Налоговая политика 2017

  • Авторы
  • Резюме
  • Файлы
  • Ключевые слова
  • Литература

Алиев Б.Х. 1 Султанов Г.С. 2 Магомедов А.М. 1 1 ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет» 2 ГАОУ ВПО «Дагестанский государственный университет народного хозяйства» Современная налоговая система должна быть эффективной, справедливой и доступной для понимания. Между тем в последние десятилетия как в России, так и в развитых странах появились и получили развитие тенденции усложнения налогового законодательства, применения малоэффективных и затратных мер налогового администрирования и контроля. В результате на рядовых налогоплательщиков и на производительный сектор экономики в целом не стало возлагаться неоправданно высокое налоговое бремя, в то время как пользующиеся услугами высококвалифицированных консультантов и искушенные в финансовых технологиях представители сферы биржевой торговли, финансово-банковского сектора, крупномасштабных международных валютных и кредитно-финансовых операций криминального бизнеса практически пользуются режимом налогового иммунитета. На сегодняшний день вопрос создания эффективной модели налогового менеджмента в государстве имеет первостепенное значение. В статье рассматриваются актуальные вопросы современной системы налогообложения в России и пути ее совершенствования с применением зарубежного опыта и перспективы ее развития. 314 KB современная налоговая система налоговое администрирование и контроль налоговая реформа налоговое бремя налоговый иммунитет льготы ставка отсрочка пути совершенствования 1. Алиев Б.X., Абакаров M.И. Эффективность сферы услуг трудоизбыточного региона в условиях финансового кризиса // Финансы и кредит. – 2010. – № 5 (389). – С. 45–50. 2. Алиев Б.X., Махдиева Ю.М. Совершенствование законодательного регулирования сельскохозяйственного страхования: региональные аспекты // Региональная экономика: теория и практика. – 2009. – № 12. – С. 63–66. 3. Алиев Б.X., Сулейманов M.M. Эволюция налогового федерализма в России // Финансы и кредит. – 2010. – № 33 (417). – С. 26–31. 4. Алиев Б.Х., Алиев М.Б., Сулейманов М.М. Приоритетные направления развития налогового потенциала территорий в условиях циклического развития экономики // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 12. – С. 2–7. 5. Алиев Б.Х., Алимирзоева М.Г. Социально-экономические параметры российских регионов и перспективы перехода к устойчивому развитию // Региональная экономика: теория и практика. – 2011. – № 25. – С. 41–45. 6. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Алиев Х.Б. О проблемах и перспективах введения налога на недвижимость в Российской Федерации // Финансы и кредит. – 2012. – № 34 (514). – С. 17–24. 7. Алиев Б.Х., Мусаева Х.М., Сулейманов М.М. О налоговом регулировании доходов субъектов федерации // Финансы. – 2010. – № 11. – С. 32–38. 8. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М. Региональная налоговая политика в детерминантах процессов децентрализации // Экономический анализ: теория и практика. – 2013. – № 40 (343). – С. 47–52. 9. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Гасанов Ш.А. Бюджеты территорий в условиях кризиса // Финансы и кредит. – 2011. – № 6 (438). – С. 10–14. 10. Алиев Б.Х., Сулейманов М.М., Джамалова П.И. Формирование концепции налогового федерализма в России // Финансы и кредит. – 2011. – № 16 (448). – С. 7–12. 11. Волобуев В. Бюджетная политика США в 90-00 годы // Мировая экономика и международные отношения. – 2010. – № 12. – С. 102. 12. Налоговая реформа РФ: альтернативы поступательному движению вперед нет // Финансы. – 2014. – № 4 – С. 3–5. 13. Налоговый кодекс РФ. – М.: Проспект, 2015. 14. Основные направления налоговой политики на 2015 и на плановый период 2016–2017 гг.// www.minfin.ru. 15. Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 и на плановой период 2016–2017 гг. 16. Пансков В.Г., Соколов М.М. Об активном использовании амортизации в налоговой политике // Финансы. – 2014. – № 8 – С. 30. 17. Тюпакова Н.Н. Методологические аспекты налогообложения факторов производства // Финансы. – 2013. – № 3. – С. 37–40.

В настоящее время в РФ близится к завершению масштабная налоговая реформа. В ее рамках практически завершена кодификация налогового законодательства. Налоговая система в целом упрощена, ставки основных налогов снижены, отменены индивидуальные налоговые льготы, зачеты и отсрочки, специальные соглашения с налогоплательщиками остались в прошлом.

В числе наиболее значимых решений – введение единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13 %, отмена налога на наследование. Ставка налога на прибыль была снижена с 35 до 20 % при одновременном включении в учитываемые в целях налогообложения затраты на производство товаров (работ, услуг) практически всех экономически обоснованных расходов налогоплательщиков. Многочисленные же льготы по налогу на прибыль были отменены.

С введением налога на добычу полезных ископаемых отменены регулярные платежи за пользование недрами (за добычу полезных ископаемых), отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, акциз на нефть. Вместо дифференцированной ставки налога, которая устанавливалась органами исполнительной власти, налогоплательщики уплачивают налог на добычу полезных ископаемых по единой ставке. Единая ставка налога позволяет с большой долей вероятности прогнозировать налоговую нагрузку при добыче полезных ископаемых.

Принято решение о дифференциации налога на добычу полезных ископаемых, что создает более благоприятные налоговые условия для добычи нефти на выработанных месторождениях и в труднодоступных районах. Введены специальные налоговые режимы для малого бизнеса и сельскохозяйственных товаропроизводителей, упорядочено взимание акцизов и государственной пошлины.

Приняты решения о применении преференциальных систем налогообложения в особых экономических зонах и при осуществлении деятельности в сфере информационных технологий, а также в рамках Российского международного реестра судов.

В результате принятых мер по совершенствованию налоговой системы сократились масштабы уклонения от уплаты налогов и пошлин, возросли налоговые поступления в бюджеты всех уровней, повысилась конкурентоспособность российской экономики и ее инвестиционная привлекательность.

С 2004 г. была снижена основная ставка НДС с 20 до 18 % при сохранении пониженной ставки (10 %) по социально значимым товарам и услугам, что обеспечивает снижение налогового бремени на сумму около 97 млрд руб., в том числе выигрыш на сырьевых отраслях составит 56 млрд руб., что способствует выравниванию налоговой нагрузки между отраслями экономики.

С 1 января 2008 г. введена система регистрации налогоплательщиков НДС. Создана система обязательной регистрации, в рамках которой лицам присваиваются отдельные идентификационные номера налогоплательщиков НДС, в обязательном порядке указываемые на счете-фактуре. При этом реестр плательщиков НДС будет открыт и размещен в сети Интернет. Налоговый период по НДС с 1 января 2008 г. установлен как квартал для всех налогоплательщиков.

С 1 января 2008 г. освобождены от налогообложения по налогу на прибыль организаций дивиденды, получаемые при стратегическом участии в российских или иностранных компаниях. В качестве критериев стратегического участия предлагается установить долю участия в капитале компании не менее 50 % и не менее 500 млн руб. Ставка налога на дивиденды, выплачиваемые физическим лицам, не являющимся налоговыми резидентами РФ, снижена с 30 до 15 %.

Вышеуказанные изменения свидетельствуют о воплощении на практике принципов реформирования налоговой системы. Снижение налогового бремени должно сопровождаться мерами, позволяющими увеличить фактическую собираемость налогов и перекрыть имеющиеся в законодательстве каналы ухода от налогообложения. Большое значение имеет укрепление системы налогового администрирования при безусловном соблюдении прав и законных интересов налогоплательщика.

Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов подготовлены с целью составления проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и двухлетний плановый период. Материалы Основных направлений налоговой политики необходимо учитывать как при планировании федерального бюджета, так и при подготовке проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований. Основные направления налоговой политики не являются нормативным правовым актом, однако этот документ представляет собой основание для подготовки федеральными органами исполнительной власти проектов изменений в законодательство о налогах и сборах и внесения их в правительство Российской Федерации. Помимо решения задач в области бюджетного планирования, Основные направления налоговой политики позволяют экономическим агентам определить свои бизнес-ориентиры с учетом планируемых изменений в налоговой сфере на трехлетний период, что предопределяет стабильность и определенность условий ведения экономической деятельности на территории Российской Федерации.

Приоритетом правительства Российской Федерации в области налоговой политики в средне- и долгосрочной перспективе является дальнейшее повышение эффективности налоговой системы. При этом правительство Российской Федерации не планирует повышения налоговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе путем повышения ставок основных налогов.

Кроме того, налоговая политика Российской Федерации должна отвечать глобальным вызовам, связанным с возможностями международного структурирования бизнеса, направленного на размывание налоговой базы и вывода прибыли из-под налогообложения.

Основными целями налоговой политики являются, с одной стороны, сохранение бюджетной устойчивости, получение необходимого объема бюджетных доходов, а с другой стороны, поддержка предпринимательской и инвестиционной активности, обеспечивающей налоговую конкурентоспособность страны на мировой арене. При этом любые нововведения, даже направленные на предотвращение уклонения от уплаты налогов, не должны приводить к нарушению конституционных прав граждан, ухудшать сложившийся к настоящему времени баланс прав налогоплательщиков и налоговых органов, негативно влиять на конкурентоспособность российской налоговой системы.

Планируется совершенствовать подходы к проведению налоговых проверок, повысить уровень информационного обеспечения и автоматизации налоговых органов, обеспечить информационное взаимодействие между налоговыми, таможенными, правоохранительными и иными органами, совершенствовать систему государственной регистрации юридических лиц.

В среднесрочной перспективе предполагается завершить работу по переходу к использованию современных методов налогообложения недвижимости физических лиц в Российской Федерации. В перспективе доходы от налогообложения недвижимого имущества физических лиц должны составлять основной источник собственных доходов местных бюджетов и основу фискальной автономии муниципальных властей.

Введение налога на недвижимость должно стать основным этапом в реформировании системы поимущественного налогообложения в Российской Федерации, так как это позволит не только сократить количество поимущественных налогов с физических лиц, но и установить для определения налоговой базы единые подходы, основанные на оценке рыночной стоимости соответствующих объектов недвижимости.

Будет проведена индексация акцизов на табачные изделия и алкогольную продукцию, а также акцизов на нефтепродукты. Предлагается продолжить индексацию ставок акцизов в 2016 г.

С 1.01.2012 г. существенно увеличены налоговые вычеты по НДФЛ на детей. Так, налоговый вычет на детей с 1.01.2012 г. за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок. В налоговое законодательство введено понятие индексируемой налоговой единицы.

Важнейший инструмент государства в условиях глобализации – налоговая политика на долгосрочную перспективу. Так как назрела острая необходимость в формировании российской налоговой политики до 2020 г. Именно долгосрочная налоговая политика призвана обеспечить высокие темпы экономического роста, инновационный характер производства, содействовать созданию условий для повышения материального уровня и качества жизни, вхождению страны в сферу международных экономических отношений на равноправной основе .

В современных условиях достаточно часто обсуждаются вопросы о взаимодействии различных ведомств в налоговой сфере, об устранении бюрократических задержек при возврате налога на добавленную стоимость, при перерасчете и зачете налоговых обязательств налогоплательщика по разным видам налогов и т.д. Но все проблемы автоматически будут решаться, если налогоплательщики будут иметь дело с одним налоговым ведомством, с одним банковским счетом налогового ведомства для приема любых налоговых платежей и если у налогоплательщика будет возможность в авансовом порядке «заводить» средства на свой лицевой счет в этом ведомстве .

В целях наиболее эффективного предоставления отдельных муниципальных услуг населению следует более четко разграничить расходные обязательства в сферах, отнесенных к ведению как муниципальных районов, так и поселений, что позволит устранить возможность дублирования функций указанных муниципальных образований. К таким функциям относятся: обеспечение досуга и массового отдыха населения, организация библиотечного обслуживания и др. Большое влияние НДФЛ оказывает на оживление предпринимательской активности. Порядок взимания налога на доходы физических лиц чрезвычайно важен для физических лиц, уплачивающих этот налог. Вместе с тем действующий порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц имеет существенные недостатки и несправедлив для основной массы плательщиков.

Безусловно, предусмотренные законом стандартные вычеты, а также вычеты на детей и иждивенцев являются достоинством механизма взимания налога. По нашему мнению, вычеты из дохода должны быть увязаны с величиной прожиточного минимума. Целесообразнее вычитать из дохода именно суммы прожиточного минимума. Хотя было бы правильнее поднять минимальную оплату труда до величины прожиточного минимума. Так, к примеру, необлагаемый минимум в США составляет 2 тыс. долл. В России до 2012 г. данный вычет составлял всего лишь 400 руб., а с 2012 года вовсе отменен. Это представляется крайне несправедливым. Величина прожиточного минимума должна быть свободна от налога на доходы физических лиц. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что в странах с рыночной экономикой эти суммы налогом не облагаются.

Кроме того, в РФ в отличие от США и других развитых зарубежных стран не применяется прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц. Мировой опыт свидетельствует, что прогрессивная шкала налогообложения доходов физических лиц является наиболее справедливой с точки зрения учета интересов налогоплательщиков в процессе налогообложения. В современных условиях в РФ назрела необходимость возврата к прогрессивной шкале налогообложения.

В современной России, в отличие от США, не применяется налогообложение доходов семьи и не обсуждается возможность его введения. Хотя эта форма обложения доходов может быть удобной как для российских семей, так и для налоговых органов.

Bo-первых, налогообложение доходов семьи расширит возможности россиян по использованию льготы, предоставляемой при строительстве или приобретении жилья.

На практике часты случаи, когда за счет бюджета всей семьи приобретается или строится жилье, оформленное на одного члена семьи, доход которого не позволяет воспользоваться льготой в полном объеме. Другие члены семьи право на льготу не имеют. В этом случае целесообразно из совокупного дохода семьи вычитать льготу, а оставшуюся сумму дохода облагать налогом. Такой порядок не только справедлив и удобен для граждан, но и позволяет полнее воспользоваться льготой, направленной на помощь гражданам в обеспечении их жильем.

Во-вторых, при обложении доходов семьи упрощается процедура уплаты налога. Вместо нескольких деклараций подается одна семейная декларация и производится расчет подоходного налога.

В-третьих, подача семейных деклараций сокращает объем работы налоговых органов, уменьшается число представленных деклараций, упрощается контроль за объявленными доходами и исчисленными суммами налога.

Для России в ее трудные времена важно найти с точки зрения оптимального использования регулирующей функции налогов баланс между задачами по обеспечению социально незащищенных слоев населения и потребностью способствовать подъему экономики.

В США действует уже сложившаяся рыночная экономика с прочными демократическими традициями, а в России только начинается процесс ее формирования, и пока нет ее важнейшей основы – многочисленного среднего класса. В России пока отсутствуют условия, которые на протяжении многих лет определяют развитие системы налогообложения в западных странах. Среди этих условий можно выделить, например, следующие:

– высокий уровень налоговой культуры граждан Америки;

– доходы большинства россиян значительно ниже, чем в США;

– разумные и соответствующие социально-экономическим условиям налоговые ставки.

В опыте функционирования налоговой системы США есть немало ценного. Но при его использовании необходимо принимать во внимание объективные условия, в которых развивается налоговая система России.

Библиографическая ссылка

Алиев Б.Х., Султанов Г.С., Магомедов А.М. ПЕРСПЕКТИВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РФ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРАКТИКИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В США // Фундаментальные исследования. – 2016. – № 2-1. – С. 115-119;
URL: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=39891 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

  • Авторы
  • Файлы
  • Литература

Сибиряткина И.В. 1 Усикова Ю.В. 1 1 Воронежская государственная лесотехническая академия 212 KB 1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ) часть 2 от 05.08.2000 № 117-ФЗ 2. Налоги и налогообложение: : учебник / Сибиряткина И.В. доп. УМС ГОУ ВПО «ВГЛТА» по образованию в области подготовки специалистов экономических специальностей в качестве учебного пособия в схемах. 2010. 44с. – электронная версия. 3. О прожиточном минимуме в Российской Федерации: — Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/. Загл. с экрана 4. Анализ НДФЛ — Режим доступа: http://revolution.allbest.ru/finance/00264218_0.html. Загл. с экрана.

Налоговая система Российской Федерации претерпела в последнее время ряд различных изменений. Эти изменения, в свою очередь, коснулись следующих налогов: налога на добавленную стоимость ( НДС),единого налога на вменённый доход (ЕНВД), налог на имущество физических лиц. В число таких налогов входит также налог на доходы физических лиц (НДФЛ).

Обсуждение вопроса развития налога на доходы физических лиц связано с проблемой администрирования данного налога, существующих твёрдых ставок по налогу и уплаты его в бюджет государства. Отрицательные финансово-экономические последствия данных проблем очевидны. Налоговая система России несет на себе отпечаток глубокого экономического кризиса, который сочетает в себе большой спад производства и высокий уровень инфляции. В этих условиях доля налога на доходы физических лиц очень мала. Несмотря на переход от пропорционального к прогрессивному обложению доходов населения, доля налога на доходы физических лиц гораздо меньше, чем у стран с развитой рыночной экономикой.

Налог представляет собой обязательный взнос плательщика в бюджет и внебюджетные фонды, размер и сроки которых установлены законом .

Формирование государственного бюджета напрямую зависит от налогов, в том числе и от поступающих с физических лиц. Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым налогом и представляет собой изъятие части доходов физических лиц в бюджетную систему РФ для последующего перераспределения. В свою очередь, доход представляет собой, денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности, за определённый период времени. Налог на доходы физических лиц имеет обязательные элементы, одним из которых является налоговая ставка.

Налоговая ставка (норма налогового обложения) – это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налог на доходы физических лиц является федеральным, т.е. единым на всей территории РФ. Ставки налога варьируются от 9 до 35%, которые зависят от вида полученного дохода, а также от статуса налогоплательщика – является ли он налоговым резидентом РФ или не является. НДФЛ полностью поступает в местные и региональные бюджеты .

НДФЛ имеет обязательные элементы, одним из которых выступает налоговая база , которая в свою очередь представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения. При расчёте налоговой базы необходимо учитывать налоговые вычеты. Вычет – это сумма, на которую уменьшается налоговая база. Налоговые вычеты определяются законодательно и рассчитываются согласно условиям применения. На данный момент в Российской Федерации существуют 4 вида налоговых вычетов: стандартные, социальные, имущественные и профессиональные. С 1января 2015 года к ним добавится инвестиционный налоговый вычет .

Как и любой налог сформированной системы налогообложения НДФЛ имеет свои недостатки. Данная система не отвечает требованиям справедливого налогообложения равным налогом равного дохода. Кроме того, она не обеспечивает реализацию фискальных задач данного налога, поскольку снижена ставка налога на высокие доходы отдельных категорий населения. Реформирование НДФЛ тесно связано с социальной системой, сложившейся в обществе на данный момент, а, именно, с уровнем доходов работающего населения.

Главной идеей министерства финансов, является установление единой 13 процентной налоговой ставки на доходы физических лиц.

Для каждого человека играет огромную роль знание основ системы налогообложения и налогов. Налогоплательщику необходимо знать за что и какой налог необходимо уплатить, в каком размере и в какие сроки .

Главным фактором, сдерживающим проведение социальных реформ, является низкий уровень доходов основной части населения. По статистическим данным в апреле 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата составляла 29453 рубля. Для экономических преобразований необходимо начинать с реформы доходов населения, для этого необходимо внести изменения в налоговую систему, которые будет направлена на решение конкретных задач:

1. Необходимо обеспечить потребности малоимущих слоев населения в товарах и услугах первой необходимости и данные потребности, выраженные в денежном эквиваленте освободить от налога на доходы( освобождение от НДФЛ минимального прожиточного уровня);

2. Отладить механизм администрирования доходов населения (в большей степени так называемых «скрытых» доходов, не облагаемых налогом и непополняющих государственную казну.

В настоящее время наблюдается тенденция в неадекватности твердых налоговых ставок по НДФЛ с налоговой базой – доходами разных категорий налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить справедливость системы налогообложения налоговой системе нужны прогрессивные ставки налога, другими словами более высокие доходы должны облагать более высокими ставками по НДФЛ. Чтобы решить данную проблему необходимо внести изменения в систему налогообложения доходов физических лиц. Эти изменения должны быть направлены на:

1. Разделение налогообложения доходов, которые имеют различные источники образования.

2. Установление стандартного налогового вычета, с целью обеспечения удовлетворения минимальных потребностей населения.

3. Налогообложение НДФЛ проводить по разработанной прогрессивной шкале доходов, отвечающей современным экономическим реалиям в обществе. Разработка новой прогрессивной шкалы ставок по НДФЛ в РФ должна производится с учётом накопленных положительных знаний мировой практики по применения прогрессивных ставок по обложению доходов работающего населения.

На наш взгляд переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в России следует реализовывать поэтапно, при этом начать нужно с установления необлагаемого минимума, соответствующего минимальному размеру оплаты труда. Ставки прогрессии необходимо устанавливать с учетом статистических данных об уровне заработных плат граждан. В свою очередь максимальная ставка налога не должна превышать определенный уровень, который не должен снижать стимулы для получения высоких доходов .

Необходимо при разработки новых подходов по налогообложению доходов физических лиц уделить внимание аспекту семейного и социального положение налогоплательщика при распределении налоговых обязательств между различными категориями населения. В данном вопросе можно опереться на мировой опыт так называемого «семейного» налогообложения .

Все перечисленные подходы к развитию системы налогообложения физических лиц будут способствовать её совершенствованию и соблюдению принципа справедливости взимания данного налога.

Сибиряткина И.В., Усикова Ю.В. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ ДОХОДОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РФ // Международный студенческий научный вестник. – 2015. – № 4-2.;
URL: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=13520 (дата обращения: 29.09.2020).Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» (Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления) «Современные проблемы науки и образования» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.791 «Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1.074 «Современные наукоемкие технологии» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.909 «Успехи современного естествознания» список ВАК ИФ РИНЦ = 0.736 «Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований» ИФ РИНЦ = 0.570 «Международный журнал экспериментального образования» ИФ РИНЦ = 0.431 «Научное Обозрение. Биологические Науки» ИФ РИНЦ = 0.303 «Научное Обозрение. Медицинские Науки» ИФ РИНЦ = 0.380 «Научное Обозрение. Экономические Науки» ИФ РИНЦ = 0.600 «Научное Обозрение. Педагогические Науки» ИФ РИНЦ = 0.308 «European journal of natural history» ИФ РИНЦ = 1.369 Издание научной и учебно-методической литературы ISBN РИНЦ DOI

Заместитель министра финансов России Илья Трунин на состоявшемся 12 октября заседании Правления Российского союза промышленников и предпринимателей озвучил некоторые положения проекта Основных направлений налоговой политики на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.

Прежде всего он обратил внимание на введение специального режима для самозанятых граждан, который состоит в освобождении их от уплаты НДФЛ на 2017—2018 гг. при добровольном уведомлении об осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Для индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕНВД и ПСН, предусматривается возможность уменьшать суммы исчисленного налога на расходы по приобретению ККТ, обеспечивающей передачу фискальных документов в налоговые органы, в размере не более 18 000 руб. за один аппарат.

Установленную Налоговым кодексом на 2017—2018 гг. ставку страховых взносов в размере 30% предлагается сохранить по меньшей мере еще на два года.

Планируется изменить схему переноса убытков на будущее для целей налогообложения прибыли. Новый порядок предполагает ограничение переноса убытков в размере не более 30% налоговой базы налогового периода с одновременной отменой ограничения срока такого переноса десятью годами.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Проблемы совершенствования налогообложения в Российской Федерации и пути их решения»

Актуальность исследования. Налоговая политика призвана быть важнейшим составным звеном экономической политики государства, обеспечивающим формирование федерального, региональных и местных бюджетов, содействующим развитию производства, предпринимательства, стимулирующим инвестиционную деятельность.

Существующая в нашей стране налоговая система требует совершенства, она не обеспечивает необходимого наполнения доходов бюджетов всех уровней. Российское налоговое законодательство не адекватно функционирующей экономике.

Актуальность темы диссертации обусловлена практикой последних лет, которая показала бесперспективность отдельных «точечных» изменений в налоговом законодательстве. Говоря о проблеме развития системы налогообложения, о внесении тех или иных жизненно важных поправок в конкретные законы о налогах, необходимо понимать, что речь идет не об изменениях текущего (тактического) характера, которые устраняют те или иные недостатки в конкретном налоге, а о реформировании всей системы налогообложения, поиске оптимального сочетания налоговых и неналоговых методов мобилизации государственных доходов.

Одной из важнейших задач рыночной реформы считается создание адекватной налоговой системы, обеспечивающей эффективное регулирование экономических процессов, связанных с формированием, распределением и использованием доходов. Актуальность темы исследования подтверждается проводимой в настоящее время в Российской Федерации налоговой реформой и, в частности, подготовкой федеральной целевой программы «Развитие налоговых органов на 2002-2004 гг.», которая, в свою очередь, предусматривает реорганизацию налоговых органов с целью перехода на типовые функциональные структуры и сокращение их числа за счет укрупнения. В этой связи нуждаются в глубоком теоретическом осмыслении и анализе проводимые, в соответствии с частью I и принятыми главами части II Налогового Кодекса РФ (далее — НК РФ), изменения в налогообложении, направленные на упрощение налоговой системы и перенос акцента с фискальной функции налогов на функцию экономическую.

Важным моментом при совершенствовании налоговой системы Российской Федерации является разработка методики определения налоговой нагрузки, снижения налогового бремени до оптимально возможного уровня. Предлагаемые теоретические и практические варианты решения данной задачи являются предметом острой дискуссии в научной среде в силу множественности существующих подходов.

В соответствии с этим, значительное место в диссертационном исследовании уделено определению понятий «налогового бремени», «налоговой базы», «налогового давления на организации и физические лица».

Особого внимания требует и проблема «нейтральности налогообложения», которая широко обсуждается в специальной литературе и периодической печати, а также анализ существующих методологических и методических подходов к решению этой проблемы.

Степень нейтральности налоговой системы по отношению к налогоплательщику во многом зависит от соотношения прямых и косвенных налогов в доходах федерального и региональных бюджетов, в том числе бюджета Краснодарского края.

Формирование налоговой системы в Российской Федерации идет в большей степени по модели развитых западных стран. В то же время отсутствие или недостаточное развитие большинства рыночных институтов, нахождение их в стадии становления не способствуют эффективному проведению реформ в налогообложении.

В настоящее время основной упор при разработке налоговой политики, налоговых законов, планов и проектов на всех уровнях власти делается не на регулирующую и (или) стимулирующую функции налогов, а на фискальную функцию — на максимально возможный в краткосрочной перспективе рост налоговых поступлений в бюджет. В результате российская налоговая система характеризуется чрезмерным фискальным креном.

С введением в действие части II НК РФ возрастает роль косвенного налогообложения, что требует детального теоретического анализа и методологического подхода к оценке этого явления, так как основными налоговыми показателями эффективности производства и всего воспроизводственного процесса (цикла) по-прежнему остается налог на прибыль, а состояния производственной базы — налог на имущество (в перспективе — налог на недвижимость).

Назрела необходимость коренного обоснованного выравнивания налоговых изъятий в различных секторах экономики с учетом их особенностей в целях стимулирования расширенного воспроизводства и регулирования перелива отраслевого капитала. Действующая в России налоговая система в настоящее врJ-мя не в полной мере способствует этому.

Особого методологического и методического подхода требует определение величины реальной налоговой нагрузки на производственный сектор и физических лиц, которая, по расчетам автора, в Российской Федерации приближается к максимальному уровню. Не менее важной признается проблема выработки оптимальной и эффективной концепции налогового реформирования. В наибольшей степени этому отвечает концепция поэтапного реформирования налоговой системы, так как в настоящее время в России вряд ли возможны резкие (революционные) методы реформирования.

Актуальность проблем совершенствования налогообложения в Российской Федерации, а также недостаточная разработанность путей решения этих проблем в экономическом, политическом, правовом, социальном и организационном аспектах обусловили выбор темы данного диссертационного исследования.

Степень изученности проблемы. Настоящее диссертационное исследование было бы невозможным без изучения теоретических разработок проблем налогообложения в трудах отечественных и зарубежных ученых. Удовлетворяя потребности практики, начиная с XVII века, экономисты, финансисты, политики разработали основные положения теории о налогах, которые в дальнейшем определили базовые принципы теории налогов и налогообложения. Первые теории налогообложения получили развитие в трудах Ф. Аквинского, Т. Гоббса, П. де Вобана, Ш. Монтескье, С. Вольтера, О. Мирабо, С. де Сисмонди, Т. Мальтуса, А. Тьера, Д. Мак-Куллоха. Проблемы развития частных налоговых теорий нашли отражение в трудах Д. Локка, Т. Джорджа, Ж.Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Селигмана. Среди многочисленных общих теорий налогов следует выделить классическую теорию А. Смита, Д. Рикардо, А. Вагнера, а также более современные теории, разработанные Дж. Кейнсом, Д. Фридманом, А. Лаффером.

Принципы построения систем налогообложения, изложенные в трудах этих ученых, используемые на практике в развитых странах, в России в полной мере еще не реализованы.

В России большая полемика по вопросам теории налогов велась до революции 1917 г. и в основном затрагивала сущность налогов, их формы, виды и функции. Среди представителей отечественной науки, занимавшихся изучением теории налогов и налогообложения, можно назвать таких деятелей, как Н. Тургенев, И. Озеров, А. Исаев, А. Соколов, В. Твердохлебов и др. Вопросы налоговой политики советского государства на определенных исторических периодах его существования рассматривались в работах A.M. Александрова, Д.А. Аллахвердяна, А.В. Брызгалина, Э.А. Вознесенского, В.П. Волобуева, В.Б. Дьяченко, В.Г. Князева, С.И. Лушина, Г.А. Рабиновича, М.В. Романовского, Г.П. Солюса и др.

Стратегия перехода к более совершенной налоговой системе, важные теоретико-методологические проблемы налогообложения в условиях социально-экономических преобразований переходного периода разрабатываются усилиями ученых А. Астахова, Н. Ветровой, И. Горского, В. Гусева, А. Дадашева, А. Иванеева, В. Князева, 3. Кахонович, Н. Мищенко, Л. Павловой, В. Панскова,

A.Починка, Р. Рывкина, Н. Телятникова, О.Тимофеевой, В.Фролова, Д. Черника, С. Шаталова, Т. Юткиной и др.

Особо важная роль в становлении российской налоговой системы принадлежит разработке проблем финансового права и его органической части — налогового права, большой вклад в развитие которого внесли работы А. Брызгалина,

B. Гуреева, О. Горбуновой, С. Кудреватых, С. Пепеляева, Е. Покачаловой, В.Слома.

Несмотря на относительную изученность данной проблемы, важность и ценность проведенных исследований, в настоящее время в России отсутствует четкая концепция дальнейшего развития и совершенствования современной системы налогообложения. Определение сущности современной концепции реформирования налогообложения, разработка методологии и методики механизма ее функционирования еще не обеспечена. К тому же следует отметить, что главные направления развития российской налоговой системы касались, как правило, федеральных налогов и федерального механизма налогообложения.

До настоящего времени разработка теории налогообложения велась без учета особенностей развития регионов. Вместе с этим проблемы налогообложения регионов-доноров и регионов, получающих бюджетные субсидии, изучены недостаточно, не разработаны методики учета для целей налогообложения уровня их экономического и социального развития, наличия природных ресурсов, не закреплена законодательно специфика налогообложения регионов, производящих в основном сельскохозяйственную продукцию.

К важным проблемам, не изученным до настоящего времени, относится система налогообложения регионов, где проживают коренные народы северных территорий, определение базы налогообложения, разработка системы льгот в связи с правами на родовые территории и родовые символы.

Особо детального познания и обсуждения требует проблема налогообложения природных ресурсов. Она сложна, не учитывает потенциал месторождений, не стимулирует рациональное использование природных ресурсов, а также сопутствующих полезных ископаемых. Растет число малорентабельных месторождений, не выгодных для эксплуатации частному капиталу, но стихийное закрытие которых приводит к большим бюджетным затратам регионов и местных органов самоуправления в связи с занятостью, перемещением рабочей силы, консервацией производства, потерей нефти, газа и другой продукции.

В современных условиях необходим детальный анализ и принятие немедленных решений на уровне местных органов самоуправления по развитию системы налогообложения, которая, в соответствии со ст.15 ч. I НК РФ включает всего пять налогов.

Экономическая целесообразность введения налога на недвижимость предполагает переведение в доходы бюджетов субъектов Федерации земельного налога и налога на имущество физических лиц и по существу лишает местные бюджеты твердой и прогнозируемой системы доходов, что ставит под угрозу срыва финансирование социальных мероприятий, таких как образование, медицинское обслуживание и др.

В современной российской науке доминируют два основных подхода к построению налоговой системы, причем и в том, и в другом случае преследуется цель максимизации налоговых доходов бюджета. Один из них для достижения указанной цели предполагает усиление административного контроля за налогоплательщиками, увеличение количества налогов и повышение их ставок; другой — либерализацию фискальных отношений, что повлечет рост экономической активности организаций и расширение налоговой базы.

Нет единства и в вопросе о том, опыт каких стран представляется для России наиболее ценным. Доминирующим является мнение, что налоговая система России должна строиться с использованием теоретических и практических достижений европейских стран в области налогообложения. Однако экономика США обладает большей гибкостью и мобильностью, чем экономика стран ЕЭС, а, значит, имеет и более высокий потенциал роста, прежде всего за счет системы налогообложения, выражающейся, в частности, в сравнительно небольшом налоговом бремени.

Все это в совокупности определяет актуальность и необходимость всестороннего и глубокого исследования теории и практики налогообложения в России. Необходим научный подход к трансформации налоговой системы и ее интеграции со стратегией рыночного развития экономики России.

Цели и задачи исследования. Целью данного исследования является анализ концепции налогообложения и разработка на этой основе комплекса теоретических положений и практических рекомендаций по совершенствованию системы налогообложения в условиях реформирования российской экономики.

Для реализации цели исследования автором поставлены и решены следующие задачи:

— критически оценены теоретические и методологические основы налогообложения, теории налогов, выработанные отечественной и зарубежной наукой, и обоснованы направления адаптации и применения их в российской практике;

— исследованы исходные экономические категории налогообложения, прежде всего налога, принципы и функции налогообложения, элементы налога;

— раскрыта сущность и экономическое содержание налоговой системы, ее элементов, механизма их взаимодействия и взаимовлияния в процессе налогообложения;

— рассмотрена эволюция теории и практики налогообложения в Российской Федерации в историко-хронологическом порядке;

— проанализирована практика применения части I НК РФ, дана оценка изменениям в системе налогообложения в связи с принятием отдельных глав части II НК РФ, обоснованы и разработаны предложения по совершенствованию законодательства о налогах, внесены рекомендации в I и II части НК РФ;

— на основе анализа федеральных и региональных налогов разработаны основные положения и методы совершенствования налогообложения Российской Федерации, выявлено влияние косвенного и прямого налогообложения на формирование доходов бюджетов, определены место и роль региональных и местных налогов в регулировании экономических и социальных процессов;

— предложены механизмы совершенствования системы распределения налоговых поступлений между федеральным и региональными бюджетами, а также формирование региональных и местных бюджетов;

— введено в научный оборот понятие налогового администрирования, показана его роль в совершенствовании налоговой системы, сформулированы основные направления совершенствования методов и форм налогового администрирования, раскрыты методологические основы и факторы повышения его эффективности, разработаны концептуальные направления регламентации и автоматизации процедур налогового администрирования.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования определены теория, методология и методический аппарат налогообложения в их приложении к проблеме дальнейшего совершенствования системы налогообложения в условиях реформирования российской экономики.

Объектом исследования выступает система налогообложения Российской Федерации, ее специфика на всех уровнях иерархии, совокупность экономических отношений, которые возникают между налогоплательщиками с одной стороны и государством — с другой в процессе налогообложения; роль федеральных, региональных и местных налогов в воспроизводственном процессе; налоговое администрирование на федеральном и региональном уровне.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют положения материалистической диалектики, методы единства исторического и логического, индуктивного и дедуктивного, абстракции, анализа и синтеза. Диссертационное исследование основано на системном подходе к изучаемым проблемам, применении системного анализа. В качестве важнейшего инструментария количественного анализа применяются статистические и экономико-математические методы.

Работа базируется на основных положениях теории и практики налогообложения, а также на разработках зарубежных и отечественных ученых, основополагающих законодательных и нормативных актах Российской Федерации, регламентирующих финансовые, бюджетные, налоговые, валютные, ценовые и другие области экономических отношений.

Фактологической базой исследования послужили данные Госкомстата РФ, статистическая отчетность, а также документы законодательных органов власти, нормативные и директивные документы Президента и Правительства РФ, материалы МНС РФ, Управления МНС РФ по Краснодарскому краю, а также других региональных и местных налоговых органов, авторские разработки и расчеты за период с 1992 по 2000 гг.

Достоверность научных положений и выводов подтверждена опубликованными данными государственных статистических органов РФ, экономических журналов, информационных агентств.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обобщении и дальнейшем развитии концепций налогообложения в Российской Федерации и формировании на этой основе целостного представления о направлениях и методах ее развития.

Элементы научной новизны, выносимые на защиту, содержат следующие положения диссертации:

— доказана гипотеза о неприемлемости использования в чистом виде одной из сложившихся в развитых странах теории налогообложения (кейнсианство, теория экономики предложения и монетаризм), копирования зарубежного опыта без учета особенностей экономического развития РФ;

— поставлены и раскрыты проблемы совершенствования налогообложения, внесены конкретные предложения, разработана методика их внедрения в связи с введением в действие части первой и отдельных глав части второй НК РФ, на основе чего выдвинута авторская концепция реформирования налоговой системы РФ;

— разработана вербальная модель налоговых взаимоотношений федерального центра, субъектов Федерации и органов местного самоуправления, выявлены негативные явления обострений экономических взаимоотношений, возникающие из-за чрезмерной централизации системы налогообложения;

— обоснована и разработана классификация регионов РФ по принципам формирования налогооблагаемых баз, научно подтверждены предложения по внесению корректив в действующую практику регионального и местного налогообложения;

— дано понятие налогового администрирования, его методологические основы, формы и методы;

— теоретически обоснованы предложения по совершенствованию информационной базы прогнозирования налоговых поступлений, основанные на механизме паспортизации региона, методическом аппарате расчета его налогового потенциала. Предложенная методика расчета налогового потенциала позволила составить Налоговый паспорт Краснодарского края, в котором оценена сегодняшняя база доходов и перспективы ее развития;

— аргументирована необходимость дальнейшего совершенствования законодательной базы налогообложения, механизмов реализации законов на всех уровнях иерархии;

— доказано, что важнейшим резервом роста налоговых поступлений является уход от теневой экономики к ее преимущественным легальным формам;

— на концептуальном уровне разработана система компьютерной и информационной поддержки налогового администрирования, мотивирована необходимость создания региональных и межрегиональных Центров обработки данных.

В диссертационном исследовании сформулированы и научно обоснованы рекомендации, требующие немедленного решения и внедрения. В имеющей место дискуссии о направлениях и методах совершенствования сложившейся системы налогообложения в диссертации доказательно разделяется позиция, выдвигаемая рядом авторов (в том числе самого диссертанта), по следующим направлениям:

— снижение налогового давления (нагрузки) на налогоплательщиков путем отмены неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономику налогов и сборов, прежде всего — отмена налогов, уплачиваемых с выручки от реализации товаров, работ и услуг (таких как налог на пользователей автомобильных дорог);

— выравнивание условий налогообложения для всех налогоплательщиков, которое предполагается обеспечить путем отмены необоснованных льгот, устранением деформаций в правилах определения налогооблагаемой базы по отдельным налогам;

— упрощение налоговой системы и сокращение количества налогов путем более широкого применения таких специальных налоговых режимов, как единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, четкая про-писанность норм налогового законодательства в специальной части Кодекса;

— усиление роли платежей рентного характера, прежде всего земельной и ресурсной ренты, платежей за минеральные и другие природные ресурсы, влияние которых на формирование бюджета ничтожно, хотя платежи за природные ресурсы по сравнению с другими видами налогов обладают определенной устойчивостью, и этот факт надо учитывать при формировании системы налогов.

Научная и практическая значимость диссертационного исследования. Научная значимость диссертации заключается в том, что она является определенным вкладом в теорию налогообложения и методический аппарат ее применения в условиях реформирования российской экономики.

Практическая значимость работы состоит в том, что она ориентирована на широкое использование налоговыми органами всех уровней и другими государственными органами при формировании перспективной и текущей налоговой политики, разработке законодательных и нормативных актов, регламентирующих порядок налогообложения, в соответствии с положениями НК РФ, при дальнейшем исследовании различных направлений налоговой политики, бюджетно-налогового механизма.

Принципиальные позиции автора, изложенные в диссертационном исследовании, прошли научную и практическую апробацию. Полученные диссертантом результаты могут быть использованы для дальнейшего повышения уровня научной обоснованности налоговой политики субъектов Российской Федерации, развития бюджетного федерализма и межбюджетных отношений, а также в ходе совершенствования налогового поля местных органов самоуправления.

Практическая реализация результатов исследования нашла отражение в следующих позициях:

— предложенная соискателем и примененная на практике методика расчета налогового потенциала региона, основанная на создании налогового паспорта региона, служит эффективным средством налогового планирования и прогнозирования в условиях становления рыночных отношений в экономике в целом;

— выполненный расчет поступления гарантированного налогового ресурса, а на его основе — и налогового потенциала региона, позволяет достоверно оценить минимально возможные налоговые ресурсы с целью формирования бездефицитных бюджетов. Налоговый ресурс может служить базовым показателем при межбюджетном и межрегиональном распределении ресурсов, формируемых налоговым путем. Данный показатель позволяет поставить в одинаковые условия все регионы при распределении трансфертов, причем он обеспечивает справедливое и обоснованное распределение трансфертных платежей, независимо от величины предполагаемых доходов и заявленных потребностей региона.

Апробация результатов работы. Результаты проведенного диссертационного исследования широко используются в работе налоговых и других государственных органов при осуществлении процесса реформирования современной налоговой системы Российской Федерации: при внесении дополнений и уточнений в часть I НК РФ в бюджетный комитет Госдумы РФ, МНС и Законодательное собрание Краснодарского края направлены предложения, основанные на результатах диссертационного исследования; разработки автора дали возможность УМНС РФ по Краснодарскому краю внести предложения в проект отдельных глав части II НК РФ; результаты диссертационного исследования использовались законодательными органами власти Краснодарского края при совершенствовании законодательства о развитии малого и среднего бизнеса; материалы диссертации использованы в аналитических записках, направленных в Министерство РФ по налогам и сборам, Правительство Краснодарского края, и применяются в их практической деятельности. Положения диссертационного исследования учтены при разработке законов Краснодарского края «О налоге с продаж», «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»; при непосредственном участии диссертанта и под его редакцией разработаны и используются в практической работе налоговых органов Краснодарского края инструкции по применению этих законов. В настоящее время разрабатываются методические указания и рекомендации по применению новых глав НК РФ. Разработан и применен на практике «Налоговый паспорт региона», создается межрегиональный Центр обработки данных.

Положения исследования докладывались на международных, межрегиональных, республиканских, межвузовских научных и научно-практических конференциях и семинарах, в частности: на международном семинаре по налоговому администрированию в июле 1996 г. в Вашингтоне, организованном Академией развития образования США совместно с МВФ, на Всероссийском совещании руководителей налоговых органов и федеральных органов налоговой полиции в феврале 2001 года в Москве, проводимом Правительством РФ, на научно-практической конференции Юга России «Проблемы бухгалтерского учета, аудита и налогообложения», проводимой Администрацией Южного Федерального округа и Аудиторской Палатой аудиторов Юга России в апреле 2001 г. в г. Краснодаре.

Автор исследования принимал непосредственное участие в разработке учебных программ для национальных образовательных стандартов, в частности, программ курсов «Налоговые системы зарубежных стран», «Бухгалтерский учет и контроль налогообложения предприятий», «Контроль налогообложения» и др.

Материалы диссертационного исследования широко используются при изучении учебных курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговая система РФ», «Организация работы налоговых органов» и др. на экономических факультетах Кубанского государственного аграрного университета и Института экономики, права и естественных специальностей (г. Краснодар).

Публикации. Основные положения диссертационного исследования опубликованы в 37 работах общим объемом 122,9 п.л., в том числе авторский объем — 103,5 п.л.

Объем и структура исследования. Диссертационная работа состоит из введения, пяти глав, включающих 16 параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений по теме исследования. Работа изложена на 370 страницах основного текста, содержит 17 таблиц, 5 рисунков. Структура работы отражает общую идею и логику исследования.

группы и категории в связи с тем, что ряд положений Постановления СМ СССР 1943 г. по этому вопросу в значительной мере устарело и не отвечает требованиям рыночной экономики и устойчивого управления лесами. Следует дать поручение научным организациям лесного профиля подготовить предложения по новой классификации лесов с обоснованием режимов пользования в них. Предварительные рекомендации по данному вопросу уже имеются.

О Национальной лесной политике России

Для системного решения изложенных выше вопросов, а также для разработки плана действий на ближайшую перспективу в области использования и воспроизводства лесных ресурсов следует представить Правительству РФ для рассмотрения и последующего утверждения «Национальную лесную политику России». Такие политики приняты в ряде промышленно развитых стран, и на основе их разрабатываются Государственные лесные программы. Примером могут служить Скандинавские страны.

Проект такой «Национальной лесной политики России» разработан с участием ответственных представителей МПР РФ, Минпромнауки, Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, ведущих ученых и

общественных деятелей. Следует этот проект рассмотреть на Коллегии МПР РФ и после уточнения и дополнения представить в 2002 г. Правительству РФ.

На основе утвержденной Правительством РФ «Национальной лесной политики» для ее реализации МПР РФ должны быть разработаны Федеральная программа использования и воспроизводства лесных ресурсов на 2005 — 2015 гг., а с учетом ее такие программы по Федеральным округам. Эти программы явятся руководством для разработки программ в рамках субъектов РФ. Программы каждого уровня будут решать только вопросы, находящиеся в их компетенции с учетом распределения полномочий Исполнительной власти по уровням управления лесами.

Законодательные инициативы

Для реализации предложенных в данной Концепции мер следует в первую очередь подготовить проекты Федеральных Законов:

— «О лесном доходе и рентных платежах»;

— «О лесопользовании» (с разделами по лесной аренде, концессиям и аукционам);

— «О Государственной лесной службе».

В соответствии с этими законами надо внести изменения и дополнения в налоговый, бюджетный и лесной Кодексы РФ.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЛОГОВОЙ РЕФОРМЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ЕЕ РАЗВИТИЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ

И.М. МУХИН, доцент кафедры эк. и орг. обрабатывающих отраслей промышленности, к.э.н.

Постоянные изменения в сферах социальных, хозяйственных и производственных отношений в России не могут не сказываться на стабильности жизненного уровня населения, а также главном — перспективах общественного развития государства в целом. В связи с этим, вопросам возрождения экономики страны и основным факторам, влияющим на данный процесс, уделяется особенно большое влияние. Так, среди ос-

новных направлений преобразований необходимо назвать налоговую реформу — от успешности проведения которой, зависит дальнейшая жизнь нашего государства — успех позволит возродить Великую Росссию, неудача ввергнет страну в нищету и хаос.

Сегодня, основными направлениями государственной политики в области налоговой реформы в Российской Федерации считаются:

— построение стабильной налоговой системы, обеспечивающей единство, непротиворечивость и неизменность в течение финансового года системы налогов и неналоговых платежей;

— сокращение числа налогов (обязательных платежей) путем их укрупнения и отмены целевых налогов, не дающих значительных поступлений;

— консолидация в федеральном бюджете государственных внебюджетных фондов с сохранением целевой направленности использования денежных средств и нормативного порядка формирования доходной части бюджета;

— облегчение налогового бремени производителей продукции (работ, услуг) и недопущение двойного налогообложения путем четкого определения налогооблагаемой базы с одновременным введением механизмов, повышающих уровень собираемости налогов;

— развитие налогового федерализма, в том числе, установление минимальных значений долей поступления доходов от каждого налога в бюджеты разных уровней, имея в виду, что указанные доли будут устанавливаться ежегодно в федеральном законе о федеральном бюджете, но не ниже минимальных значений;

— сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения;

— увеличение роли экологических налогов и штрафов.

Практической реализацией указанных направлений налоговой реформы явился — Налоговый кодекс РФ (налоговая Конституция), устанавливающий как основные принципы налогообложения, так и конкретные условия начисления и уплаты налогов в Российской Федерации. При этом, как и было предусмотрено в концепции налоговой реформы, произошло значительное уменьшение числа налогов, снижение налоговых ставок и в целом облегчение общего налогового бремени для налогоплательщиков. Предусмотренное упорядочение налогообложения, в частности выразилось в отмене ряда налогов, снижении ставки налога на прибыль с 35 % до 24 %, введе-

нии нормы — презумпции невиновности налогоплательщика. Все это создает благоприятный налоговый режим для осуществления инвестиционной, производственной и иной хозяйственно-экономической деятельности, в том числе для развития науки, образования, высоких технологий.

Кроме Налогового кодекса, важнейшим фактором, влияющим на финансово-экономические взаимоотношения государства и хозяйствующих субъектов, является проблема реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. Раньше система бухгалтерского учета, существовавшая в условиях планируемой экономики, была обусловлена общественным характером собственности и потребностями государственного управления экономикой. Главным потребителем информации, формирующейся в системе бухгалтерского учета, выступало государство в лице отраслевых министерств и ведомств, а также планирующих, статистических и финансовых органов. Действовавшая система государственного финансового контроля решала задачи выявления отклонений от предписанных моделей хозяйственного поведения организаций.

Изменение системы общественных отношений, а также гражданско-правовой среды предопределило необходимость адекватной трансформации бухгалтерского учета. Однако процесс реформирования отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Именно в целях изменения такого положения дел была разработана -Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. При этом целью реформирования системы бухгалтерского учета явилось приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности. Основные задачи реформы заключались в формировании системы стандартов учета и отчетности, обеспе-

чивающих полезной информацией пользователей, в первую очередь инвесторов; обеспечении увязки реформы бухгалтерского учета в России с основными тенденциями гармонизации стандартов на международном уровне; оказании методической помощи организациям в понимании и внедрении реформированной модели бухгалтерского учета.

В целях приведения национальной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности реформа проводится по следующим основным направлениям:

— совершенствование нормативноправового регулирования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— формирование нормативной базы (стандарты);

— методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

— кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях);

— взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности.

Однако, несмотря на все положительные последствия налоговой и бухгалтерской реформ, проявились и значительные трудности, особенно в применении на практике вводимых новых правил. Основной проблемой на наш взгляд явилось введение с 2002 года системы налогового учета (глава 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса Российской Федерации). При этом предусмотрены значительные различия между данной системой и системой бухгалтерского учета. Это, в частности, касается схемы получения информации, необходимой для расчета налогооблагаемой прибыли. Так, согласно ст. 313 главы 25 подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера);

2) аналитические регистры налогового учета;

3) расчет налоговой базы (налоговая отчетность).

Ранее для получения аналогичных данных использовались:

1) первичные учетные документы;

2) регистры бухгалтерского учета;

3) бухгалтерская отчетность;

4) налоговые корректировки (если в них была необходимость);

5) расчет налоговой базы (налоговая отчетность).

Ведение двух систем учета неизбежно приведет к существенному увеличению объема работ служб управления организаций, потребует дополнительных финансовых ресурсов, а также привлечения дополнительного количества персонала, на который будут возложены функции формирования данных для составления налоговых расчетов (налоговой отчетности).

Чем же вызвано указанное новшество? Одной из причин принятия решения о создании системы налогового учета стало, по нашему мнению, отставание налогового законодательства от реалий рыночной экономики. Правила бухгалтерского учета эти реалии пытались по возможности учесть, и для расчета налоговой базы потребовалось введение довольно большого количества корректировок. Естественно, это вызывало недовольство как налогоплательщиков, так и налоговых органов. После выхода главы 25 в деловой прессе стали появляться суждения о необходимости внесения поправок в правила бухгалтерского учета, исходя из норм этой главы с целью преодоления несоответствий между бухгалтерским учетом и налоговым учетом. На наш взгляд, учитывая, что многие нормы главы 25 не вписываются в действующее российское законодательство и спорны с позиций здравого смысла предпринимательской деятельности, следовало бы ставить проблему наоборот: уточнить нормы главы 25, имея в виду приближение их по сути к правилам бухгалтерского учета,

т.е. к реалиям рыночной экономики и действующей мировой практике.

В данной связи необходимо напомнить, что одной из целей реформирования бухгалтерского учета, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6.03.98 г. № 283, должно стать формирование модели сосуществования и взаимодействия системы налогообложения и системы бухгалтерского учета. Абсолютное большинство бухгалтеров ждут’ указаний по поводу создания системы налогового учета, хотя глава 25 предполагает самостоятельное проведение этой работы. В данной ситуации нам представляется целесообразным предусмотреть получение информации, требуемой для составления налоговой отчетности, на базе системы бухгалтерского учета, а в случае необходимости — возможность формирования в регистрах бухгалтерского учета иной информации, не вытекающей из данных бухгалтерского учета, но установленной нормами главы 25. Не случайно в дополнениях и изменениях к этой главе, рассматриваемых в настоящее время в Государственной Думе Федерального Собрания Россий-

ской Федерации, присутствует следующая норма (ст. 313): «В случае, если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями настоящей главы, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета. Налогоплательщик вправе также вести самостоятельные регистры налогового учета. Налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета».

Одним словом, введение в действие двух упомянутых систем создает серьезные трудности в работе как финансовых служб предприятий, так и контролирующих органов, ведь очевиден тот факт, что только абсолютно прозрачная система бухгалтерского учета и налогообложения позволит предприятиям честно и эффективно работать, а государству взимать обязательные платежи в бюджет на основе равенства интересов.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕХНОЛОГИЙ ЛЕСОЗАГОТОВОК В УСЛОВИЯХ РЫНОЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЯ

И.Н. НАЗАРЕНКО, ст. преп. кафедры эк. и орг. лесного хозяйства и лесной промышленности

На формирование себестоимости продукции лесозаготовок оказывают влияние такие специфические условия, управлять которыми предприятие не имеет возможности. Это, в основном, почвенно-растительные и климатические, к которым относят: состав пород, объём хлыста, эксплуатационный запас на единице площади, категорию местности, климатические условия, вид грунтов и условия залегания, процент заболоченности и т. п. Например, объём хлыста влияет на применяемые технику и оборудование на лесосечных и нижнескладских работах, на определение норм выработки на валке, тре-

левке, обрезке и обрубке сучьев, раскряжевке и тем самым как бы диктует трудоёмкость на перечисленных операциях.

Почвенно-растительные условия влияют на величину затрат по строительству лесовозных дорог и содержанию лесовозного транспорта. Дороги, проходящие в пересеченной и болотистой местности, требуют больших затрат по строительству и содержанию, чем дороги в равнинной местности с твердыми грунтами. Это обстоятельство отражается на производительности лесовозного транспорта, его ремонте, сезонности вывозки, создании запасов и в результате на

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *