Налоговая ставка ЕСХН

Содержание

Регионам разрешили дифференцировать налоговые ставки по ЕСХН

Valentin Valkov / Shutterstock.com

Президент РФ Владимир Путин подписал соответствующий Федеральный закон от 7 марта 2018 г. № 51-ФЗ «О внесении изменения в статью 346.8 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

В каком случае расходы, оплаченные, но не учтенные при применении общей системы налогообложения, можно учесть при переходе на ЕСХН? Узнайте из раздела «Налоговый кодекс РФ» в «Энциклопедии судебной практики» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, документ предусматривает возможность установления законами субъектов РФ дифференцированных налоговых ставок в пределах 0-6% для всех или отдельных категорий налогоплательщиков в зависимости от:

  • видов производимой сельскохозяйственной продукции, а также работ и услуг;
  • размера доходов от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, а также от выполнения работ и оказания услуг;
  • места ведения предпринимательской деятельности;
  • средней численности работников.

Закон вступит в силу через месяц после официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по ЕСХН (1 января 2019 года).

Источник: https://www.garant.ru/news/1184777/

Основные моменты

Единый налог на сельскохозяйственную деятельность взимается в России на протяжении достаточно долгого времени.

Однако именно в 2019 году в процесс его администрирования и взимания были внесены некоторые важные изменения, в том числе:

Вступила в силу новая форма декларации Приказ ФНС N ММВ-7-3/384@
Внедрена пониженная ставка ЕСХН до 2012 года для предпринимателей, осуществляющих свою деятельности в Крыму и Севастополе ФЗ-379

В остальном условия применения этого специального налогового режима остались без существенных изменений.

Он также распространяется на всех субъектов, реализующих свою деятельность в рамках сельскохозяйственной отрасли и предполагает замещение единым платежом трех налогов (ст. 346.1 НК РФ):

  • на прибыль;
  • на недвижимое имущество;
  • НДС.

Компании, занимающиеся выпуском подакцизной продукции, имеющие филиалы и представительства, а также попадающие под ЕНВД не имеют право использовать режим единого сельскохозяйственного налога.

Плательщики налога

Плательщиками ЕСХН выступают те компании и частные предприниматели, которые заняты в сельскохозяйственной отрасли, а именно (ст.346.2 НК РФ):

  1. Производят сельхозпродукцию.
  2. Осуществляют ее промышленную обработку.
  3. Занимаются реализацией товаров сельскохозяйственной отрасли.

Важно помнить, что все указанные выше условия должны иметь место одновременно – только в этом случае компания будет иметь право применять ЕСХН.

Иными словами, нельзя рассматривать в качестве плательщика налога компанию, которая скупает и перепродает сельхоз продукцию, но сама ее не производит.

Центральным условием перехода на ЕСХН выступает правило 70%:

  • производители могут перейти на единый налог с нового года, если по итогам деятельности за 9 месяцев предыдущего года они получили не меньше 70% своего совокупного дохода за счет реализации произведенной ими сельхозпродукции.

В итоге центральными плательщиками ЕСХН выступают (ст. 346.2 НК РФ):

Сельскохозяйственные кооперативы Растениеводство, животноводство, лесное хозяйство
Рыбохозяйственные организации и ИП Занимающиеся разведением и выловом рыбы

Следует подчеркнуть, что численность наемного персонала организаций и ИП, желающих перейти на ЕСХН должна быть не более 300 человек.

Что нужно для расчета

Налоговая ставка для производителей занятых в рамках сельскохозяйственной отрасли устанавливается налоговым законодательством в зависимости оттого, какой именно деятельностью занимается компания и в каком объеме.

Расчет налога осуществляет сам плательщик, который должен (ст. 346.9):

  1. Оценить суммарную величину своих доходов.
  2. Рассчитать размер совокупных затрат.
  3. Рассчитать прибыль от деятельности за полугодие.
  4. Установить величину авансового платежа за полгода деятельности и внести его в ИФНС не позднее 25-го июля (в 2019 году конечный срок – 27 июля).
  5. По итогам года рассчитать полный ЕСХН и внести его остаток за вычетом авансового платежа вместе с заполненной декларацией в ИФНС до 31 марта следующего года.

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога смотрите в статье: порядок начисления и уплаты ЕСХН.

Есть ли изменения по уплате взносов в ПФР при ЕСХН в 2019 году, .

Обычно налоговая декларация представляется в налоговое ведомство по месту регистрации для юридических лиц и по месту прописки – для физических лиц.

При этом документ может представляться, как в бумажном, так и в электронном виде. Компании, имеющие в штате от 100 до 300 работников обязаны представлять бумагу исключительно в электронном формате.

Если в течение года предприниматель перестал заниматься сельскохозяйственной деятельностью, то он обязан не позже 25-го числа месяца, следующего за периодом прекращения деятельности подать в ИФНС заполненную за данные период декларацию и уведомление о переходе на ОСН.

Налоговая база

Объектом обложения ЕСХН выступает разница между денежными поступлениями и затратами, иными словами прибыль полученная по результатам производства и реализации сельхозпродукции (ст. 346.4 НК РФ).

В качестве базы налога рассматривается денежная стоимость прибыли, полученной за отчетный период. При этом важно учитывать порядок признания доходов и издержек, а именно (ст. 346.5 НК РФ):

  • доходы признаются на дату их поступления в кассу или на счет в банке (кассовый метод);
  • имущество и имущественные права учитываются на момент их поступления на баланс предприятия;
  • затраты признаются после того, как они совершаются за счет средств предприятия.

Если доходы или материальные ценности поступают на предприятие в натуральной форме, то они пересчитываются в рубли в ценах на дату проведения операции (ст. 105.3 НК РФ).

Учитывая тот факт, что режим ЕСХН являет собой специальный упрощенный режим, то предпринимателей, попадающих под его условия, не обязуют вести бухгалтерский учет:

  • им достаточно завести книгу учета денежных поступлений и затрат для адекватной оценки налоговой базы по итогам отчетного периода (Приказ Минфина РФ N 169н).

В случае применения единого налога сельхозпроизводители могут уменьшать свою налоговую базу на величину убытков, полученных предыдущий год. При этом переносить отрицательную разницу между притоками и оттоками на налоговую базу можно в течение 10 лет.

Процентная ставка ЕСХН (Единый сельскохозяйственный налог)

В Налоговом кодексе РФ установлена общая величина ставки ЕСХН установлена в размере 6% (ст. 346.8 НК РФ).

Тем не менее, общая сумма, собранная ИФНС в виде налога распределяется между федеральными, региональными и местными бюджетами, а значит последние имеют возможность менять данный показатель по своему усмотрению.

Распределение обязательного платежа между бюджетами разных уровней осуществляется следующим образом:

30% Поступает в федеральный бюджет
0,2% В ФФОМС
3,4% В региональные отделения ФОМС
6,4% В ФСС
30% В региональный бюджеты
30% В казну местного уровня

Учитывая, что, по сути своей, реализация сельскохозяйственной деятельности привязана к территории конкретного региона, то местные власти лучше осведомлены в вопросах ее эффективной организации и стимулирования.

Поэтому с 2019 года в их ведение был передан вопрос установления дифференцированной налоговой ставки по ЕСХН.

Кем устанавливается

Налоговая ставка по ЕСХН, прописанная в налоговом законодательстве РФ является лишь отправной точкой для исчисления обязательного платежа.

В окончательном виде ее определяет представительный орган на уровне отдельных регионов страны (ст. 346.6 НК РФ). В этой связи показатели могут существенно разниться от региона к региону.

Существуют некоторые обязательные правила, которые учитываются при установлении ставки ЕСХН, а именно (ст. 346.9 НК РФ):

  • ставка определяется в рублях и копейках;
  • ее величина зависит от совокупного размера налоговых отчислений, которые сельхозпроизводители должны внести в казну за конкретный налоговый период;
  • расчет ведется следующим образом: 1/4 суммы платежей делится на площадь сельхозугодий, выраженную к кадастровой цене участка.

Таким образом, ставка ЕСХН в зависимости от совокупной величины налоговых платежей, размера участка и стоимости его по кадастру может меняться.

Указанные выше подсчеты, касающиеся определения величины ставки обязательного платежа осуществляет не сам производитель:

  • этим занимаются региональные власти, которые по итогам расчетов формируют региональный закон, определяющий деятельность предпринимателей данного региона.

Размер налогового тарифа

Порядок исчисления ЕСХН изложен подробно в главе 26.1 Налогового кодекса РФ. Здесь же установлено, что размер налогового тарифа закрепился на уровне 6%.

При этом, важно помнить, что только производители, процент дохода от выпуска и реализации сельскохозяйственной продукции которых составляет более 70% ставка на ЕСХН будет установлена на таком уровне.

Для того чтобы рассчитать размер налоговых отчислений в казну необходимо сделать следующее:
Если издержки превышают доходы, то формируется убыток. Однако это не значит, что платить налог не потребуется: его величина будет постепенно переносится на налоговую базу в течение нескольких лет (не более, чем по 30% в год).

Какова величина дифференцированной ставки

Выше упоминалось, что региональные власти с 2019 года смогут устанавливать дифференцированные налоговые ставки, исходя из оценки ситуации в курируемом ими регионе, отталкиваясь при этом от общей ее величины – 6%.

В целом представительные органы территориальных субъектов страны могут назначать дифференцированные ставки налога в размере от 0 до 6% в зависимости от таких факторов, как:

  • вид производимой продукции;
  • количество наемных работников;
  • предельный размер выручки за предыдущие периоды функционирования.

Кроме установления дифференцированных ставок местные власти получат возможность назначать для отдельных сельхозпроизводителей «налоговые каникулы».

По страховым взносам при режиме

Предприниматели и компании, являющиеся субъектами ЕСХН, часто пользуются в своей деятельности трудом наемного персонала.

В этой связи они обязаны вносить не только единый налог в казну, но и осуществлять отчисления за работников во внебюджетные фонды.

Необходимость уплаты сельхозпроизводителями страховых взносов возникает при совпадении двух ключевых условий:

  • предприятие привлекает наемный персонал;
  • оно прошло регистрацию в ПФР, ФФОМС и ФСС.

Важно помнить, что ИП осуществляет платежи в указанные фонды не только за своих работников, но и за себя.

В общем виде ставки по обязательным платежам в фонды установились в 2019 году на следующих позициях:

ПФР 22%
ФФОМС 5,1%
ФСС 2,9%

Для обособленного на территории Крыма

С начала 2019 года, как Крым в целом, так и Севастополь в частности были признаны свободной экономической зоной (ФЗ-377).

Такая мера была нацелена для создания благоприятного налогового режима для населения этих территорий. Попали под действие льгот сельскохозяйственные производители края.

Так в Крыму ставка ЕСХН была установлена на следующем уровне:

0% В 2019-2016 годы
4% В 2019-2018 годы

Важно помнить, что указанные тарифы затрагивают только те организации и ИП, которые реализуют свою деятельность непосредственно на территории Крыма.

Что это такое — ЕСХН узнайте из статьи: ЕСХН.

Чем отличается упрощенная система налогообложения от общей, .

Как выглядит образец письма о применении Общей системы налогообложения (ОСНО), .

Таким образом, в 2019 году ставка на единый налог с предпринимателей, занятых в сфере производства и продажи сельскохозяйственной продукции составит 6%.

Однако с 2019 года право на определение дифференцированного тарифа перейдет к региональным властям, которые в большей мере осведомлены относительно мероприятий, способных стимулировать сельхозпроизводителей отдельного региона.

В Крыму с начала текущего года ЕСХН взимается по пониженной ставке.

Предыдущая статья: Порядок начисления и уплаты ЕСХН Следующая статья: Механизм перехода на уплату ЕСХН

Что такое единый сельскохозяйственный налог?

Единый сельскохозяйственный налог (или ЕСХН) представляет собой налог, возможность исчисления которого возложена на лиц, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность. При этом критерии, позволяющие производить расчет и оплату данного вида единого налога, названы в ст. 346.2 НК РФ. Среди них основным является наличие не менее 70% доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме всех доходов плательщика.

Уплата ЕСХН освобождает:

  • организации — от налога на прибыль организаций (исключение: уплата налога с доходов контролирующими лицами, с дивидендов и по долговым обязательствам), налога на имущество, НДС (кроме налога, возникающего при выполнении функций налогового агента, при импорте товара, а также по договорам простого и инвестиционного товариществ и прочим договорам, предусмотренным ст. 174.1 НК РФ);
  • ИП — от НДФЛ (исключение: доходы, выплаченные налоговым агентом, доходы по дивидендам, в виде выигрышей, призов, банковских процентов по вкладам, а также доходы, перечисленные в п. 2 и п. 5 ст. 224 НК РФ), налога на имущество физлиц (по имуществу, задействованному в предпринимательской деятельности), НДС (кроме таких же ситуаций, как и для организаций).

Для перехода на ЕСХН необходимо подать уведомление в налоговый орган:

  • до 31 декабря года, предшествующего переходу, — для уже действующих ИП и юрлиц;
  • в течение 30 дней с даты постановки на налоговый учет — для новых организаций и ИП.

Подробнее об особенностях применения режима ЕСХН читайте в статье «Единый сельскохозяйственный налог в 2017 году (нюансы)».

Как рассчитать ЕСХН?

Для расчета ЕСХН, как и любого налога, необходимо, в первую очередь, определить налоговую базу, которая, согласно ст. 346.6 НК РФ, формируется из доходов и расходов налогоплательщика. После того как налоговая база известна, сумму налога можно получить путем ее умножения на налоговую ставку.

Пример

ООО «Тюльпан» занимается выращиванием и реализацией цветов, в связи с чем применяет ЕСХН с 2016 года. Свою деятельность организация осуществляет на территории Ленинградской области. Ставка налога 6%. Рассчитаем ЕСХН за 2016 год.

В 2016 году ООО «Тюльпан» имело следующие расходы:

Виды расходов

1-е полугодие

2-е полугодие

выплата заработной платы сотрудникам (в т. ч. взносы во внебюджетные фонды)

1 100 000

900 000

аренда ангара для основной продукции

540 000

540 000

приобретение семян и удобрений

360 000

270 000

оплата коммунальных платежей

150 000

170 000

приобретение сельскохозяйственного инвентаря

220 000

390 000

расходы на покупку основных средств

170 000

240 000

прочие расходы, связанные с сельхоздеятельностью

60 000

70 000

Итого

2 600 000

2 580 000

Доходы организации в 2016 году составили:

Виды доходов

1-е полугодие

2-е полугодие

доходы от реализации цветочных растений

3 700 000

2 500 000

прочие доходы

540 000

540 000

Итого

4 240 000

3 040 000

Налоговая база за 1-е полугодие = 4 240 000 – 2 600 000 = 1 640 000 руб.

Сумма авансового платежа = 6% × 1 640 000 = 98 400 руб.

Налоговая база за 2-е полугодие = 3 040 000 – 2 580 000 = 460 000 руб.

Сумма авансового платежа = 6% × 460 000 = 27 600 руб.

Источник: https://ecoafisha.ru/eshn-stavka-naloga/

>Налоговая ставка ЕСХН

Кто может стать плательщиком единого сельхозналога?

Специальная ЕСХН ставка налога доступна для ограниченного круга компаний, удовлетворяющих законодательным требованиям. К их числу относятся:

  • Фирмы и ИП, производящие, перерабатывающие и продающие сельхозтовары.
  • Сельскохозяйственные потребительские и производственные кооперативы, признанные таковыми в согласно действующему законодательству.
  • Градо- и селообразующие рыболовецкие компании (если в них занято не менее половины жителей населенного пункта, включая работников и их семьи).
  • Компании и ИП в сфере рыбного хозяйства, привлекающие не более 300 работников, имеющие суда в собственности или использующие их по договорам фрахтования.

Для всех перечисленных категорий налогоплательщиков действует общее правило по структуре выручки: не менее 70% поступлений должно приносить сельское хозяйство.

Важно! В категорию «сельскохозяйственная» включается продукция растениеводства, животноводства, разведения рыбы и лесной отрасли.

Важно! В 2017 году к сельскохозяйственной относится вспомогательная деятельность: выпас скота, выбраковка птицы, распыление химикатов против насекомых-вредителей и т.д.

Какие налоги платят сельхозпроизводители?

Организации и ИП, привлекающие наемных работников, обязаны выполнять функции налогового агента и перечислять 13% дохода персонала в государственную казну. Выплата налога производится не позднее следующего дня после перечисления заработной платы, для отпускных и листков нетрудоспособности – не позднее последнего дня отчетного месяца.

Использование наемного труда предполагает обязанность компании или ИП уплачивать страховые взносы. В 2017 году ставки по ним установлены на следующем уровне:

Внебюджетный фонд Ставка
ПФР 22
ФСС 2,9
ФФОМС 5,1

Важно! ИП-сельскохозяйственник без работников обязан совершать фиксированные страховые платежи за себя.

Согласно п. 3 ст. 346.1 НК РФ, организации и ИП, перешедшие на ЕСХН, не теряют обязанности платить транспортный налог на находящиеся у них в собственности автомобили, автобусы, средства водного и воздушного транспорта.

От транспортного налога освобождается техника, поименованная в п. 2 ст. 358 НК РФ. Это комбайны, тракторы и специальные машины (скотовозы, молоковозы и т.д.). Важно, чтобы одновременно соблюдались два условия:

  • техника применяется для ведения сельхоздеятельности;
  • машины зарегистрированы на сельскохозяйственных товаропроизводителей.

ЕСХН не освобождает компанию или ИП от уплаты таможенных платежей, необходимых для провоза товаров через границу РФ. Они обязаны выполнять агентские обязательства по НДС, возникающие при совершении сделок с органами власти и иностранными партнерами.

Как рассчитать налогооблагаемую базу по ЕСХН?

Формула расчета единого сельхозналога установлена как:

Налог = (Доходы – Расходы)* 0,06.

В состав доходов включается выручка от реализации производимой продукции и внереализационной деятельности (предоставление площадей и сельскохозяйственной техники в аренду, выдача прав пользования на объекты интеллектуальной собственности, продажа имущества, участие в других организациях и т.д.).

Важно! Для исчисления доходов используется кассовый метод, т.е. в расчет принимается выручка, фактически поступившая в кассу или на расчетный счет. В нее включаются полученные от покупателей авансы.

В состав расходной части, уменьшающей налогооблагаемую базу, можно включить траты из перечня, приведенного в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Он строго ограничен и не подлежит трактовке в сторону расширения.

Шифр страхователя в ФСС как узнать

В числе прочих в НК РФ упомянуты следующие расходы:

  • на покупку новых основных средств и ремонт, модернизацию имеющихся;
  • на приобретение нематериальных активов;
  • на оплату труда персоналу;
  • на уплату налогов и сборов (помимо единого налога), страховых взносов за нанимаемых сотрудников;
  • на покупку сырья, материалов, необходимых для осуществления сельскохозяйственной деятельности;
  • на рекламу товаров;
  • на приобретение канцтоваров, оплату услуг привлеченного бухгалтера, аудитора, нотариуса;
  • на обеспечение безопасности на производстве, оборудование и содержание медпункта.

Чтобы расходы, упомянутые в ст. 346.5 НК РФ, могли уменьшить налогооблагаемую базу, они должны соответствовать требованиям:

  • быть полностью оплаченным (для учета затрат используется кассовый метод);
  • быть подтвержденными первичными документами;
  • быть фактически понесенными.

Авансы, перечисленные поставщикам товаров и услуг, не включаются расходную часть формулы по расчету налога. Они оплачены, но не понесены фактически: купленная продукция еще не отгружена, работы не произведены.

Особенности исчисления единого сельхозналога

Компании, применяющие ЕСХН, не обязаны вести обособленный учет операций. Они определяют величину единого налога по данным бухгалтерского учета.

Возникает противоречие: в учетной программе бухгалтер отражает операции по факту совершения сделки, а не фактической оплаты. Это означает, что для корректного расчета бюджетного обязательства из совокупности проводок нужно выбрать только оплаченные.

Способ отбора закрепляется в учетной политике компании. Чаще всего для этих целей используются оборотно-сальдовые ведомости по 60 и 62 счету.

Законодательство устанавливает обязанность компаний и ИП перечислять единый налог дважды в год:

  • аванс по результатам шести месяцев – до 25.07;
  • итог по результатам 12 месяцев – до 31.03 следующего года.

При расчете авансового платежа ЕСХН ставка налога умножается на разницу между полугодовыми доходами и расходами.

Определение окончательного расчета производится по формуле:

Налог = (Доходы за год – Расходы за год)* 6% – Сумма уплаченного аванса.

Если формула дала положительный результат, налогоплательщик перечисляет рассчитанную сумму в бюджет. Если получилось отрицательное число, он может оформить возврат из госказны в соответствии со ст. 78 НК РФ или зачесть переплату в честь других федеральных бюджетных обязательств.

Сравнение ЕСХН и других налоговых режимов

В процессе выбора системы налогообложения малой компании или ИП необходимо провести расчеты и сопоставить условия в рамках существующих режимов. Представим их существенные характеристики в форме таблицы:

Наименование режима Ставка Формула по расчету налогооблагаемой базы
Общая система налогообложения 20% Прибыль компании, т.е. дельта между доходной и расходной частью
ЕСХН 6% Разница между доходами и расходами, исчисленными кассовым методом
УСН по объекту «Доходы» 6% Сумма доходов организации за отчетный период
УСН по объекту «Доходы, уменьшенные на расходы» 5-15% (точное значение зависит от политики региональных властей) Разница между расходной и доходной частью

Из приведенных данных очевидно, что условия по единому сельхозналогу являются наиболее лояльными для налогоплательщиков. Режим предполагает минимальную ставку – 6%. Аналогичное значение установлено для УСН «Доходы», но налогооблагаемая база в рамках этой системы значительно больше, чем по ЕСХН.

Единый сельхозналог сопоставим с УСН «Доходы за вычетом расходов» для тех регионов, где ставка установлена на минимальном уровне – 6%. Общий налоговый режим не может конкурировать с ЕСХН, т.к. предполагает высокую ставку (разница – более чем в три раза), более сложный порядок ведения учета и необходимость расчета и уплаты НДС.

Ставка ЕСХН составляет всего 6%, что создает льготные условия для развития сельскохозяйственной отрасли. Минимальный налог отсутствует, а потому компании, не получающие прибыль, ничего не платят в бюджет. Это делает ЕСХН грамотным выбором для фермерских хозяйств, компаний и индивидуальных предпринимателей.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://raszp.ru/spravochn/nalogovaya-stavka-eshn.html

Единый сельскохозяйственный налог

Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, на которую могут перейти организации и индивидуальные предприниматели, соответствующие критериям, установленным гл. 26.1 НК РФ.

Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате ряда других налогов, в частности, налога на прибыль и НДС (за некоторыми исключениями), налога на имущество организаций, от НДФЛ и налога на имущество физических лиц (за некоторыми исключениями) освобождаются ИП.

Иные налоги и сборы уплачиваются ими в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Налогоплательщиками признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями и перешедшие на уплату ЕСХН в установленном порядке.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями, в частности, признаются:

  • — организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, если в общем их доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70%;
  • — сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 1995 г. № 193-ΦЗ «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70%;
  • — рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при соблюдении ими следующих условий:
  • o средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 чел.;
  • o в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;
  • o они осуществляют рыболовство на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или используют их на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

К сельскохозяйственной продукции относятся:

  • — продукция растениеводства сельского и лесного хозяйства;
  • — продукция животноводства (в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов), конкретные виды которых определяются Правительством РФ в соответствии с Общероссийским классификатором продукции ОК 005-93;
  • — уловы водных биологических ресурсов;
  • — рыбная и иная продукция из водных биологических ресурсов (перечень этой продукции указан в п. 4 и 5 ст. 333.3 НК РФ);
  • — уловы водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов;
  • — рыбная и иная произведенная на судах рыбопромыслового флота продукция из водных биологических ресурсов, добытых (выловленных) за пределами исключительной экономической зоны РФ в соответствии с международными договорами РФ в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.

Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства, устанавливается Правительством РФ.

На уплату ЕСХН вправе перейти сельскохозяйственные товаропроизводители при соблюдении ими определенного перечня условий, перечисленных в п. 5 ст. 346.2 НК РФ.

Не вправе переходить на уплату ЕСХН следующие организации и индивидуальные предприниматели:

  • — занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • — осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • — казенные, бюджетные и автономные учреждения.

Порядок и условия начала и прекращения применения ЕСХН. Сельскохозяйственные товаропроизводители могут перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, подав в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган по своему местонахождению (месту жительства) заявление.

В заявлении должны быть указаны данные, подтверждающие соответствие организации или индивидуального предпринимателя критериям, необходимым для применения ЕСХН, в частности, данные о доле дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и др., полученного ими по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога.

Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный индивидуальные предприниматели вправе подать заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае они считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем налоговом периоде с даты постановки на учет.

Отметим, что плательщики ЕСХН не вправе до окончания налогового периода перейти на иные режимы налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов.

Доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Банка России, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются при определении налоговой базы исходя из цены договора с учетом рыночных цен, определяемых в порядке, аналогичном порядку определения рыночных цен, установленному ст. 105.3 НК РФ.

При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода.

Налоговый период для ЕСХН — календарный год, отчетный период — полугодие.

Налоговая ставка равна 6%.

Порядок исчисления и уплаты единого сельскохозяйственного налога. Единый сельскохозяйственный налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Авансовые платежи по ЕСХН уплачиваются не позднее 25-ти календарных дней со дня окончания отчетного периода.

Единый сельскохозяйственный налог, подлежащий уплате по итогам налогового периода, уплачивается налогоплательщиками не позднее срока, установленного 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налогоплательщики по истечении налогового периода представляют в налоговые органы налоговые декларации:

  • 1) организации — по месту своего нахождения;
  • 2) индивидуальные предприниматели — по месту своего жительства.

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Источник: https://studme.org/150609136196/ekonomika/edinyy_selskohozyaystvennyy_nalog

Единый сельскохозяйственный налог: действующий механизм исчисления и условия применения ЕСХН

Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.

Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в настоящей главе — налогоплательщики) признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию, при условии, что в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) таких организаций и индивидуальных предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 процентов, а также сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации», у которых доля доходов от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, произведенную данными кооперативами из сельскохозяйственного сырья собственного производства членов этих кооперативов, а также от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов составляет в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) не менее 70 процентов.

Не вправе переходить на уплату единого сельскохозяйственного налога:

  • 1) организации, имеющие филиалы и (или) представительства;
  • 2) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • 3) организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • 4) бюджетные учреждения

Статья 346.4. Объект налогообложения

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

Статья 346.5. Порядок определения и признания доходов и расходов

1. При определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

доходы от реализации, определяемые в соответствии со статьей 249 настоящего Кодекса;

внереализационные доходы, определяемые в соответствии со статьей 250 настоящего Кодекса.

При определении объекта налогообложения не учитываются доходы, указанные в статье 251 настоящего Кодекса, а также доходы в виде полученных дивидендов, налогообложение которых осуществляется налоговым агентом.

При определении объекта налогообложения налогоплательщики уменьшают полученные ими доходы на следующие расходы:

  • 1) расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);
  • 2) расходы на приобретение нематериальных активов, создание нематериальных активов самим налогоплательщиком (с учетом положений пункта 4 и абзаца шестого подпункта 2 пункта 5 настоящей статьи);
  • 3) расходы на ремонт основных средств (в том числе арендованных);
  • 4) арендные (в том числе лизинговые) платежи за арендуемое (в том числе принятое в лизинг) имущество;
  • 5) материальные расходы, включая расходы на приобретение семян, рассады, саженцев и другого посадочного материала, удобрений, кормов, медикаментов, биопрепаратов и средств защиты растений;
  • 6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • 7) расходы на обязательное и добровольное страхование, которые включают страховые взносы по всем видам обязательного страхования, а также по следующим видам добровольного страхования:

добровольному страхованию средств транспорта (в том числе арендованного);

добровольному страхованию грузов;

  • 8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным и оплаченным налогоплательщиком товарам (работам, услугам), расходы на приобретение (оплату) которых подлежат включению в состав расходов в соответствии с настоящей статьей;
  • 9) суммы процентов, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями, в том числе связанные с продажей иностранной валюты при взыскании налога, сбора, пеней и штрафа в порядке
  • 11) суммы таможенных платежей, уплачиваемые при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации и не подлежащие возврату налогоплательщикам в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации;
  • 13) расходы на командировки.
  • 4. Расходы на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение) основных средств, а также расходы на приобретение (создание самим налогоплательщиком) нематериальных активов принимаются в следующем порядке:
  • 1) в отношении расходов на приобретение (сооружение, изготовление) в период применения единого сельскохозяйственного налога основных средств, а также расходов на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств, произведенных в указанном периоде, — с момента ввода этих основных средств в эксплуатацию;
  • 4.1. Расходы на приобретение имущественных прав на земельные участки учитываются в составе расходов равномерно в течение срока, определенного налогоплательщиком, но не менее семи лет. Суммы расходов учитываются равными долями за отчетный и налоговый периоды.
  • 5. Признание доходов и расходов налогоплательщика осуществляется в следующем порядке:
  • 1) в целях настоящей главы датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности иным способом (кассовый метод).

Статья 346.6. Налоговая база

5. Налогоплательщики вправе уменьшить налоговую базу за налоговый период на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком в целях настоящей главы понимается превышение расходов над доходами, определяемыми в соответствии со статьей 346.5 НК.

Указанный в настоящем пункте убыток не может уменьшать налоговую базу за налоговый период более чем на 30 процентов. При этом сумма убытка, превышающая указанное ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 налоговых периодов.

Статья 346.7. Налоговый период. Отчетный период

  • 1. Налоговым периодом признается календарный год.
  • 2. Отчетным периодом признается полугодие.

Статья 346.8. Налоговая ставка

Налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.

На сегодня для сельскохозяйственных товаропроизводителей действуют два режима налогообложения: общий режим налогообложения и специальный режим налогообложения (ЕСХН).

Предприятия, находящиеся на общем режиме налогообложения, уплачивают следующие виды налогов: НДС, налог на прибыль (предусмотрена льгота по налогу на прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции), единый социальный налог, транспортный налог (льгота в части грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники), налог на имущество (льгота в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции), земельный налог, налог на добычу полезных ископаемых, за пользование водными объектами и платежи за загрязнение окружающей среды. Налог с продаж, налог на рекламу, целевые сборы на содержание милиции с 2010 года отменены.

С 1 января 2010 года вступила в действие Глава 26.1. Налогового Кодекса Российской Федерации «Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН)» в новой редакции.

До этого времени, а именно с 1 января 2002 года, действовал закон, согласно которому предлагалось введение фиксированной ставки налога за гектар сельскохозяйственных угодий, находящихся в пользовании. Анализ показал, что при его введении предприятия, имеющие высокий уровень производства, сокращают сумму уплачиваемых налогов, а предприятия со слабой экономикой должны были платить еще большие налоги.

В результате принятый закон о Едином сельскохозяйственном налоге, призванный облегчить налоговое бремя сельскохозяйственных товаропроизводителей, уменьшив количество начисляемых и уплачиваемых налогов, в первоначальной редакции не оправдал себя и не работал. В этой связи Комитет Государственной думы по аграрным вопросам в порядке законодательной инициативы внес концептуальные изменения, касающиеся практики применения ЕСХН.

Законом предусматриваются следующие основные нормы:

  • 1. Налогоплательщиками ЕСХН признаются сельскохозяйственные товаропроизводители при условии, что в общем доходе от реализации доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляет не менее 70 %.
  • 2. Переход на уплату ЕСХН с общего режима налогообложения устанавливается следующий: в период с 20 октября по 20 декабря, предшествующий году, начиная с которого сельскохозяйственные товаропроизводители переходят на уплату ЕСХН, в налоговую инспекцию по месту нахождения подается заявление. При подаче заявления предоставляют данные о доле дохода от сельскохозяйственной продукции в общем объеме дохода по итогам 9 месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления о переходе на уплату ЕСХН.

Переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно. В 2010 году, поскольку закон был принят уже в ноябре, срок подачи заявления в налоговый орган о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога продлен до 1 июня 2010 года.

  • 3. Налоговым периодом признается календарный год. Перейти на общий режим налогообложения до окончания налогового периода нельзя. Переход возможен только с начала календарного года, уведомив об этом ИМНС не позднее 15 января года, в котором предприятие предполагает перейти на общий режим налогообложения. Если по итогам налогового периода выручка от реализации сельскохозяйственной продукции составит менее 70 %, то налогоплательщик подает заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении налогового периода и производит уплату исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом по ЕСХН. Налогоплательщик, перешедший на общий режим налогообложения вправе перейти на уплату ЕСХН не ранее чем через год после того, как утратил право на его применение.
  • 4. Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.
  • 5. Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций» и расходами, учитываемыми во многом также по принципу учета расходов при определении налоговой базы этой же главы, но с некоторыми немаловажными особенностями. В частности, расходы увеличиваются на сумму приобретаемых основных средств и относятся на затраты в момент их ввода в эксплуатацию. Стоимость основных средств, срок службы которых до 3-х лет, списывается на расходы в первый год уплаты ЕСХН. При сроке службы от 3 до 15 лет в первый год на расходы списывается 50 % стоимости, 2-й — 30 %, и в 3-й — оставшиеся 20 % стоимости. При сроке службы свыше 15 лет остаточная стоимость списывается на расходы равными долями в течение 10 лет. Лизинговые платежи также учитываются по расходам, а также суммы НДС, уплаченные в цене товара.
  • 6. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При определении налоговой базы доходы и расходы определяются нарастающим итогом с начала налогового периода. Налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. При этом под убытком понимается превышение расходов над доходами. Убыток не может уменьшать налоговую базу более чем на 30 %, при этом сумма убытков, превышающая это ограничение, может быть перенесена на следующие налоговые периоды, но не более чем на 10 лет.
  • 7. Налоговым периодом признается календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.
  • 8. Налоговая ставка составляет 6 %.
  • 9. Налог уплачивается по месту нахождения организации и зачисляется на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
  • 10. Налоговые декларации составляются по истечении налогового периода и представляются не позднее 1 марта года, следующего за отчетным. Уплачивается налог не позднее срока, установленного для подачи налоговой декларации.

Наряду с поправками к действующей 26 главе НК, введен ряд других поправок, в том числе для организаций, не перешедших на уплату ЕСХН, по деятельности, связанной с реализацией сельскохозяйственной продукции. При уплате налога на прибыль вводится следующий порядок: в 2010-2011 годах по ставке 0 %,2006-2008 годах по ставке 6 %, 2009-2011 гг. — 12 %, 2012-2014 гг. — 18 %. Начиная с 2015 года в соответствии с п.1 ст.284 НК РФ — 24 %.

Единый сельскохозяйственный налог заменяет собой уплату четырех налогов.

Первый заменяемый налог — налог на прибыль. Сельскохозяйственные товаропроизводители, не перешедшие на специальный режим налогообложения, до 2006 года освобождены от уплаты налога на прибыль от сельскохозяйственной деятельности (налогообложению подлежит прибыль от прочей деятельности).

Второй заменяемый налог — налог на имущество.

Третий заменяемый налог — единый социальный налог. На него приходится наибольшая экономия при переходе на уплату ЕСХН, поскольку при существующем режиме налогообложения это составляет 26,1 % от фонда заработной платы, а при переходе на уплату ЕСХН — 10,3 % (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование).

В 2009 году в сельском хозяйстве начислено 1022 млн. руб. заработной платы, соответственно сумма начислений по единому социальному налогу — 266,7 млн. руб., при уплате ЕСХН это составило бы 105,3 млн. руб., то есть, экономия могла бы составить 161,4 млн. руб.

Четвертый заменяемый налог — НДС. При переходе на специальный режим налогообложения прекращаются обязательства по уплате НДС. В прошедшем году, с облагаемых объемов реализации НДС, подлежащий уплате в бюджет, составил по сельским товаропроизводителям 450 млн. руб. НДС, уплаченный поставщикам по материальным ресурсам, приобретенным на производство, составил 520 млн. руб. Разница в сумме 70 млн. руб. оставалась у сельхозтоваропроизводителей на пополнение оборотных средств.

В первоначально предложенном варианте закона предполагалось сельхозтоваропроизводителям предоставить право самим решать, уплачивать НДС в соответствии с общим режимом налогообложения, либо относить на расходы сумму НДС, уплаченную в цене товара.

Следует учесть, что с 2010 года ставка по материальным ресурсам составляет 18 %, следовательно, сумма возмещаемого из бюджета НДС в результате сокращения разницы в процентных ставках сократится.

Положительным моментом является то, что переход на уплату ЕСХН осуществляется предприятиями добровольно, в зависимости от конкретно сложившейся финансово-экономической ситуации на предприятии (в отличие от предыдущего Закона, введение в действие которого на территории принималось региональными органами власти).

В 2010 году с общего режима налогообложения на уплату ЕСХН перешли 226 предприятий, в том числе 27 агрофирм, 97 коллективных сельскохозяйственных предприятий, 102 крестьянских (фермерских) хозяйства. Расчеты показывают, что специальный режим налогообложения приемлем для хозяйств, имеющих низкий и средний уровень производства, испытывающих трудности с выполнением текущих обязательств, использующих бартерные операции для расчета за ресурсы. По таким предприятиям ожидается сокращение тяжести налогообложения на 125 млн. руб. Наибольшую экономию предполагают получить хозяйства Ливенского района — 33 млн. руб., Малоархангельского района — 19 млн. руб., Орловского и Кромского районов — по 9 млн. руб. При сокращении объема текущих платежей у хозяйств будет реальная возможность направлять высвободившиеся денежные средства в производство.

Существенным моментом, сдерживающим переход сельхозпредприятий с общего режима налогообложения на специальный режим, было то, что НДС по не списанным на производство материальным ресурсам необходимо было возвратить в бюджет. В целом по области это 168 млн. руб. Государственной Думой РФ принята поправка в налоговый Кодекс, устанавливающая, что при переходе на уплату ЕСХН «входной» НДС не подлежит уплате в бюджет.

Финансово устойчивым предприятиям, соблюдающим расчетно-платежную дисциплину, получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, переход на уплату ЕСХН не дает значительной экономии по налогам в сравнении с общим режимом налогообложения. Таким предприятиям, как ОАО «Агрофирма «Мценская», ЗАО «Маслово», ЗАО АПК «Юность», ЗАО «Славянское», ООО «Троснянский бекон», получающим возмещение из бюджета НДС и имеющим прибыль от хозяйственной деятельности, специальный режим налогообложения невыгоден, поскольку ведет к увеличению объема налоговых платежей в сравнении с действующим режимом налогообложения в целом на 28.6 млн. руб.

Во многом вопрос выгодности или невыгодности перехода сельхозтоваропроизводителей на уплату единого сельскохозяйственного налога зависит от проводимой в аграрном секторе финансовой и налоговой политики. Так, к примеру, в Брянской области сельхозтоваропроизводителям не была предоставлена льгота по налогу на имущество. В результате предприятия, не перешедшие на специальный налоговый режим должны уплачивать в год 2,2 % от остаточной стоимости своего имущества. Это послужило весомым аргументом в пользу перехода на ЕСХН.

В нашей области, благодаря поддержке агропромышленного комплекса губернатором Е.С. Строевым, администрацией и областным Советом народных депутатов, система налогообложения имеет более взвешенный и гибкий подход. На региональном уровне сельхозтоваропроизводителям предоставлена льгота по транспортному налогу в части грузового автотранспорта (экономия составляет 28 млн. руб.), налогу на имущество в отношении имущества, используемого для производства и хранения сельскохозяйственной продукции (экономия 104 млн. руб.). Такой подход в значительной мере способствует укреплению экономики отрасли в целом.

Следовательно, если говорить о достоинствах и недостатках данного закона, можно выделить следующее.

Положительные моменты:

  • — сокращается количество начисляемых и уплачиваемых налогов;
  • — сокращается сумма уплачиваемых налогов для слабых и средних хозяйств;
  • — оптимизируются сроки уплаты налога (учитывая то, что первое полугодие является затратным, т.е. ЕСХН будет уплачиваться раз в год);
  • — упрощается ведение бухгалтерского учета
  • — добровольность выбора режима налогообложения.

Отрицательные моменты:

  • — для предприятий с высоким уровнем производства теряется сумма возмещаемого бюджетом НДС;
  • — предприятия с высоким уровнем производства должны уплачивать дополнительно налог на прибыль (до 2006 года действует льгота по налогу на прибыль от сельскохозяйственной деятельности).

Урегулирование отрицательных моментов может быть достигнуто при условии уравнивании ставок НДС по ресурсам, приобретаемым с 18%-ной ставкой и реализуемой сельхозпродукцией с 10%-ной ставкой.

В настоящее время вопрос уравнивания ставок НДС находится на рассмотрении в Правительстве. По представлению Минфина РФ ставки налога могут быть уравнены. В этом случае вопрос решается автоматически. При уравнивании ставок НДС количество предприятий, которым специальный режим налогообложения выгоден, возрастет.

Источник: https://studwood.ru/952441/finansy/edinyy_selskohozyaystvennyy_nalog_deystvuyuschiy_mehanizm_ischisleniya_usloviya_primeneniya_eshn

Для многих российских фермеров и производителей сельскохозяйственной продукции работа является, к сожалению, малоприбыльной. В результате нередко возникает необходимость в снижении качества продукции ради повышения окупаемости. Также такое явление создает определенные барьеры для выхода на рынок новых производителей. Однако с целью уменьшения налоговых издержек в некоторых случаях имеет смысл переход на систему Единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН). Программа призвана снизить расходы производителей определенной категории товаров, а также открыть дорогу для новых участников рынка.

В 2017 году в стране будут действовать две системы налогообложения: общая и единый сельскохозяйственный налог. Последний вариант направлен на деятельность аграрных организаций, компаний, эффективность которых напрямую зависит от погодных и климатических условий. Работа таких учреждений связана с производством и поставками продуктов растительного и животного происхождения.

Кто должен платить

К плательщикам специального налога можно отнести те компании и предпринимателей, чья фирма в установленном порядке перешла на оплату ЕСХН. Единый сельскохозяйственный налог могут оплачивать:

  • сельскохозяйственные кооперативы, в частности, огороднические, садоводческие и животноводческие. Налог вводится на основе доходов от продажи продукции в соответствии с ФЗ №193 от 08. 12. 1995;
  • компании и предприниматели, которые занимаются сельскохозяйственными товарами, их переработкой и продажей;
  • граждане, чья деятельность связана с промышленным рыболовством.

Необходимо отметить, что доход от деятельности плательщика должен составлять не менее 70%. Предприниматели или компании, которые работают в рыбном хозяйстве, обязаны иметь в своей собственности судно или оформить его аренду. Размер доходов, которые поступают в кассу или на счет в банке, а также факт наличия имущества компании, должны быть документально подтверждены.

Стоит подчеркнуть, что предприниматель или организация может перейти на выплату ЕСХН в том случае, если будут соблюдены условия, указанные в пункте 5 статьи 346.2 НК РФ. Компания не может претендовать на переход, если:

  1. Продукция является подакцизной (перечень приводится в статье 181 НК РФ).
  2. Предприятие является бюджетным, казенным или автономным.
  3. В распоряжении владельца имеется несколько филиалов и представительств.

Читайте также: Патентная система налогообложения в Московской области для ИП

К ряду достоинств ЕСХН относят, во-первых, то, что упрощенная система помогает уменьшить количество налогов; во-вторых, ведение учета значительно упрощается, следовательно, календарь бухгалтера «разгружается»; в-третьих, вы всегда можете перейти на другую систему налогообложения, если будут проведены предварительные расчеты.

Недостатки же касаются только крупных предприятий, которым переход на ЕСХН, по сути, окажется невыгоден. Это связано с большим производством товара и с тем, что они будут терять сумму налога на добавленную стоимость, которая будет возмещаться бюджетом.

Чего стоит ожидать в 2017 году

В статье 346.8 НК РФ указано, что налоговая ставка должна быть в размере 6%, при этом каждый субъект Российской Федерации может менять эту цифру. Также в 2017 году она зависит от размера прибыли, количества изготовляемой продукции и числа работников на предприятии. Необходимо сказать о способе проведения расчета. Схема заключается в том, что четвертая часть от общего размера налоговых взносов делится на площадь земли в форме ее кадастровой стоимости.

Важно отметить, какие условия являются достаточным основанием для перехода:

  • численность штата не должна превышать 300 человек;
  • необходимо, чтобы доход от сельскохозяйственной деятельности не превышал 70% общего дохода на предприятии. В противном случае компанию переводят на общую налоговую систему.

В случае утраты возможности перехода на ЕСХН в связи с нарушением условий вернуться можно только через год, подав соответственные документы в налоговую службу. В 2017 году, с января, вступают в действие изменения, согласно с которым в доходах не учитывается налог на добавленную стоимость. Это сделано с целью избегания двойного налогообложения в 2017 году. То есть при расчете расходы вычитываются из доходов, и эта сумма умножается на 6%.

Единый сельскохозяйственный налог рассчитывается на основе правил, установленных в статье 346.9 НК РФ, и перечисления проводятся в период с 01. 01 по 31. 12. 2017 года. В случае если затраты превышают прибыль, деятельность признается убыточной, а налоговая база снижается до размера убытков в предыдущем отчетном периоде. Ее можно уменьшить до 30%, и если расходы будут превышать и эту цифру, то переизбыток переносится на следующий налоговый период в 2017 году.

Как проводится учет и как представлять отчетность в 2017 году

В пункте 8 статьи 346.2 НК РФ прописано то, что налогоплательщики обязаны вести учет показателей деятельности, которые являются основой для определения размера налога и налоговой базы в соответствии с данными отчета бухгалтера и главой 26.1 НК РФ. Для этого с помощью кассового метода проводится учет прибыли и затрат, а также необходимо наличие книги учета расходов и доходов предприятия. Министерство финансов РФ утверждает форму заполнения книги и ее последовательность ведения в 2017 году.

Бухгалтерские отчеты должны быть сданы в течение месяца по завершении квартала, а годовые – на протяжении трех месяцев с момента окончания года в соответствии с пунктом 2 статьи 15 ФЗ-129. При этом налоговая декларация плательщика считается главным документом. Это его письменное заявление, где указывается информация о прибыли и убытках предприятия, источниках дохода и налоге, который вычисляется. Оно должно быть подано в течение 25 дней после окончания налогового периода в электронном или письменном формате. Если предприятие не занято в сельскохозяйственной сфере, ему необходимо представить декларацию и уведомление о переходе на общую систему налогов.

Необходимо также обратить внимание на то, что в ЕСХН есть налоговый и отчетный периоды. Первый длится год, а второй – полгода. По данным полугодия производится расчет налогов и вносится авансовая выплата, а по истечении 2017 года плательщики предоставят декларацию и выплатят весь налог.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *