Налоговая насчитала огромные налоги, что делать?

Содержание

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Налоговая запросто доначисляла необоснованную налоговую выгоду и требовала доплатить за того парня. Они, конечно, собирали какие-то доказательства, но глубоко не копали. Хватало какой-нибудь экспертизы почерка или опроса сотрудников. И даже если сделка реально была и вы честно оприходовали товар или отразили в расходах услугу, на вас всё равно могли повесить недоимку.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Что такое необоснованная налоговая выгода?

Допустим, вы занимаетесь бизнесом и платите налоги с условной прибыли. Что-то покупаете и продаете, оказываете услуги или пользуетесь услугами. Чем больше у вас расходов, тем меньше налогов. Поэтому вы стараетесь подтвердить как можно больше расходов, отражаете их в учете и заявляете в декларациях. Это законно, если всё делать по правилам.

Иногда хитрые предприниматели используют серые схемы: отразил у себя в расходах какую-то сумму и уменьшил налог. А контрагент у себя в доходах эту сумму не учел и налоги не заплатил. Фирму потом бросили, ликвидировали или переоформили на подставное лицо. В итоге кто-то сэкономил, а бюджет недополучил налогов.

Когда такие схемы созданы специально и в цепочке все в курсе, это незаконно. У того, кто сэкономил на налогах благодаря однодневкам или нечестным поставщикам, возникает необоснованная налоговая выгода. Тогда приходит налоговая, выявляет всех участников, считает, сколько они недоплатили в бюджет, и доначисляет налоги.

Значит, всё справедливо и налоговая правильно делает. В чём тут проблема?

Проблема в том, что налоговая подходила к таким проверкам формально и часто наказывала даже тех, кто вообще был не в курсе и специально ни в каких схемах не участвовал.

Представьте, что вы купили товар. Вот он реальный лежит в коробках. А вот документы на него, с печатями, как положено. А теперь вы перепродаете этот товар с наценкой и платите налоги с прибыли.

И тут к вам приходит налоговая и говорит: вы брали товар у такого-то поставщика, а он оказался подлецом и не заплатил налоги. А не замешаны ли вы в схеме по уходу от налогов? Эти ваши расходы мы не принимаем или принимаем не все, будьте любезны доплатить налоги.

Дальше нужно было ходить по судам. Но многие никуда не ходили и молча платили, чтобы не привлекать внимание. Кто-то выдыхался на первой инстанции и в итоге тоже платил. Были такие, кто дошел до Верховного суда, доказал, что не виноват, и сэкономил несколько миллионов рублей незаконно доначисленных налогов. Обычно на это уходит несколько лет.

У нас нет прецедентной практики. Как решения суда по другим фирмам помогут лично мне?

В России нет прецедентной практики. Но в этот раз вмешался Верховный суд и объяснил такие дела в очередной обзор и объяснил, как правильно, честно и по закону нужно действовать в таких случаях. Как налоговая должна проверять компании и когда нельзя обвинять налогоплательщика в неосмотрительности и доначислять ему налоги.

Налоговая прислушалась к этим рекомендациям и тоже опубликовала разъяснения. Теперь ФНС как будто говорит всем: мы больше не будем проверять вас формально и не станем придираться по пустякам. И вы не виноваты в том, что кто-то из подрядчиков не заплатил налоги. Но мы будем искать внятные доказательства. Вот такие. И если найдем — не поздоровится. Так что собирайте документы, чтобы к вам никто не придрался.

Это письмо Федеральная налоговая служба отправила в региональные налоговые и будет требовать, чтобы его неукоснительно исполняли, а начальство это контролировало. Раньше не было официальной позиции, что такое должная осмотрительность и как проверять контрагентов, чтобы не пришлось за них отвечать. Теперь есть.

По каким правилам налоговая теперь будет искать необоснованную налоговую выгоду?

Есть презумпция добросовестности налогоплательщика. Никого нельзя без доказательств обвинить, что он недоплатил налоги или участвует в серой схеме. И на ровном месте заставить предпринимателя доказывать, что он не виноват, тоже нельзя. Это налоговая должна доказывать, что были нарушения и злой умысел. И доказательства должны быть явными и существенными, а не формальными.

Нельзя просто провести почерковедческую экспертизу и только из-за несходства подписей на документах доначислить налоги. Опрос сотрудников производителя сам по себе тоже не доказательство.

Вот что будет проверять налоговая, если захочет влепить вам необоснованную выгоду и что-нибудь доначислить.

Взаимозависимость. Налоговая должна установить, что компании связаны или подконтрольны друг другу. Или все участники цепочки сговорились и вместе придумали серую схему.

Осмотрительность. Если доказательств связи нет, тогда будут проверять осмотрительность. Например, вы купили что-то подозрительно дорого. Тогда у вас спросят, почему вы так сделали? Не потому ли, что знали, что это фирма-однодневка, и так уменьшали налогооблагаемую базу и обналичивали деньги?

Первое звено. Вы в ответе только за своего контрагента, а не за всю цепочку поставщиков или исполнителей. Если и нужно кого-то проверять на всякий случай, то только своего партнера — фирму, которая указана в документах.

Личные контакты. Налоговая может спросить, куда вы звонили, с кем договаривались и обсуждали поставку товара, кто оказывал услуги. Могут поинтересоваться, знаете ли, где находится офис и склад вашего партнера. И как вы вообще на него вышли?

Налоговая должна исследовать все обстоятельства, а не придираться к мелочам и притягивать за уши факты, которые ничего не доказывают. Но это не значит, что можно оформить накладную, перевести деньги через банк и ничего не бояться. Как миниум могут затребовать документы и пояснения, и тогда их придется предоставить.

Что нужно делать, чтобы застраховать себя от претензий по поводу необоснованной налоговой выгоды?

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Приготовьте пояснения. Например, почему купили товар по такой цене, а не дешевле. Или почему заказали столько рекламы, хотя у конкурентов меньше. И почему бухгалтерские и юридические услуги у вас такие дорогие. И зачем вы столько платите за доставку, а не берете товар у себя в городе, хотя есть производитель. Сделайте скрины отзывов и табличку со сравнением цен, чтобы уровнем подготовки убить налоговиков наповал.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

Земельный и транспортный налоги, налог на имущество физических лиц граждане уплачивают на основании налогового уведомления. Также по уведомлению уплачивается НДФЛ с доходов, полученных начиная с 2016 г., если налоговый агент не смог удержать налог и представил сообщение об этом в налоговый орган (п. 2 ст. 52, п. 6 ст. 228, п. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397, п. 2 ст. 409 НК РФ; ч. 8 ст. 4 Закона от 29.12.2015 N 396-ФЗ).

Если налоговый орган неверно рассчитал налог и в налоговом уведомлении завысил его сумму к уплате, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Подготовьте заявление об ошибках в налоговом уведомлении

При обнаружении в налоговом уведомлении ошибок или недостоверных сведений, которые завышают сумму налога, письменно сообщите об этом в налоговый орган. Форма заявления о наличии в налоговом уведомлении недостоверной информации может быть приложена к налоговому уведомлению, которое вам направила налоговая инспекция. Заполните ее, указав номер налогового уведомления, адрес инспекции, в которую вы собираетесь направить заявление, ваши Ф.И.О. и ИНН.

Если форма заявления не приложена к налоговому уведомлению, заявление можно составить в произвольном виде, указав в нем обнаруженные ошибки.

К заявлению приложите копии документов, которые подтверждают правильные данные, например копию свидетельства о регистрации права собственности на недвижимость.

Шаг 2. Направьте заявление в налоговый орган

Заявление можно подать лично или через представителя непосредственно в налоговую инспекцию, направить по почте или передать в электронной форме через личный кабинет на сайте ФНС России.

Если вы сдаете заявление непосредственно в налоговую инспекцию, подготовьте его в двух экземплярах. Один экземпляр с отметкой о принятии заявления сотрудником налогового органа с указанием даты приема оставьте себе.

По почте целесообразно направлять заявление почтовым отправлением с описью вложения. В этом случае у вас будет доказательство даты отправки заявления и документов к нему.

Шаг 3. Дождитесь нового налогового уведомления с верными данными

После получения заявления об ошибках в уведомлении налоговый орган должен самостоятельно выяснить причину ошибки, пересчитать налог и направить вам новое налоговое уведомление. При этом в графе «Исчисленная сумма налога» будет отражена правильная сумма налога, в графе «Сумма налога, исчисленная ранее» — ошибочная сумма, указанная в первоначальном уведомлении.

Рассмотреть и проверить информацию по вашему заявлению, дать вам ответ налоговый орган должен в течение 30 дней со дня регистрации заявления. В исключительных случаях, например при неполучении необходимых документов и материалов по запросу налогового органа, этот срок может быть продлен не более чем на 30 дней (ч. 1, 2 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ; Письмо ФНС России от 01.12.2016 N БС-4-21/22888@).

Новое налоговое уведомление направляется не позднее 30 рабочих дней до наступления указанного в нем срока уплаты налога (п. 6 ст. 6.1, п. 6 ст. 58 НК РФ).

Шаг 4. При наличии переплаты по налогу подайте заявление о возврате излишне уплаченной суммы налога или заявление о ее зачете

Если к моменту получения правильного уведомления вы уже уплатили налог в бюджет в большей сумме, чем полагается, переплату можно вернуть или зачесть в счет предстоящих платежей (п. 1 ст. 78 НК РФ).

Зачесть переплату, например, по налогу на имущество физических лиц можно в счет будущих платежей по налогу на имущество физических лиц или по земельному налогу (ст. 15, п. 1 ст. 78 НК РФ).

Для зачета или возврата переплаты представьте в налоговую инспекцию соответствующее заявление в письменной форме. Заявление можно подать в течение трех лет со дня излишней уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ).

К заявлению приложите копии платежного документа и уведомления с перерасчетом налога.

Шаг 5. Дождитесь возврата (зачета) переплаты по налогу

Решение о зачете, как и решение о возврате излишне уплаченного налога, инспекция принимает в течение 10 рабочих дней со дня получения вашего заявления. Затем в течение пяти рабочих дней вам направят сообщение (п. 6 ст. 6.1, п. п. 4, 8, 9 ст. 78 НК РФ).

Если у вас есть недоимка по налогам соответствующего вида, задолженность по пеням и штрафам, инспекция сначала зачтет переплату в счет погашения задолженности, а остаток суммы вернет вам (п. п. 5, 6 ст. 78 НК РФ).

Возврат переплаты производится не позднее одного месяца со дня получения заявления. За нарушение срока возврата налога инспекция должна уплатить вам проценты за каждый день просрочки, которые начисляются на сумму переплаты исходя из ставки рефинансирования Банка России, действовавшей в это время (п. п. 6, 10 ст. 78 НК РФ).

Как рассчитывается земельный налог для физических лиц? >>>

Как рассчитывается транспортный налог для физических лиц? >>>

Официальный сайт Федеральной налоговой службы — www.nalog.ru

Юридический Яндекс Дзен! Там наши особенные юридические материалы в удобном и красивом формате. Подпишитесь прямо сейчас.

Раньше было как: решила налоговая вас проверить и обнаружила, что в цепочке подрядчиков и партнеров есть нарушитель. Необязательно это ваш подрядчик, это мог быть даже подрядчик подрядчика или вообще пятое звено в цепочке. Вы могли даже не знать эту компанию и никаких дел с ней не иметь. И вот они что-то недоплатили, а спрашивали с вас.

Налоговая запросто доначисляла необоснованную налоговую выгоду и требовала доплатить за того парня. Они, конечно, собирали какие-то доказательства, но глубоко не копали. Хватало какой-нибудь экспертизы почерка или опроса сотрудников. И даже если сделка реально была и вы честно оприходовали товар или отразили в расходах услугу, на вас всё равно могли повесить недоимку.

Несколько таких дел дошли до Верховного суда, и он объяснил налоговикам, что так нечестно, парни. Теперь налоговая сама официально выпустила разъяснения: как она будет вычислять хитрые схемы, а в каких случаях вам ничего не грозит.

Правильно оформляйте сделки. Аккуратно храните документы и не пренебрегайте оригиналами. Не используйте шаблонных договоров и следите за формулировками. Запомните: сделка должна быть реальной, с документами и для получения дохода.

Проверяйте, с кем работаете. Необязательно изучать всю подноготную партнера. Можно запросить бесплатную выписку через систему отправки отчетности или какой-нибудь доступный сервис. Там будет видно, что фирма действующая, сдает отчетность и платит налоги. Если нет таких сервисов, проверяйте на сайте налоговой.

Собирайте информацию о поиске партнеров и договоренностях. Это может быть сайт, реклама в журнале, буклет или электронная рассылка. Желательно закрепить это прайсами, коммерческими предложениями или перепиской с обсуждением цены и условиями работы.

Фиксируйте контакты тех, с кем общаетесь. Попросите и сохраните визитку менеджера, маркетолога или любого сотрудника, который приезжает к вам в офис или шлет счета на оплату. Подойдет подпись в электронной почте, если там есть фамилия и телефон.

Проверяйте полномочия. Попросите копию устава, приказ о назначении или доверенность на право подписи. Сверьте данные с актуальной выпиской из госреестра.

Приготовьте пояснения. Например, почему купили товар по такой цене, а не дешевле. Или почему заказали столько рекламы, хотя у конкурентов меньше. И почему бухгалтерские и юридические услуги у вас такие дорогие. И зачем вы столько платите за доставку, а не берете товар у себя в городе, хотя есть производитель. Сделайте скрины отзывов и табличку со сравнением цен, чтобы уровнем подготовки убить налоговиков наповал.

Налоговой запретили принимать неубедительные доказательства. Но они вполне могут найти убедительные, если вы не подготовитесь или подумаете, что вас это не касается.

Если считаете, что претензии незаконные, не спешите соглашаться с доначислениями и требованиями: ищите хорошего юриста и идите в суд.

Как спастись. Инструкция

Пока Россия не стала Эстонией и налоги не высвечиваются у нас автоматически раз в год в личном кабинете на сайте банка, предприниматели периодически будут сталкиваться с пересчётом платежей в бюджет. Это довольно неприятная история: бизнесмен не только теряет деньги, но и чувствует, что его честное имя запятнано. «Секрет» вместе с юристами составил инструкцию, как этого избежать и доказать свою правоту.

Теория

1. Не подчиняться

Налоговым законодательством предусмотрено право налогоплательщика не выполнять неправомерные требования. Эту неправомерность можно обосновать во время анализа акта налоговой проверки.

Когда речь идёт о доначислениях в результате налоговой проверки, у плательщика есть право оспорить вынесенное решение. Первое и главное, что нужно делать, увидев непомерные суммы в акте, — не паниковать. С момента вручения акта у плательщика есть месяц на предоставление возражений, а после их рассмотрения — месяц на обжалование решения. Но даже если этот срок пропущен, решение может быть обжаловано в течение года в вышестоящем налоговом органе.

2. Изучить декларацию

Сначала нужно разобраться, почему ФНС доначислила налоги. От этого зависит дальнейший порядок действий. Причины могут быть следующими: подали неверную декларацию, перечислили налог с ошибочными реквизитами, произошёл сбой в базе налоговой, налоговая доначислила налоги по итогам проверки. Первым делом проверьте сданную декларацию. Именно на основе её показателей налоговая производит начисления. По случайной ошибке налоговая база в декларации могла оказаться завышенной, из-за чего и налог получился больше. Чтобы это исправить, придётся подготовить уточнённую декларацию с реальной налоговой базой и правильной суммой налога. Велика вероятность, что налоговая запросит подтверждающие документы, поэтому лучше заранее привести их в порядок.

3. Проверить реквизиты

Порой даже из-за самой безобидной ошибки деньги зависают в невыясненных платежах и требуют уточнения. Самые важные реквизиты в платёжке: наименование получателя, ИНН — КПП получателя, реквизиты банка получателя и счёт получателя. Если эта информация указана верно, значит, деньги точно дошли до налоговой и пени и штрафы вам не грозят. Ошибки в остальных реквизитах не влекут неперечисление налога в бюджет, но нужно обратиться в налоговую с заявлением на уточнение платежа и копией платёжки.

4. Свериться с налоговой

Запросить сверку по платежам в бюджет из ИФНС можно через специализированного оператора связи, с которым заключены договоры у налогоплательщика, либо отправиться в ИФНС и сдать данный запрос в канцелярию. Разногласия могут быть из-за того, что не прошла платёжка, либо некорректно прошли начисления по одной из сданных в ИФНС деклараций, из-за технической ошибки или опечатки.

Чтобы исправить ситуацию, следует обратиться в инспекцию для личной сверки, прихватив с собой платёжки по налогу и копию сданного отчёта.

5. Найти ошибки налоговой

Обязательно обращайте внимание на сроки получения документов. Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трёх месяцев со дня выявления недоимки. Если сроки не соблюдены, об этом обязательно надо заявлять в суде в рамках оспаривания требования об уплате налога. Под днём выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты налога, а в случае представления налоговой декларации — следующий после её представления день.

6. Запросить все платежи по конкретному налогу

Нужно запросить все платежи и начисления по налогу, по которому обнаружено расхождение. Зачастую налоговая инспекция, получая платёжное поручение, распределяет его на другой ОКТМО. Вследствие чего по одному ОКТМО у вас переплата, а по другому — недоимка. Так часто случается при смене налогоплательщиком юридического адреса. Налоговая инспекция должна самостоятельно переносить переплаты на новый ОКТМО, но на практике не делает этого. Если это чисто техническая ошибка и неправильно указаны ОКТМО или КБК, нужно в письме ИФНС указать правильные данные.

7. Подготовить письменные возражения

На их подготовку даётся месяц со дня получения акта проверки. Важно привести убедительные аргументы по предъявленным претензиям со ссылками на нормы закона, судебную практику, полученные экспертизы и нотариально заверенные допросы. Помимо оспаривания предъявленных налоговых претензий в возражениях следует указать нарушения, допущенные инспекцией при проведении проверки.

8. Вызвать дополнительную проверку

Если начисления сделали после проведения выездной проверки и вы с ними не согласны, вы можете в течение месяца представить в инспекцию свои аргументированные возражения на акт налоговой проверки. В течение 10 дней их рассмотрит группа проверяющих инспекторов и руководство налоговой инспекции. Как правило, эти возражения не имеют никакой практической пользы. Эта стадия нужна только тем, у кого есть веские возражения не только по нарушению процедуры проверки, но и по качеству проведённой проверки. Обычно налоговики или не учитывают эти замечания, либо назначают мероприятия дополнительного налогового контроля — допрос, истребование документов или экспертиза. Со 2 июня 2016 года стало возможно представлять возражения и после этих мероприятий. Оценив все возражения, налоговики вынесут решение в 10-дневный срок по результатам налоговой проверки и укажут сумму недоимки, пени и тот штраф, который инкриминируют налогоплательщику.

9. Оспорить решение

После того как вы разобрались в причинах доначисления, можно подавать жалобу. Её следует оформить в письменном виде как официальное письмо и указать: ваши реквизиты; название, номер, дату обжалуемого решения и наименование ИФНС, которая его вынесла; ссылки на законодательство, которые подтверждают, что действия налоговой неправомерны; ваше требование отменить решение налоговой о доначислении налога; перечень подтверждающих документов. Жалобу отнесите в налоговую, чьё решение требуете отменить. А уже затем она перенаправит в вышестоящий орган — региональное управление ФНС.

ФНС России утвердила механизм рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях

С 22 октября 2014 г. в Уголовно-процес­суальном кодексе РФ появились нормы о порядке рассмотрения сообщений о налоговых преступлениях. Они введены в связи с изменением порядка возбуждения уголовных дел по этой категории преступлений. Ранее поводом для возбуждения уголовного дела могли служить исключительно материалы налоговых органов, причем направленные специально для решения вопроса о возбуждении дела. Теперь же перечень поводов расширен: к ним, в частности, отнесены и сообщения о преступлении. Поскольку задействована вся система налоговых органов России, ФНС России своим приказом утвердила порядок рассмотрения налоговыми органами сообще­ний о преступлениях, предусмотренных ст. 198—199.1 Уголовного кодекса РФ.

В конце прошлого года изменился порядок возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям (ст. 198—199.1 УК РФ). Если раньше дело возбуждалось только по сообщению налогового органа, то теперь для этих составов преступлений действует общий перечень поводов для возбуждения дела (ч. 1 ст. 140 УПК РФ). В частности, к ним относится и сообщение о преступлении. В связи с этим потребовалось внесение изменений и в ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса РФ (см. Федеральный закон от 22.10.2014 № 308-ФЗ). В ней появились новые положения об особом порядке рассмотрения таких сообщений в отношении налоговых преступлений. В частности, ст. 144 УПК РФ была дополнена новыми п. 7—9, которыми предусмотрено, что при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела следователь, получив из органа дознания сообщение о налоговом преступлении, обязан в течение трех дней направить в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора), копию сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) ­сборам.

Налоговый орган в свою очередь в течение 15 суток должен успеть рассмотреть полученные от следователя материалы и направить ему в ответ:

  • заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам в случае, когда обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения;
  • информацию о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в законную силу;
  • информацию об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоя­тельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки.

Поскольку данный порядок вступил в силу относительно недавно, 22 октября 2014 г., у налоговых органов отсутствовал внутренний порядок рассмот­рения подобных материалов. И вот теперь он появился. Федеральная налоговая служба утвердила свой внут­риведомственный порядок рассмотрения подобных материалов, полученных от следственных органов (приказ от 16.02.2015 № ММВ-7-2/70@). Он будет применяться всеми налоговыми инспекциями на мес­тах. Отметим, что приказ не проходил процедуру государственной регистрации в Мин­юсте России.

Алгоритм рассмотрения сообщений ФНС России утвердила следующий.

Вышестоящий налоговый орган в течение трех календарных дней со дня получения материалов от следователя должен будет проверить факт постановки на налоговый учет налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) в нижестоящем налоговом органе. Не совсем понятно, как этот и некоторые другие сроки будут соблюдаться на практике, в частности, если запрос от следователя поступит накануне продолжительных официальных праздников, длительность которых превышает число отведенных для того или иного действия календарных дней.

В случае положительного результата такой проверки вышестоящий налоговый орган должен будет направить в налоговую инспекцию с помощью электронного документооборота копию всех полученных от следователя материалов. А вот в случае отрицательного результата он должен выяснить, где же все-таки состоит на учете налогоплательщик, и направить материалы в другой вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговой инспекции, в которой налогоплательщик стоит на учете. На это отведены всего сутки. Копии материалов между «вышестоя­щими» будут направляться с помощью системы электронного документооборота (СЭД), с обязательной досылкой оригиналов на бумажном носителе. При этом ФНС России указывает, что предусмотренный УПК РФ срок (15 суток) в таком случае будет исчисляться с момента получения копий с помощью СЭД. Тем самым фактически продлевая его, что, согласитесь, вряд ли можно отнести к компетенции ФНС ­России.

Одновременно с этим вышестоящий налоговый орган проверит:

  • были ли обстоятельства, указанные в сообщении, предметом исследования в рамках повторной выездной налоговой проверки, осуществленной в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой вынесено вступившее в силу решение налогового органа, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения, в том числе факт направления соответствую­щих материалов в следственные органы;
  • идет ли повторная выездная налоговая проверка в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу.

Получив материалы, налоговая инспекция в течение семи дней должна подготовить или заключение, или информацию и направить их обратно в вышестоящий налоговый орган. Если налоговая инспекция обнаружит, что информация об обстоятельствах, указанных в сообщении о налоговом преступлении, уже направлялась в следственные органы, она проинформирует об этом свою вышестоящую инстанцию.

На основании сведений, поступивших из нижестоящего налогового органа, вышестоящий орган в течение 15 суток со дня получения материалов от следователя должен:

  • направить следователю заключение о нарушении законодательства о налогах и сборах и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам. Документом, содержащим сведения о правильности (неправильности) предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам и (или) сборам, а также сведения о размере пеней и штрафов (расчетом пеней и штрафов), является решение о привлечении к ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, прилагаемое к заключению. К заключению должны быть приложены копии всех упомянутых в нем документов, за исключением тех случаев, когда материалы, содержащие сведения об обстоятельствах, указанных в сообщении о преступлении, ранее уже направлялись в следственные органы;
  • проинформировать следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) проводится налоговая проверка, по результатам которой решение еще не принято либо не вступило в силу, в том числе в случаях, когда справка о проведенной выездной налоговой проверке уже составлена, но решение еще не принято либо не вступило в силу;
  • проинформировать следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства о налогах и сборах в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, в том числе если налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) не состоит на учете в нижестоящем налоговом органе. В последнем случае следователю сообщается о передаче материалов в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора) состоит на учете, либо о том, что он не состоит на учете в налоговых органах или снят с такового с указанием причины снятия.

Форма заключения направляемого следователю заключения приведена в приложении к утвержденному ФНС России порядку.

Статистика привлечения к уголовной ответственности по налоговым преступлениям за 2009 – 2016 годы

Специалистом компании «Щекин и партнеры», адвокатом Александром Меньшиковым, произведен анализ судебной практики по привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших налоговые преступления, за период с 2009 по 2016 год (использована информация сайта Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации). Охваченный период обусловлен наличием в статистической отчетности Судебного департамента при ВС РФ информации о налоговых преступлениях, начиная с 2009 года (до 2009 года статистическая отчетность о налоговых преступлениях не предоставлялась отдельно, являясь составной частью отчетности о преступлениях экономической направленности).

В материале представлена информация по уголовным делам, поступившим в суд с обвинительным заключением, исходя из критерия «по числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности».

Как следует из ниже приведенного графика, с 2009 года число лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления, снизилось в несколько раз.

Если общее число лиц, в отношении которых уголовные дела были направлены в суд, в 2009 году составило 3852, то в 2013 году их число составило 674 (минимальный показатель за весь период), то есть снижение произошло в 5,72 раза. Аналогичным образом снизилось число осужденных лиц: с 2656 в 2009 году до 449 в 2013 году (в 5,92 раза).

В качестве причин такого резкого снижения числа лиц, привлекаемых к ответственности за налоговые преступления, можно было бы рассматривать следующие:

§ Изменена процедура возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям – возбуждение уголовного дела возможно только на основании материалов, предоставленных налоговыми органами. Однако, такие изменения вступили в силу 07.12.2011 (часть 1.1 ст. 140 УПК РФ введена Федеральным законом от 06.12.2011 № 407-ФЗ), в связи с чем начали применяться с 2012 года.

§ Полномочия осуществления предварительного расследования по налоговым преступлениям переданы Следственному комитету РФ. Однако, и это изменение подследственности произошло с 1 января 2011 года.

§ Как «политическую» причину можно назвать обращение к правоохранительным органам в то время Президента Российской Федерации Д.А. Медведева с требованием «перестать кошмарить бизнес», прозвучавшее в конце июля 2008 года и имевшее «отложенный» положительный эффект в виде снижения числа привлекаемых к уголовной ответственности лиц.

Однако, в данном случае прямой причиной снижения числа привлекаемых к ответственности лиц является юридическая – повышение нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), необходимого для квалификации деяния как налогового преступления (изменения, внесенные Федеральным законом от 29.12.2009 № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступили в силу с 1 января 2010 года).

Именно с 2010 года значительное число деяний, содержащих признаки налоговых преступлений, перестали достигать минимально необходимого для привлечения к уголовной ответственности размера неуплаты, особенно по ч. 1 ст. 198 и ч. 1 ст. 199 УК РФ, следовательно, уголовные дела с таким размером неуплаты с 2010 года перестали возбуждаться либо подлежали прекращению еще на стадии предварительного следствия. Значительная часть переданных в суд уголовных дел также была прекращена за отсутствием состава преступления.

Тем не менее, с 2013 по 2016 год число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по налоговым преступлениям, ежегодно растет.

В 2014 году по отношению к 2013 году число привлекаемых к уголовной ответственности лиц выросло на 7,72 %, в 2015 году к 2014 году – на 6,39 %, в 2016 году к 2015 году – на 5,68 %. Рост числа привлекаемых к ответственности за налоговые преступления лиц в 2016 году к 2013 году составил 32,49 %.

Аналогичным образом с 2013 по 2016 год растет число осужденных лиц – произошел ежегодный рост на 0,67 %, 8,80 %, 0,74 % соответственно; рост в 2016 году по отношению к 2013 году составил 20,49 %.

Существенная разница между числом лиц, привлекаемых к ответственности, и числом осужденных лиц (что следует из первого графика) не должна вводить в заблуждение относительно большого числа оправданных или освобожденных от уголовной ответственности.

В отношении большинства освобожденных от уголовной ответственности, уголовные дела прекращены по нереабилитирующим основаниям, что связано главным образом с предусмотренным уголовным законом условием освобождения от уголовной ответственности в случае уплаты виновными лицами сумм недоимки, пеней, штрафа в размерах, вменяемых обвинением (примечание 3 к ст. 198 УК РФ, примечания 2 к статьям 199, 199.1 УК РФ, в настоящее время также примечания 2 к статьям 199.3, 199.4 УК РФ).

Соотношение числа лиц, осужденных к различным видам наказания, а также освобожденных от уголовной ответственности, приведено ниже.

Несмотря на увеличение с 2014 года общего числа осужденных, в приведенной выше диаграмме мы видим уменьшение числа осужденных к лишению свободы и к штрафу в 2015 и 2016 годах.

Дело в том, что в 2015 и 2016 годах большое число осужденных освобождено от наказания в связи с амнистией – 312 и 288 осужденных соответственно. Статистика не приводит точных сведений об основаниях амнистии. Скорее всего, этим основанием является амнистия, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (Постановление ГД ФС РФ от 24.04.2015 № 6576-6 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 70-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 годов»).

В этот же период была применена так называемая «амнистия капиталов» (Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Однако, с уголовно-правовой точки зрения, в соответствии с частью 3 ст. 76.1 УК РФ, закон «об амнистии капиталов» ввел дополнительное основание освобождения от уголовной ответственности, а не освобождения от наказания, тогда как в статистических таблицах Судебного департамента при Верховном Суде РФ в этой части приведены сведения об освобождении именно от наказания.

В связи с этим, сведения о лицах, подпадающих под действие закона об «амнистии капиталов», применительно к уголовно-правовым категориям, должны находиться в соответствующих разделах, содержащих информацию о лицах, в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям.

Необходимо иметь ввиду, что при отсутствии амнистии, послужившей основанием освобождения от уголовной ответственности, общее число лиц, привлеченных к уголовной ответственности в 2015-2016 годах, составляло бы еще большую цифру.

Согласно данным выше приведенной диаграммы число оправданных лиц, а также лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено по реабилитирующим основаниям, незначительно по отношению к общему числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности.

Число указанных лиц с 2009 года по 2014 годы неуклонно уменьшалось (за исключением незначительного увеличения числа оправданных в 2015 и 2016 годах).

Значительный рост в 2010 году числа лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям (см. диаграмму), связан с рассмотренной выше причиной общего снижения в 2010 году числа лиц, привлеченных к уголовной ответственности за налоговые преступления – в связи с повышением с 2010 года нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), являющегося обязательным признаком налоговых преступлений.

По той же причине в 2016 году увеличилось число лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям – произошло очередное повышение нижнего предела крупного и особо крупного размеров неуплаты налогов, сборов (изменения внесены Федеральным законом от 03.07.2016 № 325-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», вступили в силу с 15.07.2016).

Однако, повторения ситуации 2010-2011 года не произошло: несмотря на указанное повышение границы крупного размера неуплаты налогов (сборов) не только не произошло снижения общего числа привлекаемых к ответственности лиц, но общий рост привлеченных к уголовной ответственности по налоговым преступлениям продолжился.

Общее число оправданных лиц, а также лиц, освобожденных от уголовной ответственности по реабилитирующим основаниям, по отношению к числу привлекаемых к уголовной ответственности лиц всегда было незначительным: в 2009 году это число в процентном отношении к числу привлекаемых к уголовной ответственности составило 1,59 %; в 2010 – 15,51 % (высокий процент — исключение в связи с рассмотренным повышением минимального порога крупного размера неуплаты, о чем сказано выше); в 2011 году – 4,53 %; в 2012 году – 3,38 %; в 2013 – 0,59 %; в 2014 году – 1,79 %; в 2015 – 1,07 %; в 2016 году – 4,81 %.

Если же брать только количество оправданных лиц к количеству осужденных (не рассматривая количество прекращенных уголовных дел по реабилитирующим и нереабилитирующим основаниям), то в 2009 году число оправданных к осужденным составит 1,88 %; в 2010 – 1,47 %; в 2011 – 2,5 %; в 2012 – 2,8 %; в 2013 – 0,66 %; в 2014 – 0,88 %; в 2015 – 1,65 %; в 2016 – 1,46 %. То есть число лиц оправданных к лицам осужденным, крайне незначительно. Что наглядно демонстрируют приведенные ниже диаграммы.

Что касается лиц, которым назначено наказание в виде реального лишения свободы, имеется общая тенденция резкого снижения назначения такого вида наказания с 2009 по 2011 годы и примерно один количественный уровень с 2011 по 2014 год, причем с минимальным числом наказаний в виде реального лишения свободы в 2014 году (см. соответствующий график).

Однако, в 2015 и 2016 годах число наказаний в виде назначения реальных сроков лишения свободы увеличивается, опережая в процентном отношении общую тенденцию увеличения числа привлеченных к ответственности лиц: если рост числа привлеченных к ответственности в 2016 году по отношению к 2013 году составил 32,49 %, то рост числа осужденных лиц с назначением наказания в виде реального лишения свободы за аналогичный период вырос на 62 % (по отношению к 2014 году рост еще выше – на 213,33%).

При рассмотрении сроков реального лишения свободы, назначаемых судами, мы видим, что если в 2009 году количество осужденных к лишению свободы сроком до одного года, от года до двух, от двух до трех лет было примерно равным, то с 2010 года большая доля сроков лишения свободы назначалась в пределах от года до двух лет, вплоть до 2016 года. Однако, в 2016 году произошло существенное увеличение доли назначения судами наказаний со сроками реального лишения свободы от двух до трех и от трех до пяти лет.

Проанализировав имеющиеся статистические данные, а также с учетом формирующейся позиции правоприменительных органов (см.: «Методические рекомендации «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)», утв. Следственным комитетом России и ФНС России (<Письмо> ФНС России от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@), а также <Письмо> ФНС России от 16.08.2017 № СА-4-7/16152@ «О применении норм Федерального закона от 18.07.2017 N 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»), в соответствии с которой налоговым и правоохранительным органам рекомендовано уделить повышенное внимание необходимости доказывания умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов) уже на стадии налоговой проверки, можно предполагать, что тенденция к росту возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, а соответственно, к увеличению числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за их совершение, будет сохраняться.

Вероятен резкий рост числа привлеченных к уголовной ответственности лиц в 2018-2019 годах. Дело в том, что новые требования СК РФ и ФНС России о доказывании умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов), будут распространяться на налоговые проверки, начиная с лета 2017 года. С учетом сроков проведения налоговых проверок, передачи материалов проверок следственным органам, сроков производства предварительного следствия, — рассмотрение судами возросшего количества уголовных дел будет приходиться на вторую половину 2018 года, 2019 год.

ВЫВОДЫ

§ В последние годы количество лиц, привлекаемых к уголовной ответственности по налоговым преступлениям, неуклонно растет.

§ Снижение числа лиц, привлекаемых к ответственности по налоговым преступлениям, произошедшее в 2010-2011 году, было связано с повышением нижнего предела крупного размера неуплаты налогов (сборов), являющегося обязательным признаком состава налоговых преступлений. Однако, начиная с 2012 года, тенденция к росту числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, не меняется.

§ Большая часть наказаний за налоговые преступления назначается судами в виде лишения свободы условно, а также в виде штрафа. Существенное число лиц освобождается от уголовной ответственности по нереабилитирующим основаниям, в связи с уплатой подсудимыми в полном размере сумм недоимки, пеней, штрафа.

§ Из числа привлеченных к уголовной ответственности лиц ежегодно, начиная с 2013 года, увеличивается число лиц, в отношении которых судами назначено наказание в виде реального лишения свободы. Сроки лишения свободы, к отбытию которых приговариваются осужденные, также ежегодно увеличиваются.

§ Число оправданных лиц, а также лиц, в отношении которых уголовные дела прекращены по реабилитирующим основаниям, крайне незначительно к общему числу лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, и, за исключением 2016 года, их общее число ежегодно снижается.

§ С учетом официально выраженной позиции правоприменителей (СК РФ и ФНС России) о необходимости доказывания умысла налогоплательщика на неуплату налогов (сборов, страховых взносов) в рамках налоговой проверки, во второй половине 2018 и в 2019 году вероятен значительный рост числа лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за совершение налоговых преступлений.

Специалисты компании «Щекин и партнеры» готовы предоставить консультации по вопросам уголовной ответственности налогоплательщиков (плательщиков сборов, страховых взносов), оказать юридическую помощь в представлении интересов лиц, ответственных за их неуплату, в том числе адвокатское сопровождение в случае привлечения к уголовной ответственности.

Уклонение от уплаты налогов. Возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям в 2019 г.

По налоговым преступлениям ( ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ) действует особый порядок возбуждения уголовных дел, отличный порядка от возбуждения дел по иным экономическим составам УК РФ.

Возможно ли возбуждение уголовного дела за уклонение от уплаты налогов без выездной налоговой проверки?

Да, возможно, и в последние годы крайне распространено. С конца 2014 г. следователям возвращено право возбуждать уголовные дела о неуплате налогов, вне зависимости от факта проведения налоговой проверки и ее результатов. Теперь материалы выездной налоговой проверки перестали быть единственным поводом для возбуждения дел по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ.

Факты нарушения налогового законодательства, выявленные в ходе расследования других уголовных дел, заявления и сообщения о преступлении, постановления прокурора так являются распространенным поводил для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении.
В 2017 — 2018 г. наши адвокаты все чаще сталкивались с уголовными делами по уклонению от уплаты налогов, поводом для возбуждения которых послужили расследования других преступлений, таких как обналичивание (ст. 172 УК РФ Незаконная банковская деятельность) или вывод денежных средств за рубеж (ст. 193 УК РФ Уклонение от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации и ст. 193.1 УК РФ Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов).

Однако, все-таки возбуждение уголовных дел за уклонение от уплаты налогов чаще всего осуществляется после выездной налоговой проверки.

Могут ли привлечь собственника компании к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Да, могут. К уголовной ответственности могут быть привлечены собственники компании и контролирующие компанию лица — бенефициары. В последние годы, правоохранительные органы хорошо научились определять лиц фактически владеющих и управляющих бизнесом. Наличие оффшорной структуры владения или владение через подставных лиц и управление через номинальных директоров в большинстве случаев не позволяет избежать уголовной ответственности.

Звоните! 8-921-786-43-15

В случае вероятного доначисления ФНС существенных сумм, которые у Вас не будет возможности покрыть, мы рекомендуем в ходе налогового спора прибегать к помощи адвоката, разбирающегося не только в налоговом, но и в уголовном законодательстве, а не к услугам юристов, не имеющих права работать по уголовным делам. Это позволит избежать критических ошибок в ходе налогового спора с ИФНС и сократит риски уголовного преследования.

За какой период могут привлечь к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов?

Ранее возбуждение уголовных дел по налоговым преступлениям было возможно только на основании фактов, покрытых периодом налоговой проверки – трехлетним периодом. Теперь следователь ограничен только сроками исковой давности. Срок давности привлечения к уголовной ответственности в зависимости от состава налогового преступления могут составлять два года (для небольшой тяжести) или шесть лет (для средней тяжести).

В 2019 г. в случае уклонения от уплаты налогов в особо крупном размере, налогоплательщики могут быть привлечены к уголовной ответственности за деяния совершенные в 2013-2018 годах.

Какой размер неоплаченных налогов является уклонением от уплаты налогов?

Уголовному преследованию подлежит уклонение от уплаты налогов с организации (ст 199 УК РФ) в только в крупном и особо крупном размере, неоплата налогов на меньшую сумму является только административным нарушением.

Уклонение от уплаты налогов в крупном размере:

более 5 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате налогов или более 15 млн. руб. — размер увеличен с середины 2016 г.

Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере:

более 15 млн. рублей за 3 финансовых года подряд, если доля неоплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате налогов или более 45 млн. руб.
При уклонении от уплаты налогов с физического лица порог неуплаты налогов существенно ниже за которое лицо может быть привлечено к уголовной ответственности существенно ниже — возбуждение уголовного дела возможно при неуплате в бюджет 900 тыс. за 3 года.

У подозреваемого и обвиняемого есть право на освобождение от уголовной ответственности, если налоговое преступление совершено впервые, а ущерб, причиненный бюджетной системе в результате преступления, возмещен в полном объеме.

Участие ФНС в возбуждении уголовного дела по ст 199 УК РФ и ст 199.1 УК РФ, ст 198 УК РФ в 2019 г:

Не смотря на то, что инициатором уголовного дела не всегда выступает ФНС. Налоговая инспекция в процессе возбуждения уголовного дела все же участвует.

Обновленная ст. 144 УПК РФ предусматривает следующий порядок:
Получив от органов дознания сообщение о налоговом преступлении (которые, описаны в статьях ст. 198 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, ст. 199 Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, статья 199.1 Неисполнение обязанностей налогового агента Уголовного Кодекса), следователь (если нет оснований для отказа в возбуждении уголовного дела) в течение трех суток обращается в вышестоящий налоговый орган по отношению к той инспекции, в которой состоит на учете налогоплательщик. В налоговый орган следователь направляет обосновывающие документы и предварительный расчет предполагаемой суммы недоимки по налогам.
Получив запрос, налоговый орган должен в течение 15 суток направить в ответ свое заключение.
Законом предусмотрено три опции ответов налоговой инспекции:

  • направление заключения, подтверждающее нарушение законодательство, если проверка за спорный период уже проводилась;
  • проинформировать о проводимой налоговой проверке, по результатом которой решение не принято или еще не вступило в силу;
  • проинформировать об отсутствие сведений о нарушении, если обстоятельства не исследовались при проведении проверки.
  • Оценив ответ налогового органа, но не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, следователь принимает решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в этом. В случае если налоговый орган не уложился в отведенный 15-дневный срок, решение принимается без учета их мнения, более того закон позволяет возбудить дело и до получения из налогового органа ответа при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.
    На практике, данная формулировка позволяет следователю возбуждать уголовное дело через несколько дней после получения сообщения о преступлении или выявления признаков уклонения от уплаты налогов в рамках расследования иных дел и не дожидаться ответа МИФНС. (См.: п. 7 -9 ФЗ от 22.10.2014 № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»).
    Что касается порядка инициирования налоговым органом возбуждения уголовного дела, то в соответствии со 32 НК РФ и ст. 140 УК РФ, ФНС обязано направить материалы в правоохранительные органы, только после вступления решения о доначислении налогов в законную силу и невыполнении налогоплательщиком требования ФНС об уплате недоимок, пеней и штрафов в установленные НК РФ сроки.
    Однако, на практике если речь о крупном размере, то МИФНС направляет материалы в следственные органы непосредственно после вынесения решения о привлечении к ответственности, не дожидаясь окончания процесса обжалования. Чаще всего в таком случае следственный комитет проводит доследственную проверку и выносит формальный отказ в возбуждении уголовного дела, который отменяй прокуратура. Это дает возможность следственным органам готовить материал к возбуждению до решения суда по налоговому спору, неоднократно отказывая в возбуждении дела, а потом проводя доп проверку.

    Адвокат Бизнес Развития ответит на Ваши вопросы и договорятся о встрече с Вами.
    Так же, Вы можете заполнить контактную форму и наши адвокаты свяжутся с Вами в кратчайшие сроки.
    В случае, если Вы являетесь подозреваемым или обвиняемым в уклонении о уплаты налогов или иных экономических преступлениях, адвокаты Бизнес Развития могут осуществить представление Ваших в уголовном процессе.

    В случае, если Вам предстоит налоговый спор с ФНС и Вы опасаетесь привлечения к уголовной ответственности при негативном исходе дела, воспользуйтесь помощью налогового адвоката по представлению интересов в ИФНС и в Арбитражном суде в налоговых спорах.
    В случае возникновения у Вас вопросов по данной тематике, в том числе по наличию у Вас рисков привлечения к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов и путей сокращения таких рисков, Вы можете воспользоваться нашими консультационными юридическими услугами.

    Аналитика Аналитические обзоры

    22 октября 2014 года подписан и вступил в силу Федеральный закон № 308 «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (далее – Закон № 308), который внес изменения в порядок возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198–199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

    Расширение поводов и оснований возбуждения уголовных дел

    С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела о налоговом преступлении, предусмотренном статьями 198–199.2 УК РФ, являлись только материалы налоговых органов, направляемые следственным органам при наличии признаков соответствующих преступлений и только в случае неуплаты налогов и сборов налогоплательщиком (налоговым агентом) в течение 2 месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора), направленного на основании решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Обычно такие обстоятельства возникали при соответствующем доначислении налогов и сборов налогоплательщику (налоговому агенту) и отсутствии у него имущества для уплаты доначисленных налогов, пени и штрафов или принятия арбитражным судом (по заявлению налогоплательщика или налогового агента) обеспечительных мер о приостановлении действия решения налогового органа.

    Теперь поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях являются не только материалы, переданные налоговыми органами, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

    Данное изменение оказывает комплексное влияние на уголовное производство:

    § позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за преступления до 10-летней давности;

    § практически безгранично расширяет круг лиц, имеющих возможность инициировать возбуждение уголовного дела;

    § существенно расширяет перечень материалов, которые могут стать основанием для возбуждения уголовного дела;

    § расширяет перечень государственных органов, способных оказать влияние на возбуждение уголовных дел;

    § усложняет и делает менее надежным механизм освобождения от уголовного преследования при уплате суммы недоимки, пеней и штрафов.

    Подследственность

    Возможность возбуждения уголовных дел не только по материалам налоговых органов наиболее вероятно активизирует деятельность правоохранительных органов по проверке сообщений о преступлении и проявление их собственной инициативы в возбуждении уголовных дел.

    Несмотря на то, что с 1 января 2011 года предварительное расследование по налоговым преступлениям отнесено к компетенции Следственного комитета Российской Федерации, фактические «проверочные» мероприятия могут осуществлять и иные правоохранительные органы, в частности органы внутренних дел. Так, органы внутренних дел могут не только совершать оперативно-розыскные и следственные действия по поручению Следственного комитета Российской Федерации, но и ввиду недостаточной конкретизации норм Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) осуществлять проверку сообщений о преступлении, поступивших к ним, в том числе истребовать документы, получать объяснения, проводить осмотр, осуществлять снятие информации с технических каналов связи
    и т.д.

    Вместе с этим, изменения, вносимые в УПК РФ Законом № 308, предусматривают, что органы дознания, к которым относятся и органы внутренних дел, не смогут возбуждать уголовные дела по статьям 198–199.1 УК РФ, а также прекращать их с согласия прокурора.

    Взаимодействие с налоговыми органами

    Введенные Законом № 308 положения о направлении материалов в налоговый орган для получения заключения и иной информации представляются фактически бездейственными:

    § новые положения УПК РФ предусматривают не проверку налоговым органом правильности расчета или оснований привлечения к ответственности по существу, а лишь сообщение информации о том, проводилась ли ранее налоговая проверка с исследованием обстоятельств, указанных в сообщении о преступлении, и проводится ли такая проверка в настоящий момент;

    § новые положения УПК РФ не связывают действия следователей и возможность возбуждения уголовного дела ни с ответом, полученным от налогового органа, ни с самим фактом получения такого ответа;

    § направление материалов в налоговый орган формально предусмотрено лишь для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания (в частности из ОВД). Направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.

    Более того, согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу.

    Обращаем внимание, что возможный «разворот последовательности» налоговых и следственных мероприятий может сделать рабочим подпункт 3 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, который предусматривает налоговую ответственность налогоплательщика в размере 40% от суммы умышленно неуплаченного налога (сбора), а не 20%, который сейчас повсеместно применяется налоговыми органами даже в делах «по аффилированным однодневкам».

    Преюдиция

    Несмотря на многочисленные доводы бизнес-сообщества о необходимости введения рычагов сдерживания и противовесов в процесс уголовного преследования по налоговым преступлениям, статья 90 УПК РФ «Преюдиция» осталась без изменений.

    Данная статья определяет, в частности, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

    Как следует из буквального толкования статьи, следователем признаются без дополнительной проверки лишь установленные обстоятельства, а не выводы суда о законности или незаконности решения налогового органа. Иными словами, судебное решение в пользу налогоплательщика далеко не во всех случаях может означать прекращение уголовного дела, хотя на практике правоохранительные органы зачастую ориентируются именно на результат рассмотрения арбитражного дела.

    Несмотря на наличие арбитражной практики, признающей неправомерным направление материалов в следственные органы в период приостановления действия решения налогового органа. С 7 декабря 2011 года поводом возбуждения уголовного дела могли стать только результаты налоговых проверок, которые в общем случае не могут быть проведены за период, превышающий 3 календарных года, предшествующие году, в котором вынесено решение о проведении проверки. При этом выездные налоговые проверки могут быть проведены только за период, не превышающий 3 года. При котором не следствие будет основываться на решении налогового органа и материалах налоговой проверки, а налоговая проверка будет проводиться на основании возбужденного уголовного дела.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *