила для всех налогов, начисляемых и уплачиваемых организацией.

Содержание учетной политики. В приказе об учетной политике для целей налогообложения должны найти отражение следующие вопросы:

  1. Организация ведения налогового учета. Эти вопросы актуальны для крупных организаций, особенно имеющих обособленные подразделения. Здесь нужно определить сроки передачи данных из подразделений в головную организацию, порядок ведения книг покупок и книг продаж и т.п.
  2. Выбор способа налогового учета. По многим вопросам НК РФ содержит несколько вариантов способов учета, предлагая налогоплательщикам выбрать и закрепить в учетной политике один способ. По таким вопросам организация выбирает и закрепляет в учетной политике тот способ, который она будет использовать.
  3. Самостоятельная разработка способов налогового учета. Есть вопросы, которые НК РФ не урегулированы либо в нем указано, что способ учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно. Если организация в ходе своей деятельности сталкивается с такими ситуациями, то ей необходимо самостоятельно разработать соответствующие способы учета (табл. 2).

Таблица 2

Варианты способов налогового учета

N
п/п
Элемент учетной
политики
Варианты, допускаемые
законодательством
Норма НК РФ
Глава 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ
1 Порядок ведения
раздельного учета
облагаемых и не
облагаемых НДС
операций
1. Если доля совокупных расходов
на производство товаров (работ,
услуг), операции по реализации
которых не подлежат
налогообложению, не превышает 5%
общей величины совокупных
расходов на производство,
организация весь «входной» НДС
ставит к вычету.
2. Организация ведет раздельный
учет НДС, независимо от доли
расходов на не облагаемые НДС
операции в общей сумме расходов
Пункт 4 ст. 170
2 Учет «входного» НДС
банками, страховыми
организациями и
негосударственными
пенсионными фондами
1. Суммы «входного» НДС,
уплаченные поставщикам,
включаются в затраты, принимаемые
к вычету при исчислении налога
на прибыль. При этом вся сумма
налога, полученная по операциям,
подлежащим налогообложению,
подлежит уплате в бюджет.
2. «Входной» НДС учитывается
в общем порядке с соблюдением
правил раздельного учета
Пункт 5 ст. 170
Глава 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ
3 Признание доходов
от сдачи имущества
в аренду
1. В составе внереализационных
доходов.
2. В составе доходов
от реализации
Пункт 4 ст. 250
4 Признание доходов
от предоставления
в пользование
результатов
интеллектуальной
деятельности
1. В составе внереализационных
доходов.
2. В составе доходов
от реализации
Пункт 5 ст. 250
5 Метод оценки сырья
и материалов
при списании
1. По стоимости единицы запасов.
2. По средней стоимости.
3. По стоимости первых по времени
приобретений (ФИФО).
4. По стоимости последних
по времени приобретений (ЛИФО)
Пункт 8 ст. 254
6 Применение
амортизационной
премии
1. Организация применяет
амортизационную премию. В этом
случае в учетной политике
необходимо закрепить размер
амортизационной премии и критерии
ее применения.
2. Организация не применяет
амортизационную премию
Пункт 9 ст. 258
7 Метод начисления
амортизации
1. Линейный метод.
2. Нелинейный метод
Пункт 1 ст. 259
8 Порядок учета
электронно-
вычислительной
техники
организациями,
осуществляющими
деятельность
в области
информационных
технологий
1. Расходы на приобретение
электронно-вычислительной техники
признаются материальными
расходами в полной сумме в момент
ввода ее в эксплуатацию.
2. Электронно-вычислительная
техника учитывается по общим
правилам в составе основных
средств либо материальных
расходов (в зависимости
от стоимости)
Пункт 6 ст. 259
9 Применение
к основной норме
амортизации
повышающих
коэффициентов
1. В учетной политике отражается
решение о применении повышающих
коэффициентов и отражается их
размер.
2. Повышающие коэффициенты
не применяются
Пункты 1, 2
ст. 259.3
10 Применение
пониженных норм
амортизации
1. Пониженные нормы амортизации
применяются. Устанавливаются
перечень объектов и пониженные
нормы.
2. Пониженные нормы амортизации
не применяются
Пункт 4
ст. 259.3
11 Создание резервов
под предстоящие
ремонты основных
средств
1. Резервы создаются. В учетной
политике закрепляются нормативы
отчислений в резервы.
2. Резервы не создаются. Расходы
на ремонт признаются прочими
расходами того периода, в котором
они были осуществлены, в сумме
фактических затрат
Статьи 260, 324
12 Учет расходов
на приобретение
прав на земельные
участки, а также
расходов
на приобретение
права на заключение
договора аренды
земельных участков
1. Расходы признаются расходами
отчетного (налогового) периода
равномерно в течение срока,
определенного в учетной политике
(не менее пяти лет).
2. Расходы признаются расходами
отчетного (налогового) периода
в размере, не превышающем 30%
налоговой базы предыдущего
налогового периода, до полного
признания всей суммы указанных
расходов
Подпункт 1 п. 3
ст. 264.1
13 Создание резерва
по сомнительным
долгам
1. Резерв по сомнительным долгам
создается.
2. Резерв по сомнительным долгам
не создается
Статья 266
14 Резерв
по гарантийному
ремонту и
гарантийному
обслуживанию
1. Резерв создается.
2. Резерв не создается
Статья 267
15 Резерв предстоящих
расходов,
направляемых
на цели,
обеспечивающие
социальную защиту
инвалидов
1. Резерв создается.
2. Резерв не создается
Статья 267.1
16 Метод оценки
покупных товаров
при их списании
1. По стоимости первых по времени
приобретения (ФИФО).
2. По стоимости последних
по времени приобретения (ЛИФО).
3. По средней стоимости.
4. По стоимости единицы товара
Подпункт 3 п. 1
ст. 268
17 Порядок определения
предельной суммы
процентов
по долговым
обязательствам
1. Расчет осуществляется
на основе определения среднего
уровня процентов по сопоставимым
долговым обязательствам.
В учетной политике определяются
критерии сопоставимости долговых
обязательств.
2. Расчет осуществляется исходя
из ставки рефинансирования Банка
России
Пункт 1 ст. 269
18 Порядок признания
доходов и расходов
1. Метод начисления.
2. Кассовый метод
Статьи 271, 273
19 Методы списания
ценных бумаг при их
реализации и ином
выбытии
1. По стоимости первых по времени
приобретений (ФИФО).
2. По стоимости единицы
Пункт 9 ст. 280
20 Порядок закрытия
короткой позиции
В случае если в течение одного
дня одновременно осуществлялись
сделки по приобретению и
реализации (выбытию) ценных
бумаг, закрытие короткой позиции
происходит по итогам этого дня
только в случае превышения
количества приобретенных ценных
бумаг над количеством
реализованных ценных бумаг.
Налогоплательщик вправе
в принятой им учетной политике
в целях налогообложения
предусмотреть закрытие короткой
позиции в течение одного дня
с учетом последовательности
сделок по приобретению и
реализации (выбытию) ценных бумаг
Пункт 9 ст. 282
21 Порядок исчисления
ежемесячного
авансового платежа
по налогу
на прибыль
1. Исчисление и уплата
ежемесячных авансовых платежей
производятся исходя из фактически
полученной прибыли.
2. Исчисление и уплата
ежемесячных авансовых платежей
производятся в размере одной
трети фактически уплаченного
авансового платежа за предыдущий
квартал
Пункт 2 ст. 286
22 Показатель,
используемый
в целях исчисления
доли прибыли,
приходящейся
на обособленные
подразделения
1. Сумма расходов на оплату
труда.
2. Среднесписочная численность
работников.
3. Показатель удельного веса
расходов на оплату труда. Этот
вариант может применяться
организациями с сезонным циклом
работы по согласованию
с налоговым органом
Пункт 2 ст. 288
23 Порядок уплаты
налога в бюджет
субъекта РФ
при наличии
нескольких
обособленных
подразделений
на территории этого
субъекта РФ
1. Прибыль распределяется по всем
подразделениям, которые
уплачивают налог самостоятельно.
2. Определяется доля прибыли,
приходящаяся на все обособленные
подразделения, и налог
уплачивается через одно
(ответственное) подразделение
Пункт 2 ст. 288
24 Расходы
на формирование
резервов банков
1. Резерв на возможные потери
по ссудам создается.
2. Резерв на возможные потери
по ссудам не создается
Статья 292
25 Создание резервов
под обесценение
ценных бумаг (для
профессиональных
участников рынка
ценных бумаг)
1. Резервы создаются.
2. Резервы не создаются
Статья 300
26 Учет прямых
расходов
при оказании услуг
1. Прямые расходы распределяются
на остатки незавершенного
производства.
2. Прямые расходы отчетного
(налогового) периода относятся
в полном объеме на уменьшение
доходов данного отчетного
(налогового) периода
без распределения на остатки
незавершенного производства
Пункт 2 ст. 318
27 Порядок
формирования
стоимости
приобретения
товаров
1. Стоимость приобретения товаров
определяется по цене,
установленной договором.
2. Стоимость приобретения товаров
определяется с учетом расходов,
связанных с приобретением этих
товаров. Выбранный порядок
применяется организацией
в течение не менее двух налоговых
периодов
Статья 320
28 Создание резерва
предстоящих
расходов на оплату
отпусков
1. Резерв создается. Определяются
предельная сумма отчислений и
ежемесячный процент отчислений
в резерв.
2. Резерв не создается
Статья 324.1
29 Создание резерва
на выплату
ежегодного
вознаграждения
за выслугу лет и
по итогам работы
за год
1. Резерв создается. Определяются
предельная сумма отчислений и
ежемесячный процент отчислений
в резерв.
2. Резерв не создается
Статья 324.1
30 Порядок учета
расходов
на приобретение
лицензий на право
пользования недрами
1. Стоимость лицензии учитывается
в составе нематериальных активов.
2. Стоимость лицензии учитывается
в составе прочих расходов
в течение двух лет
Пункт 1 ст. 325

Самостоятельная разработка способов налогового учета. Если в деятельности организации встречаются ситуации, для которых нет четко определенных способов учета, то соответствующие способы учета нужно разработать самостоятельно и закрепить их в приказе об учетной политике.

В ряде случаев НК РФ содержит прямые указания на то, что по тому или иному вопросу порядок налогового учета должен быть разработан налогоплательщиком самостоятельно и закреплен в учетной политике (табл. 3).

Таблица 3

Вопросы налогового учета, для которых способы учета на нормативном уровне не закреплены

Элемент учетной
политики
Требования к способу Норма НК РФ
Налог на добавленную стоимость
Порядок ведения
раздельного учета
при реализации
товаров (работ,
услуг),
облагаемых НДС
по ставке 0%
Налогоплательщик самостоятельно
устанавливает в учетной политике
порядок определения суммы налога,
относящейся к товарам (работам,
услугам), имущественным правам,
приобретенным для производства и (или)
реализации товаров (работ, услуг),
операции по реализации которых
облагаются по ставке 0%
Пункт 10 ст. 165
Порядок ведения
раздельного учета
облагаемых и
не облагаемых НДС
операций
Если налогоплательщиком осуществляются
операции, подлежащие налогообложению,
и операции, не подлежащие
налогообложению (освобождаемые
от налогообложения), он обязан вести
раздельный учет таких операций.
Порядок раздельного учета определяется
в учетной политике
Пункт 4 ст. 149
Налогоплательщик обязан вести
раздельный учет сумм налога
по приобретенным товарам (работам,
услугам), в том числе основным
средствам и нематериальным активам,
имущественным правам, используемым для
осуществления как облагаемых налогом,
так и не подлежащих налогообложению
(освобожденных от налогообложения)
операций. Порядок раздельного учета
определяется в учетной политике
Пункт 4 ст. 170
Налог на прибыль организаций
Порядок учета
расходов
на освоение
природных
ресурсов,
относящихся
к нескольким
участкам
Закрепляется алгоритм расчета доли
расходов, приходящейся на каждый
участок недр
Пункт 2 ст. 261
Порядок
определения
применимого
законодательства
для признания
ценных бумаг
обращающимися
на организованном
рынке ценных
бумаг
В случаях невозможности однозначно
определить, на территории какого
государства заключались сделки
с ценными бумагами вне организованного
рынка ценных бумаг, включая сделки,
заключаемые посредством электронных
торговых систем, налогоплательщик
вправе самостоятельно в соответствии
с принятой им для целей
налогообложения учетной политикой
выбирать такое государство
в зависимости от места нахождения
продавца либо покупателя ценных бумаг
Пункт 3 ст. 280
Порядок
формирования
налоговой базы
по операциям с
ценными бумагами,
обращающимися
на организованном
рынке Банка
России, и
налоговой базы
по операциям с
ценными бумагами,
не обращающимися
на организованном
рынке Банка
России,
профессиональными
участниками рынка
ЦБ, не
осуществляющими
дилерскую
деятельность
Профессиональные участники рынка
ценных бумаг (включая банки), не
осуществляющие дилерскую деятельность,
в учетной политике должны определить
порядок формирования налоговой базы
по операциям с ценными бумагами,
обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг, и налоговой базы
по операциям с ценными бумагами, не
обращающимися на организованном рынке
ценных бумаг. При этом
налогоплательщик самостоятельно
выбирает виды ценных бумаг
(обращающихся на организованном рынке
ценных бумаг или не обращающихся
на организованном рынке ценных бумаг),
по операциям с которыми
при формировании налоговой базы
в доходы и расходы включаются иные
доходы и расходы, определенные
в соответствии с гл. 25 НК РФ
Пункт 8 ст. 280
Порядок учета
ценных бумаг
по операциям РЕПО
Налогоплательщик самостоятельно
в соответствии с принятой им в целях
налогообложения учетной политикой
определяет порядок учета выбывающих
(возвращающихся) по операции РЕПО
ценных бумаг
Пункт 1 ст. 282
Критерии
отнесения сделок
к категории
операций
с финансовыми
инструментами
срочных сделок
В учетной политике определяются
критерии отнесения сделок,
предусматривающих поставку предмета
сделки (за исключением операций
хеджирования), к категории операций
с финансовыми инструментами срочных
сделок
Пункт 2 ст. 301
Порядок ведения
налогового учета
В учетной политике закрепляется
порядок ведения налогового учета
Статья 313
Система налоговых
регистров
Формы регистров налогового учета и
порядок отражения в них аналитических
данных налогового учета, данных
первичных учетных документов
разрабатываются налогоплательщиком
самостоятельно и устанавливаются
приложениями к учетной политике
Статья 314
Принципы и методы
распределения
доходов
по производствам
с длительным
циклом
В учетной политике закрепляются
принципы и методы, в соответствии
с которыми распределяется доход
от реализации по производствам
с длительным технологическим циклом
Статья 316
Определение
перечня прямых
расходов
В учетной политике определяется
перечень прямых расходов, связанных
с производством товаров (выполнением
работ, оказанием услуг)
Пункт 1 ст. 318
Порядок
распределения
прямых расходов
на незавершенное
производство и
на изготовленную
в текущем месяце
продукцию
(выполненные
работы, оказанные
услуги)
В учетной политике определяется
порядок распределения прямых расходов.
Разработанный порядок подлежит
применению в течение не менее двух
налоговых периодов
Пункт 1 ст. 319
Порядок
распределения
прямых расходов
между видами
продукции (работ,
услуг)
Механизм распределения определяется
организацией самостоятельно
с применением экономически
обоснованных показателей
Пункт 1 ст. 319

Понятие учётной политики

Внутренняя учётная политика в целях налогообложения – это один из видов внутренних документов, который определяет нормы и правила ведения налогового учёта и осуществления отчислений в бюджеты Государственных Фондов.

Так, например, в нём указывается один из существующих методов начисления амортизации, применяемый в данной организации к конкретным или ко всем сразу видам основных средств. Также, данном нормативном акте может и должен отражаться способ уплаты налоговых обязательств и периодика для различных видов отчислений.

Таким образом, целью данного документа становится стандартизация и регламентация налогового учёта. Так что по любым вопросам, связанным с ним, бухгалтер может и должен обращаться к учётной политике.

Ведь она, помимо прочих функций, является инструкцией по минимизации расходов на уплату налогов. Это в свою очередь ведёт к финансовому процветанию и стабильности в работе компании. Так что учётная политика для целей налогообложения – это ещё и, от части, финансовый регламент, играющий достаточно важную роль в жизни компании.

Доходы без налогообложения: узнайте больше.

Франшизы кальянных: детальный обзор.

Открываем бизнес с нуля: актуальные идеи.

Как принимается учётная политика?

Ещё на «рассвете деятельности», а желательно и вовсе до её начала руководство составляет документ, называемый Внутренней Учётной Политикой, который точно отражает все методы фиксации тех или иных событий в хозяйственной жизни организации.

Он может содержать как «налоговую» и «бухгалтерскую» политику одновременно, так и подразделяться на разные документы для разных нужд и целей.

В обычном является виде актом, подкреплённым приказом/распоряжением руководителя и не подвергающимся изменениям в ходе деятельности компании.

Если же необходимо дополнить учётную политику в целях налогообложения каким-либо положением, связанным с выходом нового законодательного акта либо расширением деятельности организации, принимается документ, именуемый «Дополнение к учётной политике».

Либо же выпускается новый вариант Учётной Политики, принимаемый всеми филиалами, представительствами и т.д. в случае необходимости вноса «коренных» изменений. Такой документ вступает в силу с 1 января года, следующего за годом принятия.

Из чего должна состоять учётная политика?

В соответствие с общероссийской практикой составления подобного вида документов, существует два варианта оформления УП:

Вариант Составляющие учётной политики (блоки) Значение составляющих
№1 Методологический Содержит весь перечень методов записи различных событий/операций в учётных документах предприятия. В том числе:

  • Присутствующих в НК
  • Не присутствующих в НК
  • «Частично присутствующих» в НК из-за противоречивости отдельных частей налогового законодательства.

Отражает условия способы записи таких событий как: получение прибыли и убытков; поступление во владение имущества (осн. и обор. средств) и его выбытие; начисление амортизации и т.д.

Технический Содержит рекомендации по применению вышеозначенных методов в документах, формирующих налоговую базу (таких как схемы отражения расходов и доходов, налоговые регистры и т.д.)
Организационный «Распределяет» правила, отражённые в Техническом блоке по структурным подразделениям организации и определяет способы и регламенты их взаимодействия (например, бухгалтерского и налогового отдела, если таковые выделены на предприятии). Также, регламентирует порядок документооборота и условия хранения/архивирования.
Основные элементы Содержит перечень обязательных элементов учётной политики, определённый Налоговым Кодексом РФ. То есть те положения и инструкции, без которых данный документ являлся бы незаконным.
Специальные элементы Это достаточно узко применимое поле, содержащее информацию, необходимую для организации учёта на предприятиях специфических видов деятельности и форм организации собственности.
Дополнительные элементы Включает список «альтернативных» норм и правил, которые либо не предусмотрены законодательством, либо являются одним из предложенных вариантов. Могут определяться и создаваться организацией самостоятельно. Но не должны противоречить действующему налоговому законодательству.

Таким образом, у вас есть два варианта оформления учётной политики организации для целей налогообложения, любой из которых является одинаково законным и приемлемым налоговыми органами. Подробнее об особенностях налоговой учетной политики рассказано в видео:

Также, каждый из перечисленных вариантов был выполнен и опубликован Федеральной Налоговой Службой в виде демонстрационного варианта и поддерживается в актуальном состоянии, дорабатывается вместе с изменениями в законодательстве.

Стоит отметить, что в законодательство не обязывает отражать в учётной политике методы и правила фиксации событий (хоз. операций), не случающихся (не использующихся) на организации.

Поэтому, не стоит перегружать данный документ неиспользуемой информацией.

Но в то же время, все осуществляемые хозрасчётные операции, тем более те, за которыми в Налоговом Кодексе закреплено несколько вариантов осуществления (как, например, начисление амортизации) должны в обязательном порядке найти своё отражение в учётной политике предприятия.

Составив единожды грамотно и обстоятельно учётную политику для целей налогообложения, вы облегчите жизнь себе и всем, кому она может стать полезной.

Франшиза : выгодно ли?

Как открыть маленький бизнес с нуля? Читайте.

Пишем бизнес-план: пошаговая инструкция.

А также обезопасите бухгалтерский/налоговый отдел организации от неправильного (диверсионного) применения НК и ошибочных оплат в дальнейшем. Стандартизация и регламентация в данном случае – залог вашего успеха!

Что такое безвозмездная финансовая помощь от учредителя проводки.

Источник: https://SBsnss.ru/org-biz/zakon-i-pravo/nalogooblozhenie/uchetnaya-politika.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *