Налоговая нагрузка

Ситуацию в российской экономике и российских финансах все чаще начинают описывать с помощью мема «Население — новая нефть».

Нина Зотина / РИА Новости

Разумеется, речь не только о населении, но и о бизнесе. Поскольку выручка от экспорта нефти и газа нестабильна, а санкции вызвали резкий отток капитала, власти вынуждены искать больше источников дохода внутри страны. В этой ситуации вполне закономерно ожидать роста налоговой нагрузки на бизнес.

Не только НДС

Самым главным событием в налоговой сфере за последнее время стало произошедшее в прошлом году повышение НДС с 18% до 20%.

«Всему бизнес-сообществу до сих пор непонятно: зачем при профицитном бюджете наносить такой удар по российской экономике», — замечает по этому поводу генеральный директор компании CorpSoft24 Константин Рензяев.

Руководитель специализирующейся на бухгалтерском сопровождении и аудите группы компаний «БиПи» Валентина Мейсак говорит:

«Сегодня есть четкое ощущение, что расходы на администрирование НДС превышают его собираемость».

Однако, как свидетельствуют отзывы опрошенных «Инвест-Форсайтом» экспертов, дело отнюдь не только в формальном повышении налоговых ставок. Как отмечает главный бухгалтер компании Win Pay Константин Нигматзянов, в 2019-м было отменено большое количество льгот для малых предприятий. До нынешнего года существовал целый спектр послаблений для 30 видов деятельности, например уменьшенный страховой взнос по фонду оплаты труда. После его отмены нагрузка на ФОТ выросла на 10%. В меньшей степени пострадали IT-компании, так как государство их активно поддерживает сниженной ставкой ФОТ, которая и в 2019 году остается на уровне 14%.

Белые и серые

Есть еще более важное обстоятельство, порождающее рост нагрузки: экономика становится все более «белой». По словам Константина Нигматзянова, стандартные «серые» схемы — вроде создания новой компании каждые полгода — почти перестали работать. Все счета-фактуры теперь выгружаются в налоговую и тщательно перепроверяются. С этим мнением полностью согласен Константин Рензяев (CorpSoft24):

«На первый взгляд, кроме НДС, другие налоги не увеличились, но фактическая нагрузка на бизнес растет. Как это происходит? А очень просто — десять лет назад стоимость обнала составляла 5-7%. Таким образом можно было существенно снизить НДС, а затем пустить обналиченные суммы на выплату заработной платы и уменьшить взносы в фонды. В последние годы эта схема уже не работает, и бизнес вынужден платить все налоги, потому что оптимизировать их стало дороже. В связи с этим после уплаты НДС (20%), НДФЛ и Страховых взносов (43%), налога на прибыль (20%) и др. как таковой прибыли и не остается. При этом при плохих финансовых показателях сотрудники налоговой службы вызывают директоров предприятий и грозят выездными налоговыми проверками, если ситуация не улучшится. Текущую ситуацию оцениваю как крайне враждебную для развития бизнеса, поэтому у нас и недостаточно действительно стоящих бизнес-проектов».

Белый клининг

Что означает для бизнеса процесс обеления — можно рассмотреть на примере клининговой отрасли, о чем «Инвест-Форсайту» подробно рассказал основатель группы компаний «Кристанваль» Олег Попов. По его словам, обеление отрасли клининга началось еще в позапрошлом году. По данным ФНС, за прошлый год выручка отрасли составила порядка 380 млрд рублей. Исходя из этих расчетов, на плечи клининговых компаний ложится налоговая нагрузка в размере не менее 30% — то есть государство планирует вернуть в казну не менее 100 млрд рублей. До процесса обеления нагрузка не превышала 7%. Сейчас ФНС поставила всей отрасли ультиматум: или компании уплачивают все положенные налоги, или теряют бизнес. По предварительным данным Ассоциации клининговых и фасилити-операторов (АКФО), только за последние два квартала налоговая нагрузка возросла в 2-3 раза. Впрочем, эти данные касаются только членов АКФО, остальные продолжают укрываться от налогов, однако их судьба может быть незавидной. В числе возможных вариантов развития событий — проверки, доначисление налогов за три предыдущих года и даже уголовные дела. Поощрения уготованы тем компаниям, которые вступят в отраслевые некоммерческие объединения, соблюдающие Этическую хартию ФНС, — в первую очередь это АКФО и Национальная ассоциация фасилити операторов (НАФО).

«Массовой зачистки отрасли не планируется. Скорее всего, это будут точечные проверки наиболее неблагонадежных компаний, не осознавших всю серьезность ситуации», — прогнозирует эксперт.

Белые выигрывают?

Разумеется, в том, что бизнес выходит из тени, можно увидеть и положительную сторону. Раньше «серые» компании выживали за счет ухода от налогов, что позволяло держать низкую себестоимость товаров, которая иногда выглядела демпингом. Это, разумеется, мешало работать компаниям, которые платили все налоги. Улучшенный контроль повысил прозрачность рыночной ситуации, уменьшив значение демпинга.

«Теперь белые компании платят больше налогов, но им меньше мешают серые компании, которым тоже приходится переходить на полностью белую схему, а значит, конкурировать не за счет искусственно заниженных цен», — замечает Константин Нигматзянов (Win Pay).

Впрочем, насколько далеко зашел процесс обеления, сказать трудно: бизнес-компании закрывают очень часто, и, как отмечает основатель аудиторской компании «Форос Аудит» Елена Васильева, лишь 4% предприятий существуют более 3 лет.

Налоги — проблема №1

Так или иначе, по словам аналитика компании QBF Олега Богданова, данные Росстата показывают: по итогам 2018 года налоговая нагрузка для юридических лиц составляла 11,5% от оборота, увеличившись на 0,7% п.п. к уровню 2017 года. Наибольший рост нагрузки, по мнению аналитика, зафиксирован в ТЭКе (с 45,4% до 52,1% за счет увеличения НДПИ). В секторе «Пищевые продукты, напитки, табачные изделия» налоговая нагрузка сократилась — с 28,2% до 23,5%, но это результат снижения производства в этом сегменте.

По данным исследования «Пульс малого бизнеса», проведенного Альфа-банком и Международным исследовательским центром MARC, в конце прошлого года наибольшее число опрошенных предпринимателей (49%) называли главной проблемой бизнеса именно высокие налоги; на втором месте (38%) был недостаток средств, на третьем (37%) — снижение спроса. При этом, по словам представителей Альфа-банка, доля предпринимателей, которые называют проблемой №1 налоги, росла с 2017 года.

«Новая категория налогоплательщиков, НДС до 20%, инициативы по изменению вчерашних сборов в новые налоги, риск блокировки счета со стороны собственного банка при подозрении на нарушение 115-ФЗ и/или непроявленной “должной осмотрительности”, снижение общей маржинальности белого бизнеса до уровня высокооплачиваемого наемного сотрудника не добавляют оптимизма», — комментирует ситуацию руководитель проектов «Налогия» Василий Кисленко.

В масштабах десятилетия

Такова ситуация в последние 2 года. А что происходило с российским налоговым режимом, если взглянуть на более длинный период времени?

Руководитель налоговой практики юридической компании BMS Law Firm Денис Зайцев по просьбе «Инвест-Форсайта» назвал важнейшие события, произошедшие в налоговой сфере за последние 10 лет. В 2009 году это снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20%. Однако здесь налоговые послабления и кончились — началось ужесточение, хотя и не связанное с пересмотром ставок. В 2011 году случился переход на более развернутое положение о трансферном ценообразовании, что дало налоговым органам дополнительные инструментарии для новых претензий: налоговики начали применять понятие «необоснованной налоговой выгоды» даже к бизнесу, который по обороту был значительно ниже, чем установленные лимиты.

В 2014 году налог на имущество стал считаться с кадастровой стоимости. В 2015 году вводится налоговая нагрузка на контролируемые иностранные компании. В этом же году введен торговый сбор в таких городах, как Москва, Санкт-Петербург и Севастополь.

Не только налоги

Заметим, что нагрузка на бизнес не всегда связана с платежами, юридически называемыми «налогами». Валентина Мейсак («БиПи») констатирует: в России многие годы постоянно добавляются новые платежи и сборы, которые официальная статистика не относит к налогам, но они в любом случае ложатся фискальным бременем на плечи предпринимателей. Это различные расходы на установку и администрирование систем ЕГАИС и «Меркурий», установку онлайн-касс; экологический сбор, плата за негативное воздействие на окружающую среду, курортный сбор, утилизационный сбор, сборы за проезд по федеральным трассам — система «Платон», расходы на проведение специальной оценки условий труда.

Елена Васильева («Форос Аудит») добавляет, что на налоговую нагрузку повлиял рост размера минимальной оплаты труда с 4330 рублей (на 1 января 2009 г.) до 11280 (на 1 января 2019 г.). Это означает рост налоговой нагрузки для индивидуальных предпринимателей — фиксированные страховые платежи за себя и для всех работодателей — увеличение объема страховых взносов.

В итоге: доклад РСПП «О состоянии делового климата в России в 2014—2017 году» сообщает, что 40,3% опрошенных предпринимателей уверенно заявляют о росте налоговой нагрузки. В то же время данными официальной статистики эти жалобы подтвердить невозможно.

«Как показывает статистика Росстата, за последние 10 лет налоговая нагрузка на российский бизнес оставалась примерно на одном уровне — это 30-32% от ВВП», — сообщает Олег Богданов (QBF).

Однако Елена Васильева объясняет, что наши официальные показатели искажены: в общий расчет не включаются платежи по налогам и взносам на фонд оплаты труда и НДФЛ на дивиденды.

Минфин можно понять?

Уже известны некоторые меры, которые могут ужесточить налоговый режим в будущем. Как сообщает Денис Зайцев (BMS Law Firm), сейчас рассматривается проект, по которому неналоговые платежи будет администрировать ФНС, а ответственность за их неуплату ужесточится вплоть до уголовной — что означает дальнейший принудительный вывод бизнеса из тени. При этом честные налогоплательщики могут попасть «под раздачу» из-за борьбы с дроблением бизнеса. Под предлогом широкой кампании налоговая может доначислить налоги не только мошенникам, но и честным группам компаний — такие случаи уже бывали.

«Конечно, позицию Минфина можно понять, — говорит Валентина Мейсак. — На фоне финансового кризиса, падающих доходов и растущих социальных обязательств ужесточение фискальной политики оправдано. Но нельзя допустить ситуации, когда рост налоговых поступлений существенно превышает темпы роста экономики и реальных доходов граждан, а малый и средний бизнес сомневается в целесообразности ведения предпринимательской деятельности в нашем государстве».

Константин Фрумкин

События года 2019

Большее по сравнению с другими регионами количество закрытых фирм в этих субъектах объясняется тем, что там общее количество предприятий малого и среднего бизнеса значительно выше, чем в других областях страны. За последние четыре года количество предприятий МСП снизилось на 5,2 процента и составило 2,4 миллиона юридических лиц — таковы данные ФНС. До конца 2019 года при самом благоприятном прогнозе закроется еще около 300 тысяч организаций.

Примерно 50 процентов предприятий малого и среднего бизнеса прекращают свою деятельность в течение первого года после регистрации, до пятилетнего возраста «доживают» не более 5-10 процентов. Эта тенденция сохраняется на протяжении последних десяти лет и приняла хронический характер. Более 90 процентов предприятий малого и среднего бизнеса — это микробизнес, в котором занято менее 15 человек.

Причинами такой плачевной ситуации были раньше и остаются высокие ставки налогов для МСП, бюрократические проволочки, высокая стоимость кредитов, дефицит квалифицированных кадров. Сейчас же и общая экономическая ситуация в стране ухудшилась: реальные доходы населения не растут, потребительский спрос падает, а издержки увеличиваются. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса фиксируют снижение объемов продаж. Те компании, у которых есть финансовый запас прочности и возможность снизить издержки, еще держатся на плаву, остальные закрываются, так как работают на границе самоокупаемости.

При этом налоговое бремя растет, а кредиты нельзя назвать доступными.

Банковские структуры в настоящее время очень скептически относятся к субъектам малого и среднего бизнеса. И если средним по размеру и оборотам еще удается получить внешние займы, то мелкие предприятия и индивидуальные предприниматели этого практически лишены, несмотря на все обещания властей льготных кредитов и т.д.

Представители малого и среднего бизнеса одной из главных проблем, которые оказывают негативное влияние на деловую среду, указывают бюрократию. Чтобы начать и в дальнейшем вести деятельность, предприятию необходимо собирать множество справок, печатей, разрешительных документов. На все это требуется очень много времени.

До пятилетнего возраста «доживают» не более 5-10 процентов вновь зарегистрированных малых и средних предприятий

В этом году на снижение индекса деловой активности повлияли и новые факторы: повышение НДС с 18 до 20 процентов, обязательное использование контрольно-кассовой техники, отмена пониженных тарифов страховых взносов для предприятий, использующих упрощенную или патентную систему налогообложения, а также единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Изменения в налоговом законодательстве — одна из главных причин, которая влияет негативно на настроения предпринимателей. У малого и среднего бизнеса в подавляющем большинстве нет уверенности в том, что завтра или через год в очередной раз не изменятся ставки налогов или не будут введены очередные новшества, выполнение которых станет для бизнеса неподъемной ношей. В ситуации с отменой ЕНВД, например, очевидно, что это также приведет к сокращению количества юридических лиц, так как они могут не найти замену этому налогу. При отмене единого налога на вмененный доход с 1 января 2021 года необходимо предусмотреть меры по замене этого налога.

В целом объем финансовой поддержки в 2019 году субъектам малого и среднего предпринимательства (кредиты, лизинговые программы и пр.) составляет очень внушительную сумму — 1,1 триллиона рублей. Но по итогам 2019 года эта программа будет выполнена в лучшем случае на 35 процентов. Что касается доступности заемных средств для малого и среднего бизнеса, то в этом году была запущена программа по льготному кредитованию предприятий МСП под 8,5 процента. Но в процессе работы программы выявились ее недочеты.

Во-первых, банки по-прежнему крайне неохотно идут навстречу малому бизнесу. Получить льготный госкредит под указанные 8,5 процента могут разве что средние предприятия со стабильным доходом и высокими оборотами. Большинству обычных индивидуальных предпринимателей такой кредит получить нельзя, так как они не попадают под критерии, или малому бизнесу сложно получить кредит, так как по льготной программе работает только четвертая часть банков в стране.

Объем финансовой поддержки малого и среднего бизнеса в 2019 году составляет внушительную сумму — 1,1 триллиона рублей

Во-вторых, проблемой программы стало требование о том, что банки кредитуют бизнес долями: 50 процентов — на пополнение оборотных средств, 50 процентов — на инвестиционные нужды. Но инвестиционных проектов сейчас крайне мало, бизнес практически не думает о развитии, главная задача — удержаться на плаву. Получается, что предпринимателю сложно получить льготный заем на приобретение оборудования или другие основные средства, если нет проекта по инвестициям. По оценкам экономистов, инвестирование активно развивается при ставках по банковским кредитам менее 7 процентов. Тогда возможно использование кредита не только на пополнение основных средств, но и на инвестпроекты.

Еще одно ограничение по кредитам для МСП по льготной ставке в том, что получить его могут предприятия, занятые производством, при том что большая часть малого и среднего бизнеса — это сфера торговли и услуг. Также серьезным барьером для развития малого и среднего бизнеса стало то, что предприниматель, взявший ранее коммерческий кредит и захотевший воспользоваться госпрограммой, не может перекредитоваться. Сначала он должен выплатить имеющийся кредит, а потом уже обращаться за кредитом по льготной ставке.

В этом году была запущена программа по льготному кредитованию малых и средних предприятий под 8,5 процента, но ее участники уже успели выявить недочеты программы

Между тем, чтобы увеличить долю предприятий МСП в экономике страны, нужно провести полную реорганизацию законодательных актов, регулирующих эту сферу деятельности, а также пересмотреть принципы налогообложения. Сейчас МСП практически зажаты в тисках контроля, проверок и налогов, что негативно сказывается на предприятиях.

Сейчас у нас в стране насчитывается 197 органов контроля и надзора, которые осуществляют 236 функций и следят за выполнением различных требований к бизнесу (таких требований — 2 миллиона). Такое количество требований бизнес просто не в состоянии выполнить. Например, в Великобритании работа ресторана регулируется 18 нормами, у нас таких требований к сфере общепита — более 6 тысяч.

Для развития малых и средних предприятий необходимо снижать налоговую нагрузку, сокращать количество норм и требований для бизнеса, а также обеспечивать сферу малого и среднего бизнеса длинными и дешевыми кредитами. Пока все инициативы, которые внедряются в этой сфере, имеют малозначительный и временный эффект.

Инфографика «РГ» / Александр Чистов / Евгения Носкова

Показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности за 2017 год

Так называемая Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена приказом ФНС России от 30.05.07 № ММ-3-06/333. Она позволяет понять, насколько ваш бизнес рискует попасть под выездную ревизию налоговиков. Один из основных критериев при этом – налоговая нагрузка по видам экономической деятельности. В середине мая 2018 года Налоговая служба России опубликовала обновлённые показатели налоговой нагрузки по виду экономической деятельности за 2017 год. Приводим их полный перечень в данном обзоре (можно скачать), чтобы каждая фирма (ИП) могла сравнить их со своим значением.

Также см. «Показатели безопасной рентабельности по видам экономической деятельности за 2017 год».

Состав видов деятельности

Традиционно показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности закреплены Приложением № 3 к упомянутому приказу. Теперь уже – за 2017 год (ФНС обновляет их ежегодно). В документе речь идёт об укрупненных направлениях деятельности согласно классификатору ОКВЭД-2. Ищите тот который наиболее соответствует вашей сфере.

Также см. «Период выездной налоговой проверки: что придут смотреть».

Коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности

Актуально на: 15 февраля 2017 г.

Налоговая нагрузка – это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год – от 1,4% до 41,5%.

Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций – менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

Налоговая нагрузка — что вызывает внимание

В нашей статье мы расскажем, что такое налоговая нагрузка, как заплатить налоги, чтобы не привлечь внимания налоговой инспекции, показатели налоговой нагрузки. Все организации стремятся к увеличению своей прибыли, но в то же время хотят снизить расходы на уплату налогов. В этом вопросе очень важно отслеживать организацию в своей отрасли на фоне других предприятий. Почему? сейчас объясним.

1. Что такое и для чего налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка своими словами – это налоговое бремя, т.е. сумма налогов и взносов в государственную казну, которую платит предприятие. Её уровень контролирует налоговая служба. Стоит компании начать платить налогов меньше, может последовать для начала вызов на беседу в налоговую инспекцию. Мы считаем, важным следить за установленными критериями и руководствоваться ими. Говоря о налоговой нагрузке, подразумевают соотношение между суммой уплаченных налогов и выручкой.

Пример. За год у организации следующие показатели. Выручка — 30 млн. руб. Абсолютная налоговая нагрузка (сумма всех налогов без пошлин) — 4 млн руб. Относительная налоговая нагрузка — 13% (4 млн/30 млн). Таким образом, компания платит 13% от своей выручки в бюджет.

Регламентирующие документы

  • Концепция системы планирования проверок (Приказ ФНС РФ от 30.05.2007 № ММ-3-06/333);
  • О работе комиссий налоговых органов (Письмо ФНС РФ от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490);
  • Как считать налоговую нагрузку (Письмо ФНС от 29 июня 2018 г. № БА-4-1/12589@);
  • Официальный калькулятор налоговой нагрузки от ФНС.

Где используется налоговая нагрузка

Налоговики делают расчет налоговой нагрузки по отраслям. После чего осуществляется анализ предприятий. Анализ включает в себя следующие этапы:

  • расчет налоговой нагрузки налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения;
  • определение аналогичных налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков СВ), состоящих на учете в налоговом органе;
  • расчет их налоговой нагрузки (в случае отсутствия информации исследовать среднеотраслевые значения налоговой нагрузки);
  • определение аналогичного налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) с максимальной налоговой нагрузкой;
  • анализ отклонения уровня налоговой нагрузки налогоплательщика (налогового агента, плательщика СВ) от максимального значения.

В случае установления низкого уровня налоговой нагрузки проводится анализ финансовых потоков налогоплательщика. Далее налогоплательщик вызывается на налоговую комиссию (письмо вызов), понуждается к уплате налогов (протокол). В случае игнорирования ИФНС проводит выездную налоговую проверку и доначисляет налоги.

2. Как считается налоговая нагрузка

Налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным статистической налоговой отчетности и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Базой налоговой нагрузки могут являться:

  • Выручка (с НДС или без);
  • Доходы;
  • Вновь созданная стоимость;
  • Источник уплаты налога, прибыль или затраты;
  • Планируемая прибыль или ожидаемый доход.

Налоговая нагрузка рассчитываетсяя на разных экономических уровнях:

  • для государства в целом или по его регионам;
  • по отраслям хозяйства страны или регионов;
  • по группе сходных предприятий;
  • по отдельным хозяйствующим субъектам;
  • на конкретного человека.

Чтобы понять, есть ли вероятность посещения инспекторами налоговой службы вашей организации, нужно разобраться с тем, как рассчитать налоговую нагрузку.

2.1 Расчет совокупной налоговой нагрузки

В совокупный расчет входят все налоги, уплачиваемые налогоплательщиком, в т.ч. и в качестве налогового агента. При совокупном расчете в расчет включаются и страховые взносы, уплачиваемые в налоговую, кроме расчетов за предыдущие периоды. Исключаются из расчета:

  • взносы на обязательное страхование от несчастных случаев, т.к. они не уплачиваются в ФНС;
  • таможенные пошлины;
  • НДС на ввозимые в РФ товары.

Формула расчета:

Совокупная налоговая нагрузка = Сумма налогов к уплате за календарный год (по данным налоговой отчетности) / Выручка за календарный год (по данным отчета о фин.результатах) х

100%

2.2 Расчет налоговая нагрузка по конкретным налогам

Помимо совокупной налоговой нагрузки, можно рассчитать налоговую нагрузку и по каждому налогу в отдельности.
Например, налог на прибыль

Налоговая нагрузка по налогу на прибыль = Сумма налога на прибыль за календарный год (по данным налоговой декларации) / Выручка и внереализационные доходы за календарный год (по данным налоговой декларации) х

100%

2.3 Расчет налоговой нагрузки по разным системам налогообложения

Формулы расчета по отдельным налогам и видам налогообложения приведены в письме от 25.07.2017 № ЕД-4-15/14490@.

Безопасные показатели налоговой нагрузки периодически публикуются. К примеру, по некоторым отраслям за 2017 год они составляют:

Налоговая нагрузка
Отрасль 2017 год 2016 год
Производство пищевых продуктов 28,2% 19,7%
Добыча топливно-энергетических полезных ископаемых 45,4% 36,5%
Оптовая и розничная торговля 3,8% 2,8%
Строительство 10,2%, 10,9%.

Среднеотраслевые показатели, характеризующие финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков:

  1. Налоговая нагрузка 2006-2017;
  2. Налоговая нагрузка 2017;
  3. Налоговая нагрузка 2018.

2.4 Пример расчета налоговой нагрузки

ООО «Плюс» на ОСН, занимается оптовой торговлей. Показатели деятельности организации и исчисленные к уплате налоги в 2016 году, по данным представленным в налоговых декларациях и расчетах, следующие:

  • Выручка 45 млн. руб.;
  • НДС 500 тыс. руб.;
  • Налог на прибыль 800 тыс. руб;
  • Земельный налог 100 тыс.руб;
  • НДФЛ с выплат сотрудникам 101 тыс. руб.;
  • Страховые взносы 234 тыс. руб.

В данном случае в расчет налоговой нагрузки организации не будет включаться сумма страховых взносов – 234 тыс.руб., т.к. страховые взносы включаются при расчетах начиная с 2018 года. Начисления по УСН, НДФЛ, земельному налогу в расчет включаются.

Совокупная налоговая нагрузка 2016г. = (500 тыс. руб. + 800 тыс. руб. + 100 тыс. руб. + 101 тыс. руб) / 45 млн. руб. * 100% = 3,33 %

Для сферы оптовой торговли в 2016 году среднеотраслевой показатель налоговой нагрузки составляет 2,8 % (см. таблицу показателей). У ООО «Плюс» совокупная нагрузка больше, чем в среднем по отрасли, т.е. скорей всего ближайших выездных проверок не будет. Но обратите внимание, что данный показатель в 2017 году = 3,8 %.

Налоговая нагрузка является необходимым элементом при определении уровня затрат организации перед бюджетом. Расчет данного параметра должно стать обязательной процедурой для каждой организации, это поможет избежать пристального внимания налоговиков. Если у вас сложилась предельно низкая нагрузка, предоставьте подробные пояснения инспекторам ФНС. Ведь не всегда низкий уровень налоговой нагрузки говорит об «уходе» организации от налогов и наличие нарушений налогового законодательства. Если при расчете налоговой нагрузки формула использована правильно и отсутствуют ошибки, то причиной может быть, например, увеличение расходов в связи с ростом цен поставщиков.

Обратитесь к нам за комплексным бухгалтерским обслуживанием , мы сообщим Вам о возможном риске, если он возникнет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *