Налогообложение субъектов малого бизнеса

Развитие форм и методов налоговой поддержки малого и среднего бизнеса Текст научной статьи по специальности «Экономика и экономические науки»

Развитие форм и методов налоговой поддержки малого и среднего

бизнеса.

Development of forms and methods of tax support for small and medium-

sized businesses.

Дмитрий Иванович Ряховский Dmitry Ryakhovsky

докт. экон. наук, доцент, первый проректор ИЭАУ, профессор департамента налоговой политики и таможенно-тарифного регулирования Финансового

университета при Правительстве РФ

Институт экономики и антикризисного управления, Россия, Москва

e-mail: umc331@mail.ru

Аннотация: В статье рассмотрены существующие меры по налоговой поддержке малого бизнеса, рассмотрены существующие недостатки в государственной поддержке, предложены меры по развитию налоговой поддержки предприятий малого бизнеса

Ключевые слова: малый бизнес, налоговая поддержка малого бизнеса, проблемы налоговой поддержки малого бизнеса, развитие налоговой поддержки малого бизнеса, анализ налоговой поддержки малого бизнеса

В условиях проявления негативных последствий цикличности, снижения основных экономических показателей, значительного замедления темпов роста экономики, необходимо применение нового инструментария по активизации бизнес-процессов. Малый бизнес и его развитие является

важнейшим инструментом экономического роста и преодоления кризисных явлений. Именно поэтому государству необходимо уделять особое внимание развитию малого бизнеса. Развитие малого и среднего бизнеса обеспечивает занятость населения и обеспечивает конкурентными товарами, работами и услугами значительную часть жителей России. Также основная часть среднего класса это именно представители малого бизнеса. Следует учитывать, что в развитых странах, например в США, доля среднего класса, по оценкам некоторых экспертов, составляет почти 65% населения, тогда как в России не более 43%. К тому же в развитых странах 1% среднего класса производит примерно 1% ВВП, поэтому, при проведении мероприятий по трансформации налоговой системы необходимо акцентировать внимание на защиту именно среднего класса. При этом акценты следует расставлять на проведение комплексной политики, связанной не только с увеличением налоговых обязательств, но и с разработкой целого комплекса налоговых преференций в части стимулирования реализации социально значимых государственных задач (демография, усыновление, помощь людям с ограниченными возможностями и т.д.), реализацию части которых можно предложить малому бизнесу.

К субъектам малого предпринимательства (СМП) может быть отнесено любой индивидуальный предприниматель или любое общество с ограниченной ответственностью (ООО), если оно отвечает всем критериям, указанным в таблице. Такое ООО должно быть внесено ФНС в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, размещенный на ее официальном сайте (https://rmsp.nalog.ru) (ч. 1, пп. «а» п. 1, п. п. 2, 3 ч. 1.1, ч. 3 ст. 4, ст. 4.1 Закона N 209-ФЗ, п. 1 Постановления Правительства РФ от 04.04.2016 N 265). На сегодняшний день формирование данного реестра автоматизировано.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Таблица 1- Критерии малого бизнеса (Источник СПС «Консультант плюс»)

Предельное значение

N Критерий Микропредприятие Малое предприятие

1 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных, религиозных организаций, фондов 25%

2 Суммарная доля участия в уставном капитале ООО других организаций, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, а также иностранных организаций 49%

3 Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год 15 человек 100 человек

4 Доход от предпринимательской деятельности (сумма выручки и внереализационных доходов) без учета НДС за предшествующий календарный год 120 млн руб. 800 млн руб.

Можно констатировать факт, что на сегодняшний день критериальные значения отнесения к малому бизнесу более чем адекватны. С учетом трансформации пороговых значений по выручке УСН с января 2017 года до 120 млн рублей критерии отнесения к малому бизнесу будут еще адекватнее.

Количество юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, сведения о которых содержатся в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства по состоянию на 10.10.2016 составляет 5726915 и из них 5436266 предприятий относятся к микробизнесу, что составляет 95% от всех субъектов малого бизнеса. Заслуживает одобрения отсутствие нормативной грани между микробизнесом и малым бизнесом, что, несомненно дает огромный потенциал роста без законодательных препятствий.

В настоящее время налоговые поступления от предприятий малого бизнеса, работающих на специальных налоговых режимах, относительно невелики: в 2015 г. они составили 337,9 млрд руб., а поскольку налоги

поступают в основном в региональные и местные бюджеты, то можно отметить невысокую долю доходов от этих поступлений как в региональных бюджетах (4,9% от налоговых доходов), так и в местных бюджетах (12%). (Статья: Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы (Малис Н.) («Налоговый вестник», 2016, N 5). То есть, несмотря на огромное количество предприятий малого бизнеса, их доля в доходной части бюджета минимальна. При этом наблюдается четкая тенденция сокращения финансовой поддержки малого бизнеса, которая в 2016 году по данным Минэкономразвития составит 12,3 млрд рублей, а, например, в 2014 году-21.,6 млрд руб. К этой сумме можно прибавить разнообразные региональные и местные программы поддержки бизнеса. На сегодняшний день поддержка осуществляется по следующим направлениям:

— Финансы,

— Модернизация,

— Инновационная инфраструктура,

— Экспорт,

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

— Социальные инициативы,

— Информационно-консультационная поддержка,

— Специальная инфраструктура.

Поддержку можно получить как на начальном этапе становления бизнеса, так и для уже существующих проектов. Также наблюдается явно выраженная адресность поддержки приоритетных направлений развития малого бизнеса. Самым существенным недостатком вышеуказанных мер по поддержке малого бизнеса является излишняя бюрократизация процесса и недоступность предлагаемой поддержки большинству представителей малого бизнеса. Связано это, прежде всего с ограничениями на поддержку (вид деятельности, организационно-правовая форма, численность и т.д.), из-за чего у представителей малого бизнеса вырабатывается недоверие к возможности получения самой поддержки. Необходимо обеспечить слепое рассмотрение поступающих заявок независимыми межрегиональными

экспертами, функционирующими в рамках Федеральных округов и не привязанных к конкретному субъекту и (или) муниципальному образованию. Существенным препятствием являются требования к оформлению документов на поддержку, а также форм необходимой отчетности. Большинство представителей малого бизнеса не обладают комплексом необходимых знаний и умений для их заполнения. Однако, несмотря на это, считаем целесообразным данную поддержку развивать и в дальнейшем. Также логично обеспечить методическое сопровождение оформления документов, что, несомненно, повысит количество рассматриваемых заявок, и как следствие, количество реализованных проектов, т.к. логично будет предложить не прошедшим по конкурсу претендентам иные формы поддержки, развитые на региональном и местном уровнях.

Положительным решением, поддерживающим малый бизнес, является мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса. К положительным моментам следует также отнести введение налоговых каникул. Это нужное и важное решение, но глядя на количество предпринимательского сообщества, которое воспользовалось данной льготой можно сделать вывод, что получен больше политический, а не экономический эффект.

В части налогообложения следует отметить, что поддержка государства очень помогает малому бизнесу и ее также, безусловно, нужно продолжать, и при этом учитывать социальную важность малого бизнеса. В налогообложении малого бизнеса в последнее время наметились ярко выраженные тенденции на внедрение дестимулирующих мер. К ним относятся внесение изменений в Федеральный закон №54-ФЗ от 22.05.2003 г. В части онлайн кассСтоит отметить положительный момент- 18000 рублевое субсидирование приобретения контрольно-кассовой техники (ККТ). Конечно, с одной стороны малый бизнес можно бы было освободить от использования ККТ, но это правильное и целесообразное развитие

налоговой системы. С учетом того, что отрасль производства и обслуживания ККТ относится к единичным отраслям в России, которые показали многократный рост со времен перестройки, можно рассмотреть вопросы не только о снижении стоимости ККТ, но и тотальном снижении стоимости обслуживания или вообще отмены данного платежа и перехода на оплату услуг центров технического обслуживания по фактически выполненным работам и оказанным услугам и ухода от абонентского обслуживания, что в принципе является реальной задачей. Также следует рассмотреть вопрос об увеличении срока службы электронной контрольной ленты защищенной (ЭКЛЗ) на весь срок службы ККТ, что позволит существенно сократить затраты на обслуживание ККТ.

Вторым ключевым отрицательным моментом является введение обязанности организаций, применяющих УСН или ЕНВД, уплачивать налог на имущество в отношении недвижимости, облагаемой налогом исходя из кадастровой стоимости. Прежде они были освобождены от уплаты налога на имущество организаций. Изменения были внесены в ст. 346.11 НК РФ, для плательщиков УСН вступили с 1 января 2015 года, ЕНВД — еще в третьем квартале 2014 года (Федеральный закон от 2 апреля 2014 г. № 52-ФЗ). Для налоговой системы это логичное развитие и правильное решение, но для малого бизнеса это существенное усиление фискальной нагрузки. Следует учитывать многочисленные споры по определению кадастровой стоимости.

Третьим отрицательным моментом было введение в городах федерального значения для организаций и индивидуальных предпринимателей торгового сбора (Федеральный закон от 29 ноября 2014 г. № 382-Ф3). Он касается торговли через объекты стационарной торговой сети, как не имеющие торговых залов (кроме автозаправок), так и имеющие торговые залы, торговли через объекты нестационарной и стационарной торговой сети, торговли путем отпуска товаров со склада. Иными словами -снова преимущественно малого бизнеса.

Четвертым отрицательным моментом- трансформация арбитражной практики налоговых споров в части налоговых льгот по региональным и местным налогам не в пользу налогоплательщиков, а также положения налоговой политики в части ликвидации как класса налоговых льгот на региональном и местном уровнях, что опять же ударит прежде всего по малому бизнесу (http://mLnfin.ru/ru/document/?id_4=62450). То есть мы видим ярко выраженную тенденцию на акцентирование внимания адресной поддержки и постепенного ухода от сегментной поддержки определенных категорий, что является логичным в краткосрочном периоде, однако, в долгосрочном периоде это может привести к закрытию части малых предприятий, и как следствие, перераспределению рынка в пользу более крупных игроков. Полученные таким образом региональные и местные монополии будут максимизировать свою прибыль прежде всего ростом цен, что отрицательным образом будет сказываться на региональной экономике. И все это при почти двухкратном уменьшении выделяемых на поддержку малого бизнеса денежных средств и уменьшением поддержки на региональном и местном уровнях.

Следует отметить также обязанность малого бизнеса (организаций) по ведению бухгалтерского учета. Положительным является обязанность в упрощенном ведении учета, но в случае наличия у малого предприятия работников- ежемесячные выплаты НДФЛ и страховых взносов, а также ежеквартальная отчетность. При этом существующие неналоговые платежи не делают никаких послаблений представителям малого бизнеса. То есть, по сути, государственную налоговую поддержку малых предприятий можно получить в части возможности использовать специальные режимы налогообложения.

Необходимо также учитывать влияние неналоговых платежей на налоговую нагрузку малых предприятий, в том числе применяющих специальные режимы налогообложения. Следует учитывать, что малые

предприятия в части неналоговых платежей должны иметь тот же комплект документации, что и крупный и средний бизнес, что создает неравные условия. Неналоговые платежи, не учитываются при расчете налоговой нагрузки малого предприятия. Более того они вообще нигде не учитываются. В свое время введение в действие Налогового кодекса позволило упорядочить действующую налоговую систему и в десятки раз уменьшить количество действующих тогда налогов и сборов. Сегодня одной из самых критичных ошибок является возникновение различных сборов и платежей, регламентированных различными нормативными актами (экологический сбор, утилизационные сборы и т.д.). В условиях задач импортозамещения развитие производственных и перерабатывающих предприятий в приоритетных отраслях (сельское хозяйство, промышленность и т.д.), и получение конкурентноспособной продукции с высокой долей добавленной стоимости является одной из главнейших задач, стоящих перед государством в условиях проявления негативных последствий цикличности, имеющих рукотворные признаки. Так же следует отметить, что развитие малого бизнеса является одной из главнейших задач для обеспечения стабильности роста ВВП страны. В этой связи трехлетний мораторий на проведение проверок малого бизнеса не отменяет его обязанности про уплате неналоговых платежей, а лишь дает отсрочку, и как следствие ограничивает существование предприятия трехлетним периодом, т.к. по истечении срока моратория на предприятие малого бизнеса выстраиваются многочисленные проверяющие. Проведенные исследования (8) и расчеты доказывают невозможность законного функционирования предприятий микробизнеса, а также существенной части предприятий малого бизнеса без произведения затрат на обеспечение необходимой документации и оплаты неналоговых обязательств организаций, что порождает коррупционную составляющую. В этой связи существенной поддержкой предприятий малого бизнеса будет являться разработка реестра неналоговых платежей, включения их в

расчетные величины налоговой нагрузки и разработка комплекса мер по выравниванию условий функционирования малых предприятий.

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

В части налоговой поддержки малых предприятий следует отметить, что ее необходимо продолжать и развивать, что особенно важно в свете вышеперечисленного. Развитие налоговой поддержки малого бизнеса сконцентрировать на следующих моментах:

1. Развитие программы ликвидации налоговой безграмотности среди населения и представителей малого бизнеса. Для этого необходимо разработать комплексную программу, которая должна включать в себя:

— информационную компанию по повышению налоговой сознательности;

— изготовление и распространение в сети интернет обучающих фильмов и роликов по налогообложению;

— открытые консультации по налогообложению, их запись и размещение в сети интернет;

-привлечение ведущих российских вузов к разработке методических и информационных материалов по повышению налоговой грамотности;

— развитие субсидирования части консалтинговых услуг по ведению учета малых предприятий.

2. Снятие ограничений на перечень расходов, уменьшающих налогооблагаемую базу по уплате единого налога при применении упрощенной системы налогообложения с объектом доходы минус расходы и единого сельскохозяйственного налога.

3. Четкое отражение в статьях 251 и 217 НК РФ налоговых последствий получения государственной поддержки малого бизнеса, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2016), государственными программами и иными законодательными актами

федерального значения, региональными и местными нормативными документами, в том числе за счет бюджета и иных источников. Главное- исключение всех спорных вопросов.

4. Развитие информационной поддержки в части помощи в составлении налоговых деклараций, ведении учетных процессов сотрудниками ИФНС, что особенно актуально для ЕНВД и патентной системы, в том числе через личный кабинет.

5. Разработка стимулирующих мер для общего режима налогообложения, которые являются плательщиками НДС в части сотрудничества с малым бизнесом, применяющим специальные режимы налогообложения для развития компенсационных механизмов НДС.

6. Установление льготных тарифов на использование телекоммуникационных каналов связи, приобретение и обслуживание контрольно-кассовой техники.

7. Развитие информационной поддержки малого бизнеса. Информационная налоговая поддержка включает в себя:

— оформление документов по регистрации бизнеса в одном окне без сбора справок, в т.ч. возможность электронной регистрации

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

-предоставление адреса, почтовое и иное обслуживание,

— автоматизация постановки на учет в органы статистики и внебюджетные фонды при регистрации,

— автоматизация открытия расчетного счета, прием взносов в уставный капитал и т.д. при регистрации,

— консультирование по вопросам режимов налогообложения до регистрации, помощь в выборе режима налогообложения,

— помощь в оформлении регистрационных документов,

— консультирование и помощь в оформлении документов на субсидии и прочие меры поддержки,

— составление бизнес-планов, консультационная поддержка в получении кредитов, грантов и т.д.,

— консультационная поддержка в получении налоговых льгот и преференций,

— приобретение и регистрация контрольно-кассовой техники, выдача и настройка телекоммуникационных каналов связи (ТКС), электронно-цифровой подписи (ЭЦП), банк-клиента при регистрации,

— регистрация на электронных торговых площадках, методическая и иная помощь в конкурсах и тендерах на госзакупки и т.д.,

— помощь в ведении учета и составлении налоговых деклараций (ЕНВД),

— развитие личного кабинета для малого бизнеса в части интегрирования в него калькулятора расчета заработной платы, программ по разработке и составлению налоговой декларации и т.д.

Часть информационной поддержки естественно будет платной, однако, у государства имеется возможность во-первых организовать частичное финансирование части услуг, причем не конечному получателю, а субъекту, оказывающему данные услуги и избираемого по конкурсу.

Вышеуказанные меры по налоговой поддержке малого бизнеса позволят снизить риски несоблюдения законодательства, и как следствие уменьшить количество нарушений и увеличить поступления в бюджет, что особенно важно для региональных и местных бюджетов.

Список литературы

Не можете найти то, что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

1. Варнавский А.В. Налоговое стимулирование участия малых форм предпринимательства в реиндустриализации российской экономики

// Журнал «Вестник профессиональных бухгалтеров» — 2015 — №3 май/июнь — С.32-37

2. Гончаренко Л.И., Жукова Е.И., Пинская М.Р. Налогообложение организаций: учебник под научной редакцией Л. И. Гончаренко. Москва, 2014.

3. Гончаренко Л.И. Налоговые риски: теория и практика управления//Финансы и кредит. 2009. № 2 (338). С. 2-11.

4. Малис Н.И. Малый бизнес: налоговое стимулирование расширяет границы. Москва «Налоговый вестник», 2016, N 5

5. Ряховский Д.И. «Анализ налоговой поддержки научно-исследовательской деятельности в РФ» МИР (Модернизация. Инновация. Развитие). — М, 2015 Т.6. № 3-1 (23). С. 103-107

6. Ряховский Д.И. Актуальные вопросы инвестиционного развития российских промышленных компаний (монография) -М.: ИЭАУ, 2007. — 259 с.

7. Ряховский Д.И. О российском инвестиционном климате Научно-информационный журнал «Экономические науки» -М., 2008. -№1(38). — с. 44-48

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-form-i-metodov-nalogovoy-podderzhki-malogo-i-srednego-biznesa

Выбор за предпринимателями: специальные режимы

Общая система налогообложения начинающим коммерсантам не подходит. Громоздкий документооборот и сложность учета препятствуют планомерному росту молодой компании. Для микропредприятий, а также представителей среднего звена законодатель предусмотрел несколько специальных режимов.

Переход к их применению осуществляется добровольно, но с соблюдением установленных правил:

  1. ЕНВД — единый налог на вмененный доход. Требования к плательщикам закреплены статьями 346.26 и 346.28 НК РФ. Обязательным условием является издание в регионе соответствующего закона.
  2. УСН — упрощенная система налогообложения. Выбрать упрощенную систему могут вновь зарегистрированные организации и коммерсанты, отвечающие критериям статьи 346.12 НК РФ. Действующий бизнес обязан соблюсти условие о предельной выручке за 9 месяцев в 112 500 000 рублей.
  3. ПСН — патентная система налогообложения. Требования к налогоплательщикам устанавливает статья 346.43 НК РФ. Патент позволяет реализовать срочные и сезонные проекты в пределах одного муниципального образования или субъекта РФ.
  4. ЕСХН — единый сельскохозяйственный налог. Режим применяют фирмы и предприниматели, сельское хозяйство в деятельности которых достигло доли 70%. К этой категории относят лиц, отвечающих требованиям статьи 346.2 НК РФ. В группу включены не только агропромышленные комплексы, но и рыбные фермы.

После регистрации компаниям или предпринимателям дается 30 суток. До истечения этого времени налогоплательщики обязаны уведомить территориальную инспекцию о своем выборе. Если документы не поступят, лицо остается на общем режиме. В остальных случаях смена системы налогообложения у малого бизнеса происходит с начала нового года. Подать заявление необходимо до 31 декабря. Исключение составляет только патентная система. Заявление на покупку патента подают за 10 суток до фактической реализации проекта.

Механизм обеспечивает максимальную гибкость условий. Переходить от одного режима к другому можно по мере расширения производства или усложнения организационной структуры.

Каковы системы налогообложения малого бизнеса: преимущества и недостатки

Специальные режимы разработаны в целях упрощения учета и расчетов с бюджетом. Выбор таких вариантов освобождает плательщиков от НДС, налога на имущество. Поступления в пользу предпринимателей не облагают НДФЛ. Организациям не нужно рассчитывать налог на прибыль. Эти черты являются общими и признаются экспертами несомненными плюсами. Есть у систем и специфические характеристики.

Система предназначена для производителей сельскохозяйственной продукции. Режим тесно связан с видом экономической деятельности. Расчет налога производят на основе валовой выручки, уменьшенной на коммерческие затраты. Издержки необходимо документально подтверждать со ссылкой на статью 346.5 НК РФ. Общая ставка составляет 6 %. Регионы могут ее снижать.

Достоинства:

Страховые сборы по обязательным программам включают в перечень затрат. У сельскохозяйственных компаний есть возможность уменьшить расчетную базу на издержки. Декларацию необходимо подавать 1 раз. Отчет сдают ежегодно до 31 марта. Систему разрешено совмещать с ЕНВД и ПСН. Убыток дает право не платить налог.

Недостатки:

Перейти на режим не могут бизнесмены, в торговой линейке которых присутствуют подакцизные товары. Из числа налогоплательщиков исключены организаторы азартных игр. Авансовые платежи по ЕСХН придется платить каждые 6 месяцев. Максимальная среднесписочная численность наемных работников не должна превышать 300 человек. В рамках режима действует запрет на совмещение с УСН. С 2019 года помимо ЕСХН придется платить и НДС.

Порядок расчета налога зависит от объекта обложения. Если плательщик принимает к учету только доходы, УСН составляет 6 %. Фиксация коммерческих затрат обязывает начислять единый налог в 15 %. Регионы вправе снижать ставки.

Достоинства:

Отчетность плательщики сдают раз в год. Предпринимателям предоставлено время до завершения апреля. Компании обязаны направить декларацию до конца марта. Учет доходов и затрат ведут в одном журнале. Плюсом считают широкий перечень направлений деятельности. Налоги малого бизнеса уменьшают на фиксированные страховые взносы и сборы, перечисленные в фонды за работников.

Недостатки:

Если налогоплательщик применяет ставку 15 %, ему придется платить деньги в бюджет даже в случае убытка. В пользу государства потребуется перечислить минимальный взнос в 1 % от оборота.

У режима есть ограничения:

  • стоимость активов – до 150 000 рублей;
  • средняя численность персонала – до 100 человек;
  • участие в капитале других фирм – до 25 %;
  • годовой оборот — до 150 000 000 рублей.

Недостатком является невозможность использования отсрочек по онлайн-кассам.

Добровольным налогообложение субъектов малого бизнеса по этому режиму стало с 2013 года. Для каждого вида деятельности регионы утверждают базовую доходность. С нее удерживают налог по ставке 15 %. Плательщики применяют корректирующие коэффициенты. Фактическую выручку во внимание не принимают.

Достоинства:

Предприниматели и компании освобождены от учета доходов и хозяйственных издержек. Налогоплательщики, не имеющие наемных работников, вправе отсрочить покупку онлайн-кассы. При приобретении техники предоставляется вычет. Режим совместим с ОСН, УСН, ЕСХН. При отсутствии физического показателя (торговой точки, транспортного средства) платить налог не придется. Индивидуальные предприниматели могут уменьшить ЕНВД на фиксированные сборы в ПФР и ФСС РФ. Обязательства перед бюджетом снижают при оплате страховых взносов по трудовым договорам.

Недостатки:

Отчетность придется сдавать каждый квартал. Уменьшить расчетную базу на коммерческие затраты не получится. Формулы начисления ЕНВД многим коммерсантам кажутся сложными. Убыток или снижение выручки не влияет на налоговые обязательства.

На режим разрешено перейти при соблюдении ряда ограничений:

  • площадь торговой точки – до 150 кв.м.;
  • средняя численность персонала – до 100 работников;
  • отказ от участия в договорах доверительного управления или простого товарищества.

Обязательным условием является установление ЕНВД региональным законом.

ПСН

Система обложения позволяет заменить налоги на малый бизнес одним сбором. Стоимость определяется потенциальным доходом, умноженным на ставку 6 %. Регионы вправе вводить налоговые каникулы сроком на 2 года. В этот период вновь зарегистрированные коммерсанты и фирмы смогут применить ставку 0 %.

Достоинства:

Преимуществом является полное отсутствие отчетности. Осуществлять коммерческую деятельность можно сразу после приобретения патента и до его окончания. До 2019 года плательщики ПСН вправе не устанавливать онлайн-кассы. В случае их покупки они могут использовать налоговый вычет. Срок действия патента варьирует от 1 до 12 месяцев.

Недостатки:

Фиксированные страховые сборы и взносы на работников из стоимости патента не вычитают. Количество наемных сотрудников у плательщиков ПСН не должно превышать 15 человек. Не могут перейти на систему участники доверительного управления или простого товарищества. Реальный доход не влияет на обязательства перед бюджетом. Вести бизнес можно в границах четко очерченной территории. Недостатком следует считать ограничение по годовому обороту в 60 000 000 рублей и закрытый перечень направлений предпринимательской деятельности.

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса отчасти связаны с правовым статусом. Регистрация в качестве предпринимателя не лишает граждан базовых прав и обязанностей. Если коммерсанты продают личное имущество, зарабатывают на операциях с финансовыми инструментами или получают доход из иных источников, возникает обязанность уплаты НДФЛ. Вознаграждения за рамками бизнеса облагаются налогами в стандартном порядке.

Важно!
В отдельных регионах установлены торговые сборы. Правила обложения закреплены главой 33 НК РФ. О добровольности их уплаты речи не идет. Освобождение от взносов получили только обладатели патентов и сельскохозяйственные производители. В 2018 году торговые сборы введены в Москве, Севастополе и Санкт-Петербурге.

Законная оптимизация фискальной нагрузки

Современный предприниматель может существенно снизить налоги, упростить учет, а также воспользоваться льготами для малого бизнеса. Ключевым условием является правильный выбор режима или грамотное совмещение механизмов.

Рекомендации плательщикам УСН

Наиболее безопасным вариантом является упрощенная система со ставкой в 6 %. Такое решение подойдет начинающим предпринимателям, не имеющим представления о первичной отчетности и не желающим рисковать. Объект обложения особенно актуален при оказании услуг через интернет. Система рекомендована самозанятым гражданам – фрилансерам.

Если издержки у фирмы значительные, есть смысл обратить внимание на ставку 15 %. Залогом успеха станет документальная фиксация расходов. Большое значение будет иметь проверка контрагентов на предмет добросовестности. Во избежание оспаривания затрат контролирующими органами следует отдать предпочтение безналичным расчетам.

Упрощенный режим актуален для развивающегося бизнеса. Высокий порог годового оборота позволяет фирмам активно расширяться и выходить на новые рынки. В отличие от ПСН и ЕНВД территориальных границ ведения коммерческой деятельности здесь нет. Работать можно в любом регионе страны без дополнительной регистрации.

Совет налогового оптимизатора!
Если компания на УСН начала регулярно продавать продукцию, торговый зал можно выделить на ЕНВД. Законной схема будет при четком разграничении денежных потоков и документировании движения материальных ценностей.

Рекомендации плательщикам ЕНВД

Поскольку эта система налогообложения для малого бизнеса не связана с реальными доходами и затратами, сделать акцент следует на физические показатели. Так, можно сократить фискальную нагрузку за счет перепланировки помещения. Монтаж перегородок, отделяющих торговый зал от складских и технических зон, законно уменьшит платежи в бюджет.

Основные средства плательщикам ЕНВД лучше брать в аренду. В случае резкого снижения дохода или простоя соглашение можно расторгнуть. Отсутствие физического показателя исключит начисление налога. Собственникам коммерческих активов доказать «заморозку» бизнеса будет значительно сложнее.

Совет налогового оптимизатора!
Некоторые виды деятельности, облагаемой ЕНВД, дублируют позиции в списках ПСН и УСН. Если реальная выручка по направлению ниже вмененного дохода, разумнее сменить систему.

Оптимизация при применении режима ПСН заключается в грамотном расчете периода осуществления деятельности. Законодатель разрешил приобретать патент с минимальными сроками. Такой вариант оптимален для сезонных видов бизнеса.

Налоги на малый бизнес в России формально не растут. Фактически власти увеличивают нагрузку за счет сопутствующих платежей. Негативно влияют на ситуацию инфляция, нестабильный курс национальной валюты, многочисленные административные барьеры.

Потрясениями для коммерческого сегмента стали экологические сборы, взносы за утилизацию. Ощутимым является стабильное повышение фиксированных взносов предпринимателей и страховых сборов по трудовым контрактам. Расчет обязательств перед внебюджетными фондами производится с опорой на МРОТ. Повышение этого показателя негативно отражается на финансовой стабильности небольших фирм.

Усложнила жизнь малому бизнесу и реформа расчетов. Внедрение онлайн-касс происходит на средства предпринимателей. Участники оборота должны приобретать дорогостоящую технику, ежегодно оплачивать услуги фискальных операторов и тратиться на связь. Налоговые вычеты издержки не покрывают. Более того, получить их могут не все.

Таким образом, грамотный выбор налогового режима – важное, но далеко не единственное решение. Анализировать преимущества и недостатки существующих систем следует применительно к реальной обстановке в стране.

Источник: https://mbfinance.ru/zakon-i-pravo/nalogi/osobennosti-nalogooblozheniya-malogo-biznesa-v-rossii/

>Налогообложение малого бизнеса в России

УСН

Упрощенная система НО – самый простой и распространенный налоговый режим среди представителей малого бизнеса. На УСН можно перейти добровольно, условия принудительного перехода в НК РФ не предусмотрены. Существует два формата УСН:

  • налог с доходов (6%);
  • налог с доходов за минусом расходов (15%).

Каждый предприниматель выбирает для себя такой режим, который более выгоден для его компании. К примеру, субъекты предпринимательства, занимающиеся торговлей, чаще выбирают налог с доходов, а производственные цеха предпочитают уплачивать налог с чистой прибыли. Упрощенная система позволяет не платить такие налоги, как:

  • налог на прибыль (для фирм);
  • НДФЛ (для физлиц);
  • налог на имущество;
  • НДС и т.п.

Кроме того, неоспоримым преимуществом УСН является простота бухучета, что позволяет некоторым ИП вести весь учет своей деятельности без привлечения бухгалтера. В 2015 году малый бизнес в России, представленный организациями, помимо единого налога должен будет уплачивать имущественный налог, рассчитанный на основании кадастровой стоимости.

Каждая из систем НО, действующих в России, подходит для тех или иных представителей малого бизнеса. Однако назвать эти системы идеальными нельзя. Проблемы налогообложения малого бизнеса в России есть, и их влияние на его развитие существенно. Доля малого бизнеса в общем ВВП РФ заметно меньше, чем в других цивилизованных странах. Это в основном связано с несовершенством налоговых норм. Потому разработка более прогрессивных и простых форм налогообложения скажется на развитии малого бизнеса самым положительным образом.

Источник: https://mir-biz.ru/nalogooblozhenie/malogo-biznesa/

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса.

Специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса — особый порядок расчетов с бюджетом, устанавливаемый для отдельной категории налогоплательщиков и предусматривающий применение упрощенного порядка исчисления и уплаты социального налога, корпоративного или индивидуального подоходного налогов, за исключением налогов, удерживаемых у источника выплаты. Данный режим включает в себя :

— Специальный налоговый режим на основе патента;

— Специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.

Выбор общеустановленного порядка или специального налогового режима осуществляется налогоплательщиком самостоятельно. При этом необходимо учесть условия применения специального налогового режима.

Специальный налоговый режим не вправе применять:

· юридические лица, имеющие филиалы, представительства;

· филиалы, представительства юридических лиц;

· налогоплательщики, имеющие иные обособленные структурные подразделения и (или) объекты налогообложения в разных населенных пунктах (за исключением деятельности по сдаче в имущественный найм (аренду) имущества);

· юридические лица, в которых доля участия других юридических лиц составляет более 25 процентов;

· юридические лица, у которых учредитель или участник одновременно является учредителем или участником другого юридического лица, применяющего специальный налоговый режим;

· налогоплательщики, оказывающие услуги на основании агентских договоров (соглашений).

· некоммерческие организации;

· организации, осуществляющие деятельность по организации и проведению международной специализированной выставки на территории Республики Казахстан.

Также не вправе применять специальный налоговый режим для субъектов малого бизнеса налогоплательщики, осуществляющие следующие виды деятельности:

· производство подакцизных товаров;

· хранение и оптовая реализация подакцизных товаров;

· реализация отдельных видов нефтепродуктов — бензина, дизельного топлива и мазута;

· проведение лотерей;

· недропользование;

· сбор и прием стеклопосуды;

· сбор (заготовка), хранение, переработка и реализация лома и отходов цветных и черных металлов;

· консультационные услуги;

· деятельность в области бухгалтерского учета или аудита;

· финансовая, страховая деятельность и посредническая деятельность страхового брокера и страхового агента;

· деятельность в области права, юстиции и правосудия.

Размер налоговых ставок зависит от налогового режима, в котором работает предприниматель.

При осуществлении деятельности на основе патента доход предпринимателя облагается по ставке 2 процента от заявленного им дохода (статья 432 Налогового кодекса РК).

По специальному налоговому режиму на основе патента индивидуальный предприниматель не должен использовать труд работников, осуществляет деятельность в форме личного предпринимательства и предельный доход за налоговый период не должен превышать 300-кратного МЗП (в 2017 году — 7 337 700 тенге). Налоговый период: календарный год (статья 430 НК РК).

В стоимость патента включаются подлежащие уплате суммы индивидуального подоходного налога (кроме индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты), социального налога, обязательных пенсионных взносов и социальных отчислений, взносов на обязательное социальное медицинское страхование.

Если налогоплательщик выбрал налоговый режим на основе упрощенной декларации, его доход облагается по ставке 3 процента от совокупного дохода. Налоговым периодом является полугодие.

При этом:

· для индивидуальных предпринимателей:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет двадцать пять человек, включая самого индивидуального предпринимателя;

ü предельный доход за налоговый период составляет 1400-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года (в 2017году — 34 242 600 тенге);

· для юридических лиц:

ü предельная среднесписочная численность работников за налоговый период составляет пятьдесят человек;

ü предельный доход за налоговый период составляет 2800-кратный минимальный размер заработной платы, установленный законом о республиканском бюджете и действующий на 1 января соответствующего финансового года (в 2017 году – 68 485 200 тенге).

В упрощенной декларации отражаются исчисленные суммы корпоративного (индивидуального) подоходного налога, социального налога, суммы индивидуального подоходного налога, удерживаемого у источника выплаты, обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов и социальных отчислений.

Обращаем внимание, что за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации согласно Кодексу РК «Об административных правонарушениях» предусмотрена административная ответственность.

Управление камерального контроля

ДГД по Карагандинской области

Источник: http://krg.kgd.gov.kz/ru/news/specialnyy-nalogovyy-rezhim-dlya-subektov-malogo-biznesa-11-17681

Виды налогов. Специальные налоговые режимы для субъектов малого предпринимательства

Прямые и косвенные

Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие.

Аккордные и подоходные

Первые государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под последними подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода.

Подоходные налоги делятся на три типа:

Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода.

Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода.

Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода.

К специальным налоговым режимам для субъектов малого предпринимательства относятся:

— упрощенная система налогообложения; предусматривает освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций. Применение упрощенной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на доходы физических лиц, налога на имущество физических лиц.

— система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности может применяться по решениям представительных органов муниципальных районов, городских округов, законодательных органов государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

оказания бытовых услуг;

оказания ветеринарных услуг;

оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов;

розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 квадратных метров;

оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров;

распространения наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;

— патентная система налогообложения. Патентная система налогообложения введена с 2013 года и заменяет действующую до конца 2012 года Упрощенную систему налогообложения на основе патента.

Применять ПСН могут исключительно индивидуальные предприниматели. При этом, если средняя численность работников по всем видам деятельности за налоговый период (включая работников по договорам гражданско-правового характера) превышает 15 человек, ИП применять ПСН не имеет права.

Сущность ПСН состоит в получении патента на определенный срок, заменяющего собой уплату некоторых налогов. Получение патента, например, по виду деятельности «оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом» заменяет собой уплату налога с доходов, получаемых ИП, именно по этому виду деятельности. Если у ИП есть еще какая-либо деятельность, по которой патент не получался, то такая деятельность облагается в рамках другой системы налогообложения.

Налоговым кодексом РФ предусмотрено 47 видов деятельности по которым применяется патентная система налогообложения (бытовые услуги, аренда, автотранспортные услуги, ремонт жилья, ветеринарные услуги, услуги производственного характера; розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью торгового зала не более 50 квадратных метров).

Источник: https://studopedia.ru/9_58260_vidi-nalogov-spetsialnie-nalogovie-rezhimi-dlya-sub-ektov-malogo-predprinimatelstva.html

Особенности налогообложения субъектов малого бизнеса



Большое влияние на развитие малого предпринимательства оказывает налогообложение. Определяя объём взимаемых налогов с субъектов малого предпринимательства, государство оказывает воздействие на объем финансовых ресурсов, используемых субъектами малого предпринимательства, на простое или расширенное воспроизводство, на уровень занятости, а также на уровень поступлений налогов в бюджет.

Перед малым предприятием, как и перед любым другим, встает вопрос о применении того или иного режима налогообложения. В соответствии со ст.18 НК РФ в настоящий момент на территории Российской Федерации действуют общий и специальные налоговые режимы.

Специальные режимы налогообложения бывают пяти видов:

– система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (глава 26.1 НК РФ);

– упрощенная система налогообложения (УСН) (глава 26.2 НК РФ);

– система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) (глава 26.3 НК РФ);

– система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (глава 26.4 НК РФ);

– патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ) .

ЕСХН применим только для предприятий или индивидуальных предпринимателей, занимающихся специфическим видом деятельности — производством или переработкой сельскохозяйственной продукции. Также система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции имеет специфические обстоятельства применения — при осуществлении юридическим лицо, являющимся пользователем недр на условиях соглашения о разделе продукции, поиск, разведку и добычу минерального сырья .

Выбор оптимальной системы налогообложения, способствует снижению налоговой нагрузки предприятия.

Общая система налогообложения для индивидуального предпринимателя предусматривает уплату им следующих налогов: 1)налог на добавленную стоимость (НДС); 2)налог на доходы физических лиц (НДФЛ);3)налог на имущество физических лиц.

Таким образом специальные налоговые режимы должны упростить исчисление и уплату налогов для отдельных категорий налогоплательщиков или отдельных видов деятельности.

Упрощенная система налогообложения — это специальный налоговый режим, распространяющий свое действие на всей территории Российской Федерации на основании главы 26.2 Налогового кодекса РФ. Налоговым периодом для упрощенной системы налогообложения является год. УСН не предусматривает льгот для налогоплательщиков. Уплаченные суммы УСН перечисляются в бюджеты субъектов РФ по нормативу 100 %.

Упрощенная система налогообложения позволяет налогоплательщику самостоятельно выбрать объект налогообложения, в качестве которого могут выступать либо доходы, либо доходы, уменьшенные на величину расходов. Кроме того, налогоплательщику предоставляется право изменить объект налогообложения со следующего календарного года .

Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производится ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата единого налога должна осуществляться в виде авансовых платежей. Уплата авансовых платежей производиться ежеквартально не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Уплата 17 налога по итогам календарного года производится индивидуальными предпринимателями — не позднее 30 апреля, т. е. в сроки подачи деклараций указанными налогоплательщиками.

Законодательство по УСН перед предпринимателем изначально ставит выбор объекта налогообложения. Существует два варианта:

  1. Доходы, ставка налога при этом равна 6 %. Кроме того, если предприниматель не имеет наемных работников, он вправе уменьшить сумму единого налога УСН на сумму уплаченных за себя страховых взносов без ограничения.
  2. Доходы, уменьшенные на величину расходов. В этом случае ставка больше — 15 %. По окончанию налогового периода налогоплательщик, выбравший объектом налогообложения “Доходы минус расходы”, исчисляет сумму минимального налога, которая определяется как 1 % от выручки. В случае, если налог исчисленный по системе доходы, уменьшенные на величину расходов, оказывается меньше суммы минимального налога, то эта сумма подлежит уплате в бюджет. В дальнейшем налогоплательщик имеет право включить разницу между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы по УСН .

Так же помимо снижения уровня налогового бремени, у предпринимателя существенно сокращается количество документации, которую необходимо подавать в налоговую.

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД) представляет собой один из специальных налоговых режимов, установленных Налоговым кодексом РФ. «Сутью этого режима является то, что налогом облагается не реальный доход налогоплательщика, а вмененный доход, который, в соответствии со ст. 346.27 НК РФ, представляет собой потенциально возможный доход налогоплательщика, рассчитываемый с учетом совокупности условий, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого по установленной ставке».

Уплата ЕНВД освобождает организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты ряда налогов, перечень которых установлен п. 4 ст. 346.26 НК РФ. Помимо общих ограничений применение ЕНВД может осуществляется только в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:

1) оказания бытовых услуг и (или) отдельных бытовых услуг;

2) оказания ветеринарных услуг;

3) оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств;

4) оказания услуг по предоставлению во временное владение (в пользование) мест для стоянки автомототранспортных средств и др. согласно п. 2 ст. 346.26 НК РФ.

Организации, уплачивающие единый налог на вмененный доход, обязаны вести бухгалтерский учет и предоставлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность, а также следить за порядком ведения кассовых операций.

После вступления в силу Федерального закона от25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации», основные поправки заключаются во введении специального режима «Патентная система налогообложения» .

Патентная система налогообложения, являясь специальным налоговым режимом, также имеет ряд ограничений, связанных с переходом на данный режим налогообложения.

При применении патента предприниматель освобождается от уплаты НДС (п.11 ст. 346.43 НК РФ), НДФЛ и налога на имущество в части имущества, используемого при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется ПСН (п. 10 ст. 346.43 НК РФ). Кроме того, владельцу патента по тем видам деятельности, на которые куплен патент, не придется сдавать налоговую декларацию (вести бухгалтерский учет). При этом записи учета доходов и расходов должны вестись в «Патентной книге», что все-таки не дает полностью уйти от первичного учета и осложняет жизнь индивидуального предпринимателя, особо не знакомого с ведением бухгалтерского учета .

Суть патентной системы налогообложения сводится к тому, что налог уплачивается предпринимателем не с фактически полученного дохода, а с так называемого потенциально возможного годового дохода. По общему правилу размер потенциально возможного годового дохода варьирует от 100 тыс. до 1 млн руб.

Срок уплаты налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, зависит от срока, на который получен патент:

1) на срок до 6 месяцев — в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;

2) на срок от 6 месяцев до календарного года — в размере одной трети суммы налога в срок не позднее 90 календарных дней после начала действия патента и в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента. Налогоплательщики производят уплату налога в указанные сроки по месту постановки на учет в налоговом органе .

Главой НК РФ, регулирующей патентную систему налогообложения, реализована и политика внедрения «налоговых каникул». Законами субъектов РФ может быть установлена налоговая ставка в размере 0 % для налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу указанных законов и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах. Действие данной льготы ограничено 2020 г .

Таким образом налогообложение субъектов малого бизнеса в РФ имеет правовую базу и ряд особенностей. Помимо общего налогового режима НК РФ предусмотрены специальные налоговые режимы, цель которых создать для субъектов, их применяющих условия, при которых налоговое бремя на них значительно ниже, по сравнению с общим режимом, а также существенно упростить ведение учета, составления отчетности и порядок ее предоставления.

Без учета специальных налоговых режимов, применяемых в специфичных сферах деятельности, НК РФ предусматривает три специальных режима доступных для субъектов малого бизнеса. Именно поэтому в НК РФ в каждой главе, посвященной определенному специальному режиму, законодатель четко очертил границы размеров показателей хозяйственной деятельности в рамках которых допускается применение специальных налоговых режимов .

Литература:

  1. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ (в ред. от 18.07.2017г. № 160-ФЗ).
  2. Приказ Минфина РФ от 21.12.1998г. № 64н «О Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства».
  3. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 106н «Об утверждении положений по бухгалтерскому учету» (в ред. от 28.04.2017г. № 69н).
  4. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 32н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99″ (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  5. Приказ Минфина РФ от 6 мая 1999г. № 33н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99″ (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  6. Приказ Минфина РФ от 6 октября 2008г. № 107н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» (ПБУ 15/2008)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  7. Приказ Минфина РФ от 10 декабря 2002г. № 126н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Учет финансовых вложений ПБУ 19/02» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  8. Приказ Минфина РФ от 28 июня 2010г. № 63н «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности» (ПБУ 22/2010)» (в ред. от 06.04.2015г. № 57н).
  9. Голова И. Куда уж проще. Компании на Спецрежимах могут освободить от бухучета // Российская газета — 2014. — № 977(48).

Источник: https://moluch.ru/archive/185/47384/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *