Налоговая прислала уведомление о предоставлении пояснений

Содержание

Когда на требования ИФНС можно ответить вежливым отказом

Статья из журнала «ГЛАВНАЯ КНИГА» актуальна на 9 января 2018 г.

Содержание журнала № 2 за 2018 г.А.Ю. Никитин,
эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению Некоторые требования налоговиков о представлении пояснений и (или) документов можно не исполнять, не опасаясь неблагоприятных последствий.

Упомянутые в статье судебные решения можно найти:

раздел «Судебная практика» системы КонсультантПлюс

Если пояснения потребовали, когда камералка закончилась

Как известно, камеральная проверка проводится в течение 3 месяцев со дня представления декларациип. 2 ст. 88 НК РФ. И в этот срок налоговики должны уложиться с проведением всех мероприятий по проверке. В частности, запросить у компании пояснения и (или) документы, если, по их мнению, в декларации есть какие-либо ошибки или противоречияпп. 3, 6—8 ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ.

Если требования о представлении пояснений или документовприложения № 1, 15 к Приказу ФНС от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ направлены после истечения трехмесячного срока, то они являются незаконными. На полученные по ним материалы налоговики не вправе ссылаться в налоговом спореПисьмо ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692 (разъяснения по п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57); Постановление 13 ААС от 21.03.2017 № 13АП-1145/2017. Исполнять незаконные требования налоговиков компания не обязанаподп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ.

Нередки случаи, когда налогоплательщик получает требование о представлении пояснений, в котором дата составления указана в рамках трехмесячного срока, а направлен документ значительно позже. Например, в одном споре, дошедшем до суда, требование было датировано 25 июля, а отправлено предпринимателю, согласно реестру почтовых отправлений, только 16 августа, когда срок камеральной проверки уже истек. Доказать, что документ был вручен своевременно, налоговики не смогли. ИП отказался исполнять неправомерное требование, и суд его поддержалПостановление 3 ААС от 28.04.2017 № А33-26722/2016.

Кстати, квитанцию о приеме требования, направленного по ТКС, все равно необходимо передать налоговикам в течение 6 рабочих дней со дня его отправки. Иначе компании могут заблокировать счетп. 5.1 ст. 23, подп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ. Конечно, правомерность блокировки счета в случае, когда само требование направлено несвоевременно, сомнительна. Но лучше до этого не доводить. Отметим, что за неотправку квитанции не могут оштрафовать как за непредставление документов по п. 1 ст. 126 НК РФРешение ФНС от 17.03.2016 № СА-3-9/4445@.

Итак, если требование направлено вам по окончании проверки, представьте в инспекцию отказ примерно такого содержания.

Мотивированный отказ в представлении пояснений в связи с истечением срока камеральной налоговой проверки

На ваше требование о представлении пояснений от 30.11.2017 № 06-24/15467 ООО «Арно» сообщает следующее.

В соответствии с п. 2 ст. 88 НК РФ камеральная проверка проводится сотрудниками налогового органа в течение 3 месяцев со дня представления декларации. Продление этого срока не предусмотрено, и поэтому все действия инспекции, связанные с проверкой, включая истребование пояснений и (или) документов, должны быть предприняты в рамках 3 месяцев со дня представления декларации. Требования, выставленные по истечении срока камеральной проверки, являются незаконными и не подлежат исполнению. Это подтверждается как Письмами Минфина и ФНС, так и судебной практикой (Письма Минфина от 18.02.2009 № 03-02-07/1-75; ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692; п. 27 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57).

Налоговая декларация по НДС за II квартал 2017 г. представлена ООО «Арно» по телекоммуникационным каналам связи 24.07.2017, при этом 25.07.2017 получена от ИФНС квитанция о приеме отчета. Таким образом, срок камеральной проверки истек 24.10.2017. Поскольку требование о представлении пояснений от 30.11.2017 № 06-24/15467 составлено и направлено за рамками этого срока, компания, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, оставляет его без исполнения.

Если требуют документы по декларации, в которой нет ошибок/противоречий

По общему правилу, если в декларации выявлены ошибки или противоречия, налоговики могут потребовать представить пояснения либо сдать уточненку, но не имеют права запрашивать документыпп. 3, 7 ст. 88 НК РФ. Исключения допускаются только в случаях, оговоренных в НК РФ, в том числе в отношении НДС-декла­рации, еслипп. 7—8.1 ст. 88, п. 10 ст. 165 НК РФ:

•или в декларации заявлен налог к возмещению. В этом случае налоговики вправе потребовать документы, подтверждающие НДС-вычетып. 25 Постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57;

•или данные вашей декларации противоречат сведениям в декларациях или журнале учета счетов-фактур ваших контрагентов и эти противоречия свидетельствуют о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению. Тогда инспекция вправе запрашивать счета-фактуры и первичку по спорным операциям;

•или не представлены документы, подтверждающие право на применение нулевой ставки по НДС. Эти документы должны быть представлены вместе с декларацией.

Кроме того, инспекторы имеют право требовать документы, если вы подали уточненку на уменьшение налога или с увеличенной суммой убытка по истечении 2 лет со дня, установленного для представления первоначальной отчетностип. 8.3 ст. 88 НК РФ. Правило «двух лет» касается и уточненных деклараций по НДСПостановление АС ВСО от 25.05.2015 № Ф02-1603/2015. Если же компания подает уточненку по НДС, в которой размер вычетов увеличен по сравнению с первоначальной декларацией, но налог исчислен к уплате, и 2 года со дня, установленного для подачи декларации, не истекли, инспекторы не вправе требовать документыПостановление АС СЗО от 15.07.2015 № Ф07-4595/2015.

Если налоговики требуют документы незаконно, можно направить им мотивированный отказ.

Мотивированный отказ в представлении документов в случае, не предусмотренном нормами ст. 88 НК РФ

На ваше требование о представлении документов от 15.11.2017 № 06-28/13930, направленное в связи с представлением уточненной декларации по НДС за III квартал 2017 г., ООО «Арно» сообщает следующее.

Положениями ст. 88 НК РФ установлен закрытый перечень случаев, когда в ходе камеральной проверки налоговой декларации инспекция может истребовать у налогоплательщика документы. На основании п. 8.3 ст. 88 НК РФ налоговый орган вправе истребовать первичные документы и учетные регистры, подтверждающие обоснованность изменения сведений в уточненной декларации, в которой уменьшена сумма налога к уплате в бюджет, поданной по истечении 2 лет со дня окончания срока, установленного для представления первичной декларации.

ООО «Арно» 23.10.2017 представлена налоговая декларация по НДС за III квартал 2017 г. В связи с тем что 06.11.2017 от ООО «Сервус» получен счет-фактура от 29.09.2017 № 464, компанией подана уточненная налоговая декларация по НДС, в которой увеличен размер вычетов и, соответственно, уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате в бюджет. Однако в подобной ситуации не предусмотрено право налогового органа истребовать счета-фактуры и первичные документы, подтверждающие вычеты по НДС. Поэтому, руководствуясь подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ, ООО «Арно» оставляет требование о представлении документов от 15.11.2017 № 06-28/13930 без исполнения.

Если требуют документы, представлявшиеся ранее

Налоговики не могут требовать документы, которые вы представили им ранее в ходе других камеральных или выездных проверокп. 5 ст. 93 НК РФ. При получении такого требования компания вправе написать мотивированный отказ.

Внимание

Если в ходе выездной проверки налоговики захотели ознакомиться с подлинниками первичных документов, направить в инспекцию вместо бумажных оригиналов скан-образы, даже заверенные усиленной квалифицированной ЭП, нельзя. При этом оригиналом (подлинником) считается первый или единственный экземпляр документап. 3.1 ГОСТ Р 7.0.8-2013; Письмо ФНС от 17.05.2016 № АС-4-15/8657@.

Исключений из этого правила всего трип. 5 ст. 93 НК РФ:

•если документы были представлены в виде подлинников, которые компании затем вернули. На выездной проверке инспекторы вправе ознакомиться с подлинниками документов на территории организации или истребовать их, если проверка проводится в помещении ИФНС. Затем документы возвращаются налогоплательщику, в частности в случае приостановления проверки. Если впоследствии проверяющие потребовали представить копии тех же документов, то это абсолютно законноПостановление АС СЗО от 19.02.2016 № А21-8407/2014;

•если документы были утрачены налоговиками вследствие непреодолимой силы (пожар, затопление, наводнение и т. д.);

•если инспекторы раньше истребовали эти документы вне рамок налоговой проверки компании в связи с запросом другой инспекции о проведении «встречки»Письмо ФНС от 04.12.2015 № ЕД-16-2/304 (п. 2).

Если же вы, скажем, представили документы по требованию, выставленному в рамках камералки НДС-декла­рации на возмещение, а затем сдали уточненку, в которой просто учли вычет по запоздавшему счету-фактуре, то на новое требование налоговиков можете представить только документы по этой сделке. Но нужно подготовить и пояснения, в которых надо указать, что все остальные документы были представлены ранее по первоначальному требованию.

Если требование пришло электронным письмом

Налоговики могут передать требование о представлении документов или требование о представлении пояснений в электронной форме по ТКСп. 4 ст. 31, п. 1 ст. 93 НК РФ. Для отправки этих требований установлены особые правила, предусматривающие формирование плательщиком ответных документов. В частности, квитанции о приемеподп. 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 15.04.2015 № ММВ-7-2/149@; подп. 2 п. 4 Порядка, утв. Приказом ФНС от 17.02.2011 № ММВ-7-2/168@ (далее — Порядок).

Сама налоговая служба отмечала, что эти правила могут соблюдаться только в том случае, когда инспекция использует соответствующий тип электронного документооборота — «Документ». А рассылка электронных писем по ТКС с использованием типа документооборота «ПисьмоНО» носит исключительно информационный характер. Требования так отправляться не должны. Иначе по вине инспекции налогоплательщик лишается возможности сформировать ответный документ, а это может повлечь ошибочное наложение санкцийПисьма ФНС от 31.08.2015 № ПА-4-6/15346@, от 13.02.2015 № ПА-4-6/2212@. Например, в виде приостановления операций по счетам и штрафов за непредставление документов (пояснений)п. 3 ст. 76, статьи 126, 129.1 НК РФ.

Так, требование о представлении документов, направленное с нарушением установленного формата, не считается полученным компаниейп. 14 Порядка. Если вы все-таки отреагируете на такое требование и представите документы позже указанного в нем срока, инспекторы могут вас оштрафовать, но это будет незаконноПостановление АС ЗСО от 26.09.2014 № А45-7230/2013. Ведь у них не будет квитанции о приеме, подписанной электронной подписью, которую вы должны направить при получении требования по установленному форматуп. 12 Порядка. А электронное письмо, к которому было прикреплено требование, например, в виде файла Word, Excel, вы могли вообще не читать.

Совет

При получении требования электронным письмом не стоит представлять документы или задавать налоговикам какие-либо уточняющие вопросы по нему. Это косвенно подтвердит получение вами требования, и, если вас впоследствии привлекут к ответственности, будет сложнее доказать незаконность штрафа.

Отметим, что, даже если требование о представлении документов передано по ТКС по установленному формату, но по каким-то причинам не открыто (не прочитано) компанией, оно не считается полученным. В таком случае инспекция, не получив квитанцию о приеме, подписанную ЭП налогоплательщика, обязана направить требование в бумажном виде по почтеп. 19 Порядка, Письма ФНС от 16.02.2016 № ЕД-4-2/2436@, от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553. Иначе у нее не будет оснований штрафовать компанию.

Например, в одном из дел организация открыла и прочитала требование по «встречке» почти через 2 месяца после его отправки, когда получила из ИФНС акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о допущенном правонарушении. После этого компания сформировала квитанцию о приеме требования и на следующий же день представила запрашиваемую информацию. Суд решил, что обязанность представить сведения возникла у организации со дня формирования квитанции о приеме. Ведь именно эта дата служит точкой отсчета пятидневного срока на исполнение требованияпп. 12, 13 Порядка; п. 5 ст. 93.1 НК РФ.

Штраф по п. 2 ст. 126 НК РФ судьи отменили, указав, что эта норма не предусматривает ответственности за несвоевременное открытие и прочтение электронных сообщений и требований из ИФНСПостановление АС СКО от 24.03.2016 № Ф08-1325/2016.

Итак, в подобных случаях можно рассчитывать на поддержку судей. Несмотря на то что налоговики предписывают компаниям не реже одного раза в сутки проверять поступление по ТКС требований о представлении документовп. 7 Порядка. Риск в другом: компания может не отправить в установленный шестидневный срок квитанцию о приеме такого требования, требования о представлении пояснений или уведомления о вызове в ИФНС. В течение 10 рабочих дней со дня окончания шестидневного срока на отправку квитанции по этим трем документам налоговики вправе заблокировать счета компаниип. 3 ст. 76, п. 5.1 ст. 23, п. 6 ст. 6.1 НК РФ. Отметим, что блокировка счета за пределами этих 16 дней (6 дн. + 10 дн.) незаконна.

* * *

Получив из ИФНС требование о представлении пояснений или документов, нужно оценить последствия его неисполнения. В некоторых ситуациях компании проще подготовить пояснения или дать документы, чем потом оспаривать доначисления и штрафы по результатам камералки.

>Блокировка счета налоговой: как проверить на сайте ИФНС

Когда могут ограничить доступ к счетам

Приостановка операций по банковским счетам – это один из методов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов. Причины для блокировки расчетного счета налоговой инспекцией могут быть следующие:

Причина приостановки движения денежных средств Основание В какой момент будет осуществлена Как разблокировать
Не сдана налоговая декларация, расчет по страховым взносам, форма 6-НДФЛ пп.1 п.3, п.3.2 ст.76 НК РФ Через 10 дней после окончания срока представления Представить недостающую отчетность
Не организован электронный документооборот пп.1.1 п.3 ст.76 НК РФ Через 10 дней с момента появления обязанности подавать отчетность в электронной форме Заключить договор со спецоператором ЭДО, передать инспекции сообщение о подключении
Не направлена электронная квитанция о приеме по ТКС требования о представлении документов или пояснений, уведомления о вызове пп.2 п.3 ст.76 НК РФ Через 10 дней со дня истечения срока представления квитанции о приеме Направить квитанцию, исполнить требование или уведомление
Неисполнение требования ИФНС об уплате налога, взноса, пени или штрафа п.2 ст.76 НК РФ Сразу после истечения срока уплаты, указанного в требовании Уплатить задолженность по налогам и сборам
По запрету на продажу (залог) имущества при сомнениях налоговых органов в том, что решение по проверке будет исполнено пп.2 п.10 ст.101 НК РФ После вынесения решения о наложении запрета на отчуждение имущества лица, привлеченного к ответственности Это обеспечительная мера, снимается только после исполнения решения по проверке

Можно проверить блокировки по счетам на сайте налоговой

Варианты блокировки остатка денег

На практике ФНС применяет два варианта, которые часто путают. Приостановка движения денежных средств предусматривает остановку всех платежей компании независимо от их очередности. Действует она до тех пор, пока не будет устранено нарушение. Заблокированы могут быть как все денежные средства, так и определенная сумма, указанная в решении. Проверка счета на блокировку в налоговой возможна по этому основанию.

Кроме приостановки операций, ФНС имеет право выставить поручение о безакцептном списании задолженности по налогам. И если денежных средств недостаточно, то платежи, например, контрагентам не будут проводиться до тех пор, пока не поступят денежные средства, достаточные для оплаты поручения налоговой инспекции. Связано это с тем, что такие платежи относятся к одной очередности (пятой).

Тем не менее выставление инкассового поручения не блокирует безусловно движение денежных средств в банке. Компания сможет перечислять, например, заработную плату или алименты. То есть платежи более ранней очередности.

Как только поручение о взыскании задолженности по налогам и сборам будет погашено полностью, счет освободят. Компания сможет распоряжаться своими денежными средствами.

Как сведения о замораживании счета доводят до налогоплательщика

Копия решения о приостановке операций движения денежных средств направляется налогоплательщику, как правило, почтой (п.4 ст.76 НК РФ). Банку решение передается в электронном виде. То есть банк обычно блокирует денежные средства до того, как организация или ИП получит копию решения.

Таким образом, плательщики узнают о событии в первую очередь от банка. Эти сведения размещаются в системе клиент-банк. Или же банковский клиент узнает об этом, когда платежные поручения не принимаются к исполнению. Если компания предполагает неладное, самостоятельно проверить блокировку счетов в ФНС можно на официальном сайте ФНС.

Как пользоваться сайтом налоговой

Информация о блокировке счета на сайте налоговой размещается на специальном сервисе «;Система информирования банков о состоянии обработки электронных документов».

Рассмотрим пошагово, как проверить онлайн блокировку расчетного счета налоговой инспекцией. На главной странице выбираем раздел «Запрос о действующих решениях о приостановлении». Заполняем ИНН организации или ИП и указываем БИК банка налогоплательщика.

После поиска система выдаст результат запроса. А в случае имеющихся блокировок, проставит перечень решений о приостановлении с указанием даты вынесения, а также кода ИФНС, его вынесшей. Сведения о блокировке счета на сайте налоговой выглядят следующим образом:

Как отказать налоговикам в предоставлении информации о контрагенте

Причем в настоящее время Госдумой в первом чтении уже принят законопроект № 64159-6, который вносит изменения в статью 93.1 НК РФ. Так, законодатели хотят разграничить ответственность за непредставление истребуемой информации и за ее неправомерное несообщение. В первом случае предусматривается ответственность, установленная статьей 126 НК РФ, а во втором – статьей 129.1 НК РФ.

Напомним, что порядок истребования документов о налогоплательщике или информации о конкретных сделках с ним определен статьей 93.1 НК РФ. Инспекция вправе истребовать документы или информацию у контрагентов проверяемой компании как при выездной, так и при камеральной проверке (абз. 1 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Или в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля (абз. 2 п. 1 ст. 93.1 НК РФ). При этом компания должна представить запрашиваемые документы в течение пяти дней со дня получения требования или в тот же срок сообщить, что не располагает истребуемыми бумагами или информацией (п. 5 ст. 93.1 НК РФ).

В случае если у контрагента нет проверки, то фискалы могут потребовать только информацию о конкретной сделке (п. 2 ст. 93.1 НК РФ). Истребование документов в данном случае неправомерно. Поскольку понятия «информация» и «документ» не являются тождественными (постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 06.09.11 № А72-8582/2010, от 28.04.12 № А65-19775/2011).

Так, контролеры вправе запросить, а компания обязана представить документы, которые связаны непосредственно с исчислением и уплатой налогов (подп. 1 п. 1 ст. 31 НК РФ). При этом аналогичное ограничение распространяется и в отношении иных лиц, располагающих документами, касающимися деятельности проверяемого общества (определение ВАС РФ от 08.11.12 № ВАС-11890/12).

Однако зачастую в нарушение положений подпункта 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ наряду с документами, касающимися деятельности проверяемой компании, налоговики запрашивают первичку и регистры налогового учета самого контрагента. Такое требование инспекции неправомерно. Аналогичной позиции придерживаются и суды (постановления федеральных арбитражных судов Поволжского от 15.01.09 № А12-10258/2008 и Дальневосточного от 16.11.12 № Ф03-5399/2012 округов).

Конечно, компания имеет право не выполнять требование фискалов, не соответствующее налоговому законодательству (подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ). В то же время, спеша исполнить требование налогового органа компании, зачастую не обращают внимания на нарушения, допущенные в письменном запросе. Так, основанием для непредставления документов может послужить отсутствие в требовании конкретного перечня запрашиваемых документов, их реквизитов и иных индивидуализирующих признаков (постановления федеральных арбитражных судов Московского от 17.07.12 № А40-122365/11-20-497, Дальневосточного от 06.03.12 № Ф03-306/2012 округов).

Вместе с тем отказ от исполнения требования налоговиков не лучшая защита интересов компании. В данной ситуации целесообразно подготовить письменный ответ на запрос проверяющих, грамотно обосновав свой отказ в предоставлении документов.

В каком виде составляется. Ответ на требование налогового органа о предоставлении документов составляется в произвольной форме.

Что обязательно должно быть в документе. В ответе на запрос необходимо указать следующие сведения: номер и дату требования, дату его получения, условия требования, нарушающие права компании. А также нормы законодательства, подтверждающие позицию налогоплательщика.

Дополнительные меры безопасности. В качестве дополнительного аргумента в свою защиту можно получить от контрагента письмо о том, что у него не проводится выездная проверка. Кроме того, в ответе на запрос лучше уточнить, в связи с какой проверкой необходимо предоставить документы. Ведь о том, что в отношении контрагента проводится камеральная проверка, он может и не знать. К тому же если в требовании указан период, срок проверки по которому уже истек, то следует приложить письмо от контрагента, в котором он укажет, что уточненные декларации за прошлые периоды им не подавались.

Фрагмент письма об отказе в предоставлении документов в отношении контрагента

Круглый стол финансовых директоров – 2013 23–26 мая в Италии пройдет юбилейный круглый стол финансовых директоров на тему «Налоговая безопасность. Развитие предприятий. Практика успешных решений». Конференция организована компанией «КСК групп», а наш журнал выступает информационным партнером этого мероприятия. Форум соберет финансовых и генеральных директоров, а также собственников компаний, представляющих средний и крупный российский бизнес негосударственного и несырьевого секторов экономики. В обсуждении современных подходов к разработке стратегии минимизации налоговых рисков, а также прорывных подходов к развитию бизнеса примут участие лучшие российские консультанты, эксперты-практики, заслужившие признание предпринимателей. Подробности на www.cfoforum.ru

Бухгалтер отказал налоговой

Анна Архипова, налоговый консультант, заместитель директора ООО «Первая Ростовская Налоговая Консультация»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», сентябрь 2019 г.

Налоговая инспекция очень часто запрашивает документы по «встречке». Это значит, что проверяют не вас, а вашего контрагента, представление документов вашей организации ничем не угрожает (кроме штрафа за непредставление документов или просрочку). Очень часто бухгалтер даже не задумывается, отправлять или нет документы: конечно же, отправлять, а то мало ли. В Нижегородской области бухгалтер ответила отказом, суд признал ее действия правомерными.

Недавно в судебной практике РФ произошел случай, ставший причиной многих обсуждений: принципиальный бухгалтер ООО «Леони Рус» ответила инспекции отказом, потому что налоговая инспекция запрашивала сведения о работнике организации. В частности, были запрошены следующие документы: заявление о приеме на работу и об увольнении, трудовой договор, личная карточка Т-2, приказ о приеме на работу и сведения о фактическом адресе проживания и телефоне работника. Документы нужны были инспекции для проведения почерковедческой экспертизы, так как на допрос в налоговую этот сотрудник не являлся, а кроме работы в ООО «Леони Рус» занимал должность директора контрагента второго звена проверяемой организации. В ответ на требование ООО «Леони Рус» письмом сообщило налоговому органу, что не имело никаких взаимоотношений с проверяемым налогоплательщиком, и истребуемая инспекцией информация никак не относится к проверке, к исчислению налогов, поскольку касается конкретного лица и не может быть раскрыта без согласия этого лица в соответствии со ст.7 Закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Инспекция решила наказать строптивого налогоплательщика и привлекла организацию к ответственности по п.1. ст. 126 НК РФ в виде штрафа 600 руб. Кроме того, инспекция решила привлечь к административной ответственности главного бухгалтера, в обязанности которой входила подготовка ответов на требования и запросы налоговых органов и составила протокол об административном правонарушении в соответствии с ч.1 ст. 15.6 КоАП РФ. Судья вынес постановление, в котором признал главного бухгалтера виновным и назначил штраф в сумме 300 руб. Расчет налогового органа на то, что суммы штрафов маленькие, и неправомерные действия останутся безнаказанными, был неверным. Организация обратилась в Арбитражный суд, который признал недействительным решение налогового органа, апелляционная инстанция также поддержала налогоплательщика и признала штраф по ст. 126 неправомерным (Дело № А43-1801/2018). Мотивируя свое решение тем, что истребованные инспекцией документы касались взаимоотношений ООО «Леони Рус» и его работника в рамках трудовых взаимоотношений, непосредственно к деятельности проверяемого налогоплательщика указанные документы не относились, как и к деятельности поставщика второго звена, поэтому в этих документах не могла содержаться какая-либо информация, способная охарактеризовать деятельность проверяемого налогоплательщика, либо касающаяся и влияющая на размер и существо его налоговых обязательств.

Ведение документов, которые истребовала инспекция, не предусмотрено НК РФ, в связи с чем Общество не может быть привлечено к ответственности по ст. 126 НК РФ. Кроме того, запрошенная инспекцией информация содержала персональные данные, которые налоговый орган не вправе истребовать у общества в порядке ст. 93.1. НК РФ, а налогоплательщики не обязаны и даже не в праве предоставлять подобную информацию инспекции (пункты 1,6 ст. 3 , п. 1 ст. 4 Закона 152-ФЗ «О персональных данных», ст. 86,88 ТК РФ, пп. 1,2,4,п.3 ст. 24 НК РФ, пп 2.п.1. ст. 64 закона №299-ФЗ «Об исполнительном производстве», п.2.1 ст. 4 Закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», п. 2 ст. 12 Закона №118 –ФЗ «О судебных приставах», п.4 ст. 13 Закона №3-ФЗ «О полиции» и др.)

Главбух ООО «Леони Рус» тоже не согласилась со штрафом в 300 руб. и пошла в суд его обжаловать. Две вышестоящие судебные инстанции признали главного бухгалтера виновным. А вот Верховный суд встал на защиту бухгалтера. 26 апреля 2019 г. судья ВС РФ вынес Постановление № 9-АД19-10, которое может быть примером для бухгалтеров компаний. Суд указал, что пп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФ установлено, что налогоплательщики имеют полное право не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, не соответствующие Кодексу или иным федеральным законам. И сделал выводы, что в рассматриваемом случае главный бухгалтер имела право не представлять документы, которые истребовал налоговый орган, потому что требование было незаконным. Соответственно, главбух ООО «Леони Рус» необоснованно была привлечена к ответственности, так как в ее действиях отсутствовал состав правонарушения. Соответственно, ВС РФ отменил судебные акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу.

Конечно, это один случай из тысяч других, где бухгалтеры не пошли в суд и не стали обжаловать штраф в 300 руб. Но это решение, во-первых, получило большой общественный резонанс, ФНС РФ тоже с ним ознакомилось, и позиции ВС РФ будут учтены в работе налоговых органов. Во-вторых, решение содержит мотивировку, которой может воспользоваться бухгалтер для подготовки ответа на аналогичные требования налоговых органов. А таких требований в нашей практике все больше и больше.

>Если получили информационное письмо из налоговой

25.01.2018 А. Гордон

Если получили информационное письмо из налоговой

Адвокат Гордон А.Э.

В 2017 нашим клиентам стали систематически поступать письма из их налоговых инспекций с предложением проверить налоговую отчетность и изменить ее, конечно, в сторону уменьшения вычетов по НДС и расходов. По нашим сведениям у других предприятий аналогичная ситуация.

Как реагировать на подобные письма из налоговой ?

Если в ваш адрес поступило какое-то письмо из налоговой, первый шаг – определить в рамках каких мероприятий это письмо направлено, поскольку именно «статус» документа определит ваши обязанности. Так же при выборе линии поведения, необходимо учесть имеющиеся в распоряжении налоговой рычаги воздействия на налогоплательщиков, по этому, рекомендуется игнорировать даже незаконные требования налоговой осознано.

При переписке с налоговыми инспекциями для налогоплательщиков действуют два простых правила статьи 23 НК РФ: Налогоплательщик обязан:

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах;

По этому, любая переписка с налоговыми органами ведется «формально» в соответствии с кодексом.

Инспекциям ФНС России предоставлены права, в частности, согласно статье 31 Налогового кодекса РФ инспекции вправе:

— требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы по формам и (или) форматам в электронной форме, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— требовать от налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований (п. 8 ч. 1 ст. 31 НК РФ);

— проводить налоговые проверки в порядке, установленном Налоговым Кодексом РФ (п. 1 ч. 1 ст. 31 НК РФ).

При этом реализация прав налоговых органов неразрывно связана с выполнением ими обязанностей. Так, согласно статье 32 НК РФ налоговые органы обязаны:

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора.

А тот же контроль за соблюдением налогового законодательства, налоговые органы осуществляют в порядке, установленном в кодексе.

Изложенные положения Налогового кодекса РФ, в их взаимосвязи, приводят к выводу:

Согласно кодексу, налогоплательщики обязаны исполнять требования налоговых органов если они законные – то есть, если требования направлены в установленных в кодексе случаях, в установленном порядке, и по форме, предусмотренной налоговым законодательством.

Так, налоговый орган вправе направить налогоплательщику требования о представлении пояснений или внесении соответствующих исправлений в налоговые декларации, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля (ч.3 ст.88 НК РФ).

Соответственно, получив требования в рамках мероприятий налогового контроля, налогоплательщик обязан их исполнять.

Случаи, по которым нам задают вопросы наши клиенты – иного рода.

Если из налоговой поступило информационное письмо с требованиями изменить отчетность

В 2016 и 2017 годах из налоговых по электронным каналам связи с налогоплательщиками поступают информационные письма, в которых говорится о выявленных конкретных признаках получения этим конкретным налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды в результате взаимодействия с конкретными налогоплательщиками.

Как правило, нарушения якобы относятся к предыдущим налоговым периодам (в 2017 – за 2016 и т.д.).

Налогоплательщику предлагается проверить свои документы, и, при необходимости, внести исправления в учет.

В подобных письмах отсутствуют ссылки на конкретные мероприятия налогового контроля, проводимые в отношении получателя письма, или иных лиц, и не упоминаются его права и обязанности.

Как реагировать на такие информационные письма из налоговой ?

По нашему мнению – внимательно, а с лета 2017 и осторожно.

Не стоит оставлять без внимания сообщение налоговой о признаках получения вами необоснованной налоговой выгоды. Такое утверждение означает, что ваш контрагент- поставщик (прямой или в цепочке) не исполнил свои налоговые обязательства. Причины могут быть разные: случайно или умышленно, ошибка в отчетности, использование поставщиком налоговых схем и т.д. Для вас это не важно, важно то, что вы попали в зону повышенного внимания налогового органа.

Кроме того, летом 2017 появились инструкции ФНС и Следственного комитета по оценке умышленности действий налогоплательщиков по занижению налогов для целей более широкого применения части 3 статьи 122 НК РФ – штраф за неуплату налога 40%, а не 20.

Кроме того, налоговым инспекциям вменили в обязанность выявлять, документировать и оценивать действия конкретных должностных лиц организаций, которые привели к необоснованному уменьшению уплаты налогов.

Не стоит забывать и о новой статье Налогового кодекса — 54.1, согласно которой налогоплательщики, фактически, должны доказывать право на применение налоговых вычетов, расходов, льгот.

В целях применения ст.54.1 НК РФ уведомление даже о предположении получения вами необоснованной налоговой выгоды сигнализирует, что вы находитесь под контролем и очередная налоговая декларация будет проверяться с удвоенным вниманием. Ваши налоговые риски возросли.

Что делать, если поступило информационное письмо из налоговой

Реакция на информационные письма описанного характера у предприятий бывает разной. Одни лихорадочно бегут в налоговую, другие молчат.

Полагаем правильные действия – посредине.

  • Необходимо не откладывая выявить сомнительные операции.
  • Проверить наличие у вас и правильность оформления соответствующих первичных учетных документов и их достоверность.
  • Проверить правильность учета у вас соответствующих хозяйственных операций.
  • Проверить правильность формирования и оформления отчетности по сомнительным операциям.
  • Проверить направление в налоговую именно правильно оформленной отчетности и приложенных документов.

Если ваша сторона сомнений не вызывает, вопросы нужно задать «сомнительному» поставщику.

Первый вопрос: В рамках каких мероприятий налогового контроля ему поступали запросы, касающиеся вашей организации или «сомнительных» операций.

Далее, «действуете по обстановке». Можно и отмолчаться.

Некоторые организации, получив такие письма, начинают заменять документацию по «сомнительным» налогоплательщикам на другую, и т.д. Это возможно, если вычеты могут быть обоснованы иными операциями.

Вместе с тем, упомянутые выше совместные разъяснения ФНС и Следственного комитета РФ такую замену считают признаком вашего участия в налоговых схемах, а значит недобросовестное поведение и умысел на незаконное снижение налогов. По этому, необходимо не просто менять документы по вычетам и расходам, но и одновременно обосновать перед налоговой неумышленный с вашей стороны характер самой ситуации.

Полагаем, это возможно, если в вашем распоряжении заблаговременно подготовленные соответствующие документы.

Кроме того, на ваши вопросы, «сомнительный» поставщик должен предоставить вразумительные разъяснения для пояснений в налоговую. Во всяком случае вам нужно направить вопросы тем же способом, как вы переписывались при подготовке и исполнении договора с этим поставщиком. Получение таких ответов не обязывает вас немедленно направлять ответы в налоговую, возможно, их можно будет использовать и при выездной.

Но вопросов у налоговой может возникнуть еще больше, если, например, вы ведете переписку с поставщиком, а он по месту регистрации отсутствует и его ищут и налоговая и полиция. При таких обстоятельствах ваши документы, направленные и полученные «официальным» путем сослужат вам хорошую службу.

На усиление налогового контроля и ужесточение законодательства вы можете противопоставить точное его исполнение, прежде всего, документальное обеспечение своей деятельности.

Классификация писем из налоговой — это надо знать
(1 фото)

Вам пишут
В вашу компанию пришло письмо из налоговой инспекции. Скорее всего, главбух начнет серьезно нервничать. К чему готовиться, что делать? Для начала – прекратите волноваться. Это вполне рабочий момент. Попробуем разобраться по порядку, на какие письма из налогового ведомства и как нужно отвечать.
Пояснения обычно требуются после проведения камеральной налоговой проверки. Конкретные причины будут обозначены в требовании. Как правило, необходимость в пояснениях возникает в результате ошибок, которые налоговики выявили в отчетности. Кроме того, это могут быть расхождения между тем, что написано в декларации, и сведениями инспекторов. Классический пример: предприниматель, использующий ЕНВД, посчитал налог с площади торгового зала. Но в инспекции были сведения о том, что площадь зала на самом деле больше.
Пояснения представлять необходимо. Иначе последует доначисление, а суд встанет на сторону налоговиков. Бывает и так, что бизнесмен не выполнил в своих отчетах соответствующие контрольные соотношения, инспекция в таком случае сообщит налогоплательщику об ошибке. Более того, пояснения от вас могут потребовать даже в том случае, когда ошибка отсутствует.
Типичный пример. Налоговики выявили несоответствие равенства между суммами удержанного НДФЛ за 9 месяцев сумме налога за периоды с начала года (данные стр. 070 расчета 6-НДФЛ и данные стр. 140 расчетов 6-НДФЛ). Просто предприниматель перечислил НДФЛ с сентябрьской заработной платы работника 1 октября.
Итак, налоговики решили, что в поданных им документах имеются ошибки и/или противоречия. В этом случае они имеют законное право потребовать от вас представить в инспекцию соответствующие пояснения и уточненную декларацию. Учтите: в том случае, когда вы еще до сдачи уточненной декларации уплатили налоги и соответствующие пени – штраф вам уже не грозит. Тут важно успеть с исправлением ошибок и уплатой долга до момента составления контролерами акта по итогам проверки.
В том случае, когда в поданной вами декларации ошибки отсутствуют, или их наличие не вызвало недоплаты налога, главное подать пояснение в срок до пяти дней с момента получения требования. Если не вписаться в эти сроки – вас могут оштрафовать на 5000 руб. (повторное правонарушение – уже на 20000 руб.).
Требование о предоставлении документов по декларации
Если контролеры выявляют уменьшение суммы налога в уточненной декларации по сравнению с данными декларации первичной – они могут потребовать от вас документы. Так же обстоит дело и тогда, когда обнаруживаются пониженные тарифы взносов, вычетов по НДС или выявляются не облагаемые взносами выплаты работодателя своим работникам. К последним, например, относятся декретные. Вам предложат представить приказы на отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет. Для подстраховки, отсылая документы в инспекцию, желательно сопроводить пакет перечнем документов и попросить инспекторов сделать отметку о получении этих документов. Так вы обезопасите себя от повторного требования прислать те же самые документы. За каждый непредставленный документ полагается штраф: 200 руб.
Срок подачи документов – 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования. Когда от вас требуют очень большой пакет документов – обратитесь в инспекцию с просьбой об отсрочке. И если даже вам откажут в такой просьбе, у вас будет основания для снижения штрафа в судебном порядке.
Требование об уплате налогов
Итогом проверки стало доначисление налогов. Вам в таком случае вышлют соответствующее требование. И срок уплаты законом установлен в 20 рабочих дней с того момента, как решение по итогам проверки вступило в законную силу. Превышение этого срока влечет за собой блокировку счетов виновного налогоплательщика.
Инспекторы вышлют вам требование либо в письменном виде, либо используя телекоммуникационный канал связи (ТКС). Заказное письмо будет считаться полученным не позже 6 рабочих дней с момента его отправления. С того момента, как вы подтвердили по ТКС, что получили требование, электронное письмо также будет считаться врученным адресату.
В том случае, когда вы по каким-то причинам не смогли выявить срок отправления «письма счастья» – оплатите недоимку, пени, штраф не позднее 8 рабочих дней с того момента, когда вы его фактически получили.
Требование о предоставлении документов не по декларации
У вас могут затребовать сведения и/или документы, которые касаются ваших контрагентов, подвергшихся налоговой проверке. Письмо, которое вам доставят, будет содержать сведения о том, по поводу какого налогоплательщика и в ходе какой проверки понадобились сведения и/или документы. Формальных ограничений по поводу того, какие именно документы могут затребовать, закон не содержит. Речь может зайти, к примеру, о личных персональных данных сотрудников вашего контрагента, которые по совместительству трудятся и у вас.
И в течение пяти дней вы должны либо выслать требуемое инспекторами, либо сообщить о том, что у вас подобные документы отсутствуют. Просрочка влечет за собой штраф в размере 5000 руб., отказ или предоставление ложной информации уже 10000 руб.
Обратите внимание: в любом случае от вас могут потребовать те или иные документы. Но вы вовсе не обязаны представлять налоговикам аналитические справки или отчеты неофициального характера. Зачем облегчать жизнь контролерам, выполняя за них работу и фактически проводя вместо них проверку?
Вызов в инспекцию
Бизнесмен может получить извещение о необходимости явиться в инспекцию для дачи необходимых пояснений. Поводом для такого визита может стать начисление заработной платы работникам на уровне ниже среднеотраслевых показателей. За неявку полагается штраф в пределах 2000 – 4000 руб.
Кроме того, в ходе проведения проверки вас могут вызвать в налоговую в качестве свидетеля. Кстати, после проведения такого допроса вам обязаны предоставить копию его протокола. За неявку полагается штраф в 1000 руб. Отказ либо дача ложных показаний караются штрафом в 3000 руб.
Информационные письма
Информационные письма, которые предприниматели получают из фискального ведомства, бывают двух видов: обезличенные и персональные. Первые, как правило, касаются изменений в законодательстве. На такие письма, разумеется, ответы давать не требуется. Но когда вы получаете письмо, где содержится информация о том, что ваши сотрудники получают зарплату ниже среднеотраслевых размеров – лучше ответить. Ведь в противном случае вы рискуете получить уже вызов на зарплатную комиссию или хотя бы на собеседование в инспекцию. Ответ, конечно, должен быть аргументированным: у вас в штате много полставочников и совместителей; прибыль за текущий период оказалась ниже, чем ожидалось; вы проводите модернизацию производства, оптимизируете управленческие процессы, что уже в ближайшем будущем приведет к росту фонда оплаты труда.
Если ваши аргументы покажутся инспекторам не убедительными – вас вызовут на заседание зарплатной комиссии. Соответствующее уведомление вам вышлют. Неявка на комиссию резко повышает риск включения в план по проведению выездных налоговых проверок. Кроме того, налоговики известят трудовую инспекцию о том, что вы практикуете выплату зарплат в конвертах. Это – новые проверки и штрафные санкции.
Обязательно подпишитесь на мою рассылку, и вы получите: методичку «Что делать, если вы узнали, что «завтра» к вам придет налоговая проверка», 15 схем для законной оптимизации НДС, НДФЛ, Налога на прибыль и страховых взносов, и многое другое. Переходите по ссылке и подписывайтесь>>>

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *